Сюжет снегурочки и основные лица. Снегурочка (Весенняя сказка) А

Действие происходит в доисторическое время в царстве берендеев. Начинается весна, но Красная горка еще покрыта снегом. Невдалеке находится Берендеев посад – столица царя Берендея. Все дома и сам дворец деревянные, украшенные причудливой резьбой.

На Красной горке сидит Леший и наблюдает, как на журавлях, лебедях и гусях спускается Весна-Красна. Однако страна берендеев встречает ее холодом – птицы мерзнут. Весна признается, что все это происходит, так как она когда-то стала заигрывать со старым Морозом и теперь у него в неволе. Ей бы бросить старого, но у них дочка – Снегурочка. Поэтому Весна, а вместе с нею и берендеи, терпят прихоти Мороза: то зной, то лютый холод. А «ревнивое Солнце» хмурится, отчего случаются жестокие зимы и холода весенние.

Весна предлагает птицам согреться пляской, но от начавшегося веселья поднимается ветер, валит снег и появляется Мороз. Он рассказывает, что хорошо провел эту зиму, чего берендеи не забудут. Весна предлагает отправиться Морозу на север. Тот отвечает, что скоро уйдет в Сибирь, где его владычество вечно, а здесь ему мешает Ярило.

Весна озабочена тем, где же останется их дочь Снегурочка. Отец считает, что место ее в глухом лесу – в тереме среди зверей лесных, чтобы «ни пешему, ни конному» не было туда дороги. Но мать говорит, что Снегурочка – живая, а значит, ей нужны подружки, веселые игры, а потом ей полюбится кто-нибудь из ребят. Тогда Мороз сообщает ей страшную тайну: Ярило поклялся отомстить Морозу через его дочь. Когда Снегурочка полюбит по-настоящему, он растопит ее. Весна не хочет в это верить, и они с Морозом ссорятся, а после решают отдать девушку на воспитание в семью бездетного Бобыля.

Мороз кличет из лесу Снегурочку, а Весна спрашивает ее, где она хочет жить. Девушка признается, что мечтает жить среди берендеев: ей хочется с девушками петь песни и водить хороводы под музыку молодого пастуха Леля. Отец просит остерегаться Леля, потому что «ярым солнцем пронизан он насквозь» . Но Снегурочка отвечает, что не боится ни Леля, ни Солнца, но будет слушаться отца. А мать на прощание говорит, что, если ей станет тоскливо, пусть придет в Ярилину долину и покличет ее, Весну.

Мороз же наказывает Лешему, чтобы тот следил за Снегурочкой, а если пристанет чужой или Лель, запутал бы его в лесной чаще. Мороз уходит вместе с метелями и вьюгами, уступая место Весне. Берендеи встречают Масленицу с чучелом зимы – начинаются народные гулянья.

В семье Бобыля ссора: жена Бобылиха ругается, что в доме нет дров, и ему приходится отправляться в лес. Он замечает Снегурочку, одетую, как «боярышня» . Он удивлен, поражены и берендеи. Снегурочка рассказывает, кто она, и говорит, что тому, кто первым ее нашел, станет приемной дочерью. Она прощается с лесом. Деревья кланяются ей, а берендеи в ужасе разбегаются. Бобыль с женой увозят Снегурочку к себе.

Действие I

Скоро в слободе узнали про красоту Снегурочки, парни перессорились со своими девушками и начали свататься к ней. Но всем отказывает Снегурочка, за что ее ругают Бобыль с Бобылихой. Они-то надеялись, что им счастье привалило, что теперь будущие женихи будут приемную мать подарками одаривать, а приемного отца медом да брагой поить. Но Снегурочка своим суровым видом всех распугала. Девушка объясняет, что пойдет замуж за того, кого полюбит, но что такое любовь, она не знает.

В доме у Бобыля остается на постой Лель. Снегурочка просит спеть для нее песню. Лель согласен и просит лишь поцелуй, но девушка не соглашается. Тогда пастушонок предлагает подарить ему цветок и прикалывает на грудь. Он начинает петь, но другие девушки манят его, и он убегает, бросив увядший цветок на землю. Снегурочка обижена, поэтому решает, что ее сердце будет холодно для всех.

Но парни продолжают заглядываться на Снегурочку, вызывая ревность у девушек. Лишь Купава добра к Снегурочке. Она рассказывает, что познакомилась с молодцем: красивым, пригожим, румяным. Это Мизгирь, сын богатого отца, «торговый гость из царского посада» . Мизгирь обещал жениться на Купаве, и она мечтает, как будет хозяйкой в большом доме. Она говорит, что Мизгирь скоро придет знакомиться, и предлагает Снегурочке порадоваться за нее.

Появляется Мизгирь с двумя мешками подарков, чтобы выкупить свою невесту Купаву. Все веселятся и шутят, а Купава ведет Мизгиря к дому Снегурочки, чтобы познакомить их и позвать в последний раз перед свадьбой поиграть на Красной горке. Но Мизгирь, увидев Снегурочку, влюбляется в нее так, что готов оставить ради нее Купаву. Купава проклинает подружку, но Снегурочка не хочет расстраивать ее и говорит Мизгирю, что не сможет полюбить его. Он пытается задобрить ее дорогими подаркам, но Снегурочка отвечает, что нельзя купить ее любовь.

Только Бобыль с Бобылихой хотят разжиться деньгами Мизгиря, чтобы вдоволь напиться бражкой. Мизгирь велит прогнать Леля, и Снегурочка, вынужденная подчиниться этому требованию, слышит от него слова о том, что и она узнает, отчего люди плачут. Купава рассказывает берендеям о ветрености Мизгиря, и те требуют ответа от бывшего жениха Купавы. Мизгирь объясняет, что для него превыше всего в девушке скромность и стыдливость – их он увидел в Снегурочке. А Купава «любила без оглядки, обеими руками обнимала и весело глядела» , и Мизгирь решил, что она может сменять его на другого.

Купава просит защитить ее честь у природных сил: в конце обращается к реке и бежит к ней, чтобы утопиться, но Лель останавливает ее, утешая тем, что тоска скоро пройдет. Берендеи же предлагают обратиться за помощью к царю.

Действие II

Царь Берендей сидит на золотом стуле в окружении скоморохов и гусляров. Царь самолично раскрашивает один из столбов, а скоморохи спорят, что изображено. В какой-то момент их ссора доходит до битвы на кулачках, но царь разнимает их, а появившийся ближний боярин Бермята прогоняет их.

Берендей спрашивает, как дела в Берендеевом царстве, и Бермята утверждает, что все хорошо. Однако Берендей не уверен, что все благополучно, ведь уже пятнадцать лет у них очень короткое лето, весны холодные, точно осень, и даже среди лета в оврагах лежит снег. А причина в том, что Ярило рассержен на берендеев: в сердцах людей нет уже прежней «горячности любовной» , люди перестали служить красоте, нет возвышенной любовной тоски. Другие чувства живут сейчас в сердцах: «тщеславие, к чужим нарядам зависть» . Поэтому Берендей и делает неутешительный вывод: «За стужу наших чувств и сердится на нас Ярило-Солнце и стужей мстит» .

Он предлагает свой план: завтра, в Ярилин день, на рассвете должны собраться все невесты и женихи, чтобы соединиться брачным союзом. Это и будет лучшей жертвой Яриле. Однако Бермята сообщает, что это невозможно, так как все невесты рассорились со своими женихами из-за Снегурочки, поселившейся в слободе. Берендей не верит и требует, чтобы его приказание было исполнено. Тут появляется отрок, который приводит Купаву, и она рассказывает о том, как Снегурочка увела у нее жениха Мизгиря.

Берендей приказывает привести Мизгиря на «суд государев» . При всем честном народе царь обвиняет его в том, что он обманул бедную Купаву, и спрашивает совета, как лучше наказать Мизгиря, чтобы кара не пала на всех берендеев. Бермята предлагает заставить Мизгиря жениться на брошенной им невесте, но тот возражает: теперь его невеста Снегурочка. Да и Купава говорит, что ее сердце разбито и теперь в нем будет только ненависть к Мизгирю. Тогда царь предлагает изгнать его навечно из страны берендеев.

Мизгирь предлагает царю самому посмотреть на Снегурочку. Когда Бобыль приводит приемную дочь, царь поражен ее красотой и хочет найти ей достойного жениха, чтобы эта жертва задобрила Ярилу. Но Снегурочка признается, что ее сердце еще не ведает любви. Жена Бермяты, Елена Прекрасная, говорит, что сердце Снегурочки может растопить только Лель. Пастух зовет девушку до утра вить венки: он обещает, что любовь в сердце Снегурочки проснется. Но и Мизгирь хочет добиться любви от Снегурочки.

Действие III

На вечерней заре парни и девушки водят хороводы. В центре – Лель со Снегурочкой. Берендей поражен пением Леля и предлагает выбрать ему девушку, которая своим поцелуем наградит его. Снегурочка просит выбрать ее, но пастух выбирает Купаву. Остальные девушки мирятся со своими парнями, а Снегурочка плачет. Лель говорит, что это не любовь, а обида. Если же Снегурочка его действительно полюбит, то он готов утром повести ее встречать Солнце.

Мизгирь признается в своих чувствах Снегурочке, но пугает ее своей страстью и готовностью умереть. Не привлекает ее и бесценный жемчуг. Тогда Мизгирь силой хочет добиться взаимности. На помощь приходят Леший, который уводит Мизгиря в сторону призраком Снегурочки. Лель же своим пением сводит с ума не только Купаву, которая признается в своей любви, но и Елену Прекрасную.

«Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

История создания

Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

Анализ произведения

Описание произведения

В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

Главные герои

(Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

«Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

Лиризм сочетается в «Снегурочке» с эпосом, поэзия природы - с переживаниями человека, нешуточными страстями, «очищенными» от современных социальных условий. История переплелась со сказкой. Одновременно пьеса своим пафосом, всей своей направленностью была адресована современному человеку, его духовному миру, ибо в ней поднимаются вечные и всегда современные нравственные вопросы: любви и счастья, жизни и смерти, добра и зла.

Драматическое действие обогащено элементами устного народного творчества, обрядовыми играми и забавами, пришедшими из седых веков и сохранившимися в народной памяти. В тексте сочетаются трагедийные и комические эпизоды, монологи чередуются с короткими, динамичными репликами персонажей, декламация - с пантомимой, балет - с пением. В основе всего этого лежит безрифменный, но разнообразно ритмизованный стихотворный текст.

Современный читатель, от которого русская обрядность отдаляется всё более и более, словно сам принимает участие в проводах Масленицы и в чудесной, фантастической купальской ночи; оказывается в сказочном царстве берендеев, знакомится с языческим богом Ярилой, усваивает народные представления о Весне, Зиме, Солнце... «Снегурочка» соткана из фольклорных мотивов, пришедших из сказок, песен и произведений других жанров народного творчества.

Откуда черпал автор материал для своего детища? А.Н. Островский серьёзно изучал труды фольклористов, этнографов, историков. Он читал русские летописи, знакомился с материалами экспедиций, беседовал со знатоками старинного быта, консультировался с археологами и чутко прислушивался к их советам.

Целый ряд сюжетных ситуаций имеют сходство со сказкой о девушке-снегурушке; сказка эта была опубликована в сборнике И.А. Худякова «Великорусские сказки». Образ Берендеева царства связан с народным преданием о древнем племени берендеев. Упоминание о племени берендеев есть в летописях XI-XIII веков. Образ Солнца-Ярилы восходит к старинным календарным обрядам, а сам бог Ярила - один из главных богов славян.

Бесконечно далёкое минувшее в «Снегурочке» воссоздаётся с помощью народной поэзии. Фольклорное начало бережно сохраняется Островским как факт глубочайшего уважения к нашим далёким пращурам, их жизни, их бытовому укладу, их представлениям и верованиям. Изображение «времён минувших» - не самоцель и тем более не фон. В пьесе естественным образом переплетаются мотивы старины сдвижением времени и характеров, тесно связанных с историей. Только современность представлена не напрямую её предстоит прочувствовать читателю пьесы и зрителю театрального представления. «Снегурочка» предвосхитила открытия нового искусства грядущего XX столетия.

Художественную самобытность «Снегурочки» составляет органическое, естественное сочетание слова и музыки, но поэзия слова стоит в центре пьесы.

Герои «весенней сказки» Островского живут в мире одухотворённой их верованиями природы, в мире сказки. Вместе с тем, в отличие от народной сказки, условия жизни героев, их «быт» переданы писателем достаточно определённо и конкретно. Уже из «Пролога» очевидно, что страна, где происходят события, находится в средней полосе славянских земель. Её природа - это длинные суровые зимы, медленно приходящая и поначалу холодная весна, которая приближается постепенно, не вдруг. На смену ей приходит летний расцвет, но и он перемежается жаркими и прохладными летними месяцами. Славянский люд, живущий па лоне природы, носящий условное название «берендеи», полон нерастраченных первозданных духовных и физических сил. За свой неустанный трудом вознаграждается плодородием земель.

Мир берендеев уютный. Он противопоставлен во втором действии пьесы междоусобным войнам, которые ведут «близких соседей окрестные царства».

Герои Островского реальные люди нереальной земли. Они родственны, близки современным людям. Столица царя Берендея стоит на берегу реки. За ней на холме в лесу - святилище главного, но не единственного бога берендеев-языч-ников - Ярилы, бога Солнца, плодородия и тепла. Вокруг столичного посада расположились слободы. В заречной живут земледельцы; разводят они также и скот. Среди них есть торговый гость из Берендеева посада Мизгирь. Их отдалённость от нас во времени, включение их в сказочные обстоятельства позволяют Островскому при поэтическом изображении жизни создавать характеры глубоко обобщённо и символично. Мотивы, завязывающиеся в Прологе, во многом определяют дальнейшее действие и его исход.

Снегурочка . Мотив чудесного рождения Снегурочки - один из древнейших сказочных сюжетов. Но история Снегурочки в пьесе целиком не совпадает ни с одним из вариантов народной сказки - Островский трактует фольклорный сюжет по-своему. Из сказочного повествования о «неудачном» человеке, чудесное рождение которого из непрочного материала глины, песка, снега - предопределяет его быстрое разрушение, писатель создаёт историю об «опасном» рождении, которое таит в себе семена трагической судьбы. В образе Снегурочки соединены два противоположных начала: красота, внутренняя чистота, божественная девственность, с одной стороны, и потребность в безоглядной любви - с другой. В этом основа «весенней сказки». Героиня проходит испытание людским равнодушием и любовью, в равной мере губительными. Эти испытания реальны.

В волшебной сказке одним из приёмов является запрет, который нарушается центральным персонажем, но важно, что этот запрет не обосновывается в фольклорных произведениях психологически. Он - данность, которую принимает и сказитель, п слушатель (читатель). Снегурочка также нарушает запрет. Но её поступок глубоко обоснован: она, следуя непреодолимым законам молодости и природы, стремится к общению с людьми, душевному теплу, любви. Ее чистота и невинность холодны, но она болезненно ощущает равнодушие и холодность других. В ней живёт «весеннее», пробуждающееся, «родниковое» начало. Может быть, именно поэтому её появление нарушает привычный и чинный, казалось бы, навсегда заведённый порядок жизни в берендеевой слободе: парни «С ума сошли, оравами, стадами / Без памяти кидались» за нею.

Снегурочка вносит смуту в сердца простодушных берендеев. Простой расчёт Мороза не оправдывается. Её божественная сущность, необычность видна всем и всеми признана. «Не похожа Снегурочка на наших баб и девок», - говорит богатый слобожанин Мураш, имея в виду, что в её нравственной стойкости можно быть уверенным. Укоряет Снегурочку за излишнюю строгость и стыдливость, «неприличную» бедной девушке, её приёмный отец Бобыль. Он тоже понимает, что она отличается от других девушек слободы: «Иной богач готов купить за деньги / Для дочери стыдливости хоть малость...», а у Снегурочки - бедной девушки - она в избытке. Её красота привлекает внимание слободских парней, однако это лишь внешние, поверхностные, мимолётные чувства. Не получив желаемого, они с лёгкостью возвращаются к прежним увлечениям, невестам, ибо «от новой взятки гладки».

Со сказочными героями Снегурочку роднит идеальная чистота, целомудрие и душевная щедрость. Жар души, разбуженный весной, дарит ей способность любить. Сравнение Снегурочки со скромным, затерянным в глуши «задумчиво склонённым» ландышем, сделанное Берендеем, необыкновенно близко фольклорным представлениям о красоте и добре. Но в том-то и отличие, что «ландышевая сущность» - это одна сторона характера героини; есть и другая - «льдинка», холодность, способная растаять под яркими лучами солнца. Одним из основных слов Пролога не случайно является именно это: «таять». Может быть, героиня сравнима и со всей северной природой, которая медленно, с трудом просыпается после долгого зимнего сна, в короткий срок буйно расцветает и почти неожиданно вдруг увядает.

Мизгирь . Ещё более непредсказуем, во всяком случае необычен для сказки, образ возлюбленного Снегурочки Мизгиря. В народных сказках герой такого типа непременно спаситель; оп избавляет любимую от волшебного злого действа, оживляет её, его любовь горяча, верна и всегда спасительна. Так и здесь: кажется, именно Мизгирь обязан вырвать Снегурочку из холодного плена Мороза, спасти от угрозы жгучего и жестокого тепла Ярилы-Солнца.

Снегурочка получила от матери волшебный подарок, венок из «приворотных» чарующих цветов. Согласно сказочному мотиву, она должна полюбить первого встречного. Однако встреча с Мизгирём - не случайность. Мизгирь искал её, ради этого был в лесу, боролся с препятствиями - наваждением и Лешим. Но отличает Мизгиря то, что он не ищет спасения, избавления девушки, как это бывает в народной сказке, а думает только овладеть сю и спасти себя. На её робкую мольбу: «Спасай свою Снегурочку!» - он подчёркнуто прозаически, жестокосердно, хотя по форме «вежливо» отвечает:

      Дитя,
      Спасать тебя? Любовь твоя - спасенье
      Изгнаннику. На солнечном восходе
      Мизгирь тебя супругою покажет,
      И царский гнев правдивый укротится.

Вот главная его выгода: брак со Снегурочкой должен спасти его от царского гнева. Он даже не допускает мысли, что высшие силы могут вмешаться в его судьбу и судьбу его возлюбленной, что спасти может только искренняя и бескорыстная любовь. Эти рассуждения особо значимы ещё и потому, что они вложены в уста не труса, не слабого человека, а властного и мужественного героя.

Мизгирь оценивает Снегурочку как товар: её можно сменять на редкую уникальную жемчужину, добытую в дальних морях и странах. Это своё представление он выражает откровенно, ссылаясь на оценку красоты на рынках в странах Востока, где разбойники ведут торговлю рабынями.

Снегурочка возражает Мизгирю: «Недорого ценю я / Свою любовь, но продавать не стану». Непохожесть на остальных, уникальность не только лица, но и личности лишь подогревают интерес Мизгиря, заставляя его любой ценой добиваться своего. Снегурочка становится для него целью жизни, предметом всеохватывающей страсти. Островский ничего не упрощает, не делает из Мизгиря обычного искусителя-злодея. Всё сложнее. На строгом суде перед царём Берендеем Мизгирь не предаёт своей любви к Снегурочке. «У Мизгиря невеста - Снегурочка», - спокойно и непреклонно заявляет он и обещает царю:

      Огонь любви моей воспламенит
      Снегурочки нетронутое сердце.
      Клянусь тебе великими богами,
      Снегурочка моей супругой будет,
      А если нет - пускай меня карает
      Закон царя и страшный гнев богов!

Мизгирь идёт на нарушение закона Берендеева царства, отказывается от Купавы, объясняя ей причину: прежняя возлюбленная уже не может соответствовать его представлениям о женском идеале. Встреча со Снегурочкой изменила его жизненные ценности.

Для Купавы Мизгирь желанен, ибо статен, силён, красив; она любуется «мужским румянцем загрубелым» любимого человека.

У Снегурочки, получившей дар любви из рук Весны, иное представленье о любимом. Снегурочка не просто видит перед собою кудрявого парня, «отецкош сына», «рода Мизгирьего», похожего на остальных, но и всей душой чувствует именно этого, единственного в своём роде человека, гордого, отважного, мужественного, много пережившего и властного. Снегурочка в Мизгире ценит его мужество, его властную волю, готовую склониться перед её женским обаянием - и именно это для неё самое главное.

Лель . В первоначальном плане Островский записал: «Лель - сын солнечный». В окончательном тексте пьесы в речи Мороза содержатся слова: «Солнца Любимый сын пастух». Он действительно Солнца сын и не боится жгучих его лучей, лежит, «когда бежит от Солнца всё живое». В этом его необычность. Но действует в пьесе Лель как простой житель берендеевой слободы. От других поселян он отличается лишь тем, что меньше их привязан к земле, но ближе, чем они, стоит к природе.

Образ Леля может вызвать в сознании читателя ассоциацию с амуром, но прямых указаний на этот счёт в «Снегурочке» нет. Островский не уподобил его никому. Лель лишь угоден богу Яриле, он баловень его, потому что Ярило покровительствует стадам. Пастух Лель назван в честь божества. Боги одарили его ещё одним прекрасным качеством: он слагает песни и гимны.

Лель в пьесе - поэтический образ, который играет важную художественную роль: соединяет конкретную образность с художественной метафорой. Он человек, для которого невозможное привычно. Поэт Лель словно бы демонстрирует уверенность древних людей в правильности их понимания мира, например, он повествует о том, что день имеет глаза и открывает их: «Проснулся день и раскрывает веки / Светящих глаз». Одновременно с этим здесь присутствует и другая мысль писателя: древний человек был способен на поэтическое отношение к жизни. Речь Леля яркая и образная. Его пение привлекает девушек, а царь Берендей уверен: пение юноши даровано богами.

Песни Леля имеют устойчивую связь как с фольклором, так и с мифом. Наиболее ярко это проявляется в песне «Туча со громом сговаривалась...». Она была исполнена во время ритуального гулянья по просьбе царя-жреца. В духе народной символики здесь тучи встречаются с громом (грозой). Эта встреча символизирует любовное соединение, побуждающее природу плодоносить, а человека - любить.

Берендей . Часто в народных сказках необычен, порою даже забавен образ царя. Необычен он и в «Снегурочке». Берендей показан в окружении скоморохов, гусляров. Это добрый и умный правитель, который умеет ценить красоту в искусстве и природе. Высшим благом для государства он считает умножение природных богатств и сохранение разумного и справедливого порядка.

Любовь, по мнению Берендея, «великий дар природы», который следует оберегать и ценить. Именно поэтому нарушение любовных обетов для него - государственное преступление. Берендей в высшей степени демократичен: он считает, что любовь «не терпит принужденья».

В давние-давние времена Весна-Красна и Дед Мороз родили дочку – Снегурочку. 16 лет Мороз скрывал её под охраной леших, волков и филинов в лесном тереме, куда никому не было дороги. Чтобы Снегурочке не повредило тепло, Мороз сделал все эти 16 зим необычайно холодными и уговорил супругу-Весну приходить на землю попозже.

Но когда снежная девушка выросла, и ей стало скучно в одиночестве среди зверей и лесных чудовищ. Весна-Красна, жалея свою дочь, уговаривала Мороза отпустить её пожить в ближнюю слободку племени берендеев. Мороз не соглашался. Он знал, что враг его, солнечный бог Ярило, гневается за 16 ледяных зим и собирается разжечь своими лучами в сердце Снегурочки любовное пламя, которое растопит её и погубит.

Снегурочка. Художественный фильм по пьесе А. Островского, 1968

Однако Весна всё же уговорила Мороза отпустить дочку к людям. Мороз дал на это согласие, но под условием, чтобы Снегурочка жила у берендеев в избе нищей семьи бобыля Бакулы и его жены-Бобылихи. Мороз надеялся, что слободские парни не станут пялить глаз на бедную невесту и без их ласок любовь в душе его дочери не разгорится.

Снегурочка с радостью согласилась поселиться среди людей. Празднуя вскоре Масленицу – проводы зимы, берендеи увидели на опушке леса необычайно красивую девушку. Она сказала, что ей некуда идти, и попросилась в дом к Бакуле и его жене.

«Снегурочка», 1 действие – краткое содержание

Ленивые, жившие нахлебничеством у чужих Бобыль и Бобылиха с радостью приняли к себе Снегурочку. Они ждали, что к такой красавице валом повалят богатые женихи и будут оделять их деньгами. За Снегурочку и вправду стали драться все местные парни. Однако она, дочь Мороза с ледяным сердцем, не чувствовала к ним ничего, хотя страстно желала ощутить любовь. Снегурочка прилежно работала на Бобыля и Бобылиху, но они то и дело корили её за неумение привадить парней.

Все слободские девушки сохли по бедному пастуху Лелю, который был очень красив, искусно плёл венки из цветов, пел сладкие, страстные песни и считался первым сердцеедом в округе. Снегурочка любопытно глядела на Леля и любила разговаривать с ним, силясь испытать то состояние души, которого никогда не испытывала. Но избалованный девичьим вниманием Лель то заигрывал с ней, то издевался. Не чувствуя любви, Снегурочка, как дитя, ощущала горе и ревность.

В её лучшую подругу, Купаву, влюбился купец Мизгирь – статный молодой красавец. С мешками подарков Мизгирь явился свататься к Купаве в слободку, но, увидев Снегурочку, был так потрясён её красотой, что тут же бросил невесту. Он стал просить у Бобыля и Бобылихи руки их «дочери». Те велели Снегурочке принять богатые дары купца. «Сбирайте дань, завистливые люди, с подружкина несчастья, богатейте моим стыдом», – горестно причитала она.

Снегурочка. Мультфильм по пьесе А. Островского

Купава в исступлении проклинала обманщика Мизгиря и «разлучницу» Снегурочку. По приказу Бакулы Снегурочка прогнала Леля, и тот возненавидел её. Купава решила идти с жалобой на Мизгиря к самому царю Берендею.

«Снегурочка», 2 действие – краткое содержание

Царь Берендей давно тревожился тем, что пятнадцать последних холодных зим и вёсен пригасили любовный огонь в сердцах его подданных. Юноши и девушки меньше тянулись друг к другу, ослабла связь между женами и мужьями, пошатнулась супружеская верность.

Завтра в заповедном лесу берендеи должны были отмечать великий праздник Ярилы: пировать всю ночь, а потом встречать солнечный восход. Царь задумал устроить во время этого торжества венчание всех невест и женихов, которые есть в народе, чтобы такое зрелище умилостивило разгневанного на холод Ярилу.

Но накануне праздника к Берендею явилась с жалобой на Мизгиря Купава. Царь созвал весь народ для суда над тем, кто посмел надругаться над девичьим чувством.

На суд пришла с родителями и Снегурочка. Впервые увидев её, Берендей был восхищён её красотой не меньше Мизгиря. Он просил Снегурочку самой найти себе жениха и участвовать с ним в завтрашней брачной церемонии. Однако она ответила, что неспособна чувствовать любовь.

Царь возгласил: тот из берендеев, кто сумеет до рассвета увлечь Снегурочку нежной страстью, получит её в жёны и будет первым гостем на дворцовых пирах. Воспламенить любовь в Снегурочке вызвались Мизгирь и Лель.

«Снегурочка», 3 действие – краткое содержание

Вечером берендеи собрались на поляне в лесу отмечать праздник Ярилы. Лель, подойдя к Снегурочке, запел песню про красных девиц, но потом на глазах у неё стал целоваться с Купавой. Снегурочка стала со слезами на глазах упрекать Леля, но он бросил ей: «Сама ты виновата, немало я любил тебя, горючих немало слез украдкой пролил».

Лель ушёл, а рядом со Снегурочкой появился Мизгирь. Упав перед ней на колени, он молил её о любви. Но властный и самолюбивый Мизгирь внушал Снегурочке страх. Она сказала, что никогда не сможет его полюбить. Мизгирь, потеряв голову, попытался взять её силой, однако появившийся вдруг леший колдовством бросил его в лесную чащу. Чары лешего заставили Мизгиря всю ночь гоняться за призраком Снегурочки, который то там, то здесь возникал у него перед глазами.

Избавившись от Мизгиря, Снегурочка вскоре вновь встретила Леля и стала умолять, чтобы он отвёл её к царю как свою невесту. Но Лель ушёл к Купаве, сказав: я буду встречать восход Ярила только вместе с ней. Робкое чувство Снегурочки по сравнению с горячей любовью Купавы выглядело в его глазах смешным и детским.

Снегурочка с рыданиями бросилась к своей матери, Весне – просить, чтобы она вдохнула в её ледяное сердце подлинную страсть.

«Снегурочка», 4 действие – краткое содержание

Близ места празднества стояли гора и озеро. Снегурочка прибежала на озерный берег, и из воды к ней поднялась Весна-Красна, окружённая цветами.

Снегурочка стала просить, чтобы мать подарила ей способность любить. Весна напомнила Снегурочке пророчества отца-Мороза: любовь её погубит. Но девушка настаивала: «Пусть гибну я, любви одно мгновенье дороже мне годов тоски и слез».

Весна надела на голову дочери венок из цветов, и душу Снегурочки охватила любовная страсть. В восторге ей казалось, что даже трава и деревья обрели новую красоту.

Весна пожелала Снегурочке сегодня же найти себе юношу по сердцу, но велела до утра спешить домой, чтобы не попасть на рассвете под лучи Солнца-Ярилы, которые разожгут жар в ней так, что он растопит её. Весна вновь опустилась в озеро, а Снегурочка радостно побежала по тропинке – и натолкнулась на Мизгиря, чей мужественный облик теперь сладко её зачаровал.

Она бросилась к нему на грудь и сказала, что согласна стать его женой. Обрадованный Мизгирь повлёк Снегурочку к царю Берендею, чтобы вместе с ней принять участие в брачной церемонии на восходе. Снегурочка просила быстрее вести её домой, однако Мизгирь, не слушая, бежал с нею на поляну, где хоры берендеев уже начинали славить рассвет.

Народные сказки занимают довольно серьёзное место в русском этносе. В них выражаются чаяния, надежды, опасения, а то и просто людей. Большинство русских сказок пронизано добротой и верой в справедливость. Иногда мы сталкиваемся с тем, что литератор берет за основу сюжет какого-то народного сказания и развивает его по-своему. В качестве примера можно привести произведение такого писателя, как Николай Островский. «Снегурочка», краткое содержание которой всем известно с детства, под пером автора получила новый и поучительный виток.

Любовь Мороза и Весны

Давайте рассмотрим подробней, о чем же пишет Н. Островский. «Снегурочка», краткое содержание которой можно передать несколькими предложениями, наполнена массой поучительных посылов читателям. Представьте себе древнюю мифическую страну берендеев. И вот однажды в ней произошло невиданное доселе событие. На Красную горку возле Берендеева посада (царской столицы) приходит Весна. Да не одна, а со всей своей великолепной свитой. Свита у нее знатная - журавли и лебеди. Однако страна берендеев неласково встречает Весну (как ей кажется, виной тому - их взаимоотношения со старым Морозом). Ведь отец ее дочки по имени Снегурочка - Мороз.

Не только в стране берендеев недовольны таким ходом вещей. Солнце тоже выражает недовольство, грозится больше не греть землю. Поэтому Весна, чтобы хоть как-то помочь согреться животным, предлагает им петь и плясать. Однако, как только они начинают двигаться, тут же поднимается злая холодная вьюга. Весна собирает всех птиц и прячет их в кусты в надежде, что следующий день принесет долгожданное тепло.

Отцовское предостережение

Ко всему прочему, из лесу появляется старый Мороз, напоминая Весне о заботе об общем ребенке. Он предлагает укрыть Снегурочку в глубине леса, где расположен теплый терем. Мать-Весна тоже по-своему проявляет заботу - она хочет, чтобы ее ребенок жил среди людей, радовался вместе с ними жизни. Встреча переходит в ссору. Мороз знает, что горячий Ярило, хочет погубить Снегурочку, сделав так, что когда у той в сердце зажжётся огонь любви, она просто растает. Все это он рассказывает Весне. Но та не верит аргументам Мороза.

Уже с самого начала мы видим разницу в сюжетах народной сказки и той, что написал Островский. «Снегурочка», краткое содержание по главам которой мы рассматриваем, продолжается так. После долгого спора родители решили отдать девочку на воспитание бездетному Бобылю. Дескать, там нет парней, а значит, сердце Снегурочки будет в безопасности. Сама девушка признается, что давно мечтает жить с людьми, петь песни и водить веселые хороводы. К тому же выясняется, что Снегурочка не совсем равнодушна к молодому пастуху Лелю. Это особенно насторожило Мороза. Он предупреждает дочь со всей отцовской строгостью, чтобы она держалась подальше от пастуха, общение с которым может ее погубить.

Приемные родители

Краткое содержание рассказа «Снегурочка» (Островский великолепно описывает проводы Масленицы) продолжим тем, что берендеи радуются приходу Весны, встречая ее песнями и плясками. Бобыль встречает в глухой чаще прекрасную, богато одетую девушку, которая просится в приемные дочери. Непросто живётся Снегурочке. Все дело в том, что, будучи излишне стыдливой, она, по мнению Бобылей, отвадила всех потенциальных женихов. А ведь им так хотелось разбогатеть за счет семьи, в которую возьмут девушку замуж.

Неожиданно на постой к Бобылям приходит пастух Лель. Красивого и обаятельного парня никто не хотел брать к себе в дом, опасаясь, что хозяйские дочери не устоят перед ним. А что взять с бедного пастуха? Очень невыгодная партия. Поэтому односельчане собирают деньги и отдают их Лелю, чтобы он где-нибудь, только не у них, подыскал себе жилье. Соблазнившись деньгами, Бобыли пускают юношу в дом.

Неискушенность Снегурочки

Как точно и глубоко раскрывает своих персонажей Островский! «Снегурочка» - пьеса, краткое содержание которой не может передать всю палитру характеров. Разберемся в отношениях красавца-пастуха и невинной, скромной Снегурочки. Несмотря на то что песни Леля, да и сам парень, ей нравятся, врождённая стыдливость девушки явно мешает молодым людям сблизиться.

Да и пастух оказался не совсем бескорыстным. Просто так петь для услады слуха он не хочет. Он просит более материальных подарков. Например, поцелуев. Но Снегурочка не понимает стремлений Леля. Она от всего сердца подарила юноше цветок за исполненную песню. Пастух же, устав объяснять очевидное, выкинул его и удалился к другим девушкам, которые, по его мнению, могли лучше оценить талант и красоту.

Красота - предмет зависти и обид

Что еще подчеркивает Островский? «Снегурочка» (краткое содержание сказки невозможно оставить без некоторых деталей) написана давно, но и сегодня мы находим множество поучительных моментов. Так, Снегурочка, несмотря на свою популярность среди молодежи, не может найти подруг. Ведь все парни заглядываются на нее, и девушки не желают общаться с дочкой Весны.

Единственной проявившей к Снегурочке доброту оказалась Купава, дочь богатого селянина. Она настолько откровенна с девушкой, что делится своим счастьем - к ней посватался богатый купец Мизгирь из царского посада. Скоро быть свадьбе. Спустя некоторое время появляется и сам жених. Он приезжает со множеством подарков, которыми хочет одарить родственников Купавы и приближенных людей в честь своей женитьбы.

Купава знакомит Снегурочку со своим возлюбленным и зовет ее на девичник, устроенный по случаю скорого замужества. Но Мизгирь влюбляется в Снегурочку с первого взгляда, напрочь позабыв о Купаве. Он официально заявляет девушке о расторжении помолвки, аргументируя это своей неожиданной любовью к Снегурочке. Купава настолько потрясена, что решает покончить с жизнью, утопившись в реке, однако пастух Лель успевает спасти ее. Конечно, и Купава, как и все прочие девушки деревни, затаила обиду.

Немилость бога Ярилы

Продолжим изучать краткое содержание. Сказка «Снегурочка» (Островский построил ее на базе древних народных верований) переносит нас в те времена, когда люди поклонялись естественным, природным богам. Так, царю Берендею кажется, что в последнее время бог Ярило немилостив к его царству. Мало греет, не позволяет вызревать урожаю, да и вообще редко появляется.

Об этом он говорит своему приближенному Бермяте. Царь уверен, что Ярило гневается на его поданных за отсутствие в их сердцах тепла любви. Как светлому и теплому божеству, ему это неприятно.

План Берендея: краткое содержание

Островский Н., «Снегурочка» которого «оголяет» все человеческие страсти, приводит в разгневанную Купаву. Она просит покарать изменника. Оправдываясь, Мизгирь объяснил царю, что больше не считает Купаву своей невестой, а жениться без искренней любви не хочет. Выслушав купца, до этого молчавший Бермята предложил царю силой заставить его жениться на Купаве. Однако тут воспротивилась сама девушка, заявив, что такой изменник ей и даром не нужен. Мизгирь же ответил, что отныне считает своей невестой Снегурочку.

Все это мешает плану Берендея, по которому его подданным нужно заключить максимальное количество браков. И чем скорее, тем лучше. Это должно задобрить Ярилу. Бермята скептически отнесся к царским замыслам, сославшись на то, что в последнее время все больше слободских девушек ссорятся со своими парнями. Те покорены красотой Снегурочки.

Знакомство царя со Снегурочкой

Разгневанный Берендей приговаривает купца к изгнанию из страны. Мизгирь согласен с наказанием, но предлагает царю самому взглянуть на красавицу, из-за которой столько разговоров. Вскоре Бобыли вместе с приемной дочерью предстали перед царем.

Берендей поразился красоте и целомудренности Снегурочки, сразу же прикинув, что если выдать ее удачно замуж, Ярило точно удовлетворится. Однако здесь опять встал вопрос о женихах. Сердце Снегурочки холодно, и замуж она не хочет. Озадаченный Берендей просит совета у своей жены - Елены Прекрасной. Царица, разобравшись в ситуации, пояснила мужу, что сердце девушки может растопить только пастух Лель.

Волшебный подарок Весны

Казалось бы, развязка не за горами. Но страсти только накаляются. Именно так задумал Островский. Снегурочка (краткое содержание по действиям этой сказки точно передает либретто к опере Римского-Корсакова) не интересует Леля. Он очень увлечен Купавой, причем настолько, что хочет петь свои песни только для нее. Приглашая Снегурочку на ночной праздник, пастух вовсе не собирается отдавать ей свое сердце, намекая на то, что девушка уже один раз не оценила его устремлений. Она не понимает плотских чувств, и Лель отвергает девицу.

Мизгирь тоже не теряет времени и стремится завоевать свою возлюбленную. Но Снегурочку не интересуют и богатства купца. Разгневанный Мизгирь пытается взять девушку силой, но волшебные обитатели леса защищают дочь старого Мороза. Как написал Островский, Снегурочка (очень краткое содержание не позволяет полноценно раскрыть все нюансы сюжета) все время находится под опекой Лешего.

В отчаянии она просит Весну научить ее человеческой любви. Мать в последний день своего владычества (ведь утром всходит Ярило) не может отказать дочке. Но она все же напомнила, что эти чувства «смерти подобны». Снегурочка согласна на все, лишь бы познать любовь. Весна надевает на голову девушки волшебный венок: первый мужчина, которого встретит дочка, станет ее избранником.

Губительные лучи солнца

Снегурочка встречает Мизгиря, которому и отдает свою любовь. Купец счастлив и не верит в опасения Снегурочки насчет первых лучей Солнца. Он торжественно приводит девушку на Ярилину гору, где собрались все берендеи, и царь благословляет все пары, которые собираются пожениться.

К сожалению, трагически заканчивает сказку Островский. Снегурочка (краткое содержание не вмещает в себя всех переживаний девушки) погибает с первыми лучами солнца. Купец настолько потрясен, что бросается прямо с горы в омут, где и тонет. Однако их смерть не произвела впечатления на царя Берендея. Он считает, что Ярило получил большую жертву, и теперь жизнь у них в царстве наладится.