Кармэн большой театр. Премьера «Кармен» в Большом театре (15.07.2015)

П ервое представление «Кармен», которое состоялось в 1875 году в Париже, было принято публикой негативно. Жители города не были готовы к столь реалистичному изображению действительности: сюжет назвали слишком смелым и откровенным. Однако едкие отзывы в газетах только разожгли зрительский интерес. Произведение мгновенно стало популярным.

Опера и по сей день пользуется зрительским успехом, а лучшей «Кармен всех времен и народов» была признана Елена Образцова. Ее исполнение этой партии в Большом театре получило единодушное признание и критиков, и зрителей.

Фрагмент интервью с Еленой Образцовой (ИТАР-ТАСС, 2014 г.):

«Кармен» – единственная опера, которую я не пою, а которая поет мною. Самый памятный спектакль был в Барселоне. Там собралось четыре состава «Кармен», и получилось что-то вроде конкурса. Моим Хозе был Пласидо Доминго, а партию Эскамильо пел испанский баритон – красавец Хуан Диас. В четвертом акте, идя на корриду, он так меня поцеловал по правде, что я забыла и слова, и музыку.

В углублении сцены стояла статуя Мадонны. Я молча стала молиться ей. У меня была необычайная жалость к Хозе, которому я разбила жизнь. И вопрос «Его ты любишь?» совпал с моментом, когда я сказала Мадонне, думая о Хозе: «Люблю, обожаю». Я пропела это Хозе, и он подхватил мою версию. И до конца я играла любовь к Хозе. Потом я все же взбесила его ревностью и подначками. И когда неожиданно для меня он ударил меня ножом, я успела обнять Хозе, дав понять, что люблю его. Он поднял меня на руки (тогда еще меня можно было поднять!) и, плача, допел: «Вот я, ее убийца. Ах, Кармен, я твой навеки...»

До сих пор, когда я приезжаю в театр Лисео, люди вспоминают о том спектакле, как о пережитом чуде. И всякий раз, выходя на сцену в этой опере, я заранее не знала, что сотворит со мной моя Кармен».

Фрагмент из книги А. Сологуса «Певцы Большого театра СССР: Одиннадцать портретов» (1978 г.):

«Кармен у Образцовой – образ отнюдь не простой, легко поддающийся эмоциональной «расшифровке». В ней много загадочного, необъяснимого с точки зрения житейской логики, с которой подчас подходят к этому характеру иные исполнители и слушатели.

Хабанера… Своего рода экспозиция образа. Очень часто Хабанера звучит у певиц победно-торжествующе, иногда – с оттенком кокетства, вызова. Образцова поет Хабанеру очень мягким, парящим, светлым звуком, почти на манер легкого сопрано – никаких жгучих, темных тонов, никакой нарочитой драматизации. Это не «кредо» героини, а просто уличная беззаботная песенка, которую она напевает, чтобы подтрунить над Цунигой и повеселить окружающих. Она еще ничего не знает о Хозе – их знакомство происходит позже. Эту короткую мимическую сценку певица проводит необыкновенно впечатляюще. Увидев Хозе, она вся преображается, застывает, а потом, словно под воздействием какого-то мощного магнита, медленными короткими шагами приближается к Хозе, так же медленно берет из рук стоящей возле нее девушки цветок и протягивает его солдату.

А вот встреча с Эскамильо совсем иная… Здесь Кармен – Образцова уже с самого начала не может скрыть своего жгучего интереса к любимцу публики. Правда, она старается смотреть на него украдкой, чтобы тореадор не смог заметить ее взгляда. Но уже одно слово (когда после фразы Эскамильо «Да, ждет тебя любовь» Кармен повторяет – «любовь»), напоенное роскошным, бархатистым, каким-то трепещущим пылким звучанием, выдает Кармен полностью.

Интересно привести в этой связи отзыв критика одной из венских газет: «Елена Образцова была не просто центром спектакля. Она, казалось, заполняла собой все сценическое пространство Венской государственной оперы, и все, что там происходило, мы начинали воспринимать как бы ее глазами. Так, во втором действии во время знаменитых куплетов Эскамильо мы неотрывно смотрели не на исполнителя роли тореадора, а на Образцову, напряженно следя за тем, как она слушает эти куплеты, какие чувства они вызывают у ее Кармен. И происходило это совсем не потому, что певец в партии Эскамильо нас чем-то не устраивал, – совсем наоборот, он пел прекрасно, – но все нити действия сходились к Образцовой – Кармен, и именно ее реакция, ее отношение к тому или иному событию, вне зависимости от того, поет ли она сама в данный момент или просто присутствует на сцене, становились движущей пружиной драмы».

Я бы сказал, что ее Кармен – воплощение таинственной непостижимости женского сердца, его вечной изменчивости и уступчивости, способности воспламеняться и угасать».

На Историческую сцену Большого театра вернулся оперный шедевр Жоржа Бизе "Кармен", не звучавший в этих стенах с 1985 года. Авторы постановки - музыкальный руководитель и главный дирижер Большого театра Туган Сохиев, режиссер и худрук Российского Молодежного театра Алексей Бородин, главный художник Российского Молодежного театра - Станислав Бенедиктов.

Новая "Кармен" сменила в афише экстравагантную постановку, создававшуюся в 2008 году для Новой сцены Большого театра британским режиссером Дэвидом Паунтни и дирижером Юрием Темиркановым. Тогда главным козырем спектакля было возвращение партитуры к оригинальной авторской версии, созданной Бизе в жанре зингшпиля с динамичными разговорными диалогами героев, а в воплощении Паунтни представляло пикантное зрелище на тему "основного инстинкта" с действием, перемещавшимся в бордель.

Новый спектакль, поставленный Алексеем Бородиным и Туганом Сохиевым, вернувшийся к речитативам, как показалось, намеренно отказался от хрестоматийных представлений о Кармен, как экзотической героине, пылающей темными любовными страстями и цыганским инстинктом свободы. В новой версии на сцене представили сентиментально-печальную историю, изложенную почти в пуристском формате. Лаконичные "фанерные" трансформеры на сцене, изображающие городскую площадь, таверну, горы, арену в Севилье, театральный свет, изливающийся мягким лунным потоком или слепящим золотом южного солнца (художник по свету Дамир Исмагилов), толпы солдат в новеньких синих мундирах, контрабандистов, нарядных девушек-табачниц, танцовщиц и детей - все эти образы изящно вливались в канву трогательно подретушированной истории, которая, хотя и заканчивалась трагически, как и положено в финале "Кармен", но до последнего момента оставалось под вопросом: а вдруг все персонажи помирятся?

На этот мирный лад настраивал и оркестр под управлением Тугана Сохиева - удивительно легкий, "французский" по тончайшей звуковой разрядке и колористике тембров, мягкий по динамике и аккуратный по акцентам: мельчайшие ритмические сдвиги, штрихи, темпы, баланс с певцами - все было так пунктуально и гладко, что слушать оркестр составляло отдельное удовольствие. Неудивительно, что певцы с такой "дистиллированной" музыкальной поддержкой ощущали себя в формате чуть ли не барокко с его мелкими колоратурами и обворожительными линиями вокальных тем. Кармен (Агунда Кулаева) появлялась в розовом платье с игривой Хабанерой "L’amour est un oiseau rebelle" ("Любовь - непокорная птица"). Образ ее в спектакле был неожиданным - никаких животных страстей, власти рока, и только одна вспышка ярости, когда Хозе, не подчинившись ей, попытался вернуться в казарму. Даже в страшной сцене гадания, где на картах ей выпадала смерть, красавица Кармен в аккуратном платье, в окружении очаровательных, щебечущих о счастье подруг Фраскиты (Дарья Зыкова) и Мерседес (Екатерина Морозова), продолжала улыбаться, как ни в чем не бывало. А в финале в трагической сцене объяснения с Хозе, происходившей за столиком, сервированным бокалами и бутылкой вина, с красивым выражением лица выслушивала исступленный монолог брошенного любовника.

Приблизительно в таком же ключе решались и другие сцены - с танцами, шествиями, театральными драками, где было видно, что все происходит будто понарошку, никто не пострадает, все аккуратно сыграют спектакль. Эскамильо у Альчина Азизова был лирическим тореадором, готовым в горах искать свою любовь и посвящать ей свои победы над быками. Хозе Мурата Карахана распелся к финалу и поддал наконец страсти текущему действию. А самой "живой" в спектакле оказалась Микаэла Анны Нечаевой - чувствительная, искренняя, изумительно красиво поющая о любви к Хозе. И если бы не эта Микаэла и оркестр под управлением Тугана Сохиева, пришлось бы до конца действия гадать: а действительно ли это милое сентиментальное действо и есть опера "Кармен"?

Большой театр готовится представить зрителям новую “Кармен”. Знаменитую оперу Жоржа Бизе поставил в главном музыкальном театре страны известный режиссер, художественный руководитель Российского академического молодежного театра (РАМТ) Алексей Бородин. Дирижером-постановщиком стал музыкальный руководитель-главный дирижер ГАБТ Туган Сохиев.

Серия премьерных показов состоится на Исторической сцене Большого театра с 15 по 19 июля, в понедельник пройдет генеральная репетиция.

“Впервые опера Бизе появилась на афише Большого в 1898 году. Всего же “Кармен” ставилась в Большом восемь раз, в том числе в 1943 году в Куйбышеве, где театр находился в эвакуации, и в 1945 году в Москве – всего через месяц после Победы. Настоящим долгожителем стал спектакль Ростислава Захарова, продержавшийся в репертуаре двадцать шесть лет (с 1953 по 1979 год) – за это время он прошел 430 раз”,

– рассказали в пресс-службе театра.

Заглавную партию в Большом в разные годы пели великие артистки – Вера Петрова-Званцева, Надежда Обухова, Мария Максакова, Вера Давыдова, Ирина Архипова, Елена Образцова, Тамара Синявская. Об этих спектаклях рассказывает ретроспективная выставка, уже развернутая в фойе бельэтажа Исторической сцены, информировали в пресс-службе.

Нынешняя постановка будет девятой по счету. Ее автор Алексей Бородин ставил оперу лишь однажды – это был “Отелло” в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

“Я невероятно счастлив, что мне была дана возможность прожить с этой музыкой какое-то время, попытаться понять ее, каждый день открывать в ней что-то новое”,

– говорит Бородин.

По его словам, он прочитал историю роковой любви прежде всего как историю о свободе.

“О настоящей, полной человеческой свободе – и в суждениях, и в поступках, и, главное, во взгляде на мир. И о любви как одном из ее выражений, ведь любовь и страсть всегда свободны. Мне кажется, что для Бизе это вообще основополагающая тема”,

– отметил режиссер.

Солидарен с мнением Бородина и дирижер-постановщик Туган Сохиев.

“Мне хотелось бы, чтобы наша постановка была очень интересной и очень живой. Мы не хотим искать подтексты в этой истории. Я просто хочу, чтобы мы вернулись к первоисточнику – к музыке Бизе”,

– сказал маэстро.

Партию Кармен репетируют Вардуи Абрамян (выпускница Ереванской консерватории, с успехом выступающая на сценах крупнейших оперных домов Европы) и солистки Большого театра Агунда Кулаева, Юлия Мазурова и Светлана Шилова. В партии Хозе заняты солист Большого Олег Долгов и турецкий тенор Мурат Карахан. Партию Микаэлы исполнят солистки Большого театра Анна Аглатова, Динара Алиева и Анна Нечаева, в роли Эскамильо – солист Большого Эльчин Азизов и грузинский баритон Николоз Лагвилава, выпускник Тбилисской консерватории и Академии театра Ла Скала.

Художественное оформление спектакля выполнил сценограф Станислав Бенедиктов. Костюмы рождены фантазией Валентины Комоловой. Световую партитуру создает Дамир Исмагилов. А танцы ставят испанские танцовщики и хореографы, прославленные исполнители фламенко Росарио и Рикардо Кастро.

Многолюдная оживленная площадь в Севилье. Драгуны наблюдают за прохожими. Появляется Микаэла — она ищет дона Хозе, которому она принесла известия от матери. Не найдя Хозе, Микаэла уходит.

Со сменой караула появляется Хозе. На табачной фабрике заканчивается рабочий день. На площади появляются работницы, среди них — цыганка Кармен. Мужчины очарованы ей, но она отказывает им в ответной любви. Её интересует равнодушный Хозе: ему она, уходя, бросает цветок акации.

Снова появляется Микаэла. Вместе с ней Хозе вспоминает родину. Когда девушка уходит, Хозе читает письмо. Он согласен исполнить волю матери и жениться на Микаэле.

Но спокойствие нарушает Кармен, которая затеяла ссору с товаркой. Дерущихся разнимают, и Хозе должен доставить Кармен в тюрьму. Кармен обещает Хозе свою любовь, если тот поможет ей сбежать. Не в силах противиться ее чарам, Хозе покоряется.

II действие

В кабачке у Лильяса Пастья цыганки развлекают солдат. Тореадор Эскамильо славит свою опасную профессию, восхищенная толпа воздает ему почести. Эскамильо очарован Кармен, но та остается равнодушной.

Появляются контрабандисты Дайнкайро и Ремендадо. Они зовут Кармен и двух её подружек, Фраскиту и Мерседес, помочь им устроить выгодное дельце. Кармен отказывается: она влюблена и ждёт солдата, попавшего из-за неё в тюрьму.

Этот солдат — Хозе. Срок его заключения истёк, и он пришёл в условленное место. Кармен рада, она готова танцевать только для него. Раздается звук горна: солдаты должны явиться в казарму. Хозе должен уйти, Кармен оскорблена тем, что он предпочитает ей службу.

Внезапно появляется Цунига, начальник Хозе. Он домогается Кармен, но вмешиваются контрабандисты. Цунига повержен, а для Хозе уже нет обратного пути: он присоединяется к контрабандистам.

III действие

Лагерь контрабандистов. Хозе ревнует возлюбленную и стыдится нарушенной присяги.

Кармен гадает на картах, и карты предсказывают ей смерть.

Контрабандисты, а вместе с ними Фраскита и Мерседес, собираются на дело, и Кармен решает пойти с подругами, чтобы умаслить таможенников.

В лагерь приходит Эскамильо. Он пришёл увидеть Кармен и признается, что влюблен в нее. Хозе готов убить соперника, но его останавливает Кармен. Уходя, Эскамильо приглашает всех на бой быков.

Появляется Микаэла. Она разыскивала Хозе, чтобы сказать ему о смертельной болезни матери. Хозе вынужден пойти с ней и оставить Кармен.

IV действие

Площадь в Севилье перед ареной, где вот-вот начнётся бой быков. Появляются Кармен и Эскамильо, они влюблены и счастливы. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен, чтобы она остерегалась: поблизости видели Хозе; но Кармен ничего не боится.

Она встречается с Хозе наедине. Хозе умоляет её пойти с ним и снова полюбить его, но Кармен непреклонна, её сердце принадлежит другому.

В отчаянии и ярости Хозе убивает Кармен.

П осле того, как Большой «триумфально» выстрелил Un ballo in maschera , людей, верящих хоть в какой-то светлое будущее этого театра, практически не осталось. И дело даже не в том, что постановка успешно пристроилась ко всем предыдущим премьерам, бессмысленным и беспощадным в своей никчемности, а в полном погружении руководства в современную политику театрального дела.

К оторая, также, как и общемировая политика, живет по принципу - хвост виляет собакой . И если за *собаку* брать оперную труппу главного театра страны, то роль *хвоста*, как и везде теперь, исполняют всякие мерчендайзеры / органайзеры и пр. деятели среднего менагерского звена, которые не только раскладывают свой товар, но и активно влезают в творческую политику, попавшего под их влияние творческого организма. Куда уж тут пробиться кому-то, когда приглашенный иностранный дирижер с легкостью избавляется от исполнителя и сам находит ему замену.
Создается впечатление, что это он пригласил Большой театр, а не Большой театр его. В результате этот *чертов хвост* умудрился собрать каст такого уровня, какого в БТ не было никогда и, похоже, все идет к тому, что именно так и собирается трудиться дальше оперный цех.

Н емножко отряхнувшись после мистического триллера и отдохнув где-то месяц, я решился отправиться на CARMEN , которую тоже шедевром не назовешь, потому как постановочка состряпана *во вкусе театра ТЮЗ*, невразумительно-приблизительно; и на премьере, как водится в ГАБТе, была подкреплена еще более невразумительным кастом.

Пошел «по делу» и с некоторым интересом к тенору из СШ Северной Америки - Brian Jagde. Наплели про него.., что он чуть ли не король дебютов во всех театрах мира последних лет, вплоть до Арены ди Верона этим летом [про которую всем хорошо известно как и кто туда попадает ].
Выяснилось - пошел не зря. ГАБТ , если и лежит на боку , то пока что на правом бедре , а не на левом -:)

Не знаю, кто его предложил, но на сей раз попали в оч приличного исполнителя [уж чего-чего, а *приглашенных* теноров в БТ наслушался и уровень их мне хорошо знаком] .
Из-за отсутствия в ансамбле собственных голосов, опера БТ перебивается подножным кормом
и корм этот чаще всего далеко не с альпийских лугов.
Все это стало хорошей традицией и особенностью творческого потенциала

и вдруг тенор в начале карьеры и с голосом! В котором конечно можно покопаться и даже найти каких-то блох, но говорить о них не стоит, п ч все входящие имеют место быть: объем, полётность, выносливость, звучные атаки на forte в верхнем регистре.
Ария конечно традиционно с уходом на piano, но это дань современной моде, никто не хочет петь как дель Монако, все хотят петь как Кауфманн.
Если учитывать, что весь спектакль Jagde пел и играл за двоих, т к Оксана Волкова из Минска никакой ценности в образе Кармен ни вокально / ни драматически не представляла, то тенору Зачет; и если, строя свою вертикальную карьеру его не укатают агенты и он еще раз забредет на московские просторы, мы будем только рады. Welcome:-)

Эльчин Азизов | Escamillo - Оксана Волкова | Carmen - Brian Jagde | Don José - Динара Алиева | Micaëla

М енагерские усилия рук-ва БТ и поиски опять теноров и опять Mezzo-soprano увенчались одноразовым исполнением Carmen в 12 дня дня сильно удивившим в приятном смысле. Выяснилось, что могут люди петь и даже ансамбль можно собрать и главное - оркестр хорошо играет и ведет себя дисциплинированно [дирижер А.Гришанин]
° Это что бы с утра пораньше , да никто не брехал , а даже наоборот , вплоть до валторн ...
Слышал ли кто нибудь такое ..?

Х ор конечно свою марку держит и каждая женщина в нем Монтсеррат Кабалье , которая чисто случайно не поет соло.:-) Это оч неприлично, но впечатления от представления им сорвать не удалось, п ч на главную роль была приглашена Юлия Маточкина из Мариинского театра - она настолько уверенно вошла в спектакль и каким то образом сумела расцветить его унылый коричневый цвет и заинтересовать происходящим на сцене. Прежде всего конечно голосом. Это опера, господа, и если есть голос, то все остальное почему то обязательно приложится.
У Маточкиной меццо достаточно высокое, но ее насыщенный и плотный звук, с легкостью перекрывал оркестр и сложную акустику зала [в отличие от Волковой] . Голос красивого тембра и приятный на слух.

Особо понравилось дерзкое отношение к партии; тут не надо говорить, что это молодая певица, окрепнет, все будет - у нее уже все есть!

К тому же, несмотря на не балетную фигуру, певица оч органично смотрелсь в танцах, смысл которых до нее не мог донести никто.
♮ Единственное, - мое сугубо личное имхо - низов, так, как мы любим и как это было принято еще совсем недавно, не прозвучало ни одного . Но ругать оказывается сейчас за это нельзя, такое впечатление, что меццо их специально даже прячут и стараются не выпендриваться, теперь это считается агрессивной манерой пения.

Дмитрий Попов , которого в Мск хорошо знают, активно поддержал этот блок Кармен качественным теноровым исполнением. В отличие от Джегда, у Попова голос лирический, звуковедение-Legato , и временами ему приходилось немного *заглублять * звук, п ч материал сам по себе для более сильного тенора. Но некоторые неудобные места он обошел практически без потерь. И его музыкальная трактовка оказалась вполне убедительно даже в драматическим сценах. Конечно наилучшим образом он себя проявил в дуэте с Микаэлой и сумел снивелировать неудачное исполнение Екатерины Петровой .

Дмитрий Попов | Don José Александр Виноградов | Escamillo

Похоже наш Большой, как Россия, - в него можно только верить и даже когда уже ни на что не надеешься, можно прийти и получить малую толику удовольствия даже от оперы Кармен в постановке Бородина.:-)

фото кликабельны