Боб марли родился. Биография Bob Marley

Жизнь Звезд

3207

06.02.17 10:36

На Ямайке день рождения Боба Марли отмечается как национальный праздник. Музей его имени в Кингстоне проводит свои торжества, а музей «Грэмми» объявил 6 февраля Днем Боба Марли. Факты об этом культовом исполнителе регги мы собрали в честь его 72-летия.

Легенда регги Боб Марли – факты о знаменитом растамане

Белый ямаец

Боба Марли считали белым ямайцем – его предки жили в английском графстве Сассекс. Правда, их происхождение было далеко от британского: сирийцы с еврейскими корнями.

Мать Боба хотела назвать его Неста Роберт Марли, но чиновница, регистрирующая ребенка, высказала сомнение: ей показалось, что «Неста» звучит слишком похоже на женское имя. И тогда будущий певец получил имя Роберт Неста Марли.

Он был умелым хиромантом

В детстве Боб Марли – интересный факт – умел пугать людей, предсказывая им будущее по ладони. После года жизни в гетто Кингстона (столица Ямайки) маленький Боб заявил, что больше не будет читать по ладони – его новая судьба стать певцом.

У Марли был пожилой отец – когда родился сын, Норвалу уже исполнилось 60. Так что Боб рано осиротел, потеряв родителя в 10 лет (в 1955-м году).

Был рабочим на конвейере

Боб Марли и Невилл Ливингстон (впоследствии известный как Банни Уайлер) были друзьями детства.

В 1966-м году Боб женился на Рите Андерсон и переехал к своей матери в Уилмингтон (штат Делавэр, США). Там он успел сменить два рабочих места: был лаборантом в компании «Дюпон» и рабочим на конвейере завода «Крайслер». В обоих случаях он пользовался псевдонимом Дональд Марли.

Воспитывался католиком, но перешел в другую религию

Любопытный факт: Боб Марли был воспитан как католик, но, освободившись от влияния своей матери, заинтересовался культурой растафари и стал носить дреды. Другие растаманы позже считали его чуть не пророком.

Основав вместе со своими друзьями группу, которая несколько раз меняла название, пока не нашла самое известное, «The Wailers» («Плакальщики»), Марли выпустил несколько синглов. Но в коллективе начались разногласия, группа распалась, потом снова воссоединилась. Окончательный «разрыв» произошел в 1974-м, трое главных членов группы (включая Марли) выбрали сольные карьеры. Гитарист группы Питер Тош был убит в своем доме 11 сентября 1987-го года.

Его ранили, но не сильно

3 декабря 1976 года за два дня до бесплатного концерта, организованного премьер-министром Ямайки Майклом Мэнли, Боб, его жена и менеджер пережили нападение – в них стреляли в доме Марли. Музыкант получил небольшие ранения в грудь и руку, его супруге и агенту досталось сильнее, но они поправились.

В июле 1977-го года у Марли обнаружили меланому (под ногтем пальца ноги). Боб отказался от ампутации ноги, разрешив удалить лишь ногтевое ложе. Через четыре года его не стало из-за метастазов, распространившихся в легкие и мозг.

Заядлый футболист

Вторым любимым занятием жизни Боба (кроме музыки) был футбол.

Вместе с певцом похоронили его гитару, Библию, кольцо, марихуану и футбольный мяч.

Курьезный факт: Боб Марли заявил журналистам, захотевшим написать о ямайце, что если они хотят взять интервью, им придется сразиться в футбол с музыкантом и его группой.

11 признанных отпрысков

Официальный сайт признает 11 детей Боба Марли – факт спорный, ведь жена Рита родила лишь троих, еще у нее было двое своих, усыновленных музыкантом. А внебрачных отпрысков могло быть и больше.

В ноябре 2014 года журнал «Forbes» поместил Марли в список самых зарабатывающих мертвых знаменитостей – легенда регги заняла пятую строчку.

«Ibanez » и «Fender »? – Нет, начинал играть на «немного» других инструментах: гитары, сделанные из бамбука и жестяных банок, барабаны из коровьих шкур да румба-боксы (инструмент, сделанный из металлических пластинок разной толщины). Да что говорить – в маленькой деревушке на Ямайке, где, собственно, и росла будущая легенда регги , к тому времени даже электричество не провели. В общем, жизнь на Ямайке в середине 20-го века была отнюдь не похожа на рекламу конфет «Skittles», в которой типичный ямаец доит жирафа. Однако это не помешало Роберту Неста Марли стать одним из самых значимых музыкантов на планете.

Будучи еще не всемирно известным музыкантом, а босоногим ямайским мальчиком, Боб отбивал ногой такт под песни своей няни. Вся семья Марли была музыкальной, и уже в 14 лет Марли решил бросить школу и заняться музыкой.

У Роберта (так его назвали при рождении) было довольно-таки тяжелое детство. Его считали изгоем из-за цвета кожи: он был единственным мулатом в своей «чернокожей» деревушке. Да и вообще тогдашняя жизнь на Ямайке была не сахар. Дети в прямом смысле ходили босиком и ложились спать голодными, а уровень преступности просто зашкаливал. Был единственный способ выбиться в люди – придумать что-то свое, что-то новое. Именно тогда и зародился регги.

Работая сварщиком, чтобы хоть как-то свести концы с концами, Марли встретил парней, которые так же, как и он, хотели заниматься музыкой. Практически сразу начались интенсивные репетиции. Репетировали «Малолетки» на улице. Так они в шутку называли свою группу. Ребята записали свою первую песню, когда Бобу было всего 16. Гитарист Боба Марли считал, что даже самые великие музыканты «лажают», если не могут побороть страх сцены. Для этого музыканты по ночам играли… на кладбищах. Поудобней устраивались на могилках и репетировали. После нескольких таких ночей музыканты решили, что способны покорить сцену.

Спустя некоторое время песни группы «» стали входить в топ-10 Ямайки, однако, за пределы страны творчество пока не выходило. Да и радио, мягко говоря, не горело желанием с ними сотрудничать. Как минимум потому, что они были растаманами и не сотрудничали с крупными лейблами.
Но не надо думать, что растаманы не могут действовать жестко. Чтобы зазвучать на радио, менеджер группы Дон Тайлор несколько раз привозил на радио-точку гангстеров. Эти милейшие люди заходили к ди-джею с битами и… договаривались. Тайлор в это время сидел в машине и слушал это самое радио. Слушал до тех пор, пока не начинала звучать «The Wailers».

Насколько неординарным было творчества Боба, настолько неординарные люди ему в этом и помогали. Его продюсер Крис Блэкуэлл, например, перед каждой записью окроплял углы студии белым ромом. А все свои музыкальные задумки он показывал танцевальными движениями. Как только у него появлялась какая-то задумка, он начинал танцевать и просил Боба сыграть под танец.

Но даже у самого известного регги музыканта не все получалось сразу и без затруднений. Проблем было больше, чем достаточно. Боб Марли хотел писать стихи о социальных проблемах, хотел быть ближе к народу, но денег это не приносило. Музыкантам платили по 3 фунта в неделю, на что практически невозможно было прожить. В итоге Бобу Несто Марли пришлось покинуть группу и уехать работать в США. Однако увлечение музыкой он не бросил. Каждый день он запирался у себя в подвале и творил.

В США он прожил совсем недолго и через некоторое время вернулся на родину, где, по его словам, было больше свободы. Ведь что может быть важнее для человека с Ямайки, чем свобода? Разве что преданность своим идеалам и убеждениям. А своим убеждениям он был верен до самой смерти, как истинный раста…

По зеленому коридору к Богу

Растафарианство, в купели которого плескался Боб Марли, «стало религиозным выбором для бесправных и забытых людей из трущоб, которые стали участниками первого потока борьбы островитян за независимость, более чем готовых к приходу нового Мессии, особенно чёрного». Религия появилась в 30-е годы ХХ века, объединив в себе традиционные африканские культовые практики, христианство, афроцентризм (а именно выделение Эфиопии как «рая на земле») и неприятие деспотичной западной культуры, которые раста называют «Вавилоном».

Название религия получила от имени последнего эфиопского императора Хейле Селассие 1 (мирского, разумеется, – Рас Тафари Маконнен), который в 1936 году взошёл на престол и получил прозвище «Царь царей». Казалось бы, что в этом такого? Но дело в том, что некий деятель по имени Маркус Гарви, который проживал, активно проталкивая свои идеи, в начале ХХ века на Майке, однажды предложил идею о «чёрном Христе». Более того, он предсказал коронацию Хейле (прямого потомка царя Соломона, между прочим). Последователи Гарви не могли упустить такое событие, быстро уверовав в воплощение Иисуса в эфиопском властителе. Тем более что в одном из первоначальных текстов Библии, которую набожные растаманы, включая Боба Марли, не выпускали из рук, была интересная цитата: «Придут посланцы из Египта, Эфиопия прострет первой руку свою к Богу».

Растафариане не настаивают на присоединение верующих к определённой конфессии, но, тем не более, таковые существуют и вполне успешно. Среди крупнейших «Обителей Растафари», например, выделяются «Двенадцать колен Израилевых», в которой числился наш герой Марли.

Возможно, у определённых течений взгляды расходятся, но далеко не глобально. К тому же есть ряд моментов, совершенно общих для всех: признание божественности Хейле Селассие (его считали воплощением Джа, Христа, Мессии, Спасителя, Бога) и его миссии, Эфиопия как колыбель человечества и Вавилон – воплощение зла в виде западной цивилизации. Религиозный источник – Библия. Употреблялась в пищу только «жизненная» еда. Дреды – один из самых узнаваемых атрибутов раста, противопоставлялись коротким прическам людей из Вавилона. Язык, объединяющий английский, Креольский, французский говор и африканские диалекты, выступал как протест, очередной камень в огород ужасному Вавилону. Про то, что раста активно употребляли гандж (марихуану, каннабис), думаю, известно всем.

Боб Марли – Божий комбо-усилитель

На музыку Боба Марли повлияли самые разные формы поп-музыки, начиная от соула и заканчивая R&B. Молодой мулат щедро вбирал в себя всё, что слышал в родном гетто. К тому же в музыке он видел спасение от скуки и нелегкой жизни, а в душе лелеял мечты о том, как он станет известным музыкантом и избежит жизни в бедности, на которую, казалось бы, обрекали детей с рождения.
Регги, жанр, который Боб Марли вывел на мировой уровень, сами по себе гибрид: они вобрали в себя черты ямайского ска, сочетая с ним основные характеристики рокстеди (которое, в свою очередь свело в себе ска и R&B). Творчество ямайского музыканта выделялось оптимистичным и счастливым звучанием. Слушаешь такое и понимаешь – Бог на небе и все в порядке. Сразу вспоминается ямайская крылатая фразочка: «Никаких проблем, чувак» (обычно сопровождается укуренным смехом и откашливанием дыма). Под музыку Боба Марли многие просто сидят, кивая головой и расслабляясь, практически не вслушиваясь в текст. А стоило бы. Контрастный душ, так сказать.

«Не я говорю эти вещи, это Бог… Если бы Бог не давал мне песни, чтобы я пел их, у меня не было бы песен, чтобы петь», – говаривал сам Боб Марли, деликатно обозначая в себе некую «пророческую» черту. Согласны вы с этим или нет, принимаете значимость музыканта или являетесь его хейтером – это не важно, ведь с помощью своих песен и обретённой славы действительно смог стать настоящим рупором Растафарианского движения.

Лирика Боба Марли вобрала в себя многие идеи Растафарианства . Это и тема «чёрного Христа», и тема Эфиопии-Зиона, возвращение темнокожих на родину в Африку (новый Исход). Например, одна из самых известных песен музыканта «War» является, по сути, расширением цитаты Хейле Селассие из его осуждающей расизм речи, с которой «Царь царей» выступил в 1968 году перед ООН.

«Пока цвет человеческой кожи
Не будет равен цвету его глаз,
Я говорю – быть войне.
Так будет, пока основные права человека не станут одинаковыми
Для всех, без разделения на расы,
А пока – война».

Очень остро Марли отреагировал на смерть Хейле Селассие. Сразу же после того, как по новостям передали сообщение о смерти императора Эфиопии, музыкант отправился в студию, где просто слушал новости, а затем пел, вложив всю свою горечь и веру в бессмертие Бога в строчки песни «Ja Live»:

«Джа жив, дети, да!
Джа-Джа жив, дети, да!»



Песня стала хитом почти мгновенно. А когда репортер спросил у Марли о ней, тот ответил, несмотря на смерть Селассие: «Вам не убить Бога».
Одержимость идеями о возвращении народа в свою колыбель, Эфиопию, о воцарении рая на Земле и пaрочие утопичные до чертиков мотивы вылились в песни вроде «Exodus». Вообще Марли расценивал возвращение в Африку не как путь к расовой чистоте, а путь к гуманизму и бегство от «системы Вавилона».


«Откройте глаза и взгляните,
Согласны ли вы с жизнью, которой живёте?
Мы знаем, куда мы идём.
Мы знаем, откуда мы.
Мы покидаем Вавилон.
Мы возвращаемся на нашу Родину».

Марли смело катапультировал булыжники в огород ужасного Вавилона. Например, в песне «Babylon System» он величает её славным представителем семейства графа Дракулы.

«Система Вавилона это вампир,
Пьющий кровь детей день ото дня.
Я говорю, что система Вавилона это вампир,
Пьющий кровь мучеников
И Строящий церкви и университеты».

Светлый, пусть и несколько одурманенный коноплёй ум Марли тревожили вопросы справедливости, надежды и свободы. В разные периоды своего творчества он неизменно отводил этим насущным проблемам немало места. Именно в песнях вроде «Buffalo Soldier» музыкант раскрывался и как политический активист, затрагиваю нелёгкую судьбу чужого человека, сражающегося на чужом континенте за чужие идеалы и стремления.

«Он сказал, что был солдатом буффало,
Победил в войне во имя Америки.
Солдат буффало, растаман с дредами,
Сражавшийся по прибытии, боровшийся за выживание,
Привезенный с материка
В самое сердце Карибского бассейна».



Очень видный тематический блок в творчестве Боба – песни, призывающие возлюбить ближнего своего, объединиться, отринуть всевозможные разногласия. Наивность, разве люди способны на такое? Только лучшие, идеалисты, вроде нашего укуренного героя.

«Одна на всех Любовь! Одно на всех Сердце!
Давайте объединимся, тогда всем будет хорошо!»

Но не все же время писать о политике, религии, ужасах и противоречиях несправедливого мира. Иногда хочется побаловаться, вспомнить былые деньки, дать волю гормонам и юности, признаться, наконец, через песню в любви тому, кому не можешь сказать это сам. Да-да, неизменная и столь котируемая всеми поколениями во все времена интимная лирика.

«Я хочу любить и оберегать тебя,
Я хочу любить тебя и днем и ночью,
Нам двоим нужна крыша над головой,
Мы разделим друг с другом кров,
Разделим одну комнату, о да,
А Джа обеспечит нам пропитание».

Хотя и здесь оказался Джа, как видите. Куда уж без него.
Боб Марли, пусть у него зеленеют поля каннабиса, где бы он ни был, оставил действительно многогранное и качественное наследие. Творчество, которое не должно быть забыто. Каждый выносит что-то своё из этого золотого ларца. Растафариане – идеи об исходе, «чёрном Христе» или Вавилоне; политические активисты услаждаются серьёзными рассуждениями о морали и справедливости. А влюблённые юноши поют под гитару «Is it Love?» своим сомнительным принцессам.


О том, что у Смерти отличное чувство юмора намекает то, как ушел из жизни Боб Марли . Убежденный раста, который всю свою жизнь хотел быть черным и жить счастливо в родной Эфиопии, в конце концов умер от «белой» болезни под наводящим страх названием меланома. Дело в том, что чернокожие не могут заболеть этой разновидностью рака. Но в жилах Боба текла кровь в том числе и кровь его белого отца.

Марли до последнего не верил, что пришел конец его песне, в которой осталось еще так много куплетов. Даже после приговора врачей он говорил, что настоящие растаманы не сдаются и Джа до последнего будет с ним. Но Боги редко спасают даже самых преданных и теперь Марли жив только в своих песнях.

Все права обречены… ©



Боб Марли родился 6 февраля 1945 года на севере Ямайки в городке Пэриш. Его настоящее имя Роберт Неста Марли. При рождении его назвали Неста Роберт Марли, но в паспортном столе из-за ошибки сотрудника имена поменялись местами.

Его пятидесятилетний отец, Норвал Марли, по происхождению европеец, служил офицером морского флота Великобритании, затем работал управляющим на одной из плантаций Ямайки. Там он познакомился с будущей матерью Боба, 17-летней ямайской девушкой Седеллой Букер.


Дом в котором Боб Марли провел свои юные годы

Вскоре после рождения Боба, Норвал под давлением своей предыдущей семьи покинул Седеллу. Семьи в традиционном понимании у Боба не было - отец появлялся редко, хотя и оказывал финансовую помощь. Когда Бобу Марли исполняется 10 лет. Норвал умер.


Родители Боба Марли

В конце шестидесятых Боб Марли вместе со своей матерью с матерью в поисках лучшей жизни покидает Пэриш и переезжает в столицу Ямайки, город Кингстон. В те годы в на Ямайке в поисках работы многие переезжали в Кингстон. После скорого разочарования в столице, многие перебирались в трущобы. Наиболее известным бедным районом является Тренчтаун.

Как и все другие Марли и его мать в конце концов обосновались в Тренчтауне. Там у Боба появляется друг Невилл Ливингстон по прозвищу Бани. Денег катастрофически нехватало. Боб решает бросить школу, и устраивается работать сварщиком.

Все свободное время ребята проводят, слушая радио. Именно посредством радио у Боба появилось желание стать певцом. Поэтому он начинает практиковаться в пении, посещая бесплатные уроки известного ямайского музыканта Джо Хиггса. На уроках он знакомится с Питером Макинтошем, другим амбициозным молодым человеком.


Боб Марли и Джо Хиггс

В 1962 году Боба Марли заметил Лесли Конг, у которого была собственная студия звукозаписи. Конга впечатлил его вокал, и он предложил Бобу и его друзьям попробовать записаться у него на студии. Так в 19 лет Боб Марли дебютировал с синглом под названием “Judge Not”, который написал вместе с Джо Хиггсом.


Банни и Тош (слева)

Затем появились другие песни – “Terror” и “One Cup of Coffee”, которые не привлекли большого внимания, зато утверждают мысль Боба Марли стать певцом. В это время он решает создать группу вместе с Банни и Питером.

Через год в 1963 не без помощи Хиггса Боб Марли, Бани, Питер Макинтош - собирают группу, назвав ее «The Wailing Wailers» («Причитающие плакальщики»). В этом не было иронии – ведь традиции плача сильны в негритянской культуре. В группу, помимо них, вошли, Джуниор Брейтуэйт, Черри Грин и Беверли Келсо. Музыкальным директором группы стал ее бас-гитарист Астон Баррет.

Первый же сингл группы «Simmer Down» (1964) возглавил хит-парад Ямайки и разошёлся тиражом более чем 80 тысяч экземпляров. Альбом записывался в «Studio One». Это было настоящим прорывом. Очень быстро группа «The Wailers» набирает популярность и становится знаменитой на Ямайке. После головокружительного успеха «The Wailing Wailers» начали постоянно записываться у Коксона Додда в его студии, ища новые темы для своих песен, одной из которых стала тема уличного руд боя.

Через некоторое время группа записывает в студии «Studio One» сингл «I"m Still Waiting». Несмотря на популярность группы, денег на всех участников не хватало. В 1965 году The Wailers сократили состав до трио (группу покидают Джуниор Брэитвэйт, Беверли Келсо и Черри Смит). А в 1966 году группа распадается.


Боб Марли и Рита Андерсон (слева)

10 февраля 1966 года Боб Марли женится на Рите Андерсон. В это же время мать Боба Марли выходит замуж второй раз и переезжает в Соединенные Штаты, где скопила денег для сына на авиабилеты, что бы он прилетел к ней. Она хотела, что бы он начал новую жизнь в новой стране. В надежде на лучшую жизнь в 21 год Боб переезжает в США к матери. Но пребывание Боба в США было недолгим. Некоторое время он работал грузчиком, официантом, затем подсобным рабочим на автомобильном заводе. А через 8 месяцев возвращается на Ямайку. Пока Боб Марли был в Америке, Ямайку посещает император Хайле Селасие воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Это способствовало бурному развитию движения раста.


Хайле Селасие (слева)

Во время этого бума, Марли вновь обосновывается в Кингстоне. Боб все больше начинает верить в религию раста, отражая в новых песнях свои убеждения.

Вместе с друзьями Боб Марли вновь образует группу, и дает ей новое название – «The Wailers». И включает в нее женское вокальное трио. Его жена, Рита, тоже начинает петь в этом коллективе.

В 1970 году Боб Марли пытается заключить контракты с некоторыми звукозаписывающими фирмами. Но эти попытки были безуспешны, так как музыкант не был известен за пределами Ямайки.

В 1971 году музыканты организовали собственную фирму грамзаписи «Tuff Gong», но и это предприятие успеха не имело.


Джонни Нэш (слева)

В 1971 году на растафарианской религиозной церемонии старейшина Мортимо Планно знакомит Боба Марли с американским певцом Джони Нэшем. Это знакомство играет важную роль в жизни Боба. В конце 1971 года под руководством Джонни Нэша группа записывает две песни «Stir It Up» и «Guava Jelly» ставшие хитами. На Ямайке к Бобу ничаниет приходить известность. Он становится голосом движения растаманов, набиравших в то время популярность.

Летом 1971 года Боб Марли принимает приглашение Джони Нэша сопровождать его в Швейцарию, где американский певец дал несколько концертов. В Европе, Боб подписывает контракт с компанией CBS, принадлежавшей Нэшу.

Весной 1972 года весь коллектив «The Wailers» приезжает в Лондон с целью продвижения сингла “Reggae on Broadway”, который принадлежал CBS, но в конечном итоге они оказываются в бедственном положении.

В отчаянном шаге, Боб Марли отправляется прямиком в английское отделение «Island Records» и попросит помощи у её основателя и владельца Криса Блэквелла.


Крис Блэквелл

Блэквэл уже знал Боба Марли и знал его репутацию на Ямайке и предлагает «The Wailers» уникальный на тот момент контракт для ямайских исполнителей, им дают 4000 долларов на запись своего первого альбома.

В 1972 году «The Wailers» выпускают дебютный альбом «Catch A Fire», ставший их первой продукцией, которая вышла за пределы Ямайки. Этот альбом был тепло встречен публикой. И был первым шагом на пути к мировой известности.


Альбом - Catch A Fire

Также в развитии популярности музыкантам помог Эрик Клэптон, который включил в свой альбом композицию The Wailers «I Shot The Sheriff», ставшую международным хитом.

В 1973 году группа предприняла гастроли по США. Вскоре Тош и Ливингстон покинули группу, начав сольную карьеру.


Альбом - Natty Dread

В 1975 году группа «The Wailers» выпускает свой новый альбом «Natty Dread». Композиция «No Woman, No Cry» из этого альбома имела огромную популярность. Альбом «Natty Dread» добивается ошеломляющего успеха. Входит в Британский топ-40 и топ-100 Америки. Популярность группы и Боба Марли в частности растет. Боб Марли успешно выступает на лондонской сцене Lyceum Ballroom.

В 1976 году группе «The Wailers»присуждается звание лучшей группы по итогам опроса журнала «Rolling Stone». Они становятся признанными лидерами регги, успешно гастролируют по всему миру.

Альбом «Rastaman Vibration», который выходит в 1976 году, взломал все чарты. Основными песнями альбома были Crazy Baldhead”, “Johnny Was”, а также “War”, стихи для которой были взяты из выступлений Хайле Селассие.

На Ямайке же Боб Марли становится настоящей культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого.

В 1976 году на Боба Марли, поневоле оказавшегося втянутым в местную политику, было совершено покушение. Несмотря на тяжёлую рану, концерт не был отменен. На вопрос почему он решил не отменять концерт Марли ответил:

«Безумцы, пытающиеся сделать наш мир хуже, никогда не отдыхают, как-же я могу... Осветите тьму!»


Боб Марли обожал играть в футбол

Этот концерт был последним появлением Боба Марли на Ямайке в течении года. После концерта Боб Марли уезжает жить в Лондон, где в начале 1977 году он записывает новый альбом – «Exodus».

В июле 1977 года у Марли была обнаружена злокачественная меланома на большом пальце ноги. Он отказывается от ампутации, по причине религиозных убеждений:

«Раста не приемлет ампутации. Я не допускаю, чтобы человека разбирали на запчасти».

В 1978 году Боб Марли был удостоен Медали Мира, учреждённой ООН.

4 мая 1980 года Боб Марли крестился в Эфиопской православной церкви в Кингстоне и взял имя Берхане Селласие (на амхарском языке - Свет Святой Троицы). Затем он был награждён Ямайским Орденом Почёта.

В этом же 1980 году правительство освобожденного Зимбабве приглашает The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира.

Через некоторое время здоровье Боба Марли начинает стремительно ухудшаться.

Боб Марли проходит курс лечения в Мюнхене у специалиста по раковым заболеваниям Йозефа Иссельса (Josef Issels), но попытки лечения не увенчались успехом. В результате болезни у Марли начинают выпадать дреды, и их приходится состричь.

Почувствовав близкую смерть, Боб захотел вернуться на родину, но из-за состояния здоровья перелёт из Германии пришлось прервать в Майами. В понедельник 11 мая 1981 года Боб Марли умирает в больнице Майами, в возрасте 36 лет. Последними словами, сказанными им были:

«Деньги не могут купить жизнь».

Боб Марли был похоронен на Ямайке. День похорон был объявлен днём национального траура. Тело великого музыканта Ямайки было упокоено в мавзолее. Похороны проходили по всем традициям растафарианства. В склепе рядом с ним покоятся гитара «Gibson Les Paul», футбольный мяч, пучок марихуаны, Библия и кольцо, которое он носил постоянно (подарок эфиопского принца, старшего сына Хайле Селассие I).


То самое кольцо на руке Боба

Боб Марли был и остаётся выдающимся музыкантом современности. За свою непродолжительную жизнь он добился очень много: снискал мировую известность, создал особый стиль музыки, стал символом борьбы за равноправие рас.

В 2012 году на экранах появился документальный фильм «Марли».

Цитаты Боба Марли

"У меня есть только одна мечта, чтобы все люди жили в мире".
"Я верю что можно излечить расизм, зло и ненависть - музыкой".
"Сам я никто. Все что есть у меня – это Бог".
"В каждом из нас есть Бог, поэтому мы не одиноки".
"Освободите свой разум от гнева и проснитесь к жизни".

Все Цитаты >>> Боба Марли


  • Любопытно
  • Когда-то, ещё не влившись в течение регги, совсем молодой Боб Марли был руд-боем. Руд-бои люди подчеркивающие свое презрение к опасностям.
  • Боба Марли нельзя назвать примерным семьянином. И в семейных отношениях с Ритой у Боба Марли было не все гладко. В первые годы их совместной жизни, Боб Марли много работал, из-за чего он редко виделся с Ритой. Когда к нему пришла популярность, Марли постоянно гастролировал, а Рита с детьми оставалась дома.

Дети Боба и Риты Марли

23 ноября 1964 года родилась самая младшая Шэрон. Боб Марли не был ее биологическим отцом, он принял дочь Риты от предыдущих отношений, и растил ее как свою собственную. Являлась участником группы Ziggy Marley & The Melody Makers.


Шэрон (слева), Седелла (справа)

23 августа 1967 года родилась Седелла (названная в честь матери Баба, их первый общий биологический ребенок. Начинала карьеру в оставе группы Ziggy Marley & The Melody Makers, а так же является генеральным директором Tuff Gong International. Кроме того является автором детских книг, а также актрисой и дизайнером одежды).

17 октября 1968 появился на свет Дэвид «Зигги» тарший сын Боба и фронтмен Ziggy Marley & The Melody Makers. Пятикратный победитель Грэмми, Зигги начал сольную карьеру в 2003 году. Также является борцом за легализацию марихуаны.


Дэвид (слева), Стивен (справа)

20 апреля 1972 года родился Стивен. Является четвертым членом группы Ziggy Marley & The Melody Makers. Певец, автор песен и продюсер.

В 1974 году родилась девочка Стефани. Является директором Фонда Боба Марли, музея Боба Марли, Tuff Gong International, Tuff Gong Records, URGE и Фонда Риты Марли.

Боб является отцом по меньшей мере 12 детей, рожденных от разных женщин:


Стефани (слева), Роберт (справа)

Роберт Марли – его мама Пэт Уильямс. Робби жил с Бобом и Ритой. Занимается трюковой ездой на мотоцикле).

Рохан Марли – его мама Джанет Хант была подругой Боба. Профессионально играл в футбол в Канаде. Также является соучредителем корпорации Marley Coffee.


Рохан (слева), Карен (справа)

Карен Марли – мама подруга Боба Джанет Боуэн.

Джулиан Марли – мать Люси Паундер. Занимается музыкой


Джулиан (слева), Каймани (справа)

Каймани Марли – мать чемпионка мира по настольному теннису Анита Белнейвис. Занимается актерским мастерством.


Дамиан (слева), Боб и Синди Брэйкспир (справа)

Дамиан Марли - мать - Синди Брэйкспир, обладательница титула «Мисс Мира 76». Певец в стиле регги.

До сих пор есть люди, которые утверждают, что они дети Боба.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

, США

Биография

Ранние годы

Боб Марли родился в деревне Найн-Майлс, Ямайка . Его отец, Норвал Марли, по происхождению англичанин с шотландскими корнями, служил генералом ВМС Великобритании , а потом служил управляющим на одной из плантаций Ямайки. Когда ему было 60, он познакомился с матерью Роберта, 16-летней ямайской девушкой Седеллой Букер . При жизни Роберт видел своего отца всего 2 раза. В 1955 году , когда Бобу Марли было 10 лет, отец умер.

Когда-то, ещё не влившись в течение регги, совсем молодой Боб Марли был руд-боем . В конце 1950-х Марли, как и многие другие ямайские провинциалы, перебрался вместе с матерью в столицу Ямайки Кингстон , где поселился в бедном районе Тренчтаун . Там он познакомился с Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни, с которым и начал делать свои первые шаги в музыке. После окончания школы Марли устроился работать сварщиком, а в свободное время совершенствовал свои музыкальные навыки. Помощь в этом ему оказал известный ямайский музыкант Джо Хиггс , дававший Марли и Банни бесплатные уроки вокала . Вскоре состоялось знакомство с Питером Макинтошем, который позже станет известен как Питер Тош .

Начало карьеры

Родной дом Марли в Nine Mile, Ямайка

В 18 лет Боб Марли дебютировал с синглом «Judge Not», который написал вместе с Джо Хиггсом. В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренёрше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков.

В 1978 году Боб Марли вернулся на Ямайку, чтобы дать ещё один политический концерт, призванный предотвратить гражданскую войну - «One Love Peace Concert». В конце этого выступления по просьбе Марли на сцену поднялись предводители противостоящих групп - социалист Майкл Мэнли (лидер правящей Народной национальной партии) и консерватор Эдвард Сеага (лидер оппозиционной Лейбористской партии) - и пожали друг другу руки .

Болезнь и последние годы жизни

Рита Марли, которая всю жизнь поддерживала и сопровождала мужа, после его смерти попыталась начать сольную карьеру. Некоторые её песни, например, «One Draw», «Many Are Called» и «Play Play», обратили на себя внимание меломанов, но к середине 1980-х она почти полностью отошла от шоу-бизнеса и посвятила себя семье - ведь за годы музыкальной активности Боба Марли Рита параллельно с концертами и студийными записями родила и воспитала семерых детей. Дэвид, старший сын Боба Марли, известный больше как Ziggy, достаточно успешно выстроил свою карьеру и стал популярным поп-исполнителем, возглавляя группу Melody Makers. В коллектив привлечены еще трое детей Боба Марли - Сиделла, Стивен и Шэрон. Ещё трое детей Боба Марли - Дэмиан, Джулиан и Кай-Мани, тоже выбрали музыкальную карьеру.

В 2012 году вышел документальный фильм «Марли ».

Видео по теме

Дискография

«Bob Marley and The Wailers» во время Uprising Tour, 1980 год

Студийные альбомы
  • 1983 - Confrontation (посмертно)
Концертные альбомы
  • 1975 - Live! (Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон , июль 1975)
  • 1978 - Babylon by Bus (Записи с концертов в Европе , 1978)
  • 1991 - Talkin" Blues (Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско , 1973)
  • 2003 - Live at the Roxy (Запись концерта в «Roxy», Уэст-Голливуд , 26 мая 1976)

Награды и номинации

Семья

  • Имани Кэрол Марли (р. 1963) - первая дочь