Рецензия на литературное произведение бунина. Рецензия на рассказ Бунина «Антоновские яблоки

Рецензия рассказа Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи». Данный цикл Иван Бунин написал в эмиграции, когда ему было семьдесят лет. Несмотря на то, что Бунин провел долгое время в эмиграции, писатель не утратил остроту русского языка. Это видно по этому циклу рассказов. Все рассказы посвящены любви, только в каждом из них автор показал разные грани любви. В этом цикле присутствует любовь, как плотское влечение и как возвышенное чувство. Композиционно рассказ «Холодная осень» разделен на две части. До и после смерти возлюбленного главнойгероини. Черта, разделяющая рассказ и жизнь героини на две части, проведена очень четко и ясно. Героиня так рассказывает о своем прошлом, что читателю кажется, что все события происходят в настоящий момент. Это иллюзия возникает из-за того, что автор описывает все в таких мелких подробностях, что перед глазами читателя возникает цельная картина, имеющая форму, цвет и звук. Рассказ «Холодная осень», по- моему, можно назвать историческим, хотя история в этом рассказе изменена. В первой части рассказа события развиваются стремительно, достигая кульминации рассказа. Пятнадцатого июня убили кронпринца, в Петров день за обедом он был объявлен женихом главной героини, а девятнадцатого июля Германия объявила войну… По-моему, автор неслучайно поставил в этом месте многоточие. Он объявлен женихом и сразу в голове читателя рисуется идиллия счастливой семейной жизни, но в следующей фразой объявляется война. И все мечты и надежды рушатся в один миг. Дальше автор делает акцент на прощальном вечере. Его призвали на фронт. В сентябре он приезжает проститься перед отъездом. В этот вечер произносится фраза отцом невесты: — Удивительно ранняя и холодная осень! Эта фраза произносится как констатация факта. В конце рассказа героиня скажет, что та холодная осень, тот осенний вечер – все что было у нее в жизни. Данный вечер описан очень подробно, описано каждое действие героев. В этот вечер главные герои пошли гулять в сад, и эта прогулка является кульминацией рассказа и жизни героини. Перед прогулкой в прихожей жених главной героини вспоминает стихи Фета: Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот… Но это стихотворение герой начинает не сначала. Начало стихотворения он вспоминает чуть позже. Смотри – меж чернеющих сосен Как будто пожар восстает… Герои рассказа под словом пожар подразумевают восход луны, но нам читателям этого дня, ясно, что пожар символизирует мировую и личную катастрофы. Мировая катастрофа – это Мировая война, а для России крушения продолжаются и после войны. В семнадцатом году происходит революция.

Иван Алексеевич Бунин – известный русский писатель и поэт конца 19 – начала 20 века. Особое место в его творчестве занимает описание родной природы, красоты русского края, ее броскость, яркость, с одной стороны, и скромность, печаль – с другой. Эту прекрасную бурю эмоций Бунин передал в своем рассказе “Антоновские яблоки”.

Данное произведение является одним из самых лирических и поэтических произведений Бунина, которое обладает неопределенным жанром. Если оценивать произведение по объему, то это рассказ, но с другой – очерк, так как прослеживается отсутствие цепи событий, что характерно для рассказа. Существует иное мнение жанровой принадлежности этого произведения: многие считают “Антоновские яблоки” поэмой в прозе, по причине свойственной лиричности.

Раннее творчество Бунина связано со стихотворениями о любви к родине, но позже поэта более привлек жанр прозы. Именно таким произведением стал рассказ “Антоновские яблоки”, написанный под впечатлением от поездки в имение своего брата. Рассказ был написан приблизительно в конце 1890х годов. Первая его публикация относится к 1900 году.

Название рассказа “Антоновские яблоки” символизирует ушедшую Россию, канувшие в прошлое дворянские усадьбы, вольности деревенской жизни, покой и размеренность, красоту и патриархальность. “Яблоки”, в данном случае – символ, посредством которого герой погружается в воспоминания о былой жизни.

Автор с нескрываемым восхищением описывает осень в деревне, давая не только пейзажные, но и портретные зарисовки, раскрывая, тем самым, тему природы и образ русского крестьянина. На фоне этих тем писатель сравнивает склад дворянской жизни со складом богатой, мужицкой жизни на примере усадьбы своей тетки. В ее доме еще чувствовалось крепостное право. Например, в том, как мужики снимали шапки перед господами. Далее следует описание интерьера усадьбы, насыщенное деталями – синие и лиловые стекла в окнах, старая мебель красного дерева, зеркала в витых рамах.

“Угасающий дух помещиков” поддерживает только охота. Автор вспоминает “обряд” охоты в доме своего шурина Арсения Семёновича. Особенно приятный отдых, когда “случалось проспать охоту”. Таким образом, автор раскрывает тему разрушающихся дворянских гнезд. Но в то же время автор любуется образом жизни “мелкомоестного” дворянства, его распорядком дня, привычками.

Несмотря на это, Бунин осуждает русское дворянство: образ жизни помещиков, повествую об увядании дворянских усадьб, а также об исчезнувшей поэзии старинного русского быта – “дворянского и мужицкого”, того уклада, на котором веками стояла Россия. В то же время писатель восхищается красотой русской природы, которая изображена автором в динамике, в тонкой передаче красок и авторских настроений. Бунин воспевает привлекательные стороны помещичьего быта: близость крестьян и дворян, сращенность жизни человека и природы. Автор сожалеет об ушедших из жизни помещиков, о прозаичном настоящем, где выветривается запах антоновских яблок…

    • Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика. Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ «Антоновские яблоки» и повесть «Суходол». Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе […]
    • Рассказ «Легкое дыхание» написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе Бунин развивает одну из ведущих для своего творчества проблем: любовь и смерть. По художественному мастерству «Легкое дыхание» считается жемчужиной прозы Бунина. Повествование движется в обратном направлении, из настоящего в прошлое, начало рассказа является его финалом. С первых строк автор погружает читателя в […]
    • На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается его мировоззрение. Бунин в своих стихотворениях отзывался на сложные вопросы бытия. Его лирика многопланова и глубока в философских вопросах постижения смысла жизни. Поэт выражал настроения растерянности, разочарования и в то же время умел наполнить свои […]
    • В творчестве И. А. Бунина поэзия занимает значительное место, хотя известность он приобрел как прозаик. Он утверждал, что является прежде всего поэтом. Именно со стихов начался его путь в литературе. Когда Бунину исполнилось 17 лет, в журнале «Родина» вышло его первое стихотворение «Деревенский нищий», в котором юный поэт описывал состояние русской деревни: Грустно видеть, как много страданья, И тоски, и нужды на Руси! С самого начала творческой деятельности поэт нашел свой стиль, свои темы, […]
    • В творчестве Бунина нашла отражение тема критики буржуазной действительности. Одним из лучших произведений этой тематики по праву можно назвать рассказ «Господин из Сан-Франциско», который был высоко оценен В. Короленко. Мысль написать этот рассказ возникла у Бунина в процессе работы над рассказом «Братья», когда он узнал о смерти миллионера, приехавшего отдохнуть на остров Капри. Сначала писатель так и назвал рассказ – «Смерть на Капри», но позже переименовал. Именно господин из Сан-Франциско со своими […]
    • Цикл рассказов Бунина «Темные аллеи» включает в себя 38 рассказов. Они различаются в жанровом отношении, в создании характеров героев, отражают разные пласты времени. Этот цикл, последний в жизни, автор писал восемь лет, в годы Первой мировой войны. Бунин писал о вечной любви и силе чувств в то время, как от самой кровопролитной войны в известной ему истории рушился мир. Книгу «Темные аллеи» Бунин считал «самой совершенной по мастерству» и причислял к высшим своим достижениям. Это книга-воспоминание. В рассказах […]
    • Писательская индивидуальность В.Бунина отмечена в огромной степени таким мироощущением, в котором острое, ежечасное "чувство смерти", постоянной памяти о ней соединяется с сильнейшей жаждой жизни. Писатель мог бы и не признаваться в том, о чем он сказал В автобиографической заметке: "Книга моей жизни" (1921 г.), потому что об этом говорит само его творчество: "Постоянное сознание или ощущение этого ужаса / смерти / преследует меня чуть не с младенчества, под этим роковым знаком я живу весь век. Хорошо знаю, что […]
    • Рассказ «Чистый понедельник», написанный в 1944 году, - один из любимых рассказов автора. И.А. Бунин излагает события далекого прошлого от лица рассказчика - молодого состоятельного человека без особых занятий. Герой влюблен, и героиня, какой он ее видит, про­изводит на читателя странное впечатление. Она хороша собой, любит роскошь, комфорт, дорогие рестораны и в то же время ходит «скром­ной курсисткой», завтракает в вегетарианской столовой на Арбате. У нее очень критичное отношение ко многим модным произведениям […]
    • Иван Алексеевич Бунин - величайший писатель рубежа XIX-XX вв. Он вступил в литературу поэтом, создал замечательные стихотворные произведения. 1895 г. …Опубликован первый рассказ «На край света». По­ощряемый похвалами критиков, Бунин начинает заниматься литературным творчеством. Иван Алексеевич Бунин - лауреат самых различных пре­мий, в том числе и лауреат Нобелевской премии по литературе 1933 г. В 1944 г. писатель создает один из замечательнейших рассказов о любви, о самом прекрасном, значительном и высоком, […]
    • Рассказик, сочиненный И. Буниным в апреле 1924 года, незамысловат. Но он не относится к тем, что все мы знаем наизусть и привыкли о них рассуждать, полемизировать и собственное (порой из учебников вычитанное) мнение высказывать. Поэтому стоит привести 2-строчный пересказ. Итак, зима, ночь, отдельно стоящий, вдали от деревни, хутор. Вьюжит уже почти неделю, все замело, за доктором послать нельзя. В доме - барыня с малолетним сыном, да несколько слуг. Мужчин (почему-то, причины не ясны из текста) нет. Я говорю о […]
    • Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ». У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И […]
    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • После революции 1905 года Бунин одним из первых почувствовал наступившие изменения в жизни России, а именно настроения послереволюционного села, и отразил их в своих рассказах и повестях, особенно в повести «Деревня», которая вышла в свет в 1910 году. На страницах повести «Деревня» автор рисует ужасающую картину нищеты русского народа. Бунин писал, что этой повестью было положено «начало целого ряда произведений, резко рисовавших русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда […]
    • Рассказ «Господин из Сан-Франциско» - результат размышлений писателя над вопросами смысла человеческого бытия, существования цивилизации, судьбой России в годы Первой мировой войны. Рассказ появился в печати в 1915 г. когда уже совершалась всемирная катастрофа. Сюжет и поэтика рассказа Бунин описывает последний месяц жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие в Европу. За Европой должны были последовать Ближний Восток и […]
    • Рассказ «Чистый понедельник» входит в цикл рассказов Бунина «Темные аллеи». Этот цикл был последним в жизни автора и занял восемь лет творчества. Время создания цикла пришлось на период Второй мировой войны. Мир рушился, а великий русский писатель Бунин писал о любви, о вечном, о единственной силе, способной сохранить жизнь в ее высоком предназначении. Сквозной темой цикла является любовь во всей ее многоликости, слиянии душ двух уникальных, неповторимых миров, душ влюбленных. Рассказ «Чистый понедельник» […]
    • Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, потому что культура, которая воспитывает одно поколение, будет непонятной другому. Данная проблема нашла свое отражение в творчестве многих русских писателей 19 и 20 веков. Волнует она и нас, поколение 21 века. И, конечно же, актуальна […]
    • «Слово – полководец человечьей силы…» В.В. Маяковский. Русский язык – какой он? Если отталкиваться от истории, сравнительно молодой. Самостоятельным он стал в 17 веке, а сформировался окончательно лишь к 20. Но мы уже по произведениям 18 и 19 веков видим его богатство, красоту, мелодичность. Во-первых, русский язык вобрал в себя традиции своих предшественников – старославянского и древнерусского языков. Многое привнесли в письменную и устную речь писатели, поэты. Особняком стоит Ломоносов и его учение о […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
  • Господин изСан-Франциско И.А. Бунин Начало20 в время, очень насыщенное для России такими событиями, как революции,войны. Ужетогда Бунин называли одним из лучших мастеров слова в России.Он пишет такиепроизведения, как Сны Чанга, Легкое дыхание, Грамматика любви. В 1915году Бунин пишет, пожалуй, одно из самых ярких своих произведений Господин изСан-Франциско. Изначально рассказ назывался Смерть наКапри. Его замысел Бунин связывал с повестью немецкого писателя Томаса Манна Смерть в Венеции, но ещ больше с воспоминаниями о неожиданной кончине одногоамериканца, приехавшего на Капри. Впрочем, как признавался сам Иван Алексеевич, и Сан-Франциско, и все прочее он выдумал, живя в имении своей двоюроднойсестры в Елецком уезде Орловской губернии.

    Рассказ начинается на корабле Атлантида. Главным героем является господин из Сан-Франциско. Бунин не даетему имени. Это объясняется тем, что никто его так и не запомнил, что таких, какон, много.Господин едет в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерь,единственно ради развлечения. У него есть распланированный маршрут, деньги,желания. Он во всех отношениях чувствует и ведет себя господином.

    Но так ли этона самом деле? Нет. За свои пятьдесят восемь лет он так и не научился жить,любить, чувствовать, радоваться жизни, поэтому как он ни старается, ни посещаетвсе культурные и развлекательные мероприятия, так никакого удовольствия он и неполучает.Здесь ему приятно, но скучно, точно снегом освещенных музеев илихолодных, пахнущих воском церквей, в которых повсюду одно и то же величавыйвход, закрытый тяжкой кожаной завесой, а внутри огромная пустота, молчание.Так и сам господин снаружи элегантен, ухожен, красив, а внутри пуст, бездушен.Для него не существует семьи, радостей или неприятностей, любимой женщины.

    Вего жизни нет неожиданностей или сюрпризов, у него все размеренно, расписано подням, часам и секундам. И он притворяется, что счастлив.Очень символична талюбовная пара, которой заплатили, чтобы она изображала, играла в любовь захорошие деньги то на одном, то на другом корабле.Напротяжении всего рассказа можно проследить, что Бунин использует в основномчерный, белый, красный, золотой цвета в описании жизни богатых людей.

    Это неслучайно. Ведь именно в такие цвета одевались королевские особы.Например,красная мантия с вышитыми золотом лилиями и черно-белым горностаем. Господиниз Сан-Франциско один из многих пассажиров большого корабля Атлантида, громадного отеля со всеми удобствами с ночным баром, с восточными банями, ссобственной газетой на верху которого развлекаются и веселятся все сливкиобщества, в том числе и сам господин из Сан-Франциско.Всеэто происходит посреди океана, символизирующего бесконечно текущую жизнь,непредсказуемую в е поворотах.

    Он был страшен, но о нем не думали, на бакепоминутно взвывала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих слышалисирену, е заглушали звуки прекрасного оркестра. Сирена символ мировогохаоса, музыка спокойной гармонии.Господинприезжает в Неаполь, и сама природа начинает мешать его планам солнце обманывало, сеял дождь, всюду происходило что-то ужасное.

    Но ничто неколеблет господина, и он с семьей отправляется на Капри. И там, как иполагается, все обходятся с ним как с господином. Его селят в самый изысканныйотель, приставляют самую красивую и умелую горничную, самого видного излакеев. Ему достается все самое-самое, но это пока он способен платить.Ивот он умирает, умирает, только начав жить. Но смерть совершенно невписывается в образ богатого отеля.

    Не будь в читальне немца, быстро и ловкосумели бы в гостинице замять это ужасное происшествие, мгновенно, заднимиходами, умчали бы за ноги и за голову господина из Сан-Франциско куда подальше и не единая душа из гостей не узнала бы, что натворил он. Господин умирает в самом маленьком, самом плохом, самом сыром и холодном номере.Рассказзаканчивается на том же самом месте, где и начинался Атлантиде. Здесь всевс так же веселятся, танцуют и развлекаются, только нет нашего господина изСан-Франциско, он возвращается домой не в первом классе, теперь он скрыт отлюдских глаз в утробе корабля в трюме, он лежит в просмоленном гробе.

    Возникает видение Дьявола, наблюдающего корабль, многоярусный, многотрубный,созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

    Вечное и "вещное" в произведении И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
    В русской литературе вещному традиционно придавали отрицательный смысл, вечное жевозводили на пьедестал. Так, у Л.Н.Толстого противопоставлялась.. Посмотрим теперь, какова связь между вещным и вечном в рассказе И.А.Бунина.. Описание внешности жены идочери главного героя переходит в противопоставление жизни в подводнойутробе корабля..

    Бунин И.А. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско»
    Деньги - это то, для чего он живет. Описание всей его жизни, пятьдесят восемь лет, составляет всего лишь полстраницы. Мы видим, что у него никогда.. У него просто не было чувств и ощущений. Поэтому он не испытывает радости и во.. Он точно знает, что нужно делать: вести себя, как и остальные богатые люди, так называемые "сливки общества". Он..

    Анализ рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
    Пароход "Атлантида" - это как бы модель капиталистического общества.Совсем разной жизнью живут трюм и верхняя палуба. "Глухо грохотали исполинские.. Они не думают о страшном океане, ходившем за стенами корабля, веселятся под.. Его смерть как бы предвещает гибель всего несправедливого мира "господ из Сан-Франциско", который для Бунина - лишь..

    Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Один день Ивана Денисовича"
    Но сам процессобновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.Настоящим потрясением для миллионов советских людей сталвыход в свет небольшой.. За его плечами были уже годыпреследований и опыт узника лагеря. Его.. Солженицын показал всю лагерную жизнь одним днем. Послечтения становится понятно, что этого одного единственного дня..

    Сравнительная рецензия на произведения В. Распутина "Изба" и "На родине
    В настоящее время он продолжает свой литературный труд, занимается проблемами экологии и положением русской деревни, которой он посвятил почти все.. Уже из названия следует, что центральным образом в рассказе является дом.. Проблемы, затрагиваемые в «Избе» и «На родине» являются логическим продолжением центральной темы произведений..

    Рецензия на произведение современной русской литературы.("Роковые яйца" Булгакова)
    Написана она легко, интересно. Некоторыекритики называли это творение Булгакова пустячком. Они считали, что.. Вс, что за пределами этих наук,для него как бы не существует. Он мог бы сказать о себе я уч ный, а вс остальное мне..

    Тоталитарная техника по произведению Джорджа Оруэлла "1984"
    Особенно прочитав его до конца, ощущаешь вкус к жизни, к свободе, ощущаешь себя гораздо более свободным, чем это казалось ранее.И во-вторых, чувство.. Это антиутопия. Нет, это больше, чем антиутопия. Это предупреждение.. Джордж Оруэлл писал его в 1947-1949 гг. точнее, в 1947 г. ему пришла идея написать этот роман, а он сам вышел в свет..

    Трагические образы на примере художественных произведений
    Это уже не одиночество от собственного величия и даже не одиночество от равнодушия окружающего мира. Все усложняется, и главный мотив этого.. Боль эта возникает от малейшего соприкосновения с окружающим миром. И мир этот воспринимается совершенно по-особому. Поэт в стихотворениях Маяковского - бесценных слов транжир и мот. С..

    Безличные предложения в произведениях М.Ю. Лермонтова
    Предложение – синтаксически и интонационно оформ-ленная конструкция, выражающая сообщение. Предложения бывают двусоставные, имеющие в своём составе.. О безличных предложениях и пойдёт речь в этом рефе-рате, а в примерах будет.. Краткие биографические сведения: Лермонтов Михаил Юрьевич 1814.3(15).10 – родился в Москве. С 1817г после смерти..

    Доминанта человеческой личности в документальной прозе (по книге И.А. Бунина "Освобождение Толстого")
    Борьбу за чистоту русского языка Бунин связывал с борьбой за его богатство, свидетельства этого можно найти в его критических заметках о «новых.. Как и Толстой, источником побуждения для писательства считал «потребность.. На юбилее «Русских ведомостей» 13 октября 1913 года, Бунин выступил с унылой оценкой русской литературы, отмечая её..

    0.042

    И. А. Бунин является ярчайшим представителем писателей рубежа веков. Бунин - фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой страсти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы.
    О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимая художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти черты присущи не только поэзии, но и прозе.
    С осени 1924 по осень 1925 Бунин создаёт цикл произведений, которые, будучи внешне не связаны между собой, объединяются глубокой внутренней связью определяемой особенностями подхода автора к теме лежащей в их основе. Тема эта - любовь, трактуемая как сильное, часто роковое потрясение в жизни человека, как «солнечный удар», оставляющий глубокий неизгладимый след в человеческой душе. Пять произведений, посвященных этой теме - «Митина любовь», «Солнечный удар», «Ида», «Мордовский сарафан», «Дело корнета Елагина» - это как бы пять изображений разновидностей любовного чувства, пять примеров поразительного воздействия любви на разум, волю, сердце человека.
    Рассказ «Солнечный удар» был написан в 1925 году в Приморских Альпах. О происхождении этого рассказа Бунин рассказывал Г. Кузнецовой, которая записала в своём дневнике: «Говорили вчера о писании и о том, как рождаются рассказы. У И.А.(Ивана Алексеевича) это начинается с природы, какой- нибудь картины, мелькнувшей в мозгу, часто обрывка. Так солнечный удар явился от представления о выходе на палубу после обеда, из света во мрак летней ночи на Волге. А конец пришел позднее»
    Обратимся к сюжету произведения. Юный офицер, поручик, встретив на волжском пароходе молодую женщину, приглашает её сойти на пристани городка, мимо которого они проезжают. Молодые люди останавливаются в гостинице, и здесь происходит их сближение. Утром, так и не назвав себя, женщина уезжает со следующим пароходом. Поручик оставшись один, осознаёт, каким невыразимым счастьем была для него эта, казалось бы, случайная мимолётная встреча и как трагично что он больше никогда не увидит женщину, которая принесла ему это счастье.

    Неожиданная, порой мимолётная встреча «его» и «её», иногда, как в рассказе «Солнечный удар», даже не названных по имени, бурный взрыв любовных чувств и последствия, часто роковые и трагические, этого взрыва - такова сюжетная основа большинства зарубежных произведений Бунина, посвящённых теме любви. Автор раскрывает с предельной силой глубину любовных переживаний героев, которые, оставаясь нередко вполне заурядными во всех других областях жизни, именно в любви раскрывают незаурядность своих натур. Мимолётная встреча двух простых, по-видимому ничем не замечательных людей («И что в ней особенного?» - в недоумении спрашивает себя поручик, а о нем автор говорит, что «лицо его - обычное офицерское лицо») рождает у каждого из них чувство такого огромного счастья, что оба вынуждены признать, что «никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот ни другой».
    На мой взгляд это неслучайно, что весь рассказ пронизывает атмосфера нестерпимо жгучего летнего солнца. Ночью влюблённые входят «в большой, но страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер», на другой день женщина уезжает «в десять часов утра, солнечного жаркого, счастливого». Оставшись один, поручик кружит «по маленькому жаркому и запущенному садику», он сидит «возле открытого окна, в которое несло жаром», чувствует, «безмерное счастье, великую радость даже в этом зное», и, когда, наконец, полностью осознаёт потерю, для него всё оказывается залитым, «жарким, пламенным и радостным, но здесь как будто бесцельным солнцем».
    Поручик и молодая женщина расстались довольно легко, ещё не подозревая, что в их жизнь, до её конца вошло нечто самое главное в ней, вошло, чтобы тут же навсегда ускользнуть. Молодая женщина уезжает к себе в город, где её ждут муж и трёх летняя дочка, и навсегда уходит из рассказа, но одна из необычайнейших художественных находок рассказа заключается в том, что трагические переживания поручика после её отъезда являются не опровергаемым свидетельством, что и она испытывает такую же муку. А эта мука терзает поручика с возрастающей силой. Он как бы по ступенькам восходит на голгофу мучений, становящихся невыносимыми.
    Чувство поручика достигает необычайной нравственной высоты, у него как бы возникает второе зрение. То, что ранее не останавливало его внимание, казалось обычным, стало теперь уродливым, неестественным. Ему становится страшно при виде портрета кого-то военного, выставленного на витрине. С изумлением взирает он и на щемящую душу монотонность двухэтажных белых купеческих домиков, выстроившихся словно солдаты, вдоль улицы.
    «Солнечный удар» у Бунина завершается картиной трагического одиночества, отчаяния человека, оказавшегося перед бездной утраченного счастья и это подтверждается последней фразой: «Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет».
    Мне кажется, что в тех рамках, в которых написан этот рассказ, тема любви получает удивительно сильное, яркое и покоряющее воплощение.

    Рассказ “Чистый понедельник” посвящен теме любви. Любовь и смерть – две основные темы в творчестве И. А. Бунина. Этот рассказ входит на сборник “Темные аллеи”. Писатель говорил, что в своих рассказах он стремился изобразить “темные аллеи любви”. Именно таким неосвещенным, загадочным, таинственным и непонятным проявлениям любви посвящен рассказ “Чистый понедельник”, который писатель на склоне лет считал лучшим из написанного им.

    Жанр произведения – рассказ. В словаре литературоведческих терминов дается следующее определение рассказа: “малая форма эпической прозаической литературы”. Термин “рассказ” не обладает строго определенным значением и, в частности, находится близок определениям “новелла” и “очерк”.

    Кроме того, рассказ очень близок по жанру к повести, но отличается тем, что в нем представлен один эпизод из жизни героев, в котором характер раскрывается полно и многогранно. Мастерство И. А. Бунина заключается в том, что он высвечивает личность героя и его историю жизни.

    Сюжет рассказа “Чистый понедельник” – несчастная любовь главного героя, определяющая всю его жизнь. Отличительная черта многих произведений И. А. Бунина – отсутствие счастливой любви.

    Повествование ведется от первого лица, поэтому глубоко раскрываются чувства и переживания рассказчика, его душевный мир. Сила любви героя к героине видна даже из ее портретной характеристики: “Пушок на ее верхней губе был в инее, янтарь щек слегка розовел, чернота райка совсем слилась со зрачком – я не мог отвести восторженных глаз от ее лица”.
    Герой очень тяжело переживает трагический финал их отношений. Подтверждением того служит следующий отрывок: “Я долго по самым грязным кабакам спивался, всячески опускаясь все больше и больше….Потом стал оправляться – равнодушно, безнадежно”.
    Судя по этим двум цитатам, герой – очень чуткий и эмоциональный человек, способный на глубокое чувство. Бунин избегает прямых оценок, но позволяет судить по состоянию души героя, по искусно подобранным внешним проявлениям чувств.
    Автор использует такой прием художественной выразительности, как “оксюморон”. Древность он противопоставляет современности: упоминает название храмов, монастырей, икон, приводит цитаты из молитв. Также он упоминает названия самых известных московских ресторанов начала 20 столетия, книг современных авторов. Героиня никак не может дочитать “Огненный ангел”. В этом факте сквозит скептицизм автора по отношению к новым литературным направлениям: современность, по его мнению, не наделена одухотворенностью древности.

    На героиню мы смотрим глазами влюбленного в нее человека. Уже в самом начале произведения перед нами ее портрет: “Красота у нее была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие на своей густоте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, черные, как бархатный уголь, глаза”. В словах главного героя передается описание мятущейся души героини, ее поиски смысла жизни, волнения и сомнения, раскрывается образ “духовной странницы”.

    Кульминация рассказа – решение героини уйти в монастырь. Этот неожиданный поворот сюжета позволяет понять неопределившуюся душу этой женщины.

    Очень большое значение имеет заглавие рассказа. С одной стороны, оно очень конкретно: чистый понедельник – первый день великого поста. С другой стороны, оно символично. Происходит очищение души от всего суетного, греховного. Причем меняется не только героиня, избравшая монашеское отшельничество. Ее поступок побуждает и героя к самоанализу, заставляет и его измениться, очиститься.

    “Чистый понедельник” написан автором в годы его парижской эмиграции. Однако российская действительность сквозит буквально в каждой строчке. Об этом свидетельствуют и пейзажные зарисовки: “Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали на тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота,…, солнце только что село, еще совсем было светло, давно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг спокойными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами”.

    Так пронзительно мог написать лишь глубоко русский человек, хранящий образ Родины в своем сердце, не чуждом ностальгии.

    Рассказ написан шестьдесят лет назад. Для вселенной – это взмах ресниц, для истории страны – целая эпоха… Что же привлекает нас, современных читателей, в этом рассказе? Если читать вдумчиво, можно найти ответы на извечные философские вопросы: как любить и быть любимым, в чем заключается смысл жизни, что есть истинные ценности? Бунин был равнодушен к житейским будням, преходящему. Он непоколебимо сосредоточен на возвышенном и прекрасном, на конкретной человеческой судьбе.

    По словам П. Б. Струве, ” …основной особенностью дарования Бунина является необычайно яркая и мощная слитность дарования лирического с даром изобразительным и эпическим”

    (Пока оценок нет)



    Сочинения по темам:

    1. Иван Бунин известен многим читателям как гениальный писатель и поэт. За свою творческую карьеру литератор создал огромное количество стихов, рассказов,...