Народ удмурты.

Удмурты

УДМУ́РТЫ -ов; мн. Нация, основное население Удмуртии; представители этой нации, страны. Легенды удмуртов.

Удму́рт, -а; м. Удму́ртка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Удму́ртский, -ая, -ое. У. язык.

удму́рты

(самоназвание - удмурт, устаревшее название - вотяки), народ в России, коренное население Удмуртии (496,5 тыс. человек). Общая численность 714,8 тыс. человек (1998). Язык удмуртский. Верующие - православные.

УДМУРТЫ

УДМУ́РТЫ (устаревшее - вотяки), народ в Российской Федерации, коренное население Удмуртии (460,5 тыс. чел.), живут также в Татарии (24,2 тыс. чел.), Башкирии (22,6 тыс. чел.), а также Пермской (26,2 тыс. чел.), Кировской (17,9 тыс. чел.), Свердловской (17,9 тыс. чел.) областях, Южном (12,5 тыс. чел), Сибирском (13,5 тыс. чел.) федеральных округах. Общая численность в Российской Федерации 636,9 тыс. человек (1992).
Среди удмуртов в качестве особой этнической группы выделяются бесермяне, они имеют особенности в материальной культуре и языке, испытавшем влияние татарского языка. Иногда бесермян выделяют как самостоятельный народ и в переписи 2002 года бесермяне учитывались отдельно от удмуртов. Численность бесермян в России - 3,1 тысяча человек. Удмуртский язык относится к финно-угорской языковой группе. В удмуртском языке выделяется несколько диалектов - северный, южный, бесермянский и срединные говоры. 70 % удмуртов считает родным свой национальный язык. Письменность удмуртского языка создана на основе кириллицы.
Большинство верующих удмуртов - православные, но значительная часть придерживается традиционных верований. На религиозные воззрения удмуртов, живущих среди татар и башкир оказал влияние ислам. Удмурты - потомки автохтонного населения Волго-Камского региона, которое связывается с ананьинской археологической культурой. Чепецкая археологическая культура(9-15 вв.) напрямую связывается с удмуртами. В русских источниках удмурты упоминаются с 14 века под названием арян, арских людей, а также вотяков, до этого они входили в собирательное название «пермь». Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе русского ученого Н.П. Рычкова. В состав Русского государства северные удмурты вошли в конце 15 века, а южные - в середине16 века после присоединения Казанского ханства. В 1920 году была создана Вотская автономная область. В 1932 году она была переименована в Удмуртскую автономную область, которая в 1934 году была преобразована в автономную республику.
Среди традиционных занятий удмуртов ведущую роль играло земледелие, для которого характерна комбинация подсеки и перелога с трехпольем. Землю вспахивали сохами разных типов или плугом-сабаном. Выращивали преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры - рожь, ячмень, овес, а также пшеницу, гречиху, из технических культур - коноплю, а позднее лен. Меньшую роль играли огородные культуры - капуста, огурцы, редька. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу, но скота держали мало из-за недостатка пастбищ, породы его были малопродуктивны, выпасали животных в лесу без присмотра пастухов. Разнообразны были подсобные занятия: охота - на белку, горностая, зайца, лисицу, рыболовство, пчеловодство, лесные промыслы - заготовка древесины, углежжение, смолокурение, деревообработка, а также прядение, ткачество, кожевенное, кузнечное дело.
Удмуртская одежда шилась из холста, сукна и овчины, до начала 20 века почти вся была домашнего производства. В одежде выделяются два варианта - северный и южный. Североудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи надевали холщовый белый халат с поясом и передник без грудки. Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носили штаны. Поверх женщины носили шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Девичьи и женские головные уборы отличались большим разнообразием, они отражали возрастное и семейное положение - платки, шапочки, повязки. Многочисленны были украшения из бисера, бусин, монет.
Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинных штанов на кожаном или шерстяном поясе, головными уборами были валяная шляпа или овчинная шапка, а обувью - лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.
Для сельских поселений удмуртов была характерна кучевая планировка, со второй половины19 века - уличная. Размеры сел были невелики - несколько десятков дворов. В поселениях находились постройки общественного назначения - святилища, зерновые склады, гумна, колодцы, большую часть территории занимали семейные усадьбы. Родственные группы занимали отдельные улицы или концы деревни. Выделялось два типа застройки усадьбы - П-образная в северных районах и свободная - в южных. Традиционным жилищем удмуртов была бревенчатая изба с холодными сенями под двускатной крышей. Зажиточные семьи жили в домах-пятистенках с зимней и летней половинами или двухэтажных домах с кирпичным низом. Печь была глинобитной с вмазанным или подвешенным котлом, по диагонали от нее располагался красный угол, где ставили стол. Летом переселялись в неотапливаемую одно- или двухэтажную клеть (кенос, чум) с галереей, там выделялись помещения для семейных пар. Во дворе была культовая постройка для семейных молений (куа, куала), которая служила и летней кухней. Она имела небольшие размеры, двухскатную крышу и земляной пол, окна и потолок отсутствовали. В центре находился очаг с котлом над ним, дым выходил в щель между скатами крыши. В постройке была полочка, на которую складывали кости и перья жертвенных животных и птиц. В состав дворовых построек входили также хлева, сараи, навесы для хозяйственного инвентаря, погреб.
В традиционном питании удмуртов преобладали продукты земледелия и животноводства - кислый подовый хлеб, который пекли обычно из ячменной муки с добавлением различных суррогатов, другие мучные изделия - блины, блины, лепешки, пресные ватрушки, пироги, пельмени. Разнообразны были супы, (например, шид - похлебка с крупой и горохом), каши, напитки - квасы, пиво, медовуха, шербет (вода с медом), сур (пиво). Мясо употреблялось в качестве приправы, после забоя скота делали кровяную колбасу. В небольшом количестве потреблялось молоко и молочные продукты.
До начала 20 века общественной жизни сельского населения большую роль играла земледельческая община соседского типа, во главе которой стоял совет - кенеш. Существовали как большие (до 50 человек), так и малые семьи, и наряду с ними гнезда родственных семей (боляк, иськавын) с общими полями, гумнами, банями, широко использовались формы взаимопомощи. Долгое время сохранялись родовые подразделения удмуртов - воршуды. Названия воршудов часто совпадали с названиями птиц и других живых существ, что объясняется тотемистическими представлениями. Каждый род имел свою куалу, где совершались моления; тамги - знаки собственности, которыми отмечались лесные делянки, домашние животные, вещи.
Браки у удмуртов совершались по сватовству, но практиковалось и похищение девушки, обычно, с согласия ее родителей. Молодая после свадьбы возвращалась в дом родителей на полгода и более. Архаические верования удмуртов отразились в похоронной обрядности, в обычае класть различные вещи в гроб - хлеб, соль, блины, котелок, топор, нож. Умерших сородичей хоронили на родовых кладбищах.
Христианские воззрения не вытеснили полностью традиционных верований и представлений. Сохранялись многие семейно-родовые культы, в частности почитание воршудов, под которыми понимался как сам род, так и его священные реликвии (их хранили в куале). У удмуртов зафиксировано около 70 воршудов. Для религии удмуртов был характерен многочисленный пантеон божеств, духов и мифологических существ, среди них Инмар - бог неба, Калдысин - бог земли, Шунды-муммы - Мать солнца, всего их насчитывалось около 40. Доброму Инмару противопоставлялся Кереметь, приносящий вред, его задабривали жертвами. В культе большую роль играло поклонение священным рощам и деревьям. Существовало жречество, руководившее проведением обрядов.
В духовной жизни удмуртов большую роль играли календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями. В дни зимнего солнцестояния отмечался праздник толсур с ряжеными, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия были связаны с хозяйственными занятиями: геры поттон – праздник выноса плуга, выль жук – обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С 19 века проведение многих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря - Рождеству, Пасхе, Троице. Широкое развитие в среде удмуртов получило песенное и танцевальное искусства, пение и танцы сопровождались игрой на традиционных музыкальных инструментах – гуслях, свирелях, волынках.


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • Татарстан Татарстан :
    23454 (2010 г.) , 24207 (2002 г.)
  • Башкортостан Башкортостан :
    21477 (2010 г.) , 22625 (2002 г.)
  • Пермский край Пермский край :
    20819 (2010 г.) , 26272 (2002 г.)
  • Свердловская область Свердловская область :
    13789 (2010 г.) , 17903 (2002 г.)
  • Кировская область Кировская область :
    13639 (2010 г.) , 17952 (2002 г.)
  • Ханты-Мансийский автономный округ - Югра :
    3670 (2002 г.)
  • Казахстан Казахстан :
    5824 (перепись 2009 г.)

    Украина Украина :
    4712 (перепись 2001)

    Зыряне и вотяки в традиционной одежде. 1862 г.

    Удмурты в национальных костюмах, фото 1900 года.

    Говорят на удмуртском и русском языках. 58,7 % удмуртов назвали родным удмуртский язык , который относится к финно-угорской группе уральской семьи . Внутри своей языковой группы удмуртский язык вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским составляет пермскую подгруппу . По переписи 2010 года , в России проживало около 552 тысяч удмуртов, в том числе в самой Удмуртии 410 тысяч. Основная религия - православие , в сельской местности включающее остатки дохристианских верований .

    Антропология и генетика

    Исследования краниологических параметров черепов из удмуртских захоронений XVII-XIX веков свидетельствуют об их принадлежности к локальному прикамскому варианту европеоидной расы . Наиболее близкими к их антропологическому комплексу являются коми-пермяки . Из средневековых материалов ближайшую к «общеудмуртской» характеристике имеют серии из могильников юго-западных районов Удмуртии и северо-западного Татарстана, где находилась предполагаемая прародина удмуртов.

    На общеудмуртском фоне выделяется среднечепецкая группа, облик которой сближается с карелами, ижорой и коми-зырянами - то есть восточнобалтийским типом , который в древности имел широкое распространение на территории Европы. Предполагается, что причиной этого было растворение в северных удмуртах остатков населения чепецкой культуры .

    Было проведено исследование гаплогрупп Y-хромосомы 53 удмуртов из Ижевска и Якшур-Бодьинского района Удмуртии. Получены следующие результаты :

    Этническая история

    Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён - носителей и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры).

    В современном удмуртском языке самоназвание удмуртов членится на два компонента - уд- (с неясной семантикой) и -мурт «человек, мужчина» (иранское заимствование). Этимология первого компонента не вполне ясна. По мнению С. К. Белых и В. В. Напольских , этноним удмурт восходит к иранскому *anta-marta «житель окраины, пограничья; сосед» - относительно степного ираноязычного мира , аналогично одному из названий древних славян - анты «жители окраины » .

    Прежнее русское название - вотяки́ (отяки, воть ) - восходит к тому же корню уд- , что и самоназвание удмурт (но через марийское посредство о́до «удмурт») .

    Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии , а позже - Золотой Орды и Казанского ханства . Северо-удмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году . Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты - или 1558 год - приняты в местной историографии условно).

    Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области (с 1932 года - Удмуртская АО , с - Удмуртская АССР , с - Удмуртская Республика).

    Основные занятия

    Традиционные занятия удмуртов - пашенное земледелие , животноводство , меньшую роль играло огородничество. Например, в 1913 году в общих посевах зерновые составили 93 %, картофель - 2 %. Культуры: рожь , пшеница , ячмень , овёс , гречиха , просо , конопля , лён . Выращивали рабочий скот, коров, свиней, овец, птицу. На огородах культивировали капусту , брюкву , огурцы . Важную роль играли охота , рыболовство , пчеловодство и собирательство .

    Развиты были ремёсла и промыслы - рубка леса, заготовка древесины, смолокурение, мукомольное производство, прядение , ткачество , вязание , вышивка . Ткани для нужд семьи полностью производились дома (удмуртские холсты ценились на рынке). С 18 века сложились металлургия и металлообработка.

    Основная социальная ячейка - соседская община (бускель ). Это - несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

    Антропонимика

    Уровень образования

    Перепись 2010 года показала, что уровень образования российских удмуртов намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года, среди удмуртов лишь 11,1 % имели высшее или послевузовское образование (23 526 человек из 211472 лиц удмуртской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) . При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим образованием в 2010 году составила 23,4 % (среди лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования) .

    Материальная культура

    Жилище

    Типичное поселение - деревня (удм. гурт ), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище - наземная бревенчатая постройка, изба (корка́ ), с холодными сенями . Крыша - двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах . Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом . Зажиточные крестьяне стали ставить в XX веке дома-пятистенки, с зимней и летней половинами, или 2-этажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом. В качестве летней кухни и для семейных обрядов нередко использовалась упрощённая срубная постройка архаичного типа с очагом - куала .

    В домах находилась глинобитная печь (гур ), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар , котлом. По диагонали от печи располагался красный угол , со столом и стулом для главы семьи. По стенам - скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах . Двор включал погреб , хлевы , навесы, кладовые.

    Одежда

    Северо-удмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м ), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м ), опояску. На рубашку под камзол прикрепляется красный матерчатый нагрудник, обшитый позументом и бархатом. Одежда - белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая - цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м ), или камзол , шерстяной кафтан. Обувь - узорные чулки и носки, башмаки, валенки , лапти (кут ).

    На голове носили налобные повязки (йыркерттэт ), полотенце (чалма, весяк кышет ), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом (айшон ). Девичьи уборы - укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений вышивка, бисер , бусы , у южных - монеты . Украшения - цепочки (жильы ), серьги (пель угы ), перстни (зундэс ), браслеты (поскес ), ожерелье (весь ).

    Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы - самые простые - хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

    Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы), волынка (быз) и др. В наше время их вытеснили балалайка , скрипка , гармонь , гитара .

    Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна антагонистичная космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний), культ наделённого личностью Неба в качестве Творца. Верховное божество - Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара - Шайтан . Божество домашнего очага, хранитель рода - воршуд . Многочисленны низшие духи: вумурт , вукузё - водяной, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тӧлпери - дух ветра, нюлэсмурт, тэлькузё - леший, ягпери - дух бора, лудмурт - дух луга и поля, кутӥсь - злой дух, насылающий болезнь, и др. Весьма значительным является влияние народного христианства и ислама (религиозный календарь, мифологические сюжеты).

    Развитым был языческий клир - жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро - уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

    Изображения народных божеств неизвестны, хотя этнографы XIX века упоминают наличие удмуртских «идолов» (из дерева или даже серебра).

    Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

    Праздники

    Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является

    04/05/06
    Удмурты, они же вотяки - одна из национальностей нашей необъятной родины. Гнездится данный вид в основном в пределах Удмуртии (где к несчастью проживаю я). Их сразу можно отличить от остальных: конопатые рожи, оттопыренные уши, волосы рыжие (иногда цвета свежего поноса), нос приплюснутый, лоб низкий. Рост маленький, характер скверный. Возможны также их гибриды с татарами (более прогрессивный вид). Я ненавижу их за отсутствие интеллекта, за их корявый внешний вид, их уродливый язык и то, что они засоряют телеэфир своими передачами (*Чагыр-чагыр дедекё*, *Иворьёз*). Правда в столице Удмуртии они почти выродились как вид (встречаются только небольшими группами) и большинство их проживает в деревнях. Надеюсь они скоро вымрут...

    FKB , 22/10/10
    среди удмуртов много изнасилованных детей

    nayt , 23/10/11
    я их не ненавижу)) но и сказать что они мне нравятся тоже не могу)не смотря на то что мой отец на половину украинец и на половину удмурт,мама у меня русская

    Женя100 , 17/10/12
    поцеент по имени kogirum пишет, что удмурцы титульная нация. а кто же тогда русские которых живет в УР в два раза больше? как можно любить или уважать нацию которая не сохранила не только свой язык, но и имена.кто нить слышал в жизни хоть одно удмурское имя? а что это за национальный местный поет с фамилией чайников?

    vovani , 14/06/13
    Я их не ненавижу, но хорошего от них ни чего нет, и вообще у них своего ни чего нет только могут копировать с кого нибудь и хвалить себя что удмурты типа самые лучшие во всём мире. А так называемые девушки всю молодость плядуют потом умудряются ещё и замуж выскочить.У них такой обычай чтоли?- срамота! Вот и рождаются у них не понятно кто!

    Петруччо , 18/06/13
    Живу 10 лет в Удмуртии, и хуже нации я не видел. Завистливые, страшные, тупые. Живут одним днем - и чтобы сегодня поиметь с тебя пятак - пожертвуют завтрашим червонцем. Никаких ценностей. Ужасный акцент. Самый большой процент суицида по России - как следствие национальных черт характера. Вотянки дают на раз. Никогда удмурту не верьте на слово и не заводите с ним дружбу. Из плюсов - еще раз - их тупость, чем можно пользоваться.

    Joseph Chamberlain , 18/06/13
    Реально тупейшая и морально дегенеративная нация, напрочь лишенная какого либо научного, социального и культурного прогресса, живущая только лишь первичными природными потребностями. Вотяки это аналог африканских ниггеров, только с белым цветом кожи, по интеллекту как раз стоят с ними на одинаковой, самой низшей ступени развития. Их Удмуртия это нищая республика, города со старой и изношенной инфраструктурой, деревни вымирают из за алкоголизма. Работают эти вотяки массово в основном либо в Москве, либо в соседнем Татарстане, так как работы дома у них практически нет. Во времена царицы Екатерины этих белых ниггеров меняли на гвозди, по стоимости один вотяк - один гвоздь, весьма справедливая цена надо отметить. Выше верно подмечено, что эта нация склонна к самоубийствам, так как ничего жизнеутверждающего в них нет и быть не может. Оно и к лучшему, слабые и деградирующие должны погибать, расчищая проход более сильным и благородным народам. В общем тупиковая нация.

    Liannochka , 21/06/14
    К самой нации отношусь индифферентно, но вот субъект федерации не люблю. Живу в Ижевске, 19 город по населению в стране, а выглядит как село. Городом, да и республикой никто не занимается, бюджет дефицитный. Соседний Татарстан выглядит куда лучше. А у нас даже Ижевск выглядит убого, что уж говорить о городах поменьше. Не развивается у нас здесь ничего, поэтому и нация деградировала

    1. История удмуртов

    Удмурты - один из коренных народов Среднего Урала. Основой для формирования удмуртского этноса послужили местные финно-пермские племена, которые в разное время испытали влияние скифов, угров, тюрок и славян.

    Древнейшее самоназвание удмуртов - Ары, то есть «человек», «мужчина». Отсюда происходит древнее название Вятской земли - Арская земля, жителей которой русские практически до самой революции называли пермяками, вотяками (по реке Вятке) или вотской чудью. Сегодня удмурты считают эти названия оскорбительными.

    До середины 16 века удмурты не были единым народом. Северные удмурты довольно рано вошли в состав Вятской земли, которая осваивалась русскими переселенцами. После монгольского нашествия Вятская земля стала вотчиной нижегородско-суздальских князей, а в1489 году вошла в состав Великого княжества Московского.

    Южные удмурты попали под власть Волжской Булгарии, позднее - Золотой Орды и Казанского ханства. Принято считать, что их присоединение к России завершилось к 1558 году.

    Таким образом, на протяжении жизни трех-четырех поколений удмурты несколько раз сменили подданство, а многие из них были ассимилированы: северные удмурты - русскими, южные - татарами.

    Однако же именно Русское государство дало возможность удмуртским племенам не только выжить, но и сформироваться как народу. Вот сухие цифры: если в Петровскую эпоху было учтено всего 48 тыс. удмуртов, то сейчас их насчитывалось 637 тыс. человек - 13-кратное увеличение численности за 200 лет.

    Сам этноним «удморд» впервые опубликовал русский ученый Рычков в 1770 году. Происхождение его до конца не выяснено. Достаточно прозрачна только индоиранская основа - мурт, морт, которая означает то же, что и «ары» - человек, муж. Официально самоназвание удмуртского народа признано в 1932 году, когда Вотская автономная область была переименована в Удмуртскую.

    Русские филологи создали и удмуртскую письменность - на основе русского алфавита, но с прибавлением некоторых букв и знаков. Первая грамматика была опубликована в 1775 году. Наиболее близок удмуртскому язык коми, - они соотносятся примерно так же, как русский и польский языки. Сегодня удмуртский язык, наряду с русским, является государственным языком Удмуртской Республики. Коренное население составляет примерно треть ее жителей.

    2. Духовная культура и религия удмуртов

    Удмуртские язычество во многом сходно с верованиями других уральских народов, для которых характерна борьба доброго и злого начал. Верховное божество удмуртов носило название Инмар. Его соперником был злой дух - Шайтан.

    Удмуртские космогонические представ¬ления считали главной стихией - воду. «Раньше всего во всем свете кругом была вода»,- повествует одна из легенд. «Дул ветер, собирая землю в одну груду, лил дождь, изрывая водой собранную ветром землю. Так вот и произошли горы и долы», - говорится в другой легенде.

    Массовое обращение удмуртов в христианство произошло лишь в XVIII веке. Крещение большей частью проводилось насильственно. Все внешние признаки язычества были буквально выжжены каленым железом. В результате изображения языческих богов бесследно пропали. Что, однако, не мешает значительной часть народа упорно держаться язычества.

    Большое место в фольклоре удмуртов занимают былины, предания, сказки. Сюжеты многих из них перекликаются с сюжетами русских народных сказок. Это и понятно: ведь удмурты давно живут в тесном содружестве с русским народом. Вот, например, зачин одной из сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве не взошел овес». Начинается разбор, почему соделалась такая беда. По утверждению попа, крестьяне не заплатили налога Илье Антоновичу (Илье Пророку). К тому же выясняется, что в небесной канцелярии царит беспорядок: никто не знает, кто за что отвечает, поэтому не было долго дождей и не взошел овес.

    Народное творчество удмуртов невозможно представить без песен - многоголосых, мелодично-напевных. Большинство старых удмуртских песен грустные, от которых щемит сердце.
    Наверное, это один из самых поющих народов. Удмуртская свадьба не начиналась, пока один из распорядителей не давал песенный зачин. Устраивались песенные состязания, кто кого перепоет. Людей, которые не умеют петь, насмешливо называли «паллян кырзась» (буквально, «поющий влево»), мол, что с него взять, если он даже петь не умеет.

    3. Национальный характер и традиции удмуртов

    В антропологическом отношении удмуртов относят к уральской малой расе, которую отличает преобладание европеоидных черт при некоторой монголоидности. Среди удмуртов много рыжих. По этому признаку могут соперничать с мировыми чемпионами по златоволосости - кельтами-ирландцами.

    Внешне удмурты крепки и выносливы, хотя и не богатырского телосложения. Они очень терпеливы. Типичными чертами удмуртского характера считаются скромность, стеснительность, доходящая до робости, сдержанность в проявлении чувств. Удмурты немногословны. «У него язык остер, да руки тупы»,- говорят они. Однако ценят силу меткого выражения: «Ветер горы рушит, слово народы подымает»; «Сердечное слово три зимы греет».

    Путешественники XVIII века отмечали большое гостеприимство и радушие удмуртов, их миролюбие и кроткий нрав, «склонность более к веселию, нежели к печали».

    Радищев в «Дневнике путешествия из Сибири» отметил: «Вотяки почти как русские… Общая судьба, общие заботы и невзгоды сблизили два народа, породили дружбу и доверие между ними».
    Пожалуй, самой выразительной постройкой на удмуртском крестьянском дворе были двухэтажные кеносы-амбары. Сколько было снох в семье, столько стояло кеносов на дворе. Само это слово происходит от удмуртского «кен» - сноха.

    Традиционный удмуртский женский костюм был одним из самых сложных и красочных в Поволжье. Удмурты достигли высшего мастерства в «полотняном фольклоре».

    В традиционной этнокультуре удмуртов используется классическая цветовая триада: белый-красный-черный. Не случайно именно она положена в основу Герба и Флага Удмуртской Республики.

    В годы коллективизации и сталинских репрессий сельской культуре удмуртов был нанесен огромный урон. Наиболее инициативная, предприимчивая часть народа погибла. Дело довершила знаменитая удмуртская самогонка - «кумышка». Удмурты всегда упорно отстаивали свое право на самогоноварение, руководствуясь убеждением, что они получили «кумышку» в наследство от предков в качестве ритуального напитка. Прекратить ее изготовление – значит, предать веру, изменить своим богам. Поэтому удмуртское село сегодня, увы, выглядит такой же удручающе, как и русское.

    относятся к финно-угорской группе народов России. На территории нашей страны удмуртов насчитывается около 640 тысяч жителей. Большая часть из них проживает на исторической Родине – в Удмуртии . Часть удмуртов проживает в государствах бывшего Союза: в Узбекистане, Белоруссии, Казахстане, Украине.

    Исторические корни

    Исторической основой для формирования предков удмуртов послужили многочисленные племена Волго-Камья. Смешение с представителями других племен – с уграми и славянами, индоиранцами и позднетюрками — отразилось на культуре этноса. Заметные изменения в структуре удмуртской этнической группы произошли под воздействием русского народа. Вятские земли осваивались русскими переселенцами. Уже в 15 веке удмурты входят в численность Русского государства. Удмурты, проживающие на южных территориях, попали в зависимость от Волжской Булгарии, и только после падения Казанского ханства вошли в состав Российского государства. В истории это событие датируется 1558 годом. Из краткой исторической справки легко напрашивается вывод: удмурты несколько раз попадали под власть других государств. Находясь под властью чужеземного подданства, удмурты неминуемо ассимилировались, т.е. «смешивались»: южные племена с русскими, а северные удмурты с татарами. Однако, благодаря русскому покровительству, удмурты сохранились как нация.

    Откуда произошло слово «удмурт»

    Русские дали прозвище удмуртам – «вотяки », по названию места их расселения. Историки до сих пор не могут точно определить, откуда тогда появилось слово «удмурты». Часть ученых высказали предположение, что «уд» — это зеленые всходы на лугах в переводе с марийского наречия. «Мурт » в переводе с индоиранского – человек, мужчина.

    Национальный характер удмуртов

    Предки удмуртов вели традиционный уклад жизни: мужчины трудились на полях и в лесах, а женщины следили за семейным бытом, вязали, пряли, вышивали. Интерсеную версию выдвинули исследователи о психотипе удмуртов. По их мнению, удмурт – это спокойный, уравновешенный человек с невозмутимым темпераментом. На национальный характер повлиял исторический уклад занятий удмуртских поселений. Долгое время приходилось проводить в лесу на заготовке древесины. Работа требовала ответственности, размеренного подхода, исключала суету.

    Праздники и обряды

    Семейные дела были особо почитаемы удмуртами, поэтому многие обычаи связаны с самыми значимыми эпизодами: рождением первенца, свадебным торжеством, поминовением усопших. Календарно-обрядовые ритуалы проводились с целью задобрить природу, чтобы впоследствии получить богатый урожай. Во многих обычаях прослеживаются языческие корни: заклинания, жертвоприношения, магические обряды. Праздник Толсур – это удмуртский День урожая. Веселые игры, песни и танцы, богатый праздничный стол с угощениями есть в каждом доме. Масленица в народе зовется Вой дыр . Помимо традиционных блинов здесь устраивают костюмированные переодевания, «медвежьи пляски», катаются на лошадях, гадают на кудель. Ритуал изгнания Шайтана означает борьбу со злым духом, который может навредить близким. В праздник Акаяшка , который длится три дня, стараются освободить жилище от нечистой силы.

    Угощения удмуртов

    На удмуртской кухне хозяйка с любовью готовит угощения для гостей. Накормить гостя – это традиция народа. Аромат свежего хлеба, хрустящие национальные блины «шанежки », пироги с разными начинками вызовут аппетит, как только переступите порог удмуртского дома. Свинина не популярна в здешних местах, больше ценится говядина, баранина, мясо утки. А история всеми любимых пельмешек началась, кстати, именно здесь. В народе их прозвали «медвежьим ушком », а в столице Удмуртии этому блюду даже посвящен памятник. Помимо традиционного мясного фарша удмурты используют в приготовлении разную начинку для пельменей: грибной фарш, овощную смесь, рыбный паштет. А вот десертов и сладких угощений в национальной кухне маловато. Обилие ароматных ягод, душистого меда, выпечки заполнило эту нишу. Из меда делали квас, медовые напитки, добавляли в мучные изделия.