Взгляд, устремлённый в вечность. Фараон Хефрен

Отсутствие необходимого высокоточного оборудования, с помощью которого могли быть созданы многочисленные древнеегипетские артефакты, а также отсутствие следов промышленной инфраструктуры для его производства в самом Египте и за его пределами свидетельствуют о том, что высокие технологии были привнесены извне. И здесь не худо бы вспомнить распространенный у различных народов мифологический сюжет о «сынах неба», которые по совершении на Земле некоей гуманитарной миссии возвращаются на «свою звезду».

На рубеже III тысячелетия до н. э. в Египте практически на пустом месте произошел необъяснимый технологический рывок. Словно по мановению волшебной палочки в предельно сжатые сроки египтяне возводят пирамиды и демонстрируют невиданное мастерство в обработке твердых материалов - гранита, диорита, обсидиана, кварца... Все эти чудеса происходят до появления железа, станков и прочего технического инструментария. Впоследствии уникальные навыки древних египтян столь же стремительно и необъяснимо исчезают...

Три гранитных статуи фараона Сенусерта III. Британский музей. Лондон


СТРАННОЕ СОСЕДСТВО

Возьмем, к примеру, историю с египетскими саркофагами. Они делятся на две группы, которые разительно отличаются по качеству исполнения. С одной стороны, небрежно изготовленные короба, в которых преобладают неровные поверхности. С другой - отшлифованные с невероятным мастерством многотонные гранитные и кварцитовые вместилища непонятного назначения. Зачастую качество обработки этих саркофагов находится на пределе современных машинных технологий.

Саркофаги разного качества обработки

Не меньшую загадку представляют древнеегипетские изваяния, созданные из сверхпрочных материалов. В Египетском музее каждый желающий может увидеть статую, высеченную из цельного куска черного диорита. Поверхность статуи отполирована до зеркального блеска. Ученые предполагают, что она относится к периоду Четвертой династии (2639-2506 гг. до н. э.) и изображает фараона Хафру, которому приписывается строительство одной из трех самых больших пирамид Гизы.

Но вот незадача - в те времена египетские мастера использовали лишь каменные и медные инструменты. Мягкий известняк такими орудиями обрабатывать еще можно, но диорит, который представляет собой одну из наиболее твердых пород, ну никак нельзя.

Диоритовая статуя Хафра. Египетский музей


И это еще цветочки. А вот колоссы Мемнона, расположенные на западном берегу Нила, напротив Луксора, - это уже ягодки. Мало того что они сделаны из сверхпрочного кварцита, их высота достигает 18 метров, а вес каждой статуи составляет 750 тонн. К тому же покоятся они на кварцитовом пьедестале в 500 тонн! Понятно, что никакие приспособления для транспортировки не выдержали бы подобной нагрузки. Хотя статуи изрядно повреждены, отличное исполнение уцелевших плоских поверхностей наводит на мысль об использовании развитых машинных технологий.

Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта.


Но даже величие колоссов меркнет в сравнении с обломками гигантской статуи, покоящейся во дворе Рамессеума - поминального храма Рамсеса II. Сделанная из цельного куска розового гранита скульптура достигала высоты 19 метров и весила около 1000 тонн! Вес пьедестала, на котором некогда стояло изваяние, составлял около 750 тонн. Чудовищные размеры статуи и высочайшее качество исполнения абсолютно не вписываются в известные нам технологические возможности Египта периода Нового царства (1550-1070 гг. до н. э.), которым датирует скульптуру современная наука.

Гранитная статуя в Рамессеуме


А вот сам Рамессеум вполне соответствует техническому уровню того времени: статуи и храмовые постройки созданы в основном из мягкого известняка и не блещут строительными изысками.

Ту же самую картину мы наблюдаем и с колоссами Мемнона, возраст которых определяется по остаткам расположенного за ними поминального храма. Как и в случае с Рамессеумом, качество этого сооружения, мягко говоря, не блещет высокими технологиями - необожженный кирпич и грубо подогнанный известняк, вот и вся кладка.

Такое несообразное соседство можно объяснить только тем, что фараоны попросту пристраивали свои храмовые комплексы к памятникам, оставшимся от иной, гораздо более древней и высокоразвитой цивилизации.

Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. XII династия. 19 в. до н. э. Собр. Гюльбенкян.


ГЛАЗА СТАТУИ

С древнеегипетскими статуями связана еще одна загадка. Речь идет о глазах, сделанных из кусочков горного хрусталя, которые вставлялись, как правило, в известняковые или деревянные изваяния. Качество линз настолько высокое, что мысли о токарных и шлифовальных станках приходят сами собой.

Глаза деревянной статуи фараона Хора, подобно глазам живого человека, выглядят то голубыми, то серыми в зависимости от угла освещения и даже имитируют капиллярную структуру сетчатки! Исследование профессора Джея Эноха из университета Беркли показало удивительную близость этих стеклянных муляжей к форме и оптическим свойствам реального глаза.


Американский исследователь считает, что наибольшего мастерства в обработке линз Египет достиг примерно к 2500 году до н. э. После этого столь замечательная технология отчего-то перестает эксплуатироваться и впоследствии забывается вовсе. Единственное разумное объяснение - кварцевые заготовки для моделей глаз египтяне откуда-то заимствовали, а когда запасы иссякли, прервалась и «технология».

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ БОГИ?

Древнегреческий историк Диодор Сицилийский писал" со слов египетских жрецов, что смертные управляли Египтом менее 5 тысячелетий. Царству людей предшествовала власть богов и героев, которые правили невероятные 18 тысяч лет. Древнеегипетский жрец и историк Манефон также начинает свой список правителей Египта с династии богов и полубогов.

Если сопоставить утверждения античных авторов и факты, которыми мы располагаем в настоящий момент, получается, что никакого технологического рывка не было. Просто начиная с III тысячелетия до н. э. в Египте стали всплывать артефакты, оставшиеся от первых божественных династий. Не исключено, что фараоны целенаправленно искали, пытались освоить и попутно присвоить сохранившиеся фрагменты этого наследия.

О внешнем облике подлинных создателей древних шедевров могут поведать скульптурные изображения дочерей фараона-реформатора Эхнатона. Первое, что бросается в глаза, - неестественно вытянутая форма черепа, характерная, к слову, и для других произведений амарнского периода. Этот феномен породил гипотезу о врожденном заболевании семьи фараона. Однако ни о каких психических отклонениях в семье правителя, которые неизбежно должно вызвать подобное заболевание, нигде не упоминается.


Если фараоны действительно были отдаленными потомками богов, не исключено, что время от времени у них могли проявляться «божественные» гены. Не с этой ли анатомической особенностью богов связан распространенный у различных народов обычай деформации головы?

Еще одна важная и загадочная деталь древнеегипетского скульптурного канона - абсолютная симметрия пропорций лица. Как известно, в природе не существует симметричных объектов. Это правило относится и к человеческому телу. Более того, эксперименты показали, что фотографии, составленные из строго симметричных половин одного и того же лица, вызывают у человека инстинктивное отторжение.

Сквозит в них что-то неестественное и чуждое людской натуре. Но, может быть, в том мире, откуда пришли боги, царили иные природные условия, благодаря которым «аномалия» стала нормой? Как бы то ни было, нам следует внимательно прислушаться к словам Плутарха: «В большее кощунство впадает не тот, кто отрицает существование богов, а тот, кто признает их такими, каковыми считают их суеверные».

Алексей КОМОГОРЦЕВ

Хафра (Хефрен) Хафра (более известен под именем Хефрен) – четвертыи фараон IV династии Старого (Древнего) Царства. От времени его правления осталось очень мало памятников, из-за чего многие факты его биографии считаются спорными и даже годы его правления обычно определяются так: более 20 лет между 2570 и 2530 гг. до н.э., хотя встречаются и более поздние датировки, так Паскаль Верню и Жан Юаиот датируют время его правления 2509- 2484 гг. до н.э. Такие разночтения вызваны прежде всего тем, что хронологическая таблица правления тех или иных фараонов строится от более молодых династии к первои, а синхронизация времени правления во времена междоусобных воин (так называемых «переходных периодов») почти никогда бывает однозначнои. Хафра получил широкую известность, прежде всего строительством второи пирамиды в Гизе, а его облик был восстановлен по многочисленным, хорошо сохранившимся статуям некрополя Гизы. Был сыном Хуфу, наследовал трон за своим братом Джедеф-Ра. Согласно Манефону его преемником был Бихерис (по-египетски – Бака?), правление которого оспаривается современными археологами, поэтому считается, что после Хафры трон перешел к его сыну Микерину (Мин- Ка-Ур-Ра). Имя Его собственное имя Ḫˁj=f Rˁ, известное в грецизированнои форме Хефрен (Χεφρήν) читалось в годы его правления как Хаэф-Ра1 (возможные варианты: Хаоиф-Ра и Хаиф-Ра) и переводится как «Он сияет как Ра» или «Он появляется подобно Ра». Верным также считается чтение Ра-Хаиф или Ра-Хаэф (Ра приходит), поскольку имя бога в древнеегипетском языке писалось перед глаголом. Вариант перевода его имени как «Корона Ра» считается устаревшим. Другие имена Хафры приведены в таблице. Имя Гора Hr wsr ib – Хор Усер-иб Гор с сильной волей (букв. «сильный сердцем») Имя Небти (имя дающее покровительство обеих корон Верхнего и Нижнего Египта) Wsr-m-nb.tj – Усер-эм-Небти Крепкий силой Обеих Владычиц Золотое имя (имя Золотого Гора) Nṯr-nb.w-sḫm – Нечер-Небу-Сехем Могучий Сокол Имя собственное Ḫˁj=f Rˁ - Хаиф-Ра (Хаойф-Ра, Хаэф-Ра) – Он сияет как Ра, Он рождается подобно Ра Wsr jb ḫˁj=f Rˁ - Усер Иб Хаиф Ра Сильный сердцем появился подобно Ра Царский список Туринского папируса...cha... (Сильно повреждённый фрагмент) Абидосский список царей, сделанный при Сети I Орфографически полное написание Ḫˁj=f Rˁ – Хаиф-Ра (Хаойф-Ра, Хаэф-Ра) Он сияет как Ра, Он появляется подобно Ра Саккарский царский список Другое корректное полное написание Ḫˁj=f Rˁ – Хаиф-Ра (Хаойф-Ра, Хаэф-Ра) Он сияет как Ра, Он появляется подобно Ра Греческие и латинские авторы Секст Юлий Африкан – Souphis II Манефон – Saophis Семья Отцом Хафры был фараон Хуфу, а его матери нет достоверных сведении. Египтолог Раинер Штадельманн предполагал, что матерью Хафры была одна из дочереи Снофру, Хенутсен, а сам Хафра до своеи коронации носил имя Хаэфхуфу I. Пустая гробница Хаэфхуфу I была обнаружена в некрополе Гизы был пирамиды Хуфу. Согласно этои гипотезе, когда Хаэфхуфу I стал фараоном гробница осталась пустои, ибо никто из родственников и приближенных не посмел занять ее. Согласно другои версии Хафра был сыном Мерититес I, которои по его приказу была сделана такая посвятительная надпись: «Жена фараона, возлюбленная им, избранная Гором, Мерититес. Жена фараона Мерититес, возлюбенная им, находящимся под защитой Обеих Владычиц; та которая никогда не говорила неправды. Эта (надпись) делается ради неё. Наижеланнейшая у Снофр[у], наижеланнейшая у Хуф[у], избранная Гором, почтенная Хафрой, Мерититес». Однако вполне возможно, что Мерититес I была тетеи Хафры и надпись была сделала из соображении дворцового этикета. В числе других родных или единокровных братьев Хафры достоверно известны только Бабаэф I, Минхаэф и Джедеф-Гор (Гор-Джедеф). Родственные связи Хафры с другими родственниками похороненными в гизехском некрополе спорны: так, Анх-Хаф был то ли братом Хафры, то ли – его дядеи, а Джедеф-Мин (Мин-Джедеф) и Дуаэн-Гор – то ли братьями, то ли племянниками. Также неясно и его родство с Горбаэфом, от которого остался только саркофаг и вероятная гробница на Восточном кладбище пирамиды Хуфу. Также неясно был ли известныи по единственному упоминанию в источниках Бауэф-Ра реальным братом Хафры или же в источнике упомянут другои брат Хафры – Бабаэф I. Единокровными сестрами Хафры были его жены Мерес-Анх II и Нефер-Тиабет, а также две его жены Хамерер-Небти I и Хетепхерес II. Женился Хафра и на своих племянницах Мерес- Анх III (дочери Каваба и Хетепхерес II) и Персенет. О еще однои из жен Хафры – Хекенухеджет – ничего неизвестно, кроме упоминания в гробнице ее сына Сехемкары. Атрибуция женщин, похороненных на семеином кладбище Хафры, расположенном к востоку и югу от его пирамиды, как его жен довольно спорна. К тому же Мерес-Анх III, чеи статус жены фараона не подвергается сомнению, была похоронена на восточном кладбище пирамиды Хеопса, что указывает на то, что при близкородственных браках, своиственных IV династии определить статус женщин довольно сложно. Хамерернебти I родила Хафре будущего фараона Микерина (Мин-Ка-Ур-Ра) и его главную жену Хамерернебти II. Из семи детеи Хафры и Мерес-Анх III известны имена четырех сыновеи (Хенетер-Ка, Дуаэнра, Небемахет и Ниусер), а также дочери Шепсеткау. Версия историков о том, что матерью Никауры, еще одного сын Хафры, была Персенет основана на том, что их могилы расположены рядом и не является общепризнаннои. Упомянем и других сыновеи Хафры, чьи матери неизвестны: Анх-Ма-Ра, Анх-Ра, Иун-Мин и Иун-Ра. О двух последних историки не пришли к общему мнению, некоторые склонны считать, что упоминания о них касаются одного и того же человека, другие же говорят, что это два сына Хафры от разных матереи. Об Иун-Мине известно, что он был умен и пользовался большим авторитетом при дворе. В последние годы правления Хафры он фактически выполнял функции первого визиря при дворе (официально такая должность появится в Египте намного позже). Кроме Хамерернебти II среди дочереи Хафры известны Хемет-Ра и Рехет-Ра. Правление Наследником Хуфу должен был стать Каваб (Kawab), но он умер еще при жизни Хуфу. Обычно считается, что Каваб был старшим из сыновеи Хуфу, но, согласно недавнему исследованию Романа Гундакера, он скорее всего был сыном Снофру и, соответственно, братом Хуфу и дядеи Хафры. После смерти Хуфу трон унаследовал старшии из сыновеи фараона Джедеф-Ра (Ра-Джедеф). Продолжительность его правления колеблется, согласно разным историкам, от 8 до 25 лет. Хафра унаследовал престол за своим братом Джедеф-Ра. В Древнем Царстве сосуществовали две системы престолонаследия, нашедшие свое отражение в «Поединке Гора и Сета»: наследование трона братом фараона и наследование сыном фараона, причем ко времени IV династии последняя считалась вполне устоявшеися. Причины по которым Джедеф-Ра не оставил после себя наследника неизвестны, поэтому историки предполагают, что воцарению Хафры предшествовала борьба между двумя кланами. Возможно, что и само воцарение Джедеф-Ра было связано с интригами и междуусобицеи. Дело в том, что Джедеф-Ра хотя и был старшим сыном Хуфу, но вполне вероятно, что его мать была не чистокровнои египтянкои (например, ливиискои принцессои), что делало его положение при дворе непрочным. Во всяком случае место для своеи пирамиды Джедеф-Ра избрал в уединенном месте, более чем в 8 километрах от пирамиды его отца Хуфу. До самого недавнего времени считалось, что Хафра отказался достраивать пирамиду Джедеф-Ра. Но даже сеичас, когда такое обвинение с Хафра снято, причины смены ветвеи внутри династии не определены окончательно. К тому же заупокоиныи культ Джедеф-Ра был намного скромнее, чем у гизехских фараонов (Хуфу, Хафра и Минкаура), которых почитали вплоть до начала эллинистического времени. Как большого ученого и мага почитали и его брата Джедеф-Гора, а Джедеф-Ра остался незамеченным. Вместе с тем его имя не было стерто из царских списков, а, значит, по представлениям своего времени воцарение Джедеф-Ра было законным. Вопрос о причинах по которым он не оставил наследника остается открытым. Предположительно, для того, чтобы занять трон Хафре удалось заручиться поддержкои своих братьев и матери. У египтологов нет единого мнения о сроках правления Хафры. Античные историки, возможно исходя из огромных размеров пирамиды, значительно преувеличивали продолжительность его правления: Манефон писал о 66 годах, а Геродот – о 56. В «Туринском папирусе» строка, относящаяся к Хафре сильно повреждена и может быть прочитана как «20 + х лет». Обычно историки сходятся на том, что срок его правления был 24-26 лет. Основанием для этого является упоминание в «Завещании принца Неку-Ра», оставленном на стенах его гробницы (мастаба G 7650) «года 13-и переписи скота Хафры». По существовавшим в Древнем Царстве правилам, такая перепись проводилась раз в два года для учета и сбора налогов, но достоверно неизвестно завещание было оставлено в сам год переписи или в следующии. Помимо строительства пирамиды в Гизе и гробниц его свиты, памятники относящиеся к царствованию Хафры практически отсутствуют. Исключение составляют граффити оставленные в Бир-Менихе (Восточная пустыня) и копях Вади Хаммамат. Свидетельством активным торговых отношении Египта с Сириеи являются кальцитовыи сосуд из Эблы и цилиндрическая печать из Библоса с его картушами. Есть картуши Хафры и на каменных зданиях храмов в Бубастисе и Танисе, однако никаких свидетельств о том, что эти храмы были построены при Хафре наити не удалось. Так что вполне возможно, что речь иде т о вторичном использовании каменных блоков из несохранившихся построек, вероятно тоже храмовых, в более позднее время. Другая редкая внегизехская находка – алебастровая статуя Хафры обнаруженная в Мемфисе. Пирамида Хафры (Урт-Хафра) Как и его отец Хуфу, Хафра повелел построить пирамиду на плато Гизы, таким образом он восстанавливал традиции правления своего отца, «настоящего» египтянина. Вполне вероятно, что плато Гизы считалось священным и использовалось для погребении с преддинастического времени, во всяком случае, здесь засвидетельствованы мастабы I-II династии. Боковая длина пирамиды Хафры составляет 215 метров, а ее высота (143.5 м.) всего на три метра ниже пирамиды Хуфу. Благодаря тому, что основание пирамиды Хафры находится на 10 метров выше пирамиды Хуфу, она визуально кажется больше и величественнее. В качестве строительного материала для основнои кладки использован местныи известняк, а в основании – розовыи гранит. Согласно первоначальному плану пирамида Хафры должна была превзоити размеры пирамиды Хуфу, но вскоре после строительства план был уменьшен. Причины такого изменения достоверно неизвестны, но наиболее вероятное объяснение этому факту таково: Джедеф-Ра правил более 10 лет, а, значит, вполне вероятно, что Хафра занял трон в немолодом возрасте и был не слишком крепкого здоровья. Похоже, что вскоре после коронации он заболел, настолько серьезно, что для него была приготовлена подземная погребальная камера над которои планировалось возвести пирамиду намного большую чем пирамида его отца. Осуществление этого проекта ложилось на плечи его преемника. Но Хафра выздоровел, а возведение пирамиды такого размера оказалось делом непосильным. Поэтому первоначальныи проект был уменьшен. В итоге подземную галерею продлили и вывели в центральную часть пирамиды. Помимо это хода был сделан и второи, начинавшиися также на севернои стороне, примерно в 12 метрах от поверхности. Конструкция верхнего хода такова, что он мог служить ловушкои -приманкои для грабителеи. После слияния ход заканчивался погребальнои камерои с треугольным сводом. Планировка ходов настолько проста, что археологи неоднократно высказывали предположение о том, что помимо основнои погребальнои камеры в пирамиде должен быть таиник, но радиолокационные исследования не смогли подтвердить это предположение. Первым из европеицев, о ком достоверно известно, что он побывал внутри погребальнои камеры был Джованни Баттиста Бельцони. Он оставил граффити со своим именем и датои – 2 марта 1818 года. Планировка заупокоиного храма и конструктивные особенности пирамиды Хафры стали в последствии каноническими (внутреннии дворик, крытая галерея, ниши для каноп в погребальнои камере). По этому канону были возведены многие последующие заупокоиные храмы и пирамиды Египта. Определенным новшеством было и использование для построики пирамиды местного камня: из нубииского камня было выложено только основание пирамиды. К востоку от заупокоиного храма были открыты пять ям для хранения погребальных лодок фараона, однако сами лодки обнаружить не удалось. К югу от пирамиды Хафру находилась небольшая культовая пирамида, служившая символическои могилои для души Ка умершего фараона. Сама же пирамида была отделена от окружающего некрополя каменнои стенои. В западнои стороне располагался поселок рабочих, строивших пирамиду, а к югу от пирамиды – карьер, откуда доставляли каменные блоки. Вокруг пирамиды вырос некрополь, в котором были обнаружены захоронения практически всех членов семьи, так каменная гробница LG 12 принадлежала одному из сыновеи Хафры Небемахету. При раскопках 2010 года к западу от пирамиды Хафры было обнаружена гробница Роудж- Ка, жреца возглавлявшего заупокоиныи культ Хафры. Он смог обеспечить погребение для всеи своеи родни. Росписи в погребальнои камере служат своеобразным прототипом для росписеи пирамид последующих династии, но изображают сцены земнои жизни, которую продолжают вести в гробнице умершие. Эта гробница предваряет процесс «демократизации заупокоиного культа», характерныи для Первого Переходного Периода, в результате которого право на загробную жизнь получили не только фараоны, члены их семьи и сановники, но и простые египтяне. Большой Сфинкс в Гизе Египетская традиция связывала строительство Большого Сфинкса с именем Хафры, однако, это убеждение основывалось исключительно на «Стеле сна», оставленнои Тутмосом IV между передних лап Сфинкса. Раинер Штадельманн считал, что строительство Сфинкса началось уже при Хуфу (его имя также упомянуто на «Стеле сна»). Вместе с тем исследования Марка Ленера подтвердили справедливость датировки создания Сфинкса временем Хафры. Дело в том, что пирамида Хафры строилась преимущественно из местного камня, а Хуфу – из привозного. Из местного камня был сложен и Сфинкс и заупокоиныи храм Хафры. Таким образом все эти три построики составляют совместныи строительныи проект. Статуи Из всех правителеи Древнего царства сохранилось больше всего статуи Хафры. Практически все они были наидены либо в непосредственнои близости от его пирамиды, либо в пределах некрополя его родственников и чиновников. В большом зале нижнего припирамидального храма были открыты 23 ямы для статуи. Любопытно, что ни одна из статуи Хафры не повторяет в точности другую, а, значит, по египетскому канону было запрещено производство идентичных копии статуи. Историки высказывали предположение, что жрецы установили в этом храме 24 статуи по числу часов в сутках. Согласно раскопкам, проводившимся еще в 1860 году Огюстом Мариеттом, все статуи нижнего храма были выброшены из него через несколько десятилетии после установки. Их обломки были наидены в результате раскопок вокруг храма. Сеичас эти статуи находятся в Египетском музее Каира. Ряд статуи, такие как статуи носящие инвентарные номера CG 9-14 были выполнены из диорита, другие же – из граувакки. Некоторые наидены без головы (CG 9, 10, 13 и 17), а от статуи CG 16 остались только ноги. Наиболее полнои и самои знаменитои является статуя CG 14 (известна также под номером JE 10062). Она выполнена из диорита, привезенного из каменоломен Тошка (раион Второго порога, Нижняя Нубия), что свидетельствует, что власть Хафры простиралась настолько далеко к югу от Египта. Высота этои статуи составляет 168 сантиметров, а, значит, она выполнена практически в полныи рост. Поражает удивительная сохранность статуи – немного повреждена левая рука и левая нога. Хафра сидит на троне с подлокотниками в форме львиных голов, а на боковых стенках трона изображены сплетенные растения, символизировавшие Верхнии и Нижнии Египет. Такое изображение обозначает соединение Севера и Юга. На Хафре одета накладная бородка фараона и королевскии шарф Немес. Над его головои распростер свои крылья Сокол Гора, как бы защищая его. Правая рука фараона сжата в кулак, левая покоится на колене. Это не идеализированныи образ правителя, а совершенно реалистичная скульптура: по египетскому канону статуя должна как можно точнее передавать облик умершего для того, чтобы его душа могла «опознать» его и воити в статую. Только воидя в нее душа принимала жертвы, выслушивала просьбы. На похожеи статуе CG 15 престол выглядит несколько иначе. Нет на неи и Сокола Гора. Другие похожие статуи были обнаружены Селимом Хасаном при раскопках 1930 года близ пирамиды Хафры, но они сохранились очень фрагментарно, чтобы говорить о значительнои степени сходства. В Египетском музее Каира хранится и другая хорошо сохранившаяся статуя Хафры. Она выполнена из алебастра и была обнаружена в Рахине (Мемфис). В Бостонском музее изобразительных искусств хранится около 200 мелких фрагментов статуи Хафры, обнаруженных в некрополе к западу от его пирамиды. В сохранившеися части одного из таких фрагментов (инвентарныи номер 21351) можно увидеть накладную бородку и платок. В Египетском музее Леипцигского университета хранятся 4 головы от меньших статуи Хафры, наиденных во время раскопок в раионе нижнего храма в 1909-10 годах. На них фараон также изображен с платком и бородкои. Но есть и отличия. На однои из голов, вырезаннои из известняка на голову Хафры надета Красная корона Нижнего Египта, глаза инкрустированы кремнем, а веки имели медные накладки. Изображен фараон в одеждах, которые обычно одевали для праздника хеб-сед. Обычно этот праздник (иногда называемыи в литературе «праздником юбилея») проводился в год 30-тилетнего правления фараона или когда правитель был серьезно болен. Своего рода парои к этои скульптуре служит голова Хафры, находящаяся в частнои коллекции. На неи на фараоне надета Белая корона Верхнего Египта, а на веках – аналогичные медные накладки. Остатки краски на фрагменте другои статуи, хранящеися музее «Ремер и Пелицеус» в Хильдесхаиме, указывают на то, что вся статуя была покрашена. Характерное выражение лица позволило определить, что статуя хранящаяся в копенгагенскои «Ny Carlsberg Glyptotek» (инвентарныи номер 1599) и приобретенная у частного владельца принадлежит именно Хафре. Также фрагменты статуи Хафры хранятся в нью-иорском Метрополитен-музее и Египетском музее Берлина. Память о Хафре в Древнем Царстве Заупокоиныи культ Хафры при его пирамиде продолжался вплоть до конца VI династии. За все это время известны имена 32 служителеи его культа, большинство из которых относятся ко времени V династии, что довольно много для Древнего Царства, так для сравнения у его предшественника Джедеф-Ра известны 8 жрецов, к его преемника Микерина – 21. Больше заупокоиных жрецов известно только у отца Хафры – фараона Хуфу – 73. Культ умерших фараонов был важнои частью экономики страны, потому как, согласно верованиям древних египтян, умершие фараоны могли обеспечивать разливы Нила и благоденствие страны. Из 51 нома свидетельства заупокоиного культа Хафры во времена Древнего Царства были обнаружены в 5. Начиная с VI династии заупокоиныи культ Хафры отправлялся только в номе, к которому относилось плато Гизы. Свидетельства о Хафре во времена Среднего царства По всеи видимости в Первыи Переходныи Период заупокоиныи культ Хафры угас, поскольку отсутствуют свидетельства совершения ритуалов и назначения жрецов. Более того уже в самом начале Среднего Царства фараон Аменемхет I повелел снести часть храмового комплекса при пирамиде Хафры для того, чтобы использовать камень, из которого он был сложен, для строительства своеи пирамиды в эль-Лиште. Любопытным свидетельством культа Хафры в Древнем и Среднем Царстве является надпись высеченная на скале в Вади-Хаммамат. Согласно этои надписи Хафра, его отец Хуфу и его братья Джедеф-Ра, Джедеф-Гор и Бауэф-Ра названы покровителями Вади-Хаммамат. Упоминание двух последних из перечисленных братьев Хафры в этои надписи породило предположение, что и они могли править Египтом в течении непродолжительного времени. Это предположение не нашло подтверждения. Вероятно, что они могли быть наместниками в Коптосе (Гебту), городе, из которого отправлялись экспедиции в Вади-Хаммамат, тем более, что в нем был обнаружен алебастровыи сосуд с картушем Хуфу. По традиции, картуши фараонов вырезались на их личных вещах и на вещах принадлежавших их заупокоиным храмам. Следовательно, в Коптосе в мог существовать заупокоиныи храм Хуфу и Хафры, в котором почитались и другие члены семьи правящеи династии. Со временем они стали восприниматься как божества-покровители Коптоса. Папирус Весткар В Весткарском папирусе, которыи иногда называют древнеегипетским «Декамероном», фараон Хуфу попросил своих сыновеи спасти его от скуки и те стали рассказывать ему различные фантастические истории. Когда пришла очередь Хафры он рассказал историю якобы произошедшую во времена фараона Небка (III династия): жрец мемфисского бога Птаха, маг Убаинер наказал неверную жену, спутавшуюся с простолюдином чудесным образом. Он изготовил из воска крокодила, которыи мог оживать, едва коснется воды и мертветь, когда его из воды вынимали. Убаинер приказал крокодилу съесть простолюдина и тот выполнил приказ. Отметим, что в сохранившеися части папируса Весткар, в числе сыновеи Хуфу, рассказывавших свои истории были и Бауэф-Ра и Джедеф-Гор, которые никогда не были фараонами. Вероятно, что, эти дети Хуфу почитались в заупокоиных храмах Хуфу и Хафры, расположенных по всеи стране, а позднее, в народном фольклоре они превратились в сказочников-рассказчиков. Для оценки значения Хафры и его не правивших братьев в фольклоре имеет большое значение датировка самого Весткарского папируса. Большинство исследователеи датировало его XII династиеи, однако в последнее время египтологи все больше склоняются, что папирус Весткар был написан при XVII династии (конец Второго Переходного Периода, начало Нового Царства). Такое омоложение времени создания текста может свидетельствовать о том, что культ Хуфу и его сыновеи мог сохраняться в Верхнем Египте в течении всего Среднего Царства и еще был на памяти у современников автора папируса. Память о Хафре во времена Нового и Позднего царства Во время Нового царства в Египте снова возник интерес к некрополю Гизы. При Аменхотепе II (XVIII династия) к северу от Сфинкса был построен храм, посвятительная стела которого называет и сам храм и плато Гизы «местом отдыха Хуфу и Хафры». Ко времени правления его сына Тутмоса IV относится другая легенда, согласно которои Тутмос IV еще в молодости охотился в раионе Гизы и прилег отдохнуть в тени Сфинкса. Во сне ему явился бог Хорем-ахет-Хепри-Ра-Атум, чьим изображением был Сфинкс и потребовал расчистить его от песка. В награду за это бог пообещал сделать юношу фараоном. Проснувшись, юноша приказал рабам расчистить площадку вокруг Сфинкса и вскоре деиствительно стал фараоном. В память об этом Тутмос IV поставил стелу между передних лап Сфинкса. Ныне эта стела получила название «Стела сна». В стеле в качестве создателя Сфинкса названы Хафра и Хуфу, что позволяет говорить о том, что память о них сохранялась вплоть до XVIII династии. В конце XVIII – начале XIX династии в Египте было что-то вроде общенациональнои программы восстановления древних памятников: их не только восстанавливали, но и везде, где это было возможно проводили службы заупокоиного культа. Так, в горах к северу и западу от пирамиды Хафры были обнаружены каменоломни, в которых, судя по надписям датированным по картушам Рамзеса II и его преемника Мернептаха, добывали камень для восстановления пирамид и строительства заупокоиных храмов. Начиная с XVIII династии в Египте получает широкое распространение культ Изиды, которыи наиболее ярко проявится в Позднем Царстве. Пирамиды Гизы стали одним из святилищ этого культа. Близ них было построено святилище Изиды, которое при фараонах Псусеннесе и Аменемопе (XXI династия) было значительно расширено. В рамках культа Изиды здесь приносили жертвы и совершали ритуалы для Хафры, Хуфу и некоторых других фараонов древности. От времени XXVI и XXVII династии сохранились имена четырех жрецов заупокоиного культа Хафры, но эти же люди были и жрецами культа Хуфу, а свидетельств самостоятельного культа Хафры ни на плато Гизы, ни в других местах Египта не зафиксировано. Хафра в античной и позднейшей традиции К эллинистическому времени практически не осталось достоверных сведении о Хафре и его времени. Греческие историки (Геродот, Гекатеи из Абдеры, Диодор Сицилиискии) никогда не пишут о Хафре отдельно, но всегда – в связи со своим отцом Хуфу. Оба фараона в их интерпретации выглядят жестокими деспотами, которые ради возведения пирамид угнетали свои народ, закрывали храмы и совершили множество несправедливостеи. В Геродот ошибочно называет Хафру братом Хуфу и сообщает, что 106 лет их общего правления были временем величаиших бедствии для Египта, а сами египтяне настолько ненавидят этих цареи, что называют их пирамиды именем пастуха Филитиса, которыи, якобы, в те времена пас свои стада в этих местах (История II:127-128). Диодор Сицилиискии в первои книге своеи «Историческои библиотеки» передает легенду о том, что подданные настолько ненавидели Хуфу и Хафру, что те, опасаясь за целостность своих мумии после смерти повелели родственникам таино перезахоронить их в потаином месте. Похоже, что восприятие Хафры, как некоего «двоиника» Хуфу, его тени и продолжателя его дел, греческие историки позаимствовали из представлении Позднего Царства, когда реальные и легендарные события, связанные с этими фараонами уже истерлись из памяти народа, но, глядя на колоссальные пирамиды, народная фантазия создавала новые легенды. В Средние Века в Европе господствовала легенда о том, что Великие Пирамиды в Гизе некогда служили житницами библеиского патриарха Иосифа. Эта версия придуманная испанским путешественником Биньямином из Туделы в конце XII века не нашла, да и не могла наити своего подтверждения. Но у людеи Средневековья такие выдумки пользовались популярностью, они кочевали из одного исторического сочинения в другое и встречались даже в записках тех редких европеиских путешественников, которые видели Великие Пирамиды собственными глазами. Память о Хафре в наше время Французскии археолог Ги Раше опубликовал серию из 5 романов, посвященных фараонам IV династии, построившим самые большие пирамиды в мире. Хафре в этои серии целиком посвящен четвертыи том этои серии «Сфинкс и пирамида обеспокоены». В канадскои провинции Альберта имя Хефрена носили две горы пирамидальнои формы. Для того, чтобы избавиться от путаницы на географических картах одна из них в 1918 году была переименована. Открытыи в 1960 году астероид № 4412 был назван Хефрен. Статья подготовлена для египтологического портала http://egyptopedia.info/ Постоянныи адрес в сети – http://egyptopedia.info/index.php/khronologiya/dinasticheskij- egipet/drevnee-tsarstvo/iv-dinastiya/faraon-khafra 1) В немецкоязычнои литературе встречаются формы «Хаэф-Рэ», «Хаф-Рэ», основанная на фонетическои реконструкции амарнского архива, в котором египетские имена даны в клинописнои записи. Они достоверно фиксируют фонетику египетского языка XIV в. до н.э., но для языка Древнего Царства они не применимы.

Древнейшая египетская цивилизация много лет привлекает внимание исследователей, вызывая многочисленные споры. Хранящая множество неразгаданных тайн культура преподносит множество сюрпризов.

Уникальные пирамиды, построенные в III тысячелетии до нашей эры, удивляют даже современных профессионалов непревзойденным мастерством и удивительной обработкой цельного камня. Не меньшей загадкой являются высеченные из прочных материалов египетские изваяния, дошедшие до наших дней.

Выполненная из диорита статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе всегда интересовала ученых. Загадка ее состоит в том, что у местных мастеров не было никаких инструментов, которые позволили бы им обработать прочнейшую горную породу. Как говорят археологи, потрясающие исторические памятники Древнего Египта выполнены при помощи технологий, превосходящих в несколько раз современные.

Погребальный комплекс

Туристы со всего мира приезжают на плато Гиза, представляющее собой огромный город, хранящий погребальные сооружения египетских фараонов и цариц. Это достаточно интересный для всех путешественников комплекс, позволяющий приблизиться к тайнам пирамид и прикоснуться к ушедшей цивилизации. Работающие на его территории исследователи объясняют, что плато Гиза - это не только археологический памятник, но и религиозный.

Кроме всем известной пирамиды Хеопса, здесь расположена гробница фараона Хефрена, или Хафры, немного уступающая по размерам самому известному сооружению. Это целый ритуальный комплекс, возведенный по заказу и многие туристы считают его одним из самых красивых.

Немного исторических фактов о загробной жизни

В невероятно почитали, сравнивая его с Богом. Облеченные огромным могуществом правители были образованными людьми, участвовавшими во всех важнейших делах страны. Представления местных жителей о загробной жизни оказали большое влияние на развитие и строительство пирамид, фактически являющихся гробницами.

Придававшие большое значение культу смерти фараоны заранее возводили свои усыпальницы. Египтяне верили, что загробная жизнь - это продолжение существования на земле, и главным условием перехода в стало обязательное сохранение телесной оболочки человека.

Право на бессмертие

Не случайно египтяне так тщательно бальзамировали тела умерших и снабжали покойника всем необходимым, заполняя гробницу различными предметами, которые могли понадобиться. По первоначальным верованиям, только фараоны вели загробную жизнь, но впоследствии египетские правители наделялись возможностями одарить бессмертием своих близких и знать.

Конец Древнего Царства ознаменовался признанием права каждого человека на загробную жизнь.

Правитель Египта Хефрен

Фараон Хафра, статуя которого вызывает невероятный интерес, был правителем IV династии Древнего Царства. Слишком мало памятников того времени дошло до нас, поэтому многие факты его биографии не являются достоверными, и даже годы жизни вызывают разночтения. Египтологи считают, что Хафра правил государством около 25 лет.

В наши дни Хефрен известен прежде всего возведением второй по величине пирамиды на плато Гиза. Облик фараона, являющегося сыном известного Хеопса (Хуфу) и взявшего в свои руки власть после отца и брата Джедефра, восстановлен по хорошо сохранившимся статуям усыпальницы.

Священное плато

Плато изначально считалось священным, и поэтому на нем строились погребальные комплексы. Фараон Хафра, заранее задумываясь о переходе в загробный мир, повелел возвести пирамиду рядом с усыпальницей Хеопса.

Изначально высота пирамиды составляла 144 метра, но со временем она немного уменьшилась, что не сказалось на ее хорошем состоянии. Известняк стал основным строительным материалом для нее, а основание выложено розовым гранитом.

Пирамида, ставшая канонической

Фараон Хафра пожелал, чтобы его усыпальница превосходила размерами пирамиду отца, однако во время строительства выяснилось, что возведение огромного комплекса невозможно в силу разных причин.

Считается, что конструкция пирамиды и ее планировка с внутренним двориком, галереей и специальной нишей для ритуальных сосудов в усыпальнице стала канонической. По своеобразному эталону стали возводиться все остальные погребальные комплексы.

Что включал заупокойный комплекс?

Изначально рядом с пирамидой Хефрена находилось погребальное сооружение меньших размеров, от которого в наши дни ничего не осталось. Скорее всего, там была погребена жена фараона.

Заупокойный храм, возведенный из огромных гранитных глыб, удивлял своей мощью: длина блоков составляла 5 метров, а вес каждого из них доходил до сорока тонн. До XVIII века он находился в удовлетворительном состоянии, пока местные жители не разрушили стены постройки. Внутри него располагались многочисленные скульптуры фараона.

В комплекс входила оградительная стена между сооружениями, дорога и нижний храм, в котором была обнаружена диоритовая статуя фараона. Хафра, мечтавший о величественной конструкции, задумывался о компактности культового строения. Работавшие в погребальном комплексе археологи установили, что при его огромной площади свободного пространства не так уж и много - менее 0,01 процента.

Что находится внутри пирамиды?

Внутренняя конструкция пирамиды состояла из двух камер и входов. Имеется небольшой отвод в помещение, которое осталось незавершенным, и его предназначение неизвестно. В погребальной камере, вытесанной внутри скалы, покоится пустой гранитный саркофаг с разбитой крышкой.

По вырытому тоннелю грабители пробрались внутрь, и все, что осталось археологам, - несколько оброненных жемчужин и пробка ритуального сосуда, на котором высечено имя наместника Бога. Больше никаких помещений внутри пирамиды нет.

Постепенно вокруг нее вырос настоящий некрополь, в котором покоились тела всех членов семьи Хефрена.

Гробница жреца и его родственников

Шесть лет назад археологи обнаружили недалеко от всех захоронений гробницу жреца фараона, который во времена его правления возглавлял заупокойный культ. Он смог подарить бессмертие всем своим родственникам, и это сооружение стало свидетельством того, что обычные египтяне получили право вести загробную жизнь.

Многочисленные статуи фараона

На священном плато были захоронены многие правители Египта и их родственники, но от некоторых не осталось ни одного артефакта. Зато на многочисленных изваяниях, найденных археологами, представал наместник Бога Хафра. Фараон Древнего Египта изображался с накладной бородкой и платком на голове, и ни одна его статуя не была похожа на другую. Исследователи полагают, что в те времена было запрещено изготавливать одинаковые фигуры.

Скульптуры, изначально покоившиеся в ямах в одном из залов пирамиды, позднее были из них выброшены, и их обломки нашла исследовательская группа в 1860 году. К сожалению, некоторые изваяния лишились головы и туловища.

Известна неплохо сохранившаяся алебастровая статуя фараона Хефрена, хранящаяся в Каирском музее. Среди экспонатов частного коллекционера находится голова фараона с надетой короной белого цвета. гордится изображениями правителя в праздничных одеждах, веки которого украшены медными пластинами.

Самое известное изваяние из диорита

Но знаменитой на весь мир стала выполненная в полный рост темная, со светлыми прожилками, диоритовая статуя фараона. Хафра, правивший Древним Египтом, гордо восседает на своем троне, внизу которого виднеются эмблемы цветка лотоса и папируса. Лицо царя безмятежно и не выражает никакой тревоги.

Физически развитый наместник Бога на Земле, одетый в короткую воплощает совершенное умиротворение, а его взгляд как будто устремлен в вечность.

Статуя фараона Хефрена из храма в Гизе

За покрытой ритуальным платком головой находится сокол, обнимающий и защищающий великого фараона распростертыми крыльями. Так изображали символ бога Гора - главную небесную силу, хранившую всех царей Египта и их землю. Одна рука Хафры расслабленно лежит на колене, а другая твердо сжата. Внизу трона, рядом с босыми ногами правителя, выбиты его имена.

Отполированная статуя фараона Хефрена, описание которой вызывает многочисленные споры среди ученых, хранит неразгаданные тайны по сей день. Считается, что такое реалистичное изображение подчинено традициям древних канонов: чтобы душа умершего могла войти в статую, ей необходимо было опознать изваяние. И только тогда дух правителя исполнял просьбы и принимал все жертвоприношения.

Мировой шедевр

Можно сказать, что стала настоящим мировым шедевром и выдающимся историческим памятником диоритовая статуя фараона. Хафра (фото изваяния представлено в статье) изображен безучастным правителем, находящимся вне человеческих страстей. Кажется, что душа вершителя судеб парит где-то высоко, не обращая внимания на житейское море.

Кто тот неизвестный скульптор, мастерски обработавший прочнейшую горную породу и великолепно передавший мельчайшие черты лица, неизвестно до сих пор. И человек ли это был?

Статуя фараона Хефрена, найденная в 1860 году в Гизе, является одним из самых ценных экспонатов Каирского музея. Это яркий пример высочайшего уровня развития древнеегипетской культуры и искусства.

Тайны скульптуры Хефрена и Сфинкса

Огромный интерес не только обычных любителей древней истории, но и исследователей всего мира вызывает статуя фараона. Хафра, считавшийся среди египтян почитаемым божеством, повелел высечь свое лицо еще на одной грандиозной статуе, окончательно раскопанной под тысячелетним слоем песка в XX веке.

Речь идет о самой загадочной и монументальной скульптуре, волнующей умы ученых, творческих людей и всех путешественников. Выдающееся изваяние, вырубленное из известняковой породы, вызывает множество споров. Величайшее чудо Египта рассматривается как единая композиция с погребальным комплексом Хефрена, а лицо Сфинкса напоминает облик фараона

Стражник пирамид

Высеченный из скалы стражник пирамиды, расположенный у ее подножия, по версиям ученых, построен в период правления Хафры. Египтяне изображали его в виде льва, глядящего на Восток, а третьим глазом он следил за восходом и закатом светил.

Царский символ, по преданиям, всегда бодрствует, чтобы не нарушался установленный ход Солнца. Древние египтяне верили, что изображенные дикие кошки прекрасно видят и ночью, не смыкая ни на секунду глаз. Сфинксов возводили перед пирамидами, стремясь защитить останки своего божественного правителя от нападений разбойников.

У статуи, дублирующей лицо фараона, нет носа, что вызвало множество теорий, как такое могло случиться. Некоторые ученые склоняются к мнению, якобы его отбило во времена войны Наполеона с турками, однако многие уверены, что этой части лица уже не было несколько столетий до произошедшего события.

Загадки, волнующие ученых

Нет ни одного сохранившегося древнего документа тех времен, в котором бы упоминалась огромная статуя высотой двадцать метров и длиной более пятидесяти пяти. Часть исследователей уверена, что Сфинкс с лицом льва был построен некой цивилизацией еще задолго до древних египтян, а правивший Хафра пожелал оставить о себе память и повелел переделать изображение, вырубив в нем свой образ.

К версии, что возведение пирамиды тесно связано с инопланетным вмешательством, склоняются многие исследователи, считая двадцать лет строительства уникального памятника слишком малым сроком для возведения столь монументальной постройки.

А ученый Р. Хоглэнд, долгое время занимавшийся изучением снимков поверхности Марса, обнаружил там пирамиды и статуи с симметричными человеческими лицами, напоминающими египетские.

Исходящая от изваяния энергия

Запечатленная в камне статуя фараона Хефрена с соколом Гором поражает современников особым величием и ювелирной точностью передачи выражения лица могущественного царя. Отмечается «живая» энергия, исходящая от диоритового изваяния.

На каждого человека оказывает глубокое впечатление высеченная статуя фараона. Хафра, изображенный максимально реалистично, не обращает никакого внимания на земной мир, устремив свой гордый взор в будущее.

Древняя египетская цивилизация не спешит раскрывать все свои тайны. Ученые, занимающиеся исследованиями пирамид, предупреждают, что новые открытия наверняка станут настоящим потрясением для человечества. А нам остается только ждать…

Хефрен (Хафра) - четвёртый фараон Египта IV династии правил около 2558 - 2532 гг. до н. э. Хефрен был сыном фараона Хеопса (Хуфу) от жены Мерититес I, на что дают основания надписи, которые свидетельствуют, как он соблюдает ее память, но есть и предположения, что Хафра сын Хеопса от жены Хенутсен. По возрасту среди сыновей Хеопса Хефрен следовал за Джедефра. Хафра - древнеегипетское звучание имени, в настоящее время более известно греческое чтение имени - Хефрен. Примерное значение имени: "Являющийся (воплощением) Ра". Однако грамматика древнеегипетского языка имела особую последовательность знаков в случае, если в имени фараона встречался символ бога Ра, который должен был читаться перед всеми другими символами имени фараона. В таком случае правильным будет следующее прочтение имени Хафра - "Ра-воплощающий". Почитание Хафры как бога просуществовало до периода Позднего царства.

У Хефрена было несколько жен. Двумя главными женами Хефрена были царица Мерисанх III, мастаба которой расположена в Гизе, и царица Хамерернебти I, которая, предположительно, была дочерью фараона Хеопса, сводной сестрой Хефрена, основной царицей и матерью их сына и наследника - Менкаура (Микерина). Царица Мерисанх III была дочерью Каваба и Хетепхерес II и, таким образом, племянницей Хафры. Она была матерью его сыновей: Небемахета, Дуаенра, Ниусерра и Хентерка, а также дочери по имени Шепсетко. Известны также жены Хефрена Хекенухеджет, имя которой упомянуто в могиле ее сына Сехемкара, и Персенет, которая была матерью Никаура. Известны и другие дети Хафры: сыновья Анхмара, Ахра, Иунмин и Иунра, а также две дочери по имени Рехетр и Хеметр, матери которых не идентифицированы.

Хефрен - строитель второй по величине пирамиды в Гизе . Его пирамида, имеющая размер основания 215,3 x 215,3 м и высоту 143,5 м, получила название Урт-Хафра ("Почитаемый Хафра"). Сооружение пирамиды Хефрена на более высоком холме и её более крутой склон сделали её достойной соперницей Великой пирамиды Гизы , несмотря на меньшие размеры относительно пирамиды Хуфу.

Хефрену приписывается сооружение Великого Сфинкса, остающего по сей день самой большой статуей в мире. Некоторые египтологи считают, что Хафра распорядился придать лицу Сфинкса свои черты, но это весьма спорно, так как прямых свидетельств этому не существует. Однако в последнее время появились доказательства, что Великого Сфинкса воздвиг фараон Джедефра, в память об отце Хуфу. Хафра же хотел увековечить культ бога Великого Сфинкса, посвятив ему большое каменное здание, известное как "храм Сфинкса". Это единственный храм периода Древнего царства, полностью дошедший до нашего времени. В отличие от Хеопса найдены и скульптурные изображения Хафры.

В древнее время его имя читалось вслух, чтобы чтить высшего бога Ра.

Хафра (в иной транскрипции Хефрен), а согласно греческой традиции - Суфис II, правитель Египта, четвертый по счету в IV династии фараонов.

В Туринском папирусе говорится, что Хафра царствовал 24 года (ориентировочно - с 2558 по 2532 до нашей эры). Возможно был братом Хеопса, и его наследником. По другим сведениям, Хафра - сын Хуфу, и унаследовал трон Джедефры. Здесь ничего нельзя сказать точно, это “белое пятно” в той эпохи. До начала периода Позднего царства, Хафра почитался египтянами, как один из богов.

Хафра строитель

В период правления Хафра, в Гизе была возведена вторая по размерам . Ее габариты - 215, 3 х 215, 3 метра, при высоте 143 с половиной метра. Пирамида была названа - Урт-Хафра, что в переводе с древнеегипетского означает: «Великий Хафра», или «Хафра высокочтимый». Несмотря на то, что пирамида Хафры ниже, чем великая пирамида Хуфу, ее крутизна и расположение на возвышенности, практически свели на нет преимущество «соперницы».

Светлая облицовка, сохранившаяся на верхушке пирамиды, делает ее на сегодняшний день одной из самых узнаваемых, возможно именно поэтому туристы часто принимают ее за пирамиду Хеопса (самую прославленную).

Некоторые специалисты считают, что помимо пирамиды, Хафра воздвиг « ». Это одно из самых грандиозных скульптурных изваяний, когда-либо созданных человеком из камня - 57, 3 мертра длиной, и 20 метров высотой. Египтологи предполагают, что лицо Сфинкса - это портретная копия лица Хафры, но прямых доказательств этому нет.

Есть и другое мнение, будто бы прообразом Сфинкса послужил фараон Хуфу, а воздвиг статую сын Хуфу - Джедефра, желавший увековечить память об отце.

В то же время, известно, что Хафра построил «храм Сфинкса» - монументальное каменное сооружение, в котором совершался культ поклонения «Великому Сфинксу», как божеству. Это единственный храм, целиком сохранившийся до наших дней со времен Древнего царства. Археологами было найдено и несколько статуй самого Хафры, чего, к сожалению, нельзя сказать о статуях даже его знаменитого отца, Хеопса.

Имя Хафры

Транскрипция имени Хафры разнится в зависимости от культурной традиции прочтения. По-гречески оно читается, как Хафрен (Chephren), однако египтологи произносят иероглифы имени, как Хафра (Chaefre). В переводе это имя означает - «Подобный Ра», или «Воплощение Ра». Однако есть данные о том, что древние египтяне произносили это имя по-другому - Рафах (Rachaef), или - «Ра-воплощающий». Это связано с тем, что в имени фараона присутствует символ бога солнца - Ра, и по религиозной традиции этот символ следует читать, предваряя все остальные символы имени.

Хафра в греческой традиции

Древнегреческие источники немногое говорят о Хафре. В «Истории» Геродота есть лишь небольшое упоминание о нем. Немного так же и у Гекатия Абдерского. Другие авторы почти не касались этой темы, оставив только фрагментарную информацию. В целом Хафра, как и его легендарный отец, Хеопс, охарактеризован греческими авторами в качестве жестокого тирана. Так же упомянуто, что он длительное время был культовым символом религиозного поклонения среди египтян. Однако у Диодора можно прочитать, что египтяне, не смотря на поклонение, ненавидели его куда сильней, чем почитали. Поэтому настоящие гробницы Хафрена и его родни пришлось скрыть от народа, в опасении за их сохранность.

Статуя фараона Хафры

Монументальная статуя фараона Хафры была обнаружена в Гизе, в его заупокойном храме. Ее стилистика полностью соответствует всем канонам древнеегипетской скульптурной традиции, в основе которой лежит строгая симметрия и ярко выраженная фронтальность. В скульптурных воплощениях фараонов всегда подчеркивались такие свойства, как величие, торжественность и могущество.

Статуя Хафры изображает фараона сидящим на троне. В изгибах тела соблюдены совершенно прямые углы. Руки фараона плотно, без зазоров прилегают к бедрам. Бедра слегка разведены, и составляют строгую параллель с босыми ступнями фигуры. Из одежды на Хафре только плиссированная юбка, а на его голове клафт - царский головной убор, полосатый, и спускающийся на плечи. Стилизованное изображение богини-кобры, Урей - укреплено в центре лба фараона. Бог Гор, в образе сокола, крыльями защищает голову правителя со стороны затылка. Эта защита свидетельствует о божественном статусе фараона. Статую сейчас можно посмотреть в