В стародавние времена когда не было бань. Когда на руси появилась баня, и что в ней делали

История появления бань в мире

Во все века люди стремились к воде. Ещё на заре цивилизации наши предки поняли, что она обладает живительной, целебной силой. Действительно, смывая грязь, вода делает тело чистым. Однако бодрящая влага издавна использовалась не только в гигиенических целях - она помогала снять усталость, очистить организм от шлаков и болезней. Купание и ритуальные омовения в священных водах великих рек - Ниле, Ганге, Иордане, Волге, Амазонке - сыграли существенную роль в развитии цивилизации.

Трудно сказать, кто первым построил баню и как Давно люди стали посещать это место, предназначенное для мытья. Первое письменное упоминание приходится на середину V в. до н. э. и принадлежит великому историку Геродоту. Однако уже он предполагал, что первые бани одновременно появились У многих народов, населявших нашу землю, и имели природное происхождение. Подогреваемые горячими источниками водоемы служили нашим доисторическим предкам одновременно парной и купальней.

В регионах, где термальных источников не было, для гигиенических нужд приспособили раскаленные камни, на которые стали лить воду. Но предшествовало этому открытие, отраженное в одной из старинных легенд: «Однажды капли дождя, просочившись сквозь кровлю шалаша, упали на камни очага, и помещение наполнилось ароматным жаром». Таким образом, по первичному своему происхождению уже в доисторические времена были заложены основы для двух типов бань, термических и печных.

Термические - создающиеся по принципу естественных термальных источников. Печи в таких банях устраивались за пределами основных помещений, как правило, в подвале или закапывались в землю (ирландская баня).

Печные - строящиеся на основе сильного нагрева камней или других источников обогрева с последующим обливанием их водой для получения горячего пара. Для получения жара мог использоваться примитивный костер, характерный для индейских бань (темескаль), или раскаленные на открытом огне камни (отличающие скифские бани), которые впоследствии преобразовались в печки-каменки.
Шли века. Помывочные заведения, распространяясь по свету, изменялись, появлялись новые виды-К настоящему времени сложилось несколько типов бань, выдержавших испытание временем. Это римская, восточная, турецкая (с разной температурой воздуха в разных помещениях), ирландская (мягкий вариант турецкой, но с более усовершенствованной системой вентиляции и обогрева), японская водная и опилочная, русская паровая, финская сауна (сухо-воздушная высокотемпературная баня).

Многообразие видов бань можно объяснить климатическими особенностями, национальными традициями, географическим положением и пр. Однако столь большое разнообразие не мешает познать и оценить все блага банных процедур.

Любители водно-гигиенических процедур мечтают выбрать самую полезную и наиболее экономичную в эксплуатации. Поэтому важно знать все достоинства и недостатки наиболее распространенных видов бани, одновременно проследить за историей их возникновения.

Бани Древнего Египта

Гигиену тела одними из первых возвели в культ египтяне. Это определялось жарким климатом, укладом жизни и религиозными устоями: жрецы, используя ароматические средства и масла, совершали гигиенические омовения до 4 раз в день. Для всех остальных строили достаточно комфортабельные общественные бани. Во время раскопок в Каире археологами были обнаружены стены бань с выдолбленными в каменных иглах лежаками-ваннами, остатками спортивных помещений, плавательного бассейна, лечебниц с разными медицинскими инструментами, растительными косметическими и лекарственными средствами, наполнения и слива воды в бассейны и ванны использовались медные трубы. Позже для нагрева воды египтяне создали специальные оригинальные устройства: в подвальном помещении устанавливались очаги, которые через специальные отверстия подогревали горячим паром каменные лежаки, устраиваемые в несколько ярусов.

Внутренние помывочные помещения бани обслуживали не только специалисты-банщики, но и опытные массажисты, которые делали своим клиентам массаж и всевозможные процедуры с использованием снадобий и благовоний. Всё это помогало снять усталость, избавляло от лишнего веса, излечивало всевозможные недуги. В одном из древнейших египетских папирусов, называвшихся «Начальная книга превращений старых в молодых», приводится множество рецептов, помогавших как женщинам, так и мужчинам «избавиться от неприятных признаков старости». Неизвестный автор к главным средства омоложения и оздоровления причислил паровые бани, массаж, ванны, растительные препараты и разнообразные маски. Древнеегипетские бани стали образцом лечебно-профилактических процедур для многих античных народов, в первую очередь для греков и римлян, которые переняли многие оригинальные конструкции по устройству бань и бассейнов.

Древние египетские бани были широко известны и выступали также в качестве лечебных учреждений, потому что очень многие и разнообразные болезни в то время лечили с помощью . Большой плюс египетских бань был в том, что они были доступны не только обеспеченным жителям, но и беднякам. Благодаря египетским, появились греческие бани .

В свое время археологами были найдены остатки двухэтажной бани на месте раскопок древнего египетского города. Верхний этаж вмещал в себя огромные камни-лежанки, которые нагревали ниже этажом. Посетители, желающие попариться укладывались на камни,а банщики растирали их специальными мазями и делали массаж. В нижней части камня было небольшое отверстие, через которое пар выходил, поэтому египтяне широко использовали лечение ингаляциями. Мыло в египетских банях не применяли, так как вместо него пасту из воды и пчелиного воска.

Также в египетских банях находился бассейн небольшого размера для водных , который находился на верхнем этаже посередине помещения. Кроме этого в египетских банях имелся зал-лечебница, а также специально отведенное помещение для занятий гимнастикой.

Сток для воды был сделан в полу, и вода уходила в общегородскую . С помощью подобной системы удавалось отапливать большую часть города.

Египетская баня стала прародительницей и турецкого хамама.

Баня в Западной Европе

Не только в Древней Греции, Риме и на Ближнем Востоке исцелялись горячими источниками. После походов крестоносцев в Западной Европе в 14-16 веках тоже стали строить восточные бани. Их называли римскими и турецкими. Но вскоре бани были запрещены как непристойные заведения.

Это явилось одной из причин эпидемий страшных заболеваний. Использование термальных источников и традиции водолечения постепенно приходили в упадок. Были забыты древнеримские термы, их значение, традиции, способы лечения. И лишь в эпоху Возрождения, когда возобновилось развитие культуры, науки, медицины, вспомнили и о водолечении. Однако, в связи с эпидемиями чумы и холеры в Европе лечение водой было небезопасно.

Лишь в XIX веке в Европе бани появились снова. Медики вновь стали использовать в своей практике целебные свойства воды в виде ванн, бань, различных водных процедур.

Африканская баня

В своих ритуалах и мистических обрядах народы Африки широко использовали водолечение. Вода здесь считалась священной. Во всех странах, где имелся песок, выкапывали в нем яму по размеру тела, разводили в яме костер из мелких сучьев. Убрав остатки костра, насыпали сухой нагретый песок и накладывали полезные для тела листья и травы в зависимости от того, что у кого болит. Иногда вместо костра яму обливали кипятком.

Ложились в яму, а сверху обкладывали себя лечебными травами и нагребали на тело раскаленный на солнце песок. Время пребывания в такой ванне определялось самочувствием лечащегося.

Исландская баня

С 1856 года большое распространение получила исландская баня, которая представляла собой упрощенную восточную баню с душем и сухой жаркой парильней с подогреваемыми стенами. В одной из стен парильни были выполнены каналы для сброса отработанного воздуха. Банная процедура заключалась в предварительном получасовом прогревании в не слишком жарком помещении, в потении (около 15 минут) в парильне, массаже и принятии душа.

Исландские бани-бассейны, как и грузинские, основаны на естественных горячих источниках. Водой из этих источников обогреваются дома и теплицы, в которых выращивают даже ананасы. Столица Исландии - Рейкьявик - самый экологически чистый город мира, так как не загрязнен отходами от сгорания угля, нефти и газа. В переводе с исландского слово «рейкьявик» означает «бухта пара». Очень интересно почитать сравнительный обзор различных бань и саун.

Грузинская баня

На территории Грузии еще во времена древнего государства Урарту бани строились на основе горячих источников и обладали естественным паром. Достопримечательностью Тбилиси («теплого города») всегда были серные термальные бани. Каждый, кто приезжал в этот город, стремился их посетить. В числе гостей был Александр Сергеевич Пушкин, который подробно описал банный ритуал.

«Персиянин ввел меня в бани: горячий, железосерный источник лился в глубокую ванну, иссеченную в скале. Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань. Грузинские бани малоизвестны, в отличие от японской бани офуро, известной всему миру. Опишу их подробно.

Хозяин оставил меня на попечение татарину-банщику. Я должен признаться, что он был без носу; это не мешало ему быть мастером своего дела. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того, что разложил меня на теплом каменном полу; после чего начал он ломать мне члены, вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком; я не чувствовал ни малейшей боли, но удивительное облегчение. (Азиатские банщики приходят иногда в восторг, вспрыгивают вам на плечи, скользят ногами по бедрам и пляшут на спине вприсядку, е sempre bene.) После сего долго тер он меня шерстяною рукавицей и, сильно оплескав водою, стал умывать намыленным полотняным пузырем. Ощущение неизъяснимое: горячее мыло обливает вас, как воздух! .„шерстяная рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане: знатоки будут благодарны за такое нововведение.

После пузыря Гассан отпустил меня в ванну; тем и кончилась церемония», Горная вода, из горячих источников текла в грузинские бани по керамическим трубам. Этой водой заполнялись облицованные мрамором бассейны, находившиеся под куполообразной крышей, через которую в помещение попадал мягкий свет. Купальни располагались в гратах, освещаемых факелами. Грузины приглашали гостей в свои бани, устраивали там праздники, пели многоголосьем протяжные, грустные песни. В древности грузинские бани работали круглосуточно, многие люди проводили в бане целый день. Женщины часто посещали баню, поэтому отличались здоровьем, красотой и долго оставались привлекательными.

Восстановленные по старым традициям, тбилисские серные термальные бани до сих пор успешно используются для купания, отдыха и лечения различных заболеваний и привлекают туристов.

Тибетские бани

Римские бани

Бани Греции

Эпос Древней Греции в мельчайших подробностях рассказывает об истории греческих бань. Александр Македонский, осуществляя военный поход на Египет, узнал о тамошних банях, они поразили его и очень понравились. По возвращении домой, первым же приказом было построить греческие бани, которые не будут уступать в комфорте . Приказание было выполнено, в кратчайшие сроки по всей Древней Греции были построены так называемые бани восточного типа, то есть бани с подогреваемым полом

Вначале греческие бани носили название лаконикумы, так как их возводили лакедемоняне. Сама греческая баня имела округлую форму. Греческая баня обогревалась с помощью , который находился по середине помещения, как и в римских банях-термах . Также в этом помещении находились разнообразные ванны, бассейны с прохладной водой. Чтобы вода была постоянно чистой, прозрачной, ее регулярно вычерпывали

Греческие бани также являлись лечебными центрами, в который как бедняки, так и богачи избавлялись от . По мере того, как греческих бань становилось все больше, они становились все уютнее и комфортабельнее. Их строили из недешевых материалов и украшали драгоценными металлами и камнями. Но подобные греческие бани могли посещать лишь богатые и известные городские жители.

Широко распространены были бани в Элладе. Свое название «лаконикум» греческая баня получила от города Лаконика, откуда банные процедуры распространились по всей Греции. Древние эллины, прежде всего спартанцы - зачинатели банного ритуала, провозгласили культ могучего тела и сильного духа. Мужчины и мальчики для поддержания физического здоровья обливали себя холодной водой - купание в теплой воде не признавалось и считалось проявлением слабости, которая простительна только женщинам. Тем не менее именно греки на практике воплотили идею совмещения горячей воды и пара, научились Устанавливать и контролировать в бане необходимый температурный режим воздуха и воды.

Древнегреческая баня представляла собой круглое помещение, выложенное из тесаных камней. Центре его устраивали открытый каменный очаг, для топки которого использовали древесный уголь. После потения в парной греки окатывали себя водой из кувшина, принимали ванны или купались в бассейне. Температурный контраст отличного жара и прохладной воды обеспечивал коже чистоту и тонус. Использовались в лаконикуме специальные медные приспособления - стригили, предназначенные для очищения тела и массажа. После бани и купания было принято растирать тело елеем, прочими благовониями и обязательно надевать чистый хитон.

Для греков лаконикум был не только заведением, предназначенным для гигиенических процедур, н и очагом общественной культуры. Греческая баня изначально являлась составной частью спортивного комплекса (гимнасиума) и служила средств восстановления сил после напряженных физических упражнений. Баню любили и регулярно посещали многие древнегреческие философы, в том числе знаменитый родоначальник диалектики Сократ. Великий мыслитель и математик Пифагор, по преданию ставший в 18 лет олимпийским чемпионом, путешествуя по Востоку, посетил Египет, где, изучая доктрины местных жрецов, большое внимание уделил египетским баням и водно-массажным ритуалам с применением благовоний. Будучи любителем банных процедур, он пропагандировал среди соотечественников здоровый образ жизни, который для него заключался в физических упражнениях, прогулках на свежем воздухе и водных процедурах. Своих учеников и последователей философ учил жить просто, чуждаться роскоши, радеть о здоровье души и тела. Одно из его наставлений стало для многих жизненной программой: «Чистота мыслей должна сочетаться с чистотой тела». Прославленный в веках Гиппократ -основоположник естественной медицины - справедливо считал бани лучшим лекарством от всех болезней. Придавая важнейшее значение водно-паровым процедурам, он разработал множество рекомендаций по использованию бани в целях поддержания здоровья и лечения.

Социальная значимость лаконикума, в котором создавались все условия для поддержания здоровья Физического и духовного), была очень высокой. Не случайно строительством и обустройством бань занимались все древнегреческие властители, и это признавалось важнейшим общественным и национальным делом, о чем свидетельствует высказывания известного философа Платона: «Сооружение бань - обязанность государства!»

Эллины гордились своими банными сооружениями, справедливо полагая, что атлетическим сложением и спартанским здоровьем они обязаны физическим упражнениям и бане. Древние греки пошли дальше египтян, они внесли свои конструктивные изменения в сооружение и обустройство бань, расширили их функции и создали тем самым все условия для появления римских терм.

Ирландская баня

В ней горячий воздух идет из под пол и вдоль стен по специальным трубам. Благодаря этому в ней легко и свободно дышится. Как и хаммам, она состоит из нескольких помещений с разной температурой. Канадская баня

Главное в ней - большой мешок, заполненный сеном или листьями. В нем образуется особенный микроклимат, который и позволяет . Забравшись в мешок, можно не только хорошо пропотеть, но и пропитать кожу чудесным лесным ароматом.

Баня по-итальянски

Немного напоминает , но вместо опилок в ней используется разогретый песок. После такой бани хорошо искупаться в морской воде и понежиться на итальянском солнышке. Такая баня лечит заболевания суставов и регулирует самоувлажнение кожи.

Копирование материалов с нашего сайта ЗАПРЕЩЕНО! © 2007-2015 belyi05

Здравствуйте, любители пара и ароматного берёзового веника!

Всем известная пословица «Который день паришься – в тот день не старишься» довольно тонко подмечает всю суть банного дела. Ещё наши дальние предки знали и очень ценили все чудодейственные свойства бани.

Человек заметил лечебные способности пара и горячей воды практически с того момента, как научился пользоваться огнём. Поэтому, простейшим прообразом бани можно считать раскалённые на костре камни, которые излучают «волшебное» тепло. Так что, история бани, уходит далеко в прошлое и может насчитывать не один десяток веков.

Из этой статьи вы узнаете:

История бани Древнего Египта

Первые упоминания о бане датируются 6 тысячами лет далёкого прошлого. Это эпоха расцвета Древнего Египта. Именно там высшие чины общества, а также жрецы проводили обряды чистого омовения. Египтяне ценили не только ритуалы чистоты и мытья, но и придавали большое значение и правильному питанию.

Баня в Древнем Египте

Все эти действия в комплексе обеспечивали неоспоримый оздоровительный эффект. Поэтому врачи Древнего Египта считались одними из лучших целителей того времени. Они с успехом применяли для лечения многих недугов водные и жаркие процедуры бани.

Современные раскопки показывают, что многие египетские бани того времени были устроены в два этажа. На первом располагалась так называемая отопительная комната, а на втором этаже – сама парилка, в которую через специальные отверстия подавался пар с первого этажа. Наверху находились большие камни (лежанки), где проводился массаж и определённая ароматерапия. А в качестве мыла обычно использовали воду, смешанную особым способом с пчелиным воском.

Баня в Древней Греции

В Древней Греции баня также оставила свой неповторимый след. Ещё Александр Македонский после своих походов на Египет, вернувшись домой, требовал строить банные сооружения, подобные египетским. Бани здесь строили в виде круглых небольших зданий, в которых открытый очаг располагался посередине комнаты. А большие камни, уложенные в нём, могли долго обогревать всё помещение парной.

Постепенно бани в Греции совершенствовались. В них стали устанавливать ванны или . Со временем стены стали украшать дорогими материалами из камня и металла. Так возникали богатые и комфортные бани для знатных людей, которые пользовались всеми привилегиями в обществе.

Культ бани в Древнем Риме

Древние Римляне вообще ценили все банные процедуры и даже возвели баню в особый культ. Здесь не только мылись и проводили массаж, но и организовывали специальные комнаты для чтения книг, изучения поэзии, рисования. Довольно часто в банях устраивали спортивные тренировки и даже проводили соревнования.

Древнеримские термы

Одним словом, римляне предпочитали отдыхать в бане не только телом, но и душой. Великие лекари того времени утверждали: для того, чтобы избавиться от хвори и мало болеть, надо быть чистым телом, иметь светлый сильный дух, придерживаться определённой диеты и вести умеренную физическую нагрузку. Эти утверждения сегодня актуальны, как никогда.

Богатые правители Рима не жалели никаких средств для строительства шикарнейших бань. В архитектуре применялись самые дорогие материалы, которые завозились с разных стран. Очень часто римские бани (термы) украшались фонтанами, скульптурами, колоннами и разнообразными росписями на стенах. Многие из них даже превосходили своей красотой дворцы и «знатные апартаменты» правителей.

По своим техническим оснащениям, термы можно считать высокотехнологичными сооружениями своего времени. В последних вариантах бань была разработана и широко применялась центральная система отопления с обогревом пола и стен. Таким образом отапливались все помещения: , комнаты для массажа, мойки, парилки, комнаты с бассейном.

Вода поставлялась по специальным водопроводам, а канализация была устроена таким способом, что вся вода отводилась по желобам в центральную систему. Отапливались небольшие бани обычными дровами, а крупные «банные комплексы» даже применяли для отопления нефть.

Русская баня по чёрному

На нашей Русской земле баня была известна ещё в V-VI веках. Славяне придавали большое значение не только мытью и жарким процедурам, но ещё и совершали различные мистические обряды. Например, перед венчанием, считалось обязательным событием посещение бани, которое сопровождалось определёнными церемониями.

Первые русские бани были небольшими строениями из брёвен и топились . То есть у печей не было труб. Всё тепло внутри помещения создавали большие каменные печи, которые при нагреве очень долго сохраняли тепло. Впоследствии, конечно появились уже бани по-белому – на печь стали устанавливать дымовую трубу. Это аналог того, что мы имеем сейчас.

В русской бане мылись и парились все: начиная от князей и бояр и заканчивая простым рабочим народом. Топили баню, как правило, раз в неделю – по субботам. В этот день не работали, а занимались «очищением тела и души». В домашних банях мылись целыми семьями: и мужчины и женщины вместе. В общественных банях в 1700-ых годах запретили совместные помывки. Были введены отдельные мужские и женские дни.

История Русской бани

Огромное значение придавали баням многие русские правители. Так Пётр Первый, очень весомо оценивал вклад жаркой бани для закалки солдатского организма и поднятия общего боевого духа России. Борис Годунов, Екатерина Великая и многие другие известные личности преподносили баню, как неотъемлемую часть русской жизни.

Очень большую роль в русской банной тематике сыграли Московские Сандуны. Сандуновские бани действительно великие русские творения, которые дожили и до наших дней. Интересное и познавательное видео ниже широко раскрывает московскую историю бани. Посмотрев его, можно узнать много интересного.

Не стоит думать, что только в вышеописанных странах, баня пользовалась большим успехом. Огромное значение придавали банным процедурам и страны Востока. Например, в Индии, Китае, Японии, Турции были свои традиционные методы «парильно-мыльных» способов. Многие из них сохранились и до наших дней. Стоит только вспомнить или японскую офуро.

На этом пока всё. Если было познавательно, заходите снова и знакомьте с блогом друзей. До встречи!

Цитата мудрости: Будущее укрыто даже от тех, кто его делает .

Для людей, ведущих здоровый образ жизни, поход в баню является одним из важнейших составляющих поддержания тела в отличной форме. Но не многие знают, что русская баня разительно отличается от таких же заведений у других народов мира. Иностранцы, побывавшие в парной, не могут спокойно переносить повышенную влажность и битье березовым веником. «Заморские» гости часто интересуются: когда на Руси появились бани? И что заставляет людей так по-варварски истязать себя в небольшом жарком помещении?

От кочевых племен к князьям Киевским

Даже углубившись в изучение исторических летописей, невозможно точно сказать, когда появилась первая баня на Руси. Ведь еще кочевые племена скифов использовали специальные палатки из деревянных жердей, накрытых шкурами животных и с очагом посередине, для проведения ритуального очищения, да и просто мытья в походах.

Перед очищением на костре раскаляли добела камни, которые после поливали водой или отварами трав. А скифские женщины растирали на разогретых камнях веточки кипариса и кедра с водой. Полученную кашицу наносили на кожу и держали в течение дня. Смывали такую маску теплой водой на следующий день. Такая процедура способствовала не только очищению кожных покровов от грязи и воспалительных заболеваний, но и предавало ей неимоверно свежий аромат.

Деревянный сруб или каменные хоромы

Изучая работы ученые нашли данные о том, в каком веке на Руси появились бани. Монах пишет о том, что уже в 5-6 вв. племена славян использовали для мытья мыльни с горячим паром и вениками.

Языческие верования того времени отождествляли мытье в парной с очищением души и тела от скверны и единения с силами природы: с духами воды, земли, воздуха и огня. Все важные события в жизни человека того времени, от рождения до смерти, были тесно связаны с жаром черной мовни.

Долгое время баня звалась черной из-за дыма, скапливавшегося в помещении во время протопки. Только после того, как на Руси появились бани с дымоходом, они стали просто мыльнями. Само строение представляло собой деревянный домик с печью, с помощью которой и натапливали помещение до требуемой температуры.

Из-за того, что такое «хлипкое» строение легко воспламенялось, еще князь Владимир издал указ, которым повелевал строить бани у рек во избежание массовых пожаров. Когда на Руси появились бани из камня, точно неизвестно, но уже в середине 17 века существовали общественные парные в крупных городах.

Женские и мужские

Вплоть до правления Екатерины Великой помещения парных были общие как для женщин, так и для мужчин. В таких заведениях можно было не только помыться, но и пообщаться с другими людьми, услышать последние новости. В большом помещении могли находиться члены нескольких семей с детьми разного возраста, и такое поведение считалось нормой.

В каком году появились бани на Руси, разделенные по половому признаку? В 1743 году сенатский указ разделил помещение бани на две части: мужскую и женскую. С этого момента на территории мужской бани допускались особи другого пола в возрасте до семи лет, то же было и с женской половиной.

Роскошь или необходимость

На Руси парные были почти в каждом дворе, если позволяли его размеры. Раз в неделю, чаще всего в субботу, протапливали и мылись всей семьей. У тех же, кто не имел большого подворья и мыльни, была возможность посетить общие парные.

Такие заведения работали за небольшую плату, попариться мог любой желающий. Еще во время правления Владимира Красно Солнышко бани использовали для лечения различных хворей. А веком позже известный монах-врачеватель Агапий исцелял больных только баней и целебными травами. Следуя уставу святого места, все страждущие посещали купальни три раза в месяц.

«Наши» за границей

Когда на Руси появились бани, более-менее ясно. Но со временем русские парные стали модными и в других странах. А началось все с поездки Петра Великого во Францию. Сопровождавшие царя гвардейцы из-за длительного «ничегонеделанья» начали терять здоровье. Чтобы служивые люди не теряли форму, Петр распорядился соорудить на берегу Сены настоящую русскую парную.

Европейцы пришли в ужас, увидев на берегу реки раскрасневшихся от пара мужчин, бросавшихся в холодную воду. На что великий царь поведал о пользе для здоровья таких процедур.

Эмиграция русских во время революции также дала свои результаты: о существовании таких полезных для здоровья процедур узнала Америка, Англия и Африка.

Здоровье и долголетие

Когда на Руси появились бани, наши предки сразу же заметили их целебные свойства. После прогревания организм легко переносил различные нагрузки, легче восстанавливался после тяжелых болезней.

Татары, французы и другие народы долгое время считали, что благодаря именно такому «дикому» способу оздоровления русские мужчины имели крепкое здоровье и невероятную выносливость, а женщины славились своей красотой, молодостью и приятным цветом кожи.

Благотворно влияют на все органы и системы организма:

  • нервную систему (успокаивают и расслабляют);
  • сердечно-сосудистую (ускоряют кровообращение, в результате улучшается работа головного мозга);
  • дыхательную;
  • эндокринную.

Модное место

До начала 19 века «торговые» мыльни были местом для мытья и сбора сплетен. Но после постройки больших каменных зданий в центре больших городов - с отдельными кабинетами, уютными буфетами - бани стали основным местом, где предпочитали собираться представители знатных семейств.

Аристократы собирались в узком кругу для решения важных проблем, чтения литературы и простого отдыха. Вслед за русскими такие парные стали посещать и иностранцы.

Самыми известными «светскими» банями по праву можно назвать Сандуновские, которые в свое время собирали весь цвет аристократии. А на сегодняшний день этот объект является памятником архитектуры.

Новое время, новые бани

История появления бань на Руси долгая и захватывающая. Сегодня, спустя несколько столетий, настоящую парную сложно отыскать в больших городах. Все чаще жители мегаполисов отдают предпочтение зарубежным аналогам, которые не требуют использования веника, да и по температурному режиму значительно отличаются от настоящей русской парилки.

Финская сауна, турецкий хамам, римские термы пленили умы людей двадцать первого века. Новомодные тенденции, привитые славянам в погоне за здоровым образом жизни, идут вразрез с понятиями правильного существования в гармонии с природой. Не зря язычники 5-6 веков считали нормой очищать свое тело с помощью веничков именно в жарком и влажном помещении баньки и выпивать в процессе большое количество травяных настоев.

Когда вы видите в городе табличку «Русская баня», можете быть уверены, что ничего общего со старинным оригиналом не найдете. Такие заведения, обустраиваемые в квартирах или торговых центрах, больше похожи на сауны.

А вот получая предложение посетить загородную парную, не отказывайтесь. Именно там вы сможете ощутить настоящее единение с природой. Баня, протапливаемая дровяной печью, стоящая на берегу реки, подарит удовольствие и заряд здоровья, энергии на долгое время, произведет неизгладимое впечатление.

История славянских народов скрывает много тайн и загадок. Но благодаря летописям ученые разгадали уже множество тайн. Возможно, монголы были правы, и именно баня являлась средством для поддержания здоровья тела и духа у русских дружин несколько веков назад.

Связанные верхними концами наклонные жерди обтягивали шерстяным войлоком. Посередине ставили котёл с водой и в него бросали раскалённые камни.

Некоторые индейские племена Америки до наших дней пользуются баней, которая представляет собой конусообразный низкий шалаш, внутри которого земля углублена, а в середине имеется ямка для нагретых камней. Камни нагревают на костре, затем их сгребают в ямку в шалаше и брызгают на них водой. Такой способ получил широкое распространение среди туристов и людей, работающих в экспедициях (геологов, строителей и т. п.).

Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока - Индии , Китае , Египте . В Китае XVII в. были «мылни торговыя каменныя с теплыми водами, и в них лекари» . Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Баня в Средние века

Баня в Средние века

Общественные бани

«Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами, с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали „мыльнями“ в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) её обнаружили в герцогском лагере» .

В Европе городские бани использовались не только по прямому назначению: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен» - писал Джованни Бокаччо в «Декамероне ».

О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер : «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз» .

В XVII веке Чарльз Карлейль заметил: «Нет города в их стране, где бы не было общественных и частных бань, так как это почти всеобщее средство против болезней» .

Личные бани

«Что касается бань - писал Ибн Джубайр в XII веке - то число их несметно. Один из шейхов города (Багдада ) говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, - около двух тысяч»

Описания русской банной практики оставили Иоганн-Георг Корб , Самуэль Коллинз , Станислав Немоевский .

Русская баня

История

Слово баня в письменных источниках встречается с ХI века. Другие названия: мыльня, мыленка, мовница. В повести временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о славянской бане, вложенный в уста апостола Андрея :

И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород , и увидел живущих там людей - каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись.

Самыми знаменитыми русскими банями являются «Сандуновские Бани». Основанные в 1808 году как общественные бани, продолжают свою деятельность до сих пор. Здания «Сандуновских Бань» являются памятниками культуры. В бассейне высшего мужского разряда снимали кадры из фильма Броненосец «Потёмкин» Сергея Эйзенштейна. По приданию в них парился сам Наполеон вошедший в горящую Москву.

Типы русской бани

Традиционные русские бани (деревенские) делятся на:

  • Бани, отапливаемые «по-чёрному», рубятся по принципу «пятистенки» то есть имеют «саму баню» и «предбанник» разделенные рубленой стеной. Дверь в саму баню, как правило, небольшого размера и с высоким порогом, который замедляет поступление холодного воздуха из предбанника. Все бани имеют открытый очаг, который прогревает не только камни, но и стены бани. Дым от очага выходит через частично приоткрытую дверь и отдушину («сторонку» так как это доска, отодвигаемая в сторону, и все-таки это не отдушина) в потолке. Обычно в ней есть каменка из валунов-окатышей и котёл для горячей воды. Протапливается дровами, предпочтительно лиственных пород (например, берёзовыми). При неправильной топке баня «горчит». Древесина внутри бани сильно коптится, в результате стены бани - тёмного цвета, но это также служит целям дезинфекции помещения бани. «Перед пользованием необходимо проветрить от дыма и вымыть от копоти полок.» Есть понятие, «баня должна выстояться» то есть после окончания топки должно пройти некоторое время. Плюс к этому после окончания топки на камни ковшиком подбрасывают кипятка, открывают дверь и выпускают «первый пар», так баня меньше «горчит». Иногда потолок обметают веником, но при хороших дровах сажа на стенах практически не оседает.
  • Бани, отапливаемые «по-белому», бывают различных конструкций. В такой бане обязательно имеется каменная, кирпичная или металлическая калильная печь с уложенными в неё (на неё) камнями для получения пара и с баком (регистром) для нагревания воды. Такая баня намного проще и приятнее в эксплуатации. Такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.
  • Баня внутри русской печи . Печь протапливается, в чугунах нагревается вода. После топки с пода печи убирается зола и насыпается солома. Жар сгребается в угол печи. После этого можно мыться, забравшись в печь и даже осторожно париться веником, чтобы не натаскать на себя сажи. Вероятно, отсюда происходит украинское название бани - «ла́зня».

Отрывки из книги «Русский пар» Г. Б. Добровольского:

Какою же должна быть парная камера русской бани? Прежде всего, она должна отвечать двум основным требованиям - иметь минимальный объём и обеспечивать при этом максимальный комфорт пользующихся ею людей. Первое требование обусловлено необходимостью хорошего управления её главными технологическими параметрами - температурой, влажностью и качественным составом паровоздушной среды. Второе - возможностью париться на полке, в положении лежа и легко осуществлять возможные банные процедуры, с помощью штатного массажиста или взаимно ухаживая друг за другом.

Финская баня

Русская и финская бани имеют общие корни и, несмотря на общераспространённое заблуждение о «сухой парилке», ничем друг от друга не отличаются.

Сухая сауна

Название не имеет отношения к финской сауне. Сухая сауна относится к типу суховоздушных бань. Благодаря низкой влажности сухая сауна переносится легче чем баня.

Римские бани

В римской бане (терме) было несколько комнат: сначала человек попадал в предбанную комнату, которая называлась «аподериум», эта комната служила для раздевания. Далее человек отправлялся в следующую «теплую комнату», которую римляни называли «тепидариум», после которой следовала жаркая и парная комнаты, температура в которой достигала 85°С - «калидриум» и «лакониум». После парной следовала охлаждающе-ароматическая комната «лавариум». В римской бане была библиотека, спортивные площадки, массажные кабинеты.

Римская баня

Турецкая баня

Действующим началом в турецкой бане является нагретый до 45-50 °C мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100 %.

Японская баня

Сэнто несколько отличается от нашего общепринятого представления о бане. Как таковой парилки в сэнто нет - сначала человек многократно натирается мочалкой и обливается водой до полной чистоты, после чего погружается в индивидуальную или общую большую деревянную ванну - офуро . Здесь положено блаженно вытягиваться и отмокать в горячей воде. После чего процедуры повторяются. В настоящем сэнто всегда были молодые служанки - юна - которые не только мыли и терли клиентов, но и за отдельную плату могли оказать им интимные услуги.

Банные традиции и этикет

Люди издавна знали о пользе бани. Это связано как с самим процессом очистки тела, так и с тем, что купание в бане действительно обладает полезным, с медицинской точки зрения эффектом (из-за особенностей строения кожи человека, которая снабжена сальными и потовыми железами). Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворенных шлаков. В связи с этим у разных народов мира существуют свой этикет при посещении бани. Например, в Древней Греции в баню ходили через день, в сопровождении рабов, которые несли с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки; горячую ванну принимали в круглом чане; после чего следовали омовения в холодной воде.
По народным поверьям, в бане живёт банник - дух бани.

Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха (и, возможно, совместно с другими старшими женщинами семьи жениха). Та смотрела, насколько здорова будущая невестка. В одной книге упоминается отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит - не крякнет!» В сельской местности, при наличии топки изб по-чёрному, баня являлась единственным, наиболее стерильным и подходящим, местом для родов. Из народного фольклора известно, что после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане».

Пословицы и поговорки о бане

  • В бане помылся, что омолодился.
  • Баня - мать вторая!
  • Тело парит, здоровье дарит!
  • Баня парит, баня правит.
  • Пристал, как банный лист.
  • В бане шайками закидают.
  • Кто про что, а вшивый - про баню.
  • В баню ходить - тело мыть, а не водку пить.
  • Баню приготовить - что музыкальный инструмент настроить!
  • В который день паришься, в тот день не старишься.
  • Вылечился Ваня - помогла ему баня.
  • Баня без пара - что щи без навара.
  • В бане кости распаришь - тело исправишь.
  • В бане веник дороже денег.
  • В бане веник - всем начальник.
  • Баня любую болезнь из тела гонит.
  • После бани последние портянки продай, но пива выпей.
  • В бане помылся - заново родился.
  • В бане все равны.
  • Продай исподнее, но после бани выпей - это высказывание приписывают Петру Первому.
  • В бане генералов нет.

О бане - в литературе и искусстве

Тема бани и всего, что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства:

  • Тема бани широко отражена в фольклоре, в анекдотах и частушках. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием (Афанасьев , 207), либо с похищением некоего жизненно важного для него атрибута (Афанасьев , 187). Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён в русских сказках с мотивом изжаривания и последующего съедения героя его антагонистом (Змеем Горынычем , Бабой-Ягой , колдуном и т. д.): ср. Афанасьев , 202-205. Связь данных мотивов, вероятно, восходит к народной практике париться в русской печи, либо к ритуальному омовению жертвы при жертвоприношении .
  • Лубочная картинка «Серебряницкие общие торговые бани». Редкий сюжет. Встречался в конце XVIII века.
  • Одна из самых известных песен Владимира Высоцкого так и называется - «Банька» («Протопи ты мне баньку, хозяюшка…»).
  • Стихотворение Самуила Маршака о бане положено на музыку бардом Александром Сухановым .
  • Многие произведения в исполнении Михаила Евдокимова связаны с баней.
  • Баня присутствует как важное место действия в цикле фильмов Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты », «Особенности национальной рыбалки », «Особенности национальной охоты в зимний период ».
  • Эпизод в бане, где Евгений Лукашин со своими друзьями распивает спиртные напитки, служит завязкой сюжета в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Современная баня

Бани и сауны получили широкое распространение как место отдыха как в Европе, так и - в последнее время - в России, в комплексе с бассейнами и тренажерными залами или как самостоятельные предприятия. В состав современной бани обычно входят суховоздушная сауна и парная (иногда несколько с разными условиями), джакузи , холодная ванна, нередко также солярий и пр.

В Европе (в скандинавских и немецкоязычных странах) сохраняется традиция париться в общественных банях мужчинам и женщинам - включая детей - вместе, причем полностью без одежды (обычно также выделяются отдельные дни или время только для женщин и только для мужчин). Исторически бани были самыми священными местами после церкви, и не связаны с сексом и сексуальностью.

См. также

Ссылки

  • Бани: галерея средневековых изображений. . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Фальковский Н. И. Бани и портомойни // Москва в истории техники . - М .: Московский рабочий, 1950. - С. 162-167.

Примечания

  1. Ведомость о китайской земле . - М .: Наука, 1961. - (Страны и народы Востока).
  2. Бродель Ф. Глава 2. Излишнее и обычное: жилище, одежда и мода // Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв = Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XVe-XVIIIe siècle. - М .: Весь мир, 2007. - Т. 1. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 978-5-7777-0332-3
  3. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали ат-Туси. Эликсир счастья. - Петербургское Востоковедение, 2002. - 332 с. - (Памятники культуры Востока). - ISBN 5-85803-210-9
  4. Ибн Джубайр. Путешествие . - М .: Наука , 1984. - 296 с. - 5000 экз.
  5. Боккаччо Дж. Декамерон / Пер. с итал. А.Н. Веселовского. - М .: Рипол классик, 2001. - 744 с. - 5000 экз. - ISBN 5-7905-0979-7
  6. Флетчер Дж. О государстве русском = Of the Russe Common Wealth / Пер. М.А. Оболенского. - М .: Захаров, 2002. - 169 с. - (Знаменитые книги). - 3000 экз. - ISBN 5-8159-0195-4
  7. Описание Московии при реляциях гр. Карлейля / Пер. с франц. с предисл. и примеч. И.Ф. Павловского. - 1879. - Т. 5. - 46 с. - (Историческая библиотека).
  8. Корб И.-Г, Желябужский И., Матвеев А. Рождение империи . - М .: Фонд Сергея Дубова, 1997. - 544 с. - (История Дома Романовых в мемуарах современников). - 5000 экз. - ISBN 5-89486-003-2
  9. Коллинз С. Нынешнее состояние России, изложенное в письме к другу, живущему в Лондоне / пер. П. Киреевского. - М ., 1846. - (Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских).
  10. Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVII веков / Сост. М.М.Сухман. - М .: Столица, 1991. - 432 с. - ISBN 5-7055-1141-8
  11. Леонид Семенович Бретаницкий. Зодчество Азербайджана XII-XV вв. и его место в архитектуре Переднего Востока. - Наука, Глав. ред. восточной литературы, 1966. - С. 540. - 556 с.

    131. Ансамбль дворца Ширваншахов. Генеральный план (по обмеру С. Дадашева, М. Усейнова и др.)… 7.Дворцовые бани (XV)…

Русская баня неразрывно связана с историей и культурой русского народа, вернее она даже древнее славаянских племен из которых образовалась народность. Историки утверждают, что баня появилась задолго до славян и приводят в качестве примера высказывание Геродота, который утверждал, что древние скифы, жившие в давние времена (примерно V-I века до н.э.), уже пользовались баней. Они устраивали своеобразную походную баню, которая была гигиенической, лечебной и косметической процедурой и просто формой расслабления и отдыха. Они скрепляли вместе несколько жердей, покрывали их войлоком, а внутрь этого шалаша вносили металлический сосуд с раскаленными камнями. На камни скифы лили воду бросали травы, от которого немедленно начинал подниматься душистый пар. Находясь внутри шалаша, человек не только обильно потел, но и вдыхал насыщенный целебными испарениями воздух. Геродот писал: "Никакая эллинская баня не сравнится со скифской баней. Наслаждаясь ею, скифы вопят от удовольствия". Скифские женщины, кроме того, перед баней растирали на шероховатом камне кусочки коры и хвои кедра, кипариса, а также другие ароматические растения. В эту смесь подливали воду так, чтобы образовалась густая паста с очень приятным запахом. По свидетельству Геродота, этой смесью натирали все тело. Когда же смывали ее, то оно становилось чистым и блестело.
Первыми упоминанием о бане на Руси документальным считается договор 906 года между князем Олегом и Царьградом о строительстве на территории покоренного города Византии бань для русских купцов. Другое упоминание о мести княгини Ольги Древлянам в 945 году, когда она отомстила за убийство ими ее мужа спалив в бане послов. Чуть позже в "Повести временных лет" датированной 1113 годом, составленной летописцем Нестором - монахом Киево-Печерского монастыря. Нестор описывает путешествие апостола Андрея в землю славян. По преданию, святой Андрей проповедовал Слово Божье в Киевских и Новгородских землях, где Андрей стал свидетелем поразившей его картины: люди парились в деревянных избах, хлестали себя вениками и выбегали голыми на мороз: "Видел бани древены... И как нажарят их румяно, от одежд сволокутся, и, взяв молодое прутье, так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны, и остудят водой истомленное тело свое. И опять оживут. То творят мовенье себе, а не мученье". Существуют источники и других стран, например: Византийский историк Прокопий Кесарийский, который жил в V веке н.э., пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и... после смерти. "И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение воздух, притягивая его к себе... И тогда поры на их теле открываются и текут с них реки пота, а на их лицах - радость и улыбка". Великолепное описание парения в бане по-черному.
Упоминание о бане в летописях до Х-ХП веков на Руси чаще были иноземными, поскольку в те времена она называлась: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др. В уставе князя Новгородского и Киевского Владимира, который ввел на Руси христианство и назван был в народе Красное Солнышко, бани именовались заведениями для немогущих. Это были своего рода народные лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси. В летописях XI-XII веков упоминается водопровод, построенный для Ярославова дворища. Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI века, по приказу Ивана Калиты проложили от реки за стены Кремля дубовую трубу и подавали воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого ее потом черпали ведрами-бадейками и разносили по домам.
Иноземные историки и путешественники с подробностями старались описать Русскую баню, считая ее достопримечательностью придающую колорит и индивидуальность русскому народу. В начале XVII века немецкий ученый Адамус Алеариус (Олеарий) побывал в России и сам испытал на себе особенности русской бани: "В России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань. Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог вынести. От такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню. Такая перемена противоположных действий благоприятствует их здоровью". Еще больше его удивило и поразило, о чем он написал в "Рассказы о персидском путешествии", что когда инкогнито заглянул в одну из общественных бань в Астрахани: «Мужчины и женщины находились в бане вместе и лишь некоторые их них прикрывались вениками. Большинство же чувствовало себя совершенно свободно».
В те времена в общественных банях парились все вместе, невзирая на пол и возраст. Первые попытки развести мужскую и женскую часть посетителей бани по разным помещениям были предприняты при Иване Грозном. Побывав в Пскове, царь чрезвычайно разгневался и созвал церковный совет. Дело в том, что его взору предстала нелицеприятная картина: в псковской общественной бане парились и выбегали голыми на улицу не только городские жители - мужчины и женщины всех возрастов, но также монахи и монашки. В результате последним было запрещено входить в баню вместе с представителями противоположного пола. Что же касается остальных, то все продолжалось по-прежнему. Периодически предпринимались попытки запретить совместное мытье, однако все они не имели особого успеха. Лишь Екатерина II специальным указом распорядилась обязательно строить при общественной бане отдельное помещение для женщин, куда воспрещался вход мальчикам старше семи лет. Однако в домашних банях мылись целыми семьями, при этом мужчины и женщины находились вместе. Впрочем, и в общественных (торговых) банях люди всякого возраста и пола также парились вместе, правда, женщины на одной половине, а мужчины - на другой.
Общественные бани стали строиться на Руси еще в древние времена. Из-за того, что в городах семейные бани ставить было негде, а власти боялись эпидемий, кроме обычных мытейных бань, строились лечебные и оздоровительные бани, но чаще при монастырях. В 1091 году епископ Ефрем, впоследствии - Киевский митрополит, повелел "заводить строение - банное врачево - и всех приходящих безмездно врачевать". В эти же годы монах Киево-Печерского монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане три раза в месяц. Монахи Киево-Печерской лавры изучали древние греческие трактаты, которые появились на Руси после византийских походов. Они пытались использовать целебные свойства воды и пара, описываемые греческими врачами, для лечения различных недугов. Однако бани строили при этом не по образцу греческого лаконикума, а по образцу народной русской курной избы. Баня непременно была в каждой деревне, к тому же своя отдельная баня имелась почти во всех домах. Постройка ее разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 года предписывал "мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором". Домашние бани топились всего один раз в неделю, по субботам, а потому субботы считались банными днями и по ним не работали даже присутственные места.

Петр I при возведении Петербурга разрешил строить в новом городе бани всем и без всяких ограничений, в частности, за строительство бани в Петербурге не нужно было платить пошлину, как в других местах России. Позднее Петр учредил специальную банную канцелярию, в ведении которой находились бани Петербурга. Однако сам неоднократно вводил налог на бани испытывая большие трудности при ведении Северной войны и войны с турками. Хотя он не первым был царем взывающий дань с частных бань.
Стоимость входа в общественную баню была низкой, чтобы каждый желающий, даже самый бедный, мог посетить баню без ущерба для своего кошелька. В государственном архиве сохранилась интересная запись о том, что 11 мая 1733 года от медицинской канцелярии получено разрешение завести в Москве лечебную баню, хозяина которой строжайше обязывали "...пользовать в той бане только наружные болезни и трудных операций без ведома и совета докторского не чинить. И за труд свой цену брать настоящую и без излишеств, дабы на него жалоб не происходило". В этих лечебных банях, которые называли бадерными, запрещалось продавать горячительные напитки.
На Руси самой распространенной баней была баня по-черному" . Её особенность была в том. Что она состояла из одного или двух помещений и в ней отсутствовала печь - вместо нее был очаг с большим количеством камней нагреваемых прямым пламенем. Такая баня была курная поскольку топилась по черному с свободным выходом дыма через дверной проем, или специальное окно. Когда камни накалялись, очаг очищвлся от золы, баня от копоти, после сего баня выстаивалась и равномерно прогревалась. И только после этого была готова к прению. С применением кирпича и глины в бане начали ставить печь и устраивать дымоход и такая баня уже называлась баней по белому. Однако баня по черному еще долго существовала из-за того, что периодически вводился налог на «дым», то есть со строений с дымоходом брался налог. Это была основная причина медленного развития бань по белому.

Баня по черному до сих пор считается эталоном банных паровых кондиций, секрет в том, что раскаленные прямым огнем камни давали изумительный мелкодисперсный пар называемым легким, его качество было непревзойденным, а действие незабываемым, почему всегда русские желают друг другу «легкого пара».

К началу XX века в России насчитывалось более 300000 бань. Общественные бани стали называться торговыми. Кроме того, существовали и дворянские бани - заведения скорее релаксационные, чем гигиенические. Послереволюционные годы Советская власть стала искоренять историческое прошлое из-за чего Россию захлестнули тиф, чахотка, даже чума власти вновь стали восстанавливать бани, только не семейную а общественную бань и не паровую а просто помывочную или как их стали позже называть банно-прачечные комбинаты. Понятие баня стало подменяться просто помывочной процедурой. Традиции стали забываться. Банное дело практически умерло. Но с разрушением Советской власти и упразднением «общака» вновь стали возрождаться бани и банное дело. Конечно о массовости говорить еще рано, но постепенно сознание общества разворачивается в русло понимание необходимости использования природных факторов для поддержания здорового образа жизни. Баня для людей прошлого это было место не только физического очищения и омовения, но и место для релаксации, расслабления, оздоровления. В бане рожали, лечили, гадали, вели беседы и встречи, уединялись. Баня была культурным центром каждой семьи. Современной семье часто не хватает такого ядра, соединяющего всех и сплачивающего, нет места для очищения и расслабления, закаливания, восстановления. В большинстве медицина пытается исправить запущенные болезни которые можно было предотвратить при помощи простых и эффективных банных процедур, при применении их постоянно и со знанием технологии.
Но гораздо больше, чем простота нравов, иностранцев поражала невиданная закаленность и телесное здоровье русских.
Еще в 1779 году врач Вильям Тук, член Императорской Петербургской академии наук, писал: "Среди русских распространено всего лишь несколько болезней, и большинство они умеют лечить простыми домашними средствами и диетой. Женщины здесь рожают легко, и очень часто роды проходят в бане. Количество мертворожденных детей здесь по сравнению с другими странами исключительно малое... В целом русские знают лишь несколько медицинских снадобий. При этом очень часто вместо них русские употребляют парную баню, которая оказывает воздействие на весь организм человека. Вне всяких сомнений, тем исключительным здоровьем и долголетием, которое мы наблюдаем у русских, во многом они обязаны бане".
Английский врач, Эдвард Кентиш, тоже указывал, что многие смертельные болезни для русских не столь фатальны, как для других народов. Он относил такую стойкость к болезням только на счет частого посещения паровой бани. Такого же мнения придерживались и многие другие иностранные врачи того времени. Так, например, врач императрицы Елизаветы Петровны испанец Санчес утверждал, что баня помогает русским от оспы, заболеваний внутренних органов, от простуды, хронических болезней, вызванных чрезмерным питьем и едой. "Не уповаю я, чтобы сыскался такой врач, который бы не признавал за полезное парную баню. Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный, безвредный и столь действенный способ, чтоб оным могло не токмо сохранять здравие, но исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я с моей стороны только одну Российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий, выходящих и привозимых изо всех стран света, то колико кратно желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооружаемых зданий, превратились в бани Российские, для пользы общества". В конце жизни, уехав из России, Санчес способствовал открытию русских парных бань во всех столицах Европы, но активно стали строить русские бани только после поражения Наполеона в России, когда русские войска дошли до Парижа, ставя по пути не только походные, но и стационарные бани.

Алексей Белый