Развитие художественной культуры 19 века. Художественная культура России XIX века

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

1. Введение

  1. “Золотой” век в России
  2. Особенности XIX века
  3. Причины феномена “Золотого” века

2. Литература XIX века

  1. Романтизм
  2. Реализм

3. Музыка

4. Театр

5. Живопись

6. Заключение

Золотой век в России

ХIХ век - это и надежда на сильную государственность просвещенных монахов; и европейские порядки, освоенные и “привитые” России; и объединение славян; и “ускорение” истории; увеличение числа писателей поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

Золотой век русской культуры: Пушкин, Лермонтов и Гоголь, нравственные искания Толстого и Достоевского; рассвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский; достижения русской науки, философии.

Особенности “Золотого века”

В истории тысячелетней культуры - от Киевской Руси до императорской России, ХIХ век занимает особое место.

  • Во-первых, это тот взлет Духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться великим российским Ренессансом. Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества. ХIХ век уникален прежде всего своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.
  • Во-вторых, долгое время эта гигантская целостность либо покрывалась “хрестоматийным глянцем”, либо упрощалась и выхолащивалась в угоду сиюминутному политизированному подходу. Уныло-примитивная абсолютизация революционного, маргинального направления создавала устойчиво негативный комплекс неприятия великого наследия, “усеченного” представления о нем. Значительные “материки” культуры изымались, уходили под воду забвения как “чуждо-классовые”, “ненужные”. Настало время объемного, научного подхода к русской культуре.
  • В-третьих, ХIХ век это тот трагически-творческий “узел” в “колесе” русской истории и культуры, последствия которого становятся понятными лишь на пороге ХХI века. Проблемы и поиски русской культуры этого этапа в их философско-нравственной и геополитической сути оказались в центре мировых духовно-культурных размышлений современности.
  • В-четвертых, XIХ век - многоаспектен, полифоничен: он и уникален, и во многом традиционен для христианско-православного древа русской культуры девяти веков, объединенных общенациональной русской идеей, основой и концентратом российского менталитета (тип сознания, мышления, деятельности, тип человека) с его нацеленностью на будущее (“звезду пленительного счастья”), со своеобразным мессианством и верой в особую миссию русского народа - объединителя великого евразийства. Именно в ХIХ веке русская идея получает различную трактовку, становится определенной “знаковой” системой самых разных общественных движений: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславянистов и марксистов.
  • В-пятых, ХIХ век в полной мере выразил синтезирующий, философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотически-идеологический характер без которого она теряет свою почву и судьбу. Он проявляется везде - от вселенско-космических исканий до почти практических “инструкций” по ответам на извечные русские вопросы: “Зачем? Кто виноват? Что делать? А судьи кто?”
  • В-шестых, ХIХ век - и этапное завершение развития русской культуры девяти веков, и очень важный рубеж в ложном противоречивом взаимодействии традиций и новаторства на пороге ХХ столетия. Наконец, это время небывалого развития такой системы, как художественная культура, которая становится именно в ХIХ веке классической. Идет постепенное разрушение сословно-дворянской культуры, новые импульсы к развитию получают разночинная и купеческая культуры, после 1861 года в новом качестве выступает крестьянство как социокультурный слой. Особую интегрирующую роль в шестидесятые годы начинает играть интеллигенция.

События, оказавшие воздействие на культуру века

Какие события истории оказали главное воздействие на тип менталитета, культуры в целом?

  • Отечественная война 1812 года,
  • реформы Александра II,
  • отмена крепостного права,
  • “хождение” в народ,
  • западноевропейские революции в их резонансе на русской почве,
  • распространение марксизма.

Все это многообразие определило и культурное “лицо” ХIХ века как эпохи, чье столетнее движение вместилось в две даты: “золотой век” начался рождением А. Пушкина, дал великую неантичную ясность и высоту, а закончился смертью не менее великого метафизика-философа В. Соловьева.

Литература

В ХIХ в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно - освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева “ К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил. Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, чего она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные “ вселенные”. Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим “золотым веком” русской литературы, прекрасно выразил Манн, говоря о ее “необыкновенном внутреннем единстве и целостности”, “тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций”.

Важнейшей особенностью первой половины XIX века была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Среди которых, основными были романтизм и реализм.

Романти"зм - характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского. В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М.Ю. Лермонтова, “русского Байрона”. Философская лирика Ф.И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Реали"зм, в литературе - направление, стремящееся к изображению действительности. А.С.Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах “Евгений Онегин”, который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, явился наивысшим выражением реализма в творчестве: великого поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма “Борис Годунов”, повести Капитанская дочка, “Дубровский ” и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по плану сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества. Традиции Пушкина продолжил его младший современник, и преемник М. Лермонтов. Роман “Герой нашего времени”, во многом созвучный с пушкинским романом “Евгений Онегин”, считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества. Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа ХIХ в. и литературой ХХ в. Новизна и мощь толстовского реализма непосредственно связаны с демократическими корнями его искусства, его миросознания и его нравственных поисков, реализму Толстого свойственны особая правдивость, откровенность тона, прямота и, вследствие этого, сокрушительная сила и резкость в обнажении социальных противоречий. Особое явление в русской и мировой литературе - роман “Война и мир”; в этом уникальном феномене искусства. Толстой сочетал форму психологического романа с размахом и много-фигурностью эпической фрески.

Преемницей русской литературы оказывается философская мысль, она исследует духовные заветы “золотого века” классики и потому сама переживает “золотой век”.

Музыка

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно - вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой – русский фольклор.

Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки. В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.) открылись консерватории.

В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом, не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.

Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы? Михаил Иванович Глинка (1804-1957 гг.), получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх - “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) и “Руслан и Людмила”. Он создал образцы национальной русской оперы - героико-эпическую оперу и оперу-сказку. “Жизнь за царя” написана на историко - патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века - борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера-сказка “Руслан и Людмила” написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый “сказочный” мир опер: от “Майской ночи” и “Снегурочки” до “Садко”, для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет “Садко” построен на различных вариантах новгородской былины - повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. “Снегурочку” Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав её картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства”. В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику. Музыка Римского-Корсакова возвышает человеческое в человеке, она призвана спасти его от “страшных обольщений” буржуазного века и тем самым она приобретает великую гражданскую роль, приносит пользу обществу. Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П.Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера “Евгений Онегин”, предупредительно названная им не оперой, а “лирическими сценами”. Чайковский хотел достичь на сцене иллюзии обыденной жизни с ее повседневными разговорами.

В целом следует отметить, что на рубеже веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. “Знамением” времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре.

Театр

Герцен, говоря об игре русских актеров, отмечал: “Они были великие артисты, артисты по призванию и по труду. Они создали правду на русской сцене”

В период “Золотого” века начинается новая страница в истории русского театра, где смена художественных направлений происходила столь же быстро, как и в литературе.

  • В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев. Самым ярким представителем является Павел Степанович Мочалов (трагедии Шиллера и Шекспира, роль Гамлета и Ромео).
  • В 30-е годы активно развивается в русской драматургии реализм, несмотря на запреты цензуры, усилившиеся после восстания декабристов. Самым запоминающимся спектаклем того времени был “Ревизор” Гоголя. Основоположником сценического реализма считается лучший актер, игравший Городничего, Михаил Семенович Щепкин.

Центрами театрального искусства были Александрийский театр в Петербурге и Малый театр в Москве.

XIX век - это также и расцвет творчества многих деятелей в области музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного спектакля и стремился путем “содружества танца, музыки и живописи” к созданию психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина близки эстетике советского балета. Хореографический этюд “Умирающий лебедь” на музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой, запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета.

Живопись

Классицизм, приобретший мощное народное звучание, постепенно переходил от романтизма к реализму в русском изобразительном искусстве.

Современниками того времени особенно ценилось направление живописи русских художников, в котором преобладал исторический жанр с акцентом национальной тематики. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип: описания портрета; картин, выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции.

Русские художники в своих работах отражали различные идеалы национального подъема, постепенно отказываясь от строгих принципов классицизма, навязанных академическими устоями. Век ознаменован высоким расцветом русской живописи, в котором художники России оставили для потомков неизгладимый след в истории отечественного изобразительного искусства, проникнутое духом всестороннего отражения жизни народа.

Яркими представителями являются: Брюллов, Иванов, Айвазовский, Федотов, Тропинин и др.

Заключение

Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, “на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина”, - русская культура, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический “золотой век”. Ведущими направлениями XIX века стали - романтизм и реализм. Но представители обоих этих течений: писатели,поэты,драматурги,музыканты,философы,художники-обращались к историческому прошлому России, пытаясь найти ответы на современные вопросы. Эти люди способствовали формированию национального самосознания русских людей.

Ни один век не знал стольких теорий, учений, вариантов обновления и “спасения” России, никогда державу не сотрясали столь многочисленные общественные движения - революционеров-разночинцев, нигилистов, анархистов, атеистов, богоискателей, народников, марксистов. ХIХ век - это Пушкин и Чаадаев, Гоголь и Герцен, Хомяков и Аксаков, Сперанский и Уваров, Ушинский и Михайловский, Чернышевский и Лавров, Достоевский и Толстой, Леонтьев, Соловьев. Эсхатология и мессианство, философия истории и апокалипсис, религиозная метафизика и атеизм философия ненасилия и террор, русский социализм и писк земного Града... Все это вместил трагический и невеликий ХIХ век. Этот век как культурная эпоха - это и новый уровень переплавки европейского опыта в культурном диалоге столетий, и поиск себя в дилемме “Запад - Восток”.

К концу века в русской идее усиливаются мотивы покаяния, философии и культуры ненасилия, которые явились естественной реакцией.

XIX век – эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Уже в XIX веке она приобрела мировую известность, оказав влияние на мировой культурный процесс. В духовную жизнь человечества вошли А. Пушкин и П. Чайковский, А. Иванов и И. Репин, Л. Толстой и Ф. Достоевский. Известный английский критик Морис Бэринг писал: "Достоевский создал и понял такие высоты и такие глубины человеческой души, которые лежали далеко за пределами понимания... даже Шекспира". Культура России XIX в. поражает не только глубиной своего содержания, но и многообразием форм своего воплощения.

Развитие общественной мысли России первой половины Х1Хв. прошло под знаком отечественных и европейских событий этого периода: наполеоновские войны, особенно Отечественная война 1812 года, декабристское движение, революции во Франции 1830 и 1848 гг. и. другие. Пробуждается интерес к идеалистической философии, к проблемам народности и историзма, к национальному искусству. В 1818 г. осуществляется публикация "Истории государства Российского " Н.М. Карамзина (1766 – 1826). Оживляется литературно-журнальная жизнь (в первые 20 лет XIX в. возникает более 40 новых журналов, в том числе "Русский вестник", "Вестник Европы" и др.), возникают литературные общества ("Арзамас", "Зеленая лампа", "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств" и другие), литературно-музыкальные салоны (в Петербурге ­ салон Оленина, в Москве – княгини З.Волконской и другие).

В литературе начала ХIХ в. сосуществуют несколько художественных методов: еще проявляется классицизм ; Но Н.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский (1783 – 1852), И.И. Дмитриев (1760 – 1837) воплощают идеи сентиментализма . Сентиментализм (фр. sentimentalisme – чувственность) сформировался во Франции, Англии, Германии. Л. Стерн (1713 – 1768) – «Сентиментальное путешествие» – дал ему название. Сентиментализм противопоставил чувство (sentiment) разуму (ratio).



В России сентиментализм нашёл воплощение в творчестве Н. Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»), А. Радищева (1749 – 1802) – «Путешествие из Петербурга в Москву». Карамзин оставался одной из центральных фигура литературного движения первых десятилетий XIX века (преобразователь русского языка, издатель журнала «Вестник Европы» и другие).

Все более властно заявляет о себе романтизм. Идут споры о языке: реформа Карамзина, стремившегося сблизить литературный язык с разговорным; ему противостоит А.С. Шишков (1754 – 1841), основатель общества "Беседа любителей русского слова", выступившего в защиту языковой архаики.

После войны 1812 г. в русском искусстве формируется романтизм . Основателем его стал В.А. Жуковский , который, по словам Веселовского, создал "поэзию чувства и сердечного воображения" ("Певец во стане русских воинов", "Сельское кладбище", "Вечер", "Людмила", "Светлана" и другие). В литературе к романтизму приходят К. Батюшков (1787 – 1855), Е. Баратынский (1800 – 1844), П. Вяземский (1792 – 1878) и другие. Романтизм нашел наиболее яркое воплощение в творчестве А.С. Пушкина (1799 – 1837): цикл "Южные поэмы" – "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", лирика и др.; М.Ю. Лермонтова (1814 – 1841): "Мцыри", "Демон", "Маскарад" и другое. Глубокий интерес к внутреннему миру человека, противопоставление его серости и жестокости окружающего мира, стремление к необычному, исключительному характеризует романтический стиль.

Значительными поэтами "пушкинской плеяды" явились Д.Давыдов (1784 – 1839), А.Дельвиг (1798 – 1831), В.Кюхельбекер (1797 – 1846) и другие. Бунтарское направление русского романтизма воплотилось в творчестве К.Рылеева (1795 – 1826), А.Одоевского (1802 – 1839), А.Бестужева – Марлинского (1797 – 1837) и других поэтов-декабристов.

Пластические искусства первой половины XIX в. обладают внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами; его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти скульптуре. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтизм. Блистательного расцвета достигают все виды изобразительного искусства и их синтез, который находит свое воплощение в развитии архитектуры и скульптуры.

С наибольшей силой характерные чертыархитектуры и монументального искусства проявились в творчестве зодчих А. Воронихина, А. Захарова, Т. де Томона. А.Н. Воронихин (1759 – 1814) – создатель здания Казанского собора в Петербурге. Его мощные колонные портики монументальны, а купол легок и изящен. Большое внимание Воронихин уделил декоративной скульптуре, к выполнению которой были привлечены крупнейшие ваятели того времени: И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Щедрин.

А.Д. Захаров (1761 – 1814) реконструировал здание Адмиралтейства, сохранив его облик, архитектурные элементы, в первую очередь, знаменитый золоченый шпиль Коробова.

Важнейшая постройка Тома де Томона (1760 – 1813) – здание Биржи, величественное сооружение, окруженное доисторическими колонными портиками – галереями. Ансамбль Биржи определил собой облик центра Петербурга.

В Москве работают архитекторы О.И. Бове (1784 – 1834), занимавшийся реконструкцией Красной площади, Д.И. Жилярди (1788 – 1845), А.Г. Григорьев (1782 – 1868) и другие.

Замечательна была деятельность К.И. Росси (1775 – 1849), создателя выдающихся ансамблей площадей, улиц, архитектурных сооружений в Петербурге (здание Главного штаба на Дворцовой площади, Михайловский дворец – ныне Русский музей, Михайловская площадь – ныне площадь Искусств, новый общественный театр – ныне театр драмы им. А.С. Пушкина, объединенные аркой здания Сената и Синода и др.).

Одно из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX в. – Исаакиевский собор, строителем которого был А.А. Монферран (1786 – 1858), им же воздвигнута Александрийская колонна на Дворцовой площади.

К.А. Тон (1794 – 1881) осуществлял линию "национального" направления в русской архитектуре. Он построил Большой Кремлевский дворец, самое выдающееся его создание – храм Христа Спасителя в Москве (1837 – 1883).

В этот период работают крупнейшиеваятели. И.П. Мартос (1754 – 1835) был близок к основателям классицизма в искусстве. Изучив в Италии античные надгробия, он наполнил традиционную форму новым содержанием. Одно из его лучших произведений – надгробие М.П.Собакиной (плакальщица, задрапированная в античные одежды, и гений смерти с потухшим факелом в руке). Самое выдающееся его создание ­ памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804 – 1818), отразивший возвышенные патриотические идеалы.

Памятники героям Отечественной войны 1812 г. – М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, решенные в духе классицизма, создал Б.И. Орловский (1793 – 1837). Представителем позднего классицизма в скульптуре явился И.П. Витали (1794 – 1855) – скульптуры фонтанов в Нескучном саду и перед Большим театром (Москва) и др.

Реалистические тенденции проявились в творчестве П.К.Клодта (1805 – 1867), создателя конных групп для Аничкова моста в Петербурге, памятника И.А.Крылову, конного памятника Николаю I.

Живопись первой трети XIX в. представлена всеми жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина. Историческая тема нашла отражение в творчестве художников, работавших в русле классицизма, но обратившихся к русской тематике. А.И. Иванов (1776 – 1848) создает картины "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году", "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедею" и др.

Блестящих успехов достигла портретная живопись. Парадность портретов XVIII в. уступила место интимности и задушевности.

Орест Кипренский (1782 – 1836) – представитель нового поколения романтически настроенных художников. Его творчество явилось поиском наиболее полного и глубокого раскрытия человеческой личности. Цвет в его портретах способствовал выявлению эмоциональности образа: портрет мечтателя и воина Е.В.Давыдова, одухотворенные портреты Е.П. Растопчиной и Д.Н. Хвостовой, возвышенный облик А.С. Пушкина , "питомца чистых муз" и другие

В.А. Тропинин (1776 – 1857) работал в портретном и бытовом жанре. До сорока семи лет крепостной, он создал замечательные картины украинской жизни (вместе с помещиком жил долго на Украине). Картины портретно-бытового содержания – "Старик нищий", "Кружевница", "Гитарист", подкупающие искренностью чувства. Одни из лучших полотен – портреты композитора Булахова, А.С. Пушкина .

Мастером пейзажной живописи был С.Ф. Щедрин (1791 – 1830), создавший поэтические городские пейзажи, виды Рима и других городов Италии. Эти работы отличаются романтической трактовкой сюжета.

Ярчайшим явлением в русской живописи этого периода явилось творчество Карла Брюллова (1799 – 1852). Уже в ранних работах он стремился преодолеть условность живописно-пластической академической манеры ("Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" и другие). В 1833г. он завершает поразившую современников картину "Последний день Помпеи ":

И стал "Последний день Помпеи"

для русской кисти первым днем.

А.С.Пушкин

С блестящим мастерством написаныим портретные композиции: "Всадница", "Графиня Ю.П. Самойлова" и др. Брюлловым созданы портреты выдающихся представителей русской интеллигенции: В.А. Жуковского, И.А.Крылова и другие. Прекрасный образ талантливого творца создан им в автопортрете 1848 г., написанном в излюбленной художником гамме золотисто-коричневых и черных тонов. Во второй трети XIX в. Брюллов обращается к бытовому жанру, воплощая реалистические принципы.

Глубочайшее понимание искусства и его задач в жизни общества проявил гениальный русский художник Александр Иванов (1806 – 1858). Двадцать лет жизни (1837 – 1857) посвятил он своей картине "Явление Христа народу ". Сюжет картины евангельский: Иоанн Креститель указывает толпе на приближающегося Христа, возвещенного библейскими пророками Мессией (спасителем). Величественную тему освобождения народа – "скорбящих и безутешных" Иванов рассматривал в религиозном и нравственном плане; освободителем он показал Христа. И.Е.Репин писал об этом полотне: это "самая гениальная и самая народная русская картина. По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы". Картина является новаторской и по своим живописно-пластическим средствам, сочетающим традиции классического искусства с достижениями реализма.

В 30-е – 40-е гг. в русском искусстве формируется реализм, основоположником которого явился А.С. Пушкин . В трагедии "Борис Годунов ", воскрешая "век минувший во всей его истине", он изобразил "истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах". Принципы реализма были воплощены в романе в стихах "Евгений Онегин", в "Повестях Белкина", "Пиковой даме", "Маленьких трагедиях" и других произведениях.

Традиции Пушкина развивает М.Ю. Лермонтов ("Герой нашего времени"). К критическому реализму приходит в своем творчестве Н.В. Гоголь (1809 – 1852). "Петербургские повести", "Ревизор", "Мертвые души" явились реалистическими картинами русской действительности, написанными ярким, образным языком, отличавшимся "простотой, силой, меткостью, близостью к натуре" (В.Стасов).

Путь русского изобразительного искусства к реализму нашел воплощение в бытовом жанре, занявшем ведущее место в 40-е годы. Крупнейший представитель этого жанра – А.Г. Венецианов (1780 – 1847). Он поэтически передавал сцены деревенской жизни и крестьянского труда, положив в основу своего творческого метода изучение действительности. Светлый и гуманный взгляд Венецианова выражен в изображении крепостных крестьян: "Гумно", "Утро помещицы", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Жнецы", "Захарка" и др. В своих героях художник видел национальный идеал русской красоты. Венецианов показал себя мастером интерьера и пейзажа.

Этап критического реализма в русском изобразительном искусстве открывает П.А. Федотов (1815 – 1852), по духу своего творчества близкий к Гоголю. Тонким психологизмом отличаются его портреты (портрет Н.Жданович за фортепиано и другие), но сам художник рассматривал их как подготовительную работу к будущим сложным композициям. Его славу составили работы: "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора", "Завтрак аристократа", "Вдовушка", "Анкор, еще анкор". Звание академика принесла художнику картина "Сватовство майора ", ссылаясь на которую Т.Г. Шевченко писал, что для современного искусства "нужна ловкая, верная, а главное – не карикатурная (кисть), скорей драматический сарказм, чем насмешка".

Больших успехов в первой половине XIX века достиглаграфика, разнообразная по техническим средствам и жанрам. Ее расцвет связан с ростом книгоиздательского дела. Традиции русской гравюры продолжал Н.И. Уткин (1780 – 1863). Наиболее известные его работы – галерея портретов писателей: Державина, Крылова, Пушкина. Выдающимися графиками были А.Г. Ухтомский (1770 – 1852), С.Ф. Галактионов (1778 – 1854), А.О. Орловский (1777 – 1832) и другие.

Новым этапом явилось русское искусство второй половины XIX века, развивавшееся под знаком эстетической теории Н.Г. Чернышевского (1828 – 1889). Основное положение его эстетики – "прекрасное есть жизнь" – выдвигало требование правды в искусстве, обращения к реальной действительности, к жизни народа, создания произведений, возникающих под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи.

Реалистические тенденции нашли воплощение вромане середины и второй половины XIX века. Это своеобразная "трилогия" И.А. Гончарова (1812 – 1891): "Обыкновенная история ", "Обломов ", "Обрыв ", поднимавшая проблемы формирования личности в сложных обстоятельствах русской крепостнической действительности. Роман Гончаров считал "кодексом к изучению взаимных отношений, страстей, симпатий и антипатий... словом, школой жизни".

Значительную роль в духовном и нравственном развитии русского общества, в истории русского реализма сыграло творчество И.С. Тургенева (1818 – 1883). "Записки охотника " обратили читателя к жизни народа. Нравственной историей русской интеллигенции стали романы Тургенева: "Рудин ", "Накануне ", "Отцы и дети ", "Дворянское гнездо ", "Новь ", "Дым ". Тонкий психолог, певец любви, живописатель природы, величайший мастер языка, Тургенев отразил общественное и умственное движение своей эпохи.

Создателем сатирического романа был М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889): "Пошехонская старина", "История одного города", "Господа Головлевы".

Вершиной в развитии реалистического направления в русской литературе явились два великих писателя: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881), сложившийся как писатель под влиянием гоголевской "натуральной школы", обратился к теме "униженных и оскорбленных". Глубокий психолог и гуманист, он поставил в своих произведениях важнейшие проблемы времени. Осудив анархический бунт ("Преступление и наказание "), высказав гениальное предвидение о разрушительной силе революции и революционерах ("Бесы "), резко критикуя мир зла ("Братья Карамазовы"), Достоевский мечтал создать образ истинно прекрасного человека (князь Мышкин, роман "Идиот ", Алеша Карамазов роман "Братья Карамазовы "). В центре его внимания – социальные противоречия и противоречия человеческой души – "две бездны": "идеал Мадонны и идеал содомский", примирить которые Достоевский пытался евангельскими принципами смирения и всепрощения.

Л.Н. Толстой (1828 – 1910) – трезвый реалист и великий психолог, изобразивший "диалектику души" (Чернышевский) своих героев, создатель эпопеи "Война и мир ", романов "Анна Каренина " и "Воскресение ". Творчество Л.Н. Толстого, отразив целую эпоху в истории России, поражает силой правды и художественным совершенством. "Судьба человеческая, судьба народная" – вот основные проблемы его произведений, представляющих собой гигантскую и всеобъемлющую картину непрерывного движения жизни, времени, исторического процесса.

Русская литература II половины XIX века дала и великую поэзию: Н.А. Некрасов (1821 – 1878) с глубокой болью писал о тяжелой доле русского народа, воспевал его духовную красоту, русскую природу. Значительный вклад в развитие литературы, эстетических воззрений общества внесли Ф.И. Тютчев (1803 – 1873), А.А. Фет (1820 – 1892) и др. Создателем русского национального театра явился А.Н. Островский (1823 – 1886).

Реализм, демократизм, народность – основные черты русскогоизобразительного искусства этого периода. Один из ведущих художников 60-х годов – В.Г. Перов (1834 – 1882), критический реалист, автор картин "Чаепитие в Мытищах", "Последний кабак у заставы", "Проводы покойника" и другие Значительное место в его творчестве занимают портреты (Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского и другие деятелей русской культуры.).

Перов В.Г. – один из организаторов Товарищества передвижных выставок, возникшего по инициативе Г.Г. Мясоедова (1835 – 1911), Н.Н. Ге (1831 – 1894), И.Н. Крамского (1837 – 1887). Товариществу принадлежит ведущая роль в последующем развитии русского искусства, получившего название "передвижничества".

Передвижники ставили основной задачей многостороннее отображение современной жизни. Активно участвовали они в развитии национальных художественных школ в России . Передвижники разрабатывали все жанры изобразительного искусства, особенно бытовую картину, историческую, портретную и пейзажную живопись. Большую роль в деятельности передвижников, и не только их, но и писателей, композиторов второй половины XIX века сыграл В.В. Стасов (1824 – 1906), борец за народность и демократизм в искусстве.

Талантливым художником и теоретиком искусства был И.Н. Крамской (1837 – 1887). Обладая редким даром психолога, он создал портреты великих людей России: Л. Толстого, Ф. Васильева, И. Шишкина и других. Обращался он и к людям из народа (портрет полесовщика. Мины Моисеева). Крамской создает и сюжетно-композиционные картины, наиболее значительная из них – "Христос в пустыне", где воплощен идеал прекрасного человека, принесшего себя в жертву общечеловеческим интересам и нашедшего в этом свое счастье.

К бытовой живописи обратились художники В.М. Максимов (1844 – 1911; "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"), Г.Г. Мясоедов (1835 – 1911; "Земство обедает"), А.И. Корзухин (1835 – 1894; "В монастырской гостинице"), В.Е.Маковский (1846 – 1920; "Крах банка", "Свидание", "На бульваре"). Особой глубиной творческих замыслов отличались произведения Н.А. Ярошенко (1846 – 1898): "Кочегар", "Заключенный", "Студент", "Курсистка", портреты Г.И. Успенского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.А. Стрепетовой и других

Наиболее ярко особенности русской живописи этого периода воплотились в творчестве И.Е. Репина (1844 – 1930). Его творческая деятельность была исключительно разнообразна. Крупные полотна на сложные современные и исторические темы перемежались с галереей портретов. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита сочетались с живым и страстным темпераментом. Под непосредственным впечатлением жизни созданы картины "Бурлаки на Волге ", "Протодьякон", "Крестный ход в Курской губернии". Образы революционеров-народников запечатлены в работах "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали". Талант исторического живописца раскрылся в полотне "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года ". Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры (портреты М. Мусоргского, Л.Толстого, хирурга Н. Пирогова и другие).

Великим историческим живописцем России был В.И. Суриков (1848 – 1916). Народ – главный герой его картины "Утро стрелецкой казни". С поистине шекспировской силой показана трагедия бывшего всемогущего вельможи в полотне "Меншиков в Березове ". Образ сильной духом героини создал Суриков в картине "Боярыня Морозова ". Он автор батальных полотен ("Переход Суворова через Альпы ") и других композиций. Эпическому настроению его картин соответствует богатый и сложный колорит.

С народным творчеством, историей народа связал свои произведения В.М. Васнецов (1848 – 1926): "После побоища Игоря Святославича с половцами", навеянное "Словом о полку Игореве"; "Аленушка", "Богатыри", "Баян" и другие. Значительные достижения русского искусства в батальной живописи проявились в творчестве В.В. Верещагина (1842 – 1904) "Апофеоз войны", "На Шипке все спокойно" и другие).

Любовь к родине, родной природе воодушевляла творчество мастеров русского пейзажа: А.К. Саврасова (1830 – 1897; "Грачи прилетели "), Ф.А. Васильева (1850 – 1873; "Мокрый луг", "В Крымских горах"), И.И. Шишкина (1832 – 1898; "Среди долины ровныя", "Утро в сосновом лесу", "Корабельная роща" и другие); А.И. Куинджи (1842 – 1910; "Ночь на Днепре"), И.И. Левитана ("Над вечным покоем", "Вечерний звон", "Березовая роща", "Владимирка" и другие).

Реалистическое направление в русскойскульптуре воплощал М.М. Антокольский (1843 – 1902), обратившийся к темам русской истории: Иван Грозный, Петр I, Нестор-летописец, Ермак.

XIX век – эпоха создания русской национальноймузыки. Ее основоположником явился М.И. Глинка (1804 – 1857). Мечтая о создании национальной оперы. Глинка обратился к русской истории XVII века, к подвигу простого крестьянина Ивана Сусанина. Музыка оперы "Жизнь за царя " своими интонациями, строем была близка народным мелодиям. Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники вторую оперу Глинки на сюжет пушкинской поэмы "Руслан и Людмила ". Глинка – автор проникновенных романсов, хоровых, оркестровых произведений.

Традиции Глинки развивал в своем творчестве А.С. Даргомыжский (1813 – 1869), автор оперы "Русалка" на сюжет драмы А.С.Пушкина, романсов на темы русской жизни ("Титулярный советник" и другие)

Во второй половине XIX века возникает "Вольное содружество пяти" русских композиторов, названное В. Стасовым "Могучей кучкой ": М.П. Мусоргский (1839 – 1881), М.А. Балакирев (1837 – 1910), Ц.А. Кюи (1835 – 1918), А.П. Бородин (1833 – 1887). Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908). Народ, русская история, судьба родины – основные темы творчества этих композиторов. В числе их лучших созданий – народно-музыкальные драмы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина", опера Бородина "Князь Игорь" и "Богатырская" симфония, поэтические и сказочные оперы Римского-Корсакова: "Снегурочка", "Золотой петушок", "Садко", многочисленные симфонические, оркестровые и вокальные произведения, обработка народных мелодий.

Великой страницей истории русской музыки явилось творчество П.И. Чайковского (1840 – 1893). Поразительна сила его творческой энергии: десять опер ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Черевички" и другие), три балета ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"), шесть симфоний, три фортепьянных концерта и один для скрипки с оркестром, около ста романсов, множество пьес для фортепиано и скрипки... О могуществе творческих сил, таящихся в людях, о силе любви говорит его музыка. Не случайно своей последней симфонии он хотел дать название "Жизнь".

РУССКАЯ КУЛЬТУРА КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА

Этот период отмечен сложностью социокультурной обстановки в России. Эпоха русско-японской и первой мировой войн, трех революций, грозных катастроф и социальных взрывов.

В то же время конец XIX – начало XX вв. отмечены достижениями научно-технического прогресса. Внедрение электричества в промышленность, появление автомобилей и аэропланов, открытие радио- и рентгеновских волн – все меняло облик страны, быт людей. В начале века появились первые русские города более чем с миллионным населением. С весны 1896 г. сначала в Петербурге и Москве, а затем и в других крупных городах (в 1903 – 1904 гг) стал функционировать кинематограф. К 1913 г. в России насчитывалось более 1400 кинотеатров.

Общий процесс развития русского искусства протекал противоречиво, поражая многообразием художественных методов, школ, направлений,

В русской художественной культуре этот период получил название Серебряного века , наступившего вслед за Золотым, воплотившим высшие достижения русского искусства.

Своеобразие художественной культуры Серебряного века можно охарактеризовать как параллельное развитие реалистического направления и ряда нереалистических тенденций, объединённых именем авангарда. Как утверждает искусствовед В. Ванслов: «В XX веке реализм и авангардизм оценивали в борьбе и взаимоотрицании».

Художественную значимость и плодотворность сохраняет реализм. Достаточно привести в пример творчество Л.Н. Толстого (1898 – 1910) – драматургия («Плоды просвещенгия» ­ 1891; «Живой труп» – 1900; проза – «Крейцерова соната» ­ 1891; «Отец Сергий» – опубл. в 1912, «Хаджи-Мурат» – опубл. 1912; религиозно-философские искания – «Исповедь» ­ опубл. В 1906 г. и другие.

На рубеже веков реалистические тенденции с элементами импрессионизма воплощаются в прозе и драматургии А.П. Чехова (1860 – 1904), связанный с Московским художественным театром, творчеством К. Станиславского и В. Немировича-Данченко: проза – «Палата N 6» – 1892, «Дом с мезонином» – 1896; «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник» ­ все в 1898; драматургия – «Дядя Ваня», «Чайка» ­ 1896; «Три сестры», «Вишнёвый сад» – обе 1904.

Развивают реалистические тенденции русской классической литературы А. Куприн, И. Бунин, В. Вересаев. В наши дни их направление получило название неореализма .

А. Куприн (1870 – 1953) – «Листригоны» (1907-1911); «Гамбринус» – 1907, «Гранатовый браслет» – 1911, «Анафема» – 1913. Следует отметить, что Куприн жил в Крыму в Балаклаве; именно её жителям-рыбакам посвящена повесть «Листригоны» 1907-1911.

И. Бунин (1870 – 1953) – Нобелевский лауреат, с 1920 в эмиграции. В России: «Антоновские яблоки» – 1900, «Господин из Сан-Франциско» – 1915, «Лёгкое дыхание» – 1910 и другие. В то же время И. Бунин – выдающийся поэт: «Листопад», 1981; певец любви («Тёмные аллеи» и другие), блестящий стилист, мастер языка.

В. Вересаев (1867 – 1945) в повестях и рассказах "Без дороги" – 1895, "Поветрие" – 1989, "Два конца" – 1899-1903, "Записки врача" – 1901 и других поставил вопросы о судьбе русской интеллигенции переломного периода. Романы Н.Г. Гарина-Михайловского (1852 – 1906; "Детство Темы", "Гимназисты", "Студенты", "Инженеры"). "История моего современника" (опубликовано в 1922 году) В.Г. Короленко (1853 – 1921) явились достоверным повествованием о духовной жизни и исканиях русской молодежи.

В этот период начинается творческий путь М. Горького (1868 – 1936), создающего на рубеже веков реалистические повести, рассказы и романы ("Фома Гордеев", – 1899, "Трое" – 1901) и пьесы ("Мещане" – 1902, "На дне" – 1902, "Дачники" – 1905, "Враги" – 1906 и другие). По инициативе Горького организуется издательство "Знание", объединяющее писателей-реалистов (Н. Телешов, А. Серафимович, И. Шмелев, Е. Чириков и другие). В то же время М. Горький – автор романтических произведений: «Сказки об Италии», 1911 – 1913, «Старуха Изергиль», 1895 и другие.

Наряду с реализмом, неореализмом в литературе рубежа XIX – XX вв. и в Европе, и в России формируются нереалистические направления, в том числе символизм . Концепция символизма объединила поэтов двух поколений:

«старшие» символисты (поэты 90-х гг.): З. Гиппиус (1869 – 1921), Д Мережковский (1865 – 1911), В. Брюсов (1873 – 1924), Ф. Сологуб (1865 – 1941) и другие.

«младшие» символисты – поколение 1900-х гг.: А. Блок (1880 – 1949), А. Белый (1880 – 1934), Вяч. Иванов (1866 – 1949) и другие.

Вслед за Рембо, Маларие, Бодлером русские символисты, основываясь на поэтике символа, стремились воссоздать ирреальное художественное пространство, эффект неопределённости, что сближало их с поэтикой романтизма. Провозглашалось творческое начало (теургия, жизнетворчество), взаимозаменяемость способность к синтезу искусств (С. Булгаков: «...всякое искусство в глубине своей есть всеискусство...», Ш. Бодлер – закон «всеобщей аналогии»). Философской основой стали идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других.

Объединяло столь различных мастеров учение Вл. Соловьёва : идеи «цельного творчества», подчинение материи идеальному божественному началу.

К. Бальмонт – «В безбрежности», 1895; «Будем как солнце», 1902;

А. Белый – «Золото в лазури», 1904; «Северная симфония, 1904;

А. Блок – «Возмездие», 1908 – 1913; «Стихи о Прекрасной Даме», 1904, 1905; «Соловьиный сад», 1915 и другие.

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее ­ увековечить,

Безличное ­ вочеловечить,

Несбывшееся ­ воплотить!

А. Блок, «Ямбы»

В развитии форм, музыкальности языковых средств русского стиха, в обогащении "страны русской поэзии" А. Блок, В. Брюсов, в лучших произведениях А. Белый, К. Бальмонт, Ф. Сологуб многое сделали и по праву утвердились как значительные мастера. Творчество А. Блока составило эпоху в русской культуре (циклы "Возмездие", "На поле Куликовом", "Родина", "Ямбы" и др.), отразив сложности и противоречия русского искусства этого периода.

Новое направление русского модернизма–акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила) представляли крупнейшие поэты XX века. Манифестом акмеизма явилась статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм», отразившая его художественную направленность. Одной из форм организации стал «Цех поэтов», к которому принадлежали: Н. Гумилёв (1886 – 1921), А. Ахматова (1889 – 1966), О. Мандельштам (1891 – 1938).

В центре эстетики акмеистов – проблема величия слова, благоговейное отношение к родному языку. Программным явилось стихотворение Гумилёва «Слово»:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонил лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом
Словом разрушали города…

Судьба этих поэтов трагична: Н. Гумилёв был расстрелян (1921 г.), в лагерях скончался О. Мандельштам (1938 г.).

Анна Ахматова в более поздних произведениях – «Реквием », «Поэма без героя » отразила трагизм эпохи 30-х гг. XX века. Она была признана великим русским поэтом, стала совестью поколения.

В грозном военном 1942 г., 23 февраля, она написала стихи в которых русское слово назвала достоянием народа, символом его мужества и бессмертия.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, ­
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

Бурно развивается направление, получившие название русского авангарда. Из направлений авангарда в России наибольшее развитие получил футуризм , впоследствии преобразованный в кубофутуризм.

В предыдущих разделах книги было отмечено, что родиной футуризма была Западная Европа, а его основоположник – Томазо Маринетти, молодой итальянский поэт, опубликовавший в 1909 г. в Париже «Первый манифест футуризма». «Главным элементом нашей поэзии – заявил Маринетти, – будут храбрость, дерзость и бунт».

Автор позиционировал «наступательное движение», не только «гимнастический шаг» как определяющие особенности своего направления, но даже скорость «гоночного автомобиля», объединяя всё это «красотой быстроты» и динамизмом, разрушительной силой.

Русский футуризм, хотя и был во многом схож с итальянским, но не был столь монолитен. В. Маяковский (1893 – 1930), В. Хлебников (1885 – 1922), А. Кручёных (1886 – 1968), наконец, Д. Бурлюк (1883 – 1967), получивший прозвище «отец футризма», были яркими индивидуальностями, экспериментаторами. После посещения Маринетти России (1914 г.) Д. Бурлюк и В. Каменский опубликовали письмо, где утверждали: «Мы с итальянскими футуристом ничего общего, кроме клички, не имеем».

Футуристы ставили задачу создания «синтетического» искусства», объединяющего все виды художественной деятельности. Исходя из этого синтетичность, синтез искусств – отличительные черты творческого стиля мастеров-футуристов.

Они были и поэты, и художники, и деятели театра.

Я сразу смазал карту дубня,

Плеснувши краску из стакана,

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

В. Маяковский (1913)

Футуристы занимались языкотворчеством (В. Маяковский, В. Хлебников), поисками новых живописных форм (Д. Бурлюк, А. Крученых, А. Экстер, М. Гончарова, В. Ларионов и другие), проводили диспуты, организовывали выставки. Плодотворным явилось обращение к примитивизму , народному лубку . Художники – авангардисты особое внимание уделял проблемам формы: композиционные решения, цвет и линия, ритм, фактура и т. п.

Характеризуя своеобразие русского авангарда, Дм. Сарабянов подчеркивал, что его деятели решали «общие проблемы бытия»: соотношения земного и космического (Малевич), приоритета духовного над материальным (Кандинский), единства человечества в его историческом, современном и будущем состоянии (Филонов), реализации человеческой мечты в «её слиянии с людской памятью (Шагал). «Эти проблемы решались не в философски трактах, а в живописных формулах, а эти формулы получили философскую окраску». Футуризм в русской поэзии нашел выражение в творчестве Д. Бурлюка (1882 – 1967), В. Хлебникова (1885 – 1922), А. Крученых (1886 – 1968). Ярчайшим поэтом, в творчестве которого отразились черты футуризма, явился В. Маяковский (1893 – 1930), расширивший границы своей поэзии, ставшей криком боли завоеванного городом человека ("Владимир Маяковский", "Облако в штанах" и другие)

Певцом родной природы, выразителем сокровенных тайн человеческой души явилась поэзия С. Есенина (1895 – 1925): сборники «Радуница » ­ 1916; «Голубень » ­ 1918, «Персидские мотивы » ­ 1925, поэмы «Анна Снегина » ­ 1925, «Черный человек » ­ 1926 и другие. Мир человека и мир природы в поэме С. Есенина неразделимы. Он проникновенно писал:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек

Недолгий жизненный и творческий путь поэта отразил и противоречия действительности, и сложности его личности. Но основным направлением его поэзии всегда была любовь к Родине, её культуре, природе, к русскому слову:

Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, ­
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".

В российской архитектуре первой трети XIX в. господствовал классицизм, задержавшийся благодаря французской моде времен Наполеона и получивший своеобразную форму ампира. Он опирался на традиции императорского Рима (откуда и пошло само название: ампир — имперский) и отличался монументальностью форм, богатством внешнего убранства зданий, военной эмблематикой в архитектурных деталях, воспевающих военную и гражданскую мощь империи, ее славу и многовековую историю.
Наиболее известными зодчими этой эпохи были А.Н. Воронихин и А.Д. Захаров. Первый прославился возведением Казанского собора и здания Горного института в Петербурге, второй — приданием нового облика Адмиралтейству, сделавшемуся одним из градостроительных узлов столицы. Необходимо упомянуть и о Тома де Томоне, ставшим автором здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Ампир царил в России с начала века до 1830-х гг. Именно тогда сформировались главные площади Петербурга, Театральная площадь в Москве, центры Ярославля, Твери, Нижнего Новгорода, Смоленска.
Великий мастер ампира К. И. Россы стремился возводить не отдельные здания, а целые ансамбли. По его чертежам построены здания Сената и Синода, Михайловский дворец, Александрийский театр. Московский ампир отличался от петербургского мягкостью форм и линий. Особенно это ощущается в творчестве О.И. Вове, возведшего здания Большого и Малого театров в Москве, Триумфальную арку в честь победы над Наполеоном, здание Манежа. Мало в чем уступал ему и Д.И. Жилярди, заново отстроивший после пожара 1812 г. здание Московского университета, возведший дом Лукиных на Никитском бульваре.
В 1830—1890-х гг. в российской архитектуре господствует эклектизм: романтический — до 1850-х гг. и исторический — во второй половине века. Главной чертой эклектики является заимствование различных элементов стилей прошлых эпох и слияние их в одном ансамбле. Для романтического этапа характерны русско-византийский стиль, а также интерес к готике, барокко, классицизму. Ведущим в нем является все же русско-византийский стиль, называемый национальным романтизмом. Яркий его приверженец К. Тон создал в Москве Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату в Кремле, храм Христа Спасителя на Волхонке.
А.П. Брюллов, построивший здание штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади и Пулковскую обсерваторию, предпочитал смешение классицизма с псевдоготикой. А.А. Монферран — творец Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге — считал ведущими элементы классицизма и барокко. Такое разнообразие стилей сделало центры российских городов первой половины XIX в. весьма своеобразными и в то же время легко узнаваемыми.
В истории русской живописи первенство в споре классицизма (академизма) и романтизма осталось за последним. При этом полного забвения традиций классицизма не произошло. Романтизм, сумевший вобрать в себя черты и классицизма, и нарождающегося нового стиля, стал искусством думающим и эмоциональным. С наибольшей полнотой ему удалось раскрыться в жанре портрета. Художественная культура в начале 19 века.
Первая половина XIX в. дала России немало мастеров портретной живописи. Это и О.А. Кипренский, и В.А. Тропинин, и А. Г. Венецианов, и К. П. Брюллов. Если портреты Кипренского поражают мастерством, но выполнены в традиционной манере, то Брюллов стал первооткрывателем жанра «портрета-пейзажа», а Тропинин — «портрета — жанровой картины». Венецианов же, с его любовью к идиллии сельской жизни, сделался родоначальником живописи жанра из народной жизни, предварив формирование реализма в русской живописи.
Во второй трети XIX в. ведущим жанром становится историческая живопись, пытавшаяся решить центральную проблему русской культуры — проблему народности. Ошеломившим современников событием стала картина Брюллова «Последний день Помпеи». Его прорыв был подхвачен и дополнен такими художниками, как Ф.П. Бруни («Медный змей») и А.А. Иванов («Явление Христа народу»). Созданию своего полотна Иванов отдал 30 лет жизни, пытаясь отразить в нем вечные нравственные проблемы, стоявшие перед человечеством.
Необыкновенно ярким проявлением зарождавшегося критического реализма в живописи стало творчество П. А. Федотова. Наиболее полно драматический талант живописца раскрылся в жанровой картине. Его «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» еще перегружены карикатурным антуражем. Зато «Анкор, еще анкор!», «Вдовушка» — лаконичны, психологически достоверны и необычайно сильны по своему воздействию на зрителя.
Важную общественно-воспитательную и культурную функцию выполнял в первой половине столетия русский театр. Здесь, как и в других видах искусства, происходили столкновение и смешение стилей, выработка идейных направлений. Центры театрального искусства, Петербург и Москва, разработали свои актерские школы, свои методы воздействия на зрителя. В Петербурге постоянно играли три труппы: французская, немецкая и русская, которые нанимала Дирекция императорских зрелищ и музыки. В Москве в начале XIX в. казенных театров не было, однако позже лучшие труппы перешли в ведение Московской конторы императорских театров.
В драматическом искусстве процветали классицизм и сентиментализм. Большим успехом пользовались комедии ИЛ. Крылова и АЛ. Шаховского. В 1810-е гг. начинается история русского водевиля, который быстро превратился в оригинальное национальное явление. «Высокое» искусство было представлено трагедиями В Л. Озерова «Дмитрий Донской», «Ярополк и Олег», обращенными к патриотическим чувствам публики и воспевающими сильную княжескую власть, направленную на защиту Отечества. Эти спектакли отвечали романтическим настроениям зрителей, поэтому вокруг театра бурлили общественные споры, игра актеров вызывала горячий отклик.
Во второй четверти XIX в. после введения цензурного устава 1826 г., многое изменилось. Главными театральными жанрами стали романтическая драма, водевиль и балет, уводившие публику от острых вопросов действительности (из 48 пьес, поставленных в 1835 г. на русской сцене, 27 являлись водевилями). Постепенно утверждение реализма в русском театре связано с именами А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя. Их произведения — «Моцарт и Сальери», «Горе от ума», «Женитьба», «Ревизор» — ожидал разный прием у публики. Однако позже именно им суждено было стать классикой русского театра, наполненной глубоким социально-психологическим и сатирическим содержанием.
Дальнейшее развитие реалистического театрального искусства связано с творчеством А.Н. Островского и И.С. Тургенева, а также замечательной плеяды артистов московских и петербургских театров: В.А. Каратыгина, A.M. Максимова, В.В. Самойлова, П.С. Мочалова, М.С. Щепкина. Последний стал фактическим организатором Малого театра в Москве и подлинным реформатором сцены. Щепкин учил актеров искусству перевоплощения, умению проникнуть в сокровенные тайны создаваемого образа. Уже в первый период своей деятельности из-за силы своего воздействия на зрителя Малый театр приобрел славу второго Московского университета.
В истории русской музыки первой половины XIX в. огромная роль принадлежит М.И. Глинке и А.С. Даргомыжскому. С именем Глинки связано возникновение русской музыкальной классики, в которой большое значение имело народное начало. Недаром Глинка писал, что «музыку создает народ, композиторы же лишь аранжируют ее». Его оперы «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя» (первоначальное название — «Иван Сусанин») определили два направления развития русского оперного искусства: национально-сказочного и национально-драматического. Они были довольно холодно встречены Зимним дворцом и «светом», но восторженно приветствовались передовой частью общества. Дело Глинки продолжил его ученик Даргомыжский, написавший сложную, опередившую свое время музыку к произведениям Пушкина «Русалка» и «Каменный гость». Романсы-речитативы Даргомыжского до сих пор считаются одними из самых сложных для исполнения.

Задание на урок.Заполните таблицу:
«Художественная культура
России в 1-й пол.19 века.»
автор работы направление

1.Особенности развития.

Н.М.Карамзин
В 19 в.возроспредполагал
интерес к
Классицизм
литературе иантичным
искусстподражание
вуЧитатели стали
образцам.На
сменуинтересоваться пришел
философклассицизму
ской литературой, тра
синтементализм,котогедией
и оперой.
рый
был
обращен не к
разуму, а к чувствам
Характерной
чертой кулюдей.Его
основы зальтурного развития
ложил
Н.Карамзин.
стала быстрая
смена
стилей борьбы
и направлений.
В период
с НапоПоявился
роНалеоном
культурный
процесс
мантизм
формировавоказывали
влияние ис
ший
некий идеальный
тория,философия
и др.
мир
и идеальных геронауки.Господствующи
ев.В
20-е годы егостал
смем направлением
нил
реализм.
классицизм.

2.Русская литература.

Путешествие
Н.М.Кармзина
в Европу.
В эти годы русская литература вступила п эпоху «золотого века».
Широкое распространение получило совмещение тру
да литератора и историка.Наиболее ярко это проявилось в творчестве Н.М.Карамзина.В «Марфе По
саднице» он сравнивает республиканское и самодержавное правление,отдавая предпочтение последнему.

2.Русская литература.

Первое издание
«Писем русского
путешественника»
(1797 г.)
С этих позиций написана и его «История государства российского».В «Письмах русско
го путешественника» он подчеркивает превосходство Европы в социально-экономическом развитии,но полагает,что преимущества России в ее патриархальности и монархизме.

2.Русская литература.

Рейтнер.
Портрет
В.А.Жуковского
у окна.
Романтизм в русской культуре был связан с деятельностью В.Жуковского,К.Рылеева,А.Бест
ужева-Марлинского и
др.В раннем творчестве А.Пушкина и М.Лер
монтова, тоже проявились романтические на
чала.Но в отличие от В.
Жуковского их герои
занимают активную по
зицию в борьбе за идеалы свободы и романтизма.

2.Русская литература.

О.Кипренский
Портрет
А.С.Пушкина
В к. 20-х гг.наметился
переход к новому на
правлению- реализму. Он проявился
уже в трудах «позднего» Пушкина-«Бо
рисе Годунове»,«Ка
питанской дочке»,
«Дубровский»,«Мед
ный всадник», и в
романе М.Лермонтова «Герой нашего
времени».

2.Русская литература.

Н.В.Гоголь
Основоположником критического реализма стал
Н.В.Гоголь,создавший
наиболее яркие произведения этого жанра-«Шинель», «Мертвые души».
В Пьесах А.Н.Островского
обличались ханжество и
самодурство растущего
купечества.
В творчестве И.С.Тургенева нашла отражение
тема тяжелого положения крепостных крестьян.

3.Театр.

М.С.Щепкин
В Русском театре классицизм постепенно сменился романтизмом,
акцент стал делаться
на внутренние переживания героев.В этот
период появились блес
тящие актеры-П.Моча
лов М.Щепкин.Они
подчинили весь театральный процесс достижению одной идеи.
Особо популярны в это
время были пьесы Гри
боедова,Гоголя,Островс
кого.

4.Музыка.

А.А.Алябьев
Музыка в этот период испытала влияние войны 1812 г.Если прежде
преобладала бытовая
опера,то теперь началось обращение к героическим сюжетам.
В 1815 г.К.Кавос написал
оперу «Иван Сусанин»
Фольклорные мотивы на
шли отражение в творчестве известных авторов романсов А.Алябье
ва,А.Варламова,А.Гури
лева.

4.Музыка.

М.И.Глинка
Вершиной русского музыкального искусства
1-й пол.19 века стало
творчество М.Глинки,создавшего основы
национальной музыкальной школы.
Он считал,что музыку со
здает народ, а композитор-ее аранжирует.
Вершиной творчества М.
Глинки стала опера
«Жизнь за царя»,в которой он прославил
подвиг И.Сусанина.

5.Живопись.

К.Брюллов.
Последний день
Помпеи.
В живописи происходит отказ от библейских сюжетов
классицизма и рост интереса к личности простых
людей.
Крупнейшим русским классицистом стал К.Брюллов.Он вывел в качестве героев простой народ.В
«Последнем дне Помпеи» художник передал величие и достоинство простого человека в условиях
катастрофы.

5.Живопись.

А.А.Иванов
Явление Христа
народу.
Особое место в истории русской живописи занимает
А.Иванов- «портретист Христа».Над главным тво
рением жизни,«Явлением Христа народу»,он работал 20 лет.Основная идея картины-уверенность в
необходимости нравственного обновления людей.
Художник скурпулезно работал над каждой фигурой,
поэтому картина получилась живой,с огромным
воздействием на зрителя.

5.Живопись.

П.А.Федоров.
Свежий кавалер.
Основоположником
критического реализма в живописи стал
П.Федоров,поднимав
ший в своих картинах социальные проблемы.В его«Свежем
кавалере»,чувствуетс
я драматизм ситуации,критическое отношение автора к
действительности и
изображаемому герою.

6.Архитектура.

А.Д.Захаров.
Адмиралтейство
В архитектуре классицизм задержался больше всего.В 1-й трети 19
в. он трансформировался в «ампир»,сочетавший строгость
линий и богатство украшений.
После войны 1812 г.Моск
ва и Петербург подвер
глись детальной перестройке.В петербурге
сформировались Дворцовая и Сенатская
площади,в Москве-Театральная.

6.Архитектура.

К.Росси
Арка здания
Генерального
штаба.
Наиболее значительный вклад в архитектуру
внесли А.Захаров(Адмиралтейство),А.Воронихин(Казанский собор,Спб,ансамбли
Павловска и Петергофа),К.Росси(Русский
музей.Спб,Дворцовая площадь и Генштаб,
ансамбль Мариинского театра).

6.Архитектура.

О.Бове
Большой театр.
В Москве в стиле ампир
выполнены работы О.
Бове(реконструированн
ая красная площадь,
Большой театр,)Д.Жилярди(здание Московского университета).
В 30-е г.К.Тон в «руссковизантийском» стиле
начинает возводить
Храм Христа Спасителя построенный на народные деньги,Большой Кремлевский дворец, и Оружейная
палата.