Всероссийская олимпиада школьников. Школьный этап всероссийской олимпиады по литературе

Ответы на задания олимпиады 9 класс

А) А.Н. Радищев . «Путешествие из Петербурга в Москву». Б)А.С. Пушкин . «Метель». В)М.Ю. Лермонтов . «Герой нашей времени», «Бэла». Г)М.Ю. Лермонтов . «Герой нашего времени», «Бэла». Д)Н.В. Гоголь . «Тарас Бульба».

2. Назовите авторов и адресатов следующих посланий.

А) А.С. Пушкин. Денису Давыдову. Б)А.С. Пушкин. Дельвигу. В)А.И. Одоевский . Ответ А.С. Пушкину. Г)Г.Р. Державин. Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому. Д)Е.А. Баратынский. П.А. Вяземскому.

4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?

Ответы :

Задание № 1

Эти строки А.С. Пушкина посвящена трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов):

Варианты ответов: Александр I ,П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев.

Количество баллов – 3

Ответы: А) П. Вяземский; Б) П. Чаадаев; В) Д. Давыдов.

Задание 2

Определите писателя по биографическим фактам.

Его обучил грамоте дьячок С.Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».

Количество баллов – 3

Ответы: А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 3

Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы.

Например :А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».

Количество баллов – 4

Ответы :

А) «Герой нашего времени» (допустимо «Максим Максимыч»), М. Лермонтов, Максим Максимыч о Печорине.

Б) «Станционный смотритель», А. Пушкин, Вырин (допустимо «отец Дуни») о Дуне.

В) «Капитанская дочка», А. Пушкин, Гринев и Маше.

Г) «После бала», Л. Толстой, Иван Васильевич (допустимо «рассказчик») о Вареньке (допустимо «дочери генерала»).

Ставится 1 балл за полный верный ответ по каждому из пунктов А–Г

Задание 4

Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например : 2в - Н. Карамзин .

Но не в силе Бог, а в правде

Александр Невский

«Житие Александра Невского»

Ибо и крестьянки любить умеют

Н. Карамзин

И дым отечества нам сладок и приятен

А. Грибоедов

Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?

Количество баллов – 4

Ответы:

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

7-8 - 4 балла

5-6 - 3 балла

3-4 - 2 балла

1-2 - 1 балл

0 - 0 баллов

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в) Рифма - обязательно условия стихотворной речи.

г) Прототип - это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

Количество баллов – 6

Ответы :

Ставится 1 балл за каждый верный ответ

Задание 6

Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.)

Количество баллов – 10

Задание 1.
По данному отрывку назовите автора и его произведение.
а) «Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою ее почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав ее гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала ее непроходимою… Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошел в почтовую избу, в намерении отдохнуть».
б) «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею <...> очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались».
в) «До станции оставалось еще с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика».
г) «И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лед от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по черным камням».
д) «Но нигде не было слышно отдаленного петушьего крика: ни в городе, ни в разоренных окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надежный сам собою пункт городской крепости…»
Ответ. 1. По данному отрывку назовите автора и его произведение. (5 баллов.)
а) А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
б) А. С. Пушкин. «Метель».
в) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла».
г) М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла».
д) Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».

Задание 2
Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы. Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Ответ запишите в виде 4 формулировок в той же последовательности, в которой поставлены вопросы.
А.Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.
Б. Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.
В.Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.
Г. Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».
Д. Был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали
Ответы:
А) «Герой нашего времени» (допустимо «Максим Максимыч»), М. Лермонтов, Максим Максимыч о Печорине.
Б) «Станционный смотритель», А. Пушкин, Вырин (допустимо «отец Дуни») о Дуне.
В) «Капитанская дочка», А. Пушкин, Гринев о Маше.
Г) «После бала», Л. Толстой, Иван Васильевич (допустимо «рассказчик») о Вареньке (допустимо «дочери генерала»).
Д) «Бедная Лиза» , Н.Карамзин, «рассказчик» об Эрасте
Ставится 1 балл за полный верный ответ по каждому из пунктов А–Г
Количество баллов –5 .

Задание 3
Узнайте одного из донских писателей:

Кто из писателей,чья жизнь тесно связана с донским краем:
- одним из первых в русской литературе начал писать маленькие юмористические рассказы;
- был женат на известной актрисе МХАТа Ольге Книппер;
- родился, учился в гимназии и работал в бакалейной лавке своего отца в Таганроге;
- является автором рассказа «Попрыгунья».
Ответ:А.П.Чехов. Ставится 1 балл за верный ответ.
Задание 4
Определите писателя по биографическим фактам.

А.Его обучил грамоте дьячок С.Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»
Б.Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.
В.Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога»
Количество баллов – 3
Ответы: А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин
Ставится 1 балл за каждый верный ответ.
Задание 5
Установите соответствия:

1) 1711-1765 а) В. А. Жуковский
2) 1743-1816 б) Г. Р. Державин
3) 1766-1826 з) Н. М. Карамзин
4) 1783-1852 г) Н. В. Гоголь
5) 1809-1852 д) М. В.Ломоносов
Ответ
1)1783-1852 а) В. А. Жуковский
2)1743-1816 б) Г. Р. Державин
3)1766-1826 з) Н. М. Карамзин
4)1809-1852 г) Н. В. Гоголь
5)1711-1765 д) М. В.Ломоносов
Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Количество баллов – 5
Задание 6
Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.
б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».
в) Рифма - обязательно условия стихотворной речи.
г) Прототип - это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.
Ответы: а) - нет б) - да в) - нет г) - нет д) - да е) - да
Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Количество баллов – 6

Задание 7 . Соотнесите литературные произведения с именами художников, которые их иллюстрировали.

А. С. Пушкин. «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов. «Демон»
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»
«Слово о полку Игореве» М. Врубель
В. Фаворский
А. Бенуа
А. Агин

Ответ.
А. С. Пушкин. «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов. «Демон»
Н. В. Гоголь. «Мертвые души»
«Слово о полку Игореве» А. Бенуа
M. Врубель
А. Агин
В. Фаворский
Ставится 1 балл за каждый верный ответ. Количество баллов – 4
Задание 8
А. С. Пушкин считается основоположником рус¬ского литературного языка. Однако всегда ли нам по¬нятны его стихи? Вам представлены цитаты из произ¬ведений А. С. Пушкина. Определите значение выде¬ленных слов в данном контексте и выберите необходи¬мый вариант:
1. «Онегин жил анахоретом » -
а) консерватор, в) знаток,
б) отшельник, г) лекарь.
2. «Как сатирой безымянной
Лик зоила я пятнал » -
а) колдун, в) раб,
б) повеса, г) критик.
витии? » -
а) краснобай, в) мученник,
б) повеса, г) пророк.

Кичливый лях , иль верный росс?» -
а рыцарь, в) воин,
б)юноша, г) поляк.
5. «О чем ты думаешь, казак?
Воспоминаешь прежни битвы,
На смертном поле свой бивак… » -
а) чан, в) привал,
б) мясное блюдо, г) кинжал.
клеврет умрут»-
а) пособник, в) предтеча,
б) враг, г) донос.
Ответ
1. «Онегин жил анахоретом » -
а) консерватор, в) знаток,
б) отшельник , г) лекарь.
2. «Как сатирой безымянной
Лик зоила я пятнал » -
а) колдун, в) раб,
б) повеса, г) критик .
3. «О чем шумите вы, народные витии? » -
а)краснобай , в) мученник,
б)повеса, г) пророк.
4. «Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях , иль верный росс?» -
а рыцарь, в) воин,
б)юноша, г) поляк .
5. «О чем ты думаешь, казак?
Воспоминаешь прежни битвы,
На смертном поле свой бивак… » -
а) чан, в) привал ,
б) мясное блюдо, г) кинжал.
6. «Спасенья нет: доносчик и его клеврет умрут»-
а) пособник , в) предтеча,
б) враг, г) донос.Ставится 1 балл за правильный ответ. Количество баллов – 6

Задание 9.
А.С. Грибоедов был хорошим музыкантом и даже сочинял музыку. Какое его музыкальное произведение знает каждый, владеющий игрой на фортепиано?
а) «Марш Грибоедова»; б) «Вальс Грибоедова»;
в) «Танго Грибоедова»; г) «Полонез Грибоедова».
Ответ. (б) «Вальс Грибоедова».Печальный, элегический вальс, посвящённый жёнам декабристов.)
Ставится 1 балл за правильный ответ. Количество баллов – 4

Задание 10
Кому адресует Г. Р. Державин эти строки в оде «Фелица»? .
Мурзам своим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом*.,

а) Г. А. Потемкину;
6) Александру I;
в) Екатерине II;
г) Петру I
Ответ. в) Екатерине II;
Ставится 1 балл за правильный ответ. Количество баллов – 1

♦ Рубрика: .

В данном материале представлена разработка городской олимпиады по литературе (с ответами).

Цель данного мероприятия: повышение интереса к русской литературе, воспитание любви к родному слову. Перечень вопросов и заданий основан на программном материале 6 класса. Материал развивает потребность учащихся в работе с научно-художественной, справочной, энциклопедической литературой. Разработка будет полезна для организации внеклассной работы по предмету

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

1. Летопись

А. «Лошадиная фамилия»

Б. «Кубок»

3. Баллада

В. «Повесть временных лет»

Г. «Каша из топора»

5. Рассказ

Д. «Мартышка и очки»

6. Стихотворение

Е. «Белая береза»

Максимальное количество баллов-6

2. Определите писателя по биографическим фактам.

1. Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

2. Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

3. Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов - 3

3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов - 5

4 Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.

1) Агния а) Есенин

2) Астрид б) Пришвин

3) Сергей Александрович в) Куприн

4) Александр Иванович г) Маршак

5) Александр Сергеевич д)Линдгрен

6) Константин Георгиевич е) Родари

7) Джанни ё) Астафьев

8) Виктор Петрович ж) Барто

9) Самуил Яковлевич з) Паустовский

10) Михаил Михайлович и) Пушкин

По 1 баллу за факт (10 баллов).

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма

2) Разговор двух и более лиц. б) пейзаж

3) Созвучие концов строк. в)диалог

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное. г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. ж)аллегория

8)Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ.

По 1 баллу за факт (8 баллов).

6. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно - выразительное средство лежит в основе стихотворения

(сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

Максимальное количество баллов-3

7.Назовите картины на сказочные сюжеты, созданные Виктором Михайловичем Васнецовым?

По 1 баллу за факт

8.Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки? Как называется этот элемент композиции сказок? Максимальное количество баллов - 1

1. … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

2 Я там был; мед, пиво пил -

9. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

А) сабля и ранец

Б) волшебные волоски из бороды

В) ячменное семечко в цветочном горшке

Г) разбитое корыто

Д) говорящее чудесное зеркало
Максимальное количество баллов- 15 баллов(за героя, название произведения и автора по 1 баллу)

10..Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня - жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

11.По данным примерам определите вид тропа.

1) «Рыцарь дрался как лев»

2) «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить»

3) «Великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит»

4) «Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой»

5)«Мужичок с ноготок»

6) «Исчезла грусти тень»

7) «Отговорила роща золотая»

8) «Побледневшие звезды»

9)«Редкая птица долетит до середины Днепра»

10)«Голод вооружал их храбростью»

11) «Черный ветер, белый снег»

12) «Глаза, как небо, голубые»
По 1 баллу за факт (12 баллов)

12. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
По 1 баллу за факт

13. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

14. Укажите вид рифмовки.
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

15. Придумайте монолог Ветра, Дождя, Старого Дома, Цветочной Вазы, Испорченного Телефона, Перегоревшей Лампочки, Незавёрнутого Крана, Домашнего Компьютера.
Максимальное количество баллов-10

6. 1. Литературный приём - олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

2. Состояние - предчувствие счастья, радости; предвкушение;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество баллов-2

7. «Три богатыря», «Иван Царевич на сером воле», «Царевна- лягушка», «Кащей Бессмертный» «Спящая царевна», «Алёнушка», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Ковер-самолет», «Витязь», «Богатырь», «Витязь на распутье», «Богатырский скок», «Гусляры», Баба Яга», «,Царевна Несмеяна», «Порсле побоища Игоря Святославовича с половцами».

По 1 баллу за факт

8. Отрывки из сказок. Элемент композиции сказок называется концовка.

Максимальное количество баллов-1

9. А) сабля и ранец - солдат, сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»

Б) волшебные волоски из бороды - старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина

В) ячменное семечко в цветочном горшке - из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

Г) разбитое корыто - старуха, А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

Д) говорящее чудесное зеркало - мачеха, А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»

Максимальное количество баллов- 15 баллов(за героя, название произведения и автора по 1 баллу)

10. . Басня - это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл,. Басня — один из древнейших литературных жанров Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI-V вв. до н.э. В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717-1777). Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (

Максимальное количество баллов- 4

11 1)Сравнение.2)Литота.3)Метафора.4)Эпитет.5)Литота.6)Метафора.7)Олицетворение.

8)Эпитет. 9)Гипербола. 10)Олицетворение. 11)Антитеза.12)Сравнение.

По 1 баллу за факт (12 баллов)

12. Анализ текста.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст» и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

1 балл за факт

13. Полковник наш рожден был хватом.

ХВАТ - ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.

Максимальное количество баллов-2

14 Рифма -парная

Максимальное количество баллов-1

15. При оценке творческой работы учитывается:
. глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0-2 балла);
. композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0-2 балла);
. оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0-2 балла);
. эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0-2 балла);
. соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1-2 речевых недочётов (0-2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется..

1. Угадайте литературное произведение по началу или концу; укажите автора.

1) В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в которой ездят холостяки… (Начало.)
2) Потом он промолвил, несколько подумав:
-Да, жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разгова­ривать!.. Впрочем, видно, уж так у него народу было написано!..
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений, (Конец.)
3) Скучно на этом свете, господа! (Конец.)

2. Из какого стихотворения А.С. Пушкина эта пейзажная зари­совка?

1) Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты.,.
2) Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
3) Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро…Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко…

3. По приведенным ниже определениям установите, о каких литературоведческих понятиях идет речь.

А) … — жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней Греции в VI веке до н. э. как стихотворение, написанное независимо от содержания двустишиями. Первоначально темы многообразны, от высокообщественных — патриотизм, идеалы граж­данской и воинской доблести — до узкосубъективных: радость и горе любви.
В новой европейской литературе теряет четкость формы, но при­обретает определенность содержания, становясь выражением преиму­щественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби. В русской литературе в этой жанровой форме работали Н.М. Карам­зин, К.Н. Батюшков, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин. Б) … — обострение сюжета, чаще всего драматического, в ли­тературном произведении с помощью использования различных случайностей, совпадений, обманных ходов, запутывающих дейст­вие, делающих неясным дальнейшее развитие конфликта и неожи­данным его разрешение, служит целям раскрытия характеров персонажей через поступки.

4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.
б) Новелла и роман - жанры древнерусской литературы.
в) Бытие - один из жанров древнерусской литературы.
г) Высокий стиль, ораторский слог, описание событий общегосударственного масштаба - черты жанра, который называется ода.
д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.
е) Лирическое отступление может быть только в лирическом произведении.
ж) Речь одного литературного героя можно назвать монологом, а разговор трех литературных персонажей - полилогом.
з) Сентиментализм - это направление, направление, к которому принадлежит повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
и) Сентиментализм - это жанр, в котором написана повесть «Бедная Лиза» Н. Карамзина.
к) Произведения Д. Дефо «Робинзон Крузо», Р. Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена», М. Твена «Приключения Тома Сойера» можно назвать детективными.

5. Соотнесите имена русских писателей и названия мест, где существуют их музеи.

6. Интерпретация поэтического текста.

Осип Мандельштам (1891 – 1938)
* * *
Смутно-дышащими листьями
Чёрный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В тёмном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
И над лесом вечереющим
Встала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
1911

ОТВЕТЫ.
1.ОТВЕТ:
1) «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
2) «Герой нашего вре­мени» М.Ю. Лермонтова.
3) «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя.

2.ОТВЕТ: 1) «Деревня». 2) «Бесы». 3) «Вновь я посетил…».

3.ОТВЕТ: .
А) Элегия. Б) Интрига.

а) да
б) нет
в) нет
г) да
д) да
е) нет
ж) да
з) да
и) нет
к) нет

5. ОТВЕТ:
Н.М. Карамзин Ульяновск (Симбирск)
А.С. Грибоедов Хмелита
А.С. Пушкин Захарово
Н.В. Гоголь Сорочинцы
М.Ю. Лермонтов Середниково

6. Критерии оценивания
При оценке работы выявляется:
— глубина и самостоятельность понимания темы и идеи произведения
— владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие)
— восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства
— композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность)

Вконтакте

А) Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б) Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

В) Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».

Задание 3. Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы. Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику . Н-р: А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.

А) Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Б) Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.

В) Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Г) Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».

Задание 4 Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например: 2в - Н. Карамзин.

Задание 5. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в) Рифма - обязательно условия стихотворной речи.

г) Прототип - это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

Задание 6. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.) Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы .

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои

Лазурно-глубокие,

Душа им навстречу

Из груди просится,

И как-то весело,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Тебе я кинулся.

Задание 1 А) П. Вяземский; Б) П. Чаадаев; В) Д. Давыдов.

Задание 2 А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин

Задание 3 А) «Герой нашего времени» (допустимо «Максим Максимыч»), М. Лермонтов, Максим Максимыч о Печорине.

Б) «Станционный смотритель», А. Пушкин, Вырин (допустимо «отец Дуни») о Дуне.

В) «Капитанская дочка», А. Пушкин, Гринев и Маше.

Г) «После бала», Л. Толстой, Иван Васильевич (допустимо «рассказчик») о Вареньке (допустимо «дочери генерала»).

Задание 5 а) нет, б) да, в) нет, г) нет, д) да, е) да

Задание 6

Модель ответа на задание № 6.

Отвечая на поставленные вопросы, ученик должен:

– Обнаружить адекватное понимание семантики стихотворения. Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»).

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

– Указать характерные принципы отбора поэтических средств, создающих впечатление «простоты, непосредственности, естественности», как-то:

Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).

Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.

Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками.

Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1. В одном из стихотворений Тютчев цитирует поэта-предшественника. Кто он и его стихотворение?

И вот: свободная стихия, -

Сказал бы наш поэт родной, -

Шумишь ты как во дни былые,

И катишь волны голубые,

И блещешь гордою красой!..

2. Тынянов – Пушкин, Набоков – Гоголь, Бунин – Чехов, Чуковский – Некрасов, Ходасевич – Державин. Объясните логику приведенной последовательности писательских фамилий (т.е. как они связаны?).

3. Какой писатель вызвал на дуэль другого писателя (или поэт - поэта)? В каких произведениях есть сцена дуэли?

4. Какие музыкальные инструменты упоминаются в повести Булгакова «Собачье сердце»?

5. Какую цитату из комедии Грибоедова «Горе от ума» использует Пушкин в романе «Евгений Онегин»?

6. Какие стихи пишет Ленский перед дуэлью? Назовите начальные строки стихов. Определите жанр (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, панегирик).

7. На каком языке написано письмо Татьяны Лариной Онегину? Вспомните строки, подтверждающие это.

8. Сколько повестей в романе Лермонтова «Герой нашего времени»? Воспроизведите их порядок в тексте, а затем постройте хронологически последовательно.

10. Сколько рассказчиков в романе Лермонтова «Герой нашего времени»? А в повести Пушкина «Капитанская дочка»?

11. О каком местечке Пушкин пишет: «… Вновь я посетил тот уголок земли…»?

12. Кому эту эпиграмму адресует Пушкин?

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

1. Тютчев цитирует строки из стихотворения Пушкина «К морю».

2. Все первые писатели из перечисленных по отношению ко вторым – создатели художественных книг с описанием жизни и творчества последних.

3. Например, Гумилёв стрелялся с поэтом Волошиным. Сцены дуэли есть у Пушкина в «Выстреле», в романе «Евгений Онегин», у Лермонтова в «Герое нашего времени», у Куприна в «Поединке».

4. В повести «Собачье сердце» новорождённый Шариков играет на балалайке

5. «И попал, как Чацкий, с корабля на бал», - говорит Пушкин об Онегине.

6. «Куда, куда вы удалились, златые дни весны моей?» - говорит Ленский перед дуэлью. Жанр этого произведения – элегия.

7. Татьяна могла без ошибок писать лишь по-французски. Пушкин переводит её письмо на русский язык и пишет: «Но вот Неполный слабый перевод, С живой картины список бледный…»

8. В романе «Герой нашего времени» 5 повестей, расположенных по композиционному замыслу писателя: «Бэла», «Максим Максимыч» и рассказанные героем «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

В хронологическом порядке иначе: «Тамань» (Печорин впервые едет в армию к месту назначения), «Княжна Мери», «Бэла» (сослан за дуэль в крепость на левом фланге), «Фаталист» (передышка в казацком селе после боя), «Максим Максимыч» (через 5 лет Печорин в отставке).

9. Эти произведения якобы написал Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор»

10. Рассказчиков в романе «Герой нашего времени» трое: Максим Максимыч, штабс-капитан из крепости, проезжий офицер-аристократ, напоминающий самого Лермонтова и сам Печорин (в образе героя угадываются черты внешности и характера кузена Лермонтова – Монго)

У Пушкина 1 рассказчик – дворянин нового поколения и новых взглядов Пётр Гринёв. 11. Это о Михайловском, в котором он провёл 2 года незаметных в 1824-25 годах во время эпидемии холеры под присмотром своего отца.

12. Эпиграмма написана графу Воронцову, под надзором которого поэт находился в Одессе.

Олимпиада по литературе 9 класс с ответами

а) "Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою... Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть".

б) "В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю; очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались".

в) "До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика".

г) "И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лёд от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по чёрным камням".

д) "Но нигде не было слышно отдалённого петушьего крика: ни в городе, ни в разорённых окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надёжный сам собою пункт городской крепости..."

а) Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров,

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов.

б) Любовью, дружеством и ленью

Укрытой от забот и бед,

Живи под их надёжной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

в) Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки

И - лишь оковы обрели.

г) Когда увидит кто, что в царском пышном доме

По звучном громе Марс почиет на соломе,

Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют,

Но гордость с роскошью повержены у ног,

И доблести затмить лучи богатств не смеют, -

Не всяк ли скажет тут, что браней страшный бог...

д) Так из глуши моей стремлю

Я к вам заботливые взгляды,

Вам высшей благости молю...

3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Д.Давыдова «Бородинское поле».

Д.Давыдов

Бородинское поле

Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый!

Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,

И шум оружия, и сечи, и борьбу!

Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу

Попрали сильные. Счастливцы горделивы

Невольным пахарем влекут меня на нивы...

О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,

Погибели врагов предчувственные клики,

Вождь гомерический, Багратион великий!

Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!

Ермолов! Я лечу - веди меня, я твой:

О, обречённый быть побед любимым сыном,

Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!

Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей

Умчался брани дым, не слышен стук мечей,

И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,

Завидую костям соратника иль друга.

4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение

следующие литературные произведения?

А.С. Пушкин. «Медный всадник» М.Врубель

М.Ю. Лермонтов. «Демон» В.Фаворский

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» А.Бенуа

«Слово о полку Игореве» А.Агин

5. Назовите признаки жанров, присутствующих в этом произведении И.А. Крылова. Аргументируйте свой ответ.

Осёл и Соловей

Осёл увидел Соловья

И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?"

Тут Соловей являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:

“Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился".

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

Избави бог и нас от этаких судей.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Аллегория».

7. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Почему некоторые стихотворения русских поэтов становятся народными песнями

Ответы на задания олимпиады по литературе 9 класс

А) А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Б) А.С. Пушкин. «Метель».

В) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашей времени», «Бэла».

Г) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла».

Д) Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

А) А.С. Пушкин. Денису Давыдову.

Б) А.С. Пушкин. Дельвигу.

В) А.И. Одоевский. Ответ А.С. Пушкину.

Г) Г.Р. Державин. Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому.

Д) Е.А. Баратынский. П.А. Вяземскому.

4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?

А.С. Пушкин. «Медный Всадник» - А.Бенуа

М.Ю. Лермонтов. «Демон» - М.Врубель

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» - А.Агин

«Слово о полку Игореве» - В.Фаворский

Тестовые задания

1. Вспомните содержание русских былин и определите, кто из богатырей какое действие выполняет? В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п.

1) Илья Муромец А) спасает Забаву Путятичну

2) Добрыня Никитич Б) сватается к Настасье Микуличне

3) Алеша Попович В) встречается «с красной девицей – удалой поляницей»

2. Какой из приведенных эпитетов есть в «Слове о полку Игореве»?

А) ясные зори

Б) кровавые зори

В) алые зори

Г) румяные зори

3. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» произносит:

Служить бы рад, прислуживаться тошно?

А) Репетилов

Б) Чацкий

В) Скалозуб

Г) Молчалин

4. Стихотворение А. С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено:

А) М. Н. Раевской Б) Е. Н. Карамзиной

В) А. П. Керн Г) Е. П. Бакуниной

5. Каким размером написана «онегинская» строфа?

А) Вольным ямбом Б) Четырехстопным ямбом

В) Пятистопным ямбом Г) Александрийским стихом

6. В какой последовательности Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», посещал помещиков?

А) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв

В) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин

Г) Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

7. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения И.А.Бунина:

В чашу тёмную глядится

Круг зеркально-золотой…

Какой стилистический приём использовал автор?

А) Параллелизм Б) Антитеза В) Инверсия Г) Градация

8. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

А) начало 20 века Б) конец 19 – начало 20 века

В) начало-середина 20 века Г) конец 19 века

9. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

А) В. Иванова Б) С. Есенина В) И. Северянина Г) К. Бальмонта