Фонвизин биография краткая. Д.И

Какие произведения Фонвизина известны современным читателям? Безусловно, «Недоросль». Ведь комедия входит в школьную программу. Известно, что перу русского писателя принадлежат критические статьи-переводы зарубежных авторов. Однако литературоведческими трудами и сатирическим сочинением о невежественном семействе Простаковых произведения Фонвизина не ограничиваются.

Что еще написал создатель бытовой комедии? И почему на склоне лет автору «Недоросли» сложно было опубликовать свои творения?

Русский автор иностранного происхождения

Писатель жил и творил в екатерининскую эпоху. Произведения Фонвизина не были бы созданы, если бы один из предков комедиографа не попал однажды в русский плен. Создатель таких персонажей, как Простаков, Стародум и Митрофанушка, имел происхождение иностранное, однако был самым русским из всех русских писателей восемнадцатого столетия. По крайне мере, так о нем сказал Пушкин.

Переводческая деятельность

Писатель учился в гимназии, затем стал студентом философского факультета. Произведения Фонвизина представляют собой вершину театрального искусства восемнадцатого века. Однако прежде чем получить признание, литератор много лет корпел над переводами именитых зарубежных и даже античных драматургов. И только набравшись опыта, он приступил к написанию оригинальных сочинений.

Художественным переводом герой этой статьи начал заниматься случайно. Однажды один из петербургских книготорговцев прослышал о его превосходных знаниях иностранных языков. Предприниматель предложил молодому человеку перевести на русский сочинения Людвига Хольберга. Денис Фонвизин справился с задачей. После чего посыпалось множество предложений от издателей.

Литературное творчество

Когда же начали появляться оригинальные произведения Фонвизина? Список его произведений небольшой. Ниже приведен перечень драматургических сочинений и публикаций на политическую тему. Но прежде стоит несколько слов сказать о мировоззрении этого автора.

Во второй половине восемнадцатого века во всей Европе в моде была просветительская мысль, одним из основоположников которой являлся Вольтер. Русский писатель с удовольствием переводил сочинения французского сатирика. Юмор, которым отличаются произведения Фонвизина в стиле классицизма, вероятно, стал особенностью, сформировавшейся под влиянием творчества Вольтера. В годы, когда литератор особенно активно посещал кружки вольнодумцев, была создана первая комедия.

«Бригадир»

Литературные занятия помогли Фонвизину подняться по служебной лестнице в молодости, но оказали губительное влияние на творчество писателя в преклонные годы. На перевод трагедии Вольера обратила внимание сама императрица. Особым успехом пользовалась комедия «Бригадир».

Публицистика

В 1769 году писатель перешел на службу к который побудил его написать политический трактат. Название этого сочинения полностью соответствует времени, в которое жил автор: «Рассуждения о совсем истребившейся всякой форме правления государственного и о зыблемом состоянии империи и государей».

В екатерининскую эпоху образованные люди изъяснялись весьма витиевато, даже сама императрица, которой, к слову сказать, сочинение не понравилось. Дело в том, что в этом произведении автор критиковал и Екатерину, и ее фаворитов, требовал конституционного преобразования. При этом осмелился даже угрожать государственным переворотом.

В Париже

Более двух лет провел Фонвизин во Франции. Оттуда он вел регулярную переписку с Паниным и другими единомышленниками. Общественно-социальные проблемы стали главной темой как писем, так и сочинений. Публицистические произведения Фонвизина, список которых малоизвестен современникам, несмотря на отсутствие жесткой цензуры в те годы, были пропитаны жаждой перемен, реформаторским духом.

Политические взгляды

После посещения Франции Денис Фонвизин написал новые «Рассуждения». На этот раз они посвящались государственным законам. В этом сочинении автор поднял вопрос о крепостном праве. Будучи уверенным в необходимости его уничтожения, он находился все еще под впечатлением «пугачевщины», а потому предлагал избавляться от крепостничества умеренно, не спеша.

Фонвизин занимался литературным творчеством до конца своих дней. Но в силу неодобрения императрицы не смог издать собрание своих сочинений. Наконец, стоит назвать произведения Фонвизина.

Список книг

  1. «Бригадир».
  2. «Недоросль».
  3. «Рассуждения о непременных государственных законах».
  4. «Выбор гувернера».
  5. «Разговор у княгини Халдиной».
  6. «Чистосердечное признание».
  7. «Корион».

«Чистосердечное признание» писатель создал, будучи в преклонных годах. Это произведение носит автобиографический характер. В последние годы писатель Фонвизин главным образом писал статьи в журналы. В историю русской литературы Фонвизин вошел как автор комедий в жанре классицизма. Что это за направление? В чем его характерные черты?

Произведения Фонвизина

Классицизм является направлением, основанным на принципах рационализма. В произведениях присутствуют гармония и вера, строго соблюдены поэтические нормативности. Герои комедии «Недоросль» разделены на положительных и отрицательных. Противоречивых образов здесь нет. И это также является характерной чертой классицизма.

Зародилось это направление во Франции. В России классицизм отличался сатирической направленностью. В произведениях французских драматургов на первом месте была античная тематика. Для характерны национально-исторические мотивы.

Главная особенность драматургических произведений восемнадцатого столетия - единство времени и места. События «Недоросли» происходят в доме семейства Простаковых. Все, что описано в комедии, свершается в течение двадцати четырех часов. Фонвизин наделил своих персонажей говорящими именами. Скотинин мечтает о деревеньках, где пасется много свиней. Вральман делает вид, что просвещает Митрофанушку, в то время как вводит недоросля в еще более жуткое невежество.

В комедии затрагивается тема воспитания. Просветительная мысль оказала существенное влияние на все творчество Фонвизина. Писатель мечтал об изменении государственного строя. Но полагал, что без просвещения любые изменения приведут к бунту, «пугачевщине» или другим негативным социально-политическим последствиям.

Сатирик и драматург Фонвизин (Фон-Визин) Денис Иванович родился 3(14).IV.1744 или 1745 г. в Москве в дворянской семье, умер 1(12).XII.1792 г. в Петербурге . Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .

Первоначальное воспитание получил дома под руководством отца.

С 1755 учился в гимназии для дворян при только что открытом тогда Московском университете.

В 1762 по окончании гимназического курса был переведен в студенты, но в том же году оставил университет и определился на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком.

В 1763 перешел в канцелярию кабинет-министра И. П. Елагина, ведавшего «приемом челобитен» и управлявшего театрами. В это время Денис Иванович вступает в тесное общение с театральной средой и в особенности дружит с выдающимся актером И. А. Дмитриевским.

С 1769 занял должность секретаря при руководителе Коллегии иностранных дел графе Н. И. Панине и в течение многих лет был его самым доверенным лицом в вопросах внешней политики.

В 1777-78 совершил путешествие во Францию, где познакомился с писателями Мармонтелем и Тома, энциклопедистом Д"Аламбером, американским политическим деятелем и ученым Б. Франклином и был свидетелем «триумфа», устроенного по случаю приезда Вольтера в Париж.

В 1782 вышел в отставку в связи с ухудшившимся состоянием здоровья.

В 1784-85 ездил лечиться за границу - в Италию, а в 1786-87 в Австрию, но поездки эти не принесли ему пользы. Столь же безуспешным оказалось и путешествие в Прибалтику, предпринятое Денисом Ивановичем за три года до смерти.

Интерес к литературе и к театру пробудился у Фонвизина еще в ученические годы. Самым ранним из дошедших до нас литературных опытов писателя является перевод «Басен нравоучительных» датского сатирика Л. Гольберга (перевод сделан не с подлинника, а с немецкого текста; при жизни сатирика трижды выходил отдельным изданием - в 1761, 1765 и 1787).

Ряд его мелких переводов с немецкого и французского помещен в университетских журналах «Полезное увеселение» (1761) и «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к получению удовольствия» (1762). Переводить он продолжал и по выходе из университета. Перевёл:

«Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» политико-нравоучительный роман Террасона (1-4 ч., 1762 -1768),

«Любовь Кариты и Полидора» роман Бартелеми (1763),

«Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»

рассуждение Куайе (1766),

«Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» сентиментальную повесть Арно (1769),

«Иосиф» поэму в прозе Битобе (1769),

«Альзира» трагедия Вольтера осталась в рукописи,

«Метаморфоз» Овидия не напечатан

«О правительствах» трактата немецкого юриста Юстине не напечатан.

Одновременно с работой над переводами развивалось и оригинальное творчество Дениса Ивановича «Весьма рано появилась во мне склонность к сатире, - писал сатирик, вспоминая свои ученические годы. - Острые слова мои носились по Москве ... Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть; и я вместо того, чтобы привлечь к себе людей, отгонял их от себя и словами и пером. Сочинения мои были острые ругательства: много в них было сатирической соли...» («Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»).

Стихотворные сатиры Фонвизин продолжал писать и по приезде из Москвы на службу в Петербург. В «Опыте исторического словаря о российских писателях» (1772) Новиков отмечал, что Денис Иванович «написал много острых и весьма хороших стихотворений». Из них в настоящее время известны лишь отрывки из двух посланий («К Ямщикову» и «К уму моему»), одна эпиграмма и ставшая знаменитой сатира в стихах «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (опубликовано в 1769). Обращенное к реальным лицам, оно, по существу, представляет собой не послание, а драматизированный разговор сатирика со своими слугами на тему о смысле бытия. Большого мастерства достиг он в обрисовке слуг, ответы которых на заданный им вопрос выявляют индивидуальные особенности характера каждого из них. Антиклерикальные тирады, произносимые Ванькой, и своего рода «вольтерьянство» Петрушки не выдуманы сатириком, но в то же время определенным образом перекликаются с мыслями и настроениями самого драматурга. Это делает его «Послание к слугам» прежде всего колоритнейшим памятником русского философского свободомыслия XVIII века. Однако философская тема, поставленная в этом произведении, перерастает в тему социальную, обнаруживающую умение сатирически отображать типические явления действительности. Начиная с 60-х гг. XVIII в. развитие капиталистических отношений в России сопровождалось дальнейшим усилением крепостнического гнета. Глубоко характерно поэтому, что Фонвизин, наряду с резким сатирическим изображением русского крепостнического уклада, с большой остротой показывает в своем «Послании к слугам» силу денег как основного фактора, определяющего человеческие взаимоотношения. Жизненная сила и обличительная направленность этого произведения впоследствии заслужили высокую оценку Белинского , утверждавшего, что «забавное» и «злое» послание сатирика «переживет все толстые поэмы того времени» (Полн, собр. соч., т. V, М., 1954, с. 537; т. VII, М., 1955, с. 119).

Как драматург Денис Иванович впервые выступил со стихотворной комедией «Корион», поставленной на придворной сцене в 1764. В этой пьесе он пытался разрешить ту же задачу, что и другие современные ему драматурги (В. И. Лукин , И. П. Елагин, Б. Е. Ельчанинов), - задачу создания русской национально-бытовой комедии путем «склонения на паши правы», т. е. переделки, произведений западноевропейского театрального репертуара. Образцом для «Корион» послужила комедия французского поэта Грессе «Сидней». В целом пьеса лишена сколько-нибудь органической связи с русским бытом. Примечательно в ней лишь то, что Денис Иванович вывел на сцену одно отсутствовавшее во французском тексте действующее лицо - крепостного крестьянина, сетующего на свою горькую участь.

Крупной удачей драматурга была его вторая комедия - «Бригадир» (написана между 1766 и 1769, напечатана в 1792-1795). По справедливому выражению современника, услышавшего пьесу в чтении самого автора, это была «первая комедия в наших нравах». В «Бригадире» Фонвизин жестоко высмеял невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов русского общества. Жизненная убедительность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Советница и Иванушка, достигнута драматургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров. Зато в Бригадирше с большой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича. Основным художественным достоинством пьесы был метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выражений в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Советницы, народное просторечие Бригадирши. В противоположность отрицательным персонажам положительные образы комедии (Добролюбов, Софья) отличаются бледностью и схематичностью.

Вершиной творчества Фонвизина и всей русской драматургии XVIII века явилась комедия «Недоросль» (1782, поставлена в том же году, напечатана в 1783). Содержащееся в этой пьесе обличение «злонравия» помещиков-крепостников, благодаря остроте художественно-сатирического обобщения, с невиданной ранее выразительностью раскрывает социальную сущность крепостничества. В «Недоросле» Денисом Ивановичем «впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства» (М.Горький, История русской литературы, М., 1939, с. 22). По своему общественному значению комедия оказалась неизмеримо шире той субъективной дворянско-просветительской цели, которую преследовал автор, призывавший к законодательному обузданию крепостников. «Недоросль» -комедия социально-политическая, поскольку заключенный в ней подтекст направлен против осуществлявшейся в эти годы Екатериной II политики укрепления крепостничества. Большое внимание уделил драматург в комедии традиционной в просветительской литературе проблеме воспитания. Однако по сравнению с тем как эта проблема разрешалась до Фонвизина, она значительно углубляется и получает в «Недоросле» социальное осмысление. Дурное воспитание Митрофанушки воспринимается как естественный результат всего крепостнического уклада. Сущность социального зла, против которого ополчается драматург, раскрывается не только посредством декларативных сентенций, произносимых положительными персонажами, но и в живых, запоминающихся образах. Одни из них заострены до гротеска, до карикатуры (Скотинин, Вральман, Кутейкин), другие отличаются большей внутренней сложностью. В образе Простаковой показаны не только черты тиранки-помещицы, но и любящей матери. Эта любовь облечена у нее в почти животную, примитивную и безрассудную форму. Такая любовь не может породить в Митрофанушке ничего иного, кроме невежества, лени и грубости, а воспитание, получаемое им, должно неминуемо превратить его в тирана-крепостника, подобного матери. Отрицательным персонажам, согласно законам драматургии классицизма, противопоставлены положительные (Стародум, Правдин, Милон). В их обрисовке Денис Иванович стремился избежать безличности и схематизма. Новым было и то, что в них нашли отражение реальные черты современников Фонвизина. Тем не менее, присущая им дидактико-моралистическая тенденция лишает их той жизненной конкретности, которой преисполнены отрицательные действующие лица. Недаром имена Митрофанушки, Простаковой, Скотинина, Вральмана, Кутейкина стали нарицательными.

Если язык персонажей «Бригадира» служил для их социально-бытовой характеристики, то язык персонажей «Недоросля» одновременно отвечает задачам психологической характеристики. С особенным мастерством индивидуализирована опять-таки речь сатирических действующих лиц, превосходно передающая речевые особенности среднепоместной дворянской среды.

«Недоросль» создавался в рамках драматургических правил классицизма. Однако воздействие эстетических принципов буржуазной драматургии (обилие дидактико-моралистического элемента, мотив сочувствия «страждущему человечеству») и реалистические тенденции вели к преодолению условностей классического комедийного жанра. В итоге, благодаря своей идейной сущности и тесной связи с народно-речевой традицией, «Недоросль» вполне оправдывает название «комедии народной», данное ему Пушкиным в «Послании цензору».

Обе комедии - «Бригадир» и в особенности «Недоросль» - оказали исключительно большое влияние на дальнейшее развитие русской драматургии. По словам Белинского, «русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина» (Полн. собр. соч., т. III, М., 1953, с. 470).

Гоголь ставил «Недоросля» рядом с «Горем от ума» Грибоедов а, называя их «истинно общественными комедиями», в которых «раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние... выставлены в очевидности потрясающей» (Полн. собр. соч., т. VIII, 1952, с. 396, 400).

Почти одновременно с окончанием «Недоросля» Денис Иванович написал замечательный по содержанию и форме политический трактат «Рассуждение о непременных государственных законах». Предназначавшийся для наследника русского престола, трактат этот должен был внушить будущему монарху сознание строжайшей ответственности перед лицом закона. Показывая, к чему приводит самодержавный произвол, драматург превращает свой трактат в острейший памфлет, бичующий Екатерину II и процветавшую при ней систему фаворитизма. Многое в этом «Рассуждении» непосредственно перекликается с идейной направленностью «Недоросля». Впоследствии, сокращенный и переработанный применительно к условиям общественной борьбы конца 10-х - 1-й пол. 20-х гг. XIX в., текст «Рассуждения» был использован в агитационных целях декабристами.

В последнее десятилетие своей творческой деятельности Денис Иванович написал большое количество прозаических произведений, разнообразных по форме, но сатирических в своей основе. Таковы:

«Опыт российского словника» (в это время он интересовался вопросами языка и составил для Российской академии проект «Толкового словаря славяно-российского языка»),

«Челобитная российской Минерве от российских писателей»,

«Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.», «Повествование мнимого глухого и немого» (все напечатаны в 1783),

«Каллисфен» греческая повесть (1786).

Большой общественный резонанс получили «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» (1783), содержавшие прямые выпады против внутренней политики Екатерины II и вызвавшие с ее стороны крайнее раздражение и обвинение автора в «свободоязычии».

В 1788 Денис Иванович подготовил к печати первую часть журнала, составленного сплошь из его собственных произведений, - «Друг честных людей, или Стародум», но издание было запрещено Управой благочиния. В состав первой части журнала должен был войти один из самых блестящих образцов политической сатиры не только в творчестве Фонвизина, но и во всей русской сатирической прозе XVIII века - «Всеобщая придворная грамматика». Материалы, предназначавшиеся для «Друга честных людей», появились в печати только в первой трети XIX века.

Об огромном вкладе драматурга в развитие русской прозы свидетельствуют не только его сатирические произведения, но и письма - замечательный памятник эпистолярного стиля, а также его автобиографические записки «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (опубликовано в 1830).

Единственной сатирой в стихах, написанной, по-видимому, в последний период творчества, является басня «Лисица-казнодей» (напечатана в 1787), блестяще пародирующая стиль официальных панегириков монархам и беспощадно разоблачающая их сочинителей. Наряду с «Всеобщей придворной грамматикой» она показывает, что талант Фонвизина-сатирика достиг в это время своего наивысшего общественно-политического накала.

Творческое наследие Дениса Ивановича оказало глубокое воздействие на дальнейшее формирование критического реализма в русской Литературе. Батюшков связывал с Фонвизиным «образование прозы».

В суждениях А. Бестужев а, Пушкин а, Гоголя, Герцен а подчеркивалась самобытность и народность его таланта. Преемственную связь между передовой русской драматургией, у истоков которой стоит Фонвизин, с театром Островского отмечал Гончаров.

Жизненность сатирических персонажей драматурга в новых исторических условиях показал в ряде своих произведений Щедрин («Письма к тетеньке», «Господа ташкентцы», «Круглый год»).

По определению М. Горького, Денис Иванович положил начало «великолепнейшей и, может быть, наиболее социально-плодотворной линии русской литературы - линии обличительно-реалистической» («История русской литературы», с. 25).

«Недоросль» - единственная русская пьеса XVIII века, занявшая прочное место в репертуаре советского театра. Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.

Д.И.Фонвизин великий и знаменитый русский писатель, замечательный драматург, потрясающий публицист, великолепный переводчик. Именно этот человек по праву считается мастером и основным создателем классицизма. Именно Фонвизиным была создана национальная комедия быта. Это он - человек, написавший полюбившуюся всеми школьниками пьесу «Недоросль».

Родился Фонвизин 3 апреля 1745 года. Его родным городом была Москва. Семейство носило дворянский титул. Конечно же, как и многие другие дворянские дети того времени, Денис получал домашнее образование.

В их семье была патриархальная обстановка.

С 1755 года мальчик начал получать образование в одной из дворянских гимназий, расположенных при московском университете. После этого мальчик поступил на факультет философии. В 1760 году он стал одним из избранных и отправился в Петербург, где и произошло его знакомство с такими известными людьми, как Ломоносов и Сумароков.

Первые произведения будущего великого человека появляются в 1760-х годах. Его ранее творчество содержало в себе острую сатирическую направленность. В 1760 в печать поступила его знаменитая «Недоросль». Наряду с творчеством Денис плотно занимался переводами. В 1761 году им были переведены на русский язык знаменитые басни Хольберга.

С 1762 года молодой человек занимает должность переводчика. С 1763 - секретарь кабмина самого Елагина. 1769 год приносит ему должность личного секретаря самого графа Панина.

В 1768 году в свет выходит одна из сатирических комедий под названием «Бригадир». После ее написания Фонвизина пригласили для прочтения шедевра самой императрице Екатерины II.

С 1783 года писатель активно путешествует по всей Европе. Уже в 1785 случается его первый апоплексический удар, а в 1787 году он решает вернуться в родную Россию.

7, 9 класс по годам

Биография Дениса Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году в семье представителей среднего дворянства. Его отец, ушедший с военной службы в качестве майора, имел скромную гражданскую позицию в Москве; мать Фонвизина была из более благородной семьи. Семья Фонвизина прибыла в Россию из Германии в середине шестнадцатого века. В это время Денис не знал ни одного языка, кроме русского. Ему пришлось изучать немецкий язык в школе. В отличие от многих русских дворян, он обучался французскому языку, будучи довольно взрослым.

Когда ему было десять лет, Фонвизин был одним из первых, кто был допущен в недавно открывшийся Московский университет, очевидно, для подготовки к университетскому образованию. Во время учебы у него и появилась сильная тяга к литературе. Ранняя поездка в Санкт-Петербург (1760) привела его в имперский театр, где он увидел пьесу датского драматурга Людвига Холберга. С этого момента он начинает испытывать интерес к драме; в 1761 году он опубликовал перевод моральных басен Холберга. Писатель улучшил свой русский литературный язык и основательно овладел французским и немецким языками во время перевода различных статей для университетских журналов.

В семнадцать лет Фонвизин нашел свою первую работу. Он начал работать на государственной службе недавно увенчанной императрицы Екатерины. В этот период он прочитал работу сатирика Антиох Кантемира, чья работа, хотя и была написана ранее, опубликовалась только в 1762. Впечатленный этим произведением Фонвизин решил написать юмористическое письмо своим трем слугам, которое носило название «Послание к моим слугам Шумилову, Ваньке и Петрушке». Это произведение содержало сатиру на реалии того периода.

В октябре 1763 года Фонвизин нашел покровителя в лице Ивана Перфильевича Елагина, сторонника Екатерины и человека с литературными и театральными интересами. С помощью Елагина Фонвизин начал конкурировать с Владимиром Лукиным, драматургом огромного таланта. Сотрудничество Фонвизина с Елагиным позволили ему в 1760-х годах поэкспериментировать с и литературными переводами. Он сделал стихотворный перевод «Alzire» Вольтера, однако не опубликовал его, осознав то, что, хотя он и хотел написать трагедию, но его природный талант был для остроумия и сатиры.

В это время молодой человек увидел постановки неоклассических трагедий и комедий Сумарокова, а также многочисленные постановки французских комедий, переведенных молодыми дворянами столицы. Фонвизин также перевел пьесу, Сидней, которую написал Жан-Батист Грессет; Фонвизин дал название «Корион» российской версии. Несмотря на то, что пьеса была переведена на русский язык, персонажи сохранили свои французские имена. Игра была поставлена в ноябре 1764 года в придворном театре, но не увенчалась успехом.

Жизнь Фонвизина в фешенебельном Санкт-Петербурге позже полностью отразилась в его пьесах. Фонвизин ненавидел лицемерия и притворства, и он не любил петербургских пижонов, с их слепой любовью к французскому языку и моды и их презрением к чему-либо русскому. Фонвизин больше склонялся к русской жизни. Влияние его отца придавало ему сильное чувство долга перед своей страной. Воодушевленный театральными интересами своего покровителя, Елагина, он решил основательно писать сатирические произведения и комедии.

Он добавил новые фигуры, которые еще не появились на какой-либо российской сцене, например, грубая и мелкая дворянка, жившая в небольших городах и на собственных землях, малообразованные люди, которые безрассудно служили в жестко дисциплинированных воинских частях, пока они не уходили с должности бригадира, к примеру. Их жены, едва грамотные, которые не знали ничего, кроме домашнего хозяйства. Фонвизин добавил в свои сатиры судей - взяточников, о которых он многое узнал от своего отца. Результатом всего этого стала комедия «Бригадир». Фонвизин читал пьесу в доме Елагина, а затем в июне 1769 года в Петергофе для императрицы, которая наслаждалась игрой. Двадцатичетырехлетний Фонвизин...

7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Денис Иванович Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в семье богатых дворян. Отец занимался образованием сына с малых лет. Как только в Москве в 1755 г. открылся университет, отец отдал его в гимназию при этом университете. Фонвизин среди других учеников выделялся прилежанием и был неоднократно за это награжден. В 1758 г. директор университета И. И. Мелиссино едет в Петербург, чтобы показать лучших учеников (в числе которых и Фонвизин с братом) основателю университета И. И. Шувалову. Эта поездка на всю жизнь запомнилась Фонвизину. Самое большое впечатление на него произвел театр. С этого времени он мечтает о знакомстве с актерами и хочет создать свою комедию.

При дворе он встретился с юношей, который посчитал его невежей лишь потому, что Фонвизин не знал французского языка. Когда писатель вернулся в Москву, он занялся самостоятельным изучением французского, немецкого языков и скоро в этом преуспел. Он переводил иностранные литературные произведения. С 1762 г. учится в Московском университете на философском факультете, но оставляет учебу и переходит на службу в Коллегию иностранных дел на должность переводчика. Переезжает в Петербург. В 1763 – 1769 гг. числится в Коллегии и, благодаря удачному переводу трагедии Вольтера «Альзира», понравившемуся Екатерине 2, работает секретарем у кабинет-министра И. П. Елагина. В 1763 – 1769 гг. появляются сатирические произведения «Послание к слугам моим…», басня «Лисица-казначей», в которых обличают корыстные побуждения людей. В 1764г. ставится переделанная Фонвизиным на русский манер драма Г. Гессе «Сидней»в комедию «Корион». Она была положительно принята и критикой и публикой. Большим успехом пользовалась комедия «Бригадир» (1766 – 1769), которую он писал, будучи влюблен в замужнюю женщину. В 1769 – 1782 гг. Фонвизин на должности секретаря у Н. И. Панина – руководителя Коллегией иностранных дел и воспитателя будущего императора Павла 1. Панин был настроен оппозиционно по отношению к екатерининскому режиму и поддерживаемому ею крепостничеству. Его взгляды разделял и Фонвизин.

В 1774 г. Фонвизин ведет в суде дело о наследстве вдовы Е. И. Хлоповой, на которой впоследствии женится. Она болеет и они, вынужденные сменить климат, отправляются через Германию во Францию в Монпелье. Когда после лечения Екатерине Ивановне стало лучше, они едут в Париж. Фонвизин критикует манеры, принципы французов и не находят ничего, что можно и нужно было бы заимствовать у них. Навеянные мотивы поездки отраженны в произведении «Записки первого путешественника». В 1778 г. он пишет комедию «Недоросль», которая была поставлена в 1782г. и имела такой ошеломительный успех, что зрители бросали свои кошельки с деньгами на сцену в качестве вознаграждения. Именно эта комедия считается высшим драматургическим произведением Фонвизина. В этом же году, после того как Панин был отстранен от дел, драматург подает в отставку. С 1783 г. он печатается в журнале «Собеседник», где ведет открытую полемику с Екатериной 2. Он публикует «Опыт российского сословника», «Челобитную российской Миневре от российских писателей», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», «повествование мнимого глухого и немого». После этого журнал был закрыт. Не удалось напечатать ему и «Придворную грамматику». В 1784 – 1785 гг. Фонвизин вновь побывал за границей – в Италии и Германии, где с ним случился удар. И теперь ему необходимо срочно лечится, но в это время Фонвизины разорились. Единственной опорой была жена, которая ухаживала за ним. В 1788 г. ему не разрешают издавать журнал «Стародум», который Фонвизин планировал организовать. Ему вообще было запрещено печататься в каких-либо изданиях. Он так и не успел закончит начатую автобиографию «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Фонвизин умер в 1792 г. в Петербурге и был похоронен в Александро-Невской лавре.

Дата рождения: 14 апреля 1744
Дата смерти: 12 декабря 1792
Место рождения: город Москва

Фонвизин Д.И. - великий писатель. Денис Иванович Фонвизин родился 14 апреля 1744 года в Москве. Известный великий писатель, драматург и знаток русского быта, который сумел перенести его в комедийном виде на сцену и в литературу, умер в первого декабря 1792 года, прожив долгую жизнь и оставив России огромное культурное наследие, которое трудно переоценить.

Детские годы:

Детство свое Денис Иванович провел в очень патриархальной обстановке, его отец, Иван Андреевич, был известным дворянином, приближенным ко многим известным политикам, а также уважаемым и ответственным чиновником ревизион-коллегии. Корни его рода уходят в далекое прошлое, еще в средние века его предки прочно обосновались при дворе Ивана Грозного, сами они были выходцами из Ливонии.

Этот род был известен на Руси отличными служителями Российскому государству на самых различных управленческих постах. Сама фамилия со временем была искажена, изначально она имела написание vonWiesen и многие исследователи долгое время использовали раздельное написание или же написание Фон-Визин, но в конце 19 века исследователь Н.С. Тихонравов установил современное написание фамилии писателя.

Образование Фонвизина было комплексным, уже в самом раннем детстве его домашнее образование было самого высокого класса, продолжил обучение он в дворянской гимназии, откуда со временем мог поступил на философский факультет университета, но в 1760 он вместе с братом отправляется в Петербург в качестве лучших студентов. В этот же период он активно участвует в студенческой жизни и даже играет в любительском театре Хераскова. После окончания гимназии он увлекся литературой и печатался в московских журналах.

Молодость и годы в Петербурге:

В 1762 году Денис Иванович окончательно переезжает в Петербург, где работает в качестве переводчика в Коллегии иностранных дел. Вплоть до 1769 года он служит секретарем при И. Елагине, ведавшем челобитными к самому императору. Увлечение литературой и харизма молодого чиновника скоро делают его активным участником в работе императорских театров, которыми также ведал Елагин.

В конце 60-х годов Денис Иванович либеральные взгляды молодого литератора сводят его с небольшой группой офицеров Козловского, под впечатлением от новых идей было написано первое сатирическое стихотворение "Послание к слугам моим...", увидевшее свет в 1769 году и быстро распространившееся среди молодежи.

Увлечение театром не оставляло его. Он активно переводил различные иностранные комедии для постановки в России еще в студенческие годы, но теперь он пробовал писать самостоятельно. В 1769 году свет увидела небольшая комедия "Бригадир", которую оценил сам Н. Новиков. В театрах она была показана в 1770 году, но лишь через двадцать два года она стала доступна для печати. К сожалению, сам автор уже не увидел печатного издания своей первой успешной комедии.

В год написания "Бригадир" случилось и другое знаменательное событие: Н. Панин стал воспитателем наследника престола и оставил свой пост секретаря руководителя Коллегии иностранных дел. Смены либеральных взглядов чиновников не произошло. Новоявленный секретарь Фонвизин также считал, что страна нуждается в немедленных изменениях законодательной системы на фундаментальном уровне.

Работа за границей:

В 1777-1778 годах Фонвизин путешествует по Германии и Франции. Его впечатления от этой поездки нашли свое отражение в "Записках первого путешественника", которые стали одним из краеугольных камней в процессе изменения облика русской прозы в этот период. Одной из причин этого путешествия стала длительная болезнь жены писателя.

В 1782 году он получил отставку на своем государственном посту, а потому мог использовать свободное время для еще большего расширения своего культурного кругозора. В 1784 году он отправляется в Италию и Германию, в Европе его творение "Жизнь графа Никиты Ивановича Панина" было издано на французском языке. Однако основной причиной поездки было лечение от паралича.

Творчество в последние годы:

После Пугачевского восстания либеральные взгляды по всей России были под жесточайшим прессингом, а потому удивительным является тот факт, что в окружении полицейщины и контроля над цензурой ему удалось написать свое известнейшее произведение "Недоросль". В марте 1782 года Н. Панин был решительно отстранен от своего поста из-за оппозиционного настроя.

Именно в этот период решил уйти в отставку и сам Фонвизин, чтобы сконцентрироваться на своей литературной карьере. Под впечатлением от действий Панина он написал свое "Рассуждение о непременных государственных законах", содержавшее огромное количество критики по отношению к самодержавию и использованное позднее декабристами в качестве пропаганды собственных идей.

Политическое противостояние княгини Дашковой и Императрицы стало причиной огромного количества публикаций Фонвизина в популярном на тот момент либеральном журнале "Собеседник российского слова". Дашкова не только была владельцем журнала, но и главным редактором. Именно в этом журнале увидели свет сатирические произведения Фонвизина, "Опыт российского сословника", "Повествование мнимого глухого и немого" и другие.

Императрица отреагировала на это очень жестко. Фонвизину запретили печататься, а его пятитомник с несколькими десятками сочинений был утерян для последующих поколений, хотя был почти готов к печати.

В тот период его произведения распространялись украдкой почти как революционные агитки. В конце 80-х паралич сковал известного писателя, он практически был привязан к постели, но все также активно работал. Именно в этот момент он написал известное "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях", которое, к сожалению, не закончил. Умер он 1 декабря 1972 года и покоится в Александро-Невской лавре.

Важные достижения Дениса Фонвизина:

Многие исследователи считают Фонвизина фундаменталистом русской бытовой комедии
- Сатирически отобразил нравы современного ему дворянства, описав в комедии "Бригадир" любовь ко всему французскому
- Сумел ярко и с юмором описать негативные стороны крепостного права, высмеяв в "Недоросле" патриархальную систему дворянского воспитания
- Изменил русскую прозу, опубликовав "Записки первого путешественника"

Основные вехи в жизни Дениса Фонвизина:

Родился в 1744
- Учился в гимназии при Московском университете с 1755 по 1760
- Окончательный переезд в Петербург в 1762
- Работа в качестве секретаря Елагина с 1763 по 1769
- Публикация комедии "Корион" в 1764
- Окончание работы над комедией "Бригадир" в 1769 и написание известного стихотворения "Послание к слугам моим..."
- Постановка пьесы "Бригадир" в театрах в 1770
- Путешествие по Франции и Германии в 1777-1778
- Постановка пьесы "Недоросль" в 1782
- Публикации в журнале Дашковой в 1783
- Путешествие по Италии и Германии в 1784-1785
- Смерть в 1792

Занимательные факты из биографии Дениса Фонвизина:

Сочинение "Век осьмый" содержит полный текст сатирического стихотворения "Послание к слугам моим...", но не имеет ссылки на автора
- Князь Г. А. Потемкин-Таврический после премьеры "Недоросля" обратился к Фонвизину со словами: "Умри, Денис, или больше ничего не пиши: лучше этой пьесы ты уже ничего не создашь"
- В повести Н.В. Гоголя "Ночь перед рождеством" Фонвизин присутствует в качестве безымянного персонажа.