Конспект урока на тему "Певцы русской старины" (3 класс). Открытый урок музыки "Певцы русской старины (Баян

МОУ ЗСОШ №6 РТ Нигматзянова Э.Ф.

Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Средства художественной выразительности

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса , …из далече-далече , дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться , дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет

Сюжеты былин

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ). Былины - русские народные

Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество

Садко (Богатый гость ) - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в

По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным

Ждёт не дождётся Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришёл Садко; с любовью она бросается к нему, а он её и слушать не хочет: околдовала его своей красотой царевна Волхова. Вспомнилось ему обещание морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.
На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказами гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил её с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбёшка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил 30 кораблей и один корабль. Заморские купцы – варяжский, индийский и веденецкий – рассказывают о своих странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Корабли отплыли в дальние неведомые края.
Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали. Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.
Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и там ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жёны царевну Волхову. Подводные жители встретили молодых весёлыми танцами. Вот Садко взялся за гусли, и всё царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины, Садко с Волховой в раковине, запряжённой касатками, устремились на волю, к Новгороду.
Садко уснул на зелёном берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены Любавы Буслаевны. Взошло солнце, туман рассеялся, и открылась взорам река Волхова, а по ней уже бегут и Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

Музыка

Авторское определение жанра «Садко» — опера-былина. Это яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное действие, воскрешающее дух былинных сказов. Портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта – в монументальных хоровых сценах. Музыка насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является народная песенность.
Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Окиан-море синее».
Картина 1-я – большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Её среднюю часть составляют 2 эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золотая казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора. Картина 2-я чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подготавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Прощание Садко и Волховы прерывается доносящимися издали таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.
Четвёртая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоят из двух частей: монументального хорового торжища и эпизодов, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов тесно переплетаются, объединяясь в развёрнутый ансамбль, подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (венецианского) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная» (мелодия и текст народные), которую подхватывают дружина и народ.
Оркестровое вступление к 5-й картине рисует морской пейзаж. В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль…» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Оркестровый эпизод, построенной на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в пучину. Картина 6-я начинается хором девиц подводного царства. Яркими оркестровыми красками переливается «Шествие чуд морских». Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков. Плясовая песнь Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Последняя картина открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом её звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мелодия песни «Высота ль, высота», которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

МОУ ЗСОШ №6 РТ Нигматзянова Э.Ф.

Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

Средства художественной выразительности

В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса , …из далече-далече , дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться , дани-пошлины , (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град… , нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии . К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.

Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т.д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.

Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).

Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет

Сюжеты былин

Количество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко , Михайло Потык , Иван Годинович , Дунай , Козарин , Соловей Будимирович и более поздние – Алеша Попович и Елена Петровична , Хотен Блудович ); борьба с чудовищами (Добрыня и змей , Алеша и Тугарин , Илья и Идолище , Илья и Соловей-разбойник ); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром , Илья и Калин , Добрыня и Василий Каземирович ), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев ). Былины - русские народные о подвигах . Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « старина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Былины, как правило, написаны с двумя-четырьмя ударениями.

Впервые термин «былины» введён в сборнике «Песни русского народа» в , он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «», что значило «согласно фактам».


Былины написаны тоническим стихом, в котором может быть разное количество , но приблизительно одинаковое количество . Некоторые ударные слоги произносятся со снятым ударением. При этом не обязательно, чтобы во всех стихах одной былины сохранялось равное количество ударений: в одной группе их может быть по четыре, в другой - по три, в третьей - по два. В былинном стихе первое ударение, как правило, попадает на третий слог от начала, а последнее - на третий слог от конца.

Как скака́л-то Илья́ да со добра́ коня,
Припада́л-то он ко ма́тушке сыро́й земле:
Как стучи́т ведь ма́тушка сыра́ земля
Да под то́й же как сторо́нушкой восто́чной

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчётливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают немецкому богатырскому эпосу и эпическим народным произведениям всех других народов.

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из этих песен говорит, главным образом, об одном эпизоде жизни одного богатыря и таким образом получается ряд песен отрывочного характера, группирующихся около главных представителей русского богатырства. Число песен увеличивается ещё вследствие того, что имеется по несколько вариантов, более или менее различных, одной и той же былины.

Боян или Баян - певец, имя которого несколько раз упоминается в "Слове о полку Игореве". Самое слово "боян" или "баян" (две эти формы исстари употребляются безразлично; одно и то же лицо называется то Боян, то Баян) - хорошо известно у всех славян: у русских, болгар, сербов, поляков, чехов. Происходит от старославянского "бати", означавшего, с одной стороны: "ворожить", "заговаривать", с другой - "баснословить". Отсюда старославянские слова: "баальник", "баальница", "волхв", "ворожея"; "баание", "бание" - ворожба, "басня"; "баник", "бан" - баятель, "incantator". Отсюда и позднейшие русские формы: "баян", "боян", "балян" - краснобай, байщик, знающий сказки, басни; белорусская "баюн" - охотник болтать, сказочник.

Вместе с значением нарицательным у всех славян слово "баян", "боян" встречается и как имя собственное, как название реки, местности или лица. Так, например, у болгарского царя Симеона один из сыновей назывался Боян; в Болгарии есть местность Бояново. В Новгороде издавна была известна улица Бояня; в Калужской губернии до сих пор существует деревня Бояновка. На основании фактических упоминаний о Бояне в "Слове о полку Игореве" имя это первыми издателями этого памятника было внесено и в русскую науку как имя исторического лица, "славнейшего в древности стихотворца русского".

В "Руслане и Людмиле" Пушкин употребил слово "баян" в смысле нарицательном, вообще "певца":
"Все смолкли, слушают баяна"...

Садко (Богатый гость ) - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в , полных только два (один из которых изложен ).

По наиболее полному варианту (Сорокина), Садко был сначала бедным , потешавшим новгородских и . Однажды он играл на гуслях на берегу -озера с утра до вечера и своей игрою приобрёл расположение царя Водяного, который научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами о заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья»; при помощи царя Водяного Садко выиграл заклад, стал торговать и разбогател.

Однажды Садко на похвастал, что скупит все товары в ; действительно, два дня Садко скупал все товары в , но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ; Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою , велел спустить себя в море на дубовой доске.

«Садко»

Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору.

По совету Миколы Садко выбирает девицу Чернаву; после Садко засыпает и просыпается на берегу реки . В это же время по подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко соорудил церкви Николе Можайскому и . В некоторых вариантах Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже - или , и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица.

В одной о Садко в сборнике Кирши Данилова Садко является не природным новгородцем, а приезжим с молодцом, которому Ильмень-озеро помогает разбогатеть в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: наловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. Садко сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, Садко является представителем , купцом-богатырём.

Морской Царь

Верховный владыка всех , омывающих . Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт , а случалось, и людей по жребию, как в о .

По древним славянским преданиям, все моря и океаны - это Морского царя, а - его дочери. Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого , которого должен объездить сильномогучий . Позднейшие сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленной семьи. Только нет у них с водяной царицею – «всем русалкам » - сыновей: одни дочери родятся - девы моря с рыбьим хвостом.

Русские простонародные предания вещают из глубины стародавних лет о том, что все дочери Морского царя превратились в большие реки. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных.

Опера «Садко»

в 3-х актах (7 картинах)

Либретто Н. Римского-Корсакова и В. Бельского.

Действующие лица
Настоятели новгородские:
Фома Назарьич, старшина (тенор),
Лука Зиновьич, воевода (бас)
Садко, гусляр и певец в Новогороде (тенор)
Любовь Буслаевна, молодая жена его (меццо-сопрано)
Нежата, молодой гусляр из Киева-города (контральто)
Скоромошины удалые:
Дуду (бас),
Сопель (тенор)
Заморские торговые гости:
Варяжский (бас),
Индийский (тенор),
Веденецкий (баритон)
Окиян – Море, царь морской (бас)
Волхова, царевна прекрасная, его дочь молодшая, любимая (сопрано)
Видение: Старчище могуч-богатырь, во образе калики перехожего (баритон)
Новгородский люд обоего пола и всякого сословия, торговые гости, корабельники, скоморохи, волхи, чуда морские.

Действие происходит в Новогороде в полусказочное – полуисторическое время (конец Х в.)

История создания

Об опере на сюжет новгородской былины о Садко думал ещё в 1880-х гг., но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года. Своим замыслом композитор поделился со Стасовым – выдающимся учёным-демократом и музыкальным критиком, с которым его связывала длительная дружба. Стасов, ссылаясь на многочисленные варианты былины, советовал шире показать картины реальной жизни и быта древнего Новгорода. Опера по первоначальному плану, в котором много места уделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 г. Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и летом следующего года подверг произведение серьёзной переработке, воспользовавшись при этом помощью В.И. Бельского (1866-1946) – будущего либреттиста «Сказки о царе Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка». Рядом с образом народного певца-гусляра Садко возник образ его жены Любавы – преданной, любящей женщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами.
Осенью 1896г. опера была предложена дирекции петербургского Мариинского театра, но встретила холодный приём; Николай II вычеркнул её из репертуара. Впервые «Садко» был поставлен на сцене Московской частной оперы Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 г. (7 января 1898 г.) и прошла с большим успехом.

Сюжет
В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью, Нежата поёт былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.
Садко пришёл на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; лёгкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывёт к берегу стая лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили её чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастья. Близится рассвет, из озёрной глубины послышался голос Морского царя, зовущего дочерей. Царевна Волхова и её сёстры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждёт не дождётся Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришёл Садко; с любовью она бросается к нему, а он её и слушать не хочет: околдовала его своей красотой царевна Волхова. Вспомнилось ему обещание морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.
На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказами гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил её с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбёшка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил 30 кораблей и один корабль. Заморские купцы – варяжский, индийский и веденецкий – рассказывают о своих странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Корабли отплыли в дальние неведомые края.
Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали. Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.
Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и там ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жёны царевну Волхову. Подводные жители встретили молодых весёлыми танцами. Вот Садко взялся за гусли, и всё царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины, Садко с Волховой в раковине, запряжённой касатками, устремились на волю, к Новгороду.
Садко уснул на зелёном берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены Любавы Буслаевны. Взошло солнце, туман рассеялся, и открылась взорам река Волхова, а по ней уже бегут и Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

Музыка

Авторское определение жанра «Садко» - опера-былина. Это яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное действие, воскрешающее дух былинных сказов. Портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта – в монументальных хоровых сценах. Музыка насыщена яркими, выпуклыми контрастами. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является народная песенность.
Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Окиан-море синее».
Картина 1-я – большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Её среднюю часть составляют 2 эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золотая казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора. Картина 2-я чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подготавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Прощание Садко и Волховы прерывается доносящимися издали таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.
Четвёртая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоят из двух частей: монументального хорового торжища и эпизодов, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов тесно переплетаются, объединяясь в развёрнутый ансамбль, подготавливающий появление Садко. Следует ряд речитативных эпизодов которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (венецианского) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная» (мелодия и текст народные), которую подхватывают дружина и народ.
Оркестровое вступление к 5-й картине рисует морской пейзаж. В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль...» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Оркестровый эпизод, построенной на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в пучину. Картина 6-я начинается хором девиц подводного царства. Яркими оркестровыми красками переливается «Шествие чуд морских». Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков. Плясовая песнь Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Последняя картина открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом её звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мелодия песни «Высота ль, высота», которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

«Приходите в гости к нам

(В гостях у сказки)»

1. Если вы так уж боитесь Кощея

Или Бармалея и Бабу Ягу,

Приходите в гости к нам поскорее,

Там, где зеленый дуб на берегу.

Там гуляет черный котище ученый,

Пьет он молоко и не ловит мышей,

А на цепи сидит Горыныч-змей.

ПРИПЕВ: Приходите в гости к нам,

Поскорей приходите в гости к нам!

Кот про все расскажет вам,

Потому что он видел все сам.

Ах, как тихо и темно!

Ах, как чудно и чудно!

Ах, как страшно и смешно,

Зато в конце все будет хорошо!

2.Ты узнаешь много волшебных историй:

Зря всех пугал своею бородой.

А в конце концов, всему свету на диво,

После приключений, сражений и драк,

Станешь ты веселый, как Буратино,

И умный-умный, как Иван-дурак!

4 четверть
Сюита "Пер Гюнт" Эдварда Грига


Тип урока: открытие нового знания

Жанр урока: тематический

Цель: Знакомство с развитием чувств в музыке, с ее выразительным, изобразительным и темповым развитием на примере музыки сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.

Задачи урока:

    познакомить с понятием симфоническая сюита, драма, с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига;

    через знакомство с сюитой «Пер Гюнт» повторить основные музыкальные жанры: песня, танец и марш;

    формировать интерес к инструментальной музыке;

    развивать умение внимательно слушать, выражать свое впечатление об услышанной музыке; передавать через пластику своего тела интонационные особенности музыки.

Музыкальный материал: Э. Григ «Утро», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля», «Дорога добра» Минкова

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Введение в атмосферу урока музыки: эмоциональный настрой и физиологическое воздействие музыкального звука.

Вход в класс под «Утро» Грига

Приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте.


II . Актуализация знаний

    Исходная мотивация.

У: Знакома ли вам эта мелодия? Вы где-нибудь ее слушали? (Да. В мультфильмах и сказках).

У: А вы знаете, ребята, как эта музыка называется и кто его написал? (ответы учащихся)

2.Этап целеполагания.

У: Значит сегодняшняя наша задача какая, ребята? (Узнать как называется эта музыка и кто её создал, а также историю ее создания.)


III этап (основной) – погружение в тему урока

У: А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы. С чего же начинается утро , ребята? (С пробуждения природы, с восхода солнца)

1.Путешествие в страну Норвегию.

У: Будем еще говорить о развитии музыки и о том, какими средствами оно достигается. Для этого я предлагаю вам отправиться в страну Норвегию . Норвегия находится на севере Скандинавского полуострова, совсем рядом с Северным Ледовитым океаном. Берега этой страны омываются Норвежским морем. Норвегия имеет большую протяженность береговой линии. Природа здесь необычно красивая и суровая. Представьте себе величественные норвежские скалы, красивейшие заливы, бухты, фьорды, вытянулись в живописный вид, и представляют собой удивительную и

незабываемую картину. Из-за движения ледников несколько тысяч лет назад образовался уникальный ландшафт. Имя этому явлению – фьорды. Это не просто участки океана, врезающиеся в сушу, это душа Норвегии, её достояние, каждый из них по-своему неповторим. Нетронутая скандинавская природа, чистейшая вода живописнейших норвежских фьордов привлекают к себе внимание. Клубящиеся водопады – вот что заставляет застыть в удивительном восхищении. Сказать, что их в стране много, значит, ничего не сказать. Их очень много! Они повсюду, где есть хоть какой - то рельеф. Скромный горный ручеек, блеснув на склоне среди леса, ниже превращается в красавца-гиганта, ниспадающего вниз густыми прядями белой воды.

А поможет нам туда перенестись с помощью музыки, созданной в той стране. Давайте закроем глаза. Звучит «Утро» Э. Грига (только начало музыки).

У: Вот мы с вами и перенеслись в страну Норвегию.

Что за дивный волшебник нарисовал для нас в музыке эти картины? Его имя Эдвард Григ. Это великий норвежский композитор, чье творчество неразрывно связано с мелодиями его родины. Один из восторженных поклонников Грига, русский писатель Лев Кассиль сказал так: «Его мелодии выпадают кристаллами». Да, действительно, напевы Грига отражают жизнь людей среди прекрасной природы Норвегии, природы своенравной, одолеть которую и подчинить людям далось нелегко. Норвежцы год за годом переживают тягостное томление северных осенних и зимних ночей, разгул бури, стужу и холодный свет северного сияния.

2.Сообщение высказываний композитора и о композиторе .

3.История создания и краткое содержание .

У: Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать

Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной. Получилась сюита «Пер Гюнт». Что же такое сюита? (Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру).

4.Пер Гюнт – главный герой драмы.

У: Главный герой - Пер Гюнт - смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо. Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину. Давайте послушаем и подумаем, что же он представлял.

Слушание: «Утро» Э. Грига (полностью ).



У: Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки? Грубые они или нежные? Тихие или громкие? Плавные, медленные звуки или быстрая мелодия? Грустные или радостные? Что же представил Пер? Какими еще звуками можно выразить утро? Какие музыкальные инструменты звучали в музыке? (флейта и гобой) .

Какое развитие? (Выразительное и изобразительное )

5. Разучивание отрывка песни «Утро».

Текст отрывка песни.

Солнышко всходит и небо светлеет

Природа проснулась и утро пришло.

У.: Пьеса Грига "Утро" - один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Её музыка передает не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Вот почему так названо произведение – «Утреннее настроение». Но чаще его называют просто «Утро».

6. «Песня Сольвейг»

У: Продолжаем рассказ о Пер Гюнте. Полюбилась ему девушка с красивым именем Сольвейг. Посмотрите какая красавица - юная Сольвейг.

Они решили никогда не расставаться и даже назначили день свадьбы. Но, однажды, ушел Пер Гюнт со стадом в горы и пропал. День прошел, месяцы, годы, а он все не возвращался. Затосковала Сольвейг, но не переставала ждать своего возлюбленного.

Зима пройдет, и весна промелькнет

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.

У: Давайте заглянем к ней в избушку и послушаем, как музыка передает чувства девушки…

( Слушание музыки - «Песня Сольвейг»)



Какое настроение у Сольвейг было?

Всегда такое? Музыка менялась?

А какой она стала? (веселая).

Когда кого-то очень долго ждёшь, начинаешь вспоминать события из жизни.


Так и Сольвейг, начинает вспоминать то время, когда они с Пером были вместе, вспоминает праздники, которые они справляли вместе в своей деревне.

Еще какая стала? (быстрая).

Что изменилось в музыке?

Когда грустила, темп был…? (медленный).

А когда думала о хорошем…? (быстрый ).

Какое еще развитие в музыке было? Что изменялось?

Динамика изменялась?

У: Когда человек волнуется, он начинает говорить громче, также и Сольвейг, когда сильно волнуется, начинает петь громче.

Развитие в музыке помогло нам представить образ Сольвейг.

Назовите, пожалуйста, какое развитие было в музыке ? (Динамическое, темповое).

7. «В пещере горного короля»



У: Во время путешествия он попадал в разные страны:

В пещеру горного короля

В Аравийскую пустыню

В страну гномов

У: Послушайте музыку и выберите из имеющихся названий, куда попал Пер?

У гномов такая музыка может быть ?(гномы веселые, добрые).

А у нас музыка добрая? (Злая).

А в пустыне? ( В пустыне жара, зной. Тоже нет).

У: Правильно, Пер попал в пещеру горного короля, к злым существам, в подземное царство троллей.

Музыка так и называется «В пещере горного короля » ( слушание)

У: Опишите внешность троллей по музыке.


Посмотрите на экран, соответствует ли ваше описание образа троллей, тому какие они на самом деле.

Пер попал в пещеру и прилег отдохнуть.

Что стали делать тролли?

Покажите жестами.

А почему подкрадываются?

Как музыка звучала? (настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно).

Слушайте музыку и покажите жестами

Что произошло?

Как в музыке это показано? (музыка стала звучать быстрее и громче.)

А тролли сейчас приближались или удалялись?

Что это изменилось в музыке? (темп и динамика )

Да, быстрее – это темп изменился, а громче – это динамика.

У: Когда тролли подкрались к Перу, то увидели что это человек и обрадовались. Когда вам весело, на празднике каком-нибудь, например, вы что делаете от радости?

Послушаем музыку, что стали делать тролли? (танцевать)

Танец какой? ( быстрый, стремительный, дикий, страшный )

Как изменилась музыка? Как она стала звучать? (если вначале настороженная, то сейчас…?) (стала очень громкая и быстрая)

Что это в музыке изменилось? (динамика и темп)

У: Тролли устроили дикий танец вокруг Пера. Они решили женить его на своей принцессе троллихе.

Как вы думаете, Пер согласился жениться на такой уродине?

Тогда тролли стали набрасываться на него, а Пер стал отбиваться и в самом конце звучит… (сыграть) что? Удар, удар колокола. Наступило утро, а с наступлением утра вся нечисть исчезает, Пер спасен.


У: Как много нам музыка рассказала.

Что помогло нам все это увидеть и услышать? (развитие)

Какое? (динамическое развитие ).

У: Динамика изменялась, мы с вами проследили в музыке: от очень тихой до очень громкой.

И темповое развитие, темп изменялся: от медленного до очень быстрого, стремительного.

У: А сейчас мы сделаем упражнения, которые закаливают наш организм и помогают нам петь.

Дыхательная гимнастика:

Греем ладошки.

Одна рука на живот, другая за спину – дышим.

В том же положении дышим часто (дышит собачка)

Надуваем шарик.

Сдуваем шарик (на букву – с)

Шум леса (на слог – ши – руки вверх)

Нюхаем цветок.

Задуваем свечу.

Встаньте, пожалуйста.

Гимнастика Стрельниковой А.Н.:

1.Ушки (наклоны головой вправо, влево)

2. Ладошки (сжать-разжать)

3. Плечи (руки на уровне плеч, резкие движения сжать-разжать).

4. Насос (спина полукругом).

5. Кошка (повороты туловища).

6. Перекаты (качаться на ногах)

7. Рок-н-ролл (полуприседания, как танец)

Садитесь, пожалуйста.

8. «Дорога добра»



У: Ребята, а вам приходилось надолго куда-нибудь уезжать? В лагерь, например? Домой хотелось? Дом вспоминали? И хоть в лагере хорошо, весело, все равно домой хочется.

Так и Пер Гюнт. Он долго путешествовал, а счастье так и не нашел и каждый раз дом свой вспоминал. И только через 40 лет, когда он вернулся домой, увидел Сольвейг, он понял, что счастье там, где тебя ждут и любят.

У: Когда Пер и Сольвейг встретились, они взялись за руки и долго- долго смотрели друг на друга. Они теперь стали вместе. Хорошо им стало? (Когда человек один, ему плохо, а когда вместе – хорошо) .

Это счастье? Давайте мы с вами тоже все возьмемся за руки. Мы тоже стали вместе. А что такое для вас счастье?

Д/з : Подумайте дома, что такое счастье и как увеличить счастье на Земле? С родителями поговорите и мне на следующем уроке расскажете.

У: Ребята, а вам хочется, чтобы, сколько у вас счастья в жизни было? Чуть-чуть или много? Покажите сколько.

У: А теперь давайте вдохнем счастье, ощутим (почувствуем), какой чудесный аромат у него, насладимся. А сейчас еще раз вдохнем и тихонечко-тихонечко подуем, чтобы счастье заполнило весь наш класс, давайте все вместе - тихонечко дуем, счастье оно такое хрупкое. Поделитесь с гостями счастьем, чтобы всем-всем хватило. Подарим всем счастье, и пусть оно летит дальше, к мамам и папам долетит, чтобы они тоже стали счастливыми.

У: Спасибо, ребята, что вы такие великодушные. Мне особенно приятно, что сегодня передо мной были не просто девочки и мальчики, не просто ученики, а творцы: вы тоже создавали образ счастья, вы и мне помогли сегодня почувствовать счастье.

У: Каждый счастье понимает по- своему. У каждого оно свое. Но есть вещи, которые вызывают подъём и чувство счастья. Какие? (Ну, хотя бы музыка ).

У: Музыка помогает быть счастливым.

А если мы сейчас все вместе исполним песню, это будет для вас счастьем?

Я думаю, что и для гостей наших тоже, если они вместе с нами исполнят песню «Дорога добра ».



В песне есть такие слова: «Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра».

Как вы их понимаете? (нужно в жизни стараться делать добрые дела, добро для других людей)

У: Если один человек всегда старается делать добро, другие люди будут от этого счастливы? Постараемся исполнить так, чтобы всем захотелось в жизни идти только одной дорогой - дорогой добра.

Исполнение песни «Дорога добра»

IV . Подведение итогов занятия

У: Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Музыкальное приветствие.

    Здравствуйте. (Здравствуйте.)

    Добрый день, добрый день, добрый день вам! (Добрый день, добрый день, добрый день вам!)

    В каком классе учитесь? (В третьем классе учимся.)

    В какой школе учитесь? (Учимся в тринадцатой.)

    На какой урок пришли? (Мы на музыку пришли.)

    За оценками пришли? (За оценками пришли.)

    За какими вы пришли? (За пятёрками пришли.)

    Исполнение песни «Сейчас музыкальный начнётся урок!»

    Исполнение песни «Жили – были дед да баба».

    Исполнение песни «Ты кума любезная, где живешь?»

Какой жанр музыки вы исполняли? (Что вы сейчас делали).

Объясните свой ответ.

Сколько в музыке жанров.

Чем песня отличается от танца и марша, что самое главное в ней имеется? (Слова)

Зачем нам нужны песни, что мы от них получаем.

Вы любите петь, почему?

Посмотрите на эти две картины, что между ними общего и почему.

Давайте определим нашу тему урока, опираясь на эти картины.

Как вы думаете, о ком пойдёт речь на нашем уроке и почему.

Что нам надо сделать, чтобы познакомиться с темой «Певцы русской старины».

Что может означать «Певцы русской старины».

Так в старину называли гусляров, которые очень часто под звучание гуслей сказывали былины.

Что такое былина?

Были́ны ( стáрины ) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

На каком музыкальном инструменте играли певцы – сказители.

Почему они струнно – щипковые.

Образы сказителей былин нашли своё отражение в творчестве русских композиторов Михаила Ивановича Глинки и Николая Андреевич Римского – Корсакова.

Правильно, прослушать произведения этих композиторов.

Николай Андреевич Римский – Корсаков в своей опере «Садко» создал образ легендарного певца – сказителя. Как его звали?

Чем был знаменит Садко?

Почему его приглашали на пиры знатные люди?

Сейчас мы прослушаем песню Садко из оперы и вам предстоит выполнить задания в группах. (раздать задания на 4-х).

Внимательно прочтите задание, на его выполнение 5-ть минут. Затем каждая команда, выбрав главного, отвечает на поставленный вопрос.

СЛУШАНИЕ Песня Садко «Ой, ты тёмная дубравушка».

Выступление учащихся.

Предлагаю разучит фрагмент песни Садко «Ой, ты тёмная дубравушка».

Что за песню мы с вами разучили.

Из какого произведения.

Назовите ее особенности.

Давайте подведём итог.

С каким певцом – сказителем мы познакомились на уроке. (Садко)

В каком музыкальном произведении рассказывается о Садко.

На каком музыкальном инструменте играл Садко.

Что такое опера.

Кто написал оперу «Садко».

Не только Римский – Корсаков изображал певцов – сказителей.

Михаил Иванович Глинка в своей опере «Руслан и Людмила» создал образ народного сказителя, дав ему имя Баян.

Как вы думаете на каком инструменте играл это Баян.

Почему вы пришли к такому мнению.

Баян, как и Садко играл на гуслях.

Прослушайте песню Баяна из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки и сравните её с песней Садко «Ой. Ты тёмная дубравушка». Найдите сходство и различие.

СЛУШАНИЕ Песня Баяна «Дела давно минувших дней!»

- Понравилось и почему.

Какой музыкальный инструмент имитирует игру на гуслях. (Арфа)

Давайте сравним прозвучавшие произведения на уроке.

2. Музыкальный образ в прозвучавшем произведении.

3. Музыкальный жанр: песня, танец, марш.

4. Мелодия: плавная, протяжная, певучая.

5. Лад: мажор (светлая тональность), минор (тёмная тональность).

6. Настроение и чувства: радость, печаль, тоска, нежность.

7. Тембр (окраска звука): светлый, яркий, тёплый, тёмный, суровый, массивный, мрачный.

8. Темп (скорость исполнения): медленно, умеренно, быстро.

9. Динамические оттенки (сила звука): тихо, громко.

10. Кто исполнял: хор, солист, ансамбль.

На доске вывешиваем сходство и различие.

Подведём итог.

Что нового вы узнали сегодня на уроке.

Из каких опер прозвучали сегодня фрагменты.

Назовите имена певцов - сказителей из этих опер.

Что объединяет Садко и Баяна.

На каком музыкальном инструменте они играли.

К какому виду музыкальных инструментов относятся гусли.

Почему их называли певцами - сказителями.

Как называют низкий мужской.

Конспект

Урока музыки в 3 классе

«Певцы русской старины»

Учитель МОУ СОШ с.Вадинск

Бураева Марина Валериевна

2012

Цель:

ввести учащихся в мир музыки, пробуждать интерес и любовь к музыке, развивать способности воспринимать музыку, эмоционально откликаться на нее.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с музыкальным инструментом гусли и музыкантами-гуслярами
  2. Освоить на новом музыкальном материале, что русские композиторы использовали в своих произведениях русскую музыку.
  3. Помочь понять детям, что народная музыка отражает не только те или иные события, но и атмосферу жизни народа.
  4. Познакомить учащихся с произведениями «Садко» Н.А.Римского-Корсакова и «Конь» И Матвиенко.

Развивающие:

  1. Развивать музыкальные способности: слух, музыкальную память при слушании музыкальных произведений.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость при слушании музыкальных произведений.
  3. Содействовать возникновению и проявлению музыкального вкуса на основе высокохудожественных произведений.

Воспитательные:

Осуществлять идейно-нравственное воспитание и любовь к национальному искусству на основе высокохудожественных произведений, а также воспитывать гордость за свою Родину и любовь к ней.

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие. А укажет нам путь музыкальное произведение, которое мы сейчас услышим.

(слушаем «Наигрыш» )

Ребята, вы внимательно слушали. Скажите, какая это музыка: современная или старинная?

Какой инструмент помог нам перенестись в прошлое?

Да, это гусли.

Как вы думаете, давно ли появился этот инструмент? Сколько лет, на ваш взгляд, ему может быть?

Гусли – очень древний музыкальный инструмент. По некоторым данным им около 2 тысяч лет. К сожалению, история человечества скрыла от нас и возраст, и место их рождения.

Ребята, а как называют музыкантов, играющих на гуслях?

(гусляры )

А еще их называют «Певцы русской старины» .

Итак, сегодня нас в гости приглашают Певцы русской старины. Давайте подумаем, почему их так называют?

(Они не просто играли на инструменте, а исполняли былины, старинные легенды )

А как играют на гуслях?

(видео )

Гусляр кладет инструмент на колени и перебирает струны пальцами. А сам же рассказывает былины и аккомпанирует себе игрой на гуслях, проводя по всем струнам сразу медиатором. Медиатор – это специальная маленькая пластиночка, в форме березового листочка, для игры на струнных инструментах. Пальцами другой руки музыкант приглушает отдельные струны, чтобы получить красивое звучание.

Посмотрите на экран. Кто здесь изображен? Эта картина переносит нас не через годы, не через десятилетия, а через века в «преданья старины глубокой». Написал ее Виктор Васнецов. Как изображены здесь музыканты?

(Васнецов «Гусляры» )

А сейчас давайте мы с вами тоже станем музыкантами-гуслярами. Приготовим наш инструмент. Положите гусли на колени. Можно играть, перебирая, струны пальцами, а можно использовать медиатор.

(«Наигрыш». Игра на воображаемом инструменте )

Давайте вспомним, какой музыкальный инструмент перенес нас в прошлое? Как он выглядит? Как играют на гуслях?

Вспомните, приходилось ли вам слышать имена музыкантов, игравших на гуслях?

Одним из таких музыкантов был Садко.

Слава о новгородском певце и гусляре Садко рекой лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он да заведет напев - все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Но перестали приглашать Садко на праздники веселые. Невеселый стал музыкант.

Однажды на берегу Ильмень-озера услышала грустную песнь Садко Волхова, дочь Морского царя. Приглянулся ей музыкант. Пообещала Волхова гусляру, что попадутся ему в сети три золотые рыбки, которые принесут ему счастье и богатство. Все так и случилось. Разбогател Садко, стал купцом. Снарядил он однажды свои корабли в плавание.

Прошло 12 лет. Однажды остановился корабль Садко среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани. Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом – всё стоит корабль с поникшими парусами. Тогда жребий пал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на неё, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся в дали, а гусляр опустился в пучине моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царём Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню. Ударил музыкант по струнам, на море от этого поднялась страшная буря. Потонуло и разбилось множество кораблей, залило берега и села. Но появился Старчище могуч-богатырь и гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Садко с Волховой устремились на волю, к Новгороду.

На зелёном берегу Ильмень-озера Садко уснул, убаюканный пением Волховы. И лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зелёному лугу. Все стали дивиться нежданному возвращению Садко, а больше всего – широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря.

Народные сказители Печор, что на севере России, сложили былину о Садко и Морском царе. А русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Садко».

Давайте послушаем фрагмент оперы. Какое настроение передает музыка?

(слушание «Песни Садко» )

Мы послушали Песню Садко «Ой, ты, темная дубравушка». В какой момент в опере звучит эта песня?

Какое настроение Садко в этот момент?

(грустное, печальное )

С какой народной песней созвучна музыка: лирической , плясовой, хороводной?

(он хочет излить всю печаль, боль, которая у него накопилась )

Как вы думаете, какой инструмент симфонического оркестра подражает звучанию гуслей?

Итак, о каком «Певце русской старины» мы узнали? Какой русский композитор написал о нем оперу?

Часть дороги, часть пути

Быстро мы смогли пройти.

Мы немного отдохнем

И опять вперед пойдем. (Физминутка )

- «Певцы русской старины». А есть ли они сейчас, в наше время? О чем могут рассказать нам современные музыканты гусляры?

А вы хотели бы послушать их?

(Любовь Басурманова )

Что вы чувствовали, когда звучала эта музыка?

Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

Песня, которая прозвучала, современная или старинная?

Эту песню написал современный композитор Игорь Матвиенко. Какое новое звучание придал аккомпанемент гуслей?

Музыка современная, исполнитель – современный. А тема урока звучит: «Певцы русской старины». Уместна ли песня на нашем уроке? Почему?

(Истоки – давние, основана на русских традициях, переносит нас в прошлое )

III. ИТОГ УРОКА

Итак, сегодня на уроке мы перенеслись в прошлое. Какой инструмент нам помог это сделать?

Как называют музыкантов, играющих на гуслях?

Назовите композитора, который посвятил свое произведение былинному герою и музыканту-гусляру? Как называется это произведение?

Живет ли в наше время творчество музыкантов-гусляров?