Абрамов писатель биография кратко. Стихи, посвященные федору абрамову

(1920 - 1983гг.)

Ф.А. Абрамов родился в 1920 году в многодетной крестьянской семье. Его детство было нелегким. Отец Федора умер, когда мальчику было всего два года. Тем не менее, будущий писатель смог получить начальное образование и поступить в Ленинградский университет. Но с третьего курса он уходит добровольцем на фронт, где получает серьезное ранение, поэтому самые тяжелые месяцы блокады он проводит в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Позже, он продолжает обучение в университете и в 1948 году заканчивает филологический факультет, затем аспирантуру, а в 1951 году защищает кандидатскую диссертацию по роману Шолохова М.А. "Поднятая целина". 9 лет, с 1951 по 1960, Абрамов Федор Александрович работает старшим преподавателем, а затем становится доцентом и заведующим кафедрой советской литературы Ленинградского университета.

Федор Александрович считается одним из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы – одной из главнейших ветвей советской литературы 1960-1980х годов. Долго прожив в Верколе, и не понаслышке зная русский Север, он понимал, что старая деревня с ее многовековой историей и традициями уходит сегодня в небытие, исчезают вековые устои, рушится та почва, на которой выросла вся наша национальная культура. Именно поэтому он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека, с его противоречивой натурой, но с огромными нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь немногословной и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

В 1958 году был опубликован первый роман автора "Братья и сестры" , рассказывающий о жизни простой крестьянской семьи в годы военного лихолетья в глухом селе Пекашино. После были написаны романы «Две зимы и три лета» (1968г.) и в 1973г. – «Пути перепутья» . Эти три произведения составили трилогию «Пряслины», в 1975г. получившую Государственную премию СССР. В ней открывается правда жизни крестьянина тех лет, его борьба за существование.

В произведениях «Безотцовщина», «Алька» , «Пелагея», «Деревянные кони» и др. отображена жизнь крестьянина, в горестях и радостях. Через героев своих произведений автор пытается раскрыть судьбу народа. Особое внимание уделяется женщинам, по словам Абрамова, открывшим в 1941году «второй фронт».

Замыкающим цикл «Пряслины» стал роман «Дом» , написанный в 1978г, где писатель обращается к 1970 годам, обнажая нравственное неблагополучие современной деревни, показывая распадающиеся семейные связи, нарастающее равнодушие к земле и бесхозяйственность.

По произведениям Абрамова поставлены спектакли «Деревянные кони», «Две зимы и три лета» и др.

Шустов Алексей

Абрамов Федор Александрович

В 1980 году Федор Абрамов отмечает свое шестидесятилетие: торжества в Ленинграде, награждение орденом Ленина, встречи с читателями, поздравления, отклики: в эти дни писатель получил 350 телеграмм, более 200 писем - от организаций, журналов, друзей, собратьев по перу, от читателей.
…В журналах по-прежнему появляются рассказы и повести Абрамова. Многие из них были написаны раньше, над другими писатель работал в течение нескольких лет (к примеру, под циклом "Трава-мурава" указаны даты: 1955-1982 гг), есть и новые (повесть "Мамониха", 1980 г). В 1982 году в журнале "Новый мир" (№5) печатается цикл "Куст рукотворный" и несколько рассказов, в том числе "Франтик", который ранее не пропускала цензура. Это были последние рассказы, опубликованные при жизни писателя.
…Рассказывая о творческом наследии Федора Александровича Абрамова, нельзя забывать о немалой и не менее значительной, чем художественная литература, его части: это дневниковые записи и публицистика.
Дневники, заметки, наброски к произведениям ценны не только тем, что дают возможность заглянуть в творческую мастерскую писателя и составить представление о его труде: увидеть и вспышки озарения, и долгие, кропотливые поиски и метания, - в этих записях отразились не только развитие и рост произведений, но и боль души, духовный рост самого человека. В них собраны философско-нравственные заповеди, заветы, мысли и предостережения, которые Федор Абрамов вложил в свои произведения, - те, что мы, читая его книги, понимаем - умом или сердцем… или пропускаем - увы! - не увидев какой-то важной детали или просто не желая постигать глубину вещи. В набросках, дневниках содержатся и те размышления, которые в то время высказать открыто было невозможно. Здесь мысли не скрыты, как в художественном произведении - они резко очерчены и зачастую соседствуют с трудными вопросами, которые каждый может задать себе. Эти записи - хороший повод для раздумий собственных, веская причина заглянуть вглубь себя, и, возможно, по-новому взглянуть на мир.
К таким записям относятся и путевые дневники Федора Александровича Абрамова.
Путешествовал Федор Абрамов немало: был на Соловецких островах, на Алтае, на Печоре - в местах, где проповедовал и был сожжен протопоп Аввакум; на Новгородчине - результатом этой поездки стали три очерка, написанные в соавторстве с Антонином Чистяковым, уроженцем тех мест; посетил Армению - интервью с писателем местное телевидение тогда так и не решилось выпустить в эфир; много ездил по родному Пинежью (Об этих и других поездках см. Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. СПб.: Худ. лит-ра, 1995. С. 119 - 159)...
По туристическим путевкам, по приглашениям различных организаций и издательств Федор Александрович был и в других странах. Дневниковые записи, впечатления от этих поездок и наброски рассказов можно прочесть в том же шестом томе собрания сочинений (см. выше) и в книге "Неужели по этому пути идти всему человечеству?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Изд-во "Правда Севера". 2002). И это не заметки туриста, а замечания, мучительные раздумья человека, пытающегося понять, какие события, устремления в прошлом привели к настоящему - и увидеть, как может сложиться будущее. В судьбе любой страны, в ее культуре, устройстве быта, он видел тесную связь со всем, что происходило и происходит в России.
Во Франции Федор Абрамов был трижды: в 1968 году, в 1975 и весной 1976 года. Последняя поездка - по приглашению Министерства культуры Франции и издательства "Альбен Мишель" - оказалась из всех самой плодотворной: Абрамов на машине с личным гидом объехал почти весь юг Франции.
Записи о Франции переполнены полярными впечатлениями и эмоциями: тоска и боль в размышлениях о судьбе русских эмигрантов (гид удивлялась: "первый русский, который объехал чуть ли не все могилы Франции" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 22); восторг - в заметках о встречах с произведениями искусства и интересными людьми. Абрамов пишет, что во время этой поездки он "узнал Францию".
Поездка в Германию с 6 по 21 мая 1977 года состоялась после мучительных размышлений: Абрамов-фронтовик не мог относиться непредвзято к немцам, и особенно тяготило его то, что поездка должна состояться в то время, когда весь СССР будет праздновать День Победы - победы над фашистской Германией.
Однако о принятом решении жалеть не пришлось: читательские конференции с восторженными откликами (оказалось, немцам по душе пришлись абрамовские герои) и пытливыми вопросами, музеи, города - разные до контраста: поразившие писателя Веймар, где жили и творили Гете и Шиллер, и рядом, в пяти километрах, неутихающая боль Бухенвальда. И - размышления, размышления: о судьбе человека и человечества, об истоках добра и зла, о силе и призвании искусства…
Записи о Финляндии (здесь Федор Александрович был четырежды - в 1969, 1975, 1977 и 1982 годах) наполнены добрым отношением, восхищением страной и ее людьми.
А вот впечатления от поездки в США (1977 год) - тяжелые. Отмечая американскую деловитость, рационализм, умение организовывать быт и производство, писатель ужасался необразованностью, равнодушием и узостью интересов большинства американцев: "Деловитость перешла в делячество. Бездуховность. Любовь к земле. Человек и земля. Нет любви. В лучшем случае это любовь собственника. Америка задала тон предельной рационализации всему миру. Америка - это антипод поэзии. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Неужели у людей нет другого пути?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 204 - 205). И - выводы, которые так актуальны в наши дни: "Деловой человек, которого мы жаждем сегодня, - это не радость. Он непременно вырождается в дельца" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 205).
Абрамов не выдержал, не дождался окончания официальной программы пребывания в этой стране - улетел на несколько дней раньше.
… Вспоминая о публицистике, наверное, прежде всего стоит сказать, что речь напечатанная и речь произнесенная - разные вещи: здесь многое зависит от оратора, от того, сможет ли он зажечь, повести за собой слушателя.
По воспоминаниям современников, Абрамов был блестящим оратором. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о нем: "Он был и поразительным оратором, оратором-публицистом, слушать которого было почти потрясением" (Лихачев Д.С. Мощный талант// Земля Федора Абрамова. М.: Современник. 1986. С. 375). Александр Михайлов, критик и друг писателя, вспоминает его выступления на съездах писателей: "Когда он говорил с трибуны в Большом Кремлевском дворце, меня не покидало ощущение огромной значимости происходящего. Это был страстный проповедник, народный трибун, рожденный для того, чтобы словом обжигать людей, вести за собой массы" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 108).
И удивительно, что при этом "Абрамов не часто выступал, нередко отказывался даже от коротких выступлений, - вспоминает Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, - Мало кто знал, как нелегко давались ему беседы и выступления. Некоторые из них вынашивались годами, бессонными ночами. Произносимым словом он так же дорожил, как и литературным, печатным. Он десятки записей делал, прежде чем выступить" (Крутикова-Абрамова Л.В. Слово в ядерный век: О публицистике// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 37).
…В 1979 году 18 августа в "Пинежской правде" было опубликовано открытое письмо Федора Абрамова к землякам "Чем живем - кормимся?".
Письмо родилось после долгих мучительных раздумий: безразличие к общественному хозяйству, халатность - даже в родных краях, где добросовестный труд ранее считался нормой и основой жизни - не могли оставить Абрамова равнодушным.
"Толкнула" написать письмо землякам "жена, неисправимая идеалистка, которая верит, что словом можно многое изменить в этой жизни" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 60). Обсудил идею письма с Поздеевым Михаилом Григорьевичем, тогда секретарем райкома, человеком опытным и уважаемым. И - взялся за перо.
В письме не просто критика - доверительный, открытый разговор с земляками: вспоминая их заслуги и признавая достоинства, Абрамов указывает на бардак, вопиющую бесхозяйственность в селе, ставит острые вопросы. Соглашаясь с тем, что есть недостатки в руководстве, он, однако, не снимает ответственности с самих земляков, заставляет вспомнить, что в селе каждый должен быть хозяином.
Ответной реакции ждал с волнением (в это время он жил в Верколе). И вот она: "Спасибо, Федор Александрович, и ране знали, что ты писатель, а что такой настоящий, поняли только сегодня". Правда, радость была недолгой: письмо повлияло на жизнь Верколы ("с риском в клуб попадали - крыльцо отремонтировали. Телята дохли на телятнике - построили новый телятник, и еще много, много" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 61), но, к сожалению, "некоторым товарищам показалось, что у нас и так инициативы через край. Письмо должного обсуждения не получило" (Там же: Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино).
А письмо перепечатали в "Правде", с сокращениями и изменениями текста без ведома автора. Но и в таком виде оно вызвало широкий резонанс: затронутые в нем проблемы были не только веркольскими, пинежскими - острые вопросы оказались актуальными в масштабах всей страны. Читательские отклики на письмо шли отовсюду…
Среди публицистики стоит особо выделить статью "Самый надежный судья - совесть" (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 32 - 69). Дело в том, что это не статья в обычном понимании этого слова, это конспект выступления Федора Абрамова на авторском вечере в Останкино 30 октября 1981 году, который транслировался на всю страну.
Отказавшись от выступлений артистов, демонстрации кинофрагментов, Абрамов вышел на сцену и четыре часа вел разговор со зрителями: сначала - выступление, затем - ответы на вопросы, вопросы непраздные, часто больные и животрепещущие. И в этих ответах слышен голос Абрамова - человека: его живая речь, пересыпанная яркими словечками, сравнениями; речь, идущая из глубины сердца, отличающаяся от слова печатного - тщательно продуманного, много раз переработанного, отшлифованного.
После вечера писатель и студия Останкино получили множество писем с просьбой повторить передачу. К сожалению, при жизни Федора Александровича этого не произошло.
"О хлебе насущном и хлебе духовном" и "Слово в ядерный век" - выступления Федора Абрамова на VI и VII съездах писателей (1976 г и 1981 г). Это о них сказал критик Александр Михайлов, что те, кто эти выступления "слышали, то никогда их не забудут" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 107).
Эти выступления - яркое и точное слово, доказывающее собратьям по перу важность литературы сегодня, указывающее ее место в жизни. Речь, подымающая целый пласт социальных и нравственных проблем, объясняющая необходимость слова точного, честного, бескомпромиссного, необходимость возвращения литературе ее прежнего и высшего назначения: открывать глаза на проблемы, а не укрывать их; вести человека и помогать ему, а не успокаивать и усыплять, - лечить болью, "возделывая души человеческие" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Не будем подробно останавливаться на всех статьях и выступлениях Федора Абрамова, ограничимся лишь перечислением наиболее значимых вещей, относящихся к публицистике. Это очерки, написанные в соавторстве с поэтом Антонином Чистяковым: "Пашня живая и мертвая" (1978 г), "От этих весей Русь пошла" (1979 - 1980 г) и "На ниве духовной" (1981 г) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 74 - 196) - результат совместных поездок по новгородской земле; выступление Федора Абрамова в день своего шестидесятилетия "Работа - самое большое счастье" (1980) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 20 - 26); статья "В краю родникового слова" (1982) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 70 - 73), написанная к 400-летию Архангельска и опубликованная впервые в "Советской России" 1 февраля 1983 года.
Говоря о многом, рассматривая разные стороны жизни, Абрамов говорит, по сути, об одном и том же, о самом главном: о том, что "социальные, экономические, экологические проблемы неотрывны от духовных, что нельзя возродить Россию, не улучшая самого человека" (Крутикова-Абрамова Л.В. Послесловие //Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. лит-ра, 1993. С. 612), "нельзя заново возделать русское поле, не мобилизуя всех духовных ресурсов народа, нации" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Последние годы Федора Александровича Абрамова были посвящены работе над "Чистой книгой" - произведением, которое должно было стать лучшим из всего, когда-либо написанного Абрамовым.
"Чистая книга" - первый роман из задуманного цикла, посвященного раздумьям о судьбе России, поискам, почему ее постигла такая судьба - и в то же время рассказывающего страну в разное время: людей, их быт, характеры, нравы, обычаи, - показать живую, самобытную Русь, Русский Север, со всеми его сложностями, радостями, проблемами.
Роман был задуман еще в 1958 году как книга о гражданской войне на Пинежье, а 14 ноября 1964 года в дневнике появилась запись о "целой серии книг" (Абрамов Ф.А. Так что же нам делать: Из дневников, записных книжек, писем. размышления, сомнения, предостережения, итоги. СПб.: Изд-во "Журнал "Нева", 1995. С. 11). В 1978 году писатель снова возвращается к мысли о трилогии: "Первая книга - Россия перед революцией, вторая книга - Россия в гражданской войне, третья - 37-й год. Резня. Контрреволюция. Самодержавие в пролетарских одеждах" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 280).
Материалы Абрамов собирает 25 лет: архивы, газетные статьи, письма, разговоры со старожилами. Летом 1960 года он повторил часть пути красноармейского отряда Щенникова и Кулакова: как те в 1918 году, проплыл на плотике с Усть-Выи до Верколы, впитывая опыт предшественников, пытаясь понять их впечатления и настроения, собирая ценнейшую информацию. Надо заметить, это путешествие вовсе не было легкой прогулкой: большая часть пути - места нежилые, да и погодой Север не баловал: "Русло не разработанное. Ветер навстречу свищет. Пронизывает до костей. Мерзнут руки. Вода леденеет на шесту. И дико кругом. Ни одного селения" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 279).
1981 год. Весной Федор Александрович работает в Архангельском архиве, пристально изучая материалы, связанные с жизнью района в дореволюционные годы. А летом по приглашению критика Александра Михайлова едет на Печору - в места, где писал, проповедовал, а затем был сожжен протопоп Аввакум; затем - вместе со своим другом, веркольским художником-самоучкой Дмитрием Михайловичем Клоповым, путешествовал по местам, связанным с именем великой сказительницы, пинежанки Марии Дмитриевны Кривополеновой. Махонька, как ее ласково называли за маленький росточек и легкий, незлобивый характер, должна была стать одним из главных героев "Чистой книги".
В это же лето 1981 года Федор Абрамов наметил свои творческие планы на ближайшие годы.
Увы! Замыслам писателя не суждено было сбыться: Федор Александрович успел написать лишь начало "Чистой книги", остальная часть - как и большинство задуманных вещей - осталась в набросках, наметках, отрывочных записях. Но даже в таком виде роман захватывает настолько, что на последних страницах книги, подготовленной к публикации вдовой писателя, Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой, забываешь о том, что книга не дописана: характеры настолько точны, записи так спрессованы, что создается впечатление целостности, законченности романа…
…О болезни Федора Абрамова знали только близкие: в сентябре 1982 года он перенес операцию; в апреле врачи объявили: требуется еще одна. 14 мая 1983 года эта операция, по словам врачей, прошла успешно. В этот же день в послеоперационной палате Федор Абрамов скончался от сердечной недостаточности.
19 мая Федора Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом угоре, рядом с домом, построенном его собственными руками. На похоронах огромное количество народу замерло, услышав над Пинегой курлыканье пары журавлей.

Биография Абрамова Федора Александровича берет свое начало в деревеньке Веркола, что находится в Архангельской области. Глава семейства Абрамовых, Александр Степанович, зарабатывал на жизнь извозом в областном центре, а мать Степанида Павловна была крестьянкой староверческого толка.

Большой трагедией для семьи Абрамовых стала смерть кормильца через год после рождения пятого ребенка в семье - Феди Абрамова. Соседи считали семью обреченной, но в течение 10 лет Абрамовы смогли радикально поправить свое положение и забыли о голоде. Сам Федор начал косить сено уже в 6-летнем возрасте.

Маленький Федя пошел первый класс в родном селе и проучился там четыре года, а затем продолжил обучение в школе в деревне Кушкопала, что лежит в 45 км. от его малой родины. В 1938 году его без сдачи экзаменов приняли на факультет филологии в Ленинградском университете.

Военные годы

Практически сразу после выступления Ю. Б. Левитана по радио Абрамов записался добровольцем в формируемое ополчение. Он был зачислен пулеметчиком в 337 артиллерийско-пулеметный батальон. В начале осени 1941 года получил пулевое ранение в руку, но за короткое время оправился от ранения и вернулся в строй. В один из ноябрьских дней того же года одной пулей ему перебило одновременно две ноги.

Согласно краткой биографии Абрамова, зимой 41/42 годов провел в окруженном фашистами Ленинграде, откуда был эвакуирован в апреле 1942 года. Выписавшись из госпиталя, он предстал перед комиссией, которая признала его негодным к строевой службе с дальнейшим направлением продолжить военную службу помощником командира Архангельского военно-пулеметного училища.

Оттуда в апреле 1943 года был переведен в отдел СМЕРШа, где и прослужил до осени 1945 года. В том же году его приняли в коммунистическую партию.

Личная жизнь

Старшая школа была далека от родного дома, и Федору пришлось переехать в семью своего брата Василия. Василий сделал очень многое, чтобы Федор смог получить школьное образование. Благодарностью за заботу послужил аттестат без единой четверки.

Еще во время получения образования Федор Александрович встретил учившуюся с ним на одном факультете Людмилу Крутикову, которая вышла замуж за Федора в 1951 году. Его семейная жизнь начиналась в бедно обставленной коммунальной квартире.

В 1954 году Абрамов опубликовал первую статью, на которую сразу обрушился шквал критики. Она называлась «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе» и в ней Абрамов обвинял коллег по цеху, обладателей Сталинской премии в том, что они недоговаривали об истинном положении дел в советской деревне. Он подробно описал тяжелый крестьянский труд, голод и болезни, тяжбу высоких налогов. За это из напечатавшего статью журнала был уволен его главный редактор - А. Т. Твардовский .

Позже под давлением партийных работников Абрамов признал неправоту своих суждений, изложенных в статье.

Писательская деятельность

Своеобразный творческий дебют Абрамова состоялся в 1958 году. На свет появился его первый серьезный роман – «Братья и сестры». Это было начало будущего литературного цикла «Пряслины», который продолжили романы «Две зимы и три лета» и «Пути-перепутья». За эту трилогию Абрамов получил премию СССР. Позже он дополнит трилогию романом «Дом».

Много славных произведений, посвященных сельской жизни, написал Абрамов: «Пелагея», «Безотцовщина», «Деревянные кони».

Большое количество произведений Абрамова тяжело проходили цензуру и редко шли в многотиражную печать, потому что показывали всю правду о деревенской жизни.

Спустя десятки лет произведения Федора Александровича стали частью школьной программы.

Краткая биография и интересные факты из жизни Федора Александровича Абрамова, русского писателя изложены в этой статье.

Биография Федора Абрамова кратко

Будущий писатель появился на свет 29 февраля 1920 года в селе Веркола, Архангельская область, в обычной крестьянской семье. Окончив Карпогорскую среднюю школу, Абрамов поступает в Ленинградский университет на факультет филологии. Будучи студентом третьего курса, он уходит добровольцем на Великую Отечественную войну. На войне его дважды тяжело ранили и писатель демобилизовался.

После того, как закончилась война, Федор Абрамов восстановился в университете и, окончив аспирантуру, стал преподавать советскую литературу на кафедре. В период с 1956 – 1960 годов он заведует кафедрой. Приблизительно в этой же время Абрамов начинает публиковаться как литературовед и критик.

В 1962 году Абрамов решил уйти из университета и полностью посвятить себя профессиональной писательской работе.

Следующими знаменательными работами были романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и «Дом», «Жила-была семужка», «Безотцовщина», «Пелагея», «Вокруг да около», «Деревянные кони», «Алька», «На моем угоре», «Наедине с природой», «Трава — мурава».

Благодаря своим сочинениям, писатель выступает на съездах писателей, дает интервью газетам и телевиденью, публикуется в сборниках и периодических изданиях. Федор Абрамов издается также за рубежом, а его произведения изучаются в зарубежных учебных высших заведениях.

В 1975 году Абрамову за трилогию «Пряслины» присуждается Государственная премия СССР. А в 1980 году его наградили орденом Ленина, орденами «Знак почета», «Отечественной войны 2-ой степени» и разнообразными медалями.

Федор Абрамов интересные факты

  • Интересные факты об Абрамове стоит начать с того, что свое обучение он начал в возрасте 7 лет. По окончании 3 класса мальчику дали за хорошую учебу премию в виде ситца и материи на рубашку и брюки. Это была большая помощь нуждающейся семье.
  • Писателя наградили «званием» писателя – деревенщика за то, что его произведения в основном посвящали людям села.
  • Будучи аспирантом, он в 1949 году повстречал свою любовь. Любви с первого взгляда не было, молодые люди сначала дружили и обсуждали замысел Абрамова касательно нового романа. Но со временем между ними возникла любовь, и они поженились.
  • В повести «Деревянные кони» прототипом старухи Василисы Милентьевны была мать Федора Абрамова.
  • В период с 17 апреля 1943 года — 2 октября 1945 года он был на службе контрразведки СМЕРШ, военного Беломорского округа. Сначала у него была должность помощника оперуполномоченного резерва, потом следователя и старшего следователя отдела контрразведки.

Фёдор Александрович Абрамов родился 29 февраля 1920 года в д. Веркола Пинежского уезда Архангельской губернии в многодетной крестьянской семье. С малых лет испытал все тяготы и радости крестьянского труда, единство, взаимопомощь братьев и сестер, оставшихся без отца в 1921 . Трудолюбие, воля, мужество будущего писателя - от тех детских лет. А душу формировали суровая требовательная мать и особенно - добрейшая набожная тетушка Иринья.

От нее получил Абрамов «первые уроки доброты, сердечности, первые нравственные уроки». Навсегда поразил мальчика местный святой - отрок Артемий Праведный, во имя которого был создан Веркольский монастырь в XVII в. Начальную школу в Верколе Абрамов окончил первым учеником, но в 5-й класс его долго не принимали как сына середняка. Среднюю школу окончил с отличием в Карпогорах в 1938 и сразу поступил на филологический факультет ЛГУ.

С первых дней Великой Отечественной войны уходит добровольцем в народное ополчение защищать Ленинград. Дважды тяжело ранен, второй раз чудом избежал гибели. Чудом уцелел в блокадном госпитале и при переправе по «Дороге жизни» через Ладогу. Весной 1942 после долечивания в госпиталях вернулся на родную Пинегу, где ему открылась еще одна народная трагедия - «бабья, подростковая и стариковская война в тылу», когда голодные, разутые дети, бабы и старики сражались в поле, в лесу, на сплаве. Эти впечатления легли в основу первого романа «Братья и сестры» (1958 ).

В апреле-июле 1942 - учитель средней школы в Карпогорах.

Снова призван в армию как нестроевик: служил заместителем политрука роты запасного стрелкового полка, был курсантом военно-пулеметного училища. В апреле 1943 направлен в контрразведку «Смерш». Впечатления от работы следователем контрразведки отражены в неоконченной повести «Кто он?». После демобилизации (октябрь 1945 ) - учеба в университете, аспирантура при кафедре советской литературы, защита кандидатской диссертации по творчеству М. Шолохова, работа на кафедре советской литературы (1951-1958 ) - старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой. В 1949 не по своей воле, а по решению партбюро филологического факультета он подписал (в соавторстве с Н. Лебедевым) не им написанную статью «В борьбе за чистоту марксистско-ленинского литературоведения», посвященную итогам борьбы с космополитизмом. Сам Абрамов на собраниях выступал более мягко, не «громил» профессоров Б. Эйхенбаума, В. Жирмунского, И. Ямпольского, Г. Гуковского, как иные партийные деятели, а ограничивался критикой реальных недостатков лекционных курсов, за подобный «либерализм» подвергался внушениям по партийной линии.

В середине XX в. он познал новые беды и трагедии народные - не только крестьянские, но и городские, драмы недоверия и подозрительности к военнопленным, к находившимся в оккупации. Его возмущал анкетный подбор кадров, когда люди с «чистой» биографией получали незаслуженные привилегии. Его продолжало мучить бесправие крестьян, лишенных паспорта и права передвижения, плативших непомерные налоги. Он увидел резкое несоответствие народных бед и литературы, киноидиллии, где царила атмосфера всеобщего благополучия и ликующих празднеств («Кавалер Золотой Звезды», «Кубанские казаки»). В 1954 Абрамов опубликовал в журнале «Новый мир» статью «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», где восстал против лакировочной и тенденциозно идиллической литературы о деревне, против сглаженных конфликтов и упрощенных характеров, ратовал за подлинную, неприкрашенную правду. Статья прогремела на всю страну, а автора обвинили в нигилизме, антипатриотизме, критиковали в печати, на партийных собраниях, чуть не лишили работы.

Почти каждое произведение Абрамов, кроме первого романа, проходило трудно: «бои» в редакциях и цензуре, атаки проработочной критики. Особенно разносной была критика повести «Вокруг да около» (1963 ): озлобленный клеветник, очернитель, смакует недостатки, искажает жизнь. Было сочинено обвинительное письмо от имени односельчан «Куда зовешь нас, земляк?» Абрамов был исключен из состава редколлегии журнала «Нева».

Повесть принесла Абрамову мировую известность. Она была переведена в Англии под названием «Хитрецы», затем издана во многих странах. Ее ставили в один ряд с рассказом А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Тетралогия Абрамов, названная по первому роману, - «Братья и сестры» (1958 ), «Две зимы и три лета» (1968 ), «Пути-перепутья» (1973 ), «Дом» (1973 ) - значительное произведение второй половины XX в. - по охвату событий, по глубине и сложности проблематики, по многообразию характеров. Объединенные общими героями и местом действия (северное с. Пекашино) романы Абрамова повествуют о 30-летней судьбе русского крестьянства, начиная с военного 1942.

Первый роман «Братья и сестры» стал выражением любви, сострадания и восхищения северными крестьянами, Абрамов не скрывал бед и трагедий (голод, холод, похоронки). Роман противостоял потоку лакировочных произведений и шел в русле мужественных книг В. Овечкина, В. Дудинцева, Г. Троепольского, В. Тендрякова, А. Яшина.

Роман «Две зимы и три лета» долго и трудно проходил в печать. Отклоненный журналом «Звезда», он опубликован в «Новом мире» после сражений в цензуре. Но сразу появились разносные, уничтожающие статьи («Огонек», «Литературная Россия»). В защиту романа выступил критик Б. Панкин в «Комсомольской правде» - «Живут Пряслины!». Восторженными были многочисленные отклики читателей. Действие романа происходит в послевоенные годы (1947-48). Снова царят голодные дни, займы, налоги, лесозаготовки, труд на земле, за который ничего не платили. День Победы, подписка на заем и свадьба Лизы - центральные главы романа. Исчезает былое единодушие сельчан, исчезает трудовой энтузиазм, каждый пытается выжить на особицу.

Третий роман - «Пути-перепутья» - не разрешает возникших вопросов, а умножает и обостряет их. «Пути-перепутья» - самый социальный и публицистически страстный роман Абрамова. Народ и власть, экономика, политика, человек, совесть, долг, самосознание и фанатизм, демагогия, приспособленчество, цинизм. Трагедия народа, страны, личности. Таков круг жгучих проблем, поставленных в романе.

События разворачиваются в начале 1950-х - это время дальнейшего разъединения и даже ожесточения людей, все еще полуголодных и охваченных страхом.

«Дом» - лучшая книга Абрамова. События в романе происходят в 1972, через 20 лет после ареста Лукашина. Отстроилось, обновилось Пекашино. Лучше, зажиточнее стали жить люди. И Михаил появляется как довольный хозяин в своем новом доме. Но лучше ли стали люди при материальном достатке? Абрамов не идеализировал ни народ, ни русский характер, у него нет однолинейных героев. В каждом персонаже - сплав достоинств и недостатков, высоких устремлений и заблуждений. «Дом» - книга эпохальная, книга о поисках нового сознания, новых путей в развитии страны, человека и человечества.

Не уступают романам повести, рассказы, публицистика Абрамова. В них тоже - не только скорбь и плач о России, о народе, но и поиски истины, путей возрождения России, здоровых сил нации. О том - лучшие повести «Пелагея» (1969 ), «Алька» (1972 ), «Деревянные кони» (1970 ) (по этим трем повестям реж. Ю. Любимовым в 1974 был создан спектакль в Театре на Таганке), «Мамониха» (1980 ), не опубликованная при жизни писателя «Поездка в прошлое». В рассказах тоже встает многоликая Русь с ее разнообразными характерами и судьбами, зачастую рассказывают о себе сами герои, преимущественно русские женщины, много пережившие на своем веку. Лучшие из них - «Пролетали лебеди» (1964 ), «Из колена Аввакумова», «Сказание о великом коммунаре», «Слон голубоглазый» (1979 ), «Бабилей» (1981 ), «Куст рукотворный» (1982 ), цикл «Трава-мурава» (1955-83 ), а также «Старухи» (1969 ) и «Франтик» (1984 ), увидевшие свет только в 1987 .

Публицистика Абрамова, его статьи, выступления на съездах, юбилеях, на встречах с читателями пронизаны страстью проповедника, стремлением призвать читателя и слушателя к прозрению, самоочищению, к активным действиям во имя возрождения России, народа, человека. Таковы его новгородские очерки в соавторстве с А. Чистяковым «Пашня живая и мертвая» (1978 ), «От этих весей Русь пошла...» (1979-80 ), «На ниве духовной» (1980-81 ), статья «В краю родникового слова» (1983 ); выступления на писательских съездах «О хлебе насущном и хлебе духовном» (1976 ), «Слово в ядерный век» (1981 ); выступление в Останкино «Самый надежный судья - совесть» (1981 ) и др. Особенно нашумело знаменитое письмо Абрамова землякам «Чем живем-кормимся» (1979 ). Обращенное непосредственно к веркольцам, опубликованное впервые в районной газете «Пинежская правда», оно получило широкую огласку.

В архиве Абрамова сохранилось много незавершенных произведений. Самые значимые из них - повести о войне («Белая лошадь», «Кто он?»), статья «Так что же нам делать?», путевые заметки о пребывании во Франции, Германии, Финляндии, Америке, роман «Чистая книга». Тысячи страниц с наблюдениями, прозрениями и предостережениями. В путевых заметках Абрамов постоянно сравнивал экономику и духовное состояние общества в передовых странах с Россией и провидчески предупреждал об опасностях однобокой буржуазной цивилизации, когда наряду с высоким уровнем жизни, успехами в технике господствуют зачастую прагматизм, эгоизм, бездуховность.

Лучшим и главным своим произведением Абрамов считал роман «Чистая книга», материалы к которому он собирал 25 лет. Задуманная эпопея представляла Россию за четверть века (1905-30), все социальные слои общества, людей разных верований и убеждений. Самая яркая фигура в книге - Махонька (прототип ее - великая пинежская сказительница Кривополенова). Такой великой и самобытной личности не было еще в литературе. В ней увидел Абрамов безграничные возможности человека, силу духа, нравственную чистоту, умение нести свет и добро людям. Она равнодушна к богатству, ибо уверена: богатство человека в самом человеке. «Будить Человека в человеке» - главное кредо Абрамов Лучшие произведения Абрамов были инсценированы во многих театрах страны (Москва, Ленинград, Архангельск, Саратов, Новгород, Ярославль, Нальчик, Фрунзе, Алма-Ата, Кишинев). Самые успешные и долговечные постановки - «Братья и сестры», «Дом» - принадлежат ленинградскому режиссеру Л. Додину.