«После бала» Л. Толстого

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть сюжет и композицию рассказа;
  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ;
  • определить социально-нравственные проблемы рассказа.

1. Замысел произведения:

А) подсказан писателю кем-то; Б) придуман Толстым; В) реальное событие, произошедшее с родственником Толстого.

2. Жанр произведения:

А) очерк; Б) повесть; В) рассказ.

3. Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения:

А) два;

В) четыре.

4. Каков тип композиции рассказа:

А) Повествование от 3 лица; Б) Рассказ в рассказе; В) Последовательное авторское изложение материала.

5. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

А) важность судьбы героя после бала;

Б) важность утра, следующего за балом;

В) особое значение сцены расправы с солдатом.

6. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике;

Б) показ николаевской эпохи;

В) повествование о любви Ивана Васильевича.

7. Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь общества;

Б) судьбе полковника;

В) любви Ивана Васильевича.

Слайд 15: После бала.

Новый материал:

Слово учителя:

Каждый писатель, обдумывая композицию произведения и избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведении свои мысли, чувства, переживания, передать свое видение жизни, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заставить задуматься читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагает картины, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет.

Перекличку скольких эпох охватывает произведение?

(трех: 40-е 19 века, 1900-е годы и наше время)

Какие события изображены в рассказе?

Бал у губернаторского предводителя

Сцена наказания солдата.

Бал и наказание - в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.) И такая резкая противоположность называется контрастом . (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе. Cлайд 20

В каких ещё произведениях мы встречали прием контраста?

("Капитанская дочка", "Тарас Бульба")

Давайте перенесемся в 19 век.

Звучит мазурка (Излюбленный польский танец. Веселый, задорный, как бы символизирующий военную удаль. Танцевали её на балах. В 19 веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.

Выступление 1 ученицы:

Бал - настоящая находка
Для юных франтов и для дам,
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет отец её на бал.
Ф. Кони

Балы в России стали проводиться по указу Петра 1 с 1718 года.

Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шахматы и шашки. Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской.

Теперь рассмотрим сцену балла, изображенную Толстым. Cлайд 22

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее героя рассказа воспринимается "с восторженным умилением"?

Герой влюблен, он очарован праздничной атмосферой званого ужина, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты.

Выступление 2 ученика:

Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Из публицистических сочинений Л.Толстого мы узнаем, что:

"Солдат- бранное слово в устах нашего народа, солдат - существо, движимое одними телесными страданиями.

Солдат - существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека.

Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда - отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого.

Вот кто защитник нашего Отечества."

Поэтому можно сделать вывод, что сцена наказания, изображенная Толстым, была привычным явлением для николаевской России.

Cлайд 24, Cлайд 25

Понаблюдаем над языковыми средствами. Cлайд 26, Cлайд 27

Работа по группам в парах (листочки)

Цель: выбрать из сцен бала и наказания языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет эти картины.

Вывод: мы наглядно увидели, что все произведение построено на контрасте. Это, к сожалению, дает нам право сделать вывод о социальной несправедливости, жестокости николаевской России.

Запись в тетрадь вывода.

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

Чтобы понять душевные муки рассказчика, надо сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа. Сравните и ответьте на вопрос: Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? Cлайд 30

Теперь, я думаю, самое время определить идею произведения.

Слайд 31, Cлайд 32, Cлайд 33, Cлайд 34, Cлайд 35

Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющего ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других - вот истинное "лицо" русской действительности.

Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит.

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему:

"Что такое честь, долг, совесть в моем понимании".

Тезисный план:

  1. Определения понятий (словарь)
  2. Связь этих понятий.
  3. Примеры из литературы.
  4. Примеры из собственной жизни (жизни родственников).
  5. Не устарели ли эти понятия.









1 из 8

Презентация на тему: Л.Н. Толстой «После бала»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Главный герой. Иван Васильевич - один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия жизни людей: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. И в доказательство своих слов он приводит пример из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь... .

№ слайда 4

Описание слайда:

На балу. Об одном из таких вечеров и рассказывает герой Л. Н. Толстого. Это был бал у “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера”. Все было просто чудесно: “Зала прекрасная, с хорами, музыкантами - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б. Она же была прелестна: “Высокая, стройная, грациозная и величественная”. Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”. В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; танцевал до упаду. Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его покинет, что отец ее увезет. Но родитель девушки, “очень красивый, статный, высокий и свежий старик”, этого не сделал. Он понравился Ивану Васильевичу. И это чувство еще более усилилось; когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью.

№ слайда 5

Описание слайда:

Душевное состояние Ивана Васильевича. Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного - чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.

№ слайда 6

Описание слайда:

Утро. На балу Иван Васильевич даже не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он домой и долго не мог уснуть - от счастья. Он вышел прогуляться и пошел по направлению к дому Вареньки. Все ему было особенно мило: и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в тумане очень высокими. В душе Ивана Васильевича все пело и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.

№ слайда 7

Описание слайда:

Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой. “А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять все и вскочил”. После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется другой взгляд на мир. “А любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно... И любовь так и сошла на нет”.

№ слайда 8

Описание слайда:

Вывод. На образе главного героя рассказа “После бала” Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему. В этом рассказе особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В нем есть элементы притчи, а идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования. Такой взгляд на жизнь характерен для поздних произведений писателя. На мой взгляд, этот рассказ очень хорошо раскрывает нам человеколюбие Толстого, его настоящее отношение к жизни.

Контраст как основа композиции рассказа Цель урока: расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого познакомить с его взглядами на ближайшую историю Задачи: рассмотреть сюжет и композицию рассказа дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника". Из дневника Л.Н.Толстого 1903г. 18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника - поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо.) 9 августа.Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно. 20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Недоволен. Зато “А вы говорите” недурно. Здоровье все хорошо. Нынче еду в Пирогово. [..] История создания рассказа Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем. Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Перекличка эпох в рассказе «После бала» 40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе) 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха) 21век (эпоха, в которой живёт читатель) Автор подчёркивает контраст в композиции рассказа в языковых средствах в системе образов в описаниях Контраст как композиционный приём В рассказе выделяются следующие основные части: вступление на балу после бала заключение Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика Наблюдение над языковыми средствами На балу: бал бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный хозяева бала Варенька добродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушная полковник Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза Доволен, счастлив, блажен, добр, Иван Васильевич Экзекуция: улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка солдаты Много чёрных людей, в чёрных мундирах, наказывае мый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Было стыдно, опустил глаза, на сердце была Иван Васильевич почти физическая, доходившая до тошноты, тоска Контраст в системе образов Полковник На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу? Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого? Иван Васильевич Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить? Вывод В чём вы видите критическую силу рассказа? В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?" Значение рассказа «После бала» Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Слайд 1

Л.Н.Толстой «После бала»

Слайд 2

История создания
В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Слайд 3

Основа произведения
Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Интересно отметить, что рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите» и, наконец, - «После бала».

Слайд 4

Полковник на балу
Полковника на балу Л.Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик... Сложен он был прекрасно, с широкой небогато украшенной орденами, выпячивающейся грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами», - так описывает полковника Иван Васильевич.

Слайд 5

Характер полковника
Весь бал Варенькин отец держался на высоте. Его манеры были налицо. Хоть немного и неуклюже танцевал полковник мазурку, его чувство собственного достоинства прикрывало все недостатки. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала аристократическую сущность полковника и вызывала еще больше восхищения. Не скрывал Петр Владиславович свою заботу и нежное отношение к дочери. «С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней»,

Слайд 6

Сцена после бала
Вторая часть рассказа… Другая музыка… Другие люди… И самое главное - другой полковник. Всё изменяется так же, как африканские саванны в сезон засухи… Полковник предстаёт перед нами избивающим бессильного и невинного солдата, беспомощного пленного. Вместо танцевальных па мы видим безграничную ненависть полковника к кавказцам, безжалостные удары палок и прутьев, человека-исполнителя. Тем не менее, не кажется, что полковник - двуликий Янус, в обеих ситуациях он искренен и верен своему дому. Нельзя также считать его абсолютно бесчеловечным, стыд и неловкость перед Иваном Васильевичем - этому подтверждение. Всё это были «деревянные» (палочные) цепи николаевского времени.

Слайд 7

полковник
На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от полковника, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Слайд 8

В своем рассказе Л.Н. Толстой обвиняет в лицемерии полковника общество. Мы не можем сказать, что поведение Петра Владиславовича на балу, его манеры, отношение к дочери фальшивы. Окружающие относятся к полковнику с уважением, и эти чувства взаимны. Совсем другое дело после бала. Не будь такой жестокости и несправедливости с николаевской России, не было бы жестокости и гнева в сердце полковника.

Слайд 9

Человек и общество
Толстой хочет убедить нас в том, что поведение человека зависит от общества, а общество- это мы. И мы должны стараться не провоцировать окружающих нас людей на поведение, подобное поведению полковника после бала.

Л.Н. Толстой. Биография.

Рассказ «После бала».

(8 класс)

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ ».


Цели урока:

  • расширить представление учащихся о жизни и творчестве Л.Н.Толстова;
  • рассмотреть сюжет и композицию произведения;
  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится произведение;
  • определить социально-нравственные проблемы данного произведения.

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Добрый день!


Лев Николаевич Толстой

в юности,

зрелости,

старости


Родился Лев Николаевич Толстой (28 августа) 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна Тульской губернии, в дворянской семье

Ясная Поляна.

Здесь прошло все детство Толстого, его трех братьев и младшей сестры, здесь писатель прожил большую часть своей жизни.


Княжна Мария Николаевна Волконская(1790-1830).Мать Л.Толстого.

  • Матери своей я совершенно не помню. Мне было полтора года, когда она скончалась… всё, что я знаю о ней, всё прекрасно…
  • Л.Толстой «Воспоминания»

Граф Николай Ильич Толстой(1795-1837).Отец Л. Толстого.

  • Первое место…занимает, хотя и не по влиянию на меня, но по моему чувству к нему,… мой отец.

Л.Толстой «Воспоминания»


Когда Лёвушке было 2 года, умерла мать. Самым близким человеком стала дальняя родственница бабушки Пелагеи Николаевны, Татьяна Александровна Ергольская.


Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».


Отрочество и юность

  • Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань.
  • Два с половиной года он готовился к поступлению в университет.

УЧЁБА

В1844 году Л.Толстой поступает в Казанский Университет. Год он посещает занятия на философском факультете (отделение арабско-турецкой словесности) и два года на юридическом.

В 1847 году Л.Н.Толстой оставил Университет.


Кавказ

  • В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Николаевич Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу).


Стела в память участника обороны Севастополя 1854-1855 гг. Л. Н. Толстого

у четвёртого бастиона

Л. Н. Толстой

Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863).

На Кавказе была завершена повесть "Детство» и в 1852 г. напечатана в журнале "Современник".


Литературная деятельность первой половины 1850-х гг.

1852 год – повесть «Детство», напечатана в «Современнике», позднее в нём опубликованы «Отрочество» (1854) и

«Юность»(1856).

В 1855 году Л.Толстой закончил работу над «Севастопольскими рассказами»


Педагогическая деятельность

Ещё в 1849 году Л.Н.Толстой начал занятия с крестьянскими детьми.

В 1859 году открыл в Ясной Поляне школу.

В 1872 году Л.Толстой написал «Азбуку», которая при жизни писателя издавалась 28 раз.


Л.Н. Толстой открыл 26 народных школ, где обучалось 9 000 ребят.


Он издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» в 1862 году и писал поучительные сказки и рассказы для детей.

Л. Н. Толстой с детьми крестьян Ясной Поляны.

Фотография 1908 года


СОФЬЯ АНДРЕЕВНА БЕРС

В 1862 году

Л. Толстой женился на дочери врача.


«С семьей граф Л. Н. Толстой не любил расставаться ни на один день, всегда сетовал на неотложные поездки и торопился как можно скорее вернуться домой».

За 17 лет супружества у них родилось 13 детей.

Л. Н. Толстой с женой и детьми. 1887 год


Поздней осенью 1910 г. 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность следила вся Россия.

В ожидании известий о состоянии здоровья писателя

Общий вид станции Астапово.


Счастье всего человечества

не стоит слезы одного

обиженного ребёнка.

Л.Н.Толстой




Севастопольские

рассказы



Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом

Л.Н.Толстого «После бала».


История создания рассказа

Л. Н. Толстой написал рассказ «После бала» в 1903 году, когда ему было далеко за 70 лет.

Рассказ впервые был напечатан в посмертном собрании сочинений Толстого.

В рассказе описаны 40-ые годы XIX -го века.

Об этом времени писатель вспоминал в статье «Николай Палкин», написанной ещё в 1886 году (статья была запрещена в России).

В основу рассказа легла история, произошедшая с братом писателя - Сергеем Николаевичем.


История создания рассказа

Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем.


Рассказ – это эпический жанр.

Основу рассказа обычно

составляет одно событие или

происшествие, хотя могут быть и более

объемные темы, охватывающие длительные

отрезки времени, даже всю жизнь героя.

Как правило, одна сюжетная линия.


В рассказе выделяются

следующие основные части:

после бала

заключение

набалу


Композиция произведения

В произведении выделяются 4 части:

1) Диалог Ивана Васильевича и компании молодых людей.

2) Сцена бала.

3) Сцена экзекуции.

4) Заканчивается рассказ репликой Ивана Васильевича.

Одной из композиционных особенностей рассказа «После бала» является наличие двух рассказчиков.


В рассказе выделяются

следующие основные части:

после бала

заключение

вступление

на балу

Рассказ, таким образом, заключён в "раму".

Этот композиционный приём называется

"рассказ в рассказе",

потому что произведение написано писателем так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчика


  • Какие события описаны в рассказе?

бал у губернаторского предводителя

Сцена наказания




Анализ первой части. «Бал».

Выписать из двух частей

текста ключевые выражения,

обозначающие цвета (1гр.),

звуки (2 гр.),

описание полковника (3 гр),

психологическое состояние героя

(4 гр.).

Отметить, какие языковые

средства использованы.


Анализ первой части «Бал».

  • Варенька в белом платье, в белы х перчатках, в белых башмачках. Белый цвет- олицетворение чистоты, света, радости. Использованы яркие средства выразительности- эпитеты: бал чудесный , зала прекрасная , буфет великолепный и т.д.
  • Звучала изящная мазурка, задорная полька, веселый кадриль, нежный, плавный вальс.
  • Отец Вареньки - красивый, статный, высокий, свежий, с радостной улыбкой ; гостей восхищают обаятельность и учтивость полковника. выразительные глаголы: умиляли сапоги, выделывал красивые и быстрые па.
  • Иван Васильевич «обнимал в то время весь мир своей любовью», « был счастлив, блажен, был добр. « Я был не я, какое-то неземное существо, не знающее зла и способное только на добро. Я любил и хозяйку…и ее мужа, и даже инженера Анисимова.»

Анализ второй части. «Наказание солдата».


«Наказание солдата».

  • Краски резко меняются:пейзаж весеннего утра не радует, сначала в конце поля видно что-то большое, черное , потом солдаты в черных мундирах, спина солдата описывается как «что-то пестрое, мокрое, красное , неестественное». Выразительны глаголы, причастия, деепричастия: « оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат», «сморщенное от страдания лицо», толкали, тянули, всхлипывал, дергаясь всем телом, опрокидываясь назад и т.п.
  • Мелодия неприятная, визгливая, «какая-то другая, жесткая, нехорошая».
  • Полковник шел твердой, подрагивающей походкой, «..сильной рукой бьет по лицу слабого солдата». Средства выразительности-антонимы: спотыкающийся, корчившийся от боли солдат и высокая, статная фигура полковника.
  • Состояние И.В. передается словами «И мне казалось, что меня вот-вот вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища»

На балу:

бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

Кадрили, вальсы, польки

хозяева бала

добродушный старичок, богач -хлебосол ,

Варенька

жена его добродушная

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

полковник

, с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Иван Васильевич


Экзекуция - наказание, распространённое в первой половине XIX века в армии во время царствования Николая І. Провинившегося солдата прогоняли сквозь строй, избивая палками или прутьями.

Словарная работа:

Повторить понятия «басня», «мораль», «аллегория»,


Экзекуция (телесное наказание) :

Что-то музыка

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказываемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то

полковник

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Иван Васильевич

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти


Наблюдения над героями

герой

на балу

Иван Васильевич

после бала

Доволен, счастлив, блажен, добр.

Полковник

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска.

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой.

Контраст и в системе образов.


бал чудесный , зала прекрасная, буфет великолепный

Кадрили, вальсы, польки

экзекуция

звуки

добродушный старичок, богач -хлебосол ,

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

жена его добродушная

хозяева бала

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза

Неприятная, визгливая мелодия

Варенька-

Красивый, статный, высокий, свежий , с белыми усами , белыми бакенбардами, с блестящими глазами

Много чёрных людей, в чёрных мундирах,

наказуемый

Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

полковник

Доволен, счастлив, блажен, добр,

Иван Васильевич

Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой

Было стыдно , опустил глаза , на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска


Наблюдение над языковыми средствами

улица

звуки

звуки

хозяева бала

солдаты

Варенька

наказываемый

полковник

полковник

Иван Васильевич

Иван Васильевич


в композиции рассказа

в композиции рассказа

в описаниях

в системе

в системе

в языковых средствах

в языковых средствах

контраст


Полковник

На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу?

Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу?

В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого?


Иван Васильевич

Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников?

Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»?

Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить?


«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Молодой человек понял, что он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире. Вот почему он оставил мечты о военной службе.

Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику просто недоступно. Он был и остался искренним, чистым и светлым человеком.


Контрастное изображение героев,

их психологического состояния,

обстановки,

в которой они действуют,

позволяет писателю

выявить существо их характеров и

то же время обнажить социальные

противоречия в царской России.

ВЫВОД:


Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь общества;

Б) судьбе полковника;

В) любви Ивана Васильевича.


  • Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.
  • Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.
  • Проблемы чести, долга, совести.

Викторина по рассказу

С кем танцевала мазурку Варенька?

С инженером Анисимовым


Что осталось у Ивана Васильевича после бала в память о Вареньке?

Её перчатка, пёрышко от её веера.


«В душе у меня всё время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка.» Что это была за музыка?

Звуки флейты и барабана


Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

Контраста (антитезы)


С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?

«Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные »


С каким императором проводится параллель

при описании полковника ?

с Николаем Первым


За что наказывали солдата ?

За побег


За что бил по лицу полковник малорослого слабосильного солдата ?

«.. за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина»


Домашняя работа

  • Прочитать рассказ

Л.Н. Толстого «После бала».

  • Отметить особенности
  • Ответить на вопрос №4 (стр.40 учебника), использовав дополнительную литературу об исторической эпохе

РЕФЛЕКСИЯ

- хорошо усвоил

- отлично усвоил и могу применить на практике

- усвоил хорошо, но

есть вопросы

- многое непонятно.