Законы и графики. Спрос и предложение

Данные для расчетно-графической работы: Qd = 7 - P Qs = - 1 +2P

1. Начертить графики спроса и предложения и показать точку равновесия.

2. Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.

3. Определить излишек (ренту) покупателя и продавца.

5. Показать на графике результат введения налога и субсидии для покупателя и продавца. Выделить налоговую нагрузку. Величина налоговой ставки принимается в размере 20% от равновесной цены.

Начертить графики спроса и предложения и показать точку равновесия

Для построения график кривых спроса и предложения необходимо рассчитать объем спроса (Qd) и предложения (Qs) при нескольких значениях цены. Для примера возьмем диапазон цен от 1 до 7 денежных единиц, с интервалом 1 денежной единицей. Для вычисления Qs и Qd подставим данные заданные формулы.

Пример: если P=1, то Qd=7-1=6, а Qs=-1+2*1=1

Для наглядности и удобства построения графика, расчет оформим в виде Таблице 2.1

Таблица 2.1

Рисунок 2.1

Определить равновесную цену и равновесный объем продаж

Точка Е, (рис.2.2) где линия спроса и предложения пересекается, является точкой равновесия спроса и предложения, а её координаты на оси абсцисс и ординат соответствуют значениям равновесного объема Qe?4,3 ед.блага, и равновесной цене Ре?2,7 денежных единиц.



Рисунок 2.2

7 - P= Qd =Qs = - 1 +2P

Pe=2,67 ден.ед.

Подставим равновесную цену в любую из заданных функций и найдем равновесный объем:

Qe=7-2,67 или Qe= -1+2*2,67

Qe=4,3 ед.блага Qe= 4,3 ед.блага

Ответ: При данных условиях равновесие спроса и предложения будет достигнуто при цене 2,67 денежных единиц за 4,33 единиц блага.

Определить излишек (ренту) покупателя и продавца

Потребители, которые согласны были бы приобретать товар по ценам, более высоким чем равновесная, получают выгоду, равную разнице между ценой, которую они готовы заплатить, и той, которую они на самом деле платят (ценой равновесия). Количественно измерить выгоду, получаемую всеми потребителями на рынке, позволяет понятие «излишек потребителя».

Излишек потребителя - это суммарная чистая выгода, которую получают все потребители от приобретения данного товара по рыночной цене. Другими словами, излишек потребителя равен сумме денег, которую экономят всё покупатели на рынке в результате сделок по рыночной цене.

Объясним его с помощью следующего примера (рис. 2.3).



Рисунок 2.3

Покупатель Ad - не готов покупать товар по цене 7 ден. Ед.

Bd готов купить товар по цене 6 ден.ед, его выгода при покупки данного товара по равновесной цене будет равна (6-2,7) 3,3ден.ед

Cd готов купить товар по цене 5 ден.ед, его выгода будет равна (5-2,7) 2,3ден.ед

Fd готов купить товар по цене 4 ден.ед, его выгода будет равна (4-2,7) 1,3ден.ед

Gd готов купить товар по цене 3 ден.ед, его выгода будет равна (6-2,7) 0,3ден.ед

Выгода покупателя в точке Е будет равно нулю.

Чистая выгода всех покупателей составит: 3,3 + 2,3 + 1,3 + 0,3 = 7,2 ден.ед.

Для объяснения понятия излишка потребителя (чистой выгоды потребителя) мы использовали упрощенный пример. Однако мы знаем, что в реальной жизни существует огромное число покупателей и объемы продаж на рынках очень значительны. Поэтому сумма чистой выгоды, которую получат все потребители от покупки большого количества продукции по рыночной цене, будет приблизительно равна площади треугольника, ограниченного сверху линией спроса и линией рыночной цены снизу (площадь треугольника Аd Е Ре, рис. 2.3).

Излишек производителя - это суммарная чистая выгода, которую получат все производители от продажи своего товара по рыночной цене. Другими словами, излишек производителя равен той сумме денег, которую выигрывают все производители на рынке от продажи своего товара по единой рыночной цене.

Продавец Нs не готов продавать товар по цене менее 1 ден. Ед.

Ks готов продать товар за 1 ден. Ед. его выгода при продаже данного товара по равновесной цене составила бы 1,7 ден.ед

Ls готов продать товар за 2 ден. Ед. его выгода при продаже данного товара по равновесной цене составила бы 0,7 ден.ед.

Продавец в точке Е получит выгоду равную нулю.

Суммарная чистая выгода, которую получат все продавцы от продажи своего товара по рыночной цене, равна: 1,7 + 0,7= 2,4 ден.ед.

Как и в случае с излишком потребителя, при большем числе продавцов на рынке и значительных объемах продаж сумма чистой выгоды, которую получат все производители от продажи своего товара по рыночной цене, будет приблизительно равна площади треугольника, ограниченного сверху линией рыночной цены и линией предложения снизу (площадь треугольника Н Ре Е, рис. 2.3).

Сумма излишков потребителя и производителя составляют общественный выигрыш.

Общественный выигрыш - суммарная выгода, которую получат все потребители и производители в результате сделок по рыночной цене.

Сумма общественного выигрыша будет равна площади треугольника, ограниченного сверху линией спроса и линией предложения снизу (S треугольника HЕA = S треугольника Аd Е Ре + S треугольника Н Ре Е, рис. 2.3).

Рассчитать эластичность спроса на отрезках выше и ниже точки равновесия, произвольно выбрав точки на линии спроса

Коэффициент эластичности спроса по цене можно рассчитать по формуле

Где: [E] - коэффициент эластичности спроса

P% - коэффициент изменения текущей цены относительно равновесной (Ре)

Q% - коэффициент изменения текущего объема к равновесному (Qe)

Если [E]<1 - неэластичный спрос

Если [E]>1 - эластичный спрос

Если [E]=0 - спрос совершенно (абсолютно) неэластичен

Если [E]=1 спрос с единичной эластичностью

Возьмем точки, отмеченные на линии спроса (рис.2.3), рассчитаем изменение цены и объема в этих точках относительно точки равновесия и найдем коэффициент эластичности спроса в этих точках. Для наглядности воспользуемся Таблицей 2.2.

Таблица 2.2.

в точке Ad

в точке Bd

в точке Cd

в точке Fd

в точке Gd

в точке Nd

в точке Md

Опираясь на данный, полученные в Таблице 2.2, можно сказать что, спрос на всех участках линии будет не эластичный, т.к. [E]<1

Показать на графике результат введения налога и субсидии для покупателя и продавца

Выделить налоговую нагрузку. Величина налоговой ставки принимается в размере 20% от равновесной цены.



Рисунок 2.4

Рассмотрим Рисунок 2.4 и сделаем вывод:

При введение налога в размере 20% от равновесной цены, линия предложения сместится влево по линии спроса к точке, а линия спроса переместиться вправо по линии предложения к точке As. Еа - точка равновесии после введения налога

При введение субсидии в размере 20% от равновесной цены, линия предложения сместится вправо по линии спроса к точке Вd, а линия спроса переместиться влево по линии предложения к точке Вs. Еb - точка равновесия после введения субсидии.

Основные параметры любого рынка – спрос , предложение и цена . Начнем с рассмотрения спроса. Каждый мог убедиться в том, что количество товаров, покупаемых людьми, всегда зависит от цены: чем выше цена товара, тем меньше его покупают, и чем ниже его рыночная цена, тем больше будет куплено при прочих равных условиях единиц этого товара.

Таким образом, между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Эта взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара называется законом спроса . В графическом виде закон спроса может быть представлен следующим образом (см. рис.1).

Кривая спроса обычно обозначается буквой d (от англ. demand – спрос). Она показывает, что количество покупаемого товара Q и его цена Р находятся, как правило, в обратно пропорциональной зависимости: когда цена падает, количество покупок возрастает. Таким образом, мы можем сформулировать закон спроса следующим образом: если цена какого-либо товара повышается, то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара . При этом предполагается, что все другие условия – доходы и вкусы потребителей, цены на взаимозаменяемые товары и т.п. остаются неизменными.

Теоретически, однако, возможен и вариант кривой спроса, имеющий «возрастающий» вид (как на графике 2). Речь в данном случае идет о так называемых «низших» товарах, т.е. таких, у которых нет товаров-заменителей (или товаров-субститутов ), спрос на которые падает с ростом дохода (например, путешествия на автобусе при росте дохода заменяются поездками на собственном автомобиле). Хлеб, картофель, колбаса – низшие продукты.

Товары, спрос на которые растет даже при повышении цены на них, называются товарами Гиффена , по имени Роберта Гиффена (1837-1910), английского экономиста. Данное название вызвано следующими обстоятельствами: в 1848 г. в Ирландии был голод и люди питались в основном картофелем, который является низшим товаром. Цены на картофель постоянно возрастали, вследствие чего люди вынуждены были отказываться от других продуктов и благ и направлять все свои доходы на покупку картофеля, т.е. кривая спроса на картофель в тот период была возрастающей.

После того, как мы охарактеризовали спрос, который предъявляют покупатели, обратимся к другой стороне – к продавцам. Остановимся на графике предложения, под которым понимают соответствующее отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. В отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх (см. рис.3).

Соответственно, закон предложения можно сформулировать так: чем выше на рынке цены на какой-либо товар, тем большее количество данного товара готовы поставить на рынок производители и продавцы .

Для того чтобы установить, как определяется равновесная рыночная цена , необходимо объединить анализ спроса с анализом предложения. На рис.4 это показано в графической форме.

В точке С объем предложения равен объему спроса. При более низкой цене Р излишек спроса вновь будет толкать цену вверх, а при цене, выше равновесной, предложение будет чрезмерным, и цена будет снижаться.

График спроса и предложения в современной экономической науке выполняет несколько функций. Так как экономика не отличается стабильностью и постоянными величинами, а характеризуется наоборот - динамикой изменений. В таком случае необходим постоянный контроль рынка спроса и предложения. Эти два показателя являются факторными как для определения положения того или иного предприятия на современном рынке, так и для целостного анализа экономики на общегосударственном уровне. Начнем с просмотра ситуации на базовом графику спроса и предложения. На рисунки видно, в какой период на рынке было равновесие между спросом и предложением. Обычно в месте равновесия формируется справедливая цена на товар. Спрос и предложение - это постоянно меняющиеся показатели. Однако, с активным ростом уровня математизации экономической отрасли знаний появилась необходимость поиска форм и способов обработки рыночных данных. Эту задачу успешно выполняет построение разнообразных графиков и моделей. Правильная их аналитическая обработка приводит к прекрасным прогнозам по спросу и предложению на рынке товаров. Графиком спроса и предложения можно показать взаимозависимость спроса и предложения. Если брать товар или услугу стабильного качества (качество не меняется), то при такой ситуации начать можно с построения кривой на графике зависимости между ценой и потреблением. Для этого используют конкретную единицу времени (год, месяц, несколько месяцев, полугодие).

Графическое представление зависимости между спросом и предложением

Именно в спросе и предложении на рынке, инвесторы находят недооцененные объекты для инвестирования. Например, график зависимости между ценой и потреблением мяса. Берется за расчетное время - месяц и цена за килограмм. Цена - это прямая абсцисс, прямая ординат в таком случае - это объем потребления мяса. При построении этого графика просматривается обратно пропорциональная связь между ценой и потреблением. Чем выше цена, тем меньше покупаемость продукта. Чем выше цена, тем меньше спрос. Если говорить о рынке пищевых продуктов, то здесь возможна поправка при работе с некими сезонными продуктами. Зимой на мороженное спрос падает, а в жаркий сезон - возрастает. Это важно учитывать. Например, другая сфера экономики - рынок ценных бумаг. Здесь графики спроса и предложения строятся ежесекундно, ведь параметры показателей постоянно меняются. Фондовые биржи работают по принципу продаж «с голоса». Так определяется спрос и предложение. Брокеры работают очень динамично, активно отслеживая все изменения спроса и предложения для того, чтобы выполнить поставленные заказы от своих работодателей. Такого рода заявки бывают по текущему рыночному курсу, заявки на ограниченные цены (как условие покупки акций стоит определенный порог цены, который нельзя превышать, а значит - не покупать).

Пересечения в спросе и предложении на графике рынка ценных бумаг

Подобная ситуация на рынке ценных бумаг прослеживается и при продаже ценных бумаг: учитывают текущий рыночный курс или же ограниченные цены. Если отдельно выполненный анализ спроса и анализ предложения на рыке любой сферы, то только в таком случае можно получить полную картину для построения графика спроса и предложения. Этот график иногда называют график пересечения. Важно определить, насколько уравновешен рынок спроса и предложения или же при отсутствии его сбалансированности принимать решение о стабилизации или каких-либо еще изменениях. Иными словами: спрос - это тот объем товара или услуги, который потребитель может потреблять на рынке, в каком количестве этого товара или услуги он действительно нуждается. Спрос формируют цены на товар, другие цены на подобные товары, количество и цены на ресурсы для изготовления товара, налоги, дотационная политика, кадровое обеспечение продавцов и т.д. Следует ранжировать и дефицитные товары, дорогие товары, приобретение которых создает некую статусность, элитность. Возможно стоит задумываться: для какой социальной категории ведется исследование рынка. К примеру, рынок дорогих элитных вин не актуален для простого среднего класса «работяг».


Что такое спрос?

Спрос - это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса , суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

  • при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
  • для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);
  • при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок - на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. На рис. 6.1 графически изображена зависимость между ценой костюма и величиной спроса на него в магазине. Изменение величины спроса - это движение по кривой спроса.

Рис. 6.1. График спроса: Р- цена; Q - величина спроса

Если цена костюма снизится с 2 тыс. до 1 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.

Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.

К неценовым факторам относятся:

  • изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;
  • изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;
  • изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт - заменитель -свинину и т. п.;
  • изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.

На графике влияние неценовых факторов на спрос (рис. 6.2) ;может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост опроса) или влево (снижение спроса).

Рис. 6.2. Влияние неценовых факторов на спрос: D - первоначальный спрос; D 1 - возросший спрос; D 2 - уменьшившийся спрос

Что такое предложение?

Предложение - это количество товара, которое хотят и могут "предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.

Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

На рис. 6.3 графически изображена зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения.

Рис. 6.3. График предложения:P-цена; О-величина предложения

Как видно из приведенного графика, если цена костюма повысится с 1 тыс. до 2 тыс. руб., то количество предлагаемых костюмов увеличится с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.

Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:

  • изменение издержек фирмы. Снижение издержек в результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;
  • изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;
  • природные катастрофы, войны.

На графике влияние неценовых факторов на предложение (рис. 6.4) может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения.

Рис. 6.4. Влияние неценовых факторов на предложение: S - первоначальное предложение: S 1 - возросшее предложение; S 2 - уменьшившееся предложение

Равновесная цена

Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием опроса и предложения. На рис. 6.5 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают.

Рис. 6.5. Равновесие на рынке: Р- равновесная цена; Q - равновесный объем продаж

Равновесие означает, что все покупатели, которые могут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

Что произойдет, если цена повысится и станет равна Р 1 ?. В этом случае желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q 1 а продавцы захотят предложить его в количестве Q 2 . Продукция в объеме Q 2 - Q 1 представит собой излишек на рынке, который не будет куплен. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставят покупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровне Р.

Аналогичная картина создастся, если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна Р 2 Несовпадение интересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q 1 - Q 2 . Желающие купить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не поднимется до уровня цены равновесия Р.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

Рыночный механизм спроса и предложения

Как действует рыночный механизм спроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится в результате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным.

Повышение спроса на графике (рис. 6.6) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D 1). В результате установится новая равновесная цена P 1 , которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q 1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S 1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р 2, Q 2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретному моменту.

Рис. 6.6. Спрос, предложение, цена

Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»

Рыночный механизм действует таким образом, что любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

«Цена пола» - установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены.

Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

Примером цены пола может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

Можно указать на многочисленные случаи завышения цен на продовольственные товары, в частности на пшеницу и кукурузу в США, посредством предоставления субсидий фермерам с тем, чтобы спасти их от разорения и обеспечить им достаточный уровень жизни. Однако при завышении цены образуются излишки непроданного товара. В Соединенных Штатах Америки излишки зерновых скупаются федеральным правительством за счет средств госбюджета и в дальнейшем экспортируются. В противном случае одно лишь декларативное установление завышенной цены не дало бы никакого результата.

С ценами потолка, регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

Цены потолка занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы или других систем нормированного распределения.

Многие экономисты - сторонники неолиберального направления в экономике, т.е. приверженцы ничем не ограниченной свободы рыночных отношений, возражают против применения цен пола и потолка, поскольку это нарушает рыночный механизм. Они полагают, что рыночное ценообразование автоматически устраняет излишки и дефицит. Пока цены могут свободно достигать своего уровня равновесия, объем спроса и объем предложения отменить нельзя.

Приверженцы других направлений экономической науки, нисколько не умаляя роли рынка и его законов, предлагают не дожидаться автоматического регулирования спроса и предложения. Одни считают, что надо регулировать спрос посредством управления занятостью, кредитом и денежной массой (неокейнсианцы); другие рекомендуют регулировать предложение с помощью изменений в налоговой политике и инвестициях (сторонники экономики предложения).

Так или иначе, но фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену.

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках:

  • фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;
  • цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;
  • наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившееся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то:

  • фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия);
  • начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.

Значительная часть сегодняшних проблем России во многом объясняется пассивностью предприятий-производителей, ожиданием привычной помощи «сверху», нежеланием формировать рыночный образ мышления, отсутствием информации о том, как должно вести себя предприятие в условиях рынка.

Выводы

1. Полезностью называется удовлетворение, которое приносит благо потребителю. Хотя оценка полезности блага зависит не только от объективных, но и от субъективных обстоятельств, возможно выявление средних для того или иного общества оценок полезности. Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается.

2. Ценность (стоимость) - это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется на базе лучшего из доступных ему товаров с корректировкой на свойства данного товара.

3. Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, сравнивая предложение и спрос на товар, устанавливают цену. Основу этого механизма описывает двухфакторная модель ценообразования, объясняющая величину цены как компромисс между издержками производства и полезностью товара.

4. Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

5. Рынок сводит продавцов и покупателей; равновесная цена и объем продаж устанавливаются в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе или предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке.


Навигация

« »

Взаимосвязи между экономическими агентами осуществляются посредством добровольного обмена принадлежащими им благами. Норма обмена одного блага на другое называется ценой. В связи с этим очевидна важность изучения механизма ценообразования в условиях рынка. Цена формируется под воздействием спроса на товар и его предложения. Необходимо поэтому вначале рассмотреть, чем определяются спрос и предложение товара, а затем показать, как их взаимодействие образует рыночную цену. Этим вопросам и посвящена данная тема.

Построение кривой спроса

Спрос и его факторы

Называется количество блага, которое все покупатели могут и хотят приобрести в течение данного времени и при определенных условиях. Эти условия называются факторами спроса.

Основные факторы спроса:

  • цена данного товара;
  • цены и количество товаров-заменителей;
  • цены и количество дополняющих товаров;
  • доходы и их распределение между разными категориями потребителей;
  • привычки и вкусы потребителей;
  • количество потребителей;
  • природно-климатические условия;
  • ожидания потребителей.

Обратите внимание, что среди факторов спроса не названо качество товара. Это объясняется тем, что, когда качество меняется, мы имеем дело уже с другим товаром , спрос на который формируется под воздействием тех же перечисленных факторов. Так, мясо первого и второго сорта, МОДНЫЙ И НС модный костюмы, «Жигули» различных моделей — разные блага.

Предположим вначале, что все факторы спроса кроме первого (пена товара) являются заданными (неизменными). Это позволяет показать, как изменение именно цены товара воздействует на величину спроса на него.

: чем ниже цена данного товара, тем большее его количество покупатели хотят приобрести в течение данного времени и при прочих неизменных условиях.

Данный закон можно выразить разными способами: 1. Первый способ — при помощи таблицы. Составим таблицу зависимости величины спроса от цены, используя наугад взятые условные цифры (табл. 4.1).

Таблица 4.1. Закон спроса

Из таблицы видно, что при самой высокой цене (10 руб.) товар не покупается вообще, а по мерс снижения цены величина спроса возрастает; закон спроса тем самым соблюдается.

Второй способ — графический. Нанесем приведенные цифры на график, отложив величину спроса по горизонтальной оси, а цену — по вертикальной (рис. 4.1а). Мы видим, что полученная линия спроса (D) имеет отрицательный наклон, т.е. цена и величина спроса меняются в разных направлениях: когда цена падает, спрос растет, и наоборот. Это опять-таки свидетельствует о соблюдении закона спроса. Линейная функция спроса, представленная на рис. 4.1а — частный случай. Зачастую график спроса имеет вид кривой, как это видно на рис. 4.16, что не отменяет закона спроса.

Третий способ — аналитический, позволяющий показать функцию спроса в виде уравнения. При линейной функции спроса ее уравнение в общем виде будет:

Р = а — b*q , где а и b — некоторые заданные параметры.

Нетрудно увидеть, что параметр а определяет точку пересечения линии спроса с осью Y . Экономический смысл этого параметра — максимальная цена, при которой спрос становится равен нулю. В то же время параметр b «отвечает» за наклон кривой спроса относительно оси Х; чем он выше, тем наклон круче. Наконец, знак «минус» в уравнении свидетельствует об отрицательном наклоне кривой, что характерно, как отмечалось, именно для кривой спроса. Если исходить из приведенных выше цифр, уравнение кривой спроса будет:Р= 10 — q .

Рис. 4.1. Закон спроса

Сдвиги кривой спроса

Воздействие всех остальных факторов на спрос проявляется в сдвиге кривой спроса вправо — вверх при увеличении спроса и влево — вниз при его уменьшении. Убедимся в этом.

Рис. 4.2. Сдвиги кривой спроса

Допустим, доходы потребителей выросли. Это означает, что при всех возможных ценах они станут покупать больше единиц данного товара, чем раньше, и кривая спроса перейдет из положения D 0 в положение D 1 , (рис. 4.2). Напротив, при падении доходов линия спроса сместится влево, приняв видD 2 .

Предположим теперь, что потребители открыли для себя новые полезные (вредные) свойства данного блага. В этих случаях они будут покупать больше (меньше) такого блага при прежних ценах, т.е. вся кривая спроса опять же уйдет вправо (влево). Абсолютно аналогичный результат будет и в случае определенных потребительских ожиданий. Так, если потребители ожидают в близком будущем повышения (снижения) цены на товар, они будут стремиться закупить больше или, наоборот, меньше этого товара сегодня, пока цена еще прежняя, способствуя тем же сдвигам кривой спроса.

Интересно проследить воздействие изменений в ценах на товары-заменители и дополняющие товары на спрос на данный товар. Например, возросла цена на импортные автомобили. В результате их стали покупать меньше, т.е. произошло движение вверх по кривой спроса на них. Одновременно, однако, растет спрос на «Жигули» при той же их цене. Кривая спроса на «Жигули» сдвигается, следовательно, вправо — вверх (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Взаимодействие рынков товаров-заменителей

Обратная ситуация возникает в случае дополняющих благ. Пусть цена на автомобили увеличилась, величина спроса на них, следовательно, падает. Сокращается поэтому и спрос на бензин при прежней цене, т.е. кривая спроса на него идет влево — вниз (рис. 4.4).

Экономисты различают понятия спрос и величина спроса. Если потребители покупают больше или меньше товара из-за изменения его цены, то говорят об изменении величины спроса. Па графике это отражается движением по кривой спроса. Если же изменение покупок происходит под воздействием всех прочих факторов, говорят об изменении спроса. На графике это отражается сдвигом кривой спроса.


Рис. 4.4. Взаимодействие рынков дополняющих товаров