Большой этнографический диктант2017. Секреты древних мастеров

III Международный конгресс традиционной художественной культуры, завершившийся накануне в окружной столице, - не только обмен опытом ученых и художников, это решение волнующих вопросов, наметки будущих дел.

Китайские сувениры из России

Один из таких вопросов - создание инфраструктуры сбыта изделий промыслов, а также борьба с контрафактом. «К сожалению, часть четвертая Гражданского кодекса, призванная урегулировать оборот прав интеллектуальной собственности на произведения науки, литературы и искусства, сегодня исключает произведения народного художественного творчества из числа объектов авторского права и, соответственно, делает невозможным применение к нему института смежных прав. По-моему, это - серьезное упущение законодателя. И одна из задач Конгресса - выработать консолидированное мнение и практические рекомендации по решению этой проблемы, - рассказал действительный гос. советник РФ 3 класса, доцент Юрий Бундин .

Сегодня рынок сувениров наводнен дешевыми китайскими подделками, которые могут быть в 6(!) раз дешевле оригинала. Но нашим мастерам особенно обидно, что их в качестве сувенира из России покупают иностранные туристы.

Фото: пресс-служба владимирской администрации

Участники Конгресса решили предложить минкультуры РФ ускорить ратификацию конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия, а субъектам страны рекомендуют принять аналогичные региональные законы по примеру Татарстана. Таким образом, вопросы народной художественной культуры повысятся до уровня государственной политики РФ.

Второй блок мер, которые, по мнению участников конгресса, необходимо принять правительству страны и субъектам РФ, - это всесторонняя поддержка и популяризация традиционных промыслов и культуры. В резолюцию вошло предложение о ежегодном проведении праздника народных мастеров, региональных конкурсов, научно-практических конференций и выставок. Доктор искусствоведения и профессор Кабардино-Балкарского университета города Нальчик Борис Мальбахов считает, что необходимо регулярно проводить практические работы по возрождению художественных промыслов, выявлять народных мастеров и привлекать их в качестве работников системных предприятий художественных промыслов, содействовать совершенствованию системы подготовки кадров для таких предприятий.

«В советское время художественным промыслам уделялось большое внимание. В то время все туристы брали на память местные сувениры. Чтобы возродить это, необходимы инвестиции», - считает Борис Хасанович.

Загадки артефактов

На конгрессе Югра поделилась опытом в области сохранения традиционной культуры с другими регионами и странами. Мастера округа по крупицам возрождают забытые ремесла, но до сих пор не все секреты древних технологий ими раскрыты.

Более 20 художников и мастеров представили авторские работы на выставке «Керамика - источник открытий». Экспозиция работает в Доме-музее народного художника СССР В. Игошева в Ханты-Мансийске, до 26 ноября.

«Я использовала технику папье-маше, а материал - бумага, клей ПВА, пеньковая нить, растительные материалы - трава, ветки, - рассказывает художник-конструктор Центра народных художественных промыслов и ремесел Инесса Скрябина. - Моя научно-исследовательская работа - в воссоздании технологии бронзового века. Для этого готовила глину с добавками, она несколько месяцев отлеживалась. А рисунки на сосудах - из археологических находок».

Мастерицы из Кондинского района Светлана и Екатерина Лебедевы показали, как древние жители Югры наносили узор на керамические сосуды. Мать и дочь провели мастер-класс на древних турнетках - специальных крутящихся деревянных пеньках, обтянутых кожей.

Екатерина Лебедева добавляет шерсть в глину для вязкости и пластичности, а при обжиге проявляется интересный цвет на сосуде. Идеи она тоже черпает из археологических находок со стоянок, на которых раньше находились поселения. Это - Чилимка, Малый Атлым, Барсова гора, Ендырь, Хулюм-сунт, Низямы и Лучкино.

«Атлымская керамика мало изучена, особенно в нашем районе. Штампы на керамике были сделаны до того аккуратно, что даже современные люди не могут этого повторить. Как в то время, когда не было техники, изготавливалась такая керамика? Аккуратно, ровно, без линеек и карандашей, без единого изъяна! - размышляет Екатерина. - Либо у тех народов был хорошо развит глазомер, либо имелись какие-то приспособления. И еще - на керамике орнаменты никогда просто так не ляпали. Они все имели своё место. Каждый крестик и каждая полосочка что-то значили».

Как не раствориться

Мастер урайского филиала Центра ремесел «Школа-мастерская народных промыслов» Галина Тарасова показывает коллекцию табакерок из бересты. По сути, табакерка сейчас вещь никому не нужная - табак не употребляют. На вопрос «зачем» уже заготовлен ответ - дело в хитроумных замках на табакерках. Конечно, им не сравниться с современными кодовыми замками и сейфами, но выполнены они без клея и прочих скрепляющих материалов, что говорит о тогдашней ловкости и изобретательности.

Ее коллега Екатерина Смирнова говорит о способе реконструкции и репликации мужского и женского костюма купеческого сословия городов Сургут, Мангазея и Берёзово. Швы на работе выполнялись вручную, не используя швейной машинки, и ткани подбираются подобные тем, что нашли на территории этих городов.

Главный хранитель Межпоселенческого центра национальных промыслов и ремесел Марина Айпина провела мастер-класс по плетению циновок. Сотрудники этого учреждения возродили старинное ремесло аганских ханты.

«Раньше жили в чумах, и, чтобы пол был теплый, на него сначала клали траву, затем циновки, а сверху - оленьи шкуры, - рассказала Марина Айпина. - Это помогало сохранять тепло в жилище. Сегодня в центре заказывают циновки, чтобы украсить интерьер, или в подарок близким».

Воспитатели детского сада «Теремок» Татьяна Волкова и Марина Жилякова пришли на конгресс, чтобы познакомиться с технологиями народных ремесел.

«Сегодня мы пробовали рисовать, плели циновки, делали куклы, - поделилась впечатлениями Марина Жилякова. - Будем учить наших воспитанников. Нужно знать наши традиции, помнить, как жили наши предки, как они создавали уют».

По мнению профессора Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова Марии Майстровской, Югра трепетно относится к возрождению традиционных народных промыслов и ремесел.

«Самое важное в эпоху глобализации, в которой мы живем, - не утратить себя и не раствориться в этом огромном безбрежном море среднестатистического человечества, - подчеркнула Мария Майстровская. - И именно в традиционной художественной культуре человек может черпать свою самобытность и неповторимость. У вас в Югре это делают с успехом».

Фото: / Евгений Зиновьев

Особое мнение

Председатель Ассамблеи коренных малочисленных народов Севера Еремей
Айпин: «Хочу несколько слов сказать о Мастерах. Вспомнил историю о «великом охотнике Бахтиярове». Вот видит он красиво построенный дом и говорит: «Мастер!» - высшая оценка у него была такая. Встретил охотника - «Мастер!». Встретил красивую женщину в красивом платье - «Мастер!». А почему великий охотник? Периодически он вырезал на деревьях «здесь охотник убил лося», «здесь охотник добыл росомаху». Но зачем? Он ведь всего этого не делал. А затем, чтобы другой охотник, идя по следу Бахтиярова, видел, что лося уже нет, и уходил. Пусть лось живет, преумножается. И вот, когда я встречаюсь с хорошими исследователями, учеными, я всегда вспоминаю Бахтиярова. Желаю вам, чтобы вы были Мастерами, и чтоб каждое ваше слово, которое вы оставите в душе наших жителей округа, преумножало наше ощущение прекрасного».

Священномученик Владимир Амбарцумов. Изображение с сайта bessmertnybarak.ru

«Я не видел праведника оставленным»

Когда-то отец Владимир с супругой мечтали, что у них будет 12 детей – 12 проповедников Слова Божия. Их мечту осуществили следующие поколения.

Дочка отца Владимира Лидия стала супругой протоиерея Глеба Каледы, а ее брат Евгений стал священником. Теперь в роду Амбарцумовых-Каледа 12 священников, есть игуменья, дьяконы и семинаристы.

А у одной его внучки-матушки родилось шесть сыновей и шесть дочерей. Так Господь преумножает и благословляет род праведников.

Семья

Священномученик Владимир (1892-1937, память 5 ноября ) происходил из семьи почетного гражданина города Шемахи Бакинской губернии Амбарцума Егоровича. Амбарцум Егорович приложил много сил к тому, чтобы организовать обучение глухонемых людей в России. Рано овдовел: его жена умерла в родах, оставив троих маленьких детей.

Заботясь об устройстве их судьбы, он переселяется в немецкую колонию возле Царицыно и приглашает к себе жить добрую лютеранку Каролину Андреевну Кноблох. Заботы о детях сблизили двоих одиноких людей, и они заключили брак. Родилось еще трое детей, младшим из них был будущий священномученик Владимир.

Изначально Каролина не испытывала чувства большой любви к мужу. Она решилась на брак с ним потому, что ей стало жаль детей, оставшихся без матери.

Володя с детства наблюдал искреннюю религиозную жизнь своих родителей. Амбарцум организовал частную школу для глухонемых, но детей из малоимущих семей там учили бесплатно.

Семья. Маленький Владимир (в центре) с родственниками. Изображение с сайта noev-kovcheg.ru

Пес Дорон и электрический ток

Трудно представить, сколько волнений в детстве Володя принес своей матери. Ему все было интересно, он не боялся ради спора с друзьями рисковать своей жизнью, например, во время ледохода перебежал однажды по льдинам широченную Волгу около Саратова. Был случай, когда он улегся на рельсы в ожидании, пока над ним пройдет поезд. Не раз Каролина с тревогой ждала, когда ее младший вернется с прогулки. Этот любитель природы мог часами пропадать в лесу, изучая, каким голосом поет каждая птичка. Он разговаривал с пернатыми созданиями на их языке.

Однажды Володя увидел, как несколько мальчишек издеваются над несчастным псом. Володя буквально вырвал из их рук собаку и забрал к себе. Своему четвероногому фокстерьеру он дал кличку Дорон. Благодарный пес стал верно служить юному хозяину, который с большим удовольствием и интересом учил его необыкновенным фокусам. Дорон даже научился скакать по деревьям и догонять на них кошек.

Игра с Дороном была не единственным хобби. Его буквально разрывало от интереса ко всему: от микроскопа он бросался к фортепиано, от изучения языков – к любимым опытам с электричеством. Играл на скрипке, фисгармонии, хорошо знал греческий, латынь, английский и немецкий.

Особенно его увлекала электрическая физика.

В экспериментах юный исследователь не останавливался ни перед чем: сделал электрическую пушку и пробил дыру под окном рядом стоящего дома.

Старшая сестра Наташа, увидев что-то блестящее в руках брата, с визгом убегала куда глаза глядят: Володины электроды часто били ее током.

В.А.Амбарцумов, студент Московского Императорского университета.

Берлин

Через два года учебы сына в Московском императорском университете Каролина настояла, чтобы он продолжил обучение в Берлине: в Германии лучше обучали техническим наукам. Именно в Германии в жизни появляется еще один «интерес» — Христианство. Владимир становится активным членом христианского студенческого движения.

Студенты в небольших кружках изучали Евангелие. Но лютеранского учения «не хватало», чтобы стать ближе к Богу, оно казалось слишком рассудочным. Владимир переходит в баптизм. Позже священномученик сравнивал баптизм с первым классом, но был уверен, что «нельзя всю жизнь ходить первачком».

Однажды утром Владимир проснулся с необъяснимым сильным чувством, что нужно срочно отправляться из Германии в Россию. Но когда посмотрел на часы, понял, что поезд уже отошел от первой станции. И все же вопреки рассудку почему-то стал собирать вещи. Маршрут поезда проходил таким образом, что огибал весь город, по дороге делая много остановок. Владимир успел сделать срочные дела и на последней станции вскочил в отправляющийся поезд. Это оказался последний поезд из Германии в Россию перед Первой мировой войной!

Владимир Амбарцумов (справа) времен учёбы в Германии

Проповедь и начало семейной жизни

Володя продолжил учебу на физико-математическом факультете Московского университета. Там, в христианском кружке, повстречал Валентину Георгиевну Алексееву. В 1916 году Володя и Валя поженились.

Талантливому физику Владимиру Амбарцумову пророчили карьеру ученого с мировым именем, и после окончания университета в 1917 году перед ним стал выбор: отдать силы науке или христианской миссии. Он выбрал второе.

Начало новой жизни и семьи совпало с началом социальной катастрофы великой страны. Чтобы прокормить семью, молодой ученый дает частные уроки. Рождаются дети. Сначала Женечка, а через два года Витя. В Москве в 1919 году был сильный голод. Семья Амбарцумовых переехала в Самару.

Активная христианская жизнь не могла не привлечь внимание советских властей. В 1920 году Владимира арестовали и перевезли в столицу. Через полтора месяца освободили, но запретили выезд из столицы. Жена переезжает к нему. Общей болью становится смерть младшего сына Витеньки, который не прожил и двух лет. Большим утешением — рождение дочери Лиды в 1922 году.

В скором времени Владимира избирают председателем Центрального комитета христианских студенческих кружков.

Владимир Амбарцумович и Валентина Георгиевна. Дети (слева направо): приемный сын Никита, Лида и Евгений

Смерть жены

От тяжелых условий вскоре заболела Валентина Амбарцумова. Умирая, она просила мужа: «Володенька! Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя:

будь для детей не только отцом, но и матерью. Поручаю их тебе…Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и все выдержите…»

Владимир Амбарцумович очень любил свою жену. Он неоднократно говорил, что сам не знает, где кончается он и где начинается она. Смерть ее стала страшной потерей.

Необычные похороны

Хоронили Валентину Георгиевну на Троицкую родительскую субботу. Много человек пришло попрощаться с добродетельной христианкой. Все были одеты в светлые одежды, вспоминали ее доброту и пели христианские песни. Спустя многие годы, когда овдовевший супруг стал священником, ему после исповеди один прихожанин сказал, что он пришел к вере после того, как увидел необычные похороны, на которых все люди радостно пели и были в белых одеждах. Отец Владимир со слезами воскликнул: «Это были похороны моей жены!»

Заупокойные молитвы

За несколько дней до смерти Валентина Георгиевна, общаясь со своей подругой-баптисткой, поддерживала ее мнение о том, что заупокойные молитвы не имеют смысла. На сороковой день после смерти Валентина явилась во сне этой подруге. Женщина почувствовала явное присутствие почившей. Валентина сказала: «А вы молитесь за меня? Молитесь, молитесь, это нужно!..»

Приемный Никита

У Владимира осталось трое детей. Вместо умершего Вити они еще вместе с женой взяли в дети потерявшего родных Никиту. Когда Никита вырос, ему удалось найти своих кровных родителей. Он стал жить с ними, но благодарность тем людям, которые помогли ему стать на ноги, осталась в его сердце на всю жизнь.

Вторая мама

Мария Алексеевна Жучкова с Лидией и Евгением Амбарцумовыми, 1925 год. Изображение с сайта drevo-info.ru

Осиротевших деток хотели разобрать родные и друзья, но неожиданно вызвалась близкая подруга Валентины Мария Алексеевна Жучкова и сказала, что она считала почившую своей духовной матерью. В знак благодарности ей Мария готова была отдать все свои силы воспитанию ее детей.

Мария Алексеевна была православной. Дети полюбили ее как родную мать и стали называть мамой. Владимир Амбарцумович предлагал Марии быть его женой, но она, несмотря на симпатию и склонность к нему, отказалась, так как знала предсказание блаженной Марии Ивановны из Дивеева о том, что он будет священником и верила ему. Второй раз женатый человек не мог принять священный сан.

Нелегал

Владимир Амбарцумов на нелегальном положении Манихино 1925г.

С 1924 года Владимиру пришлось перейти на нелегальное положение, так как власти официально запретили деятельность христианских кружков. Он понимал, что сильно рискует благополучием близких, но не мог, не считал правильным оставить христианское служение. Он говорил, что в такие сложные годы, какие настали после революции, людям еще необходимей слово о вере.

После запрещения христианского движения начались репрессии. Чтобы избежать ареста, Владимиру пришлось изменить свой внешний вид: он сбрил бороду и усы, сделал короткую стрижку, а обычные очки заменил на пенсне. Скрываясь от преследований, проповедник уволился с гражданской службы, ночевал в разных местах.

Бедные дети так скучали без отца, что часто просили у Бога: «Господи, дай, чтобы папа опять был с бородой!»

Крещение и священство

Владимир Амбарцумов. Москва 1922г

Близким по духу человеком для будущего священномученика был отец Валентин Свенцицкий. В Никольской церкви на Ильинке, где служил отец Валентин, в 1925 году произошло значимое событие для семьи Амбарцумовых: были крещены дети. В следующем году и Владимир Амбарцумович тоже официально перешел в Православие. До этого дети с отцом были в церкви, но не участвовали в Таинствах.

Как только Владимир Амбарцумович был крещен, он стал активным прихожанином Никольского храма. Он с радостью прислуживал и читал во время богослужения, организовывал паломнические поездки в Дивеево и Саров. Чтобы заработать средства для собственных нужд и для своей семьи, дает частные уроки по немецкому языку и общеобразовательным предметам.

Через год после Крещения Владимир Амбарцумович принял священный сан. Он стал настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке. Служил вдохновенно, проповеди были понятными и яркими. Церковь была полна молодежи.

Отец Владимир дружил с отцом . Когда отец Василий по состоянию здоровья вынужден был временно оставить свой приход, то очень просил отца Владимира его заменить. Духовные чада отца Василия полюбили нового пастыря и смогли довериться ему, ценили за деликатность и уважительное отношение к людям.

После смерти отца Василия Надеждина отец Владимир принял его осиротевший приход — храм в честь святителя Николая у Соломенной сторожки. Община, которую организовал отец Василий Надеждин, была одной из самых известных в Москве и самых «молодых».

Условия для молитвы?

Отец Владимир мог, не отвлекаясь, молиться на протяжении долгого времени в углу комнаты, в которой в то же самое время шумно разговаривали, ели, спали и занимались другими домашними делами.

Протоиерей Глеб Каледа, чья матушка Лидия Владимировна была дочерью о. Владимира Амбарцумова, говорил, вспоминая священномученика Владимира: стыдно оправдываться и слушать оправдания других в том, что не было условий для молитвы…

Священники о. Сергий Борделиус и о. Владимир Амбарцумов. 1928г.

Уход за штат

Отец Владимир признавал иерархическую власть митрополита Сергия (Страгородского), но он не был уверен в каноничности его местоблюстительства. По этой причине о. Владимир решил выйти за штат, но священническое служение не оставил: был духовником, служил на дому у близких людей. Понимая, что у него нет возможности часто встречаться с духовными детьми, отец Владимир «прикреплял» новичков к духовно зрелым чадам.

Помощь бедным семьям

Зная о нужде по опыту, о. Владимир организовал постоянную материальную поддержку семьям репрессированных за веру людей. В первую очередь старался помогать семьям священников. Свою заработную плату отец Владимир жертвовал на помощь малоимущим людям. О своих детях не забывал, но бывал аскетичен.

Его дочь Лидия вспоминала, как однажды ей подарили красивые синие туфли. Отец тут же отдал их девочке, у которой не было обуви, так как у Лиды были туфельки.

Тех членов общины, у которых был материальной достаток, батюшка просил делиться своими излишками с бедными семьями. Помощь была четко организована: определен объем и сроки оказания пожертвований. Во многом благодаря отцу Владимиру в те голодные времена выжили семьи отца Василия Надеждина, отца Михаила Соловьева, отца Владимира Медведюка и многих других священников.

В 1932 году отца Владимира арестовали, обвинив в контрреволюционной работе среди молодежи. Собирались отправить в ссылку в Северный край на три года, но по ходатайству руководства Академии наук, освободили из-под стражи и дали срок условно.

Изобретатель

О. Владимир принял участие во многих научных разработках, у него были авторские свидетельства на изобретения. Своей дочке он сделал маленькую железную чернильницу-непроливайку. В школе тогда чернил не было и их приходилось приносить из дома. Стеклянные чернильницы и пузырьки часто проливались, а батюшкино изобретение оказалось очень практичной.

Был период, когда батюшка увлекся инкубаторами и курами. У его детей были свои куры, для которых отец Владимир соорудил специальный курятник из фанеры, в котором были гнезда и поилка из перевернутой бутылки.

Лидино

Пару лет отцу Владимиру приходилось скитаться по домам, в то время как его дети жили под Москвой с Марией Алексеевной. Когда он сильно скучал по детям, то говорил знакомым, что едет в Лидино. Такое название он дал этому месту по имени дочери.

Дети священника тогда считались лишенцами: им не давали карточки для получения питания и не разрешали поступать в высшие учебные заведения. Отец Владимир привозил им продукты, которыми делились добрые люди. Так и шел кругообмен добра в природе.

Персональные часы для детей

Когда Женя и Лида подросли, батюшка старался хотя бы раз в неделю уделять им персональное время. В заранее оговоренные часы он беседовал сначала с Женей, а потом с Лидой.

Когда заканчивалось Женино время, он не хотел покидать отца и говорил: «О чем тебе с Лидой говорить, только о куклах». Девочка расстраивалась и рыдала.

С каждым ребенком по отдельности отец Владимир читал Священное Писание и пояснял его. Дочку он учил церковному пению, а сына физике и математике. Обучение Жени оказалось настолько квалифицированным, что когда юноша стал студентом-филологом, он неплохо подрабатывал репетиторством по физике и математике.

Последний арест

С августа 1937 года, когда в стране происходили массовые аресты, Амбарцумовы понимала, что скоро может оказаться под стражей отец Владимир. Батюшку арестовали в начале сентября. Мария Алексеевна собрала ему в наволочку самые необходимые вещи, и представители властей повели батюшку по темной улице к поезду. По дороге Лида сорвала яблоко и дала отцу. Один из следователей с возмущением сказал, чтобы она забрала обратно свое яблоко. Мария Алексеевна не побоялась в такую минуту возразить: «А у вас есть дети? Так дайте же возможность детям проститься с отцом!»

Они больше никогда не увиделись.

Отца Владимира определили в Бутырскую тюрьму. Во время изнурительных допросов следователи пытались выяснить имена и фамилии верующих людей, с которыми батюшка был связан, но он называл только тех людей, о которых у следствия и так была информация.

Священномученик Владимир был расстрелян 5 ноября 1937 года. Близкие узнали о его участи только в 1989 году.

Под таким девизом в этом году в нашей стране проходила международная культурно-просветительская акция «Большой этнографический диктант», приуроченная к государственному празднику – День народного единства. Как и в прошлом году, когда она проводилась впервые по инициативе Федерального агентства по делам национальностей и Министерства национальной политики Удмуртии, акция охватила все 85 регионов РФ, а также страны ближнего зарубежья.

Участником проекта мог стать любой желающий, владеющий русским языком, независимо от гражданства, уровня образования, социальной принадлежности и вероисповедания. Более двух тысяч площадок по всей России и в республиках СНГ были организованы для желающих проверить свою эрудицию в области истории и культуры России, населяющих ее многочисленных народностей. Кроме того, было предусмотрено онлайн-тестирование на сайте Большого этнографического диктанта www.miretno.ru.

В Калмыкии организаторами мероприятия были Министерство культуры и туризма республики совместно с Министерством образования и науки РК и Калмыцким госуниверситетом им. Б. Б. Городовикова. Диктант проводился в Элисте одновременно на семи площадках — Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана, Нацмузей РК им. Н. Н. Пальмова, Элистинский колледж искусств им. П. О. Чонкушова, Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования, Элистинский политехнический колледж, Институт калмыцкой филологии и востоковедения, гуманитарный факультет, факультет педагогического образования и биологии КалмГУ.

На одной из них, в большом читальном зале Национальной библиотеки РК, около 10 часов утра появился Глава Калмыкии Алексей Орлов, впервые решивший принять участие в написании этнографического диктанта в очной форме вместе со своими земляками. В их числе оказался и корреспондент «Степных вестей», также дебютировавшая на всероссийском экзамене по этнографии.

По словам главы региона, организуемые на протяжении последних нескольких лет такого рода диктанты — это не просто образовательное мероприятие, а одна из форм участия людей в процессе воспитания гражданского самосознания, осознания принадлежности всех нас, жителей многонационального и многоконфессионального государства, к одной общности – российскому народу. Для Калмыкии же, национальной республики в составе Российской Федерации, этнографический диктант, тематика его вопросов имеет особое значение, отметил Алексей Орлов. Он выразил уверенность в том, что большинство граждан напишут его на «отлично», и цель акции будет достигнута: россияне почувствуют, что они – часть большой общей Родины.

После столь ободряющего напутствия участники акции приступили к волнительной процедуре написания диктанта. Мне тоже, признаться, было довольно непривычно оказаться, как когда-то в школьные и студенческие годы, на письменном экзамене. И пусть от него не зависела судьба аттестата или диплома, но все равно не покидало чувство какой-то особой торжественности момента и важности происходящего.

Задания диктанта состояли из 30-ти пунктов, тематика которых включала как общефедеральные, так и региональные вопросы. Ответить на них необходимо было в течение 45 минут. Вместе с листком для ответов каждый экзаменуемый получил «черновик» — бланк самоконтроля, куда мог заносить предварительные результаты своих раздумий. Общая сумма баллов, которые можно набрать за выполнение всех заданий – 30, по одному баллу за каждый верный ответ.

Получив все необходимые разъяснения, участники диктанта приступили к выполнению заданий. А они, следует заметить, оказались не из легких. К примеру, для меня, у которой по истории и обществознанию всегда были пятерки, не составило труда ответить на вопросы с упоминанием исторических дат и событий в жизни России. Вместе с тем вопросы, связанные с биографиями выдающихся личностей в истории нашего государства, а также по краеведению и культурологического свойства меня по-настоящему озадачили.

В частности, как вам такое задание: «Назовите известный народный промысел, в котором работала Мария Алексеевна Сычева (Угловская) – первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу»? Нужно было выбрать один из четырех вариантов ответов: а) дымковская игрушка; б) художественная резьба по кости; в) великоустюжское чернение по серебру; г) напайная филигрань. Я выбрала ответ «г». Потом, уже дома проверив себя по Википедии, узнала, что мой ответ неверный.

И таких неправильных ответов у меня набралось 5. Это – по моим прикидкам. Тут же подумалось: интересно, а Глава Калмыкии как написал диктант? Примечательно, что Алексей Маратович с ответами уложился менее чем в 30 минут. Спустя пару минут после него свой бланк с ответами сдал мой «сосед по парте» отец Антоний, молодой священнослужитель Элистинской и Калмыцкой епархии. Кстати, я получила от него подсказку на вопрос о том, из какого из древних городов современного Крыма началась христианизация Руси. Его ответ – Корсунь (бывший Херсонес) оказался верным.

Окончательную оценку моим этнографическим познаниям я смогу узнать в срок до 12 декабря по присвоенному мне идентификационному номеру на сайте проекта, где будут опубликованы правильные ответы на задания и разбор типичных ошибок. А в целом, по задумке организаторов, по результатам всероссийской проверки знаний в регионах будут сформулированы рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии.

Фото пресс-службы Главы РК

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России согласно Конституции Российской Федерации является (выберите из списка ниже один правильный вариант)
    1. Конституционный Суд Российской Федерации
    2. Президент Российской Федерации
    3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
    4. многонациональный народ Российской Федерации
    показать Ответ: многонациональный народ Российской Федерации
  2. Россия исторически сложилась как многонациональное государство. Определите последовательность добровольного вхождения перечисленных ниже территорий в Российское государство, если известно, что Республика Хакасия празднует в этом году 290-летие в составе России, а Республика Саха (Якутия) – 385-летие.
    1. Республика Ингушетия
    2. Республика Саха (Якутия)
    3. Республика Хакасия
    4. Удмуртская Республика
    показать Ответ: 4 - 2 - 3- 1
  3. Деревянное зодчество имеет многовековую историю в России и, благодаря искусным мастерам, известно далеко за ее пределами. Недаром древнейшая русская обитель, основанная в X веке на Афоне, носит название «Ксилургу», что значит «древодел», «плотник». Шедевры деревянного зодчества сохраняются в музеях под открытым небом во многих регионах нашей страны: в Иркутской области –в «Тальцах», недалеко от Великого Новгорода – в «Витославлицах», в Архангельской области – в «Малых Корелах».

    В каком регионе расположен всемирно известный музей-заповедник «Кижи»
    (выберите из списка ниже один правильный вариант)?

    1. Республика Карелия
    2. г. Севастополь
    3. Удмуртская Республика
    4. г. Москва
    показать Ответ: Республика Карелия
  4. Соотнесите названия священных писаний или сводов священных текстов, а также виды храмов с традиционными религиями России
    (ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.):
    А. Ислам
    Б. Буддизм
    В. Иудаизм
    Г. Христианство
    1. Трипитака, ступа
    2. Коран, мечеть
    3. Танах, синагога
    4. Библия, церковь
    показать Ответ: А - 2, Б - 1, В - 3, Г - 4.
  5. 65 лет тому назад Расул Гамзатов написал поэму «Солдаты России» о героическом экипаже танка Т-34, совершившем подвиг при освобождении Крыма от немецко-фашистской оккупации в апреле 1944 года. Экипаж танка состоял из семерых русских и представителя одного из народов Северного Кавказа - Героя Советского Союза Магомед-Загида Абдулманапова. Ниже приведен отрывок из этой поэмы: Спят в Симферополе в могиле братской
    Семь русских и ___???___ , мой земляк.
    Над ними танк, их памятник солдатский,
    Еще хранит следы былых атак,
    И благодарно вывела страна
    На мраморной плите их имена.

    Вставьте пропущенное слово (выберите из списка ниже один правильный вариант):

    1. чеченец
    2. аварец
    3. даргинец
    4. ногаец
    показать Ответ: аварец
  6. Многие просветители России, проявлявшие заботу о развитии национальных языков, в то же время стремились приобщить народы к общероссийской культуре и истории, учили любви и к малой, и к большой Родине – России. Среди них можно назвать великого просветителя чувашского народа Ивана Яковлева, башкирского народа –Мифтахетдина Акмуллу. Для алтайцев и телеутов много значит имя Михаила Чевалкова.

    Определите, сыном какого народа являлся просветитель Каюм Насыри

    1. татары
    2. манси
    3. ингуши
    4. удмурты
    показать Ответ: татары
  7. В г. Якутске в 2005 году был открыт необычный памятник семье, олицетворяющий дружбу якутов и русских. В скульптурной композиции представлены: отец – русский землепроходец и казачий атаман, мать – якутская красавица Абакаяде Сючю, их сын Любим.
    Назовите имя отца семейства - великого русского землепроходца
    (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. Николай Миклухо-Маклай
    2. Петр Семенов-Тянь-Шанский
    3. Семен Дежнев
    4. Витус Беринг
    показать Ответ: Семен Дежнев
  8. Аппаз Илиев является старейшим человеком России. 1 марта 2017 года ему исполнился 121 год. В своем недавнем интервью, отвечая на вопрос, что сегодня главное для жителей многонациональной, многомиллионной России, долгожитель сказал:«Россияне должны всегда говорить правду, жить по справедливости, тогда польза будет. Если сегодня будете жить по правде, тогда и завтра будет нормальная жизнь. (…) Сегодня у нас в стране справедливый правитель, берите из этой ситуации все хорошее». В родном селе старейшего человека живут 43 семьи, и все носят одну фамилию – Илиевы.

    Назовите регион, где расположено это село
    (выберите из списка ниже один правильный вариант).

    1. Нижегородская область
    2. Оренбургская область
    3. Республика Ингушетия
    4. Алтайский край
    показать Ответ: Республика Ингушетия
  9. Известно, что на выдающегося русского поэта А.С. Пушкина большое влияние оказала его няня Арина Родионовна, которая, по одной из версий, имела финно-угорское происхождение и была родом из деревни Лампово в Ингерманландии. В настоящее время ингерманландцы проживают в основном в России.
    Укажите, в каких регионах (выберите из списка ниже два правильных варианта).
    1. г. Калининград
    2. Удмуртская Республика
    3. г. Санкт-Петербург, Ленинградская область
    4. Республика Карелия
    показать Ответ: 3, 4.
  10. В ХХ веке в нашей стране среди мастеров народных ремесел, считавшихся прежде «мужскими», появились выдающиеся мастера – женщины. Первой женщиной Дагестана, посвятившей себя ювелирной обработке металла, стала Манаба Омаровна Магомедова. Первой женщиной-гравёром на Чукотке – Вера Аромке Эмкуль. Первой художницей по палехской лаковой миниатюре – Софья Михайловна Голикова (Вакурова).
    Назовите известный народный промысел, в котором работала Мария Алексеевна Сычева (Угловская) – первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплавапо металлу
    (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. напайная филигрань
    2. художественная резьба по кости
    3. великоустюжское чернение по серебру
    4. дымковская игрушка
    показать Ответ: великоустюжское чернение по серебру
  11. «Иван Федорович Крузенштерн – человек и пароход» – всем известные слова почтальона Печкина из любимого детского мультфильма. Под командованием адмирала И.Ф. Крузенштерна было совершено первое русское кругосветное путешествие. Иван Федорович впервые нанес на карту бльшую часть побережья Сахалина и описал быт и нравы коренных жителей этого острова.
    Укажите их среди народов, перечисленных ниже
    (выберите из списка ниже два правильных варианта).
    1. удмурты
    2. нивхи
    3. лезгины
    показать Ответ: нивхи, айны.
  12. Татарские мастерицы изготавливали матерчатые нагрудники изю (илиизу) для женской одежды, искусно украшая их шелковыми и золототкаными лентами. Изю носили только замужние женщины.
    Для какой цели (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. только, чтобы показать достаток
    2. для защиты от ветра
    3. исключительно как украшение
    4. скрыть грудной разрез женского платья
    показать Ответ: скрыть грудной разрез женского платья
  13. Один из самых известных военных летчиков Великой Отечественной войны, лакец по отцу и крымский татарин по матери, в 25 лет стал дважды Героем Советского Союза. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета, провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.
    Назовите его имя (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. Амет-Хан Султан
    2. Владимир Коккинаки
    3. Алексей Маресьев
    4. Александр Покрышкин
    показать Ответ: Амет-Хан Султан
  14. Танцы каждого народа России внесли уникальный вклад в культуру нашей страны. В то же время в народном творчестве есть немало общего, например, круговые танцы: у бурят – это ёхор, у осетин – симд, у русских – хоровод.
    А как называется похожий танец у лезгин (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. ялли яр
    2. карагод
    3. барыня
    показать Ответ: ялли яр
  15. В годы Отечественной войны 1812 года французская армия называла представителей этого народа «северными амурами» за их виртуозную стрельбу из лука. О ком идет речь (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. русские
    2. карелы
    3. башкиры
    4. Кчеченцы
    показать Ответ: башкиры
  16. Одним из самых известных собирателей русских сказок был Александр Николаевич Афанасьев. Им было опубликовано более 70 статей, посвященных исследованию сказочных преданий русского народа, в том числе «Дедушка домовой», «Зооморфические божества у славян», «Поэтические предания о светилах небесных». Кроме того, А.Н. Афанасьев издал сборник «Народные русские сказки».
    Укажите, сколько сказок вошло в этот сборник (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. 60000
    показать Ответ: 600
  17. Алтайские народные сказители, кайчы, сопровождают свое повествование аккомпанементом необычного инструмента, напоминающего домбру – топшура. Этот инструмент изготавливается из цельного куска священного для алтайцев дерева – кедра.
    Из чего делают струны для данного инструмента (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. из кожи
    2. из конского волоса
    3. из крапивы
    4. из жил и кишок животных
    показать Ответ: из конского волоса
  18. В традиционной кухне многих народов России есть напитки из кислого молока: у татар, башкир, калмыков, алтайцев и других – катык, айран, кумыс; у чеченцев и ингушей - йетшура.
    А как называется кисломолочный напиток в традиционной русской кухне (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. суорат
    2. варенец
    3. йогурт
    показать Ответ: варенец
  19. Оборона этой крепости – с утра 22 июня и до сентября 1941 года – пример бесстрашия, доблести и героизма советских людей. Установлено, что здесь насмерть стояли воины более 30 национальностей, демонстрировавшие верность дружбе народов нашей многонациональной Родины.
    О какой крепости идет речь (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. Брестская крепость
    2. Кронштадтская крепость
    3. Петропавловская крепость
    4. крепость Орешек
    показать Ответ: Брестская крепость
  20. Известно, что указом Петра I впервые на русский язык были переведены священная книга мусульман Коран и жизнеописание пророка Мухаммеда.
    А чьим указом Коран впервые был издан типографским способом на государственные средства (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. Екатерины II Великой
    2. Ивана IV Грозного
    3. Владимира Великого
    4. Ярослава Мудрого
    показать Ответ: Екатерины II Великой
  21. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский многие годы провел на Дальнем Востоке России, путешествовал на собаках и на оленях по северным землям. Кротостью и приветливостью он заслужил любовь алеутов, коряков, чукчей и тунгусов, строил для них школы, сам учил детей,впервые исследовал быт и традиции этих коренных народов.
    Укажите город, одним из основателей которого являлся святитель и название которому он дал (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. Благовещенск
    2. Москва
    3. Владимир
    4. Владивосток
    показать Ответ: Благовещенск
  22. «Самоед», «Джигит», «Калмык», «Якут» – это:
    1. исторические названия судов Российского морского флота
    2. названия поселений
    3. названия народных танцев
    4. способы завязывания морских такелажных узлов
    показать Ответ: исторические названия судов Российского морского флота
  23. Остров Белый находится в Карском море и является самой северной территорией Ямало-Ненецкого автономного округа. Для ненцев он издавна является священным. Ставить чум и брать на остров женщин запрещалось: согласно местным поверьям, этого очень не любит хозяин острова Сэр Ирик.
    На русский язык Сэр Ирик переводится как (выберите из списка ниже один правильный вариант):
    1. Белый Царь
    2. Белый Старик
    3. Белый Ветер
    4. Белый Охотник
    показать Ответ: Белый Старик
  24. Православные святые Петр и Феврония являются покровителями семьи и брака. С каким городом была связана их жизнь (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. с Владимиром
    2. с Муромом
    3. с Суздалем
    4. с Москвой
    показать Ответ: с Муромом
  25. С какого из древних городов Крыма началось распространение христианства на Руси (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. Корсунь (Херсонесское городище в г. Севастополе)
    2. Кафа (г. Феодосия)
    3. Пантикапей (г. Керчь)
    4. Керкинитида (г. Евпатория)
    показать Ответ: Корсунь (Херсонесское городище в г. Севастополе)
  26. Представители этого народа выкапывали себе жилище на склоне холма или горы, делая вход-коридор со стороны реки. Такая постройка называлась «карамо» и нередко в нее можно было заплыть только на лодке.
    Для представителей какого народа характерны такие постройки (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. осетины
    2. якуты
    3. селькупы
    4. татары
    показать Ответ: селькупы
  27. В Нижегородской области расположено озеро Светлояр, с которым связана легенда о Китеж-граде.
    По берегам озера с XVII века селились (выберите из списка ниже один правильный вариант):
    1. марийцы
    2. удмурты
    3. русские
    4. татары
    показать Ответ: русские
  28. Это культовое сооружение было возведено в 1823 году в Москве на территории Татарской слободы в память о героизме воинов-мусульман, проявленном ими в Отечественной войне 1812 года. В 1939 году оно было закрыто, а вновь открылось в 1993 году.
    Назовите его (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. Комплекс мечетей Инам и Ярдям в Отрадном
    2. Храм Христа Спасителя
    3. Покровский ставропигиальный женский монастырь
    4. Московская историческая мечеть
    показать Ответ: Московская историческая мечеть
  29. Военный топограф Владимир Клавдиевич Арсеньев и охотник, коренной житель Уссурийского края, Дерсу Узала, прошли вместе многие километры тайги и стали добрыми друзьями. В.К. Арсеньев написал о своем проводнике две книги: «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».
    Кем по национальности считал себя Дерсу Узала (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. русским
    2. греком
    3. чеченцем
    4. гольдом
    показать Ответ: гольдом
  30. Кто автор строк:
    «Забыв родной язык – Я онемею. Утратив русский – стану я глухой» показать Ответ: Танзиля Зумакулова

Этнографический диктант: какие вопросы оказались самыми сложными для казанцев

Хорошо ли вы знаете культуру родной страны? А региона? Эти знания можно было проверить, написав Большой этнографический диктант. В этом году его «сдают» жители 85 регионов России и 11 стран ближнего зарубежья. Мы спросили, ради чего люди в рабочий день готовы сесть за парту и отвечать на вопросы о народах страны

Проверить свою этнографическую грамотность в Казани в этом году можно было на двух площадках: в Доме дружбы народов РТ и в Казанском федеральном университете. В районах республики для желающих присоединиться к культурно-просветительской акции организовали 20 площадок.


При входе на диктант всем раздали идентификационные номера, по которым можно узнать свои результаты. В 10 часов волонтеры раздали бланки с вопросами. На диктант это мало похоже, а скорее на ЕГЭ, только без звенящих рамок, контролеров и отобранных телефонов. Но пользоваться «шпаргалками» и гуглить ответы в интернете организаторы все же не советовали, ведь диктант - это проверка знаний, а иначе какой в этом смысл?

Может быть, потому, что акция проходила в рабочий день, желающих написать диктант набралось немного. Площадка Дома дружбы народов была заполнена лишь наполовину.

Мы пришли писать обыкновенный диктант на знание русского языка, пришли и обнаружили, что пишем этнографический тест, - говорит перед диктантом Фания Габитова . - Теперь мы вынуждены собрать все свои знания, сконцентрироваться и вспомнить все, что знаем о народах нашей страны. Но мы всегда надеемся на хорошие результаты. Наверное, будут вопросы о традициях, этносе народа, возможно, о языковой культуре, танцах, кухне, мы к ним готовы.

В предположениях участница акции не ошиблась. Диктант состоял из 30 тестовых вопросов. 20 вопросов одинаковые для всей России и стран ближнего зарубежья, а 10 составлены с учетом региональной специфики. В Татарстане это были вопросы о татарской культуре, истории, обычаях и выдающихся людях. К примеру, вопрос о татарском поэте, герое СССР, родившемся в Оренбургской области. В прошлом году все вопросы были общефедеральными.


Участниками диктанта могли стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства. Главное - быть старше 15 лет.

Цифра

30 - максимальная сумма баллов, которые можно набрать за правильное выполнение всех заданий в этом году (по одному баллу за каждый правильный ответ).

45 минут дается на написание Большого этнографического диктанта.

Оценок не ставят - можно отлично знать историю и географию, но не представлять, зачем татарским женщинам нагрудник изю или как называется праздник кряшен, отмечаемый в день памяти апостолов Петра и Павла.

В текстах вопросов была полезная информация и история о других схожих народах. Например, в вопросе о женщинах-мастерах можно узнать, что Первой женщиной Дагестана по обработке ювелирных изделий из металла была Манаба Магомедова, а женщиной-гравером на Чукотке - Вера Эмкуль. А вот промысел, в котором прославилась Мария Сычева, нужно было назвать самому.

Учитель английского языка на пенсии Алия Нургалиева рассказывает, что пришла на диктант ради интереса:

Диктант средней трудности. Самым сложным стали вопросы о многообразии народов, их обычаях и традициях... дагестанцы, удмурты, карелы. Этот диктант дает возможность понять, что мы живем в большом многонациональном государстве и должны жить в мире и согласии. Думаю, у меня будут средние результаты, ближе к 30. Для школьников все же тест сложноватый, если только для 11-го класса, да и то для продвинутых учеников, которые хорошо разбираются в географии и истории, - говорит она.


Для тех, кто не смог проверить свои знания на региональных площадках, на сайте Большого этнографического диктанта miretno.ru организовано онлайн-тестирование, которое можно пройти 3 ноября с 10.00 до 5 ноября до 23.59.

Кстати, спустя час после старта онлайн-тестирование написали 3 425 человек.

Всероссийские итоги акции подведут ко Дню Конституции Российской Федерации 12 декабря. Узнать свои результаты жители Татарстана смогут 8 ноября на сайте Дома дружбы народов РТ.

Кстати

Впервые акция «Большой этнографический диктант» стартовала в 2016 году. Диктант написали почти 90 тысяч человек: 35 тысяч очно и более 50 тысяч - онлайн.

Самым молодым участником диктанта оказалась 12-летняя девочка из Ульяновской области, самым старшим - 80-летний мужчина из Мордовии. Средняя оценка за диктант по стране составила 54 балла из 100 возможных. Татарстан показал лучший по России результат - самый высокий средний балл составил 81,3.