Нетрадиционная техника рисования – энкаустика для начинающих. Восковая живопись: энкаустика и другие техники работы с воском

от греч. enkaio – выжигаю), техника восковой живописи. Связующим веществом для красочных пигментов является воск. Восковые краски были известны еще в Древнем Египте, но широкое применение и развитие энкаустическая живопись получила в греко-римском искусстве, в особенности с 5 в. до н. э. Наиболее известными произведениями, выполненными в этой технике, являются фаюмские портреты.

Расплавленные краски наносили на доску кистью или цестром – металлическим стержнем с лопаточкой на конце. Воск быстро застывал, образуя неровную поверхность, что усиливало впечатление объемности изображения. Иногда при изображении ресниц или для углубления тени ребром цестра проводили глубокие бороздки. Для энкаустических работ характерна особая фактурность письма. В некоторых фаюмских портретах скрупулезная проработка лица сочетается с более широкой живописной манерой в передаче одежды, написанной более жидкими мазками. Авторы других работ прибегали для создания гладкой, словно лакированной поверхности к оплавлению красок (на некотором расстоянии от портрета держали жаровню с горячими углями, от чего краски разогревались и сплавлялись в единую массу).

Эллинистическая техника энкаустики применялась также в ранних образцах иконописи, уступив позднее место темперной живописи.

На сегодняшний день известно огромное количество различных видов искусства и творчества, в которых сможет себя реализовать любой человек. Многие из них имеют вековую историю, многие появились совсем недавно. А многие, возникнув до начала времен, переживают свое второе рождение в наши дни. Именно о таком виде творчества мы поговорим сегодня. Называется оно красивым словом "энкаустика".

Энкаустика - (от др.-греч. ένκαυστική - "Он вжег") - это техника живописи горячим воском. Вот что написано о ней в Словаре Брокгауза и Эфрона (1890-1907 гг):

"Энкаустика - у древних греков и римлян способ живописи восковыми красками. В чем именно состояла техника этого теперь утраченного способа - остается невыясненным.

Основываясь на показаниях Плиния Младшего ("Histor. natur"., XXXV, 11, 39 и 41) и Витрувия ("De architectura", VII, 9), надо полагать, что существовало два рода Э. Иногда красочные вещества, смешанные с воском, накладывались на расписываемую поверхность при помощи сухой кисти, после чего по ней проходились нагретым металлическим шпателем (cauterium); от его теплоты восковые краски распускались, сливались одна с другой и прочно приставали к поверхности. В других случаях восковые краски употреблялись в жидком состоянии (полученном через подогревание их на огне или через прибавку к ним вещества в роде терпентина); ими писали кистью подобно тому, как пишут водяными красками, а затем сплавляли их между собой и сглаживали через повторенное несколько раз приближение к ним жаровни с горячим углем. Образцы Э. дошли до нас в писанных на досках портретах мумий эллинистической эпохи Египта, найденных в Файюмском оазисе, а также в некоторых из стенных декоративных украшений, открытых в Геркулане и Помпее.

Фото. Зимние узоры. Энкаустика. Автор работы -

В новейшее время неоднократно были делаемы попытки возродить этот давно, еще в средние века, заброшенный род живописи, между прочими такие попытки делались технологом Фернбахом, живописцами Ю. Шнорром, Роттманом, Преллером и др.; но все, что было сделано по этой части, имеет мало общего с приемами древней Э."

Да-да, энциклопедисты были правы - еще 100 лет назад об энкаустике знали лишь специалисты. Думаю, они и представить себе не могли, что совсем скоро она станет известной и доступной всем.

Но, вернемся в историю....

"Кто первый придумал писать воском и вжигать картину - неизвестно" . Эта фраза, написанная древнеримским историком Плинием Старшим почти 2 тысячи лет назад, справедливо и сегодня. Не только потому, что мы и сейчас не знаем имени первого энкауста. История этой области до сих пор остается весьма малоизученной (последние сибирские находки древних камней, расписанных энкаустическими красками, датируют 32-м тысячелетием до н. э.).

Наиболее известными образцами древней энкаустики являются т.н. "фаюмские портреты" - погребальные живописные изображения усопших (первые настоящие "портреты" в истории!). Они относятся к периоду Римского завоевания Египта (I-III века) и получили свое название по оазису Фаюм в Египте, где были впервые найдены и описаны в 1887 году британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри. Их прообразами были погребальные маски, распространенные в древнем Египте.

Изучив такие маски в коллекциях Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственного Эрмитажа, ученые обнаружили на них восковые краски. Этому открытию способствовало тщательное исследование красочного слоя: на нем видны отчетливые потеки (голубые, черные, желтые краски), трещины (охра, белила, сиена) и даже следы вскипания красок, что позволяет предположить, что древнеегипетские художники знали несколько техник нанесения восковой краски: наносили расплавленные (текучие) краски и сочетали их с использованием сухих красок, которые потом оплавляли огнем. Это позволяет предположить, что искусство берет свое начало в Древнем Египте.

Фото.
Фото. Энкаустика на картоне. Автор работы - .

Доказательствами другой, "римской" версии возникновения энкаустики могут служить фрагменты римских стенных росписей, хранящихся в нью-йоркском музе Метрополитен и относящихся к I веку до н. э. Они мастерски выполнены на штукатурке в энкаустической технике.

Была энкаустическая живопись была распространена и в Древней Греции. С каким благоговением относились в там к произведениям энкаустов, можно судить хотя бы по такой легенде: когда Деметрий Полиокрет осадил Родос и ему пришлось брать город с той стороны, где была расположена мастерская знаменитого энкауста Протогена, Полиокрет, из боязни повредить мастерскую, снял осаду.

Фото. Цунами. Энкаустика. Автор работы - .

К сожалению, до нас не дошло ни одной станковой энкаустической картины Древней Греции - основная часть произведений лучших греческих энкаустов была перевезена в Рим и, предположительно, погибла во время пожара в 410 году нашей эры, при взятии Рима Аларихом.

Однако ученых ждало еще одно удивительное открытие: при раскопках древнего города Халчеяна на территории современного Узбекистана (середина I-го тысячелетия до н. э. - III в. н. э.) были обнаружены росписи на омыленном воске, напоминающие по технике исполнения египетские надгробные маски и файюмские А позднее - росписи восковыми красками по камню, кости, золоту нашли при раскопках на территории современных Мексики, Перу, острова Пасхи.

Выходит, энкаустика - это очень древнее и интернациональное искусство.

Как же работали древние мастера?

Вот как описывает процесс создание картины древнеримский поэт Анакреон в своей оде, обращенной к художнику-энкаусту: "Встань, о лучший из художников! Нарисуй, о лучший из художников, мастер в Искусстве Родосском, нарисуй, как я скажу, мою далекую подругу. Нарисуй, прежде всего, ее черные мягкие волосы, и, если воск твой это может, нарисуй их благоухающими. Выше век нарисуй под темными локонами чело, белое, как слоновая кость. Пусть дуги бровей не раздельными будут и не соединенными, но, как у ней, пусть одна, нежно теряясь, переходит в другую. Но для взгляда очей должен ты взять чистое пламя. Пусть будут они лазурно-блестящими, как у Афины, и влажными, как у Цитерии. Нарисуй ей нос и щеки, смешав молоко и розы, и губы нарисуй, как у Пейто, сладостно влекущими к поцелую. У подбородка и мраморной шеи пусть витают хариты. Одень ее, наконец, в сияющий пурпур, и пусть немного просвечивает тело. Стой! Вот я ее уже вижу! Еще мгновение - и ты, воск, залепечешь!"

Уже тот факт, что слово "воск" в античном искусстве служило синонимом слову "краска", можно догадаться о том, какую роль играла энкаустика в древнегреческом искусстве.

Если изучить внимательно фаюмские портреты, можно заметить особый объемные характер мазка (пастозность - как говорят специалисты). В начале каждый мазок боле расплывчатый, в конце - более тонкий и плотный. Очевидно, что такие мазки выполняли предварительно расплавленным цветным воском: пока он жидкий - краска растекалась, когда воск остывал и твердел - мазок получался рельефным. Направление мазков обычно следовало формам лица - на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем. Контуры лица и волос писались более жидкими красками, с большим добавлением масла. Затем живописный слой оплавляли огнем жаровни или открытым пламенем. На разогретых воск часто накладывали золотую фольгу.

Использовали древние энкаусты и специальные инструменты - каутерии: они были обнаружены при раскопках захоронения древнеримских художников в Сен-Медар-де-Пре (Франция) и Сен-Гюбере (Бельгия). Первые инструменты представляли собой бронзовые стержни, с одной стороны оканчивающиеся плоской лопаточкой с закругленными краями, а с другой стороны - удлиненной ложечкой.

А найденный в 1900 г. в Керчи античный саркофаг, расписанный восковыми красками, изображает мастерскую древнего художника-энкауста и позволяет представить, как работали античные мастера. На росписи художник с каутерием в руках изображен сидящим около жаровни, на которой он нагревает свои инструменты. Перед ним стоит ящик с ячейками для красок, в точности такой же, как найденный в погребении, и мольберт с укрепленной на нем основой картины.

Позднее исследователи восстановили технику этой древней живописи. Когда художнику нужно было сделать каутерием мазок определенного цвета, он вынимал из ячейки ящика, в котором хранились готовые краски, комочек нужного ему цвета и отделял от него нагретым каутерием необходимый кусочек краски (ровно на один мазок!). Краска при этом плавилась и затекала на одну из сторон ложечки. Эта сторона ложечки с затекшей на нее восковой краской подносилась к основе, делался мазок. Мазок этот неизбежно приобретал специфическую форму: он имел выемку посредине по всей длине и характерную капельку в месте отрыва инструмента. Все мазки, которые были сделаны одним и тем же каутерием, были одинаковыми. Если художник хотел сделать мазок другой формы или размера, он брал другой каутерий.

А так как смешивать краски на каутерии невозможно, переходы тона достигались за счет близко расположенных мазков разного оттенка.

Фото. Художник в мастерской. Фрагмент энкаустической росписи саркофага из Керчи. Государственный Эрмитаж.

Каутерием с плоской лопаточкой можно было разровнять поверхность, например, чтобы наслоить один мазок поверх другого. Такой каутерий часто использовали нагретым.

Кроме каутерия художники использовали и кисть. Для работы кистью нужны были расплавленные краски: их помещали в керамические баночки и нагревали. Причем, мастеру приходилось постоянно следить за тем, чтобы краски оставались в расплавленном состоянии, но при это не перегревались и не теряли цвет и свойства. Зато так можно было смешивать краски различных цветов, добиваясь необходимых оттенков.

Кистью портрет прописывался несколько раз. Сначала более жидко, затем все более пастозно. Каждый слой мазков потом оплавляли раскаленной жаровней. Это делалось для лучшего сцепления слоев и чтобы удалить случайно попавшие в живописный слой пузырьки воздуха. Но и главное - в результате оплавления живопись приобретала свой характерный неповторимый блеск.

Эллинистическая техника энкаустики была позаимствована византийскими мастерами ранней иконописи. Самыми яркими иконографическими примерами техники энкаустики считаются образ Христа Пантократора (VI век), находящийся в монастыре Св. Екатерины на Синае, а также четыре иконы - "Сергий и Вакх", "Богоматерь с младенцем", "Мученик и мученица", "Иоанн Предтеча" - ныне они хранятся в Киевском государственном музее западного и восточного искусства.

Фото. Икона "Сергий и Вакх". VI-VII вв. Синайский монастырь. Киевский музей западного и восточного искусства.

Раннехристианская энкаустическая живопись - иконы, написанные в Византии, Северном Египте и Малой Азии - по технике исполнения была более совершенна и отличалась от фаюмских портретов. Был использован подмалевок и специальный грунт. Краски на восковом связующем здесь наносили кистью, в жидком состоянии и, судя по характеру мазка, очень быстро, с незаметным переходом друг в друга. Лица прописывали (можно сказать - "лепили") очень уверенно и энергично в несколько слоев, с участием нескольких красок, в результате чего детали лица получались рельефными, с тонкими переходами оттенков.

Однако в VI веке искусство энкаустики постепенно пришло в упадок. Активное распространение христианства потребовало большого количества икон. Энкаустика, с ее трудоемкой и требующей длительного времени технологией, уже не в состоянии была удовлетворить растущий с каждым годом спрос. И постепенно энкаустика вытесняется более легкой и быстрой в исполнении темперой.

Возрождение энкаустики началась в XVIII веке в Германии и Бельгии, под влиянием открытия археологических памятников греко-римского мира. На волне популярности античного искусства энкаустика быстро вошла в моду - европейские художники создавали полотна в этой технике на протяжении почти целого столетия (тогда еще не были открыты и изучены фаюмские портреты, и технологию многие мастера придумывали сами).

Было у энкаустики и третье рождение - оно пришлось на середину XX века. Именно тогда московские живописцы, отец и дочь В. и Т. Хвостенко, предприняли попытку в точности возродить технологию древней энкаустики. Считается, что многие секреты ими были раскрыты, но много новых приемов восковой живописи они изобрели сами.

Фото. Энкаустика на картоне. Автор .

Возможно именно тогда интерес к древнему искусству завладел и душами непрофессионалов. Древние техники упростились, но не утратили двух своих главных атрибутов - "воск" и "тепло" Правда воск в современной энкаустике может быть представлен восковыми мелками или восковой пастелью, а вместо жаровни энкаусты наших дней частенько используют... самые обычные бытовые утюги! Именно поэтому этот вид творчества так и называют - "живопись утюгом". Как это бывает - спрос рождает предложение, и сейчас в магазинах товаров по рукоделию не составит труда найти специальный воск для энкаустики, специальные утюги, паяльники, каутерии, шпатели и прочие атрибуты восковой живописи.

Кстати, занятия энкаустикой не требуют умения рисовать. А вот чувство цвета, фантазия, творческое начало понадобятся непременно... И в результате на картоне останется застывшее в ярком воске мгновение. Не века. Ведь восковые краски, как мы помним, не тускнеют со временем.

Оплавленные пламенем жаровни, восковые краски приобретали удивительное свойство сохранять яркость и сочность цвета в течение тысячелетий.

Фото. Работы в технике энкаустики.
Фото. Автор работ - .

Нетрадиционная техника рисования. Энкаустика

Мастер-класс с пошаговым фото. Рисунок в технике энкаустика.

Этапы работы:
Для работы необходимо подготовить рабочую поверхность под картон,чтобы не запачкать вокруг расплавленным воском и необходимый материал.Стелим материал в два слоя,затем газеты,ну а на газеты кладём картон.


Регулятор температуры ставим на "шёлк"или "шерсть".Есть утюги с точками.Ставим между одной и двумя точками.


В энкаустике существует пять основных приёмов работы с утюгом.
Первый приём-это разглаживание
Наносим на подошву утюга определённый цвет восковым мелком


Гладим картон с одной стороны края до другого не останавливаясь.Нарисовали небо.


Вытираем остатки мелков с подошвы утюга бумажными салфетками.


Снова наносим восковые мелки на подошву утюга


Проглаживаем нижнюю часть картона.Нарисовали землю.


Получился основной фон работы.Меняем подложку из газет на чистую.


Второй приём рисования - оттиск.
Утюг прикладываем к работе,а потом резко приподнимаем.Получились прожилки.


Оттиск можно выполнить следующим образом:на кончике утюга расплавляем восковой мелок нужного цвета.Затем утюг прикладываем к работе и резко поднимаем- получается кустик.


Третий приём- работа ребром утюга.
Утюг ставим ребром на работу с готовым фоном и ведём вверх.Так получаются белые
линии(трава,кусты)


На этом фото хорошо видны приёмы оттиск кончиком утюга и ребром.


Четвёртый приём- рисование носиком утюга
С помощью этого приёма можно рисовать мелкие детали(цветы,птицы)


На носик утюга восковым мелком ставим точку и переносим на рисунок.Из точки рисуем галочку- птица.


Пятый приём- рисование подошвой вверх.
Сверху на утюг кладём работу,когда картон нагреется можно рисовать детали восковыми мелками.


Нафото хорошо видно этот приём рисования(тёмные цветы вдалеке,жёлтые цветы,в верхнем правом углу- птица)


Готовый рисунок натираем мягкой тряпочкой или бумажной салфеткой до блеска.
Рисунок станет ярким.


Работа готова!!!

Спасибо за внимание!

Энкаустика Энкаустика

(греч. enkaustiki, от enkaio - жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом - расплавленными красками.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

энка́устика

(от греч. enkáiō – выжигаю), техника восковой живописи. Связующим веществом для красочных пигментов является воск. Восковые краски были известны ещё в Древнем Египте, но широкое применение и развитие энкаустическая живопись получила в греко-римском искусстве, в особенности с 5 в. до н. э. Наиболее известными произведениями, выполненными в этой технике, являются фаюмские портреты .

Расплавленные краски наносили на доску кистью или цестром – металлическим стержнем с лопаточкой на конце. Воск быстро застывал, образуя неровную поверхность, что усиливало впечатление объёмности изображения. Иногда при изображении ресниц или для углубления тени ребром цестра проводили глубокие бороздки. Для энкаустических работ характерна особая фактурность письма. В некоторых фаюмских портретах скрупулёзная проработка лица сочетается с более широкой живописной манерой в передаче одежды, написанной более жидкими мазками. Авторы других работ прибегали для создания гладкой, словно лакированной поверхности к оплавлению красок (на некотором расстоянии от портрета держали жаровню с горячими углями, от чего краски разогревались и сплавлялись в единую массу).
Эллинистическая техника энкаустики применялась также в ранних образцах иконописи , уступив позднее место темперной живописи.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Энкаустика" в других словарях:

    - (греч.). У древних искусство покрывать доски для писем растопленным воском, также род живописи цветным воском. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭНКАУСТИКА живопись красками, разведенными с воском.… … Словарь иностранных слов русского языка

    энкаустика - и, ж. peinture à l encaustique. Живопись, осуществляемая разогретыми восковыми красками. техника энкаустики. Мастера энкаустики. Применение энкаустики. БАС 1. Приказано написать в рике en caustique картины для царскосельского Красного кабинета.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греческое enkaustike, от enkaio жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом расплавленными красками … Современная энциклопедия

    - (от греч. enkaio выжигаю) восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 живопись (41) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (enkaustikh) у древних греков и римлян способ живописивосковыми красками. В чем именно состояла техника этого теперьутраченного способа остается невыясненным. Основываясь на показанияхПлиния Младшего (Histor. natnr ., XXXV, 11, 39 и 41) и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Энкаустика - (греческое enkaustike, от enkaio жгу, выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом расплавленными красками. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (от др. греч. ἐγκαυστική [искусство] выжигания) техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая… … Википедия

    Энкаустика - (греч. enkaustike, от enkaio жгу) живопись восковыми красками, где в качестве связующего краски вещества используется воск. Живопись может производиться горячим способом, при котором художник энкауст пишет расплавленными восковыми красками, и они … Архитектурный словарь

    - (от греч. enkáiō выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками. * * * ЭНКАУСТИКА ЭНКАУСТИКА (от греч. enkaio выжигаю), восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками … Энциклопедический словарь


13 Ноя

Что такое энкаустика?

Список уроков:

Далеко не новое и не совсем знакомое, но начинает набирать популярность это дивное увлечение под названием энкаустика – техника рисования картин воском . Живопись, где вместо красок пускают в ход разноцветный растопленный воск.

Немного истории

Много старинных христианских икон изображались именно таким видом живописи. Самые ранние экземпляры найдены в оазисе Египта Фаюм (отсюда «Фаюмские портреты»). На найденных образцах были загробные отображения умерших.

Дальше для сотворения первых икон эту технику живописи начали применять греки. Самой красочной иконографической живописью энкаустики является образ Христа Пантократора в VI веке, находящийся в Синайском монастыре.

С середины XIX века появлялись попытки восстановить энкаустику.

В середине XX века такой живописью начали заниматься московские художники В.В. и Т.В. Хвостенко.

В чем оригинальность работ

Созданные воском картины могут сохраняться долгий период времени, при этом не потерять всех живописных характеристик. Дело в том, что воск достаточно прочный к воздействию окружающего климата. Его считают надежнейшим материалом для художества. Доказательством служат картины в возрасте более тысячи лет, которые сохранились до настоящего времени.

Особенность увлечению энкаустикой добавляет уникальность конечного результата, ведь его трудно предположить. И это, если не создавать абстрактную картину. А вот натюрморт — как себя поведет воск, какие сюрпризы от смешения и сочетания будут — предположить не возможно.

Мастерство рисования

Изображение рисунка с участием утюга кажется очень необычной и невыполнимой задачей. Однако все несложно, почти как элементарное рисование. Утюг в этой спецтехнике изображения картин является кистью .

В настоящее время создали специальный утюжок для энкаустики, но купить его и тяжело, и недешево.

Перед началом работы утюг необходимо прогреть до температуры плавления воска. Для проверки температуры нужно коснуться восковым карандашом к поверхности утюга: если он плавно растекается, то утюг готов.

Нельзя допускать закипания воска.

Когда утюг готов к работе, начинают создавать шедевр. На утюге расплавляют воск необходимого цвета и аккуратными нежными касаниями наносят на глянцевый картон.

Научиться хитростям этой живописи легко, и необязательно быть живописцем.

Вся изюминка рукоделия в том, что создавать шедевр можно и одному, и вместе с ребенком, заранее рассказав ему о правилах обращения с горячим утюгом.

В чем заманчивость

У данного вида рукоделия много положительных сторон:

1. Отличный способ расслабления. Чтобы не падать духом от однообразия будней, возможно отвлечь себя энкаустикой, а все негативные эмоции перенести на картон.

2. Материалы для этого искусства находятся в свободном доступе . Глянцевый картон и восковые карандаши стоят недорого и приобрести их можно в любых канцтоварах.

3. Можно обойтись и без специального утюжка. Подойдет распространенный советский утюг с гладкой подошвой (это принципиально важно). Даже годится дорожный утюг.

4. Чистота и порядок. Краску с пола оттирать не придется, руки отмывать тоже не понадобится. Воск в разные стороны не разбрызгивается, маникюр не портится.

5. Для создания картины нужно 10-30 минут. Благодаря этому красивому простому виду творчества каждый может проявить свое индивидуальное видение и умение. Эта уникальная техника дает возможность креативить, экспериментировать. Овладев умением рисовать таким необычным методом, можно украшать свой дом, делать оригинальные подарки.

Увлечение энкаустикой из хобби может с легкостью превратиться в маленький бизнес. Все знают, что работа выполненная своими руками, очень ценна. Таким образом, станет возможным совместить приятное с полезным.

Категории: / / от 13.11.2017