Ренар жюль. Афоризмы и цитаты жюля ренара


ru.wikipedia.org

Биография

Детства у будущего писателя фактически не было, обстановка в родительском доме всегда оставалась невыносимо тяжелой. Отец Ренара, подрядчик на дорожном строительстве, покончил с собой (застрелился из охотничьего ружья), авторитарная мать была психически неуравновешенной, подозревают, что и ее смерть (она упала в колодец) была самоубийством. С девятилетнего возраста Ренар жил «в людях»: учился в лицее г. Невер, где жил в пансионе, в 1881 переехал в Париж, чтобы поступить в Эколь Нормаль, но не стал поступать из-за недостатка средств. Подрабатывал гувернерством, перебивался случайными заработками, литературной поденщиной. С 1887 был близок к кругу Рашильд и новому издательству «Меркюр де Франс», однако не разделял его символистской программы, в частности - решительно не принимал творчества Малларме. В 1894 познакомился с Тулуз-Лотреком: Лотрек иллюстрировал сборник микроновелл Ренара «Естественные истории» (1894), оставил портрет писателя. В период дела Дрейфуса Ренар принял сторону дрейфусаров, выступал против агрессивно-националистических настроений, охвативших в тот период французское общество. Был близок к социалистам: печатался в основанной Жоресом газете Юманите, в 1904 был избран от партии социалистов мэром бургундского городка Шитри-сюр-Мин (здесь, когда Шитри еще был деревней, крестьянствовал дед Ренара, тут жил его отец и с двухлетнего возраста жил он сам). Всю жизнь страдал повышенным давлением, скончался от атеросклероза.



Творчество

Творчество Ренара развивает принципы Флобера, соединяя скрупулезную точность описания и анализа с поиском «единственно верного слова», характерным скорее для лирики (сам автор считал конфликт между точностью прозы и красотой поэзии главным для себя и самым болезненным). Радикальной практикой фрагментарного, скупого на выразительность письма Ренар (таково, в частности, мнение Сартра) как никто другой до предела развил возможности реалистической эстетики, но и с драматизмом продемонстрировал ее границы.

Из прозы Ренара (он писал еще и драмы, поскольку единственной возможностью литературного успеха в этот период был выход на театральную сцену), наиболее известны автобиографическая повесть «Рыжик» (1894) и опубликованный уже после смерти автора «Дневник» (1925-1927), который он вел в 1887-1910 и который дает детальное представление о его писательской лаборатории и о литературной жизни Франции в переломный период на рубеже XIX-XX веков.



Признание

В 1907 году был избран членом Гонкуровской академии, его кандидатуру выдвинул и горячо поддерживал Октав Мирбо. Поиски Ренара, неоднозначность его писательского облика привлекали Сартра, приверженцев нового романа, писателей группы УЛИПО (Жорж Перек и др.). Афористичность письма сделала ренаровскую прозу, особенно «Дневники», богатым источником ходовых цитат и крылатых слов.

На тексты из книги Ренара «Естественные истории» написал музыку Морис Равель. Повесть «Рыжик» был многократно экранизирована (1932, 1952, 1972, 1996, 2003). О писателе снят документально-игровой фильм «Жюль Ренар, жизнь и творчество» (1972)

Сводные издания

Oeuvres / Textes etablis, annotes et presentes par Leon Guichard. Paris: Gallimard, 1970-71 (переизд. 1987)

Публикации на русском языке

* Избранное. М.: ОГИЗ, 1946
* Рыжик. М.: Гос. изд-во художественной лит-ры, 1958
* [Рассказы]// Французская новелла XIX века. Т. 2. М.-Л.: Гос. Изд-тво художественной литературы, 1959
* Дневник. Избранные страницы. М.: Художественная литература, 1965 (переизд.: Калининград: Янтарный сказ, 1998)
* [Рассказы]// Французская новелла двадцатого века, 1900-1939. М.: Художественная литература, 1973, с.64-79

Литература

* Rachilde. Portraits d’hommes. Paris: Mercure de France, 1930
* Guichard L. L"?uvre et l"ame de Jules Renard. Paris: Librairie Nizet et Bastard, 1935
* Nardin P. La langue et le style de Jules Renard. Paris: E. Droz, 1942
* Knodel A. Jules Renard as critic. Berkeley: University of California Press, 1951
* Schneider P. Jules Renard par lui meme. Paris: Editions du Seuil, 1956
* Pollitzer M. Jules Renard, 1864-1910; sa vie, son ?uvre. Paris: La Colombe, 1956
* Autrand M. L’humour de Jules Renard. Paris: Klincksieck, 1978
* Rosenstiehl A. Le journal de Jules Renard. Paris: Seuil, 2002
* Сартр Ж.-П. Скованный путами. Заметки о «Дневнике» Жюля Ренара // Сартр Ж.-П. Ситуации. М.: Ладомир, 1997, с.317-335.

Жюль Ренар, (1864-1910 гг.) французский писатель

Битый фарфор живет дольше целого фарфора.

Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка.

Будь скромным - это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих.

Будьте терпимы к моей нетерпимости.

Бывает, что все удается. Не пугайтесь, это пройдет.

Быть искренним - значит намеренно наступать другим на ноги.

Быть счастливым - это значит внушать другим зависть. А ведь всегда есть человек, который нам завидует. Главное, узнать, кто он.

В моем памятнике выдолбите маленькую дырочку на макушке, чтобы птицы прилетали туда пить.

В ней нет ничего оригинального, кроме запаха.

В сущности, для того чтобы преуспеть в бакалейном деле, нужно не меньше ума, чем для успешных занятий литературой.

Верующий создает Господа Бога по своему подобию. Если он уродлив, то и Бог его нравственный урод.

Вкус - одна из семи смертных добродетелей.

Все сразу не могут быть жертвами.

Всегда приятно слышать, когда тебя хвалят ни за что.

«Вы уже дрались на дуэли?» - «Нет, но я уже получил пощечину».

Глядя на красивую женщину, я не могу не влюбиться в нее, я от нее без ума. Это как удар молнии и длится столько же: мгновение.

Год - как ломоть времени, его отрезают, а время остается, каким было.

Государственному деятелю объявили: «Ваша супруга скончалась». Он спросил: «Это из официальных источников?»

Да, то, что делает смерть, очень интересно, но она слишком повторяется.

Да, я знаю. Всех великих людей сначала не признавали; но я не великий человек, и я предпочел бы, чтобы меня признали сразу.

Даже когда меня разобьет паралич, я буду критиковать чужую походку.

Его стакан невелик, но пьет он из чужого стакана.

Если актер плохой, аплодисменты делают его еще хуже.

Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания.

Если в фразе есть слово «задница», публика, как бы она ни была изысканна, услышит только это слово.

Если вы знаете жизнь, дайте мне свой адрес.

Если деньги не дают счастья, отдайте их!

Если я когда-нибудь умру из-за женщины, так разве что со смеха.

Есть и такой вид мужества - сказать парикмахеру: «Не надо мне одеколону!» Женщина не перестает говорить о своем возрасте и никогда его не называет.

Жизнь коротка, но поскучать всегда успеваешь.

Жизнь коротка, но скука растягивает ее.

Жизнь не длинна и не коротка: в ней есть длинноты.

Журналисты. Знаете, те самые господа, которые пишут, чтобы получить бесплатный проезд по железной дороге.

Заячья нора даже в отсутствие зайца полна страхом.

Ирония - это целомудрие человечества.

Как часто люди хотят покончить жизнь самоубийством, а кончают тем, что рвут свои фотографические карточки.

Книге вдруг становится дурно, и она валится с полки.

Крестьянин, быть может, единственный из всех людей, который не любит сельского пейзажа и на него никогда не смотрит.

Критик - это ботаник. А я - садовник.

Легче быть щедрым, чем потом не жалеть об этом.

Лень: привычка отдыхать перед усталостью.

Ложной может быть скромность, но не гордость.

Люблю одиночество, даже когда я один.

Меня спрашивают о моих делах только для того, чтобы иметь право рассказать мне о своих напастях.

Мир принадлежит тем, кто раньше встает, - до той минуты, пока не встанут другие.

Можно быть поэтом и платить за квартиру.

На земле нет рая. Разве что кусочки его, разбросанные по свету.

На минуту представьте себе, что он умер, и вы увидите, как он талантлив.

Надо жить, чтобы писать, а не писать, чтобы жить.

Надо писать так, как говоришь, если, конечно, говоришь хорошо.

Наконец-то я узнал, что отличает человека от животного: денежные неприятности.

Наша жизнь выглядит как набросок.

Не беспокойтесь! Я никогда не забуду услугу, которую вам оказал.

Не знаю, существует ли Бог, но для его репутации было бы лучше, если бы он не существовал.

Не следует знакомиться со своими друзьями раньше, чем к ним придет слава.

Некто послал даме любовное письмо, оставшееся без ответа. Он решает найти причину молчания. И наконец решает: надо было приложить почтовую марку.

Никогда не повторяй того, чего не услышал сам.

Никогда не целует руку женщине, боится проглотить кольцо!

О вашем возрасте можно судить по вашим зубам, а ваши зубы переживают золотой век. О, если бы можно было поехать в свадебное путешествие одному!

Он плачет ледяными слезами.

Она принадлежала к тем хрупким, маленьким женщинам, которые предпочитают любить, а не заниматься любовью.

Они считают, что, раз они не евреи, то они прекрасны, и умны, и честны. Отсутствующие всегда не правы, когда возвращаются.

Очень известный в прошлом году писатель.

Педант - это тот, кто страдает несварением ума.

Писать - это особый способ разговаривать: говоришь, и тебя не перебивают.

Писать о своем друге - значит рассориться с ним навеки.

Плохой стиль - это неточная мысль.

По ночам нам гораздо страшнее, чем детям.

По-настоящему знаменит тот писатель, которого знают и никогда не читали.

При наличии силы воли можно добиться всего; но как, скажите, приобрести силу воли?

Птица в клетке не знает, что она не может летать.

Работа - это иной раз нечто вроде рыбной ловли в местах, где заведомо не бывает рыбы.

«Рогоносец»: удивительно, что это прозвище не имеет женского рода.

Свободомыслящий. Достаточно - просто «мыслящий».

Синонимов не существует. Существуют только необходимые слова, а писатель их знает.

Сколько актеров выглядели бы естественно, если бы не имели никакого таланта.

Слава - это непрерывное усилие.

Следует прощать талантливым актрисам их капризы, ибо бедные, лишенные таланта дамы капризничают не меньше.

Смерть милосердна: она избавляет нас от мыслей о смерти.

Совета спрашивают лишь для того, чтобы пожаловаться на свои неприятности.

Сон праведника. Разве может праведник спать спокойно?

Старости не существует. По крайней мере, не существует непрерывных мук старости в конце жизни: ежегодно мы, как деревья, переживаем приступы старости.

Старость - это когда начинают говорить: «Никогда еще я не чувствовал себя таким молодым».

Старость приходит внезапно, как снег. Утром вы встаете и видите, что все бело.

Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью.

Такие люди, как я, делают меня мизантропом.

Талант - вопрос количества. Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста.

Талант - это как деньги: вовсе не обязательно его иметь, чтобы о нем говорить.

Театр. - Подумать только, что Бог, который видит все, обязан смотреть и это!

Тебе никогда не удастся подумать обо мне так плохо, как я о тебе, если бы я о тебе думал.

Только время не тратит времени.

Траур: черная ложь.

Труднее быть честным человеком в течение восьми часов, чем героем в течение четверти часа.

У меня работа спешная - для потомства.

Успех других меня затрагивает меньше, если он незаслужен.

Успех опасен тем, что заставляет забыть ужасающую несправедливость нашего мира.

Ученый - это человек, который в чем-то почти уверен.

Феминизм - это когда уже не рассчитывают на Прекрасного Принца.

Хозяйка прислуге: «Вы слишком много спите, милочка. Вы спите не меньше меня».

Хорошенькая женщина обязана быть опрятной и кокетливой с самого утра и в хозяйственных хлопотах блистать, как новая монета среди кучи мусора.

Хоть ты и поэт, но можешь спать с собственной женой.

Человек простой. Человек, у которого хватает мужества иметь четкий почерк.

Человек с характером редко обладает милым характером.

Человек, которому повезло, - это человек, который делал то, что другие только собирались сделать.

Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь.

Что такое критик? Читатель, который причиняет неприятности.

Чтобы быть оригинальным, вполне достаточно подражать писателям, вышедшим из моды.

Чужие несчастья нам безразличны, если только они не доставляют нам удовольствие.

Эта замужняя женщина так красива, что мы бы немножко ее презирали, если бы она не имела любовника.

Я неискренен - даже сейчас, когда говорю вам это.

Я смеюсь вовсе не вашей остроте, а той, которую сейчас скажу сам.

Я не занимаюсь политикой. - А знаете, это все равно что сказать: «Не занимаюсь жизнью».

Я хотел бы жить и умереть в мягком климате этой женщины.

Ясный стиль - вежливость литератора.

Хорошо подобранная пара та, в которой оба супруга одновременно ощущают потребность в скандале.

Когда я не думаю о себе, я вообще не думаю.

Жюль Ренар Жюль Ренар

(1864-1910 гг.) французский писатель Битый фарфор живет дольше целого фарфора. Бог. Из скромности не смеет хвастать тем, что создал мир. Богу недурно удалась природа, но с человеком у него вышла осечка. Будь скромным - это тот вид гордости, который меньше всего раздражает окружающих. Будьте терпимы к моей нетерпимости. Бывает, что все удается. Не пугайтесь, это пройдет. Быть искренним - значит намеренно наступать другим на ноги. Быть счастливым - это значит внушать другим зависть. А ведь всегда есть человек, который нам завидует. Главное, узнать, кто он. В моем памятнике выдолбите маленькую дырочку на макушке, чтобы птицы прилетали туда пить. В ней нет ничего оригинального, кроме запаха. В сущности, для того чтобы преуспеть в бакалейном деле, нужно не меньше ума, чем для успешных занятий литературой. Верующий создает Господа Бога по своему подобию. Если он уродлив, то и Бог его нравственный урод. Вкус - одна из семи смертных добродетелей. Все сразу не могут быть жертвами. Всегда приятно слышать, когда тебя хвалят ни за что. «Вы уже дрались на дуэли?» - «Нет, но я уже получил пощечину». Глядя на красивую женщину, я не могу не влюбиться в нее, я от нее без ума. Это как удар молнии и длится столько же: мгновение. Год - как ломоть времени, его отрезают, а время остается, каким было. Государственному деятелю объявили: «Ваша супруга скончалась». Он спросил: «Это из официальных источников?» Да, то, что делает смерть, очень интересно, но она слишком повторяется.
Да, я знаю. Всех великих людей сначала не признавали; но я не великий человек, и я предпочел бы, чтобы меня признали сразу. Даже когда меня разобьет паралич, я буду критиковать чужую походку. Его стакан невелик, но пьет он из чужого стакана. Если актер плохой, аплодисменты делают его еще хуже. Если бы строили дом счастья, самую большую комнату пришлось бы отвести под зал ожидания. Если в фразе есть слово «задница», публика, как бы она ни была изысканна, услышит только это слово. Если вы знаете жизнь, дайте мне свой адрес. Если деньги не дают счастья, отдайте их! Если я когда-нибудь умру из-за женщины, так разве что со смеха. Есть и такой вид мужества - сказать парикмахеру: «Не надо мне одеколону!» Женщина не перестает говорить о своем возрасте и никогда его не называет. Жизнь коротка, но поскучать всегда успеваешь. Жизнь коротка, но скука растягивает ее. Жизнь не длинна и не коротка: в ней есть длинноты.
Журналисты. Знаете, те самые господа, которые пишут, чтобы получить бесплатный проезд по железной дороге. Заячья нора даже в отсутствие зайца полна страхом. Ирония - это целомудрие человечества. Как часто люди хотят покончить жизнь самоубийством, а кончают тем, что рвут свои фотографические карточки. Книге вдруг становится дурно, и она валится с полки. Крестьянин, быть может, единственный из всех людей, который не любит сельского пейзажа и на него никогда не смотрит. Критик - это ботаник. А я - садовник. Легче быть щедрым, чем потом не жалеть об этом. Лень: привычка отдыхать перед усталостью. Ложной может быть скромность, но не гордость. Люблю одиночество, даже когда я один. Меня спрашивают о моих делах только для того, чтобы иметь право рассказать мне о своих напастях. Мир принадлежит тем, кто раньше встает, - до той минуты, пока не встанут другие. Можно быть поэтом и платить за квартиру. На земле нет рая. Разве что кусочки его, разбросанные по свету. На минуту представьте себе, что он умер, и вы увидите, как он талантлив. Надо жить, чтобы писать, а не писать, чтобы жить. Надо писать так, как говоришь, если, конечно, говоришь хорошо. Наконец-то я узнал, что отличает человека от животного: денежные неприятности. Наша жизнь выглядит как набросок. Не беспокойтесь! Я никогда не забуду услугу, которую вам оказал. Не знаю, существует ли Бог, но для его репутации было бы лучше, если бы он не существовал. Не следует знакомиться со своими друзьями раньше, чем к ним придет слава. Некто послал даме любовное письмо, оставшееся без ответа. Он решает найти причину молчания. И наконец решает: надо было приложить почтовую марку. Никогда не повторяй того, чего не услышал сам. Никогда не целует руку женщине, боится проглотить кольцо! О вашем возрасте можно судить по вашим зубам, а ваши зубы переживают золотой век. О, если бы можно было поехать в свадебное путешествие одному! Он плачет ледяными слезами.
Она принадлежала к тем хрупким, маленьким женщинам, которые предпочитают любить, а не заниматься любовью. Они считают, что, раз они не евреи, то они прекрасны, и умны, и честны. Отсутствующие всегда не правы, когда возвращаются. Очень известный в прошлом году писатель. Педант - это тот, кто страдает несварением ума. Писать - это особый способ разговаривать: говоришь, и тебя не перебивают. Писать о своем друге - значит рассориться с ним навеки. Плохой стиль - это неточная мысль. По ночам нам гораздо страшнее, чем детям. По-настоящему знаменит тот писатель, которого знают и никогда не читали. При наличии силы воли можно добиться всего; но как, скажите, приобрести силу воли? Птица в клетке не знает, что она не может летать. Работа - это иной раз нечто вроде рыбной ловли в местах, где заведомо не бывает рыбы. «Рогоносец»: удивительно, что это прозвище не имеет женского рода. Свободомыслящий. Достаточно - просто «мыслящий».
Синонимов не существует. Существуют только необходимые слова, а писатель их знает. Сколько актеров выглядели бы естественно, если бы не имели никакого таланта. Слава - это непрерывное усилие. Следует прощать талантливым актрисам их капризы, ибо бедные, лишенные таланта дамы капризничают не меньше. Смерть милосердна: она избавляет нас от мыслей о смерти. Совета спрашивают лишь для того, чтобы пожаловаться на свои неприятности. Сон праведника. Разве может праведник спать спокойно? Старости не существует. По крайней мере, не существует непрерывных мук старости в конце жизни: ежегодно мы, как деревья, переживаем приступы старости. Старость - это когда начинают говорить: «Никогда еще я не чувствовал себя таким молодым». Старость приходит внезапно, как снег. Утром вы встаете и видите, что все бело. Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью. Такие люди, как я, делают меня мизантропом. Талант - вопрос количества. Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста. Талант - это как деньги: вовсе не обязательно его иметь, чтобы о нем говорить. Театр. - Подумать только, что Бог, который видит все, обязан смотреть и это! Тебе никогда не удастся подумать обо мне так плохо, как я о тебе, если бы я о тебе думал. Только время не тратит времени. Траур: черная ложь. Труднее быть честным человеком в течение восьми часов, чем героем в течение четверти часа. У меня работа спешная - для потомства. Успех других меня затрагивает меньше, если он незаслужен. Успех опасен тем, что заставляет забыть ужасающую несправедливость нашего мира. Ученый - это человек, который в чем-то почти уверен. Феминизм - это когда уже не рассчитывают на Прекрасного Принца. Хозяйка прислуге: «Вы слишком много спите, милочка. Вы спите не меньше меня». Хорошенькая женщина обязана быть опрятной и кокетливой с самого утра и в хозяйственных хлопотах блистать, как новая монета среди кучи мусора. Хоть ты и поэт, но можешь спать с собственной женой. Человек простой. Человек, у которого хватает мужества иметь четкий почерк. Человек с характером редко обладает милым характером. Человек, которому повезло, - это человек, который делал то, что другие только собирались сделать. Чем больше читаешь, тем меньше подражаешь. Что такое критик? Читатель, который причиняет неприятности. Чтобы быть оригинальным, вполне достаточно подражать писателям, вышедшим из моды. Чужие несчастья нам безразличны, если только они не доставляют нам удовольствие. Эта замужняя женщина так красива, что мы бы немножко ее презирали, если бы она не имела любовника. Я неискренен - даже сейчас, когда говорю вам это. Я смеюсь вовсе не вашей остроте, а той, которую сейчас скажу сам. - Я не занимаюсь политикой. - А знаете, это все равно что сказать: «Не занимаюсь жизнью». Я хотел бы жить и умереть в мягком климате этой женщины. Ясный стиль - вежливость литератора. В 1870 году какого-то журналиста не захотели пустить через аванпосты. «Ах, так! - воскликнул он? В таком случае мы не будем писать о войне». Хорошо подобранная пара та, в которой оба супруга одновременно ощущают потребность в скандале.

Когда я не думаю о себе, я вообще не думаю.

(Источник: «Афоризмы. Золотой фонд мудрости.» Еремишин О. - М.: Просвещение; 2006.)


. Академик . 2011 .

Смотреть что такое "Жюль Ренар" в других словарях:

    - (фр. Pierre Jules Renard, 22 февраля 1864, Шалон дю Мен, деп. Майенн 22 мая 1910, Париж) французский писатель. Содержание 1 Биография … Википедия

    Жюль Ренар фр. Pierre Jules Renard … Википедия

    Жюль Ренар Жюль Ренар (фр. Pierre Jules Renard, 22 февраля 1864, Шалон дю Мен, деп. Майенн 22 мая 1910, Париж) французский писатель. Содержание 1 Биография … Википедия

    - (Renard) Ренар (Renard) Жюль (1864 1910) Французский писатель. Родился 22 февраля 1864 в Шалон дю Мен, Майенн. Учился в лицеях Невера и Парижа. Умер 22 мая 1910 в Париже. Среди произведений сборники рассказов и повестей Преступление в деревне… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Ренар фамилия, имя. Известные носители: Ренар, Александр Шарль (1906 1983) кардинал, архиепископ Лиона (1967 1981). Ренар, Альфонс Франсуа (1842 1903) французский геолог петрограф, обладатель медали Бигсби (1885). Ренар, Андре… … Википедия

    - (1864 1910) французский писатель. В повести Рыжик (1894) показал трагизм столкновения детского мировосприятия с пороками семьи. Новеллы из крестьянской жизни (сб. Наши свирепые братья, 1907). Пьесы. Дневник (опубликован 1925 27) … Большой Энциклопедический словарь

    Ренар (Renard) Жюль (22.2.1864, Шалон дю Мен, Майенн, ‒ 22.5.1910, Париж), французский писатель. Учился в лицеях Невера и Парижа. Создал циклы реалистических рассказов (сборники «Преступление в деревне», 1888; «Натянутые улыбки», 1890) и повестей … Большая советская энциклопедия

Жюль Ренар

ИЗБРАННЫЕ СТРАНИЦЫ

Перевод с французского Н. ЖАРКОВОЙ и Б. ПЕСИСА

Составление и вступительная статья Б. ПЕСИСА

Примечания А. ПАЕВСКОЙ

Б. Песис. Жюль Ренар и его время

Примечания

ЖЮЛЬ РЕНАР И ЕГО ВРЕМЯ

22 февраля 1964 года исполнилось сто лет со дня рождения Ренара. Газета французских коммунистов "Юманите" отвела юбилею много места. Французской коммунистической печати, прогрессивной французской литературе и нашей советской критике мы обязаны воскрешением правдивого образа Жюля Ренара.

Еще в 1935 году, когда отмечалось 25-летие смерти Ренара, один из его друзей писал: "Трудно выразить словами, насколько преступным является тот заговор молчания, который составился против него". Критик Жан Фревиль так объяснял в "Юманите" этот заговор. "В пантеоне буржуазной литературы Ренар не занимает того места, которое заслужил. Да это и не удивительно. Произведения Ренара звучат как обвинительный акт против буржуазного общества, его уродства и грабежа. Пролетариат сохранит для себя творчество этого честного, проницательного и бесстрашного писателя - мастера французского художественного слова. Ренар клеймил нравы буржуазии. Он был приверженцем социализма. Творчество Ренара принадлежит к большим ценностям культурного наследия. Созданное им заслуживает обнародования и исследования" ("Юманите", 14 октября 1935 года).

Сам Ренар в "Дневнике" просил будущих строителей его памятника сделать на нем надпись:

"Жюлю Ренару - его равнодушные соотечественники".

После выхода "Дневника" (посмертно, в 1927 году) о Ренаре стали писать, и немало писать, критики, историки литературы, мемуаристы. Обычно они не отрицают демократических корней этого писателя, охотно цитируют из "Дневника": "Я внук крестьянина, который сам ходил за плугом, и у меня на корнях еще осталась земля..." Не отрицают и новаторства Ренара и его реализма, признают творческие противоречия и трудную писательскую судьбу. Да и как не признать? Ренар ведь сам взял слово, чтобы объяснить себе и будущим своим читателям, как жилось ему и творилось "в стане притаившихся врагов". Что написано пером, того не вырубишь топором. И все же некоторые критики, правда не прибегая к столь грубому орудию, ухитряются дать произвольное толкование роли Ренара, "расщепляют" Ренара и на место реальных противоречий ставят искусственные. Ренара в его крестьянской ипостаси всемерно приближают к мужиковствующим, к какому-то забавному, салонно-безобидному толстовству; приписывают ему чисто эстетский интерес к крестьянским нравам; а Ренара в его парижском качестве подтягивают к завсегдатаям символистских кружков, к исступленным стилистам. Выходит, что Ренар не то мученик, не то фокусник слова; что он причастен к бывшему тогда в моде "японизму", то есть к стилевой ювелирщине: мол, совершенство, но зато "безмасштабность", чудотворец, но свои чудеса он творит "на кончике ногтя". Немало таких отзывов занесено в "Дневник". В итоге Ренара отрывают как раз от тех писателей прошлого и современности, которых он с любовью называет своей "литературной семьей": Лабрюйера, Мольера, Виктора Гюго, Мопассана, Золя.

Интересно не только то, что входит в легенду о Ренаре, но и то, о чем она умалчивает. Есть критики, комментирующие чуть ли не погодно страницы "Дневника", но не замечающие ни дружбы Ренара с виднейшим французским социалистом Жаном Жоресом, ни его сочувствия Эмилю Золя, как участнику кампании в защиту несправедливо осужденного капитана Дрейфуса. Между тем "Дневник" создает один из лучших литературных портретов Жореса, а запись, посвященная Эмилю Золя, не имеет равных себе по революционному запалу во всем "Дневнике", возвышается в нем огнедышащей горой.

Оставляя этого Ренара за пределами анализа, одни критики предпочитают подсчитывать излюбленные Ренаром эпитеты и глагольные формы, а другие ведут счет обрушившимся на Ренара ударам судьбы и этим объясняют его враждебность буржуазному строю.

"Дневник", открыто и прямо выражающий мысли и чувства Ренара, не допускает кривотолков. Он звучит как свидетельство писателя, беспощадно обвиняющего буржуазный мир, а слова Ренара "выход в социализме" подтверждают, что у него имелась своя, нелегко завоеванная, жизнеутверждающая позиция. Ренар говорил, что только при социализме он, как писатель, мог бы "стать кем-то", жить "настоящей жизнью". Мы вправе считать его одним из родоначальников той большой литературной семьи, которая называется ныне прогрессивной литературой Франции.

Перед тем как послушать поучительный рассказ Ренара о себе и о своем времени, посмотрим, как сложилась его жизнь и писательская судьба.

Дед Ренара был крестьянином деревни Шитри-ле-Мин, то есть Шитри-Рудник в департаменте Ньевр. От существовавших здесь некогда серебряных рудников остались только подземные ходы, а также предание, будто отсюда вывозили свинец, требовавшийся строителям собора Парижской богоматери.

Дед Ренара, уважаемый в Шитри человек, видимо, был начитан. Когда маленький Жюль признавался, что завидует внукам Виктора Гюго, дед нисколько не обижался.

Отец Ренара - Франсуа Ренар - ушел из Шитри на заработки и стал подрядчиком на дорожном строительстве; недолгое время он прожил в Шалон-сюр-Майен, где и родился Жюль-Пьер Ренар. Кроме Жюля, у Ренаров были еще сын и дочь. Накопив денег, Франсуа Ренар вернулся в маленькую коммуну Шитри уже женатым. Семейная жизнь его никогда не была счастливой. Жена, из мещанского круга, лицемерная и эгоистичная от природы, превратилась под влиянием священников в ханжу с замашками садистки. Она умела отравлять жизнь близким, особенно Жюлю, родившемуся в годы, когда супружеское согласие Ренаров разладилось. Франсуа Ренар, в рассказах его земляков, - крепкий, рыжебородый человек, обычно нелюдимый, суровый. Он не прощал малейшего отступления от строгой и патриархальной крестьянской морали, не выносил лжи, особенно той ее разновидности, какая насаждается религией. С сыновьями в их детские годы он обычно общался в дальних охотничьих и рыболовных походах, где их не мог настигнуть недобрый взгляд г-жи Ренар. Но отец не умел защитить Жюля от иезуитских ухищрений угнетательницы, которая любила сама выступать в роли жертвы. Недаром в "Рыжике" есть горький афоризм: "Не всякому посчастливится быть сиротой".