Рождение венеры из пены морской. Боттичелли Сандро, «Рождение Венеры» и скрытые на ней символы

C середины XVI века картина вместе с "Весной" находилась на вилле Кастелло.

Большинство картин Боттичелли с изображением обнаженных женщин, о которых пишет Вазари, погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы. «Рождение Венеры» - одна из таких немногочисленных картин сохранившаяся до наших дней.

Это величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

«Рождение Венеры» было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузена Лоренцо Великолепного и важнейшего покровителя Боттичелли, несколькими годами позже" Весны". Флоренция, где почти все свою жизнь провел художник, управлялась могущественным семейством Медичи. Это величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

В «Рождении» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании - небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. Литературными источниками для ее написания были произведения Полициано, Вергилия и Гомера.

На картине изображено не само рождение богини, а последовавший за тем момент. Афродитa Урания - небесная Венера, рожденной из моря без матери, достигает берега, где ее встречает одна из граций.

Согласно древнейшему греческому поэту Гесиоду ("Теогония", 188-200), Венера родилась из моря - из пены, которую произвели гениталии оскопленного Урана (САТУРН), выброшенные в воду Кроном. Она плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемой мягким дуновением Бога западного ветра - Зефира. Выходит она на Пафосе (на Кипре) - одном из главных мест почитания ее, культа в античности. Ее греческое имя Афродита, возможно, происходит от aphros, что значит "пена". По представлениям кружка Лоренцо Медичи Венера, богиня любви, является также богиней человечности. Именно она учит людей разуму, доблести, она - мать Гармонии, рожденная от союза материи и духа, природы и идеи, любви и души. Идею картины часто связывают также со станцами талантливого поэта Анжело Полициано, члена кружка Медичи:

Эгеем бурным, колыбель чрез лоно
Фетиды проплыла средь пенных вод,
Создание иного небосклона,
Лицом, с людьми несходная, встает
В прелестной позе, глядя оживленно,
В ней девственница юная. Влечет
Зефир влюбленный раковину к брегу,
И небеса их радуются бегу.
Сказали б: море истинное тут.
И раковина с пеной - как живые,
И видно - блеск глаза богини льют.
Пред ней с улыбкой небо и стихии

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 172,5×178,5 см. 1484 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Перед нами прекрасная богиня Венера. Боги ветра Зефир и Аура гонят раковину к берегу. Где ее ждёт нимфа времён года Ора, чтобы укрыть покрывалом с цветочным орнаментом.

Венера невообразимо красива. Это один из самых пленительных образов . Если бы богиня любви на самом деле существовала, она была бы именно такой.

Красивее уже некуда. Разве что ступни Боттичелли всегда изображает своеобразно. А в остальном – глаз не оторвать.

Как же ему это удалось? Неужели только за счёт внешней красивости эта “Венера” так знаменита? И почему это же лицо мы встречаем на многих картинах Боттичелли?

Боттичелли и Медичи

Картина была создана для одного из представителей династии Медичи. О них стоит сказать пару слов. Потому что без них этого шедевра бы не было.

Медичи были банкирами и ловко управляли городом-государством Флоренцией. Но эти люди нашли самое благородное применение своим богатствам.

Они тратили их на искусство. Потому что понимали, что так они покупают своё бессмертие.

Ко двору были приближены самые гениальные философы, художники и поэты. Они все питались из “кормушки” Медичи. Получая щедрые вознаграждения за своё творчество.


Сандро Боттичелли. Фрагмент картины “Поклонение волхвов” (автопортрет). 1475 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Среди них был и Боттичелли (1445-1510 гг.). Он был искренне восхищён своими заказчиками. Их мудростью и великодушием. И охотно создавал для них картины. В том числе “Венеру”.

Боттичелли – эстет с большой буквы

Боттичелли – непревзойдённый эстет. Его картины – это не просто приятные глазу полотна. Это гимн красоте.

Черты его персонажей очень миловидны. Причём они красивы вне зависимости от эпохи.


Сандро Боттичелли. Весна. 1482 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Так возникло движение прерафаэлитов. То есть тех, кто перенимал техники художников, творивших до Рафаэля.

У них мы видим невероятно красивых и чувственных женщин. Так же, как у Боттичелли, это были музы. Например, Россетти всю жизнь изображал Элизабет Сиддал. А Уотерхаус – Мюриел Фостер.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Боттичелли, Рождение Венеры

    Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, анализ картины

    Сандро Боттичелли Рождение Венеры

    Дневник одного Гения. Сандро Боттичелли. Часть I. Diary of a Genius. Sandro Botticelli. Part I.

    Боттичелли, Весна

    Субтитры

    Мы в Уффици, смотрим на «Рождение Венеры» Боттичелли. Это, конечно, одна из самых знаковых картин в истории западного искусства. Венера сказочно красива. Как же иначе? Она стоит, совершенно обнажённая, на картине эпохи Возрождения, не в христианском контексте. По сути, до этого момента эпохи Возрождения, обнажённой на картинах можно было видеть только Еву. Но здесь... Это не Ева. Не Ева. Боттичелли изобразил античную богиню любви, Венеру. И он написал её... по сути, взяв в основу картины древнеримскую скульптуру Венеры. Которая, в свою очередь, является копией ещё более ранней греческой статуи, которую иногда называют скромной Венерой. Она находится, кстати, в коллекции Медичи. Мы думаем, что эта картина могла быть написана для кого-то из дома Медичи, возможно, даже для кузена Лоренцо Медичи. Итак, Венера стоит в центре. Она родилась из моря и, похоже, её подталкивают ветра, зефиры, которые изображены в человеческом обличии слева. Она стоит на ракушке, точнее почти стоит на ракушке. В этой картине так много невозможного. А когда она выйдет на берег, её встретит служанка, готовая одеть её обнажённое тело. Но, я думаю, все рады видеть, что до этого дело ещё не дошло. Потому что её тело настолько прекрасно, настолько чувственно. И поза Венеры как бы нереальна. Это не совсем контрапост. Видите, какой необычный изгиб тела, по-моему, он предполагает, очень гибкую структуру скелета. И даже зефиры, ветра, которые несут её к берегу, переплетаются невозможным образом. И каждая фигура здесь парит. Глядя на картины Ренессанса, мы обычно ожидаем увидеть натурализм. Ожидаем видеть фигуры, имеющие вес, тела, похожи на настоящие, в реалистичном пространстве. Это - первое, что мы представляем себе, когда говорим о Ренессансе. Но Боттичелли показывает нам совсем не это. Некоторые историки искусства предполагают, что Боттичелли обратился к древнегреческим картинам. А единственными примерами, которые Боттичелли мог найти, и которые относились к античной греческой традиции, это были росписи на вазах, где фигуры часто написаны изолированно на общем фоне. По сути это фриз. Все фигуры, это очень характерно для Боттичелли, выдаются вперёд... И словно бы занимают одну плоскость. Именно. И они как будто изолированы, эти три группы. Можно легко представить, что это линейная роспись по вазе. На самом деле, эта картина действительно линейна. И узор композиции, качество этой линейности как бы определяют пространство. То есть, мы можем заглянуть вглубь. Но это не Мазаччо. Здесь целью было наоборот, убрать ощущение глубины. И вместо этого создать ощущение стиля, ощущение красоты. Эта картина, вероятно - мы просто предполагаем, мы не знаем, - на самом деле говорит о красоте, может, в неоплатоническом смысле, красота физическая, чувственная, эротическая, которая ведёт нас к мысли о божественной красоте. Да. Есть два вида красоты. И идея в том, что любуясь физической красотой, мы можем представить божественную. Боттичелли создаёт красоту, которая является результатом его мастерства. Её задаёт изящество самой фигуры. Но также - использование узоров, исключительно декоративного характера. Мы это видим, в особенности, в золотом цвете на её волосах и на деревьях справа. Здесь есть чувственность, которой невозможно сопротивляться. Не так ли? Розовые цветы в воздухе между Венерой и зефиром. Прекрасные линии, которыми написаны волны, линии её волос, развевающейся ткани. Это прекрасный мир, который манит к себе. Subtitles by the Amara.org community

История

Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами - в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией . Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие, чувственные удовольствия и сексуальность, перекочевав в иконографию Богоматери, стала означать чистоту и непорочность (например, Алтарь св. Варнавы работы Боттичелли) [ ] .

В изображении дующего Зефира, летящих роз, развевающихся волос и движения, как выражения жизни и энергии, Боттичелли следовал посылкам, изложенным в работах теоретика искусства эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти . Также Боттичелли, вероятно, опирался на «Трактат о живописи» Ченнино Ченнини , описывающий среди прочего технику дробления лазурита для получения синей краски (васильки на платье Грации) и принцип нанесения тончайшего листового золота (пурпурная накидка Венеры). Среди новшеств Боттичелли важным было использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. Он добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст в течение долгого времени оставался прочным и эластичным, а краска не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось [ ] .

Розы изображённые на картине, являются распространённым и в настоящее время старинным сортом

В инвентарных описях картины «Рождение Венеры» обозначено: «Венера в море, стоящая на раковине». Вот так иногда можно мировой шедевр уложить в бездушные рамки нескольких слов. Что изображено на картине Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» ? Попробуем описать ее мы?

Центральным образом этой картины – только что рожденная красавица-Венера , которая на морской раковине приплывает к берегу под дуновением бога западного ветра, Зефира , проносящийся над морским пространством в объятиях своей возлюбленной Флоры . Нежными розами придавая легкость его воздушным потокам (роза в мифологии – это символ Венеры , цветок, появившийся из капель крови ее отца – Урана ). Этот момент символизирует акт воплощения в человека ее Величеством Природой, где соприкасаясь с материей животворный дух вдыхает в богиню человеческий мир, дабы она шла дальше и несла людям красоту и любовь.

С другой стороны к девушке спешит нимфа Ора , являющаяся воплощением Природы, символизирующая тот исторический момент совершенствования человека, протягивая Венере плащ, наделяя ее наилучшими добродетелями. Ора – одна из трех Гор , нимф времен года и судя по расшитым ее одежду цветам, покровительствует именно тому периоду года, когда сила и могущество Венеры достигает своего апогея. Возможно, великого художника ренессанса на написание картины вдохновил один из гимнов Гомера, в котором бог западный ветер, Зефир принес на остров Кипр Венеру (Афродита), где ее и приняли в свои объятия Горы.

По мнению самого мастера, Венера – гармония, рожденная от слаженного союза материи и духа, природы и души, любви и идеи.

Сандро Боттичелли с картины «Поклонение волхвов», где изобразил себя сам.

Это одно из гениальных творений художника, которое, как и другая его великолепная пробыли в совершенном забытие более триста лет, находясь на одной из небольших вилл в окрестностях столицы Тосканы – Флоренции . Подумать только, картина была немного больше в размерах, на полметра больше по вертикали, преимущественно верх картины, и на четверть метра по горизонтали. Недостающими сантиметрами достигалось бы идеальное соотношение пространства, а именно обилием воздушных потоков над головами персонажей картины, как если бы мы отошли на несколько шагов назад.

Кто та муза, вдохновившая Сандро Боттичелли на написание картины «Рождение Венеры» , ведь Венера – едва ли не самый пленительный образ у великого художника итальянского ренессанса . Картина выполнена по заказу, кузена Лоренцо Великолепного, герцога Флоренции в 1486 году. А моделью

была , родившаяся на Лигурийском побережье, в городке Портовенере. Она была возлюбленной , и была воплощением самой красоты и любви, вот поэтому с таким лишающим рассудок желанием грел руки у чужого костра сам Сандро. На протяжении длительного времени художник поддерживал теплые отношения с семейством Медичи, но особенно дружен был с Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи , для кого и написал картины и «Весна» . Любовь Джулиано и Симонетты стала для флорентийцев самым обсуждаемым событием, хотя она и была не продолжительной. Вскоре Симонетта умирает от чахотки, а через два года, в день погребения Симонетты Веспуччи, 26го апреля, во время оплакивания возлюбленной, в соборе был заколот Джулиано.

Сандро Боттичелли завещал похоронить его рядом с его музой. Через 34 года после смерти Симонетты Веспуччи, Сандро Боттичелли был погребен в ногах спящей красавицы во Флоренции, в Церкви Оньиссанти, построенной членом семьи Веспуччи.

К сожалению, большинство картин Сандро Боттичелли погибли еще при жизни художника в религиозных пожарищах времен Савонаролы , но «Рождение Венеры» чудом уцелела и сейчас она украшает зал картинной галереи Уффици во Флоренции.

Приближаясь к залу, где находится моя любимая картина моего любимого художника, я ощущала особый внутренний трепет. И вот она, перед моими глазами. Свершилось.

Светлана Конобелла, из Италии с любовью.

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

Годы создания: 1482-1486
Техника: Темпера, холст
Размеры полотна: 172,5 х 278,5 сантиметров
Место хранения: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Картина «Рождение Венеры » представляет собой иллюстрацию мифа о рождении древнеримской богини Венеры (или греческой Афродиты Анадиомены). Она, обнажённая и юная, плывёт по волнам на раковине. Её подгоняет западный ветер, источник которого - бог Зефир, изображённый в левой части картины в объятиях своей жены, богини цветов Флоры (Хлориды). Его дыхание наполняет ветер цветами. На берегу богиню Венеру встречает другая длинноволосая красавица - древнеримская Ора (греческая грация) Талло, готовя для богини накидку. Талло - покровительствовала весне, поэтому именно она в мифологии была спутницей новорождённой Венеры.

Мифологическая справка:

Древнегреческий миф о патриархальном девственном зачатии богини Афродиты (Венеры) рассказывает, что однажды богиню земли Гею так разозлили измены супруга Урана, что она приказала их младшему сыну Кроносу отрезать отцу гениталии серпом. Тот исполнил просьбу матери, взял отрезанные гениталии в левую руку и забросил их в море. Но плодоносные силы Урана были настолько велики, что от упавших на землю капель крови родились гиганты, эринии и мелии, а от капель крови и семени, упавших в море, создалась пена, из которой на свет появилась богиня Афродита (Венера). Отсюда пошло второе имя богини - Пенорождённая. Кроме того, в античной символике раковина, на которой плывёт Венера, обозначала вульву.

«Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Лёгкий, ласкающий ветерок принёс её на остров Кипр. Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли её в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Пышно разрастались цветы там, где ступала Афродита. Дивную богиню повели на Олимп. Громко приветствовали её боги. С тех пор всегда живёт среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная прекраснейшая из богинь»

«Легенды и мифы Древней Греции», Николай Кун

По факту, в картине «Рождение Венеры » Боттичелли синтезировал христианство и язычество. И в этом нет ничего странного, ведь художник был адептом неоплатонизма, который гласит, что Бог воплощается в земной красоте - как духовной, так и телесной. Таким образом, нагая Венера символизирует и обнажённость души в момент рождения или таинства крещения. «Душа её - суть Любовь и Милосердие, глаза её - Достоинство и Великодушие, руки - Щедрость и Великолепие, ноги - Пригожесть и Скромность», как отзывался о Венере Боттичелли философ Марсилио Фичино. Существует мнение, что юная Венера на картине Боттичелли символизирует Христа. В такой трактовке нагота богини является не символом греха, а символом чистоты.

Моделью для Венеры Боттичелли служила Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Девушку считали первой красавицей эпохи Возрождения во Флоренции. Её называли Несравненной и Прекрасной.

В 1987-м году картину отреставрировали, сняли слой потемневшего лака времён Боттичелли. В основе лака был яичный желток, что надёжно законсервировало работу и сохранило её до наших дней. После реставрации «Рождение Венеры» заиграло новыми, яркими, весенними красками.