Энциклопедия кольера - фабр жан анри. Жан-Анри Фабр - Жизнь насекомых

  • ФАБР ЖАН АНРИ
    (Fabre) Жан Анри (22. 12 . 1823, Сен-Леон, Аверон, v 11.10.1915, Сериньян-дю-Конта, Воклюз), французский учёный-энтомолог и писатель. Школьный учитель, автор …
  • ФАБР, ЖАН АНРИ в Словаре Кольера:
    (Fabre, Jean Henri) (1823-1915), французский энтомолог и писатель. Родился 22 декабря 1823 в Сен-Леоне. По окончании педагогического училища (1842) работал …
  • ЖАН в Словаре значений Казахских имен:
    (муж.) …
  • ФАБР в Литературной энциклопедии:
    Люсьен — французский писатель. Инженер по специальности. Первая книга Фабра «Connaissance de la D?esse» , созданная под …
  • ФАБР
    (Fabre) Жан Анри (1823-1915) французский энтомолог. Учебники и классические научно-популярные труды по биологии насекомых, в т. ч. "Энтомологические воспоминания" (т. …
  • ЖАН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Jean) (р. 1921) великий герцог Люксембургский с …
  • ЖАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Jean) Бенуа Гийом Робер Антуан Луи Мари Адольф Марк д"Авьяно (р. 5.1.1921, Люксембург), государственный деятель Люксембурга, принц Бурбон-Пармский. В 1938 …
  • ЖАН
    (Эжен Gens, 1814-1881) — бельгийский писатель. Известен ценными историческими трудами и напоминающими Ауэрбаха новеллами и романами, также стихотворениями. Выдаются: "Le …
  • ФАБР
    Д"ЭГЛАНТ́ИН (Fabre d"Eglantine) Филипп (1750-94), деятель Франц. рев-ции, драматург, поэт. Якобинец, чл. Конвента с 1792, в кон. 1793 примкнул к …
  • ФАБР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Fabre) Жан Анри (1823-1915), франц. энтомолог. Иссл. образ жизни и инстинкты насекомых, а также пауков и скорпионов. Учебники и классич. …
  • ЖАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПОЛЬ (Jean Paul) (наст. имя и фам. Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (1763-1825), нем. писатель. Иронич.-сентиментальные бытописат. повести и романы …
  • ЖАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Д́ЕНСКИЙ (Jean de Jandun) (?- 1328), франц. философ, сторонник аверроизма. Друг Марсилия Падуанского, вместе с к-рым в кн. "Защитник мира" …
  • ЖАН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Jean) (р. 1921), вел. герцог Люксембургский в …
  • ЖАН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Эжен Gens, 1814-1881) ? бельгийский писатель. Известен ценными историческими трудами и напоминающими Ауэрбаха новеллами и романами, также стихотворениями. Выдаются: "Le …
  • ЖАН
    ... Жак …
  • ЖАН в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    ... Поль …
  • АНРИ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
  • ФАБР
    (Fabre) Анри (1882-1984) , французский инженер, авиаконструктор. В 1911 модифицировал биплан Г. Вуазена в первый в мире летавший самолет-амфибию. - …
  • ЖАН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Jean) (р. 1921), великий герцог Люксембургский с …
  • ЖАН КОКТО в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-03 Time: 09:32:01 Навигация Тема = Жан Кокто Википедия = Кокто, Жан Викисклад = Category:Jean Cocteau Жан Кокто — …
  • АНРИ-ФРЕДЕРИК АМЬЕЛЬ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2008-12-27 Time: 13:37:23 Навигация Тема = Анри-Фредерик Амьель Википедия = Амьель, Анри-Фредерик Анри-Фредерик Амьель — швейцарский писатель, поэт, мыслитель-эссеист, …
  • ДЮВЕРНУА, АНРИ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (наст. имя Анри Симон Швабахер) (1875-1937) - французский …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • СТЕНДАЛЬ АНРИ МАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Stendhal) [псевдоним; настоящее имя и фамилия Анри Мари Бейль (Beyle)] (23.1.1783, Гренобль, - 23.3.1842, Париж), французский писатель. Сын адвоката; воспитывался …
  • СЕН-СИМОН КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (de Rouvroy) (17.10.1760, Париж, - 19.5.1825, там же), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Под руководством …
  • ПИРЕНН АНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Pirenne) Анри (23.12.1862, Вервье,- 24.10.1935, Брюссель), бельгийский историк. В 1886-1930 профессор Гентского университета (в 1991-21 ректор) член Бельгийской королевской академии …
  • ГАБЕН ЖАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Gabin) Жан (настоящие имя и фамилия - Жан Алекси Монкорже, Moncorge) (р. 17.5.1904, Мериель), французский киноактёр. Творческую деятельность начал в …
  • ВАЛЛОН АНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Wallon) Анри (15.3.1879, Париж, - 1.12.1962, там же), французский психолог, общественный деятель. Член Французской коммунистической партии с 1942, участник Движения …
  • БЕККЕРЕЛЬ АНТУАН АНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Becquerel) Антуан Анри (15.12.1852, Париж, - 25.8.1908, Круасик), французский физик, член Парижской АН (1889). Сын А. Э. Беккереля. Окончил …
  • БАРБЮС АНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Barbusse) Анри (17.5.1873, Аньер, - 30.8.1935, Москва), французский писатель и общественный деятель. Член Французской компартии с 1923. Сын литератора. Окончил …
  • АЛЛЕГ АНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Alleg) Анри (псевдоним; настоящее имя Анри Жан Салем) (р. 20.7. 1921, Лондон), алжирский писатель и публицист. Член Партии социалистического авангарда …
  • ЭНГЬЕНСКИЙ ЛУИ-АНТУАН-АНРИ, ПРИНЦ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (вернее Ангенский, герцог Луи-Антуан-Анри de Bourbon, duc d"Enghi?n) — принц французского королевского дома, сын герцога Луи-Анри-Жозефа Бурбон-Конде. Род. в 1772 …
  • ФАБР, АББАТ АНТОНЕН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Fabre) — французский историк литературы, священник. Род. в 1837 г. Напеч.: "La jeunesse de Fl?chier" (1882); "Fl?chier orateur, 1672—90" (1885, …
  • ФАБР, ФРАНСУА-КСАВЬЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (baron de Fabre, 1766—1837) — французский исторический живописец, ученик сперва Ж. Кусту, а потом Л. Давида; получив 1787 г. от …
  • ФАБР, ФЕРДИНАНД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (Fabre, род. в 1830 г.) — французский романист. В молодости готовился к духовному званию и окончил курс в духовной …
  • ФАБР, ПЬЕР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Fabre, 1716—1791) — известный французский хирург. Написал: "Trait? des maladies v?n?riennes" (П., 1758); "Recherches sur la nature de l"homme, consid?r? …
  • ФАБР, МАРИ-ЖАК-ЖОЗЕФ-ВИКТОРЕН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Fabre, 1785—1831) — французский писатель. 22-х лет от роду он был захвален превыше меры тогдашними строгими ценителями и судьями: Тара, …
  • ФАБР, ЖОЗЕФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (Joseph Fabre, род. в 1844 г.) — французский писатель и политический деятель. Был преподавателем литературы и философии в различных …
  • ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ФРАНЦИЯ: КУЛЬТУРА - Б. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО в Словаре Кольера:
    К статье ФРАНЦИЯ: КУЛЬТУРА Ежегодно в стране в среднем выпускается 39 тыс. новых названий книг и продается 380 млн. экземпляров. …
  • РУССО, ЖАН-ЖАК в Словаре Кольера:
    (Rousseau, Jean-Jacques) (1712-1778), французский философ, писатель, композитор. Родился 28 июня 1712 в Женеве. Мужчины в семействе Руссо были часовщиками, семья …
  • КРИСТОФ, АНРИ в Словаре Кольера:
    (Christophe, Henri) (1767-1820), король Гаити. Родился на английских Антильских островах в 1767. В 1803 возглавил восстание рабов на Гаити и …
  • ЖАН ПАУЛЬ в Словаре Кольера:
    (традиционно ошибочно - Жан Поль) (Jean Paul; наст. имя - Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Johann Paul Friedrich Richter) (1763-1825), немецкий …
  • АРП, ЖАН в Словаре Кольера:
    (Arp, Jean (Hans) (1887-1966), французский художник и скульптор, один из основоположников абстрактной скульптуры и основателей дадаизма - направления в искусстве, …
  • РАЗ, ДВА - ГОРЕ НЕ БЕДА! (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-18 Time: 20:32:37 = Иван-солдат = * Да я так... одним глазком. = король Жан-Жан = * Памятник... Из …
  • ДРУЖБА в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-27 Time: 19:41:14 = А = * Анатомия дружбы понимается нами только при взаимности чувств. (Синяков Артём) …
  • КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (musique concrete) Название, которое французский инженер-акустик Пьер Шеффер дал своим концертам шумов (concert de bruits) в 1949 г., через год …
  • ЛИОНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лионская епархия Римско-католической Церкви. Римо-католические архиепископы Лионские были графами Лиона и провинции Лионне, примасами Южной …
  • ЛАНГРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лангрская епархия Римско-католической церкви. История Лангрской епархии восходит ко II веку. Она была одной из …
  • АБСЕНТ в Словаре алкогольных напитков.
(Fabre, Jean Henri)
(1823-1915), французский энтомолог и писатель. Родился 22 декабря 1823 в Сен-Леоне. По окончании педагогического училища (1842) работал школьным учителем. С 1849 преподавал в коллеже в Аяччо (о.Корсика). Собирая на берегу моря ракушки, заболел лихорадкой и был вынужден уехать с острова. Получив в Париже докторскую степень, Фабр в 1852 стал преподавателем физики и химии в Авиньонском лицее. Поворотный момент в его жизни наступил в 1852, когда он, потратив все свое месячное жалование, купил дорогую, хорошо иллюстрированную книгу о насекомых. Вначале наблюдения за поведением насекомых Фабр мог проводить только во время каникул. Но в 1871 он был отстранен от преподавания за прогрессивные идеи по реформированию системы образования, и поселился в маленьком домике на окраине Оранжа. У него появилось значительно больше времени для наблюдений и экспериментов, хотя он по-прежнему жил в нужде, преследовавшей его в течение всей жизни. Ему приходилось самому изготавливать все необходимое лабораторное оборудование, так как он не мог позволить себе его приобретение. Когда Фабру было уже 55 лет, он наконец приобрел участок земли в небольшой деревне Сериньян-дю-Конта в Провансе, примерно в 80 км от побережья. Для местных жителей это был пустырь, но Фабр именовал эту землю "Раем" и превратил ее в настоящую полевую лабораторию для изучения жизни насекомых. Здесь ему никто не мешал работать, и он мог целиком погрузиться в эксперименты и наблюдения. В 1878, вскоре после переезда в Сериньян, он начал публиковать результаты своих классических исследований пчел-каменщиц, роющих ос, гусениц соснового походного шелкопряда, богомолов, бабочки психеи и многих других насекомых. В том же году вышел из печати первый том Энтомологических воспоминаний (Souvenirs Entomologiques) - работы, принесшей Фабру славу. Прежде чем на свет появился последний, 10-й том этого сочинения, прошло почти тридцать лет. Некоторые его исследования, например жуков скарабеев, продолжались около 40 лет. Поначалу книги Фабра не привлекали широкого внимания публики, хотя В.Гюго и назвал его "Гомером насекомых", а Ч.Дарвин отзывался о нем как о "неподражаемом наблюдателе". Только с выходом последнего тома Энтомологических воспоминаний Фабр получил признание как в научном, так и в литературном мире. Он был избран членом ряда научных обществ; на юбилей Фабра 3 апреля 1910 в деревню, где он жил, съехались именитые представители многих научных обществ, а Энтомологические воспоминания были удостоены специальной премии Института Франции. До появления работ Фабра почти все посвященные насекомым книги представляли собой сухие сводки фактов. Наверное, он тоже мог бы ограничиться пунктуальным изложением того, что наблюдал, предоставив читателю возможность самому судить о результатах его наблюдений. Однако к живому описанию сделанных им открытий Фабр добавил толику философских и поэтических рассуждений. Склонный в силу своего характера к уединенному образу жизни, мало контактируя с внешним миром, он иногда, сам того не ведая, повторял эксперименты, которые до него уже проводили другие ученые. Хотя Фабр и переписывался с Ч.Дарвином, он никогда не разделял его эволюционных воззрений. Принципиальная новизна его вклада в энтомологию заключалась в том, что объектами исследований стали живые существа, тогда как ранее главным источником знания в этой науке были мертвые экземпляры, наколотые на булавки. Для тех, кто изучает поведение животных, сравнительную психологию или биологию насекомых, труды Фабра актуальны и по сей день. Литературные достоинства сочинений Фабра привлекали множество читателей. "Пустырь", на котором Фабр сделал свои открытия, получил всемирную известность и теперь находится под охраной государственного Музея естественной истории.
Умер Фабр в Сериньяне-дю-Конта 11 октября 1915.
ЛИТЕРАТУРА
Фабр Ж.А. Жизнь насекомых. М., 1963 Васильева Е.Н., Халифман И.А. Фабр. М., 1966 Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых, тт. 1-2. М., 1993

Жан-Анри Фабр (1823–1915) был чем-то похож на тех, чьи обычаи, повадки и тайны он неутомимо изучал всю свою долгую жизнь, - на насекомых. Сухонький человек с острым носом и внимательным взглядом, от которого не ускользало ничего, Фабр всего в жизни добился сам: выбрал призвание по душе и заставил поверить в себя весь мир; исключительно собственными усилиями создал великолепную лабораторию по изучению насекомых; вывел науку о насекомых из пыльных залов с засушенными жуками и бабочками на прокаленные солнцем просторы, где все экспонаты ученых коллекций рыли норки, охотились, размножались и заботились о потомстве.

Упорный, настойчивый, бесконечно трудолюбивый, Фабр совершил настоящий переворот в науке, но широкая публика его узнала и полюбила благодаря вдохновенным историям о жизни бабочек, пауков, жуков, ос и других мелких обитателей нашего мира. На его рассказах о насекомых, стоящих в одном ряду с "Жизнью животных" Альфреда Брема, выросло не одно поколение любителей природы и просто увлекающихся людей.

"Насекомые. Они - истинные хозяева земли. Их - миллиард миллиардов, больше, чем звёзд в нашей галактике... Фабра должен прочесть каждый, так же как один раз в жизни надо заглянуть в микроскоп и поглядеть в телескоп на звёзды" (В.Песков).

Сокращенный перевод с французского и обработка Н.Плавильщикова.

Жан-Анри Фабр
ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ
Рассказы энтомолога

ЖАН-АНРИ ФАБР
Биографический очерк

Ученик

Жан-Анри Фабр, пожалуй, единственный энтомолог, имя которого известно самой широкой публике. Он и Альфред Брем - вот два натуралиста-зоолога, о которых слышал, если не читал их книг, всякий, окончивший среднюю школу. По-разному сложилась жизнь этих двух замечательных натуралистов, разными они были по характеру и манере работать, несхожи были и животные, изучению которых они отдали свою жизнь. Брем - путешественник и охотник - интересовался зверями и птицами и совсем не знал насекомых. Фабр был равнодушен к позвоночным животным, его внимание сосредоточилось на насекомых и немножко на паукообразных. Брем путешествовал по Африке, объездил всю Европу, побывал даже в Западной Сибири. Место тридцатилетних "охот" Фабра - клочок заброшенной земли, "пустырь" в Сериньяне, небольшом местечке невдалеке от Оранжа, на юге Франции, а до того - окрестности Авиньона и того же Оранжа. Насекомые невелики, и, для того чтобы наблюдать ос или пчел, совсем не нужно ехать за тридевять земель, снаряжать караваны, забираться в непролазные дебри тропического леса. Заросли чертополоха и ежевики, прогретый солнцем пригорок, глинистый откос возле заброшенной дороги - здесь всегда найдется работа для наблюдателя, и ее хватит не на один год...

Большой черный навозный жук катит слепленный из навоза шар по пыльной дороге, пересекающей выгон. За жуком, шаркая большими деревянными башмаками, плетется мальчик. Он устал, солнце палит вовсю, тяжелые башмаки сваливаются с ног, но мальчик не сдается - шагает и шагает. Он настойчив и упрям не меньше жука.

Зачем этот жук слепил шар? Куда он его катит?

Он родился в 1823 году в маленькой деревушке на юге Франции. Его отец старательно ковырял свой небольшой участок каменистой земли, но урожаи были невелики. В хлеву топотали овцы и мычали коровы. Овец еще можно было прокормить на выжженных солнцем пустошах, а вот коровы... Много ли молока даст корова там, где всего месяц-другой сочна трава.

Бедно жила семья Фабра. Случалось, что зимой устраивались на житье в хлеву, вместе со скотиной. Там было теплее, чем в каменных стенах нетопленного дома.

Дом, где родился Фабр.

Топливо... С ним всегда было плоховато. Первый учитель Фабра - цирульник, звонарь и учитель - сразу сумел устроиться. Каждый школьник должен был принести ему полено, иначе школьная дверь перед ним не раскроется. В каморке учителя топилась огромная печь, здесь было тепло, и здесь дети грелись вместе с курами и поросятами, забывая о холодных ночах в овечьем хлеву.

Так было зимой. Зато летом... Опушки и лесные поляны, луговины и поросшие жесткой травой пригорки... И всюду - насекомые. Под большим камнем прячется проворная жужелица. Взятая в руки, она брызгает едкой жидкостью, и Анри уже знает из опыта, что с этим жуком нужно быть осторожным: не подносить его к самому носу. По ветке ползет гусеница-землемер, а на цветке копошится пчела, выпачканная в желтой цветочной пыльце. Все это нужно посмотреть, все это интересно и загадочно, все вызывает вопросы: "зачем?", "отчего?", "почему?"...

С сельским хозяйством отцу Фабра не везло, и он решил покинуть деревню, переселиться в город. В маленьком городишке Родэз Фабр-отец открыл "кафе". Ему было далеко до самого маленького и захудалого столичного кафе, и доход от него был грошовый. Его едва хватало, чтобы не голодать, но денег на школу не оставалось, и Анри пришлось самому зарабатывать, чтобы вносить плату за учение.

В родэзской школе Анри проучился четыре года. А потом семья перебралась в Тулузу, из нее - в Монпелье: дела отца становились все хуже и хуже, и он пытался найти "счастье", меняя города. В Монпелье Анри расстался со школой: не до учения, когда в кармане нет ни гроша. Нужно зарабатывать на жизнь, и мальчик то торгует лимонами, то мозолит руки лопатой землекопа на постройке железнодорожного полотна.

Он зарабатывает очень мало, ему едва хватает на обед - ломоть хлеба с куском козьего сыра и стаканом кислого вина. А случалось и так, что он ничего не ел среди дня: последние сантимы истрачены на покупку... книжонки стихов. Что ж, во второй половине лета это не так страшно: можно пообедать кистью винограда. Нужно лишь суметь сорвать ее с придорожной лозы и не попасться на глаза полевому сторожу.

И вот он снова в школе. В городе Авиньоне - по соседству - был объявлен конкурс на место стипендиата. Анри сдал испытания лучше всех и занял первое место. Теперь ничто не мешало ему окончить школу: о плате думать не приходилось, ученик был обеспечен стипендией, пусть и не такой уж большой.

Школьный учитель

Школа окончена, диплом в кармане. Анри - учитель. Правда, не в коллеже, а всего в начальной школе: больших прав ему диплом не дает. В маленьком городишке Карпантра́ был коллеж, а при нем - начальная школа. В ней-то и оказался учителем юноша Анри.

Здесь учились вместе и ребятишки, и взрослые парни, и некоторые из них были старше своего учителя. Одни кое-как подбирали и складывали слоги, другие учились писать, третьи... третьи были так учены, что разбирались в дробях и треугольниках. Но все они скучали в большой комнате с каменными сырыми стенами, больше похожей на погреб, чем на класс.

Скамейки, стенная доска и кусок мела - таково было оборудование школы, в которой Анри обучал грамоте и началам "всех наук" полсотни учеников всех возрастов. Он старался познакомить их с начатками химии и физики, пуская в ход всякие пузырьки и склянки, подобранные на помойках. А летом... летом он шел со своими учениками за город, на пустыри и каменистые склоны холмов, и занимался здесь с ними "практической геометрией".

На одном из таких пустырей в один из летних дней произошло событие, изменившее всю жизнь Фабра. Как знать, какова бы была она, если не этот замечательный день!

Что случилось? И очень мало, и очень много. Озорных школьников не так уж привлекала геометрия и разбивка землемерных треугольников, и они развлекались тем, что искали гнезда пчел-каменщиц. В ячейках пчелиного гнезда было немножко меду. За ним-то и охотились ученики: они высасывали его через соломинку. Его было совсем мало, этого жидкого меда, и не так уж сладок он был. Да разве в этом дело?

Ученики научили, своего учителя тянуть через соломинку мед. И Фабр забыл о землемерно-геометрических упражнениях: занялся вместе с учениками разыскиванием пчелиных гнезд.

Школьный учитель заинтересовался бархатисто-черной пчелой с темно-фиолетовыми крыльями, ему захотелось побольше узнать о ее жизни. В книжной лавке он видел толстую книгу с множеством рисунков и соблазнительным названием: "Естественная история членистых животных" де Кастельно, Эм. Бланшар и Люка. Стоила она очень дорого: пришлось отдать за нее месячное жалованье. Фабр прожил несколько месяцев впроголодь: такие покупки были совсем не по его карману. Зато книга лежит перед ним. Какие имена! Реомюр, Губер, Леон Дюфур... Анри читал и перечитывал книгу и спешил окончить страницу, чтобы скорей начать следующую. А что там?

Несмотря на то, что другие энтомологи предпочитали основываться в своих заключениях на исследованиях мертвых насекомых, Фабр наблюдал за насекомыми непосредственно в их естественной среде обитания. Его работы имела огромную ценность, однако его «самой важной заслугой является внедрение экспериментального метода в исследовании среды обитания животных, который практически полностью упускался из виду [другими учеными].»

«Этот метод стал особенно эффективным в гениальных руках рьяного исследователя [Фабре], который был лидером в этой сфере. Использование этого метода характерно для всех его энтомологических работ…. И имеет полное признание во Франции и Америке, где его применяют многие биологи».

Человек эпохи Ренессанса

Несмотря на то, что самые важные достижения Фабра были сделаны в сфере энтомологии, его пытливый ум и любовь к науке позволяли ему работать в качестве физика, химика, зоолога и ботаника. Он даже получил несколько патентов на разработанные им методики получения естественных красителей, самым ценным из которых стал гарансин.

Фабр отметил, что эволюция требует «невероятного» отказа от логики и разума, добавив, что эволюционисты верят в фантастические идеи.

Фабр сыграл необычайно важную роль в популяризации науки. Его книги использовались «в школах по всей Франции, и были настолько привлекательны, что по ним учились не только ученики, но и их родители» . Его десятитомник «Souvenirs Entomoligiques » стал основополагающей энциклопедией для всей этомологической науки. Несмотря на то, что научные обоснования, изложенные в этих десяти томах, были беспрецедентны, эти важные тексты были написаны в простом и популярном стиле, как и большинство других его работ. В результате его книги хорошо продавались и оказывали глубокое влияние на целое поколение его студентов.

В 55-летнем возрасте Фабр приобрел участок земли, ставший главной сценой для его научных исследований и наблюдений до конца его жизни. Его имение “Harmas de Sérignan” на данный момент служит музеем, посвященным его жизни и трудам.

Жесткое противостояние идеям дарвинизма

Коллега Жана Анри Фабра, Чарльз Дравин, называл его «непревзойденным наблюдателем» . Вердикт Дарвина заключался в словах о том, что «этот ведущий французский энтомолог не посмел противоречить… теориям известного английского натуралиста» . В своем труде «О происхождении видов » Дарвин цитировал слова Фабра в поддержку своих (Дарвина) выводов, ссылаясь на его слова: «не вижу никакой сложности в том, чтобы в ходе естественного отбора временная среда обитания стала постоянной» - и с этим выводом Фабр был совершенно не согласен» .

В еще одном примере Дарвин цитировал слова Фабра в поддержку своей (Дарвина) теории о сексуальном отборе (являющейся, по мнению Дарвина, движущей силой эволюции). И с этим выводом Фабр также был не согласен. Он излил свои чувства относительно Дарвина, написав следующее:

«Моя задача заключалась в том, чтобы сообщить [Дарвину] результаты некоторых своих экспериментов, провести которые он предложил мне в ходе нашей переписки: это было очень приятное задание, однако [факты]…лишили меня желания принять его теории… Я как раз писал ему письмо, когда до меня дошла печальная новость: Дарвин умер. Он исследовал глубочайший вопрос происхождения видов, теперь же ему придется вступить в схватку с последней и самой темной проблемой потустороннего мира».

Хотя Дарвин «безбоязненно» развязал войну с идеями креационизма, которых твердо придерживался Фабр, Жан Анри просил у Бога «не дать ему поступать так же [недоброжелательно] с теми, кто придерживается [идей эволюционизма]» . Несмотря на битву против идей дарвинизма, он жил своей целью: каждый раз, когда он писал имя Чарльза Дарвина, он употреблял его «со свидетельством… уважения и симпатии».

Посвятив всю свою жизнь изучению природы, Жан Анри Фабр пришел к заключению о том, что изначально сотворенные Богом роды были установившимися и неизменными, подчеркивая: «нам не удержаться от провозглашения своей потребности в превосходящем Разуме, Создателе и инициаторе порядка и гармонии… потребности в Боге-Творце» .

Генри Моррис называл Фабра «великим биологом-христианином», который всю свою жизнь был ярым оппонентом… теории эволюции» . Сын Жана Анри, Августин Фабр, ставший его биографом, написал, что его отец обнаружил «все характеристики гениальности» во многих исследуемых им насекомых.

Еще один биограф Жана Анри Фабра, Перси Бикнелл, писал: «Теорию эволюции, для критики которой он нашел многочисленные поводы в поздние годы своей жизни, он подсознательно отвергал, еще будучи ребенком» . Во взрослом возрасте Фабр «отчаянно критиковал саму идею эволюции» и, в результате, «его всестороння критика, подтвержденная детальными фактами» , постоянно держала эволюционистов в тонусе, поскольку они пытались отвечать на нее; она не давала им «почить на лаврах великих мастеров, разработавших теорию [эволюции].»

Фабр отмечал, что в каждом из периодов истории были свои «научные сумасшествия; на сегодняшний день это эволюция». Фабр также писал, что, благодаря своим исследованиям естественного мира он относился к атеизму, как к «болезни современности».

Отвечая одному «эволюционисту, при чем эволюционисту с крайне оригинальной позицией», Фабр отметил, что эволюция требует «невероятного» отказа от логики и разума, добавив, что эволюционисты верят в фантастические идеи, например:

Фабр детально отвечал, на все идеи эволюционистов (которые он называл «сумасшедшими идеями»), например, на их заявления о том, что Pithecanthropus был предком человека. Фабр считал этот вывод безответственным предположением. Жан Анри выражал удивление тем, что «существуют люди, которые абсолютно серьезно говорят нам о том… что полностью доказано, будто человек произошел от какой-то непонятно нарисованной обезьяны» .

Фабр отмечал, что в каждом из периодов истории были свои «научные сумасшествия; на сегодняшний день это эволюция». Раньше это было «спонтанное зарождение жизни», но «Пастер навсегда похоронил сумасшедшую идею о том, что жизнь возникла из-за химического конфликта в разлагающейся массе» .

На основании этих исторических уроков Фабр хотел продемонстрировать, что эволюция не основана на «достаточных многочисленных и прочных основаниях», чтобы можно было прийти к заключению об ее истинности. А там, где не хватает достаточного количества оснований, используются обобщения. Иными словами, эволюционист «обобщает до крайности, упрощая все в своей неспособности видеть комплекс… и будет поступать так все в большей степени, по мере того, как будет применять свою способность к наблюдению» . Фабр также писал, что, благодаря своим исследованиям естественного мира он относился к атеизму, как к «болезни современности». Вы «можете содрать с меня кожу с большей легкостью, чем отобрать у меня мою веру в Бога» .

«Вы можете содрать с меня кожу с большей легкостью, чем отобрать у меня мою веру в Бога»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фабр «оказал, и будет оказывать «огромнейшее позитивное влияние на науку»». Он «был профессором в самом высоком значении этого слова, и, более того, учителем совершенно особенного свойства, который воспитывал последователей магией своего стиля, сильнейшего интереса к его работам» . Все работы Фабра были не только оригинальны, но и еще соответствовали высочайшим стандартам. Его биограф и симпатик доктор Г. В. Легрос справедливо писал, что «он мало чем обязан другим ученым и авторам, ведь его стиль, а также секрет его мастерства уникальны»» .

В работах Фабра, которые называют «научными трудами, написанными в стиле литературной классики» , не только детально описываются удивительные насекомые, а также выражается абсолютное восхищение строением, величием и гениальностью всего в природе. Все его многочисленные книги, посвященные насекомым, фактически, являются учебниками по сотворению, написанными с целью воздать славу Создателю и задокументировать вывод о том, что эволюция не может объяснить и не объясняет естественный мир. Работы Жана Анри Фабра важны для прочтения каждым, кто любит природу и науку.

Жан Анри Фабр

Выдающийся французский учёный Жан Анри Фабр (1823 – 1915) посвятил свою жизнь энтомологии - изучению насекомых. Его передовые исследования заложили основание для развития этой отрасли науки, за что его обычно называют отцом современной энтомологии. Несмотря на значимость его достижений, он называл Бога источником своего вдохновения. Жан Анри Фабр отказывался воспринимать эволюционную доктрину современности и воздавал Богу хвалу за создание такого прекрасного мира.

Увлечение длиною в жизнь

Жан Анри Фабр родился во Франции и провёл ранние годы в небольшой деревне, где и зародилась его любовь к природе, причём больше всего его привлекала красота бабочек. Он проявил удивительно пытливый ум, который развивали его учителя. Ещё в юном возрасте Фабр стал доктором наук, что дало ему возможность преподавать естественные науки. Позже, уже став профессором, он посвящал своё свободное время научным экспериментам и изучению растений и животных.

Несмотря на то, что другие энтомологи предпочитали основываться в своих заключениях на исследованиях мёртвых насекомых, Фабр наблюдал за насекомыми непосредственно в их естественной среде обитания. Его работы имели огромную ценность, однако его «самой важной заслугой является внедрение экспериментального метода в исследовании среды обитания животных, который практически полностью упускался из виду [другими учёными]» (Хэммонд Д. Б. «Истории научных открытий»).

Человек эпохи Возрождения

Несмотря на то, что самые важные достижения Фабра были сделаны в сфере энтомологии, его пытливый ум и любовь к науке позволяли ему работать в качестве физика, химика, зоолога и ботаника.

Фабр сыграл необычайно важную роль в популяризации науки. Его книги использовались в школах по всей Франции, и были настолько привлекательны, что по ним учились не только ученики, но и их родители. Его десятитомник «Souvenirs Entomoligiques» стал основополагающей энциклопедией для всей энтомологической науки. Научные выводы, изложенные в этих десяти томах, были написаны в простом и популярном стиле, как и большинство других его работ. В результате его книги хорошо продавались и оказали глубокое влияние на целое поколение его студентов.

В 55-летнем возрасте Фабр приобрёл участок земли, ставший главной сценой для его научных исследований и наблюдений до конца жизни.

Противостояние идеям дарвинизма

Посвятив всю свою жизнь изучению природы, Фабр пришёл к заключению, что изначально сотворённые Богом роды были установившимися и неизменными, подчёркивая: «Нам не удержаться от провозглашения своей потребности в превосходящем Разуме, Создателе и инициаторе порядка и гармонии… потребности в Боге-Творце».

Генри Моррис называл Фабра великим биологом-христианином, который всю свою жизнь был ярым оппонентом теории эволюции. Перси Бикнелл писал: «Теорию эволюции, для критики которой он нашёл многочисленные поводы в поздние годы своей жизни, он подсознательно отвергал, ещё будучи ребёнком». Во взрослом возрасте Фабр «отчаянно критиковал саму идею эволюции» и, в результате, «его всесторонняя критика, подтверждённая детальными фактами», постоянно держала эволюционистов в тонусе.

Отвечая одному эволюционисту, Фабр отметил, что эволюция требует «невероятного» отказа от логики и разума, добавив, что эволюционисты верят в фантастические идеи, например: «Летучая мышь - это крыса, у которой выросли крылья; кукушка - это ястреб-перепелятник, отошедший от своих дел; слизняк - это улитка, потерявшая свою раковину; козодой - это старая добрая жаба, у которой выросло оперение, чтобы она могла зайти в овчарню и доить овец».

Фабр отмечал, что в каждом из периодов истории были свои «научные сумасшествия; на сегодняшний день это эволюция». Раньше это было «спонтанное зарождение жизни», но «Пастер навсегда похоронил сумасшедшую идею о том, что жизнь возникла из-за химического конфликта в разлагающейся массе». На основании этих исторических уроков Фабр хотел продемонстрировать, что эволюция не основана на «достаточных многочисленных и прочных основаниях», чтобы можно было прийти к заключению об её истинности.

Фабр также писал, что благодаря своим исследованиям естественного мира он относился к атеизму, как к болезни современности: «Вы можете содрать с меня кожу с большей лёгкостью, чем отобрать у меня мою веру в Бога».

Учебники по сотворению

Все работы Фабра были не только оригинальны, но и соответствовали высочайшим стандартам. Его биограф д-р Г. В. Легрос справедливо писал: «Он мало чем обязан другим учёным и авторам, ведь его стиль, а также секрет его мастерства уникальны».

В работах Фабра, которые называют научными трудами, написанными в стиле литературной классики, не только детально описываются удивительные насекомые, а также выражается абсолютное восхищение строением, величием и гениальностью всего в природе. Все его многочисленные книги, посвященные насекомым, фактически, являются учебниками по сотворению, написанными с целью воздать славу Создателю и задокументировать вывод о том, что эволюция не может объяснить и не объясняет естественный мир.