Что такое тщеславие, и чем оно опасно для человека. Как бороться с тщеславием

Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям. Существует два основных вида тщеславия. Один вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами, а также своими достоинствами или талантами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой. Другой вид побуждает превозноситься духовными преимуществами: постом, милостыней, милосердием, смирением и т. п.

Преподобный Амвросий Оптинский по поводу страсти тщеславия приводил такую поговорку: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь». Преподобный Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием, замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога, но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).

Вразумление инока старцем за грех тщеславия: Некогда во время праздника братия вкушали трапезу в церкви. Там был брат, не евший вареной пищи. Прислужнику передали, что один из братии говорит, будто не ест вареного и просит соли. Прислужник подозвал другого брата и сказал перед всем собранием: такой-то брат не ест вареного, принеси ему соли. Тогда встал один из старцев и сказал ему: "Лучше бы ты ел в своей кельи мясо, нежели услышать такое перед всем собранием".

Чаще всего особым образом поражены страстью тщеславия политики, киноактеры, спортсмены, художники, писатели. На тщеславного человека очень сильное влияние имеет мода.

Священное Писание о страсти

«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» (Матф.6:1).

«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:5).

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Матф.6:16).

Средства борьбы со страстью

Главное средство борьбы с тщеславием – смирение.

1) Никогда ничего не делать по тщеславию: ни милостыни, ни молитвы, ни поста, (см. Евангелие от Матфея 6 гл.).

2) Совершать действия, противоположные тщеславию.

Некий монах, для борьбы с тщеславием, вкушал пищу раньше установленного времени так, чтобы его видели.

Борьба с тщеславием через самопосрамление: Утром в ожидании исповеди в церкви собралось столько причастников, что они почти наполовину заполнили храм. Впереди, возле амвона, стояла приозерная отшельница – схимонахиня «N». На спине у нее висел огромный картонный плакат, весь исписанный крупными буквами. Брат подошел поближе и застыл от изумления, прочитав то, что на нем было написано. Девица-схимница отважилась на чрезвычайный поступок: перед многочисленным собранием верующих она обвинила себя в самых отвратительных блудных грехах, якобы содеянных ею, поместив на плакате целый список невероятных мерзостей. И теперь, принося принародно покаяние, она просила у всех прощения и молитв...Когда подошла ее очередь идти на исповедь, пустынница поднялась на солею, приблизилась к священнику и повернулась к нему спиной. Он прочитал написанное и, ничего не ответив, исчез в алтаре. Через две минуты снова вышел, но уже в сопровождении архиерея и, указывая пальцем на плакат, сказал: "Владыка, я не могу допустить ее до причастия, у нее столько смертных грехов!.." Архиерей прочитал эту жуткую исповедь, улыбнулся и ответил: "Нет, нет, не бойся, допусти..." Опытный архипастырь понял, конечно, причину, которая побудила молодую монахиню взвалить на себя столь немыслимые обвинения, тем более что среди перечисленных ею грехов были такие, какими женщина согрешить не может. По-видимому, она просто переписала откуда-то этот список, даже не понимая значения того или иного греха. Получив архиерейское благословение, священник прочел над ней разрешительную молитву и допустил до причастия. Она сняла со спины плакат, свернула его и спустилась с амвона... Поступок схимницы вызвал немалый соблазн. Прихожане недоумевали. Приозерные монахини, стоя поодаль, плакали от досады, говоря: "По простоте и неопытности люди могут поверить в подобную глупость! И что это ей, окаянной, взбрело на ум писать такие гадости?! Теперь повсюду может разнестись худая молва о том, что все мы, живущие в пустыне, повинны в том же". Но вот окончилось богослужение. Брат-пчеловод, выйдя на улицу, решил дождаться молодую пустынницу, чтобы расспросить о причине ошеломившего всех поступка. Остановленная его вопросом, она как бы нехотя ответила: "Простите, после принятия Святых Тайн я разговаривать ни о чем не буду, чтобы не лишиться того неизреченно отрадного состояния, которое сейчас испытываю. Скажу только, что причина моего поступка – желание бесчестия, о котором вы, по-видимому, еще не имеете понятия, – и добавила, – Вы помните, что Господь сказал: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк.6,26)". Поклонилась и ушла. Через несколько лет, когда брат напомнил схимонахине этот случай, она поведала ему, что в то время, имея высокоблагодатное состояние, она почувствовала, как бы еще издалека, приближение помыслов самопревозношения и гордыни. Испугавшись их усиления, а главное – боясь потерять благодатное состояние, она решила опередить их ответным ударом. С этой-то целью схимница и написала злополучный плакат, желая до крайности унизить себя и тем отбить бесовское искушение. И действительно, атака демона гордыни – одного из самых сильных демонов – была разбита наголову. А Господь, против ожидания, покрыл и саму схимницу, и приозерных монахинь. Разговоры об этом случае быстро утихли и не получили дальнейшего распространения».

3) Недоверие своим добродетелям.

Старец не прельстился явлением «архангела»: Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: "Я, Архангел Гавриил, послан к тебе". Старец на это отвечал: "Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы". Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: "Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: "Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов".

4) Старайся при других никогда не делать того, чего не делают другие.

5) Грех тщеславия побеждается так же смиренномудрием, т. е. поступай так, как должны поступать смиренные. Св. Григорий Синаит пишет по этому поводу следующее: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят:

1) молчание

2) смиренное о себе думание

3) смиренное говорение

4) смиренное одеяние

5) самоуничижение

6) сокрушение

7) последность – иметь себя во всем последним».

Бывает так, что тщеславия является двигателем многих достижений в жизни и даже иногда может запустить весьма полезные для жизни начинания. Например, благодаря честолюбивым посылам человек может начать учиться, осваивать профессию, защищать диссертации и т.д.


Однако есть в тщеславии несколько моментов, которые не позволяют позитивно о нем отзываться, несмотря даже на некоторые плюсы. Если человек делает что-то движимый тщеславием, то он старается в первую очередь для себя, все достижения нужны не как самоцель, а как средство. Чтобы гордиться собой, выделить себя среди окружающих, получить призвание. А значит само дело, затеянное с таким посылом, будет в лучшем случае бесполезным (ведь нет цели, чтобы принести кому-либо пользу) или даже вредным.


Далеко ходить не надо, пример Второй мировой войны показывает, как жажда превосходства может иметь разрушительные последствия. Но это пример глобальный, а каждый отдельный человек, имеющий тщеславие, по-разному реализуется в окружающем мире.


В этом смысле человек, скорее, бесполезен для общества, у него просто другая цель. Если он и делает что-то полезное, то, в конце концов, оборачивает это в свою личную пользу.


Однако также можно сказать, что тщеславный человек бесполезен и для себя самого. Увы, тщеславие, желание выделить себя и гордиться собой не приносит искренней любви окружающих. Люди могут восхищаться, максимум завидовать такому человеку, но живой эмоциональный отклик тщеславный человек снискать не в состоянии, поскольку его посыл не касается этой сферы изначально. В итоге наш гордец может получить вожделенные преимущества, успех, но не больше.

Как маскируется тщеславие

Далеко не каждый человек при всем своем стремлении достигает славы, известности и успеха. Таких . Гораздо больше тех, кто мечтает об этом, чаще всего даже не отдавая себе в этом отчет, но в реальной жизни не достигают задуманного.


Вот тогда у человека появляется противоположность тщеславия – чувство ущемленности. Появляется ощущение, что окружающие не оценили, что можно было бы достичь большего в жизни и чувство неудовлетворенности. Обычно такой человек часто мечтает, вот если бы сложилось по-другому, если бы мне повезло, я бы… И иногда чувство ущемленностью становится постоянным эмоциональным фоном. Что это, как не обратная сторона тщеславия? Ведь если бы не оно, то откуда бы взялось чувство ущемленности, не было бы планки, по отношению к которой она бы возникла.


Так что реально тщеславных людей намного больше, чем кажется на первый взгляд.

Как выйти за границы тщеславия

Многих людей, мечтавших об известности и успехе в жизни, вполне удовлетворяет их судьба. Они добились, если не всего, о чем мечтали, то, по крайней мере, части желаемого, и не хотят ничего менять в своей жизни. На что, конечно, имеют полное право.


А как быть тем, кто понял, что в тщеславии есть свои минусы, возможно, пресытился, хочет выйти за его рамки и устанавливать другие отношения с людьми? Ведь есть и другие варианты взаимодействия с окружающими, основанные на большем уважении, искреннем участии и получения глубокого подлинного удовлетворения от своей деятельности.


К сожалению, здесь невозможно дать конкретный и однозначный совет. У каждого свой путь получения опыта в этом мире. Можно описать лишь общие направления, в которых меняется мышление человека. Во-первых, начинают признаваться не только собственная ценность и важность, но и также то, что любой человек также ценнен и важен. И второе, смещается акцент со своей личной выгоды, достижений и успеха на ту пользу, которую реально возможно принести окружающим.


Если мировоззрение человека меняется в этих направлениях, то тщеславие закономерно уменьшается.

Тщеславие – это грех. Какое церковное определение вкладывается в это понятие? Какой он – тщеславный человек? За ответами обратимся к Библейским историям!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к . На первой неделе образом слепого, нищего Вартимея, исцеленного Христом, нам напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной реальностью жизни: Бога.

В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно – тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня – это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе – закон, начало и конец. Но в тщеславии, как говорит , мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

Кто такой тщеславный человек?

Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.

В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! – и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться – т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.

Вдумаемся в наше собственное состояние, станем перед Божиим всемилостивым, но вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте судом. И хотя бы приблизимся к Царству Божию, в которое одним шагом вошел мытарь Закхей. Аминь.

Содержание статьи:

Тщеславие - это ощущение славы, признания и высокомерие человека без видимых причин. Корень этой проблемы кроется в искривлении самооценки для создания определенного образа, который сможет как-то помочь почувствовать себя лучше. В чистом виде тщеславие означает сладкий самообман, надменность, гордыню, что ни к чему хорошему не приводит и только отталкивает других людей.

Влияние тщеславия на жизнь

Тщеславие представляет собой ложь себе, которая закручена вокруг самооценки и подпитывается самохвальством и лестью. Естественно, такой человек не способен правильно оценить уровень своих возможностей, ведь тщеславие увеличивает количество позитивных качеств и возносит его на новый пьедестал. Это нормальное желание быть признанным и погоня за похвалами часто изматывают внутренне человека. И после такого очень сложно найти внутренний баланс.

Неадекватная самооценка искривляет восприятие человека окружающими и выставляет хвастуном. Обычно в таких случаях теряются близкие люди и друзья. Гордыня максимально превозносит человека над другими и делает его выше только в его сознании. Внешне это выглядит, будто он возомнил о себе слишком многое и, естественно, не вызывает доверия у остальных.

Тщеславие исключает возможность трезвого взгляда на жизнь. Человек неспособен понять чувства других и правильно оценить ситуацию. В семье нарастают проблемы из-за недопонимания. Тщеславный обыватель будет требовать от других слишком многое, чего сам не заслуживает. Он ожидает призвания, похвалы и чести для своих поступков, которые, на самом деле, ничего подобного не стоят.

Тщеславие женщины отворачивает от нее мужа, который начинает считать жену слишком высокомерной. Она теряет своих подруг, требуя от них постоянных похвал и высказываясь негативно в их адрес. Такая женщина убеждена в собственном превосходстве и ничуть в этом не сомневается. Более того, она настойчиво пытается добиться признания от окружающих ее людей, при этом не слишком вежливо относясь к ним самим.

Проблема такого человека - в самооценке, которая не мотивирована ничем, а банально завышена в силу внутреннего конфликта и нерешенных личностных проблем. Дети со временем перестают относиться к тщеславным матерям так, как они требуют, и нарастает семейный конфликт. Естественно, в дальнейшем портятся любые взаимоотношения, ведь культ незаслуженной личности никто не будет признавать.

Тщеславные мужчины очень часто превращают своих женщин в покорных последовательниц своей нескромной персоны. Такой человек выберет самую смирную и тихую девушку, которая будет постоянно подтверждать и поддерживать его «псевдотитул». Если семья и сложится, то только на основании непременного почитания мужчины в семье и уважения к его тщеславному эго. Муж будет строить любые взаимоотношения вокруг себя и своей персоны, затмевая при этом все заслуги жены и детей.

Завышенная самооценка и постоянное требование признания от близких будет медленно рушить семейные взаимоотношения, что незамедлительно приведет к вполне ожидаемому краху. Ситуация с детьми в семье будет такая же, как и в случае с женщиной. Тщеславие побуждает ставить себя выше любых интересов других членов семьи. Именно поэтому взаимопонимание в таких семьях отсутствует полностью.

Основные причины развития тщеславия


Тщеславие - это всегда следствие внутреннего конфликта, раскола восприятия самого себя. Человек смешивает реальное с желаемым и верит тому, что больше нравится. Раскол происходит из-за психотравмирующей ситуации или длительного воздействия неблагоприятного климата, например, воспитание в неблагополучной семье.

Рассматривается тщеславие как вариант искривленной компенсации психикой недостающих чувств. Но, застревая на ощущении их острой нехватки, человек лишается возможности трезво оценивать ситуацию. Иногда это чувство развивается вследствие длительного поддержания фальшивого имиджа искусственным способом.

Надменность может возникать в результате того, что к человеку относились излишне доброжелательно, захваливая и преувеличивая его достижения, хотя, на самом деле, причин для этого не было. К сожалению, оба варианта случаются довольно часто, но в зависимости от разных ситуаций могут принимать немного иные оттенки.

Быть может, причина кроется в детстве. Тяжелые взаимоотношения с родителями или близкими, которые позволяли себе оскорблять ребенка и принижать его достоинство, вполне реально могут воздействовать на формирование нездоровой психики ребенка.

Постоянное принижение вызывает чувство нехватки определенных эмоций, которые сопровождают гордость, признание. Ведь каждый человек искренне мечтает быть признанным или услышать похвалу. Те дети, которые не слышали ее никогда, превращают простые слова в ценность и присваивают себе ее. Это похоже на способ компенсации ущерба, нанесенного в детстве. Человек, которого принижали, создает вокруг себя ореол гордости и признания, буквально требуя от других почета.

Надменность проявляется в каждой ситуации и действует как защитная реакция. Иногда это способ доказать самому себе, что родители были неправы и человек действительно чего-то стоит. В любом случае компенсаторная реакция далеко выходит за рамки того первичного семейного конфликта, и обыватель учится жить с гордыней, принимает ее, как должное.

Часто надменность человека развивается после тяжелых школьных лет. Какими бы ни были взрослые, дети иногда могут быть очень жестоки. Школьные годы сопровождаются интенсивным развитием психики ребенка. Издевательства со стороны сверстников, публичные унижения могут нанести серьезный вред еще несформировавшемуся кругозору, в том числе и самооценке. Более того, переходной возраст с характерными гормональными всплесками усиливает эффект и даже может привести к негативным последствиям.

Эти события, собственно, вызывают раскол личности и некоторое изменение своего эго. Компенсаторно развивается защитная реакция в виде высокой самооценки. Человек создает себе образ и репутацию, которая не будет запятнана, и очень беспокоится о ней. Начинает воспринимать себя намного выше, чем на самом деле.

Наиболее часто тщеславие развивается вследствие плохого воспитания. Нет, для этого не обязательно ругать ребенка или унижать, вполне достаточно позволять ему вести себя так, как он хочет. Отсутствие установленных рамок поведения и запретов формирует патологическую вседозволенность.

Со временем такой человек начинает привыкать, что все будут относиться к нему так же, как и родители, все более надежно убеждаясь в собственном превосходстве. Самооценка растет вместе с ребенком годами, не отказывая себе ни в чем, формируется образ собственной непревзойденности и совершенства. Высокие требования к обществу и надменное самомнение воспитывают тщеславного самолюба.

Главные признаки тщеславия у человека


Узнать тщеславного человека в общении довольно просто. Они обычно сами выдают себя благодаря высокому самомнению и взгляду на собеседника свысока. Первым делом он рассказывает о своих достоинствах и превосходстве, акцентирует внимание на собственных качествах, слегка приукрашивая достижения и качества.

В разговоре старается либо доминировать и вести беседу, либо свысока оценочным или даже презрительным взглядом окидывать собеседника. Нить разговора постоянно пытается притянуть в знакомую тематику, рассказать о себе. Никогда не спрашивает о других и мало интересуется делами собеседника.

Конечно же, все вышесказанное характерно для крайней степени тщеславия, но некоторые схожие признаки легко заметить у своих знакомых и друзей. Тщеславие проявляется характерной централизацией разговоров. Такой человек использует любой случай и тему, чтобы рассказать всем о новом событии в его жизни, достижении, которое на самом деле не слишком важное.

Актуализирует несущественные события и пытается стать в центре внимания, переводит разговор с других на себя. При всем этом внутренне тщеславие заставляет испытывать чувство дискомфорта, если задевается самолюбие или в центре разговора кто-то другой.

Тщеславие иногда не позволяет сделать некоторые простые вещи, которые свойственны людям, например, извиниться, попросить о чем-то. Это рядовые понятия, но тщеславному человеку очень сложно к ним опуститься. Для этого необходимо снизить показатель шкалы гордости и «снизойти» к простым просьбам или извинениям. Признаки такого состояния могут включать неспособность тактичного подхода к людям, настойчивость на своем и отсутствие гибкости в жизненных ситуациях.

На работе такие люди часто добиваются успеха, но так же и пролетают из-за своей гордости. Человек очень гордится своим местом и ценит его превыше всего. Тщеславные боссы обожают лесть и похвалы, вовремя расхвалив такого, можно получить даже существенную надбавку или повышение. Но, услышав не слишком приятные отзывы о себе, все меняется: гнев тщеславия - довольно неприятная штука, и с ним лучше не сталкиваться.

Как побороть тщеславие


Тщеславие, как-никак, внутренний конфликт, и решать его необходимо изнутри. Только обнаружив корень проблемы, можно навсегда избавиться от этого неприятного качества. Естественно, идеальным решением для этой задачи будет своевременное обращение к специалисту - психологу или психотерапевту. С помощью нескольких сеансов когнитивно-поведенческой терапии можно скорректировать самооценку и поставить верные приоритеты на жизненном пути.

Для мужчин редко поднимается важность вопроса, как бороться с тщеславием. Их самолюбие довольно сложно задеть и расшатать до такого уровня, чтобы они начали сомневаться в правдивости своих представлений.

Но все же некоторые из них, которые замечают за собой это не слишком приятное качество, желают избавиться от него как можно скорее. Это значит, что первый этап переоценки уже начат и появилась минимальная критика к собственным ощущениям.

Женщинам бороться с тщеславием гораздо тяжелее, чем мужчинам. У них более стойкое чувство собственного достоинства и гордости, которое мотивируется социальными установками. Как избавиться от тщеславия, интересно будет только той женщине, которой оно доставило уже массу проблем и затрудняет социальную адаптацию. Только тогда она станет искать средства и способы борьбы с этим состоянием.

Для обоих полов важно осознать ценность собственной персоны, критично оценить свои способности и возможности или, другими словами, быть честным самим с собой. Последнее - самое сложное для людей, которые всю жизнь обманывали себя и показывали себя лучше, чем есть на самом деле.

Нужно оценить и принять важность других людей, научиться уважать их права и достоинства, признать лучшие стороны и разделять мнение других. Нужно понимать свою роль в большом механизме и принять ее, уметь оценить важность других, уметь признавать свои ошибки и недостатки.

Идеальных людей не бывает, каждый сможет найти у себя изъян, который характеризует его как человека, а люди склонны ошибаться. Необходимо помнить, что признать свои недостатки - это величайшая храбрость, которая далеко не всем подвластна. Чтобы побороть внутренний конфликт, необходимо, прежде всего, усмирить собственную гордыню, сделав первые шаги на пути к успеху.

Как избавиться от тщеславия - смотрите на видео:


Сила человека - далеко не в материальных благах, достижениях или соревнованиях. Они навсегда остаются только воспоминаниями и картинками из памяти. Настоящая ценность - это люди, которые находятся рядом, несмотря ни на что, те, которые останутся тогда, когда не останется ничего. Нужно уметь отличать внутреннее самоуважение и силу духа от подлого тщеславия, которое затягивает в пропасть зависти, гордыни и одиночества.
  • свт.
  • свт.
  • свящ. Сергий Дергалев
  • прот. Сергий Филимонов
  • священник Павел Гумеров
  • прот.
  • прот.
  • Тщесла́вие - ярко выраженное (внутренне или внешне) стремление к земной славе, тщетной и бессмысленной с точки зрения Бога, бесполезной в отношении спасения и вечной жизни; страсть к земным почестям, почитанию.

    Является ли тщеславие формой психологической зависимости?

    По своему внутреннему характеру тщеславие является . Как и любая другая греховная страсть, тщеславие, развиваясь, настолько овладевает человеком, что фактически превращает его в своего пленника или раба.

    Тщеславный человек ищет славы почти что везде, где может найти; пораженный этим пороком, несчастный готов величаться едва ли не каждым своим, более или менее значимым, поступком.

    Тщеславные люди встречаются среди представителей различных социальных слоев, религиозных общин. Есть они и в христианской среде.

    Как ни удивительно, но достаточно часто тщеславные люди ищут повода для надменности и восхваления даже в том, что, казалось бы, совершено чуждо надменности и жажды похвалы, например, в .

    «Смиряясь» по форме, но не по существу, тщеславный находит для себя дополнительные поводы к самовозвеличиванию, к тщеславной самооценке, мол, ах, какой я смиренный, какой молодец! Особенно большое удовольствие ложно смиряющийся гордец испытывает тогда, когда на его «смирение» с восторгом обращают внимание окружающие его люди: ах, как он смиренно кланяется, как скромно одевается, как кротко и смиренно разговаривает с батюшкой, как смиренно бьёт себя в грудь!

    Нередко тщеславные люди публично называют себя первыми грешниками, самыми грешными из всех грешников, чем, опять же, выказывают напускное смирение и . В действительности же такого рода «смирение» и «раскаяние» являются наиболее изощрённой формой гордыни, мол, ай, какой я нелицемерный, ай, какой искренний и открытый, ай, какой молодец!

    Случается, что от «смирения» и «раскаяния» не остается и следа, как только обличение, даже и справедливое, высказывается со стороны посторонних людей. Слыша подобные обличения, тщеславный человек мгновенно забывает, что он - грешник из грешников, достойный наказания, и вместо добродушного согласия с обвинителем гневно отвечает ему, приблизительно так: на себя, убогий, посмотри! кто ты такой, чтобы указывать мне, как жить?

    Зараженный тщеславием человек болезненно реагирует на недостаток признания его личных заслуг, на дефицит . Он не просто стремится к земной, тщетной славе: на её поиски он расходует значительную часть своего личного времени, своих собственных сил. Стало быть, тщеславие есть не что иное как одна из форм нездоровой психологической зависимости.

    Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

    …В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно – тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня – это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе – закон, начало и конец. Но в тщеславии, как говорит , мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

    Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.