§22. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в

РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVII–XVIII ВЕКА)

Основная характеристика периода

В XVII в. расширяются контакты России с западными странами, в том числе с государствами Юго-Восточной Европы, благодаря чему в Россию пребывает все больше иностранцев. Формируется первое "окно в Европу". Это был век расширения Русского государства во все стороны. На западе – воссоединение с Украиной, на юге – присоединение области Войска Донского, на востоке – присоединение Сибири, на севере – освоение районов, близких к Северному Ледовитому океану. Спокойное накопление мощи прерывалось бунтами: крестьянским под руководством Степана Разина, медным и в конце века стрелецким, связанным с борьбой за власть. Эти бунты не были такими страшными, как Смутное время, и царской власти удавалось их быстро подавлять. С присоединением Казанского и Астраханского ханств, Украины и Сибири Русь становится Россией , а жители ее уже могут быть названы россиянами , поскольку в состав России в большом количестве входит и нерусское население. Впрочем, русские всегда выступали в России как государствообразующая нация.

Период с конца XVII столетия до золотого века русской культуры (XIX в.) называют русским Возрождением , находя в русской культуре этого времени наиболее характерные черты эпохи Возрождения: двуединый процесс национального самосознания и одновременно приобщения к мировой культуре (В. В. Кожинов).

Такое понимание русского Возрождения хорошо вписывается в контекст общевозрожденческого движения. Возрождение возникло на юге Италии в XIV в. (Данте, Боккаччо, Петрарка). На север Европы – во Францию, Испанию, Англию оно пришло в XVI – начале XVII в. Еще дальше в Россию Возрождение пришло в XVII–XVIII вв. под непосредственным влиянием петровских реформ. Оно возникло не сразу на всей территории, а последовательно шло с запада и, начавшись в южной России, к концу XVII в. достигло центра. Многие деятели Возрождения в Великороссии были выходцами с Украины и Белоруссии, куда Возрождение пришло раньше. Это соответствует общему движению Возрождения, которое, возникнув в Италии, затем двигалось на север и на восток. И если в Западной Европе Возрождение кончилось в XVII в., переходя в следующем веке в эпоху Просвещения, то в России Возрождение окончательно утверждается в XVIII в., соединяясь с Просвещением. Реформы Петра I были подготовлены в XVII в., когда произошло присоединение Малороссии, укрепились отношения с западными странами и в Москве появилась обширная Немецкая слобода, которая произвела на жившего по соседству в Измайлове мальчика – будущего российского императора – огромное впечатление. Те культурные изменения, которые произошли в России в XVII в. и перешли во многом благодаря Петру в XVIII в., подготовили в дальнейшем золотой век русской культуры.

Эпоха Возрождения характеризуется в первую очередь становлением самодостаточной личности. В России, где не было развитого гражданского общества и торжества закона, это привело к становлению специфически русского явления – интеллигенции. Для эпохи Возрождения характерно обособление и увеличение веса светского искусства. То же происходит и в России: возникают светская литература и архитектура, парсуна в живописи. В Европе с эпохи Возрождения начинается развитие капитализма и становление нации. В России в эпоху Возрождения также начинается зарождение капиталистических отношений и становление национального самосознания, чему способствовали и внутренние причины.

В начале XVII в. Россия испытала губительный социальный и государственный кризис, в результате которого остро встал вопрос о соотношении государства и народа. В Смутное время царской власти или вообще не было, или она переходила из рук в руки нескольких конкурентов. В подобных условиях неизбежно возникал вопрос о том, что делать населению, кому служить и служить ли вообще. Те, кто не желал никому служить, пополняли шайки разбойников, которые, увеличиваясь в объеме, доходили до масштаба народного восстания против государства как такового и всей высшей элиты и установленных ею порядков. В качестве примера можно привести восстание под руководством Ивана Болотникова. Такую же функцию ниспровергателей существующих порядков выполняли казаки, роль которых на Руси в Смутное время резко возросла. Сторонники порядка выбирали себе одного из претендентов на престол: Лжедимитрия I, Лжедимитрия II, Василия Шуйского, польского царевича Владислава, польского короля Сигизмунда. Но были и те, кто осознал в условиях отсутствия твердой власти, что помимо дилеммы: не служить вообще или служить одному из претендентов на трон – существует альтернатива: служить родной стране, отечеству, русской земле. Это способствовало росту национального самосознания, пониманию того, что есть единая нация и единая страна, которую должен защищать каждый. Рост национального самосознания привел к возникновению освободительного движения под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Национальное самосознание было важно и в культурном отношении. Оно способствовало не только возрождению государства, но и русскому Возрождению в духовном смысле. На вершине русского Возрождения оно привело к созданию особого социального слоя – интеллигенции, призванной сыграть огромную роль в развитии России в последующие века.

Главный момент, отличающий русское Возрождение, как и Возрождение вообще, – усиление индивидуального личностного начала, которое проявляется во всех изображаемых событиях и произведениях. Происходит "открытие характера", внутреннего мира человека. Люди уже не делятся на абсолютно добрых или злых. Они становятся многообразными и изменчивыми, как разнообразен и изменчив окружающий мир. "Не бывает же убо никто беспорочен в житии своем" – говорится в хронографе 1617 г. Основу ренессансной лирики, по В. В. Кожинову, составляет единство личностного и национального. В эпоху Возрождения появляются нравственность, личный внутренний мир, личность в полном смысле этого слова.

Главные признаки русского Возрождения: появление новых видов и отраслей культуры – поэзии, парсуны, московского барокко, партесного пения, философии. В формальном смысле появляется авторство.

По утверждению Η. Н. Бахтина, "роль чужого слова, цитаты, явной и благоговейно подчеркнутой, полускрытой, скрытой, полусознательной, бессознательной, правильной, намеренно искаженной, ненамеренно искаженной, нарочито переосмысленной и т.д. в средневековой литературе была грандиозной. Границы между чужой и своей речью были зыбки, двусмысленны, часто намеренно извилисты и запутаны. Некоторые виды произведений строились, как мозаики, из чужих текстов".

Но вот человек вспомнил, что он создан по образу и подобию Бога, и решил возродить в себе божественный образ. Это и есть подлинное Возрождение, которое началось в XVII в. с украинского философа Григория Сковороды, а наибольшего развития достигло в конце XVIII в. у А. Н. Радищева в его "Путешествии из Петербурга в Москву". Без русского Возрождения не было бы золотого века русской культуры.

В середине XVII в. возникло движение ревнителей благочестия , которые предлагали "спасаться в миру", заводили школы и богадельни. Социальный элемент сближал это движение с европейской Реформацией. Но "боголюбцы" стремились к оцерковлению всего русского быта, в то время как Реформация двигалась в направлении обмирщения религиозной жизни. Из кружка "боголюбцев" вышли будущий патриарх Никон и главный его противник протопоп Аввакум. Когда Никон стал патриархом, он провел реформу русской церкви с целью приближения ее богослужения к обрядовой традиции других православных государств. Тех, кто не принял реформу Никона и придерживался в религиозной практике прежних правил и обычаев, стали называть старообрядцами. От четверти до трети населения сохранило верность древней традиции. Старообрядцы считали, что ничего в святоотеческих книгах исправлять не надо; напротив, во всех других странах все должно быть изменено в соответствии с правилами русской церкви.

Церковная реформа , разделившая народ на ново- и старообрядцев, была связана с тем, что, но мнению Никона, после воссоединения Украины с Россией и в предвидении дальнейшего расширения русских земель, следовало готовиться к созданию вселенской православной империи под эгидой русского государства. Различия между русским и греческим обрядами казались Никону препятствием к этому. Он решил унифицировать обряд, взяв за основу греческую практику, которая, кстати сказать, была введена на Украине и в Белоруссии. Реформа облегчила культурную ассимиляцию Великороссии и соединенных с нею других ветвей единой русской нации. Она также усилила влияние на Великороссию Украины, в которую возрожденческие тенденции проникли раньше.

В свое время культура распространилась из Киева на центральную Россию, теперь, в эпоху Возрождения, можно было говорить о второй волне влияния. В XVII в. было основано целое общежитие малороссийских ученых монахов в Андреевском монастыре, основанном в 1648 г. на берегу Москвы-реки близ Воробьевых гор (назван по находящейся в нем церкви Андрея Стратилата). Именно эти монахи приняли активное участие в переводе и исправлении богослужебных книг, в развитии просветительского и книжного дела в России. При монастыре была образована школа. В 1764 г. монастырь был упразднен.

Петр I, по словам А. Тойнби, "всколыхнувший нечеловеческим усилием всю Россию", ответил на польско-литовское давление, достигшее пика в Смутное время, когда поляки оккупировали и два года (с 1610 по 1612) удерживали Москву. Преобразования Петра I в культурном отношении не были переворотом в полном смысле слова. Европейский Ренессанс достиг пределов русского государства еще до рождения Петра, а первый театральный спектакль в России прошел в год его рождения. После Смутного времени на Печатном дворе (единственной тогда русской типографии) и в московских приказах (особенно в Посольском, имеющем дело с иностранцами) образовался круг людей, для которых литературная работа стала основной профессией. Это была как бы протоинтеллигенция, в конце русского Возрождения ставшая полноценной интеллигенцией.

"Чтение книг вошло у нас в великое употребление: ибо ныне не только просвещенное науками благородное общество, но и всякого звания люди с великою охотою в том упражняются: чего ради и выходит в публику немалое количество разного сочинения книг, наполненных или нравоучениями, или служащих для увеселения и препровождения от тоски праздного времени, которые охотно читают и самые поселяне, обучавшиеся грамоте, которых ныне уже довольно". Эти слова принадлежат писателю конца XVIII в. Матвею Комарову.

До Петра русский Ренессанс был в основном словесным, гуманитарным, Петр же придал ему практическую направленность. Поэтический "музей слов" Симеона Полоцкого дополняется Кунсткамерой, реальным музеем монстров и курьезов. При Петре были созданы флот, общедоступный театр, Академия наук, парки и парковая скульптура. Произошла секуляризация культуры. Петровские преобразования в культурном отношении ценны тем, что дали возможность развиваться русскому Возрождению в полном объеме. Главное культурное событие русской империи – появление интеллигента .

Хотя интеллигенция в полной мере сформировалась только в XIX в. с выходом на арену разночинцев, начало ее породил указ Петра III от 1762 г., по которому дворянство освобождалось от обязательной государственной службы. Тем самым из среды дворянства теперь могли выделяться свободные образованные люди, не являющиеся ни воинами, ни чиновниками. Они и создавали интеллигентские кружки. В интеллигенте соединились европейская образованность с русской сострадательностью и отзывчивостью. Недаром слово "интеллигенция" во всех словарях обозначается как специфически русское. Первым русским интеллигентом, по словам Н. А. Бердяева, был А. Н. Радищев, без которого не было бы великой русской литературы (а если выйти за рамки культуры, то, может быть, и русских революционеров тоже). Ф. М. Достоевский писал, что все мы (имея в виду писателей второй половины XIX в.) вышли из "Шинели" Гоголя. Но из чего вышла (была сшита) гоголевская "шинель"? Той боли за простого человека не могло бы возникнуть, если бы до Гоголя не было "Путешествия из Петербурга в Москву". Так что вся русская литература XIX в. – от Η. М. Карамзина до Л. Н. Толстого – это следствие "Путешествия" Радищева. Или, если сказать иначе, "Путешествие" Радищева и великая русская литература имеют один источник, коренящийся в специфически русской интеллигентности, – таланте сострадания и сочувствия к человеку как таковому. Таким образом, русская интеллигенция, в которой соединились европейская образованность с русским сочувствием, стала источником великой русской литературы XIX–XX вв.

Термин "интеллигенция" (лат. intelligentia, intellegentia – понимание, познавательная сила, знание), включенный в литературный обиход писателем П. Д. Боборыкиным в 1860-е гг., из русского перешел в другие языки. Стало быть, он обозначает российское явление – наличие большого числа образованных людей, находящихся в оппозиции к государственной власти (никто не причислит к интеллигенции Бенкендорфа). Интеллигенция в России – это посредница между государством и народом в условиях, когда нет самостоятельных законодательных учреждений и не действует закон как таковой. Русский человек внутренне свободен. Его свобода идет от широты Великой русской равнины. Уже при Ярославе Мудром Русь территориально превосходила всю Западную Европу. Чтобы внедрить необходимую организацию на таком обширном пространстве, требуется давление сверху, государственный авторитаризм. Но тогда становится необходим посредник, заменяющий отсутствующие социальные институты, – его роль и выполняет интеллигенция. Первым, кто открыто осуществил эту функцию, был А. Н. Радищев.

Смутное время показало слабость русского государства. Необходимость сопротивляться давлению Запада привела к русскому Возрождению и достойному ответу Петра I. Русские взяли у Запада то, что им было нужно для победы над ним, и реванш Петра I состоялся. Энергии Петра хватило на два века, а затем, после поражения в Крымской и Японской войнах, понадобился новый ответ на вызов. В диалектике внутренней свободы русского человека и внешней его организации таится разгадка того парадокса, о котором писал Н. А. Бердяев: "Почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность?"

Интеллигенция появилась под влиянием секуляризации литературы и, в свою очередь, способствовала ей. Как русскому человеку интеллигенту свойственна широта, как представителю гонкого культурного слоя интеллигенции – сострадание. Вот две основные черты русского интеллигента.

А. Ф. Лосев, размышляя о природе интеллигентности, писал: "Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования... ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него... Интеллигентность – это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное".

Начавшись с А. Н. Радищева, про которого Екатерина II сказала: "Это бунтовщик, хуже Пугачева", но который революционером не был, русская интеллигенция способствовала революции 1905 г., что ей поставили в вину "веховцы", а затем и революции 1917 г.

Русская культура второй половины XIII - XV веков.

Начало XIII века ознаменовалось резко возросшим давлением католичества на православный мир. В Новгородских и Прибалтийских землях активизировалась миссионерская деятельность католиков среди местного, прежде всего нерусского, населения. Тяжелый урон понесла культура. За столетие с середины XIII до середины XIV века резко снизилась грамотность на Руси. Истребление и увод в плен ремесленников привели к падению уровня ремесленного производства. Были забыты многие технические приемы и навыки, некоторые виды ремесла вообще исчезли. В археологическом инвентаре исчезли многие предметы, обычные для предшествующих эпох. Например, исчезли шиферные пряслица и сердоликовые бусы, стеклянные браслеты и амфоры-корчаги. Навсегда было утрачено искусство перегородчатой эмали, пропала полихромная строительная керамика, почти два века не было филиграни и тиснения металла.

Пострадало и русское зодчество, многие памятники были разрушены, на полвека прекратилось каменное строительство из-за отсутствия материальных средств и строителей. Когда же оно возобновилось, то оказались утраченными основные виды используемых ранее видов строительных материалов и техники, поэтому здания этого времени были недолговечны. Погибло огромное количество памятников письменности, пришло в упадок летописание, прикладное искусство, живопись.

В результате политических событий XIII-XIV веков различные части древнерусской народности оказались разделены, оторваны друг от друга. Вхождение в различные государственные образования затрудняло развитие экономических и культурных связей между отдельными регионами прежде единой Руси, углубляло различие в языке и культуре, существовавшее и ранее. Это привело к сложению на основе древнерусской народности трех братских народностей: русской, украинской и белорусской.

Основу культур этих народностей составляли традиции древнерусской культуры, что предопределило наличие в них общих черт, но вместе с тем каждая культура приобретала свои специфические черты, отражая складывающиеся этнические особенности народа и конкретные исторические условия его экономического, политического и культурного развития.

С XIV века появилось название Малая Русь, оно сначала относилось к Галицко-Волынской земле, а затем и к Поднепровью, подчеркивая неразрывную связь края со всей Русью. Название Украина стало употребляться чуть позже, хотя еще с конца XII века это слово встречается в летописи, для определения пограничного положения некоторых земель (например, Переяславского княжества). В дальнейшем это наименование приобрело новое значение и относилось в основном к среднему Поднепровью, а затем распространилось на все юго-западные земли Руси. Постепенно название Украина закрепилось в сознании народа и с XVI веке перешло в официальные документы и литературу.

В XIV веке появилось и новое название Белая Русь. Населявшие край жители называли себя русскими, лишь в XV веке за ними укрепилось название белорусы

2. Можно наметить несколько этапов историко-культурного процесса на Руси от второй половины XIII до конца XV в., соответствующих этапам общеисторического развития.

Первый этап (от монголо-татарского вторжения в 1237 г. - приблизительно до середины XIV столетия) характеризуется заметным упадком различных сфер материальной и духовной культуры; но вместе с тем уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки начинающегося возрождения. В Твери, Новгороде, потом в Москве возобновляется каменное зодчество, появляются новые центры летописания (Москва, Тверь).

Второй этап (примерно с середины XIV до середины XV столетия) - это хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы.

Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение русских земель, усиливается взаимопроникновение местных культур. Псковские зодчие появляются в Москве, местное летописание пристально следит за событиями в Москве. Становясь государственным центром страны, Москва превращается в центр формирующейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры местных центров обогатил культуру страны в целом, и теперь она сливается в общем потоке, хотя местные черты сказываются еще долго. Еще более расширяются и усиливаются связи со странами Запада, но культурному общению препятствуетцерковь с ее упорной борьбой против «латинства», против всего нового и иноземного. Это связано прежде всего с особенностями социально-экономической основы Российского государства, возникавшего и развивавшегося на базе феодализма и крепостничества.

Таким образом, XIV-XV вв. - время восстановления и подъема культуры русских земель, начало формирования культуры русской (великорусской) народности.

3. Главной темой УНТ становится борьба против татаро-монгльского ига, шведских и немецких захватчиков. Вокруг этих событий складываются целые циклы устных народно-поэтических произведений. Среди них - сказания о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о подвигах Меркурия Смоленского, о Невской битве и Ледовом побоище.

Наивысшего подъема достигает героический былинный эпос. Герои древних былин начинают бороться с татарами.

В этот период оформляется новый жанр устного народного творчества - исторические песни. В отличие от былин герои и события в исторической песне изображаются более реально, и в них передается отношение народа к определенным событиям истории. В песнях отразился подвиг простых людей, пытавшихся остановить полчища Батыя: «Песнь о князе Романе и Марье Юрьевне»«Песнь об Авдотье Рязаночке», «Песнь о Щелкане Дуденьтьевиче» (отклик на восстание в Твери в 1327 году против Чол-хана).

Разновидностью этого жанра являются песни о татарском полоне, в основном о девушках полонянках, где в центре повествования не судьба государства, а частные человеческие судьбы («Девушка спасается от татар», «Мать встречает дочь в татарском плену» и др.).

Со второй половины XIV века начинается новый подъем русской культуры. Распространяется грамотность среди городских ремесленников и купцов. Есть многочисленные сведения об училищах для детей, которые существовали при храмах, а учителями было низшее духовенство. Обучение начиналось с 7 лет, учили письму, счету, церковному пению. В XV веке такие училища появляются и в сельской местности.

К уникальным находкам относятся берестяные грамоты второй половины XIII в. - «учебные тетрадки» Найдена и деревянная дощечка с азбукой, по которой учили новгородских ребятишек читать и писать.

Стены новгородских и псковских церквей покрыты многочисленными надписями, процарапанными на камне и очень похожими на письмо берестяных грамот. Люди верили, что надпись, начертанная на стене «божьего храма», поможет им или будет иметь силу клятвы Подъем культуры со второй половины XIV века сопровождался развитием книжного дела. Уже в XIV веке на Русь начали ввозить бумагу из Италии и Франции. Это был более удобный материал, чем береста, и более дешевый, чем пергамент. С появлением бумаги книги начали дешеветь и их стало больше. Книжные мастерские существовали не только при монастырях, но и в городах, где важными центрами письменности были княжеские и вечевые канцелярии. На Руси были профессионалы-писцы, многие из них были светскими людьми, не принадлежащими к духовному сословию. Орудиями письма были гусиные перья, для приготовления которых пользовались особыми «перочинными» ножами. Изменилась графика письма.В XIV-XV вв. вместо строгого «уставного» письма с его геометрически правильными четкими буквами появился так называемый «полуустав». Теперь линии букв потеряли прежнюю стройность, стали неровными, одинаковое расстояние между буквами не выдерживалось, появилось большое количество сокращенных слов. Обозначился наклон в почерке - знак того, что писали теперь размашисто и быстро. А в XV в. появилась так называемая «скоропись». Еще более стали сокращаться слова, буквы выносятся над строчкой, пишутся слитно, концы букв выходят за строчки - появляются «хвосты» и росчерки. Теперь уже нет единообразия в самом рисунке букв - пишут так, как удобнее и быстрее.

Страницы рукописных книг украшались цветными заставками и миниатюрами. Часто применялся «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.

Книги изготовлялись, как правило, на заказ. Преобладали богослужебные книги. Появляются так называемые «четьи» книги, то есть книги, предназначенные для индивидуального чтения.

В этот период распространяются специальные устройства для счета - абаки. Распространяются математические понятия и терминология, появляется геометрия под названием землемерие, распространяются некоторые знания по медицине и фармакологии. Среди технических новшеств - башенные часы и водяная мельница, долгое время являвшаяся единственным двигателем на Руси.

5. Особенность средневековой литературы в том, что в основе произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи литературных произведений были реальными историческими лицами. Центральной темой литературы этого периода была борьба с татарами. Житийная литература проникнута публицистическими идеями о главной роли Москвы и княжеской власти, но при первенстве церкви.

В конце XIV века в житийной литературе получил распространение риторическо-панегирический (экспрессивно-эмоциональный) стиль или стиль «плетения словес». В тексты вводились пространственные и витиеватые монологи, авторские риторические отступления, рассуждения морально-богословского характера, больше внимания уделялось чувствам героя, его душевному состоянию. Появились психологические мотивировки поступков действующих лиц. Во второй половине XV века в русской литературе стал распространяться жанр сюжетной повести. Летописание. Подъем летописания относится к XIV-XV векам. В местных великокняжеских летописях обычно много внимания уделялось прошлому того или иного княжества при одностороннем подходе освещения событий объединения земель Руси. Таким образом, характерной чертой русского летописания был патриотизм в своеобразной религиозной окраске.

6. Каменное строительство, прекратившееся из-за татаро-монгольского нашествия, возобновилось лишь в конце XIII века. С этого времени ожили и получили новое развитие традиции областных архитектурных школ, сложившихся в предшествующий период.

В 1367 году в Москве Дмитрий Донской возводит единственный в XIV-XV веке во всей Северо-Восточной Руси каменный кремль.

Живопись второй половины XIII-XIV веков развивалась в едином русле с архитектурой. Монументальная живопись практически не сохранилась в результате многочисленных войн. Живопись начала XIV века приобретает сумрачный характер: заостренные лики, размягченность письма, схематичность образов. Новым для русской живописи было вторичное сближение с искусством Византии («Спас яркое око», «Борис и Глеб»). В конце XIV-начале XV веков ведущее место занимает Московская школа иконописи. Наиболее известным ее представителем был Андрей Рублев (около 1360-70 годов-около1430). XIV век ознаменовался появлением иконостаса. Его предшественником считают невысокие алтарные преграду, бывшую в некоторых храмах. Скульптура. Развивалось искусство резьбы на памятных и поклонных крестах. В середине высекался образ Христа, а на ветвях изображение Богородицы и Иоанна Предтечи и других святых или архангелов. В последней четверти XIV века в русской скульптуре появились первые произведения статуарного искусства.

1. Начало возрождения культуры в русских землях Со второй половины XIV в. , одновременно с началом эпохи Возрождения в Западной Европе начинается постепенное культурно возрождение русских земель. Основная идея – единство Русской земли, борьба с иноземным владычеством.

2. Книжное дело, летописание С XIV в. на Русь стали ввозить бумагу На смену уставу пришел полуустав Монастыри - крупнейшие центры книжного дела Новые центры летописания: Псков, Суздаль, Ростов, Москва.

3. Устное народное творчество, литература Эпос – совокупность произведений народного творчества Обращение к временам Киевской Руси Любимые герои: Владимир Красное Солнышко, купцы Василий Буслаев и Садко (Новгород) Жанры русской литературы Исторические песни (песнь об Авдотье Рязаночке, песнь о Щелкане) Воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем») Житие («Житие Александра Невского» , «Житие Михаила Тверского»

4. Зодчество Тверь В конце XIII в. – возобновление каменного строительства Собор Спаса Преображения Церковь Николы на речном острове Липно, XIII в.

4. Зодчество Москва Во второй четверти XIV в. – возобновление каменного строительства Успенский собор Архангельский собор Церковь Иоанна Лествичника Церковь Спаса на Бору Каменный кремль Церковь Иоанна Лествичника, современный вид

4. Зодчество Новгород Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, XIV в. Церковь Федора Стратилата, XIV в.

4. Зодчество Псков Стены Изборской крепости, XIV в.

Культура русского возрождения.

С XIV века идея объединения русских земель становится доминирующей. Об этом говорит рост национального самосознания, что в немалой степени способствует расцвету русской культуры, это период синтеза локальных культур, государственно-политических институтов, собирание и осмысление ценностей и идеалов предшествующего этапа культурного развития. XV – XVI века – это время не только формирования единого русского государства, но и время становления русского национального характера. Для русского национального характера характерно проявление негативных крайностей. Большинство исследователей обозначают их как два начала: святого, человеческого и звериного. Наличие этих двух начал объясняется рядом культурологов тем, что русский человек не прошел трудностей морального выбора, взяв сразу из византийского православия идеал аскетизма и святости. Такая моральная позиция человека, не искушенного жизненными соблазнами, может легко вызвать переход на противоположные позиции, легко свалиться в отрицании морали вообще (отсюда русская смута XVII века, безнравственность нашего времени). Еще одна особенность: ненависть ко всему формальному и официальному, ко всему бюрократическому. Русский человек готов получить отказ и потерпеть неудачу, если с ним хорошо поговорили. Одним из отрицательных последствий этого качества является пьянство, распространенное в русском народе веками. Это способ дойти до такой степени расслабленности, при котором любая социальная форма в отношениях людей уходит прочь и позволяет общаться напрямую, на стыке душ, без оглядки. Еще одна черта: патриотизм, никогда в прежней истории, ни при каких режимах не оспаривался. Постоять за Отечество, пожертвовать собой ради Отечества – были главной ценностью русской нации. И только сегодня лозунги патриотизма и демократии разделились. Это привело к появлению национал-демократических движений, лишило демократию народной поддержки, в моральном плане позволило проявиться тем самым звериным чертам русского народа: частое присвоение общественных богатств, воровство, расхищение национального достояния, раболепие перед заграницей, работу на себя государственных чиновников, не прикрытые цели наживы наших предпринимателей и бизнесменов, сострадательность, чувство справедливости. Справедливость имела также негативные черты в русском народе, так как всегда вела к фактическому равенству по принципу «не то плохо, что моя корова сдохла, а что она у соседа жива», отсюда анекдоты, негативное отношение к новым русским.

Учитель: Монголо-татарское нашествие оказало огромное отрицательное влияние на русскую культуру. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла.

Ученый-архивариус: «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени. Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.

Учитель: Русская культура не умерла в огне нашествия. С конца XIII века началось её возрождение.

Литература XIV века.Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы стали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.

Ученый-архивариус: Непросто было заслужить славу «доброписца» - создание книги было непростым делом. Часто в текст закрадывались ошибки, они кочевали из одной рукописи в другую. Порой переписчики прямо в книге делали вот такие примечания:

«А если где я описался, или неверно написал, или не дописал, читайте исправляя ради Бога, а не проклинайте, потому что книги ветхие, а ум молодой не дошёл». В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.

Учитель: Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый . Часть жизни он провёл также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учёности автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за её свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига её участников стала ведущей в русской литературе.

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять своё мужество», - говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению автора, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжёлых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.

Ученый-архивариус: В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». Как предполагают учёные, начало ему положила песня, сочинённая рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».

В рукописных книгах отражалась идея борьбы Руси за свободу.

Учитель:Ереси на РусиОсновную массу книг, которые переписывали и читали на Руси, составляла церковная литература. Христианское учение лежало в основе отношения наших предков к окружающему миру, к людям, к историческим событиям. Поэтому каждый, кто задумывался над тем, как устроена природа, что является самым важным в жизни человека, как улучшить жизнь, обращался к религиозному учению. Но многим образованным горожанам было недостаточно тех ответов, что давали простые священники или монахи. Люди видели, что среди тех, кто служит Богу, есть и те, кто живёт по заветам Христа, и те, кто их нарушает. Это заставляло некоторых прихожан сомневаться в истинности проповедей священников. В результате в конце XIII – начале XIV века на Руси появились ереси – учения, не совпадавшие с тем, что говорила церковь. Например, в «Слове о лживых учителях» писалось о том, что духовенство наживается на простом народе, выслуживаясь перед государственной властью. При этом, по мысли автора «Слова», церковники скрывают от народа «истинное» слово Божье. Еретики появлялись в самых разных городах Руси. Но больше всего их было в Новгородской земле. Жители вечевой республики отличались свободомыслием, они не привыкли гнуть спину перед князьями или знатными церковниками. Церковь осуждала ереси, расправлялась с теми, кто их распространял. Но учения еретиков, тем не менее, широко распространялись среди городского населения.

Еретические учения становились частью духовной жизни народа.

Ученый-археолог: Возрождение каменной архитектуры на Руси.

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Фёдора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпичи. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Учитель: Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату. Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней. Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чём-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.

Самые яркие архитектурные памятники XIV века были созданы в Новгородской и Московской землях.

Новые темы в живописи. В иконописи, как и в других видах искусства, нашли отражение трагические события, потрясшие страну. В русских землях возникло особое почитание святого Николая. Появилось множество посвящённых ему икон. В образе святого, изображавшегося во весь рост, с распростёртыми руками, люди видели своего защитника и заступника. Вначале такие иконы писали в Киеве, затем – в Рязани. В XIV веке они получили на Руси повсеместное распространение. Особый смысл во времена ордынского владычества получила икона «Царь царей». На ней мастера изображали сидящего на престоле и увенчанного короной Христа. Одна из таких икон после Куликовской битвы была помещена в главном храме Москвы – Успенском соборе. Она подчёркивала, что русские не хотят признавать верховенства ордынских ханов, считавших себя «царями Руси».

Тогда же на иконах стали изображать видных современников, пользовавшихся в народе особым уважением. К их числу относились митрополит Пётр и Сергий Радонежский. Многие иконы были созданы приглашёнными на Русь византийскими мастерами. Самый известный из них – Феофан Грек . Он сумел соединить в своём творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приёмы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворённостью, словно светятся изнутри. У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублёв . Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной её части, художники создали иконостас. На нём в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию. Русская иконопись обогащалась новыми формами и темами.

Пережив тяжёлую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII – XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30