Самые таинственные древние детские захоронения. Партия убийц: Тайные захоронения людей, которые конфликтовали с депутатом Зириновым

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище. Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.

Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.

В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.

Могила балерины Ольги Лепешинской. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.

Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.

Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.

Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.

Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.

Мавзолей Людвига Кноппа. Фото: Игорь Стомахин/сайт

В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.

Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.

Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».

Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина. Фото: Игорь Стомахин/сайт

На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.

Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».

В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».

Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.

В жизни каждого из нас происходит всякое. Бывают и загадочные случаи, объяснить которые с общепринятых позиций просто невозможно. Особняком стоят кладбищенские истории, ведь они напрямую связаны с потусторонним миром, в котором мы все со временем окажемся. Тайны могил — так можно охарактеризовать те потрясающие явления, свидетелями которых время от времени становятся отдельные очевидцы, приходя на кладбище. Но давайте рассмотрим конкретные случаи и убедимся, что они заслуживают пристального внимания и изучения.

Первая история

Поздней осенью 1932 года господин Артур Хэзмэн приехал в свой родной город Инвернесс, что на севере Шотландии. Здесь прошло его детство, были похоронены близкие родственники. Собственно, чтобы почтить память усопших, вышеупомянутый господин и приехал из Лондона. Поэтому немного отдохнув после поездки, Хэзмэн направился на кладбище. Он посетил могилу отца, матери, постоял возле памятника недавно усопшей тётушки, а затем направился к могиле дяди Роджера.

Та находилась в западной части кладбища, а рядом высилось надгробье с высеченным на нём ангелом. Вскоре Артур заметил примечательный памятник, но когда подошёл к нему, то не увидел рядом могилы дяди. На том месте, где раньше покоились его останки, находился абсолютно ровный клочок земли с жухлой осенней травой.

Пришедший растеряно огляделся. Он решил, что ошибся местом. Но это было просто невозможно. Кладбище Хэзмэн посещал регулярно раз в 5 лет. В прошедшие разы могила дяди располагалась именно на этом месте, но сейчас её почему-то не было.

Мужчина направился к кладбищенскому сторожу и объяснил ему ситуацию. Тот достал схему кладбища и разложил её на столе. На ней могила Роджера находилась на том месте, где всего 10 минут назад был Артур. То есть приезжий не ошибся и пришёл именно туда, куда надо. Сторож окончательно развеял все сомнения. Он сказал, что пару лет назад видел и памятник с ангелом, и надгробье рядом с ним. Но когда мужчины пришли на место, то опять упёрлись взглядами в абсолютно ровный участок земли.

На следующий день сторож всё-таки нашёл пропавшую могилу. Но она оказалась в 300 метрах от её прежнего места. Однако надгробие было в полном порядке, и на нём отчётливо проступали даты рождения и смерти сэра Роджера. Объяснить этот феномен работник кладбища никак не смог. С общежитейской же точки зрения подобное перемещение не имело никакого смысла.

Артур позвонил своей тётушке в Лондон. Она также регулярно навещала усопших, и прекрасно знала расположение всех могил. Та приехал через пару дней и убедилась сама, что могильное надгробие кто-то перенёс. Всё это выглядело кощунственно, и леди подняла скандал. Местные власти оказались в полной растерянности и изъявили готовность вернуть плиту на место.

Однако тётушка решила добраться до бренных останков и проверить, целы ли они. Может быть, могильные воры раскопали могилу и надругались над телом Роджера. Пришли землекопы и вырыли глубокую яму, но никаких следов с останками обнаружено не было. Родственников усопшего это повергло в шок. Служащие кладбища также пребывали в полной растерянности.

Артур Хэзмэн предложил раскопать и то место, где было обнаружено надгробье. Он предположил, что какие-то шутники перенесли бренные останки в новое место. Землекопы без всякого энтузиазма начали копать. Однако на 2-х метровой глубине они наткнулись на полусгнивший гроб. С него сняли крышку, и все увидели скелет с остатками истлевшей одежды. Тётушка сказала племяннику, что у покойного на среднем пальце правой руки должен находиться массивный золотой перстень. Мужчина спустился в могилу и действительно обнаружил данное украшение на руке покойного.

После этого все сомнения в подлинности трупа сэра Роджера отпали, но само загадочное происшествие попало в кладбищенские истории, а тайны могил предстали перед людьми во всей своей мистической красе. Каким образом гроб вместе с надгробьем оказались в другом месте? При этом не было никаких следов перезахоронения. Доски гроба, можно сказать, вросли в землю. Создавалось впечатление, что никто до этого не занимался в этом месте землеройными работами.

Об этой истории много писали шотландские газеты. Расследованием странного случая занималась полиция. Но ни одной версии не было выдвинуто. Никто не видел злоумышленников, да и существовали ли они в действительности. Гроб и надгробье вернули на место, и странный случай со временем забылся.

Вторая история

Странное происшествие, которое можно обозначить как тайны могил, случилось в 1763 году на юге Германии возле города Равенсбурга. Его свидетелями стали несколько пастухов, перегонявших стадо коров. На берегу реки они обнаружили могилу с большой надгробной плитой. На ней была надпись: "Здесь покоятся останки почтенной Кристины Бауэр".

Пастухи каждый день гоняли стадо мимо этого места. Но никакой могилы не было. Берег всегда был чист. Всё пространство занимала только трава, а в отдалении росли кусты. Поэтому обнаружившие необычную находку люди рассказали всё священнику. Тот явился к могиле и был несказанно удивлён. Священник прекрасно знал эту могилу и похороненную в ней женщину. Проверили кладбище, и на том месте, где раньше покоилась Кристина Бауэр, увидели абсолютно ровный и пустой участок земли.

Были произведены раскопки возле реки и на кладбище. Гроб с останками, вопреки всякому смыслу, обнаружили на берегу. Но могилу решили не возвращать на старое место. Священник рассудил, что видимо так было угодно высшим силам. Дух почившей женщины переместил останки бренного тела в то место, которое видимо было более удобно для него. Эта могила долгие годы наводила страх на местных жителей. В годы Первой мировой войны она была уничтожена.

Третья история

Кладбищенские истории находят своё проявление и в наши дни. В 1993 году таинственное происшествие случилось на территории фермы Фоли-крик в штате Канзас (США). Вышедший рано утром из дома фермер Джон Барни увидел прямо посреди двора могильное надгробье. Перепуганный земледелец тут же вызвал полицию.

Появившуюся непонятным образом могилу тщательно обследовали. Видимо ей было очень много лет, так как надпись на камне практически стёрлась. Дом фермера находился в 5 километрах от ближайшего жилья, ворота во двор всегда запирались на замок. На ночь хозяин дома спускал собак. Так что глупая шутка исключалась полностью.

Могилу разрыли и обнаружили сгнивший гроб с человеческими останками. Всё это так вросло в землю, что создавалось впечатление, будто могила переместилась во двор фермера вместе с несколькими кубометрами земли. Пришлось задействовать экскаватор, чтобы освободить двор от нежелательного погребения.

Останки перевезли за несколько километров и захоронили недалеко от кладбища, располагавшегося в пригороде ближайшего города. Никто так и не смог установить, кому принадлежала могила, и где раньше она находилась. Это таинственное происшествие осветили многие средства массовой информации Америки. Но большинство жителей сочло его газетной уткой.

Заключение

То, что вводит представителей цивилизации в состояние ступора, вовсе не представляет собой что-то необычное у некоторых племён Африки. Их кладбищенские истории неразрывно связаны с перемещением могил. У племён существует обычай обливать свежую могилу древесным соком и произносить заклинания. Делается это для того, чтобы могила не покинула своего места. Точно так же ведут себя жители Гаити. А у некоторых народов Океании принято в одной могиле хоронить сразу 2-х мертвецов. Если душа одного из них захочет поменять место, то вторая душа этому воспротивится.

Тайны могил, их способность перемещаться в пространстве, вызывают у людей неподдельный интерес. Однако разгадать этот поразительный феномен пока не удаётся. К тому же официальная наука относится к таким фактам очень скептически. Поэтому серьёзных исследований в этой области не ведётся.

В 1524 году московский князь Василий III в память об освобождении от польско-литовских захватчиков и присоединении Смоленска к Российскому государству основал на западе Москвы, в Лужниках, прямо на дороге, ведущей в Смоленск, а далее - в Литву, Новодевичий женский монастырь. Он стал одним из звеньев оборонительного кольца московских обителей-сторожей.

Из истории монастыря
В 1922 году монастырь закрыли, вместо него появился Музей раскрепощения женщин, а потом - Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В настоящее время памятник старины вновь стал действующим. На его территории покоятся поэт Алексей Плещеев, создатель сиротского приюта Николай Рукавишников, ученый Сергей Соловьев и его сын - философ Владимир Соловьев, историк граф Уваров, командующий Юго-Западным фронтом с 1916 года генерал Брусилов, отец Александра Герцена, директор Департамента главного управления духовных дел иностранных исповеданий - Александр Тургенев, сыгравший не последнюю роль в судьбе Пушкина… А три года назад одной из последних здесь была похоронена первая настоятельница монастыря матушка Серафима.


Памятник скульптору Меркурову самый «задумчивый» на кладбище.

К началу XX века территория монастырского некрополя была полностью заполнена, и в 1889 году ее впервые расширили - за южной стеной монастыря появилось кладбище, официально открытое в 1904 году, а после Октябрьской революции названное в народе «Новодевичье». Кладбище курировал Хамовнический райсовет, и оно постепенно превратилось в место погребения рядовых москвичей. Но уже спустя 10 лет по решению ВЦИК привилегией покоиться здесь пользовались лишь «лица с общественным положением» - актеры и писатели, военные и ученые, адвокаты и политработники. Кладбище вновь стало элитарным, и быть похороненным на нем каждый считал за честь. В 30-е годы, в период яростного уничтожения монастырских некрополей, на Новодевичье кладбище перенесли останки и памятники ряда выдающихся деятелей культуры, науки, военачальников. В середине 50-х кладбище расширили еще дальше к югу - образовалась Новая территория, а после очередного расширения в конце 70-х - и Новейшая. Теперь площадь кладбища составляет более 7,5 га, на которых нашли свой последний приют тела 26 000 погребенных. Могилы большинства из них украшают надгробия, имеющие высокую художественную ценность, - работы скульпторов Шадра, Андреева, Коненкова, Мухиной, Меркурова, Аникушина, Вучетича, Кербеля.

Старая территория
У жителей близлежащих домов очень популярна мистическая история о женщине, которая отпросилась с работы, чтобы навестить могилу близкого родственника на Новодевичьем кладбище. Пока она покупала цветы и ехала через всю Москву, сгустились сумерки. Она, показав документ, пошла на могилу… и заблудилась. Ей навстречу попался гражданин. Она спросила у него дорогу. Он объяснил, но путано. Она попросила его проводить ее к могиле: «Уже темновато, а я покойников боюсь». Он любезно повел ее по дорожкам и тупикам и вдруг, через плечо, спросил: «А вы не сможете мне объяснить, почему люди нас боятся?»
Профессиональный экскурсовод Александр Яковлев.
- Люди сочиняют эти истории от неведения, - рассказывает профессиональный кладбищенский экскурсовод (!) Александр Яковлев. - Раньше под кладбища выделялось особое место, которое обязательно освящалось, огораживалось, а в заборе делалась калитка для живых людей (ворота издавна предназначались только для выноса покойников). А выдающиеся деятели СССР, будучи атеистами, похоронены не внутри территории Новодевичьего монастыря, а рядом, на не освященном церковью участке. Однако и мистики у нас хватает…

Самый мистический погост - могила Гоголя.
Как известно, частые продолжительные обмороки вызывали у Гоголя в его болезненном сознании страх быть принятым за умершего и оказаться заживо погребенным. Как христианин, искренне верующий в бессмертие души, Гоголь не боялся умереть. Может быть, поэтому он отказывался следовать советам врачей, не принимал лекарства, изнурял себя ограничениями в пище… Консилиум врачей, поставив диагноз «менингит», решил лечить Гоголя насильно. Но в ночь с 20 на 21 февраля (по старому стилю) 1852 года писатель скончался. Последними его словами были «Как сладко умирать!..» Он просил похоронить его только при наличии явных признаков разложения, появления которых никто, разумеется, дожидаться не стал. Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, а в 1931 году, в связи с решением властей ликвидировать этот некрополь, останки писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Сохранилось описание вскрытия могилы и гроба Гоголя. Все присутствовавшие были поражены: Гоголь лежал в гробу… на боку! При этом голова писателя отсутствовала, а обшивка гроба изнутри была расцарапана… Естественно, что по Москве сразу поползли слухи о том, что Гоголь был захоронен в состоянии летаргического сна, а проснувшись, пытался освободиться и переворачивался в гробу. Что же касается отсутствующего черепа, то тут всё было ещё более странно. Предполагали, что череп писателя был похищен из гробницы по заказу какого-то коллекционера. Назывались даже имена, но эти обвинения ничем не подтверждались. Потом пошёл слух, что череп писателя каким-то образом оказался в Италии. Согласно поверью, этот череп везли из России на поезде. А в пути весь железнодорожный состав… бесследно исчез, буквально растворился в воздухе. И якобы даже в наше время призрак этого поезда один раз в год появляется на перегоне между Харьковом и Полтавой. Некоторые люди до сих пор уверены, что это была месть потревоженных писателем «потусторонних сил», может быть, его знаменитого Вия. А вот что об этом писал И.С. Тургенев: «С тех пор, как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя… Это страшная смерть - историческое событие, понятное не сразу: это тайна, тяжелая, грозная тайна…, но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает…»
Однако эти слухи были опровергнуты скульптором Аникушиным, который рассказал, что при изготовлении посмертной маски специальным раствором заливается все лицо, и, если даже человек был в летаргическом сне, он задохнется. Крышка гроба под воздействием времени и тяжести земли прогибается, и череп может самопроизвольно развернуться в другую сторону.

Летом «Новодевичье» особо посещаемо.
Однако мистика действительно имеет отношение к останкам великого писателя, и одна такая тайна не раскрыта до сих пор. В 1931 году в Москве переносили останки знаменитых россиян вместе с гранитными саркофагами (в том числе Хомякова и Языкова) из некрополя Свято-Даниловского монастыря, где был образован приемник для несовершеннолетних правонарушителей, на Новодевичье кладбище. При вскрытии гроба Н. В. Гоголя выяснилось, что череп автора «Мертвых душ» отсутствует! «Могилу Гоголя вскрывали почти целый день, - вспоминал в своем труде «Перенесение праха Гоголя» участник перезахоронения писатель Владимир Лидин (ныне он покоится с Гоголем по соседству). - Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения… Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток. К вечеру был обнаружен боковой придел склепа, через который в основной склеп в свое время был вдвинут гроб. Работа по вскрытию склепа затянулась. Начались сумерки, когда могила была наконец вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами, ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Черепа в гробу не оказалось. Правда, при начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку… А останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки на высоких каблуках, приблизительно 4 - 5 сантиметров, это дает основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста. На следующее утро останки были перевезены на простой телеге, под дождем на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле…».
Кому и зачем понадобился череп Гоголя? По одной из версий, череп драматурга был выкраден по заказу фаната русского театра, основателя ныне действующего театрального музея, купца Алексея Александровича Бахрушина, в коллекции которого, по слухам, уже хранился череп артиста Щепкина. В 1909 году при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве (в честь 100-летия со дня рождения великого писателя) производилась реставрация его могилы, и Бахрушин якобы подбил на это кощунство двух сторожей монастырского некрополя. Однако официального подтверждения эта версия так и не получила, как, впрочем, и слухи о том, что писатели, присутствовавшие при перезахоронении праха Гоголя, взяли на память по «сувениру»: Владимир Лидин - кусок сюртука (в качестве закладки для домашнего томика «Мертвых душ»), Всеволод Иванов - обломок ребра писателя, Малышкин - фольгу из гроба, а директор кладбища, комсомолец Аракчеев якобы присвоил себе башмаки, снятые с трупа.

Памятник А. П. Чехову точно соответствует росту писателя.
Похороненный напротив Антон Павлович Чехов скончался от туберкулеза 2 (15) июля 1904 года в немецком курортном городе Баден-Вейлере. В Москву тело перевезли в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц, спустя несколько дней и похоронили рядом с могилой его отца Павла Георгиевича. Позднее здесь же похоронили жену писателя - актрису МХАТа, Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову. Точно соответствующий, по мнению реставраторов, росту писателя памятник (работа архитектора Брыловского) венчают 3 копья (одни исследователи считают, что это символ «Трех сестер», другие отождествляют копья с тремя столпами жизни - Вера, Надежда, Любовь, присущими Чехову). У подножия памятника сохранилась скандинавская метка - древнее графическое изображение христианского креста…
Скульптор Вера Мухина (она же автор «Рабочего и колхозницы»), а также ее супруг хирург Замков тоже похоронены на Старой территории кладбища. На памятнике Замкова - надпись: «Я отдал людям все». Когда умерла Мухина, ученица Веры Ильиничны - Зелинская написала на ее памятнике:»…И я тоже».

Мхатовская аллея.
Чуть дальше - знаменитая «мхатовская аллея». Здесь покоятся старейшины театрального искусства, многие из которых уже давно забыты. За одними могилами следят творческие союзы, за другими - оставшиеся в живых родственники. По постановлению правительства Москвы, выпущенному в 1995 г., могилы должны убирать только родственники. А что делать, если таковых не имеется? Могила известного режиссера-сказочника Птушко давно находится в неприглядном виде. Меж тем у кинематографистов хватает средств на проведение многочисленных форумов, в то время как разовая стоимость уборки могилы стоит всего 100 руб., а полное восстановление - 1400. Именно над такими заброшенными могилами добровольно взял шефство актер театра «Современник» Авангард Леонтьев. Почти каждую неделю он приходит навестить ставшие ему родными погосты. На многих из них благодаря этому человеку уже появились скромные гранитные плиты, три из которых (в том числе на могиле одного из создателей МХАТа - непрофессионального актера Александра Артема) финансово поддержал Олег Табаков.

Могила Юрия Никулина круглый год утопает в цветах.
На похоронах Юрия Никулина было очень много артистов, людей, которые лично знали его, а огромную толпу почитателей его таланта отсекла охрана еще при входе на кладбище. В композиции памятника запечатлена и любимица Никулина - первая собака породы ризеншнауцер, которую артист привез в СССР из-за рубежа. После каждого дня рождения артиста 19 декабря могила буквально утопает в цветах! Любят сюда захаживать и иностранцы, а вот к «соседу» Борису Брунову часто приходит жена и близкая родня…


- Разговаривать об умерших родственниках здесь не принято. Если, конечно, сами гости не разговорятся, - рассказывает экскурсовод Александр Яковлев. - Тут как-то ко мне женщина подошла и спрашивает: «А вы папу моего помните?» Я ей: «Нет, простите…» Оказалось, что я физически не мог его помнить - это один из 26 бакинских комиссаров, погибших в годы гражданской войны…

Вандалы на «аллее Аллилуевых»
ПО иронии судьбы на Новодевичьем кладбище покоятся рядом палачи и их жертвы. Здесь похоронены сотни тех, кто прошел все круги гулаговского ада, тюрьмы и лагеря - главный маршал авиации Новиков, маршал артиллерии Яковлев, академики Тарле, Туполев, Ландау, врачи Зеленин, Коган, Виноградов, Юдин, артисты Русланова, Дикий, поэты Заболоцкий, Смеляков. И здесь же лежат те, кто выполнял волю вождей. Например, соратник Сталина Лазарь Каганович. Разрешение покоиться на Новодевичьем ему должны были подписать автоматически, так как партстаж покойного перевалил за 50 лет, но к моменту своей смерти он лишился партбилета, проиграв в 1957 году схватку за власть вместе с Молотовым и Маленковым. Дочь покойного в своем письме к властям не стала перечислять все регалии отца, лишь попросила разрешения похоронить пожилого человека в одной могиле с его женой.

Аллея Аллилуевых. Когда-то здесь плакал сам Сталин.
Каждый, кто впервые посещает Новодевичье кладбище, непременно приходит на могилу жены Сталина - Надежды Аллилуевой. Над последнем приютом этой женщины, унесшей с собой в могилу тайну рокового выстрела, возвышается памятник с не менее трагичной судьбой. Бюст Аллилуевой скульптор Шадр сделал из итальянского белого мрамора, сильно подверженного воздействиям непогоды. Чтобы сохранить подлинник, его приобрела для своей коллекции Третьяковская галерея, а для надгробия заказали копию скульптору Цигалю. В середине 70-х какой-то вандал «уронил» памятник, отбил у статуи кусочек носа, а с постамента исчезли две чугунные розы… Памятник реставрировали и поместили в пластиковый куб, как шутят местные жители, «пуленепробиваемый» (После этого, единственного на Новодевичьем, акта вандализма вход на кладбище перестал быть свободным. Теперь сюда приходят лишь те, кто имеет на руках удостоверение о родственном захоронении. Для всех прочих предусмотрены ежедневные экскурсии за дополнительную мзду - 100 рублей. - Прим. авт.).
Говорят, после похорон Надежды Аллилуевой на ее могилу по ночам часто приезжал «поплакать» и сам Сталин. Сподвижники вождя, боясь огласки этой его «слабости», а также вероятных покушений на жизнь отца народов, даже выгнали из собственной мастерской, располагавшейся в колокольне Новодевичьего монастыря, известного художника Владимира Татлина, автора модели «Летатлин». Лишь в 1953 году художник возвратился на старую половину кладбища - уже навсегда…

Одна из самых посещаемых могил - Никиты Хрущева.
Не зарастает тропа и к могиле Хрущева. Памятник со временем покрылся патиной - специальной пленкой. Скульптор Эрнст Неизвестный при помощи черно-белого цвета и ломаных линий хотел подчеркнуть сложность и неоднозначность натуры покойного. Сейчас могилу навещают дочь Никиты Сергеевича Рада и внук-тезка.
Не менее посещаема могила Василия Шукшина. Памятник скульпторы Елагина и Жутовский выполнили в виде куба (вечности) и проходящей сквозь него стрелы без наконечника - символ оборвавшейся жизни. Сначала тело хотели захоронить на родине писателя в Сибири, мать требовала останки сына перевезти в село Сростки, Моссовет выделил место на Введенском кладбище, но еще целая плеяда известных людей - Михалков, Шолохов, Кобзон, Фурцева, Косыгин настаивали на Новодевичьем… И наконец свой вердикт в пользу Новодевичьего вынес Леонид Брежнев, находящийся в тот момент в ГДР: «Я очень люблю «Калину красную» и «Печки-лавочки». Похоронить Шукшина следует на Новодевичьем».
Еще одна достопримечательность кладбища - единственный уцелевший склеп - могила старшего брата композитора Петра Чайковского, инженера-путейца Николая Ильича.

Памятник клоуну Дурову. Самый крупный на кладбище.
Рядом покоятся знаменитый дрессировщик Дуров и его дочь Анна Владимировна Дурова-Садовская, которая до своей кончины была художественным руководителем «уголку зверей». Клоуна Дурова скульптор Шадр изобразил в расцвете сил вместе с его напарницей обезьянкой Нюшей. Это один из самых крупных памятников (1940).

Памятник Леониду Когану в виде крипичного ключа.
Напротив - могила выдающегося скрипача, единственного советского музыканта, кто удостоился великой чести играть на скрипке Паганини, Леонида Когана с памятником в виде скрипичного ключа работы Юрия Орехова. Могилу часто навещает сын.

В смерти есть что-то мистическое. И там, где люди находят последнее пристанище, всегда особая, немного жуткая атмосфера. Она будоражит воображение, пугает и в то же время притягивает. Так появляются суеверия, легенды, ползут нелепые слухи. Здесь собраны самые интересные и необычные из них.

Могилы ведьм и колдунов

Если при жизни о человеке шла дурная молва, его хоронили особым образом. Тело могли сжечь, прибить к земле гвоздями, связать ремнями, разрубить, подрезать сухожилия, «запечатать» серебром. Многие народы считали, что ведьму надо закапывать без гроба, лицом вниз. Могилы часто размещали за оградами кладбищ, в лесах, на перекрестках дорог. Сверху набрасывали камней, сажали колючие кустарники.

Если этого не сделать, мертвец сможет выбраться. Есть поверье, что на могилах ведьм и колдунов со временем появляются дыры и трещины, через которые они выходят на поверхность. Большое количество муравьев, кровоточащая трава и странные звуки из-под земли также указывают на место, где погребена ведьма. Не зная этих примет, найти его будет сложно. Но есть и общеизвестные факты:

Это кладбище находится в городке Салем, в штате Массачусетс. Ну, думаю, о знаменитом судебном процессе 1692 года над салемскими ведьмами слышали многие. Тогда по обвинению в колдовстве арестовали что-то около 200 человек. Одних казнили сразу (повесили или раздавили камнями), другие умерли в тюрьме.

Правда, в 1702 году власти официально признали процесс незаконным, в 1957 были отменены все приговоры, а в 1992 кладбище стало мемориалом пострадавшим. Кстати, на самом деле осужденных за колдовство хоронили не там. В Салеме нет ни одной могилы ведьмы. Зато легенда привлекает туда туристов.

А в лесах Мичигана покоится ведьма, которая, по приданию, погубила целый город. Если в 1874 году в Пере Чейни было около 1500 жителей, то к началу 20 века их осталось 25. Две эпидемии дифтерии выкосили большую часть населения, остальные уехали. А болезни, конечно, наслала местная колдунья.

Говорят, она родила внебрачного ребенка и была изгнана. Младенец умер, и тогда женщина прокляла город. В конце концов, ведьму поймали, повесили, а тело закопали. В том лесу до сих пор появляются темные фигуры и призрачные огни, слышится смех детей. Но получить реальные фото привидений пока не удалось.

Могилы вампиров и вурдалаков

Легенды о мертвецах, которые пьют живую кровь, есть почти у всех народов. Обычно такая участь ждала самоубийц, колдунов, отлученных от церкви… да много, кого еще. И, конечно, тех, кого укусил вампир. Естественно, люди боялись этих тварей и предпринимали меры, чтобы покойник после смерти не выходил из своей могилы. А для этого важно правильно похоронить того, кто может стать вампиром.

Тело следует сжечь или хотя бы проткнуть осиновым колом и уложить так, чтобы оно было ориентировано с востока на запад. Голову желательно отделить и поместить между ступнями. Чтобы труп не смог съесть свой саван, надо подсунуть что-нибудь под подбородок (камень, железо). Еще можно насыпать в гроб опилок или зерен, чтобы вампир начал их считать и не успел выбраться до рассвета. Вот самые известные захоронения:

В северной части Лондона есть старое Хайгейтское кладбище. Оно давно привлекает к себе внимание. Часто появляются сообщения о вампирах, а подозрительные могилы помечены буквой V. Посетители находят вырытые и обезглавленные трупы, пустые гробы. Несколько тел были эксгумированы, и смотрелись они странно.

Пухлые, упитанные… не совсем мертвые… Существуют настоящие фото вампиров , они выглядят именно так. Но все объясняется проще. Труп всегда распухает, это один из этапов разложения. На губах выступает кровь. Если проткнуть тело колом, оно может издать стон, так как скопившиеся газы будут проходить мимо голосовых связок.

Кладбище Пер-Лашез во Франции тоже считается убежищем вампиров. Все началось в 1848 году, когда какой-то сумасшедший разрыл несколько могил, вытащил тела и сильно повредил их. Он считал, что должен так поступить. С тех пор поползли слухи. Впрочем, внешний вид некоторых надгробий наводит на размышления.

Символика захоронений выглядит зловеще. Черепа и летучие мыши, которые считаются визуальным воплощением вампиров, фаталистические надписи… Впрочем, в 19 веке в Западной Европе это было принято. По другой версии изображение летучей мыши с распростертыми крыльями служило защитой от зла.

Блуждающие могилы и неспокойные склепы

Есть поверье, что земля не принимает прах человека, если он не был захоронен надлежащим образом. Жуткие истории о перемещении могил наводнили Интернет. Вообще, этот феномен известен давно, но вот с доказательствами плохо. Все переписывают одни и те же тексты, где упоминаются несуществующие города и люди. Никаких реальных фото и документов нет.

Нормальных объяснений тоже. Возможно, здесь действуют силы и энергии, о которых мы пока ничего не знаем. Например, когда взорвался , тоже происходили странные вещи… отрицательное давление и много чего еще… Но в случае с могилами было что-то другое. Если они вообще куда-нибудь перемещались. Вот парочка более-менее правдоподобных историй:

Это событие произошло еще до революции в глухой российской деревне. Ночью в одной избе появился холмик земли с полусгнившим крестом. Могилу попытались убрать, но оказалось, что под полом тоже полно земли. Когда ее выносили, там обнаружили человеческие останки.

Крест походил на те, что устанавливали на заброшенном кладбище недалеко от деревни. Как все это оказалось в избе, никто не понял. Могилу вынесли, кости перезахоронили. Но дом пришлось забросить. С тех пор люди обходили стороной страшное место.

Фамильный склеп Чейзов находится на Барбадосе. Он выдолблен в скале и закрыт мраморной плитой. Каждый раз, когда его вскрывали, находившиеся там гробы оказывались перевернутыми на бок, стоящими вертикально, разбросанными… Они словно расползались по помещению. Это повторялось с 1812 по 1820 год.

Выдвигались разные версии, от магии Вуду и масонских обрядов до наводнений и сдвигов земной коры. Исследователь Эрик Расселл в середине 20 века выделил в этих явлениях ряд закономерностей. Он считал, что металлические гробы перемещаются вод воздействием гравитации и магнитного поля.

Так что это? Правда или просто сплетни? Не знаю.. Но здесь материалы собраны по всему Интернету, мне даже не удалось определить первоисточники. А мертвые не могут подтвердить или опровергнуть слухи, которые про них ходят. В ожидании лучших времен они будут хранить свои древние тайны.

Вас это может заинтересовать: