Кукрыниксы плакаты о войне. Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

Кукрыниксы - творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Биография Кукрыниксы

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы)

Творчество Кукрыниксы

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами).

Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов.

Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений.

Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 60-х годов,

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!. Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР.

Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»).

Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.).

Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

Члены коллектива работали также и порознь - в области портрета и пейзажа.

Работы и выставки

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933-1934, «Поджигатели войны», 1953-1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя, Михаила Салтыкова-Щедрина (1939), Антона Чехова (1940-1946), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948-1949), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Кукрыниксы - название является ни чем иным, а псевдонимом или аббревиатурой, по первым слогам трёх художников-графиков СССР. Ими являлись: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич и Соколов Николай Александрович. Все они являлись народными художниками СССР и членами АХ СССР.

Кукрыниксы являлись художниками-сатириками. Благодаря своим точно подмеченным сюжетам стали всемирно известны и получили особое место в советском искусстве . Изначально этот творческий союз создавал карикатуры на различные темы из литературы (12 стульев, Золотой телёнок, Господа Головлёвы, Жизнь Клима Самгина и др.). Максим Горький при встрече с ними посоветовал брать идеи для творчества более шире - не только внутри жизни литературной России, но и политические темы в том числе и за пределами страны. С 1925 года они стали выступать художниками-карикатуристами в газетах: Правда и Крокодил. Здесь они выработали свой особенный стиль. Они отмечали своим творчеством различные злободневные темы, иногда с язвительной подоплёкой и даже уничижающими героев своих карикатур, часто встречаются политические темы, плакаты с обличением (Бегство фашистов из Новгорода, Конец, Обвинение и др.) и свой ответ мировым событиям, которым Советский Союз давал крайне отрицательную оценку.

Немалую роль они сыграли и в , которые играли роль патриотического воспитания русского народа. За так называемые Окна ТАСС Кукрыниксы были удостоены Государственной премии СССР и Ленинской премии.

Ближний Восток. Здесь льётся вновь и нефть, и кровь.

Монополия. Пойдут на дно, обняв друг друга, вмиг без спасательного круга.

НАТО. Кабальна натовская сеть: в ней можно мигом «облысеть».

Лукаво мудрствуя о мире, пустился он «вовсе четыре» и не фальшивит в этой гамме _ ногами.

НАТО. У этих деятелей ловких изъян не маленький, увы! Есть всех систем боеголовки, но нет обычной головы.

Вьетнам. Пока не знал урока сам, он проучить хотел Вьетнам, но… огрызаясь по дороге, едва с собой уносит ноги.

Гегемонизм, Антисоветизм, Провокации. Много шансов есть у этой бочки разнести жонглёра на кусочки.

Советская угроза. Карта шита-крыта, но будет бита всё равно.

Михаил Куприянов (1903-1991), Порфирий Крылов (1902-1990) и Николай Соколов (1903-2000).

Биография коллектива

Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально - над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских . В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы )

В группе происходил поиск нового единого стиля, использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил» , они занялись преимущественно политической карикатурой. По воспоминаниям художника журнала «Крокодил» Германа Огородникова, с середины 1960-х годов Кукрыниксы практически не посещали журнал:

Кукрыниксы, - те практически ни разу не были в «Крокодиле». Ни разу не были! Я не помню случая. Только был один раз Соколов, а Крылова я не видел, Куприянова тоже никогда не видел. Но я работал с 1965 года, поэтому может до меня и были, но на нашем этаже я никогда их не видел.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», - , «Поджигатели войны», -), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Николая Гоголя , Михаила Салтыкова-Щедрина (), Антона Чехова ( -), Максима Горького («Жизнь Клима Самгина» , «Фома Гордеев», «Мать», 1933, -), Ильи Ильфа и Евгения Петрова («Золотой Телёнок»), Мигеля Сервантеса («Дон Кихот»).

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР .
Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина . Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС» .

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев » ). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они - авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода », «Конец» (1947-1948), «Старые хозяева» (1936-1937). Ими выполнены рисунки пастелью - «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке », «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд » и других.

Члены коллектива работали также и порознь - в области портрета и пейзажа.

Работы и выставки

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928-1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

Цитаты

Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырёх художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой. То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности.

… Творческие споры бывают в отдельных случаях, но они не нарушают единодушия в работе. Зато радостно видеть, как обогащается какая-нибудь наша общая работа внесением в неё всего лучшего, что имеет каждый из нас. А вносит каждый, не жалея и не приберегая для себя лично. В такой работе не должно быть болезненного самолюбия, равнодушного отношения.

Кеменов В. С. Статьи об искусстве. - М., 1965. - С. 104-105.

Кукрыниксы в искусстве

  • Картина «Кукрыниксы» (Портрет народных художников СССР М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова) (1957)

Биография коллектива

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» . Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых - сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР . Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина . Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате "Литературной газеты " (отдел юмора "Клуб 12 стульев" ).

Влияние на мировую культуру, награды

Цитаты

"Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой, - пишут Кукрыниксы и подчеркивают: - То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности." (Цит. по кн.: Кеменов В.С. Статьи об искусстве. М., 1965, с. 104.)

"Творческие споры, -говорят Кукрыниксы, бывают в отдельных случаях, но они не нарушают единодушия в работе. Зато радостно видеть, как обогащается какая-нибудь наша общая работа внесением в нее всего лучшего, что имеет каждый из нас. А вносит каждый, не жалея и не приберегая для себя лично. В такой работе не должно быть болезненного самолюбия, равнодушного отношения". (Цит. по кн.: Кеменов В.С. Статьи об искусстве. М., 1965, с. 105.)

"Алексей Максимович Горький, - пишут Кукрыниксы, - сыграл огромную роль в нашей художественной судьбе. Не встреться мы с ним - наш путь оказался бы иным." (Цит. по кн.: Кеменов В.С. Статьи об искусстве. М., 1965, с. 208.)

Работы и выставки

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928-1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»

Примечания

См. также

Ссылки

  • Кукрыниксы. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  • Кукрыниксы в библиотеке «Старатель»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кукрыниксы (художники)" в других словарях:

    - (псевдоним по первым слогам фамилий), творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Народные художники СССР (1958) … Художественная энциклопедия

    - (псевд. по первым слогам фамилий) творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действительные члены АХ СССР (1947), народные… … Большой Энциклопедический словарь

    - (псевдоним по первым слогам фамилий и имени последнего), творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (1903 91), Крылов Порфирий Никитич (1902 90), Соколов Николай Александрович (род. 1903). Народные художники СССР… … Русская история

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кукрыниксы (значения). «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941 (Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией … Википедия

    Кукрыниксы - псевдоним трех художников. Куприянов Мих. Вас. (1903 91), Крылов Порф. Никитич (1902 90), Соколов Ник. Ал др. (1903 2000) нар. художники СССР (1958), действит. чл. АХ СССР (1947). Учились во ВХУТЕМАСе ВХУТЕИНе (Москва, 1921 29), начали совм.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Кукрыниксы - КУКРЫНИ́КСЫ, творческий коллектив графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич (р. 1903), Крылов Порфирий Никитич (р. 1902), Соколов Николай Александрович (р. 1903). Действит. члены АХ СССР (1947), нар. художники СССР (1958), Герои Соц.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    - (псевдоним по первым слогам фамилий) творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич [р. 8(21).10.1903, Тетюши, ныне Татарской АССР], Крылов Порфирий Никитич [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново, ныне… … Большая советская энциклопедия

    КУКРЫНИКСЫ - Творческий коллектив художников, мастеров русской карикатуры XX в. В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), входили: Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов,… … Лингвострановедческий словарь

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Ку приянова и Кры лова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова.Поворот к политической сатире был совершен Кукрыниксами под влиянием Горького. В своей статье к каталогу выставки, устроенной в 1932 году в клубе Федерации советских писателей, Алексей Максимович не только воздал должное их таланту, но и определил основное общественное направление развития их будущей работы.К началу Великой Отечественной войны мастерство Кукрыниксов достигло зрелости. Их сатирическая графика стала мощным оружием советской пропаганды, получила всенародное признание, международную известность.Что бы ни делали Кукрыниксы до 22 июня 1941 года, что бы ни свершали позднее - главным в их жизни то, что ими сделано за 1418 дней Великой Отечественной войны.Кукрыниксы вступили в бой вместе с миллионами советских людей сразу же, как только услышали о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Сами они так вспоминали начало войны и своей военно-художественной службы: «Мы немедленно едем в редакцию «Правды». В автобусе все возбуждены. Какая-то женщина пытается сдержать рыдания. В «Правде» все сотрудники уже в сборе. Нас встречают словами: «Вот вам троим будет теперь работы!»Вернувшись из редакции домой, сразу же сели за работу и сделали два эскиза. Один рисунок изображал красноармейца, который прокалывает штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении на СССР. Другая карикатура - Гитлера ждет судьба разбитого в свое время Наполеона.

«Оба наши эскиза были утверждены. Утром следующего дня плакаты ушли в типографию, а на третий день войны расклеивались на улицах различных городов страны». Этот плакат помнят и по сей день миллионы людей. Гневный огненно-красный красноармеец бросается со штыком наперевес на немыслимую по своей мерзости гадину - Гитлера. Плакат призывал: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» . Он остался в памяти как первое произведение, открывшее эпоху искусства Великой Отечественной войны. Плакат задал верный тон всей советской изосатире и творчеству самих Кукрыниксов.

Враг был изучен в предвоенные годы. И с первых дней войны Кукрыниксы стали «бить» противника, ясно сознавая его преступные цели и бесчеловечную суть.

Вероятно, никогда среди мастеров культуры не было такого всеобщего творческого подъема, как в годы Великой Отечественной войны. Их вдохновение стало оружием осажденной страны. Художники-сатирики наносили врагу ощутимые удары. Специфическими средствами сатирической графики они воссоздали в фантасмагорических, но объективно точных образах историю фашизма, нанесли по нему, его идеологии и практике сокрушительные удары и поставили «точку» своеобразным репортажем с Нюрнбергского процесса.

Интересам войны и грядущей победы подчинили свою жизнь и Кукрыниксы. Они понимали: для художника, деятеля советской культуры, нет задачи более высокой, чем борьба с фашизмом и зашита Родины. В редакции «Правды» засиживались до глубокой ночи. Выручали и способствовали успешной работе та дисциплина и глубокое взаимопонимание, которые сложились в мирные дни, та удивительная творческая дружба, которая многие годы поражала всех, кто имел дело с Кукрыниксами.

Однажды в их квартиру-коммуну (эвакуировав семьи, Кукрыниксы для удобства работы поселились вместе, как в студенческие годы) вошел Самуил Яковлевич Маршак. «... Очень волнуясь, - вспоминают Кукрыниксы, - стал говорить о том, как хорошо было бы в эти дни объединить стих и рисунок. Разумеется, это предложение пришлось нам по душе, и на следующий же день мы сидели за раздвинутым на все доски столом уже не втроем, а вчетвером».

Совместная работа Кукрыниксов и Маршака проходила в обстановке взаимной требовательности.

«Самуил Яковлевич смотрит рисунки. Ему нравится, но он боится, не пропала бы тонкость и острота линий при выполнении тушью. Мы взаимно волнуемся: он - за рисунок, мы - за стихи. В карикатурах Маршак хвалит обыгрывание бытовых мелочей. Мы замечаем: чем короче стихи, тем сильнее получается. Их труднее писать. Несколько вариантов сочинил Маршак, пока получились такие стихи:

Днем фашист сказал крестьянам:

- Шапку с головы долой!

Ночью отдал партизанам

Каску вместе с головой.


Или (текст для знаменитого плаката.):

Бьемся мы здорово,

Колем отчаянно -

Внуки Суворова,

Дети Чапаева.


Вот короткие стихи под карикатурами на обертках пищевых концентратов, выпущенных миллионными тиражами:

- Посмотри - у русских каша, Будем кашу есть!

- Извините, каша наша Не про вашу честь.

Или такие строки (на упаковках с табаком.):

Бойцу махорка дорога, Кури и выкури врага!

«Во время воздушных тревог мы втроем выходили на дежурство во двор, надев противогазы. Маршака дежурные обычно пытались отвести в убежище. Он всегда сопротивлялся:

Я хочу быть с Кукрыниксами во дворе!»

Сотрудничество художников с поэтом принесло много творческих удач. Карикатура и плакат были подлинно высокими жанрами в иерархии заданий, сыпавшихся на Кукрыниксов.

Главная идеологическая задача всей их работы в 1941 году - утверждение морального превосходства над врагом, укрепление веры людей в обязательную победу, пробуждение памяти о великих победах предков - определялась требованиями исторического момента.

В августе 1941 года «Правда» «ударила» целым залпом рисунков художников. Были опубликованы

«Золотое дно Геббельса» ,

«Арапские сказки немецкого верховного командования» ,


«Людоед-вегетарианец, или две стороны одной медали» ,


«Фашистская псарня» .


Карикатуры вызывали смех. А смех, - по замечанию одного из героев книги А. Бека «Волоколамское шоссе», - самое серьезное дело на фронте. Когда на поле боя, на передний край приходит смех, страх улепетывает оттуда».

Завершает эпопею 1941-го замечательный плакат «Клещи в клещи» ,


по праву вошедший в число классических произведений советской сатирической публицистики. Плакат лаконичен и выразителен. Лапы Гитлера в виде омерзительных клешней перехвачены красными клещами. Чувствуется, что руки, держащие их, обладают железной хваткой. Так отозвались художники на провал гитлеровской авантюры под Москвой, на победоносное контрнаступление Советской Армии.

Успех под Москвой был для Советской Армии и нашего народа залогом надежды в самые сложные дни 1942 года. После разгрома фашистских полчищ на подступах к столице в сатирических произведениях художников усилились настроения бодрости, уверенности в победе.

Последние месяцы 1942 года стали переломными в ходе войны. В излучине Дона и у стен Сталинграда Советская Армия повернула колесо истории. К тяжелейшим дням Сталинградской битвы относится рисунок «Есть на Волге утес...»


На мощной скале развевается знамя с победно звучащим словом „Сталинград». Волны фашистского наступления расшибаются об основание гранитной скалы. В водяные брызги обращаются боевая техника и ряды атакующих солдат. В пене прибоя - шестерни машин, железные кресты, сапоги, шпоры, орудийные стволы и очки незадачливых вояк.

Настал 1943 год. Военно-политическая обстановка в начале продолжала оставаться сложной. Было ясно, что гитлеровцы будут стремиться к реваншу за поражение под Сталинградом. В силу этого требовалась дальнейшая мобилизация всех сил советского народа для продолжения борьбы с фашистами, для укрепления духа нашей армии и воодушевления тружеников тыла. Художники-карикатуристы продолжали безупречно выполнять свой долг перед народом и страною.

Имя Кукрыниксов стало родным и близким миллионам людей, боровшихся за победу. В «Правду», в «Крокодил» приходили письма фронтовиков, самые ценные рецензии, которых Кукрыниксы когда-либо удостаивались. Они бережно хранят эти треугольники. Вот некоторые из них. Федор Васильевич Тюленев пишет: «Здравствуйте, дорогие наши художники Кукрыниксы! Мы получили «Фронтовую иллюстрацию». Там помещена ваша художественная работа «История с географией» .


Мы все, а нас немало, после удачного боя смотрели этот рисунок, и пришлось всем повеселиться. Посмеялись, и были разговоры, что нарисовано очень верно и справедливо». Юрий Пантелеевич Полуях сообщал: «Мы очень полюбили ваши рисунки, которые печатаются в наших газетах и журналах. Когда смотришь на ваши работы, так и хочется плюнуть в мерзкие хари фашистских палачей... И только сознание, что это является произведением сложного искусства, искусства карикатуры, удерживает от такого поступка». Еще один пожелтевший листок: «В нашей маленькой холодной землянке звучит смех. Это смеются бойцы, рассматривая карикатуры Кукрыниксов. Ваша работа доходит до нас, и за это вам спасибо». А вот наказ: «Работайте, работайте на благо нашей Родины. Ваши карикатуры доставляют нам особую радость».

Из действующей армии присылали сюжеты для карикатур, тексты подписей, просьбы о рисунках для фронтовой печати. Существовало ли в те времена для художников большее поощрение, чем эти драгоценные листки? Кукрыниксы чувствовали себя подлинно народными художниками, неотделимыми от «человека с ружьем», поднявшегося на ненавистного врага. Их образный художественный комментарий к гитлеровским поражениям и нашим победам в 1943 году поразительно страстен и убедителен. Они придумывали все новые сюжеты, не признавали штампов или облегченных решений, зная, что в каждой ситуации, в каждом событии заложены возможности для оригинальной трактовки.

В августе 1943 года в залах Третьяковской галереи открылась выставка работ Кукрыниксов. На афише три кисти в руках художников образовали подобие трех штыков, несущих гибель врагу. Основное место в экспозиции - их боевая сатира. Впервые была показана станковая серия графических шаржей на главарей фашистской Германии и их зарубежных приспешников.

Интерес к фигуре Гитлера не был у Кукрыниксов самодовлеющим. Фюрер в карикатурах Кукрыниксов всегда олицетворяет фашизм, агрессивный германский империализм, прусскую спесь, национальное чванство.

Вот почему Гитлер стал символом безумия, промахов и поражений рейха. Гитлер, оседлав Антонеску, мчится к морю по знаменитой одесской лестнице («На одесской лестнице»), он вместе с Геббельсом танцует «Эластичный краковяк» под Краковом, он же аккомпанирует испанскому диктатору («Испанский нейтралиТенор»).

В одной из карикатур «Конец игры»


Кукрыниксы изобразили германский генштаб в роли незадачливых картежников. В соответствии с традициями офицерского собрания один из проигравших стреляется.

На листе «У ворот Восточной Пруссии» ,


где изображен Гитлер, протягивающий бинокль генералу с просьбой выяснить, далеко ли русский фронт, генерал отвечает: «Настолько близок он, увы, Что я уже без головы!». Шашка советского воина сносит с плеч генеральскую голову.

Примечательно, что и в этом гротесковом рисунке Кукрыниксы объективно информируют читателей о складывающейся ситуации в верховном командовании германской армии - оно фактически было обезглавлено.

В 1944 году художники сделали несколько рисунков, знаменующих приближение развязки. Замечательный рисунок - «Пиковое положение» .


На игральной карте «король пик» - Гитлер, образца 1941 года, держит в качестве скипетра голову Муссолини, другая его рука покоится на глобусе. На второй половине карты показан Гитлер 1944 года, низвергнутый, лишенный сателлитов.

23 февраля 1945 года советский народ отмечал 27-ю годовщину Красной Армии и Военно-Морского Флота. Как мог встретить такой день фюрер? Кукрыниксы это знали. Гитлер прощается с генеральским мундиром, с железным крестом и прусской фуражкой («Ночь перед судом» ).


У него два варианта выхода из игры - побег (чемодан в руке) или самоубийство (гроб, увязанный ремнями). Третьего пути нет. Об этом говорят и обозначенные на карте стрелы ударов Советской Армии, нацеленные на Берлин.

Идея исторической справедливости, долгожданного возмездия движет работой Кукрыниксов в последние дни Великой Отечественной войны. «История с географией»


плакат, построенный по принципу: как было и как будет. В верхней части изображен Гитлер, вместо тела у которого - глобус.

Географическую сетку

Он превратить хотел в жилетку.

Чтобы на ней пестрел узор

Бесчисленных морей и гор.

Когда-то французский король Людовик XIV сообщил придворным: «Государство - это я!» Фюрер же претендовал на абсолютное обладание миром: он сам - глобус с рукой, поднятой в фашистском приветствии. Во второй части плаката Кукрыниксы предлагают проект содержания фашистского зверя в клетке, прутья которой повторяют форму параллелей и меридианов.

И сам попал он, точно в клетку,

В географическую сетку.

Ему из клетки не уйти.

Как зверь, сидит он взаперти.

Художники откликаются на финальную операцию войны рисунком «Поверженный Берлин» .


Над дымящимися развалинами Берлина развевается победный красный стяг. Его древко проникает вглубь и молнией бьет в темя Гитлера, скрывающегося в подземелье. «Поверженный Берлин» вызывает в памяти другое произведение, оказавшееся пророческим: мы имеем в виду первый плакат Великой Отечественной войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», где красный боец наносил удар по фашистской гадине, вторгшейся в пределы нашей Родины.

День Победы Кукрыниксы, говоря словами известной песни, «приближали, как могли». Сколько сделано рисунков, плакатов, листовок - более тысячи! Художники были солдатами, владевшими острым и эффективным оружием. Оно было универсальным по своей природе: их произведения вдохновляли воинов армии и тружеников тыла, проникали на территорию, оккупированную врагом, заряжали верой и надеждой граждан порабощенных стран Европы.

Советское правительство по достоинству оценило работу художников - они были награждены орденом Отечественной войны I степени.