Баня история возникновения. Что такое баня? Плюсы и минусы турецкой бани

История бани своими корнями уходит в глубокую древность. Так, египтяне уже около 6 тыс. лет тому назад придавали огромное значение чистоте тела и повсеместно пользовались банями. Египетские жрецы в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Поскольку всюду имелись прекрасно устроенные бани, доступные каждому. Приверженность к бане и массажу, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать стройность фигуры и помогали успешно бороться с преждевременной старостью. Египетские врачи того времени считались лучшими в мире, а их искусство в лечении разных болезней почти не обходилось без водных процедур, то есть без бани.

За 1,5 тыс. лет до нашей эры баня широко использовалась с гигиенической и лечебной целью в Индии.

В Древней Греции бани появились сначала у спартанцев. Представляли они собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре.
Особой любовью и популярностью пользовалась баня у древних римлян. Здесь буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеешь?» Римляне просто не представляли себе жизни без бани. «Баня, любовь и радость-до старости мы вместе»,- такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.

В бане римляне не только мылись, но вели беседы, рисовали, читали стихи, пели, устраивали пиршества. При банях имелись комнаты для массажа, площадки для физических упражнений и спортивных состязаний, библиотеки. Богатые римляне посещали баню два раза в день.

Как частные, так и общественные римские бани (термы) отличались исключительной роскошью - драгоценный мрамор бассейнов, серебро и золото рукомойников. К концу I в. до н. э. в Риме было построено 150 общественных бань.

Любопытно отметить, что помещения для потения разогревались так же, как в современных русских банях и финских саунах: в углу печь-жаровня, на бронзовой решетке-камни над раскаленными углями. Имелись также помещения с сухим и влажным паром.

В Древнем Риме ценили бани и как средство от многих болезней. В частности, выдающегося римского врача Асклепиада (128-56 годы до н, э.) за его приверженность к банному водолечению даже прозвали «купальщиком». Асклепиад считал, что для излечения больного необходимы чистота тела, умеренная гимнастика, потение в бане, массаж, диета и прогулки на свежем воздухе. «Самое главное,-утверждал Асклепиад - завладеть вниманием больного, разрушить его хандру, восстановить здоровые представления и оптимистическое отношение к жизни». Именно баня как раз и создавала подобные ощущения у больного.

Парная баня на Руси (мыльня, мовня, мовь, влазня) была известна у славян уже в V-VI вв. Баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ. Помимо своего чисто функционального назначения, баня играла большую роль в различных обрядах. Например, баня считалась необходимой накануне венчания и на другой день свадьбы, причем посещение бани сопровождалось особым церемониалом.

О русских банях писали многие иностранные путешественники.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.) совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что русские крепко держатся обычая мыться в бане… а потому-то во всех городах и селениях у них множество общественных и частных бань. Олеарий, кстати, упоминает, что русские пришли к заключению, что Лжедмитрий - чужестранец потому, что он не любил бани. «Русские,- сообщает Олеарии,- могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал «мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором». Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места. Обыкновенно в домашних банях мылись целые семьи одновременно мужчины и женщины парились вместе. Впрочем, и в общественных («торговых») банях люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе, правда, женщины на одной стороне, мужчины - на другой. И только в 1743 г. сенатским указом было запрещено в. «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста - соответственно в мужскую.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин. Отметим, что тот, кто понимает, толк в парной бане, ходит в баню не столько, чтобы помыться, сколько погреться и пропотеть.

Прогревание приводит к благотворному изменению функционального состояния органов и систем организма, усилению обмена веществ, способствует развитию защитных и компенсаторных механизмов. Объясняется это благоприятным воздействием тепла и потения на сердечно-сосудистую, дыхательную, терморегулирующую и эндокринную системы у большинства людей. Баня успокаивает нервную систему, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности.

Посмотрите, что писал о русской парной бане еще в 1778 г. португалец Санчес - врач императрицы Елизаветы Петровны (этот трактат можно найти в Москве в библиотеке им. Ленина): «Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества». И в конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы.

История появления бань в мире

Во все века люди стремились к воде. Ещё на заре цивилизации наши предки поняли, что она обладает живительной, целебной силой. Действительно, смывая грязь, вода делает тело чистым. Однако бодрящая влага издавна использовалась не только в гигиенических целях - она помогала снять усталость, очистить организм от шлаков и болезней. Купание и ритуальные омовения в священных водах великих рек - Ниле, Ганге, Иордане, Волге, Амазонке - сыграли существенную роль в развитии цивилизации.

Трудно сказать, кто первым построил баню и как Давно люди стали посещать это место, предназначенное для мытья. Первое письменное упоминание приходится на середину V в. до н. э. и принадлежит великому историку Геродоту. Однако уже он предполагал, что первые бани одновременно появились У многих народов, населявших нашу землю, и имели природное происхождение. Подогреваемые горячими источниками водоемы служили нашим доисторическим предкам одновременно парной и купальней.

В регионах, где термальных источников не было, для гигиенических нужд приспособили раскаленные камни, на которые стали лить воду. Но предшествовало этому открытие, отраженное в одной из старинных легенд: «Однажды капли дождя, просочившись сквозь кровлю шалаша, упали на камни очага, и помещение наполнилось ароматным жаром». Таким образом, по первичному своему происхождению уже в доисторические времена были заложены основы для двух типов бань, термических и печных.

Термические - создающиеся по принципу естественных термальных источников. Печи в таких банях устраивались за пределами основных помещений, как правило, в подвале или закапывались в землю (ирландская баня).

Печные - строящиеся на основе сильного нагрева камней или других источников обогрева с последующим обливанием их водой для получения горячего пара. Для получения жара мог использоваться примитивный костер, характерный для индейских бань (темескаль), или раскаленные на открытом огне камни (отличающие скифские бани), которые впоследствии преобразовались в печки-каменки.
Шли века. Помывочные заведения, распространяясь по свету, изменялись, появлялись новые виды-К настоящему времени сложилось несколько типов бань, выдержавших испытание временем. Это римская, восточная, турецкая (с разной температурой воздуха в разных помещениях), ирландская (мягкий вариант турецкой, но с более усовершенствованной системой вентиляции и обогрева), японская водная и опилочная, русская паровая, финская сауна (сухо-воздушная высокотемпературная баня).

Многообразие видов бань можно объяснить климатическими особенностями, национальными традициями, географическим положением и пр. Однако столь большое разнообразие не мешает познать и оценить все блага банных процедур.

Любители водно-гигиенических процедур мечтают выбрать самую полезную и наиболее экономичную в эксплуатации. Поэтому важно знать все достоинства и недостатки наиболее распространенных видов бани, одновременно проследить за историей их возникновения.

Бани Древнего Египта

Гигиену тела одними из первых возвели в культ египтяне. Это определялось жарким климатом, укладом жизни и религиозными устоями: жрецы, используя ароматические средства и масла, совершали гигиенические омовения до 4 раз в день. Для всех остальных строили достаточно комфортабельные общественные бани. Во время раскопок в Каире археологами были обнаружены стены бань с выдолбленными в каменных иглах лежаками-ваннами, остатками спортивных помещений, плавательного бассейна, лечебниц с разными медицинскими инструментами, растительными косметическими и лекарственными средствами, наполнения и слива воды в бассейны и ванны использовались медные трубы. Позже для нагрева воды египтяне создали специальные оригинальные устройства: в подвальном помещении устанавливались очаги, которые через специальные отверстия подогревали горячим паром каменные лежаки, устраиваемые в несколько ярусов.

Внутренние помывочные помещения бани обслуживали не только специалисты-банщики, но и опытные массажисты, которые делали своим клиентам массаж и всевозможные процедуры с использованием снадобий и благовоний. Всё это помогало снять усталость, избавляло от лишнего веса, излечивало всевозможные недуги. В одном из древнейших египетских папирусов, называвшихся «Начальная книга превращений старых в молодых», приводится множество рецептов, помогавших как женщинам, так и мужчинам «избавиться от неприятных признаков старости». Неизвестный автор к главным средства омоложения и оздоровления причислил паровые бани, массаж, ванны, растительные препараты и разнообразные маски. Древнеегипетские бани стали образцом лечебно-профилактических процедур для многих античных народов, в первую очередь для греков и римлян, которые переняли многие оригинальные конструкции по устройству бань и бассейнов.

Древние египетские бани были широко известны и выступали также в качестве лечебных учреждений, потому что очень многие и разнообразные болезни в то время лечили с помощью . Большой плюс египетских бань был в том, что они были доступны не только обеспеченным жителям, но и беднякам. Благодаря египетским, появились греческие бани .

В свое время археологами были найдены остатки двухэтажной бани на месте раскопок древнего египетского города. Верхний этаж вмещал в себя огромные камни-лежанки, которые нагревали ниже этажом. Посетители, желающие попариться укладывались на камни,а банщики растирали их специальными мазями и делали массаж. В нижней части камня было небольшое отверстие, через которое пар выходил, поэтому египтяне широко использовали лечение ингаляциями. Мыло в египетских банях не применяли, так как вместо него пасту из воды и пчелиного воска.

Также в египетских банях находился бассейн небольшого размера для водных , который находился на верхнем этаже посередине помещения. Кроме этого в египетских банях имелся зал-лечебница, а также специально отведенное помещение для занятий гимнастикой.

Сток для воды был сделан в полу, и вода уходила в общегородскую . С помощью подобной системы удавалось отапливать большую часть города.

Египетская баня стала прародительницей и турецкого хамама.

Баня в Западной Европе

Не только в Древней Греции, Риме и на Ближнем Востоке исцелялись горячими источниками. После походов крестоносцев в Западной Европе в 14-16 веках тоже стали строить восточные бани. Их называли римскими и турецкими. Но вскоре бани были запрещены как непристойные заведения.

Это явилось одной из причин эпидемий страшных заболеваний. Использование термальных источников и традиции водолечения постепенно приходили в упадок. Были забыты древнеримские термы, их значение, традиции, способы лечения. И лишь в эпоху Возрождения, когда возобновилось развитие культуры, науки, медицины, вспомнили и о водолечении. Однако, в связи с эпидемиями чумы и холеры в Европе лечение водой было небезопасно.

Лишь в XIX веке в Европе бани появились снова. Медики вновь стали использовать в своей практике целебные свойства воды в виде ванн, бань, различных водных процедур.

Африканская баня

В своих ритуалах и мистических обрядах народы Африки широко использовали водолечение. Вода здесь считалась священной. Во всех странах, где имелся песок, выкапывали в нем яму по размеру тела, разводили в яме костер из мелких сучьев. Убрав остатки костра, насыпали сухой нагретый песок и накладывали полезные для тела листья и травы в зависимости от того, что у кого болит. Иногда вместо костра яму обливали кипятком.

Ложились в яму, а сверху обкладывали себя лечебными травами и нагребали на тело раскаленный на солнце песок. Время пребывания в такой ванне определялось самочувствием лечащегося.

Исландская баня

С 1856 года большое распространение получила исландская баня, которая представляла собой упрощенную восточную баню с душем и сухой жаркой парильней с подогреваемыми стенами. В одной из стен парильни были выполнены каналы для сброса отработанного воздуха. Банная процедура заключалась в предварительном получасовом прогревании в не слишком жарком помещении, в потении (около 15 минут) в парильне, массаже и принятии душа.

Исландские бани-бассейны, как и грузинские, основаны на естественных горячих источниках. Водой из этих источников обогреваются дома и теплицы, в которых выращивают даже ананасы. Столица Исландии - Рейкьявик - самый экологически чистый город мира, так как не загрязнен отходами от сгорания угля, нефти и газа. В переводе с исландского слово «рейкьявик» означает «бухта пара». Очень интересно почитать сравнительный обзор различных бань и саун.

Грузинская баня

На территории Грузии еще во времена древнего государства Урарту бани строились на основе горячих источников и обладали естественным паром. Достопримечательностью Тбилиси («теплого города») всегда были серные термальные бани. Каждый, кто приезжал в этот город, стремился их посетить. В числе гостей был Александр Сергеевич Пушкин, который подробно описал банный ритуал.

«Персиянин ввел меня в бани: горячий, железосерный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Грузинские бани малоизвестны, в отличие от японской бани офуро, известной всему миру. Опишу их подробно.

Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут на спине вприсядку, е sempre bene.) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас, как воздух! .„шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за такое нововведение.

После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония», Горная вода, из горячих источников текла в грузинские бани по керамическим трубам. Этой водой заполнялись облицованные мрамором бассейны, находившиеся под куполообразной крышей, через которую в помещение попадал мягкий свет. Купальни располагались в гратах, освещаемых факелами. Грузины приглашали гостей в свои бани, устраивали там праздники, пели многоголосьем протяжные, грустные песни. В древности грузинские бани работали круглосуточно, многие люди проводили в бане целый день. Женщины часто посещали баню, поэтому отличались здоровьем, красотой и долго оставались привлекательными.

Восстановленные по старым традициям, тбилисские серные термальные бани до сих пор успешно используются для купания, отдыха и лечения различных заболеваний и привлекают туристов.

Тибетские бани

Римские бани

Бани Греции

Эпос Древней Греции в мельчайших подробностях рассказывает об истории греческих бань. Александр Македонский, осуществляя военный поход на Египет, узнал о тамошних банях, они поразили его и очень понравились. По возвращении домой, первым же приказом было построить греческие бани, которые не будут уступать в комфорте . Приказание было выполнено, в кратчайшие сроки по всей Древней Греции были построены так называемые бани восточного типа, то есть бани с подогреваемым полом

Вначале греческие бани носили название лаконикумы, так как их возводили лакедемоняне. Сама греческая баня имела округлую форму. Греческая баня обогревалась с помощью , который находился по середине помещения, как и в римских банях-термах . Также в этом помещении находились разнообразные ванны, бассейны с прохладной водой. Чтобы вода была постоянно чистой, прозрачной, ее регулярно вычерпывали

Греческие бани также являлись лечебными центрами, в который как бедняки, так и богачи избавлялись от . По мере того, как греческих бань становилось все больше, они становились все уютнее и комфортабельнее. Их строили из недешевых материалов и украшали драгоценными металлами и камнями. Но подобные греческие бани могли посещать лишь богатые и известные городские жители.

Широко распространены были бани в Элладе. Свое название «лаконикум» греческая баня получила от города Лаконика, откуда банные процедуры распространились по всей Греции. Древние эллины, прежде всего спартанцы - зачинатели банного ритуала, провозгласили культ могучего тела и сильного духа. Мужчины и мальчики для поддержания физического здоровья обливали себя холодной водой - купание в теплой воде не признавалось и считалось проявлением слабости, которая простительна только женщинам. Тем не менее именно греки на практике воплотили идею совмещения горячей воды и пара, научились Устанавливать и контролировать в бане необходимый температурный режим воздуха и воды.

Древнегреческая баня представляла собой круглое помещение, выложенное из тесаных камней. Центре его устраивали открытый каменный очаг, для топки которого использовали древесный уголь. После потения в парной греки окатывали себя водой из кувшина, принимали ванны или купались в бассейне. Температурный контраст отличного жара и прохладной воды обеспечивал коже чистоту и тонус. Использовались в лаконикуме специальные медные приспособления - стригили, предназначенные для очищения тела и массажа. После бани и купания было принято растирать тело елеем, прочими благовониями и обязательно надевать чистый хитон.

Для греков лаконикум был не только заведением, предназначенным для гигиенических процедур, н и очагом общественной культуры. Греческая баня изначально являлась составной частью спортивного комплекса (гимнасиума) и служила средств восстановления сил после напряженных физических упражнений. Баню любили и регулярно посещали многие древнегреческие философы, в том числе знаменитый родоначальник диалектики Сократ. Великий мыслитель и математик Пифагор, по преданию ставший в 18 лет олимпийским чемпионом, путешествуя по Востоку, посетил Египет, где, изучая доктрины местных жрецов, большое внимание уделил египетским баням и водно-массажным ритуалам с применением благовоний. Будучи любителем банных процедур, он пропагандировал среди соотечественников здоровый образ жизни, который для него заключался в физических упражнениях, прогулках на свежем воздухе и водных процедурах. Своих учеников и последователей философ учил жить просто, чуждаться роскоши, радеть о здоровье души и тела. Одно из его наставлений стало для многих жизненной программой: «Чистота мыслей должна сочетаться с чистотой тела». Прославленный в веках Гиппократ -основоположник естественной медицины - справедливо считал бани лучшим лекарством от всех болезней. Придавая важнейшее значение водно-паровым процедурам, он разработал множество рекомендаций по использованию бани в целях поддержания здоровья и лечения.

Социальная значимость лаконикума, в котором создавались все условия для поддержания здоровья Физического и духовного), была очень высокой. Не случайно строительством и обустройством бань занимались все древнегреческие властители, и это признавалось важнейшим общественным и национальным делом, о чем свидетельствует высказывания известного философа Платона: «Сооружение бань - обязанность государства!»

Эллины гордились своими банными сооружениями, справедливо полагая, что атлетическим сложением и спартанским здоровьем они обязаны физическим упражнениям и бане. Древние греки пошли дальше египтян, они внесли свои конструктивные изменения в сооружение и обустройство бань, расширили их функции и создали тем самым все условия для появления римских терм.

Ирландская баня

В ней горячий воздух идет из под пол и вдоль стен по специальным трубам. Благодаря этому в ней легко и свободно дышится. Как и хаммам, она состоит из нескольких помещений с разной температурой. Канадская баня

Главное в ней - большой мешок, заполненный сеном или листьями. В нем образуется особенный микроклимат, который и позволяет . Забравшись в мешок, можно не только хорошо пропотеть, но и пропитать кожу чудесным лесным ароматом.

Баня по-итальянски

Немного напоминает , но вместо опилок в ней используется разогретый песок. После такой бани хорошо искупаться в морской воде и понежиться на итальянском солнышке. Такая баня лечит заболевания суставов и регулирует самоувлажнение кожи.

Копирование материалов с нашего сайта ЗАПРЕЩЕНО! © 2007-2015 belyi05

Возникновение бань на Руси относится примерно к тому же периоду, что и само формирование славян. Еще и письменности не было, а в устном народном творчестве уже упоминали о ее целебной силе. Ведь тут сливались воедино две наиболее сильные природные стихии - огонь и вода, и древние славяне, которые, как известно, были язычниками, соединяя силы, привлекали их на свою сторону и таким образом перенимали часть их могущества. Еще баня считалась олицетворением гостеприимства и домашнего очага.

Вспомните русские сказки: в них Иванушка требовал от Бабы-яги сначала попарить его в баньке, накормить, напоить да спать уложить, а затем уже разговоры вести.

Упоминание в письменных источниках относится к X веку. В «Повести временных лет» про славянские бани говорилось: «Диво видел я в Славянской земле… Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют
себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». И действительно, русскую баню не сравнить ни с европейскими, ни с азиатскими купальнями.

Она, в отличие от них, гораздо сильнее воздействует на человека. А непременный атрибут - березовый веник - хлещет разгоряченные тела так, что иностранцам это напоминает пытку. В парной под ударами веников им казалось, что «смерть их пришла и стоит на пороге». А вот после баньки иностранцы отмечали, что чувствуют себя превосходно. И слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

На Руси практически в каждом доме была баня. Топились они всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями, и в эти дни не работали. Но особенно ценились большие общественные бани, куда ходили не только ради мытья, а ради пара и отдыха, ведь в больших парилках создается совершенно уникальный и потрясающий эффект.

Интересно, что в XV-XVII веках практиковался совместный помыв мужчин и женщин. В принципе, это было и в Европе того времени, но иностранцев удивляла свобода нравов и отношений при помывке. По их общему мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости. В баню приходили семьями, с
детьми. Здесь же, в общем зале, находились и «растиральщицы» - девушки легкого поведения. Кстати, подобные увеселения шокировали даже самого
Казанову! И только при Екатерине Великой сенатским указом было запрещено мыться мужчинам вместе с женщинами, а детей старше 7 лет предлагалось водить в свое отделение - по половому признаку.

Баня также играла важную роль не только в вопросе гигиены, но и в различных обрядах . Без нее не обходилось ни одно важное событие в семейной жизни. Накануне свадьбы подружки невесты обязательно парили ее в бане, сюда же отправляли жениха и невесту на второй день свадьбы. Считалось, это должно было обеспечить им счастливую совместную жизнь и многочисленное потомство. В деревнях роды женщин часто происходили в бане. Даже на поминках - и то нашлось место бане. Друзья умершего, принимавшие участие в похоронах, шли сюда после похорон и на сороковины. На могиле умершего иногда оставляли банный веник: это должно было символизировать очищение его души перед Богом.

Типы русских бань

  • «По-черному» - это самые первые бани. В них имелся открытый огонь, который прогревал все помещение. А дым выходил через дверь или отдушину в потолке. Обычно еще имелись каменка из валунов-окатышей и котел для горячей воды.
  • «По-белому» - в такой бане обязательно имелась печь с емкостью для нагревания воды. Конечно, в ней было намного проще и удобнее мыться. Кстати, такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.
  • Баня внутри печи (печные устья в старинных русских домах имели очень широкие своды: полметра в высоту и полтора в глубину). В этом случае печь
    протапливалась, в чугунах нагревалась вода. После топки убиралась зола, насыпалась солома, и желающий помыться залезал в печь, где даже можно было осторожно париться веником.

И в завершение давайте поговорим о полезности русской бани :

  • под влиянием банных процедур повышается сопротивляемость к различным простудным заболеваниям, и организм закаляется;
  • активизация деятельности потовых и сальных желез способствует выведению из нашего организма шлаков, также прекрасно очищается кожа;
  • усиление деятельности сердца и легких во время посещения бани оказывает тренирующее воздействие и способствует их выносливости;
  • пребывание в парной помогает эффективному расслаблению мускулатуры и восстановлению работоспособности.

Сегодня практически каждый может стать обладателем собственной бани одновременно современной и практичной с одной стороны, и традиционной целительной, с другой стороны. Для этого нужны лишь некоторые капиталовложения, чтобы собственно эту баню купить. На рынке СНГ сегодня можно найти настоящих профессионалов этого дела, которые изготовят Вам сруб бани отличного качества, с соблюдением всех правил и норм, да её и в предельно сжатые сроки. И уже через собвсем небольшой промежуток времени Вы сможете насладиться магическим воздействием на свой организм настоящей русской бани.

Советы начинающим «парильщикам»

Перед посещением парильни не мочите голову. Сухие волосы предохраняют голову от перегревания, улучшают ощущение высокой температуры. Можно надеть шерстяную или фетровую шапочку и время от времени смачивать ее холодной водой.

В парильное отделение не разрешается входить намыленными, а тем более - мыться там с мылом.

Березовый веник наполнит парильню приятным ароматом, а «обработка» тела веником окажет благотворное массирующее действие, усилит влияние горячего пара.

Если решитесь облиться холодной водой, которая является эффективным средством для закаливания, не забывайте, что в закаливании важен
принцип постепенности. Начните с прохладной воды и постепенно перейдите к ледяной.

Парильню нельзя посещать беременным женщинам и маленьким детям. Процедура противопоказана при ряде заболеваний и даже при легких недомоганиях, сопровождающихся небольшим повышением температуры тела. Идти в баню не следует после обильной еды, и тем более натощак.

При условии соблюдения этих правил банька принесет несомненную пользу здоровью. Так что с легким паром вас!

Впервые о русской бане упоминается в "Повести временных лет". Это X век. Но некоторые историки считают, что баня на Руси появилась намного раньше, в V–VI веках. Издревле она считалась сакральным местом, где одновременно господствуют четыре стихии: вода, огонь, земля и воздух. Они очищают человека не только физически, но и духовно.

Русская баня кардинально отличается от европейских и азиатских - высокой температурой жара и таким неотъемлемым атрибутом - как березовый веник. Русский банный ритуал приводил в шок приезжающих иностранцев, которые называли происходящее действо пыткой и самоистязанием.

Когда англичане попали на Русь через Север, то отметили, что эти варвары топят избы "по-черному", потом в них семьями купаются, истязая друг друга хворостинами, а затем с гиканьем бросаются в речку или пруд.

Первыми русскими банями были влазни по-черному. Печь там была без трубы. Дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Стены и потолок моментально становились закопченными, черными - что и дало название таким баням.

Парились в них лишь после того, как хорошо проветрят. Открывали все окна и двери, чтобы дым уходил наружу. Позже стали ставить печи с дымоходом. И такие бани назывались белыми. Парились на Руси и в обычных домашних печах. У них были просторные устья – почти полтора метра глубиной и около полуметра высотой. После приготовления еды, из теплой печи убирали золу, смывали копоть, настилали солому. Ставили кадку с горячей водой, чтобы сбрызгивать свод печи, залезали внутрь, ложились и парились.

На Руси баней пользовались все: и князья, и знатные люди, и простой народ.

Без бани не обходилось ни одно торжество. Так, после рождения ребенка это событие обязательно нужно было «обмыть» в бане. Без нее не обходился и свадебный обряд. Накануне бракосочетания невеста с подругами ходила в баню. Соответственно, и жених с друзьями посещал парную. На следующий день после свадьбы молодожены также шли в баню. По выходе из нее - их встречала сваха и угощала жареной птицей и "банником" - хлебом, которым мать невесты благословляла к венцу молодых.

Иностранцев поражало, что русские предпочитают баню в качестве места общения. Как писал курляндец Яков Рейтенфельс, "русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом".

Практически в каждом доме на Руси была своя баня, которая топилась раз в неделю. Суббота считалась банным днем. Не работали даже присутственные места. Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал ’мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором’, чтобы избежать пожаров. В домашних банях мылись всей семьей.

Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что "русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню".

Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения не домашним, а большим общественным баням, где люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие "просветители" и "моралисты" того времени называли общие бани главным очагом разврата. Хотя и в Европе в то время совместный помыв мужчин и женщин был делом обычным.

Но свобода нравов и отношений, царившие в русских банях, приводила иностранцев в удивление. По их мнению, русские были совершенно лишены ложной стыдливости, присущей - как они говорили - каждому цивилизованному (то есть европейскому) человеку. В бани приходили семьями, с малыми детьми. Здесь же, в общем зале, работали гулящие девки, именуемые растиральщицами. Для состоятельных клиентов всех сословий специально имелись отдельные кабинеты и закутки.

Только после Указа Екатерины Великой совместный «помыв» был запрещен. В 1743 году бани разделили на женские и мужские. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами.

Но самыми знаменитыми и роскошными были Сандуновские бани в Москве. В этом банном дворце бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

В 1992 году Сандуны были объявлены памятником архитектуры и взяты под охрану государства. Русские парные бани за границей не прижились. Но иногда в Европе можно увидеть указатель с названием местечка несущем в себе слово banya.

Первые бани на Руси

На Руси бани были известны с самой глубокой древности. В своих летописях Нестор относит их возникновение к первому столетию нашей эры, когда св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо - парившихся в бане. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, похожи были по цвету кожи на сваренных раков:

«...Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой, оживали».

Нестор в своей летописи заключает: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя мучили, и совершали не омовение, а - мучение».

Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с похлестыванием веником по телу широко использовались и славянскими племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня появилась задолго до крещения славян. Одни историки полагают, что баня на Русь завезена, якобы, арабами или спартанцами. Другие историки-археологи предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня является собственным изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый, не похожий ни на какой другой, ритуал мытья славян.

Но некоторые исследователи утверждают и обратное - что первая баня проделала путь на Север через славянские племена с Востока. Еще древне-греческий ученый и путешественник Геродот писал о том, что скитяне, у которых были бани в виде шалашей, получали пар, бросая на горячие камни конопляное семя. Есть у Геродота упоминание и о том, что еще скифы после погребения покойника очищали себя парной баней.

Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день рождения, и перед свадьбой, и... после смерти.

«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка». Так писал о древних славянах один арабский путешественник и ученый.

На Руси в баню ходили все

В летописях X-XII веков часто упоминается о банях на Руси. Бани в те далекие времена наши предки называли по-своему: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др.

Из летописи 966 г. мы узнаем:

В уставе князя новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство, и названного в народе - «Красное солнышко», бани именовались заведениями для немогущих. Это были, своего рода, народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси.

В 1091 году епископ Ефрем, в последствии - Киевский митрополит, повелел «заводить строение - банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е., бесплатно. Авт.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц.

В Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, упоминается о бане при дворе Княгини Ольги. Интересно название этой бани - «истобька». Наверное, образовано от слова - истопить?

Известный деятель, историк и ученый России Карамзин в своем труде «История государства Российского» приводит свидетельство иноземных путешественников, побывавших на нашей земле в древние времена:

...«Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою. Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется... Презирает непогоду, свойственную климату северному... Закаляется своей огненной баней».

В летописях XI-XII в.в. упоминается водопровод, построенный для «Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Каметы проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили куда нужно.

"Почему урусуты здоровые и сильные?"

Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошел со своей конницей к Москве. Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Оттуда часто, второпях, выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную прорубь и окунались, иные же - валялись в сугробах снега.

Вот как описывает этот исторический эпизод писатель и историк Василий Ян в романе «Батый»:

«Бату хан метнул плетью на срубы:

Что делают эти безумцы?

Эти домики называют мыльни, - объяснил толмач. - Там жители Мушкары (Москвы) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем - окунаются в проруби. Это очень полезно для здоровья. От того урусуты (русичи) такие сильные».

Еще в первой половине XII века внучка киевского князя Владимира Мономаха - Евпраксия, с детства увлекаясь народной медициной, обратила внимание на пользу для здоровья русской бани. Собирая различные, полезные для человека, целебные травы, она приготовляла из них отвары и лечила ими не только знатных людей, но и простых крестьян. «Леками людям добро делала», - говорили о Евпраксии в народе, за что ее и прозвали Добродеей.

В возрасте пятнадцати лет она была просватана за Византийского царевича. Переехав к мужу в Царьград, Евпраксия изучила за короткий срок греческий язык, зачитывалась книгами греческих ученых: Гиппократа, Галена и Асклепиада. Со временем, став выдающимся врачом своего времени, она собрала и изучила многочисленные рецепты народной медицины, боролась за соблюдение чистоты людьми, без чего «не быть здорову». Евпраксия уже тогда говорила об "особенности" русской бане, ее пользе, которая «предохраняет от болезни и укрепляет тело».