Учительские университеты. Вводно – мотивационный этап

Тлегенова Клара Сурагановна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Пеньковская средняя школа» Кызылжарский район СКО

Скачать
Цель урока:
1.отработать навыки работы с текстом, выделяя основную мысль и идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира.
2. определять значение деталей-вещей, образов-символов для раскрытия переживаний героев.
Ход урока.

Тренинг «Самопредставление»
Расколдована тишина
Самым первым лучом рассвета.
Значит, кончилось время сна –
Значит, жизнь продолжается снова.
1. Побуждение. /3 мин./
-Добрый день, ребята. Рада Вас видеть. Сегодня мы будем работать над рассказом В.В. Набокова «Рождество».
Будем работать в группе, и каждый получит свою оценку, заполнив лист самооценивания. Прошу ознакомиться с правилами работы в группе и четко заполнять оценочные листы.
-А сейчас, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф).
— В чем смысл данных слов и о чем мы с вами будем сегодня говорить? (в том, что жизнь человека продолжается, с каждым лучом света, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути), (о смысле жизни).
— Да действительно мы будем говорить о смысле жизни и на примере рассказа В.В. Набокова «Рождество.
Я прошу Вас открыть тетради и записать тему урока
Д/з: прочитать текст, нарис-ть рисунок, найти сведения об авторе. Кто нарисовал прошу запечатлеть Ваше творч-во на доске.
2. Что Вам известно об авторе?
Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции жили видные писатели, философы, учёные, музыканты. Среди них И. Северянин, И. Бунин, А. Куприн (вернувшийся в СССР уже перед смертью), В. Набоков, Шмелёв, Б. Зайцев.
В начале 20-х годов литературной столицей эмиграции был Берлин – здесь шла активная литературная жизнь, широко развернулась издательская деятельность, выходили журналы («Русская книга», «Беседа»), альманахи, сборники, газеты(«Дни», «Руль»). С газетой «Руль» во многом связана судьба В. Набокова, который печатался под псевдонимом В. Сирин.
В середине 20-х, когда стало очевидным, что эмиграция – явление не временное, что вернуться в Россию вряд ли возможно, когда стало ясно, что от родины литераторы отрезаны – их не печатают в России, устраивают над ними заочные суды – центр литературной эмиграции перемещается в Париж., которое с годами становилось всё притягательнее и чище. В эмигрантской прессе обсуждались вопросы будущего русской литературы. Судьбу эмиграции разделил и выдающийся русский литератор, состоявшийся как писатель и поэт вне России, — Владимир Набоков.
Биография Набоков. История рассказа «Рождество» Широкому русскому читателю имя Набокова открылось на рубеже 80-90-х годов ХХ века, с тех пор его книги печатаются значительными тиражами. Многочисленные издания, в том числе солидный пятитомник с комментариями, вышли к столетию со дня его рождения, которое отмечалось в 1999 году.
Истинная жизнь писателя, как говорил Набоков,- это его творчество. Литературная жизнь Набокова началась в день православного Рождества, 7 января 1921 года, с опубликования в берлинской эмигрантской газете «Руль» трёх его стихотворений и рассказа «Нежить» за подписью В. Сирин, с тех пор ставшей его постоянным псевдонимом.
3. Какие христианские праздники мы празднуем? (4мин)
4. Работа в паре (приг-ть по 1 вопросу) — чтение глав (3мин)+2мин
1 группа — 1 глава Первый вечер без сына… (Большое несчастье, «Слепцов сел в нежилой угол уютной комнаты, сел на низкий плюшевый стул, на котором он никогда не сидел», «Комната плавала во тьме» — Чувство, охватившее Слепцова – чувство безразличия, беспомощности)
1 группа – 3 глава Время после обеда… (Приехал на могилу сына, просидел около часу. Там на погосте он был дальше от сына, чем здесь, где под снегом хранились летние следы его сандалий. Велел отпереть дом, вошел в комнату сына, стал рассматривать вещи, принадлежавшие сыну Чувство- разочарования, тоски)
2 группа – 2 глава Утро следующего дня … («Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза зубы. Он заметил Оснеженный куст, песьи следы, дальше торчали столбы мостика. Горько, гневно столкнул снег с перила. Все это заставило его вспомнить о тех днях, когда он был счастлив с сыном. » Чувство, охватившее героя – беспомощность, злость)
2 группа – 4 глава Ночь перед Рождеством… (Слуга поставил аршинную елку. Слепцов собрал вещи сына. Читал дневник сына и понимал, что сын больше не вернется никогда, а это значит, что и ему жить нет смысла. Ему казалось, что жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес. Но тут произошло чудо. Слепцов увидел как из кокона, перенесенного им, человеком, изнемогающим от горя в теплую комнату, вылупилась бабочка. Чувство – неожиданной радости, удивления.)
1 гл.а) О чем нам говорят детали интерьера?
б) О чем свид-т треснувшая капелька воска? (трещина в душе героя)
2гл: а) какое чувство охватило душу героя?
3гл: а) куда он отпавился после обеда? (на могилу сына)
б) зачем он решил посетить комнату сына?
4 гл: а) почему он попросил убрать елку?
б) найти и прочитать то, что яв-ся главным в этой главе(Ему казалось, что жизнь горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес)- строки, передающие безмерное горе героя.
7. В чем заключается мастерство Набокова?(в 1-ом предложении сказать многое). Всего (10 мин)
5. Работа в группах. (10 мин.) Взаимооценивание
1группа — образы- символы (стратегия «Одиночный пузырь»)
2 группа – стратегия «График эмоций»
6 Итог- Ключевые слова (записать в тетрадь) (2мин)
— Какие виды пространства представлены в рассказе (открытый и закрытый)
-Каким чувством пронизан текст? (глубокой тоски, боль по причине потери..)
-Какова тема, подтема?
-Как вы думаете, почему рассказ называется «Рождество»? (Слепцов прозрел)
Просмотр видео- какова идея? (рождение бабочки отвлекает душу. Страдание не только оглушает, но странным образом изменяет видение мира и обостряет восприятие красоты. А красота облегчает страдание. ? 5мин
7. Авторский стул (3 мин)
Эссе на темы: 1) В чем я вижу смысл жизни.
2) Как должны относиться друг к другу родные люди.
8. Возвращаемся к эпиграфу- Какая связь с соврем-ой жизнью.
Заполнение листа оценивания. (2 мин)
Рефлексия. Этот сосуд наполнить качествами, которые делают нашу душу красивей.

Приложение.
1. Вывод: Рассказ «Рождество» — автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуация самого Набокова, когда он узнал о том, что потерял отца. Слепцов – плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностью, увлечениями бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова. Слепцов видит красоту зимнего сада, но снег, покой и тишина сопутствует теме смерти. Пейзаж в рассказе имеет два смысла – передает идею красоты, одновременно и размышления о смерти.

2. Образы- символы рассказа. Ассоциации, возникающие при чтении рассказа. (Работа с классом)
В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» — в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.
Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, — ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».
3. Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много…
Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».
Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб — защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.
Елка — символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.
Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.
Дым — символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.
Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.
Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.
Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова — деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.
И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью.
Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания.
Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном.
Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Человеческая жизнь полна страданий.
4. Главная тема рассказа Набокова «Рождество» — тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал еще тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе
Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.
В финале произведения «Слепцов зажмурился…

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Расколдована тишина Самым первым лучом рассвета. Значит, кончилось время сна- Значит, жизнь продолжается снова.

В.В. Набоков «Рождество» Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.

Цель урока: Знать: основные биографические сведения о писателе, историю празднования Рождества, содержание рассказа. Уметь: определять тему и идею произведения, авторскую позицию по отношению к выходу из сложнейшей жизненной ситуации, анализировать произведение, работать самостоятельно. Воспитывать: чувство бережного отношения друг к другу, осознание необходимости человеческой жизни, взаимоуважение, читательский интерес.

План урока Биографические сведения о В.В.Набокове. История празднования Рождества. Работа над рассказом «Рождество» (работа в группах). Рефлексия. Итоги урока. Задание на дом.

Владимир Владимирович Набоков 1899 - 1977

1907 год. Владимир Владимирович Набоков (справа) с матерью Е. И. Набоковой, братом Сергеем, сестрами Еленой и Ольгой.

Братья и сестры Набоковы: слева Владимир, Кирилл, Ольга, Сергей и Елена.

Дом Набоковых в Выре Музей-усадьба «Рождество»

Набоков читает книгу о бабочках в 1907 в Выре.

Из дневника Владимира Набокова: «… я смотрел на огни, проплывавшие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственным отчетливым и веским, и единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. « Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу…».

Энтомология- (от греч. entoma - насекомое, logos - наука, учение) - наука о насекомых. Раздел зоологии, изучающий насекомых.

Почему рассказ о смерти называется «Рождество», а в названии урока ключевым является слово «исцеление» ?

Групповая работа 1 группа Рассказать о жизни Слепцова. Почему автор скупо говорит о прошлом героя, практически не даёт описание портрета. 2 группа. Рассказать о сыне Слепцова, его характере, увлечениях. 3 группа Что произошло накануне Рождества? Рассказать о возрождении Слепцова. Как произошло исцеление его души?

Кокон и гусеница шелкопряда

Рождество Возрождение

Задание на дом Нарисовать свою иллюстрацию к произведению. «3» - написать ответ на вопрос: «Как дальше будет жить Слепцов?» 1 группа. Слепцов Молодежи. Письмо - наставление «Помните, в нашей жизни ничего не происходит просто так». 2 группа. Молодежь Слепцову. Письмо - поддержка «Вера в чудеса возвращает человека к жизни» 3 группа. Молодежь Слепцову. Письмо -восхищение «Горе не сломит человека, если есть вера».

Предварительный просмотр:

Открытый урок русской словесности 7 класс

Урок-погружение (с элементами ассоциативных представлений)

В. В. Набоков « Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы.

Цели уроков: дать краткую характеристику литературы русского зарубежья «первой волны» и творчества В. Набокова, попытаться раскрыть особенности творческого метода Набокова.

Оборудование урока: портреты Набокова, его книги, презентация, музыкальное сопровождение, коллекция бабочек

Методические приёмы: лекция, комментированное чтение, аналитическая беседа, метод критического и ассоциативного мышления.

Эпиграф: «Это писатель ослепительного дарования, именно такого, которое мы зовём гениальностью. Он достиг вершины в тончайших психологических наблюдениях, в изощрённой игре языка (двух выдающихся языков мира!), в блистательной композиции. Он совершенно своеобразен, узнаётся с одного абзаца- признак истинной яркости, неповторимости таланта.» (Александр Солженицын)

ХОД УРОКА.

  1. Слово учителя.

Русское зарубежье – это представители всех сословий, попавшие на чужбину по разным причинам и разными путями. В эмиграции жили видные писатели, философы, учёные, музыканты. Уехали из советской России Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Ходасевич, И. Северянин, И. Бунин, А. Куприн (вернувшийся в СССР уже перед смертью), В. Набоков, А. Ремизов, И. Шмелёв, Б. Зайцев.

В начале 20-х годов литературной столицей эмиграции был Берлин – здесь шла активная литературная жизнь, широко развернулась издательская деятельность, выходили журналы («Русская книга», «Беседа»), альманахи, сборники, газеты(«Дни», «Руль»). С газетой «Руль» во многом связана судьба В. Набокова, который печатался под псевдонимом В. Сирин.

В середине 20-х, когда стало очевидным, что эмиграция – явление не временное, что вернуться в Россию вряд ли возможно, когда стало ясно, что от родины литераторы отрезаны – их не печатают в России, устраивают над ними заочные суды – центр литературной эмиграции перемещается в Париж. Общими почти для всех писателей-эмигрантов были ностальгические мотивы, воссоздание прошлого, которое с годами становилось всё притягательнее и чище. В эмигрантской прессе обсуждались вопросы будущего русской литературы. Может ли русский писатель творить в отрыве от родины, от читателей? Какова судьба литературы в Советской России? Способно ли старшее поколение эмигрантов подготовить себе литературную смену? Перепечатывались произведения советских авторов: Ильфа и Петрова, Олеши, Зощенко, Бабеля, Шолохова. Но обратной связи не было: в Советском Союзе эмигрантов почти не печатали. Молодое поколение не смогло полностью реализоваться в условиях эмиграции, несмотря на обилие талантливых писателей. Судьбу эмиграции разделил и выдающийся русский литератор, состоявшийся как писатель и поэт вне России, - Владимир Набоков.

  1. Биография Набоков. Доклад ассистента на уроке (ученицы) с просмотром презентации о Набокове.
  1. История рассказа «Рождество» Широкому русскому читателю имя Набокова открылось на рубеже 80-90-х годов ХХ века, с тех пор его книги печатаются значительными тиражами. Многочисленные издания, в том числе солидный пятитомник с комментариями, вышли к столетию со дня его рождения, которое отмечалось в 1999 году.

Истинная жизнь писателя, как говорил Набоков,- это его творчество. Литературная жизнь Набокова началась в день православного Рождества, 7 января 1921 года, с опубликования в берлинской эмигрантской газете «Руль» трёх его стихотворений и рассказа «Нежить» за подписью В. Сирин, с тех пор ставшей его постоянным псевдонимом.

«Был на свете самый чистый и светлый праздник, он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь уже на исходе,– чувства домашнего очага. Праздник Рождества Христова был светел в русских семьях, как ёлочные свечки, и чист, как смола. На первом плане было большое зелёное дерево и весёлые дети; даже взрослые, не умудрённые весельем, меньше скучали, ютясь около стен. И всё плясало – и дети, и догорающие огоньки свечек»,– вспоминал А. Блок. В этом высказывании уже чувствуется ностальгия человека XX века по утраченному.

Взрослые и дети поздравляли друг друга, дарили подарки (обязательно от души и с добрыми пожеланиями). Привычным рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся на страницах журналов и газет. Они были очень разные: добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, но всегда пытались умягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

  1. Выразительное чтение рассказа «Рождество» учителем.
  2. Анализ рассказа. Работа с вопросами(Аналитическая беседа)

6. Образы- символы рассказа. Ассоциации, возникающие при чтении рассказа. (Работа с классом)

В тексте можно увидеть художественные детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» - в буквальном смысле сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит, забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы, незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту, где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего, хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.

Обратим внимание на встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал сын Слепцова, - ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо».

Поражает умение Набокова в одном предложении сказать очень много…

Словесная плотность характерна и для следующего предложения, пожалуй, это самое информационно насыщенное предложение: «Совсем недавно, в Петербурге,- радостно, жадно заговорив в бреду о школе, о велосипеде, о какой-то индийской бабочке,- он умер, и вчера Слепцов перевёз тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».

Обратим внимание на слово» гроб». В «Словаре символов» читаем Гроб - защищающая оболочка, символизирует надежду на возрождение. Недаром сын Слепцова похоронен в склепе.

Елка - символизирует возрождение, уход старого и рождение нового.

Свеча считается важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. Свеча краткосрочностью своего существования символизирует одинокую трепетную душу.

Дым - символ вознесения молитв или благочестивых душ, а также символ укрытия и мимолетности жизни.

Крест имеет ещё несколько значений: символ Космоса, Древа Жизни, символ энергии добра.

Зеркало имеет позитивную символику, так как в древности оно ассоциировалось со светом, особенно из-за напоминающих зеркало дисков солнца и луны, которые, как предполагали, отражают божественный свет. Отсюда и вера в то, что злые духи не любят зеркал и, как и духи тьмы, а также злые люди, не могут отражаться в них. В рассказе «Рождество» в зеркале на мгновение появляется отражение слуги Ивана, думается, что при отсутствии прямых характеристик героев, это добрый знак.

Иван помнит о празднике, видимо, по традиции он наряжает ёлку, находящийся в своём мире, мире горя, отчаяния, Слепцов не понимает, почему ёлка оказалась в гостиной. Автор подаёт нам «знаки»: в этот момент в руках Слепцова - деревянный ящик, а древесина – символ защиты, жизненной силы, прикосновение к дереву придаёт человеку волшебные силы, заключённые в нём.

И слон является символом силы, проницательности, долголетия, процветания, счастья, возможно всего этого желал своему сыну Слепцов как любящий отец, потому что рассматривание слона, нарисованного сыном, было последней каплей, приведшей его к приступу страшных сухих рыданий, после которых он решил покончить с жизнью. Образом–символом является само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе, который обречен на страдания. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном, означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её, потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть) несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах, проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются "до предела, положенного Богом"). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.

Главная тема рассказа Набокова «Рождество» - тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия: жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!

Идея, на мой взгляд, и выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины, которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы, показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.

В финале произведения «Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь – горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и как опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из кокона появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика.

Таким образом, используя простые легко запоминающиеся символы, многие из которых имеют несколько значений, Набоков создает своеобразные, многослойные тексты, передает читателям глубочайшие мысли о человеческой жизни и природе.

  1. Слово ученицы-ассистента о душе. Чтение учащимися стихотворений о душе наизусть


В чем нуждается Душа?

Душа нуждается в смысле жизни. Она должна знать, ради кого и ради чего живет и умирает. Ей необходимо мечтать глубоко и сильно и иметь любимое дело, через которое эти мечты могли бы осуществляться. Отнимите у Моцарта музыку, у Леонардо - живопись, у Галилея - возможность наблюдать за звездами, и они будут поистине одинокими. Лишите их бессонных ночей, моментов, когда они в пылу созидания забывают и о еде, и об отдыхе, заставьте их пребывать в спокойствии и бездействии богатого, утонувшего в роскоши человека, и они заболеют физически и душевно. Мудрые говорили, что человек без смысла жизни, без высоких мечтаний и любимого дела - поистине одинок. Душа нуждается не только в деле ради дела и в смысле ради смысла. Ей нужно что-то, что связало бы все это в одно целое, что могло бы объединить жизнь и смерть, видимое и невидимое.

Лети, душа. Ищи свои печали.
Ищи ветра, которым нет числа.
Пусть ты не та, какой была вначале,
Какой в ладони матери легла,
Пусть огрубела, пусть считают странной,
Пусть что-то там не сладилось в былом -
Да сбудется осенними кострами
Твой хрупкий мир под легкое крыло...
Смеркаться далям, городам светиться,
Синеть озерам, таять без следа.
Ты не умела, может быть, креститься,
Но в истинное верила всегда.
Так что ж, лети! Есть право Вышней властью
На зов с небес, на голос твой извне,
Когда с промозглой тьмою нет согласья
Ни над полночной строчкой, ни во сне.
Ты верила - вот белый свет и воля.
Ты жаждала - так будь сама собой.
Есть, видно, что-то праведное в боли,
Зовущейся дарованной судьбой.
Я отпускаю, я смеюсь и плачу,
Я знал всегда, что так тому и быть:
Когда-нибудь, с руки моей горячей,
Искать свои печали - и любить.

Сергей Ковалевский

Просто так...защемила душа....

Просто так...загрустила душа,
Заблудилась на звёздной тропинке,
Полетав у Большого Ковша,
Отразилась во взгляде грустинкой...

Просто так...зазвенела душа,
Изумительным звоном хрустальным,
И с ресничек, немного дрожа,
Покатилась слезинкой случайной...

Просто так...защемила душа,
И заплакала нежностью скрипки,
Остриём резануло ножа,
Погасив на минуту улыбку...

Просто так...осветилась душа,
Встретив первый нечаянный лучик,
Когда после дождя, не спеша,
Уплывали тяжёлые тучи...

В Мирозданьи пушинкой кружа,
Свет его глубины постигая,
Разрыдалась стихами душа,
Просто так, потому что...живая...

С. Пугач

Н. Гумилёв

8.Выводы. Рефлексия урока. Как-то в одно селение пришёл и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Ещё он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но ещё более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются, как могут, но игрушки всё равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

Пройдёт совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им своё сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?

Берегите своих родных и близких, цените каждое мгновение жизни.

Рефлексия. Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

  1. Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

«0» - не ответил.



  • Докажите целесообразность подобного распределения персонажей.

  • Почему Слепцов занимает пограничное положение?

  • Как вы думаете, почему сын Слепцова не имеет имени?

  • Почему девушка, по-вашему , находится в пространстве смерти?

  • Подберите однокоренные слова к фамилии отца.
Мы к этому вернёмся.

Общий вопрос: Какое чувство вызывает у вас Слепцов? Почему?

3). Символы в рассказе В. Набокова. Работа по тексту.


  • Мы отметили, что герой Набокова В.В. показан в решающий момент жизни, в момент выбора: жить или умереть. Владимир Владимирович, чтобы показать внутреннюю борьбу Слепцова, включил в ткань произведения детали и символы , которые вы должны найти и поместить в заданные пространства.
-Т.е., продолжаем заполнять концептуальную схему. Обратите внимание на антонимы. Кроме тех символов, которые найдёте вы(гроб, свеча, дым, крест), я в каждую группу даю ещё по одному. Прочитав значение символа, докажите целесообразность его появления в тексте.

  1. группа: ель;
2 группа: мост.

Попутные вопросы группам.


  1. Почему пространство жизни наполнено в основном пейзажными зарисовками?

  2. Дайте характеристику пространства дома и мира за пределами дома.

  • У меня в руках осталось изображение ещё одного образа- это бабочка.
Вот он «...индийский шелкопряд, что летает, как птица , в сумраке, вокруг фонарей Бомбея...».

  • Найдите в тексте и прочитайте тот момент, когда
происходит появление бабочки из кокона. (Учитель прикрепляет бумажную Б. в центре доски, подставляя различные значения.)


Славяне связывают образ бабочки с представлениями о душе умершего. «Мифы народов мира ».

Насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски. «СРЯ С. Ожегова».

Символ души, бессмертия , возрождения. «Словарь символов».

Полёт, краткость жизни. Э. Эппли.


  • С какой целью Набоков включает образ бабочки в свой рассказ?

  • Какое значение из предложенных мы находим в рассказе?

  • Какую мысль желает донести до читателя?

  • Как это демонстрируется в произведении? (Слепцов был слепым. В последний момент он открыл глаза, т.е., прозрел).

  • Какая истина открылась Слепцову? Как это соотносится с названием рассказа?
Пауза. Учитель зачитывает слова эпиграфа. В конце которого ставится восклицательный знак.

Смерти нет!

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о самом Слепцове. Судьба его не известна.

Послушайте стихотворение Хуана Хименеса «Утрата».

В чём и как перекликается стихотворение испанского поэта и рассказ Набокова?


УТРАТА
Бесконечна ночь утраты
и темна стезя.
Умирающий уходит -
и вернуть нельзя.

Он все дальше от надежды
на пути своем.
Но несбыточна надежда
умереть вдвоем.

И не легче пригвожденным
к одному кресту.
Все равно уходит каждый
на свою звезду.

Представьте, что у вас есть возможность поддержать Слепцова, дать ему совет. Вспомните содержание урока и напишите письмо убитому горем отцу , опираясь на ключевые слова: смерть, жизнь, боль, утрата, спасение, радость, рождение, продолжается, прозрел.

(П.о. «Потеря сына – страшная беда, невосполнимая утрата. Необходимо научиться жить с этой болью. Наши близкие нас не покидают , они продолжают жить в нашей памяти. Смерть отца уже не поможет сыну. Непременно надо жить! Жизнь – самая большая ценность бытия. Умирать вместо или вместе с кем-то – бессмысленно, ибо у каждого своё предназначение, свой путь, «своя звезда»).
Учащиеся заполняют оценочные листы (кроме графы «Творческое задание», «Общий балл») и сдают учителю. Смотри приложение.

Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Дополнительный материал для экспертной группы

Бабочка в искусстве слова – это и живой, земной, конкретный образ, и одновременно символ и мифологическое существо. Во многих мифах бабочка является символом души, и так как душа бессмертна, то и бабочка символизирует бессмертие. Это и символ красоты, и одновременно она олицетворяет собой хрупкость и мимолетность бытия.

Бабочка – символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: так яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится легкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение).

Запись из дневника Владимира Набокова.

«28 марта. Я вернулся домой около 9 часов вечера, проведя райский день. После ужина я сел на стул возле дивана и раскрыл томик Блока. Мама полулежа раскладывала пасьянс. В доме стояла тишина – сестры уже спали. Потом в прихожей зазвонил телефон, В этом ничего необычного не было, я просто был недоволен, что пришлось прервать чтение. Я подошел к телефону. Голос Гессена: «Кто это?». «Володя. Здравствуйте, Иосиф Владимирович». «Я звоню, потому, что… Я хотел сказать тебе, предупредить тебя…» «Да, я слушаю». «Что именно?» «Совершено ужасное … за вами пошла машина».

Это ночное путешествие помнится мне как нечто происходившее вне жизни и нечто мучительно медленное… Я смотрел на огни, проплывающие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. «Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу..»


«Листы оценивания»

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Просмотр содержимого документа
«Телеграмма»

ТЕЛЕГРАММА

______________________________________

______________________________________

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Просмотр содержимого документа
«Урок Набоков Рождество»

Тема: В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе.

Цели: образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира; развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы; воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг кдругу

Оборудование: проектор, презентация Power Point , раздаточный материал, выставка книг В. Набокова

Оформление доски: число, тема, эпиграф

Эпиграф к уроку: « Самое удивительное в этой жизни то, что она продолжается», - Фредерик Бегбедер «Любовь живет три года»

План урока

1. Организационный момент

2. Целеполагание

3. Знакомство с биографией В.В. Набокова

4. Стадия вызова

5. Стадия осмысления

6. Стадия размышления

7. Рефлексия

8. Домашнее задание.

9. Выставление оценок

Ход урока

Самое удивительное

в этой жизни то,

что она продолжается.

Ф. Бегбедер «Любовь живет три года»

1. Организационный момент /1 мин./

Позитивный настрой на урок:

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

2. Целеполагание /2мин/

Запись темы, эпиграфа в тетрадь.

Сегодня мы с вами будем изучать рассказ Набокова «Рождество». Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф).

- В чем смысл данных слов? (в том, что жизнь человека продолжается, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути).

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о смысле жизни).

Давайте попробуем определить, в чём заключался смысл жизни самого автора.

3. Знакомство с биографией В.В. Набокова /4 мин/ (подготовленный ученик)

Детство писателя

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в семье аристократов. Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.

В 1908 – отец Набокова был заключен в тюрьму на 90 дней после подписания политического манифеста.

Юношеские годы

Жизнь в Берлине

Начало творческое карьеры

В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).

Последние годы жизни

- Так в чём же заключался смысл жизни автора?

4. Стадия вызова /2 мин/

Вот и на нашем уроке сегодня мы попробуем определить смысл жизни нашего главного героя, влияние смерти близкого человека на него.

- Как вы думаете, какие слова в названии темы урока являются ключевыми? (Жизнь и смерть, исцеление, чудесное, Рождество)

- Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество?

Рассказ ученика о празднике/2мин/

Составление синквейна «Рождество» / 2 мин/

Перед нами рождественский рассказ.

- Какова традиционная особенность рождественских рассказов, с которыми мы знакомились? (Чудо)

Можем ли мы выдвинуть гипотезу о том, что в этом рассказе произойдёт какое-то чудо? (Да) Попробуем это доказать.

5. Стадия осмысления. Работа в группах /5мин/

Каждая группа получает индивидуальное задание по отрывку из текста. В конце работы, начиная с первой группы маркером своего цвета на ватмане вы пишите характеристику Слепцова, затем по порядку передаёте его дальше, таким образом, мы проследим с вами образ главного героя на протяжении всего рассказа. После того, как вы выполните задания своей группы, выберите 1 человека для защиты.

Задание для групп:

Глава 1

Прочитайте главу. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?

Глава 2

Прочитайте главу. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя

Глава 3

Прочитайте главу. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.

Глава 4

Прочитайте главу. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?

Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?

Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?

6. Защита групп /2мин./

Вывешивание получившейся характеристики героя на доске.

7. Стадия размышления /2мин/

О чем рассказ В.В.Набокова?

Почему рассказ о смерти назван «Рождество»?
- Какую мысль хотел этим передать автор своим читателям?

Вывод, к которому должны прийти учащиеся : В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.

8. Рефлексия. (1 мин.)

Представьте, что нам представился шанс повлиять на судьбу героя, чтобы вы могли ему сказать? Давайте попробуем написать Слепцову телеграмму, в которой попытаемся ему объяснить, что жизнь всё-таки продолжается и не утратила свой смысл. Напоминаю, что телеграмма пишется очень кратко и в ней отражается только всё самое главное.

ТЕЛЕГРАММА

Кому_________________________________

От кого_______________________________

СРОЧНО!_____________________________

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Написание телеграммы герою «» /2 мин/

9. Домашнее задание . (1 мин) на выбор:

2) Эссе «Жизнь продолжается...»

10. Выставление оценок в группе /1 мин/

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Чтение фрагмента текста

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

Просмотр содержимого презентации
«Урок Набоков Рождество»

В.В. Набоков «Рождество»

Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе


  • Образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя основную идею произведения – страдание человека, изменяющее видение мира.
  • Развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности, принимая происходящее в жизни как подарок судьбы.
  • Воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг к другу.

Жизнь и творчество

Владимира Владимировича Набокова (1899-1977)

˝Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. Моя голова разговаривает по-английски, мое сердце - по-русски, и мое ухо - по-французски. ˝


Биография

Детство писателя

Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.

В 1900 году родился первый брат Владимира, Сергей, а через год они вместе с матерью переезжают во Францию.

В 1903 - родилась первая сестра Набокова, Ольга, а через три года – вторая, Елена.

Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных и духовных ценностей.

Либерализм – защита прав личности, максимальное расширение свободы выбора




Юношеские годы

В 1911 году Владимир поступил в Тенишевское училище.

В ноябре 1917 года Набоков-старший отправился с семьёй в Крым, где вошел в Крымское правительство как министр юстиции.

Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его закончил.

Фамильный герб Набоковых

Юстиция – система судебных учреждений

Энтомология – наука о насекомых


Жизнь в Берлине

После окончания университета Владимир Набоков переехал в Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль».

Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь.

В 1922 году был убит его отец. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм.

Владимир Набоков во время работы над романом «Дар».


Начало творческой карьеры

В Берлине Набоков прожил до 1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин.

В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).

Поселившись в США, Владимир Набоков перешел, как писатель на английский язык.


Последние годы жизни

Роман «Лолита» о двенадцатилетней американской «нимфетке», ставшей «смертоносным демоном» для сорокалетнего Гумберта, принёс ему мировую славу и деньги.

В 1960 году Набоков поселяется в Швейцарии. В конце жизни Набоков говорил «Я никогда не вернусь в Россию… Не думаю, чтоб там знали мои произведения…» С этим заблуждением он и ушел из жизни в 1977 году. Похоронен на швейцарском кладбище Клэренс в Монтрё.

Кадр из к/ф «Лолита» (1997)



РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО


РОЖДЕСТВО Христово

Слово «Рождество» означает «рождение». В эту ночь у девы Марии родился младенец – сын Божий, Спаситель мира.

Родился он около города Вифлеем, в пещере, куда пастухи иногда загоняли скот в ненастную погоду.

Православная Церковь празднует Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января но новому стилю, католическая – 25 декабря.



  • Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Пост этот хранился до вечерней звезды. Само название "сочельник" происходит от слова "сочиво". Это особое постное блюдо, которое готовят из пшеницы с медом и фруктами.

  • Святки на Руси всегда считались одним из самых веселых праздников. Святки назывались так, потому что после Рождества Христово идет священная неделя, то есть святая. Всю неделю Святок люди старались прожить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Считалось, что в сочельник, с 6 на 7 января, обычно снятся вещие сны.
  • На Руси святки соединялись с чествованием коляды - языческого божества, отождествляющего землю.
  • Во время Святок по улицам носили изображение звезды, под которой родился Иисус, становились
  • под окнами, пели колядки и собирали подарки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали.

Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски.



  • Глава 1
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?

  • 2 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя

  • 3 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.

  • 4 глава
  • Прочитайте главу и кратко перескажите её. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?

  • Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?
  • Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?

  • В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

  • Придумайте продолжение рассказа
  • Напишите телеграмму Слепцову

Выставление оценок:

Фамилия, имя участника

Составление кластера

Чтение фрагмента текста

Участие в работе группы

Характеристика героя

Составление синквейна

Общее количство «+»

Святочный рассказ?

набоков рассказ фабула символика

Можно считать, что в плане жанра это произведение является святочным рассказом. Герой произведения оказывается в состоянии глубочайшего духовного кризиса, для разрешения которого поможет только чудо. Чудеса в святочном рассказе реализуется обычно не только высшими мистическими силами, но и являются счастливым стечением обстоятельств, удачным совпадением, которое воспринимаются как некий знак свыше. Как и стандартный святочный рассказ имеется счастливый и светлый финал, который внушает надежду: "И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья" .

3. Элементы биографии

В 1912 году Набокову подарили велосипед. Он часто совершал прогулки на велосипеде, на одной из них он увидел девочку, которая произвела на него глубочайшее впечатление, она стала его магнетически привлекать. Она была дочь деревенского Кузнеца, ее звали Полина. Во многих произведения Набокова встречаются детали этой незнакомки. В этом рассказе мы ее тоже встречаем на страницах дневника умершего сына: "Чудный жаркий день. Вечером ездил на велосипеде. В глаз попала мошка. Проезжал, нарочно два раза, мимо ее дачи, но ее не видел..."; "Ездил, как всегда, на велосипеде", стояло дальше. "Мы почти переглянулись. Моя прелесть, моя радость..."; "Сегодня - первый экземпляр траурницы. Это значит - осень. Вечером шел дождь. Она, вероятно, уехала, а я с нею так и не познакомился. Прощай, моя радость. Я ужасно тоскую..." .

Девочка Полина является ярким образом в творчестве Владимира Набокова, символизирует дух упущенных возможностей не только у сына, но и у главного героя рассказа: "-Это немыслимо,- прошептал Слепцов,- я ведь никогда не узнаю...", ""Он ничего не говорил мне..."- вспоминал Слепцов, потирая ладонью лоб" .

4. Точки соприкосновения с другим произведениями

Приведем строки из дневника мальчика: "Сегодня идет дождь, играл в шашки с папой, потом читал скучнейшую "Фрегат Палладу" .

"Фрегат Паллада" - это цикл очерков А.И. Гончарова. Это книга об экспедиции автора на военном фрегате к берегам Японии с дипломатической миссией. В то время эта книга была очень популярной в среде интеллигенции, она была обязательна к прочтению.

Эта книга встречается и в другой книге Набокова "Защита Лужина". Главному герою эта книга тоже показалась скучной. Мотив этой книги прослеживается через всю книгу: главный герой является путешественником, который не замечает окружающего реального мира. Уже будучи женатым, Лужин не совершает путешествия, которое могло его изучить .

5. Символы

Религиозные символы: церковный крест, белокаменный склеп, сельская церковь, ель, Рождество.

Церковный крест появляется в самом конце второй главы. Возникает этот образ как раз тогда, когда Слепцов направлялся к реке. Возможно, мужчина решил утопиться в реке, но увидев крест, не смог этого сделать. Ведь это образ христианской религии, а самоубийство является тяжким грехом.

Главный христианский праздник (Рождество) является светлой датой, но в то же время это и день рождения божьего сына, который был обречен на страдания. Ель, главный атрибут праздника, является символом вечной молодости ("Зеленая." ), жизненных сил, бессмертия .

В рассказе встречаются много символов-предметов: дневник (синяя тетрадь), сачок, бабочка и кокон.

Такой предмет интерьера, как низкий плюшевый стул (это не символ, но значимая деталь) в углу, который в обычное время является просто фоном: "на котором он не сиживал никогда". Набоков олицетворяет его: он превращается в незнакомого человека, который может по-настоящему сопереживать герою. Трещину в его душе показывает треснувшая капля воска на его руке.

Дневник - это символ давно ушедшего, прошлого времени . С помощью него главный герой будто бы перемещается в прошлое, в то время, когда его сын был жив. Сачок - это предмет, несущий гибель бабочкам. Это знак смерти. Порванный сачок - это, возможно, побежденная смерть.

Бабочка - символ души и возрождения, которая способна к трансформациям и превращениям, а кокон - это символ защищенной души. Существует поверье, что бабочки - это души умерших. В христианстве стадии жизни этого существа символизируют жизнь, смерть и воскресенье. На многих иконах и картинах на религиозную тематику бабочку изображают на руках младенца Христа . Поэтому с рождением новой жизни у Слепцова появляются силы жить дальше.

6. Символика цвета в рассказе

Каждое произведение Набокова наполнено определенной цветовой гаммой. Любимые цвета Набокова: малиновый и лиловый. В рассказе Набокова "Рождество" тоже присутствуют определенные цвета: белый (белые изразцовые печки, белая чешуйка, беленая лавка, белые купола клумб, белокаменный склеп, белая гладь, белые веера, белые створчатые ставни), синий (синел ранний вечер, зеленоватая синева, синие ямы, серебряная голубизна, на темно-синем стекле, синеватые розы стены, синяя тетрадь, на синем стекле), розовый (розовый абажур, розоватые струи дыма), рыжий (рыжая корица), коричневый (коричневые ноги), желтый (желтый свет, желтое пламя), серый (серый иней), черный (черная тень, черные мохнатые лапки). Самыми частотными цветами являются белый и синий.

Рассмотрим их значения. Возможно, что белый свет встречается потому что, основной сюжет рассказа происходит зимой, во время рождества (считается, что белый - цвет этого праздника, наряду с зеленым и красным). Но, в то же время белый цвет - это символ чистоты и света. В Китае, например, это цвет траура. Это двойственный символ: это свет и жизнь, но в то же время - слепота и смерть .

Синий - это символ неба. Так как в мифологии небо было приютом богов, духов умерших, ангелов, поэтому этот цвет - символ божественности. Также это цвет благородства и чистоты, таинственности и святости. Опять же, в мусульманской Индии это цвет траура и печали .

Менее частотно встречаются цвета: желтый и розовый. Розовый - цвет мечтательности, фантазий и грез (смотреть на мир через розовые очки). Он символизирует наивное сознание. Желтый цвет - это цвет радости и веселья. Считается, что желтый успокаивает человека (даже в психиатрических больницах стены выкрашивают в желтый) .

Практически все цвета являются символикой жизни и смерти, эта тема буквально во всем пронизывает этот рассказ.

7. Знаки препинания

Как говорил Владимир Набоков: "Многоточие - это следы на цыпочках ушедших слов". "Многоточие у Набокова - это как паузы в ремарках Чехова". Символизируют незавершенность, недосказанность. Во многих произведения многоточие используется больше как образ, нежели просто как знак препинания. Они встречаются в этом рассказе 13 раз. Это сакральное число, оно считается символом Христа и его 12-ти учеников. "Чертова дюжина" во многих странах запада считается несчастливым числом. Напротив, на востоке (Япония, Корея, Китай) оно является числом удачи и счастья, многие даже устраивают свадьбы в этот день .

Двоеточие используется 9 раз. Оно также является сакральным числом, которое символизирует начало и конец жизненного цикла . Это можно связать с сюжетом рассказа: смерти мальчика и рождением новой жизни- индийского шелкопряда.