Основные образы повести А.П. Платонова «Котлован

В своей книге «Волшебные дни» В. Лихоносов высказывается об А. Платонове так: «Он действительно писатель глубоко сокровенный». И действительно, какое бы произведение А. Платонова мы ни читали, будь то роман «Чевенгур» или повесть «Юве- нильное море», рассказ «Фро» или статья о Короленко, мы чувствуем мастера, умеющего и заставляющего думать.
Своим творчеством Платонов заглянул в самую сердцевину утверждавшейся тоталитарной эпохи, в частности, повестью «Котлован». Об этом произведении критик В. Малухин говорит: «Котлован» прочитывается не просто как жуткое сновидение об утопическом идеале, но и как реальная хроника его исторического оскудения и распада. В горниле «Котлована» утопия переплавляется в антиутопию».
«Котлован» - повесть А. Платонова, посвященная началу строительства нового, небывалого еще Дома светлых и высоких человеческих отношений. Этот Дом - «то единое здание, куда пойдет на поселение весь местный класс пролетариата».
А. Платонов останавливается на самом начале строительства - на земляных работах, обеспечивающих успех постройки: чтобы дом был прочен, котлован должен быть надежен.
Герои повести хотят построить не простой, а «общепролетарский дом».
Котлован играет в повести роль связующего звена между человеческими судьбами и судьбой Отечества. Котлован предстает перед нами как средство, помогающее раскрыть сущность каждого отдельно взятого строителя. При этом процессе (выкапывание котлована) каждый из принимающих в нем участие думает о смысле жизни, надеется, что он не зря прожил свою жизнь, а отдал ее всю для общего дела - строительства «общепролетарского дома».
Но, с другой стороны, котлован - это могила, которую каждый, сам того не зная, роет для себя и для каждого. Котлован - это братская могила. Пример тому - смерть Насти и ее последнее пристанище. Можно привести еще имена, для кого котлован стал могилой: Сафронов и Козлов, активист.
Образ Насти несет огромную смысловую нагрузку. С ее смертью гибнет Будущее, его юная частица. И это - катастрофа вселенского масштаба, так как многие из строителей, возводя дом, никогда не думали о себе - дом строился «для масс», но не для себя, а со смертью Насти все эти массы вдруг остались без будущего...
Имена в повести имеют лишь немногие герои: Настя, Елисей, Никита, Чиклин, молотобоец Михаил. Остальные обходятся без имен. Так смогут ли эти люди, в основном безымянные, завершить строительство котлована и возвести светлый Дом? Хватит ли у них сил не только на внешнее, но и на внутреннее Устройство, на «духовную оснастку» будущего? Я считаю, что смысл названия повести заключается в этих вопросах, где автор размышляет, что все хорошее, доброе, светлое - все, что было Достигнуто и накоплено лучшими людьми российского государства, - было брошено в грязный котлован и затоптано в грязь людьми, которые в большинстве своем ничего не смыслят в том, что называется «светлые и высокие человеческие отношения».
А. Платонов прозорливо увидел, что право на существование будет лишь у одного главного человека, а если есть лишь один главный человек, то неминуемо обезличиваются все другие. Вот почему почти и нет имен у героев повести.
Задуманное как здание для вечного счастливого населения, как здание для человека, оно подмяло человека под себя, превратив его в средство, материал.
И «Котлован» сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем. Он ставит вопросы, которые ныне обретают для нас особый смысл.
Андрей Платонов заставляет помнить о самом главном, исходном, основополагающем.

В самом общем виде события, происходящие в «Котловане», можно представить как реализацию грандиозного плана социалистического строительства. В городе строительство «будущего неподвижного счастья» связано с возведением единого общепролетарского дома, «куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата».В деревне строительство социализма состоит в создании колхозов и «ликвидации кулачества как класса». «Котлован», таким образом, захватывает обе важнейшие сферы социальных преобразований конца 1920 – начала 1930-х гг. - индустриализацию и коллективизацию.

Сюжет повести можно передать в нескольких предложениях. Рабочий Вощев после увольнения с завода попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома «… единое здание, куда войдет на поселение весь местный класс пролетариата…». Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сироту Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню – для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков, Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится для неё могилой.

В платоновском повествовании «обязательная программа» сюжета коллективизации изначально оказывается в совершенно ином контексте. «Котлован» открывается видом на дорогу: «Вощев… вышел наружу, чтобы на воздухе лучше понять свое будущее. Но воздух был пуст, неподвижные деревья бережно держали жару в листьях, и скучно лежала пыль на дороге…» Герой Платонова – странник, отправляющийся на поиски истины и смысла всеобщего существования. Пафос деятельного преображения мира уступает место неспешному, с многочисленными остановками, движению «задумавшегося» платоновского героя.

Дорога приводит Вощева вначале на котлован, где он на какое-то время задерживается и из странника превращается в землекопа. Затем «Вощев ушел в одну открытую дорогу» - куда она вела, читателю остается неизвестно. Дорога вновь приводит Вощева на котлован, а затем вместе с землекопами герой отправляется в деревню. Конечным пунктом его путешествия опять становится котлован.

Маршрут героя постоянно сбивается, и он вновь и вновь возвращается к котловану. Важное значение в композиции повести получает монтаж совершенно разнородных эпизодов: активист обучает деревенских женщин политической грамоте, медведь-молотобоец показывает Чиклину и Вощеву деревенских кулаков, лошади самостоятельно заготавливают себе солому, кулаки прощаются друг с другом перед тем как отправиться на плоту в море.

Наряду с несостоявшимся путешествием героя Платонов вводит в повесть несостоявшийся сюжет строительства – общепролетарский дом становится грандиозным миражом, призванным заменить реальность. Проект строительства изначально утопичен: его автор «тщательно работал над выдуманными частями общепролетарского дома».Проект гигантского дома для его строителей могилой. Ключевое слово «Котлована» - ликвидация – является ключевым в повести, у него несколько синонимов: «устранение»; «уничтожение»; «погибель». «… Чиклин перехватил мужика поперек и вынес его наружу, где бросил в снег.

Ликвидировали? – сказал он из снега. – Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!». Мотив уничтожения людей и природы ради строительства «вечного дома» постоянно звучит в произведении. «Ликвидировав кулаков вдаль», Жачев не успокоился, ему стало даже труднее, хотя неизвестно отчего. Он долго наблюдал, «как систематически уплывал плот по снежной текущей реке, как вечерний ветер шевелил темную, мертвую воду, льющуюся среди охладелых угодий в свою отдаленную пропасть, и ему делалось скучно, печально в груди. Ведь слой грустных уродов не нужен социализму, и его вскоре также ликвидируют в далекую тишину».

Кулачество глядело с плота в одну сторону – на Жачева; «люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего, счастливого человека на ней», хотели увидеть здание человеческого счастья, за строительство которого заплачено слезами ребенка. Сама идея Дома определяется Платоновым уже на первых страницах повести: «Так могилы роют, а не дома», - говорит бригадир землекопов одному из рабочих.

Смысловой итог строительства «будущего неподвижного счастья» - смерть ребенка в настоящем и потеря надежды на обретение «смысла жизни и истины всемирного происхождения», в поисках которой отправляется в дорогу Вощев. Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движеньем? «Я теперь ни во что не верю!» - логическое завершение стройки века.

Система персонажей в повести «Котлован»

Первым на страницах «Котлована» появляется Вощев. Фамилия героя сразу обращает на себя внимание читателя: грамматически это типично русская фамилия на -ев. Наиболее очевидна фонетическая связь фамилии Вощев со словами «вообще» (в разговорном варианте – «ваще») и «вотще». Оба «значения» фамилии героя реализуются в повести: он ищет смысл общего существования («своей жизни я не боюсь, она мне не загадка») – но его личные поиски истины, равно как и общие усилия в достижении идеала, остаются тщетными, напрасными. Имя, таким образом, задает вектор смысла; оно как бы направляет читателя – но одновременно и «впитывает» значения контекста, наполняясь новыми оттенками смысла.

Значение имени в поэтике Платонова особенно важно потому, что это едва ли не единственный источник информации о герое. В прозе Платонова практически нет портретных характеристик, его герои обитают в мире, лишенном интерьеров е вещных подробностей. Внешняя изобретательность сводится к нулю, а место портрета занимают примерно такие описания: у Козлова было «мутное однообразное лицо» и «сырые глаза», у Чиклина – «маленькая каменистая голова», у пионерок осталась на лицах «трудность немощи ранней жизни, скудность тела и красоты выражения», у прибежавшего из деревни мужика были глаза хуторского, желтого цвета». Чиклин и Прушевский вспоминают мать Насти, которую они когда-то знали, но не по чертам лица, а по ощущению поцелуя, которое бережно хранится в их памяти.

Имена персонажей в прозе Платонова привлекают внимание своей необычностью и даже нарочитой искусственностью, «сделанностью». Жачев, Чиклин, Вощев – все эти имена строятся по типичной для русских имен схеме, но не имеют «прямого» лексического значения. Вместе с тем Козлов, Сафронов и Медведев (так звали медведя-молотобойца) носят вполне привычные и весьма распространенные фамилии, значение которых не воспринимается как характеристика героя.

Особо следует сказать о том, что именами наделены не все персонажи «Котлована». Активист, поп, председатель сельсовета, «середняцкий старичок», просто «зажиточный» названы лишь по их социальному статусу. Однако в контексте «Котлована» отсутствие имени – не менее значимая для характеристики героя информация, чем буквальное значение или происхождение имени.

Традиционные русские фамилии – Козлов, Сафронов, Медведев, как может показаться, уступают по своему смысловому объему фамилии Вощев. Очевидна лишь сюжетная этимология фамилии Медведев: Медведев и есть медведь. Абсолютно реалистическая фамилия принадлежит, однако, совсем не традиционному для реалистической поэтики персонажу – медведю-молотобойцу, обладающему классовым чутьем.

Однако между именем собственным (Медведев) и нарицательным (медведь) есть несколько промежуточных звеньев: Миша («Миш» - в обращении к медведю деревенского мальчика и кузнеца), Мишка, Михаил. «Человеческие» уменьшительно-ласкательные формы в обращении к медведю подчеркивают будничность фантастики – пролетарский молотобоец Миша вместе с людьми раскулачивает зажиточных крестьян в колхозе имени Генеральной Линии. Человеческие черты особенно ярко проявляются в обращении к медведю Насти – « Медведев Мишка». Именно в восприятии Насти медведь окончательно «превращается» в человека: «Одна только Настя смотрела ему вслед и жалела этого старого, обгорелого человека». После смерти Насти Мишка снова становится только медведем: «…колхозники … возили в руках бутовый камень, а медведь таскал этот камень пешком и разевал от натуги пасть».

В противовес этим фамилиям активист на селе вообще не имеет имени. Активист – деятельная натура, он инициатор и главный участник раскулачивания «зажиточного бесчестья» в

колхозе имени Генеральной Линии. Нарицательное существительное пристало к активисту так прочно, что начало выступать в роли имени. Социально-политическая функция вытеснила в человеке живые черты, заполнила его целиком и отменила необходимость в индивидуальном имени.

Не менее значительным в повести является образ Ивана Семеновича Крестинина. Эпизод с его участием занимает несколько строчек, и более значительным оказывается имя персонажа. «Старый пахарь» Иван Крестинин – мужик вообще (в фамилии очевидна связь со словом «крестьянин»), русский человек (Иван – нарицательное имя русских людей), христианин (однокоренные слова – «крестить», «крещение»). Его участь в повести – обобщенное выражение трагической судьбы русского крестьянина в эпоху коллективизации: «Старый пахарь Иван Семенович Крестинин целовал молодые деревья в своем саду и с корнем сокрушал их прочь из почвы, а его баба причитала над голыми ветками».

Имя Насти, также в контексте повести наполняется глубоким смыслом. С греческого имя Анастасия переводится как «воскресшая» - идея будущего воскрешения мертвых пронизывает все действия героев «Котлована». Вощев собирает в свой мешок «всякие предметы несчастья и безответственности», чтобы в будущем вернуть им тот смысл всеобщего существования, которого им так и не дано было узнать. «Утильсырье» для Вощева отнюдь не отбросы – когда он объясняет Насте, что и медведь тоже пойдет в утильсырье, он имеет в виду будущее одухотворение ветхой материи: «Я прах и то берегу, а тут ведь бедное существо!»

Однако именно смертью Насти – «воскресшей» - завершает повесть. Настя действительно однажды вернулась к жизни – Чиклин находит девочку в комнате, где умирает её мать; замуровав эту комнату, Чиклин превратил помещение в склеп для умершей. Трагический диссонанс имени и судьбы Насти – логический итог «общего дела» строителей миража. Дом остался не только не построенным – он стал ненужным, потому что в нем после смерти Насти, «будущего счастливого человека», некому жить. «Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и убежденном впечатлении?» Не случайно соединение имен Вощева и Насти в финале повести: надежды на воскрешение смысла (истины) и жизни оказались тщетными как тщетны надежды на всеобщее счастье в утопическом мире.

На котлован вернулись вместе с Елисеем, а медведь остался в колхозе. Настя наказала беречь его, Медведева Мишку, собралась навестить его. Опять, случайно или нет, Настю понес не Чиклин – Елисей; а Чиклин потащил неходячего Жачева.
Когда у занесенного снегом котлована готовили место для костра, Настя опять потребовала от Чиклина:
«Неси мне мамины кости, я хочу их!»

Но тот снова проигнорировал требование:
«Чиклин сел против девочки и все время жег костер для света и тепла, а Жачева услал искать у кого-нибудь молоко… Мимо барака проходили многие люди, но никто не пришел проведать заболевшую Настю, потому что каждый нагнул голову и непрерывно думал о сплошной коллективизации».

Вероятно, все напуганы и озабочены. Чиклин, взрослый, вроде бы лучше Насти знает, что ей надо – обогреть да накормить. Но она не бредит, а говорит о совершенно другом – тоже о теле, но не о преходящем, которое ест и греется, а о его вечном символе, костях. Ей нужна мама, потому что ее привязанности обрываются, а внутренние объекты нестабильны – как и у всех, кто работает на котловане. Можно сказать, что у Насти нет внутренней опоры, и ей требуется именно надежный скелет – а не частичные объекты (уже давно потерянный живот Чиклина или обрубок-Жачев с выпадающими зубами).
«- Чиклин, отчего я всегда ум чувствую и никак его не забуду?»
Чиклин не знал; а Настя была в сильнейшей тревоге: если она утратит сознание во сне, то оно может не восстановиться. Бодрствуя, как прежде делал Вощев, она защищает себя от настоящей смерти, а не только от ужаса уничтожения. Чиклин обманывает ее – уверяет, что город работает ночью, потому что о ней заботится. Настя не верит:
«- А я лежу вся больная… Чиклин, положи мне мамины кости, ч их обниму и начну спать. Мне так скучно стало сейчас!
- Спи, может, ум забудешь».

«Скучно» значит очень многое. Сейчас это может быть ужас и горе. А Чиклин не совсем понимает ее. Он говорит на ее языке, но предлагает как помощь именно то, чего она всего больше боится и хочет. Она, наверное, поняла, что костей матери он ей не принесет никогда. Да и сам матерью быть не сможет – он уже давно и не раз оставлял ее, а она перестала ему доверять: иначе требовала бы его живот, а не мамины кости.
Раз это не помогло, то больная девочка сделала еще одну попытку – на мгновение превратилась в собственную мать, живую и молодую:
«Ослабевшая Настя вдруг приподнялась и поцеловала склонившегося Чиклина в усы – как и ее мать, она умела первая, не предупреждая, целовать людей».

Но, кажется, и это не помогло, она достигла иного эффекта:
«Чиклин замер от повторившегося счастья своей жизни и молча дышал над телом ребенка, пока вновь не почувствовал озабоченности к этому маленькому, горячему туловищу».

Воспомининие не вызвало никакого преображения, как случилось с Прушевским. Чиклин занялся собою, своими переживаниями, и ему понадобилось время вернуться; девочка – видимо, по сравнению с прекрасным воспоминанием – стала для него не Настей, а снова детским туловищем. Платонов не объясняет, почему Чиклин опять оставил Настю (не сексуальное ли влечение или разочарование тому виной?), приспособил Елисея греть ее и отправил Жачева за молоком.
Наутро Настя умерла, несмотря на тепло, сливки и пирожные.

Чиклин подмел барак, накопивший за время запустения множество сора.
«Положив веник на место, Чиклину захотелось рыть землю; он взломал замок с забытого чулана, где хранился запасной инвентарь, и, вытащив оттуда лопату, не спеша отправился на котлован. Он начал рыть грунт, но почва уже смерзлась, и Чиклину пришлось сечь землю на глыбы и выворачивать ее прочь целыми мертвыми кусками. Глубже пошло мягче и теплее; Чиклин вонзался туда секущими ударами железной лопаты и скоро скрылся в тишину недр почти во весь свой рост, но и там не мог утомиться и стал громить грунт вбок, разверзая земную тесноту вширь. Попав в самородную каменную плиту, лопата согнулась от мощности удара, тогда Чиклин зашвырнул ее вместе с рукояткой на дневную поверхность и прислонился головой к обнаженной глине.
В этих действиях он хотел забыть сейчас свой ум, а ум его неподвижно думал, что Настя умерла».

В начале повести трудовые действия были описаны подробно, но не настолько, не в таком порядке – по сравнению с этим описания чувств предельно кратки, хаотичны, двусмысленны или абсурдны. Может быть, чтобы усыпить свой неподвижно думающий ум (а так и бывает в начале горя, мысли не текут), он мыслит лопатой о грунте. Кажется, он зарывает себя, копает могилу себе.
Неподвижность мыслей могла бы свидетельствовать и о том, что у Чиклина нет ресурсов справиться с горем, что оно так и останется в нем, чужеродное. Но нет – когда он вернулся в барак, то поступил так, как если бы на смену шоку пришло отрицание:
«В бараке он, чтобы не верить уму, подошел к Насте и попробовал ее голову; потом он прислонил свою руку ко лбу Елисея, проверяя его жизнь по теплу.
- Отчего ж она холодная, а ты горячий? спросил Чиклин и не слышал ответа, потому что его ум теперь сам забылся».

В сказках очень часто бывает так, что жители одного мира приходят в другой и наводят там связи – но контакт не может считаться завершенным, пока новые друзья или родственники не сделают ответного визита. Теперь на котловане такое же запустение, как и в покинутом ими колхозе, такое же безвольное молчание: утомленный Елисей спит, а Чиклин и Жачев просто сидят. Гость, Вощев, опоздал. Жачев ругается – бросил, мол, колхоз – но Вощеву с его новым знанием уже не надо верить в необходимость постоянного контроля, и он попросту не обратил внимания на угрозы инвалида.
Но Вощев опоздал, и это угрожает его чувству обретенной истины:
«Он привез в подарок Насте мешок специально отобранного утиля в виде редких, непродающихся игрушек, каждая из которых есть вечная память о забытом человеке. Настя хотя и глядела на Вощева, но ничему не обрадовалась, и Вощев прикоснулся к ней, видя ее открытый смолкший рот и ее равнодушное, усталое тело. Вощеа стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении? Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»
Вощев теряет связь общезначимой и жизни ребенка, которая оказалась случайной. Истина не защищает и не гарантирует всемогущества и безопасность, даже всеобщей любви и заботы не дарит, если он рассчитывал именно на это – и все это, вместе взятое, и называл истиной. Живая Настя значила для него мало – с помощью его подарка она опять стала бы человеком ветхого мира, мстителем или носителем проекций, которые он через вещи нагрузил бы на нее. Она стала бы для него не девочкой и женщиной, а Вечным Дитятей, атеистическим вариантом божества, ради которого и в котором истина оживает. Он готовился использовать ее как контейнер для очень конфликтных содержаний – чтобы она соединила в себе прошедшее и грядущее.
Но она оказалась просто девочкой, сиротой – и умерла. Как бы Чиклин ни любил ее, но он ее бросал без размышлений, а ее важнейшие потребности не понимал, игнорировал. Все трое не позаботились даже о трупе, не привели его в благопристойный вид. Самый горюющий, Чиклин, был занят выплескиванием собственных переживаний в грунт и, казалось, готовил могилу себе; но эта яма пока не была могилой.
Сам Вощев оказался похож на Чиклина – далеко не сразу понял, что Настя мертва.
«Вощев согласился бы снова ничего не знать и жить без надежды в смутном вожделении тщетного ума, лишь бы девочка была целой, готовой на жизнь, хотя бы и замучилась с течением времени. Вощев поднял Настю на руки, поцеловал ее в распавшиеся губы и с жадностью счастья прижал к себе, найдя больше того, чем искал».

Что он обрел? Готовность к самопожертвованию и принятие смерти, своей и чужой, если это не выродится у него в дешевую сентиментальность – он ведь и от истины ждал, что она заменит ему добрую мать. Почтение к тем, кто жил, и определенную иерархию – ради ребенка можно обойтись и без всемогущей истины. Теперь Вощев, как любой душевно здоровый человек, может извлечь для себя пользу из работы горя. Жаль, что Настю впервые по-настоящему обняли и поцеловали, что она стала чьим-то счастьем уже после смерти. Правда, чрезмерная экзальтация этого счастья не вызывает доверяя, а Вощев обращается с трупом в стиле Чиклина, как с «остаточно живым» и поэтому удобным партнером, который ему своими чувствами не мешает. Мертвые делаются важнее живых – они уже не мимолетны, не случайны, уже состоялись, они вызывают сильные чувства – такие, какие у зрелых людей вызывают живые.
Хороший объект – это умерший объект.

Настя - одна из главных героинь повести Андрея Платонова «Котлован». Это сирота, мать которой была дочкой владельца кафельно-изразцового завода и, соответственно, «буржуйкой», но затем умерла, оставив девочку одну.

Ребенка берет себе Чиклин - бригадир артели мастеровых, копающих котлован. Он в молодости знал мать Насти. Девочка воспитывается героем в революционном духе и обладает «революционным умом».

Настя фактически отрекается от своего прошлого и от своей «буржуйки» матери и говорит, что она специально родилась только тогда, когда к власти пришли Ленин и Буденный. Девочка является истинным дитем революции, и она символизирует собой все то, ради чего живут и трудятся герои повести.

В бараке Настя спит в деревянном гробу (вместо постели), а в другом таком же гробу хранит свои игрушки. Таким образом, сама жизнь девочки уже связана со смертью.

Так Платонов показывает изначальную несостоятельность революционных идей. Именно поэтому, когда в конце произведения Настя умирает, вместе с ней умирает и то будущее, которое надеялись построить представители пролетариата.

Верный со «слезинкой замученного ребенка в основании мировой гармонии»

Задание№241 А.Ахматова принадлежала к литературному течению

Верный акмеизм

Задание№242 А. Ахматова – это псевдоним. Фамилия поэтессы

Верный А. Горенко

Задание№243 А. Ахматова видит предназначение поэта

Задание№244 Лирическая героиня А. Ахматовой

Верный женщина, погруженные в чувства, интимные переживания персональной судьбы

Задание№245 М.А. Шолохов родился

Верный на хуторе Кружилино

Задание№246 Главная тема сборника «Донские рассказы» М.А. Шолохова

Верныйгражданская война на Дону

Задание№247 Сборник «Донские рассказы» открывается рассказом

Верный Родинка

Задание№248 В «Тихом Доне» свой изобразительно- эпический центр

Верный семья Мелеховых

Задание№249 Центральная проблема «Тихого Дона»

Верный судьба казачества в революции

Задание№250 Центральный герой «Тихого Дона»

Верный Григорий Мелехов

Задание№251 В «Тихом Доне» М.А. Шолохов следует традициям

Верный Л. Толстого

Задание№252 Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» появилась в

Верный 1956г

Задание№253 Произведение, посвященное теме ВОВ

Верный «Василий Теркин» А. Твардовского

Задание№254 Произведение, затронувшее тему предательства, трусости в годы ВОВ

Верный «Живи и помни»

Задание№255 Большое распространение в годы войны получают

Верный патриотические стихотворения-песни

Задание№256 Важную роль в литературе периода ВОВ сыграла

Верный публицистика

Задание№257 На третий день войны газета «известия» печатает стихотворение

Верный В. Лебедева-Кумача «Священная война»

Задание№258 Популярной песнью в годы войны была

Верный «Землянка» А. Сурикова

Задание№259 Огромной популярностью на фронте и в тылу пользовалось стихотворение К. Симонова

Верный «Жди меня»

Задание№260 Перу М. Алигер принадлежит



Верный поэма «Зоя»

Задание№261 Лучшие пьесы военного времени публиковались на страницах газеты

Верный «Правда»

Задание№262 Заметным явлением в драматургии военных лет были пьесы

Верный «Русские люди» К. Симонова.

Задание№263 О борьбе советского народа с фашистскими захватчиками рассказывается в социально – психологической пьесе…

Верный Л. Леонова «Нашествие»

Задание№264 «Фронт» А. корнейчука…

Верный сатирика – героическая пьеса

Верный А. Твардовский

Задание№266Для главного героя поэмы «Василий Теркин» характерно следующая черта

Верный любовь к Родине

Задание№267 Поэма-путешествие А. Твардовского

Верный «За далью – даль»

Задание№268 Послевоенные стихи твардовского собраны в книге

Верный «Из лирикеи этих лет»

Задание№269 Отметьте основную идею «севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого

Верный Прославление патриотизма простых солдат

Задание№270 Назовите имя русского писателя, который был одновременно кинорежиссёром и киноактером

Верный В.Шукшин

Задание№271 Андрей Соколов является героем произведения

Верный «Судьба человека» М. Шолохова

Задание№272 Энциклопедией солдатской элегии считают произведение периода ВОВ

Верный «Василий Тёркин» Твардовского



Верный Васильев

Задание№274 Героиня укрыла бежавшего после пребывания в госпитале мужа в произведении Распутина

Верный «Живи и помни»

Задание№275 Тема памяти раскрыта в поэме Твардовского

Верный «По праву памяти»

Задание№276 Идея о единстве фронта и тыла прозвучала в повести

Верный В. Овечкина «С фронтовым приветом»

Задание№277 Назовите «возвращенное произведение»

Верный «Архипелаг Гулаг»

Задание№278 Назовите годы жизни Ю. Домбровского

Верный 1909-1978

Задание№279 Тема суда и следствия, осуждение и казни составляет пафос романа Домбровского

Верный «Факультет ненужных вещей»

Задание№280 Творческой удачей Рыбакова является создание повести

Верный «Неизвестный солдат»

Задание№281 Анатолий Рыбаков

Верный дитя Арбата

Задание№282 В. Шаламов впервые был арестован в

Верный 1929г

Задание№283 Автобиографическая повесть В. Шаламова…

Верный «Четвёртая Вологда»

Задание№284 Главная победа В. Шаламова

Верный бесстрашие мысли

Задание№285 Произведение, поднявшее на своих страницах экологическую проблему

Верный «Прощание с матерой»

Задание № 286 Поэта в творчестве, которого нашло яркое воплощение художественное двоемирие…

Верный О. Сулейменов

Задание № 287 Защита окружающей природы мощно звучала в

Верный 70-80г 20в

Задание № 288 Против «преобразования» природы поднял свой голос

Верный В. Астафьев

Задание № 289 В повести В. Распутина «Прощание с Матерой» показано

Верный страдание людей

Задание № 290 ОБ ЭКОЛОГИИ ПРИРОДЫ КАТАСТРОФИЧНОСТИ МИРА ПРОНИЗАН РОМАН Ч. АЙТМАТОВА…

Верный «Плаха»

Задание № 291 Роман «Плаха» - это

Верный призыв

Задание № 292 В. Астафьев 10 лет жизни посвятил созданию

Верный «Последнего поклона»

Задание № 293 Назовите поэта – Барда 60-80 годов 20 века

Верный Ю. В.Высоцкий

Задание № 294 Поэт, в творчестве которого звучат античные и библейские мотивы

Верный И. Бродский

Задание № 295 Первый сборник стихов Е. А. Евтушенко

Верный «Разведчики грядущего»

Задание № 296 Р. ГАМЗАТОВ ВЫПУСТИЛ ПЕРВУЮ КНИГУ СТИХОВ…

Верный «Пламенная любовь и жгучая ненависть»

Задание № 297 Цель изучения «Истории казахской литературы»

Верный понимание литературного процесса в Казахстане

Задание № 298 Программа «История казахской литературы» предполагает

Верный использование воспитательного потенциала произведений казахских авторов

Задание № 299 Первую попытку воссоздать этническую историю образования казахского народа предпринял

Верный Ш. Кудайбердиев

Верный 15 века

Задание № 300 Казахский эпос появился задолго до

Верный 15 века

Задание № 301 Проблемы казахской государственности ставятся на протяжении

Верный 19-20 веков

Задание № 302 Особенностью государственности казахов было единство

Верный Трёх жузов

Задание № 303 Древнетюркская мифология

Верный Совокупность мифологических систем народов, говорящих на тюркских языках

Задание № 304 Предание в народнопоэтическом творчестве

Верный Сказания, содержащие сведения о реальных лицах и событиях прошлого

Задание № 305По народной легенде Коркут создал

Верный Кобыз

Задание № 306 Коркут – философ, которого занимают

Верный Вечные вопросы жизни

Задание № 307 Легенду об Александре Македонском использовал

Верный Абай

Задание № 308 Писатели и поэты казахской литературы использовали в своем творчестве мифы и предания для

Верный Решения общественно – нравственных проблем

Задание № 309 Киргизы (казахи) были убеждены, что на жизнь людей влияют

Верный Звёзды

Задание№310 Люди после смерти превращались в аруахи, если

Верный Не сеяли зла

Задание№311 Коран – религиозный, литературный, исторический памятник древних

Верный Арабов

Задание№312 Из корана можно использовать

Верный Морально – нравственные ценности

Задание№313 Казахская обрядово – бытовая поэзия –это

Верный Лирические песни, связанные с теми или иными обрядами, обычаями, традициями народа

Задание№314 Той – бастар - песня

Верный Начинающая, открывающая свадьбу

Задание№315 Шешендик – создер – это

Верный Афоризмы и крылатые слова

Задание№316 Терме – это

Верный Назидательные речитативы

Задание№317 Сказка – это

Верный Народный устно – поэтический рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях

Задание№318 Темой волшебных сказок является

Верный Преодоление героем многочисленных препятствий с помощью чудесных средств

Задание№319 Эпос- это

Верный Народное повествование о событиях далёкого прошлого, о богатырях, героях

Задание№320 В основе героического эпоса

Верный Поединок с врагом, бой

Задание№321 В социально- бытовом эпосе говорится о

Верный Мирной жизни казахского народа, его повседневном быте

Задание№322 А. С. Пушкин, будучи в Уральске, записал сюжет эпоса «Козы Корпеш и Баян- Сулу» в

Верный 1833 год

Задание№323 Главной темой айтыса было прославление

Верный Акынами своих народов и племён

Задание№324 Классическим образцом айтыса в казахстане является айтыс между

Верный Биржан и Сарой

Задание№325 В Туркестане 10-12века использовался

Верный Тюркский язык

Задание№326 Куркут в мифологии казахов

Верный Святой человек

Задание№327 10-12века является временем расцвета Тюркской культуры её

Верный «Золотым веком»

Задание№328 Аль-Фараби принадлежит трактат

Верный «О происхождении наук»

Задание№329 Годы жизни Ахмеда Яссави

Верный 1103-1166

Верный «Диван – и – Хитмет»

Верный Тюркском языке

Верный Полезность и труда

Верный Золотой Орды

Верный Шалкииз – жырау

Верный Кадырали Жалаири

Верный «Сборник летописей»

Верный Акынской поэзии

Верный Кара – олен

Задание№331 «Благодатное знание» - поэма Ю. Баласагуни – первое произведение, написанное на

Верный Тюркском языке

Задание№332 Большое место в «Благодатном знании» занимают размышления о

Верный Полезность и труда

Задание№333 Махмуд Кашгари считался одним из выдающихся

Верный Среднеазиатских филологов 11века

Задание№334 Накопленный опыт и наблюдение М. Кашгари обобщали в научном труде

Верный «Словарь тюркских наречий»

Задание№335 Талгау толгау– это

Верный Стихотворения – размышления

Задание№336 Асан – Кайгы был предворным придворным поэтом у Улук – Мухаммеда хана

Верный Золотой Орды

Задание№337 Тематика толгау Казтуган – жырау

Верный Воспевание красоты родного края

Задание№338 Уроженец Западного Казахстана

Верный Шалкииз – жырау

Задание№339 Средневековый казахский учёный и известный бий 16-17 веков

Задание№340 К. Жалаири написал в 1602 году

Верный «Сборник летописей»

Задание№341 Шал – Акын- представитель

Верный Акынской поэзии

Задание№342 Шал – Акын предпочитал привычную ему форму

Верный Кара – олен

Задание№365 Ш. Кудайбердиев перевёл на казахский язык произведения

Верный А. С. Пушкина

Задание№366 В поэме «Калкаман – Мамыр», «Енлик - кебек» Ш. Кудайбердиев затрагивает тему о

Верный Судьбе молодых людей, любви и дружбе

Задание№367 Основоположник казахского языкознания и литературоведения

Верный А. Байтурсынов

Задание№368 А. Байтурсынов создал первый

Верный Казахский букварь

Задание№369 М. Дулатовым написан сборник стихов

Верный «Проснись, казах!»

Верный «Несчастная Жамал»

Задание№371 Творчество с. донентаева созвучно с социальной сатирой

Верный М.Е. Салтыкова – Щедрина

Задание№372 Первый сборник стихов С. Донентаева называется

Верный «Житейские мелочи»

Задание№373 М. Жумабаев испытывал духовное родство с

Верный А. Блоком

Задание№374 Главная мысль стихотворения М. Жумабаева «Гони коня, Сарсенбай» созвучка созвучна теме стихотворения

Верный С. Есенина

Задание№375 В казахской литературе ж. аймаутов известен как автор романов

Верный «Картхожа» «Акбилек»

Задание№376 Критической статьёй ж. аймаутова о творчестве м. жумабаева является

Верный «О поэтическом творчестве Магжана»

Задание№377 Ж. Аймаутов является сотрудником газеты

Верный «Казак тiлi»

Задание№378 Ж. Аймаутова реабилитировали в…

Верный 1988 году

Задание№379 Сакен Сейфулин является основоположником казахской

Верный Советской литературы

Задание№380 Революционная пьеса, написанная С. Сейфулиным

Верный «Красные соколы»

Задание№381 Особой популярностью у Б. Майлина пользовались

Верный Пьесы

Задание№382 Сильное влияние на Б. Майлина произвели произведения

Верный А. П. Чехова

Задание№383 Первый сборник лирических стихов И. Жансугурова вышел под названием

Верный «Знакомство»

Задание№384 И. Жансыгуров много сделал для пропаганды

Верный Русской классики среди казахских читателей

Задание№385 В годы Великой Отечественной Ввойны прозвучал голос великого

Верный Жамбыла

Задание № 386 Вершины импровизаторского Ж. Жабаева искусства достиг в …Вершины импровизаторского искусства Ж.Жабаев достиг в …

Верный Айтысах

Задание № 387 В основе романа Г. Мусрепова «Солдат из Казахстана» лежит

Верный Братское единство народов в деле защиты Родины

Задание № 388 Героиню романа «Улпан её имя» Г.Мусрепова называет казахской

Верный Моной Лизой

Задание № 389 М. Ауэзов – создатель первого казахского

Верный Романа – эпопеи

Задание № 390 Первым крупным произведениям произведением М. Ауэзова являлась пьеса

Верный «Епнлик-Кебек»

Задание № 391 Центральный герой романа – эпопееэпопеи «Путь Абая» - это образ

Верный Абая

Задание № 392 Центральная тема романа – эпопееэпопеи «Путь Абая»

Верный Путь казахского народа из тьмы средневековья

Задание № 393 Верный

С. Муканова

Задание № 394 Наибольшим достижением С. Муканова является роман

Верный «Ботагоз»

Задание № 395 Историзм в искусстве и в литературе предполагает…

Верный Художественное освоение конкретного исторического содержания эпохи

Задание № 396 На историческую тему в казахской литературе в 20 веке писали

Верный И. Есенберлин, А. Кекильбаев, А. ЖНурпеисов

Задание № 397 Темы экологии и нравственности современного обществеобщества в казахской прозе затрагивается писателем …

Верный А. Нурпиеисовым, Р. Сейсенбаевым, Д. Досжаном

Задание № 398 Тема гибели Аральского моря отражена в романе «Последний долг»

Верный А. Нурпиеисова

Задание № 399 Современные казахские поэты отражают

Верный Традиционные темы

Верный О. Сулейменова

Задание № 400 Гражданственность, патриотический пафос, активное отношение к миру – характерные черты поэзии…

Верный О. Сулейменова

Задание № 401 Русский язык в Республике Казахстан признан

Верный Официальным

Задание № 402 Определите стиль текста: Ни шагу назад! Пусть трус или малодушный, для кого своя жизнь дороже Родины, гибнет без славы, ему нет и не будитбудет места на нашей земле

Верный Разговорный Публицистический

Задание № 403 Укажите слово, в котором пропущена буква о

Верный Крыж…вник

Задание № 404 Укажите слово с буквой Е после Ц

Верный Приверженц…в

Задание № 405 Укажите слово, в котором пишется О

Кумач…вый Верный

Задание № 406 Орфоэпия изучает

Верный Нормы современного литературного произношения.

Задание № 407 Укажите слово с ударением на первом слоге.

Верный Форзац Свитер

Задание № 408 Раздел языкознания, который изучает правила правописания слов.

Верный Орфография

Задание№409 Графика – это раздел науки о языке, в котором изучаются

ВерныйСоответствие между звуками и буквами

Задание№410 Укажите фразеологизм, имеющий значение «далеко»

Верный За тридевять земель

Задание№411 Укажите фразеологизм, сходный по значению с выражением «тютелька в тютельку»

Верный Комар носа не подточит

Задание№412 фразеология это -

Верный Учение о фразеологических единицах, т.е. об устойчивых сочетаниях слов

Задание№413 Укажите ряд омонимов

Верный Рубка леса, рубка радиста

Задание№414 Слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения, называются:

Верный Омонимы;

Задание№415 Антонимы – это слова

Верный Одной и той же части речи с противоположным значением

Задание№416 Синонимы – это слова

Верный Одной и той же части речи, одинаковые или близкие по лексическому значению

Задание№417 Определите антоним к фразеологизму «души не чаять»:

Верный Как кошка с собакой

Задание№418 Определите ряд синонимов:

Верный Родина, отчизна, отечество

Задание№419 Укажите ряд иноязычных слов

Верный Витамин, акварель, маринист

Задание№420 Укажите исконно русское слово

Верный Подарок

Задание№421 Укажите предложение с иноязычным словом

Верный При каждом шаге фонтаны теплой воды били из-под ног.

Задание№422 Жаргонная и арготическая лексика используется…

Верный Для речевой характеристики представителей некоторых социальных групп.

Задание№423 Указать жаргонную лекс

Верный Лафа

Задание№424 Основа создания арготизмов

Верный Стремление скрыть свою речь от окружающих

Задание№425 Жаргонизмы создаются

Верный В социальных группах

Задание№426 Специальные слова, термины характерны…

Верный Научный стильНаучному стилю

Задание№427 Профессиональные слова это…..

Верный Слова, употребляемые в речи людей, объединенных в какой- либо профессии

Задание№428 Укажите, в каком случае следует обратиться к словарю синонимов.Укажите синонимы …

Верный Обещание – обет

Задание№429 Укажите слово не принадлежащее к лингвистике

Верный Метафора

Задание№430 Укажите слово не принадлежащее к науке математике

Верный Натрия хлор

Задание№431 Укажите словаслово не принадлежащиене принадлежащее к науке медицине

Верный Модернизм

Задание№432 Лексикография изучает….

Верный Правило составления словарей

Верный В.И.Даль

Задание№434 Отметьте неверное высказывание.

Верный Толковый словарь объясняет значение слов.

Задание№435 Во «Фразеологическом словаре» можно уточнить такие словосочетания как

Верный Белая ворона

Задание№436Этимологический словарь изучает

Верный Происхождение и историю слов

Задание№437 Укажите, какое толкование фразеологизмов является

правильным «Вывести в люди»

Верный Принимать участие в судьбе кого-то, помочь

достичь ему прочного или высокого положения в

обществе.

Задание№438 Укажите, какое толкование фразеологизмов является

правильным «Как свои пять пальцев»

Верный Знать что-либо хорошо.

Задание№439 Укажите, какое толкование фразеологизмов является

правильным «Медвежья услуга»

Верный О ситуации, когда хотели сделать добро, а

обернулось злом.

Задание№440 фразеологические сращения – это

Верный Семантический неделимый фразеологический оборот.

Задание№441 Фразеологическое сочетание –это

Верный Фразеологический оборот, в котором есть слова со свободным значением.

Задание№442 Укажите исконно-русский фразеологический оборот

Верный Устойчивое сочетание слов, которое возникло в русском языке из древнего языка источника.Око за око

Задание№443 Книжный фразеологический оборот это-…

Верный Устойчивые сочетания слов, исключительно употребляемые в письменной речи.

Задание№444 Б.Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе в

Задание№445 Природа у Б.Пастернака наделяется свойствами

Верный Равноправного с поэтом субъектом

Задание№446 Наиболее важный способ словообразования

Верный Морфологический

Задание№447 Определите, как называется слово, образованное от другого слова

Верный Производное

Задание№448 Укажите морфемный состав слова

Верный Окончание, основа, корень, приставка, суффикс

Задание№449 Укажите способ образования слов – старейший, сильнейший:

Верный Суффиксальный

Задание№450 Значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов

Суффикс Верный

Задание№451 Укажите слово, состоящее из корня.

Верный драже

Задание№452 Определите способ образования слова бездна

Верный приставочный

Задание№453 Определите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

Верный узаконить

Задание№454 Найдите форму слова мечтатель

Верный мечтатели

Задание№455 Укажите слово, в котором пропущена буква «а»

Верный об…яние

Задание№456 Укажите, в каком наречии допущена ошибка

Верный невтерпежь

Задание№457 В каком слове приставка при – имеет значение неполноты действия

Верный Пр…горокПр…сесть

Задание№458Укажите, каким способом образовано слово премудрый

Верный Приставочный

Задание№459 Одно из утверждений неверно. Найдите его

Верный Основу слова составляют корень, приставка, окончание

Задание№460 Указать родственные слова

Верный Белый, белизна, побелеть

Задание№461Слова без окончаний в

Верный Окрепнув, медленно, по-дружески, думая

Задание№462 Часть слова без окончания

Верный Основа

Задание№463 Отметить слово с одной –н- в суффиксе прилагательного

Верный Серебря…ый

Задание№464 Отметить слово с Ы в корне после приставки

Верный Пред…стория

Задание№465 Указать слово с непроизводной основой

Верный Вода

Задание№466 Отметить слово, написание которого основано на морфологическом принципе

Верный Домашний

Задание№467 Это слово образовано при помощи суффикса

Верный Футболист

Задание№468Укажите слово с суффиксом –чик-:

Верный Летчик

Задание№469 Имя существительное в именительном падеже множественного числа имеет окончание И

Верный Дорога

Задание№470 Укажите слово, образованное по модели: корень- суффикс- суффикс- окончание

Верный Молчание

Задание№471 Укажите слово, образованное аналитическим способом

Верный Высокий – более высокий

Задание№472 Укажите, как называется совокупность однородных грамматических значений

Верный Грамматические категории

Задание№473 Укажите, как называются единичные предметы, выделенные из массы вещества или совокупности однородных предметов

Верный Единичные

Задание№474 Определите, как называются формы одного и того же слова, образованные от разных корней или основ

Верный Супплетивизм

Задание№475 Определите род несклоняемых существительных: тюль, рояль, пароль

Верный Мужской

Задание№476 Укажите, что называется склонением

Верный Изменение по падежам и числам.

Задание№477 Укажите существительное, не имеющее формы множественного числа:

Верный Белье

Задание№478 Укажите ряд существительных с буквой Е в суффиксе

Верный Денеч…к, огонеч…к, венич…к

Задание№479 Укажите ряд существительных с буквой И в суффиксе

Верный Пугов…чка, имень…це, плать…це

Задание№480 Укажите существительное, употребляемое в единственном числе

Верный Родня

Задание№481 Укажите правильный вариант ответа: имя существительное

Верный Обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что? В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами

Задание№482 Укажите ряд существительных, имеющих форму множественного числа:

Верный Ворота, чернила

Задание№483 Имя существительное, употребляемое только во множественном числе

Верный Белила

Задание№484 Укажите правильный вариант написания окончания существительных:

Верный Писать в тетради, на экскурсии в музее, томиться в ожидании

Задание№485 Укажите неправильную форму употребления существительного с предлогом:

Верный Согласно решения

Задание№486 Выберите ряд существительных, имеющих форму только единственного числа

Верный Детство, темнота

Задание№487 В словосочетаниях приложением является имя существительное нарицательное

Верный Озеро Балхаш девочки-подростки

Задание№488 Выберите строку с существительными второго склонения:

Верный Полесье, звено

Задание№489 Указать существительное с окончанием Е в предложном падеже:

Верный На крыш…, в берлог…

Задание№490 Укажите прилагательное, у которой нет полной формы

Верный Рад

Задание№491 Прилагательные употребляются в прямом значении в словосочетании:

Верный Солнечный луч, волчий след

Задание№492 Определите, что характерно для относительных прилагательных

Верный Отсутствие грамматических и лексико– словообразных особенностей Отсутствие степени сравнения, краткой формы

Задание№493 Найдите верное определение: Имя прилагательное – это

Верный Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Ччей?