День памяти святого мученика вонифатия. День святого мученика Вонифатия Греховное желание Аглаиды

Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в 290 году, в царствование римских императоров Диоклетиана и Максимиана (284-305). Он был рабом знатной римлянки Аглаиды. Она поручила ему управление ее домом и обширными имениями. Вонифатий состоял с Аглаидой в беззаконном сожительстве («в нечистоте валяшася и пияница бяше»). Вместе с тем он был милостив к нищим и охотно принимал странников. Сознавая себя рабом греха, Вонифатий молил Бога, чтобы он избавил его от сетей дьявольских и сделал бы его победителем над своими вожделениями и страстями. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим. В то время на Востоке было сильное гонение на христиан. Аглаида пожелала иметь у себя в доме мощи святых мучеников, надеясь под их покровительством получить спасение. Она отправила на Восток Вонифатия с несколькими слугами, чтобы он выкупил святые мощи у нечестивых мучителей. Уезжая, он спросил Аглаиду: «А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?». Аглаида укорила его в глумлении и заметила, что ему нужно хранить кротость и воздержание, чтобы достойно принять мощи святых. Вонифатий запомнил слова своей госпожи и, размышляя в пути о своей жизни, сожалел о прежде содеянных грехах. Все время, пока они добирались до Малой Азии, Вонифатий постился и прилежно молился Богу. В киликийском городе Тарсе (Малая Азия) Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где при стечении множества народа христианских мучеников подвергали жестоким пыткам. Лица мучеников сияли духовной радостью, ибо благодать Божия укрепляла их в подвиге. Пораженный мужеством святых, Вонифатий исполнился Божественной ревности и всенародно объявил себя христианином. Он бросился к мученикам, стал с благоговением обнимать их ноги и молить Господа о даровании и ему мученического венца. Судья допросил святого Вонифатия и, когда получил от него решительный отказ принести жертву идолам, предал его на мучения. Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзили под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов. Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но он вновь остался невредим. Внезапно сошел Ангел и оросил мученика Небесной прохладой, смола вылилась, вспыхнула и обожгла самих нечестивых мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову. Перед казнью святой мученик молился Господу о прощении грехов, в безумии содеянных, и о избавлении стада Христова от всякого нечестия и заблуждения языческого. Из раны святого мученика истекли кровь и молоко. 550 язычников были удивлены этим чудом и уверовали во Христа. Спутники Вонифатия выкупили тело святого за 500 золотых монет и с почестями доставили Аглаиде, которую Ангел уже предуведомил о происшедшем. Аглаида с благоговением встретила тело святого мученика. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Они прославились множеством чудес, по молитвам мученика Вонифатия исцелялись больные и страждущие от духов нечистых. Аглаида раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. По кончине была погребена рядом с мучеником Вонифатием. Подвиг святого мученика Вонифатия учит нас, как «растленное естество имуще, покаянием истинным и добрым изменением» сделаться достойными тех страданий, которые претерпел за нас Господь. По молитвам святого Вонифатия верующие люди обретают исцеление от недугов, избавление от греховных страстей - пьянства и распутства. © Calend.ru
См. ещё:

Святой был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и за кончить грешную жизнь покаянием.

Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Таре, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», - а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.

В дни празднования гражданского Нового года, как правило, стоит более тёплая, чем обычно зимой, погода: слабеет мороз, утихает вьюга.Православные говорят, что это благодаря святому мученику Вонифатию, память которого приходится на 1 января. Он при жизни был подвержен страсти пьянства, и теперь молится за всех невоздержных в новогодний праздник, чтобы они не замёрзли.

Святой мученик Вонифатий пострадал за Христа в III веке, в царствование римских императоров Диоклитиана и Максимиана.

До принятия мученического венца он жил в Риме и вел распутный образ жизни ("в нечистоте валяшеся и пияница бяше"). Вонифатий был молод и красив и служил управляющим имениями знатной римлянки Аглаи (Аглаиды), дочери проконсула Акакия. Будучи незамужней, она наслаждалась свободой, красотой и богатством, и состояла в любовной связи со своим управляющим. Но Вонифатий, будучи не чуждым добродетели, внутренне терзался такой жизнью.

Он имел милостивое сердце: щедро помогал нищим и принимал странников. Сознавая свою немощь, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он помог ему исправиться. Господь услышал Своего раба, но устроил так, чтобы он мог греховные дела омыть кровью и увенчать душу свою венцом мученическим.

В то время на Востоке было сильное гонение на христиан, и Аглаида услышала, что тот, кто имеет у себя в доме мощи Христовых мучеников и благоговейно чтит их, получает от Бога помощь ко спасению, а грех в доме не умножается. Не имея никого вернее и исполнительнее Вонифатия, Аглаида посылает его за мощами, снабдив золотом для выкупа. Вонифатий с радостью согласился на ее предложение и выразил полную готовность идти в путь. Выходя из дому, он, как бы в шутку, сказал своей госпоже: «А что будет, госпожа, если я не найду никакого тела мученика, и мое тело, замученное за Христа, принесут к тебе, - примешь ли ты его тогда с честью?»Аглаида, рассмеявшись, назвала его пьяницей и грешником и укорила его за бесчинство, обязав вести благочестиво: «Помни, что ты собираешься служить святым мощам, до которых мы не только коснуться, но даже и взглянуть на них недостойны». Серьезно задумался Вонифатий над ее словами и решил не есть мяса, не пить вина. Всю дорогу он сокрушался о содеянных грехах и молился Богу.

Приидя в киликийский город Тарс (Малая Азия), Вонифатий оставил своих спутников в гостинице, а сам поспешил на городскую площадь, где судья Симплиций при стечении множества народа подвергал жесточайшим пыткам 20 христиан. Один из них висел вниз головою над огнем; другой был крестообразно привязан к четырем столбам; третий лежал, перепиленный пилой; четвертого мучители строгали острыми орудиями. Иному выкалывали глаза, иному отсекали части тела, иного сажали на кол. У одного были сломаны кости, у другого были отсечены руки и ноги, и он, подобно клубку, катался по земле. Потрясенный страшным зрелищем, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целуя и обнимая их, моля Господа о даровании и ему мученического венца. Он смело объявил себя христианином и, отказавшись принести жертву идолам, тут же был предан на мучения.

Святого Вонифатия подвесили вверх ногами и начали жестоко бить, пока не показались кости, затем вонзали под ногти иглы. Видя его стойкость, влили ему в горло расплавленное олово. Однако Господь, по молитве мученика, таинственно сохранил его невредимым. Народ прославил Господа Иисуса Христа за терпение страдальца и устремился к языческому капищу, чтобы уничтожить идолов.

Судья спасся от смерти бегством и мог продолжить мучения лишь на следующий день, когда народное волнение несколько утихло. Святого мученика бросили в кипящую смолу, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда судья приказал отсечь святому Вонифатию голову. Из раны истекли кровь и молоко, а в городе произошло сильное землетрясение. Видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Так окончил свою земную жизнь мученик Вонифатий. Посланный за мощами святых, он сам стал святым. Случилось это 14 мая 290 года.

Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он где-нибудь напился и проводит время с блудницами. «Вот, как наш Вонифатий пришел отыскивать святые мощи!» - смеялись они. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Однако они не поверили ему: «Разве пьяница и распутник будет страдать за Христа?!». И тогда свидетель привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Приложив голову его, лежавшую отдельно, к туловищу, они совершенно удостоверились, что это – Вонифатий. Спутники святого со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем. Каково же было их изумление, когда Вонифатий приоткрыл глаза и милостиво им улыбнулся. Затем они, выкупив за 500 золотых монет останки мученика, помазав благовонными мастями, повили их чистыми плащаницами и, положив в ковчеге, доставили их с почестями своей госпоже.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи. И вспомнила она то пророчество, которое изрек святой, отходя в путь, и благодарила Бога, устроившего так, что святой Вонифатий за свои и ее грехи стал жертвою, благоприятною Богу. В своем имении, в 50-ти стадиях от Рима, она построила храм, где положила мощи мученика. Пожертвовав одну часть своего имущества монастырям, другую нищим, она отпустила на волю всех рабов и с несколькими девами стала вести иноческую жизнь. В покаянии Аглая прожила около 18 лет и была похоронена рядом с Вонифатием. По преданию, она получила от Бога дар изгонять бесов и исцелять болезни.

Храм святого Вонифатия в Риме на Авентинском холме

Храм святого Вонифатия в Риме на Авентинском холме в дальнейшем не раз перестраивался. С ним связано житие еще одного святого – преподобного Алексия, человека Божьего. Прп. Алексий жил в доме рядом с храмом св. Вонифатия, венчался в нем, в нем же и был погребен. Позднее над храмом св. Вонифатия был сооружен более обширный храм во имя св. Алексия, человека Божия, и мощи обоих святых в 1216 г. перенесены из нижней церкви в новую верхнюю, в ризнице которой в настоящее время честные головы их хранятся отдельно от мощей.

Лестница, под которой прожил 17 лет святой Алексий, сохранилась и доныне. Сейчас она висит на стене внутри базилики. В пределах храма сохранился также колодец времен Аглаиды, из которого черпали воду ее слуги.

Мученик Вонифатий получил особенную благодать помогать в избавлении от пьянства и запоев. Церковь молится ему о чадах, страдающих этими недугами, и они по силе своей веры получают исцеление.при больнице (ул.8 марта,1) действует и помогает страждущим и сегодня.

Тропарь, глас 4

К сословию послан мучеников, мученик был еси истинен пострадав за Христа крепчайше, всехвальне, мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне, моли Христа Бога прияти нам грехов прощение.

Кондак, глас 4

Священие непорочное самовольно Тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися Хотящему, святе венченосче, премудре Вонифатие.

Молитва святому мученику Вонифатию

О многострадальный и всехвальный мучениче Вонифатие, к твоему заступлению ныне прибегаем: молений нас, поющих тебе, не отвержи, но милостивно услыши нас, виждь братия и сестры наша тяжким недугом пианства одержимая, виждь того ради от Матери своей, Церкви Христовой, вечнаго спасения отпадающая. О, святый мучениче Христов Вонифатие, коснися сердец их данною ти от Бога благодатию, скоро возстави от падения греховнаго и ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Господа Бога, Егоже ради страдал еси, да простив нам согрешения наша, не отвратит милости Своея от сынов Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии, да поможет Своею десницею воздержание крепкое и спасительное Богу обещание свое до конца сохранити, во дни и в нощи о нем бодрствующе, и добрый ответ о нем дати на Страшнем Судище. Приими, угодниче Божий, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих; жен честных, о мужех своих рыдающих; чад сирых и убогих, от пианиц оставленных; и всех нас, иконе твоей припадающих, и да приидет сей вопль наш молитвами твоими ко Престолу Всевышняго даровати всем по молитвам их здравие и спасение душ и телес, наипаче же Царствие Небесное. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный час исхода нашего помози прейти непреткновенно воздушныя мытарства и молитвами твоими избави вечнаго осуждения. Умоли же Господа даровати нам ко Отечеству нашему любовь нелицемерную и волю непоколебимую пред врагами Церкви Святыя, видимыми и невидивыми, да покрыет нас милость Божия в нескончаемыя веки веков. Аминь.

Многие и заметить-то не успевают. А между тем вспомнить о нем полезно именно сегодня. Даже на больную голову...

Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил; "А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?" Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и всё время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: "Я христианин", - а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим. Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпрепровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим всё свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.

Святой Вонифатий являет нам образец истинного покаяния, искренность которого доказывается делом - жизнью, отданной за Христа. Если прежде было невоздержание, нетрезвость, неверие, то затем - пост, жажда спасения и, наконец, ужасные мучения, перенесенные с терпением и радостью. Как же Господь мог не помиловать и не прославить его?

В советское время в России большевики установили григорианский календарь, где Новый год стал одним из центральных праздников и празднуется в пост, перед Рождеством Христовым. Это был сильный удар по духовной составляющей бытия русского народа.

За десятилетия советской власти православные традиции были размыты и для советского народа не Пасха и не Рождество, а именно Новый год стал самым главным праздником. Его отмечают, неумеренно предаваясь питию, забывая о том, что грядет Рождество, которое встречается радостно, с трезвыми мыслями и трезвой душой, покаянными настроениями.

Хорошо бы знать и уважать свою национальную традицию встречи Рождества, а не те традиции, которые появились относительно недавно в советские безбожные времена. Люди, которые готовятся к встрече Рождества, говеют, переживают дни поста, не будут увлекаться веселием и питием в Новый год.

Новый год может быть отчетным рубежом для государства, для предприятия, а для человеческой души рубеж и отчет может быть перед великими праздниками Господними. Мы знаем, для чего младенец Христос явился миру, для нас это святое событие, начало нашего спасения и, зная об этом, в разгуле и пьянстве встречать новый год христианской совести непозволительно.

Весьма промыслительно совпали день памяти мученика Вонифатия и первый день Нового года. Утром, когда после бурной его встречи большинство людей на планете только-только уснуло тяжелым сном, православные христиане идут в храм, чтобы почтить память святого угодника Божия, которому обычно молятся как раз об избавлении от недуга пьянства.

Согласитесь, что очень своевременно приходит к нам праздник святого Вонифатия. И если нет сил идти в храм, то хотя бы вспомните святого мученика, который наверняка поймет любого грешника, обратившегося к нему с молитвой, поскольку в своей земной жизни хорошо знал, что такое грех и как крепко он иногда держит власть над душой человека.

Святый мучениче Вонифатие, моли Бога о нас!

Неслучайное совпадение: «Новый» год и день памяти мученика Вонифатия

Алла Менделеева

1 января - это день, когда многие наши соотечественники бурно и пьяно отмечают ставший столь популярным в советские времена Новый год, а Православная Церковь празднует память святого мученика Вонифатия. Этому святому молятся об освобождении от пагубной бесовской страсти пьянства.

В III веке в Риме проживала богатая и знатная римлянка по имени Аглаида, Вонифатий был у нее рабом. Будучи человеком дельным и умным он стал управляющим большого имения своей хозяйки. Как это часто бывало в то время, хозяйка влюбилась в своего красивого и верного управляющего и, привыкнув ни в чем себе не отказывать, сожительствовала с ним. Вонифатий имел же особое пристрастие к вину. Но оба были христианами и в глубине души испытывали угрызения совести.

В то время было сильное гонение на христиан, глубокая идольская тьма покрывала весь Восток, и много верующих было мучимо и убиваемо за Христа. Госпоже Вонифатия Аглаиде явилась спасительная мысль и сильное непреодолимое желание иметь в своем доме мученические мощи, дабы с честью положить их у себя и построить храм тому мученику и всегда иметь его своим хранителем, защитником и постоянным ходатаем пред Богом. Не имея из своих слуг никого вернее и исполнительнее Вонифатия, она открыла ему свое желание. Вонифатий выразил полную готовность идти в путь. Госпожа дала ему много золота, потому что нельзя было взять мученических тел без подарков и золота: нечестивые мучители, видя сильную любовь и усердие христиан к мощам, не отдавали их даром, но продавали по дорогой цене и, таким образом, приобретали себе большие доходы.

Вонифатий во время своей распутной жизни был рабом греха, однако имел некоторые, достойные похвалы, добродетели: он был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем находящимся в несчастии; одним оказывал щедрые милостыни, другим с любовью доставлял успокоение, иным с сочувствием оказывал помощь. Имея твердое желание исправиться, Вонифатий часто молился Богу, чтобы Он помог ему сделаться господином над своими вожделениями и страстями.

В пути Вонифатий задумался о своей грешной жизни, о том, к чему он должен будет прикасаться своими оскверненными, грешными руками. Вонифатий стал сокрушаться о своих прежних грехах и решил поститься: не есть мяса, не пить вина, а усердно и часто молиться, чтобы придти в страх Божий. Так Вонифатий насадил в себе корень покаяния, начав со страха Божия, внимания к себе и непрестанных молитв, он стяжал себе желание к совершенному житию.

В городе Тарсе на площади, где множество христиан претерпевали мученическую кончину, Вонифатий был немало удивлен терпению и благодатно-просветленному выражению лиц умиравших под пытками христиан. Какая-то сила всколыхнула его сердце, он вдруг ощутил в себе мужество и решимость публично объявить себя христианином. Вонифатий вышел на середину площади, исповедал себя христианином и был предан мучениям, а затем обезглавлен. Когда об этом рассказали его спутникам, они не поверили, т.к. были убеждены, что пьяница и грешник не пойдет на такие муки за веру. Однако, увидев истерзанное тело, они удостоверились в том, что именно Вонифатий сподобился славной смерти за Христа. Они выкупили тело мученика и увезли в Рим.

Через несколько дней Аглаида с великой честью приняла тело мученика. К прежней жизни она уже не могла вернуться. Она построила церковь, положила в ней мощи Вонифатия. После и сама блаженная Аглаида, разделив все свое имение нищим и убогим, отреклась от мира, и, прожив еще 18 лет в великом покаянии, с миром умерла и присоединилась к святому мученику Вонифатию, будучи положена рядом с его гробом.

Так сия двоица святых, чудесно изменив прежнюю свою жизнь, получила добрый конец, один, кровью омыв свои грехи, удостоился мученического венца, другая же слезами и суровою жизнью очистила себя от плотской скверны; и оба явились оправданными и непорочными перед Господом.

В нашей стране до 1917 года Новый год праздновался под занавес веселых святок, которые следовали после Рождества Христова. И главным праздником, к которому люди готовились, было именно Рождество Христово, приходившегося по старому стилю на 25 декабря.

В более древние и благочестивые времена центральным событием встречи Нового года был торжественный Новогодний молебен о милости и благословении Божием в грядущем году, что придавало смысл всему празднику. Новолетие изначально было церковным праздником.

В советское время в России большевики перевели календарь на две недели назад. Новый год стал праздноваться в пост, перед Рождеством Христовым. И не Рождество, а Новый год стал самым главным праздником. Его отмечают, неумеренно предаваясь питию. И именно в день памяти мученика Вонифатия, которому издревле, молятся на Руси об избавлении от пьянства! Для многих наших соотечественников празднование Нового года утратило духовное содержание и приобрело все формальные признаки псевдорелигиозного ритуала.

Предваряющие проводы так называемого «старого года», астрологические бредни-прогнозы вместо молитвы, потом что-то вроде «проповеди» Президента, далее центральное «священнодействие» - распитие шампанского под бой кремлевских курантов в 00.00 часов. Ну, а потом, что-то вроде «крестного хода» на городскую елку.

И псевдорелигиозный ритуал и попытки придать глубинный смысл происходящему празднованию неслучайны. Каждый человек неосознанно живет надеждой на лучшее, и эта надежда нуждается в постоянной подпитке. Верующие люди утверждают свою надежду молитвой к Богу, уповая на Господа, надеясь на Его милость и снисхождение к грехам. Людям, у которых вера в Бога отсутствует, остается надеяться только на самих себя. Но они прекрасно понимают, что эта надежда призрачна, поскольку каждый из нас не может быть уверен даже в том, доживет ли он до завтрашнего утра или нет. И люди пьют. Пьют потому, что не видят цели и смысла жизни, блудят, потому что не умеют чисто любить.

Но разве можно отнести к совпадению тот факт, что 16 столетий назад св. Вонифатий пострадал именно в этот день, когда пьют в массовом порядке, служа греху, не имея надежды на спасение?

Нет, это милость Божия к нам, грешным, чтобы мы не отчаивались, но подобно Святому, который во время любострастной жизни служил греху, а потом сделался исповедником, доблестным подвижником и славным страдальцем за Христа, поспешили бы к скорому исправлению, зная, что при помощи Божией и после грехов возможно быть святыми, если только сами того пожелаем и для того потрудимся.

Так давайте посвятим оставшиеся дни Рождественского поста своей душе: подведем итоги прожитого года, подготовимся к исповеди и Причастию, чтобы, очистившись от грехов, мы могли с миром в душе встретить великий праздник Рождества Христова.

Вонифатий Римский (Тарсийский) (III век – 14 мая 290) – раннехристианский мученик, почитаемый в церквях: Католической, Праволсавной, Армянской. Обрек свое тело на пытки и отдавший свою жизнь во имя христианской веры.

Жизнеописание

Во времена царствования императоров Диоклетиана и Максимиана, конец III начало IV веков н.э., Вонифатий занимал должность смотрителя имения известной римлянки Аглаи (Аглаида), при этом оставаясь в положении ее раба. Однако все эти обстоятельства, рабство и занимаемая должность не смогли стать препятствием для установления между Аглаей и рабом ее Вонифатием прочной любовной связи, безусловно противоречащей законам как римской, так и христинаской культур: «в нечистоте валяшася и пияница бяше» , но тем не менее, житие свидетельствует о его доброте и благодушии по отношению к нуждающимся: «он был милостив к нищим, любвеобилен к странникам и отзывчив ко всем находящимся в несчастии; одним оказывал щедрые милостыни, другим с любовью доставлял успокоение, иным с сочувствием оказывал помощь» . Вонифатий осознавал всю греховность своего образа жизни, но бороться с ним в одиночку был не в состоянии. По сему он обратился с молитвами к Богу, чтобы тот помог ему справиться с вожделениями и страстями, наваждениями Дьявола, так терзающими его душу. Молитвы Вонифатия не остались неуслышанными Господом, и он повелел так, чтобы Вонифатий мог собственной кровью искупить свои прегрешения перед Богом.

В те времена в Малой Азии христианское вероисповедание подвергалось сильнейшим гонениям. Аглая была христианкой, и она пожелала выкупить из тех мест мощи святых мучеников, чтобы таким образом снискать спасения. Она повелела своему рабу Вонифатию ехать на Восток, выкупить там для нее мощи и спасти их от рук нечестивых мучителей. Отправляясь в это опасное предприятие, Вонифатий спросил Аглаю: «А если мое тело к тебе, за Христа замученное, принесут, примешь ли его с честью?» – но она не восприняла его слова всерьез и лишь укорила его за глумление, после чего добавила, что чтобы с достоинством принять мощи, ему необходимо быть кротким и сдержанным. Слова госпожи глубоко отпечатались в сознании Вонифатия. Всю дорогу он посвятил размышлениям о совершенных прегрешениях и своей жизненной стезе. Также все время в пути он посвящал молитвам и посту.

В киликийском городе Тарс, пока другие рабы, его спутники, располагались в гостинице, Вонифатий пошел на главную городскую площадь, где под взорами сотен местных жителей жестоко пытали 20 христианских мучеников. Вонифатий был впечатлен тем, что лица христиан не выражали страдания, ибо в их мученическом подвиге их укрепляла снизошедшая Божья благодать. До глубины души пораженный мужеством этих людей, Вонифатий преисполнился Божественной ревности и в присутствии множества язычников публично объявил себя христианином. Он пал у ног мучеников, стал обнимать их и молить Господа о терновом венце мученика и для себя. После того, как Вонифатий отказался приносить жертву идолам, местный судья обрек на пытки и его.

…судья, в сильном гневе, повелел вонзить ему острые иглы под ногти на руках и ногах, но святой, возведя очи и ум к небу, молча, терпел. Затем судья придумал новое мучение: он повелел растопить олово и влить в рот святому, повелел растопить котел смолы и бросить в него святого мученика. Но Господь не оставил Своего раба: внезапно сошел с неба ангел и оросил мученика в котле, когда же смола вылилась, то вокруг образовалось сильное пламя, которое попалило многих стоявших около нечестивых язычников. Святой же вышел здоровым, не получив от смолы и огня никакого вреда.
Димитрий Ростовский . Жития святых (19 мая)

Святой Вонифатий был подвешен за ноги и его жестоко избивали, пока из под разорванной в лоскуты плоти не показались кости. После этого ему под ногти начали загонять иглы. Поняв, что и это не сможет сломить решимости Святомученика в его вере, ему начали вливать раскаленное олово в горло. Однако Всемогущий Господь уберег его и сохранил невредимым. Ошеломленная толпа начала прославлять Господа Иисуса Христа и рушить языческое капище вместе с идолами. Судье удалось спастись от праведного гнева толпы и свои злодеяния он смог продолжить лишь на следующий день, когда пламя народного гнева несколько по угасло. Вонифатия бросили в кипящую смолу, но и в этот раз Господь сохранил раба своего невредимым. Вдруг небеса разверзлись, и из них на землю сошел Ангел, оросил мученика небесной прохладой, смола же вылилась, загорелась и пожгла палачей и мучителей. Разъяренный неуязвимостью правоверного христианина судья повелел отсечь ему голову.

Но даже перед собственной казнью Вонифатий молил Господа простить грехи, совершенные в безумии, и избавить этих людей от их языческих заблуждений. Когда же ему отсекли голову, из образовавшейся раны потекли кровь и молоко. Более 500 язычников, ставших свидетелями этого чуда, отреклись от своих верований и приняли Господа Иисуса Христа как своего единственного Бога.

Рабы Аглаи 3 дня искали его, а когда нашли тело и голову святого Вонифатия смогли выкупили за 500 золотых монет. Помазав останки Вонифатия благовониями, они доставили тело Аглае, которой Ангел уже рассказал о событиях, произошедших в Тарсе.

Мощи

Аглая в своем имении на Латинской дороге построила храм, в котором и погребла мощи святого Вонифатия. Эти мощи обладали чудесной силой, исцеляли больных и страждущих, верующие люди обретали исцеление от недугов, избавлялись от греховных страстей.

Аглая раздала все свое имущество нищим и в покаянии провела 15 лет в монастыре. Еще при жизни она получила дар изгнания бесов. После своей смерти была погребена рядом с Вонифатием. В VII веке был построен храм во имя Вонифатия Римского и Алексия человека Божия (базилика Сант-Алессио) на Авентинском холме Рима, куда и были перенесены мощи святого, где хранятся и поныне.