Идея патриотизма. Что такое патриотизм и почему мы должны любить нашу родину

В начале третьего тысячелетия признаки патриотизма гражданина России, которые могут являться основой отбора и структурирования его содержания, можно сформулировать следующим образом:

  • - чувство Родины (ощущение связи с Родиной) и преданности ей, основанной на традиционных стародавних навыках общинности, соборности, инициативы и ответственности;
  • - отношение к Родине (позиция в пространстве-времени актуального существования индивида в пространстве малой и большой Родины);
  • - безграничная вера и деятельная, практическая любовь к Родине и народу как творческий акт духовного самоопределения;
  • - гордость за героическое прошлое Отечество, судьбоносным периодам его истории, приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа, чувство долга перед Родиной, готовность защищать, сохранять и приумножать честь и славу своего Отечества;
  • - служение интересам Отечества (включающим защиту физической, территориальной, политической, культурной целостности государства, сбережение нации);
  • - ответственность за судьбу Родины и своего народа, за их будущее, стремление использовать свои собственные силы в сохранении и приумножении ее славы;
  • - представление о своей стране как о субъекте мировой системы, целостном, фундаментально неизменном государственном образовании;
  • - гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, идущие во благо Отечества.

В настоящее время существуют следующие виды патриотизма:

государственный, российский общенародный, национально-этнический, гражданский, местный или региональный и т.д., и хотя все они взаимосвязаны, однако каждый из них выявляет в нем (патриотизме) нечто свое, особенное.

Смысловой предпосылкой подхода к выяснению типологий патриотизма могут служить распространенные в народе понятия большой и малой Родины, духовности, служения Отечеству, защиты Родины и др.

Под большой Родиной ранее имелась в виду Российская империя, позже - Советский Союз, Россия, Российская Федерация. Малая Родина - губерния (позже -- область, край, национальная республика) либо уезд (район), город, деревня, хутор и т.д.

Родина - как сложное естественно-духовное, социально-природное образование; природа отечественной цивилизации, основанная на ценностях величайшей гуманистической культуры, благородных традициях российской государственности.

Государственный патриотизм связан, прежде всего, с единой и высшей целью каждого человека, коллектива и общества в целом - интересы государства и национальной безопасности являются приоритетным началом в системе «личность - коллектив - общество - государство».

Политическими регуляторами государственного патриотизма является понятие государства, государственность, а основным принципом, поддерживающим и развивающим отечественную культуру, защищающим национальную независимость и государственную территориальную целостность, является принцип державности.

С позиций государственно-патриотического воспитания, патриотизм-это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, предполагающая на основе любви и служения Отечеству. Приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества. С позиций же индивидуального самосознания, формируемого и превалирующего в условиях рыночной экономики, патриотизм предполагает более рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов.

Российский общенародный патриотизм в большей степени связан с эмоциональным миром человека. Его духовно-нравственной основой является понятия «Отечество» (отчий дом) и «Родина» (место рождения). Они раскрывают духовную основу патриотизма, содержание патриотического опыта народа, его ценности. В своей совокупности Отечество и Родина представляют народ как семью, проживающую в многонациональном и едином политическом пространстве.

Национально-этнический (русский, татарский, башкирский и т.д.) патриотизм опирается на свою этнонациональную культуру, т.е. сохраняет духовное содержание этнических и социальных форм. Он должен пробуждать чувство любви к Родине в ее этнической форме, национальную гордость, способствовать развитию национальных чувств и национального характера, традиций, формировать чувство высокой нравственной ответственности за созидание этнокультурных форм жизнедеятельности социума.

Местный, региональный патриотизм проявляется в любви к окружающей природе, своей малой Родине, семье и близких, духовной культуре своего народа. Природные, исторические, кровные и бытовые связи должны стать предметом патриотической любви как элементы духа своих предков и своего народа.

Гражданский патриотизм, в основе которого лежат любовь к Родине в ее государственном масштабе, национальное и правовое самосознание, гражданская мораль и естественная поддержка природных инстинктов: гордость свой народ, регион, страну.

Необходимо отметить такую форму патриотизма как ложный патриотизм, который имеет питательную среду в атмосфере нетерпимости, неприязненного отношения, а зачастую и открытой агрессии по отношению к людям другой национальности, другого вероисповедания. Его параметры определяются от полного безразличия к судьбе Отечества до воинственного, немотивированного национализма.

Причинами проявления лжепатриотизма, являются:

  • - ослабление патриотического воспитания школьников в общеобразовательных учебных заведениях;
  • - конкуренция на рынке труда между иммигрантами и сезонными рабочими из ближнего и дальнего зарубежья;
  • - проблема международного терроризма, которая непосредственно коснулась России;
  • - сложившийся десятилетиями «комплекс неполноценности», питающий зависть и презрение к иностранцам;
  • - национальное мифотворчество питает чувство униженности и не способствует укреплению веры в возрождение сильной и богатой России.

Эти причины, появившиеся в период «перестройки», представляет собой суррогат идей вокруг так называемых «общечеловеческих ценностей», которые усиленно навязывались общественному сознанию. Еще одно течение лжепатриотизма связано с чрезмерной национализацией его сущности, содержания и, что особенно важно, внешнего (реального) проявления. Оно может быть названо национал-патриотизмом. Его возникновение и развитие вызвано тотальностью и агрессивностью антинационального по своей сущности космополитизма.

Его сторонники считают, что на пути к глобализации происходит неравномерное развитие стран, что ведет к усилению экстремизма. Национал-патриотизм опасен тем, что часть российской молодежи ассоциирует его с такими понятиями, как «шовинизм», «фашизм», «политический экстремизм», «антисемитизм», «черносотенство», «ксенофобия», «неприязнь к другим народам».

Уверения национал-патриотов в преданности и верности Отечеству нередко оборачиваются предательством его коренных, стратегических интересов.

Таким образом, носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней - социальные группы, классы, государство и общественные организации. Но, прежде всего, патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей. Все указанные нами субъекты не только являются носителями патриотического сознания, но и одновременно творят его как на обыденном и теоретическом, так и на уровне общественной патриотической психологии и идеологии. В этом смысле патриотическое сознание создается, реализуется всей многосторонней деятельностью субъектов данного общества людей. Патриотическое общественное сознание нельзя представлять как сумму, совокупность индивидуальных сознаний конкретных личностей и социальных групп, которое никаким своим качеством, помимо этой количественной характеристики, не обладает. Было бы неверно полагать, что патриотизм сводится к совокупности духовного сознания отдельных людей. Укажем, что патриотизм - явление духовно-практическое и не сводится лишь к патриотическому сознанию общества, которое хотя и вырабатывается, в конечном счете, личностями, но при этом сохраняет достаточную самостоятельность и независимость. Каждая из этих форм патриотического сознания - общественная и индивидуальная - предполагает другую и немыслима без нее, их взаимосвязь и взаимопроникновение означает их нераздельное единство. Все это в полной мере присуще и национальному сознанию.

В санкт-петербургской гимназии № 166 провели опрос среди учеников 5-9 классов. Считают ли гимназисты себя патриотами? Казалось бы, ответа может быть только два: да и нет. Однако все больше школьников считают себя патриотами отчасти. Что мешает им однозначно ответить «да» или сказать уверенное «нет»? В ходе бесед со школьниками выяснилось, что причина кроется в истолковании слова «патриотизм».

Свирепый патриотизм

Многие ученики путают патриотизм с фанатизмом, считая, что патриот - это тот человек, который любит свою страну и при этом обязательно ненавидит другие страны. Ученики так и отвечали: «Я люблю свою страну. Но так как другие страны я уважаю тоже, то и патриотом могу назвать себя только наполовину». Откуда в детском сознании берется такой искаженный патриотизм? Последние события на Украине, освещаемые различными СМИ, сделали свое дело. Украинские бандеровцы наглядно показали, как незаметно можно подменить одно понятие другим: ненависть к России выдать за любовь к своей стране. На душе становится спокойнее, когда вдруг понимаешь, что вышеназванную категорию школьников отнюдь нельзя считать потерянным поколением. Напротив, эти ребята интуитивно чувствуют, что свое отношение к миру нельзя строить на ненависти, грубости и жестокости, что любовь - это созидающая, а не разрушающая сила. Однако понимание патриотизма у них подкорректировать все-таки надо.

Потребительский патриотизм

Беспокойство вызывают те, кто любил бы Россию, если бы страна была идеальной

Беспокойство вызывают те, кто, по их словам, любили бы Россию в том случае, если бы страна была идеальной, а так как в ней есть недостатки, то и патриоты они только наполовину. Логика этих школьников основывается на потребительском отношении. Их нельзя назвать патриотами даже отчасти, так как они нацелены только брать, ничего не отдавая взамен. Благоприятным обстоятельством для выращивания юных потребителей стал и тот факт, что вот уже как целое десятилетие в наших школах отсутствует в учебной программе трудовое воспитание. Уроки труда благополучно заменили на экономику, информатику. Трудиться стало чем-то стыдным, непрестижным. Бросить фантик в коридоре школы (есть уборщица - подметет, за это ей деньги платят) стало нормой. Убрать мусор (тем более если этот мусор чужой) придет в голову не каждому.

Безответственный патриотизм

Некоторые ученики боятся назвать себя стопроцентными патриотами, так как не считают себя достойными этого звания. По их мнению, патриотом может быть только тот, кто не просто себя таковым считает, но кто совершает поступки на благо Родины. На первый взгляд, подобные высказывания достойны похвалы. Однако что же мешает этим ребятам творить благие дела? Оказывается, говоря о поступках, дети имеют в виду поступки глобальные, в масштабах всей страны. А так как «я еще маленький», чтобы геройствовать, то и не судите строго. Школьники осторожничают, так как не желают брать на себя ответственность. Если же уверенно признать себя патриотом, то это может означать, что каждый день, каждую минуту придется соответствовать этому званию. Помогать, а не малодушничать. Проявлять милосердие, а не злиться. Одним словом, не позволять душе лениться. Быть патриотом наполовину - удобней и легче.

Патриотизм спит

Логика такова: есть война - есть патриотизм. Но в войну любовь к Родине не появляется, а просто проявляется

Многие школьники считают себя не патриотами, а только гражданами своей страны. Ученики с подобным мышлением имеют знания о патриотизме. Но почему-то не чувствуют его в себе. Чувство патриотизма, по их мнению, приходит с возрастом. Его нужно воспитывать. А как же дети, которые во время Великой Отечественной войны сражались наравне со взрослыми?

«Война заставляет детей повзрослеть раньше, - исправляются ученики. - Война - это особые условия. Когда над головой мирное небо, патриотизм спит». Нередко и детям, и взрослым кажется, что, окажись они в каких-то особых условиях, у них сразу же появится то, чего до этого у них не было. Есть война - есть патриотизм. Нет войны - нет патриотизма. Но не задумываются они о том, что в этих исключительных условия ничего не появляется, а просто проявляется.

Вернемся к статистике. 53% подростков считают себя патриотами. Остальные на вопрос: «Считаешь ли ты себя патриотом?» - ответили или «нет», или «50/50».

Патриотизм (греч. patriotes - соотечественник, patris - Родина, Отечество) зачастую трактуется как нравственный и политический принцип, духовное чувство, которое содержит в себе любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Являясь конкретно-историческим понятием, патриотизм в каждой эпохе может иметь различные социальные и аксиологические интерпретации. Однако основной принцип остаётся тем же, как и структура его составных элементов: отчий дом - родной край (малая родина) - место обитания народа - страна в целом, и связан он с процессом самоидентификации, то есть, осознанием себя членом какой-либо группы, принимая на себя свойства этой группы и ответственность за неё. Последние два элемента структуры не обязательно предстают в такой последовательности, так как государственные границы иногда не совпадают с местами обитания народов. В этом смысле патриотизм - понятие, не всегда созвучное с понятием государства, хотя и тесно связано с ним и более выражено в понятии «Отечество». Термин «патриотизм» означает, помимо этого, преданность народа, уважение к его истории, традициям и культуре.

Как понятие, патриотизм возник в сравнительно давние времена. И, возможно, ещё до существования государства, он проявлялся на физиологическом и психологическом уровне, как попытка защитить собственность и других членов племени.

Уже Платон имел аргументы в пользу того, что родина дороже отца и матери. В более развитой форме любовь к Отечеству, как высшую ценность, видят в своих трудах такие мыслители, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Под патриотизмом понималось служение народу, государству и власти; в Древней Греции, Риме и средневековье он трактовался как чувство преданности к определённой нации, державе и её институтам [Антипов, 1987, с. 148].

Идею патриотизма как основу объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчётливо можно увидеть в «Повести временных лет» и в проповедях преподобного Сергия Радонежского. В Киевской Руси смерть за родные земли считалась почётным долгом перед Родиной. При освобождении страны от чужеземного ига и формирования единого государства, патриотические идеи усиливаются, приобретая материальную основу, и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма. Во времена Петра Великого Отчизна начала отождествлять себя с определённой территорией и исторически сложившегося на ней общества. Таким образом, патриотизм, проявленный на государственном уровне, становится важнейшим направлением деятельности государственных и общественных институтов [Тюрин, 1987, с. 33-78].

Множество педагогов и мыслителей прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного развития, указывало на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является и как важная задача воспитания, и как мощный педагогический инструмент: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и великую опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [Ушинский, 2011, с. 97].

И.А. Ильин писал: «Люди на уровне инстинкта, естественно и незаметно приспосабливаются к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остаётся почти всегда за границей их сознания. Тогда любовь к родине живёт в душах в виде неразумной, предметно неопределённой склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» [Ильин, 1993, с. 71].

Но, несмотря на давность своего происхождения, это понятие, как и прежде, не имеет конкретного определения, поэтому существует необходимость более подробного его обзора.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» [Даль, 1955, с. 144].

Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своей Родине, к соотечественникам, в преданности и готовности служить своему Отечеству.

Педагогический энциклопедический словарь предлагает следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» [Бим-Бад, 2003, с. 83].

Патриотизм - это социальное явление, которое имеет большую устойчивость и долгую жизнь в народе, даже при его разрушении. Истинный и духовный в своей сущности патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к Отчизне, преданностью, гордостью за её прошлое и настоящее, в стремлении и готовности её защищать. Патриотизм является одним из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души [Вырщиков, 2005, с. 36].

Следовательно, по их мнению, речь идёт о наиболее важном отечественном социально-культурном постулате, который раскрывает смысл воспитания: высшей ценностью является человек, который хочет и умеет любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во всей истории занимала почётное место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составной компонент национальной идеи России, неотъемлемая часть отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [Вырщиков, 2005, с. 49].

Анализ мнений историков, философов, писателей, касающийся сущности рассматриваемого понятия показывает, что понимание патриотизма многообразно и несколько неоднозначно. Это связано со сложным характером явлений, разнообразием форм, рассмотрением проблемы патриотизма всевозможными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, а также в зависимости от множества позиций.

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

от греч. patriotns - соотечественник) - чувство любви к родине, идея, сознание гражд. ответственности за судьбы отечества, выражающиеся в стремлении служить ради своего народа, защиты его интересов. П. сплачивает соотечественников перед лицом внешнего врага - чужеземных захватчиков, а также объединяет прогрессивные классы и социальные слои в борьбе с внутр. угнетателями, являющимися худшими врагами родины, за процветание отечества, свободу народа, прогресс культуры. Ист. почвой, на к-рой возник и развивается П., служит наличие различных отечеств. делящих человечество по принадлежности к определенной стране, гос-ву. По характеристике В. И. Ленина, П. - это "... одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тясячелетиями обособленных отечеств" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 190 (т. 28, с. 167)). Элементы патриотич. чувств начали формироваться в глубокой древности, особенно с возникновением гос-в. В период феодализма в ходе освободит. борьбы народов с иноземными вторжениями начали закладываться общенац. патриотич. традиции. Формирование П. слав. народов и венгров шло под знаком борьбы с тур. нашествием и нем. "дранг нах остен". В освободит. борьбе против монг.-тат. ига, наступления нем. рыцарей, а позднее (в условиях крепнущих нац. связей Рус. гос-ва) - в борьбе с польской интервенцией, шведскими захватчиками (17 в.), с армией Наполеона в 1812 складывался П. рус. народа. Патриотич. движения в период феодализма и даже на заре капитализма еще принимали нередко религ. обличье (см. Гуситское революционное движение, Реформация). В период абсолютизма в среде правящих классов России процветал лицемерный "казенный П.", ставивший интересы престола, царской династии превыше интересов родины и народа. Старые формы П., связанные с верноподданнич. чувством, с приверженностью к определенному вероучению и выражавшиеся в пресловутой формуле "За веру, царя и отечество", преодолевались в ходе антифеод. бурж.-демократич. движений. Главным в П. эпохи нац.-освободит. движений в Европе стала нац. идея "защиты отечества", т. е. защиты освобождающейся бурж. нации против внешних сил феод. контрреволюции. Ист. признание эта идея, отразившая рост гражд. самосознания масс, получила в войнах франц. бурж. революции конца 18 в., в итал. нац.-освободит. войнах 19 в., в польском освободит. восстании 1863-64 против гнета российского царизма и т. п. Патриотич. движения зап.-европ. народов в период поднимавшегося капитализма увенчались созданием независимых нац. гос-в. История народов СССР показывает, как в конкретно-ист. условиях совместной борьбы с общими внеш. врагами патриотич. устремлениям ряда народов (украинцев, армян, грузин и др.) соответствовало их объединение с рус. народом в рамках единого гос-ва. Но до Вел. Окт. социалистич. революции 1917 бесправное положение угнетенной нации, клас. и нац. антагонизмы препятствовали формированию у народов, населявших Росс. империю и связанных общностью ист. судеб, общего для всех нар. масс патриотич. сознания. С решением задач бурж.-демократич. движений и вступлением капитализма в его империалистич. стадию интересы народа, родины, нац. культуры и языка становились все более чуждыми империалистич. буржуазии. В зависимости от конкретных условий клас. борьбы в стране и на междунар. арене буржуазия в своекорыстных клас. целях либо эксплуатирует патриотич. чувства масс, проповедуя "классовый мир" внутри страны и разжигая вражду и рознь между народами (см. Национализм, Шовинизм), либо отрекается от П., выдвигая принцип "где хорошо, там отечество" (космополитизм), либо идет (особенно перед лицом восставшего пролетариата) на прямое предательство родины, вступая в сделки с какими угодно чужеземцами. Бурж. обществ. сознанию свойственна националистич. форма П., к-рая придает абсолютное значение нац. моментам, ставя их превыше интересов классов и клас. борьбы. Бурж. П. препятствует сплочению прогрессивных слоев общества в борьбе со "своими" угнетателями и исключает клас. солидарность с др. народами. Бурж.-националистич. отношение к родной стране породило среди мелкобурж. слоев, среди реакционно настроенной интеллигенции и такую разновидность П., как т. н. "квасной П.", выражающийся в преклонении перед устаревшими, архаичными формами нац. культуры, отжившими традициями, мешающими обществ. прогрессу. Продолжателем лучших патриотич. традиций народов, выработанных веками борьбы с чужеземными и отечеств. угнетателями, является пролетариат - класс, преисполненный "благородным национальным чувством" (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 11, с. 191), чувством нац. гордости (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 107 (т. 21, с. 85)). Особенность патриотич. сознания пролетариата определяется тем, что в условиях капитализма "рабочие не имеют отечества" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 444). Как разъяснял Ленин, существо этого положения Маркса и Энгельса означает, что в условиях капитализма экономич. положение рабочего класса не национально, а интернационально, его клас. враг интернационален; условия его освобождения тоже; интернац. единство рабочих важнее национального (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 49, с. 324 (т. 35, с. 196)). Вместе с тем марксисты указывают, что интернац. обязанности пролетариата не противоречат его нац. патриотич. задачам. Ленин указывал, что "Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны" (там же, т. 17, с. 190 (т. 15, с. 172)). Выступая наиболее последовательным защитником народа от всех форм клас. и нац. угнетения и борясь против них всеми революц. средствами вплоть до справедливых нац.-освободит. и гражд. войн, пролетариат вырабатывает новый тип П., к-рый проникнут идеями интернац. солидарности и свободен от нац. узости. В эпоху империализма, в связи с 1-й мировой войной, вопрос о П. стал объектом острой клас. борьбы между пролетариатом и буржуазией. Бурж. лозунгу "защиты отечества", т. е. поддержки реакц. пр-в в несправедливой, империалистич. войне, большевики и др. революц. марксисты противопоставили лозунг поражения "своих" пр-в и превращения империалистич. войны в гражданскую. Этот лозунг выражал ту истину истории, что патриотич. устремления народов могут быть осуществлены не на путях взаимного истребления ради выгод капиталистов, а в совместной революц. борьбе против клас. господства империалистич. буржуазии. В период империализма вполне закономерны вместе с тем национально-освободительные и отечественные войны, патриотические движения рабочего класса, трудящихся, направленные против агрессивных устремлений империалистических держав. В результате победы Окт. революции 1917 в России рабочий класс впервые в истории обрел свое подлинное, социалистич. отечество, к-рое служит основой развития сов. социалистич. П. Формулируя отношение рабочего класса к социалистич. отечеству, Ленин указывал: "Мы - оборонцы теперь, с 25 октября 1917 г., мы - за защиту отечества с этого дня" (там же, т. 35, с. 395 (т. 27, с. 42)). Сов. П., в к-ром любовь к Родине органически слилась с преданностью Сов. власти, делу социализма, явился могуществ. фактором в борьбе нар. масс за защиту завоеваний Окт. революции в ходе гражд. войны 1918-20 против белогвардейцев и интервенции империалистич. держав, в борьбе за построение социалистич. общества. "Патриотизм человека, который будет лучше три года голодать, чем отдать Россию иностранцам, это - настоящий патриотизм, без которого мы три года не продержались бы. Без этого патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной собственности... Это лучший революционный патриотизм" (там же, т. 42, с. 124). Формирование советского П. происходило в трудном процессе преодоления националистических и шовинистических пережитков, былой национальной розни, в борьбе с узкопатриотическими настроениями, свойственными мелкой буржуазии. Сов. социалистич. П., качественно отличный от всякого другого, - высший тип П. Факторами, обеспечившими утверждение сов. П. в качестве неотъемлемого элемента обществ. сознания в СССР, послужили коренные революц. преобразования в экономике, клас. структуре, нац. отношениях в ходе построения социализма, приведшие к образованию новой историч. общности людей, сов. народа. Жизненность и силу сов. П. особенно ярко раскрыла Вел. Отечеств. война 1941-45 против нем.-фаш. захватчиков. Сов. П. - общенар. чувство, присущее рабочему классу, колх. крестьянству, нар. интеллигенции. Его разделяют в равной мере все нации и народности, населяющие Сов. гос-во. Сов. П. преломляется у каждой социалистич. нации через ее нац. особенности. Сочетая в себе интересы отдельных национальностей с их общими коренными интересами, сов. П. обеспечивает прочную духовную связь между народами СССР, их морально-политич. единство и дружбу. Преданность социалистич. строю, идеям коммунизма - определяющая черта как сов. П., так и пролетарского интернационализма. Вследствие этого в социалистич. идеологии патриотическое не противостоит интернациональному, а органически совпадает с ним. Патриотич. воспитание масс предполагает борьбу против проявлений и пережитков всякого бурж. национализма и шовинизма, против тенденций к нац. ограниченности и исключительности, против космополитизма, против обычаев и нравов, мешающих коммунистич. строительству. В совр. эпоху неизмеримо возросло значение П. в жизни народов. Социалистич. революции в ряде стран Европы и Азии выросли непосредственно из патриотич. борьбы их народов против нем.-фаш. захватчиков и япон. милитаристов в годы 2-й мировой войны. П. нар. масс принадлежит ист. роль в крушении колониальной системы и завоевании народами политич. независимости в дальнейшей борьбе против империализма, за экономич. самостоятельность. Особенность развития социалистич. П. в социалистич. странах заключается в том, что оно происходит в условиях, когда "общие интересы народов социалистических стран, интересы дела социализма и мира требуют правильного сочетания в политике принципов социалистического интернационализма и социалистического патриотизма" ("Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", М., 1961, с. 52). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 444, т. 11, с. 191; их же, Избранные письма, М., 1953, с. 177-79; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 451-52 (т. 13, с. 437); т. 17, с. 190, 194-95 (т. 15, с. 171-72, 176); т. 23, с. 61-62, 175-76 (т. 19, с. 33-34, 83-84); т. 35, с. 395-97 (т. 27, с. 42-44); т. 37, с. 74-76, 190 (т. 28, с. 67-68, 167); т. 39, с. 228-29 (т. 30, с. 48-49); т. 42, с. 124; Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Кравцев И. Е., Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм, К., 1965. Е. Г. Панфилов. Москва.