Александр скляр - биография, информация, личная жизнь. Биография скляра александра феликсовича

Александр Скляр (род. 7 марта 1958 года в Москве) – российский рок-музыкант и автор песен. Основатель и лидер группы «Ва-Банкъ». Вместе с Гариком Сукачёвым основал проект «Боцман и Бродяга». Заслуженный артист Российской Федерации. Использует сценический псевдоним Александр Ф. Скляр (производное от Александр Феликсович Скляр).

Александр Ф. Скляр – творческая биография

Профессиональную деятельность Александр начал на дипломатическом поприще. В 1979 году будущий рок-музыкант окончил МГИМО и с 1980 по 1985 год работал в Северной Корее. Однако, дипломатическая карьера Скляра сложилась неудачно – по утверждению журналиста Владимира Марочкина ему пришлось сменить род деятельности из-за проступка. Заключался он в исполнении под гитару белогвардейских песен, что для советского государственного служащего было неприемлемо.

По возвращении в Москву Скляр становится гитаристом групп «777» и «Центр», возглавляемых Василием Шумовым. Александр участвовал в концертной деятельности коллективов, а также принял участие в записи альбома «Признаки Жизни» (1985). Участие в этих коллективах не давало простора для собственного творчества, поэтому в 1986 году музыкант уходит из названных групп и создаёт собственный коллектив «Ва-Банкъ».

Группа успешно развивается и вскоре становится заметным явлением на московской сцене. В 1987 году коллектив принимает участие в фестивале «Рок-панорама», после чего становится известной среди любителей рок-музыки из разных республик и городов СССР, а также получает приглашения на зарубежные гастроли. Участие в «Ва-Банке» и принесло Скляру известность.

Пик популярности коллектива пришёлся на 90-е годы. В это время группа начинает играть жёсткую альтернативную музыку, а её лидер становится идейным вдохновителем и координатором рок-движения «Учитесь плавать», в которое входят коллективы Tequilajazzz, IFK, «Наив» и многие другие. Параллельно на радиостанции Maximum стартует одноимённая передача, выходившая в эфир с 1991 по 1998 (Radio Maximum) и позже перешедшая на другую волну – 106,8 FM, где выходила с 1999 по 2001 год.

В середине 90-х годов Скляр участвует в ряде музыкальных проектов. Наиболее известными из них становятся «Митьковские песни», в котором известные рок-музыканты исполняют народные песни и произведения морской тематики, а также трибьют Владимиру Высоцкому « », в котором «Ва-Банкъ» исполняет песню «В холода». В 2000 году музыкант принимает участие в трибьюте Виктору Цою «Кинопробы», для которого записывает песню « ». Впоследствии она также будет издана на сборнике «Спасём Мир».

Параллельно с работой в группе «Ва-Банкъ» Александр Ф. Скляр занимается сольным творчеством, а также участвует в проектах своих друзей. Наиболее известный из них – «Боцман и Бродяга», сыгравший несколько концертов в 1996 году и выпустивший концертный альбом. В рамках проекта также был снят знаменитый клип «Я милого узнаю по походке». В 2009 году Скляр объявляет о роспуске «Ва-Банка» и сосредотачивается на сольном творчестве.

Александр Ф. Скляр – сольное творчество

Сольные альбомы Александр Скляр выпускал на протяжении всей творческой деятельности. Первый из них – «По направлению к танго» – вышел в 1998 году. Основой для сольных пластинок музыканта служили как песни собственного сочинения, так и произведения Александра Вертинского, а также народные песни. К записи отдельных пластинок музыкант привлекал коллег.

В 2011 году Скляр выпускает альбом «Вася-Совесть», лирическим героем которого становится второстепенный персонаж книги Виктора Пелевина «Нижняя тундра», к которой в своё время группой «Ва-Банкъ» был сделан саундтрек. В 2012 году музыкант выпускает альбом романсов Вертинского «Русское Солнце», к записи которого привлекает дочь шансонье Анастасию. В 2013 году выходит сборник «Слово и Дело. Любимые песни Васи Совесть».

С началом украинского конфликта Александр Ф. Скляр оказывает моральную поддержку жителям Донбасса. В сентябре 2014 года музыкант выпускает сингл « », который в кратчайшие сроки набирает более 500 000 просмотров в интернете. Зимой 2015 года Александр выпускает две версии клипа « », взяв за основу песни известное произведение Леонарда Коэна и сделав его русскоязычную версию.

В 2014 году выпускает первую книгу стихотворений «В поисках Эльдорадо». 21 ноября 2015 году указом президента Российской Федерации музыканту присваивается звание Заслуженного артиста России. В том же году он принимает участие в записи совместного альбома рэп-исполнителя РИЧа и писателя Захара Прилепина «На Океан». Скляр записывает припев песни « » и снимается в одноимённом клипе.

В феврале 2016 года Александр Ф. Скляр выпускает новый студийный альбом «Ястреб». Эта пластинка выходит под брендом «Ва-Банка», однако официальных заявлений о возрождении коллектива музыкант не делает. Тем не менее, в марте 2016 года в Москве планируются праздничные концерты, посвящённые 30-летию легендарного коллектива.

Клипы Александра Ф. Скляра

Александр Ф. Скляр – альбомы

В этом списке мы публикуем данные о сольных альбомах Александра Ф. Скляра, а также о проектах, в которых он принимал участие, за исключением группы «Ва-Банкъ».

  • По направлению к танго (1998)
  • Ведьмы и стервы (2002)
  • ДендиДиана (2004)
  • Город Х (2007)
  • Песни моряков (2008)
  • Песни моряков-2 (2010)
  • Вася-Совесть (2011)
  • (2012)
  • Слово и Дело. Любимые песни Васи-Совесть (2013)
  • Годы и песни. Лучшее (2015)
  • (2016)

Совместные проекты

  • Боцман и Бродяга (1995)
  • Цыганский рок-н-ролл (1997)
  • Бразильский крейсер. Странные песни А.Н.Вертинского (2000)

Фильмы с участием Александра Скляра

  • Гипноз (2001)
  • Шоссе энтузиастов (2002) – убийца
  • МУР есть МУР – Костя Крюков
  • День победы – афганец
  • Последняя репродукция – следователь Гаев
  • Закрытые пространства – Дворников
  • Воротилы
  • На ощупь – музыкант

альтернативный рок

Алекса́ндр Фе́ликсович Скляр (род. 7 марта 1958 года в Москве) - музыкант, автор песен, радиоведущий, актёр. Создатель и лидер группы «Ва-БанкЪ », Заслуженный артист РФ () . Организатор и вдохновитель фестиваля альтернативной музыки «Учитесь плавать ».

Биография

В 1975 году окончил Гимназию №45 им. Л. И. Мильграма . В окончил факультет международных экономических отношений МГИМО . С по работал дипломатом в КНДР . Согласно распространенной легенде, оставил карьеру дипломата, чтобы профессионально заняться музыкой. Как утверждает журналист В. В. Марочкин , Скляр оставил карьеру дипломата не по собственной воле, а был отправлен домой за то, что на одном вечере отдыха спел под гитару белогвардейские песни .

Музыкальную карьеру начинал гитаристом групп Василия Шумова «777» и «Центр ». Затем, в -м году, создал собственный проект «Ва-Банкъ ». В середине 1990-х параллельно начал сольную карьеру. Александр Скляр пробовал себя и в литературе: в 1991 году в соавторстве с Романом Канушкиным он выпустил детскую книгу «Петрович и Патапум в Волшебном Лабиринте».

Также неоднократно выступал в роли телеведущего . В телесезоне 2007-2008 годов А. Ф. Скляр пробует себя как телеведущий передачи «Другое кино. Страх» на ТВ-3 . В ней музыкант вспоминает самые страшные фильмы и размышляет о человеческих фобиях . В другой программе - «Роковая ночь» на канале «Культура » - он комментирует концерты корифеев рок-н-ролла .

Творчество

В конце 1970-х, до поездки в Корею, Скляр играл на гитаре в группе Василия Шумова «777». По возвращении из Кореи в 1985 году он присоединился к следующей группе Шумова «Центр », и участвовал в записи её альбома «Признаки жизни».

Известным А. Ф. Скляр стал в качестве лидера группы «Ва-Банкъ », которую он создал в Москве в июне 1986 года.

В сольных альбомах «ва-банковского периода» было тесное сотрудничество с писателем Евгением Головиным , написавшим многие тексты песен .

Певец любит менять образы и удивлять поклонников. Так, в клипе на песню «Люба-бабавая» из последнего альбома «Вася-совесть», Александр Скляр предстал в образе «блондинки» .

Осуществил совместные проекты с певицей Ириной Богушевской и солистом группы «Агата Кристи» Глебом Самойловым .

В марте 2014 года выступил в благотворительном концерте в Севастополе в поддержку референдума о статусе Крыма в рамках акции «Солдатское сердце» .

Дискография

Сольная дискография

Совместные проекты

  • - «Боцман и Бродяга» (с Гариком Сукачёвым)
  • - «Цыганский рок-н-ролл » (с «Братьями Жемчужными »)
  • - «Бразильский крейсер. Странные песни А. Н. Вертинского » (с Ириной Богушевской)

Участие в записи

Аудиокниги

  • - Виктор Пелевин . «Шлем ужаса » (совместно с Леонидом Володарским, Марией Голубкиной, Алексеем Колганом, Сергеем Фроловым, Рафаэлем Сафиным, Тиной Канделаки, Юлией Рутберг, Николаем Фоменко (Издательский Дом «Союз»)).
  • - Миямото Мусаси . «Книга пяти колец ».
  • - Виктор Пелевин . «Чапаев и Пустота ».
  • - Такуан Сохо . «Письма Мастера Дзэн Мастеру фехтования»
  • - Ф. Кафка . «Превращение» (совместно с коллективом Антона Горбунова).

Фильмография

  1. - «Гипноз» (в рамках проекта «Чёрная комната»)
  2. - «Шоссе Энтузиастов» - убийца
  3. - «МУР есть МУР» - Костя Крюков
  4. - «День победы» - афганец
  5. - «Последняя репродукция» - следователь прокуратуры Гаев
  6. - «Закрытые пространства» - психотерапевт Дворников
  7. - «Воротилы»
  8. - «На ощупь » - музыкант.

Библиография

Книги

В соавторстве

Вместе с Романом Канушкиным:

  1. 1991 - «Петрович и Патапум в волшебном лабиринте». Культурно-коммерческий клуб «!Бекас», 24 с. ISBN 5-7340-0001-9
  2. 1992 - «Большое космическое путешествие Петровича и Патапума». Культурно-коммерческий клуб «!Бекас», 32 с. ISBN 5-7340-0002-7
  3. 1992 - «Петрович и Патапум на острове пиратов». Культурно-коммерческий клуб «!Бекас», 32 с. ISBN 5-7340-0003-5
  4. 1993 - «Петрович и Патапум в стране привидений». АБклуб, АСТ-Пресс , 166 с. ISBN 5-88196-129-3
  5. 2002 - «Приключения Петровича и Патапума». Астрель , Оникс 21 век, 256 с. ISBN 5-17-008701-2

См. также

Напишите отзыв о статье "Скляр, Александр Феликсович"

Примечания

Литература

  • А. С. Алексеев . Кто есть кто в российской рок-музыке . - М . : АСТ: Астрель: Харвест, 2009. - С. 445. - ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). - ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). - ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).

Ссылки

Отрывок, характеризующий Скляр, Александр Феликсович

От Орши побежали дальше по дороге к Вильно, точно так же играя в жмурки с преследующей армией. На Березине опять замешались, многие потонули, многие сдались, но те, которые перебрались через реку, побежали дальше. Главный начальник их надел шубу и, сев в сани, поскакал один, оставив своих товарищей. Кто мог – уехал тоже, кто не мог – сдался или умер.

Казалось бы, в этой то кампании бегства французов, когда они делали все то, что только можно было, чтобы погубить себя; когда ни в одном движении этой толпы, начиная от поворота на Калужскую дорогу и до бегства начальника от армии, не было ни малейшего смысла, – казалось бы, в этот период кампании невозможно уже историкам, приписывающим действия масс воле одного человека, описывать это отступление в их смысле. Но нет. Горы книг написаны историками об этой кампании, и везде описаны распоряжения Наполеона и глубокомысленные его планы – маневры, руководившие войском, и гениальные распоряжения его маршалов.
Отступление от Малоярославца тогда, когда ему дают дорогу в обильный край и когда ему открыта та параллельная дорога, по которой потом преследовал его Кутузов, ненужное отступление по разоренной дороге объясняется нам по разным глубокомысленным соображениям. По таким же глубокомысленным соображениям описывается его отступление от Смоленска на Оршу. Потом описывается его геройство при Красном, где он будто бы готовится принять сражение и сам командовать, и ходит с березовой палкой и говорит:
– J"ai assez fait l"Empereur, il est temps de faire le general, [Довольно уже я представлял императора, теперь время быть генералом.] – и, несмотря на то, тотчас же после этого бежит дальше, оставляя на произвол судьбы разрозненные части армии, находящиеся сзади.
Потом описывают нам величие души маршалов, в особенности Нея, величие души, состоящее в том, что он ночью пробрался лесом в обход через Днепр и без знамен и артиллерии и без девяти десятых войска прибежал в Оршу.
И, наконец, последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание.
Тогда, когда уже невозможно дальше растянуть столь эластичные нити исторических рассуждений, когда действие уже явно противно тому, что все человечество называет добром и даже справедливостью, является у историков спасительное понятие о величии. Величие как будто исключает возможность меры хорошего и дурного. Для великого – нет дурного. Нет ужаса, который бы мог быть поставлен в вину тому, кто велик.
– «C"est grand!» [Это величественно!] – говорят историки, и тогда уже нет ни хорошего, ни дурного, а есть «grand» и «не grand». Grand – хорошо, не grand – дурно. Grand есть свойство, по их понятиям, каких то особенных животных, называемых ими героями. И Наполеон, убираясь в теплой шубе домой от гибнущих не только товарищей, но (по его мнению) людей, им приведенных сюда, чувствует que c"est grand, и душа его покойна.
«Du sublime (он что то sublime видит в себе) au ridicule il n"y a qu"un pas», – говорит он. И весь мир пятьдесят лет повторяет: «Sublime! Grand! Napoleon le grand! Du sublime au ridicule il n"y a qu"un pas». [величественное… От величественного до смешного только один шаг… Величественное! Великое! Наполеон великий! От величественного до смешного только шаг.]
И никому в голову не придет, что признание величия, неизмеримого мерой хорошего и дурного, есть только признание своей ничтожности и неизмеримой малости.
Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Кто из русских людей, читая описания последнего периода кампании 1812 года, не испытывал тяжелого чувства досады, неудовлетворенности и неясности. Кто не задавал себе вопросов: как не забрали, не уничтожили всех французов, когда все три армии окружали их в превосходящем числе, когда расстроенные французы, голодая и замерзая, сдавались толпами и когда (как нам рассказывает история) цель русских состояла именно в том, чтобы остановить, отрезать и забрать в плен всех французов.
Каким образом то русское войско, которое, слабее числом французов, дало Бородинское сражение, каким образом это войско, с трех сторон окружавшее французов и имевшее целью их забрать, не достигло своей цели? Неужели такое громадное преимущество перед нами имеют французы, что мы, с превосходными силами окружив, не могли побить их? Каким образом это могло случиться?
История (та, которая называется этим словом), отвечая на эти вопросы, говорит, что это случилось оттого, что Кутузов, и Тормасов, и Чичагов, и тот то, и тот то не сделали таких то и таких то маневров.
Но отчего они не сделали всех этих маневров? Отчего, ежели они были виноваты в том, что не достигнута была предназначавшаяся цель, – отчего их не судили и не казнили? Но, даже ежели и допустить, что виною неудачи русских были Кутузов и Чичагов и т. п., нельзя понять все таки, почему и в тех условиях, в которых находились русские войска под Красным и под Березиной (в обоих случаях русские были в превосходных силах), почему не взято в плен французское войско с маршалами, королями и императорами, когда в этом состояла цель русских?
Объяснение этого странного явления тем (как то делают русские военные историки), что Кутузов помешал нападению, неосновательно потому, что мы знаем, что воля Кутузова не могла удержать войска от нападения под Вязьмой и под Тарутиным.
Почему то русское войско, которое с слабейшими силами одержало победу под Бородиным над неприятелем во всей его силе, под Красным и под Березиной в превосходных силах было побеждено расстроенными толпами французов?
Если цель русских состояла в том, чтобы отрезать и взять в плен Наполеона и маршалов, и цель эта не только не была достигнута, и все попытки к достижению этой цели всякий раз были разрушены самым постыдным образом, то последний период кампании совершенно справедливо представляется французами рядом побед и совершенно несправедливо представляется русскими историками победоносным.
Русские военные историки, настолько, насколько для них обязательна логика, невольно приходят к этому заключению и, несмотря на лирические воззвания о мужестве и преданности и т. д., должны невольно признаться, что отступление французов из Москвы есть ряд побед Наполеона и поражений Кутузова.
Но, оставив совершенно в стороне народное самолюбие, чувствуется, что заключение это само в себе заключает противуречие, так как ряд побед французов привел их к совершенному уничтожению, а ряд поражений русских привел их к полному уничтожению врага и очищению своего отечества.
Источник этого противуречия лежит в том, что историками, изучающими события по письмам государей и генералов, по реляциям, рапортам, планам и т. п., предположена ложная, никогда не существовавшая цель последнего периода войны 1812 года, – цель, будто бы состоявшая в том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с маршалами и армией.
Цели этой никогда не было и не могло быть, потому что она не имела смысла, и достижение ее было совершенно невозможно.
Цель эта не имела никакого смысла, во первых, потому, что расстроенная армия Наполеона со всей возможной быстротой бежала из России, то есть исполняла то самое, что мог желать всякий русский. Для чего же было делать различные операции над французами, которые бежали так быстро, как только они могли?
Во вторых, бессмысленно было становиться на дороге людей, всю свою энергию направивших на бегство.
В третьих, бессмысленно было терять свои войска для уничтожения французских армий, уничтожавшихся без внешних причин в такой прогрессии, что без всякого загораживания пути они не могли перевести через границу больше того, что они перевели в декабре месяце, то есть одну сотую всего войска.
В четвертых, бессмысленно было желание взять в плен императора, королей, герцогов – людей, плен которых в высшей степени затруднил бы действия русских, как то признавали самые искусные дипломаты того времени (J. Maistre и другие). Еще бессмысленнее было желание взять корпуса французов, когда свои войска растаяли наполовину до Красного, а к корпусам пленных надо было отделять дивизии конвоя, и когда свои солдаты не всегда получали полный провиант и забранные уже пленные мерли с голода.
Весь глубокомысленный план о том, чтобы отрезать и поймать Наполеона с армией, был подобен тому плану огородника, который, выгоняя из огорода потоптавшую его гряды скотину, забежал бы к воротам и стал бы по голове бить эту скотину. Одно, что можно бы было сказать в оправдание огородника, было бы то, что он очень рассердился. Но это нельзя было даже сказать про составителей проекта, потому что не они пострадали от потоптанных гряд.
Но, кроме того, что отрезывание Наполеона с армией было бессмысленно, оно было невозможно.
Невозможно это было, во первых, потому что, так как из опыта видно, что движение колонн на пяти верстах в одном сражении никогда не совпадает с планами, то вероятность того, чтобы Чичагов, Кутузов и Витгенштейн сошлись вовремя в назначенное место, была столь ничтожна, что она равнялась невозможности, как то и думал Кутузов, еще при получении плана сказавший, что диверсии на большие расстояния не приносят желаемых результатов.
Во вторых, невозможно было потому, что, для того чтобы парализировать ту силу инерции, с которой двигалось назад войско Наполеона, надо было без сравнения большие войска, чем те, которые имели русские.
В третьих, невозможно это было потому, что военное слово отрезать не имеет никакого смысла. Отрезать можно кусок хлеба, но не армию. Отрезать армию – перегородить ей дорогу – никак нельзя, ибо места кругом всегда много, где можно обойти, и есть ночь, во время которой ничего не видно, в чем могли бы убедиться военные ученые хоть из примеров Красного и Березины. Взять же в плен никак нельзя без того, чтобы тот, кого берут в плен, на это не согласился, как нельзя поймать ласточку, хотя и можно взять ее, когда она сядет на руку. Взять в плен можно того, кто сдается, как немцы, по правилам стратегии и тактики. Но французские войска совершенно справедливо не находили этого удобным, так как одинаковая голодная и холодная смерть ожидала их на бегстве и в плену.

Александр Феликсович Скляр. Родился 7 марта 1958 года в Москве. Советский и российский музыкант, радио- и телеведущий, актёр. Создатель группы «Ва-БанкЪ». Заслуженный артист Российской Федерации (2015).

Отец - Феликс Сидорович Скляр, ученый-физик. Впоследствии отец очень болезненно воспринял увлечение сына роком и долгое время категорически отказывался посещать его концерты. Зато Александр неизменно относится к нему с уважением и всегда ставит между именем и фамилией букву Ф. – в честь отца.

Мать - Ирина Викторовна Скляр, журналистка.

В школьные годы активно занимался спортом - волейболом, футболом, карате, плаванием, горными лыжами. Затем получил тяжелый перелом ноги и из спорта пришлось уйти.

Учился в Гимназии №45 им. Л. И. Мильграма. В 1975 году закончил гимназию отличником и с первого раза поступил в МГИМО на факультет международных экономических отношений. МГИМО окончил в 1979 году. С 1980 года по 1985 год работал дипломатом в КНДР. В первый год своей дипломатической деятельности работал секретарём-референтом в консульском отделе советского посольства. В последние годы службы работал в провинциальном городе Чондин в ранге атташе.

Согласно широко распространённой легенде, он оставил карьеру дипломата, чтобы профессионально заняться музыкой. Написал заявление об увольнении, в котором причиной ухода назвал поступление в консерваторию. В то же время, по данным СМИ, Скляр был вынужден оставить дипломатическую службу - его отправили в Союз за то, что на одном из вечеров отдыха он пел под гитару белогвардейские песни.

Музыкальную карьеру начинал гитаристом групп Василия Шумова «777» и «Центр». В 1986-м году, создал собственный проект - знаменитый «Ва-Банкъ» .

В 1987 году группа «Ва-Банкъ» участвовала в «Рок-панораме», на следующий год провела турне по Финляндии, записала там альбом «VA-BANK» (на английском языке), выступала в Норвегии, а в 1989 году гастролировала по Европе.

С 1987 года группа «Ва-Банкъ» - в числе лучших альтернативных российских команд.

В 1991 году группа выступила на фестивале «Рок против террора» - вместе с «Алисой», «ДДТ», «Бригадой С». Тогда же в Литве вышел альбом «Выпей за меня», записанный за 10 дней в московском ДК Русакова. Тогда же на «Радио Максимум» появилась авторская программа Александра Скляра «Учитесь плавать», позже возобновленная на «Радио Станция-2000».

Ва-БанкЪ - Маршруты Московские

В 1995 году по опросу «Радио Максимум» песня «Эльдорадо» вошла в число 50 лучших песен года. Тогда же по московским клубам прошел тур А. Ф. Скляра и Гарика Сукачёва «Боцман и Бродяга». По специальному приглашению группа «Ва-Банкъ» побывала в Праге, где приняла участие в совместном концерте с легендой английского панк-рока «UK Subs».

В конце 1999 года вышел альбом группы «Ва-банкъ» «Нижняя Тундра», созданный при участии .

В середине 1990-х параллельно начал сольную карьеру.

В сольных альбомах «ва-банковского периода» было тесное сотрудничество с писателем Евгением Головиным, написавшим многие тексты песен.

Певец известен тем, что любит менять образы и удивлять поклонников. Так, в клипе на песню «Люба-бабавая» из последнего альбома «Вася-совесть», Александр Скляр предстал в образе «блондинки».

Осуществил ряд совместных проектов с певицей Ириной Богушевской и солистом группы «Агата Кристи» Глебом Самойловым.

Долгие годы возглавлял движение «Учитесь плавать», пропагандирующее здоровый образ жизни, и вел передачи на известных радиостанциях. За успехи в развитии движения «Учитесь плавать» Александр Скляр был назван журналом «ОМ» в числе пятидесяти людей, повлиявших на массовую культуру 1990-х, в одном ряду с Горбачёвым и Кончаловским.

Александр Скляр пробовал себя и в литературе: в 1991 году в соавторстве с Романом Канушкиным он выпустил детскую книгу «Петрович и Патапум в Волшебном Лабиринте».

Опробовал себя в роли телеведущего. В телесезоне 2007-2008 годов был ведущим телепередачи «Другое кино. Страх» на ТВ-3. В ней музыкант вспоминал самые страшные фильмы и размышлял о человеческих фобиях. В другой программе - «Роковая ночь» на канале «Культура» - он комментировал концерты корифеев рок-н-ролла.

Участвовал в в проекте «Ледниковый период».

В марте 2014 года выступил в благотворительном концерте в Севастополе в поддержку референдума о статусе Крыма в рамках акции «Солдатское сердце».

Исполняет не только рок-композиции. Успешно поет песни и . По его словам, Вертинского он "всегда воспринимал не просто как певца и поэта, а как отдельный мифологический пласт". "Я прочел практически все, что было им опубликовано, его дневники, письма, воспоминания. И мне захотелось подать Александра Николаевича как творческую личность, очень важную для российского культурного контекста ХХ века", - отмечал артист.

Александр Ф. Скляр - Мишка-Одессит

Рост Александра Скляра: 174 сантиметра.

Личная жизнь Александра Скляра:

Женат. Имеет сына Петра, он окончил журналистский факультет МГУ.

Свою семью от публики скрывает и никаких деталей о частной жизни не сообщает.

Дружит и постоянно общается с Гариком Сукачёвым. "Внутренне у меня хорошие отношения с Алексеем Романовым, я на волне Кости Никольского, Кости Кинчева. Но визуально живых общений у нас происходит мало. Мы очень заняты своей работой", - отмечал он.

Фильмография Александра Скляра:

2001 - Гипноз (в рамках проекта «Чёрная комната»)
2002 - Шоссе Энтузиастов - убийца
2004 - МУР есть МУР - Костя Крюков
2006 - День победы - афганец
2007 - Последняя репродукция - следователь прокуратуры Гаев
2008 - Закрытые пространства - психотерапевт Дворников
2009 - Воротилы
2010 - На ощупь - музыкант
2014-2015 - Черта - блатной с Хитровки
2018 - Данька (короткометражный)
2018 -

Дискография Александра Скляра:

1995 - «Боцман и Бродяга» (с Гариком Сукачёвым)
1997 - «Цыганский рок-н-ролл» (с «Братьями Жемчужными»)
1998 - «По направлению к танго»
2000 - «Бразильский крейсер. Странные песни А. Н. Вертинского» (с Ириной Богушевской)
2002 - «Ведьмы и стервы»
2004 - «ДендиДиана»
2007 - «Город Х»
2008 - «Песни моряков»
2010 - «Песни моряков. Часть 2»
2011 - «Вася-Совесть»
2012 - «Русское солнце» (композиции Александра Вертинского)
2013 - «Слово и дело. Любимые песни Васи-Совесть»
2015 - «Годы и песни. Лучшее»
2016 - «Ястреб» (Скляр и «Ва-Банкъ»)

Библиография Александра Скляра:

1991 - «Петрович и Патапум в волшебном лабиринте» (совместно с Р. Канушкиным)
1992 - «Большое космическое путешествие Петровича и Патапума» (совместно с Р. Канушкиным)
1992 - «Петрович и Патапум на острове пиратов» (совместно с Р. Канушкиным)
1993 - «Петрович и Патапум в стране привидений» (совместно с Р. Канушкиным)
2002 - «Приключения Петровича и Патапума» (совместно с Р. Канушкиным)
2014 - «В поисках Эльдорадо»

Аудиокниги Александра Скляра:

2005 - Виктор Пелевин. «Шлем ужаса»
2006 - Миямото Мусаси. «Книга пяти колец»
2006 - Виктор Пелевин. «Чапаев и Пустота»
2006 - Такуан Сохо. «Письма Мастера Дзэн Мастеру фехтования»
2008 - Ф. Кафка. «Превращение» (совместно с коллективом Антона Горбунова)

Александр Ф. Скляр

Экс-лидер группы «Ва-БанкЪ» Александр Феликсович Скляр родился 7 марта 1958 года в Москве. После школы он поступил в МГИМО и начал дипломатическую карьеру в качестве атташе советского посольства в КНДР. Следующий финт его биографии по сей день является практически уникальным и для дипломатов, и для рок-музыкантов. Престижное и теплое местечко Александр не раздумывая променял на неустроенную и не гарантирующую (особенно в 80-е в Советском Союзе) никаких социальных и материальных благ жизнь рок-музыканта. Он ушел из дипломатии и создал в 1986 году группу «Ва-БанкЪ», заигравшую постпанк, отличительной особенностью которого был глубокий баритон самого Скляра: он не пел, а скорее вещал, порой не поспевая за энергетикой инструменталистов - что, впрочем, звучало вполне оригинально. Довольно скоро выяснилось, что с разрывом дипкарьеры Александр Феликсович не прогадал: пал железный занавес, и «Ва-БанкЪ» стал одной из первых советских групп, начавших колесить по европейским фестивалям. Так Скляр посмотрел гораздо больше «заграниц», чем из окна посольства в Пхеньяне.

Работу в «Ва-Банке» Александр Ф. совмещал с выпуском сольных альбомов и прочей творческой активностью. Так, он долгое время возглавлял движение «Учитесь плавать», пропагандирующее здоровый образ жизни и альтернативную музыку. Фестивали «Учитесь плавать» во многом сформировали альтернативную сцену страны; «Ва-БанкЪ» не отставал - в те годы его творчество звучало довольно жестко и радикально.

Сольное творчество «плаврука» Скляра отстояло далеко от идей возглавляемого им течения. Еще в 1998 году он выпустил альбом «По направлению к танго», в котором представил свои эксперименты в этом практически противоположном рок-музыке жанре. Еще раньше, в 1995-м, Александр Скляр совместно с Гариком Сукачевым выпустил диск «Боцман и Бродяга» в стиле дворового шансона. В 2000 году лидер «Ва-Банка» примерил на себя творчество Александра Вертинского, создав вместе с Ириной Богушевской сборник «Бразильский крейсер». Тема Вертинского продолжилась в 2005-м на совместной пластинке с Глебом Самойловым «Прощальный ужин Ракель Меллер».

Кроме того, в 2000-х годах Скляр начал объединять свои сольные работы в серию «Библиотека путешествий»: это были экскурсы в разные жанры и настроения. Вышли альбомы «Ведьмы и стервы» (2002), «Дендидиана» (2004), «Город Х» (2007), «Песни моряков. Часть 1» (2008). Как правило, штатные музыканты «Ва-Банка» в подготовке этих дисков участия не принимали. «Не хочу заставлять своих дядек играть экспериментальную музыку, которая им не свойственна», - объяснял Скляр.

В итоге в 2010 году проект «Ва-БанкЪ» был официально закрыт, и «Песни моряков. Часть 2» вышли уже не как сольный проект лидера известной группы, а просто как альбом сольного исполнителя. Теперь Скляр ни в одной из своих ипостасей не имеет ничего общего с тяжелой или альтернативной музыкой, а развивает «шансонно-романсовое» направление. В 2011 году вышел его очередной альбом «Вася-Совесть», а на следующем диске артист вновь планирует обратиться к творчеству Вертинского.

В 2007 - 2008 годах Александр Ф. Скляр вел телепередачу «Другое кино. Страх» на ТВ3, где рассказывал о своих любимых хоррорах.

В 85-м году Александр Феликсович Скляр променял карьеру дипломата и стабильную зарплату на рок-музыку. Он сделал проект «Нижняя тундра» с Виктором Пелевиным и записал совместный альбом с Гариком Сукачёвым «Боцман и бродяга», перепел Вертинского , Высоцкого и Утёсова . Но главным его детищем остаётся рок-группа «Ва-Банкъ», которой в этом году исполнилось 30 лет.

Портрет Брежнева долго не могли найти

Владимир Полупанов, «АиФ»: Саша, скажи, когда ты придумывал имя своей группе, какой смысл ты вкладывал?

С 1980-го по 1985-й я работал в Северной Корее дипломатом. Должность, с которой я уволился, называлась так — атташе первого дальневосточного отдела МИДа СССР. Я решил покончить с дипломатической работой навсегда. И, естественно, уход в музыку воспринимался как ход ва-банк — сжигание всех мостов.

— Карьера дипломата была настолько скучна?

— Моя работа в качестве дипломата совпала с периодом угасания Советского Союза. Наши генсеки умирали один за другим. И было ощущение махрового застоя во всех сферах. Даже в дипломатических кругах царила атмосфера тотальной лжи и загнивания. Когда умер Брежнев в 82-м, я работал в российском консульстве в небольшом портовом городке Чхонджин. Мой шеф находился в отпуске, и я оказался «на хозяйстве» один. Никакого опыта проведения прощальных траурных церемоний у меня не было. На «прощание» с генсеком должны были прийти как советские специалисты, помогавшие корейцам эксплуатировать крупнейшие металлургические комбинаты, так и корейские партийные деятели. Они должны были возложить траурные венки к портрету Брежнева. Консульство было молодое, и портрета генсека у нас тогда не оказалось. Нужно было к утру во что бы то ни стало достать этот портрет и оформить траурный венок. Сколько усилий я для этого приложил — уму непостижимо. Помогли корейцы — у них нашёлся портрет нашего генсека. Потом мы целый день встречали делегации — из горкома, из месткома партии, из порта. И смех и грех. С одной стороны — траур. С другой — в последние годы жизни генсека все над ним потешались, называя Лёликом, Бровеносцем в потёмках или Бормотухой 5 звёздочек. А бормотуха почему? Потому что у Брежнева была вставная челюсть, которая держалась на присосках. И он причмокивал, когда говорил. Уму непостижимо — руководителю великой страны не могли найти приличного стоматолога! Так что работа дипломата была совсем не романтичной.

Александр Ф. Скляр. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

— Но с другой стороны, эта работа была стабильной, давала возможность выехать за пределы страны. К тому же в 1985 году, когда тебе было 27 лет, ты и представить не мог, во что выльется твоё увлечение музыкой.

— Без сомнения, я не мог себе представить, во что это может вылиться. Первые годы существования группы были очень тяжёлыми. Заработков у нас не было вообще никаких, а мне надо было кормить семью — в 86-м у меня родился сын. Прошло довольно много времени, прежде чем мы заработали первые деньги концертами. Но мы все были энтузиастами. И по молодости вопрос стабильного заработка не стоял так остро.

— Но тем не менее как ты выживал?

— Я работал в качестве исполняющего обязанности худрука в ДК им. Курчатова с небольшим окладом — около 100 (может, чуть больше) рублей. В мои обязанности входило следить за тем, чтобы художественные руководители кружков приходили вовремя, заполняли журналы посещаемости. Но зато, во-первых, у меня был свой кабинет с телефоном. И я мог поддерживать связь с внешним миром. Во-вторых, это давало возможность почти круглосуточно находиться в Курчатнике. И когда заканчивалась работа кружков, мы могли там репетировать. В малом зале ДК им. Курчатова в разное время репетировали не только мы, но и Гарик Сукачёв с «Бригадой С», группы «Браво», «Тихий час», «Центр» Василия Шумова .

— Из первоначального состава «Ва-Банка», кроме тебя, никого не осталось. 30 лет спустя можешь сказать: «Группа «Ва-Банкъ» — это я»?

— Это, конечно, не так. Да, я единственный выживший из оригинального состава группы. Но с определённого времени мы почувствовали, что мы снова мыслим как группа. Это не просто высокого уровня музыканты, которые со мной играют и могут выполнять разные творческие задачи. А люди, с которыми мы существуем, совместно размышляя. И когда работаем над песней, то внутри нашего творческого объединения есть свой коллективный голос и взгляд.

С позицией Андрея Макаревича не согласен

— На твой взгляд, чтобы группа нормально функционировала, важно, чтобы у всех её членов были одинаковые политические взгляды? Внутри «Машины времени» и «Воскресенья» наметился раскол как раз из-за полярных взглядов на то, что сегодня происходит на Украине. Андрей Сапунов («Воскресенье») и Андрей Макаревич отказываются от гастролей в Крыму, считая его оккупированным.

— Я общаюсь (с некоторыми дружу) почти со всеми музыкантами моего поколения и знаю массу групп, внутри которых крайне полярные политические взгляды. Думаю, что для группы это нехорошо. Группа должна быть едина в основных, принципиальных вещах. Разные взгляды могут привести вообще к распаду группы. Но с другой стороны, прихожу к выводу, что часто участники коллективов-долгожителей с какого-то момента перестают быть близкими друзьями. Я прочитал биографию гитариста The Rolling Stones Кита Ричардса «Жизнь». Они с Миком Джаггером были друзьями с ранних лет. Но в книге Кит местами подтрунивает над своим другом из-за того, что Мик стал себя возвеличивать. И когда я прочитал эту книгу, то понял, почему они могут сочинять вместе песни, но при этом живут по разным гримёркам и почти не общаются друг с другом вне сцены.

В 90% старых российских рок-групп есть лидер, а остальные участники — просто приглашённые музыканты, которые безусловно подчиняются лидеру. И полностью от него зависят. И слова своего в группе не имеют. И это плачевно сказывается на творческом результате.

Александр Ф. Скляр. Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

— Из-за политической позиции Макаревича концертов у «Машины времени» сегодня очень мало, новые песни у него, если и пишутся, то неяркие, а всё какие-то ответы политическим оппонентам. Коллектив страдает…

— …Андрей — взрослый самостоятельный человек. И конечно, он имеет право на свою точку зрения. И ещё важно, что он нашёл в себе смелость эту точку зрения озвучить. Чего, кстати, не сделало большинство наших коллег по цеху.

Александр Ф. Скляр. Фото: Commons.wikimedia.org / Александр Цверов

— Ты с его точкой зрения не согласен?

— Не согласен. Я бы не уклонился от разговора с Андреем на тему Крыма и Украины. Мне было бы интересно с ним об этом подискутировать, но так, чтобы нас никто не слышал и не записывал. Но пока такой возможности мне не представилось.

— В свежем альбоме «Ва-Банка» «Ястреб» есть песня «Миллионы», где ты поёшь про «войну на пороге». О какой войне идёт речь?

— Эта песня была написана почти 2 года назад. И конечно, это была реакция на события в Новороссии. Хотя я никогда не стремился стать сиюминутным трибуном и всегда старался делать некие обобщения. У Сальвадора Дали есть картина «Предчувствие гражданской войны». Если посмотреть на неё, не зная названия, то всё равно ощущаешь что-то тревожное, противоестественное и пугающее. Вот это состояние я тогда очень ясно почувствовал. Состояние растерянности, которое было у нас всех: и здесь, и на Украине. Ощущение «войны на пороге» никуда не делось.

Мы живём в очень неспокойное время. В предчувствии каких-то серьёзных катаклизмов. Это не только про боевые действия в Донбассе. Это и о конфликте в Нагорном Карабахе. И о том, что происходит в Сирии. Кстати, строчку «когда война на пороге» я вычитал в последней изданной у нас книге американского журналиста Хантера С. Томпсона «Наших бьют!». Он радикально подходил ко всему, в том числе к своей жизни (застрелился в 67 лет) и политическим вопросам.

Александр Ф. Скляр. Фото: РИА Новости / Илья Питалев

Увидел Луганск, отходящий от войны

— Песня «Давай закурим», которую вы спели вместе с Иваном Охлобыстиным и Гариком Сукачёвым, — тоже реакция на события в Новороссии?

— Да, в начале прошлого года у нас было несколько совместных репетиций у Гарика на базе, где он готовился к концертной презентации своего альбома «Мой Высоцкий». На одну из этих репетиций приехал Ваня Охлобыстин в подавленном состоянии и сказал нам, что ему только что звонили из Донецка и сообщили, что убили второго батюшку из тех, кого он близко знал. Оба попали под обстрел украинских силовиков. И мы решили поддержать его донецких друзей, спев песню «Давай закурим». Записали всё это на обычный айфон.

Александр Ф. Скляр. Фото: РИА Новости / Илья Питалев

— А что заставило тебя поехать в Луганск?

— Предложение Захара Прилепина . Это было в конце октября - начале ноября 2014 года. Наступило небольшое перемирие, и мы отправились туда, чтобы увидеть всё своими глазами. Я увидел город, который едва отходит от войны. Вроде бы не бомбят, но начать могут в любой момент. Вечером Луганск становился тёмным и мрачным — улицы были не освещены и пустынны. В гостинице ни воды, ни отопления. Жуткий холод. И везде следы множественных бомбёжек — то остов сожжённого танка, то полностью разрушенный частный дом. Жуть! Для человека неподготовленного, сугубо мирного, каковым я являюсь, увидеть последствия войны собственными глазами — это потрясение. Я долго отходил от увиденного. А прошлой зимой прочитал в «Фэйсбуке», что погиб тот самый казак-командир, который принимал нас у себя в подразделении. По иронии судьбы, у него остались две взрослые дочери, разделённые границами — одна живёт в Краснодаре, другая где-то на Украине.

— Ещё одна песня из нового альбома «Ва-Банка» запомнилась мне — «Мясотело». В ней я уловил боль по поводу распада СССР и последствий крушения советской империи.

— Конец 80-х и 90-е годы с одной стороны — это моя молодость. Мы впитывали дух свободы! Рок-н-ролл! Но сейчас оглядываюсь на прошлое и понимаю, что это было позорное время для нашей страны. Конечно, Советский Союз нуждался в реформах. Но не в таких непродуманных, которые начал малообразованный человек с космическим эго Михаил Горбачёв . Он взялся за страну, вообще не понимая, что с ней надо делать. И в результате обрушил огромную страну. Как я к нему после этого должен относиться? Естественно, как к предателю. Он даже не покаялся перед своим народом, который он сделал нищим. Бездарь — это самое мягкое, что я могу про него сказать.

Не видеть того, как сегодня страна собирается по крохам воедино, может только человек абсолютно предвзятый. Да, с огромным количеством ошибок и потерь, да, с чудовищной коррупцией и массой непонятных законов. Но нельзя не замечать очевидный вектор возрождения. Я постарался именно это ощущение отразить в своей песне. Так как это всё-таки песня, а не рассказ на 25 страниц, я вынужден был отразить в ней только узловые моменты. Не знаю, насколько она получилась. Судить слушателям. Мне кажется, что не так много попыток со стороны рок-н-ролльщиков не просто хаять и бросаться лозунгами, а посмотреть на своё прошлое и передать свои ощущения. Как говорил герой Курта Воннегута Килгор Траут: «Я хотя бы попытался». И я тоже хотя бы попробовал.

Музыкант Александр Ф. Скляр, певец Александр Маршал и певица Тамара Гвердцители. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова