Урок. Л

РАЗДЕЛ VI .

ТВОРЧЕСТВО ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО

(1828 – 1910)

Уроки 1–2.

По страницам великой жизни.

Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель

Цель: познакомить с биографией и мировоззрением писателя.

Оборудование: выставка фотоматериалов, иллюстрации по биографии и произведениям писателя; книга И. Толстого «Свет Ясной Поляны».

Ход урока

I. Оформление тетрадей (тема, эпиграфы).

Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и

вся остальная наша литература.

М. Горький

Если бы можно было писать, как Толстой,

и заставить весь мир прислушаться!

Т. Драйзер

Ежели бы мне сказали, что то, что я напишу,

и будут над ним плакать и смеяться и полюблять жизнь, я бы по-

святил ему всю свою жизнь и все свои силы.

Л.Н. Толстой (из письма П.Д. Боборыкину, 1865 г.)

Каждый человек - алмаз, который может очистить и

не очистить себя. В той мере, в которой он очищен,

через него светит вечный свет. Стало быть,

дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

Л.Н. Толстой

II. Вступительное слово преподавателя с записью тезисов обучающимися

Та нравственная высота, которую достиг Толстой – человек, – результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывает сам Толстой).

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.

Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он ни когда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, пугаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. «Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия, – писал Л. Н. Толстой, – одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами.

С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно, – благо и для себя, и для общества.

«Что делать? – спрашивают одинаково и властители, и подчинённые, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом «Что делать?» ...всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой», – замечает Толстой. Начинать, по мнению Толстого, нужно всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела. В этом основа нравственной культуры человека.

В теории самоусовершенствования сказалась вера писателя в человека, в бесконечные возможности его разума и воли, Лев Толстой не укладывался в узкие рамки своих нравственных постулатов. Он часто сомневался в верности своего учения. С одной стороны, проповедь непротивления, а с другой – непонимание несостоятельности своего учения перед надвигающимся хором исторических событий. Уже в 1891 г. Толстой предвидел крах старых институтов жизни: «Сколько мы ни старайся, а все же впереди крушение...». Во время революционных событий 1905 г. Толстой шлет близкому родственнику царя письмо, в котором бесстрашно заявляет: «Я – человек, отрицающий и осуждающий весь существующий порядок и власть и прямо заявляющий об этом». Хотя Толстой от революции отстранился, но хорошо понимал антинародный характер правительства и резко отзывался о его деятельности: «... нынче вешанье, мученье людей вызвало негодование, недоброе, злое чувство к вешателям». «Смертные казни в наше время... явно показывают то, что правители дурные, заблудшие люди и что поэтому повиноваться им... вредно и стыдно...».

Как видим, жизнь вносила коррективы в учение Толстого. Не все просто было и с верой в Бога. В дневнике Толстого найдены такие записи: «Ночью и поутру нашло, кажется, никогда не бывшее прежде состояние холодности, сомнения во всем, главное в Боге, в верности понимания смысла жизни» (02.09.1909); «Видел во сне отрицание Бога и еще возражение на свое представление об общем лучшем устройстве жизни вследствие отказа от борьбы» (24.12.1909). Этих взволнованных записей достаточно, чтобы представить противоречия во взглядах Толстого. Лишь в одном писатель не сомневался: «Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека... в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать её».

Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была невыразимо красива. В общении с людьми был сердечен, необыкновенно деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он – маленький. И всё сразу станут меньше его».

В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.

III. Изучение биографии и творчества писателя в форме (или заочной форме) экскурсии по толстовским местам, или устного рассказа. Кроме биографии звучат воспоминания о писателе современников.

I V . Закрепление и проверка того, как запомнили обучающиеся материал, проводится в форме теста, который готовят выступающие ученики по своим материалам, или в форме заполнения кроссворда, который они составили заранее.

V . Работа с дневниковыми записями писателя

Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе.

Весной 1847 г. Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе... Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей... Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.

    Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?

    Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?

    Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?

Из дневниковых записей.

1847 год (Толстому 19 лет).

17 марта. ... Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

17 апреля. ... Я был бы несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни - цели общей и полезной...

18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:

№ 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 год.

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2. Довольствоваться настоящим.

3. Искать случаев делать добро...

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей.

1849 год.

    Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.

    Изучить практическую медицину и часть теоретической.

    Изучать язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

    Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.

    Изучить историю, географию и статистику.

    Изучить математику, гимназический курс.

    Написать диссертацию.

    Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

    Написать правила.

    Получить некоторые познания в естественных науках.

    Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

Примечание: Самое удивительное, что большую часть этой программы я выполнил!

1854 год.

2 ноября. … Одесса… Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любви к Отечеству, восставшее и вылившееся из несчастной России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных...

Когда же, когда, наконец, перестану

Без цели и страсти своей век проводить,

И в сердце глубокую чувствовать рану,

И средства не знать, как ее заживить.

1855 год.

18 марта... вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, - быть деятельным, рассудительным и скромным.

2 августа. ... Главная мысль романа должна быть невозможность жизни правильной помещика образованного нашего века с рабством. Все нищеты его должны быть выставлены и средства исправить указаны.

21 сентября... Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные - слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

1878 год.

22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.

28 июня. У нас обед огромный с шампанским... Пояса пятирублевые на всех детях. Обедают, а уже телега едет на пикник промежду мужицких телег, везущих измученных работой народ...

5 сентября. Москва. ... Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии, и пируют.

1881 год.

Жить в Ясной Поляне. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передан землю мужикам) точно так же. Себе, т. е. нам с женою и малыми детьми, оставить пока доход Ясной Поляны, от 2-х до 3-х тысяч (оставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себя, т. е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни)... Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе...

1883 год.

1 января. Москва. ... Собственность как она теперь - зло... Не было ложки, было полено - я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя? Но собственность, ограждаемая насилием - городовым с пистолетом - это зло.

30 марта. Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьют чай и становятся до 12. В час становятся до 4. В 4 становятся до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели.

3 июня. … Пошел на суд. Заведение для порчи народа. И очень испорчен. Расчесывают болячки - вот суд.

13 июня. Рано. Сходил к Федоту. Страшная нищета. Как мы вы работали в себе приемы жестокости. Ведь, собственно, надо было остаться там и не уйти.

21 июня. ... Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.

1883 год.

27 ноября. ... Задача всех одна: из своего положения богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям.

7 декабря. ... Вчера думал, служить людям? Но как, чем служить? Не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хорошо, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно - это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.

1889 год.

23-26 февраля. Москва. ... Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?

1) Церковь, обман, суеверие, траты;

2) Войско, разврат, жестокость, траты;

3) Наказание, развращение, жестокость, зараза;

4) Земледелие крупное, ненависть, беднота города;

5) Фабрика – убийство жизни;

6) Пьянство;

7) Проституция.

1900 год.

30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? - спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом...

23 ноября. Москва. ... 1) Мы, богатые классы, разоряем рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности произвести духовный цвети плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.

1902 год.

21 марта. ... 4) Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.

1904 год.

18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.

1905 год.

31 июля. Ясная Поляна. ... Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакеи, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!...

… Русская революция должна разрушить существующий порядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением.

1906 год.

3-4 октября. Ясная Поляна. ...5) Записано так, после очень тяжелого настроения. Уж очень отвратительна наша жизнь: развлекаются, лечатся, едут куда-то, учатся чему-то, спорят, заботятся о том, до чего нет дела, а жизни нет, потому что обязанностей нет. Ужасно!!! Все чаще и чаще чувствую это.

1907 год.

26 октября. Ясная Поляна. ... 7) (Очень важное!) Непротивление злу насилием - не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества - даже для всего живого.

1908 год.

19 апреля. Ясная Поляна. ... Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей.

3 июня. Ясная Поляна. Третьего дня получил письмо с упреками за мое богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно. Сейчас ездил верхом и так желательно, радостно показалось уйти нищим, благодаря и любя всех.

Из «тайного» дневника 1908 года.

2 июня. Ясная Поляна. Когда я спрошу себя: Что же мне нужно - уйти от всех. Куда? К Богу, умереть. Преступно желаю смерти...

1910 год.

7 января. ...Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?

Образец анализа дневниковых записей (1847-49 гг.)

Первые же записи юноши открывают внутренний мир личности глубокой, ищущей, страстной. Студент Казанского университета пока даже склонностей своих определить не может: после года учебы оставил Восточный факультет, перевелся на юридический, который тоже оставил незавершенным... Вел образ жизни светского аристократа - и вдруг дневниковая запись, что дальше так жить не возможно.

Начинается отчаянная борьба с самим собой, со своими недостатками, в первую очередь, записывая те или иные поступки, он тут же помечает, доволен ли или недоволен собой. А затем формулирует правила-приказы, которым должен следовать. И снова отмечает, вспомнил ли их.

Но в жизни все оказывается не так-то просто! Сначала он ставит цели низменные, не очень благовидные: удачно жениться, найти выгодное место службы... Но беспокойный ум, воля и сердце, неудовлетворенность и разочарование вступают в отчаянный поединок с собственными недостатками, за обретение высокого нравственного идеала: делать добро и жить ради счастья других людей.

Для достижения этих целей записываются особые правила исправления: «Бойся праздности и беспорядка», «бойся лжи и тщеславия» и др.

Внимательное прочтение этой части дневниковых записей Л. Н. Толстого рождает мысль, а если бы я решил вести дневник, - какие бы цели поставил перед собой и каким правилам следовал для их достижения?

V I. Домашнее задание

    По тезисам в тетради и материалам учебника стр. 226-239 составить схему-конспект для развернутого рассказа о жизненном и творческом пути Толстого.

Приложение к уроку

Образец схемы-конспекта по биографии Л. Н. Толстого.

I. Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого.

1. 1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности.

2. 1849-185 1 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

3. 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

4. 1860-70 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

5. 1880-90 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

6. 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

II. Опорные положения по этапам.

1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности Л. Н. Толстого.

Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (повесть «Детство»).

«Быть, а не казаться»; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и «поиски» ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»).

Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра - нравственное кредо.

Сложность и противоречивость интересов.

Борьба с собой и ее отражение в последующем творчестве (например, в «Войне и мире» - искания Пьера Безухова).

Подобные опорные положения составляются по каждому этапу жизненного и идейно-творческого развития Л. Толстого. После этого делается их графическое (в схеме) оформление, в котором главное - наглядно показать последовательность и логические связи как между отдельными этапами, так и «внутри» их - в «расстановке» самих опорных положений.


Он был первым, кто отказался от авторского права, был противником государственной системы, а за отклонение религиозных авторитетов отлучен от церкви. Он отказался от Нобелевской премии, ненавидел деньги и выступал на стороне крестьян. Таким его не знал еще никто. Его имя - Лев Толстой…

Лев Николаевич оставил нам 165 000 листов рукописей, полное сочинение произведений в 90 томах, написал 10 тысяч писем. На протяжении всей своей жизни он искал смысл жизни и всеобщего счастья, которые нашел в простом слове - добро.

"Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя."
"Все приходит к тому, кто умеет ждать."
"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему."
"Сильные люди всегда просты."
"Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это."

Азартный игрок

олстой играет в русскую народную игру городки

С юности будущий гений русской литературы был довольно азартен. Однажды в карточной игре со своим соседом, помещиком Гороховым, Лев Толстой проиграл основное здание наследного имения - усадьбы Ясная Поляна. Сосед дом разобрал и увез к себе за 35 верст в качестве трофея.

Стоит отметить, что это было не просто здание - именно здесь писатель родился и провел детские годы, именно об этом доме тепло вспоминал всю жизнь и даже хотел выкупить обратно, но по тем или иным причинам не сделал этого.

Большая любовь

Лев Николаевич со своей женой Софьей Андреевной

Толстой с семьей за чайным столом в парке

Лев Толстой познакомился со своей будущей женой Софьей Берс, когда ей было семнадцать, а ему тридцать четыре года. Вместе они прожили 48 лет, родили 13 детей. Софья Андреевна была не только женой, но и верным преданным другом, помощницей во всех делах, в том числе и литературных.

Первые двадцать лет они были счастливы. Однако потом часто ссорились, в основном из-за убеждений и образа жизни, которые Толстой определил для себя. По состоянию на 2010 год в общей сложности насчитывалось более 350 потомков Л. Н. Толстого (включая как ныне живущих, так и уже умерших), живших в 25 странах мира.

Наставник Ганди

Лев Толстой и Махатма Ганди

Великий писатель Лев Николаевич Толстой имел огромный интерес к Индии и к Ведической философии, гораздо более глубокий, чем это принято современниками. Идеи Толстого непротивления злу насилием, изложенные работах писателя, такие как «Царство Божие внутри вас», оказали сильное влияние на молодого Махатму Ганди, который впоследствии возглавил националистическое движение Индии и добился её мирного отделения от Англии в 1947 году.

Война и мир

Лев Николаевич за работой, Ясная Поляна

Роман Толстого «Война и мир» поначалу назывался «1805 год», затем «Все хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры». По свидетельствам исследователей, роман переписывался 8 раз, а отдельные его эпизоды - более 25 раз. При этом сам автор относился к произведению скептически. В переписке с поэтом Афанасием Фетом писатель так отозвался о своей книге: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану».

Великий просветитель

С внуками Соней и Ильей в Крекшино

Толстой дважды побывал за границей, в 1857 и 1860–1861, отчасти из любопытства, но также с целью изучения западноевропейской методики образования. Он пришел к выводу, что российское образование неправильно в корне, в особенности образование крестьянства. Толстой оставил литературный труд и учредил школу для крестьянских детей в Ясной Поляне.

Начал также издавать педагогический журнал, где проповедовал свои образовательные теории, и составил несколько учебников для начального обучения. Лев Николаевич также известен, как автор «Азбуки», «Новой азбуки» и «Книги для чтения», по которым училось читать не одно поколение детей.

Толстой и другие писатели

Лев Толстой, Максим Горький и Антон Чехов

Толстой общался с Чеховым и Горьким. Он также был знаком с Тургеневым, однако писателям не удалось стать друзьями - после ссоры на почве убеждений они не разговаривали много лет, дело чуть не дошло до дуэли.

Вегетарианец

Лев Николаевич со своей женой за столом

В октябре 1885 года Л.Н. Толстого посетил Вильям Фрей - писатель, вегетарианец, последователь учения Огюста Конта. При общении с В. Фреем Толстой впервые узнал проповедь вегетарианства - утверждение о том, что строение человека, его зубов и кишечника, доказывает что человек не хищник. Лев Николаевич сразу же принял это учение и после осознания полученных знаний Толстой сразу же отказался от мяса и рыбы. Вскоре его примеру последовали и его дочери - Татьяна и Мария Толстые.

Толстовство

Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год

Лев Толстой до конца своих дней называл себя христианином, хотя по постановлению Синода он был отлучен от православной Церкви. Это отнюдь не помешало ему в 70-х годах серьезно заинтересоваться оккультизмом. Имея разногласия с церковью, Толстой создал собственное христианское учение, которое называлось «Толстовство». Учение имело много сподвижников, одним из которых был М. Булгаков автор романа «Мастер и Маргарита».

Толстой играет в шахматы с М. С. Сухотиным

Цитаты Льва Николаевича:

Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь.

Позор и срам! Одного боишься - это встречаться с русскими за границей.

Копаясь в своей душе, мы часто выкапываем такое, что там лежало бы незаметно.

Если добро имеет причину, оно уже не добро; если оно имеет последствие - награду, оно тоже не добро. Стало быть, добро вне цепи причин и следствий.

Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же.

Люди, которые делать ничего не могут, должны делать людей, а остальные - содействовать их просвещению и счастию.

Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол.

Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье.

Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не видишь глупости, а видишь умное. Она говорит, делает гадости, и ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна

В любви нет больше и меньше.

Лови минуты счастия, заставляй себя любить,влюбляйся сам! Только это одно настоящее на свете - остальное все вздор.

Простая жизнь в Ясной Поляне

Лев Толстой с внучкой Татьяной Сухотиной

В последние годы своей жизни Л.Н.Толстой собрал самые важные для себя мысли великих и систематизировал в виде афоризмов на каждый день. Цитаты из книги «Мысли на каждый день» - настоящее сокровище вечных истин и гениальных мыслей.

Правда о смерти

Смерть Льва Толстого

Умер Толстой во время путешествия, в которое отправился после разрыва с женой в весьма преклонном возрасте. Во время переезда Лев Николаевич заболел воспалением легких, сошел на ближайшей крупной станции (Астапово), где в доме начальника станции умер 7 ноября 1910 года.

В России это были первые публичные похороны знаменитого человека, которые прошли не по православному обряду (без священников и молитв, без свечей и икон)…

источник

Ника Т. : Мне всегда очень хотелось этого наивного соответствия: уж если я восхищаюсь творчеством какого-либо автора, то его человеческими качествами я тоже хочу очаровываться. Чтобы не возникало противоречий в моей душе, чтобы одно не нарушало целостности другого.
И когда веришь в чистую душу и помыслы художника, а потом сталкиваешься с фактами, которые опровергают чистоту этой души и этих помыслов, чувствуешь, как разбивается очередной божок в твоем внутреннем мире. И это так печально! Потому что, во-первых, разбивается иллюзия относительно твоего кумира - а это всегда неприятно, а во-вторых, все меньше остается веры в то, что такие люди, каких ты себе придумал, вообще существуют на свете.

Вот и спрашивается: а стоит ли в принципе подходить близко к своему кумиру, чтобы потом с большой вероятностью снять со своих глаз и сердца розовые очки? Надо ли знать о нем больше положенного или лучше оставаться в счастливом неведении? А если знать, то как относиться к этому знанию? Ведь многие знания - многие печали... Вредно это или полезно? Помогает или мешает?

И здесь каждый решает для себя...

Вот такая обратная сторона личности у моего любимого Льва Толстого:

Ученик Ч. Ломброзо, доктор-психиатр Макс Зюдофельд взяв псевдоним Нордау, написал книгу «Вырождение». В ней он просто и ясно изложены выводы психиатра о жизни и творчестве знаменитых литераторов, их психических отклонениях, отклонениях которые и доныне умышленно умалчиваются. Среди прочих знаменитых писателей, М.Нордау рассмотрел жизнь и деятельность, сквозь призму психиатрии, графа Л.Н.Толстого. Отметим, что книга «Вырождение» вышла в свет при жизни графа. Коротко, из официальных источников о Льве Толстом: «исследователь «диалектики души» Л.Толстой выразил стремление личности к постижению своей внутренней сущности, к нравственному совершенствованию…». Вот об этих «постижениях внутренней сущности» Л.Тостого, Нордау есть, что сказать. Учение Льва Толстого о «непротивлению злу насилием»: «Не противьтесь пороку, не судите, не убивайте. Долой, таким образом, суды, войска, тюрьмы, подати…», это ни что иное, как полное одобрение анархизма. Когда революционеры-террористы убивали госчиновников, жандармов Толстой не реагирует на это, но когда революционеров-террористов стали ловить, судить и вешать, то граф Толстой поднял в знак протеста шум, своей статьёй «Не могу молчать». Нам М.Нордау объясняет вред от толстовского «непротивления злу насилием»: «Первою задачей общежития, во имя чего отдельные люди сошлись в общину, заключается в защите своих членов от больных, одержимых зудом убийств, от тунеядцев, от нездоровых отклонений, стремящихся жить за счет труда других и устраняющих с дороги всякое существо, мешающее им удовлетворять их похоти. Особы с противообщественным наклонностями сделаются, несомненно, большинством, если здоровые люди перестанут вести с ними борьбу, не станут препятствовать их размножению: если они останутся в большинстве, тогда общество и человечество погибнут…».

Часто граф Толстой, в соответствии со своими философствованиями на тему «лечение трудом», надев лапти, пахал землю, но это не более чем лицемерие. Походив в лаптях, садился шить сапоги. И швец, и жнец и на дуде игрец. Вообще система «лечения трудом» применялась многие сотни лет в монастырях. Суровая монашеская жизнь и тяжелый труд умертвляли плоть и спасали души. Кстати, сестра Л.Толстого, Мария, ушла в монастырь. Но граф не собирался спасать свою душу, предпочитая блуждать в лабиринтах противоречий и парадоксов своей больной психики. Да и не приняли бы Л.Толстого в монахи, за богоискательство и статью «Христианство и церковь», в которой граф написал: «Церковь всегда была лживым и жестоким учреждением». Толстого отлучили от церкви. Дошумелся.

Графа Толстого так и тянуло учить-поучать. Комментирует М.Нордау: «Путь к счастью, по Толстому, состоит в отрицании науки и знания, В возращении к естественной жизни, то есть к земледелию: нужно покинуть город, распустить народ с фабрик, вернуться к земле… Как философ, он проповедует нам, в виде понятий о мире и жизни, библейские тексты, постоянно противореча им, дико их толкуя. Как главный глашатай нравственности, он проводит теорию непротивления злу и преступлению, раздачи имуществ и уничтожения человеческого рода при посредстве воздержания». А философ Бердяев, за схожие с Толстым высказывания о христианстве приговоренный в 1915 году Святейшим Синодом к вечной ссылке в Сибирь, называл Л.Толстого «настоящим отравителем колодцев жизни».

Биограф Толстого, Левенфельд, режет правду-матку об эгоцентризме графа: «В стремлении быть самостоятельным, Толстой часто оскорбляет требования эстетики, сражаясь с давно установившимися авторитетами только потому, что они давно установились. Так, он Шекспира называет дюжинным писакою и утверждает, что восторги перед великим британцем объясняются ничем другим, как нашею привычкою повторять чужие взгляды, не продумав их». Можно сказать проще, у графа ум за разум заходит, но доктор-психиатр Нордау объяснит подробнее: «Он страдал манией сомнения и умствования в той форме, как это наблюдалось на многих вырождающихся высшего порядка…». Ломброзо, указывая характерные черты гениальных помешанных, говорит: «Все они терзаются религиозными сомнениями, ум их теснит, как мучительная болезнь, одна и та же мысль; та же тяжесть давит сердце. Таким образом, мы имеем дело не с благородным стремление к познанию, толкающего Толстого к вопросам о цели и значении жизни, но с болезнью вырождающегося, сомнением и умствованием, совершенно бесплодными…».

Ленин говорил, что Толстой - зеркало революции, а у психиатров своё мнение, Нордау: «Он делается творцом метафизических систем, разрушает вековые тайны мироздания… По словам Ломброзо, произведения многих анархистов имеют в своём основании такие именно причины. Он мечтает о всеобщем счастье и придумывает планы преобразования Вселенной, поражая в них своей мнимой любовью к ближним, рядом с абсурдностью и страшным невежеством по части действительно существующих отношений».

А вот справедливо ли оценивал Нордау творчество Толстого, судите сами: «Какими бы достоинствами ни отличался художественный талант Толстого, своею мировою славою и влиянием на современников он обязан не ему. Его романы были признаны замечательнейшими произведениями литературы; и, тем не менее, в продолжении десятилетий «Война и мир» и «Анна Каренина» почти не имели читателей за пределами России, и критика восторгалась автором с большими оговорками…Только появившаяся в 1889 году «Крейцерова соната» разнесла его имя по всем углам земного шара… «Крейцеров соната» как художественное произведение, далеко ниже большей части его романов и рассказов; тем не менее, славу, не дававшуюся так долго автору «Войны и мира», «Казаков» и «Анны Карениной», она завоевала одним ударом…».

Вспомним содержание сего «произведения». Там написано, муж убивает жену из ревности к любовнику. Ну и что? Дело, грубо говоря, житейское. А психологи сразу дали правильный расклад «сонаты»: в действительности, муж был влюблен в любовника жены, а свою жену убил из ревности к нему. Этот рассказ упоминается во многих справочниках психопатологии, как пример подавленного гомосексуализма. Кстати, жена Толстого сразу невзлюбила этот рассказ, она поняла, что послужила прообразом жены Позднышева. А сам граф говорил, что жена у него - камень на шее. Чем страдал - о том и писал И еще об этом. В повести «Дьявол», юный дворянин после долгой связи с дворовой крестьянкой, женившись на женщине из своего круга, начинает метаться как лев в клетке. Он не может забыть любви к дворовой крестьянке, жена ему ненавистна, и он, бедолага, страдая, выбирает, что же ему делать: убить крестьянку? а может жену? или себя? Для читателя это полный бред, а у психологов есть объяснение. Главного героя терзает не дьявол, а бес двуполой педерастии, ведь под персонажем дворовой крестьянки скрыт мужчина-любовник молодого дворянина. Терзали эти темы душу Л.Толстого, поэтому и писал такое. Малость замаскировано. Доктор Нордау, совсем не удивляясь виражам психики графа, продолжает: «Существенным пунктом учения Толстого о нравственности является умерщвление плоти. Всякое сношение с женщиной нечисто: брак - такое же греховное дело, как и свободное сожительство между двумя полами. «Крейцерова соната» воспроизводит это учение в художественных образах. Убийца из ревности, Позднышев, говорит: «Медовый месяц! Ведь название - то одно, какое подлое!…Это нечто вроде того, что я испытывал, что я испытывал, когда меня тянуло рвать и текли слюни, а я глотал их и делал вид, что мне приятно».

Нормальный человек прочитав «Крейцерову сонату», или «Семейное счастье», или «Дьявол» останется в недоумении. Почему после брака мужчина и женщина должны стать врагами, почему мужчина должен испытывать отвращение или ненависть к женщине? Ответ прост, в перечисленных произведениях Толстого главные герои совсем не совсем мужчины, как-то так . Вот такой он, граф Л.Н.Толстой - глашатай нравственности. Опубликована во многих биографиях о Толстом, запись в дневнике от 29 ноября 1851 года: «Я никогда не любил женщин…но я довольно часто влюблялся в мужчин…Я влюбился в мужчину еще не зная, что такое педерастия… Например, Дьяков - я хотел задушить его поцелуями и плакать…». Запись сделана Толстым в возрасте 23 лет. А когда графу было уже за 80 лет, он взял к себе в секретари некоего Черткова. Жена графа, которая была моложе мужа на двадцать лет, почитывала дневники мужа, обвиняла его в педерастии и грозилась застрелить (цитата) «чертова Черткова». Нордау подтверждает свой профессионализм, продолжая: «…Мораль философских рассказов Толстого об отношениях между полами - литературное изложение половой психопатии скопцов… В мировой известности Толстого, замечательный художественный талант играет большую, но далеко не главную роль…Его влияние покоится не на эстетических, а на патологических основах». Что было, то было.

Граф Толстой в периоды «нравственного совершенствования» и «духовной трансформации» проявлял большой интерес к сектам: молоканам, скопцам, духоборам. О сектах скопцов скажем так, в психиатрии это называется комплексом вины, с помощью кастрации пытаются избежать «плотских соблазнов». А молоканы - это педерасты, «малокай» - в переводе с греческого - педераст. Секты духоборов, «сынов свободы», и сейчас многочисленны в Северной Америке. Они известны своим анархизмом, взрывами, поджогами, «голыми» маршами протеста. Но, что самое интересное, граф Толстой интересуясь скопцами, проповедуя полное целомудрие и половое воздержание, делает все наоборот. Его жена почти беспрерывно беременна, на её «счету» двенадцать детей, четверо из которых умерли. Узнав, что жена беременна тринадцатым ребенком, целомудренный граф обвиняет в этом жену-соблазнительницу. Здесь уместно вспомнить фразу Льва Толстого о женщинах: «Непременно все хорошие женщины не только самки - даже дуры». Прости его господи за это. Старый ханжа днем пишет, ночью опровергает. Нескучная жизнь была в семье Толстого, жену доводит до грани самоубийства, утверждает, что она у него, как «камень на шее», она, то хочет топиться, то хочет травиться, а сам граф, то прячет ружье, чтобы не застрелиться, то веревку - чтобы не повеситься. Дурдом, да и только. А Ленин утверждал, что Толстой - зеркало русской революции. Кстати, знаменитый психиатр Россолимо лечил В.И.Ленина. Но за много лет до этого, Россолимо, вызванный для осмотра Толстого, поставил графу такой диагноз: «Дегенеративная двойная конституция: паранойяльная и истерическая, с преобладанием первой». Доктор Ланге-Эйхбаум во втором издании своей книги «Гений, безумие и слава» сообщает о Толстом: «Уже его отец обладал дегенеративными чертами, психическими и физическими: тик, дефект речи. Лев Толстой вырожденец. Мазохист, попытки самоубийства, эгоцентризм». Отметим, мазохизм графа породил ложное человеколюбие, а эгоцентризм - невероятно болезненное тщеславие, свойственное, как утверждает Ч. Ломброзо многим гениям.

Вот фразы из дневника графа Толстого, актуальные и доныне. Запись от 12 июня 1890 года: «Я серьёзно убежден, что миром управляют совсем сумасшедшие. Не сумасшедшие или воздерживаются, или не могут участвовать». Запись от 27 июня 1910 года: «Сумасшедшие всегда лучше, чем здоровые, достигают своих целей. Происходит это оттого, что для них нет никаких нравственных преград: ни стыда, ни правдивости, ни совести, ни даже страха». Догадайся сам, кого подразумевает граф Толстой под словом сумасшедшие. Вот напоследок. Из письма Толстого, написанного после возвращения из Европы, от 18 августа 1857 года: «В России скверно, скверно, скверно…Поверите ли, что приехав в Россию я долго боролся с чувством отвращения к родине…». Надеюсь, понятно по каким причинам широкому кругу любителей литературы не известны истинные психологические портреты-диагнозы великих писателей. Ведь многих из них нам представляют, как носителей идеалов нравственности. А кому интересны психи-графоманы без ретуши? Ланге-Эйхбаум печально констатирует: «Исследователь в этой области пожинает неблагодарность, даже ненависть, а его труды становятся запретными… Даже только сбор этого материала связан с бесконечными трудностями». Некоторые, ранее знакомые с учением Толстого, на себе испытали результаты его проповедей. «1920 год. Подвалы Киевской Чрезвычайки.…На стене одной из камер смертников нацарапана голова Льва Толстого, а под ней слова: «Великому растлителю русской души,… идущие на смерть шлют своё проклятие». Д.Котсовский «Достоевский, Толстой и Революция», стр.78, изд. Нью-Йорк, 1955 год.

Лев Николаевич Толстой () Личность и судьба писателя. (Урок по литературе для 8 класса) Лев Николаевич Толстой () Личность и судьба писателя. (Урок по литературе для 8 класса) Книги Толстого останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением. М.Горький Автор – Судакова С. Р.


Сегодня на уроке: 1. Вступительное слово учителя. 2. Чтение, составление плана статьи об основных этапах биографии писателя. 3. Просмотр видеоприложения. 4. Беседа по содержанию параграфа и фильма. 5. Сочинение-размышление,что нового я открыл из жизни великого писателя. 6. Домашнее задание.


Повторение предыдущего материала. В чём заключаются нравственные проблемы рассказа «Старый гений». В чём заключаются нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Кто, по-вашему, считается обездоленным в произведении? Кто, по-вашему, считается обездоленным в произведении? Кто должен защищать обездоленных? Как это произошло у Н.С.Лескова? Кто должен защищать обездоленных? Как это произошло у Н.С.Лескова?


Примерный план: 1. С ложные отношения И.С.Тургенева с младшим современником Л.Н. Толстым. 2. П роявления раннего детства. 3. Н астоящее призвание его - литература. 4. Ж изнь в Ясной Поляне. 5. А ктивная жизненная позиция писателя. 6. Р езкий перелом в миросозерцании писателя. 7. С тремление к истине – основа жизни Т. Прочитайте статью стр и составьте план.















Вопросы по содержанию фильма: В каком стиле писал Толстой в последние годы жизни? В каком стиле писал Толстой в последние годы жизни? Что проповедовал великий писатель в своих последних произведениях? Что проповедовал великий писатель в своих последних произведениях?




К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях. К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Мечта о воссоединении дворянства и народа.


История создания рассказа. Прослушайте сообщение на эту тему. Прослушайте сообщение на эту тему. Перескажите своими словами, как создавался этот рассказ. Перескажите своими словами, как создавался этот рассказ. Каково было состояние дел в армии в то время? Каково было состояние дел в армии в то время? Какие существовали отношения между старшими и младшими по званию? Какие существовали отношения между старшими и младшими по званию? Как к этому относился Лев Николаевич? Как к этому относился Лев Николаевич?


Композиция рассказа «После бала» 1. Бал у губернского предводителя (стр. 299 учебника со слов взял руку дочери… (стр. 299 учебника со слов взял руку дочери… до слов подвел ее ко мне…). до слов подвел ее ко мне…). 2. Наказание солдата (стр. 303 учебника со слов я стал смотреть… (стр. 303 учебника со слов я стал смотреть… заканчивая словами это было тело человека). заканчивая словами это было тело человека).


Наблюдения над языковыми средствами. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Основной приём – противопоставление, приём контраста. Первая часть рассказа Вторая часть рассказа зала у предводителя описание улицы хозяева баласолдаты Вареньканаказываемый полковник Иван Васильевич


Сравнительная характеристика Полковник Полковник 1. Высокий военный в шинели и фуражке 2. Шел твердой, подпрыгивающей походкой. подпрыгивающей походкой. 3. Румяное лицо и белые усы и бакенбарды. 4. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. статная фигура. Наказываемый Наказываемый 1. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям… Спина его – что-то пестрое, мокрое… 2. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, толкали… талому снегу, толкали… 3. Сморщенное от страдания лицо. 4. Спотыкающийся, корчащийся человек.



Происхождение семьи русского писателя Льва Николаевича Толстого. Переезд в Казань, поступление в университет. Лингвистические способности юного Толстого. Военная карьера, выход в отставку. Семейная жизнь писателя. Последние семь дней жизни Толстого.

HTML-версии работы пока нет.

Подобные документы

    "Радостный период детства" великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. "Бурная жизнь юношеского периода" в жизни писателя. Женитьба, мечты о создании новой религии. История написания романов "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение".

    презентация , добавлен 05.03.2015

    Этапы жизненного и идейно-творческого развития великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Правила и программа Толстого. История создания романа "Война и мир", особенности его проблематики. Смысл названия романа, его герои и композиция.

    презентация , добавлен 17.01.2013

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Льва Николаевича Толстого - выдающегося русского писателя и мыслителя. Его детские годы и период образования. Расцвет творчества Толстого. Путешествия по Европе. Смерть и похороны писателя в Ясной Поляне.

    презентация , добавлен 02.05.2017

    Детство и отрочество Льва Николаевича Толстого. Служба на Кавказе, участие в Крымской кампании, первый писательский опыт. Успех Толстого в кругу литераторов и за границей. Краткий обзор творчества писателя, его вклад в русское литературное наследие.

    статья , добавлен 12.05.2010

    Жизнь в столице и московские впечатления великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Московская перепись 1882 года и Л.Н. Толстой - участник переписи. Образ Москвы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", повестях "Детство", "Отрочество", "Юность".

    курсовая работа , добавлен 03.09.2013

    Детство, юность и семья Льва Николаевича Толстого. Женитьба графа. Начало его литературной деятельности. Известность романов "Война и мир" и "Анна Каренина". Отношение писателя к церковному вероучению и духовенству. Последнее путешествие графа Толстого.

    презентация , добавлен 09.05.2012

    Краткая биографическая справка из жизни Л.Н. Толстого. Школа в Ясной Поляне. Работа над романом "Война и мир". Социальный, психологический разрыв в повести писателя "Хозяин и работник". Статья Толстого "Не могу молчать", рассказы "После бала" и "За что?".

    презентация , добавлен 25.09.2012

    История происхождения рода Толстых. Биографические данные Льва Николаевича Толстого (1828-1910), общая характеристика его творческого пути. Анализ наиболее известных произведений Толстого – "Казаки", "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" и другие.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2011

    Основные вехи жизненного пути Л.Н. Толстого: происхождение, детство, образование, литературная и педагогическая деятельность, военная карьера. Обзор наиболее известных произведений Толстого: "Война и мир", "Анна Каренина". Причины отлучения от церкви.

    реферат , добавлен 26.01.2011

    Граф Лев Николаевич Толстой - потомственный аристократ и один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Московская жизнь юного Толстого. Попытки наладить по новому отношения с крестьянами. Творческое наследие великого писателя.