У микеланджело было другое короткое имя. Биография микеланджело

Микеланджело Буонарроти
Michelangelo Buonarroti
1475-1564

Великий итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших мастеров эпохи Ренессанса.

Самые известные работы Микеланджело Буонарроти:

Сикстинская капелла
Пьета
Давид
Сотворение Адама
Моисей

Родился 6 марта 1475 г. в тосканском городке Капрезе около Ареццо, в семье Лодовико Буонарроти, городского советника. В детстве воспитывался во Флоренции, затем некоторое время жил в городке Сеттиньяно.

Гений наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами - Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения - статую «Давид» (1501-1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме - скульптурную композицию «Пьета?» (1498-1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандиозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы.

В наши дни больше известен как автор прекрасных статуй и выразительных фресок; однако мало кто знает о том, что знаменитый художник писал не менее замечательные стихи. Поэтическое дарование Микеланджело проявилось в полной мере только под конец его жизни. Некоторые из стихотворений великого мастера были положены на музыку и уже при его жизни завоевали немалую популярность, но впервые его сонеты и мадригалы были опубликованы только в 1623 г. До наших дней сохранилось около 300 стихотворений Микеланджело.

В исключительно богатой индивидуальностями культуре Возрождения скульптору, живописцу, архитектору и поэту Микеланджело Буонарроти принадлежит особое место. Даже в сравнении со своими выдающимися современниками он подобен горной вершине среди пологих холмов. Лишь гений Леонардо да Винчи и Рафаэля не уступает ему в величественности и удивительной глубине замыслов, в совершенстве их воплощения и в художественной одаренности. Искусство Микеланджело необычайно сложно и многопланово. Мощное, цельное, монументальное, оно несет на себе отпечаток яркой личности своего творца, отражает трудную, полную мучительных раздумий и драматических поворотов жизнь мастера. Дерзновенность замыслов и упорство в их осуществлении часто сменялись, а порой и сопровождались неуверенностью в собственных силах; периоды активнейшей творческой деятельности перемежались внутренними творческими кризисами. Он не раз бросал, не доведя до завершения, начатые работы.

Многие его планы и идеи так и остались нереализованными не потому, что не хватало сил, а скорее оттого, что Микеланджело всегда ставил перед собой сверхзадачи. Он постоянно стремился к воплощению в скульптурных и живописных образах содержания, которое почти невыразимо языком изобразительного искусства, и достигал при этом порой невозможного. Творчество Микеланджело Буонарроти не знало границ и пределов, для него не существовало традиционных правил и канонов.

Художник создал свой собственный, сложный и трагический мир и творил по его законам. Как никто другой, он умел сопротивляться натиску жизни, трудности и неудачи лишь вливали новую энергию в его творчество. прожил долгую жизнь, а всего сделанного им могло бы с избытком хватить на многие жизни. Роспись Сикстинской капеллы, скульптурный ансамбль капеллы Медичи и собор св. Петра в Риме - произведения, каждое из которых дает ему право на бессмертие в истории искусства.

Великая страсть владела его существом, и он был страшен потому, что все подчинял своей страсти, не милуя ни других, ни себя. Он знал, чего хотел, и, как бывает даже у самых замечательных людей, твердо считал, что только его воля достойна уважения: что заветная цель ясна ему как никому другому. Вместе с Леонардо да Винчи и Рафаэлем, составляет триаду величайших светил, явившихся на горизонте искусства за всю христианскую эпоху. Он стяжал себе громкую, неувядающую славу во всех трех главных художественных областях, но был скульптор по преимуществу: пластический элемент преобладал в его гении до такой степени, что этим элементом запечатлены его живописные произведения и архитектурные композиции. Он был первым скульптором, познавшим строение человеческого организма и высекшим скульптуры из мрамора, показав всю красоту человеческого тела.

Трагедия состояла в том, что ему, гениальному скульптору, феноменально чувствовавшему мрамор, приходилось подчиняться прихотям покровителей-пап и заниматься живописью, архитектурой, бронзовым литьем и созданием фресок. Но даже в этих, не свойственных ему областях, проявлялась подлинная гениальность матера. К сожалению, многие его планы и идеи так и остались нереализованными, большое количество его творений не сохранилось до наших дней, многие проекты не были завершены при его жизни.

Был одним из величайших скульпторов, величайших живописцев и величайших архитекторов своего времени; нет другого подобного ему человека, оставившего столь богатое наследие последующим поколениям. Во всем мире имя Микеланджело ассоциируется с фреской «Сотворение Адама», статуями Давида и Моисея, собором св. Петра в Риме.

Скончался Микеланджело 18 февраля 1564 г. в Риме. Погребён в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

микеланджело фреска картины великий скульптор искусство рим флоренция буонарроти капелла сикстинская адам страшный суд мадонна святой антоний всемирный потоп изгнание рай дельфийская сивилла кумская пророк иеремия иоиль даниил

Краткая биография итальянском художника и скульптора изложена в єтой статье.

Микеланджело Буонарроти биография кратко

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городе Капрезе в аристократической, но обедневшей семье. Очень рано, в 1481 году, мать мальчика скончалась. Спустя некоторое время отец отправляет его во флорентийскую школу. Юноша не проявил особых талантов к учебе, зато любил общаться с творческими людьми и перерисовывать фрески из местных церквей.

В возрасте 13 лет его отцу пришлось смириться с тем, что Микеланджело хочет быть художником. Когда ему исполнилось 14, Буонаротти поступает на обучение в школу скульптора к Б. ди Джованни, пользовавшегося покровительством самого Лоренцо ди Медичи. Юноша быстро заводил новые и полезные знакомства. Стоит сразу отметить, что две страны – Рим и Флоренция, это те места, где жил Микеланджело попеременно. Именно этим странам художник подарил свои величайшие творения, которые сделали его знаменитым на весь мир.

С 1494 года начался расцвет его творчества как великого художника. На время он переезжает в Болонью и работает над созданием скульптур для Арки св. Доминика. Спустя 6 лет, возвратившись во Флоренцию, Микеланджело работает по заказу. В это время создает скульптуру «Давид», которая стала идеалом изображения человеческого тела на многие века.

В 1505 году Микеланджело переезжает в Рим, по приглашению папы римского Юлия II. Тот заказал художнику гробницу. С 1508 по 1512 мастер расписывал Сикстинскую капеллу в виде библейской истории. Несмотря на то, что отношения между двумя сильными личностями были очень сложные, понтифик заказал Буонаротти еще и свою скульптуру.

Вы наверняка знаете, кто такой Микеланджело Буонарроти. Произведения великого мастера известны на весь мир. Мы расскажем про лучшее, что создал Микеланджело. Картины с названиями вас удивят, но его самые сильные скульптуры – это то, ради чего стоит окунуться в изучение его творчества.

Еще одна фреска Микеланджело, размещенная в Сикстинской капелле в Ватикане. Уже прошло 25 лет с момента завершения потолочной росписи. Микеланджело возвращается для новой работы.

В «Страшном суде» мало что от самого Микеланджело. Изначально его персонажи были нагими и, пробираясь сквозь бесконечную критику, ему ничего не оставалось как отдать на растерзание иконографию папским художникам. Они «одели» персонажей и занимались этим даже после смерти гения.

Эта статуя впервые предстала перед публикой в 1504 году на площади Синьории во Флоренции. Микеланджело только закончил мраморную статую. Она вышла в 5 метров и навсегда осталась символом Возрождения.

Давиду предстоит схватка с Голиафом. Это необычно, потому что до Микеланджело все изображали Давида в момент его торжества после победы над непосильным гигантом. А здесь бой только предстоит и еще неизвестно, чем он закончится.


«Сотворение Адама» — это фреска и четвертая центральная композиция на потолке Сикстинской капеллы. Всего их девять и все они посвящены библейским сюжетам. Данная фреска является своеобразной иллюстрацией сотворения Богом человека по своему образу и подобию.

Фреска настолько удивительная, что до сих пор вокруг нее витают домыслы и попытки доказать ту или иную теорию, раскрыть смысл бытия. Микеланджело показал, как Бог воодушевляет Адама, то есть, вселяет в него душу. Тот факт, что пальцы Бога и Адама не могут соприкоснуться, указывает на невозможность материального полностью соединиться с духовным.

Микеланджело Буонарроти никогда не подписывал свои скульптуры, но эту подписал. Считается, что это произошло после того, как пара зевак спорили об авторстве работы. Мастеру тогда было 24 года.

Статуя была повреждена в 1972 году, когда на нее напал геолог Ласло Тот. Со скальным молотком в руке, он кричал, что является Христом. После этого случая «Пьету» поместили за пуленепробиваемое стекло.

Статуя из мрамора «Моисей», высотой в 235 см, находится в римской базилике гробницы папы Юлия II. Микеланджело работал над ней 2 года. Фигуры, расположенные по бокам, — Рахили и Лии – работы уже учеников Микеланджело.

У многих возникает вопрос – почему Моисей с рогами? Это произошло вследствие неверного толкования Вульгатой «Исхода» — библейской книги. Слово «рога» в переводе с иврита могло означать и «лучи», что более корректно отражает суть сказания – израильтянам тяжело было смотреть в лицо его, потому что излучалось.


«Распятие Святого Петра» — это фреска в Капелле Паолина (Ватикан). Одна из последних работ мастера, которую он выполнил по заказу папы Павла III. После того, как работа над фреской была закончена, Микеланджело уже никогда не возвращался к росписи и сосредоточился на архитектуре.


Тондо «Мадонна Дони» является единственным оконченным станковым произведением, уцелевшим до настоящего момента.

Это работа, выполненная еще до того, как мастер занялся Сикстинской капеллой. Микеланджело считал, что живопись может считаться самой достойной только в случае идеального сходства со скульптурой.

Эта станковая работа только с 2008 года считается произведением Микеланджело. До этого оно было только очередным шедевром из мастерской Доменико Гирландайо. В этой мастерской и обучался Микеланджело, но вряд ли кто-то мог поверить, что это работа великого мастера, ведь на тот момент ему было не больше 13 лет.

После тщательного изучения доказательств, сведений Вазари, оценки почерка и стиля, «Мучения Святого Антония» признаны работой Микеланджело. Если это действительно так, то работа на данный момент считается самым дорогим произведением искусства, когда-либо созданным ребенком. Ее приблизительная стоимость – больше $ 6 млн.

Скульптура Лоренцо Медичи (1526 — 1534)


Статуя из мрамора, скульптура Лоренцо Медичи, герцога Урбинского, создавалась несколько лет – с 1526 по 1534 года. Она расположена в капелле Медичи, украшая композицию надгробия Медичи.

Скульптура Лоренцо II Медичи – это не портрет реальной исторической личности. Микеланджело идеализировал образ величия, изобразив Лоренцо в задумчивости.

Брут (1537 — 1538)

Мраморный бюст «Брут» — незавершенная работа Микеланджело по заказу Донато Джанотти, который был убежденным республиканцем, считая Брута истинным тираноборцем. Это было актуально на фоне восстановления флорентийской тирании Медичи.

Микеланджело вынудили прекратить работу над бюстом из-за новых настроений в обществе. Скульптура осталась сохраненной только в силу своей художественной ценности.

На этом у нас все про Микеланджело Буонарроти. Произведения мастера здесь представлены далеко не полностью, чего только стоит Сикстинская капелла, но картины с названиями не расскажут вам о великом скульпторе так, как это сделают его мраморные изваяния. Впрочем, любая работая Микеланджело заслуживает внимания. Поделитесь, что вам нравится больше всего.

Микеланджело (полное имя - Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони) – выдающийся итальянский скульптор, архитектор, художник, мыслитель, поэт, одна из ярчайших фигур эпохи Возрождения, чье многогранное творчество повлияло на искусство не только данного исторического периода, но и на развитие всей мировой культуры.

6 марта 1475 г. в семействе городского советника, бедного флорентийского дворянина, проживавшем в небольшом городе Капрезе (Тоскана), родился мальчик, чьи творения будут возведены в ранг шедевров, лучших достижений ренессансного искусства еще при жизни их автора. Лодовико Буонарроти говорил, что высшие силы внушили ему назвать сына Микеланджело. Несмотря на знатность, дававшую основания входить в число городской верхушки, семья не была зажиточной. Поэтому, когда мать умерла, многодетному отцу пришлось отдать 6-летнего Микеланджело на воспитание его кормилице в деревню. Раньше, чем грамоте, мальчик обучился работе с глиной и резцом.

Видя ярко выраженные наклонности сына, Лодовико в 1488 г. отдал его в обучение художнику Доменико Гирландайо, в мастерской которого Микеланджело провел год. Затем он становится учеником знаменитого скульптора Бертольдо ди Джованни, школе которого покровительствовал Лоренцо де Медичи, в то время являвшийся фактическим правителем Флоренции. Спустя какое-то время он сам замечает талантливого подростка и приглашает его во дворец, знакомит с дворцовыми коллекциями. При дворе покровителя Микеланджело находится с 1490 г. до его смерти в 1492 г., после чего уезжает домой.

В июне 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим: туда, купив понравившуюся скульптуру , его вызывает кардинал Рафаэль Риарио. С этого времени биография великого художника связана с частыми переездами из Флоренции в Рим и обратно. Ранние творения уже обнаруживают черты, которые будут отличать творческую манеру Микеланджело: восхищение красотой человеческого тела, пластическую мощь, монументальность, драматичность художественных образов.

На протяжении 1501-1504 гг., вернувшись в 1501 г. во Флоренцию, он работал над прославленной статуей Давида, которую почтенная комиссия постановила установить на главной городской площади. С 1505 г. Микеланджело снова в Риме, куда его призывает папа Юлий II для работы над грандиозным проектом – созданием его роскошного надгробия, которое, по их совместному замыслу, должно было окружать множество статуй. Работы над ним осуществлялись с перерывами и были закончены лишь в 1545 г. В 1508 г. выполняет еще одну просьбу Юлия II – приступает к росписи фресками свода в Сикстинской капелле Ватикана и заканчивает это грандиозное живописное произведение, работая с перерывами, в 1512 г.

Период с 1515 по 1520 гг. стал одним из наиболее непростых в биографии Микеланджело, прошел под знаком крушения планов, метания «между двумя огнями» - службой папе Льву Х и наследниками Юлия II. В 1534 г. состоялся его окончательный переезд в Рим. С 20-х гг. мироощущение художника становится более пессимистичным, окрашивается в трагические тона. Иллюстрацией настроений стала огромная композиция «Страшный суд» - снова в Сикстинской капелле, на алтарной стене; над ней Микеланджело трудился в 1536-1541 гг. После смерти архитектора Антонио да Сангалло в 1546 г. занимает должность главного архитектора собора св. Петра. Крупнейшим произведением этого периода, работа над которым длилась с конца 40-х гг. по 1555 г., была скульптурная группа «Пьета». На протяжении последних 30 лет жизни художника акцент в его творчестве постепенно смещался к архитектуре и поэзии. Глубокие, пронизанные трагизмом, посвященные вечным темам любви, одиночества, счастья мадригалы, сонеты и другие стихотворные сочинения были высоко оценены современниками. Первая публикация поэзии Микеланджело была посмертной (1623).

18 февраля 1564 г. великий представитель эпохи Возрождения скончался. Его тело перевезли из Рима во Флоренцию и похоронили в церкви Санта-Кроче с огромными почестями.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 14.12.2016 18:55 Просмотров: 1884

Великий Микеланджело считал наиболее совершенной живописью ту, которая напоминает скульптуру.

Складки одежды, изгибы человеческого тела, обычно мускулистого, на живописных полотнах мастера создают иллюзию скульптуры.
Эти характеристики соответствуют нее только монументальным фрескам, но и станковой живописи.

Микеланджело «Мадонна Дони» (около 1507)

Доска, масло, темпера. 120х120 см. Уффици (Флоренция)

Это единственное сохранившееся до нашего времени оконченное станковое произведение Микеланджело Буонарроти. Оно выполнено им в молодые годы, в форме тондо (круглая по форме картина или барельеф, сокращение от итал. rotondo – круглый).
Тема тондо – Святое семейство. На первом плане изображена Дева Мария. За ней – Иосиф Обручник. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. Взоры всех троих устремлены на младенца Христа, которого Мария принимает от мужа.
Пять обнажённых мужских фигур, которые расположены на заднем плане и отделены от Святого семейства горизонтальной полосой, – загадочный элемент композиции. Они не смотрят на Христа. Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения.

Потолок Сикстинской капеллы (1508-1512)

4096х1341 см. Музей Ватикана (Ватикан)

Роспись потолка Сикстинской капеллы – известнейший цикл фресок Микеланджело, один из шедевров искусства Высокого Возрождения. Это одно из самых монументальных произведений художника. Гёте писал: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». Следует иметь в виду, что Микеланджело никогда до этого не занимался фреской. Но принял заказ, чтобы доказать своё мастерство.

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла – бывшая домовая церковь в Ватикане. Построена в 1473-1481 гг. архитектором Джордже де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV.

Вид на Сикстинскую капеллу

Интерьер Сикстинской капеллы. В глубине – алтарная стена с фреской Микеланджело «Страшный суд» (1537-1541).

Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Сандро Боттичелли , Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. В 1508-1512 гг. Микеланджело расписывал свод с люнетами и распалубками по заказу папы Юлия II.
Чтобы расписывать потолок, необходимы были леса. Микеланджело сам создал «летящие» леса. Это был настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены около верха окон. Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы. Ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора.
Во время работы Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. После длительной работы в таких условиях он долгое время мог читать, только держа текст высоко над головой. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.
Каждый день укладывался слой штукатурки такой площадью, какую мог записать художник за один день, дневная норма фрески называлась джорната . Слой штукатурки, не покрытый росписью, удалялся, края срезались наискось наружу, зачищались, новая джорната приштукатуривалась к уже готовым фрагментам.
С содержанием росписи потолка Сикстинской капеллы можно познакомиться на этой схеме.


Главная тема цикла – потребность человечества в Спасении, которое Бог дарит людям через Иисуса.
Рассмотрим некоторые фрески росписи потолка Сикстинской капеллы.

Фреска «Сотворение Адама» (около 1511)

280х570 см. Сикстинская капелла (Ватикан)

Эта фреска является четвёртой из 9 центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых книге Бытия: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1:27). Это одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами. Правая рука Его вытянута навстречу руке Адама и почти касается её.
Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук.

Фрагмент фрески

Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Их руки не соприкасаются – Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога преобладает огромная творческая энергия. В образе Адама воспета сила и красота человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который человек получает душу.

Фреска «Всемирный потоп»

Согласно Книге Бытия, потоп явился Божественным возмездием за нравственное падение человечества. Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег. К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Когда строительство ковчега закончилось, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй и взять с собой по паре от каждого вида нечистых животных и по 7 – каждого вида чистых животных, живущих на земле. Ной исполнил указание, и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники.
На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой.

Фреска «Опьянение Ноя»

Высадившись на сушу после окончившегося наводнения, Ной возделывает землю, выращивает виноград. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом, Сим даже отвернулся, чтобы не видеть наготу отца. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета.
В каждом из четырёх углов капеллы, на изогнутых распалубках свода, Микеланджело изобразил четыре библейские истории, которые связаны со спасением народа Израиля Моисеем, Есфирью, Давидом и Юдифью.

Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). В центре основная сцена – казнь Амана, её обрамляют изображения разоблачения заговора Есфирью и Артаксеркса, отдающего приказ.
Художественные решения росписи потолка Сикстинской капеллы, найденные Микеланджело, получили дальнейшее развитие в произведениях других мастеров: иллюзорная архитектура, анатомически верное изображение человеческого тела, перспективное построение пространства, динамика движений, ясный и сильный колорит.

Микеланджело «Страшный суд» (1537-1541)

1370х1200 см

Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет после росписи потолка, чтобы написать по заказу папы Климента VII (а после его смерти папы Павла III) на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. Микеланджело начал работу с верха стены и постепенно спускался вниз, разбирая леса.
Это произведение завершило в искусстве эпоху Возрождения. За ней открывался новый период разочарования философии антропоцентрического гуманизма.
Огромная фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её тема – второе пришествие Христа и апокалипсис. В этой фреске центром является могучая фигура Христа, а отчаявшиеся персонажи вовлечены в гигантский вихрь событий. Отмечают односторонность взгляда художника на это событие. Он отступил от всех христианских традиций и представил второе пришествие Спасителя исключительно как день гнева, ужаса, борьбы страстей и безнадежного отчаяния. Фреска поражает смелостью замысла, своеобразным величием композиции, мастерством рисунка.
Условно композицию «Страшного суда» можно разделить на три части:

Верхняя часть (люнеты) – летящие ангелы, с атрибутами Страстей Христовых.

Левый люнет: ангелы с атрибутами Страстей Христовых

Вопреки традиции, ангелы изображены без крыльев. В напряжённых выражениях лиц ангелов с широко раскрытыми глазами – мрачное ви́дение конца времен, но не духовное спокойствие и просветление спасённых, а тревога, трепет, подавленность. Виртуозная работа художника, написавшего ангелов в самых сложных положениях, вызвала восхищение одних зрителей, и критику других, которые утверждали, что ангелы не соответствуют их представлению о них.
Центральная часть – Христос и Дева Мария между блаженными.

Центр всей композиции – фигура Христа-Судии с Девой Марией, в окружении толпы проповедников, пророков, патриархов, сивилл, героев Ветхого Завета, мучеников и святых.
Христос-Судия изображался всегда на троне, как описывает Евангелие от Матфея, отделяющего праведных от грешных. Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту).
Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда. Его жест, властный и спокойный, привлекает внимание и в то же время успокаивает окружающее волнение: он дает начало широкому и медленному вращательному движению, в которое вовлечены все действующие лица. Но этот жест может быть понят и как угрожающий, подчеркнутый сосредоточенным, хотя и бесстрастным, без гнева или ярости, обликом...
Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. Его нагота вызвала осуждение. Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым.

Возле Христа – Дева Мария, которая со смирением отвернула лицо: не вмешиваясь в решения Судии, она лишь ждёт результатов. Взгляд Марии направлен на Царствие Небесное. В облике Судии нет ни сострадания к грешникам, ни радости за блаженных: время людей и их страстей сменилось триумфом божественной вечности.

Нижняя часть – конец времен: ангелы, играющие на трубах Апокалипсиса, воскресение мёртвых, восхождение на небо спасённых и низвержение грешников в ад.
Низ фрески разделён на 5 частей: в центре ангелы с трубами и книгами возвещают Страшный суд; слева внизу представлено воскрешение мертвых, вверху – вознесение праведников; справа вверху – захват грешников дьяволами, внизу – ад.
Количество персонажей «Страшного суда» – более 400.

Несколькими годами позже «Страшного Суда» Микеланджело написал две фрески в Паолинской капелле ватиканского дворца: «Обращение апостола Павла» и «Распятие апостола Петра». Это были последние произведения его кисти.

Микеланджело «Распятие апостола Петра»

Фреска. 625х662 см. Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)
Фреска написана в период 1546-1550 гг. по заказу папы Павла III. Отличается мощью, выразительностью и стройностью композиции, многие историки искусства считают эту работу вершиной творчества Микеланджело. Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело.
Апо́стол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа. В Католической церкви считается первым папой римским. Символически изображается с ключами от рая, стражем которого является.
Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. Был очень живым и вспыльчивым; именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Но позже искренне покаялся и был прощён Господом.
По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 67 г. вниз головой по его желанию. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Этот момент и изображён на фреске Микеланджело.