Я ничего не понимаю и засыпаю в театре. Что делать

Знает даже дату первой французской балетной постановки. 15 октября 1581 года королевское и придворные увидели постановку «Цирцея, или Комедийный балет королевы». Задумка представления принадлежит одному из придворных скрипачей - итальянцу Бальтазарини де Бельджозо.

На заре балета в его основе лежали танцы, принятые при королевском дворе. Примерно через сто лет зарождаются новые жанры: балет- , балет-опера и другие. Музыку для таких спектаклей начинают выделять в особый жанр, а постановку стремятся максимально драматизировать. Спустя еще век балет становится самостоятельным видом искусства. Немалую роль в этом сыграл французский балетмейстер Жан Жорж Новерр, который провел ряд реформ и сделал ставку на раскрытие постановки через выразительные образы.

В особую категорию всегда выделяли балет. Первый в России спектакль был поставлен 8 февраля 1673 года. В тот день царь Алексей Михайлович находился в подмосковном селе Преображенское и желал развлекаться. По преданию, балет ему настолько понравился, что он повелел развивать это направление искусства.

Русский балет как особая часть общего балетного искусства стал формироваться в начале XIX века. Французский балетмейстер Шарль-Луи Дидло сделал более тесной связь танцевальных па и пантомимы, увеличил значение кордебалета. Именно он делал центром постановки танец. Русский балет не был бы известен во всем мире, если бы не композитор П.И. Чайковский. Именно ему принадлежит , ставшая основой классических «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и других. Глубокая проникновенная музыка дала возможность танцорам более полно раскрыть образное , выразить драматическими средствами чувства и переживания героев. На сцене персонажи росли, развивались, боролись друг с другом и самими собой, влюблялись, убивали. Балет перестал быть просто видом танца, а стал настоящим искусством, понятным зрителю.

Академический балет XIX века был закован в рамки правил, стереотипов и условностей. В начале XX века не только в России, но и других странах мира начались усиленные поиски новых форм. Появился модерн – альтернатива строгим формам, а затем и свободный танец. Считается, что свободный танец придумала Айседора Дункан. Она была убеждена, что танец естественен, является частью каждого человека и отражает язык души. Именно Дункан первая спустилась с балетных пуант, отказалась от неудобных пачек в пользу легких и летящих одеяний. Свободный танец стал мировым движением, которое послужило толчком к очередному эволюционному витку балета.

Что такое балет, история балета

«Мы хотим не просто танцевать, а говорить танцем»
Г. Уланова

Удивительный, прекрасный и многогранный мир балета никого не оставит равнодушным. Впервые это слово прозвучало в Италии, сам жанр возник во Франции, помимо этого, балет является настоящей гордостью России, более того, в XIX веке именно русский спектакль, созданный П.И. Чайковским , стал подлинным образцом.

Что такое балет?

Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств. Так, музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство объединяются между собой, выстраивая слаженный спектакль, разворачивающийся перед публикой на театральной сцене. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

Когда возник балет?

Первое упоминание о балете относится к XV веку, сохранились сведения, что придворный учитель танцев Доменико да Пьяченца предложил для очередного бала объединить несколько танцев, написав к ним торжественный финал и обозначив, как балет.

Однако, сам жанр возник немного позднее в Италии. Точкой отсчета признан 1581 год, именно в это время в Париже Бальтазарини поставил свой спектакль на основе танца и музыки. В XVII веке, популярность получают смешанные представления (опера-балет). При этом, большее значение в таких постановках отводится именно музыке, а не танцу. Лишь благодаря реформаторской работе балетмейстера из Франции Жан Жоржа Новера жанр приобретает классические очертания со своим «хореографическим языком».

Становление жанра в России

Сохранились сведения, что первое представление «Балет об Орфее и Эвридике», было представлено в феврале 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Большой вклад в формирование жанра внес талантливейший балетмейстер Шарль-Луи Дидло. Однако, настоящим реформатором принято считать знаменитого композитора П.И. Чайковского. Именно в его творчестве происходит становление романтического балета. П.И. Чайковский уделил особое внимание именно музыке, превратив ее из сопровождающего элемента в мощный инструмент, помогающий танцу тонко улавливать и раскрывать эмоции и чувства. Композитор преобразовал форму балетной музыки, а также выстроил единое симфоническое развитие. Немалую роль в развитие балета сыграло и творчество А. Глазунова («Раймонда »), И. Стравинского («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка »), М. Равеля («Дафнис и Хлоя»), а также работа балетмейстеров М. Петипа, Л. Иванова, М. Фокина. В новом столетии выделяется творчество С. Прокофьева , Д. Шостаковича, Р. Глиэра , А. Хачатуряна.
В XX композиторы начинают поиски для преодоления стереотипов и установленных правил.

Кто такая балерина?

Балеринами раньше называли вовсе не всех, кто танцует в балете. Это высшее звание, которое получали танцовщицы по достижению определенной суммы артистических заслуг, а также через несколько лет после работы в театре. Изначально всех кто выпускался из Театрального училища принимали танцовщицами кордебалета, за редким исключением – солистками. Некоторым из них удавалось достигнуть звания балерины через два-три года работы, некоторым – только перед пенсией.

Основные компоненты


Главными составляющими балета являются классический танец, характерный танец и пантомима. Классический танец берет начало еще во Франции. Он невероятно пластичен и изящен. Сольные танцы называются вариациями и адажио. Например, хорошо всем известное Адажио из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Причем эти номера могут быть и в ансамблевых танцах.
Помимо солистов, участие в действии принимает кордебалет, который создает массовые сцены.
Зачастую танцы кордебалета относятся к характерным. Например, «Испанский» танец из «Лебединого озера». Этим термином обозначают народные танцы, введенные в спектакль.

   

Фильмы о балете

Балет является весьма популярным видом искусства, который нашел отражение и в кинематографе. О балете есть множество прекрасных картин, которые можно разделить на три большие категории:

  1. Документальные фильмы – это запечатленная балетная постановка, благодаря которой можно познакомиться с творчеством великих танцоров.
  2. Фильм-балет – такие картины также показывают сам спектакль, но только действие происходит уже не на сцене. Например, лента «Ромео и Джульетта» (1982), режиссера Пауля Циннера, где главные роли исполнили знаменитые Р. Нуреев и К. Фраччи; «Сказка о коньке-горбунке» (1961), где главную роль исполнила Майя Плисецкая.
  3. Художественные фильмы, действие которых связано с балетом. Такие киноленты позволяют погрузиться в мир этого искусства и подчас события в них разворачиваются на фоне постановки, либо они рассказывают обо всем, что происходит в театре. Среди подобных картин особого внимания заслуживает «Авансцена» - американский фильм режиссера Николаса Хитнера, который публика увидела в 2000 году.
  4. Отдельно следует упомянуть биографические картины: «Марго Фонтейн» (2005 г), «Анна Павлова» и многие другие.

Нельзя обойти вниманием картину 1948 года «Красные башмачки» режиссеров М. Пауэла и Э. Прессбургера. Фильм знакомит зрителей со спектаклем по мотивам известной сказки Андерсена и погружает публику в мир балета.

Режиссер Стивен Долдри в 2001 году представил общественности ленту «Билли Эллиот». В ней рассказывается о 11-летнем мальчике из шахтерской семьи, который решил стать танцором. Он получает уникальный шанс и поступает в Королевскую Балетную школу.

Фильм «Мания Жизели» (1995) режиссера Алексея Учителя, познакомит зрителей с жизнью легендарной русской танцовщицы Ольги Спесивцевой, которую современники прозвали Красной Жизелью.

В 2011 году на телеэкраны вышел нашумевший фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски, который показывает жизнь балетного театра изнутри.

Современный балет и его будущее

Современный балет сильно отличается от классического более смелыми костюмами и свободной танцевальной интерпретацией. Классика включала в себя весьма строгие движения, в отличие от модерна, который уместнее всего назвать акробатичным. Очень многое в этом случае зависит от выбранной темы и идеи спектакля. Опираясь на нее, постановщик уже выбирает набор хореографических движений. В современных спектаклях движения могут заимствоваться из национальных танцев, новых направлений пластики, ультрасовременных танцевальных течений. Интерпретация также производится в новом ключе, например, нашумевшая постановка Метью Берна «Лебединое озеро», в которой девушки были заменены на мужчин. Работы хореографа Б. Эйфмана – это настоящая философия в танце, поскольку каждый из его балетов содержит глубокий смысл. Еще одна тенденция в современном спектакле – размытие границ жанра, и правильнее его было бы назвать многожанровым. Он более символичен, по сравнению с классическим, и использует множество цитат, ссылок. Некоторые спектакли применяют монтажный принцип построения, и постановка состоит из разрозненных фрагментов (кадров), которые все вместе составляют общий текст.

Кроме того, во всей современной культуре наблюдается огромный интерес к различным ремейкам, и балет не исключение. Поэтому многие постановщики пытаются заставить публику взглянуть на классический вариант с другой стороны. Новые прочтения приветствуются, причем, чем оригинальнее они, тем больший успех их ждет.

Пантомима – это выразительная игра с помощью жестов и мимики

В современных постановках хореографы расширяют установленные рамки и границы, помимо классических компонентов добавляются гимнастические и акробатические номера, а также современные танцы (модерн, свободный танец). Эта тенденция наметилась еще в XX веке и не утратила свою актуальность.

Балет – сложный и многогранный жанр, в котором тесно переплетается несколько видов искусств. Никого не может оставить равнодушным грациозные движения танцоров, их выразительная игра и чарующие звуки классической музыки. Только представьте, как балет украсит праздник, он станет настоящей жемчужиной любого мероприятия.

Мы рады вам предложить артистов балета для исполнения номеров и отрывков из классических и современных балетов на вашем мероприятии.

Возрождение балета в нашей стране связано с 2015 годом, когда наконец завершилась реконструкция Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои. С того времени труппа театра начала восстанавливать балеты “Жизель”, “Томирис”, “Тысяча и одна ночь”. Резкий скачок произошел и за последующие годы, когда ташкентскому зрителю были представлены новые постановки: “Поэма двух сердец”, . В Театре выступили звезды мировой величины: Диана Вишнева, Никита Четвериков и Инна Билаш. Своим опытом и мастерством поделились Азарий Плисецкий, Мехмет Балкан, Данила Салимбаев.

Сейчас истинные театралы, да и просто те, кто хотят произвести впечатление, например, на девушку, удивив ее чем-нибудь необычным, замерли в предвкушении , который пройдет в Большом с 1 по 10 мая.

Нас ожидает танцевальный спектакль One, One & One от Израильского современного танцевального ансамбля Vertigo Dance Company, постановки , выступление Измирского театра оперы и балета и солистов Мариинского театра оперы и балета — Евгения Иванченко и Анастасии Колеговой.

Кроме того, в программе фестиваля будут представлены: «Поэма двух сердец», отчетный концерт Высшей школы национального танца и хореографии, бенефис заслуженной артистки Узбекистана Тамиллы Мухамедовой.

Но для тех, у кого сердце не начинает биться быстрее при озвученных именах, однако хотят удивить девушку, расширить свои горизонты или просто получить эстетическое удовольствие, мы подготовили небольшое руководство о том, как понимать балет, как вести себя в театре, и что делать, если вы засыпаете на балете.

Я ничего не понимаю и засыпаю в театре. Что делать?

Балет - это уникальный вид сценического искусства, в котором посредством музыкально-хореографических образов повествуется целая история, чаще всего история любви. Причем эта история рассказывается не словами, а танцем, пластикой и особыми жестами, обладающими смыслом.

К примеру, когда артист делает движение руками над головой, это означает, что он предлагает своей любимой обручиться. Если вы прочтете сюжет балетной постановки заранее погуглив дома, смотреть балет вам будет гораздо интереснее и понятнее.

Собрав информацию, вы сможете выбрать именно ту постановку, которая будет вам по душе и не прогадать. К тому же, если вы давно хотите признаться в чувствах, но не осмеливаетесь это сделать, пригласите возлюбленную на спектакль о любви, вечной, бесстрашной и безусловной.

Покажите на YouTube

Вдобавок, благодаря современным технологиям, вы сможете увидеть хотя бы отрывки некоторых постановок , вдохновиться историями артистов балета или даже научиться технике выполнения фуэте . А после спектакля сможете поддержать дискуссию и даже блеснуть интеллектом, рассказав собеседникам немного фактов о балете, заслуженных артистах и постановке.

Что делать если я в первый раз на балете, а времени на подготовку не было?

Если вы все-таки решили пойти на балет, а подготовиться не успели, у вас будет возможность хотя бы пробежаться глазами по тексту в программке, которую вам предложат перед началом спектакля. Уловив суть сюжета, вы будет чувствовать себя увереннее и понимать происходящее на сцене.

Если не успели и это, то просто расслабьтесь : насладитесь живой классической музыкой, посмотрите на магию, которая происходит между артистами балета; обратите внимание на декорации, при виде канделябров во дворце или заката в лесу, у вас точно возникнут идеи, ассоциации, воспоминания. Сейчас артисты балета практически на каждую премьеру выходят в новых костюмах, поэтому присмотритесь к воздушным пачкам, оцените прически, макияж и целостность образа.


Поразмышляйте, проникнитесь, помечтайте! Откройте себя новому: новым чувствам, ощущениям, знаниям! Вообразите, если бы вы были артистом балета, какую партию бы захотели исполнить и каким образом: что бы вы доработали, улучшили, изменили. Попробовав все это, вы не пожалеете, потому что в глубине души что-то обязательно откликнется зову прекрасного.

А когда мы тянемся к прекрасному, мы облагораживаемся, становимся культурнее, расширяем собственное сознание. Тогда, вдохновленные и окрыленные, мы будем концентрироваться не на мелких будничных хлопотах, а на фундаментальных ценностях: правильном образе жизни, выстраиванию правильных взаимоотношений и внутренней гармонии.

Когда я говорю, что на досуге занимаюсь балетом, многие недоумевают. Как же так, балет – и вместо привычного фитнесса? Возникает сразу несколько вопросов: а зачем тебе это нужно? а ты умеешь стоять на кончиках пальцев? а ты можешь сесть на шпагат?

На последние два ответить просто: могу. А вот на вопрос «зачем?» я сама себе не всегда могу ответить. Ведь балериной мне уже не стать и на сцену не то что Большого, но даже нашего Одесского оперного не выйти. Но ведь занимаются же люди теннисом, не выступая при этом на кортах Уимблдона! И балет – это далеко не то, что видно из партера: грим, пачки, ножки в пуантах.

Это в буквальном смысле пот, кровь и работа-работа-работа. Именно поэтому мне хочется поговорить о физической составляющей этого прекрасного искусства.

Классический балет по своей сути абсолютно не физиологичен. Им, наравне с профессиональным спортом, нужно начинать заниматься с раннего детства, иначе тело просто-напросто не удастся «поломать» и заставить работать в непривычном ему положении. Основополагающий фактор, без которого невозможно ни одно (!) классическое па – это выворотность, то есть способность ног развернуться от бедра так, чтобы была видна его внутренняя часть. Вот, например, первая позиция: пятки вместе, носки врозь, ступни соприкасаются пятками и развернуты носками наружу, образуя на полу прямую линию.

Выработать эту самую выворотность, не имея к этому предрасположенности, а тем более взрослому человеку (и здесь я имею в виду человека от 14 лет и старше) практически невозможно. Насильное «разворачивание» бедер может привести к серьезным травмам коленей и разболтанности суставов.

Вторая «необходимая необходимость» – это спина. Балерину и даже ученицу балетной школы легко выделить из толпы именно по осанке. Ровная прямая-прямая спина, без прогиба, развернутые плечи, острые «в разлет» ключицы – балерину ни с кем не перепутаешь. Я видела многих девочек из модерна, с прекрасной растяжкой и техникой, но вот классической «балетной» спины у них не было – особенно, это было заметно на больших прыжках, когда они приземлялись с жутким грохотом. Так называемый апломб – то есть умение сохранять баланс в любой позиции, вырабатываемый именно за счет крепкой спины и завязанных в узел лопаток – помогает балерине стоять на одной ножке на пуанте и не падать.

Остальные «балетные» факторы – стопа с высоким подъемом, большой шаг (то есть, банальная растяжка, умение поднять ногу предельно высоко), гибкость – до известных пределов наработать можно. Для этого маленькие детки буквально ломают себя, суют стопы под батарею, отвисают в «минусовый» шпагат с двух стульев и в большинстве случаев добиваются своего.

Балерин с идеальными данными (то есть, чтобы все вышеперечисленное собралось воедино в одном человеке) практически нет. Одна из них, прекрасная Светлана Захарова, знаменита именно своими невероятно длинными ногами, прекрасной стопой «с горкой», гибкой спиной, мягкими легкими руками, длинной шеей, высоченным шагом. Такие, как она, рождаются раз в сто лет. На нее, как на огонь и воду, можно смотреть бесконечно:


Так зачем же, скажете вы, ломать себя, нарабатывать эти мифические данные, если это все равно ни к чему не приведет? Ответить сложно и легко: искусство тревожит душу. И да, я говорю об искусстве именно в физиологическом контексте.

Я помню как летом, в душном зале, при выполнении пируэта, с меняя веером летели капли пота. Я помню, как пуанты после 15-минутного «стояния» на них пропитывались кровью. Я помню, как кричала, пытаясь растянуться на шпагат и прекрасно помню как у меня потемнело в глазах всего от 32-ух маленьких прыжочков «сотэ». А еще я помню эту невероятную легкость и одновременно наполненность после занятия. Это ощущение неведомо тем, кто занимается фитнесом и даже йогой вкупе с пилатесом. Оно стОит всех слез и разочарований в себе и ограниченных возможностях собственного тела. Оно дарит осознание того, что ты занимаешься любимым делом, независимо от того, пачка на тебе или обычный тренировочный купальник.

Говорить о балете и занятиях классической хореографией я могу долго-долго и остановить меня сложно. Поэтому это только вступительная статья.

Что дают занятия балетом во взрослом возрасте?

Чего можно добиться, занимаясь всего два раза в неделю?

Как сесть на шпагат, научиться стоять на пуантах и выработать «балетную» осанку?

Все это и многое другое вас ждет в дальнейших выпусках. Оставайтесь с нами!

Балет –один из самых сложных и красивых видов искусства. Он сложен как в создании, так и в понимании. Еще остались люди, которые относятся к балету с иронией. А все почему? Потому что из зрительного зала порой незаметен огромный труд, который стоит за исполнением легкого пике и смелого фуэте. Научиться понимать балет может каждый, хоть это будет и непросто.

Любой вид искусства требует вдумчивого наблюдения, терпения, самообразования. Эти составляющие делают доступным любое искусство, и оно открывает вам новые горизонты!

Сначала нужно открыть для себя мир балета. На самом деле, он не такой большой, как кажется. Для того, чтобы понять классические постановки, нужно иметь определенную подготовку. Но откуда ее взять человеку, который никогда не занимался танцами? Конечно, в Интернете: вы можете стать зрителем грандиозных спектаклей, увидеть всемирно известных артистов балета. Лучше начинать смотреть с коротких вариаций, например, вариации Жизели, Раймонды, Зигфрида. Это позволят увидеть работу исполнителя в определенный момент, оценить его мастерство. Мало что удалось понять? Никак не уловить смысла всего происходящего?

А давайте заглянем за кулисы! Часто обычные люди не имеют понятия о жизни артистов балета вне сцены. Обучение к училищах, академиях, затем - жизнь в репетиционном зале, часы изнурительного труда ради легкости исполнения на сцене. Жизнь артиста балета уже много лет находится под пристальным вниманием режиссеров, о ней снято множество документальных фильмов. Например, серия фильмов о Диане Вишневой в период обучения в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой; съемки репетиций Ульяны Лопаткиной, Майи Плисецкой, Светланы Захаровой… О процессе обучения в хореографическом коллежде - «Прекрасная трагедия» о 15-летней Оксане Скорик. Фильмы познакомят вас с закулисной жизнью артистов балета. Придет осознание того, что это сильные люди, которым на долю выпало служить искусству. А в этом деле нужно только совершенство.

Кроме этого, с артистами балета проведено множество творческих интервью в разные времена. Из этих бесед вы можете узнать удивительные факты о творческой стороне жизни, трудностях профессии и другие размышления артиста. В ходе интервью упоминаются детали, которые создадут в вашем сознании полную картину творческой жизни балерины или танцовщика.

После просмотра фильма о какой-либо личности оцените его работу в балете. Начать просмотр можно с коротких и известных вариаций из классического балетного наследия, как «Лебединое», «Спящая красавица», «Жизель». Сравните исполнение одной и той же вариации разными артистами. В чем разница? Почему одно «трогает», а другое – нет?

Вы собираетесь посетить балетный спектакль. Это большой праздник души! Но к нему нужна тщательная подготовка. Зачастую, зритель даже не читает программу спектакля, которую предлагают в театре. Но мы ведь хотим понять и проникнуться, поэтому подготовимся заранее.

Как известно, балет – это интерпретация какого-либо литературного произведения. Накануне спектакля тщательно изучите сюжет того, что вам предстоит увидеть. Желательно, в оригинале, будь то «Лебединое озеро», «Дон Кихот» или «Анна Каренина», или «Ромео и Джульетта». Вы будете видеть хореографию и костюмы, узнаете в артистах героев произведения. Ваша память восполнит отсутствие слова на сцене. Если вы будете знать тонкости взаимоотношений героев произведения, вы поймете и то, что изображают артисты балета. Им приходится гораздо сложнее: без слов передать переживание, счастье, драму… Во время балетного спектакля между артистом и зрителем устанавливается контакт. Это значит, что важна работа не только балерины, но и зрителя. Тогда и только тогда возможно взаимопонимание. Больше внимания, любознательности, и балет принесет вам огромное эстетическое наслаждение!