Бобби марли. История жизни боба марли

Ямайка ещё никогда не видела таких похорон. Люди выстроились в длинную широкую линию, чтобы проводить своего кумира к усыпальнице на кладбище, находящемся в 100 км к северу от Кингстона. По всему пути следования процессии звучала музыка, его музыка, ритмическая, плавная, немного печальная.

Ямайка прощается со своим пророком

Это были ритмы родины, его народа, чьей кровью и плотью он был. Провожал покойного весь остров, тысячи дерзких почитателей слетелись на похороны со всего мира. Смерть кумира нации спутала государственные планы. Важные мужи на неделю отложили рассмотрение государственного бюджета, на церемонии присутствовали два премьер-министра, один из них произнёс прощальную речь. Земле предали национального героя Ямайки, чьё творчество потрясло мир. Был ещё молод певец Боб Марли. В чём причина смерти 36-летнего музыканта, расскажем позже, а сейчас несколько слов о его биографии.

Боб Марли - сын темнокожей женщины и белого мужчины

Роберт Неста Марли родился в феврале 1945 года в маленькой деревушке недалеко от океана. Чистокровным ямайцем он не был. Будущий певец и музыкант - плод любви 55-летнего еврея из Великобританиии 18-летней жительницы острова. Офицера из Ливерпуля в те края занесла Вторая мировая война. Он встретил поэтессу, красавицу Седеллу Букер. Они думали, что проживут вместе годы, но судьба распорядилась иначе. Британский офицер покинет семью не по своей воле. Ему прикажут вернуться на родину, но только одному. Чернокожие должны находиться там, где родились. Так считало начальство, он не посмел ослушаться. Нормал Марли покинет остров, жену и сына, но не забудет о семье, по мере возможности будет помогать ей материально.

Музыка, футбол и женщины

Через несколько лет семья переедет в Кингстон, столицу острова. Район Тренчтаун, где проходят детство и юность будущего певца - трущобы. Здесь царят бедность, антисанитария, воровство, насилие. Роберт учится на сварщика, но мысли его далеки от швов на железных конструкциях. Три вещи в мире он любит больше всего - музыку, футбол и женщин. Марли оставил после себя 11 детей от разных подруг, хотя был женат всего лишь на одной: очаровательной кубинке Альфарите Андерсон. Они встретились в Тренчтауне в 1966 году, ей было 20, ему - 21 год. Спустя год поженились. У Риты оказался замечательный голос, она стала бэк-вокалисткой в группе мужа. Общих детей и Риты и Боба четверо. Впрочем, он никому не изменял. Для острова любовь ко всему прекрасному - как любовь к жизни. Он сам - её музыкальное воплощение: необыкновенная гибкость, тонкие длинные пальцы, глаза, голос, роскошные волосы. Всё пластичное тело его звучит, как гитара. Будем снисходительны к женщинам, устоять перед обаянием певца немыслимо.

Первые радости творчества и первые неудачи

Боб понял, что без музыки жизни нет, когда собственноручно смастерил первую гитару из невероятно убогих подручных средств. Он и друзья играют по вечерам в переполненных бараках. Слушатели курят травку и наслаждаются. Их становится всё больше и больше, но Боб уезжает в Америку в поисках себя и новой музыки, но пока приходится довольствоваться работой сборщика на заводе "Крайслер". Не складывается: неприятности с законом, разборки среди своих на улице… Боб решает вернуться. Дома тоже встречают неприятности, но внезапно он обретает религию, которая по душе. Имя ей - растафарианство. С этого момента всё в его жизни меняется.

Боб Марли: причина смерти, биография

Если католика, протестанта или православного в толпе не отличишь, то раста видно издалека: косички дреды, огромная шапка на голове цветов (красный, жёлтый, зелёный). Растафарианство проповедует всемирное братство чернокожих и единство всех народов Африки. Символ свободы - Эфиопия, страна, не покорившаяся европейским колонизаторам. Расти называют Запад Вавилоном. Регги - музыка их религии. С этого момента музыка Боба - уже не просто хорошая музыка. Это проповедь стиля жизни и философии расти. Лучшая песня, считает король регги Боб Марли, - та, в которой заложен правильный смысл.

Незадолго до ухода из жизни певец крестился в Эфиопской православной церкви, ему дали новое православное имя. Он торопился. Боб Марли (причина смерти его на первый взгляд самая невинная) знал, что болезнь не остановить. Он призывал к миру, добру, его цитаты и высказывания о жизни стали откровением для многих. Он говорил, что вчерашние ошибки в итоге идут на пользу. Он говорил: любой может причинить тебе боль, но лучше найти тех, кто этого достоин. «Пока цвет кожи значит больше, чем цвет глаз, будет война. Я против войны. За каждой войной следует другая. Я - никто. У меня есть только Бог. Я хотел музыкой сделать мир добрей».

Боб Марли (причина смерти певца многих шокирует) однажды во время игры в футбол поранил большой палец ноги. Небольшая травма, на неё поначалу никто не обратил внимания. Нога продолжала болеть, врачи обнаружили злокачественную опухоль, требовалась ампутация. Он категорически отказался. «Расти не позволяют разбирать себя на запчасти». Считается, что меланома почти не встречается у людей с чёрной кожей. Кто-то увидел в этом издёвку судьбы. Пророк на своей земле, певец ямайского народа и борец за его права - Боб Марли. Причина смерти - болезнь белых людей.

Боб Марли: причина смерти, фото

Он практически отказался от лечения. Мир людей перестал тревожить певца задолго до смерти. Боб решил, что если ему суждено умереть, то нужно достойно встретить свою кончину, подготовиться к ней. И он готовился. А когда час настал, газеты мира буквально взорвались заголовками о том, что умер Боб Марли. Причина смерти, личная жизнь певца обсуждались во всех печатных изданиях. О нём писали много и по-разному, но трагизм судьбы певца ощущался в каждой публикации.

Основные свои награды певец получил посмертно. В 1994 году - имя его занесено в американский Зал славы рок-н-ролла, в 2001 - звезда на аллее Голливуда и «Грэмми». BBC назовёт певца величайшим лириком Земли, одну из песен - лучшей песней тысячелетия. И если нас и сегодня интересует Боб Марли, причина смерти не имеет значения, есть его музыка, и она останется с нами навсегда.

В 1944 году офицер ВМС Великобритании Норвал Марли женился на молодой девушке с Ямайки Седелле Букер. 6 февраля 1945 года у них родился сын, которого назвали Роберт Неста Марли. Вскоре после рождения Боба отец оставил мать, однако он оказывал им финансовую поддержку и периодически встречался с сыном.
В конце пятидесятых, на Ямайке стало не хватать рабочих мест, и мать Боба в поисках работы была вынуждена переехать в столицу Ямайки – Кингстон. Они поселились в район Тренчтаун, который получил свое название от пересохшей сточной канавы, проходившей неподалеку. В Тренчтауне Боб проводил много времени со своим хорошим приятелем Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни. Они вместе посещали бесплатные уроки вокала, который давал известный ямайский музыкант Джо Хиггс. Здесь они познакомились с Питером Макинтошем и стали добрыми друзьями.
Тем временем на Ямайке развивалась и становилась все более популярной ска музыка. Когда Бобу исполнилось 16, он решил исполнить свою мечту стать музыкантом. Для многих молодых ямайцев музыка стала своего рода побегом от окружающей действительности. Одним из таких людей стал Джимми Клифф, кто до 14 лет успел записать несколько синглов. Джимми познакомил его с Лесли Конгом. Музыкальные таланты Боба впечатлили продюсера, и вскоре он оказался на студии, чтобы записать своей первый сингл «Judge Not». К сожалению ни этот сингл, ни песня 1962 года «One more cup of Coffee» не представляли особого интереса.
В следующем году Боб, Банни и их друзья организовывают группу Wailing Wailers. По началу они не добились успеха, и после пары записей группу покинули Шерри Смит и Юниор Брайтуэйт. Костяк Wailing Wailers остался прежним: Боб Марли, Питер Тош и Банни. Группа продолжила работу и представила ее Клементу Додду, продюсеру звукозаписывающей компании Coxsone. Здесь Wailing Wailers записали свою первую песню «Simmer Down», ставшую хитом. Их популярность быстро росла, и вскоре они записали еще несколько песен, в том числе «It Hurts to be Alone» и «Rule the Roadie».
Жизнь Боба засияла новыми красками, когда 10 февраля 1966 года он женился на своей подруге Рите Андерсон. На следующий день он улетел в Ньюарк, штат Делавэр, чтобы встретиться со своей мамой. Во время пребывания в США у него появляются новые идеи. Когда Боб Марли возвращается к Wailing Wailers, их музыка начинает двигаться от ска в сторону рокстеди. Это привело к конфликту с Coxsone, которым была нужна ска группа. Вскоре Wailing Wailers расстаются с Coxsone и сокращают свое название до Wailers. Вместо того, чтобы искать новый лейбл Wailers решили организовать свой собственный бренд под названием Wail’N’Soul. Прежде чем прекратить свое существование на следующий год, группа успела выпустить на нем несколько синглов. Закрытие лейбла подкосило группу, но все изменилось, когда они встретили продюсера Ли Перри, с которым записали такие известные хиты как «Duppy Conquerer», «Soul Rebel», «400 Years» и «Small Axe».
В 1970 году в Wailers появляются новые участники коллектива: Астон Баррет и его брат Карлоторн. Wailers становятся все более и более популярны. На волне успеха они решили основать еще один лейбл под названием Tuff Gong в честь прозвища Боба Марли. Wailers познакомились с Джонни Нэшем, и вскоре Боб сопровождал его во время гастролей в Лондон. Здесь в надежде заключить контракт он отправился на встречу с основателем студии Island Recrordz Крисом Блэквеллом.
Тот уже слышал о Wailers и предложил Марли немыслимый для регги-группы контракт: его поставили в равные условия с рок-группами. Впервые группа, играющая регги, могла использовать для записи хорошие инструменты и дорогостоящую аппаратуру. Выпущенный на Island альбом назывался «Catch a Fire» и был хорошо принят критиками. Это был один из первых альбомов в стиле регги.
Весной 1973 года Wailers вернулись в Лондон, чтобы начать свой трехмесячный гастрольный тур по Великобритании, дальше они должны были отправиться в США. Банни отказался выступать в Америке, и его место занял Джо Хиггс. Вместе с ним Wailers отправляются на гастроли. Несколько концертов она дали совместно с Брюсом Спрингстином. Wailers выступают на разогреве у популярной группы Sly and the Family Stone, но после четырех концертов группу вычеркнули из программы, так как они были более популярны, чем хедлайнеры. Во время выступления Sly and the Family Stone толпа скандировала: «Wail-ers».
После расставания с Sly and the Family Stone они выступили самостоятельно в Лас-Вегасе, а после дали живой концерт на радиостанции KSAN-FM в Сан-Франциско. Это повысило их популярность в Северной Америке.
В 1973 году выходит следующий альбом Wailers - «Burnin». На нем звучат песни, ставшие классикой: «I shot the Sheriff» и «Get Up Stand Up». Популярность Wailers в Северной Америке продолжает расти, а когда Эрик Клептон перепевает «I Shot the Sherif» он становится хитом номер один в американских чартах.
В 1975 году вышел в свет новый альбом Wailers «Natty Dread» с такими великими синглами как «Talking Blues», «No Woman No Cry» и «Revolution». После этого группу покидают две трети от оригинальных Wailing Wailers: Питер Тош и Банни, чтобы заняться своими сольными карьерами. В связи с этим было принято решение сменить название группы еще раз на Bob Marley and the Wailers. Отсутствие двух участников создало существенную брешь в коллективе. Бывших участников заменили женским трио «I-Threes», которое состояло из жены Боба Риты Марли, Марсии Гриффитс и Джуди Моватт. Летом группа отправилась на гастроли по Европе. Два концерта приходили в лондонском зале Lyceum Ballroom. Они были записаны и вышли на альбоме «Live», который включал в себя концертную версию мирового хита "No Woman No Cry”. В ноябре Wailers возвращаются на Ямайку, где дают совместный концерт со Стиви Уандером. Состав группы меняется. На место Эла Андерсона и Бернарда Харвея пришли Джуниор Марвин и Тайрон Дауни.
В 1976 году группа выпускает альбом «Rastaman Vibration». Вершиной регги-мании стало признание Bob Marley and the Wailers журналом Rolling Stone лучшей группой 1976 года.
В это время в Тренчтауне развернулась настоящая война в гетто, и Марли загорелся идей дать концерт с целью призвать жителей к миру. Трагедия произошла за два дня до выхода Боба на сцену. Бандиты ворвались в дом Марли и стреляли в него, Риту и двоих друзей, которые в тот момент находились в доме. К счастью, все выжили. Не смотря на этот инцидент, два дня подряд Марли выступал на концерте. Через двадня его спросили:"Почему?"А он ответил:"Те кто разрушает наш мир работают без отдыха, значит и я тоже". После этого группа уехала в Великобританию. Здесь до 1977 года они записывали альбом «Exodus». Возможно, это лучший альбом группы к этой дате, он укрепил международную славу Bob Marley and the Wailers. Альбом занял лидирующие позиции во многих чартах мира, включая в Англию и Германию.
В 1977 году Боб повредил палец ноги, играя в футбол. Позже это диагностировали как злокачественную опухоль. Марли отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Болезнь не мешала ему заниматься дальше музыкой, и в 1978 году выходит альбом «Kaya», намного более зрелый, чем предыдущие работы группы.
В апреле 1978 года Боб вернулся на Ямайку, чтобы принять участие в концерте One Love Peace, на котором он примирил лидеров власти и оппозиции. Боб попросил их подняться на сцену и обменяться рукопожатием. В этом же году в штаб-квартире ООН его наградили Медалью Мира, а в конце года он впервые отправился в Кению и Эфиопию. В этой поездке он начал работу над политической песней «Zimbabwe».
Семидесятые подходили к концу, а Bob Marley and the Wailers были самой популярной группой.
В начале 1980 года группа впервые дала концерты в Африке, в том числе на церемонии обретения независимости Зимбабвы. Позже Боб скажет, что это приглашение стало самой большой честью в его жизни.
В 1980 году Боб Марли записывает альбом «Uprising» и планирует совместные гастроли со Стиви Уандером. Здоровье Боба ухудшается, но доктор разрешил ему отправиться в путь. Однако гастроли закончились, не успев толком начаться. На концерте в Нью-Йорке Боб выглядит больным и слабым. На следующее утро во время пробежки в центральном парке Боб упал в обморок и был доставлен в больницу. После обследования доктора дали ему месяц жизни. Лечение продлило его жизнь, но конец был неизбежен.
Последняя попытка спасти его жизнь была в Германии, где он прошел курс лечения, который не дал результатов. Здесь он отпраздновал свой 36 день рождения. Боб хотел умереть дома, но по состоянию здоровья не успел добраться до Ямайки. 11 мая 1981 года он скончался в больнице в Майями. Поклонники по всему миру оплакивали его смерть, а 21 мая множество людей пришло на похороны, чтобы почтить его память. В церемонии принимали участие все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли покоиться в мавзолее на месте его рождения. За месяц до смерти его наградили орденом «За заслуги».
Боб Марли знал о своей судьбе. Он предсказал ее в строчках своей песни: «Однажды утром, когда я закончу свою работу, я отправлюсь домой».

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли , обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью. Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает. Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние. Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций. История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон, - а в прямом: таким был Боб Марли . И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией. Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами. В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома. В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре. То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью. 1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I, воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги. Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами. Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров. В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года. В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже. Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен. В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира. В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года. День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

.

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли, обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью.


Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает.

Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние.

Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций.

История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон , - а в прямом: таким был Боб Марли . И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией.

Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами.

В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома.

В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре.

То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью.

1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I , воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги.

Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами.

Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров.

В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года.

В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже.

Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен.

В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира.

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

«Ibanez » и «Fender »? – Нет, начинал играть на «немного» других инструментах: гитары, сделанные из бамбука и жестяных банок, барабаны из коровьих шкур да румба-боксы (инструмент, сделанный из металлических пластинок разной толщины). Да что говорить – в маленькой деревушке на Ямайке, где, собственно, и росла будущая легенда регги , к тому времени даже электричество не провели. В общем, жизнь на Ямайке в середине 20-го века была отнюдь не похожа на рекламу конфет «Skittles», в которой типичный ямаец доит жирафа. Однако это не помешало Роберту Неста Марли стать одним из самых значимых музыкантов на планете.

Будучи еще не всемирно известным музыкантом, а босоногим ямайским мальчиком, Боб отбивал ногой такт под песни своей няни. Вся семья Марли была музыкальной, и уже в 14 лет Марли решил бросить школу и заняться музыкой.

У Роберта (так его назвали при рождении) было довольно-таки тяжелое детство. Его считали изгоем из-за цвета кожи: он был единственным мулатом в своей «чернокожей» деревушке. Да и вообще тогдашняя жизнь на Ямайке была не сахар. Дети в прямом смысле ходили босиком и ложились спать голодными, а уровень преступности просто зашкаливал. Был единственный способ выбиться в люди – придумать что-то свое, что-то новое. Именно тогда и зародился регги.

Работая сварщиком, чтобы хоть как-то свести концы с концами, Марли встретил парней, которые так же, как и он, хотели заниматься музыкой. Практически сразу начались интенсивные репетиции. Репетировали «Малолетки» на улице. Так они в шутку называли свою группу. Ребята записали свою первую песню, когда Бобу было всего 16. Гитарист Боба Марли считал, что даже самые великие музыканты «лажают», если не могут побороть страх сцены. Для этого музыканты по ночам играли… на кладбищах. Поудобней устраивались на могилках и репетировали. После нескольких таких ночей музыканты решили, что способны покорить сцену.

Спустя некоторое время песни группы «» стали входить в топ-10 Ямайки, однако, за пределы страны творчество пока не выходило. Да и радио, мягко говоря, не горело желанием с ними сотрудничать. Как минимум потому, что они были растаманами и не сотрудничали с крупными лейблами.
Но не надо думать, что растаманы не могут действовать жестко. Чтобы зазвучать на радио, менеджер группы Дон Тайлор несколько раз привозил на радио-точку гангстеров. Эти милейшие люди заходили к ди-джею с битами и… договаривались. Тайлор в это время сидел в машине и слушал это самое радио. Слушал до тех пор, пока не начинала звучать «The Wailers».

Насколько неординарным было творчества Боба, настолько неординарные люди ему в этом и помогали. Его продюсер Крис Блэкуэлл, например, перед каждой записью окроплял углы студии белым ромом. А все свои музыкальные задумки он показывал танцевальными движениями. Как только у него появлялась какая-то задумка, он начинал танцевать и просил Боба сыграть под танец.

Но даже у самого известного регги музыканта не все получалось сразу и без затруднений. Проблем было больше, чем достаточно. Боб Марли хотел писать стихи о социальных проблемах, хотел быть ближе к народу, но денег это не приносило. Музыкантам платили по 3 фунта в неделю, на что практически невозможно было прожить. В итоге Бобу Несто Марли пришлось покинуть группу и уехать работать в США. Однако увлечение музыкой он не бросил. Каждый день он запирался у себя в подвале и творил.

В США он прожил совсем недолго и через некоторое время вернулся на родину, где, по его словам, было больше свободы. Ведь что может быть важнее для человека с Ямайки, чем свобода? Разве что преданность своим идеалам и убеждениям. А своим убеждениям он был верен до самой смерти, как истинный раста…

По зеленому коридору к Богу

Растафарианство, в купели которого плескался Боб Марли, «стало религиозным выбором для бесправных и забытых людей из трущоб, которые стали участниками первого потока борьбы островитян за независимость, более чем готовых к приходу нового Мессии, особенно чёрного». Религия появилась в 30-е годы ХХ века, объединив в себе традиционные африканские культовые практики, христианство, афроцентризм (а именно выделение Эфиопии как «рая на земле») и неприятие деспотичной западной культуры, которые раста называют «Вавилоном».

Название религия получила от имени последнего эфиопского императора Хейле Селассие 1 (мирского, разумеется, – Рас Тафари Маконнен), который в 1936 году взошёл на престол и получил прозвище «Царь царей». Казалось бы, что в этом такого? Но дело в том, что некий деятель по имени Маркус Гарви, который проживал, активно проталкивая свои идеи, в начале ХХ века на Майке, однажды предложил идею о «чёрном Христе». Более того, он предсказал коронацию Хейле (прямого потомка царя Соломона, между прочим). Последователи Гарви не могли упустить такое событие, быстро уверовав в воплощение Иисуса в эфиопском властителе. Тем более что в одном из первоначальных текстов Библии, которую набожные растаманы, включая Боба Марли, не выпускали из рук, была интересная цитата: «Придут посланцы из Египта, Эфиопия прострет первой руку свою к Богу».

Растафариане не настаивают на присоединение верующих к определённой конфессии, но, тем не более, таковые существуют и вполне успешно. Среди крупнейших «Обителей Растафари», например, выделяются «Двенадцать колен Израилевых», в которой числился наш герой Марли.

Возможно, у определённых течений взгляды расходятся, но далеко не глобально. К тому же есть ряд моментов, совершенно общих для всех: признание божественности Хейле Селассие (его считали воплощением Джа, Христа, Мессии, Спасителя, Бога) и его миссии, Эфиопия как колыбель человечества и Вавилон – воплощение зла в виде западной цивилизации. Религиозный источник – Библия. Употреблялась в пищу только «жизненная» еда. Дреды – один из самых узнаваемых атрибутов раста, противопоставлялись коротким прическам людей из Вавилона. Язык, объединяющий английский, Креольский, французский говор и африканские диалекты, выступал как протест, очередной камень в огород ужасному Вавилону. Про то, что раста активно употребляли гандж (марихуану, каннабис), думаю, известно всем.

Боб Марли – Божий комбо-усилитель

На музыку Боба Марли повлияли самые разные формы поп-музыки, начиная от соула и заканчивая R&B. Молодой мулат щедро вбирал в себя всё, что слышал в родном гетто. К тому же в музыке он видел спасение от скуки и нелегкой жизни, а в душе лелеял мечты о том, как он станет известным музыкантом и избежит жизни в бедности, на которую, казалось бы, обрекали детей с рождения.
Регги, жанр, который Боб Марли вывел на мировой уровень, сами по себе гибрид: они вобрали в себя черты ямайского ска, сочетая с ним основные характеристики рокстеди (которое, в свою очередь свело в себе ска и R&B). Творчество ямайского музыканта выделялось оптимистичным и счастливым звучанием. Слушаешь такое и понимаешь – Бог на небе и все в порядке. Сразу вспоминается ямайская крылатая фразочка: «Никаких проблем, чувак» (обычно сопровождается укуренным смехом и откашливанием дыма). Под музыку Боба Марли многие просто сидят, кивая головой и расслабляясь, практически не вслушиваясь в текст. А стоило бы. Контрастный душ, так сказать.

«Не я говорю эти вещи, это Бог… Если бы Бог не давал мне песни, чтобы я пел их, у меня не было бы песен, чтобы петь», – говаривал сам Боб Марли, деликатно обозначая в себе некую «пророческую» черту. Согласны вы с этим или нет, принимаете значимость музыканта или являетесь его хейтером – это не важно, ведь с помощью своих песен и обретённой славы действительно смог стать настоящим рупором Растафарианского движения.

Лирика Боба Марли вобрала в себя многие идеи Растафарианства . Это и тема «чёрного Христа», и тема Эфиопии-Зиона, возвращение темнокожих на родину в Африку (новый Исход). Например, одна из самых известных песен музыканта «War» является, по сути, расширением цитаты Хейле Селассие из его осуждающей расизм речи, с которой «Царь царей» выступил в 1968 году перед ООН.

«Пока цвет человеческой кожи
Не будет равен цвету его глаз,
Я говорю – быть войне.
Так будет, пока основные права человека не станут одинаковыми
Для всех, без разделения на расы,
А пока – война».

Очень остро Марли отреагировал на смерть Хейле Селассие. Сразу же после того, как по новостям передали сообщение о смерти императора Эфиопии, музыкант отправился в студию, где просто слушал новости, а затем пел, вложив всю свою горечь и веру в бессмертие Бога в строчки песни «Ja Live»:

«Джа жив, дети, да!
Джа-Джа жив, дети, да!»



Песня стала хитом почти мгновенно. А когда репортер спросил у Марли о ней, тот ответил, несмотря на смерть Селассие: «Вам не убить Бога».
Одержимость идеями о возвращении народа в свою колыбель, Эфиопию, о воцарении рая на Земле и пaрочие утопичные до чертиков мотивы вылились в песни вроде «Exodus». Вообще Марли расценивал возвращение в Африку не как путь к расовой чистоте, а путь к гуманизму и бегство от «системы Вавилона».


«Откройте глаза и взгляните,
Согласны ли вы с жизнью, которой живёте?
Мы знаем, куда мы идём.
Мы знаем, откуда мы.
Мы покидаем Вавилон.
Мы возвращаемся на нашу Родину».

Марли смело катапультировал булыжники в огород ужасного Вавилона. Например, в песне «Babylon System» он величает её славным представителем семейства графа Дракулы.

«Система Вавилона это вампир,
Пьющий кровь детей день ото дня.
Я говорю, что система Вавилона это вампир,
Пьющий кровь мучеников
И Строящий церкви и университеты».

Светлый, пусть и несколько одурманенный коноплёй ум Марли тревожили вопросы справедливости, надежды и свободы. В разные периоды своего творчества он неизменно отводил этим насущным проблемам немало места. Именно в песнях вроде «Buffalo Soldier» музыкант раскрывался и как политический активист, затрагиваю нелёгкую судьбу чужого человека, сражающегося на чужом континенте за чужие идеалы и стремления.

«Он сказал, что был солдатом буффало,
Победил в войне во имя Америки.
Солдат буффало, растаман с дредами,
Сражавшийся по прибытии, боровшийся за выживание,
Привезенный с материка
В самое сердце Карибского бассейна».



Очень видный тематический блок в творчестве Боба – песни, призывающие возлюбить ближнего своего, объединиться, отринуть всевозможные разногласия. Наивность, разве люди способны на такое? Только лучшие, идеалисты, вроде нашего укуренного героя.

«Одна на всех Любовь! Одно на всех Сердце!
Давайте объединимся, тогда всем будет хорошо!»

Но не все же время писать о политике, религии, ужасах и противоречиях несправедливого мира. Иногда хочется побаловаться, вспомнить былые деньки, дать волю гормонам и юности, признаться, наконец, через песню в любви тому, кому не можешь сказать это сам. Да-да, неизменная и столь котируемая всеми поколениями во все времена интимная лирика.

«Я хочу любить и оберегать тебя,
Я хочу любить тебя и днем и ночью,
Нам двоим нужна крыша над головой,
Мы разделим друг с другом кров,
Разделим одну комнату, о да,
А Джа обеспечит нам пропитание».

Хотя и здесь оказался Джа, как видите. Куда уж без него.
Боб Марли, пусть у него зеленеют поля каннабиса, где бы он ни был, оставил действительно многогранное и качественное наследие. Творчество, которое не должно быть забыто. Каждый выносит что-то своё из этого золотого ларца. Растафариане – идеи об исходе, «чёрном Христе» или Вавилоне; политические активисты услаждаются серьёзными рассуждениями о морали и справедливости. А влюблённые юноши поют под гитару «Is it Love?» своим сомнительным принцессам.


О том, что у Смерти отличное чувство юмора намекает то, как ушел из жизни Боб Марли . Убежденный раста, который всю свою жизнь хотел быть черным и жить счастливо в родной Эфиопии, в конце концов умер от «белой» болезни под наводящим страх названием меланома. Дело в том, что чернокожие не могут заболеть этой разновидностью рака. Но в жилах Боба текла кровь в том числе и кровь его белого отца.

Марли до последнего не верил, что пришел конец его песне, в которой осталось еще так много куплетов. Даже после приговора врачей он говорил, что настоящие растаманы не сдаются и Джа до последнего будет с ним. Но Боги редко спасают даже самых преданных и теперь Марли жив только в своих песнях.

Все права обречены… ©



Ямайский артист Боб Марли был не только первоклассным певцом и гитаристом, исполнявшим собственные песни. Он сделал ямайский стиль регги международным достоянием, благодаря своей популярности. Кроме этого, Марли своим творчеством способствовал победе панафриканизма в родной стране и внёс вклад во всемирное движение за равноправие чернокожего населения планеты. Причиной смерти Боба Марли стало онкологическое заболевание.

Боб родился на Ямайке, в 1955 году, от связи европейца с 16-летней ямайской девушкой. Он вырос в небогатой провинции и начинал своё знакомство с миром как руд-бой: агрессивный и презирающий опасность представитель молодёжной субкультуры. Переехав с матерью в 1950 году в столицу Ямайки – Кингстон, он начал усиленно интересоваться музыкой и стал брать уроки у знаменитого певца Джо Хигса. В 1963 году они вместе написали первый сингл для Марли «Judge Not». Позже Боб, вместе с друзьями, организовал вокальную группу. Их первая же песня стала хитом на Ямайке и разошлась тиражом в 80 тысяч экземпляров.

После нескольких неудач, группе удалось создать собственный альбом, вышедший за пределы острова. В 1973 году их музыкальный коллектив выехал на свои первые гастроли в Америку. После того, как часть его коллег-музыкантов занялась сольной карьерой, Боб собрал новую группу с женским вокальным трио, в котором пела его жена Рита, и поехал с ними в турне по Африке, Европе и всему американскому континенту. Уже в середине 1970-х годов группа стала признанным авторитетом стиля регги и его лицом.

После этого блистательного вояжа, Боб был признан у себя на Ямайке культовой фигурой, а его выступления, а так же – политические и религиозные взгляды, стали примером для подражания. В декабре 1976 года он даже оказался жертвой политического покушения. Марли получил ранения в грудь и руку, но провёл концерт-акцию, в поддержку премьер-министра Майкла Мэнли, ратующего за примирение борющихся сил. Это было выступление для 80-тысячной аудитории, продолжительностью в полтора часа.

Подобным концертом Боб порадовал своих сограждан и в 1978 году, когда добился рукопожатия вождей двух противоборствующих сторон прямо на своей сцене, для предотвращения гражданской войны. В это время он уже был убеждённым растаманом — последователем религиозного движения -субкультуры потомков чернокожих рабов, включающего в себя систему взглядов, типа поведения и музыки. Этот выбор, возможно, объясняет, почему умер Боб Марли.

По понятиям расты, человек не имеет права на ампутацию, а врачи обнаружили у Боба злокачественную меланому на большом пальце ноги – результат старой футбольной травмы. Марли продолжал жить по-прежнему, но когда ему стало плохо после концерта в Мэдисон-Сквер-Гарден, его турне прекратились. В результате лечения в Мюнхене, в 1980 году, улучшения не наступило. В мае 1981 года певец умер в больнице, в возрасте 26 лет и похоронен по обряду эфиопской православной церкви. После его смерти осиротели его жена, 7 сыновей, 4 родные, и 2 — приёмные дочери. Большинство из них впоследствии стали музыкантами.

1164 Просмотров