Анализ картины утро в сосновом лесу. «Три медведя» - картина, воспевающая красоту русской природы

Экспозиция

Картина пользуется популярностью благодаря занимательному сюжету. Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы, увиденное художником в Беловежской пуще . Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны великанов. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев. И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. Мы являемся наблюдателями за дикой природой и её обитателями.

История

Шишкину замысел картины подсказал Савицкий. Медведей написал Савицкий в самой картине. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Медведи получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным. Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным. Ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину» .

  • Большинство россиян называют данную картину «Три медведя», несмотря на то, что на картине медведей не три, а четыре. Это, видимо, связано с тем, что во времена СССР в продуктовых магазинах продавались конфеты «Мишка косолапый» с репродукцией данной картины на фантике, которые в народе именовались «Три медведя».
  • Еще одно ошибочное обиходное название - «Утро в сосновом бору» (тавтология : бор - это и есть сосновый лес).

Примечания

Литература

  • Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике / Сост. И. Н. Шувалова - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1978;
  • Аленов М. А., Евангулова О. С., Лившиц Л. И. Русское искусство XI - начала XX века. - М.: Искусство, 1989;
  • Анисов Л. Шишкин. - М.: Молодая гвардия, 1991. - (Серия: Жизнь замечательных людей);
  • Государственный Русский музей. Ленинград. Живопись XII - начала XX века. - М.: Изобразительное искусство, 1979;
  • Дмитриенко А. Ф., Кузнецова Э. В., Петрова О. Ф., Федорова Н. А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. - Ленинград, 1971;
  • Лясковская О. А. Пленер в русской живописи XIX века. - М.: Искусство, 1966.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Утро в сосновом лесу" в других словарях:

    - «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ», Канада Латвия, BURRACUDA FILM PRODUCTION/ATENTAT KULTURE, 1998, цв., 110 мин. Документальный фильм. О творческом самовыражении шестерых молодых людей, поисках взаимопонимания через творчество. Показана их жизнь в течение… … Энциклопедия кино

    УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ - Картина И.И. Шишкина. Создана в 1889 г., находится в Третьяковской галерее. Размеры 139 × 213 см. Один из самых известных пейзажей в творчестве Шишкина изображает густой непроходимый лес* средней полосы России. В чаще леса на поваленных деревьях… … Лингвострановедческий словарь

    Жарг. студ. Первое по расписанию утреннее учебное занятие. (Запись 2003 г.) …

    Шишкин И. И. «Утро в сосновом лесу» Утро& … Википедия

    Чтоб мне до утра не дожить! Народн. Клятвенное заверение в чём л. ДП, 654. Весёлое утро. Дон. Первое утро после свадьбы. СДГ 1, 61. Доброе утро! 1. Разг. Приветствие при встрече. ШЗФ 2001, 68. 2. Одесск. Название цветов, раскрывающихся утром.… … Большой словарь русских поговорок

    Иван Иванович Шишкин Дата рождения … Википедия

    Шишкин И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея) Дата рождения: 1832 Дата смерти: 1898 … Википедия

    Шишкин И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея) Дата рождения: 1832 Дата смерти: 1898 … Википедия

    Шишкин И. Н. Крамской. Портрет художника И. И. Шишкина. (1873, Третьяковская галерея) Дата рождения: 1832 Дата смерти: 1898 … Википедия


Ивана Ивановича Шишкина по праву считают великим художником-пейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. При взгляде на его картины часто создается впечатление, что вот-вот подует ветерок или послышится треск сучьев. Живопись настолько занимала все мысли художника, что он даже скончался с кистью в руке, сидя за мольбертом.




Иван Иванович Шишкин родился в небольшом провинциальном городке Елабуга, расположенном у берегов Камы. В детстве будущий художник мог часами бродить по лесу, восхищаясь красотой первозданной природы. К тому же, мальчик старательно разрисовывал стены и двери дома, удивляя окружающих. В конце концов, будущий художник в 1852 году попадает в Московское училище живописи и ваяния. Там преподаватели помогают Шишкину распознать именно то направление в живописи, которому он будет следовать всю свою жизнь.



Пейзажи стали основой творчества Ивана Шишкина. Художник мастерски передавал породы деревьев, трав, поросшие мхом валуны, неровности почвы. Его картины выглядели настолько реалистичными, что казалось, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.





Вне всяких сомнений, одним из самых популярных полотен Ивана Шишкина считается «Утро в сосновом лесу» . На картине изображен не просто сосновый лес. Присутствие медведей словно указывает на то, что где-то далеко, в глуши, существует своя уникальная жизнь.

В отличие от других своих полотен, это художник писал не в одиночку. Медведи принадлежат кисти Константина Савицкого. Иван Шишкин рассудил по справедливости, и под картиной подписались оба художника. Однако когда готовое полотно привезли к покупателю Павлу Третьякову, тот рассердился и приказал стереть фамилию Савицкого, объяснив это тем, что заказывал картину только Шишкину, а не двоим художникам.





Первые встречи с Шишкиным вызывали у окружающих смешанные чувства. Он казался им угрюмым и неразговорчивым человеком. В училище его за глаза даже называли монахом. На самом деле художник раскрывался только в компании своих друзей. Там он мог и поспорить, и пошутить.


Сложно найти того, кто хоть раз не видел бы картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» , будь то репродукция на стене или иллюстрация в школьном учебнике. Но большинство из нас знает ее по обертке от конфет «Мишка косолапый». Как произошло то, что на картине пейзажиста появились медведи, и признанный шедевр стали ассоциировать с конфетами – далее в обзоре.


Иван Иванович Шишкин считался в высшей степени мастером, когда необходимо было выписать каждый листочек, каждую травинку, но с изображением людей или животных у него дело не спорилось. Именно поэтому на знаменитой картине «Утро в сосновом лесу» медвежье семейство писал другой художник – Константин Савицкий.


Картину подписали оба художника, но когда ее отнесли заказчику Павлу Михайловичу Третьякову, тот скипидаром стер фамилию Савицкого, заявив, что заказывал полотно только у одного живописца.

Иван Иванович Шишкин получил за картину 4000 рублей. Одну тысячу он отдал Савицкому. Константин Аполлонович возмутился, что гонорар поделили не пополам, и в сердцах даже заявил, что его медведи занимают центральное место на картине, а лес является только фоном. Эти слова очень обидели Шишкина. Совместных картин художники больше не писали.


Примерно в тот же период, когда полотно «Утро в сосновом лесу» было представлено широкой общественности, на кондитерской фабрике «Товарищества «Эйнемъ» изготовили новый сорт конфет: покрытые шоколадом вафельные пластины с прослойкой миндального пралине. Возникла необходимость создания обертки для конфет, и тут взгляд владельца предприятия Юлиуса Гейтса случайно упал на репродукцию картины Шишкина. Решение было найдено.


После Октябрьской революции конфетную фабрику национализировали и переименовали в «Красный Октябрь», хотя еще несколько лет в скобках дописывали «бывш. «Эйнемъ», настолько популярна была торговая марка. Конфета «Мишка косолапый» стала любимой сладостью советских граждан. Со временем картина Шишкина стала ассоциироваться с оберткой, а ее название упростили до «Трех медведей», хотя на полотне их четыре.

Иван Иванович Шишкин запомнился потомкам не только полотном «Утро в сосновом лесу». Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои картины красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края. настолько реалистичные, что кажется, что вот-вот где-то послышится шум ручья или шелест листьев.



Картина написана: 1889 г.
Холст, масло.
Размер: 139 × 213 см

Описание картины «Три медведя» И. Шишкина

Художник: Иван Иванович Шишкин, Константин Аполлонович Савицкий
Название картины: «Утро в сосновом лесу»
Картина написана: 1889 г.
Холст, масло.
Размер: 139 × 213 см

На отечественных просторах вы не найдете второго такого «хитового» полотна, сюжет которого присутствует на раритетном бабушкином покрывале, вышитой думочке, скатерти, тарелках и даже на обертках с милыми косолапышами. Воспоминания родителей, шоколадные конфеты и ходы пиарщиков – вот что не дает нам забыть о картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» или, в простонародье, «Три медведя».

А только ли Шишкина? Медведей на холсте нарисовал К. Савицкий, который поначалу изображал двух косолапых, а потом поднял их число до четырех. Раньше считалось, что Шишкин, несмотря на его довольно весомые успехи в анималистической живописи, был не в состоянии изобразить медведей, так что просто эксплуатировал беднягу Савицкого и даже не разрешил тому подписаться на картине. На самом деле художники дружили, а медведи появились уже после того, когда последний сказал, что полотно нединамично. Шишкин мог рисовать кого угодно, но не медведей, вот и дал Савицкому возможность оживить картину и поставить подпись. Коллекционер П. Третьяков был не так лоялен: он купил картину у Шишкина, а это значит, что авторство его, так что никаких Савицких тут быть не может. В общем, надпись была стерта и «Утро в сосновом лесу» стало считаться одной из ключевых картин в творчестве одного из самых выдающихся российских пейзажистов.

Конфеты «Мишка косолапый» с шишкинской репродукцией на фантике и дали название полотну «Три медведя». Появившееся лакомство имело начинку из миндаля, какао-бобов, стоило дорого, но было так вкусно, что даже агитатор всех и вся В. Маяковский не удержался и написал мол, если хотите «Мишек», то отложите на сберкнижку энную сумму денег. Вот так «Мишка косолапый» стал «Тремя медведями» (а их на картине четыре), конфета – одним из признаков СССР, а И. Шишкин – народным художником.

Правда, он и был певцом природы родного края и до «Медведей». Художник хотел и умел удивлять, прежде всего, пейзажами, которые он выписывал настолько ювелирно, что заслужил славу мастера детализации. Только у него увидите дымку тумана, словно парящую среди ветвей столетних сосен, мягкий и уютный мох на валунах, прозрачную воду ручья, утреннюю или вечернюю прохладу, полуденную жару лета. Что интересно, все полотна художника частично эпичны, но монументальны – всегда. При этом Шишкин не пафосен, он просто тот человек, который искренне восхищается величественной природой родного края и умеет изображать ее.

«Утро в сосновом лесу» умиротворяет уравновешенностью своей композиции. Три медвежонка очень гармонично смотрятся с их мамой-медведицей, а к двум половинкам упавшей сосны так и хочется применить божественную пропорцию. Эта картина – словно случайный кадр на старенький фотоаппарат, который удалось сделать туристу, так долго искавшему истинную девственную природу.

А если посмотреть на колорит картины, то художник словно пытается охватить все богатство красок рассветной поры. Мы видим воздух, но он не голубого привычного оттенка, а скорее сине-зеленого, немного мутного и туманного. Преобладающие цвета, которые окружили косолапых жителей леса – зеленые, голубые и солнечно-желтые, отражающие настроение проснувшейся природы. Яркие мерцания золотых лучей на заднем плане словно намекают на солнце, которое вот-вот осветит землю. Именно эти блики и придают картине торжественности, именно они говорят о реалистичности тумана над землей. «Утро в сосновом лесу» - это еще одно подтверждение осязательности полотен Шишкина, ведь прохладный воздух можно даже почувствовать.

Посмотрите внимательно на лес. Его облик передан настолько реалистично, что становится ясно: это не лесная поляна, а глухая чаща – истинное сосредоточение живой природы. Над ней чуть только взошло солнце, лучи которого уже успели пробраться к верху крон деревьев, забрызгав их золотом и снова спрятались в чащу. Влажный, еще не рассеявшийся туман, кажется, разбудил обитателей древнего леса.

Вот проснулись медвежата и медведица, развив свою бурную деятельность. Довольные и сытые мишки с самого утра познают окружающий мир, исследуя ближайшую поваленную сосну, а мама-медведица следит за малышами, которые умиляюще неуклюже карабкаются на дерево. Причем, медведица наблюдает не только за детенышами, а и старается уловить малейшие звуки, которые могут нарушить их идиллию. Просто удивительно, как эти звери, написанные другим художником, смогли оживить композиционное решение картины: поваленная сосна словно была создана для этого медвежьего семейства, занятого своими важными делами на фоне отдаленного и дикого уголка русской природы.

На картине «Утро в сосновом лесу» раскрывается мастерство реалистичного изображения и его качество, причем во многом опережающее современную цифровую технику. Каждая травинка, каждый лучик солнца, каждая иголочка сосны написана Шишкиным любовно и трепетно. Если передний план полотна изображает поваленную сосну со взбирающимися на ней медведями, то на заднем плане расположился древний лес. Медвежата и остальная природа вызывают у каждого человека умиротворяющие положительные эмоции. Звери, словно игрушечные, наполняют добротой начало нового дня и настраивают на позитивное мышление. Глядя на этих милых животных, не вериться, что они – хищники по своей природе и не могут быть способны на жестокость. Но главное даже не в этом. Шишкин акцентирует внимание зрителя на гармонию солнечного света, который исходит от заднего плана картины с медвежатами на переднем плане. Проведите визуально линию через них – и вы непременно заметите, что это самые яркие объекты на картине, а все остальное, включая неправильной формы сосны – это лишь дополняющие штрихи.

Кажется, что «Утро в сосновом лесу» изображает настоящих, живых медведей на некоем фантастичном пейзаже. Вятский лес, с которого списана природа, говорят исследователи, сильно отличается от шишкинского. Просто интересно, существуют ли там сейчас медведи, ведь картина на протяжении века воспитывающая эстетический и моральный вкус людей, так и просит бережно относиться к окружающей природе.

На картине известного художника И. И. Шишкина изображено ранее утро в лесу. Сосновый лес пробуждается ото сна, солнышко еще не совсем вышло и не успело прогреть полянку. Высокие зеленые сосны окутывает густой туман.

Медведица с тремя бурыми медвежатами уже проснулись и вышли порезвиться на лесную полянку. Косолапые медвежата, совсем еще маленькие, забрались на огромное поваленное дерево. Оно вывернуто из земли с корнем, видимо после недавно прошедшего урагана.

Один, самый проворный медвежонок, взобрался на самую верхушку сломанного ствола. Он наблюдает за вторым медвежонком, который уселся на середине ствола и смотрит на медведицу. Третий, видимо самый маленький из них, стоит на другой сломанной части могучего дерева, взгляд его устремлен вглубь леса.

Большая, бурая медведица внимательно следит за озорными медвежатами. Она знает, что лес таит в себе много опасностей и готова в любой момент защитить своих детей.

Когда смотришь на картину как будто бы погружаешься в нее. Ощущаешь прохладное дыхание зеленого леса, слышишь лесные шорохи и звуки, которые издают животные, птицы и насекомые.

Живым и достаточно реалистичным получился сюжет картины. Дикая природа восхищает, а забавные, маленькие медвежата умиляют и вызывают желание оказаться на полянке и поиграть вместе с ними.

Сочинение по картине Утро в сосновом лесу Шишкина

Передо мной творение кисти И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда называют "Утро в сосновом бору"). Это полотно можно назвать поистине самым известнейшим шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый, без сомнения знает эту прекрасную картину.

Художник с небывалым трепетом, заботой и нежностью мастерски прописал каждую иголочку могучих сосен, каждый корешок и веточку. Вдохновленный могуществом и величием природы он вдохнул в свое творение небывалую реалистичность и волшебство обыкновенного лесного утра.

Картина изображает утренние часы в сосновой чаще. Природа только пробуждается после прохладной ночи, на траве и деревьях выпала холодная роса, воздух чист и свеж. Воздух еще холоден, но вот-вот прогреется, и по всему лесу разнесется запах прелой травы и сосновой хвои. Наверняка день выдастся жарким, и потому это прохладное утро по-настоящему чудесно.

В угрюмом лесу тишина, лишь изредка крик ранней пташки прорежет глушь.

Великаны-сосны, величаво стремящиеся в небо, приветствуют первые солнечные лучи, скользящие по верхушкам деревьев, своими кустистыми ветвями. Восход – это пробуждение и начало нового дня. И вся природа с нетерпением ждет его прихода.

Теплые золотистые и желтые оттенки завораживают, ярко контрастируя с темной палитрой угрюмого леса, из-за чего создается образ загадочного таинственного бора, словно сошедшего со страниц русских народных сказок. Приглушенные спокойные тона не раздражают глаз, а наоборот услаждают взор.
В центре картины изображены главные герои, без которых полотно потеряло бы свое очарование.
Медведица и трое её бравых медвежат, проснувшись с первыми лучами солнца, уже вовсю хозяйничают в лесу, рыщут в поисках пищи.

Озорные малыши затеяли игру – скачут и лазят по поваленной стволу сосны, словно играют в салочки. Выглядят пушистые зверята совсем беззащитно, но под присмотром своей бдительной матери, они в безопасности. Огромные поваленные деревья, словно повергнутые в бою богатыри, лежат высоко вздыбив свои корявые толстые корни, всем своим видом показывая былую силу и мощь.

Бурая родительница недовольно ворчит, пытаясь усмирить непослушную детвору, но шустрые маленькие хулиганы не принимают сердитых рыков матери всерьез.

Смотря на картину, будто вдыхаешь аромат леса, его сосновую свежесть, чувствуешь лесную тенистую прохладу, слышишь шорох ветерка, треск сучьев под сильным звериными лапами.

Вместе с вдохновленным творцом, проникшись красотой русской природы, зритель невольно затаит дыхание, пораженный глубоким таинством жизни и радости, который излучает пейзаж.

Задают это сочинение во 2, 5, 3, 7 классе.

Сочинение «Утро в сосновом бору» по картине Шишкина 5 класс

Наверное, с детства знакома картина Шишкина «Утро в сосновом лесу». Даже если не интересуешься искусством глубоко, то с этой картиной практически все знакомы, благодаря изображению ее на конфете. Медведица с тремя медвежатами на фоне соснового бора.

Замысел Шишкину подсказал его друг, тоже художник. И он даже приложил руку, дополнив пейзаж медведями. Они настолько удачно получились, что художники оба расписались на картине. Однако, Третьяков, который приобрел в дальнейшем эту картину, оставил подпись только Шишкина, вторую подпись замазал. Считая, что основная манера написания все же ближе по духу к Шишкину.

И, действительно, Шишкин очень точно передал общую атмосферу просыпающего леса. Мы можем наблюдать лучи встающего утреннего солнца, которое только касается верхушек деревьев. В глубине картины лес окутан утренним туманом. И его легкостью и воздушностью наблюдателю передается свежесть, которая обычно еще стоит в это время суток.

На переднем плане находится целое медвежье семейство. Медведица и трое маленьких медвежат, которые резвятся на большом поваленном дереве. Можно предположить, что они только вылезли из берлоги после ночного сна. Еще не такие игривые спросонья, но мать не дремлет и следит за округой и своими питомцами, немного порыкивая на нерадивых отпрысков.

Картина очень позитивная и своим мотивом, и красками. Художник очень точно передал атмосферу просыпающей природы.

2 класс, 5 класс.

  • Сочинение Описание Картины Александр Невский Корина

    Перед нами представлена картина художника Павла Корина под названием Александр Невский На картине изображён князь Александр Невский. Он оставил большой след в истории средневековой Руси

  • Сочинение по картине Маковского В.Е. Рыбак. Финляндия (описание)

    На картине Владимира Егоровича Маковского изображен летний день, два человека в лодке рыбачат. Один из них еще совсем маленький, второй старше, похож на дедушку. Они наслаждаются природой