MH17: с компенсациями - не к нам, с санкциями - давно не было. Что нового в расследовании крушения "Боинга" MH17

Следственная комиссия по гибели малайзийского боинга снова сумела совершить политическое сальто-мортале, обвинив в причастности к ней Россию и ополченцев Донбасса, и в то же время не объявив никаких окончательных выводов. Многие эксперты приходят поэтому к очередным подтверждениям своих подозрений, что на самом деле голландские следователи истинного виновника трагедии давно знают, но назвать его не смеют...

Виновника определяют по социальным сетям

В настоящий момент следователи Объединенной группы не готовы делать какие бы то ни было выводы, имена виновных в крушении малайзийского боинга МН17 названы не будут. Об этом заявили сами следователи.

Они же в очередной, то ли третий, то ли пятый раз продлили срок расследования - теперь уже до 2018 года. Как заявил официальный представитель МИД ФРГ Мартин Шефер, "общая группа по расследованию к настоящему моменту пока не в состоянии начать соответствующее делопроизводство".

Стоит добавить, ранее следователи, презентуя свой доклад, сформированный в ходе многомесячной работы, заявили, что в качестве доказательств использовали... данные из социальных сетей.

Именно из этих источников они выкопали видео, на котором будто бы видно, что систему "Бук", из которой был сбит боинг, везли с территории России. Кроме того, следователи приводили расшифровку переговоров на русском языке, где неназванные лица в свободной форме переговаривались на тему того, что же произошло с боингом. Эти расшифровки, собственно, и приводятся в качестве доказательной базы о причастности России к крушению.

Впрочем, нет. Еще приводятся показания родственников погибших в самолете, которые считают, что орудие, сбившее лайнер привезли из России.

Убедительность, что называется, зашкаливает. Особенно на фоне того, что сами следователи признали, что не использовали данные российских экспертов при расследовании. А ведь Россия приводила и готова была официально, юридически обязывающе привести не только экспертное мнение производителей системы "Бук" - компании "Алмаз-Антей" - и результаты натурных экспериментов, проведенных здесь, но и данные с радаров и систем слежения Министерства обороны РФ.

На этом разговор о достоверности очередного доклада голландской комиссии можно закончить. Как отметил видный военный эксперт Виктор Литовкин, "он даже не поражает непрофессионализмом и предвзятостью - он весь непрофессионализм и предвзятость".

Но тем интереснее вновь вернуться к вопросу, чью же роль в трагедии над Донбассом голландцы так старательно прячут? Украины? Или кого-то поважнее чем эта колониальная территория Запада?

Послушаем экспертов

Виктор Литовкин:

"В объективности следственной группы есть сомнения: там присутствуют представители Украины и нет представителей России. Это говорит об односторонности формирования этой комиссии и об односторонности ее подхода. Результаты ее работы были изначально политически заданы, а ее выводы, которые мы сегодня услышали, были определены заранее. Именно по этой причине комиссия не приняла и не учла ни одного из свидетельств и ни одного из результатов строго научных экспертиз, которые ей предоставляла Россия.

Второе: утверждения, что "Бук" доставили из России, сбили боинг, а затем отправили обратно, вызывают сильные сомнения. Как комиссия это определила? Что, у них есть спутниковая съемка? У них есть какие-то зафиксированные дорожные документы? Они об этом не говорят. Может быть, свидетельские показания? А свидетели что, разбираются в "Буках"? Отличат украинскую машину от российской? Как? По номерам? Это тоже бред сивой кобылы".

Важное обстоятельство, на которое указывает эксперт, заключается в том, что в деле фигурирует не просто "Бук". Просто "Буков" не бывает. Есть комплексы "Бук-М1" с ракетами 9М38, которые имеются только на вооружении Украины и которых нет на вооружении России. В России есть "Бук-М2". Сельские свидетели из социальных сетей могут отличить одну модель от другой?

Далее, указал Виктор Литовкин. "Бук-М1" вооружен ракетами 9М38. В России они были списаны с вооружения еще в 1996 году. Они остались только на Украине и в нескольких зарубежных странах, куда поставлялись "Буки".

Можно ли отличить украинские ракеты от российских? Запросто! Это как раз и предложил следователям концерн "Алмаз-Антей". И это могло бы стать ключевым доказательством: отверстия в фюзеляже самолета от поражающих элементов наших ракет должны быть только двутавровые, в виде бабочки, а от украинских устаревших - в виде трапециевидных и треугольных дырок. Это уже не мнение сельской бабульки о том, какой марки боевая машина пролязгала мимо нее в непонятном направлении. Это проверяемые факты.

Какие дырки фиксируются на кусках фюзеляжа сбитого боинга?

Любопытно, что в Финляндии, по свидетельству Виктора Литовкина, проводился эксперимент по определению, какие должны быть поражающие отверстия от ракет старого советского производства, ныне представленных на Украине (у финнов такие ракеты остались). Так - вот ведь странность! - из тех сведений, которые просочились об этом эксперименте в прессу, ничего по поводу формы отверстий не сказано!

Поскольку же испытание было проведено явно для проверки аналогичного, публично продемонстрированного русскими, это паническое умалчивание означает только одно: ракеты у финнов оказались "не той системы". Или, точнее, той, от которой и дырки на останках сбитого боинга - украинской.

Стоит ли напомнить, что данные российского натурного испытания не нашли отражения в докладе комиссии?

Звери, а не ополченцы!

Голландская следственная группа не учла результатов ни одного из расследований, сделанных в России, констатировал Виктор Литовкин. Нет, в частности, очень глубоких, очень подробных, научно обоснованных, инженерно рассчитанных данных "Алмаз-Антея", которые были получены в прошлом году и направлены голландской стороне. Они не учли и тех данных, которые были представлены Министерством обороны России и создателями радиолокационной станции "Утес", которая видела все происходившее на востоке Украины.

Но есть вообще смешные утверждения в докладе.

"Комиссия утверждает, что в экипаже сидели не россияне, а ополченцы, - анализирует его далее Литовкин. - Вопрос: где среди ополченцев нашелся целый экипаж, который умеет управлять пусковой установкой "Бук-М1"? А ведь чтобы "Бук" мог прицельно стрелять по воздушной цели, это должна быть не одна пусковая установка, а как минимум батарейный комплекс. То есть кроме пусковой установки должна быть станция обнаружения цели, станция сопровождения цели, станция наведения на цель. И лишь тогда, когда цель "прошла" через все три радиолокационные станции и они передали на пусковую установку ее координаты и курс ее движения, - только тогда пусковая установка может нанести удар".

Сама пусковая тоже может обстрелять цель, но... сильно теоретически, признает военный эксперт. Практически же это сделать почти невозможно, потому что ее локатор имеет угол развертки всего 8 градусов. Из 360! А значит, расчет пусковой установки должен был заранее знать, в какой точке небесной сферы, на какой высоте, по какому курсу должен был лететь боинг. Это где же на просторах разорванного в июле 2014 года на части Донбасса, среди обороняющихся из последних сил ополченцев - шахтеров, милиционеров, водителей - удалось найти таких зверей, чтобы они смогли осуществить точный пуск в таких условиях? "Если же учесть, что, как сообщалось ранее, украинские диспетчеры изменили курс полета боинга, то получается, что украинские диспетчеры и ополченцы были в сговоре, чтобы сбить этот самолет", - язвит дополнительно Литовкин.

Про украинских диспетчеров речь еще зайдет чуть ниже, но пока запомним это слово: "сговор"...

Во время брифинга Минобороны РФ и представителей ВПК о первичных радиолокационных данных в районе крушения самолета Боинг-777 в Донецкой области, выполнявшего рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года. Фото: Сергей Бобылев/пресс-служба Минобороны РФ/ТАСС

И наконец, логика где?

"С нашей стороны правда простая: боинг сбили украинцы. Потому что еще два года назад наши генералы рассказали подробно, показали карту, где находился украинский зенитно-ракетный дивизион, от которого только и могла вылететь ракета-убийца", - уверен Виктор Литовкин.

Это логично, потому что обоснованно технической логикой и средствами объективного контроля. А вот на стороне оппонентов ни один аргумент, который выдвигает следственная группа, не подчиняется нормальной человеческой логике, делает вывод военный эксперт. Голландцы утверждают, что "Бук" был доставлен с территории России, самолет сбивали на нем ополченцы, а к России у комиссии претензий нет! Ну где логика?

А вот на скрытую логику такой аргументации указывает другой эксперт Царьграда - аналитик, политолог и философ Александр Собянин:

"На самом деле в этом расследовании все пляшет не вокруг голландской интерпретации. Голландия уже получила 30 сребреников от американцев за разыгрывание своей грязной роли, и позиция ее комиссии уже не важна, - утверждает он. - Все пляшет вокруг роли Днепропетровского авиационного узла и участия ВВС США. Но только этот вопрос никто не обсуждает на официальном уровне, и именно из-за этого в докладах опускаются целые блоки вопросов, которые рвут логику на части, но которые голландцам нельзя даже рассматривать".

"Поэтому голландской стороне в расследовании самое главное - чтобы не было обвинения, вообще никакого , - делает ключевой вывод русский аналитик. - Иначе у "обиженной" стороны может возникнуть желание углубиться в обсуждение истинно важных моментов".

Каковые же это моменты? "Ключевая роль в этом событии принадлежит американским диспетчерам, которые сидели в Днепропетровске, а также украинским диспетчерам, которые потом, как известно, куда-то исчезли", - убежден Собянин. Именно они направили "Боинг" туда, где его сбили. И записи именно их переговоров (ключевые, как понятно) не фигурируют ни в одном из материалов расследования. А уж американских диспетчеров вообще из дела "вынули".

А теперь вспомним саркастическое замечание Виктора Литовкина о "наличии" сговора между диспетчерами и ополченцами. Однако весь сарказм срзу уходит, если вместо ополченцев в формулу сговора подставить украинских зенитчиков. И всё становится на диво логичным и стройным: и изменение курса самолета диспетчерами, и последующее исчезновение диспетчеров, и чрезвычайная меткость ракетчиков...

На месте падения пассажирского самолета "Малайзийских авиалиний" Боинг-777, следовавшего по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур, в районе села Грабово. Фото: ИТАР-ТАСС/Зураб Джавахадзе

"Есть еще ряд подобных вопросов, на которые опять-таки внимание расследователей почему-то не распространяется, - указывает эксперт. - Есть вполне конкретные вопросы, которые озвучены специалистами, но которые замалчиваются в средствах массовой информации и в отчетах голландской комиссии. Поэтому вывод остается сделать один: комиссия явно выгораживает истинного виновника трагедии".

Именно поэтому, добавим, комиссия по расследованию так беззубо и предупредительно обвиняет Россию без обвинений. Перегнешь палку - и Москва может обратить свое внимание на "проклятые" вопросы следствия. Именно потому логика комиссии, у которой нет претензий к России, хотя якобы от нее повстанцы получили установку "Бук", более всего на свете напоминает предложение гнилого компромисса: мы вас покусаем небольно, не выходя за рамки уже привычных вам покусываний в ходе нынешней информационной войны, а вы уж не задавайте вопросов о роли американских диспетчеров во всем этом грязном деле...

Итак, кто же виновник трагедии боинга? Догадаться в итоге даже нынешнего беглого расследования Царьграда нетрудно. Это не Россия - на нее вину комиссия не возлагает. Это не Украина - ее комиссия старательно выгораживает, но она - мелочь. Это не ополченцы, несмотря на все обвинения в их адрес, - они не в состоянии были сбить самолет.

Остается только один участник событий. Тот, чьи диспетчеры сидели в ключевой точке маршрута, ведущего к гибели. И чьи деньги поощряют голландских расследователей к жалкой и беспомощной лжи.

Александр Цыганов

Мнения экспертов

Председатель Народного совета Донецкой Народной Республики (ДНР) Денис Пушилин :

Не выслушали точку зрения Российской Федерации. Причем не точку зрения, а объективную информацию, то есть первичные данные радиолокационного оборудования, то есть ту информацию, которая действительно могла пролить свет на произошедшую катастрофу. Конечно же, выводы комиссии не очень отличаются от того, что мы услышали изначально - заявления, что виноваты ополченцы вместе с Россией. Но это не соответствует действительности, потому что у нас не было никаких таких задач и целей. Ну и это еще раз подтверждает те данные, которые уже предоставила Российская Федерация.

Ну и конечно вызывает очень много вопросов и недоумения, почему украинское представительство не предоставило данные со своих радиолокационных средств? Почему США не предоставили якобы имеющиеся у них снимки со спутников? И почему голландская комиссия не настояла на том, чтобы эта информация была предоставлена. То есть это, повторюсь, вызывает очень большое недоумение. Мы считаем данную информацию, данные выводы необъективными, не соответствующими действительности.

Главный редактор журнала "Национальная оборона", эксперт по военной тематике Игорь Коротченко :

Почему Голландия предпочитает соцсети исходным данным от российских экспертов? Потому что изначально целью расследования было не установление истины, а доказательство того обвинения, которое было выдвинуто сразу после происшествия, - обвинения России в том, что она ответственна за эту катастрофу. Фактически расследование выполняло функции разбора той информации и ее интерпретации таким образом, чтобы эта версия была главенствующей. Именно поэтому использовались социальные сети и фейки, которые там были размещены, а не данные российских экспертов и не данные натурных экспериментов, которые провел "Алмаз-Антей".

Я думаю, мы не должны постоянно быть в позиции оправдывающегося. Получается, что нас постоянно обвиняют, а мы оправдываемся, нас снова обвиняют - мы снова оправдываемся, и так до бесконечности.

Донецк. 22 июля. Во время передачи бортовых самописцев разбившегося Боинга-777 представителям Малайзии. Фото: ИТАР-ТАСС/Зураб Джавахадзе

Полагаю, что в России должна быть сформирована международная экспертная группа, которая могла бы самостоятельно проанализировать все имеющиеся факты, сделать независимый доклад и представить его мировой общественности.

Политолог, руководитель Центра евразийских исследований Владимир Корнилов :

Мы все ждали чего-то нового от этого доклада. Но по большому счету следственная комиссия (подчеркнув, кстати, что следствие не закончено) привела все то, что мы уже видели и слышали неоднократно, причем регулярно. Вплоть до того, что воспроизвели те же карты, которые Совет национальной безопасности обороны Голландии представлял. При этом утверждая, что данная зона контролировалась ополченцами ДНР, ЛНР, что противоречит на самом деле фактам и сведениям украинского Совета национальной обороны.

Все, что нового я сейчас услышал из этого доклада, - это какие-то аудиоразговоры. Я пока так и не понял, кого с кем и откуда взяты эти аудиоразговоры, если честно. Потому что их источник кажется довольно странным. Но опять-таки, они ничего не доказывают. По большому счету мы увидели все то же, что распространяли социальные сети. И вот эти слухи, сплетни, распространяемые в социальных сетях, почему-то положили в основу выводов, далеко идущих выводов. Почему - мы тоже все прекрасно понимаем.

Аналитический центр Царьграда

Через четыре года после крушения "Боинга" MH17 "Малайзийских авиалиний", упавшего на территории Донецкой области 17 июля 2014 года, следователи впервые обнародовали сведения о конкретном происхождении сбившей самолет ракеты.

Ракетная установка "Бук", с которой был сбит самолет, принадлежала 53-й зенитной ракетной бригаде , базирующейся под Курском. Об этом на пресс-конференции в голландском Утрехте в четверг, 24 мая, рассказали представители Объединенной следственной группы (JIT), занимающейся расследованием крушения.

Новые детали расследования

Как сообщил на пресс-конференции глава отдела расследований полиции Нидерландов Вилберт Паулиссен, JIT тщательно изучила все имеющиеся фото и видео зенитного ракетного комплекса "Бук", c которого, по мнению следствия, была пущена ракета, попавшая в малайзийский "Боинг". "Нам удалось установить, что этот ЗРК обладает уникальными характеристиками, - заявил Паулиссен. - На основе этих характеристик JIT смогла выявить отличительные черты этого "Бука".

Проанализировав многочисленные фотографии и видео, размещенные в соцсетях, следователи воссоздали маршрут перемещения "Бука" в период с 23 по 25 июня 2014 года в составе колонны военной техники из военной части под Курском в город Миллерово в Ростовской области. По сведениям JIT, колонна выехала с территории военной части 23 июня 2014 года. "Это была большая колонна, состоящая почти из 50 различных транспортных средств, включая шесть "Буков", - говорится в презентации, которую JIT представила на пресс-конференции.

На некоторых видео "отчетливо видно, что огромная техника препятствует движению на дороге и привлекает внимание, - говорится в презентации. - Это объясняет тот факт, что в соцсетях появилось так много снимков колонны".

Как JIT нашла "Бук", с которого сбили Боинг

На фотографиях и видео, которые анализировали следователи, заметны номерные знаки и другие отличительные черты военной техники в колонне, включая транспортную маркировку на кузове. Один из "Буков", следовавших в колонне, также появился на фотографиях, сделанных 17 и 18 июля уже на территории Украины. Следователи распознали его по набору уникальных отличительных черт, составляющих транспортную маркировку ЗРК.

Сравнив эти характеристики с характеристиками других "Буков" того же типа, находящихся на вооружении российской и украинской армии, следователи "пришли к выводу, что ЗРК "Бук", с которого был сбит "Боинг" MH17, принадлежит 53-й зенитной ракетной бригаде, дислоцированной под Курском", - пояснил Паулиссен. Он также рассказал, что в 2014 году 53-я бригада состояла из трех действующих батальонов. В них служили несколько сотен людей, включая личный состав и вспомогательные подразделения.

Что известно о 53-й бригаде

Несмотря на то, что это первое официальное заявление следователей о происхождении ракеты, которой был сбит самолет, следовавший рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, сами по себе данные не новые. Еще в ноябре 2014 года экспертно-журналистская группа Bellingcat обнародовала результаты собственного расследования, согласно которым "Боинг" МН17 был сбит из "Бука", находившегося на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады под Курском.

Позднее эксперты Bellingcat опубликовали еще один доклад, в котором рассказали подробности о 53-й бригаде. По их сведениям, в 2014 году в состав каждого из трех ее батальонов входил полный комплекс "Бук". В колонне, замеченной 23-25 июня, перевозились установки "Бук", другая военная техника, а также солдаты и офицеры второго батальона. Колонна направлялась на военный аэродром Миллерово. Впоследствии техника, передвигавшаяся в колонне, была перевезена в сельскую местность к границе с Украиной.

Контекст

Как пояснил в интервью DW основатель Bellingcat Элиот Хиггинс , следователям из JIT потребовалось больше времени, чтобы идентифицировать происхождение "Бука", сбившего MH17. Это связано с тем, считает Хиггинс, что они должны тщательно проверять собранные сведения, особенно учитывая, что Россия не признает никаких доказательств. "Следователи должны быть на 100 процентов уверены, что все, что они представляют, полностью корректно, ведь стоит допустить ошибку - и российские власти начнут на них давить", - уверен Хиггинс.

Выводы JIT и Bellingcat совпали

Комментируя обнародованные в четверг результаты расследования, Хиггинс отметил, что причастность 53-го батальона к крушению малайзийского Боинга вполне очевидна. При сравнении "Буков" и JIT эксперты Bellingcat обращали внимание на одинаковые приметы - такие, как повреждения корпуса, следы краски, расположение номеров и маркировки. "Очень маловероятно, что в той местности был еще один идентичный ЗРК с такими же отличительными признаками", - резюмировал основатель Bellingcat.

Представители JIT между тем признали справедливость прежних выводов Bellingcat и объяснили, почему им понадобилось так много времени, чтобы обнародовать информацию о "Буке" 53-й бригады."Выводы JIT должны быть основаны на юридически убедительных фактах, которые можно будет представить в суде. Требуется много времени, чтобы собрать и проверить эти факты", - подчеркнул Паулиссен.

JIT призвала общественность помочь в расследовании

Представители JIT также отметили, что расследование катастрофы вступило в "финальную фазу", и обратились к общественности с просьбой сообщить известные ей сведения о 53-й бригаде, дислокации "Бука", сбившего малайзийский Боинг, и лицах, которые имели прямое или косвенное отношение к крушению самолета.

"Мы убеждены, что многим известна эта информация, это могут быть военнослужащие 53-й бригады, их друзья и родственники", - заявил Паулиссен, пообещав, что все сведения об информаторах останутся конфиденциальными.

По словам Хиггинса, даже один свидетель может сыграть важную роль в ходе расследования. "Думаю, группа JIT делает это не от отчаяния, а потому что хочет добиться по возможности лучших результатов. Ведь она тягается с Россией, а Россия испробует любую возможную тактику, чтобы пойти в атаку", - предположил он.

Смотрите также:

  • MH17 был сбит российским "Буком"

    Расследование показало, что "Боинг" был сбит ракетой серии 9М38, используемой в зенитно-ракетном комплексе "Бук". Установка была доставлена из России и запущена с территории, контролировавшейся тогда сепаратистами. Фрагменты ракеты серии "Бук" были обнаружены как при вскрытии тел членов экипажа, так и в одном из оконных проемов кабины самолета.

  • Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Маршрут "Бука"

    Международной следственной группе удалось установить большую часть маршрута, по которому ЗРК "Бук" следовал на территорию Украины, а также маршрут его движения в обратном направлении. По версии следствия, комплекс перемещался с территории России на территорию Восточной Украины и позже вывезен обратно в РФ на белом тягаче марки Volvo.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Место запуска ракеты

    Конечным пунктом назначения ЗРК "Бук" стали поля неподалеку от поселка Первомайский. Эту информацию подтверждают показания многочисленных свидетелей, которые видели столб дыма, установку "Бук" в районе поселка, а также саму ракету после ее запуска. После запуска ракеты "Бук" покинул это место своим ходом. Спустя некоторое время его снова погрузили на тягач и отвезли к российской границе.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Альтернативные версии

    Следствием исключены версии о внештатной ситуации и теракте на борту самолета. Версия о том, что авиалайнер был сбит в воздухе военным самолетом, была также признана несостоятельной. На основании радиолокационных данных установлено, что на момент катастрофы воздушных судов, способных сбить рейс МН17, поблизости не находилось.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Виновные лица

    На данный момент Международная следственная группа установила личности около 100 человек, причастных к катастрофе. Двое из подозреваемых упоминаются на сайте нидерландской полиции как "фигурант 1, псевдоним: Орион (позывной), имя: Андрей Иванович" и "фигурант 2, псевдоним: Дельфин (позывной), имя: Николай Федорович". Их фамилии следствию пока неизвестны.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Следствие ищет свидетелей

    На сайте опубликованы фрагменты записей телефонных разговоров Дельфина и Ореона. "Ну че, колонну подтверждает, которую идет, Москва? Я говорю, подтверждение колонны, которая идет в сторону аэропорта… Москва подтверждает… видят они ее? Это колонна э-э-э этих… укропов?" - спрашивает один из фигурантов. Следствие обращается с просьбой о помощи ко всем, кто располагает информацией об этих людях.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Расследование Bellingcat

    Выводы МСГ фактически совпадают с результатами расследования группы Bellingcat - экспертно-журналистской организации, занимающейся независимыми расследованиями по открытым источникам. 15 июля Bellingcat опубликовала доклад, в котором также утверждается, что причиной гибели "Боинга" стала ракета из установки "Бук", доставленной на территорию Украины из России.

    Что удалось узнать о катастрофе MH17

    Российская версия

    В октябре 2015 года производитель комплекса "Бук" - российский концерн "Алмаз-Антей" - опубликовал итоги собственного расследования катастрофы. По версии концерна, "Боинг" был сбит из района близ сел Зарощенское и Великая Шишовка, находящихся под контролем вооруженных сил Украины. Эксперты Bellingcat, в свою очередь, утверждают, что в указанных точках не было украинских установок "Бук".


Следователи и детективы установили личности 100 человек, которые, возможно, причастны к катастрофе

Государственная прокуратура Нидерландов после , упавшего на Украине, опубликовала резюме результатов расследования, которое ведет международная группа прокуроров и детективов. Мы публикуем полный текст документа и видео реконструкций, связанных с крушением рейса MH17.

«Международная следственная группа: рейс МН-17 был сбит ракетой ЗРК «Бук», выпущенной из района пгт Первомайский.

Члены Международной следственной группы, расследующей причины катастрофы рейса МН-17, произошедшей 17 июля 2014 года, убеждены, что располагают неопровержимыми доказательствами того, что лайнер был сбит зенитной ракетой серии 9М38 зенитно-ракетного комплекса «Бук». Кроме того, в распоряжении следствия имеются доказательства, позволяющие утверждать, что местом запуска ракеты было поле в районе пгт Первомайский, который на то время находился под контролем пророссийских боевиков.

Об этом было объявлено сегодня в ходе презентации для родственников погибших в катастрофе. Государства, входящие в Международную следственную группу (Австралия, Бельгия, Малайзия, Нидерланды и Украина), ведут совместное уголовное расследование причин катастрофы авиалайнера.

Сегодня следствием были представлены промежуточные выводы, в том числе относительно системы вооружения, из которой был сбит самолет, и места запуска ракеты. Следствие в отношении виновных в катастрофе продолжается.

Версии

Проведенные экспертные исследования, показания свидетелей, данные, снятые с сетей мобильной связи, спутниковые снимки, радиолокационные данные, экспертные заключения и прочие доказательства, которыми располагает следствие, указывают на то, что самолет был сбит зенитным комплексом с земли.

При этом отмечается, что Международной следственной группой были проработаны и другие версии причин катастрофы. В частности, следствием были исключены версии о внештатной ситуации и теракте на борту самолета. Напротив, результаты экспертных исследований подтверждают версию о том, что самолет подвергся разрушающему воздействию извне. Версия о том, что авиалайнер был сбит в воздухе военным самолетом была проработана, однако на основании радиолокационных данных, показаний свидетелей и данных экспертных исследований она была признана несостоятельной.

Международная следственная группа располагает достаточным количеством радиолокационных данных (полученных как от Украины, так и от России), которые в совокупности дают полную картину воздушного пространства над восточной частью Украины. На основании этих данных установлено, что на момент катастрофы воздушных судов, способных сбить рейс МН-17, поблизости не находилось.

На прошлой неделе Российская Федерация заявила об обнаружении «новых» данные первичной радиолокации, на основании которых она также делает вывод о том, что вблизи авиалайнера других летательных аппаратов, которые могли бы его сбить, не было.

Средства поражения

Расследование показало, что самолет, совершавший рейс МН17, был сбит ракетой серии 9М38, используемой в зенитно-ракетном комплексе «Бук». Следствие сопоставило фрагменты предполагаемого средства поражения, обнаруженные на месте катастрофы, с материалом сравнения.

Для этого была произведена разборка различных типов ракет серии 9М38 ЗРК «Бук» и проведен сравнительный анализ данного опорного материала с металлическими фрагментами, найденными на месте катастрофы.

Видео презентация: Средства поражения:

Судебная экспертиза

В задачи группы экспертов входило установление связи между обнаруженными фрагментами и обстоятельствами сбития рейса МН17. Необходимо было доказать, что данные фрагменты не находились на рассматриваемой территории до момента катастрофы и не были помещены туда третьими лицами впоследствии. Место катастрофы не было огорожено в целях проведения осмотра судебно-медицинскими экспертами. Очевидно, что доступ к месту падения самолета был свободный.

Два примера, подтверждающие наличие связи:

При вскрытии тел членов летного экипажа было обнаружено несколько осколков боевой части ракеты серии 9М38 ЗРК «Бук». На поверхности одного из фрагментов были выявлены следы стекла характерного типа, используемого в конструкциях кабины пилотов самолета Боинг 777. Было установлено, что данный фрагмент проник внутрь воздушного судна снаружи через окно кабины.

В одном из оконных проемов был обнаружен металлический фрагмент, идентифицированный как фрагмент ракеты серии 9М38 ЗРК «Бук». Данный фрагмент был извлечен из проема в деформированном виде, что свидетельствует о том, что он попал в окно в результате взрыва большой мощности.

Видео презентация: Судебная экспертиза:

Транспортировка ЗРК

Международной следственной группе удалось установить большую часть маршрута, которым следовала СОУ ЗРК «Бук» на территорию Украины, а также маршрут ее движения в обратном направлении. Это стало возможным благодаря обработке информации, полученной из записей перехваченных телефонных разговоров, показаний свидетелей, фотографий и видеоматериалов, размещенных в социальных сетях, а также видеоматериалу, который еще не придавался огласке и был получен от свидетеля. ЗРК перемещался с территории России на территорию Восточной Украины и позже перевезён на белом тягаче марки «Volvo» и трале. Данное транспортное средство сопровождало несколько машин и люди в военной форме.

Территория запуска ракеты

Конечным пунктом назначения ЗРК «Бук» стали фермерские угодья неподалеку от пгт. Первомайский. Данный факт подтверждается информацией, предоставленной большим количеством свидетелей, которые видели и которым удалось зафиксировать конденсационный след ракеты, запущенной с помощью ЗРК «Бук», а также ее движение в воздухе. Другая группа свидетелей могла установить связь между конденсационным следом и СОУ ЗРК «Бук», которую они видели ранее 17 июля 2014 г.

Следственная группа провела работу со свидетелями, которые видели столб дыма, СОУ ЗРК «Бук» на месте запуска ракеты в районе пгт. Первомайский, а также саму ракету, после момента ее запуска.

Журналисты взяли интервью у свидетелей, которые наблюдали запуск ракеты с небольшого расстояния от места запуска. Эти свидетели утверждают, что они слышали очень интенсивный и высокий свистящий звук.

После того, как запуск ракеты был произведен с помощью ЗРК «Бук», СОУ ЗРК «Бук» покинула место запуска ракеты своим ходом. Спустя некоторое время ее снова погрузили на тягач марки «Volvo» и отвезли к российской границе. Ночью колонна пересекла границу в направлении Российской Федерации.

Виновные лица

После того, как мы определили, что произошло, следствие сейчас сосредотачивает основное внимание на установлении виновных лиц. Чтобы дать ответ на этот вопрос понадобится много времени. На данный момент Международная Следственная Группа установила личность около 100 людей, которые могут быть причастны к сбитию MH17 или транспортировке самоходной огневой установки БУК. Международная Следственная Группа получала сведения об этих людях из разных источников, таких как записи перехваченных телефонных разговоров и показания свидетелей.

Кроме этого ведется расследование в отношении структуры командования. Кто отдал приказ привезти самоходную огневую установку БУК в Украину и кто приказал сбить самолет, выполнявший рейс MH17? Экипаж БУКа принимал решение самостоятельно, или он выполнял приказ своего командования? Эти вопросы важны для квалификации преступлений, совершенных подозреваемыми виновными лицами.

Международная следственная группа хочет подчеркнуть, что она продолжает разыскивать дополнительную информацию и доказательства, в том числе и информацию про свидетелей, которые имели непосредственное отношение к совершенному преступлению. Украинское законодательство предполагает меньший срок заключения, а при определенных обстоятельствах освобождение от криминальной ответственности для тех, кто будет сотрудничать со следствием.

Кроме того, вебсайт www.jitmh17.com включает в себя определенное количество перехваченных телефонных разговоров. Международная следственная группа запрашивает информацию про определенных людей, которые брали участие в этих разговорах. Людей, которые могут опознать эти голоса, просят сообщить об этом Международной следственной группе.

Международная следственная группа будет активно включена в расследование в ближайшее время, и из этих соображений соглашение с Международной следственной группой было продлено вчера до 1 января 2018 года”.

Видеореконструкция работы «Бука:

Австралия и Нидерланды хотят привлечь РФ к ответственности за причастность к крушению MH17

Расследование гибели MH17 - последние новости

Президент России Владимир Путин заявил о том, что наших экспертов не допускают до расследования крушения малайзийского «Боинга». Зато там вовсю работают украинские специалисты.

Ничего удивительного в выводах комиссии, занимавшейся расследованием крушения малайзийского «Боинга», нет. Ведь, как отметил президент России Владимир Путин во время пресс-конференции по итогам переговоров с лидером Франции Эммануэлем Макроном, наших экспертов к расследованию не допускают.

Но там активно работает украинская сторона, которая, как подчеркнул Путин, «нарушила международные правила и не закрыла свое воздушное пространство над территорией, где проходили боевые действия».

Ранее голландским прокурором Фредом Вестербеком были озвучены предварительные итоги расследования по крушению «Боинга» в Донбассе в 2014 году, летевшего рейсом MH17. Следствие пришло к выводу, что самолет был якобы сбит российским ЗРК «Бук».

Эту информацию позже опровергли в Минобороны России, заявив, что ни один наш ЗРК не пересекал украинскую границу.

Путин отметил, что Россия сразу же предлагала помощь в расследовании крушения. Однако наших специалистов не допустили.

«Мы изначально предлагали совместную работу по расследованию этой трагедии, но, к нашему удивлению, нас к этому расследованию не допускают. Украинская сторона там работает, несмотря на то что Украина нарушила международные правила и не закрыла свое воздушное пространство над территорией, где проходили боевые действия. Она работает, Россия нет», — уточнил Путин, добавив, что Москва все сделанные экспертами выводы внимательно изучит и проанализирует.

МО РФ: Ракета «Бука», которую показали в Гааге, не могла принадлежать России

Все ракеты этого года выпуска были изъяты, списаны и отправлены на утилизацию ещё в 2011 году.

Ракета ЗРК «Бук», фюзеляж которой был продемонстрирован в Гааге в качестве одного из аргументов причастности России к катастрофе МН-17, не могла принадлежать Вооружённым силам РФ. Об этом в пятницу сообщили журналистам в Минобороны РФ.

Серийный номер ракеты, якобы причастной к крушению с малайзийского Boeing на Украине, действительно указывает на то, что она была произведена в Советском Союзе в 1986 году. Однако, как пояснили в ведомстве, все ракеты этого года выпуска были списаны ещё в 2011 году.

Все ракеты данного года выпуска были изъяты, списаны и отправлены на утилизацию, - подчеркнул в Минобороны. - Однако всё это безусловно касается исключительно российских подразделений ПВО, получавших и получающих необходимое и исправное ракетное оружие от единственного предприятия-изготовителя, также расположенного в России.

Напомним, Boeing 777 компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение в Донбассе 17 июля 2014 года. В результате катастрофы погибли все 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Российские эксперты представили комплекс доказательств, что за уничтожением малазийского «боинга» могут стоять украинские военные. В частности, что самолёт мог быть сбит украинским штурмовиком Су-25, за штурвалом которого мог находиться пилот Владислав Волошин, который позднее покончил с собой.

В Минобороны рассказали о ракете, якобы сбившей MH17 на Украине

Серийный номер ракеты, якобы причастной к крушению с малайзийского Boeing на Украине, указывает на то, что она была произведена в 1986 году в Советском Союзе, сообщили в Минобороны РФ.

«Нанесенный на двигатель ракеты серийный номер однозначно указывает, что данный агрегат был произведен в 1986 году в Советском Союзе. При этом гарантийный срок эксплуатации зенитных ракет данного типа составляет 15 лет», - говорится в сообщении.

Международная следственная группа JIT в четверг представила промежуточные результаты расследования. Международное следствие утверждает, что Boeing был сбит из ЗРК «Бук», принадлежавшего 53-й зенитно-ракетной бригаде ВС РФ из Курска. Следователи затруднились ответить, когда и в какой суд будут переданы результаты расследования.

В четверг МИД РФ заявил, что обвинения JIT в причастности России к крушению малайзийского Boeing голословны и вызывают сожаление, расследование является предвзятым и однобоким. Позже президент РФ Владимир Путин отметил, что Россию не допускают к расследованию катастрофы лайнера на востоке Украины, а Москва может признать результаты следствия, если будет принимать в нем полноценное участие.

Малайзийский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком. На борту находились 298 человек, все они погибли.

Киев обвинил в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. В докладе международной следственной группы утверждается, что поразивший Boeing ЗРК «Бук» был якобы доставлен из России, а потом возвращен обратно.

Москва заявила о предвзятости следствия, выводы которого основаны только на данных, полученных от Украины. Эксперименты концерна «Алмаз-Антей», ведущего предприятия по производству систем ПВО, в том числе комплексов «Бук», также подтверждают, что Boeing был сбит с территории, контролировавшейся украинской армией.

Россию официально обвинили в гибели MH17

Австралия и Нидерланды официально обвинили Россию в причастности к крушению Boeing на Украине в июне 2014 года, говорится в распространенном в пятницу заявлении голландского кабинета министров.

«Нидерланды и Австралия привлекут Россию к ответственности за причастность к крушению MH17», - подчеркивается в сообщении.

Обе страны проинформировали Россию о своем решении.

На причастность РФ к инциденту указывают выводы Совместной следственной группы, которая расследует крушение самолета, заявил министр иностранных дел Нидерландов Стеф Блок. Ранее он говорил, что «впечатлен собранными доказательствами».

24 мая Совместная следственная группа, в состав которой входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, опубликовала промежуточные результаты расследования катастрофы. По версии следователей, ЗРК, с которой была запущена ракета, сбившая Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском.

Минобороны РФ отвергло обвинения, заявив, что ни один зенитный ракетный комплекс ВС РФ никогда не пересекал границу Росси и Украины.

Пассажирский Boeing-777 «Малайзийских авиалиний», выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур потерпел крушение 17 июля 2014 года над Донбассом. Погибли 238 пассажиров и 15 членов экипажа – граждане 10 государств.

Австралия и Нидерланды хотят привлечь РФ к ответственности за причастность к крушению MH17

В заявлении голландского кабинета министров уточняется, что страны проинформировали Москву о своем решении

Австралия и Нидерланды официально обвиняют РФ в причастности к крушению Boeing на Украине в июле 2014 года и намерены привлечь Москву к ответственности. Об этом говорится в распространенном в пятницу заявлении голландского кабинета министров.

«Нидерланды и Австралия привлекут Россию к ответственности за причастность к крушению MH17, — говорится в документе. — Голландское правительство приняло соответствующее решение по предложению главы МИД Стефа Блока. Обе страны проинформировали РФ о данном решении».

«Крушение рейса MH17 вызвало невероятные страдания, — отметил со своей стороны сам Блок. — Правительство всегда заявляло, что правда вокруг катастрофы должна быть установлена и что справедливость должна восторжествовать для жертв и родственников. В этом вопросе у Нидерландов имеется поддержка мирового сообщества. На основе выводов Совместной следственной группы Нидерланды и Австралия теперь убеждены, что Россия несет ответственность за размещение установки «Бук», из которой был сбит Boeing. Поэтому правительство теперь принимает следующий шаг, чтобы официально привлечь РФ к ответственности».

Кроме того, Нидерланды просят РФ предложить компенсацию семьям жертв крушения MH17. Об этом сообщил в пятницу на пресс-конференции в Гааге глава МИД Нидерландов Стеф Блок.

Он отметил, что уже переговорил со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. «Мы обратились к российской стороне с требованием предложить компенсацию родственникам жертв крушения MH17», — сказал голландский министр.

Совместная следственная группа (ССГ), в которую входят представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, 24 мая опубликовала промежуточные результаты своего расследования. Как утверждают следователи, зенитная ракетная установка, с которой был произведен запуск ракеты, сбившей Boeing, могла быть завезена из России и принадлежать 53-й зенитной ракетной бригаде под Курском. Минобороны РФ, комментируя выводы ССГ, отвергла все обвинения, заявив, что ни один зенитный ракетный комплекс Вооруженных сил РФ никогда не пересекал российско-украинскую границу. В министерстве также отметили, что голландским правоохранительным органам были представлены исчерпывающие доказательства, однозначно указывающие на причастность именно украинских расчетов ЗРК «Бук» к уничтожению Boeing.

Совместная следственная группа: ракета, сбившая «Боинг» под Донецком, принадлежала России

В четверг в Cовместной следственной группе (ССГ), в которую входят специалисты из Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, заявили, что ракета класса «земля-воздух», сбившая пассажирский самолет MH17 на востоке Украины, состояла на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады, российских ВС, дислоцирующейся в районе Курска, передает «Интерфакс». В Нидерландах во время презентации материалов расследования был показан фильм, в котором объясняется, как участники ССГ пришли к такому выводу.

В четверг на пресс-конференции группы в Гааге представитель объединенной следственной группы по расследованию крушения МН17 (из уголовной полиции Нидерландов) Уилберт Паулсен заявил, что совместные исследования подтверждают тот факт, что самолет был сбит из «Бука», который попал из Российской Федерации на неподконтрольную (Киеву) территорию.

Эксперт заявил, что были проанализированы снимки, фиксировавшие передвижение «Бука». Паулсен отметил, что он презентует несколько дополнительных результатов.

«Проанализированы все доступные картинки и изображения, нам удалось снять отпечатки пальцев со снарядов, из которых был сбит самолет. И мы понимаем, что эти снаряды совпадают с теми, которые принадлежат военным бригадам Российской Федерации», - сказал он.

Как известно, Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines, выполнявший рейс МН17 Амстердам (Нидерланды) - Куала-Лумпур (Малайзия), был сбит в небе над Донецкой областью 17 июля 2014 года. На его борту находились 298 человек, в авиакатастрофе никто не выжил.

Международная следственная группа (JIT) заявила, что «Бук», из которого сбили MH17, был доставлен на Украину из России. JIT продолжит искать виновных

Обломки Boeing 777 Malaysia Airlines (рейс MH17) на военной базе Гилзе-Рейен в Нидерландах (Фото: РИА Новости/Максим Блинов)

Что и как доказало следствие?

28 сентября в ходе презентации глава центрального департамента уголовных расследований Национальной полиции Нидерландов Уилберт Паулиссен и генпрокурор Нидерландов Фред Вестербек продемонстрировали фотографии инверсионного следа запущенной ракеты. Следователям удалось привязать фотоснимок к местности и определить, откуда был нанесен удар. Чтобы точнее определить местоположение установки «Бук», комиссия опросила свидетелей, находившихся недалеко от места дислокации боевой машины.

Международная следственная группа (JIT) обстоятельств падения Boeing авиакомпании Malaysia Airlines. Следователи установили, что «Бук», из которого был сбит малайзийский самолет, был доставлен на Украину через российскую границу. Также JIT определила место запуска ракеты. Согласно отчету, ракету, поразившую MH17, запустили с сельскохозяйственного поля в районе поселка Первомайский. После атаки на Boeing самоходная установка была доставлена обратно на территорию России, следует из опубликованного текста доклада .

Помимо интервью, спутниковых снимков, данных разведок США и Нидерландов JIT оперировала большим количеством видеозаписей и снимков очевидцев продвижения колонны. Снимки были добавлены в трехмерную модель , которая проиллюстрировала ход событий.

По словам профессора факультета права НИУ ВШЭ Александра Домрина, эти доказательства могут быть приняты судом только как косвенные. «Какие-то телефонные переговоры, какие-то факты движения какой-то техники — все это опосредованные факты», — соглашается член международного союза адвокатов Валерий Ванин.

Как отреагировали за рубежом?

​Зарубежные политики неохотно комментировали результаты расследования крушения рейса MH17. Одной из первых высказалась депутат немецкого бундестага от партии «Зеленые» Марилуиза Бек. «Даже если предположить, что удар по самолету стал следствием военной ошибки, политическая ответственность лежит на Кремле и лично президенте Путине», — заявила она.

Официальная позиция США была более сдержанной. «США приветствуют промежуточный отчет Международной следственной группы по расследованию крушения рейса MH17», — сообщил официальный представитель Госдепартамента Джон Кирби. Он подчеркнул, что итоги расследования подкрепляют заявление главы ведомства Джона Керри, сделанные через несколько дней после крушения, о том, что «лайнер был сбит ЗРК «Бук» с контролируемой пророссийскими сепаратистами территории».

С поддержкой доклада JIT выступила глава Европейской службы внешних связей (EEAS) Федерика Могерини. «Чтобы обеспечить привлечение к ответственности виновных в гибели MH17, требуется постоянная поддержка расследования со стороны мирового сообщества», — заявила Могерини, добавив, что независимость и тщательность расследования является «критически важной».

Что говорит Москва?

После озвученных результатов расследования российский МИД выразил недовольство позицией JIT. «Россия разочарована тем, что ситуация вокруг расследования катастрофы «Боинга» не меняется. Выводы голландской прокуратуры подтверждают то, что следствие предвзято», — заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она посетовала, что JIT отстранила Москву от полноценного участия в следственном процессе, а Украину при этом сделали полноправным членом JIT. По мнению представителя МИД России, это дало Украине «возможность подделывать доказательства».

Москва еще до начала презентации отрицала любые связи России или самопровозглашенных республик с крушением MH17.

«В данном случае важно делать выводы, учитывая последнюю информацию, которая была опубликована, а именно первичные данные радаров, которые фиксировали все летательные объекты, которые могли бы стартовать или находиться в воздухе на территории, контролируемой ополченцами», — пресс-секретарь президента Дмитрий Песков журналистам за час до пресс-конференции JIT.

«Никакие российские зенитные ракетные комплексы, и в том числе «Бук», российско-украинскую границу никогда не пересекали», — позже днем официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков. Он поставил под сомнения результаты проведенной JIT работы, заявив, что в основе доклада лежат «два источника: интернет и спецслужбы Украины».

Более конкретные претензии к ходу расследования высказал советник главного конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский: следственная комиссия ошиблась при определении зоны повреждений и курса ракеты. Малышевский рассказал, что в 2015 году Нидерландам были направлены засекреченные данные, которые были не учтены JIT. По данным «Алмаз-Антея», ракета могла быть выпущена из района южнее Зарощенского, на подконтрольной Украине территории.

В качестве доказательства Москва также приводит показания радиолокационного комплекса «Утес-Т» в Ростовской области. Комплекс не зафиксировал в день трагедии пусков на территории самопровозглашенных республик, однако заметил работу украинских ПВО в районе крушения, рассказал 26 сентября журналистам начальник радиотехнических войск ВКС России Андрей Кобан.

Чем и кому это грозит?

В конце пресс-конференции генпрокурор Нидерландов Вестербек анонсировал продолжение расследования до 2018 года. Судебная инстанция для разбирательства будет установлена после того, как JIT сформирует список официальных подозреваемых. Пока, по словам прокурора, в списке около 100 человек, причастных к транспортировке и обслуживанию «Бука». По словам Эрика Толлера, главы российского направления Bellingcat, группа передала JIT список , участвовавших в переброске «Бука» к российско-украинской границе. «JIT дает подозреваемым и тем, кто что-то знает, возможность сотрудничать с комиссией», — рассказывает Толлер. По его словам, речь идет об иммунитете от судебного преследования.

Комиссия уже начала поиск фигурантов дела. JIT опубликовала ряд телефонных переговоров между двумя мужчинами с позывными Орион и Дельфин. Ранее переговоры человека с позывным Орион публиковала «Новая газета». Издание называет Ориона военным советником комендатуры самопровозглашенной ЛНР.

«Этот доклад не размещен должным образом в правовом пространстве», — считает профессор РГГУ Марина Филимонова. По ее словам, JIT не обозначила «участников правоотношения и объект правоотношений». Филимонова утверждает, что ни один из четырех существующих в мире международных судов не даст Нидерландам пройти порог преемственности заявления.

«Слабая доказательная база не помешает международному трибуналу вынести решение», — не согласен юрист-международник Валерий Ванин.

Международное право не предусматривает возможность обвинять государство в целом, подчеркивает профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин. «Ответственность за военные преступления индивидуальна, вердикты будут выноситься по конкретным личностям. Нельзя обвинить Россию, потому что Россия не участница конфликта», — считает эксперт.