В чём отличия художника от учёного? Талантливый человек талантлив во всем Художник и писатель в одном лице.

Чем больше времени отделяет нас от жизни великих людей, таких как Платон, Перикл, Пифагор, тем значительнее и выше предстают перед нами облики этих титанов духа и мысли. К их числу, без сомнения, принадлежит великий художник, гениальный учёный, величайший гуманист своей эпохи Леонардо да Винчи.

Современники называли его «универсальным человеком». Уже тогда было ясно, что всё сделанное им в духовной и общественной жизни эпохи уникально и необычно. В этом человеке соединились многие таланты и поразительные дарования. Он был не только великим художником, великим математиком, механиком и инженером, которому обязаны открытиями самые разнообразные отрасли наук. Он также был не менее выдающимся астрономом и космографом, геологом и ботаником, анатомом и лингвистом, лексикографом и поэтом, новеллистом и писателем-реалистом, дальновидным мыслителем, вносившим гуманистические критерии во всё, что составляло пространство его творчества.

Было бы безнадёжной задачей пытаться в немногих словах резюмировать всё то, что прославило имя этого непревзойдённого творца своей эпохи, сделало его вечно живым в глазах потомков. Выделим лишь то главное, на наш взгляд, что легло в основание его мировой славы - науку и искусство. В глазах художника наука и искусство были лишь разными сторонами единого процесса творчества. Одно помогало другому: искусство не могло достигнуть совершенства без науки, в науке должно было присутствовать дыхание искусства.

И сегодня творчество Леонардо да Винчи является для нас тем пока ещё недостижимым образцом, где слились воедино качества учёного-творца и художника-мыслителя. Мысль учёного, соединённая с высочайшим духовным потенциалом личности, рождала гениальные идеи, создавала бесценные художественные произведения, делала неожиданные и блестящие открытия.

Джордже Вазари, первый в настоящем смысле слова историк искусства, не побоялся в своё время назвать Леонардо да Винчи «небесным» и «божественным». Сегодня, по прошествии более чем пятисот лет, мы с ещё большим основанием можем присоединиться к его словам. Так как именно сегодня к нам приходит осознание той поистине планетарной значимости, которую олицетворяют собой все великие личности. Только сегодня мы начинаем понимать, что все выдающиеся люди, все великие таланты являются фокусами высших энергий, в которых сосредотачивается движущая сила эволюции. Именно они создают славу и жизнеспособность своих стран. Именно через них и ими реализуются эволюционные сдвиги в жизни планеты.

Текут столетия, одна эпоха сменяет другую, коронованные особы занимают престолы и покидают их... Но не они остаются в памяти человечества, а те, кто силою искусства, мощью своего гения, величием своего духа творят истинную историю. К этим великим зодчим планеты, несомненно, принадлежит и Леонардо да Винчи.

В истории перечисляются разнообразные, удивительные труды Леонардо да Винчи во всех областях жизни. Он оставил поразительные математические записи, исследовал природу воздухоплавания, погружался в медицинские соображения. Он изобретал музыкальные инструменты, изучал химию красок, любил чудеса естественной истории. Он украшал города великолепными зданиями, дворцами, школами, книгохранилищами; строил обширные казармы для войск; вырыл гавань, лучшую на всем западном берегу Адриатического моря, и строил великие каналы; закладывал могущественные крепости; сооружал боевые машины; рисовал военные картины... Велико разнообразие!

Но после всего замечательного Леонардо в представлении мира остался художником, великим художником. Это ли не победа творчества?!

Предыдущее показало: искусству и науке есть что предъявить друг другу, чем порадовать и заинтриговать. Оттого между ними и проложены широкие транспортные артерии, по которым идет постоянный обмен достигнутым. Подобно тому, как ученый питает мастеров искусства первоклассной научной информацией, он сам погружается в мир искусства, усваивая его ценности. Лишь благодаря такой взаимной поддержке они и могут наивысшим образом оправдывать свое пребывание на Земле.

Конечно, наука и искусство занимают в культуре противоположные полюсы, ставят особые цели и обслуживают разные человеческие нужды. Но именно потому, что они разные, у них все основания объединиться для обоюдной опоры. Ибо то, чего не хватает художнику, он может почерпнуть в науке, и наоборот: исследователь восполняет недостающее общением с искусством. Им нет резону жить рассогласованно. Недаром же Л. Толстой связь науки и искусства уподоблял той, что существует между легкими и сердцем: если один орган болен, худо и другому.

В самом деле. Способна ли наука развиваться в стороне от искусства, не приникая к его живительным ключам? Она рискует тогда стать бездуховной, бескрылой. Но и искусство без опоры на науку окажется лишенным глубины содержания, пустотелым. Они настолько сроднились, что их успехи являются практически общими, и прогресс в одной сфере неизменно влияет на обстановку в другой. Поэтому, чтобы понять события, разыгравшиеся, например, в искусстве, надо обращаться к науке, а чтобы разгадать повороты научно-технической мысли, стоит вглядеться, что происходит рядом, в искусстве.

Хочется привлечь слова Ч. Сноу. Несмотря на то что наука и искусство чаще разведены, порой даже состоят в противоборстве, они нередко сходятся, и тогда "столкновение двух дисциплин, двух галактик, - если не бояться зайти так далеко! - не может не высечь творческой искры".

И верно. В истории человечества искры от подобных встреч то и дело вспыхивали, раскаляясь до настоящего творческого вдохновения. Наука помогает людям искусства увидеть мир глазами истины, очищенным от суррогата и домыслов. В свою очередь, искусство, отражая мир образно, обогащает ученого умением взглянуть на свою задачу с иных высот, увлечь красотой поиска. Этим утверждается тесный, хотя и не всегда явно видимый союз научного и художественного.

Наиболее ярко их содружество разгорается в точках, где дарования ученого и художника сходятся в одном лице. И если такие люди приносят миру одинаково выдающиеся как в той, так и в другой области результаты, успех можно объяснить также тем (или главным образом тем), что перед нами удачливое сочетание задатков сразу этих двух видов творчества.

Итак, нашим вниманием завладела история человеческой мысли, щедро демонстрирующая таланты двух измерений: одно определяет меру художественности человека, другое - глубину его научно-исследовательских способностей. Творя, созидая, такой человек, являясь ученым, помогает себе тем, что он еще и художник, а будучи художником, усиливает свой дар способностями ученого. И пусть эти связующие нити внешне не столь зримы, все равно идет внутренний обмен дарованиями, методами освоения мира, способами подхода к отражаемой и переживаемой реальности.

Вначале скажем о тех выдающихся творцах искусства, которые оставили заметный, хотя, быть может, и не столь яркий, след также в науке.

Одним из первых в этом созвездии значится великий персидский и таджикский поэт и ученый XI века Омар Хайям. Он начинал как математик и астроном, затем вник и в другие разделы естественного знания, освоив многие науки. Считался учеником и продолжателем гениального исследователя природы Ибн Сины. И лишь досуги мог посвящать поэзии. Однако именно в поэзии он скорее всего и обессмертил себя.

Долгое время, вплоть до XIX века, мир знал двух Хайямов: поэта Омара Хайяма и математика Аль-Кайями. То ли не догадывались, то ли просто не верилось, что это один человек, который назывался: Гийас ад-Дин Абу-л-Фатх Омар ибн Ибражм ал-Хайям ан-Найсубарн. Столь необычно длинное имя расшифровывают так. "Гийас ад-Дин" - традиционный титул ученого, дословно "помощь веры". Далее записаны его собственное имя, потом имя отца и профессия (Хайям, что значит "палаточный мастер"). Наконец указывается место жительства - Найсубарн или Нишапур (ныне город южнее Ашхабада).

Одна из причин, по которой существовало два О. Хайяма, возможно, в том, что стихи он писал на литературном языке фарси, а научные труды - на "ученом" арабском языке, Но главную-то роль сыграло, надо полагать, как раз необычное сочетание математического и поэтического дарований. Вот так же в свое время Европа верила в двух М. Ломоносовых. Впрочем, об этом чуть позднее.

Поэт О. Хайям оставил около четырехсот (а если быть точным, триста восемьдесят два) рубаи. Это четверостишия, в которых блестящие философские афоризмы, социальные раздумья сочетаются с глубоко личностной, лирической темой.

Как ученый, он прославлен составлением календаря поразительной точности, который соперничает даже с ныне используемым григорианским календарем. Если в последнем ошибка в одни сутки накапливается в течение 3300 лет, то в календаре О. Хайяма за 4500 лет! К сожалению, он несет другие неудобства и потому сложен для использования.

О. Хайяму было известно свойство так называемого арифметического треугольника, открытого в Европе лишь 16 веков спустя. Любое число такого треугольника оказывается равным сумме чисел, которые над ним стоят. О. Хайяму принадлежит также систематический обзор решения уравнений до третьей степени включительно, им высказано много геометрических идей, перекликающихся с истинами Эвклида и т. д. Словом, перед нами человек больших научных и художественных дарований, которые счастливо уживались в одном лице.

Быстро пройдем средние века, когда научная и художественная практика объединялись общим понятием "семь свободных искусств". Сюда входили: музыка, риторика (красноречие), педагогика, олицетворявшие собственно искусство, а также арифметика, геометрия, астрономия и грамматика, которые составляли раздел науки. Сплошь и рядом в них делали успехи одни и те же люди.

А теперь сразу попадем в XVIII век, где нас ждут творения гения немецкого народа В. Гёте.

Конечно, он прежде всего поэт и писатель. И эта слава затмила его другую славу - крупного ученого. Настолько крупного, что, даже не будь В. Гёте столь выдающейся личностью на небосклоне искусства, он все равно вошел бы в историю культуры как натуралист.

Им оставлено 14 томов (!) научных исследований. Кроме того, 45 томов писем, дневников, очерков, в которых немало страниц-размышлений на естественнонаучные темы. Недаром К. Тимирязев считал В. Гёте единственным в истории человеческой мысли примером сочетания в одном человеке великого поэта, мыслителя и выдающегося ученого. Очевидно, К. Тимирязев предъявил завышенные критерии. В мировой истории В. Гёте не одинок, но он в самом деле личность выдающаяся.

Особенно ценными оказались его вложения в биологию. В XIX столетии ведущим разделом науки о живом, ее основой и владычицей стала морфология (учение о формах и строении организма). В. Гёте явился одним из тех, кто стоял, можно сказать, у истоков этой дисциплины, считаясь по праву ее теоретиком. Именно ему удалось выявить ряд ведущих законов в структуре растительного мира.

Вообще, В. Гёте начал заниматься естествознанием сравнительно поздно, в тридцатилетнем возрасте, когда был министром "карликового" Веймарского княжества, где находился город Иена с его известным университетом. Но вскоре он уже издал труд "Опыт объяснения метаморфозы растений", в котором, может быть, впервые столь отчетливо прозвучала мысль о единстве растительного царства и его развитии из некой общей основы. "Опыт" не случайно называют предтечей эволюционного подхода к растениям.

Сам В. Гёте так выразил главный вывод своего произведения: "Различные части растения возникают из одного тождественного органа, который, оставаясь в своей основе всегда одним и тем же, модифицируется и изменяется путем прогрессивного развития". Так, листья имеют общую природу, хотя различаются по месту их нахождения на стебле, по форме и функции. Цветок, оказывается, тоже лист, только сильно измененный. Поэт Гёте не упустил случая переложить эти естественнонаучные результаты в стихотворный текст. Так появились "Метаморфозы растений", где находим великолепные строки:

В каждом цветочке есть сходство с другими, но есть и различье: Ясно, что в целом сокрыт дивный, могучий закон, Дивная скрыта загадка.

В. Гёте не был понят ни учеными, ни людьми искусства и друзьями. Его взгляды оказались слишком смелыми для привыкших к старой догме преформизма. Согласно ее постулатам уже в зародыше содержатся все органы, которые имеет взрослая особь, только они ничтожно малы. Так, в зародыше осла есть и уши, и копыта, и все остальное. В дальнейшем происходит лишь простое количественное увеличение. Ни о каком качественном развитии организма, тем более эволюции животного, при таком подходе не могло быть и речи.

В. Гёте не был понят и в другом. Известно, что ему принадлежит открытие так называемой межчелюстной кости у человека, наличие которой ученые единодушно отрицали, полагая, что именно этим человек отличается от животных. Сравнивая черепа тех и других, В. Гёте обнаружил у человека швы, которые, хотя и слабо, но указывали на следы межчелюстной кости. Он изучал также кости на разломанных черепах, исследовал черепа детей и даже зародышей, словом, работал как заправский естествоиспытатель. И доказал свой вывод.

Увы! Статью В. Гёте не напечатали. Крупный анатом П. Кампер, например, свой отказ мотивировал следующим образом: "Я все-таки несколько оскорблен сближением нашей расы (то есть человека) с расой скотов". И лишь в 1820 году, то есть почти через 40 лет со дня написания, статью удалось опубликовать, и то в куцем виде: без рисунков и таблиц. Полностью она появилась только в 1831 году. Но к тому времени межчелюстная кость у человека уже была описана другими.

Поэт занимался и иными вопросами естествознания. Так, он обнаружил новую форму облаков - гребенчатую, пополнив ею разнообразие видов этого интересного явления природы. Небо привлекало его и более глубокими далями: оно манило тайной своей голубизны. Хотелось разгадать ее, и В. Гёте заинтересовался учением о цвете - хроматикой. Так обозначил он проблему цветности. Исследовал ее около двадцати лет. Итогом явилась собственная теория вопроса. Она изложена в двухтомном сочинении (более 1400 страниц) с атласом таблиц, описанием опытов и т. п. Потом он уж не оставлял этот труд до конца жизни, дополняя статьями, замечаниями.

В основе выводов лежала ошибочная идея, будто оптическая концепция И. Ньютона ложна, а результаты его опыта разложения белого света на цвета радуги и их синтез в белый свет несостоятельны. Теория И. Ньютона, заявил В. Гёте, - старый замок, где полно крыс и сов, замок, который потерял военное значение и его надо сровнять с землей.

Что же он предлагал вместо? По его убеждению, цвета не приходят в глаз в виде лучей, а возникают в глазу, создаются им. Интересно, что В. Гёте ставил собственную теорию достаточно высоко, выше своих художественных творений. Незадолго до смерти, например, он продиктовал личному секретарю И. Эккерману: "У меня нет иллюзий по поводу того, что я создал как поэт. При мне жили отличные поэты, еще лучшие жили до меня и также будут жить после меня. А то, что я в моем столетии являюсь единственным, знающим правду в трудном учении о цвете, этим я могу немного гордиться, и я имею поэтому чувство превосходства над многими..."

Надо отметить, что В. Гёте, по оценкам специалистов, прозорливо увидел ряд неясностей в господствовавшей тогда корпускулярной концепции И. Ньютона. Он первым обратил, например, внимание на то, что она не способна объяснить многие оптические эффекты, и поколебал веру в ее непогрешимость.

И все же главное не в этом. Ряд ученых тогда и позднее поддержали идеи В. Гёте не только в критической, но и в позитивной части. Назовем лишь некоторых: Г. Гельмгольц, В. Оствальд, К. Тимирязев, А. Столетов, В. Вернадский, В. Гейзенберг, М. Борн... согласитесь, все - авторитеты, все - звезды первой величины.

В чем же дело? В. Гёте заложил основы нового учения - психофизиологическую теорию цвета. Еще в 20-х годах XIX столетия крупные физиологи, чех Я. Пуркине (по прозванию "будитель") и немец И. Мюллер, объявили себя последователями и учениками В. Гёте и продолжили его дело.

И. Мюллер, например, считает, что В. Гёте прав, как прав и И. Ньютон. Но они исследовали разные плоскости цветности: первый - ее психофизиологию (механизм нервного образования ощущения), второй - физику внешних раздражителей, вызывающих оптическое ощущение цвета. Им не враждовать, а дополнять друг друга.

Как видим, и в естествознании В. Гёте не чужой. Здесь им оставлено немало. Таким образом, он удачно соединял в себе поэта и ученого, что, очевидно, проявилось самым благоприятным образом как в его литературных, так и научных делах.

Продолжая рассказ о больших художниках, проложивших след в науке, хочется отметить и JI. Кэррола, автора громких литературных шедевров. Кроме приключений "Алисы в стране чудес", о которых мы писали, он оставил еще одну книгу "Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье".

Однако мало кто знал при его жизни (да и позднее), что человек, создавший великолепные детские сказки, которыми зачитываются взрослые, - математик, достигший и в науке серьезных успехов. В течение 26 лет он был профессором в знаменитом Оксфордском университете. Говорят, когда королева Виктория, придя в восторг от "Алисы", пожелала прочитать все, что написано JI. Кэрролом, перед ней положили... стопку трактатов по геометрии. Но послушаем, что скажут специалисты. Известный советский геометр И. Яглом отмечает, что Л. Кэрролу присущ "незаурядный литературный талант и замечательная логическая изощренность". Последнее и позволило ему получить ряд интересных математических результатов, правда, рангом пониже, чем его художественные находки.

Теперь нам осталось сообщить, что настоящее имя этого интересного человека - Чарлз Доджсон. А Льюис Кэррол - псевдоним. Он придумал его довольно забавным образом. Сначала перевел с английского на латынь свое первое имя Чарлз - "Каролус". Затем перевел второе имя Лютвидж - "Людвикус". (Заметим, что у европейских народов ребенку при рождении обычно присваивается несколько имен - в честь родных, друзей, знакомых. Например, у Гегеля три имени: Георг, Фридрих, Вильгельм.) Итак, получилось "Каролус Людвикус". Переставив эти латинские имена местами и переведя их снова на английский, Льюис Кэррол и получил свой псевдоним. Вскоре он затмил его подлинное имя, имя преподавателя геометрии, вынужденного произносить сухие лекции и наводить тоску практическими занятиями. Рассказывают, как несколько лет спустя один из его студентов заметил: "Подумать только! В это время он сочинял "Алису"..."

Перу австрийского писателя, классика немецкоязычной литературы XX века Р. Музиля принадлежит ряд превосходных произведений. Особенно известен его трехтомный сатирический роман "Человек без свойств", соединяющий традиционную образность изложения с глубоким философским анализом. Перед читателем развертывается масштабное полотно распада Австро-Венгерского государства как своего рода "модель" общего кризиса буржуазной Европы.

Но в отличие от многих своих коллег-романистов Р. Музиль был представителем точного знания. Он получил военно-техническое образование и основательно занимался математикой, физикой, экспериментальной психологией. И хотя здесь ему тоже довелось что-то получить, все же главные удачи выпали ему в литературном труде.

В числе людей, носивших художественный дар рядом с талантом ученого, нам приятно назвать имя соотечественника, замечательного писателя И. Ефремова. Он не только квалифицированный горный инженер, хороший геолог, но еще и доктор биологических наук, к тому же великолепно знающий историю. Наверно, эта разносторонняя ученость, это сочетание в одном лице геолога, биолога, историка и позволили ему сказать в науке довольно веское слово. И. Ефремов числится как создатель новой дисциплины - тафономии. Это раздел исторической геологии, который изучает закономерности залегания останков древних организмов в слоях земной коры. Здесь и нужен был биолого-историко-геологический взгляд. В 1952 году ему за книгу "Тафономия и геологическая летопись" была присуждена Государственная премия.

Кроме того, И. Ефремов был руководителем ряда экспедиций. В одной из них, по пустыне Гоби, открыл крупнейшее в мире "кладбище драконов" (скопление костей динозавров). Словом, мы имеем дело с незаурядным естествоиспытателем. Такое сочетание талантов еще более усиливало, обоюдно усиливало его задатки и как писателя и как ученого.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Время - штука вредная и неуловимая. Вечно сочится сквозь пальцы и утекает непонятно куда. Что делать, если всю жизнь хотел писать симфонии получше моцартовских, а у тебя на руках двое детей, жена, мама и еще плюс ко всему горящий проект?

Мы в сайт тоже крайне озабочены данной проблемой: хотим и себя в жизни реализовать, и косточкой не подавиться. Не опускать руки и вершить великие дела нам помогают примеры знаменитых людей, которым уж точно хватало 24 часа в сутках.

Леонардо да Винчи

Возглавит наш список знаменитый «универсальный человек». Напомним, что Леонардо - выдающийся художник эпохи Возрождения (все помнят Джоконду?), изобретатель (все его изобретения легли в основу построения современных подводных кораблей), ученый, а также писатель и музыкант. А еще он первым объяснил, почему небо синее: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой». Успевал он все это благодаря собственно выработанной системе сна: спал он в сумме по 2 часа (отбой на 15 минут несколько раз в сутки), а во все остальное свободное время менял мир и себя к лучшему.

Антон Чехов

© Браз И.Э. Портрет А.П.Чехова, 1898 год

Гениальный брат своего брата (псевдоним был такой у него). Знаменитый мастер короткого рассказа, юморист и сатирик, величайший драматург и по совместительству врач. Сам он признавался: «Медицина - моя законная жена, а литература - любовница. Когда надоедает одна, ночую у другой». Постоянно разрываясь на распутье двух своих талантов, Чехов занимался врачебными делами до конца своей жизни. Даже собакам своим он дал имена по названию лекарственных препаратов: Бром и Хина. Но и «любовницу» уважал: за всю жизнь Чеховым создано более 300 произведений, среди которых и коротенькие рассказы, и внушительного размера драмы. А еще великий юморист любил марки коллекционировать. Вот человек был!

Владимир Набоков

© Ullstein Bild / Getty Images.com

Писатель и ученый-энтомолог, причем энтомолог-самоучка. В честь Владимира Владимировича названо более 20 родов бабочек, один из которых (вот милота!) зовется Nabokovia. Также Набоков отлично играл в шахматы. Им было составлено несколько сложных шахматных задач. Его любовь к этому интеллектуальному виду спорта была отражена в романе «Защита Лужина». Напомним, что Набоков в совершенстве владел английским языком. «Лолиту» в Америке любят так же, как и у нас.

Иоганн Вольфганг фон Гете

Гете слыл не только великим писателем и поэтом, но еще и ученым: он сделал некоторые открытия в области теории света. К тому же он активно коллекционировал минералы - его коллекция насчитывает 18 000 экземпляров (понятно, откуда у Фауста такая тяга к алхимии). Автор знаменитой драмы был таким везучим или молодцом, что спал всего по 5 часов в сутки, а сил хватало на многие-многие свершения. Возможно, это оттого, что Гете придерживался строгих правил и был сторонником ведения здорового образа жизни: он совсем не употреблял спиртного и не терпел запаха табачного дыма. Потому он и прожил 82 года и успел столько всего создать.

Хью Джекман

Не только знаменитый актер, но и бродвейский артист, да еще какой! В течение одного сезона ему удалось получить все основные театральные премии. Всем известна и третья область деятельности Джекмана, в которой он достиг успеха, - семейная жизнь. Брак Хью и Деборры-Ли Фёрнесс длится вот уже 20 лет, и вместе они воспитывают двух детей. Да что уж там! Нашему Хью вообще все по силам: он умеет играть на пианино, гитаре, скрипке, а еще... вибрировать зрачками и даже жонглировать. Наверное, даже Росомахе такое не по силам.

Сальвадор Дали

Все говорят, что он сумасшедший, а вот о том, что был универсальным, молчат. Дали славится не только как живописец и скульптор, но и как режиссер ужаснейшего «Андалузского пса». Также Дали написал несколько «трудов»: «Тайную жизнь Сальвадора Дали, рассказанную им самим» и «Дневник одного гения». Ради своих психоделических шедевров скромный гений зачастую «извращался» по части сна. Поясним: Дали нанимал себе специального слугу, который, видя, что хозяин в полном изнеможении начинает засыпать, будил его, прождав несколько секунд. Взъерошенный Дали тут же хватался за бумагу и пытался набросать то, что видел в первые секунды поверхностной фазы сна.

Михаил Ломоносов

© Миропольский Л.С. Портрет М.В.Ломоносова, 1787 год

Русский ученый-естествоиспытатель, химик и физик, поэт, художник... все тут вряд ли перечислишь. Ломоносов не просто активный деятель - он почитается как реформатор. Именно он провел реформу стихосложения. Поэтому заучиванием ямбов и хореев, мы, как ни странно, обязаны выдающемуся химику. Кстати, быть умным не значит представлять собой объект издевательств. Во время учебы в Марбурге, например, Ломоносов в совершенстве овладел умением обращаться со шпагой. Местные задиры обходили стороной этого чересчур способного и умелого московита. Вот уж точно талантливый человек талантлив во всем!

Исаак Ньютон

Все должны знать, что он известен не только благодаря яблоку, упавшему на голову. Ньютон писал книги по теологии, где говорил об отрицании Святой Троицы, а также являлся председателем Королевского общества искусств. Не многим известно, что Ньютон также изобрел две ошеломительно гениальные вещи: средство для переноски кошек и дверцу для них же (куда же теперь мы без них?). В этом виновна его любовь к мохнатым и усатым друзьям. Ньютон предпочитал активную деятельность сну - на ночной отдых он отводил всего 4 часа в сутки.

Бенджамин Франклин

Все мы знаем его как дяденьку с доллара и политика, однако Франклин все равно что наш Ломоносов. Он был журналистом и изобретателем. Он изобрел, например, печь («пенсильванский камин»), а еще предсказывал погоду. Первый разработал детальную карту Гольфстрима. Основал Филадельфийскую академию, а также первую в Штатах публичную библиотеку. Также Франклин обладал музыкальным талантом. Все успевать дяде Бену помогало четкое следование режиму дня, в котором сну отводилось лишь 4 часа в сутки.

Александр Бородин

© И. Е. Репин. Портрет А. П. Бородина, 1888 год

Человек, чей портрет висит и в классе музыки, и в классе химии. А вы знаете, что автор знаменитой оперы «Князь Игорь» был еще и химиком, и медиком? Называл он себя в шутку «воскресным музыкантом»: приходилось жертвовать выходными ради того, чтобы создать что-нибудь эдакое для мира музыки. Воспоминание о трудовых буднях Бородина оставила его жена: «Мог сидеть по десять часов подряд, мог совсем не спать, не обедать». Еще бы! Ведь, как известно, одним из девизов Бородина была такая супермотивирующая фраза: «Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе». Также Александр Порфирьевич был активным общественным деятелем - он являлся одним из инициаторов открытия Женских врачебных курсов.

Фли (Майкл Питер Бэлзари)

В юные годы Булгаков работал земским врачом, и ему приходилось быть универсалом: и терапевтом, и гинекологом, и хирургом, и стоматологом. «Записки юного врача» своим появлением на свет обязаны именно тому периоду жизни молодого Булгакова. Совмещать врачевание и творчество было трудно, потому приходилось «отпахивать» смену, целый день лечить деревенский непритязательный народ, а потом еще и выкраивать время на писательство... Чем только не пожертвуешь ради искусства. Как-то в письме к маме он написал: «По ночам пишу „Записки земского врача“. Может выйти солидная вещь». Также Булгаков - образчик правильного отношения к критике. Он коллекционировал критические статьи о своих работах, среди которых 298 отрицательных и 3 положительных отзыва критиков.

Ну как, все еще думаете, что вам не хватает времени?

Практически все творчество Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 11 июля 1593) пронизано духом новаторства и бунта против сложившихся законов искусства и жизни.

Безгранично одаренный, гениальный Арчимбольдо всю свою недолгую жизнь занимался всеми на тот момент доступными творческими занятиями. Он был потрясающий художник, и

нженер, ученый, дизайнер.

Огромная личность Арчимбольдо сравнима с великим Леонардо Да Винчи.

У них очень много общего в судьбах. Оба были детьми мастеров, оба достигали в жизни всего сами, не имея ни знатного рода, ни больших денег. Оба занимались всеми областями творчества, известными в то время. И Да Винчи, и Арчимбольдо занимались конструированием всевозможных полезных и нужны устройств, включая военную технику.

Так же оба этих знаменитых итальянских гения активно творили в искусстве.

А после смерти обоих, практически на сотни лет ушли в небытие. Только, Леонардо Да Винчи вспомнили гораздо раньше Арчимбольдо, поэтому и имя этого великого художника и изобретателя эпохи Возрозждения никому практически не известно.



Сегодня Джузеппе Арчимбольдо в числе тех немногих художников, которые оказали наибольшее влияние на европейскую живопись, задав ей новое направление

Джузеппе начал первым изображать уродливое, тем самым поставив под сомнение утверждение, что предметом искусства является только прекрасное. Потом эту линию продолжат другие художники, а потом и поэты, писатели, музыканты, режиссеры...

Однако чудаковатость его картин современники оценивали как курьезы, шутки, перевертыши, веселящие императорский двор, подобно пышным праздничным церемониям,

фейерверкам и водным представлениям в императорском дворце, мастером организовывать которые был Арчимбольдо.

Как вариант Воздуха - Обоняние

На современном языке его можно было бы назвать арт-директором императорского двора, но в первую очередь он был все-таки художник, каким и вошел в историю европейской живописи. Его необычные картины восхищали не только императора Священной Римской империи, любивших одаривать ими своих друзей и врагов, но удивляли художников, уже не такого далекого века двадцатого.

Сальвадор Дали называл его первым художником, стоявшим у истоков сюрреализма, приходя в восторг от знаменитых серий «Времена года» и «Стихии». В какой момент произошел переворот в стиле художника, никто уже не узнает, поскольку о его жизни известно не так много. Но начинал Джузеппе как вполне традиционный художник, творивший в русле средневекового храмового искусства.

Витражи св. Екатерины в Миланском соборе, изготовленные Д. Арчимбольдо

Вместе с отцом он украшал Миланский собор витражами с изображением жития св. Екатерины. И ничто не выдавало в нем будущего очень странного художника. От этого периода у Арчимбольдо осталась только любовь к ярким краскам. После витражей был короткий период изготовления эскизов для гобеленов, которые тоже были выполнены во вполне традиционном стиле.

Перелом произошел после приглашения Фердинандом I его, уже известного художника, в императорский дворец в Прагу. К тому времени ему исполнилось уже тридцать пять лет. Началась долгая двадцатипятилетняя служба в качестве придворного императорского художника.

Здесь Арчимбольдо попадает в совершенно иную среду, в которой почитались науки, ученые, маги, астрологи, ценились книги и музеи с лучшими произведениями искусства, создавалась знаменитая кунсткамера с причудливыми животными и всем занимательным, собиравшимся со всех концов света.

"Времена года": "Зима - Весна"

Возможно, именно тогда он познакомился с картинами Босха , Кранаха и Брейгеля , оказавшими на него огромное влияние и изменившими его стиль. Уже через год у Джузеппе Арчимбольдо появилась первые картины, в которых никто бы не узнал художника времен Миланского собора.

Это были картины серии «Времена года»: «Лето» и «Зима». Позднее серия пополнилась картинами «Весна» и «Осень». Картины настолько поразили и понравились императору, что художника просили написать такие же в качестве подарков знаменитым особам. Так появилось несколько картин этой серии, отличающимися друг от друга, но все выполненные в одной художественной концепции и одном стиле.

Серия «Времена года», а потом серии «Стихии», "Профессии", "Перевертыши" и картины, не входящие в серии, необычны тем, что стихии представлены в образе людей, но людей необычных, составленных из элементов, соответствующих представлениям эпохи Возрождения о природе, четырех стихиях, о прекрасном и безобразном. Элементы, из которых художник лепит свои образы времен года и стихий, поражают разнообразием и тонкостью исполнения.

"Времена года": "Лето" - "Осень"

Ученые пытаются составить полный список морских животных, цветов, фруктов, овощей и птиц, из которых Арчимбольдо создавал свои причудливые образы. Помимо необычности материала, из которых он лепит своих героев, художник встраивает в них знаки императорского отличия, возвеличивающие дом Габсбургов и показывающие его силу и могущество.

Художественная концепция картин Джузеппе уникальна. Она положила основу его успеху на много веков вперед, а документы того времени говорят, с каким энтузиазмом монархи и современники отзывались о творчестве Арчимбольдо. Посмотрим внимательнее его серию «Времена года», которая достаточно типична для стиля художника.

Джузеппе Арчимбольдо «Четыре времени года в одном портрете»

Для понимания общей концепции серии необходимо знать, что в то время отсчет года начинался с зимы, а год делился на две половинки - на два полугодия. Соответственно, два рядом стоящих сезона, составляющих одну половинку года (зима - весна; лето-осень), обращены профилем друг к другу. А вместе они - единое целое.

Диалог Сезонов и Стихий: "Лето" - "Огонь"

Два сезона, относящиеся к разным половинкам года, написаны художником повернутыми спиной друг к другу: весна - лето; осень- зима: весна заканчивала зимний период, а осень - летний. Как человек эпохи Возрождения, Арчимбольдо был не только художником, но еще и ученым, инженером, изобретателем, архитектором и сценографом, что ярко проявилось в его причудливых картинах.

«Зима» аллегорически изображена в виде древнего трухлявого пня с трещинами коры, которая в некоторых местах уже отпала. Пень похож на жалкого, чуть живого старика. Его нос разбит, опух и шелушится, беззубый рот - гриб - сидит криво, а подбородок усыпан бородавками. Все лицо покрыто щетиной, шрамами и струпьями, маленькие глазки глубоко скрываются в трещине коры. В качестве уха - сучок, оставшийся от сломанной ветки. Старик мерзнет от холода и его защищает соломенная циновка.

Но о том, что зима - это не навсегда, говорят два лимона - желтого и оранжевого цвета, контрастирующих с общим темным фоном. Они вносят в унылую атмосферу проблеск солнечного света и тепла. Символом грядущей весны являются зеленые листочки плюща, растущие на затылке старика, а также клубок переплетенных лиан над головой, напоминающий корону. На циновке виден герб как знак того, что картина выполнена по заказу императора.

Диалог Сезонов и Стихий: "Зима" - "Вода"

«Весна» - прямая противоположность «Зиме»: ее профиль развернут влево, в отличие от зимы, чей профиль развернут вправо. Весна - это буйство красок и множество цветов, из которых составлена голова молодой девушки с нежной улыбкой на губах. Она олицетворяет весну. На картине Арчимольбо проявляет себя как большой знаток флоры.

Кожа, волосы, платье составлены из нежных лепестков и стеблей весенних цветов, выписанных в мельчайших деталях. Щеки и кожа девушки состоят из белых и розовых бутонов, волосы - великолепная шапка из множества красочных цветов, платье - из трав и цветов зеленого цвета. Нос - бутон лилии, ухо - тюльпан, глаза - пара паслёновых в момент их цветения, ярко-розовые губы и подбородок - цветы розы. Шею украшает воротник из белых цветов. Весь образ дышит свежестью, юностью и благоуханием.

«Лето» открывает вторую половину года. Год вступает в пору зрелости, весеннее цветение юности закончилось. Пору плодоношения художник изображает в образе молодой женщины, состоящей уже не из нежных весенних цветов, а из летних фруктов, овощей и ягод. Здесь уже совсем другая цветовая гамма: нежно-белая и розовая гамма весны сменяется насыщенными желтым, коричневыми, красным и оранжевым, символизирующими жаркое солнце. Яркие, светящиеся краски подчеркиваются темным фоном.

Диалог Сезонов и Стихий: "Воздух - "Весна"

Щеки молодой женщины состоят из нежного персика, нос - из кабачка, рот - из молодого стручка гороха, подбородок - из красной груши, зрачок глаза - из яркой вишенки, серьги - из чеснока, а прическа - из винограда, маслин, груш, колосьев пшеницы и других даров лета, а платье соткано из колосьев хлеба. На одном из вариантов картины на воротнике платья видно имя художника, а на плече - год написания - 1573.

«Осень» завершает вторую половину года и летний период. Она изображена в образе мужчины, чья голова торчит из разбитой кадушки. Это голова грубого парня, состоящая из пышных осенних плодов: сочная груша - нос, щека - спелое яблоко, подбородок - граната, ухо - большой гриб-сыроежка, волосы - розовый, красный и темно-синий виноград. И весь образ напоминает Вакха, бога виноделия, возлияний и разгула. Год закончился, можно насладиться плодами трудов своих и повеселиться.

Диалог Сезонов: "Земля" - "Осень"

Как ученый и художник в одном лице, Арчимбольдо сопоставляет серии «Времена года» и «Стихии», выстраивая между ними соответствие и своеобразный диалог: зима - холодная и влажная как вода; весна - теплая и влажная как воздух; лето - жаркое и сухое как огонь; осень - холодная и сухая как земля. Каждая такая пара (время года-стихия) тоже обращена профилем друг к другу: лето и огонь, зима и вода, осень и земля, весна и воздух. При этом лето и огонь - олицетворяют Солнца, а осень и земля - Луну.

Четыре стихии изображаются художником в том же антропоморфном ключе, только здесь меняется морфология образов. Их материя соткана из животных, обитающих в соответствующей стихии: земная - из земных животных: быка, оленя, верблюда, льва, тигра, газели, собаки, обезьяны, носорога, медведя, слона, кабана и т.д.; воздушная - из птиц: орла, павлина, утки, гуся, индюка, петуха и т.д.; огонь - из разного вида огня от свечи и лампы до пушки и пистолета, символизирующие кроме всего прочего еще и военную мощь императора.

Серия "Професии": "Юрист" и "Библиотекарь"

Вода представлена разными видами морских животных, перечислить которые невозможно. Здесь и акула, и скат, и крабы, и осьминоги, и черепахи, и мидии и даже жемчуг, украшающий шею и уши. И рассматривать их - одно удовольствие. Не зря этого художника очень любят дети. Для них его картины - это всегда игра, разгадка ребуса, и наслаждения от угадывания.

Потому что все птицы, звери, морские твари очень реалистичны, начиная от окраски и кончая зубами акулы, хотя размеры некоторых животных не соответствуют реальным. И главное - несмотря на такое многообразие живности, во всех картинах Арчимбольдо нет хаоса, здесь все продумано и царит гармония, подчиненная идее художника.

Серия "Перевертыши": "Корзина с фруктами"

Известна и популярна одна из самых увлекательных серий Арчимбольдо, которая называются "Перевертыши". С первого взгляда - кажется просто корзина с плодами, но в перевернутом виде - это профиль конкретного персонажа. Кстати, сам художник был очень неплохим садовником и хорошо знал то, что писал.

картина "Овощи в миске или садовник" (также "Овощной садовник"), 1587-1590

Сегодня некоторые художники пишут картины, сделанные под Арчимбольдо, но, в отличие от картин классика, они действительно из серии шуток и курьезов, не несущих никакой другой смысловой нагрузки, напоминающие шутливое стихотворение Бориса Заходера "Из чего только сделаны мальчики?" Но Джузеппе Арчимбольдо был ученым и философом, он пытался по-своему осмыслить мир и представить его так, как он его видел.



Интересна деятельность Арчимбольдо как «Мастера Празднеств». В эпоху Ренессанса при дворах европейских монархов было принято устраивать праздники, турниры — яркие и торжественные, они надолго запоминались современникам. Сюжеты и персонажи для представлений, как правило, черпались из античной истории или мифологии, роли исполнялись членами королевской фамилии, королевскими камергерами и дворянами.

"Флора"

Отслужив 12 лет при дворе Рудольфа II, 60-летний Арчимбольдо попросил об отставке и в 1587 вернулся в Милан. За «долгую, верную и добросовестную» службу император пожаловал художнику полторы тысячи рейнских гильдеров. В 1591 художник написал два своих самых прославленных полотна — «Флору» и «Вертумна» (последнюю работу друзья считали портретом Рудольфа) — и послал их императору в Прагу; тот не только пришел в восторг от этих шедевров, но и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Год спустя Арчимбольдо скончался.

Император Рудольф II в образе римского бога времен года Вертумна

Арчимбольдо воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и изобретательности.

Мы часто определяем себя как «технарей» или «гуманитариев». Эта выдуманная преграда заставляет опускать руки перед огромным количеством возможностей, которые встречаются нам на пути. Однако есть и те, кто достигает успехов в различных областях знаний и доказывает своим примером, что возможности человека безграничны.

Кто такой «универсальный человек»? И может ли обычный человек быть одновременно химиком и композитором или художником и изобретателем?

В античности и Средневековье ученые часто работали в различных научных и художественных направлениях. Самым ярким примером «универсального человека» того времени является Леонардо да Винчи. В нем объединились художник, естествоиспытатель, анатом, изобретатель, писатель и музыкант. Будучи художником, он реализовал новую технику, которая была приближена к реализму. Вы также знаете «Мону Лизу» — самую известную из всех существующих картин. Многие ученые считаю, что Леонардо до Винчи мог быть и скульптором. Единственная дошедшая работа, по их мнению, — это терракотовая голова.

Леонардо считал себя больше ученым, чем художником. Он разрабатывал машины, с помощью которых человек сможет полететь, предложил первый прототип телескопа с двумя линзами. Так же ему приписывают такие изобретения как парашют, прожектор, велосипед, танк, катапульту и т.д.

Записки и заметки Леонардо да Винчи об анатомии обгоняли свое время на три века, но он не публиковал свои работы.

Среди русских ученых ярким представителем “универсального человека” можно считать Михаила Васильевича Ломоносова. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог.

Для всего научного сообщества его молекулярно-кинетическая теория тепла стала прорывом в представлении о строении материи. Им созданы новые оптические приборы, вертикальный летательный аппарат, разработан способ окрашивания стекла и т.д.

Среди его литературных произведений наиболее известны Оды, переводы Анакреонта и Горация.

Следующий “универсальный человек” с непростой судьбой — Александр Порфирьевич Бородин. Будучи незаконнорожденным, был вынужден учиться на дому, а для того, чтобы получить высшее образование, его родители пошли на махинации с документами. Русский композитор, химик и медик. Автор более 40 работ по химии. Одновременно с этим он считается основателем классических жанров симфонии и квартета в России.

Деятельность А.П. Бородина лучше всего отражают цитаты о нем: «Господин Бородин, поменьше занимайтесь романсами, на вас я возлагаю все свои надежды» (Н. Н. Зинин, химик-органик, у которого работал Бородин); «Займитесь уже музыкой» (Н. А. Римский-Корсаков, русский композитор, участник «Могучей кучки», как и Бородин)

Популярная актриса своего времени Хедди Ламмар, известная еще и тем, что изобрела систему, которая позволяет дистанционно управлять торпедами. Если раньше использовался псевдослучайный код для шифровки информации по одному каналу, то Хедди Ламмар и Джордж Антейл стали использовать секретный ключ для быстрого изменения каналов передачи информации. Сегодня мы так же каждый день встречается с этой технологией, используя сотовые телефоны или Wi-Fi.

Что общего между рок-музыкой и астрофизикой? Это Брайан Мэй. Рок-музыкант, гитарист группы «Queen», композитор, ученый астрофизик. Он сотрудничал с группой научных сотрудников миссии НАСА «New Horizon», связанных со изучением Плутона и ее спутника Харона.

Леонардо да Винчи, Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Порфирьевич Бородин, Хедди Ламмар, Брайан Мэй и это не все «универсальные люди». Они не ограничиваются одной областью знаний, развиваются в нескольких направлениях. Своими успехами они показывают нам, что развитие и тяга к труду приносят свои результаты.

Бабарина Татьяна, специально для редакции «