Министерство культуры зарплаты директоров музеев. Сколько зарабатывает работник музея: директор и смотритель

В переводе с канцелярского на русский — стало известно, сколько за год заработали худруки театров и оркестров, директора музеев и институтов культуры, художественных академий и реставрационных мастерских. Абсолютным лидером за период с 1 января по 31 декабря 2016 года стал Валерий Гергиев .

Задекларированный доход худрука Мариинского театра Валерия Гергиева, составил 154 млн руб. Второе место занял художественный руководитель Малого драматического театра Лев Додин : почти 113 млн руб. Напомним, что именно со спектаклем театра Льва Додина был связан «ценовой» скандал: стоимость билетов на постановку «Гамлет» с Лизой Боярской и Данилой Козловским в главных ролях, показанную в Москве, достигала 20 тыс. руб.

Бронзовым призёром в плане доходов стал худрук Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков (76 млн руб.).

В числе самых высокооплачиваемых деятелей культуры ткже значатся: худрук МХТ им. Чехова Олег Табаков (69 млн руб.), директор музея-усадьбы «Архангельское» Вадим Задорожный (47 млн руб.), худрук Санкт-Петербургской академической филармонии им. Шостаковича Юрий Темирканов (44 млн руб.), худрук Театра Наций Евгений Миронов (37 млн руб.), худрук Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет (35,5 млн руб.), худрук Государственного академического симфонического оркестра Владимир Юровский (34 млн руб.), ректор ВГИКа Владимир Малышев (33 млн руб.).

А судьи кто?

Естественно, эта информация не осталась без внимания пользователей соцсетей. В интернете посыпались язвительные комментарии. «Вопрос „ С кем вы, деятели культуры? “ нашёл ответ в 21 веке. С олигархами)))», — это одна из самых безобидных реплик в адрес лидеров списка. Насколько справделивы эти упрёки? И знают ли интернет-шутники, каким трудом зарабатываются эти миллионы?

Известный ведущий канала «Культура» Юлиан Макаров рассуждает так:

— Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос с такой стороны: выезжает на гастроли прославленный оркестр, например, Мариинского театра. Или оркестр под управлением Спивакова, или оркестр Темирканова, список можно продолжать долго. На какой бы континент ни отправились эти коллективы, их концерты пройдут на самых известных и престижных площадках. У них не бывает и не может быть проигрышей сродни спортивным (когда рассчитывали на десятки золотых медалей, а получили лишь допинговые скандалы). Не может быть пустых залов, плохих отзывов в прессе. Ничего, что позорит нашу страну, у этих коллективов быть просто не может. Там только выигрыши, только укрепление авторитета России в глазах остального мира как крупнейшей культурной державы! В нашем спорте фигурируют гораздо более существенные цифры. Достаточно вспомнить довольно бессмысленного футболиста Халка , которого купили за 60 млн евро. При этом тот же футбол наш ничего, кроме разочарований (прежде всего на международной спортивной арене), глубокого сожаления и огромных дыр в бюджете, не приносит. То есть один футболист у нас зарабатывает порой больше, чем все выдающиеся деятели культуры вместе. Почему же в адрес спортсменов таких шуток не слышно? Все попавшие в десятку лидеров люди — музыканты, актёры, режиссёры — работают на благо страны, давая сотни концертов в течение года, проводя фестивали, вкладываясь в поиски новых талантов. Отдельно отмечу ещё и то, что ни министерство, ни деятели культуры не боятся быть открытыми, прозрачными. Это можно только приветствовать.

А вам слабо?

— Безусловно, осуждающие и завистливые голоса, обсуждающие этот список, а точнее, суммы, в нём представленные, вполне могут зазвучать, — продолжает Макаров. — Но давайте предложим любому человеку попробовать поработать даже за большие деньги в том графике, в котором, например, работает лидер списка, Валерий Абисалович Гергиев. Я очень хорошо знаком с этим человеком, по-настоящему горжусь дружбой с ним и отлично знаю, что его трудоспособность, его нагрузки просто немыслимы для рядового, даже очень хорошо физически подготовленного человека. Он действительно работает 22 часа в сутки! И не просто сидит в кабинете, а проводит по два-три симфонических концерта или оперы в день: не суть, идёт ли речь о репетициях или выступлениях. Как-то, будучи в Мариинском театре, я стал свидетелем того, как Гергиев выдержал марафон в 18 часов за дирижёрским пультом во время празднования юбилея Прокофьева. Давайте найдём такого человека, который сможет в подобном графике жить! Поэтому те деньги, которые, в частности, Гергиев зарабатывает, я считаю, не просто адекватны: они занижены. Валерия Абисаловича во всём мире знают! А есть немало европейских дирижёров, имена которых известны единицам, но которые получают по 3 млн в год, а то и больше. И никого это не смущает. И Гергиев, и Темирканов, и Спиваков, и Юровский, и все остальные из представленного списка делают всё, чтобы имя России звучало в контексте высших достижений культуры и искусства. Это профессионалы своего дела, и всерьёз обсуждать их доход мне кажется занятием глупым и не совсем интересным.

На сайте Министерства культуры оглашены не только совокупные доходы работников подведомственных учреждений, но и их среднемесячные зарплаты. И цифры в большинстве своём далеки от тех, что значатся в зарплатных ведомостях некоторых госкорпораций.

Среднемесячные зарплаты руководителей учреждений, подведомственных Министерству культуры, за 2016 г.:

Учреждение Должность ФИО Зарплата, руб.
Гос. академ. Мариинский театр Худ. рук. и директор Гергиев В. А. 12 857 163,0
Санкт-Петербургская академ. Филармония им Шостаковича Худ.рук. Темирканов Ю. Х. 976 285,0
Гос. Музей-заповедник «Московский Кремль» Ген. директор Гагарина Е. Ю. 964 210,0
Московский Художественный театр им. Чехова Худ. рук. Табаков О. П. 935 994,2
Государственный Эрмитаж Ген. директор Пиотровский М. Б. 839 076,0
Гос. академ. Малый театр России Худ. рук. Соломин Ю. М. 746 698,0
Гос. академ. Театр им. Вахтангова Худ. рук. Туминас Р. В. 661 421,0
Гос. академ. Большой театр Ген. директор Урин В. Г. 559 271,0
Большой Московский гос. Цирк на Проспекте Вернадского Директор Запашный Э. В. 499 717,0
Гос. Театр Наций Худ. рук. Миронов Е. В. 458 919,6
Гос. Третьяковская галерея Ген. Директор Трегулова З. И. 436 013,0
Московский художественный Академ. театр им. Горького Худ. рук. Доронина Т. В. 389 686,0
Гос. Академ. Большой Симфонический Оркестр России им. Чайковского Худ. рук. Федосеев В. И. 376 193,0
Киноконцерн «Мосфильм» Ген. директор Шахназаров К. Г. 355 803,0
Национальный филармонический Оркестр России Худ. рук. Спиваков В. Т. 347 510,0
Гос. Симфонический Оркестр «Новая Россия» Худ. рук. Башмет Ю. А. 330 336,0
Театр «Сатирикон» им. А. Райкина Худ. рук. Райкин К. А. 247 513,0
Гос. Музей изящных Искусств им. Пушкина Директор Лошак М. Д. 198 061,0
Гос. Музей-заповедник «Куликово поле» Директор Гриценко В. П. 171 421,0
Гос. Музей-заповедник «Михайловское» Директор Василевич Г. Н. 152 751,0
Тульский гос. музей оружия Директор Калугина Н. И. 137 098,0
Академ. Малый драм. театр — Театр Европы Худ.рук.-директор Додин Л. А. 116 221,0
Рос. Академия художеств Президент Церетели З. К. 65 327,5

— Работа сотрудников учреждений культуры, в частности, музеев, и в Европе, и в Америке — работа высокооплачиваемая, — комментирует директор музея-заповедника «Куликово поле» Владимир Гриценко . — В том, что кому-то кажется, что те же музейщики или руководители крупных библиотек зарабатывают слишком много, проявляются стереотипы, доставшиеся нам с советских времён. В Союзе все получали немного, а работники культурного сектора, в том числе должностные, были и вовсе самыми низкооплачиваемыми. «Ах, библиотекарь, ах, музейный сотрудник, они же за идею работают. Так пусть за неё же и продолжают работать!» Примерно такое мнение бытовало. А я не понимаю, почему человек не просто с умелыми руками, но ещё и с головой, должен получать за свой труд копейки. Человек, сохраняющий для будущего историю, культуру своей страны. Поэтому могу только приветствовать тот факт, что зарплаты работников культуры, несмотря на разницу с зарплатами в других сферах, меняются в лучшую сторону.

На что им денег не хватает?

— Людям свойственно прибедняться по самым разным причинам, независимо от профессии, — ситает кинокритик Виктор Матизен . — Но в данном случае лично я не слышал, чтобы кто-то из наших актёров и прочих деятелей культуры жаловался на нехватку личных денег. Личные доходы, гонорары, зарплата того же Евгения Миронова, например, — это явно не повод для жалоб. Когда худруки театров жалуются на нехватку средств, то плачутся они в первую очередь по поводу того, что театры очень скудно снабжаются. И даже высокая стоимость билетов (хотя сам я подобными подсчётами не занимался) не позволяет окупить содержание художественной труппы, зданий театров, постановку спектаклей и так далее. Известность приносит деньги, причём хорошие, это естественно и понятно. И жаловаться тут нечего. А вот жалобы на то, что государство отпускает очень мало денег на культуру, думаю, справедливы.

Судя по всему, в области балета и других видов искусств мы вполне можем конкурировать с остальным цивилизованным миром. По крайней мере, если не по качеству спектаклей, то по доходам руководителей театров. Министерство культуры обнародовало данные о среднемесячных зарплатах звезд, которые "рулят" подведомственными учреждениями культуры.

ПО ТЕМЕ

Самым богатым оказался Валерий Гергиев – худрук и одновременно директор Мариинского театра. В 2016-м он получал 12 857 163 рубля в месяц.

В Москве же наибольший оклад у Олега Табакова. Только на посту худрука МХТ им. Чехова он зарабатывал по 935 994 рубля (это не считая возглавляемой им "Табакерки" и театрального колледжа).

Чуть скромнее аппетиты у главы Малого театра Юрия Соломина – 746 698 рублей. Далее идут худрук театра им Евг. Вахтангова Римас Туминас с зарплатой в 661 421 рубль и петербуржец – Андрей Могучий из БДТ им. Товстоногова, которому платили 603 235 рублей.

Гедиректору Большого театра Владимиру Урину из бюджета доставалась 559 271 рублей. Валерию Фокину из Александринского театра на карточку каждый месяц "капало" по 517 434 рубля.

Евгений Миронов из Театра наций заслужил 458 919 рублей. Прославленная Татьяна Доронина из МХАТ им. Горького – 389 686 рублей. Замыкает список Алексей Бородин из Молодежного театра – он имеет 353 358 рублей. Получается, что Бородин получает в 35 раз меньше, чем Гергиев.

Пунктом 1 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 (далее - Положение N 583), установлено, что оплата труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также данным Положением. В этой статье подробно рассмотрим формирование заработной платы руководителю учреждения культуры.

В соответствии с п. 6 Положения N 583 заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы.

К сведению. Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 - 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

Итак, рассмотрим составные части заработной платы руководителя учреждения культуры, а именно должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты.

Должностной оклад

Как уже было сказано выше, должностной оклад руководителя устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до пяти размеров указанной средней заработной платы. Согласно п. 7 Положения N 583 к основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями - главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Минздравсоцразвития. В настоящее время Перечни должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности для расчета средней заработной платы и определения размеров должностных окладов руководителей подведомственных федеральных бюджетных учреждений, утверждены Приказом Минкультуры России от 15.08.2008 N 41 (далее - Приказ N 41).
Что касается порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения, он устанавливается Минздравсоцразвития. На сегодняшний день такой Порядок утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 08.04.2008 N 167н (далее - Порядок N 167н).
Рассмотрим более подробно перечень должностей и порядок исчисления средней заработной платы.
Перечень должностей. Итак, согласно Приложению 1 к Приказу N 41 в Перечень должностей работников, относимых к основному персоналу учреждений культуры, вид экономической деятельности которых именуется:
- "Прочая деятельность в области культуры", включаются: ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, главный хранитель фондов, главный библиограф, главный библиотекарь, главный дирижер, главный хормейстер, главный балетмейстер, библиограф, библиотекарь, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, хранитель фондов, художник-реставратор, организатор экскурсий, методист, редактор;
- "Деятельность в области искусства", включаются: главный дирижер, главный хормейстер, главный балетмейстер, главный художник, режиссер-постановщик, балетмейстер-постановщик, художник-постановщик, режиссер, дирижер, хормейстер, балетмейстер, художники всех специальностей, репетитор по балету (вокалу), репетитор по технике речи, редактор, артист драмы, артист (кукловод) театра кукол, артист-вокалист (солист), артист цирка (всех жанров), артист балета, артист хора, артист оркестра, артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестров, оркестра народных инструментов, артист оркестра ансамблей песни и танца, артист эстрадного оркестра (ансамбля), артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, артист хора ансамбля песни и танца, хорового коллектива, артисты - концертные исполнители (всех жанров), лектор-искусствовед (музыковед), чтец - мастер художественного слова;
- "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий", включаются: экономист, инженер, архитектор.
Кроме того, обращаем ваше внимание на Письмо Минкультуры России от 15.09.2008 N 04-64-1336, в котором отмечено, что для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных бюджетных учреждений, - таких как:
- музеи, библиотеки и учреждения клубного типа, следует применять Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Прочая деятельность в области культуры";
- театры, учреждения исполнительных искусств, цирков - Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Деятельность в области искусства";
- агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры - Приложение 1 к Приказу N 41, раздел "Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий";
- учреждения науки - Приложение 2 к Приказу N 41, в котором к основному персоналу относятся: ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, редактор;
- учреждения высшего и дополнительного профессионального образования и учреждения среднего специального образования - Приложение 3 к Приказу N 41, в котором к основному персоналу относятся: профессор, доцент, ученый секретарь, главный научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, старший научный сотрудник, научный сотрудник, старший преподаватель, преподаватель.
Таким образом, согласно п. 6 Положения N 583 при формировании размера должностного оклада руководителей вышеуказанных учреждений берется средняя заработная плата этих категорий работников.
Порядок исчисления средней заработной платы основного персонала учреждения. Согласно п. 2 Порядка N 167н при расчете средней заработной платы учитываются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы и выплаты стимулирующего характера работников основного персонала учреждения. При этом не имеет значения, за счет каких источников осуществляются стимулирующие выплаты (бюджетные средства или средства, полученные от приносящей доход деятельности).

Обратите внимание! При расчете средней заработной платы выплаты компенсационного характера основного персонала учреждения не учитываются (п. 2 Порядка N 167н).

В данном пункте также сказано, что расчет средней заработной платы работников основного персонала учреждения осуществляется за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя учреждения.
Пунктом 3 Порядка N 167н установлено, что средняя заработная плата определяется путем деления суммы окладов (должностных окладов), ставок заработной платы и выплат стимулирующего характера работников основного персонала учреждения за отработанное время в предшествующем календарном году на сумму среднемесячной численности таких работников за все месяцы календарного года, предшествующего году установления должностного оклада руководителя учреждения.
Согласно п. 4 Порядка N 167н при определении среднемесячной численности работников основного персонала учреждения должны учитываться сотрудники, которые:
- работают на условиях полного рабочего времени;
- работают на условиях неполного рабочего времени;
- являются внешними совместителями.
Отметим, что для каждой категории сотрудников применяется свой расчет среднемесячной численности. Рассмотрим более подробно расчет среднемесячной численности для каждой категории. Итак, для работников основного персонала учреждения:
1) работающих на условиях полного рабочего времени, среднемесячная численность исчисляется путем суммирования численности таких работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28-е или 29-е число), включая выходные и нерабочие праздничные дни, и полученная сумма делится на число календарных дней месяца. При этом численность работников за выходной или нерабочий праздничный день принимается равной численности работников за рабочий день, им предшествующий. Отметим, что в расчете участвуют сотрудники, фактически работающие на основании табеля учета рабочего времени. Если работник занят в учреждении не на одной ставке (например, он оформлен как внутренний совместитель), он учитывается как один человек (п. 5 Порядка N 167н);
2) работающих на условиях неполного рабочего времени, среднемесячная численность таких работников определяется пропорционально отработанному времени (п. 6 Порядка N 167н). В этом же пункте сказано, что расчет средней численности этой категории работников производится в следующем порядке:
а) во-первых, исчисляется общее количество человеко-дней, отработанных этими работниками, путем деления общего числа отработанных человеко-часов в отчетном месяце на продолжительность рабочего дня исходя из продолжительности рабочей недели, а именно:
- 40 часов - на 8 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,67 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 39 часов - на 7,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 36 часов - на 7,2 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 6 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 33 часа - на 6,6 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 5,5 часа (при шестидневной рабочей неделе);
- 30 часов - на 6 часов (при пятидневной рабочей неделе) или на 5 часов (при шестидневной рабочей неделе);
- 24 часа - на 4,8 часа (при пятидневной рабочей неделе) или на 4 часа (при шестидневной рабочей неделе);
б) во-вторых, определяется средняя численность не полностью занятых работников за отчетный месяц в пересчете на полную занятость путем деления отработанных человеко-дней на число рабочих дней в месяце по календарю в отчетном месяце;
3) являющихся внешними совместителями, среднемесячная численность исчисляется аналогично порядку определения среднемесячной численности работников, работающих на условиях неполного рабочего времени (п. 7 Порядка N 167н).
Также обращаем ваше внимание на Приказ Минздравсоцразвития России от 02.04.2008 N 158н, которым утверждены Разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения. В этих разъяснениях сказано, что при создании новых федеральных бюджетных учреждений и в других случаях, когда невозможно произвести расчет средней заработной платы работников основного персонала федерального бюджетного учреждения для определения должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения за календарный год, предшествующий году установления должностного оклада руководителя, размер должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, являющимся главным распорядителем средств федерального бюджета, в ведении которого находится федеральное бюджетное учреждение.

Стимулирующие выплаты руководителям

Согласно п. 9 Положения N 583 федеральные государственные органы - главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. В настоящее время порядок установления и осуществления выплат стимулирующего характера руководителям федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, установлен Приказом Минкультуры России от 23.03.2009 N 130 "О стимулировании руководителей федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации" (далее - Положение N 130).
Отметим, что стимулирующие выплаты осуществляются за счет бюджетных ассигнований, централизуемых Минкультуры для этих целей в размере 5% от лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений на текущий финансовый год (за исключением средств, выделяемых на выплату грантов) (п. 4 Положения N 130). В соответствии с п. 2 указанного Положения такие выплаты производятся на основании оценки деятельности учреждения за отчетный период в соответствии с установленными целевыми показателями результативности работы.
В настоящее время Перечень критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации, утвержден Приказом Минкультуры России от 27.11.2008 N 208. В этот Перечень включаются следующие критерии оценки:
- степень выполнения учреждением государственного задания;
- отсутствие замечаний Минкультуры по целевому и эффективному использованию бюджетных средств учреждения;
- отсутствие замечаний Минкультуры по использованию федерального имущества, находящегося в ведении учреждения;
- отсутствие в учреждении задержек по выплатам заработной платы;
- участие учреждения в реализации федеральных целевых и ведомственных программ;
- отсутствие замечаний проверяющих органов по результатам проверок деятельности учреждения.
Что касается целевых показателей результативности работы, то в настоящее время Приказом Минкультуры России от 27.12.2010 N 814 утверждены:
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Минкультуры, и работы их руководителей на 2011 год (Приложение 1);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Минкультуры, и работы их руководителей на 2011 год (Приложение 2);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности учреждения дополнительного и послевузовского профессионального образования "Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма", подведомственного Минкультуры, и работы его руководителя на 2011 год (Приложение 3);
- Критерии и целевые показатели эффективности деятельности научно-исследовательских учреждений и учреждений науки, подведомственных Минкультуры, и их руководителей на 2011 год (Приложение 4).
Итак, согласно Приложению 1 к целевым показателям относятся:
- выполнение государственного задания на подготовку обучающихся (выполнение контрольных цифр приема по программам среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);
- выполнение лицензионных требований;
- доля обучающихся в образовательном учреждении, прошедших промежуточную аттестацию (не менее 85%);
- доля обучающихся в образовательном учреждении, сдавших в период промежуточной аттестации экзамены и дифференцированные зачеты на "хорошо" и "отлично" (не менее 40%);
- соотношение лиц, отчисленных в отчетном году по неуважительным причинам, к общему контингенту обучающихся в учебном году (не более 10%);
- выполнение требований федеральных государственных образовательных стандартов;
- наличие учебно-методических комплексов по каждой кафедре или предметно-цикловой комиссии (не менее 70%);
- наличие нарушений законодательства РФ в области образования;
- предоставление докладов руководителей в установленный срок;
- соблюдение сроков и порядка представления бюджетных заявок в Минкультуры (в сроки и порядке, которые определены Минкультуры);
- отсутствие на конец года остатков бюджетных средств на лицевом счете учреждения (за исключением денежных средств от сдачи в аренду имущества);
- отсутствие просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;
- отсутствие задолженности по налогам и сборам;
- наличие фактов нецелевого использования средств федерального бюджета, отраженных в извещении Минфина;
- наличие оформленных в установленном порядке документов о регистрации имущественных и земельных участков учреждения;
- отсутствие замечаний в части предоставления достоверной информации по строго утвержденным формам с соблюдением сроков по запросам департаментов Минкультуры;
- равномерное освоение ассигнований федерального бюджета: I квартал - 18%, II квартал - 40%, III квартал - 70%, IV квартал - 95%.
Аналогичные целевые показатели установлены в Приложениях 2, 3 и 4.
Стимулирующие выплаты руководителям учреждений производятся ежеквартально в виде премий в пределах годового объема централизованных бюджетных ассигнований (п. 6 Положения N 130).
Для того чтобы выплаты стимулирующего характера были осуществлены, необходимо выполнить следующее:
1) руководитель учреждения до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, должен представить отчет о выполнении установленных целевых показателей в курирующие департаменты (п. 7 Положения N 130);
2) курирующие департаменты направляют до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представленную информацию о выполнении (невыполнении) показателей, а также предложения о размере премирования каждого руководителя в комиссию по стимулированию руководителей (п. 8 Положения N 130);
3) комиссия по стимулированию руководителей принимает решение о размере соответствующих выплат, которое оформляется протоколом и утверждается приказом министра (п. 9 Положения N 130). Данная комиссия осуществляет следующие функции:
- рассматривает представленные департаментами материалы, характеризующие результативность деятельности учреждения, а именно анализ выполнения учреждениями целевых показателей и конкретные предложения по стимулированию руководителей;
- заслушивает доклады директоров департаментов Минкультуры, курирующих деятельность учреждений, о выполнении или невыполнении их руководителями целевых показателей;
- может привлекать к участию в заседаниях комиссии руководителей учреждений, руководителей их структурных подразделений, других ответственных работников учреждений, представителей соответствующих профсоюзов или иных выборных органов, а также независимых экспертов, участие которых необходимо для проведения экспертизы эффективности деятельности учреждений;
- принимает решение о размере премии в отношении каждого руководителя учреждения.
Отметим, что комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретарей и членов комиссии. Все ее решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании;
4) на основании приказа о премировании соответствующие департаменты в установленном порядке расходным расписанием направляют в учреждения культуры ассигнования (п. 11 Положения N 130).

Обратите внимание! Нераспределенный остаток таких ассигнований может использоваться также на стимулирование работников данного учреждения или на стимулирующие выплаты работникам других учреждений (п. 12 Положения N 130).

Компенсационные выплаты руководителям

В п. 8 Положения N 583 сказано, что выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. В настоящее время Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и Разъяснение о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 (далее - Приказ N 822, Разъяснение).
В соответствии с Приложением N 1 к Приказу N 822 к компенсационным выплатам относятся:
- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Указанные выплаты устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ;
- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ).
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ) (при выполнении работ различной квалификации (ст. 150 ТК РФ), совмещении профессий (должностей) (ст. 151 ТК РФ), сверхурочной работе (ст. 152 ТК РФ), работе в выходные и праздничные дни (ст. 153 ТК РФ), работе в ночное время (ст. 154 ТК РФ));
- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Согласно п. 1 Разъяснений выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ. При этом работодатели принимают меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников (п. 7 Разъяснений).

Министерство культуры РФ на своём сайте опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год

Средний возраст руководителей ведущих театров Москвы уже перевалил за 80! Почему мастера культуры не спешат уходить на заслуженный отдых, даже если их силы на исходе?

Ответ на этот вопрос, возможно, кроется в отчете Министерства культуры РФ. На своем сайте оно опубликовало данные о среднемесячных зарплатах руководителей подведомственных учреждений за 2016 год.

ДЛЯ СПРАВКИ : Юрию Соломину (Малый театр) и Олегу Табакову (МХТ им Чехова) по 81. Александру Ширвиндту (Театр сатиры) - 82, Татьяне Дорониной (МХАТ им. Горького), Галине Волчек («Современник») и Марку Захарову («Ленком») - по 83 года. Некоторые из них уже с трудом передвигаются самостоятельно, но готовы приезжать на работу даже в инвалидной коляске.

Самым высокооплачиваемым оказался худрук и директор Мариинского театра Валерий Гергиев . В среднем каждый месяц минувшего года он получал по 12 миллионов 857 тысяч 163 рубля. Его коллега из Санкт-Петербургской академической филармонии, по данным Минкульта, зарабатывал 976,2 тысячи рублей в месяц. А гендиректору Музея-заповедника «Московский Кремль» Елене Гагариной (дочке первого космонавта) выплачивался оклад 964,2 тысячи рублей.

Дорогие мои старики: СОЛОМИН, ШИРВИНДТ, ЗАХАРОВ

Чуть меньше - по 936 тысяч - падало на карточку Олегу Табакову . Но, помимо руководства МХТ, Олег Павлович, как известно, еще возглавляет театр «Табакерка» и театральный колледж. Эти учреждения финансируются из бюджета Москвы, но данные о зарплатах своих работников культуры столичный департамент пока не публиковал. Поэтому на сегодняшний момент не известно, например, об окладах Марка Захарова , Александра Ширвиндта , Галины Волчек. Их театры также финансируются не из федерального, а из московского бюджета.

Галина ВОЛЧЕК. Фото: ИТАР-ТАСС

Среди руководителей других знаменитых «очагов культуры» выделяется Юрий Соломин. Его средняя зарплата в 2016 году составляла 746,7 тысячи. Коллега Юрия Мефодьевича из МХАТа Татьяна Доронина задекларировала сумму почти вдвое меньше - 389,6 тысячи.

Руководитель Большого Московского цирка Эдгар Запашный каждый месяц минувшего года получал 499,7 тысячи. Одним из самых низкооплачиваемых стал Константин Райкин из «Сатирикона» - 247,5 тысячи рублей.

Известного музыканта Юрия Лозу - который, помимо прочего, имеет экономическое образование - не удивили размеры окладов худруков.

- Наш бюджет и не такие нагрузки выдержит, - иронизирует Лоза. - Откуда же, как не из бюджета, брать зарплаты этим деятелям культуры? Ведь они по сути ничего не производят. Обидно, что и среди наших олигархов нет работяг. Они ничего сами не создали, живут на нефтяной игле. Хапнули в свое время на приватизации народных богатств, а теперь и в ус не дуют. Вот и наши худруки точно так же подстроились: знают, где деньги брать. Либо от тех же олигархов, либо от государства, которое для них, по сути, является олигархом. Поэтому для бедных, простых людей культура ничего и не делает, только для богатых! Поэтому и фильмы не для народа снимают, и спектакли не для народа ставят.

В театре директор получает миллион рублей, а монтажник сцены - в тридцать - сорок раз меньше, - продолжает Лоза. - А от последнего, между прочим, безопасность актеров зависит. Разве это справедливо? Надо сокращать эту безумную разницу в заработках. Я тоже больше своих музыкантов получаю, но не во столько же раз! Это мои коллеги, и они работают столько же, сколько и я, стоят за мной на сцене, играют. Так что совесть мне не позволяет их обдирать.