Сколько белорусов в мире. Как появились белорусы

Белорусы - народ, произошедший на месте слияния восточнославянских и балтийских племен.
Второе (считается устаревшим) название - литвины (рус.), ліцьвіны, літвіны (белорус). Общая численность белорусов около 9,4 млн человек.
Проживают компактно в Восточной Европе, в основном на территории Республики Беларусь (площадь 207,6 тыс. км 2), где составляют 83,7% населения (около 8 млн человек). Остальная часть белорусов рассредоточена по странам бывшего СССР (в основном в России и Украине), Польше, США, Австралии, Канаде и другим странам мира.

Белорусы: 200 лет уничтожения нации, названия и истории

Сохранение белорусов как народа, и наличие своего государства можно назвать чудом на фоне исчезновения десятков европейских наций и народностей под напором более сильных соседей. Но если в Западной Европе при завоевании территории захватчик не разрушал национальных особенностей местного населения, то земли Великого Княжества Литовского (далее ВКЛ - старое название Беларуси) подверглись двухсотлетнему непрерывному уничтожению нации, названия и истории.

Предыстория

Наше Великие Княжество в эпоху XIII-XVIII веков, пожалуй, мало чем принципиально отличалось от других европейских государств. Страна замков, обширная империя восточной Европы, магдебургское право, разнообразие религиозных конфессий, межгосударственные союзы с Польшей и Швецией, многочисленная литвинская шляхта как основа государства, развлечения аристократии, типографии, своя конституция в образе трех Статутов, литвинский государственный язык (прообраз белорусского), суды, войско, многочисленные внешние войны.

Было все - и победы, и поражения, и давление Речи Посполитой, и конфликты с немцами - обычные перипетии европейского бытия той эпохи. Иногда те времена называют золотым веком нашего народа, но не будем идеализировать - скорее, это было этап нормального развития белорусов.

Уничтожение культуры и ассимиляция белорусов

Катастрофа (это наиболее подходящее слово) началась сразу после разделов Речи Посполитой и вхождения территории нашего государства ВКЛ и народа литвинов-белорусов в состав России. Бывшего врага и конкурента Россия решила попросту стереть с лица земли, стереть все, что напоминало бы о его былом величии и, в первую очередь, память, то есть в конечном итоге постепенно превратить литвинов в русских.

Уничтожение литвинской (белорусской) шляхты

Для выполнения этих замыслов нужно было действовать постепенно, для начала уничтожить многочисленную мелкую и среднюю литвинскую шляхту - основного носителя государственной и национальной идеи Великого Княжества. Первый удар был нанесен по шляхетским правам, практически тысячи шляхетских родов лишались всех званий и привилегий (зачастую и собственности). Чтобы сохранить шляхетское звание (теперь под русским названием дворянин), необходимо было пройти сложный путь доказательств, включая унизительные поездки в Петербург к чиновникам от новой оккупационной администрации.

Абсолютному большинству шляхтичей это было не под силу, в итоге обширные земельные владения из рук литвинов передаются русскому правящему классу - по праву завоевателя. Подтвердить дворянство удалось лишь некоторым богатым родам, которые ввиду своей малочисленности, уже не представляли угрозы с точки зрения поддержания литвинского (белорусского) национального самосознания.

Ввиду того, что вся шляхта, потерявшая свои права и имущество, в то время выполняла роль национальной интеллигенции - это была невосполнимая потеря для народа. Обезглавленная нация потеряла память - цель была достигнута.

Уничтожение самоназвания белорусов - «литвины»

Второй удар пришелся по названию народа и его земли. Ведь, если даже крестьяне продолжали бы называть свою Родину Литвою (как это было уже 600 лет), то рано или поздно народная память могла бы привести к независимости. А ведь Литва в Вильне только начиналась, условным центром скорее был Минск-Литовский (официальное название города во времена господства Российской империи). Началось насаждение русского варианта названия, которое никогда ранее не употреблялось - западная Россия, северо-западный край и др.

Возникло даже новое идеологическое течение - западноруссизм, призванное вести пропаганду о том, что бывшие земли Великого Княжества это западная Россия. Одновременно, в среде крестьянства, не без помощи и пропаганды оставшейся литвинской шляхты закреплялось альтернативное название, которое было более регионально и менее ущербно, чем западная Россия - это Белоруссия (Беларусь). Многие литвины, опасаясь полного национального уничтожения и превращения в русских, приняли именно это самоназвание - белорусы. Между оккупантами и населением был достигнут некий компромисс в названиях и насаждение идеологии "западной России" для Великого Княжества временно приостановилось. Ради сохранения хотя бы некой самобытности, большинство литвинов стали белорусами - этим были сохранены наши этнические особенности.

Восстания литвинов-белорусов

В начале и середине XIX века, литвины предприняли три вооруженных попытки восстановления своей независимости, это союз с Наполеоном и два шляхетских восстания. Во время последнего восстания, руководителем которого был Калиновский, повстанцы стали использовать в своей идеологической тактике новое название своего народа - белорусы. После подавления восстания и расправы над остатками шляхты Великого Княжества, русские власти испугались, что и в названии "белорусы" кроется скрытый потенциал к самостоятельности, поэтому была предпринята повторная попытка насаждения западноруссизма - но, к счастью, она закончилась неудачно.
В этой истории были и смешные казусы, цензоры стали исправлять во многих книгах названия литвин на белорус, ведь никто не знал, что некогда Беларусь обретет независимость, возникнет интернет и все подделки всплывут.

Запрет белорусской церкви

Отдельной черной страницей является запрет униатской церкви на наших землях - национальной церкви литвинов. Тысячи униатских храмов были переданы русской православной церкви, началось нашествие шовинистических и великодержавных попов, целью которых была русификация новой паствы. С этого времени русская православная церковь на Беларуси стала проводником царской идеологии самодержавия, и православие для белорусов стало означать принадлежность русскому миру.

В конце XIX века, когда российские власти поняли, что полностью русифицировать земли Великого Княжества невозможно, и когда белорусы стали признаваться в качестве отдельной народности, стал вопрос о белорусской истории. Это был важный элемент в закреплении достигнутых успехов в ассимиляции белорусов. Главной задачей русской версии белорусской истории было перевернуть с ног на голову понятие белорусской государственности, то есть сказать, что этой государственности попросту никогда не было и что Великое Княжество Литовское это не Родина белорусов, а их захватчик. Учитывая то, что своей интеллигенции (шляхты) уже практически не существовало, и оппонировать такому историческому пасквилю от российских историков было некому - эта унизительная версия нашей истории просуществовала вплоть до последнего времени.

Главная идея и цель такой истории - не дать связать воедино Беларусь и Великое Княжество Литовское, белорусов и литвинов - названий одного народа. И это был правильный расчет России: ведь как только возникает любая информация или взаимосвязь Беларуси и ВКЛ - сразу возникает опасность возрождения белорусов и независимости Беларуси.

Попытки ответного удара белорусов в новом качестве не заставили себя ждать. Бывший литвинский шляхтич Гренивицкий убивает русского царя, бывший литвинский повстанец Богушевич создает новую независимую белорусскую идеологию, напрямую связанную с Великим Княжеством. Это дает начало белорусским политическим партиям начала 20-го века, благодаря которым возникли и БНР и БССР.

Подъем белорусского национального самосознания в первой половине XX века

В 1918 году белорусам удалось восстановить свою государственность лишь на несколько месяцев в виде Белоруской Народной Республики и в 1919 году возник прообраз БССР - полугосударственного образования в составе СССР.

Воспользовавшись временной романтичностью коммунистической идеологии в 1920-х годах, потомкам литвинов удалось занять лидирующие позиции в учреждениях культуры и образования, с оглядкой на большевиков и самоцензурой, они развернули широкую белорусизацию, которая достигла всех слоев общества. В это же время на западной Беларуси (Западная часть ВКЛ), которая попала в состав Польши, тоже началась белорусизация, правда в меньшем масштабе, но на основе истории Великого Княжества и без идеологии большевиков.

Период белорусизации продолжался не долго. Увидев опасность самоопределения белорусов, и Польша и СССР начали политику антибеларусизации. И если в Польше все закончилось на уровне закрытия наших школ и так называемой политикой "санации", то в СССР белорусскую национальную интеллигенцию и администрацию уничтожали физически - тюрьмы, лагеря, расстрелы.

Белорусы и вторая мировая война
Во время второй мировой войны роль оккупантов переняли гитлеровцы, которые использовали не только кнут, но и пряник - разрешили ограниченную белорусизацию с условием упоминания идей немецкого нацизма. Многие белорусы, познавшие национальный гнет и со стороны националистической Польши и со стороны СССР, охотно согласились на циничные условия немецкой администрации и в этот короткий период, за 3-4 года, наряду с прихвостнями нацизма, были воспитаны тысячи молодых белорусов в духе истории Великого Княжества Литовского, многие из которых погибли или в мясорубке военных действий, или в сталинских лагерях.

Итоги исчезновения ВКЛ для белорусов

Подведем итог, не касаясь новейшей истории и современности. Теперь понятно, на какой основе и на каких предпосылках стало возможным появление Республики Беларусь. Тем не менее, после уничтожения ВКЛ и до сегодняшних дней наш народ и наша национальная идея понесли колоссальные потери. Перечислим некоторые из них:
1. Уничтожение нашей страны - Великого Княжества Литовского.
2. Уничтожение литвинской шляхты, как сословия. Конфискация всего имущества, званий и привилегий.
3. Уничтожение названия нашей земли и попытка насадить "западную Русь".
4. Физическое уничтожение или ссылки на верную смерть наших повстанцев с конфискацией их имущества.
5. Уничтожение белорусской униатской церкви.
6. Попытка запрета нашего второго самоназвания «Белорусы».
7. Репрессии против белорусов в межвоенной Польше.
8. Физическое уничтожение или ссылки в лагеря представителей белорусской национальной интеллигенции и администрации в СССР.
9. Массовые потери белорусов во Второй Мировой Войне.

Но на каждую из этих потерь у нас приходилась своя победа, в результате чего сохранился уникальный европейский народ - белорусы, а с названиями мы постепенно разберемся сами.


И последнее, что стоит отметить. В уничтожении литвинов и, позднее, белорусов нет ни грамма вины соседних народов. Геноцид устраивают власти, идеологи, политические группы под влиянием крайних националистических идей. Русский народ всегда испытывал гнет от своих же власть держащих, и обвинять его в целом во всех бедах - это значит разжигать межнациональную вражду. Мы должны простить, но помнить.
Казахстан Казахстан :
62 694 (2012 г.)
Канада Канада :
4800 - 50 000-70 000
Польша Польша :
47 000
Литва Литва :
35 900 (оценка 2010 г.)

Узбекистан Узбекистан : 15 000 (2016) [ ]

Австралия Австралия :
5400 - 12 000-20 000 [ ]
Эстония Эстония :
12 419 (перепись 2011 г.)
Аргентина Аргентина :
3600
Великобритания Великобритания :
5300
Молдавия Молдавия :
5000 - 10 000
Приднестровье Приднестровье :
3811 (перепись 2004)

Киргизия Киргизия :
1694 (перепись 2009 г.)

Зачастую к белорусам относят полещуков - жителей Полесья (преимущественно Западного), среди которых достаточно своеобразны пинчуки - жители Пинского Полесья .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Geography Now! Belarus

    ✪ Is Russia Annexing Belarus? & The USSR Getting Back Together

Субтитры

Этногенез

Существуют несколько концепций этногенеза белорусов:

  • «Племенная» (Е. Ф. Карский , М. Гринблат, М. В. Довнар-Запольский , В. И. Пичета) - этническая консолидация восточнославянских племён кривичей , радимичей , дреговичей , волынян и др. племен по различным социально-экономическим, политическим, военным и религиозным причинам в X-XII веках ;
  • «Древнерусская» (С. А. Токарев , П. Н. Третьяков , Б. А. Рыбаков , Б. Н. Флоря) - белорусы образовались в результате распада древнерусской народности в XII-XIII веках. По другому мнению, единая древнерусская народность просуществовала до рубежа XVI-XVII веков .
  • «Балтская» В. В. Седова - балты явились этническим субстратом (подосновой), в результате миксации и взаимоассимиляции балтов с пришлыми славянами сформировался белорусский этнос;
  • «Финская» И. А. Ласкова - предками белорусов были финно-угры .

В XIX веке существовали также польская и великорусская концепции. Их суть заключалась в том, что этническая территория белорусов рассматривается в качестве исконно польской или исконно великорусской соответственно.

Этноним

Первый зафиксированный письменно прецедент употребления термина «белорус» (Leucorussus ) как самоназвания выходцев с современной этнической территории Белоруссии относится к 1586 году : поэт-латинист Соломон Рысинский подписался как Solomo Pantherus Leucorussus («белорус»), впоследствии он применял и подпись Solomo Rysinius Sarmata («сармат») . К концу XIX века термин «белорус» (либо «белорусс») закрепился за населением всей территории Белоруссии . До XIX века в качестве самоназвания употреблялись этноним «русины » или политоним «литвины » .

Этническая история

Со второй половины X века до середины XIII века крупнейшими княжествами на территории современной Белоруссии являлись Полоцкое , Турово-Пинское и Городенское княжества. В этот период на белорусские земли приходит христианство, основываются Полоцкая и Туровская епархии. Развивается письменность на основе церковнославянского языка.

В середине XIII-XIV веков литовские и белорусские земли стали основой формирования Великого княжества Литовского . С середины XIII века до 1569 года Великое княжество Литовское было отдельным государством, а после Люблинской унии 1569 года и до конца XVIII века входило в Речь Посполитую в качестве одной из двух составных частей этого конфедеративного государства.

В конце XVIII века в результате трёх разделов Речи Посполитой белорусские земли были включены в состав Российской империи . В Российской империи, в рамках государствообразующей концепции триединого русского народа , белорусы рассматривались как одна из его ветвей, что поддерживалось рядом историков, географов и языковедов, таких как И. И. Срезневский , Н. И. Костомаров и другие (см. также западнорусизм). Идея самостоятельности белорусского народа была впервые выдвинута народнической группой «Гомон» , действовавшей среди белорусских студентов в Петербурге в 1880-е годы под влиянием аналогичных украинских групп .

Язык

Первая кодификация белорусского языка, более известная как «Тарашкевица », была осуществлена в 1918 году. В 1933 году была проведена реформа белорусского правописания , которая приблизила белорусскую орфографию к русской и установила современную официальную и наиболее распространённую норму белорусского языка.

Для белорусов характерен русско-белорусский билингвизм , причём большинство, особенно в крупнейших городах, преимущественно пользуются русским языком . Так, по данным переписи 2009 года, по всей стране 5 551 527 (69,77 %) белорусов заявили, что дома обычно говорят по-русски, тогда как в Минске эта доля возрастает до 87,29 %. Степень владения русским языком среди белорусов высока; так о том, что для них русский язык является родным, заявили 2 943 817 (37,00 %) белорусов, а о том, что свободно владеют русским языком как вторым, заявили 1 206 439 чел. (15,16 %). Суммарное число белорусов, заявивших о свободном владении русским языком составило 4 150 256 чел. (52,16 %), что на 1,4 млн чел. меньше количества заявивших, что дома обычно говорят по-русски.

По итогам исследования национальной идентичности выявлено, что 34 % белорусов заявляют о свободном владении ими белорусским языком, около 6 % белорусов говорят, что постоянно пользуются белорусским языком, почти 74 % постоянно пользуются русским языком .

Среди белорусов также распространена трасянка .

Вероисповедание

Традиционные занятия

Традиционные занятия белорусов - земледелие , животноводство , а также пчеловодство , собирательство . Выращивали озимую рожь, пшеницу, гречиху, ячмень, горох, лён, просо, коноплю, картофель. В огородах сажали капусту, свёклу, огурцы, лук, чеснок, редьку, мак, морковь. В садах - яблони, груши, вишни, сливы, ягодные кустарники (крыжовник, смородину, ежевику, малину и др.). Господствующей системой землепользования в начале XX века было трёхполье , у малоземельных - двухполье.

Планировка

Исторически развилось несколько форм планировки поселений: скученная (бессистемная), линейная (рядовая), уличная и др. Скученная форма была наиболее распространена на северо-востоке, особенно в шляхетских околицах. Линейная планировка (усадьбы расположены вдоль улицы с одной её стороны) на всей территории Белоруссии широкое распространение получила в XVI-XVII веках. Число домов в поселении - от 10 до 100 (преимущественно в Полесье). Во время Великой Отечественной войны было сожжено 9200 деревень. В послевоенный период деревни укрупнялись, создавались новые культурно-бытовые сооружения, дворцы культуры, клубы, школы, медицинские учреждения. В современных деревнях преобладает уличная планировка, дома располагаются вдоль дорог с обеих сторон, торцом к дороге.

Жилище

Традиционное

Мужской

Состоял из рубахи, ноговиц (поясная одежда), безрукавки (камизельки). Рубаху носили навыпуск, подпоясывались цветным поясом. Обувь - лапти , кожаные постолы, боты , зимой валенки . Головные уборы - соломенная шляпа (брыль), валяная шапка (магерка), зимой меховая шапка (аблавуха). Через плечо носили кожаную сумку. В мужском костюме преобладал белый цвет, а вышивки, украшения были на вороте, внизу рубахи; пояс был разноцветным.

Женский

Женский костюм более разнообразен, с выраженной национальной спецификой. Выделяются четыре комплекса: с юбкой и фартуком; с юбкой, фартуком и безрукавкой (гарсетом); с юбкой, к которой пришит лиф-корсет; с понёвой , фартуком, безрукавкой (гарсетом). Два первых известны по всей территории Белоруссии, два последних в восточных и северо-восточных районах. Имеется три типа рубах: с прямыми плечевыми вставками, туникообразная, с кокеткой; большое внимание уделялось вышивкам на рукавах. Поясная одежда - разнообразного фасона юбки (андарак ?! , саян, палатняник, летник), а также понёвы , фартуки. Юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.

Головной убор девушек - узенькие ленты (скидочка, шлячок), венки . Замужние женщины убирали волосы под чепец , надевали полотенчатый головной убор (намитка), платок ; существовало множество способов их завязывать. Каждодневная женская обувь - лапти , праздничная - постолы и хромовые боты . Верхняя мужская и женская одежда почти не отличалась. Её шили из валеного некрашеного сукна (свита, сермяга , бурка , латушка) и дублёной (казачина) и недублёной (кожух) овчины . Носили также кафтан , кабат [неизвестный термин ] . В современном костюме используются традиции национальной вышивки, покроя, цветовой гаммы.

Кухня

Традиционная

Включает разнообразные блюда из муки, круп, овощей, картофеля, мяса и молока. Способы сохранения продуктов - сушка, квашение, соление. В питании большую роль играли дикорастущие растения - щавель, лук луговой, полевой чеснок, крапива и др. Наиболее древний вид растительной пищи - каши из ячменных зёрен, проса, овса, ячной и гречневой круп. Каши из ячменных зёрен (кутья, гуща) сохраняются и сейчас как обрядовые на родины, поминки. Из муки (преимущественно ржаной) готовили жидкие и полужидкие блюда: квашеные - солодуха, кваша, кулага и неквашеные - калатуша, затирка, галушки, макароны, кулеш, маламаха. Из овсяной муки - кисели , жур , толокно .

Основу повседневного питания составлял хлеб (ржаной, реже пшеничный). Его пекли преимущественно из кислого теста с различными добавками - картофелем, свёклой, с желудями, мякиной и др. в зависимости от достатка в семье. Из хлебного теста пекли различные лепёшки - сковородники, преснаки, коржи; в праздники - пироги.

Традиционная еда белорусов - блинцы из ржаной, пшеничной, гречневой муки. Один из основных продуктов питания белорусов - овощи. Горох тушили; капусту, свёклу, брюкву, огурцы солили; репу, морковь - парили и пекли. Из овощей варили жидкие блюда - ботвинья, холодник, борщ. Со второй половины XIX века прочные позиции в питании занял картофель. Известно более 200 блюд из картофеля - печёный, отварной, жареный, тушёный, пюре, комы, бабка или дранка, клёцки, колдуны, блины, гульбишники, оладьи, суп, запеканки, пирожки и т. д. Молоко чаще употребляется в кислом виде; творог и особенно масло, сметана - в ограниченном количестве. Мясо и мясные продукты использовались преимущественно в составе блюд, чаще употребляли свинину, баранину, мясо домашней птицы, реже говядину. Из напитков известны берёзовый сок, медовый, хлебный, свекольный квасы.

Обрядовая еда

Каравай на свадьбе; крашеные яйца, булки, пасха, колбасы на Пасху; кутья , блины, кисели на поминках; бабина каша на родины; блины на масленицу; кулага на Купалле и др. Традиции питания в значительной мере сохраняются и сейчас. В рационе преобладают блюда из картофеля, блины, каши, молочные блюда. Увеличилось потребление мясных продуктов, подсолнечного масла. Появились блюда, заимствованные у других народов,- шашлык, бефстроганов, плов, гуляш, пельмени и др. Возросла роль привозных напитков - чая, какао, кофе. Однако, не исчезли из употребления конопля, льняное семя, некоторые блюда из муки - солодуха , кулага , толокно , мучные кисели .

Семья

По данным инвентарей конца XVI - первой половины XVII веков, средняя численность крестьянского двора была близка к 6 людям. Обычно его населяла одна нуклеарная семья (родители с детьми), реже - 2 такие семьи (родители и женатый сын, два женатых брата). В среднем на двор приходилось 1,2 - 1,3 супружеские пары. Ко второй половине XVIII века заметно возрастает количество дворов, в которых жили неразделенные семьи. В них могли вести совместное хозяйство родители и 2 женатых сына, или 2-3 брата со своими семьями, реже - более отдаленные родственники (дядя и племянник, двоюродные братья с их женами и детьми). Существовал и обычай примачества, когда зять переходил в хозяйство своих тестя и тещи. Как правило, это происходило в случаях, когда в семье были только дочери. В целом на 2 крестьянских двора в XVIII веке приходилось примерно 3 брачных пары. Основной причиной было воздействие крепостного права. Чтобы не только обрабатывать свой надел, но и выполнять барщину, нужно было много крестьянских рук. А поскольку повинности обычно раскладывались на двор (дым), было выгодно двум семьям жить под одной крышей. После присоединения белорусских земель к Российской империи в конце XVIII века нормы барщины ещё более возросли, и как результат в первой половине XIX века многосемейные хозяйства стали господствующими. В среднем на двор приходилось около 8-9 человек и 2 брачные пары. После отмены крепостного права в 1863 г. число неразделенных семей начало быстро сокращаться, и к началу XX века вновь преобладали семьи из родителей с детьми.

В XIX и даже в начале XX века в деревне сохранялись элементы общинной организации - взаимопомощь односельчан в работе - толока (белор. талака ), сябрыны. Многие важные дела решались на деревенских сходах, в которых принимали участие главы семей (гаспадары). На сходах выбирали старосту, назначали опекунов, обсуждали семейные конфликты и др.

Обряды

Из семейных обрядов наиболее красочным была свадьба. Свадебные обряды можно подразделить на предсвадебные (сватовство, заручины); собственно свадьбу (суборная суббота, печение каравая, пасад, встреча дружин молодых, сведение молодых, деление каравая); послесвадебные перезвы. Наиболее важными считали посад невесты и жениха, выкуп косы, деление каравая. Многие традиционные обряды, в сокращённом виде или переосмысленные, сохранились и в современной свадьбе белорусов, многие воспроизводятся в игровой форме. Главный момент родильных обрядов - разбивание горшка, угощение бабиной кашей, катание бабки-повитухи на бороне, санях, лошадях. Похоронный обряд включал ряд архаичных элементов - поминальная трапеза с обязательной кутьёй, зажжение свечей.

Большим разнообразием отличается календарный обрядовый цикл. Накануне Рождества устраивали ужин (постный), обязательное блюдо - ячменная каша. Девушки гадали о своей судьбе. Пели калядки и щедровки. Во второй день Рождества группа молодёжи, нарядившись Козой, Медведем, Конём, обходила дома соседей и исполняла величальные песни (колядки). На масленицу пекли блины, катались на лошадях, однако масленичные обряды белорусов были менее развиты, чем у русских или украинцев. Встреча весны отмечалась пением веснянок. Из восточнославянских народов обрядовый характер встречи весны дольше всего сохранялся у белорусов.

Национальную специфику составляли волочебные песни, которые у белорусов были более распространены, чем у русских и украинцев. Они исполнялись на Пасху во время обхода дворов волочебниками (взрослые мужчины), желавшими хозяевам урожая, богатства в доме. На второй день Пасхи водили хороводы. Особый пласт народного поэтического творчества представляет купальская поэзия. Этот праздник сохранил наиболее архаичные черты. В ночь на Ивана Купалу жгли костры, парни и девушки прыгали через них, искали чудодейственный цветок папоротника, купались, гадали, пускали венки по воде и др. Сохранилось много купальских песен. Широко распространены дожинки . Плели дожинковый венок, украшали последний сноп, устраивали праздничную трапезу. Дожинки сопровождались особыми песнями.

В фольклоре белорусов представлен широкий спектр жанров - сказки, легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, заговоры, календарная и семейная обрядовая поэзия, народный театр и др. В легендах, преданиях, сказках нашли отражение дохристианские представления белорусов о происхождении мира. Богато песенное творчество белорусов. Из музыкальных инструментов популярны были

Основные концепции происхождения белорусов: история и современность


Введение


Белорусское племя искони занимало ту самую территорию, на которой оно живет и поныне, за весьма небольшим исключением. Никакие иные народы никогда не занимали этой территории. Таким образом, белорусское племя сохранило наибольшую чистоту славянского типа и в этом смысле белорусы, подобно полякам, являются наиболее чистым славянским племенем. В историческом прошлом Белоруссии нет никаких элементов скрещивания, потому что никакие народы в массе не поселялись в этой стороне. В этом смысле белорусы в сильной мере отличаются от украинцев и великороссов. Хотя северная Украина является также местом исконного поселения славян, однако она была страной нередкого отлива и прилива чужеродного народа, что в сильной мере способствовало изменению славянского типа украинцев. В нем очень много примесей тюркской крови, остатков печенегов, черных клобуков, торков, половцев и, наконец, татар. Здесь впоследствии в массе развились польские колонизации. Великорусское же племя явилось в сильнейшей мере результатом скрещивания славянского племени с финнами и тюрками.

Даже те племена, которые в силу исторических причин попадали в среду белорусов в более или менее значительном количестве, не подвергались ассимиляции и сами не подвергали ассимиляции белорусов. Таковы евреи и татары. С 14 в. евреи поселились в разных местностях Белоруссии в более или менее значительных группах. Тогда же на рубежах между белорусскими и литовскими племенами были поселены значительными группами татары, но они не утратили и до наших дней бытовых и этнографических особенностей. С конца 14 в. Белоруссия находилась в непрерывных сношениях с поляками. Но это не было массовое переселение польской нации; кроме того, поляки и составляли и составляют обособленную часть населения. Вот почему даже внешний облик типичного белоруса совпадает с теми описаниями внешнего вида славян, с которым мы встречаемся еще у древних писателей. Это тип светловолосых и голубоглазых людей.

Актуальность рассматриваемой темы

В наше время, в условиях нового историко-политологического и философского осмысления прошлого, растёт интерес людей к историческим знаниям. Это и понятно, так как любовь к Родине зиждется на знании прошлого своего народа, на желании раскрыть и осмыслить во всей полноте жизнь своих предков, котором во многом уже скрыта в глубине минувших эпох. Одной из проблем, оказавшихся в центре нынешних острейших общественно-политических дискуссий, является понимании прошлого, настоящего и будущего белорусской государственности. Поэтому вопрос о происхождении белорусов, о древнейших временах их существования, племенах, существовавших на территории Беларуси и их расселении является актуальнейшим.


1. Древнейшее и древнее население Беларуси


Первобытное общество на территории современной Беларуси, как и на территории других стран, прошло в своем развитии каменный, бронзовый и железный века. Каменный век делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит, в свою очередь, подразделяется на ранний, средний и поздний. Каменный век по времени соответствует существованию первобытного общинного стада и расцвету родового общества.

Первые люди на территории Беларуси появились 100 - 40 тыс. лет тому назад, т.е. в среднем палеолите. Вещественные подтверждения этому найдены близ Светиловичей на Гомельщине, деревень Клеевичи Костюковичского и Обидовичи Быховского районов Могилевской области.

На территории Беларуси (около деревень Бердыж Чечерского района и Юровичи Калинковичского района) открыты позднепалеолитические стоянки человека, возраст которых 26-24 тыс. лет. Здесь найдены кремневый инвентарь, кости мамонта, дикой лошади, быка, шерстяного носорога, бурого медведя, северного оленя. Люди жили материнско-родовой общиной. Они совместно занимались охотой, рыболовством, собирательством.

В эпоху мезолита, которая для нашей территории датируется IX-V тысячелетиями до н.э., с юга, главным образом по бассейнам рек, происходило дальнейшее заселение нынешней территории Беларуси. С конца V - начала IV тысячелетия до н.э. началась неолитическая эпоха, которая продолжалась более 2 тысяч лет. В Беларуси известно свыше 600 неолитических стоянок, обнаруженных в бассейнах Припяти, Сожа, Немана. Небольшие поселения состояли из наземных и полуземляных жилищ. Совершенствовались орудия труда. Появились шлифовка, сверление, топоры, долота. Изготавливалась глиняная посуда.

К концу III тыс. до н.э. на севере Беларуси появляются племена угро-финов, которые начали заниматься земледелием и животноводством. К концу II тыс. н.э. на территорию Беларуси стали проникать индоевропейцы - многочисленные племена скотоводов-кочевников, которые жили первоначально в Малой Азии. Во время расселения на территории Европы, в результате смешения индоевропейцев с местными племенами возникли три народа - германцы, славяне и балты. Балтские племена начали постепенно осваивать на рубеже III и II тысячелетия до н.э. территорию Беларуси. На юге и юго-востоке балты граничили со скифами, сарматами, на севере и северо-востоке их соседями были фино-угрские племена, на западе - славяне и германцы.

В начале II тысячелетия до н.э. наступил бронзовый век, который продолжался полтора тысячелетия. Новая эпоха принесла изменения в развитие хозяйства. Земледелие и скотоводство становятся ведущими занятиями людей. Более распространенными стали прядение и ткачество. С появлением и становлением производящих видов хозяйства, родовая община трансформируется. В семье и обществе мужчина занял доминирующее положение, женщина переходит в род мужа, счет родства ведется по мужской линии, распространяется парный брак. Выделяется родоплеменная знать (совет мужчин - воинов, военных вождей), нарушается прежнее равноправие, возникает частная собственность.

В VII веке до н.э. на территории Беларуси начался железный век. Это был переворот в истории человечества. Происходят существенные изменения в хозяйственной деятельности, этническом составе населения, общественных отношениях и мировоззрении людей. В железном веке территорию Беларуси заселяли племена, которые ученые относят к разным археологическим культурам и выделяют по особенностям возведения жилищ, погребального обряда, по форме и орнаментации посуды, украшениям, месторасположению поселений и т.д. Юго-восток Беларуси и прилегающую часть современной Украины занимала милоградская культура (VII-III вв. до н.э. от названия деревни Милограды Речицкого района Гомельской области). Памятники представлены неукрепленными (селища) и укрепленными (городища) поселениями. У них хорошо была развита обработка железа и бронзы. Умерших хоронили в курганах или грунтовых могилах по обряду трупосожжения. Этническая принадлежность «милоградцев» остается спорной: либо славяне, либо балты, есть версии и о их близости к скифскому населению. В III-II вв. до н.э. в регионе, занимаемом «милоградцами», распространяются памятники зарубенецкой культуры. Центральную и северо-западную часть Беларуси в раннем железном веке занимали племена штриховой керамики (VII-VI вв. до н.э. - IV-V вв. н.э.). Население жило на городищах, в больших наземных жилищах. На восток от культуры штриховой керамики выделяются группы памятников под названием днепро-двинской культуры (VIII в. до н.э. - IV-V вв. н.э.).

В V-II вв. до н.э. на территории Беларуси сложились племенные объединения ятвягов и дайнова (на западе Беларуси), литва (на севере), голядь и летыгола (на востоке). С запада на территорию Брестской области переселились позднелужицкие племена восточно-поморской культуры. Некоторые исследователи считают их первыми славянами на Беларуси. В ряде случаев население различных культур смешивалось.

Таким образом, балтский период истории Беларуси - это время распространения на белорусских землях индоевропейцев с их основными занятиями - земледелием и скотоводством, время ассимиляции неолитического населения. Местное население постепенно трансформируется в индоевропейцев-балтов, одновременно оказывая определенное влияние на их язык и культуру.


Расселение славян на территории современной Беларуси. Этнические общности раннего средневековья: дреговичи, радимичи, кривичи

белорусский этнос славянский

В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную. Славянские племена, которые поселились на Балканском полуострове, стали предками современных болгар, сербов, хорватов, словенцев, македонцев, черногорцев. Они смешались с местным фракийским и иллирийским населением, которое раньше угнетали византийские рабовладельцы. Западнославянские племена вместе с населением, проживавшим на берегах Вислы, стали предками польского, чешского, словацкого народов. Почти одновременно с западными и южными славянами выделилась третья группа - восточные славяне, предки современных белорусов, русских и украинцев.

О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников.

Археологи выделяют разные культуры и идентифицируют их с теми или иными этническими группами. Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры (культура раннеславянских племен, которые в V-VII вв. н.э. населяли территорию от Днепра и оз. Ильмень на восток и до р. Эльбы и Дуная на запад и юг). Или, точнее, его локального варианта - культуры типа Корчак (под ней понимается археологическая культура племен, которые в VI-VII вв. н.э. жили на территории северо-западной Украины и южной Беларуси). Считается бесспорным, что эти памятники принадлежат славянам.

На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V-VIII в.в. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры. Свое название она получила от городища Банцеровщина на левом берегу Свислочи. Что касается принадлежности банцеровской культуры, то между учеными нет единого мнения. Одни считают ее балтской, другие - славянской. Происходит это от того, что при раскопках в материальной культуре обнаруживаются признаки культуры и славянской, и балтской.

Сторонником первой гипотезы является российский археолог В. Седов. Он создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина - основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия - пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую) или территориальную общину. Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли - наделом.

В IX-XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. В начале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Их социальное положение постепенно менялось: часть попадала в зависимое положение, часть оставалась относительно свободной. Зависимых людей называли «челядью». В составе челяди были категории населения, лишенные личной свободы - холопы.

О становлении классового общества свидетельствует не только зависимое положение отдельной категории населения, но и наличие дружины. Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой «владел» князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой.

В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки - Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада - место, где селились ремесленники и торговцы; и торга - места продажи и купли товаров.

Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.


3. Основные концепции происхождения белорусского этноса


О том, как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Поэтому до настоящего времени не стихают научные споры, имеют место различные точки зрения, гипотезы по всем этим вопросам.

Российский археолог В. Седов создал теорию субстратного происхождения белорусов. Под балтским субстратом (от латинского термина - основа, подкладка) понимается этнокультурное население балтского этноса, оказавшее влияние на формирование белорусской народности. Сторонники этой теории утверждают, что в результате славянизации балтского населения, смешения с ним славянского, произошло отделение части восточно-славянской народности, что привело к становлению белорусского языка и народности.

Другие исследователи утверждают, что расселившись на территориях, которые ранее занимали балтские племена, славяне частично оттеснили их, частично уничтожили. И только небольшие островки балтов, которые вероятно подчинились славянам, сохранились в Подвиньи, Верхнем Поднепровье. Но за балтами остались правобережье среднего Понеманья и некоторые части территории между Неманом и Припятью.

Нет четкого общепризнанного мнения у исследователей и по вопросам формирования племенных союзов, которые составляли основу белорусского, русского и украинского этносов. Одни предполагают, что в результате интенсивного освоения славянами территории Беларуси, где ранее жили балты, в VIII-IX вв. сложились этнически близкие между собой племенные союзы: кривичи, дреговичи, радимичи, частично волыняне. На их основе образовался старобелорусский этнос. В его формировании приняли участие ятвяги и некоторые другие балтские племена.

Предки восточных славян, которые расселились в припятском Полесье, ассимилировали балтские племена. В результате на территории, которую занимали приднепровские балты, возникли восточнославянские племена дреговичи, кривичи, радимичи - предки современных белорусов. На территории, где раньше жили иранские племена, расселились поляне, древляне, северяне, волыняне - предки современных украинцев. Ассимиляция финоугорских племен привела к возникновению новгородских славян, вятичей, частично верхневолжских кривичей - предков современных русских.

Сторонники другой точки зрения представляют себе эту картину несколько иначе. Во-первых, они считают, что сторонники вышеизложенной гипотезы преувеличивают роль балтов в этногенезе белорусов. Другое дело, отмечают они, Среднее Понеманье, где балты составляли значительную часть населения еще на начало II тысячелетия. В славянизации этих земель значительная роль принадлежит волынянам, дреговичам, в меньшей степени - древлянам и кривичам. Они признают, что основу старобелорусского этноса составляли кривичи, дреговичи, радимичи, в меньшей степени - волыняне, большинство которых участвовало в этногенезе украинцев. Доказывают, что как часть волынян приняла участие в формировании белорусов, так и часть дреговичей - в этногенезе украинцев. Радимичи в равной степени участвовали в формировании белорусов и одной из групп русского этноса. Кривичи сыграли большую роль не только в формировании белорусов, но и в становлении северо-западной части русского этноса.

Российский историк В.О. Ключевский в конце XIX в. сформировал, а в 1904 г. опубликовал довольно поверхностное объяснение формирования белорусского этноса. Первоначальные племенные различия, по его мнению, стали уже неразличимы к XIII в. когда Русь распалась на две мало связанные между собой области - южную (киевскую) и северо-восточную. «Великорусское племя… было делом новых разнообразных влияний, начавших действовать после этого разрыва народности», причем немалую роль сыграло взаимодействие с местным «инородческим» населением (по современной терминологии - субстратом), а также адаптация к природным условиям Волго-Окского междуречья. Южный же центр в результате татарского нашествия обезлюдел, а его уцелевшее население отхлынуло на территорию Польши и Великого княжества Литовского. В XV-XVI вв. его потомки вторично заселили степные окраины, смешавшись «с бродившими здесь остатками старинных кочевников», что и привело к сложению «малорусского племени как ветви русского народа». Происхождение белорусов В.О. Ключевский вообще не затронул, но из общей схемы можно заключить, что его также можно было бы объяснить лишь «новыми разнообразными влияниями» XIII-XVI вв.

Две наиболее разработанные версии были предложены на рубеже XX в. А.А. Шахматовым и Е.Ф. Карским. Первый из них признавал разделение племен «Повести временных лет» на три группы говоров (северную, среднюю и южную), но эти группы испытали нивелирующее взаимовлияние в эпоху Киевской Руси и послужили только основой для формирования восточнославянских народов. В целом же этот процесс состоялся уже после татарского нашествия, в рамках новых государств - Московского и Литовского. В частности, белорусская народность сложилась на базе западной ветви среднерусской группы говоров, но благодаря прежде всего политической изоляции от восточных и северных говоров, эволюционировавших в направлении русского языка.

Е.Ф. Карский вслед за П.И. Костомаровым усматривал истоки этнообразующих черт в особенностях древнеславянских племен. Но, поскольку в его время понятие «Белоруссия» стало значительно шире, включая жителей Полесья и верхнего Понеманья, механическое сопоставление белорусов с кривичами стало невозможным. Е.Ф. Карский указал на три древнерусских племени, давших начало белорусскому этносу: кривичей, дреговичей и радимичей. Но сложение единой народности на их основе он датировал более поздним временем - XIII-XIV вв., когда потомки указанных племен вошли в состав Великого княжества Литовского. Таким образом, решающими были все же вторичные влияния, хотя Е.Ф. Карский по сути так и не конкретизировал, в чем же они заключались.

В качестве примера эволюции «племенной концепции» интересна версия, предложенная деятелем белорусского национального возрождения В. Ластовским. Она была сформулирована в предисловии к изданному им в 1924 г. «Подручному русско-кривскому (белорусскому) словарю». Уже в X веке, по мнению В. Ластовского, белорусы представляли собой полностью сформировавшийся народ, который выступает под именем «кривичи», а ряд племен «Повести временных лет»: дреговичи, древляне, радимичи, вятичи (а также упомянутые им по явному недоразумению «горяне») - представляли собой просто ветви единого «кривского племени». Именно племенные особенности были, по его мнению, ключевыми в образовании белорусского («кривского») народа, а все вторичные воздействия (вхождение в состав Руси, принятие христианства, литовское, а затем польское и российское владычество) лишь размывали чистоту древнего этноса, которую надлежит по мере возможности сохранить и возродить. Интересно, что В. Ластовский совершенно не замечал порочного круга, лежащего в основе его концепции: основанием для включения древних племен в состав «кривского племени» служила их локализация на территории, которая в начале XX века была этнически белорусской, в то время как своеобразие данной территории объяснялось наследием этих же племен.

В сфере языкознания идея вторичности отличительных черт восточнославянских языков нашла развитие в работах Ф.П. Филина. Он обосновывал сложение к первой половине XII в. общерусского языка, в котором выделял северную и южную этнографические зоны. Образование трех восточнославянских языков было, по его мнению, результатом последующих эволюционных процессов. В частности, в западной части общерусского ареала примерно в XIV-XVI вв. развились такие вторичные явления, как отвердение звука «р», «дзекание» и другие характерные особенности белорусского языка. Причины подобных новаций лингвисты склонны объяснять внутренними законами развития языка (по аналогии с биологией их можно назвать своего рода «мутациями»).

Московский археолог В.В. Седов, опираясь главным образом на данные археологии и топонимики, в ряде работ сформулировал концепцию, которую можно условно назвать «субстратной». Согласно этой теории, первоначально единый славянский массив при расселении по территории Восточной Европы наслоился на разные этнические субстраты. На территории современной Белоруссии славяне смещались с племенами балтской языковой группы, родственными литовцам и латышам. Ассимилированные потомки древних балтов привнесли в культуру и язык кривичей, дреговичей и радимичей самобытные черты, которые впоследствии не исчезли полностью в эпоху Киевской Руси и вновь проступили после ее распада. Именно на их основе произошла интеграция потомков указанных племен в единый белорусский этнос. Эта концепция в советский период встретила довольно холодный прием, в основном по идеологическим соображениям. Во-первых, приверженцев официальной догмы настораживал сам акцент на различия, а не на общность.

Во-вторых, слишком бросалось в глаза сходство с «племенной концепцией», приверженцы которой в то время носили ярлык «буржуазных националистов».

По-видимому, в XIV-XVI вв. сформировалась и фонетическая система белорусского языка, составляющая его наиболее яркое отличие от русского (сочетание «дзекания», «акания», глухого г, твердого p и ряда других черт). По мнению М.Ф. Пилипенко, большинство этих черт находят параллели в говорах Литвы, особенно восточной («Дзукии»). Данная система явно сложилась в балто-славянской контактной зоне Верхнего Понеманья, ставшей ядром образования ВКЛ и позднее его политическим центром. Распространение ее на территорию всей современной Белоруссии происходило, очевидно, под воздействием идеи государственности ВКЛ, в форме престижного «столичного» говора.


Заключение


Новые археологические материалы подтверждают такую мысль о предпосылках развития белорусского этноса. В создавшемся этногенетическом процессе на территории Беларуси во второй половине 1 тысячелетия нашей эры было три стадии.

К первой относятся археологические памятники банцаровской культуры и культуры курганов северной Беларуси VI-VII столетий. В хорошо оборудованных городищах пряталось население во время военных действий, тут была организована его оборона. Городища - убежища являлись также религиозными центрами. Также были распространены поселения, которые можно рассматривать как переходную форму от родовой до сельской общины.

Вторая стадия датируется VIII-IX ст. и характеризуется более интенсивным проникновением славян в местные племена. Между славянами и балтами имели место мирное сосуществование, военные столкновения, ассимиляционные процессы.

Третья стадия относится к Х-Х1 с., когда сильно увеличивается число восточнославянского населения, возникают города, славяне становятся основным населением края. Расселение славян имело огромное прогрессивное значение для исторической судьбы Беларуси.


Используемая литература


1. Чигринов П.Г. История Беларуси: учебное издание / П.Г. Чигринов. - 2-е изд. - Мн.: Полымя, 2002.С. 432

2. Касцюк М.П. Нарысы гісторыі Беларусі: У 2 ч. Ч. 1 / М.П. Касцюк, У.Ф. Ісаенка, Г.В. Штыхаў - Мн.: Беларусь, 1994.С. 527

Костюк М.П. Очерки по истории Белоруссии: В 2 ч. 4.1. / М.П. Костюк, Г.В. Штыхов и др. - Мн.: Беларусь, 1994.С. 265

4. Ковкель И.И. История Беларусь. С древнейших времён до нашего времени/ И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. - Мн.: Аверсев, 2000.С. 259

5. Новик Е.К. История Беларуси. С древнейших времен до 2008 г.: учебное пособие / Е.К. Новик, И.Л. Качалов, Н.Е. Новик; под ред. Е.К. Новика. - Мн.: Вышэйшая школа, 2010.С. 526


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Форма правления Президентская республика Площадь, км 2 207 600 Население, чел. 9 465 400 Рост численности населения, в год 0,38% Средняя продолжительность жизни 70,2 лет Плотность населения, чел./км2 46 Официальный язык белорусский, русский Валюта белорусский рубль Международный телефонный код +375 Зона в Internet .by Часовые пояса +3























Краткая информация

Для многих людей Беларусь, расположенная в Восточной Европе, до сих пор почему-то остается «терра инкогнита» («неизвестной землей»). Однако, в этой стране есть прекрасная природа с густыми многовековыми лесами, в которых обитают зубры, олени, кабаны, волки, лисы и бобры; есть тысячи красивейших озер, а также сотни древних архитектурных памятников, замков, монастырей и музеев с уникальными историческими артефактами. Это значит, что любознательный путешественник будет доволен исследованием Беларуси, последней «терра ингонита» Восточной Европы…

География Белоруссии

Республика Беларусь находится в Восточной Европе. На западе она граничит с Польшей, на северо-западе – с Литвой, на севере – с Латвией, на востоке и северо-востоке – с Россией, а на юге – с Украиной. Общая площадь этой страны составляет 207 600 кв. км. Более 40% территории Беларуси занимают леса, где преимущественно растут ценные породы деревьев (сосна, ель, дуб, береза, осина и ольха).

Столица Белоруссии

Столицей Беларуси является город Минск, население которого сейчас насчитывает около 1,9 млн. человек. Первые поселения на территории современного Минска появились в IX века, а в летописи («Повесть временных лет») этот город впервые упоминается под 1067 годом. Сейчас Минск – это крупнейший политический, экономический, научный и культурный центр Беларуси.

Официальный язык

В Республике Беларусь существует 2 официальных языка – белорусский и русский. Белорусский язык относится к восточнославянским языкам. Его формирование началось в IX-X веках н.э. Полностью формирование белорусского (старобелорусского) языка завершилось в XIV веке. В 1922 году была проведена реформа орфографии белорусского языка, после чего он стал еще ближе к русскому языку.

Религия Беларуси

Большинство населения Беларуси исповедует православное христианство. Однако, в стране есть много католиков и атеистов. Кроме того, в Беларуси живут протестанты, иудеи и униаты. Вообще сейчас в этой восточноевропейской стране существует более 20 различных религиозных концессий.

Государственное устройство

Беларусь является президентской республикой, которая управляется Президентом и парламентом - Национальным собранием.

Национальное собрание состоит из Палаты представителей (110 депутатов) и Совета Республики (64 человека). Палата представителей имеет право назначать Премьер-министра, вносить законопроекты. В свою очередь Совет Республики имеет право выбора чиновников, а также может утверждать или отвергать законопроекты, принятые Палатой представителей. Совет министров Республики Беларусь возглавляет Премьер-министр.

Климат и погода в Беларуси

Климат в Беларуси умеренно-континентальный с мягкой и влажной зимой, теплым летом и дождливой осенью. Средняя температура в январе от -4C до -8C, а в июле – от +17C до +19C. Что касается осадков, то в среднем в Беларуси ежегодно их выпадает 600–700 мм.

Реки и озера Беларуси

В Беларуси насчитывается около 20 тыс. рек и их притоков, а также около 11 тыс. озер. Самые большие реки – Днепр, Припять, Неман и Западный Буг. Самое большое озеро – Нарочь (около 80 кв. км.).

Также следует отметить красивейшие Браславские озера, находящиеся в Витебской области. Сейчас на их территории создан Национальный парк. В этом парке обитают 30 видов рыб, 189 видов птиц, 45 видов млекопитающих, 10 видов амфибий и 6 видов рептилий.

История Беларуси

На территории Беларуси найдены остатки Homo erectus («человек прямоходящий») и неандертальцев. Это значит, что здесь люди жили еще, как минимум, 100 тыс. лет назад. Ученые доказали существование на территории Беларуси Милоградской, Поморской и Днепровско-Донецкой археологических культур.

Примерно в 1 000 г. до н.э. в этом районе кочевали киммерийцы и другие скотоводы. В 500 г. до н.э. на территории современной Беларуси поселились славянские племена, которые впоследствии стали ее автохтонным населением. Даже гунны и авары в 400-600 гг н.э. не смогли заставить славян покинуть эти земли.

В IX веке н.э. в Беларуси жили славянские племена дреговичей, кривичей и радимичей. С образованием Киевской Руси появляются первые белорусские административные единицы – княжества Полоцкое, Туровское и Смоленское.

В XIII-XVI веках Беларусь входит в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, а с 1569 по 1795 год – в состав Речи Посполитой (Польша).

После распада Речи Посполитой (это произошло в конце XVIII века) белорусские земли вошли в состав Российской империи.

Во время Первой мировой войны белорусские земли оккупировали немецкие войска, а после окончания военных действий в 1919 году была провозглашена Белорусская Советская Социалистическая Республика.

В 1922 году Белорусская Советская Социалистическая Республика вошла в состав СССР.

Во время Второй мировой войны в Беларуси развернулось сильнейшее партизанское движение против немецко-фашистских войск. За время войны немецкие солдаты разрушили практически все белорусские города, а также сожгли более 3 тыс. деревень.

В 1986 году произошла авария на Чернобыльской АЭС, что стало национальной трагедией для белорусов.

В 1991 году, после распада СССР, была провозглашена независимость Беларуси.

Культура Беларуси

Республика Беларусь находится на границе между Восточной и Западной Европой. Поэтому на белорусскую культуру влияние оказали как русские, украинцы, так и литовцы и поляки. Традиции белорусской культуры соответствуют историческим «пластам». Так, вначале на белорусскую культуру существенное влияние оказывала культура Киевской Руси, затем - Литвы и Польши, а с XVIII века – России и, отчасти, Украины.

Первые города на территории современной Беларуси появились в период раннего Средневековья (самые древние из них - Полоцк и Витебск). В X веке в Полоцке построили первую православную белорусскую церковь – Софийский собор.

В середине XVI века в архитектуре Беларуси стал господствовать стиль барокко (это продолжалось два столетия). В это время в Беларуси построили большое количество католических монастырей.

Первые литературные белорусские произведения появились еще в XII-XIII веках – «Житие преподобной Евфросинии Полоцкой» и «Житие Авраамия Смоленского».

В XVI веке огромное влияние на развитие белорусской литературы оказал гуманист и просветитель, основатель книгопечатанья в Восточной Европе Франциск Скорина.

Родоначальником современной белоруской литературы считается Винцент Дунин-Марцинкевич, живший в 1808-1884 годах.

Во второй половине XX века в белорусской литературе главной темой стала Вторая мировая война. Самые известные белорусские писатели и поэты того времени - Пимен Панченко, Аркадий Кулешов, Кузьма Чорный, Иван Шамякин, Михась Лыньков, Алесь Адамович, Рыгор Бородулин, Василь Быков, Иван Мележ и Янка Брыль.

Следует также отметить, что сейчас в Беларуси ежегодно проводится более 30 международных, национальных и региональных музыкальных фестивалей. Самые известные из них – «Белорусская музыкальная осень», «Минская весна», «Славянский базар в Витебске», фестиваль камерной музыки «Музы Несвижа», а также фестиваль старинной и современной музыки в Полоцке.

Кухня Белоруссии

Кухня Беларуси сформировалась под влиянием кулинарных традиций России, Литвы, Польши и Украины. Белорусская кухня главным образом состоит из овощей, мяса (чаще всего свинина) и картошки.

Самые популярные белорусские блюда – борщ белорусский, холодик по-мински (холодный суп из свеклы), рыба, тушенная с картофелем в горшочке, жаренка (жареное мясо с грибами), битки по-белорусски, клецки с мясом, свекла фаршированная, картофельные клецки и драники.

В белорусских лесах можно найти очень много грибов, поэтому неудивительно что они входят в состав традиционных местных блюд (грибы тушеные, грибы с сыром, грибы, запеченные с картофелем и голубцы с грибами).

Туристам рекомендуем попробовать в Беларуси традиционный местный алкогольный напиток – настойку «Беловежская пуща», крепостью 43 градуса. На Западе почему-то уверены, что ее изготавливают из 100 различных трав. Кроме того, туристам там можно попробовать (лучше всего в небольших количествах) местную пшеничную водку.

Достопримечательности Белоруссии

Так как история Беларуси началась очень давно, то понятно, что в этой стране должно быть много достопримечательностей. Однако, многие памятники архитектуры, истории и культуры были уничтожены во время Второй мировой войны. Тем не менее, туристам в Беларуси не будет скучно, т.к. достопримечательностей здесь осталось еще очень много.

В Топ-5 самых популярных достопримечательностей Беларуси на наш взгляд входят:

Мирский замок
Мирский замок находится в Гродненской области возле поселка Мир. Замок построен в XIV веке на месте феодальной усадьбы.

Несвижский замок
Этот замок построен в середине XIV века в городе Несвиж в Минской области. Он долгое время принадлежал князьям Радзивиллам. В 2005 году Несвижский замок был включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Беловежская пуща
Национальный парк «Беловежская пуща» еще в середине XV века стал пристальным объектом внимания Великих литовских князей, которые запретили в нем охоту на крупного зверя. Сейчас в Беловежской пуще возраст некоторых деревьев достигает 350 лет, а дубов – даже 600 лет. В этом заповеднике растут сосны, дубы, ясени, ели, и т.д. В Беловежской пуще до сих пор обитают зубры.

Геодезическая дуга Струве
Геодезическая дуга Струве представляет собой сеть закопанных в землю каменных кубов с целью определения параметров Земли, её формы и размера. Эта дуга проходит по территории 10 государств (в том числе и по территории Беларуси). В середине XIX века геодезическую дугу измерил российский астроном Василий Струве.

Новогрудский замок
Этот замок был построен в конце XIII века на склонах Замковой горы возле города Новогрудок. В свое время Новогрудский замок считался самой укрепленной крепостью Беларуси. К сожалению, сейчас замок находится в не очень хорошем состоянии.

Города и курорты

Самым древним городом Беларуси считается Полоцк. Историки полагают, что он был основан еще в IX веке. Сейчас население Полоцка составляет всего около 85 тыс. человек.

На данный момент крупнейшие белорусские города – Минск (около 1,9 млн. человек), Брест (около 320 тыс. человек), Гродно (около 350 тыс. человек), Гомель (около 500 тыс. человек), Могилев (более 365 тыс. человек) и Витебск (более 370 тыс. человек).

Сувениры/покупки

Туристам мы советуем привозить из Беларуси в качестве сувениров изделия народных промыслов (глиняные горшочки, соломенные фигурки), хрустальные бокалы, льняные скатерти и полотенца, матрешки, водку и бальзамы, клюкву в сахарной пудре, деревянные расписные ложки и подносы.


У белорусов отсутствуют признаки внятной этнокультурной идентичности. А вмешательство политики, смешанной с умелыми манипуляциями СМИ и отсутствием у населения постсоветского пространства знаний по истории Белоруссии, делают необходимым глубокое погружение в историю становления белорусской идентичности. Иначе остановить вал мифотворчества о белорусах невозможно.

Разноразвитость как фактор славянизации балтов

Славяне опережали соседние с ними балтийские народы в социально-экономическом развитии: к IX–X векам у русских уже была раннефеодальная государственность, города, ремёсла и письменность. У балтов ничего этого не было, они находились на первобытном уровне родоплеменных общин. Балты, соседствуя со славянами, подвергались ассимиляции ими. Этот процесс начался примерно в VI веке.

Менее развитый народ всегда ассимилируется более развитым. Это хорошо видно на примере кельтов в Западной Европе и финно-угров в Восточной. Люди воспринимают сначала более высокую материальную культуру, а постепенно язык и религию. Ассимиляция стимулировалась активным взаимодействием народов, обусловленным их взаимозаинтересованностью вследствие различного уровня развития.

Первобытные балты были выгодным рынком сбыта для древнерусских ремесленников, так как ценили их изделия выше, чем соотечественники. Товар выше ценится там, где его не производят, на этом и построена вся торговля. Основным потребителем ремесленных изделий является наиболее платёжеспособная часть общества. Как правило, это разного рода элиты. Они к тому же нуждаются в вещественном обозначении своего положения. Привозные дорогостоящие товары всегда выполняют функцию атрибутов социального статуса.

Балтская знать, таким образом, являясь наиболее активным потребителем ремесленных изделий, была заинтересована в физическом переселении русских на свои земли в бассейн реки Неман. Этим обусловлено появление древнерусских городов на территории балтского расселения. Города Гродно (Гародня), Волковыск (Волковыеск), Слоним (Вослоним), Новогрудок (Новогородок) известны с XI–XIII веков.

Дефицита пахотных земель и пастбищ тогда не существовало и, соответственно, никаких сколь-нибудь серьёзных земельных конфликтов между народами не могло быть в принципе. Торговля между людьми, занимающимися охотой, собирательством и рыбной ловлей, и продавцами ремесленных изделий осуществлялась в виде натурального обмена в эквиваленте, гораздо более выгодном для последних. Подобная ситуация имеет место и теперь в глухих депрессивных районах Сибири и Дальнего Востока, где русские торговцы выменивают у местных жителей клюкву, кедровые орехи, пушнину на промышленные изделия. Торговля была безденежной, поскольку у балтов не было ни государственности, ни денег.

Одно из мест такого обмена находилось на границе балтских и русских земель, недалеко от города Заславля на берегах речушки, получившей название Менка. Позже там сформировалось постоянное поселение, известное с 1067 года как Менск. Под влиянием польского языка название трансформировалось в Минск.

Впоследствии, при появлении внешней угрозы (крестоносцев и татаро-монголов), к торговой взаимной заинтересованности добавилась совместная оборона. Разноразвитость предполагает не только разделение труда в хозяйственной деятельности, но и разделение социальных ролей. Так, военно-охранные функции гораздо охотнее принимают на себя менее обеспеченные люди. И по этой причине балты также представляли интерес для более продвинутых русских, тем более что они сами проявляли инициативу. Всё это обуславливало русификацию и оправославливание балтов. Из летописей нам не известно о наличии каких-либо проблем в языковой коммуникации между балтами и славянами. Это говорит о том, что к XII веку, когда появились первые письменные источники, русифицированность балтов была уже достаточно существенной.

Не нация, а империя

К середине XIII столетия, когда регион подвергся нашествию татаро-монголов с Востока и немецких крестоносцев с Запада, русские княжества и балтские племена объединились в раннефеодальное государство «Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское» (ВКЛ). К XIV–XV столетиям оно занимало территорию нынешней Литвы, Белоруссии, половины Латвии и большей части нынешней Украины. Это было уже не государство-нация, а государство-империя, поскольку, в отличие от Киевской Руси или королевства Венгрии, было не моноэтничным, а полиэтничным и, соответственно, мультикультурным. К XIV веку регион начал подвергаться польскому влиянию. В 1385 г. ВКЛ заключило союз с Польшей.

Польская культура оказывала мощное воздействие на весь регион, но русское население оказалось к нему устойчивым. Русское население в окрестностях Бреста (Берестье), несмотря на непосредственную близость к польской территории, как было русско-православным, так и продолжало таковым оставаться. Балты же, к тому времени не полностью русифицированные и поверхностно оправославленые, даже проживая на расстоянии 400–500 км от польских земель, начали постепенно ополячиваться. Так и получилось, что сегодняшние католики в Республике Беларусь проживают не вдоль польской границы, а вдоль литовской и даже латвийской. В древнерусском же Бресте католиков нет.

Думается, что русская ассимиляция сменилась польской вследствие того, что к тому моменту балты в целом подтянулись до уровня русских в своём социально-экономическом развитии и последние утратили ассимиляционный ресурс. Поляки же, напротив, стали обладать превосходством в развитии.

Подобно русифицированности балтов в позднем Средневековье, ополячивание их в Новом времени имело очень неравномерную глубину у разных групп населения. В городах и у дворянства оно имело максимальную степень - вплоть до того, что люди прямо называли себя поляками и говорили на польском языке, хотя и местном его диалекте. Характернейший пример - поэт Адам Мицкевич. Сельское же население говорило на «простай мове» - крестьянском говоре этого диалекта - и называло себя «тутэйшыми», что по-польски означает «здешние». К слову, в православных регионах люди говорили: «Мы народ тутошный». И «тутошные», и «тутэйшые» жили относительно бесконфликтно. Сколь-нибудь серьёзных конфессиональных конфликтов между простыми людьми в Белоруссии не было.

Биэтничный народ

Инициатива объединения католиков с православными исходила от Запада, заинтересованного в сепаратистском ослаблении Российской империи. Присоединение католического меньшинства, составлявшего в 1898 г. 24% населения, к православному большинству создавало гибридный народ, выделяя его из русского и делая лишь «братским» народом по отношению к русскому. Имея в своём составе католиков, белорусы уже перестают быть русскими и превращаются в удобную заготовку для создания буферно-лимитрофного государства между Россией и Западом.

Данная инициатива активно поддерживалась элитами католиков, ополячившейся шляхтой, которая остро ощущала свою маргинальность по причине неинтегрированности в элиту РИ в отличие от других этногрупп. Протестное недовольство ополячившейся шляхты против российских властей ранее выражалась в поддержке Наполеона и восстаниях 1830 и 1863 годов. Теперь же ей предоставлялась возможность стать национальной элитой.

В предвоенные годы появилось множество литераторов, которые литературно обработали язык («упарадкавалi просту мову»), редкие тексты которого до того существовали на латинице. Полученный результат перевели на кириллицу и назвали белорусским языком. Но особенно мощный всплеск их активности пришёлся на советские годы, когда эти «пісьменнікі», буквально на пустом месте, создали национальную литературу. Абсолютное большинство их были католиками.

До конца XIX века не существовало сколь-нибудь устойчивого понятия «белорусский язык», поскольку не было никаких достоверных текстов, доказывающих факт его существования. Если провести контент-анализ белорусского языка, то мы увидим, что те его слова, которые не похожи на русские, на 90% лексически совпадают с польскими. Слова же, похожие в нём на русские, так же примерно звучат и по-польски. Основное различие в этих языках - синтаксическое и фонетическое. Уже даже из этого можно сделать вывод, что белорусский язык скорее результат некоторой русификации восточного диалекта польского языка, нежели полонизации западнорусского диалекта. В Российской империи «проста мова» официально считалась диалектом польского языка.

Так или иначе, но политиканская авантюра отторжения белорусов от русского народа путём подсовывания им искусственно сфабрикованного языка провалилась. На сегодняшний день в Белоруссии не существует районов, где компактно проживало бы население, использующее белорусский язык в повседневном общении. То есть не только православные белорусы не перешли на язык католиков, но и сами католики забыли язык своих предков.

Помимо этого уменьшается процентная доля самих католиков. В 1990 г. их было 15% населения, сейчас 14%. В католических районах в сельской местности существуют остатки того диалекта, который раньше назывался «проста мова», остатки белорусского диалекта русского языка в православных районах называются «трасянка».

Таким образом, белорусский язык не существует как социальное явление и не служит средством коммуникации. Он является исключительно идейным понятием. «Сьвядомая» (сознательная) интеллигенция старается пристыдить белорусов за то, что они забыли свой родной язык, заменив его русским.

Инициативу такой гибридизации православных и католиков в единую нацию называют «проект белорусского национализма». Эта инициатива получила практическую реализацию, поскольку впоследствии была поддержана большевиками, так как идея интернационала и самоопределения наций лежала в основе их политической платформы. Для большевиков чем больше было народов в советской стране, тем лучше.

Для того чтобы решить проблему чистоты понимания идентичности белорусов, нужно устранить условия, в которых проблема существует, то есть рассматривать народ Белоруссии не как моноэтничную нацию, а как биэтничный политический народ по примеру Бельгии или Канады. Соответственно, независимость государства должна базироваться не на этно-культурной основе, а на социально-экономической, как это имеет место в Швейцарии, Сингапуре, Канаде.

Почему нам выгодно «разорвать шаблон» литвино-белорусского национализма и перестать рассматривать православных и католиков в качестве единого этноса?

Во-первых , это является элементарным восстановлением исторической справедливости, возвращением к естественному положению вещей. Ни православные белорусы, ни католики в нынешних границах никогда не были обособленной нацией - ни по отдельности, ни вместе, а всегда только в составе империй: ВКЛ, РИ, СССР. И везде белорусы были либо титульным народом, либо частью политического ядра. БССР в восприятии её жителей была больше административной единицей. Её население себя идентифицировало скорее с советским народом, чем с каким бы то ни было этнокультурным образованием. По этой причине не сложилась навязанная белорусам совместная с «тутэйшыми» литвинами-католиками этноидентификация.

Во-вторых , присоединение к православным белорусам католических «тутэйшых» и подсовывание им недопольской «простай мовы», названной после литературной обработки белорусским языком, разрушает идею триединства русского народа. Это лишает белорусов долевых прав на величие русской культуры, снижая их международный статус, поскольку принадлежность к культуре мирового масштаба является мощным ресурсом в мировой политике. С другой стороны, это также подтверждает узурпацию великороссами бренда «русские» и прав на общерусскую культуру.

Два подхода к белорусам: литвинизм и западнорусизм

До Первой мировой войны население на территории Беларуси совершенно чётко делилось на православных белорусов и католиков-поляков. Причём белорусы официально рассматривались как ветвь триединого общерусского народа и были частью титульного народа империи. Это отражено и в переписи 1898 г.

Ситуация изменилась перед началом Первой мировой войны. Католиков и православных начали рассматривать в качестве единого народа. Появился новый подход к рассмотрению белорусской истории, условно называемый литвинизмом. В более-менее радикальном виде он инерционно существует до сих пор. Его довольно мягкая форма была в советские годы официальной версией истории. Остаётся она ею и сегодня. В основе её лежит демагогия, основанная на подмене понятий, в частности литвины как этноним и как политоним.

Радикальные литвинисты утверждают, что древнерусского народа не было, древнерусского устного языка не было, в состав Киевской Руси белорусская территория не входила, а когда древние белорусы называли себя русскими, то имели в виду православную принадлежность. Утверждается, что белорусы были всегда европейским народом, а жители Московского государства суть азиаты - тюрки и финно-угры, имитирующие славян. Литвинисты рассматривают католиков и православных объединённо .

Версия истории белорусов и их идентичности, изложенная здесь, называется западнорусизмом. Эта историческая школа рассматривает белорусов как западную разновидность русских, как субэтнос общерусского суперэтноса. Основоположниками этого учения были учёные М. Коялович и Е. Карский. Сегодня слабым местом большинства учёных-западнорусистов является неумение и нежелание отделять этно-культурное от политико-административного.

Ряд современных западнорусистов открыто призывают к ликвидации белорусской государственной независимости и поэтому находятся в радикальной оппозиции к власти. Политиканы, эксплуатируя тему триединства русского народа для борьбы с белорусской властью и моделью социально-экономического развития, маргинализуют само течение. Литвинисты обвиняют западнорусистов в том, что те действуют в интересах Кремля. Логика обвинения при этом такая: раз белорусы - часть русского народа, то нет смысла в существовании отдельного белорусского государства. Независимость Белоруссии есть историческое недоразумение, которое должно быть исправлено, а белорусская госсобственность, соответственно, должна быть приватизирована за бесценок российскими олигархами.

Западнорусисты национал-шовинистического толка этой позиции и не скрывают, а академические учёные, будучи кабинетными теоретиками, лишь отмахиваются от этих обвинений, не воспринимая их всерьёз. Они, по своей идеалистической наивности, не понимают, что история служит для обоснования сегодняшних политических интересов, а не является самодостаточной вещью в себе. Получается, что прокремлёвские западнорусисты являются в большей степени врагами белорусской власти, чем прозападные литвинисты. Литвинисты предполагают марионеточную зависимость от Запада, а прокремлёвские западнорусисты-единоимперцы вообще призывают к ликвидации суверенитета и Белоруссии.

Особая мудрость народов Белоруссии

Белорусское общество не просто мультикультурно, как в Швейцарии, Бельгии, Латвии или Казахстане. Его мультикультурность исторически конъюнктурная. Менялось доминирование Востока и Запада, следом менялось самовосприятие коренных жителей. Дед считает себя поляком, отец белорусом-католиком, а сын уже православным белорусом. В силу очевидности этого тутэйшые католики, как и православные белорусы, прекрасно понимают на уровне массового сознания этот конъюнктурный характер этнических культур. Это понимание и лежит в основе того, что называется толерантностью нашего народа, и со всей очевидностью показывает местным обывателям, что культура - это лишь внешняя оболочка внутренней сути человека. И эта оболочка, как оказывается, вполне себе взаимозаменяема. Видимо, это и есть фундаментальная причина той особой мудрости белорусского народа, которая является фундаментом его сравнительного благополучия.

Мировоззрение Человека отслаивается от этнической культуры. Это невозможно, например, для китайцев и евреев, они не видят (и никогда не видели) своё коллективное бытие вне своей культуры. У них умение абстрагироваться от культуры доступно только умнейшим людям, философам-мыслителям. А на белорусской земле любому обывателю видны суть и предназначение человека в очищенном от условностей виде. И это предназначение - созидательное творчество и бесконечно свободный выбор между добром и злом. А подлецом и порядочным человеком, как известно, может быть и католик, и православный.