Все, что вы хотели знать о Джокере, но боялись спросить. Темный рыцарь

В данной статье от «Джокер от А до Я», попытаюсь составить полную картину, описывающу историю и характер главного злодея и самого заклятого врага Бэтмена – Джокера.

Имя: Джокер (The Joker). Настоящее имя неизвестно.

Известен также как: Джек Нэпиер, Джейсон Реипэн, Джонни Трейп, Джозеф Керр, Тромп Меркюри, Джонни Джейп, Слэппи, Красный Колпак, мистер Генесиус, сэр Реджинальд Арлекин, Дж. Коломбин, Х. А. Лафлин и т. д. и т. п.

Место проживания: Город Готэм. Большую часть времени проводит в психиатрической больнице для преступников “Аркэм”.

Род занятий: Профессиональный преступник.

Вес: 86 кг.

Рост: 189 см.

Глаза: Зеленые.

Волосы: Зеленые.


Все версии Джокера

Внешние приметы: Белая кожа; рубиновые губы, вечно растянутые в широкую улыбку; длинный нос, вытянутый подбородок.

Сексуальная ориентация: Гетеро. Утверждает, что был женат и что жена погибла в результате несчастного случая. Искренне радуется, когда приходится иметь дело с противницами женского пола (что не мешает ему обращаться с ними с не меньшей жестокостью, чем со всеми остальными). Неравнодушен к некоторым обитательницам “Аркэма”, что, как правило, приводит их в ужас. Начиная с 90-х его постоянная подруга – Харли Квинн, бывший психиатр “Аркэма”, пожертвовавшая ради Джокера карьерой и рассудком и ставшая его послушной рабыней. Он периодически вышвыривает ее из окна, а в остальном у них почти идеальные отношения.

Любимая одежда: Фиолетовый костюм и шляпа, желтый жилет, желтая или зеленая рубашка, белые перчатки.

Любимая пища: Рыба.

Любимое животное: Гиена.

История: Одной жуткой ночью банда уголовников, возглавляемая человеком в красном колпаке, проникла на фабрику “Ace Chemical Processing Inc.”, чтобы ограбить карточную компанию, которая находилась в том же здании. Через несколько минут они были обнаружены и столкнулись с полицией и таинственный мстителем в костюме летучей мыши. Все бандиты, кроме Красного Колпака (Red Hood), погибли от пуль полицейских. Главарь же смог найти выход из безвыходной ситуации: перемахнув через перила, он прыгнул в чан с химикатами, пролетел через сточные трубы и очутился в реке, куда “Ace Chemical” сбрасывала свои ядовитые отходы. Преступник успешно скрылся от преследования и, выбравшись на берег, снял свой колпак. Оказалось, что плавание в отравленной жидкости оставило свои следы: из отражения в реке на несчастного уставилась кошмарная клоунская физиономия. Белая как мел кожа, волосы цвета искусственной травы и рубиновые губы, растянутые в жуткую зубастую улыбку, — вот что увидел незадачливый грабитель. И с этого момента он исчез… его личность растворилась в безумии.

НИКТО не знает, кем был этот человек до этого дня. НИКТО, даже он сам – в его воспаленном мозгу смешались истинное и воображаемое, правда и ложь, реальность и фантазия. Был ли он хладнокровным головорезом или обычным неудачником, рискнувшим преступить закон, чтобы добыть денег для своей семьи? Несомненно одно: что-то плохое произошло еще до его визита на “Ace Chemical”, и физическая трансформация стала для него лишь последней каплей. (Это ни в коей мере не оправдывает того, что этот человек сделал ПОТОМ.)

Ночную тишину разорвал безумный хохот: изуродованный преступник оценил по достоинству шутку, которую сыграла с ним судьба. И решил пошутить в ответ. “Я выгляжу, как злой клоун… Клоун? Не клоун, а… ДЖОКЕР!!!” И перерожденный приступил к делу.

Очень скоро газеты называли его не иначе как Клоун – Принц Преступного Мира (Clown Prince of Crime). Действуя с потрясающей изобретательностью и безжалостностью, безумец завоевал репутацию самого опасного существа в городе Готэм. Ограбления, массовые убийства, ядерный терроризм, альянсы с другими суперзлодеями, а также (кратковременное) мировое господство и чуть было не случившийся конец света – вот далеко не полный перечень деяний Джокера. Он даже успел (я не шучу) побыть послом ООН от Ирана и отсидеть в советском концлагере.

Джокер совершает свои преступления в особом стиле. Воплощение в жизнь фразы “умереть от смеха” стало целью его жизни. Он обожает превращать свои злодеяния в зловещие представления, сопровождая абсурдные по жестокости действия буффонадой и паясничаньем. Его преступные планы тщательно продуманы, но в то же время оставляют простор для импровизации и включают множество разных вариантов отступления.

Бэтмен: Что тебе нужно от города?

Джокер: Я хочу новый велосипед… Я хочу побывать во Флориде… Я хочу…

Сцена из сценария фильма “Бэтмен” Тима Бертона, не вошедшая в сам фильм.

Версия из фильма 1989 года: Джек Напье, правая рука мафии, всегда носит с собой свою счастливую колоду, и свой любимый фиолетовый костюм. Но вдруг мафия решает избавиться от него (Джеку приглянулась девушка главаря), и натравливает на него полицию. Место действия Эксис Кэмикалс. Тут конечно же появляется Бэтмен. И по его вине Джек Падает в кислоту. лицо его становиться обезображенным, кожа приобретает оттенок синего. Не помогает даже пластическая хирургия. Пытались сделать все что в их силах, но увы, теперь наш Джек обречен носить на своем лице ехидную улыбку. Когда Джек после операции посмотрел на себя в зеркало, то потерял всяческий рассудок. Теперь ему нечего терять. По сути Джек умер, и как феникс возродился из пепла убийцей-психопатом. Ах да… Новая жизнь – новые «визитки» (надо же поддержать имидж =)), и это конечно же карта Joker. Оружие конечно имело вид клоунского реквизита. И перед нами предстает тот самый Джокер, которого мы знаем на сегодняшний день.

Мишень преступлений: Потенциально все и каждый. Джокер никому не доверяет и с равной жестокостью относится к жертвам, врагам, союзникам, помощникам и тем, кто просто “проходил мимо”. Он “дикая карта” в любой человеческой колоде, изгой в любой компании, никем не контролируется и не поддается никакому влиянию. Те, кто считают его союзником, как правило, умирают первыми. Те, кто нанимают его для “грязной работы”, должны быть готовы к непредсказуемым результатам. Его помощникам лучше держать рот на замке (“Научитесь не задавать глупых вопросов”, — говорит Джокер, швыряя под колеса проезжающей машины одного из своих подчиненных, остальным членам банды в одном из комиксов). Порядочным людям…

Порядочным людям не место в этом городе. Им лучше жить где-нибудь еще.

Джокер в “Бэтмене” Тима Бертона.

Есть у шута-маньяка и круг любимых жертв. В первую очередь, конечно, Бэтмен – супергерой Готэма, загадочный ночной мститель, защитник невинных. Именно от него удирал Красный Колпак, прыгая в химические отходы. Но речь идет не о тривиальной мести. В большинстве своих комиксовых и экранных “инкарнаций” злобный арлекин не считает Бэтмена виновником своих несчастий; он думает, что судьба ударила по нему случайно, и ответный удар наносит точно так же – наугад. Но соревнования в хитроумии с Человеком — Летучей Мышью быстро превратились в саму сущность существования преступника-клоуна. Ему необходим достойный оппонент, на котором можно играть смертельные шутки, и постоянные поражения лишь стимулируют его. Джокер всегда говорит, что убьет Летучую Мышь, что ненавидит Рыцаря Ночи и т. д., но на самом деле все гораздо сложнее – без противника его жизнь лишится смысла, ибо некому будет с ним “играть”.

Джокер: Ты еще не догадался, почему я до сих пор не убил тебя?

Бэтмен: Нет.

Джокер: Давно собирался тебе сказать… э-хе-хе-хе-хе… я ПОЗВОЛЯЮ тебе побеждать. Игра такая, понимаешь? Я творю беспорядок, ты ловишь меня… Если побеждаешь ты, я возвращаюсь в “Аркэм”, убегаю, и все начинается снова. Но если побеждаю я… БУМ! КАПУТ! Игра окончена! И кому это нужно?

Поэтому-то Джокер, хотя и имел немало возможностей покончить с Черным Мстителем навсегда, всегда оттягивал расправу до последнего момента или давал шанс на спасение своему врагу. И он ни разу не воспользовался шансом узнать истинную личность загадочного оппонента. Впрочем, по мнению многих фанов, он узнал ее давным-давно – просто для него это не имеет значения.

Один из обитателей “Аркэма”: Я говорю – снимем с него маску. Я хочу увидеть его настоящее лицо.

Джокер: О, не будь так предсказуем, Бога ради! ЭТО его истинное лицо.

Из комикса “Психушка “Аркэм”.

Следующие в списке – союзники Летучей Мыши. Они-то как раз подвергаются наибольшей опасности – Джокеру они нужны лишь как способ причинить боль Бэтмену. Затем – полицейские, законники, политические деятели – все, кто олицетворяет столь ненавистные ему закон и порядок (чем известнее, тем лучше – мэр или комиссар полиции, например). Наконец, врачи, лечащие Джокера в готэмской психушке “Аркэм” – после очередного побега он иногда навещает своих докторов, чтоб пообщаться в домашней обстановке (разумеется, с летальным исходом).

Причины и цели преступлений: Причины как таковой нет. Все, что делает Джокер, он делает для собственного удовольствия, испытывая психотический экстаз от своих социопатических деяний. Его основная цель – доказать всем, что он одновременно величайший комедиант и величайший преступник всех времен. Клоун – Принц Преступного Мира уверен, что добиться этого он может только одним способом – победив Летучую Мышь, причем обязательно с помощью какого-нибудь остроумного трюка (банальный выстрел в сердце не годится ни в коем случае!). Конечно, во многих историях злодей преследует меркантильные цели, но все же деньги для него не главное. Он может ограбить банк, а на следующий день купить 20 тысяч “чертиков в коробочке” по, мягко говоря, малопонятной причине.

Силы: У Джокера нет никаких сверхчеловеческих способностей, нет международной преступной империи, нет миллионов в швейцарском банке, нет даже очень развитых мускулов. И тем не менее в DCU (DC Universe – вселенная, существующая в воображении тысяч авторов и художников, работающих в компании комиксов DC) именно он является самым страшным и опасным психопатом, вселяющим ужас в сердца намного более могущественных и физически сильных злодеев. Джокер любит говорить, что его сила – в безумии, и это действительно так. Он готов на все во имя достижения своих целей и реализации своих планов; опасности и даже смерть не пугают его (по крайней мере, во многих историях), хотя инстинкт самосохранения всегда срабатывает в нужный момент, спасая психа от неминуемой гибели. Его сумасшествие проявляется в неконтролируемо несерьезном отношении к жизни и реальности: он высмеивает все на своем пути и, высмеяв, уничтожает. Поэтому он готов смеяться и над смертельной опасностью, и над грозным противником. В некоторых комиксах напрямую говорится, что Джокер не слишком разбирается в том, что творится как вокруг него, так и в его собственной голове (в фильмах этот момент, как правило, не акцентируется).

Доктор Рут Адамс, психиатр в “Аркэме”: Джокер – особый случай. Некоторые из нас чувствуют, что он вне лечения. Фактически, мы даже не уверены, может ли он быть назван безумным… Мы начинаем думать, что это некое неврологическое заболевание вроде синдрома Торетта. Вполне возможно, что здесь мы на самом деле видим некое суперздравомыслие, блестящую новую модификацию человеческого мышления, более подходящую для городской жизни в конце ХХ века. В отличие от Вас и меня, Джокер, кажется, не имеет контроля над информацией, которую получает от своих органов чувств из окружающего мира. Он может справляться с этим хаотическим загромождением на входе, только плывя по течению. Поэтому в одни дни он озорной клоун, в другие – психопат-убийца… Он создает себя заново каждый день. Он считает себя властелином хаоса, а окружающий мир – театром абсурда.

Бэтмен: Скажите это его жертвам.

Из комикса “Психушка “Аркэм”.

Тем не менее, особо не вникая в сущность происходящего, зловещий шут ориентируется в опасной ситуации намного лучше здоровых людей и умеет переломить ход поединка с, казалось бы, предрешенным исходом: его больной мозг всегда подсказывает неожиданные и остроумные решения. Ему нет равных в умении находить слабые места своих противников и использовать против них их же оружие. Наконец, Клоун – Принц Преступного Мира никогда не заботился о таких глупостях, как честность поединка.

Безумие дает ему еще ряд способностей. Как известно, физическая сила сумасшедших увеличивается вследствие адреналиновой реакции организма. Джокер никогда не изучал боевые искусства и рукопашный бой и в драке ему особо похвастать нечем, но иногда безумная ярость дает ему силы по-звериному бросаться на врага и сражаться на равных даже с Бэтменом, экспертом во всех возможных единоборствах. Кроме того, перманентный сдвиг по фазе наградил шута-убийцу необычайно подвижной нервной системой: на него не действуют никакие психотропные, одурманивающие и т. д. средства (правда, они часто потом действуют на докторов, которые их дают), а также “газ страха”, изобретенный безумным ученым по кличке Пугало, и ботанические чары злодейки Ядовитый Плющ.

За годы преступной жизни Джокер приобрел ряд практических навыков: он хорошо стреляет (любимая тактика – палить во все живое без разбора), неплохо владеет холодным оружием, отлично разбирается во взрывчатых и отравляющих веществах, не говоря уже о разных хитрых уловках и подлых фокусах, часто демонстрирует несомненный актерский талант и мастерство перевоплощения, является экспертом во всевозможных пытках и садистских способах промывки мозгов. Но все же главное его оружие – смекалка, беспринципность и… безумие.

Выживаемость: Почти сверхчеловеческая. Был подстрелен, утоплен, взорван, горел в огне, через него пропускали ток, и все равно он выжил.

Отношения с преступным миром: Как уже было сказано, сложные. У него нет друзей и постоянных сообщников, ибо он отрицает любые законы и правила – в том числе и уголовного мира. Джокер неоднократно объединял силы с другими суперзлодеями (с Пингвином, Пугалом, Лексом Лютором, Карнейджем); каждый раз все заканчивалось обоюдным предательством и схваткой. Однако его жуткая аура и кошмарная репутация вызывают почтительный страх и почти благоговение у большинства преступников, и его власть в стенах “Аркэма” безгранична. Джокер никогда не испытывал недостатка в помощниках, так как он хорошо платит и его планы всегда срабатывают (пока не вмешивается Летучая Мышь). Как правило, клоун-маньяк берет в свою команду двух-трех сильных и туповатых головорезов, которые не задают лишних вопросов и не задумываются над тем, что делают. Но, в отличие от большинства криминальных боссов, он обожает сам делать всю грязную работу.

Джокер является членом Несправедливой Банды – секретного общества суперзлодеев, возглавляемого Лексом Лютором. Он также вхож в Совет Нерона (так зовут в DCU Дьявола), был одним из пяти его лейтенантов; правда, потом объединился с Лютором, чтобы украсть силу правителя ада.

Теперешнее состояние: Здоров, весел, безумен, энергичен и готов к действию.

В киноиндустрии Джо тоже засветился:

Бэтмен (фильм, 1966) (фильм и сериал) - Сизар Ромеро

Бэтмен (1989) - Джек Николсон

Бэтмен: Тупик (фильм, 2003) - Эндрю Кениг

Тёмный рыцарь (2008) - Хит Леджер

Хит Леджер был бесподобным Джокером. Именно он раскрыл весь его характер. Но Джокер сыграл с ним злую шутку. 22 января 2008 года Хит Леджер был обнаружен мертвым в своей квартире на Манхэттэне. Вероятные причины смерти - самоубийство или передозировка наркотиков. Многие считаю его смерть виной Джокера. Что именно роль Джокера повлияла на психику самого Хита. Даже Джек Николсон верит в это. Перед съемками фильма «Тёмный рыцарь», Хит встречается с Николсоном, что бы он поделился опытом. Первое что сказал Джек: «Не связывайся с Джокером, до добра он тебя не доведет». Кто знает может это и Джокер постарался…

Ну начнем сначала. Первым появлением Джокера в кино стал сериал 60-х, где он был несколько изменён в плане облика: теперь у него светло-зелёные волосы, расчёсанные в шарик, а вместо застывшей улыбки ему удлинили помадой углы рта. Костюм ему сделали тёмно-розовым, а перчатки - фиолетовыми. В сериале Джокер больше напоминает клоуна, чем злодея. К тому же, он здесь действует очень слабо, всего лишь выполняя указания Пингвина. После этого Джокер долгое время был только в мультфильмах и комиксах.

В 1989 году Джокер вернулся в фильме Тима Бёртона «Бэтмен» в исполнении Джека Николсона. Здесь у него возникает имя - Джек Напьер, бывшая правая рука криминального босса Карла Гриссома. Джек падает в кислоту… дальше я уже писал) В этом фильме нет Робина, и Бэтмен вспоминает что Джокер убил родителей Брюса Уэйна когда Брюс был ещё маленьким мальчиком (кстати вот тут интересно… представьте: маленький Брюс… ну сколько ему примерно было когда убили его родителей? И примерно сколько Джо в те годы? Ну скажем лет 25. Сейчас Брюсу 25-30, то примерный возраст Джо 45-50… но это если смотреть по фильму 89 года). Традиционный облик был сохранён: зелёные волосы, белое лицо, красные губы, дорогой фиолетовый костюм, фиолетовые перчатки и постоянная улыбка. С улыбкой здесь постарались: Джеку Николсону накладывались в качестве грима искусственные уголки губ и щеки, «застывшие в улыбке». В конце фильма он был убит Бэтменом, хотя Джокеру уделили гораздо больше времени, чем Бэтмену. Харли Квин по сюжету была убита самим Джокером (хотя ей отказали в костюме шута и в прозвище, но будем надеяться, что в следующем Бэтмене Харли покажет себя).

В 2003 появляется очередной фильм, на этот раз любительский малобюджетный, НО Эндрю Кениг (исполнитель роли Джокера) впечатлил многих и считается чем-то средним между образами Леджера и Николсона. Внешность Джокера напоминает собой фильм Нолана, но у Джокера здесь каштановые, а не зелёные волосы. Характером Джокер в этом фильме немного псих и погибает в конце.

И наконец «Темный рыцарь». Здесь у Джокера нет имени (кроме того, он не оставляет улик, и узнать его прошлое нельзя). Облик традиционный, но искаженный: у Джокера светло-зеленые вьющиеся волосы, чёрные контуры вокруг глаз (взято из комиксов), грязный фиолетовый костюм, тёмно фиолетовые перчатки и белое лицо. Постоянной улыбкой стали 2 шрама, вырезанные во рту. В течение фильма Джокер дает две версии их появления: издевательство отца и несчастная семейная жизнь, но истинная причина так и не раскрыта. Истории сопровождаются фразой «А чего ты такой серьёзный?» (в оригинале «Why so serious?»), которая стала подписью к фильму. От падения в отходы здесь отказались — белое лицо Джокера здесь — неаккуратно наложенный грим, который несколько раз подтирается по ходу фильма. Нож является любимым оружием нового Джокера: по его мнению: «ножи обеспечивают наиболее близкий контакт с жертвой». Также отличительным признаком этого злодея являются динамит и бензин. В финале Джокер не умирает, что делает фильм приквелом.

Хит сам, закрывшись в гостиной на месяц, придумывал образ Джокера. Он не хотел, чтобы его Джокер был похож на Джокера Джека Николсона. Джокер Хита эгоистичный, со своей непревзойдённой мимикой, с вечной улыбкой в виде шрамов, с чудесными интонациями психопата. В этом фильме Джокер показывает всю мораль общества. Не Бэтмен, который защищает граждан города, а Джокер. Джокер Хита Леджера поставляет нам смысл и философию людей, как Харви Дент, а также общества. Джокер погружает город в хаос и ведет свою тонкую игру.

Большое влияние на персонаж Джокера в этой версии повлияли эпизоды комиксов о Бэтмене под названиями «Длинный Хэллоуин», «Убийственная шутка», «Человек, который смеётся». Один из создателей этого персонажа в 1940-х годах, Джерри Робинсон, был нанят консультантом, также как и его коллега Боб Кейн для «Бэтмена» (1989).

Грим Джо

Спойлер Трагическая смерть Хита Леджера поставила два острых вопроса при выпуске фильма: показывать ли недавно скончавшегося Хита Леджера в образе изуродованного Джокера, говорящего коронную фразу, а также целесообразность вырезания из финального монтажа сцены, где Джокер притворяется мертвым. Эту ситуацию решили, мотивировав тем, что Хит Леджер очень сильно работал над этой ролью и в любом случае был бы горд и рад ей.

Ну на фильмах закончили.

Следующий образ Джокера показан в недавно вышедшей игре Batman: Arkham Asylum. Джокер является одним из противников Бэтмена и боссов игры. Доставленый Бэтменом в Аркхэм. Как оказалось – это был тщательно спланированный план по попытке убиения Бэтмена, но как оказалось не идеальный. Он поднимает бунт и захватывает власть в больнице. Постоянно появляется, оставляя как аудиопослания, так и видеообращения. Является главным противником Бэтмена. В одном из встреч он превращает двух своих помощников в монстров с помощью мутагена, под названием «Титан» (в последнем встрече и себя самого). В версии игры для PlayStation 3 есть возможность игры за Джокера (надеюсь появиться на PC). На облик Джокера в игре больше всего повлияли фильм Бэтмен, комиксы и мультсериал. Озвучивал Джокера актёр Марк Хэмилл(всеми любимый джэдай также озвучивает надзирателя в игре Darksiders), успевший ознакомиться с этим характером во время работы над мультсериалом про Бэтмена.

Зелёные волосы, белое лицо, улыбка, больше похожая на оскал, - его узнают даже те, кто в жизни не притрагивался к комиксам. Смеющийся психопат, шут-убийца, клоун-принц преступного мира - или просто Джокер, единственный и неповторимый. Главному врагу Бэтмена исполнилось 77 лет, и это были чертовски насыщенные годы. В нашем материале мы постараемся пройтись хотя бы по верхам этой объёмной и яркой истории, наполненной смехом и кровью.

Если подходить к персонажу с позиции культурологии, выяснится, что ему пара тысяч лет. Ведь по сути Джокер - трикстер, мало отличающийся от фольклорных Локи и Мефистофеля, злобное, коварное существо, насмехающееся над тем, что люди почитают, воплощение чистого нигилизма. Едва ли не в каждой мировой культуре и эпохе можно обнаружить его предшественников, будь то лесной дух со специфическим чувством юмора или ярмарочный Арлекин, издевающийся над бедным Пьеро. Возможно, именно поэтому Джокер так прижился - ведь он всегда был рядом.

Первый выход Джокера

В привычном для нас виде клоун-террорист появился в 1940 году. Кто на самом деле приходится отцом этому персонажу - загадка, которой не суждено быть разгаданной. Каждый из трёх людей, работавших в то время над комиксами о Бэтмене - Боб Кейн, Билл Фингер и Джерри Робинсон, - утверждал, что Джокера создал именно он, а остальные, дескать, лишь подхватили идею.

Установить, кто из них прав, уже невозможно. Зато точно известен источник вдохновения - немецкий актёр Конрад Фейдт в образе Гуинплена из экранизации романа Виктора Гюго «Человек, который смеётся» 1928 года. А ещё, как ни странно, игральная карта «Джокер».

Конрад Фейдт в образе Гуинплена. Возможно, что и цветом кожи Джокер обязан тому, что фильм был чёрно-белым

Те, кто думает, что поначалу Джокер был весёлым преступником-балагуром, а убивать начал лишь к концу XX века, плохо знают историю комиксов. Так называемый «Золотой век», длившийся с конца 1930-х по начало 1950-х, был густо замешан на крови. Тот же Бэтмен, например, не сразу стал махровым моралистом и когда-то с гангстерами не церемонился. В упор, конечно, не стрелял, но если приходилось скинуть очередного бандита с крыши, не колебался. Вот и Джокер дебютировал в комиксах как настоящий серийный убийца.

По сюжету выпуска Batman #1 новоявленный злодей объявлял по радио имена своих жертв, обычно кого-нибудь из городской элиты Готэма, и те ровно через сутки умирали с неестественными улыбками на лицах. Цель маньяк преследовал простую - посеять страх и получить основанный на нём авторитет у местных гангстеров. Весьма разумный план. Ранний Джокер вообще был далёк от безумия. Жестокий, хладнокровный, изобретательный, но едва ли сумасшедший. Он даже почти не смеялся.

Ранние комиксы чем-то похожи на немые фильмы ужасов. При всей своей нелепости исправно нагоняют жути

Но кое-что иррациональное в нём всё же было. Злобный шут решил, что не хочет знать, кто скрывается под маской Бэтмена, и даже отказался убить героя при первой возможности - так ведь неинтересно. Если проводить параллели между первым Джокером и интерпретацией Хита Леджера, образ злодея в «Тёмном рыцаре» уже не кажется таким неканоничным.

Когда Джокер был смешным

Целых десять лет никто из авторов и не думал объяснять, почему у персонажа белая кожа и зелёные волосы. Хотя для комиксов о Бэтмене это не было обычным делом. Джокер вообще стал первым полноценным суперзлодеем Бэт-вселенной - до него Брюс Уэйн дрался с рядовыми преступниками. История про падение грабителя в красном колпаке в чан с химикатами появилась только в начале 1950-х и до сих пор считается каноном.

В «Серебряном веке» Джокер был охоч до богатства и побаивался налоговой инспекции

Примерно в это же время психиатр-консерватор Фредрик Вертхэм опубликовал скандальную книгу «Развращение невинных», где утверждал, что комиксы засоряют умы детей и выводят их на кривую дорожку. Работа наделала много шума, и издательства по всей Америке были вынуждены принять «Кодекс комиксов», который обязывал сценаристов и художников к жёсткой самоцензуре. Так начался «Серебряный век» - эпоха весёлых, безобидных и однообразных приключений.

Под раздачу попали и Бэтмен с Джокером, превратившиеся в благородного рыцаря и шаловливого клоуна соответственно. Ни о каких убийствах отныне и речи быть не могло. Их место заняли тематические преступления. Накачать город веселящим газом и заставить всех повыкидывать драгоценности, совершить ограбление, нарядившись Чарли Чаплином или Бастером Китоном, сбежать от полиции, рассмешив копов до беспомощности, - вот что теперь было по душе белолицему злодею. Да и какой он злодей? Так, хулиган и пакостник.

В 1960-е Джокер наконец-то получил первое экранное воплощение в сериале «Бэтмен» с Адамом Уэстом. Исполнил роль актёр кубинского происхождения Сезар Ромеро, который до того играл в основном героев-любовников. Впрочем, в новом амплуа он проявил себя ярко. Джокер получился шумным, дурашливым, но обаятельным - под стать самому сериалу.

Сериал «Бэтмен» 1960-х в Штатах считается классикой. Таким Джокера большинство зрелых американцев знают с детства

Шутки кончились

От такого клоуна ничего хорошего ждать явно не стоит

В 1970-х на Джокера потихоньку перестали действовать пилюли добродушия, которыми его пичкали двадцать лет. В массовую культуру, особенно в кино, проползало насилие, и комиксы не могли не поддаться общему веянию. Именно тогда сага о Тёмном рыцаре приобрела знакомые нам черты мрачного детективного триллера.

Первым звоночком, ознаменовавшим возвращение клоуна-убийцы, стал сюжет «Пять способов мести Джокера» 1973 года. В нём злодей в очередной раз сбежал из-под стражи, но вместо того, чтобы совершать абсурдные преступления, начал карать бывших подельников, бросивших главаря на произвол судьбы. И кара не подразумевала бросок торта в лицо - нет, всё было по-взрослому. Двоих отравили ядом смеха, ещё один затянулся сигарой с нитроглицерином, а четвёртого маньяк просто повесил. Последний подручный должен был стать закуской для акулы, но Бэтмен спас его.

Персональная серия Джокера протянула недолго. Как писать о том, кто даже на антигероя не тянет?

Настоящий ренессанс Джокер пережил в 1980-е, когда вышли два сюжета о нём, оставившие глубочайший след в истории комиксов. Про «Убийственную шутку» Алана Мура хоть раз слышал каждый, кто увлекается гик-культурой. Этот графический роман стабильно входит в топы комиксов, обязательных к прочтению. Причин тому много.

Во-первых, именно после событий «Убийственной шутки» Барбара Гордон, она же Бэтгёрл, оказалась прикована к инвалидному креслу. Это был смелый ход со стороны издательства - до этого герои никогда не лишались сил надолго и уж точно не становились инвалидами.

Во-вторых, «Убийственная шутка» - это первая попытка показать Джокера живым человеком, трагической фигурой, чьё безумие имеет вескую причину. Благодаря ловкой манипуляции эмоциями читатель с удивлением обнаруживал, что зловещему шуту, оказывается, можно сопереживать. Но ошибочно полагать, будто в комиксе раскрывается настоящая предыстория Джокера, - нет, убивать интригу DC и Мур не рискнули бы. В романе предлагается лишь один из возможных вариантов.

Эта сцена из «Убийственной шутки» вызвала возмущение феминисток по всей Америке

А вот арка «Смерть в семье», напротив, стремилась читателя не удивить, а ублажить. Аудитория DC в то время обожала жестокие выходки Джокера и ненавидела второго Робина - Джейсона Тодда. Сценаристы создали его на замену сверхправильному Дику Грейсону, который ушёл от Бэтмена на вольные хлеба и стал Найтвингом. Новый чудо-мальчик должен был в духе времени стать «плохим парнем», но вместо этого стал плохим персонажем.

Дерзкий и резкий сайдкик настолько не нравился публике, что DC пошли на беспрецедентный шаг - запустили телефонное голосование, выживет Тодд в ходе очередного приключения или нет. Читатели хладнокровно приговорили парня к смерти. Гибель его не была быстрой или безболезненной - Джокер, дьявольски хохоча, избил юношу монтировкой и, едва живого, оставил на заминированном складе. Бэтмен пытался спасти подопечного, но всё уже было предрешено.


Со временем Джейсон Тодд воскрес, но на это ушло десять с лишним лет. А в 1980-е гибель Робина была окончательной и бесповоротной. Сложно переоценить важность этого сюжетного поворота для «Бэтмена» и индустрии комиксов в целом. Позже сценаристы ещё не раз заставляли Джокера совершать куда большие зверства, выходя за всякие рамки. Но превзойти по эффектности «Убийственную шутку» и «Смерть в семье», кажется, никто так и не смог.

На больших и малых экранах

Успех фильма «Супермен» 1978 года и возросшая популярность комиксов о Бэтмене убедили студию Warner Bros., что публика готова к большому кино о Рыцаре ночи. Ходить студийные боссы решили сразу с козырей. Вернее, с Джокера. В ранних черновиках сценария был ещё и Пингвин, но создатели выбросили его, чтобы не отвлекать внимание зрителей от противостояния двух архиврагов.

Кинокомпания хотела, чтобы фильм стал однозначным хитом, а допустимый риск был исчерпан наймом молодого Тима Бёртона на должность режиссёра и не слишком известного Майкла Китона на роль Бэтмена. Злодея должна была сыграть настоящая звезда. Интерес к этой роли проявляли Робин Уильямс и даже Дэвид Боуи.

Легенда гласит, что Джек Николсон стал главным кандидатом после того, как один из продюсеров увидел «Сияние» Стэнли Кубрика. Дикий оскал и безумные глаза актёра произвели неизгладимое впечатление на кинобосса, и тот убедил коллег, что Джокера должен играть Николсон и никто иной. После долгих уговоров Джек согласился, но гонорар запросил баснословный - 60 миллионов от сборов картины и процент от продаж видео и мерчендайза.

Давайте все же признаем очевидное: Николсон сыграл в «Бэтмене» Николсона, только в гриме

Джокер в фильме Бёртона получился ярким и харизматичным, но… совершенно не безумным. Это самовлюблённый и жестокий гангстер-пижон, но не инфернальный шут, от чьего смеха по коже бегут мурашки. Быть может, причина в том, что его происхождение не покрыто завесой тайны. Зрителю известно, что до падения в чан с химикатами Джокер Николсона был обычным бандитом. Сценаристы даже дали ему человеческое имя - Джек Нэпьер (в честь покойного актёра Алана Нэпьера, сыгравшего Альфреда в «Бэтмене» 1960-х). Нет загадки, нет интриги. А уж решение сделать именно его убийцей родителей Брюса Уэйна вызвало дикое возмущение у фанатов комиксов.

Впрочем, фильм получился стоящим и успешным. Он популяризировал Бэтмена и Джокера, показал их во всей мрачной красе, стёр воспоминания о старом комедийном шоу. Warner Bros. почти сразу дали добро на сиквел и, что для нас куда важнее, мультсериал «Бэтмен» за авторством Брюса Тимма и Пола Дини - готический, мрачный, не желавший сюсюкаться с юным зрителем. Конечно, рассчитан он был в том числе и на детей, но поднимать взрослые темы не стеснялся. Там была драма, был психологизм. Именно там появилась спутница Джокера - всеми любимая Харли Квинн. А ещё там был лучший Джокер вне комиксов.

Джокер Хэмилла навсегда останется в детских воспоминаниях тысяч зрителей. Ну, или в ночных кошмарах

Когда Марка Хэмилла пригласили на студию, он был уверен, что ему предложат написать пару сюжетов для сериала. После «Звёздных войн» его актёрская карьера не задалась, и Марк начал писать сценарии, даже добился в этом успехов. Поэтому, когда его попросили встать за микрофон, бывший Скайуокер несколько удивился. Но ничего необычного в этом не было - за два года до того Хэмилл сыграл суперзлодея Трикстера в сериале «Флэш», созданном тем же телевизионным подразделением WB на волне популярности бёртоновского «Бэтмена». Типажи двух злодеев во многом совпали, и создатели решили позвать именно этого актёра.

И это оказалось одним из самых верных решений чуть ли не во всей истории мультсериалов. Марк настолько тонко и верно прочувствовал персонажа, настолько вошёл в роль, что по сей день считается лучшим голосом Джокера из всех. Да что там - просто лучшим Джокером. Он забавный, жуткий, безумный, а его смех не спутать ни с чем.

Марку Хэмиллу всё же удалось сыграть Джокера вживую… ну, почти. В сериале «Флэш» он вернулся к роли Трикстера, но голос и манеры позаимствовал у клоуна-убийцы

Джокер нового века

В 1990-е индустрию комиксов лихорадило. Кризис продаж, кризис идей - в общем, кризис всего. В том, что творилось во вселенной DC тех лет, с её параллельными мирами, сдвигами пространства-времени, внезапными смертями и воскрешениями, сломит ногу и сам дьявол. Поэтому мы обойдём стороной это царство хаоса, благо ничего действительно эпохального про Джокера тогда не выходило. Хотя истинные знатоки комиксов с этим наверняка могут поспорить.

В арке «Император Джокер» злой шут обманом получил божественную силу и на время стал владыкой Вселенной…

…а в «Последнем смехе» заразил весь мир вирусом, превращающим каждого в безумного клоуна

Оставался на периферии он и в начале 2000-х. В значимых арках вроде «Бэтмен: Тихо!» клоун мелькал, но чаще на вторых ролях. Читателям и авторам он как будто приелся. Заезженный образ нуждался в кардинальном обновлении.

В мультсериале «Бэтмен» 2004 года Джокер уже предстаёт в непривычном облике. Он сгорблен, двигается на обезьяний манер, вместо аккуратной причёски - пышная зелёная грива, вместо фрака - смирительная рубашка. Непривычно, но свежо и смело, хотя в целом мультсериал сильно уступал предшественнику. Но те перемены в Джокере были лишь знамением того, что на самом деле грядёт.

В мультсериале 2004 года Джокер совершенно не похож на себя. И ему это идёт

Когда Кристофера Нолана спросили, почему он пригласил на роль Джокера в «Тёмном рыцаре» именно Хита Леджера, режиссёр ответил: «Потому что Хит бесстрашен». А для того, что задумали Нолан и Дэвид Гойер, была необходима недюжинная смелость. Оба в полной мере понимали, какой груз ответственности лежит на их плечах, несмотря на то, что Кристофер был и остаётся далёк от комиксов. Перезапустить франшизу о Бэтмене - это одно, а вписать в условно-реалистичный мир фантастического персонажа, к тому же имеющего гигантскую армию фанатов, - совсем другое. Для этого требовался актёр, готовый, во-первых, принять шквал критики от гиков, а во-вторых, убедить мир в правоте создателей фильма, покусившихся на канон.

Про Джокера Леджера написано немало статей и даже научных трудов. Это, вне сомнения, одна из самых ярких и влиятельных актёрских работ в кино начала XXI века. Но консерваторы от комиксов все же критикуют его за неканоничность. Дескать, никакой это не мистер Джей: ведёт себя не так, выглядит не как положено, и вообще, Нолан снял что-то своё, а не экранизацию комиксов про Бэтмена.

Последней записью в дневнике, который Леджер вёл от лица Джокера во время подготовки к роли, были слова «пока-пока» на всю страницу. Жуткое совпадение

Но если разбирать образ, созданный Леджером, именно в контексте истории персонажа, то выяснится интересная вещь: суть Джокера актёр и сценаристы уловили максимально точно. Каким должен быть шут-убийца? Безумным? Джокер в «Тёмном рыцаре» строит грандиозные многоходовые планы ради достижения одному ему понятной иррациональной цели. Коварным и жестоким? Скольких
он убил по ходу фильма, сколько жизней сломал! Именно он превратил честного и благородного Харви Дента в одержимого местью Двуликого, показательно осквернив идеалы морали, едва возникшие в Готэме. Эксцентричным и ироничным? Да все монологи Джокера напоминают стендап-шоу радикального комика, а сам он представляет собой эдакий гибрид Энди Кауфмана с Чарльзом Мэнсоном. А как он заливается смехом во время избиения - это же самая показательная сцена, отражающая суть персонажа!

Даже особое отношение Джокера к Бэтмену раскрыто в «Тёмном рыцаре» куда лучше, чем у Бёртона, где клоун-гангстер воспринимал архиврага как очередную помеху, не более. Так что всё каноничней некуда.

В год выхода «Тёмного рыцаря» Брайан Азарелло опубликовал графический роман «Джокер», где злодей явно напоминает Хита Леджера

Клоун без лица

С выхода «Тёмного рыцаря» прошло уже восемь лет. Всё это время Джокер, интерес к которому резко вырос, постоянно мелькал в комиксах, мультфильмах и видеоиграх. Особо выделим серию Batman: Arkham, в которой к любимой роли на две игры вернулся Марк Хэмилл, а на смену ему пришёл не менее талантливый Трой Бэйкер. Франшиза охватывает почти всю историю противостояния Бэтмена и Джокера - от первого столкновения до гибели смеющегося психопата и его, так сказать, посмертного существования. Это грамотная компиляция десятков комиксных сюжетов в несколько объёмных, но цельных произведений.

Что до комиксов, больше всего шуму наделала версия клоуна из вселенной The New 52. Сценарист Скотт Снайдер (не родственник Зака Снайдера, если что) пошёл на дерзкий ход: по сюжету Джокер теряет лицо. В буквальном смысле. Клоуну его просто отрезают. А спустя какое-то время он крадёт своё лицо из хранилища улик готэмской полиции. И надевает. Как маску. Прямо на голое мясо. Бр-р-р, даже писать об этом неприятно.

Так что просто смотрите

Тем не менее такой экстрим подошёл персонажу как нельзя лучше. Новый облик подчеркнул всю глубину психического расстройства клоуна. Он настоящее чудовище, чей воспалённый мозг генерирует гениальные и изощрённые планы. Даже Харли Квинн боится такого мистера Джея, и её можно понять.

Кажется, Джокер способен пережить что угодно только потому, что сама смерть предпочитает держаться от него подальше. Бэтмен как никогда растерян и беспомощен перед этим воплощением хаоса. В финале арки «Смерть семьи», которая считается одной из лучших в The New 52, Тёмный рыцарь одерживает победу над врагом, но складывается впечатление, что это тоже лишь часть плана Джокера. Шоу должно продолжаться.

В арке Batman R.I.P. Джокер уже похож на серийного убийцу из фильма ужасов

За последний год мы получили целых двух новых экранных Джокеров. Первый из них появился в сериале «Готэм», и с ним всё непросто. Персонажа, которого играет Кэмерон Монахэн, зовут Джером Валеска. Он сын цирковой артистки, который убил собственную мать, после чего был помещён в лечебницу Аркхем, сбежал оттуда и стал разудалым преступником со склонностью к театральным эффектам.

Создатели утверждают, что Джером не Джокер, но верить им трудно. Он ведёт себя как Джокер, говорит как Джокер, смеётся как Джокер. Он даже выглядит как Джокер, разве что кожа нормального цвета и волосы рыжие. А раз сериал окончательно плюнул на реализм и воскрешает мёртвых персонажей на раз-два, вероятность, что юный психопат искупается в химикатах, вырастает до 99%.

И это хорошо. Да, тайна личности шута-убийцы снова растворится, но «Готэм» тем и славен, что показывает на экране всё, что в комиксах осталось за кадром. В остальном же образ Монахэна соответствует канону, а манера игры явно вдохновлена озвучкой Марка Хэмилла.

Кэмерону Монахэну (Джером из «Готэма») даже грим наносить необязательно

И вот мы добрались до самого обсуждаемого Джокера последних лет - Джареда Лето в «Отряде самоубийц». Ирония в том, что сказать про него, по сути, нечего. Персонажа в фильме летучая мышь наплакала - восемь минут с небольшим, и раскрывается он (вернее, «обрисовывается») всего в паре сцен. Он эксцентричен, эгоцентричен, эмоционально нестабилен - в общем, почти такой, каким должен быть. Только порой, как и всё в киновселенной DC, чересчур серьёзен и пафосен. Комедиантская сторона Джокера едва намечена.

Зато образу добавили человечности. В фильме мистер Джей не просто держит Харли Квинн при себе, как забавную игрушку, но любит её, хотя в то, что его гнилое сердце способно на чувства, трудно поверить. Сам Лето говорил в интервью, что хочет показать сложную и противоречивую натуру Джокера, сделать его человеком, который одновременно и наслаждается безумием, и страдает от него. Увы, огромное количество отснятых сцен с его участием так и не вошло в театральный монтаж фильма.

Будем надеяться, все вырезаннные сцены с Джокером когда-нибудь покажут. Очень уж хочется узнать, что за игрушки хотел показать Лето

Безусловно, что-то мы упустили. Охватить всё, что вышло про Джокера за 75 лет, в рамках одного материала невозможно. Например, тут нет теорий касательно того, что происходит с клоуном в комиксах DC сейчас. А там как раз выяснилось, что все эти годы злодействовали аж три разных Джокера вместо одного. Этот сюжетный твист нацелен на шумиху столь же явно, как и разрекламированное предательство Капитана Америки. И пока сценаристы не придумают ему чёткого и вменяемого обоснования, воспринимать его всерьёз не стоит.

Джокер - звезда мирового масштаба. Икона современной поп-культуры, не меньшая, чем Бэтмен. И что бы с ним ни делали сценаристы, художники, актёры и режиссёры, суть его не изменится. Злобный клоун, воплощение жестокой иронии судьбы и незамутнённого безумия. Злодей, чей образ врезается в память с первого взгляда. Слишком популярный, чтобы когда-либо исчезнуть. Как бы ни сложилась судьба киновселенной DC, за Джокера переживать не стоит - его смех прозвучит ещё не раз.

Бэтмен появился в далеком 1939 году в 27 номере журнала «Detective Comics», но вот серию с названием в его честь он получил только год спустя. В первом выпуске новой комикс-серии «Batman» Бэтмен и Робин сражались против нового врага-маньяка по имени Джокер.

Знаменитый дизайн клоуна от Боба Кейна был вдохновлен Конрадом Фейдтом, а точнее его ролью Гуиплена в фильме “Человек, который смеётся” (1928)

Соавтор и сосоздатель персонажа Билл Фингер планировал, что Джокер погибнет сразу в конце своего первого появления. Джокеру проткнули сердце, но редактор решил добавить в последнюю панель номера сцену того, как Джокер выживает.

Злодей стал часто появляющимся персонажем и совсем скоро заслужил титул злейшего врага Бэтмена и Робина. В ранние годы он был безжалостным убийцей — почти все его преступления являлись тяжкими и особо тяжкими. Затем Джек Шифф стал редактором Бэтмена, и Джокер становится мягче, чаще совершая меняя тяжкие преступлении без убийств, чтобы таким образом комиксы могли продаваться детям. Но окончательно Джокер преобразился в середине 50-х после введения Комикс-код, который запрещал жестокость и насилие в комиксах. Из маньяка-убийцы Джокер стал вором-трикстером, превратившись в гораздо более смешного и менее опасного врага для Бэтмена.

Джокер в комиксах 1960-х годов. Угроза исчезновения злодея

Этот мягкий образ Джокера существовал до середины 60-х годов, до тех пока персонаж практически не исчез со страниц комиксов после прихода в 1964 году редактора Джулиуса Шварца, который ненавидел этого персонажа. Джокер стал гораздо менее значимой фигурой, лишь изредка появляясь в комиксах той половины десятилетия.

Первый полнометражный фильм и мультфильм 60х годов с Джокером

В середине 60-х годов Джокер как персонаж был на грани исчезновения. Однако его спасло то, что образ манерного преступника-трикстера стал популярен благодаря его появлению в сериале “Бэтмен” (1966) и полнометражном спин-оффе “Бэтмен.Фильм”. Честь впервые воплотить Джокера вне комиксов досталась актеру Сизару Ромеро, в роли главного врага Летучей мыши он появился в 19 сериях сериала, став самым часто используемым злодеем в сериале (вместе с Пингвином), и своей ролью он определил то, как будут воспринимать образ персонажа вне комиксов на протяжении десятилетий.

В конце 60-х персонаж также впервые появился в мультипликации в мультсериале “The Adventures of Batman”, где его озвучил Ларри Сторч (Storch)

1970-е годы — возвращение безумного убийцы и психопата Джокера на страницы комиксов

После закрытия сериала Бэтмен в попытках продавать больше комиксов о Бэтмене было принято решение вернуть его к более зрелому повествованию, чтобы избавиться от того юмористического образа, который стал популярен под воздействием сериала.
Джокер, который вернулся в комиксы после четырехлетнего хиатуса в 1973 году, вернулся к своим корням жестокого серийного убийцы, снова став достойным противником для Бэтмена.

Именно под пером Нила Адамса и Дениса О’Нила Джокер стал изображаться не только как убийца, но и как безумец. Теперь в отличие от ранней эпохи злодей стал реже использоваться в сюжетах в качестве стандартного оппонента Бэтмена, чтобы сохранить статус главного и самого опасного противника Рыцаря в плаще.

Джокер даже получил свою собственную серию комиксов в 1975 году, когда впервые DC Comics представили злодея в качестве главного героя, но отсутствие Бэтмена (и то, что в конце каждого выпуска Джокера арестовывали) привело к закрытию серии после 9 выпусков.

В середине 70-х на пост редактора DC пришла Дженетт Кан, и под её управлением популярность Джокера только выросла.

Известные истории того времени, как например “Joker Fish”, по полной раскрывают его психическую нестабильность и его склонность к убийствам. Джокер становится персонажем, который по-настоящему пугает, он больше не легкая мишень, победа над ним становится действительно значимой. Этот период в истории комиксов больше всего повлиял на характер персонажа, которого мы знаем.

Мультсериалы 70-х годов — Джокер трикстер

Вся мрачность и жестокость Джокера из комиксов совершенно не изменила восприятие персонажа в других медиа. Для большинства людей он оставался трикстером, а появления в мультсериалах только закрепляли образ, созданный Сизаром Ромеро. Так Джокер появился в нескольких эпизодах мультсериала “Новые дела Скуби Ду” (1972-1973), в которых “Корпорация тайна” пересекалась с Бэтменом и Робином.

Также у Джокера были камео в детских мультсериалах “Супер друзья” и в мультсериале “Новые приключения Бэтмена”, своеобразном продолжении главного сериала.

Джокер в комиксах 80-х годов. Перезапуск вселенной DC Comics

Хоть в 70-е годы читатели увидели рождение темного и сумасшедшего Джокера, но именно в 80-е он достиг пика своего злодейства. Это было время больших перемен – в 1985 году DC Comics перезапустили свою вселенную во время событий «Кризиса на бесконечных землях», и дальнейшие истории про Бэтмена стали более темными и мрачными, какими мы привыкли видеть легенды о Темном рыцаре сейчас.

Вместе с Бэтменом на путь мрака встал и его главный враг, который в конце 80-х перевел свой конфликт с Человеком-летучей мышью на более насильственный уровень. Вышедшая в 1988 году «Убийственная шутка» не только раскрыла историю происхождения (одну из многих) Джокера, но и показала его жестокость с близкими Бэтмена, в результате которой Барбара Гордон, она же Бэтгерл, осталась парализована.

В этом же году в сюжете «Смерть в семье» Джокер схватил Джейсона Тодда, второго Робина, и забил его до смерти ломом. Джокер перестал быть просто главным злодеем Бэтмена, он стал личной угрозой для его близких.

80-е годы первый серьезный фильм. В роли Джокера — Джек Николсон

В 1989 году мир наконец-то увидел высокобюджетную экранизацию Бэтмена от режиссера Тима Бертона. В ней Джокером стал грабитель Джек Напье, убивший родителей Брюса Уэйна. Джек упал в чан с химией, убегая от Бэтмена. Джокер в исполнении Джека Николсона объединил в себе две версии персонажа — визуально вдохновленный дизайном грабителя, который создали Адамс и О’Нил в начале 70-х, но в совокупности с комическими трюками и гаджетами от Джокера Ромеро и того образа жестокого маньяка, который был у персонажа в 70-х и 80-х годах. Но даже эта версия сначала была принята враждебно, такое мрачное воплощение персонажа было непривычным для зрителя, в конце концов прошлое живое воплощение персонажа в сериале “Бэтмен” имело огромный успех и утвердило, то как должен выглядеть персонаж.

Также в 1989 году произошло первое появление персонажа в видеоигре, Джокер появился во второй игре про Бэтмена “Batman: The Caped Crusader” для различных игровых систем, таких как ZX Spectrum и Commodore 64.

90-е годы — Джокер главный враг Бэтмена

Готический Бэтмен от Тима Бертона оказал большое влияние на комиксы, на протяжении 90-х характер Джокера не менялся и опирался на воплощении из ставшего культовым фильма, он был безумным трикстером-убийцей.

Также в этот период он снова стал чаще выступать в качестве противника Бэтмена, конечно, не так часто как в первые годы.

Возможно в это десятилетие самым знаковым моментом для комикс-персонажа будет “Images” (Batman: Legends of the Dark Knight #50), где пересказывается первое столкновение Бэтмена с Джокером, причём впервые после перезапуска вселенной, произошедшего после “Кризиса на бесконечных Землях”. Другой важный сюжет “Going Sane” повествует о том, что происходит с Джокером, если бы случилось так, что Бэтмен умер — возвращение к нормальной непреступной жизни.

Мультфильмы 90-х. Новый Джокер

В 90-х появилась одна из лучших инкарнаций персонажа вне комиксов. Задуманный как спин-офф и вдохновленный фильмами “Бэтмен” и “Бэтмен. возвращается”, мультсериал вышел в 1992 году и во второй серии “Рождество с Джокером” представил новое воплощение персонажа — Клоуна Короля-преступности. Героя озвучил актёр Марк Хэмилл.

Хэмилл представил одновременно зловещий и дико комедийный характер персонажа и, несмотря на то, что образ сильно вдохновлен Николсоном, он был принят мейнстримной публикой, а Марк Хэмилл до сих пор озвучивает Джокера в различных мультипликационных проектах DC.

Мультсериал ‘Batman: The Animated Series’ стал настоящим прорывом, он принёс в западную анимацию доселе невиданный уровень насилия и мрачности, при этом оставаясь для детского рейтинга, а заодно и создал свою анимационную вселенную. Кроме всего вышеперечисленного мультфильм значительно расширил мифологию Джокера, добавив ему нового напарника — Харли Квинн. Бывшая психиатр лечебницы Аркхэм, которая влюбилась в Джокера и встала на преступный путь, впервые появилась в 1992 году в эпизоде “Услуга Джокера”, но персонаж стал настолько популярен, что её ввели в комиксы в 1999 в сюжетной арке “Ничья земля”, позволив стать регулярным соучастником Джокера.

Комиксы 2000-х — Джокер личный враг Бетмена

Поскольку популярность фильмов про Бэтмена сошла почти на нет (спасибо ‘Бэтмен и Робин и Бэтмен: Навсегда’), персонаж Джокера перестал быть похож на образ Николсона, уходя от криминального образа в сторону личного врага Бэтмена — он стал одержим идеей доказать, что они с Бэтменом похожи, пытаясь сломить разум и волю Брюса Уэйна. Вышедший в 2001 году сюжет “Император Джокер” имел большой успех, в нем Джокер получил силу Мистер Миксиспитлика по манипуляции реальности и использовал её для пыток и убийства Бэтмена (до того, как он осознал, что не может жить без противостояния с Темным Рыцарем).

Нулевые были богаты на внекомиксные воплощения персонажа, которые оставили свой след в популярной культуре. Образ Хэмилловского Джокера добрался до 21 века, появляясь в “Лиге Справедливости” и ее продолжении “Лига Справедливости. Без границ”, но совершенно другого Джокера представили в новом мультсериале “Бэтмен” (2004-2008).

Воплотил его Кевин Майкл Ричардсон и, хотя этот Джокер все равно опирался на версию Хэмилла, тут был серьезно пересмотрен дизайн, чтобы подчеркнуть его безумие, дополняя это все прической в виде шутовского колпака.

Марк Хэмилл вернулся к озвучке Джокера в 2009 году в видеоигре ” Batman: Arkham Asylum”, опираясь в своем исполнении на образ из мультипликации. Игра имела огромный успех, и Хэмилл согласился на озвучку в продолжениях игры “Arkham City” и “Arkham Knight”. А Джокер из серии игр ‘Arkham’ — определенно великолепный пример реализации этого персонажа.

Несмотря на все эти запоминающиеся образы Джокера, самым главным воплощением персонажа в нулевых будет его новое появление на большом экране. Успех первой части перезапуска Бэтмена не заставил долго ждать продолжения, и в 2008 году вышел сиквел под названием “Темный рыцарь”. В новом фильме Кристофера Нолана антагонистом Бэтмена стал Джокер, эта роль досталась Хиту Леджеру. Мрачность и реалистичность трилогии Нолана сделало Джокера настоящим психопатом-убийцей с соответствующими шутками и навязчивыми попытками уничтожить Бэтмена морально. Местами Джокер Леджера несет в своем обличье сумасшествие, но при этом пропагандирует философские мысли. А где-то он ведет себя просто как террорист, понятно одно, что Нолан показал очень глубокого и интересного злодея, о действиях и поступках которого можно задуматься. Сам актер говорил, что эта роль была очень трудна для него и вымотала его морально и физически. Неудивительно, что Хит Леджер получил Оскар за лучшую мужскую роль второго плана, к сожалению, посмертно. 22 января 2008 года Хита Леджера нашли мертвым, официальной причиной смерти назван несчастный случай — непреднамеренная передозировка прописанных врачом лекарств.

Комиксы 2010 годов — атака Джокера на Бэт-семью

После нового ребута вселенной DC в 2011 году Джокер пропал из комиксов про Бэтмена на целый год, прежде чем вернуться в новом кроссовере бэт-линеек в 2012. Кроссовер “Смерть семьи” объединил все выходящие серии про Бэт-семью, когда Джокер начал атаковать близких Темного рыцаря, веря, что семья и союзники ослабили Бэтмена, как героя. Казалось, что в конце истории персонаж погиб, но это оказалось не так, и Джокер снова вернулся в 2014 году в сюжете “Эндшпиль”, где выдвигалась теория, что Джокер может быть бессмертным с обретенной регенерацией. В конце сюжета оба главных соперника погибают, но через некоторое время выясняется, что Бэтмен выжил, а вот судьба Джокера была неизвестна, пока он совсем недавно не вернулся в сюжете “Война шуток и загадок” уже в DC Rebirth. Также одной из тайн Rebirth стала возможность того, что существует целых три Джокера. Но это нам ещё предстоит узнать.

Джокер в играх и мультфильмах 2010-х годов

В десятых годах мы получили немалое количество воплощений персонажа. Тут было и его появление в игре-приквеле к серии «Arkham», “Arkham Origins”, где актером озвучки стал Трой Бейкер. Джокер дебютировал в серии игр “Lego Batman”, где его озвучил Кристофер Кори Смит, который также вдохновлялся Джокером Хэмилла, но без насилия (игра все-таки 6+).

Также Джокер, точнее персонаж уж очень похожий на него и который использует его характер, ужимки и т.д., но которого так и не назвали каноническим именем, появился в сериале Готэм, где его сыграл Камерон Монахэн, продемонстрировавший обычного психопата. Много споров возникает вокруг следующего исполнителя роли Джокера на большом экране, а именно Джареда Лето. Персонаж появился в фильме “Отряд самоубийц”, играя далеко не самую важную второстепенную роль. Поэтому пока сложно судить, насколько плохо или хорошо справился Лето. Его Джокер сочетает прошлые повадки киновоплощений — он безумен, он современный гангстер, но ко всему этому добавляется его вроде как влюбленность в Харли Квинн. Также в 2016 году Марк Хэмилл снова вернулся к роли Джокера в мультфильме-экранизации комикса “Убийственная шутка”. А последним на данным момент воплощением можно считать Зака Галифианакиса в роли актера-озвучивания в мультфильме “Лего фильм: Бэтмен”.

В этой статье вы узнаете:

Джокер (Joker) — злодей, психопат из комиксов DC. Вселенная DC Comics разнообразна и многогранна. В ней насчитываются сотни персонажей, несколько временных линий и физических пространств. По мотивам комиксов снимают фильмы, пишут полноценные книги, создают компьютерные игры. А начиналось все в 1940 году. Тогда был написан первый комикс о Бэтмене, в котором появился и один из самых узнаваемых злодеев всех времена, заклятый враг Бэтмена – Джокер.

История

О прошлом человека, который впоследствии стал Джокером почти ничего не известно. Вот несколько фактов: он жил в Готэм-Сити, состоял в банде Красного колпака, участвовал в бандитских налетах.

Бэтмен и Джокер

В момент ограбления карточной фабрики Ace Chemicals банду обнаружил . Один из бандитов (по невыясненной причине, скорее всего, от страха) упал в котел с ядовитым веществом. Результатом этого случая и стало появление такого персонажа, как Джокер.

В обычном гангстере произошли необратимые изменения: кожа его стала ярко-белой, вокруг глаз появились круги черного цвета, волосы стали зелеными, и на его губах закрепилась постоянная улыбка. Но главное – Джокер стал окончательно сумасшедшим.

После этого случая, в Готэм-Сити появился новый злодей. Первым его преступлением стало убийство множества людей (на заброшенном складе были найдены трупы, все как один с улыбками до ушей).

Джокер не был обычным преступником. Он заранее рассказывал о будущем преступлении, появляясь на телевидении.

Среди злодейств Джокера были такие как: убийство владельцев той самой карточной фабрики, освобождение узников лечебницы Аркхэм и попытки отравить водохранилище города.

Итогом вражды Бэтмена и Джокера стал арест последнего и помещение его в то самое учреждение для душевнобольных.

История после перезапуска

Версия The New 52, которая является фактическим перезапуском вселенной DC Comics, оставила Джокера практически без изменений. Не поменялась внешность злодея, но его история стала немного другой.

Так, читатель встретил Джокера в момент погони за ним всей полиции города. Здесь антагониста опять поймали и заключили в Аркхэм.

В лечебнице Джокер не остался в одиночестве. Однажды, к нему пришел персонаж под именем Куклодел, который, по его заявлениям, являлся самым большим поклонником Красного колпака (одно из прозвищ Джокера). Посетитель, после общения с узником отрезал тому лицо, после чего по городу начали ходить слухи о гибели Джокера.

Напарница злодея, девушка по имени , безнадежно влюбленная в своего сумасшедшего друга, потеряла разум от подобных сплетен. Она собрала команду злодеев (Отряд Самоубийц), и вместе с ним штурмовала полицейское отделение Готэм-Сити. Таким образом, девушка рассчитывала получить отрезанное лицо Джокера и, возможно, возродить любимого. Впрочем, вскоре Джокер появился снова.

Злодей-шутник вновь начал преступную деятельность. Он убил нескольких полицейских города и вернул себе лицо. Джокер вновь обрел свой облик, только теперь лицо крепилось к голове специальными ремнями.

Красный колпак вновь начал убивать жителей Готэм-Сити и вырезать на их лицах улыбки.

Вскоре, злодей заманил Бэтмена на карточный завод, где того взяла в плен Харли Квинн. В то же время сам антагонист похитил Альфреда – слугу Бэтмена – и всю Бэт-семью.

Позже, Джокер собрал вместе всех врагов Бэтмена, но герой победил их, причем не без помощи самого Джокера (такая непоследовательность объясняется маниакальным желанием Красного колпака самостоятельно убить Бэтмена). Итогом соперничества персонажей в этом эпизоде стала еще одна «смерть» Джокера – он летит в пропасть возле водопада.

В одном из последних выпусков, Джокер вернулся, и заразил опасным вирусом союзников Бэтмена, заставляя их сражаться против героя. Также заражению подверглись жители Готэм-Сити, которые атаковали всех неулыбающихся людей.

Шокирующей новостью стали последние изыски полиции города – Джокер старше самого Готэм-Сити, а также, скорее всего, бессмертен.

Особенности и способности

Джокер – типичный сумасшедший маньяк. Он уверен в себе, очень умен, обладает множеством необычных умений и познаний (в частности, в сфере химии). Злодей насторожено относится как к противникам, так и к напарникам (временным, потому что постоянных у него не бывает). Главная цель Джокера – Бэтмен, в котором маньяк видит первопричину всех своих бед. Одновременно с тем, Джокер уважает своего противника, считает его умным и достойным.

Джокер безумен. Он беспощаден и бескомпромиссен. Для достижения результата он готов пойти на все. Красный колпак бесстрашен, но с ловкостью уходит от опасных ситуаций и вырывается из лап смерти. Он редко дотошно разбирается в ситуации, но, полагаясь на инстинкты и интуицию, прекрасно ориентируется в любом моменте. А сумасшествие подсказывает злодею совершенно неожиданные ходы и действия.

Среди сил и способностей Джокера:

  • Высочайший уровень IQ.
  • Прекрасное знание химии.
  • Поразительная изобретательность.
  • Уникальная сила воли – невосприимчивость к пыткам и воздействиям на разум.
  • Невосприимчивость к ядам и кислотам различного рода.
  • Детективное чутье и талант к планированию.

Особые устройства и механизмы Джокера:

  • Токсин, принуждающий человека смеяться до смерти.
  • Кислота, содержащаяся в цветке на пиджаке или в полицейских жетонах.
  • Игральные карты с острейшими краями.
  • На руке – электрошок или ядовитая игла.
  • Шары с дымом внутри.
  • Бомбы разного размера и формы.
  • Трость, из который вылетают ракеты.

Джаред Лето в образе Джокера
  • Уже во втором выпуске оригинальной вселенной (в 1940 году) Джокер должен был погибнуть. Дело в том, что большинство противников Бэтмена тогда появлялись на 1-2 выпуска и были «одноразовыми». Но главный редактор DC Comics тогда решил, что образ Джокера невероятно колоритен. Злодей остался в комиксах на долгие годы.
  • Джокер неоднократно появлялся в различных списках персонажей и злодеев. В 2006 году журнал Wizard признал его лучшим среди 100 злодеев за всю историю. В 2009 году персонаж оказался на второй строчке в ТОП-100 злодеев комиксов от интернет-портала IGN. В 2012 году Джокер стал восьмым в ТОП-50 персонажей комиксов по версии журнала Empire (наивысшее достижение для злодея).
  • В фильме «Темный рыцарь», снятом в 2008 году, Джокера сыграл Хит Леджер. За эту роль он получил Оскар (правда, посмертно). Это исполнение, кстати, заняло третье место в ТОП-100 киноперсонажей за всю историю от того же журнала Empire. А MTV так и вовсе отдало победу этой роли в номинации «Лучший злодей».

Актеры на роль в Титанах Лучшие антигерои комиксов Комиксы недели. Дедпул против Логана и свадьба Бэтмена Цитаты о злодеях Мир DC Comics Лучший косплей Харли Квинн

В этой статье мы поговорим об одном из самых известных злодеев комиксов. Его прозвище - Джокер (DC Comics). Настоящее имя до сих пор остается тайной как для фанатов рисованных историй, так и для любителей фильмов о супергероях.

Рождение Джокера

Впервые персонаж с таким именем появился в 1940 году в первом выпуске комикса о Бэтмэне.

Прошлое злодея окутано тайной. До конца неясно, кем он был, каково его настоящее имя, была ли семья. Сам герой каждый раз рассказывает совершенно разные варианты своего прошлого. Существует мнение, что уже не помнит, кем бы до того как стал злодеем сам Джокер.

DC Comics изначально придерживалась этой версии: «родился» персонаж из-за трагической случайности. Комедиант-неудачник или грабитель (версии в различных выпусках комиксов расходятся) в красном колпаке случайно свалился в чан с кислотой. Это произошло ночью, Красный Колпак испугался Бэтмэна. Но после падения горе-грабитель не погиб, а возродился совершенно иным существом. Это оказался человек с белоснежной кожей, черными кругами под глазами, зеленой шевелюрой и застывшей улыбкой на лице.

Дебют

Прошло некоторое время после происшествия с кислотой, и на одном из складов Готэма была обнаружена гора трупов. У каждого мертвеца на лице застыла улыбка. Затем телезрители увидели сообщение странного человека в фиолетовом костюме. Он пообещал убить одного из местных миллионеров и даже назвал точное время. Этим разумеется, был Джокер.

DC Comics - компания, создавшая одного из самых популярных злодеев. Несмотря на свое безумие, Джокер не лишен некоторого обаяния.

Однако вернемся к планам этого незаурядного бандита. Как и было обещано, миллионер умер несмотря на старания полицейских. Но это было еще не все. Джокер (DC Comics), фото которого можно увидеть в этой статье, собрался отравить водохранилище. Только благодаря усилиям Бэтмэна и комиссара Гордона ему это не удалось. Злодей оказался за решеткой, а затем отправился в Аркхэм - психиатрическую клинику.

Карьера в преступном мире

Это, разумеется, было не последним, что натворил Джокер. DC Comics не забыла об этом злодее. Наоборот, именно ему удавалось проворачивать самые громкие и невероятные преступления. Неслучайно Джокер стал называться главным противником Бэмтэна. Для злодея борьба с супергероем превратилась в забавную и увлекательную игру длиною в жизнь.

Джокер стал постоянным гостем Аркхэма, откуда периодически сбегал один или выпуская за компанию всех преступников. Сама лечебница стала для него местом отдыха от боев и штабом для создания новых коварных планов.

У Джокера даже появилась сообщница - Харли Квинн. Она одевается как арлекин и питает нежные чувства к маньяку-убийце.

Характер

Итак, кто такой Джокер (DC Comics)? Сценаристы компании оставили тайну его личности нераскрытой, зато во всех красках расписали характер злодея.

Джокер - это самоуверенный сумасшедший маньяк с жаждой разрушения. Несмотря на свою деструктивность, он очень умен, хитер, коварен и дьявольски изобретателен. Он никому не доверяет и одинаково жестоко поступает как с врагами, так и с союзниками. Но самый любимый враг Джокера - Бэтмэн. Это не просто человек, которому клоун готов мстить постоянно, это еще и достойный соперник. «Игры» с Бэтмэном доставляют Джокеру наибольшее удовольствие. С ним злодей может посоревноваться в хитрости и остроумии, а не просто в силе. Во многом любовь Джокера к хитроумным планам объясняется тем, что в плане физической силы он сильно уступает супергерою.

Даже если Джокер оказывается в команде, то он не поддается ничьему контролю, поэтому зачастую выступает главарем или организатором. Однако те, кто воспринимает его как союзника, рано или поздно расплачиваются за это жизнью. Нельзя положиться на него и нанимателям. Джокер всегда исполняет задание по-своему. И не всегда новый план не включает смерть самого заказчика.

Злодей не знает жалости и пощады. Но главная его черта - безумие. Джокер всегда весел и никогда не воспринимает ничего всерьез. Все происходящее - просто шутка, даже если вокруг сотнями гибнут люди.

Ничто не может остановить Джокера на пути к его цели. Его не страшат ни опасность, ни пытка, ни смерть. Однако в те моменты, когда его жизни действительно угрожает опасность, неизменно включается инстинкт самосохранения. Только благодаря этому он остается жив.

Джокер быстро ориентируется в любых ситуациях, а благодаря нездоровой психике способен принимать непредсказуемые, но верные решения. Злодей может переломить ход даже самой предсказуемой битвы. Кроме того, он с легкостью определяет слабости противника. Честного поединка от Джокера ждать не приходится. У него всегда наготове пара подлых приемов.

Среди других преступников он пользуется неизменным авторитетом. В Аркхэме его власти над другими заключенными нет границы.

Способности

Джокер (DC Comics) - герой комиксов не совсем обычный. У него нет ярко выраженных суперспособностей. Его сильные стороны - невероятная сила воли и гениальный ум. Кроме того, на злодея не действуют яды и пытки. Джокер неплохо владеет рукопашным боем. Однако выигрывает не за счет силы, а за счет трюков, непредсказуемости и хитрости.

Экипировка

Джокер (DC Comics) не обладает пристрастием к какому-то определенному типу оружия. Единственное - яд, от которого у людей после смерти на лицах застывает улыбка. Также безумец испытывает страсть к всевозможным розыгрышам, превращая их в смертельное оружие: электрошок на руке в 500 вольт для последнего рукопожатия, острые игральные карты, бутафорские пистолеты, которые оказываются смертоносными и т. п.

В общем, Джокер - один из самых незаурядных злодеев вселенной комиксов DC.