Эгон шиле two girls. Эгон Шиле: биография и картины с названиями

Рисунки из музея Альбертина (Вена)». В галерею искусства стран Европы и Америки XIX - XX веков привезли 47 рисунков и гравюр Климта и почти столько же Шиле - 49. Это не первый приезд их графики в Пушкинский музей, но впервые - столь объемный. Проект приурочен к объявленному в 2017-м Году туризма Россия - Австрия.

По словам кураторов, выставка проходит на фоне агрессии, давно нарастающей в некоторой части общества, от искусства далекой, но считающей себя вправе оскорбляться. Однако по набору работ этот показ - при всем эротизме некоторых рисунков - вышел вполне невинным, и то, что здесь нет жестких, переходящих грань приличий вещей Шиле, выставку не обеднило. От Климта тут и эскизы к картинам (включая хрестоматийный «Бетховенский фриз»), и рисунок обложки журнала Ver Sacrum («Весна Священная»), и самостоятельная графика - неизменно дышащие томностью и какою-то универсальной привлекательностью портреты. За Шиле, кроме портретов с фирменными «издерганными» линиями, тут отвечают рисунки, сделанные в темнице - собственно тюрьма и натюрморт с философическим названием «Мой путь пролегает над бездной». В 1912 году рисовавший юных особ в разнообразных фривольных ракурсах художник, возмутитель спокойствия 24 дня провел в заключении. Помимо эротических рисунков, представлены портреты его друзей и покровителей, в частности, Генриха Бенеша (который коллекционировал произведения Шиле), отца знаменитого историка искусства Отто Бенеша (он будет писать и о Шиле тоже).

Художники разных поколений, Климт и Шиле были ниспровергателями традиций на фоне fin de siecle и эпохи психоанализа. В смысле маршрутов искусства они встретились в пору модерна и символизма, к которой Климт - если говорить о графике - пришел от академических рисунков (их сейчас тоже показывают), когда линия стала служить ему не для изображения, а для обобщения образа. Шиле же, напротив, из этой эпохи ушел в экспрессионизм, овладев линией нервной, угловатой, прерывающейся. Он не столько обобщает формы, сколько утрирует и заостряет, стремится не к недосказанности, а к гипервыразительности, отчего и с автопортретов мастера, и с некоторых других работ на нас «выпрыгивают» гримасы. К своим героям он подчас бывал беспощаден: линии, которыми он прорабатывает тела моделей, часто напоминают хирургические нитки, будто эти тела разорваны и заново сшиты.

По словам куратора нынешнего показа с российской стороны Виталия Мишина, когда в 1973 году в ГМИИ впервые прошла выставка «Шедевры рисунка из музея Альбертина», на ней было всего три рисунка Климта и два Шиле. Некоторые из них снова привезли в Москву. Кураторы составили графическую историю, в которой рассказывают, как из общих корней (климтовская модерновая линеарность поначалу оказала большое влияние на Шиле) и формальных мотивов темпераменты художников создавали в итоге едва ли не противоположные по духу вещи.

Как рисовальщик Шиле по сравнению с Климтом ушел далеко вперед. Enfant terrible своего времени, Шиле технически виртуознее и разнообразнее - взять хотя бы рисунок с тремя уличными сорванцами, которых художник наделил разом и кукольными глазами, и старческими узловатыми пальцами. Варьируя толщину линии, силу нажима карандаша, он не просто оставил выразительные образы, но рисунок, где настроение художника в конкретный момент, энергия руки становились частью произведения.

Климту, одному из создателей Венского сецессиона, автору портретов весьма респектабельных особ, виделись идеально плавные контуры, будто все его модели - что, например, Фридерика Мария Беер (эскиз к живописному портрету, который хранится в Тель-Авивском музее изобразительных искусств), что «Юриспруденция» (эскизы к картинам для актового зала Венского университета, чьи оригиналы были уничтожены нацистами, и сейчас об этих композициях можно судить только по черно-белым снимкам и эскизам) - немного родственники. Климт искал красоты, Шиле - хара ктерности.

Изображение: Эгон Шиле / The Albertina Museum, Vienna

Эгон Шиле (1890-1918) начинал творческий путь, оказавшийся, увы, весьма кратким - художник умер от испанки, на несколько дней пережив беременную жену, в 28 лет - также традиционно. В Пушкинский привезли два ранних рисунка, на одном - прилежно нарисованный бюстик Вольтера, на втором - «Автопортрет» 1906 года: на нас скромно взирает эдакий отличник, которому, кажется, только что вытерли нос. Когда вы входите в зал - а развеска сейчас очень значима, тот случай, когда она и показывает путь, и расставляет акценты, и позволяет работам вступить в диалог, - эти два ученических, по сути, опуса оказываются сперва за спиной. Тем сильнее удивление, когда вы их обнаруживаете. Поскольку тут же его «фирменные» автопортреты. гримасничающие, с непонятным страданием, то прошитые теми самыми «хирургическими швами», то - другой, рядом - весьма подробный анатомически, но с белыми глазницами, и вдобавок обведенный жирной линией белил, как будто судорожная экспрессия позы с выставленными в стороны локтями скована камнем навсегда. Запечатана.

Нарциссизм Шиле, зацикленный на сексуальности, вероятно, был отражением страхов автора. Беззащитность и одиночество - мотивы, сквозящие во многих шилевских работах. Угловатость его фигур нередко довершается «обрывочностью» - словно у античных статуй с отколотыми конечностями, Шиле оставляет отрубленными ноги или руки. Возможно, в каком-то смысле их можно считать памятниками современности.

Климт и Шиле умерли в один год - это был зловещий 1918-й. Выставка в Пушкинском - первая из череды проектов будущего года, хотя, конечно, работы этих авторов востребованы всегда. Венская Альбертина, в чьем собрании находится 170 климтовских рисунков и 140 Шиле (а кроме того, 40 числящихся на долговременном хранении работ), как рассказал австрийский куратор нынешнего проекта Кристоф Мецгер, отправит выставки, подобные той, что сейчас демонстрируется в ГМИИ, в Бостон и Лондон.

Шиле в Москве и в Альбертине. Часть 3

В ГМИИ им. А.С. Пушкина 10 октября 2017 года начала работу выставка графических работ Густава Климта (1862-1918) и Эгона Шиле (1890-1918) . На выставке – около 100 листов из собрания музея Альбертина, Вена: 47 работ Густава Климта и 49 - Эгона Шиле.

Иллюстрации : работы, что показывались на выставке Шиле в музее Альбертина: . Произведения, которые с 10 октября 2017 по 14 января 2018 можно увидеть в Пушкинском музее, – обозначены.

Одной из основных тем творчества Эгона Шиле стало человеческое тело. Он пересмотрел взгляды академической живописи, в которых тело выступало в качестве объекта для созерцания. У Шиле человеческое тело - субъект. Одна из самых ярких деталей в портретах и автопортретах Шиле – руки.

За свою жизнь, длившуюся всего 28 лет, Эгон Шиле написал и нарисовал больше автопортретов, чем все известные в истории искусств художники до него. Он часто изображал себя гротескно, иногда со следами распада. Искусствоведы сравнивают его работы с портретом Дориана Грея.


2.

1910. Egon Schiele. Max Kahrer im Profil. Bleistift, schwarze Kreide, Deckfarben, auf braunem Packpapier. 45,9 x 30,4 cm. Inventarnummer 31002. Albertina, Vienna. Photograph: Albertina, Vienna. . Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017

Художник жил в Вене в эпоху зарождения фрейдизма, когда в обществе впервые заговорили о важной роли сексуальности. Шиле исследовал эту тему, в том числе создавая автопортреты. Он объединил ню и автопортрет, которые до него были разными жанрами.

В конце XIX - начале XX века благодаря учителю Фрейда Жан-Мартену Шарко популярной темой в психиатрии и культуре была женская истерия. Истерички становятся персонажами театра: Сара Бернар использовала некоторые их непроизвольные жестикуляции и мимику в своей игре. Образ истерички ложится в основу идеала декадентской женственности. Шиле в какой-то мере соототносит себя с истериками и в своих работах воспроизводит типичные для них жесты рук.

3.

1910. Egon Schiele. The cellist. Black chalk, watercolor on packing paper. 44.7 x 31.2 cm. Inv. no. 31178. Albertina, Vienna.

Эгон Шиле имел множество последователей. Самые яркие из них – Люсьен Фрейд и Фрэнсис Бэкон.

4.

1910. Egon Schiele. Gerti in front of Ochre-Colored Drapery. Pencil, opaque color on Japanese vellum. 55.1 x 34.7 cm. Inv. no. 27943. Albertina, Vienna.

Густав Климт оценил юного Эгона Шиле и стал практически его крестным отцом в искусстве. Рисовальный стиль Климта стал образцом для молодого Шиле.

5.

1910. Egon Schiele. Eduard Kosmack. Black chalk, watercolor, and opaque white. Albertina. Photos by Hyperallergic

Начиная со второй половины 1909 года Шиле постепенно освобождается от влияния Климта.

6.

1910. Standing Nude Boy. Neue Galerie Graz, Universalmuseum Joanneum, Graz, Austria. Photo by

В 1910 году он окончательно обретает свой собственный оригинальный экспрессивный стиль.

7.

1911. Egon Schiele. Self-portrait with bare navel. Pencil and watercolor on Japanese vellum. 55.6 x 36.4 cm. Inv. no. 33358. Albertina, Vienna.

Многочисленные автопортреты Шиле стали отдельным феноменом в истории искусства.

Художник создает разные образы самого себя, примеряет «маски», разыгрывает роли, гримасничает, изображает себя обнаженным. Как говорят искусствоведы, это всё – символы хрупкости своего «я», распадающегося на несовместимые составляющие.

Шиле придавал большое значение экспрессивным жестам, позам и мимике - своим собственным – в автопортретах и своих персонажей. Язык тела у него придуман и инсценирован им самим; позы моделей не являются естественным проявлением реальных эмоций, а продиктованы художником.

8.

1911. Egon Schiele. Sonnenblumen / Sunflowers. Albertina, Wien

9.

23. April 1912. Egon Schiele. "Den Künstler hemmen ist ein Verbrechen, es heisst keimendes Leben morden!" Bleistift, Pinsel, Aquarell auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 48,5 x 31,5 cm. Inventarnummer 31162. Albertina, Vienna. Photograph: Albertina, Vienna.

В наследии Шиле-рисовальщика сохранилось тринадцать акварелей и рисунков, сделанных им во время тюремного заключения весной 1912 года – это практически документальные свидетельства. Из тюремных рисунков на выставке показываются два листа: «Наружная дверь» и «Мой путь пролегает над бездной». Заключение художник пережил как оскорбительное посягательство на свою свободу.

10.


1912. Альбертина. Этикетка . Photo by

Значительная часть работ Шиле на бумаге посвящена женским моделям, чаще всего обнаженным. Подобно Родену и Климту, он рисовал женщин у себя в ателье, наблюдая за их поведением. Для Шиле не было запретов при изображении женщин. Все табу были сняты. Предельная откровенность в трактовке эротических мотивов была возведена в эстетический принцип.

Фигуры в рисунках Шиле вырваны из социального и бытового контекста, помещены в абстрактное поле листа, где отсутствуют какие-либо ориентиры; его персонажи существуют вне времени и пространства.

11.


1912. Egon Schiele. Trieste fishing-boat. Albertina, Vienna

Cам Шиле считал себя в первую очередь живописцем и хотел, чтобы таковым его и воспринимали.

12.

1913. Egon Schiele. Erlösung. Opaque color, pencil on Japanese vellum. 48 x 32 cm. Inv. no. 29764. Albertina, Vienna.

Однако в глазах многих критиков и любителей искусства Шиле-рисовальщик нередко заслоняет Шиле-живописца. Линия и контур играют настолько существенную роль в живописи Шиле, что рисунок может считаться основой его живописных работ. Он оставил около 3000 работ на бумаге - рисунков, акварелей, гуашей.

13.

1913. Egon Schiele (Tulln 1890 - 1918 Wien). "Zwei Männer". Bleistift, Deckfarben auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 48 x 31,5 cm. Inventarnummer 30340r. Albertina, Vienna. Photograph: Albertina, Vienna.

В отличие от Климта, снискавшего славу и богатство при жизни, к Шиле настоящее признание как на родине, так и в мире пришло спустя почти полвека после смерти.

14.

1913. Female Torso whith Green Drapery. Albertina. Этикетка . Photo by

Возрождению интереса к его творчеству способствовали известный искусствовед Отто Бенеш, чей отец был покровителем Шиле, и Рудольф Леопольд, австрийский врач и коллекционер, основатель Leopold Museum в Вене. Леопольду удалось собрать выдающееся собрание работ Шиле, ставшее основой постоянной экспозиции Музея Леопольда. В 1950-е года Шиле продавали за бесценок.

15.

1914. Seated Seminude. Pencil and gouache. Albertina. Про этот рисунок . Photo by

Сейчас узнаваемую нервическую графику Шиле можно встретить на любой международной ярмарке искусства со стартовой ценой в €20–30 тыс., а живописные работы остаются предметом настоящей охоты коллекционеров и музеев.

16.

1914. Egon Schiele. Frauenakt mit grüner Haube / Female nude with green cap /in a Green Bonnet. Albertina Wien. Вид рисунка, если его повернуть горизонтально

В последний раз его значимое полотно появлялось на торгах в 2003 году. Тогда городской музей Линца в ходе реституции вернул наследникам полотно с пейзажем Крумау, а те не преминули тут же выставить его на аукцион: Sotheby’s тогда выручил $20,3 млн.

В Альбертине Работы Климта и Шиле появились еще при жизни художников.

18.

1914. Обнаженная, стоящая на коленях. Графитный карандаш на японской бумаге / 1914. Knilling Nude Girli. Albertina. Этикетка . Photo by . На выставке в ГМИИ – есть

За сто лет количество рисунков Климта в собрании музея достигло 170, а Шиле - 140 и около 40 листов поступило в Альбертину на долговременное хранение.

19.

1914. Woman"s Head. Pencil and watercolor. Albertina. Photo by

Виталий Александрович Мишин, куратор выставки в Пушкинском:

«Думаю, для многих российских зрителей эта выставка станет открытием новых эстетических горизонтов.

20.

1914. Egon Schiele. Seated Female Nude, Back View, with Red Skirt. Albertina, Vienna.

Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве.

21.

1914. Эгон Шиле. Натурщица в красном. Графитный карандаш и гуашь на японской бумаге. Albertina, Wien bzw The Albertina Museum, Vienna. . На выставке в ГМИИ – есть, на баннере московской выставки

В нашей стране, в силу разных исторических обстоятельств, гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены “около 1900 года”.

22.

1915. Эгон Шиле. Сидящая пара. Графитный карандаш, акварель и гуашь на бумаге. Альбертина, Вена / Egon Schiele Seated Couple, 1915 Pencil, brush, watercolour, laminated on cardboard Albertina, Vienna. , Google Art. На выставке в ГМИИ – есть

Это относится и к рисунку, несмотря на то, что и Густав Климт и Эгон Шиле давно признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства.

23.


1915. Автопортрет. Карандаш. Музей Леопольда, Вена / Leopold Museum, Wien. Photo by

Но чтобы оценить чисто графическую прелесть и мощную энергетику этих произведений, их надо увидеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам этих великих австрийских мастеров.

24.

1917. Эдит Шиле, жена художника / 1917. Egon Schiele. Edith Schile. Black chalk and gouache. Albertina, Wien

Экспозиция в залах ГМИИ, основанная на богатейшем собрании Альбертины, предоставит нам такую редкую возможность, позволит глубже понять эволюцию творчества обоих мастеров, художественный метод и неповторимый эстетический мир каждого из них».

25.

1917. Egon Schiele. Sonnenblumen. Bleistift , Aquarell, Deckfarben auf Japanpapier. 45,8 x 29,8 cm. Inventarnummer 31123. Albertina, Vienna. Photograph: Albertina, Vienna.

26.

1918. Альберт Парис Гютерсло , австрийский художник и писатель. Черный мел / Albert Paris Gütersloh. Black chalk. Albertina. Текст . Photo by . На выставке в ГМИИ этого рисунка нет, но есть литография по нему: отпечаток 1919 года

Исследователь творчества Шиле Алессандр Комини в своих новаторских открытиях и книгах доказывает, что Шиле ни много ни мало «переопределил» развитие жанра портрета.

27.

1918. Egon Schiele. Maria Steiner. Black chalk. Albertina. Photo by

Видео с английскими субтитрами к выставке Шиле в музее Альбертина, Вена: Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017 .

28.

© Albertina, Vienna”. Egon Schiele (EN).

29.

© Albertina, Vienna”. Egon Schiele | Self-Portrait mit Peacock Waistcoat.

30.

© Albertina, Vienna”. Egon Schiele | The Nude.

Кураторы проекта в ГМИИ: Виталий Мишин, ведущий научный сотрудник Отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина и Кристоф Мецгер, Музей Альбертина, Вена. Рекомендованный возраст посетителей 18+

Источники для текста:
Информация о выставке на сайте ГМИИ
Ретроспектива Эгона Шиле открывается в Вене . Олег Краснов. ArtAndHouses, 06.02.2017
Что нужно знать об Эгоне Шиле? Исследуя человеческое тело . Buro 24/7 Украина. Мария Глазунова. Совместный проект с Freywille. 24.02.2016. (Примерно то же самое говорится в про Шиле, прочитанной в «Гараже» 19 августа 2015)
Эгон Шиле с коллегами. Что могут рассказать автопортреты . Элизабет Клегг. The Art Newspaper Russia, №34, июнь 2015 (Про книгу: Egon Schiele: Portraits / Alessandra Comini, ed., with Christian Bauer, Lori Felton, Jane Kallir, Diethard Leopold, Ernst Ploil and Renée Price. Neue Galerie New York and Prestel Verlag. 296 с. £40, €59, $65 (твердая обложка). На английском языке. [Amazon , Bookdepository.com ])

Начало темы:
Часть 1:

Веривший в бессмертие душ, но боявшийся смерти, Эгон Шиле прожил жизнь короткую, но яркую и эмоциональную. Каждый год его существования можно было сравнить с надорванными струнами, создававшими в своем надрыве уникальную музыку. Их оказалось всего 28, но даже этого хватило для создания шедевров художественного искусства – неоднозначных, нервных, глубоких. Шиле оставил после себя тысячи рисунков и 300 картин, экспонируемых сегодня в самых известных музеях мира.

Детство

Будущий живописец родился 12 июня 1890 года в маленьком австрийском городке Тульн в семье железнодорожного служащего и домохозяйки. Отец Эгона занимал пост начальника крупной станции, днями пропадая на работе. Первыми рисунками мальчика стали совсем не романтичные полотна железной дороги, строгие семафоры, серый дым паровозов. Место, в котором Эгон Шиле родился и провёл первые годы жизни, был настолько мал, что в нём невозможно было получить образование – отсутствовала даже школа.

В связи с этим, в 1901 году будущий экспрессионист был отослан в город Кремс для школьного обучения, а позже уже вся семья Шиле перебралась в Клостернойберг. Переезд был связан не только с необходимостью обучать детей (у Эгона было две родных сестры), но и с резким ухудшением здоровья главы семейства. В 1905 году после мучений от сифилиса и развившегося на его фоне тяжёлого психического недуга Адольф Шиле скончался. Для 15-летнего мальчишки это оказалось настоящей трагедией, рвавшей душу художника всю оставшуюся жизнь.

Семейные привязанности Эгона Шиле были такими же болезненными, как и мироощущение. Юноша боготворил отца даже в период его сумасшествия, был в особых чувственных отношениях с младшей сестрой и ненавидел мать. После кончины Адольфа Эгон довёл собственные обиды на мать до предела, обвиняя её в отсутствии любви к нему и недостаточной скорби по ушедшему мужу. Память об отце Эгон пронёс через всю жизнь, часто посещая дорогие ему места, каждый раз мысленно возвращаясь в моменты недолгого счастья.

Обучение и начало творчества

Страсть к рисованию проявилась у Эгона Шиле в дошкольном возрасте. Когда же пришло время вливаться в коллектив и заниматься учёбой, оказалось что будущему гению все это неинтересно. Уроки парень считал пустой тратой драгоценного времени, а общение с одноклассниками – скукой. Он заваливал экзамены и считался «неучем» с плохим поведением. Всё, что необходимо было Шиле, касалось лишь рисования.

В 1906 году юноша наперекор совету родного дяди (брата матери) освоить другую профессию поступает в Венскую школу ремесел и искусств. Неуживчивость и нонконформизм Эгона преподавателям совершенно не приходятся по нраву и через некоторое время молодой Шиле меняет Школу на Академию изящных искусств, где становится самым юным и неординарным студентом. В это время случается важное для молодого художника знакомство с живописцем Густавом Климтом, ставшим для Эгона покровителем и другом.

С третьего курса Шиле уходит в свободное плавание, уговорив одного из преподавателей Академии подписать его диплом. Найдя подходящую квартиру в Вене (не без участия Климта), скандальный художник делает из неё студию. Там Шиле окунается в настоящее творчество и богемную жизнь.

Экспрессионизм, любовь, смерть

Во время обучения в венской Академии изящных искусств Эгон Шиле познакомился и сблизился с Густавом Климтом. Под его протекцией и влиянием художник окунулся в тему эротики. Графика и живопись Шиле пронизаны нервом и особым эротизмом – драматичным, изощренным. Кроме Климта на его творчество очень повлияли работы Зигмунда Фрейда. Из-под пера субтильного мужчины-мальчика появлялись картины, на которых молодой Эгон изображал собственные сомнения, комплексы и подавленные желания.

Обнажённое тело Шиле подавал нарочито сексуальным и фривольным, но не без изъяна. Его картины поражали откровенностью, насилием и фрустрацией, выплёскивавшейся через край. В студии художника кипела богемно-развратная жизнь. При свете дня и глубокой ночью его творческое убежище не покидали юные модели. Одни были совсем ещё девочками, другие – опытными проститутками. Здесь же Шиле встретил её – свою любовь длиной в 4 бурных года. Валери Нойзель становится музой Эгона и частью самого сложного периода его жизни. Пара переезжает из города в город, проходя через осуждение, изгнание, обвинение в растлении и судебные разбирательства. Разрыв отношений произошёл так же нервно и драматично: художник сделал предложение другой, а Валери нашла спасение от душевных мук в Красном кресте. Там же, работая медицинской сестрой, она умерла.

Эгон Шиле любил рисовать не только женские тела. Он оставил немало автопортретов, пытаясь разобраться в себе самом. Обвинения критиков в эксгибиционизме и нарциссизме разбиваются на осколки невероятных сложностей, заметных в каждой линии и каждом изгибе. Да, он был очарован и где-то даже восхищался собственным телом. Но в своих автопортретах Шиле выступал скорее мучеником и шутом, нежели богом красоты. Он постигал себя так же безжалостно, как изучал других. “Меня осуждают лишь за то, что я пытаюсь понять себя”, – в таком тоне Шиле подписывал автопортреты.

Недолгая творческая жизнь художника была скандальной, надрывной, наполненной яркими в своём драматизме событиями. Экспрессионизм и модерн именно Эгон Шиле смог совместить так, что об этом будут говорить, кричать и спорить. Его рисунки пугали гибкостью и изощрённостью, а цвета удивляли нервными контрастами. За пять лет до своего ухода художник знакомится и анализирует работы Ван Гога. И вновь идёт процесс впитывания чужого творчества, в результате чего у Шиле выходит серия ярких и завораживающих пейзажей.

В 1918 году страшная эпидемия испанки, косившая жизни миллионов европейцев, добралась и до Шиле. Жизнь самого глубокого и уникального художника завершилась в 28 лет, но история его творчества продолжается и сейчас.

Виктория Бондарчук

"Alles ist lebend tot" – живя, все мертво
Эгон Шиле

Эгон Шиле (нем. Egon Schiele, 12 июня 1890, Тульн-на-Дунае - 31 октября 1918, Вена) - австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.

Автопортрет, 1911 год

"Жить – значит прыснуть семенем;
жить – значит выбрасывать семя,
расточать, – для кого? –
для других, бедных, может быть,
для вечных школяров.
Я приносил дары, посылал и дарил глаза.
Выражающий и есть художник.
Живущий – один-единственный"

Э. Шиле "Автопортрет".

Эгона Шиле многие современники рассматривали как наследника Густава Климта, но который умер раньше, чем смог выполнить свое предназначение. Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890.
Так как не имелось никакой соответствующей школы в Tully, Эгон Шиле был отослан в 1901, сначала к Krems, потом в Klosterneuberg в северных предместьях Вены. В 1904 все семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца.
Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в следующем году он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет.
Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца.


В течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения. Когда ему было шестнадцать, и ей было двенадцать, они на поезде ездили в Trieste, где проводили ночи в двухместном номере в гостинице. В другом случае, его отец сломал дверь запертой комнаты, чтобы увидеть, что два его ребенка там делают вместе.


Эгон Шиле «Осеннее солнце и деревья»

В 1906 Эгон Шиле преодолел сопротивление своего опекуна, дяди по матери, и получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Густав Климт. Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств.
Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет. В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков.
“В них есть талант? Да, Даже слишком много!” - отметил Климт.


Густав Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Эгону Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам.
Он также представил Шиле в цех ремесел связанных с Сецессионом. Эгон Шиле делал случайные работы для них, он сделал проекты для мужской одежды, для женских ботинок, и рисунки для открыток.


В 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg.
В 1909 он оставил Академию искусств, после завершения его третьего года. Он нашел квартиру и организовал там студию. В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки, как вспоминал Paris von Guetersloh, молодой художник, который был современник Шиле, что его студия была наводнена ими:

“ Они там спали, укрывались от биений учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось что самостоятельное.”


Уже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические. Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии, которых изобиловало в Вене в то время. Шиле был также очарован его собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Но впечатлил он не только самого себя, но и всех с кем входил в контакт.


Автопортрет, 1913 год

Автор Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал его таким образом:
“Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились... Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Его лицо было загорело, безбородо, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами. Его широкий, угловой лоб прорезали горизонтальные линии. Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри.... Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось.”


В течение этого периода, и впоследствии, Шиле любил производить впечатление чрезвычайной бедности. Но его утверждения, что в это время, он был фактически в тряпках, имеют разногласия не только с тем, что его современники говорят, но и с его оставшимися фотографиями.
Его письма однозначно дают понять, что он страдал от мании преследования - например, он написал в письме от 1910:
“Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами.”


Эгон Шиле «Молодая мать»

В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин. Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта, и возможно была одна из любовниц старшего живописца.
Шиле и Уолли хотели выйти из клаустрофобии Венской обстановки, и переехали в маленький город Krumau, в котором Шиле имел семейные связи, но были вытеснены неодобрением местных жителей. Они тогда переехали в такой же маленький город Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом. Также, как это было в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности.


Шиле, пишущий обнажённую натуру перед зеркалом, 1910

Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован. Полиция захватила больше чем сотню рисунков, которые они рассмотрели порнографическим, и Шиле был заключен в тюрьму, по обвинению в совращении. На суде обвинения в похищении и совращении были отклонены, но художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей.
Поскольку двадцать один день он уже провел в заключении, это было принято во внимание, и он был приговорен только заключению на три дня. Хотя судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков Шиле перед собравшейся толпой, он был очень рад так легко отделаться.


Портрет, 1910 год

В то время, как он был в тюрьме, он нарисовал ряд автопортретов, подписанных саможалостливыми фразами:
“я не чувствую себя наказанным; только очищенным”; “ограничить художника - преступление. Это должно убить прорастающую жизнь.”

Neulengbach дело не имело никакого эффекта на его карьеру, и очевидно не отразилось на его характере.
В 1912 он был приглашен показать свои работы на Sonderbund выставке в Кельне, и он познакомился с важным дилером Хансом Гольцем в Мюнхене. Их отношения были постоянной борьбой за цены на картины, Шиле который всегда требовал самые большие гонорары за свои работы.


Тем временем он хвастливо писал матери, в марте 1913:
“Все красивые и благородные качества были объединены во мне..., я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько большой должен быть ваша радость, поэтому вы родили меня.”

Самовлюбленность Шиле, эксгбиционизм и мания преследования могут весь быть обнаружены в эмблеме, которую он нарисовал для его первой индивидуальной выставки в Вене, проходившей в галерее Арно в самом начале 1915, в котором он изобразил себя как Cвятого Себастьяна.


Смерть и девушка, 1915 год

Год 1915 стал поворотным пунктом в жизни Шиле. В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Эдит и Адель был дочери слесаря, владельца мастерской. Шиле привязался к им обоим, но в конечном счете остановился на Эдит; к апрелю 1915 он был очень увлечен ею, и Уолли Невзил была довольно равнодушно уволена.


Последняя встреча Шиле к Уолли имела место в их местном кафе Eichberger, где они играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором он предложил, чтобы, несмотря на их разделение, они брали отпуск вместе каждое лето - без Эдит. Не удивительно, что Уолли отказалась.
Она присоединилась к Красному Кресту как медсестра и умерла от скарлатины в военной больнице около Раскола в Далмации как раз перед Рождеством 1917.


Агония, 1912, Neue Pinakothek, Munich

Шиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства, в июне 1915. Мать Шиле к тому времени уже умерла.
Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию. По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Он был передан отделению, транспортирующему Российских военнопленных к и из Вены, и позже стал клерком в тюремном лагере для Российских офицеров в нижней Австрии.


Наконец, в январе 1917, он был переброшен в Вену непосредственно, чтобы работать для “Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области” - склад, который снабжал продовольствием, спиртными напитками, табаком и другими продуктами Австрийскую армию. В стране, где продовольствие все более и более дорожало, это было привилегированное место.


Беременная женщина и смерть, 1911

Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности – о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, и попросили принять участие на поддержанной правительством выставке в Стокгольме, и Копенгагене намереваясь улучшить образ Австрии в нейтральных Скандинавских странах.


Четыре дерева, 1917

В 1918 он был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона. Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа.
Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф. Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов. Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию. Но их удовольствия в нем были кратки. 19 октября 1918 Эдит, которая была беременна, заболела гриппом, тогда свирепствовавшим в Европе. 28 октября она умерла.


«Семья»

Умирающий художник Эгон Шиле изобразил трёх жертв испанки себя, свою беременную жену и её нерождённого ребёнка

Шиле, который, кажется никогда не написал ей настоящего любовного письма и который посреди ее болезни написал достаточно холодное письмо её матери, что, вероятно, она не останется жива, был опустошен потерей. Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.
(с)

"Искусство долго формируется, прежде чем сделаться красивым, и все равно это подлинное, великое искусство, часто более подлинное и великое, чем искусство красивое"
Гете - 1771 год.

Источник - Edward Lucie-Smith, "Lives of the Great 20th-Century Artists"



Работа «Лежащая обнаженная девушка» на выставке Густава Климта и Эгона Шиле в ГМИИ им. А.С. Пушкина, октябрь 2017 года

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит масштабная выставка графических работ австрийских художников Густава Климта и Эгона Шиле из собрания музея Альбертина (Вена). Основоположник венского модерна, поклонник женщин Густав Климт и его ученик, проповедник австрийского экспрессионизма, любитель подростков Эгон Шиле - оба художника исследовали человеческое тело, его природу и красоту. Консервативные современники обвиняли Климта в излишнем эротизме, а Шилле - в распространении порнографии. Учитель и ученик умерли в один год - в 1918-м, когда Климту было 55 лет, а Шиле - 28. Выставка в ГМИИ продлится до 14 января. «Газета.Ru» рассказывает о художниках, их привычках, жизни и смерти.

Густав Климт. Смерть и жизнь

Климт был совсем не похож на художника: высокий рост, мощная фигура, сильные руки, мешковатая одежда - весь его грубоватый облик напоминал крестьянина. Уроженец венского предместья Баумгартен, Густав был вторым из семи детей в небогатой семье художника-гравера, ювелира Эрнеста Климта и несостоявшегося музыканта Анны Климт. Учился в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности, писал фрески для театров в Райхенберге, Риеке, Карловых Варах; работал над оформлением здания «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея. Почетный член Мюнхенского и Венского университетов, основатель и президент Венского сецессиона.

Густав Климт. Девы

Климт любил женщин и никогда не был женат. Ему приписывают от 3 до 40 детей - после смерти художника о правах на наследство заявили 14 человек.

Женское тело стало не только объектом страсти художника, но и главной темой его работ. Климт отлично чувствовал женскую природу и с помощью нарядов превращал любую женщину в красавицу. Его фасоны стали открытием на Венецианской выставке 1910 года. Современники, со своей стороны, обвиняли художника в провокациях и пренебрежении нормами морали:
по их мнению, Климт изображал женщин слишком эротично и откровенно.

На протяжении 27 лет главной музой художника оставалась модельер Эмилия Флеге - он придумывал орнаменты для ее платьев, а она, несмотря на отношения Климта с другими женщинами, была с ним до последних дней.


Густав Климт. Золотая Адель

Портрет любовницы Климта

Портрет жены Фердинанда Блоха, с которой у Климта был роман, художник писал 4 года. За это время он сделал более 100 набросков. Картина «Золотая Адель», известная также как «Австрийская Мона Лиза», стала шедевром, а роман, между тем, угас. В 2006 году картину приобрел Рональд Лаудер, американский предприниматель и основатель Новой галереи в Нью-Йорке. Цена лота составила рекордную для произведения живописи сумму - 135 млн долларов. В 2015 году об этой работе был снят фильм «Женщина в золоте».

Густав Климт. Картины для университета

Аллегории Климта

В 1884 году Климт начал большую работу над картинами для потолка актового зала главного здания Венского университета. Через 6 лет, в 1900 году, он предъявил миру аллегорические «факультетские» полотна: «Философию», «Медицину» и «Юриспруденцию». Зрители в ответ раскритиковали художника за «порнографическую тематику» - работы так и не появились в университете, оказавшись после всех перипетий в частном собрании. В 1945 году картины погибли в огне пожара во дворце Иммерхоф.

Густав Климт. Обнаженная истина

Истина Климта

Картина «Обнаженная истина» стала вызовом для общества конца XIX века. Изображенная в полный рост обнаженная рыжеволосая женщина держит в руках зеркало истины, предлагая зрителям, по задумке художника, посмотреть внутрь себя. Над зеркалом - цитата немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь твоими делами и твоим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло».

Густав Климт. Поцелуй

Гитлер Климта

Адольф Гитлер, увлекавшийся живописью, однажды показал Климту свои работы. Художник отнесся к творчеству будущего фюрера благосклонно, и впоследствии эта встреча спасла картины «еврейского художника» от уничтожения.

Эгон Шиле. Автопортрет в обнаженном виде, гримаса. 1910

Климт и Шиле

Шиле познакомился с Климтом в 17 лет, когда учился в Академии изобразительного искусства. Климт опекал ученика, которого считал «слишком талантливым»: делился своими натурщицами, покупал и обменивал его рисунки. Эгон боготворил учителя и поначалу подражал ему. Но если работы Климта ругали за излишнюю эротичность, то Шиле напрямую упрекали в распространении детской порнографии. Художник вызывающе откровенно и детально рисовал неблагополучных подростков, в том числе - девочек, подолгу живших у него в мастерской, а также свою младшую сестру Герту, к которой он испытывал сильные чувства в 16-летнем возрасте.

Первая выставка Шиле прошла в 1908 году в Клостернойбурге (не без участия Климта), в 1909-ом работы художника выставлялись вместе с картинами Мунка, Ван Гога и Матисса в венской Художественной галерее. Кроме детей Шиле, увлеченный идеями фрейдизма и исследованием природы человека, любил рисовать себя. Известны его многочисленные карикатурные гротескные автопортреты. Особенное внимание художник уделял кистям рук и жестикуляции - зачастую резкой, нервной и утонченной.

Эгон Шиле. Умирающая мать

Мать Шиле

Сын железнодорожного служащего, Эгон Шиле всю жизнь страдал от потери отца, умершего когда юноше было 15 лет. С матерью у будущего художника отношения не сложились - она отдала сына в семью дяди-опекуна.

Тема смерти присутствовала в творчестве Шиле на протяжении всей жизни, в том числе, в работе «Умирающая мать», которую Эгон написал в 1910 году, когда его мать была жива и здорова. На картине изображена бледная женщина с костлявой рукой и розовощекий ребенок, который отделен от матери черным коконом.

«Портрет Валли» (1912)

Тюрьма Шиле

В 1911 году подругой и моделью художника стала 17-летняя натурщица, бывшая модель Климта Валли Нойциль, а в 1912 году Шиле провел несколько месяцев в тюрьме по обвинению в растлении несовершеннолетней. Там же он создал серию из 13 акварелей и рисунков. К своему заключению художник относился философски и говорил, что чувствует «не вину, а лишь очищение».

Портреты Валли стали самыми заметными работами художника.

Эгон Шиле. Семья

Смерть Шиле

В 1915 году художник расстался с Валери и женился на юной школьнице, дочери слесаря Эдит Хармс, несмотря на протесты семьи девушки. Через три года Эдит умерла от испанки, будучи беременной. В своей последней работе - «Семья» - Шиле изобразил самого себя, жену и их неродившегося ребенка. Через 3 дня художник скончался от того же заболевания. Ему было 28 лет.