Что значит быть патриотом своей страны сегодня. Что значит быть патриотом

Что значит быть патриотом? Выполнил: Иванов Михаил, учащийся 6 «Б» класса. Руководитель: Пышная Татьяна Владимировна, учитель истории и обществознания. Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию. Пётр Багратион


1.Ведение В сентябре 2012 г. В.В. Путин, президент РФ, на встрече с кадетами в г. Краснодаре, в своем выступлении сказал о том, что патриотизм является основой фундамента нашей страны. И от того, насколько много в нашей стране будет патриотов, зависит будущее России. Патриотизм… Откуда произошел этот термин? Что он означает? Что значит быть патриотом? Интересно было разобраться. Так появилась тема исследовательской работы «Что значит быть патриотом?»




Задачи: Рассмотреть понятия «патриотизм», «патриот», личностные качества патриота. Выявить исторические особенности российского патриотизма. Описать пример патриотизма из жизни конкретного человека. Представить результаты социологического опроса среди сверстников. Разработать практические рекомендации по воспитанию патриотизма. Систематизировать материалы к выступлению. Отобрать информацию для презентации. Спланировать свой комментарий при показе слайдов по теме.








Содержание работы: Введение. Основная часть. 1. Что такое «патриотизм»? 2. Что значит «патриот»? 3. Исторические особенности российского патриотизма. 4. Жизненный путь моей прабабушки – пример патриотизма. Исследования по теме. Заключение. Список литературы.


2. Основная часть Что такое «патриотизм»? ПАТРИОТИ́ЗМ [фр. patriotisme


Компоненты патриотизма гордость за прошлое и настоящее своей Родины любовь к Родине патриотическое сознание патриотические чувства патриотические убеждения, толерантность патриотическое поведение преданность своему Отечеству стремление защищать интересы, жить во благо Родины готовность защищать свое Отечество


Что значит «патриот»? ПАТРИО́Т [фр. patriote


Личностные качества патриота: Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других. Бескорыстие - отсутствие заботы о личной выгоде. Чувство долга – долг – обязанность. Активная гражданская позиция - активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.


Исторические особенности российского патриотизма: Особая любовь русских людей к родной земле. Общинность. Свободолюбие, готовность к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества. Жизненная стойкость и мужество. Особое понимание воинского героизма. Державность. Интернациональность. Действенность проявления патриотических чувств. Высокая гуманистическая направленность русской патриотической идеи, приверженность православию.




Жизненный путь моей прабабушки-пример патриотизма Моя прабабушка Иванова Ольга Егоровна в 1943 году в 20-летнем возрасте окончила курсы медицинских сестер при полевом госпитале в действующей армии. Работала до окончания войны на фронте в качестве палатной сестры. Участвовала в боях на Северо-Западном фронте, Брянском фронте, 1-ом Белорусском фронте. Дошла до Берлина.
















Патриот – человек, который… 90% учащихся считают, что патриот любит и уважает свою Родину; 10% - гордится своей страной; 20% - интересуется и почитает обычаи; 20% - заботится о своей стране; 10% - готов стать на защиту своей Родины; 5% - затрудняются ответить.




Патриот, кто он? Патриот, кто он? Тот, кто любит то место, где родился и вырос. Знает историю своей страны, гордится своими предками. Знает и бережет свой родной язык. Готов встать на защиту Отечества. Отстаивает престиж свой страны. Готов отдать своей Родине все силы и способности. Строит своё будущее, связывая его со своим Отечеством.


Итак, что же значит быть патриотом? Это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить её интересы выше своих собственных, это желание сделать всё возможное, чтобы сохранить её саму, её народ и её культуру, желание защищать её интересы и границы.


Рекомендации «Если ты хочешь стать патриотом» Рекомендации «Если ты хочешь стать патриотом» Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь, где возникла твоя родословная. Изучай историю своей страны, знакомься с памятными и историческими местами своей Родины. Смотри передачи, фильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые сейчас происходят в твоей стране. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. Проявляй себя с позитивной стороны, доказывай свой патриотизм не словом, а делом. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!


4. Заключение Исследовательская работа позволила мне выявить исторические особенности российского патриотизма и установить, что патриотизм – глубоко индивидуальное, сокровенное чувство, находящееся в душе человека; выявить личностные качества патриота и убедиться в том, что патриотами не рождаются, ими становятся. Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Не случайно хочется привести слова Василия Розанова: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать». Стать патриотом можно. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Так что – всё в наших руках!


5. Список литературы В.О. Ключевский. Исторические портреты. М.: Правда, В.М. Соловьев. История России. М. Белый город, Н.В. Чудакова. Детская энциклопедия. Я познаю мир. М.: АСТ, М. Хитров. Святой благоверный князь Александр Ярославич Невский». М., Материалы семейного архива.


Спасибо за внимание! Быть патриотом… Что же это значит? А это значит Родину любить, А это значит честно, бескорыстно Отечеству любимому служить. Любить его историю седую, Святые лики наших матерей, Которые не раз в годину злую В бой провожали собственных детей. Учить детей гордиться своим родом И честь его блюсти и сохранять, Быть лучшей частью нашего народа, Которую не смог никто подмять.

Цели занятия:

  1. Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории;
  2. Умение ориентироваться в обще­ственной обстановке, иметь свои суждения и взгляды, обладать социальной ответственностью за свои мысли, поступки;

Задачи:

Образовательные :

  • повышение интеллектуального уровня; проявление самостоятельной творческой активности;

Развивающие:

  • развивать умения работы с различной литературой;
  • умения использовать личный опыт, принимать мнения другого;
  • продолжить развитие навыков работы с информационными технологиями.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качеств (умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия);

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран.

Подготовительная часть мероприятия.

Проведение анкеты, обработка данных. Приложение№1

Класс делится на группы и получает задание (Приложение №2 (презентация), видеосюжет, оформление зала, приглашение гостей).

Проведение мероприятия

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыщу.
Н. Коган

Именно этими словами Николая Когана я хотела бы начать наш разговор: « Что значит быть патриотом сегодня?»

Ученик : заглянём в толковый словарь Даля: «Патриот - тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Учитель: попытаемся разобраться в наших мыслях, чувствах, отношениях к этому понятию. Поэтому я сегодня приглашаю вас к свободному микрофону.

Примерные ответы учащихся

Ученик 1. «Патриот - это человек, который любит свою родину, готов её защищать, но вовсе не обязательно с оружием в руках. Знать и принимать историю своей страны, как бы о ней не говорили - это важно, и особенно сегодня»

Ученик 2 . «Патриот в моём понимании - человек, который трудится и социально активен, строит свое будущее, связывая его лишь со своей Отчизной. Он сделает гораздо больше, чем человек, который на словах готов отстаивать престиж страны. Это гораздо труднее, чем просто говорить о любви к Родине. Это - настоящий патриотизм».

Ученик 3. «Быть патриотом в наше время очень сложно, вокруг много соблазна - погоня за деньгами, приводящая к побегу из России. Быть патриотом - значит быть хозяином своей страны, а не гостем. В случае опасности суметь защитить ее, бережно обращаться с ее дарами”

Ученик 4. «К сожалению, иногда патриотизм трактуется неправильно. На экране мы видим группы «скинов», которые с твердой уверенностью в своей правоте, забивают до смерти ни в чем не повинных людей другой национальности. «Россия для русских!», «Очистим Россию от черных!» - кричат они… Замечательно, конечно, что в людях есть стремление к тому, чтобы больший процент жителей страны были русские… Но это не значит, что надо истреблять других! Существует море способов… Насилие - худший из них… Знаете, ложь всегда режет слух… Поэтому мне гнусно и яростно, что они прикрываются при этом словом «патриот».

Ученик 5. «Наверное, мало кто из нас задавал себе этот вопрос. А почему? Видимо, мы настолько заняты повседневными заботами и проблемами, что не до того. Что сейчас является главным для наших родителей? Дать нам, детям, хорошее образование. А дети сходят с ума по американским фильмам и гордо заявляют: " Мы не патриоты" И не все родители испугаются, услышав эту фразу. А может быть, нечего пугаться? Еще неизвестно, что хотел сказать этим подросток. "Я не люблю свою страну" или "Я хочу жить в богатой и процветающей стране". И все же можно с уверенностью сказать, что русские люди - патриоты. Не напоказ, нет»

Ученик 6. «Первое, что приходит в голову, когда заговаривают о патриотизме - Америка. Вот уж кто громко заявляет всему миру, что они патриоты, так это американцы. Патриотизм стал визитной карточкой США. Американцы снимают фильмы на патриотические темы, пишут об этом в прессе»

Ученик 7. «Я с такими выводами не согласен «по-моему, это ненормальный или патологический патриотизм. Бомбардировки Ирака из-за, находящегося якобы там оружия массового поражения и Югославии из-за вообще просто так - президент не понравился - это же всё последствия их "патриотизма". Их "патриотизм" не имеет ничего общего с настоящим Патриотизмом, поэтому считаю нам нечему учиться у американцев.

Ученик 6. «Искать недостатки надо не в других - в себе. Надо не критиковать и ненавидеть чужое, а делать лучше свое собственное»

Ученик 8 «Настоящий патриот, на мой взгляд, должен хотя бы знать историю своей страны. Как можно любить свою Родину, не зная о ней ничего?!! Можно ли считать людей, которые якобы борются за чистоту славянской расы, историю этой самой расы не знают, на их лицах написаны: агрессия и желание драться неважно с кем. Вот высказывание, которое можно прочитать на заборе "Бей жидов",- это призывает нас какой-то очередной "патриот". А, наверное, ему не приходило в голову, что знание родного языка входит в список требований, предъявляемых истинному патриоту. И настоящий патриот не будет орать на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он просто будет молча делать свое дело, тем самым реально помогая стране.

Ученик 10. «А я считаю, знание государственной символики - это тоже проявление патриотизма. Мы провели небольшое социологическое исследование в школе.

Презентация. Слайд №3 . Изучая мнение учащихся нашей школы, результаты оказались следующие:

  1. 98 % опрошенных, знают, что изображено на государственном гербе;
  2. 100% знают цвета государственного флага и их расположение;
  3. 95% могут назвали первый куплет государственного гимна;
  4. Чувства, которые испытывают, когда видят или слышат государственную символику – гордость, восхищение, симпатию
  5. К акциям по распространению ленточек (трехцветных) с национальной символикой большинство опрошенных относятся положительно.

Учитель: Разговор можно продолжать долго… Всегда найдутся свои «за» и «против», найдутся и другие трактовки проблемы. В классическом смысле слово «патриотизм» никогда не меняло своего значения.

Презентация. Слайд №4.

Ученик: Вспомним слова А.С. Пушкина:

«Клянусь честью, что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». Обратимся к истории своих предков: в войне против Наполеона патриоты погибали за Россию, в Великой Отечественной войне погибли миллионы патриотов… Они все были готовы на подвиг ради родной земли…

Презентация. Слайд №5. (звучит колокольный звон, и ученик на фоне этого звучания говорит слова о А.Невском).

Ученик : Князь А. Невский прожил всего 43 года, он стал князем в 16 лет, в 20 – победил шведов в битве на реке Нева, а в 22 года – одержал знаменитую победу на льду Чудского озера. И было прославлено его имя. А затем он своей осторожной политикой уберег Русь, дал ей окрепнуть, оправиться от разорения. Он - родоначальник возрождения России!

Ученик: моя Родина, моя Россия в тех людях, которыми она может гордиться…

Презентация. Слайд №6. Звучит музыка Чайковского, на фоне её читают слова о Н.И.Вавилове

“Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся” - эти слова принадлежат великому русскому ученому Николая Ивановичу Вавилову. Вся жизнь и труд его были подтверждением этих слов. Всемирно-известный ботаник, генетик, путешественник и исследователь, Николай Иванович в 1929г. становиться академиком СССР. Он – первый президент Всесоюзной сельскохозяйственной академии СССР. Целью его жизни была наука. Он никогда не забывал, что он гражданин своей страны, даже тогда, когда был в 1940 году арестован и обвинён в руководстве антисоветской контрреволюционной организации. Он воспринимал Родину, как - то единственное, чего не купить, ни продать, ни сменить нельзя, хотя ему предлагали лучшие лаборатории мира. В тюрьме он продолжает много работать, пишет книгу “История развития мирового земледелия”, более ста лекций по генетике. Находясь в камере смертников, Вавилов писал: “Имея большой опыт и знания в развитии растениеводства, я был бы счастлив, отдать себя полностью своей Родине”. Он умер от голода в 1943 г. в Саратовской тюрьме…

Учитель: Примеры истинного патриотизма можно продолжать…

Презентация. Слайд №7.

Мое село над небом чистым
Ты помнишь грозные бои?
Под синевой, под обелиском
Лежат защитники твои.

72 воина Советской Армии пали смертью храбрых в январе 1943, освобождая Ливенку от фашистских захватчиков. Это солдаты и офицеры 48 Гвардейской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова Криворожской стрелковой дивизии.

Презентация. Слайд №8 .

На всех фронтах Великой Отечественной войны сражалось около 2500 воинов-ливенцев. Не вернулись 613.

Ученик: О подвигах русских людей мы можем прочитать в книгах, спросить у ветеранов, или посетить музей.

Презентация. Слайд №9. Есть музей и в нашем селе. Основное направление работы нашего музея военно-патриотическое. Большая часть экспозиций связана с военными подвигами земляков и военным периодом истории села.

Презентация. Слайд №10. Из архива музея: «Перед нами фотография Иван Ивановича Понамарёва бывшего моряка Северного флота. После ранения попал в стрелковую дивизию. Не думал, не гадал, что придётся ему первым, раньше передовых частей, с радостной весточкой о близком освобождении войти в родное село. А случилось это так. В разведку пошли втроем. Командир группы Дробязко, который отлично знал немецкий язык, радиодело, устав фашистской армии. Клетчатые немецкие плащи с глубокими капюшонами скрывали от посторонних глаз солдатские ушанки и серые шинели. А и вот родное село Ливенка. Дом, в котором родился и вырос. Только не узнал его сразу матрос. Ночь темна. А издали кажется, что дом нежилой. Окна заложены мешками. Подошли поближе, постучались. Долго никто не открывал. Наконец загремели засовы, дверь отворилась. Встретили его настороженно. По голосу не узнали, а маленький каганец сделанный из патронной гильзы, освещал только небольшой кружок стола. Немецкие плащи вызвали подозрение и страх.

Отец, откликнись. Это я - твой сын Иван!

Не погиб я батя, живой, вот он - я.

Послышались шаркающие шаги, отец, щуря глаза, подошел к говорившему, провел рукой по его щеке и сказал:

Верно! Иван, родинка на месте. Но вдруг нахмурился:

Так ты что же? Немцам продался? - возвысил он голос.

Нет, батя, мы свои, советские. Задание у нас.

Ну, ежели так, значит сын!- все еще настороженно проговорил отец.

И только утром, когда по сигналу разведчиков наступающие войска овладели станцией Палатовка и освободили Ливенку, поверил отец, что сын его Иван - моряк-североморец, жив.

За свой боевой путь Иван Иванович был награжден правительством 9 медалями среди них: медаль «За боевые заслуги» и медаль «За оборону Сталинграда», а также орден Красной Звезды и орден Отечественной Войны 2 степени.

Сейчас нашего земляка нет с нами, но мы не можем забыть о его роли в освобождении села. Ведь именно благодаря умелым действиям разведгруппы советские войска выбили противника из села с наименьшими потерями. И мы не должны забывать наших земляков.

У поэта Б. Ковтуна есть такие строки:

Не хлебом единым мы сыты!
И если в душе пустота -
То будем мы также забыты,
Не будет над нами креста.

Учитель: Память, память, память… она как костры на снегу, которые святят и святятся, согревая сердца старшего поколения, и манят к себе юность, выходящую на собственные дороги.

Ученик: А кто хранит эту память, кто комплектует материал, занимается просветительной работой? Можно ли этих людей считать патриотами своей малой родины? Кто они? Чтобы разобраться в этом, мы пригласили на нашу встречу директора музея - Кононова Александра Васильевича. (Выступление директора музея Кононова А.В.)

Презентация. Слайд № 11, 12. фотографии учителей истории - основателей музея.

Ученик: Остановимся у стенда «Воины - интернационалисты». На одной из фотографий мой отец - Кириллов Сергей Фёдорович. Свой воинский долг он выполнял в Афганистане. К нему я обратился с вопросом: «Папа, как ты считаешь служба в Армии - это патриотизм. Ведь сегодня многие молодые люди, получив диплом о высшем образовании и найдя приличную работу, не хотят служить в Армии? Есть, конечно, и те, кто просто боится, что может вернуться оттуда инвалидом. Ты считаешь, они не патриоты?» - (видеоролик или возможно присутствие участника на классном часе)

Ученик: наша группа с таким же вопросом обратилась к руководителю кадетского класса Адамову Сергею Дмитриевичу. Вот его мысли:

- «По моему мнению, идеальным показателем патриотизма армейская служба не является. Под патриотизмом я понимаю деятельность человека на благо Родины вне зависимости от профессии или должности. Оттого, как эффективно он работает, зависит деятельность всего государства. Поэтому патриотизмом является полнокровная отдача деятельности человека на благо своего народа и государства. История знает подтверждение этому. Взять, например, народное ополчение в годы Великой Отечественной войны. Часть людей из его состава совсем не являлись военнослужащими, но это не мешало им проявлять невиданное мужество и героизм. Разве это не проявление патриотизма?

А работающие в тылу по 20-22 часа в сутки, дающие фронту так необходимые боеприпасы, медикаменты, обмундирование. Крестьяне, пухнувшие с голода, но поставлявшие фронту продовольствие.

Они не служили в армии, не являлись военнослужащими, но разве можно обвинить их в отсутствии патриотизма?

Поэтому, если молодой человек получил диплом о высшем образовании, работает с полной отдачей для людей, для своей страны его можно считать патриотом. Даже если он не служил в армии, язык не повернётся обвинить его в отсутствии патриотизма»

Другое дело, защита Родины. В данном случае, служба в армии действительно является главной составляющей патриотического воспитания человека. Страх же перед армией молодой человек должен побороть, а государство должно об этом позаботиться - не допуская «дедовщины». А инвалидом могут сделать и на улице или в подворотне. Так что ж, давайте теперь никуда не выходить?»

Я думаю, что в ответственный момент для своей Родины каждый гражданин должен встать на защиту своего народа и государства. Для его эффективной защиты молодой человек обязательно должен пройти военную службу. Здесь государство должно занимать жёсткую позицию. И в данном случае отказ от службы - действительно можно рассматривать как отсутствие патриотизма»

Составим ассоциативный ряд

«Патриот, кто он?»

  1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
  2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
  3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
  4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
  5. Готов стать на защиту Отечества
  6. Отстаивает престиж свой страны
  7. Знает государственную символику
  8. Готов отдать своей родине все силы и способности
  9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
  10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
  11. Знает свой родной язык
  12. Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учитель:

Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе. Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа». Именно с такими помыслами и был создан гимн своей малой родине «Ливенский вальс» нашей землячкой Надеждой Андреевной Битюцкой (ученики исполняют песню).

Что, по мнению наших сограждан, значит быть патриотом и в чем проявляется истинный патриотизм? С одной стороны, по данным социологических опросов, выросло количество россиян, считающих, что патриотизм - это, прежде всего, любовь к родине. А с другой - за последние годы граждане нашей страны стали более терпимы к тем поступкам, которые раньше считались непатриотичными. В чем же причина? По мнению экспертов, в данном случае все же нельзя говорить о значительном спаде патриотизма. Речь, скорее, идет о размывании представлений и норм советского времени.

Казалось бы, все просто: патриотично - любить свою родину. Непатриотично - уклоняться от службы в армии, не голосовать на выборах, не платить налоги и не знать государственный гимн, родной герб и флаг. Однако как показывают данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), все намного сложнее.

К примеру, быть патриотом для большинства россиян означает любить свою страну, причем за два года это мнение стало более популярным (71 процент). Тем не менее, значительно реже наши сограждане стали видеть патриотизм в защите своей страны от разного рода нападок, работе на благо Родины или стремлении к реальному улучшению положения дел. 19 процентов россиян считают, что быть патриотом - значит считать, что твоя страна лучше, чем другие. 18 процентов - говорить о своей стране правду. В меньшинстве те, кто считает, что преданность своей стране заключается в том, чтобы не видеть в ней недостатков (пять процентов).

Как выяснили эксперты, за прошедшие два года россияне стали чаще определять патриотизм как любовь к своей стране (с 65 до 71 процентов) и мнение, согласно которому своя страна лучше других (с 16 до 19 процентов). Однако наши сограждане реже, чем раньше, считают, что быть патриотом - значит стремиться к улучшению положения дел в стране (с 36 до 26 процентов) и работать на ее благо (с 34 до 26 процентов).

Молодежь, в большинстве своем, увы, предпочитает любить Родину на словах, а не на деле. Так, к примеру, 18-24-летние респонденты чаще других склонны считать, что быть патриотом значит просто любить свою страну (75 процентов) и считать, что твоя страна самая лучшая. А вот для 35-44-летних характерно понимание патриотизма как стремление к улучшению ситуации в стране и работы на ее благо.

Согласно опросам социологов, за последние годы россияне стали более терпимы к тем поступкам и ситуациям, которые традиционно считаются непатриотичными. Так, все большую лояльность наши сограждане демонстрируют по отношению к работе за рубежом, иммиграции, игнорированию голосования на выборах и даже "откосу" от армии.

Правда, некоторые поступки по-прежнему считаются недопустимыми ни при каких обстоятельствах. Однако в меньшей степени, чем раньше. Это, например, касается уклонения от уплаты налогов (с 65 до 57 процентов). А вот незнание государственной символики кажется россиянам все более непростительным (с 48 процентов в 2006 году до 60 процентов в текущем году).

Выявленный социологами спад патриотичности директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий объясняет довольно просто: размыванием сложившейся еще во времена Советского Союза модели или, лучше сказать, понимания сути патриотизма.

"На мой взгляд, мы видим сейчас не исчезновение патриотизма, а скорей размывание традиционных, установленных еще в советское время представлений и норм того, что нужно считать патриотичным и непатриотичным, - отмечает эксперт в интервью "Правде.Ру". - То есть целый ряд действий, которые советское государство совершено сознательно стремилось представить как непатриотичные, они все равно являются массовыми на сегодняшний день, но не достаточно распространенными".

В качестве примера "непатриотичного действия" эксперт называет поездку за границу. "Нам долго объясняли, что советский человек не должен хотеть ехать за границу. В результате советский человек страшно захотел ездить за границу. И как только границу открыли, все бросились путешествовать, а кто-то даже уезжать, - поясняет Борис Кагарлицкий. - Т.е. вопрос не в том, любят ли люди свою страну, а в том, что государство понимает в качестве норм патриотизма".

По мнению политолога, мы столкнулись не с тем, что жители России стали мене патриотичными, а с тем, что изменились формальные представления о том, что можно, а что нельзя считать патриотичным. При этом политолог убежден, что новый комплекс представлений о патриотизме пока еще не сложился. И проблемы в данном случае, не у населения, считает эксперт, а у тех, кто пытается определить понятие "патриотизм" без учета реальностей современной жизни. "Это не значит что люди стали менее патриотичными. Это значит, что старая система оценок не дает нам реальной картины", - заключает директор Института глобализации и социальных движений.

Главный редактор "Литературной газеты" Юрий Поляков называет патриотизм "иммунной системой народа". "И его ослабление крайне опасно, - говорит "Правде.Ру" известный писатель. - И распад государств, и исчезновение народов, и утрата самоидентификации, и растворение в чужих культурах начинается именно с утраты патриотизма".

"Насколько мне известно, - а я довольно много езжу по разным странам - даже в странах объединенной Европы существуют развернутые программы по поддержанию своего языка, своей культуры, по разработке именно своей версии истории, - отмечает Поляков. - Естественно, каждый народ имеет в своей истории мрачные и героические страницы. Однако историю они стараются писать так, чтобы светлые и героические станицы были на первом плане, а мрачные - на втором. И это правильно, потому что воспитывать (молодежь) нужно на патриотическом примере".

В России происходит ослабление патриотического сознания, считает главред "Литературной газеты". И, как следствие - и пиетета перед собственным государством. Причем антипатриотизм пропагандируется и насаждается, как это ни парадоксально,за счет государства, считает Поляков. "К сожалению, наша медийная интеллигенция - особенно та, которая пришла после 1991 года - вся воспитана на духе если не антипатриотизма, то такого иронически пренебрежительного отношения к этому свойству человеческого сознания", - резюмирует писатель.

9 мая вся Россия отмечает великий праздник - день победы. Едем в машине. Слушаем радио. В передаче рассказывается о проведенном в честь праздника опросе среди населения. На вопрос «Что означает быть патриотом?» большая часть людей ответила, что это значит, что надо верить в то, что Россия - великая Держава. И меньшая часть опрошенного населения добавила, что надо знать хорошо историю своей страны. И я тут крепко призадумалась на заданную тему - что же все-таки означает быть патриотом своей страны. Мы много лет, начиная с 17 года, жили за «железным занавесом» и честно верили, что «мы впереди планеты всей», и что у нас самая лучшая в мире, справедливая и великая страна. И что же стало выясняться, когда началась «перестройка» и открыли и архивы, и сам железный занавес? Что экономика страны находится в достаточно отсталом положением, за исключением ряда отраслей типа «оборонки». Что уступают нам по уровню жизни разве что африканские страны. И так далее и так далее и так далее … Нас давно приучили к мысли, что «управлять страной может и кухарка». Поэтому большинство населения страны исторически привыкло знать ответы на все вопросы, начиная от воспитания и лечения детей до разрешения всех экономических проблем мирового масштаба, привычно комментируя это в дни праздников за столом в кругу друзей. Но почему же тогда мы до сих пор так плохо живем? Почему уровень жизни среднего россиянина до сих пор намного ниже, чем в любой развитой стране? Наверное, вот тут-то и можно вернуться к вопросу о том, что все-таки значит быть патриотом. Если просто слепо верить, что твоя страна - самая великая Держава и ничего при этом не делать, кроме отчаянного освистывания тех, кто говорит, что это не так. То страна так и останется самой великой Державой лишь в наших мечтах. Наверное, все-таки патриотом было бы логичнее назвать того, кто действительно пытается сделать жизнь в своей стране лучше. Тех людей, у кого хватает мудрости и мужества, чтобы не молчать о недостатках, которые у нас есть, а честно говорить о них, предлагать варианты решения и не бояться высказывать свое мнение правительству (а не на кухне друзьям), если считаешь, что оно в чем-то ошибается. Ведь в правительстве тоже сидят люди, а людям свойственно ошибаться. Если ты шахтер, то кто лучше тебя может знать, как проходит работа шахтеров. Никто кроме учителя не знает, с какими конкретными задачами и проблемами приходиться встречаться в повседневной работе учителям. И, если в школе нет достаточно количества достойных учителей, потому что нет достойной зарплаты, то нужно не бояться сказать об этом громко и во всеуслышание. Иначе наши дети, которые будут строить будущее нашей страны, так и останутся плохо воспитанными и необразованными. Чтобы построить достойное гражданское общество надо каждому из граждан этого общества быть социально-активными его членами. И не просто хорошо знать историю своей страны, но и быть активными участниками построения текущей и будущей истории. Не слепо верить в то, что мы самая великая Держава, изучать свои светлые страницы и закрывать глаза на ошибки и недостатки. А каждый день проживать так, чтобы знать, что ты действительно делаешь все, что в твоих силах, чтобы исправить эти ошибки, искоренить недостатки и чтобы твоя страна в итоге по-настоящему стала самой великой Державой. Наверное, некоторые «патриоты» после этих слов скажут, что я совсем не патриот. Ну что ж, у каждого, видимо, свои понятия патриотизма и величия держав. А жаль, ведь так хотелось бы, чтобы мы и, правда, стали великой Державой.

В последнее время в нашей стране все чаще стали говорить о патриотизме и необходимости соответствующего воспитания молодежи. Складывается впечатление, что общество накрыла очередная волна модных тем, терминов, представлений о том, какими качествами должен обладать человек. Что стоит за этими разговорами: пустое витийство или серьезные намерения? На этот и многие другие вопросы отвечает настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла г. Саратова, председатель Совета православного военно-патриотического клуба «Патриот», главный редактор журнала «Православие и современность» и журналист, побывавший в «горячих точках», игумен Нектарий (Морозов).

Отец Нектарий, как Вы считаете, почему сейчас говорят о патриотизме?

— Если понаблюдать за тем, как соотносится реальность и лозунги, провозглашаемые через СМИ, то можно заметить, что нередко активное обсуждение чего-либо бывает связано с полным отсутствием того, о чем говорят. Сейчас ситуация такова, что у нас много говорят о патриотизме. И понятно почему: существуют проблемы во взаимоотношениях государств на мировой арене, в международной политике, есть серьезные проблемы внутри нашей страны. Вот тема патриотизма и поднимается на щит. Но если мы посмотрим, как работой, направленной на патриотическое воспитание, занимаются в российских регионах, то увидим, что средства, которые в год выделяют для этой работы, исчисляются десятками тысяч. Хотя, например, в Казани, как я слышал, на это тратят миллионы. Видимо, кто-то заинтересован в том, чтобы патриотическое воспитание больше развивалось в Казани, а не в Саратовской области. Почему? Мне ответить трудно.

Что же касается моды, то патриотизм, как сегодня принято говорить, является неким трендом. С другой стороны, те, кто реально занимается сегодня патриотическим воспитанием, могут ссылаться на заявления президента и соответствующие документы, обосновывая этим необходимость того, что они делают, и это немаловажно.

Все вообще неоднозначно. Казалось бы: готовится к принятию закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», и даже на этапе его подготовки Министерство обороны и Министерство образования и науки не могут решить, кто из них должен заниматься патриотическим воспитанием, перекладывая эту обязанность друг на друга. И в то же время в России существуют военно-патриотические клубы, в которых руководители и педагоги — энтузиасты, нашедшие время, силы и средства, чтобы вести эту работу, нередко в полном смысле этого слова, на общественных началах.

— Как Вы думаете, означает ли внезапный интерес к патриотизму, что в обществе с патриотическими чувствами дела обстоят плохо?

— Достаточно посмотреть статистику: страну покидает много людей. Если в 1990-е годы уезжали в поисках лучшей жизни или же скрывались от ответственности за совершенные преступления, то сегодня уезжают от безысходности, желания жить по закону и иметь определенные гарантии. И это страшно, ведь эмигрируют, как правило, не дети и не пенсионеры, а молодые и активные люди. Кстати, многие, когда говорят о России, все чаще называют ее либо «эта страна», либо используют другие наименования. Редко кто говорит «Россия», еще реже — «Родина» или «Отечество».

Скажите, кто должен заниматься воспитанием патриотов?

— Прежде всего власть, которой народ доверил управление государством и которая должна доверие реализовать. Но, безусловно, воспитывать и учить должны вместе с тем родители, не дожидаясь, пока их детей обучит школа, улица, компьютер, телевизор. А, в сущности, не от кого ждать патриотического воспитания, кроме как от патриотов. К ним нужно только обратиться за помощью. У нас есть герои, замечательные люди, прозябающие в безвестности после войн, в которых они участвовали. Их необходимо привлекать к работе, тем более что они сами бы этого хотели. Но пока это не происходит. Есть такая поговорка: «Слова назидают, а дела влекут». Так вот сегодня лозунги отвращают, слова раздражают, и только дела действительно привлекают людей.

Много ли делается со стороны государства для воспитания патриотов? Делается ли вообще?

— Периодически проводятся разные мероприятия, как правило, для галочки. Но если подумать, то какое отношение они имеют к патриотическому воспитанию? Чему они учат и что дают? Чтобы добиться результата, нужна планомерная работа. У детей с первого класса в сознании должно формироваться понятие Родины. Но этого нет. Если у ребенка нет определенных установленных приоритетов, то он не проявит к ним внимания и вырастет человеком с иными принципами и устремлениями.

В Советском Союзе у школьника было представление о том, что есть его страна, ее надо любить и защищать. И это было данностью, которую никому не приходило в голову оспаривать. Это считалось священным. Естественно, в здоровом обществе здоровое отношение к патриотизму, а в больном — соответствующее. Сегодня есть другая данность: ты заработал и купил? Значит, ты успешен. В противном случае ты пустое место. Вот идеология современного российского общества. Мы за многое ругаем американцев, но у них патриотизм стоит на первом месте. У них существуют разные формы патриотического воспитания, которые хоть и кажутся смешными, глупыми, искусственными, но работают. У них есть гордость за свою страну и любовь к ней, может быть, имеющая прагматический, утилитарный, корыстный характер, но она есть.

Что же происходит у нас? Вот такой пример: люди, вернувшиеся домой после боевых действий в Чечне. Им приходилось убивать, у них на глазах гибли товарищи, они получили тяжелые ранения, а вокруг общество, которое их совершенно не понимает. Никто не позаботился о них и не собирается. А это самое настоящее преступление. Поэтому с патриотизмом у нас действительно плохо. Но не безнадежно. Русский народ сам по себе народ-патриот, обладающий потрясающей способностью к восстановлению после пережитых потрясений. Мы пока не дошли до точки невозврата, хотя нас к ней старательно ведут.

Вы упомянули о понятии Родины. Как Вы считаете, а что для нас Родина, ведь она, ее лицо постоянно меняется?

— Лицо человека с возрастом тоже меняется: дряхлеет, появляются морщины. Иногда человек в старости не очень похож на себя в молодости или детстве. Но душа-то остается одна и та же. Когда мы говорим о Родине, то нужно иметь в виду не лицо и прочие внешние признаки, а душу, присущую ей. Для того чтобы эту душу узнать, нужно вдумчиво и внимательно изучить нашу историю, складывающуюся из судеб конкретных людей, и понять, что время, в которое мы живем, тоже является ее частью. У каждого из нас в истории есть определенное место. А ответ на вопрос, что для нас Родина, какая она и какой будет, можно найти только в самом себе.

Но все-таки, что же нам нужно любить?

— Когда человек любит, он сам определяет, кто для него тот, кого он любит. Вот молодой человек любит девушку и видит в ней что-то такое, чего не замечают окружающие, потому что смотрит на нее глазами любви. То же самое происходит, когда человек смотрит на свою страну. Нельзя рассказать, что такое его страна, если он этого не поймет своим сердцем. Что такое его страна? В советские времена говорили: «Одна шестая часть суши». Но, кроме того, это история, славные воинские победы и горькие поражения, история Русской Православной Церкви, искусство, литература. Чем больше человек узнает о своей стране, тем ближе он подходит к тому, чтобы стать ее патриотом. Потому что быть патриотом, ничего не зная, как-то странно.

А зачем нужно быть патриотом? И нужно ли вообще?

— Сам вопрос противоречит сущности патриотизма, которая заключается в бескорыстной любви к стране. А зачем нужно любить? Если почитать, что говорит о любви апостол Павел, то любить нужно для того, чтобы отдавать, жертвовать, прощать, ничего не требовать и сохранять любовь, невзирая, на то, что происходит в ответ. Получается, что любить и быть патриотом невыгодно, так как от человека требуется готовность отдать за Родину жизнь, притом, что она может о нем не позаботиться. С другой стороны, человек не любящий — человек неполноценный, ведь жертвенная любовь — нечто для нашей природы естественное. Поэтому быть патриотом нужно для того, чтобы быть настоящим человеком. А зачем быть настоящим человеком? Чтобы по-другому думать, чувствовать и переживать жизнь, отпущенную Богом. Как много живет людей, у которых, казалось бы, есть все, кроме счастья: они не способны радоваться, любить, дарить и принимать тепло, так как для него места в сердце нет.

Сложно ли в наше время быть патриотом, соответственно, настоящим человеком?

— А патриотом во все времена быть сложно. Например, римский герой Гай Муций Сцевола, отказавшись предать свой народ и государство и показав, что ему не страшны пытки, сжег собственную руку на глазах у врагов. Патриот — человек, который всегда должен быть готов чем-то пожертвовать, а это очень трудно. Но есть жертвы, которые обедняют, а есть те, которые нас обогащают.

Может ли вера, в частности Православие, воспитать патриотов?

— Верующий человек по определению должен быть патриотом. Сейчас внутри Православия развивается такое направление, как уранополитизм. На мой взгляд, это ложная идеология, главная идея которой заключается в том, что поскольку нашим отечеством является Отечество Небесное, мы не должны концентрироваться на любви к Отечеству земному. Но Господь дал человеку родиться в какой-то семье. И не всегда это идеальная или просто хорошая семья. Но тем не менее нам дана заповедь о почитании родителей. Эта заповедь также подразумевает почитание той страны, в которой человек родился. Мы называем страну Отечеством или Родиной, потому что здесь мы родились, здесь мы имеем родственную связь с нашей историей и народом. Если человек не любит родителей, то у меня большие сомнения, что он верующий человек. Соответственно, если верующий не любит свое Отечество, то, наверное, в его христианском самосознании и мировосприятии есть большой изъян. Вера учит человека быть патриотом. И верующий должен быть готов полагать жизнь за други своя, то есть не только за семью, друзей, но и за страну, за всю общность людей, в которою Господь привел его жить.

Как Вы думаете, что станет с государством, в котором нет патриотов?

— Гитлер хотел превратить многие страны в территории, где можно было бы заниматься сельским хозяйством, добывать полезные ископаемые и организовать какое-нибудь производство. Когда в государстве отсутствует такое понятие, как патриотизм, то оно и становится такой территорией.

Беседовала Дарья Хохлова