Как построить звуковой домик для слов. Звуковые домики

Методическая разработка: Пособие «Домик буквы» для развития фонематических процессов детей дошкольного возраста. Аннотация: Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

Развитие фонематических процессов является необходимым условием коррекции звукопроизношения и предпосылкой успешного овладения грамотой. Хорошим помощником логопеда в этой работе может стать пособие «Домик буквы», которое создает на занятии игровую ситуацию и стимулирует активность детей.

Описание. Пособие представляет собой Домик, в одном из окон которого прорезано прямоугольное отверстие. Размер отверстия должен быть таким, чтобы ребенок мог без труда опустить в него картинку. Над окном размещен пластиковый кармашек – «балкон», в который вставляется буква. Задняя часть крыши прикрепляется к Домику с помощью липучек и откидывается, когда необходимо достать картинки.

Домик может быть использован для обучения детей следующим умениям:

1) Определение наличия звука в слове.

Детям предлагается выбрать из набора картинок «подарки для буквы» и опустить их в окошко. Букве «нравятся» только такие подарки, которые начинаются на её звук. (Варианты: заканчиваются данным звуком, звук есть в середине слова)

2) Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Если на балконе буква «в синем платье» – подбираем слова с твердым звуком, если в зеленом – «с мягким звуком».

3) Слоговой анализ слова, определение ударного слога.

Детям предлагается выбрать картинки с определенным количеством слогов или с определенным ударным слогом (на балкон помещается слоговая схема).

4) Звуковой анализ слова.

Детям предлагается выбрать картинки, соответствующие определенной звуковой схеме.

В каждом случае помимо выбора картинок полезно предложить детям самостоятельно придумать слово и нарисовать свою картинку.

В качестве примера приведем план логопедического занятия в средней группе с использованием «Домика буквы».

Тема: «Звук и буква А».

1. Знакомство с буквой А. Буква появляется из домика и размещается на балконе.
2. Знакомство со звуком А. Характеристика и артикуляция звука.
3. Выделение звука из ряда гласных. Игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь А».
4. Определение первого гласного звука в слове. Подбор картинок на звук А. Игра «Подари подарок букве». Дети опускают картинки в домик.
5. Динамическая пауза.
6. Припоминание слов на звук А. «Что лежит в домике?»
7. Развитие психических процессов (памяти, внимания). Игры с картинками «Что пропало? Что изменилось?»
8. Работа над слоговой структурой. Отхлопывание названий картинок по слогам.
9. Развитие фонематических представлений. Самостоятельный подбор слов на звук А. «Придумай и нарисуй картинку для буквы». Дети опускают в домик свои рисунки.
10. Завершение занятия. Буква А хвалит детей и прячется в домик.

По нашим наблюдениям, детей привлекает как игровая ситуация, так и сам процесс опускания картинок в окно домика. Работа, организованная таким образом, усиливает желание найти нужную картинку, самостоятельно подобрать слово, повышает интерес детей к занятию в целом.

Люлина А.К.,
учитель-логопед

Дидактическое пособие для старших дошкольников своими руками

Дидактическое пособие на развитие фонетико-фонематических представлений «Домик для звуков»


учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание: Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на схему.
Материал:
1. Набор специальных символов для обозначения гласных и согласных звуков (пособие Т.А. Ткаченко)


2. Набор картинок с символами звуков речи (пособие З.Е. Агранович)


3. Звуковой домик.
Способ изготовления.
На листе формата А4 рисуем справа дом, слева 5 кругов и ламинируем прозрачной самоклейкой.


При помощи двустороннего скотча на каждый кружок приклеиваем прозрачный кармашек.


4. Картинки-схемы для характеристики звуков.


- Красный круг (гласные звуки).
- Синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки).
- Синий круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие твёрдые звуки).
- Зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки).
- Зелёный круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие мягкие звуки).
5. Предметные картинки на закрепляемые звуки.

Игра «Расскажи о звуке»

Задачи:
Учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи.
Учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик.
Варианты заданий:
1 задание
Взрослый вставляет символ звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович)
в окно домика и сообщает:
Сегодня к нам в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Сегодня он поселится в нашем домике.


Когда мы произносим звук [Ж]:
- губы вытянуты бубликом, рупором,
- кончик языка поднят за верхние зубы,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- посередине языка идёт сильная плавная воздушная струя.
А теперь положите руку на горлышко, и произнесите звук [Ж]. Горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.


Взрослый предлагает детям повторить характеристику звука, найти нужную фишку и поместить в кармашек над картинкой.
Таким образом, можно характеризовать любой звук по мере изучения.
2 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать картинку-символ звука, соответствующую схеме.


Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку.


3 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать
картинку-символ звука, соответствующую схеме


Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку


4 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать звук, соответствующий схеме


5 задание
Взрослый раскладывает на столе символы звуков (пособие Т.А. Ткаченко).
Вставляет в окно на крыше фишку-схему звука и предлагает ребёнку назвать несколько звуков, подходящих к данной схеме.


Дети дают развёрнутую характеристику и выбирают нужные звуки.


6 задание
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки сказочных героев.
Предлагает назвать героя, выделить первый звук в слове, дать развёрнутую характеристику этого звука и обозначить его соответствующей фишкой.

Дидактическое пособие «Звуковой домик»

Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5-6 лет.

Цель:

Развитие у детей фонематического и речевого слуха, формирование ориентировки в звуковой системе языка.

Задачи:

  • Обучать звуковому анализу слов;
  • Устанавливать последовательность звуков в слове;
  • Дать понятие о звуках гласных и согласных, об отличии их друг от

друга по произношению;

  • Научить различать твёрдые и мягкие согласные на слух и по

артикуляции;

  • Привить навык обозначения звуков условными значками;
  • Развивать связную речь, обогащать словарь.

Описание пособия

Пособие «Звуковой домик» изготовлено из плотного картона, оно легко переноситься в удобное место для работы с ним. Его можно поставить, положить, повесить. Жители данного домика – звуки.

На крыше домика помещаются картинки с изображением предмета, название которого состоит из трёх, четырёх, пяти звуков и которое ребёнок должен проанализировать. Картинки меняются и фиксируются с помощью зажимов.

На стенке располагаются окошки-клеточки. Их количество соответствует количеству звуков в слове, обозначающем название предмета на картинке.

К домику прикрепляется леска для подвешивания на неё окошек-клеточек. В каждое окошко поселяется один звук. Он обозначается фишкой-карточкой:

гласный звук – красная фишка – карточка;

согласный твёрдый звук – синяя фишка – карточка;

согласный мягкий звук – зелёная фишка – карточка.

Дверь домика служит карманом, в котором находятся все фишки – карточки.

Играя с жильцами домика, дети учатся слышать звук. Они устанавливают последовательность и количество звуков в данном слове, дают им полную характеристику, называют по имени звук в указанном окошке, производят слияние звуков, определяют позицию звука в слове, «вселяют» звуки только в своё окошко и «выселяют» по команде играющих, считают каких звуков больше или меньше, производят замену одного звука на другой.

Данное пособие совершенствует слуховое восприятие ребёнка и обучает проводить звуковой анализ слов.









Цель: формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.

Задачи: учить определять наличие заданных звуков в словах и дифференцировать звуки по твёрдости – мягкости, развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление, воспитывать интерес к речевому творчеству.

Комплектность: игровое поле, кубик с фишками, зелёный и синий домики, предметные картинки (в игре использованы только согласные буквы, которые обозначают по два оппозиционных звука, имеющих различия по твёрдости – мягкости.

Правила игры:

Вариант 1.

Детям раздают по несколько карточек. Взрослый устанавливает очерёдность. Ребёнок называет свою картинку, выделяя первый звук в слове, даёт ему характеристику, кладёт карточку на домик, соответствующий мягкому звуку (зелёный домик) или твёрдому звуку (синий домик). Если кто-то допустил ошибку, то карточка остаётся у него.

Вариант 2.

Каждому ребёнку раздаётся несколько карточек (2,3…) и одна фишка. Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок называет её и говорит, какие звуки она может обозначать. Затем ребёнок ищет среди своих картинок те, названия которых начинаются на эти звуки. Если такая картинка (и) есть, ребёнок кладёт её (их) на изображение соответствующего домика: синего или зелёного. Выигрывает тот, кто первым освободится от картинок.

Вариант 3

Все ставят свои фишки у начала дорожки. Каждый по очереди бросает кубик и совершает столько передвижениё по кружкам, в которых написаны буквы, сколько показывает кубик. Остановившись на букве, ребёнок придумывает слово на выпавшую букву: с мягким согласным, если кружок вокруг буквы зелёный и с твёрдым согласным, если кружок вокруг буквы синий. Выигрывает тот, кто быстрее дойдёт до конца поля и безошибочно назовёт слова. Если слово придумано неверно, ребёнок пропускает ход.

Задачи:
1. Учить дифференцированию гласных и согласных звуков по всем признакам;
2. Развивать фонематический слух, внимание, ориентировку в пространстве;
3. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие.
Оборудование: магнитофон, кассета сборник «Весёлая планета» — Приход весны, предметные картинки (жираф, утка, кот), «Звуковые домики» — 3 шт., мяч, круги красного и синего цвета, игровое поле «Маленький жук», карандаши, конверты с геометрическими фигурами – 3 шт., волшебный сундук, дорожки-коврики, карточки со звуками [Ж], [У], [К], карточки с цифрами.
Форма проведения: сюжетно – ролевая игра.

Ход занятия

1. Организационный момент

(Дети стоят вокруг воспитателя)

Воспитатель: Ребята, из Звукового леса пришло страшное известие. Там появился злодей – Звукоед – и спрятал Звуковичков. Они очень просят помочь им. Что же делать?
Я помню, что в сказках помогает тот, кто сильный и ловкий. Проверим себя?

Фонетическая зарядка «Не пропусти звук»
(Фонетическая зарядка сопровождается музыкой)

Воспитатель бросает мяч, называя слово. Ребёнок ловит мяч, брошенный воспитателем, называет гласный звук в слове и бросает мяч назад воспитателю:
Кот – о, кит – и, лук – у, мех – е, лёд – ё, сон – о, мак – а, дом – о, слон – о, ёж – ё, суп – у, жук – у, сад – а, конь – о, ночь – о, рак – а, торт – о, лист – и.

2. Основная часть
I. Звуковой лес

(Дети вместе с воспитателем идут в «лес» перемещаются друг за другом по дорожкам-коврикам, «кочкам». Музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Что здесь такое? (воспитатель берёт картинки). Понятно. Нам предстоит расшифровать слово, называющее насекомое, только после этого мы его освободим.
Первый звук в зашифрованном слове – это первый звук слова «жираф». Второй звук – это первый звук слова «утка». Третий звук – это первый звук слова «кот».

(Демонстрации предметных картинок сопровождается показом)

Из первых звуков трёх слов-подсказок сложите зашифрованное слово.

(Воспитатель ещё раз проговаривает все слова, выделяя голосом первые звуки. Зашифрованное слово – жук, педагог демонстрирует предметную картинку)

II. Выбор звукового домика. Звуковой анализ слова.

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Мы освободили жука. А вот и домики. В один из домиков мы поселим слово «жук».

(Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово ЖУК, затем педагог предлагает выбрать нужный домик. Дети объясняют свой выбор).

Воспитатель: Произнесите слово «жук» чётко. Какой звук мы слышим первым? Произнесите его чётко. Это звук [Ж]. Это согласный или гласный звук? Твёрдый или мягкий? Как мы его обозначим? Какой звук мы слышим вторым? Произнесите его чётко. Это звук [У]. Это согласный или гласный звук? Как мы его обозначим? Какой звук мы слышим третьем в слове «жук»? Произнесите его чётко. Это звук [К]. Это согласный или гласный звук?

(Дети обозначают гласный и согласный звук – кругами красного и синего цвета)

Физкультминутка «Вы, наверное, устали?»
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ногами мы потопали,
Руками мы похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

(Выполнение движений вслед за воспитателем)

Воспитатель: Ребята, наш спасённый «жук» хочет, чтоб мы поиграли с ним в математическую игру, которая называется «Маленький жук».

III. Математическая игра «Маленький жук»
Воспитатель:
Вы знаете, что жуки очень любят ползать?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как они это делают.

(Воспитатель знакомит детей с правилами математической игры «Маленький жук»)

— Игровое поле состоит из девяти клеток. Жук может ползать в четырёх направлениях: вверх, вниз, вправо, влево.

(Дети следят за ползанием жука пальчиком, а затем отмечают направления геометрическими фигурами. Воспитатель диктует направление)

— Вниз, влево, верх, вверх — поставьте квадрат. От квадрата жук ползёт вправо, вниз, влево, вниз – поставьте круг. От круга жук ползёт вправо, вверх, вправо вниз – поставьте прямоугольник. От прямоугольника жук ползёт влево, вверх, вправо, вверх – поставьте треугольник.

(Дети выходят из-за столов и встают в круг на ковре)

Воспитатель: Ребята, смотрите волшебный сундук на нём написано «Непоседам». Давайте откроем и посмотрим что там внутри.
— Смотрите, а в сундуке 3 конверта, интересно что в них (на них изображён жук из геометрических фигур).

(Дети отвечают, что это геометрические фигуры)

— Как мы будем их делить? Нас 18, а их всего три.

(Дети предлагают свои варианты решения. После того как их выслушали, делятся на первый, второй, третий, образую таким, образом три группы, затем ребята выполняют задание)

IV. Собери жука

(Дети собирают жука, на столах. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания)

Воспитатель: Ребята, из каких геометрических фигур состоит жук? (овал, круг, прямоугольник)
— Давайте посчитаем, сколько лап у жука? (6). Сколько понадобилось прямоугольников, чтоб построить лапы жуку? (12) Из скольки овалов состоит жук? Сколько у жука усиков? (2)

3. Заключительная часть

(Дети свободно располагаются на ковре)

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу, но я совсем забыла: в сообщении говорилось о том, что мы можем вырваться из этого леса, только на необычном транспорте. Как вы думаете: на каком?

(Ответы детей)

Воспитатель: Взлететь мы сможем, если правильно составим предложение и выполним задание: 1. Составим предложение из слов: ковёр, летать, самолёт, мы, на (дети составляют предложение) 2. Посчитаем слова в предложении (считаю слова в предложении) .
— Получилось! Приготовились к полёту! Летим! (Дети закрывают глаза) . Приготовились к посадке! Счёт от 10 до 0. Приземлились. (Дети открываю глаза, они «прилетели в группу») .

Литература:
1. Бабаева Н.А., Калмыкова Н.В., Солодова Т.Л. Предшкольное обучение грамоте в ДОУ. – 2-е изд., — М.: АРКТИ, 2008, с. 27-28.
2. Зарин А., Кудрина С., От буквы к слову: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2004, с.88.
3. Пугина А.В. Комплексное занятие в подготовительной группе. Математика. Развитие речи. Обучение грамоте. Окружающий мир. – Волгоград: Учитель, 2008, с.117.