Литературно музыкальная композиция ко дню защитника отечества. Литературно-музыкальная композиция, посвящённая Дню Защитника Отечества

Литературно - музыкальная композиция посвящена Дню защитника Отечества. В ней говорится о наших великих победах: Куликовской битве, Бородинском сражении, сражении под Прохоровкой. Ценность разработке придают ссылки для скачивания видеоклипов к мероприятию (видеоклипы на песни "Журавли", "Был пацан", "Комбат", видеоклип на песню Бичевской, Евгения Куликова), фрагменты кинофильмов ("Война и мир", "Офицеры").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню защитника Отечества

«Время героев, обычно ты кажешься прошлым….».

Цель:

Воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны, уважение к прошлому России, чувство гордости за мужество наших воинов.

Обобщить и систематизировать знания об исторических событиях (Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне).

Формировать умение анализировать происходящие события.

Подготовила и провела учитель МКОУ ВСОШ № 4 г. Артема Приморского края Лютова Л.В.

2012 год.

ВСТУПЛЕНИЕ


Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни -
Радость работы на мирной, счастливой земле.

День защитника Отечества!

Этот праздник связан с историей нашего отечества, и поэтому сегодня мы расскажем о наших великие битвах, о подвигах наших солдат, о победах, которые мы никогда не забудем.

23 февраля… Празднику уже более 80 лет. Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает этот праздник, силы, патриотизма и добра.

Официально считалось, что празднование 23 февраля приурочено к победе над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом в 1918 году.

Миф о «победе под Псковом и Нарвой» был изобретен лично Иосифом Сталиным в 1938 году. Но в действительности никаких боев в этот день ни в немецких, ни в русских архивах не зафиксировано.

Сомнения по поводу подлинности праздника высказал нарком обороны Климент Ворошилов: "…Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА (рабоче-крестьянская красная армия) к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".

Впоследствии праздник был переименован в День Советской Армии и Военно-морского Флота, и вот уже несколько лет он празднуется как День Защитника Отечества, день настоящих мужчин.

Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных. Служить Отечеству - это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты солдат и все сумей принять -

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти - тоже ведь оружье,

И ты его однажды примени...

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

(Михаил Львов)

Слово "армия" происходит от латинского слова "armo" "вооружаю". Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Около шестидесяти лет назад наша Советская Армия разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

А в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России.

Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме "Офицеры" один из главных героев говорит: "Есть такая профессия Родину защищать!"

(Видео 1) Видеоклип «Офицеры» (видеофрагмент из кинофильма)

ПЕРВАЯ ГЛАВА

Год 1237... Монгольский хан Батый собрал огромную армию и захватил русские города и села. Рязань, Владимир, Киев были разорены.

Одерживая победы в кровопролитных битвах, татары шли огромным войском, как смерч, сжигая русские города, убивая и угоняя людей в рабство. Более двухсот лет продолжалась тягостная зависимость России от Золотой Орды, более двухсот лет страдала наша земля под гнетом захватчиков. За малейшее неповиновение, за невыплаченную вовремя дань они грабили города и села, истребляя и старых и малых. В разрушенных селеньях, казалось, навсегда умолкли смех и веселые песни, только стенания да плач слышались в них.

Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры!

Не можете ли, ветры, горы раскачати?

Гусли мои, гусли, звончатыя гусли,

Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?

У меня, у вдовушки, четыре кручины,

Четыре кручины да пятое горе,

Да пятое горе, что нет его боле!

(Народная песня)

Долгим и трудным было время монголо-татарского ига. Наш народ никогда не забудет безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом, потому что

И лучше жить перестать иль вовсе не родиться,

Чем племенем чужим под иго покориться.

(Озеров. Трагедия.)

И именно битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды.

Битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарских войск под началом Мамая состоялась 8 сентября 1380 года на широком Куликовом поле между реками Непрядва и Дон. Тихое пристанище болотных птиц – куликов, стало местом, где русское войско остановило Золотую Орду, собравшуюся в новый набег на нашу землю.

Благословение на битву Дмитрий получил у игумена Сергия из Радонежского монастыря. Сергий предрек князю победу и, согласно легенде, послал с ним «на брань» двух иноков своей обители – Пересвета и Ослябю, погибших в бою.

Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет – монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения – боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву.

Нам не нужно победы без правды,

нам без истины радости нет! –

крестным знаменьем небо Непрядвы

осеняет чернец Пересвет.

Нет на нем ни меча, ни кольчуги –

только ряса и только копье.

Кони топчутся… Стонут подпруги….

В небе с криком кружит воронье.

Бьет копытами конь Челубея,

Пересвет подобрался в седле.

С нами правда! – уже холодея,

он шептал, припадая к земле….

(Видео 2) Видеоклип на песню Жанны Бичевской (с видеофрагментом мультфильма)

Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича: он ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.

Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Была ликвидирована реальная угроза тотального погрома русской земли, последствия которого трудно вообразить. Однако русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Восемь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов.

Он упал на цветы полевые

С половецкой стрелою в груди,

Смотрят в небо глаза неживые…

Мать! Любимого сына не жди!

Озарила поля роковые

Кровяная луна с высоты,

Заглянула в глаза неживые,

На шеломы, колчаны, щиты….

(Александр Ширяевец. После побоища.)

Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. По подсчетам историков на поле Куликовом сошлось несколько десятков тысяч воинов. Здесь в крови Мамаева побоища зарождалась будущая Россия. Куликовская битва явилась коренным переломом в борьбе Руси против ордынского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания.

(Видео 3) Видеоклип на песню Евгения Куликова

ВТОРАЯ ГЛАВА

А теперь вспомним 1812 год… Россия стала уже могущественным государством. Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Фонвизин и др. Однако русских людей опять ждала беда: 12 июня 1812 года император Франции Наполеон, покорив всю Европу, напал на Россию. Началась Отечественная война, всенародная освободительная война ….

Россия могла тогда противопоставить 600-тысячной армии Наполеона только 230 тысяч русских солдат. Русский император назначил главнокомандующим русского генерала Михаила Илларионовича Кутузова. Сначала русские войска отступали… Но у села Бородино, в 108 верстах от Москвы было выбрано поле битвы с французской армией.
Самое знаменитое сражение Отечественной войны 1812 года - Бородинское -состоялось 26 августа, длилось оно 15 часов.

В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага - 135 тысяч. По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка (13 см.). Французы были поражены стойкостью русских солдат.

Живые с мертвыми сравнялись,

И ночь холодная пришла,

И тех, которые остались,

Густою тьмою развела.

И батареи замолчали,

И барабаны застучали,

Противник отступил;

Но день достался нам дороже!

В душе сказав: помилуй боже!

На труп застывший, как на ложе,

Я голову склонил. (М.Ю.Лермонтов)

Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 год, оно разрушило мечту Наполеона о захвате России одним ударом. Через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел остатки своей армии из России.

(Видео 4) Фрагмент кинофильма «Война и мир».

ТРЕТЬЯ ГЛАВА

Новое страшное всенародное горе обрушилось на нашу Родину в 1941 году:

Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса…
Это все только завтра случится,
Через 24 часа…
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…

(Николай Ушаков)

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года, до 9 мая 1945 года наши деды боролись за освобождение родины от фашизма.

В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. Вдумайтесь в эти цифры - 97 из 100!

От Бреста до Берлина – 2.600км. Вроде бы и не так много: самолет долетит часа за 4, поезд домчится за 40. А если пешком, а если отступая, пятясь назад, идя голодным под дождем и снегом, а главное – под пулями? Вот тогда - 4 года, а точнее 1418 дней, более 34 тысяч часов. Часов голода, ужаса, смерти, боли.

Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли.

(Видео 5) Видеоклип на песню «Журавли».

В ходе В.О.войны было 10 главных сражений, из которых первые два по значимости – битва под Москвой и Сталинградом. А третьим решающим ударом стало сражение на Курской дуге в 1943 году. Именно тогда произошло танковое сражение на поле возле поселка Прохоровка.

Поражение фашистов в Сталинграде и под Москвой подорвало военную мощь и моральный дух немецкой армии. Чтобы повернуть ход войны в свою пользу, гитлеровское командование решило провести крупное летнее наступление на центральном участке фронта – возле городов Орел, Курск и Белгород.

Немцы операцию назвали “Цитадель”, что означает “крепость”. И это придумано, верно: нет стен, зубцов башен, рвов, но то, что ждало русских на этом участке – действительно напоминало крепость. Противник старался сохранить в тайне свои планы. Но советская разведка узнала о них заранее. Но что делать? Маршал Г.К.Жуков предложил организовать жесткую оборону, сосредоточив противотанковую самоходную артиллерию, авиацию против танковых клиньев фашистов, выбить их, а после этого перейти в решительное наступление. Была создана глубоко эшелонированная оборона: минные поля, окопы, траншеи. Операцию по разгрому гитлеровских войск назвали «Кутузов». Так в 20 веке переплелись история и современность.

Огненная дуга! Битва, не имеющая себе равных в истории. Битва, развернувшаяся на громадной территории – Орел, Курск, Белград. Здесь мы превзошли врага не только в героизме, но и в технике. Не помогли гитлеровцам ни “тигры”, ни “фердинанды”, ни “пантеры”. Героизм проявлял каждый советский солдат.

Старший лейтенант А.Горовец – в одном бою сбил 9 юнкеров, ни до него ни после него никто этого не делал. Горовец совершил то, что в авиации теоретически считалось невыполнимым и невозможным.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали… Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

(Семен Гудзенко)

В деревне Прохоровка сошлись с обеих сторон 1200 танков.

“Итак, утром 12 июля 1943 года две лавины танков встретились и прошли в боевом порядке одна в одну как проходят в промежутки зубья двух гребней. Все вокруг, на многие километры закрутилось вихрем. Ревели моторы, скрежетали гусеницы, били пушки, взрывались снаряды. Столкновение танков, наверное, правильнее было сравнить со столкновением двух клубков картечи, посланных с огромных пушек навстречу друг другу. Два клубка слились в один, чрезвычайно большой, и до самой ночи этот огромный клубок крутился, обжигая землю, сжигая самого себя. Сначала с обеих сторон танкам помогали артиллерия и авиация. Но вскоре пушки и самолеты вышли из дела: снарядом, бомбой можно было попасть в свой танк, так перемешались советские и немецкие машины. Артиллерия и авиация теперь действовали на флангах битвы, нанося удары по резервам, которые спешили к бою.

Танки то сходились на близкие дистанции, то расходились, намереваясь попасть один одному в борт. Когда выходила из строя танковая пушка или кончались снаряды, танкисты шли на таран. Стальные машины сталкивались с неимоверным грохотом. С зияющими пробоинами в броне с сорванными гусеницами и башнями горели сотни танков. Поднимались столбы густого дыма и постепенно разливались в воздухе. Боеприпасы, которые были внутри охваченных пламенем танков, взрывались, и огромные языки пламени, тысячи искр летели во все стороны. Башни с грохотом падали на землю. Об отступлении, о выходе из боя никто не думал: ни наши, ни гитлеровцы. Враг бился жестко, умело, свирепо”.

12 июля 1943 года – знаменательный день российской истории, 12 июля состоялось танковое сражение под Прохоровкой, обеспечившее нам победу во всей Курской битве.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?..

(Степан Щипачев)

ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА

Но наше мероприятие было бы неполным, если бы мы не рассказали еще об одной страничке – о Чечне, с ее болью, страданиями, с невинно погибшими ребятами.

Пять лет прошло после вывода советских войск из Афганистана. Но в декабре 1994 года наши войска вошли на территорию Чечни. Указ о начале военных действий подписал Б.Н.Ельцин. Вот строки из газеты «Комсомольская правда» от 5 января 1995 года: «Россия вступила в 1995год по колено в крови. Мы поздравляем друг друга с Новым годом, желаем счастья, здоровья, а в Грозном в эти минуты умирают люди, наши мальчишки, сыновья, братья, мужья».

(Видео 6) Видеоклип «Был пацан».

И улетают секунды в прошлое,

Им обратной дороги нет,

Что с того, что мы мало прожили,

Что с того, что нам двадцать лет.

(Л. Молчанов)

Война в Чечне – еще одна рана в нашей душе. Не должны гибнуть солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в школах.

Люди добрые! Разум включите!

И создайте заслон войне!

Не продай свою совесть, Россия,

Не поддайся бесчинству, народ!

Только вместе – большая мы сила!

Только вместе – великий народ!

Есть такая профессия Родину защищать!"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня мы еще раз вспомнили наши великие победы, подвиги наших солдат. Но как все-таки хочется верить, что пройдут все войны, что не будут больше жены оставаться вдовами, что не будут матери всю жизнь оплакивать своих сыновей.

Организация: ГБОУ СОШ № 453 Выборгского района имени Сергея Жукова

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Пояснительная записка.

Сценарий разработан для внеклассных мероприятий, посвящённых Дню Защитника Отечества.

Сценарий условно делится на две части. В первой речь идёт о событиях 1917-1918 годов, связанных с созданием Красной Армии и положенных в основу праздника 23 февраля - День Защитника Отечества.

Вторая часть посвящена героическим страницам отечественной истории с древнейших времён до нашего времени. Так прослеживается преемственность и связь поколений.

Цель мероприятия:

Воспитание любви и уважения к истории Отечества;

воспитание гражданской ответственности и чувства долга у подрастающего поколения.

Форма: литературно – музыкальная композиция.

Продолжительность мероприятия – 1 час

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Сыны Отечества»

(показ слайда 4)

Ведущий 1.В календаре памятных дат России День Защитника Отечества занимает особое место. Для нашего народа праздник, отмечаемый 23 февраля и новый, и давний.

(показ слайда 5)

Ведущий 2.После революции 1917 года положение нашей страны было сложным: продолжалась I Мировая война, на территории России находились германские войска.

(показ слайда 6)

Советское правительство обратилось ко всем воюющим странам с предложением о мире, но получило отказ. Единственной страной, готовой идти на переговоры, была Германия. Но она предъявила ультиматум, требуя в обмен на мир российские территории.

Ведущий 3.Советское правительство вначале ответило отказом, и австро-германские войска перешли в наступление по всей линии фронта. А кайзер Германии заявил: «Никакой единой России не будет, Россия будет разделена».

Ведущий 1. Старая армия к тому времени оказалась неспособной к борьбе, и германские войска зимой 1918 года, захватив часть Украины и Прибалтику, подошли к Пскову. Возникла угроза Петрограду.

(показ слайда 7)

Ведущий 2. 11 февраля 1918 года Совнарком издает декрет о создании Красной армии и Флота. Это стало отправной точкой в формировании вооружённых сил страны.

(показ слайда 8)

Ведущий 3. 24 февраля немецкие войска заняли Псков. В городе завязались уличные бои с отрядами Красной Гвардии. К ним на помощь подошли другие красноармейские части. Немцы на время отступили, но угроза захвата Петрограда оставалась. На защиту Петрограда встали сформированные в те дни красноармейские полки, а Петроградский Совет объявил 23 февраля Днём Защиты Социалистического Отечества.

Ведущий 1. Вскоре с Германией был заключён тяжёлый Брестский мир.

(показ слайда 9)

Позже, в течение 20 века, происходило много других, в т.ч. драматических событий, но праздник остался. Теперь он отмечается как День Защитников нашего Отечества.

Звучит песня (в презентации по щелчку) «Вечный огонь» из кинофильма "Офицеры", композитор Р. Хозак, автор слов Е. Агранович

От героев былых времён

Не осталось порой имён.

Те, кто приняли смертный бой,

Стали просто землёй и травой...

Только грозная доблесть их

Поселилась в сердцах живых.

Этот вечный огонь, нам завещанный одним,

Мы в груди храним.

Погляди на моих бойцов!

Целый свет помнит их в лицо.

Вот застыл батальон в строю -

Многих старых друзей узнаю.

Хоть им нет двадцати пяти,

Трудный путь им пришлось пройти.

Это те, кто в штыки поднимался как один,

Те, кто брал Берлин!

Нет в России семьи такой,

Где не памятен свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд - словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут,

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

(показ слайда 10)

Ведущий 2. Обратимся к временам ещё более давним. С тех пор, как люди начали осознавать свою судьбу как общую судьбу народа, они ставили на первое место в числе добродетелей патриотизм, то есть любовь к своему Отечеству.

(показ слайда 11)

Ведущий 3. XIII век – трагический в нашей истории: монголо-татарское нашествие с востока и немецко-шведское – с запада. Князь Александр Ярославович со своей дружиной дал такой отпор немецким и шведским рыцарям, что они на долгое время оставили наш край в покое. Александр Невский за свои заслуги перед Отечеством был причислен к лику Святых и стал небесным покровителем Санкт-Петербурга, а орден Александра Невского был учреждён как одна из высших воинских наград.

(показ слайда 12)

Ведущий 1. История России наполнена множеством примеров, когда народ наш стоял перед выбором: независимость или угнетение, свобода или рабство.

XIV век. Герои Куликовской битвы. Их было много. До нас дошли имена князя Дмитрия, воина Пересвета, а также Сергия Радонежского, благословившего русское воинство на справедливую борьбу. Куликовская победа стала символом единения русского народа.

(показ слайда 13)

Ведущий 2. XVII век – Смута, очень мятежное время, когда речь шла о потере независимости нашей страны. Главная беда была тогда не столько в иноземных вторжениях, сколько во внутренних распрях, противостояниях власти и народа. То время тоже родило своих героев – защитников России. Это воеводы Шеин и Скопин-Шуйский, народные предводители Минин и Пожарский.

(показ слайда 14)

Ведущий 3. Отечественная война 1812 года – нашествие Наполеона на Россию. Это время небывалого единения народа. Патриотический порыв призвал в армию людей, которые стали славой России: Багратион, Денис Давыдов, Николай Раевский, герои - партизаны из народа и, конечно, Михаил Илларионович Кутузов.

(показ слайда 15)

Ведущий 1. Под впечатлением этих событий Михаил Юрьевич Лермонтов пишет знаменитое стихотворение «Бородино» и трогательные, проникновенные стихи о России.

(Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «РОДИНА»)

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

(показ слайда 16)

Ведущий 2 . Великая Отечественная война. Самая жестокая и кровопролитная. Она длилась почти 4 года и унесла жизни более 20 миллионов советских людей. Самыми тяжёлыми были первые годы войны, когда на нашу страну обрушилась вся мощь военной машины вермахта, хорошо обученной и технически оснащённой армии фашистской Германии.

Когда видишь документальные кадры того времени, поражаешься нашему народу, жившему бедно, тяжело, но которому удалось выстоять и победить такого сильного врага. Как выстояли и победили ленинградцы в блокаду? Это был подвиг наших солдат и офицеров, всего народа.

(показ слайда 17)

Ведущий 3. После Великой Отечественной войны прошло много лет.

Постарели ветераны войны, но им на смену пришло новое поколение защитников, тех, кто оберегает мирное небо нашей Родины.

Мы поздравляем всех защитников Отечества с замечательным праздником!

Звучит песня (в презентации по щелчку) «Офицеры», композитор и автор слов

О. Газманов

Господа офицеры, по натянутым нервам

Я аккордами веры эту песню пою

Тем, кто бросив карьеру, живота не жалея,

Свою грудь подставляет за Россию свою!

Тем, кто выжил в Афгане, свою честь не изгадив,

Кто карьеры не делал от солдатских кровей.

Я пою офицерам, матерей пожалевшим,

Возвратив им обратно живых сыновей.

За Россию и свободу до конца.

Господа офицеры, как сберечь вашу веру

На разрытых могилах ваши души хрипят.

Что ж мы, братцы, наделали, не смогли уберечь их

И теперь они вечно в глаза нам глядят.

Вновь уходят ребята, растворяясь в закатах

Позвала их Россия, как бывало не раз.

И опять вы уходите. Может, прямо на небо

Так куда ж вы уходите? Может, прямо на небо

И откуда-то сверху прощаете нас.

Офицеры, офицеры, ваше сердце под прицелом

За Россию и свободу до конца.

Офицеры, россияне, пусть свобода воссияет,

Заставляя в унисон звучать сердца!

Использованная литература:

* Волков Ф.Д. История России – М., «Эксмо», 2006

* Зубкова Е.В. История Российского государства – М., «Эксмо», 2004

* Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад - М., «Дрофа», 2003

Музыкальные произведения:

* Песня «Вечный огонь» из кинофильма "Офицеры", композитор Р. Хозак, автор слов Е. Агранович

Источники текстов песен и музыкальных файлов:

* http://e-agranovich.narod.ru/texts/song_oficery.htm * http://www.9maya.ru/294-pesni-voennykh-let-v-mp3.-chast-2.html * http://www.9maya.ru/2008/04/03/oleg_gazmanov__oficery_mp3.html

Источники иллюстраций:

* http://img-fotki.yandex.ru/get/3306/varjag-2007.4/0_1ef3b_fb65f10e_L.jpg * http://ib1.keep4u.ru/b/2009/06/27/c3/c38d58a458cd551ec563c5c54b8b5a43.jpg * http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:RussischeHaubizeWeltkrieg1.jpg * http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Dekret_o_mire.png * http://www.rosjanin.pl/galeria/images/dobrow.gif * http://www.istorya.ru/imagens/sobytya/rkka-dekret.gif * http://artru.info/il/img.php?img=15148 * http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Traktat_brzeski_1918.jpg * http://young.rzd.ru/dbmm/images/41/4080/1616168 * http://musey28.narod.ru/1200215611_ww2_10.jpg * http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0282/p0282_800.htm * http://www.telesem.ru/images/stories/672/ito3_1.jpg * http://rnns.ru/uploads/posts/2010-01/thumbs/1263540810_979249662.jpg * http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/77/Minin_i_Pozharskiy.jpg * http://www.gamexp.ru/news/img/1301294258275757565.jpeg * http://topwar.ru/uploads/posts/2010-09/thumbs/1283913245_brdn029.jpg * http://isaak-levitan.ru/good/14.php * http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/zimarika.49/0_61c8d_a631740f_XL * http://memoryals.memory-book.com.ua/main.php?g2_view=core.DownloadItem&g2_itemId=1769&g2_serialNumber=2 * http://www.congratulatorycard.ru/photoframes/24/87512-foto71265_46145.jpg


    Учитель:

    2. «Реквием» Д.Кабалевского. .

    «Наши дети»

Учитель: - Вам будет предложено задание - послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа -опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

  • Звучит «Наши дети».
  • Ответы ребят

«Помните!»

Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа - опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

  • Звучит «Помните!».
  • Ответы ребят

Учитель:

Вокально-хоровая работа.

3. Обобщение.

Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского - «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит?

Учитель:

Слайд № 7.

Учитель: (Вечная память погибшим.)

Учитель:

Учитель: (Жизнь и смерть.)

V. Обобщение. (Индивидуальная работа.)

Учитель:

Учитель:

Учитель: (Ответы обучающихся.)

На доске эпиграф:

(Р.Рождественский)

Учитель: - (Размышления обучающихся.)

VI. Завершающий этап урока.

VII. Рефлексия.

Учитель: - (Ответы обучающихся.)

VIII. Итог.

Слайд № 8. Звучит песня

Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).

Просмотр содержимого документа
«5 кл. IV ч. Урок № 6 Пчелинцевой Л.П.»

5 класс. IV четверть

Урок № 6

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

Цель урока: познакомить обучающихся с образом защитника Отечества черезразличные виды искусств.

Тип урока: формирование новых знаний.

Задачи урока:

- актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литератураразными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;

- сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

Воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.

- развить интонационный слух и творческие способности; совершенствовать вокально-хоровые навыки; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения : индивидуальна, групповая, фронтальная.

Музыкальный материал:

- «От героев былых времен» муз. Хозак Р. (фонограмма минус);

Фрагменты известных ребятам произведений: кантата «Александр Невский» С.Прокофьева, опера «Иван Сусанин» М.Глинки, Симфония № 2 («Богатырская») А.Бородина, песни о героях;

- «Реквием» Д.Кабалевского («Наши дети», «Помните!»);

Песни, посвященные защитникам Отечества по желанию обучающихся;

- «От героев былых времен» муз. Хозак Р., сл. Агранович Е. (фонограмма плюс).

Дополнительный материал: у чебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс»; стихотворение «Реквием» Р.Рождественского; слайд-шоу «Герои России».

Иллюстративный ряд: гравюры из цикла «Вечно живые» и «Реквием» С.Красаускаса.

Оборудование: доска школьная, фортепиано.

ИКТ: ПК, МП, ИД, презентация.

Ход урока

I . Организационный момент.

Вход в класс (слайд-шоу «Герои России»). (Слайд № 2)

Музыкальное приветствие.

II . Актуализация знаний.

На школьной доске написаны эпиграфы:

«О том, кто уже не придет никогда, - помните!»

(А.Блок)

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

Учитель: - Ребята, как вы думает, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О героях России разных времен.)

Учитель: - О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре. Приведите тому примеры (Ответы ребят.) (Учитель исполняет названные ребятами музыкальные фрагменты на фортепиано или звучит музыка в записи.)

III . Постановка учебной задачи.

Учитель: - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы ребят.)

На доске появляется тема урока, которую обучающиеся записывают в тетрадях. (Слайд № 3)

Учитель: - Поставьте перед собой задачи, которые вам предстоит решить сегодня. (Ответы ребят.) Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

IV . Работа по теме урока.

1. «Реквием» Р.Рождественского. Слайд № 4. На слайде фотография Р.Рождественского, определение реквиема и эпиграф, предпосланный автором к его поэме «Реквием».

    Выразительное чтение и сравнительный анализ двух фрагментов из «Реквиема» Р.Рождественского.

    Работа над интонацией.

Учитель: - Прочитайте на с. 145 учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)

2. «Реквием» Д.Кабалевского. Слайд № 5. На слайде фотография композитора Д.Кабалевского, краткая информация о его произведениии «Реквием».

«Наши дети»

    Слушание (со свободным дирижированием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)

Учитель: - Вам будет предложено задание – послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа –опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

    Звучит «Наши дети».

    Ответы ребят (Уже во вступлении к хору звучит светлая, песенная музыка, перебиваемая грозными, интонауиями, ритмами ударгых. В звучании хора чередуются эпизоды лирические мажорные с драматическими минорными. В звучании симфонического оркестра между куплетами слышны контрастные интонации. Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.)

«Помните!»

    Слушание (со свободным дирижиолванием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)

Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа – опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

    Звучит «Помните!».

    Ответы ребят (В начале поют солисты (баритон, сопрано). Патетический характер высказывания солистов строится на сочетании песенности и речитативности.)

Учитель: - В чем проявился принцип контраста в развитии музыки этой части? (голоса солистов чередуются со звучанием темы хора «Наши дети». По мере развития музыка приобретает все более драматический характер, и заключительный раздел звучит уверенно и победно.)

Вокально-хоровая работа. Разучивание главной темы хора «Наши дети». (Фронтальная работа.)

3. Обобщение.

Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского – «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит? (Тема, характер частей, интонации, жизненное содержание.)

4. Репродукции гравюр литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Слайд № 6. На слайде слова художника о его гравюрах из цикла «Вечно живые».

Учитель: - Прежде, чем вы посмотрите работы литовского художника С. Красаускаса, предлагаю прочитать его слова о том, какое влияние оказала поэма «Реквием» Р.Рождественского на создание его гравюр.

Слайд № 7.

Учитель: - А теперь рассмотрите гравюры литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Каждая группа попробует самостоятельно сформулировать идею этих произведений (Вечная память погибшим.)

Учитель: - Проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть их главную мысль (на них выделяются два горизотальных плана: на нижнем-погибший солдат, на верхнем-эпизоды из мирной жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете).

Учитель: - Какая идея воплощена в гравюрах через эти два цвета? (Жизнь и смерть.)

V . Обобщение. (Индивидуальная работа.)

Учитель: - Подумайте, как выразительность музыки «Реквиема» и гравюры из цикла «Вечно живые» перекликается с плакатностью стихов Р.Рождественского. (Каждое произведение содержит в себе яркие контрасты и …)

Учитель: - Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием? (Авторы оплакивают погибших воинов.)

Учитель: - Считаете ли вы, что образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства? (Ответы обучающихся.)

На доске эпиграф:

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

Учитель: - Как вы понимаете эпиграф урока? Согласны ли вы с поэтом? (Размышления обучающихся.)

VI . Завершающий этап урока.

Исполнение песен, воспевающих защитников Отечества, по желанию обучающихся. (Фронтальная работа.)

VII . Рефлексия.

Учитель: - Вам понравился урок? Все ли задачи, поставленные вами в начале урока, были решены? Что нового для себя вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания в вашей жизни? (Ответы обучающихся.)

VIII . Итог.

Слайд № 8. Звучит песня «От героев былых времен» (плюс).

Домашнее задание (групповая работа):

1).Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;

2).Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».

Объявление оценок за работу на уроке.

Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).)

Просмотр содержимого презентации
«О полвигах, о доблести, о славе...»

О подвигах, о доблести, о славе

Выполнил: учитель музыки

МБОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов № 78 г. Воронежа

Пчелинцева Л.П.


Александр Суворов

Георгий Жуков

Михаил Кутузов

Александр Невский

Кузьма Минин

Дмитрий Пожарский

Дмитрий Донской



(1932 – 1994)

Реквием

(Вечная слава героям...)

Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

Р.Рождественский


«Наши дети»

«Помните!»

(1904 – 1987)

В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры.

Д.Кабалевский


(1929 – 1977)

«Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые» , вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Роберта Рождественского. Не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…».

С.Краскаускас


Домашнее задание (групповая работа)

  • Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;
  • Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».

История русского народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве - в музыке, то воздействие их на умы и души молодого поколения сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом - истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной

мере современность без обращения к историческому опыту народа.

Цель: раскрыть тему защиты Отечества в русской музыке XIX и XX века.

Задачи исследования:

Выявить примеры темы защиты Отечества в песнях. (на уроках музыки)

Рассмотреть примеры темы защиты Отечества в вокальной музыке.

Исследовать примеры отображения темы защиты Отечества в инструментальных произведениях.

Практическая значимость.

Данная работа может быть использована на уроках мировой художественной культуры, искусства, на уроках музыки в школе, а так же для подготовки внеклассных мероприятий.

Темой всей четверти по предмету "Музыка в школе" может быть выбрана "Героика в музыке". (2 урока - героические образы в песнях; 2 урока - в вокальных произведениях крупной формы; 2 урока - в инструментальной музыке).

Как итог, для обобщения изученного материала можно организовать итоговое мероприятие, в виде внеклассного часа, мини-концерта, посвященного 23 февраля, 9 мая.

Отображение темы защиты Отечества в песнях Великой Отечественной войны

Урок 1 (вступление)

презентация

картинки

аудиозапись "три танкиста"

Во время войны любили и ценили песню. "В ночи песня - свет, в жару - тень, в мороз - телогрейка", - говорит народная пословица, сложенная в эти годы. На фронте и в тылу звучало тогда множество песен, помогавших бороться против фашизма. Среди них было немало старинных народных песен, которые обрели новую жизнь в это грозное время. Продолжали петь в эти годы со старыми или обновлёнными текстами и песни, созданные до войны. Но как бы хороши они не были, как бы ни переделывали их на новый лад, а всё же грозная военная пора потребовала своих песен, и они стали появляться. Так началось создание "песенной летописи" Великой Отечественной войны.

(На примере песни "Три танкиста")

"Три танкиста". (описание - история)

Шёл 1938 год. Фашисты оккупировали Австрию, а на Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман как основной герой весёлой музыкальной кинокомедии "Трактористы". Было решено начать фильм с песни. Режиссёр (Иван Пырьев) пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема подвига славных героев-танкистов, участников боёв на Хасане.

(Плюс в том, что параллельно идет знакомство с песнями, с историей, с режиссерами того времени, с композиторами)

"Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и поэтому определённое представление об этом грозном роде войск у меня было, - вспоминал Борис Ласкин. И начали складываться строчки:

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят…"

С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс (композиторы-песенники того времени (картинка-портрет). "Этому трудно поверить, - говорил он потом, - но песня была готова через 30-40 минут". Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. В дни Великой Отечественной войны на фронте бытовало немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни:

Расскажи-ка, песенка-подруга, Не одну фашистскую гадюку

Как дерутся с чёрною ордой Укротили силой огневой

Три танкиста, три весёлых друга, Три танкиста, три весёлых друга,

Экипаж машины боевой. Экипаж машины боевой.

После рассказа и прослушивания песни, учитель предлагает детям приступить к ее разучиванию. На интерактивной доске спроецирован текст песни, также текст представлен ученикам на каждой парте.

(Лучше всего песню "Три танкиста" разучивать под баян. Впоследствии можно выбрать трех солистов, это может послужить предметом мотивации учащихся.)

Урок 2 (на примере песни "Катюша")

"Катюша". Песню "Катюша" поэт Михаил Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом посёлке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку "выходила на берег Катюша", Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Вскоре композитором Матвеем Блантером была написана и мелодия.

Во время войны каждый солдат, певший "Катюшу", испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращён призыв сберечь родную землю. Удивительный случай произошел с песней во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня "Катюша". Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню во второй раз.

Братцы! - вдруг вскричал молоденький солдат. - Да ведь это наша "Катюша" у немцев в плену!

Не бывать тому! - воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из нашего окопа звучала "Катюша".

(Задать учащимся вопрос: "А знаете ли вы кто или что носит имя "Катюша" кроме названия песни и, конечно кроме имени?", рассказать про боевое оружие).

Вскоре немцы познакомились с ещё одной "Катюшей". Только на этот раз её "исполняли" реактивные миномёты, установленные на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

защитник отечество песня музыкальный

Многие песни военных лет - это эпические повествования или баллады о героях, рассказы об их подвигах. Лучшие из них посвящены морякам, партизанам.

Отображение темы защиты Отечества в вокальных произведениях крупной формы

Урок 3 (портрет композитора М.И. Глинки, Ивана Сусанина)

Краткая биография композитора

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года В Новоспасском Смоленской губернии. На фортепиано М. Глинка стал играть уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Закончив пансион всё время уделял музыке. Тогда же были созданы первые сочинения. Стремился расширить бытовой жанр музыки. После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянский композиторов Беллини, Доницети меняет свой музыкальный стиль. В Берлине велись работы над полифонией, композицией, инструментальной музыкой. Вернувшись в Россию Глинка с усердием работал над национальной оперой "Иван Сусанин". Следующая опера - "Руслан и Людмила" в 1842 году. Многие произведения были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге преподавал пение, под его влиянием формировалась классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20, также 6 симфонических произведений, камерно-инструментальных, 2 оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе. (на примере хора "Славья")