Тема одиночества человека в странном мире ночей. Изучение повести Ф.М

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» изображено множество ярких и самобытных персонажей - мужественных,

решительных, справедливых. Однако мое внимание больше всего привлекла Маша Миронова - главная героиня произведения, дочь капитана Миронова.

Жизнь Маши проходит в Белогорской крепости, комендантом которой является ее отец. Портрет девушки ничем не примечателен: ей около восемнадцати лет, она «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши» . Мать считает ее «трусихой» , а злобный Швабрин характеризует девушку как «совершенную дурочку» .

Однако дальнейшее знакомство показывает, что Маша имеет множество достоинств: она радушная, искренняя, милая, «благоразумная и чувствительная» девушка. Ее ровный характер и приветливость не могут оставить окружающих равнодушными.

Попав в критическую ситуацию, Маша раскрывается с новой стороны. Она проявляет неслыханную стойкость и силу духа, оказавшись в руках ненавистного Швабрина. Беззащитную девушку не могут сломить ни сила, ни угрозы, она готова скорее умереть, чем согласиться выйти замуж за нелюбимого человека. Оставшись без родителей, разлученная со своим женихом, Маша решается в одиночку бороться за свое счастье.

Узнав об аресте Петра Гринева и об обвинении его в измене и предательстве, она едет в Петербург с намерением подать прошение государыне. Уверенная в невиновности любимого, она так просто и искренне рассказывает о его отношениях с предводителем бунтовщиков Пугачевым, что склоняет на свою сторону Екатерину П. «По именному приказу» Гринева освобождают из заключения, кроме того, императрица берется устроить состояние осиротевшей Маши.

Я считаю, что Маша Миронова - одна из лучших героинь в русской литературе. В ней гармонично сочетаются нежность и сила воли, женственность и решительность, чувственность и ум. Знакомство с этой девушкой вызывает искреннюю симпатию и расположение. Мне очень хочется стать похожей на Машу, потому что я считаю ее идеалом женщины.

В повести «Капитанская дочка» Пушкин нарисовал яркие образы. Описывая поступки героев, их отношение к окружающим, их внешность, передавая мысли и чувства, писатель создает у нас четкое представление об их характерах, то есть об их внутренних качествах.

Одним из персонажей произведения является Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Во время первой встречи с ней мы видим обыкновенную русскую девушку: «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши» . Робкая и чувствительная, она боялась даже ружейного выстрела. Во многом ее робость и стеснение вызваны ее образом жизни: она жила довольно замкнуто, даже одиноко.

Из слов Василисы Егоровны мы узнаем о незавидной судьбе девушки: «Девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег.. . с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою» . Но Маша отвечает отказом на предложение Швабрина стать его женой. Чистая, открытая душа ее не может принять замужества с нелюбимым человеком: «Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться.. . Ни за что! ни за какие благополучия! » Брак по расчету для нее немыслим, окажись она хоть в самом тяжком положении. Маша искренне полюбила Петра Гринева. И она не скрывает своих чувств, открыто дав ему ответ на его объяснение: «Она безо всякого жеманства призналась Гриневу в сердечной склонности и сказала, что ее родители будут рады ее счастью» . Однако она ни за что не соглашается выходить замуж без благословения родителей жениха. Маше нелегко было отдалиться от Петра Андреевича. Чувства ее были все так же сильны, но гордость, честь и достоинство не позволяли ей поступить иначе после того, как она узнала о несогласии его родителей на этот брак.

Горькая участь ждет девушку впереди: родители ее были казнены, а ее спрятала в своем доме попадья.




Блиц - опрос Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? Тургенев Сколько слов содержит полное название данного произведения? семь Как звали главную героиню повести Белые ночи? Настенька Сколько ночей было в произведении Белые ночи? четыре Как называется город, в котором происходят описанные героем события? Петербург


Впервые опубликовано в журнале " Отечественные записки " (1848. N 12) с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. «БЕЛЫЕ НОЧИ»


В какой обстановке разворачивается сюжет произведения? Какие события изображены на страницах повести? Как чувствует себя герой в Петербурге? Какая обстановка его окружала? При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой? Как повел себя герой и почему?




СЕНТИМЕНТАЛИЗМ: 1) Литературное направление (в России в конце 18 и начале 19 вв.), отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы; 2) Сентиментальное (во втором значении) отношение к чему - нибудь (книжн.) Что означает прибавка сентиментальный?






Мечта – мечтательность – мечтатель Мечтать что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном. Мечта вообще всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара. Мечтатель - охотник мечтать, задумываться или играть воображением; кто сам о себе высокого мнения. Толковый словарь В. Даля












Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний) Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: Ночь первая, Ночь вторая … Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь лучше дня.) Пока не наступила развязка, в романе разлито какое - то всевластие ночи. С образом ночи связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что - то ненастоящее, фантастическое. Мечтатель говорит: Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)


Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Счастлив или несчастлив герой? У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька! и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках? Утро


Найдите слова и словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Проанализируйте построение предложений. Чего добивается таким образом автор? Какие детали помогают понять жизнь города? Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображён в повести? Почему бесконечно одинок герой повести?


Петербург Достоевского « Белые ночи » Мечтатель Петербург Ф. М. Достоевский « Белые ночи » На мосту Утро Словари %BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8 C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC / %BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8 C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC / Методические пособия и разработки Урок литературы по теме " Образ мечтателя в повести Ф. М. Достоевского " Белые ночи » » И. В. Золотарева, О. Б. Беломестных « Поурочные разработки по литературе 9 класс » - Москва: ВАКО,2011 Н. В. Беляева, О. А. Ерёмина. « Уроки литературы в 9 классе »- Москва: Просвещение, 2011

Елена ЧЕКАНОВА,
г. Химки,
Московская область

История о “нежной и великодушной любви”

Цели урока. Учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи, умение грамотно формулировать свои мысли, выявлять идейный смысл произведения; воспитывать интерес к творчеству А.И. Куприна, уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека.

Ход урока

  • Чтение учителем первого абзаца произведения.
  • Беседа с учащимися.

Почему у произведения такое название?

К какому жанру относится это произведение? Назовите характерные признаки этого жанра.

«Олеся» - это эпическое произведение, повесть, характерными признаками которой являются следующие: объём - больше рассказа, но меньше, чем роман; описание какого-то длительного промежутка времени из жизни героя; обычно повествование ведётся от лица участника или свидетеля событий.

Учитель. Итак, в центре внимания - Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он даёт оценки героине, выражает своё отношение ко всему, изображённому в повести.

В чём особенности композиции произведения?

В повести чередуются рассказ героя о событиях его жизни и его размышления.

Каким показан герой? Что о нём известно? Почему он оказался в Полесье?

Герой - интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией в лице ксендза. Но эти попытки не удовлетворяют его потребности в общении, единственный его собеседник - Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота.

Найдите завязку сюжета.

Завязкой является разговор героя с Ярмолой о ведьмах.

Найдите описание избушки Мануйлихи (гл. 3).

“Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид”. Описание жилища Мануйлихи и Олеси подчёркивает их близость к миру природы и сказки - не случайно у героя возникает ассоциация с избушкой Бабы-яги.

Как встречает героя Мануйлиха? Почему?

Иван Тимофеевич решает найти избушку “ведьмы”, отправляется в лес, это ему удаётся. Мануйлиха встречает его неприветливо, так как общение с людьми из цивилизованного мира не сулит ей ничего хорошего, она словно пытается защитить от встречи с мужчиной свою внучку.

Как происходит знакомство с Олесей? Что поразило героя в этой девушке?

Прежде герой услышал песню, а потом появилась Олеся, которая произвела на него сильное впечатление. “Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным капризным видом”.

Что известно о героинях? Что общего у них с Иваном Тимофеевичем?

Мануйлиха и Олеся - чужие в этом крае, они пришлые. Герой тоже чужд людям Полесья, он не смог найти с ними контакта.

Герой проявляет глубокий интерес к Олесе и её жизни; у них завязываются постоянные отношения. Показательно, что ни с кем больше Иван Тимофеевич так и не сошёлся.

Какими необычными способностями обладает Олеся? Расскажите, как она пытается убедить героя, что является ведьмой.

Почему Иван Тимофеевич привязался к девушке? (гл. 6)

Размышляя о своём восприятии молодой дикарки, герой говорит: “Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум... Для своей среды, для своего воспитания она обладала изумительными способностями”.

Герою приятны непосредственность, естественность, открытость Олеси, некоторая детскость, отсутствие кокетства. То есть его привлекает именно то, чего он, вероятно, не находил в других людях.

Как окружающие относятся к общению героя с девушкой?

У Ивана Тимофеевича портятся отношения с жителями деревни и даже с Ярмолой, который тоже не одобряет общения с “ведьмами”.

Когда впервые возникает опасность расставания с Олесей? С чем это связано?

Новый помещик в деревне решает осушить болота, и пришедший к Мануйлихе урядник требует, чтобы она с внучкой немедленно покинули этот край.

Как повёл себя герой в сложившейся ситуации?

Иван Тимофеевич пытается защитить своих подопечных, угощает урядника, словесно убеждает, дарит старинное ружьё, добившись на время разрешения оставить женщин в покое.

Что стало переломным моментом в отношениях героев?

Переломным моментом в их отношениях стала болезнь Ивана, из-за которой он долгое время не появлялся в лесной избушке. Именно в разлуке с Олесей он понимает, что в его жизнь вошли новые чувства, с которыми он не может справиться. Иван Тимофеевич признаётся: “Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Где бы я ни был... все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существо стремилось к ней, каждое воспоминание... сжимало с тихой и сладкой болью моё сердце”. Отсутствие героя очень взволновало Олесю, которая тоже испытывает к нему сильную привязанность.

Давайте почитаем начало X главы.

“...Когда я ступил на её порог, то сердце забилось с тревожным страхом у меня в груди. Почти две недели не видал я Олеси и теперь особенно ясно понял, как была она мне близка и мила... Я почувствовал, что... Олеся отдаёт мне... всё своё существо”.

Что происходит в жизни героев после этой встречи?

Герои признаются друг другу в любви, важно, что инициатором является именно Олеся. А Иван Тимофеевич испытывает боязнь чего-то нового, появившегося в его жизни.

Как сами герои воспринимают свою любовь?

Для Олеси любовь - это дар. Она любит и наслаждается этим; хотя героиня предчувствует беду, она сознательно продолжает свои отношения с любимым.

“- Теперь мне всё равно, всё равно! Потому что я люблю тебя...

Олеся, ради Бога, не надо... оставь меня... Теперь и я боюсь... боюсь самого себя... Пусти меня, Олеся”.

Иван понимает, что его чувство к Олесе вполне серьёзно, он ощущает волшебство, исходящее от девушки. Постоянно размышляет о своих отношениях с дикаркой и приходит к убеждению, что даже готов жениться на ней и забрать с собой в город.

Как воспринимает отношения Ивана Тимофеевича и Олеси Мануйлиха?

“Старая Мануйлиха стала после моего выздоровления так несносно брюзглива, встречала меня с такой откровенной злобой и, покамест я сидел в хате, с таким шумным ожесточением двигала горшками в печке, что мы с Олесей предпочитали сходиться каждый вечер в лесу...”

Слово учителя. В своей повести автор ставит проблему столкновения человека природы и человека цивилизации. Ведь Мануйлиха с самого начала стремилась противиться встрече внучки и чужака, чувствуя, что они принадлежат к разным мирам, и стремясь уберечь Олесю от боли.

Обратите внимание на размышления героя. Как он представляет Олесю в мире цивилизации?

“Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье... исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса...”

В каких произведениях вы встречались с подобной ситуацией?

В поэме А.С. Пушкина «Цыганы», в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (история отношений Григория Александровича Печорина и Бэлы). И у Пушкина, и у Лермонтова показан конфликт человека цивилизации и человека природы; писатели подчёркивали, что люди из разных миров не могут понять друг друга, живут по различным законам, поэтому их отношения обречены на разрыв.

Слово учителя. В названных произведениях проблема столкновения “естественного человека” и человека цивилизации разрешалась драматически, авторы показывали, что эти люди настолько различны, что их соединение возможно лишь ненадолго или в условиях природы.

Как Олеся воспринимает разговор об отъезде Ивана и его предложение жениться?

Она понимает, что это невозможно, говорит герою, что подобное решение смешно даже представить, что в будущем он сам её возненавидит за этот брак. Девушка объясняет свой отказ так: “Я ведь только о твоём счастье думаю”.

“Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена на самом деле?” Это говорит о том, что любовь Олеси глубока и жертвенна, о себе девушка не думает.

Как героиня пытается доказать Ивану свою любовь?

Ради любимого Олеся готова пойти в церковь, хотя она уверена, что несёт в себе какое-то таинственное и роковое начало. Этот поступок связан с большим риском, но девушка решается на него. “Милый, знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь очень, очень приятное”.

Расскажите о последствиях этого похода.

Когда Олеся пришла в деревню, то подверглась оскорблениям со стороны женщин, которые насмехались над ней, ругались и не позволяли девушке пройти. Кто-то предложил вымазать её дёгтем, а когда Олеся вырвалась из круга своих обидчиц, вслед ей полетели камни. Разозлившаяся Олеся, “отбежав шагов на пятьдесят... остановилась, повернула к озверевшей толпе своё бледное, исцарапанное, окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое её слово было слышно на площади:

Хорошо же!.. Вы ещё у меня вспомните это! Вы ещё наплачетесь досыта!”

Последствия её похода в деревенскую церковь послужили причиной отъезда героинь - местные жители в озлоблении могли причинить им огромный вред. Олеся и её бабушка понимают, что после случившегося им нужно покинуть Полесье, так как в причинах любого несчастья обвинят их. “...Ведь я там... в Перебродье... погрозилась со зла да со стыда... А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут: скот ли начнёт падать или хата у кого загорится - всё мы будем виноваты”, - говорит Олеся Ивану. После его ухода они покидают Полесье. Сама героиня говорила: “Нет... я знаю, я вижу... Ничего нам, кроме горя, не будет... ничего... ничего...”

Почему невозможным оказалось продолжение любви?

  1. Мешали окружающие.
  2. Этого не хотела сама Олеся.
  3. Виной всему - пассивность героя.

Попробуйте сформулировать идею произведения.

Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким окружающим миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение.

Соответствует ли эпиграф нашему разговору?

Обратите внимание на последние строки повести. В них - отношение рассказчика ко всему происшедшему.

“С стеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллы», - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и о её нежной, великодушной любви”.

Слово учителя. Посмотрите, какими словами характеризует своё состояние Иван Тимофеевич - “с стеснённым, переполненным сердцем...” Оно переполнено чувствами, а любовь Олеси остаётся для него чудесной сказкой, она будет храниться в памяти, ведь только память связывает его с нежной и великодушной девушкой, подарившей герою своё чувство и ничего не потребовавшей взамен.

Что объединяет повести «Олеся» и «Гранатовый браслет»?

(Это задание в виде письменной работы можно дать для выполнения дома, чтобы ученики могли поразмышлять и подготовиться к предстоящей письменной работе на уроке.)

Оба произведения посвящены теме любви, которую главные герои (Олеся и Желтков) воспринимают как Божий дар, как счастье, несмотря на то, что у их чувства нет будущего, жизнь лишает героев возможности быть с возлюбленными. Чистая, искренняя любовь - основа их личностей. Герои счастливы потому, что им довелось испытать это глубокое чувство.

28.03.2013 18852 2209

Урок 56 тема одиночества человека в СТРАННОМ мире белых НОЧЕЙ. ПЕТЕРБУРГ достоевского

Цел и: обучать аналитическому чтению; выявить особенности пейзажа в произведениях Достоевского.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания (аналитическое чтение).

Беседа.

– Как чувствует себя герой в Петербурге?

– Какая обстановка его окружает?

– При каких обстоятельствах произошла его встреча с Настенькой? (Рассмотреть иллюстрацию художника М. Добужинского «Белые ночи», с. 383.)

– Как повел себя герой? Почему?

– Как характеризует героя его диалог с Настенькой?

Учитель. Идея одиночества человека, его неприкаянности не может оставить читателя равнодушным: «Мне страшно стало оставаться одному… я бродил по городу в глубокой тоске», «Казалось, весь Петербург грозил обратиться в пустыню…» «Страшно, пусто, одиноко… И вдруг…» «Неужели же был грех почувствовать… братское сострадание?..» (с. 322, учебник). Сострадание, принесение своего «я» в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу – нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. Герой помышляет о братском участии, он сам охотно приходит на помощь несчастной девушке из чувства «братского сострадания»; его душа открыта навстречу возвышенным благородным стремлениям. Писатель сочувствует своему герою, но показывает его полную беспомощность перед лицом прозы жизни, пошлой действительности. Мечтателю судьба подарила «целую минуту блаженства» – так он оценивает свои чувства к Настеньке и свои короткие встречи с ней. Но этой минуты оказалось мало «на всю жизнь человеческую».

«Белые ночи» – произведение, овеянное поэзией, повествующее о благородных мечтателях, что подчеркнуто и подзаголовком: «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя», и эпиграфом – строкой из стихотворения И. Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего?..

Повесть построена в виде воспоминаний героя, речь которого романтически стилизована, насыщена литературными реминисценциями. Беспредельная грусть одинокого мечтателя, вспоминающего через 15 лет самое счастливое мгновение своей жизни, уже предвещает горькое разочарование героев 60-х гг.

II. Работа по теме урока.

1. Постановка круга рассматриваемых вопросов.

– Какую роль в понимании героев «Белых ночей» сыграл образ города? Какой он, Петербург Достоевского?

– В творчестве каких писателей создавался образ Петербурга? А чем отличается повествование Достоевского?

Для того чтобы выявить особенности пейзажа Достоевского, внимательно прочитаем еще раз первый абзац «Ночи первой».

2. Выразительное чтение текста (с. 380–381 учебника).

3.Работа в группах (с элементами лингвистического анализа).

1-я группа . Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придает тексту повествование от первого лица?

2-я группа . Проанализируйте построение предложений. С кем ведет диалог рассказчик? Чего добивается таким способом автор?

3-я группа . Какие детали помогают понять жизнь города? Попробуйте «расшифровать» символ – желтый цвет.

4-я группа . Эта часть текста – монолог героя. Оцените богатство его речи. Как этот монолог его характеризует?

5-я группа . Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему бесконечно одинок герой повести «Белые ночи»?

Вывод . Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). Но в отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детали, топографическая точность). Кроме того, Достоевский не только бытописатель, он изображает и некоторую духовно-мистическую сущность Петербурга, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург – символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в сконцентрированном виде.

III. Итог уроков.

Домашнее задание:

1) домашнее сочинение «Насколько интересны современному читателю мысли и чувства Достоевского»;

2) статья о Л. Н. Толстом (с. 3–6, II ч. учебника);

4) индивидуальные задания (см. следующий урок).

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Cлайд 1

Федор Михайлович Достоевский «Белые ночи» Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в страшном мире ночей. Учитель литературы Алиева Светлана Викторовна, ГОУ СОШ «Школа здоровья» №883 г. Москвы

Cлайд 2

ЦЕЛЬ: выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя

Cлайд 3

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский

Cлайд 4

Блиц-опрос Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? Тургенев Сколько слов содержит полное название данного произведения? семь Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? Настенька Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? четыре Как называется город, в котором происходят описанные героем события? Петербург

Cлайд 5

Впервые опубликовано в журнале "Отечественные записки" (1848. N 12) с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. «Белые ночи»

Cлайд 6

Ночь первая. В какой обстановке разворачивается сюжет произведения? Какие события изображены на страницах повести? Как чувствует себя герой в Петербурге? Какая обстановка его окружала? При каких обстоятельствах произошла встреча его с Настенькой? Как повел себя герой и почему?

Cлайд 7

«Сентиментальный роман» Роман1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы. Роман2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. По словарю Ожегова С.И. В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”?

Cлайд 8

«Сентиментальный роман» СЕНТИМЕНТАЛИЗМ: 1)Литературное направление (в России в конце 18 и начале 19 вв.), отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы; 2) Сентиментальное (во втором значении) отношение к чему-нибудь (книжн.) Что означает прибавка “сентиментальный”?

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Мечта – мечтательность – мечтатель Мечтать что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном. Мечта вообще всякая картина воображения и игра мысли; пустая, несбыточная выдумка; призрак, видение, мара. Мечтатель -охотник мечтать, задумываться или играть воображением; кто сам о себе высокого мнения. Толковый словарь В.Даля Словарь:

Cлайд 12

Проблемный вопрос Надо ли человеку иметь мечту? Нужно ли человеку мечтать? Быть мечтателем это хорошо? Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Cлайд 13

Как герой объясняет, почему он не занимается делами? Как он оценивает такую жизнь?

Cлайд 14

Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? Оцените богатство речи героя. Как этот монолог его характеризует?

Cлайд 15

Ночь третья Почему герой так легко увлекся Настенькой? Легко ли понять, что думает автор по поводу переживаний своего героя?

Cлайд 16

Cлайд 17

Утро Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний) Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.) Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день– проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”.Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)

Cлайд 18

Как герой воспринимает разрыв своих отношений с Настенькой? Почему? Счастлив или несчастлив герой? У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках? Утро Вывод. Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Cлайд 21

Домашнее задание Мини-сочинение. Чем интересна повесть «Белые ночи» вам, современным школьникам? Прочитав повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи», о чем бы ты хотел рассказать своим одноклассникам?

Cлайд 22

Список источников Петербург Достоевского http://www.pereplet.ru/portfel/glazunov/klassika_pic/dostoev/7.jpg «Белые ночи» http://img1.nnm.ru/d/9/0/b/a/d90ba6f2812632f4e2f0a2bca6f84805_full.jpg Мечтатель http://www.artlib.ru/objects/gallery_642/artlib_gallery-321236-b.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/74/788/74788342_beluye_nochi.jpg Петербург http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg http://www.spb-guide.ru/img/7917/2732.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/1/scripwriter.0/0_11fd_129b99c8_XL Ф.М.Достоевский «Белые ночи» http://az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0230.shtml На мосту http://www.3rm.info/uploads/posts/2012-12/1355855415_3.jpg Утро http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2007/11/29/996239.jpg Словари http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%A2%D0%90%D0%A2%D0%AC/ Методические пособия и разработки Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи» http://festival.1september.ru/articles/533052/ И.В.Золотарева, О.Б.Беломестных «Поурочные разработки по литературе 9 класс» - Москва:ВАКО,2011 Н.В.Беляева, О.А.Ерёмина. «Уроки литературы в 9 классе»- Москва: Просвещение, 2011