Расчеты наличкой. Установление ограничения наличных расчетов

В 2019 году компании и ИП обязаны соблюдать лимит расчета наличными между юридическими лицами в пределах одной сделки, в противном случае им грозит крупный штраф. Однако из этого правила есть несколько существенных исключений, поэтому давайте разбираться во всем вместе.

В статье мы расскажем:

Величина лимита для расчета наличными между юрлицами в 2019 году

В рамках одного договора юридические лица не могут совершать расчет наличными деньгами свыше установленного лимита. Такой Закон был принят ЦБ еще в 2013 году (Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У), и он не теряет силы в 2019 году.

Лимит расчета наличными средствами для юрлиц в 2019 году равен 100 000 рублей для одного договора. Если сделка совершается в валюте, то на момент расчета по курсу ЦБ сумма также не должна превышать 100 000 рублей. Важно отметить, что речь идет о лимите для одной сделки. Разберем наиболее часто встречающиеся ситуации, где нужно следить за лимитом сделки.

Ситуация между контрагентами (юрлицами)

Как действует лимит

Договор один, но оплата наличными происходит в несколько этапов разными суммами, каждая из которых меньше 100 тыс. руб.

Так как это одна сделка, то расплачиваться наличными можно только в пределах 100 000 руб. При этом не имеет значения, отдаете ли вы все деньги сразу, или поэтапно.

С одним контрагентом заключено несколько договоров на сумму, не превышающую 100 000 рублей каждый.

Можно платить наличными в пределах лимита по каждому договору, даже если это один и тот же партнер.

Договор на сумму более 100 000 рублей, но срок его действия истек

Даже если срок действия договора истек рассчитываться наличными можно только в пределах лимита

Штраф менее 100 тыс. рублей, но сама сделка превышает лимит

Если лимит по договору превышен, расплачиваться по штрафу (пени, иным видам дополнительных выплат) наличными нельзя

Передача наличных средств обособленному подразделению

Обособленным подразделениям можно отдавать наличку в любом размере, лимита в данной ситуации нет

Расчет по договору свыше 100 000 рублей осуществляется через представителя (посредника)

Лимит необходимо соблюдать в рамках каждой сделки

Не забывайте, что если ваша компания не освобождена от ведения онлайн-кассы, в 2019 году при расчете наличными вы должны иметь контрольно-кассовую машину (ККМ), поставленную на учет в ФНС.

Кроме этого, есть ряд операций, на которые не наложен предельный лимит при наличных расчетах, но об подробнее этом мы расскажем чуть ниже.

Кто обязан соблюдать лимит расчета наличными в 2019 году

Лимит на наличный расчет в 2019 году действует в отношении только юридических лиц. Это касается сделок:

  • между компаниями и организациями;
  • между компанией (организацией) и индивидуальным предпринимателем;
  • между индивидуальными предпринимателями.

Предельный лимит расчета наличными средствами не распространяется на операции между юридическим и физическим лицом, в числе которых:

  • сделки между компанией (организацией) и физиком;
  • сделки между бизнесменом и физиком;
  • расчеты между физическими лицами

На какие выплаты не распространяется лимит для наличных расчетов в 2019 году

Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 № 3073-У, которое установило лимит для наличных расчетов между юрлицами, разрешает иногда пользоваться деньгами без ограничений.

Итак, на что компания или ИП имеют право потратить наличные денежные средства, игнорируя установленный лимит.

  • Выдача доходов своим сотрудникам (зарплата, матпомощь, пособия, доплаты, выслуга и иные социальные выплаты);
  • Выдача сотрудникам денежных средств под отчет (исключение – для коммерческих сделок);
  • Бизнесмены могут тратить наличку в неограниченном количестве на себя (не на свой бизнес);
  • Если товар проходит таможню.

Некоторые пункты нуждаются в более подробном разъяснении, давайте разберем их.

Пример 1. Выдача денег сотруднику под отчет.

Предположим, работник едет в командировку, и фирма выдала ему наличными 150 000 рублей. Из них 30 000 рублей он потратил на проживание, а 120 000 – на оплату по договору с партнерами от лица компании. Вот этого делать категорически нельзя.

Важно! Подотчетные наличные деньги в неограниченном количестве работник может тратить в 2019 году на командировочные и свои нужды. Если же в командировке он заключает сделки, то он приравнивается к юрлицу, и должен соблюдать предельный лимит в 100 000 рублей для наличных расчетов.

Пример 2. Бизнесмен взял из кассы 400 000 рублей. Из них 150 000 рублей потратил на отдых на заграничном курорте, а 250 000 рублей – на оплату аренды помещения для торговли.

Это грубое нарушение закона. На отдых, и прочие собственные желания ИП имеет право тратить любую наличную сумму из кассы. А вот аренда торгового помещения –это не личная нужда бизнесмена, поэтому в данном случае нельзя было превышать лимит в 100 000 рублей.

Какие траты из кассы допустимы в пределах лимита при наличных расчетах между юрлицами в 2019 году

Оплачивать сделки в пределах лимита наличными средствами между юрлицами в 2019 году можно не во всех случаях. Поэтому, рассмотрим вопрос, какие траты из кассы компании или ИП допустимы в пределах лимита.

В первую очередь напомним, что деньги в кассу поступают главным образом из двух источников: от реализации товаров (работ, услуг) и с расчетного счета. Это важно, потому что источник кассовых денег существенно влияет на то, какие траты допустимы в пределах лимита, а какие совершаются без ограничений.

Чтобы было понятней, обратимся к таблице.

На что можно потратить кассовые деньги от реализации товаров (работ, услуг)

На что можно потратить кассовые деньги, которые пришли с расчетного счета фирмы

Выплата доходов, а также всех видов пособий и доплат работникам. Сюда же относятся выплаты по страховым договорам

Частные (не связанные с бизнесом) траты ИП

Операции с займами (получение, выдача, проценты)

Выдача командировочных или иных подотчетных средств

Оплата товаров (работ, услуг) за исключением сделок по ценным бумагам

Дивиденды (только для ООО)*

Если проценты платятся физическому лицу, то лимит можно не соблюдать.

Если деньги, которыми ранее был оплачен товар (работа, услуга) из кассы, вернулись обратно

*АО – не могут оплачивать дивиденды наличными из кассы.

Для наглядности мы составили для вас небольшую шпаргалку:

Напоминаем, для того, чтобы использовать наличку и не создать себе лишних проблем, у вас должен быть установлен ККМ, передающий данные в ФНС. Это относится ко всем фирмам и ИП, за исключением компаний, освобожденных от этой обязанности или имеющих отсрочку (ЕНВД, патент, компании и ИП, расположенные в сельской местности с населением менее 10 000 человек).

ККМ в 2019 году

Чтобы пользоваться кассовыми деньгами в пределах лимита расчета наличными между юридическими лицами в 2019 году, нужно установить ККТ (онлайн-кассы). К этому обязывает Закон N 54-ФЗ (в ред. от 03.07.2016).

ККМ должен иметь выход в интернет, так как данные будут поступать непосредственно в налоговую. Для хранения данных, в кассе должен быть фискальный накопитель. Чтобы перейти на онлайн-кассу нужно заключить договор с оператором фискальных данных, который послужит связующим звеном между вашим ККМ и ИФНС.

Зарегистрировать аппарат и заключить договор можно по интернету на сайте налоговой инспекции и ОФД.

Штраф, если нарушен лимит расчета наличными между юридическими лицами в 2019 году.

Если предельный лимит наличных расчетов между юридическими лицами превышен, то компанию могут оштрафовать даже дважды:

1.Саму организацию на сумму от 40 000 до 50 000 рублей;

2.Должностное лицо, непосредственно принимавшее участие в такой сделке на сумму от 4000 до 5000 рублей.

В хозяйственной деятельности организации, осуществляющие наличные расчеты через свою кассу, не всегда применяют контрольно-кассовую технику (ККТ), а обходятся выписыванием приходного кассового ордера. Также некоторые организации в ряде случаев выдают товарные чеки или бланки строгой отчетности (БСО). Рассмотрим, в каких случаях применение ККТ обязательно, а в каких можно выдать покупателю БСО или товарный чек, как правильно оформить операции по приему наличных денежных средств от юридических лиц, какие санкции предусмотрены за неприменение ККТ и нарушение порядка ведения кассовых операций.

Порядок работы с наличными денежными средствами в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг регулируются в отношении:

  • применения ККТ — Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении ККТ);
  • применения БСО — Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, которым утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение о расчетах без применения ККТ);
  • предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами — Указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У (далее — Указание № 1843-У).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данная норма Закона не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые :

Как видно, не применять ККТ при наличных денежных расчетах может лишь ограниченный круг организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако Закон о применении ККТ обязывает использовать кассовую технику только в случаях наличных расчетов за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги . Иными словами, расчеты, не подпадающие под признак торговых операций, могут оформляться без обязательного применения ККТ . К таким расчетам относятся, например, расчеты по уплате заемщиком основной суммы долга по договору займа или залога, процентов за пользование заемными средствами, неустойки (штрафа, пеней), а также расчеты с подотчетными лицами по возврату работником в кассу организации остатка подотчетных сумм.

Отметим, что согласно п. 3 и 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40; далее — Порядок):

  • для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
  • прием наличных денежных средств в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам ;
  • прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.

Как следует из последнего пункта, осуществление наличных расчетов не ориентировано на юридических лиц. Это подтверждается, например, ст. 492, 493 Гражданского кодекса РФ, в которых сказано, что с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, считается заключенным договор розничной купли-продажи, по которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью . Юридические же лица — это организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, предполагающей систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).

Кроме того, как видно из приведенных норм Порядка, при приеме наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходный кассовый ордер. Может сложиться мнение, что операции по приему денег от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги можно оформлять приходным кассовым ордером без применения ККТ. Однако это не так. Из приведенных норм следует вывод лишь о наличии со стороны законодателя ограничений, суть которых заключается в сведении к минимуму наличных денежных расчетов между юридическими лицами. Указанный вывод подтверждается п. 2 Порядка, в котором сказано, что предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки .

Тем не менее полное исключение наличных расчетов между юридическими лицами невозможно и, следовательно, такие расчеты должны проводиться в соответствии с Законом о применении ККТ, т.е. с обязательным применением контрольно-кассовой техники. При этом следует отметить, что сам Закон не устанавливает зависимости применения ККТ от целей приобретения товаров, работ, услуг.

Кроме того, Закон о применении ККТ не разделяет покупателей на население и юридических лиц, а лишь определяет момент и случай применения ККТ. Так, согласно ст. 5 данного Закона организации, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Вывод об обязательном применении ККТ при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами подтверждает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин». В пункте 3 Постановления указано, что сферой регулирования Закона о применении ККТ являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), и судам следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Как видно, в части использования ККТ при наличных денежных расчетах по операциям с признаком торговых нормы Закона о применении ККТ и Порядка идентичны — ККТ следует применять обязательно. Что касается правил ведения кассовых операций, то они регулируются только Порядком, значит, при приеме наличных денежных средств непосредственно в кассу организации необходимо выписать приходный кассовый ордер.

Таким образом, для правильного оформления наличных денежных расчетов между юридическими лицами необходимо исходить из следующего:

  • организация-продавец, осуществляя операции, имеющие признак торговых, обязана применять ККТ и выдавать покупателям, включая юридических лиц, кассовые чеки или БСО, приравниваемые к кассовым чекам, либо товарные чеки и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товар, работу, услугу (по требованию покупателя);
  • организация-продавец, осуществляя наличные расчеты за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги непосредственно через свою кассу, должна оформлять поступление наличных денег приходными кассовыми ордерами и заполнять кассовую книгу.

Иными словами, организация-продавец при получении денежных средств от покупателя — юридического лица непосредственно в свою кассу должна пробить и выдать ему кассовый чек и оформить приходный кассовый ордер на сумму, пробитую в этом чеке. Такая позиция подтверждается в письме УФНС России по г. Москве от 22 июня 2005 г. № 22-12/44690. Отметим, что идентифицировать покупателя — юридическое лицо возможно при предъявлении им доверенности на получение товара, приемку работ или услуг, совершение расчетов и получение расчетных документов.

Таким образом, если организация-продавец проводит наличные расчеты, применяя ККТ, которые находятся в торговых залах, офисах продаж и других помещениях, не являющихся специально оборудованной кассой организации, где прием денег осуществляют продавцы или кассиры-операционисты, оформлять приходные кассовые ордера на каждое поступление от покупателя денежных средств не требуется. В этом случае по окончании рабочего дня (смены) оформляются приходные кассовые ордера на общие суммы выручки, сданные каждым из продавцов или кассиров-операционистов в кассу организации-продавца.

Если в кассу организации-продавца поступает выручка как напрямую от продавцов или кассиров-операционистов, так и от покупателей — юридических лиц, составляются отдельные приходные кассовые ордера на каждый из видов поступлений:

  • на суммы выручки, полученные от продавцов или кассиров-операционистов, — в конце рабочего дня (смены) при их сдаче в кассу организации-продавца;
  • на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, — в момент такого получения; при расчетах с каждым из таких покупателей будет выбит кассовый чек по ККТ, находящейся непосредственно в кассе.

Если же организация-продавец проводит расчеты и с населением, и с юридическими лицами непосредственно через свою кассу, оформление поступлений наличных денежных средств можно организовать следующим образом:

Отметим, что ФНС России выпустила письмо от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303, в котором рассмотрела порядок осуществления наличных денежных расчетов, не предусматривающий составления отдельного приходного кассового ордера при получении денег от юридического лица. В частности, в указанном письме говорится, что «поступившие от юридического лица денежные средства в счет оплаты товаров будут отражены в Z-отчете организации-продавца, составленном по итогам рабочей смены ККТ. Полученная в течение дня выручка организации-продавца должна быть оприходована кассиром предприятия путем составления приходного кассового ордера и соответствующими записями в кассовой книге предприятия. При этом сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте ККТ».

В связи со сказанным применяемый организацией-продавцом порядок учета денежных средств при осуществлении наличных денежных расчетов с юридическими лицами необходимо закрепить в учетной политике.

Отметим, что при наличных расчетах непосредственно через кассу организация-продавец в бухгалтерском учете выручку, полученную от населения и оформленную общим приходным кассовым ордером, может отражать без применения счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» прямой бухгалтерской записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Продажи». Такая корреспонденция предусмотрена Планом счетов и Инструкцией по его применению .

Если же организация-продавец использует для отражения расчетов с населением счет 62, то, по мнению автора, следует по аналитическим признакам:

  • «Контрагент» — указать «Розничная торговля, выполненные работы, оказанные услуги населению»;
  • «Договор» — указать номер Z-отчета.

В этом случае необходимые методологические требования к аналитическому учету по счету 62, установленные Планом счетов и Инструкцией по его применению, в частности построение аналитического учета с целью получения необходимых данных по покупателям (заказчикам) и расчетным документам, будут соблюдены.

Отдельно отметим, что, по мнению ФНС России, выраженному в письме от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115 «О применении ККТ», в случае получения аванса (предоплаты) за будущие поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг следует применять ККТ, поскольку существует связь с указанными видами расчетов.

Пример. Организация «АБВГ» продает офисную мебель и наряду с безналичными расчетами осуществляет расчеты наличными денежными средствами как с юридическими лицами, так и с населением. Выручка от покупателей — юридических лиц и населения поступает непосредственно в кассу организации «АБВГ». Полученную от населения выручку организация «АБВГ» учитывает без применения счета 62.

В течение рабочего дня кассир организации «АБВГ» принял выручку от населения в сумме 900 руб. и покупателей — юридических лиц в следующих размерах:

  • ООО «БАМ» по договору № 11 в сумме 1200 руб.;
  • ООО «Аладдин» по договору № 31 в сумме 1500 руб.;
  • ООО «Солнышко» по договору № 27 в сумме 700 руб.

Общая сумма выручки за рабочий день составила 4300 руб.

В учете организации «АБВГ» операции по осуществлению наличных расчетов будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «БАМ»/договор № 11» — 1200 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 1 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Аладдин»/договор № 31» — 1500 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 2 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Солнышко»/договор № 27» — 700 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 3 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 90 — 900 руб. (4300 руб. — (1200 руб. + 1500 руб. + 700 руб.)) — отражено поступление выручки по розничной торговле в виде разницы между общей суммой выручки, указанной в Z-отчете, и суммой выручки, полученной от покупателей — юридических лиц.

В кассовой книге будут сделаны четыре записи по приходным кассовым ордерам:

  • № 1, 2, 3 — на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, т.е на 1200, 1500 и 700 руб.;
  • № 4 — на общую сумму выручки, полученную от физических лиц, т.е. на 900 руб.

К кассовому отчету кассир приложит приходные кассовые ордера № 1, 2, 3, 4 и Z-отчет .

Контроль за применением ККТ

Контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы и органы внутренних дел. В статье 7 Закона о применении ККТ установлено, в частности, что налоговые органы:

  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки;
  • проверяют документы, связанные с применением ККТ;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают на организации и индивидуальных предпринимателей штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Так, согласно ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

В свою очередь с налоговыми органами при осуществлении ими контрольных функций взаимодействуют органы внутренних дел в пределах своей компетенции.

Ограничение наличного денежного обращения, установленного для юридических лиц. Контроль за соблюдением правильности работы с наличностью

Регулирование и контроль наличного денежного обращения в РФ возложены на Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, утвержденном Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г., протокол № 47 (далее — Положение № 14-П), и Порядке указано, что все организации независимо от организационно-правовой формы и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов и обязаны сдавать поступающие в кассы наличные деньги в учреждения банков.

При этом организациям разрешается хранить в кассах наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков, и расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные законодательством и разрешенные обслуживающими учреждениями банков. К таким целям относятся, например, хозяйственные нужды организации, командировочные и представительские расходы.

Испрашиваемая сумма лимита остатка наличных денег в кассе рассчитывается организацией самостоятельно на основании данных о суммах выручки за три последних месяца и произведенных выплатах (кроме заработной платы и выплат социального характера) за этот же период. Рассчитывается лимит остатка наличных денег в кассе в расчете по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (далее — Расчет). В Расчете также приводятся цели расходования денежных средств из полученной организацией выручки. Расчет заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Обслуживающее учреждение банка анализирует Расчет и устанавливает для организации лимит остатка наличных денег в кассе за подписью руководителя этого учреждения банка.

Кроме того, Банк России предпринимает меры и по ограничению величины наличных расчетов. Так, согласно Указанию № 1843-У на настоящий момент лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, предпринимателями, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. При этом условиями данного ограничения являются осуществление наличных расчетов в рамках одного договора и связь с предпринимательской деятельностью. Законодатель не напрасно указывает на связь с предпринимательской деятельностью, подчеркивая тем самым необходимость ограниченного участия юридических лиц в наличных денежных расчетах, о чем уже говорилось.

Контроль за порядком работы с денежной наличностью в части ограничения наличного денежного обращения между юридическими лицами возложен на учреждения банков. В Положении № 14-П среди прочего установлены правила организации обращения наличных денег и рекомендации по осуществлению проверки соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

В частности, в п. 2.14 Положения № 14-П указано, что «учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью…». Проверка осуществляется в соответствии с Рекомендациями по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью, являющимися Приложением к Положению № 14-П.

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ. Например, в ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены санкции по следующим правонарушениям, связанным с работой с наличными денежными средствами:

При установлении указанных нарушений размер административного штрафа составляет для должностных лиц 4000-5000 руб., для юридических лиц — 40 000-50 000 руб.

Применение БСО. Контроль за применением БСО

Как уже отмечалось, организации при оказании услуг населению вместо кассовых чеков выдают БСО, приравниваемые к кассовым чекам.

При применении БСО необходимо руководствоваться Положением о расчетах без ККТ. Формы БСО изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем. Причем такие системы должны содержать защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО, а также иметь функции по охране его уникального номера и серии в течение не менее 5 лет.

БСО должны содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 3 Положения о расчетах без применения ККТ. Следует отметить, что перечень реквизитов является открытым, поэтому организация (индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно дополнить БСО иными реквизитами, характеризующими специфику оказываемой услуги.

Такими реквизитами могут быть, например, код услуги в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 , логотип организации, художественное оформление в виде рисунков по тематике услуги, правила предоставления и пользования услугой, время и место предоставления услуги, наименование (адрес) сайта, на котором имеется описание услуги.

Отметим, что ранее формы БСО утверждались Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ. Теперь согласно Положению о расчетах без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели разрабатывают формы БСО самостоятельно, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм БСО.

В настоящее время утвержденные федеральными органами исполнительной власти формы БСО существуют, в частности, в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также в отношении услуг, оказываемых учреждениями культуры .

При оказании населению услуг, в отношении которых формы БСО утверждены федеральными органами исполнительной власти, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять именно эти формы БСО.

Невыдача БСО, приравненного к кассовому чеку, является основанием для привлечения организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, информация о санкциях по которой была указана ранее.

Стоит иметь в виду, что согласно позиции ФНС России, выраженной в письме № АС-4-2/9303, «при определении перечня услуг следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93…». При оказании населению услуг, не поименованных в ОК 002-93, ККТ применяется в общеустановленном порядке.

Расчеты с использованием платежных карт приравниваются к наличным денежным расчетам.

За исключением платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также кредитных организаций и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Список организаций и видов деятельности, к которым применяется данное правило, установлен в п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ.

Глава 26 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.

Указанной позиции придерживается ФНС России в письме от 8 сентября 2005 г. № 22-3-11/1695 «О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники».

Z-отчет — отчет при работе с ККМ. Снимается в основном один раз в конце смены. В Z-отчете указывается общая сумма денежных средств, поступивших в кассу в течение смены, т.е. выручка.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Для упрощения примера иные документы, установленные законодательством РФ и обязательные для составления при применении ККТ, не указываются.

Положение № 14-П.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Указание № 1843-У.

Учреждениями культуры признаются: учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха, включая услуги выставочного характера и художественного оформления и услуги физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) (п. 6 Положения о расчетах без применения ККТ).

Доля безналичных средств в общем объеме денежной массы в нашей стране непрерывно растет, чему способствуют и реализуемые государством меры. Безналичные расчеты не только удобны, но и позволяют правоохранительным органам обеспечить контроль за осуществлением сделок – как связанных с предпринимательской деятельностью, так и не имеющих к ней отношения.

Именно цель повышения прозрачности расходов на дорогостоящие товары преследует резонансный законопроект об ограничении максимального размера расчетов наличными средствами между физическими лицами, разработанный Минфином России .

Как сейчас...

В настоящее время предельный размер суммы при расчетах наличными деньгами с участием обычных граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не установлен. Правда, подобное ограничение существует, но только в отношении юридических лиц и ИП.

1. Неразвитость инфраструктуры безналичных расчетов . По данным Банка России, за период с 2008 по 2013 годы количество банкоматов увеличивалось быстрее, чем количество электронных терминалов для безналичных расчетов в организациях торговли. На сегодняшний день по объему таких терминалов лидирует Московский регион (206,8 тыс. устройств на 1 октября 2013 года). Второе место со значительным отрывом занимает северная столица (60,9 тыс. устройств), за ней следуют Тюменская (44 тыс. устройств) и Свердловская (40,2 тыс. устройств) области. Аутсайдерами являются северо-кавказские регионы – Республика Ингушетия (47 устройств) и Чеченская Республика (71 устройство).

2. Недоверие граждан к безналичной форме расчетов . Клиенты кредитных организаций и прочих платежных операторов опасаются стать жертвами мошенничества в сфере безналичных платежей. К слову, количество инцидентов, связанных с нарушением требований безопасности при переводе денежных средств, только за первое полугодие текущего года возросло почти на 60% в сравнении с показателями 2012 года.

3. Высокая ставка торговой уступки , то есть комиссии в пользу кредитной организации за то, чтобы клиенты того или иного предприятия могли расплачиваться в безналичной форме за приобретаемые товары и оказываемые услуги. По данным проведенного в 2012 году исследования Высшей школы экономики "Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей" со ссылкой на Банк России, в большинстве стран и в среднем по странам Евросоюза межбанковская комиссия ниже, чем в России на 54% в системе MasterCard и на 80% – в системе Visa. В среднем в странах ЕС размер торговой уступки составляет 0,7-0,8% , тогда как в нашей стране он близок к 1,9% , а в отдельных случаях может достигать 3,2% ).

Половина опрошенных компаний недовольна уровнем торговой уступки, считая его завышенным. Интернет-магазины хотели бы снизить ее в среднем на 1% , а прочие магазины – на 0,5% . В целом, отмечают эксперты Высшей школы экономики, считается, что величина торговой уступки не должна намного превышать стоимость обслуживания наличных платежей , которая для 2/3 опрошенных (66%) сегодня составляет не более 1% . Вместе с тем, безналичные операции, как правило, обходятся дороже в два и более раза .

4. Низкая финансовая грамотность населения . В конечном счете она проявляется в нежелании доверять банку свои деньги, пусть и в пределах застрахованной суммы в 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ " "), оформлять банковские карты, пользоваться онлайн-банкингом и т.д.

Взгляд эксперта...

Специалисты в основном относятся к инициативе взвешенно и не предсказывают серьезных негативных последствий. По словам члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олега Казаковцева , прозвучавшим в пресс-центре РИА Новости на круглом столе "Будущее финансовых операций: наличные и безналичные расчеты" 26 ноября 2013 года, важно вовремя грамотно проинформировать потребителей о грядущих изменениях и обеспечить разумный размер комиссионного вознаграждения банков. Сенатор отметил, что при покупке на 1 млн руб. потребитель должен понимать, что около 20 тыс. руб. придется заплатить банку в качестве комиссионных при осуществлении расчетов.

С другой стороны, эксперт подчеркнул, что неверно все безналичные расчеты сводить к расчетам по банковским картам. Действительно, если деньги хранятся на вкладе в банке, то при необходимости рассчитаться за товар или услугу можно просто направить банку платежное поручение на перечисление средств в пользу третьего лица (например, автосалона при покупке автомобиля), и в этом случае вознаграждение банка будет намного скромнее. Правда, выразил недовольство Олег Казаковцев, оно все равно окажется несопоставимо больше по сравнению со стоимостью обслуживания платежного поручения организации, что нельзя назвать обоснованным и справедливым.

Другим вариантом может послужить пример многих некоторых крупных торговых организаций, установивших в своих офисах операционные кассы . Клиент, таким образом, может перевести привычные банкноты в безналичную форму на месте уже с помощью продавца.

Сдерживающим для распространения безналичных расчетов фактором, по мнению ведущего эксперта Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Дмитрия Мирошниченко , служит и мощный фактор психологической инерции . Кстати, подчеркивает эксперт, он характерен не только для нас – к примеру, в странах англосаксонской системы до сих пор повсеместно рассчитываются чеками, хотя транзакционные издержки при этом еще выше, чем при организации наличного оборота. Вместе с тем, уверен финансист, люди со временем поймут выгоду безналичных расчетов.

Как отмечает ведущий эксперт Центра структурных исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Михаил Хромов , необходимо прежде всего создать такие условия , чтобы людям было выгодно хранить деньги не в наличной форме, а на банковской карте или на банковском счете, развивать инфраструктуру предоставления дистанционных услуг. Помимо этого, полагает экономист, необходимо бороться с монополистическими процентами за услуги банков по переводу средств.

и обычных граждан

Авторы законопроекта поясняют, что предлагаемое изменение порядка расчетов с использованием наличных денег является безболезненной мерой для повседневной жизни потребителей, так как нововведение коснется исключительно приобретения дорогостоящих товаров – таких как автомобили, недвижимость и предметы роскоши.

Однако по данным опроса, проведенного 7 ноября 2013 года Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, почти половина экономически активных граждан (47% ) выступает против предложения об установлении лимита расчетов наличными деньгами. Респондентов этой группы смущает "слишком высокий уровень контроля государства" , а также необходимость уплаты комиссионного вознаграждения банку.

Цитата

Александр Молодцов , директор Центра прикладных разработок и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ:

"В законопроекте фактически нет целевых показателей. На самом деле непонятно, какое воздействие на экономику планирует законодатель оказать – на экономику и на людей. На сегодняшний день пока понятно очевидное негативное воздействие, скажем так, в политической плоскости. Если посмотреть, что пишут люди – они пишут: "Вот опять к нам лезут в карман!", "Да, конечно, несите в Мастер-Банк деньги" и так далее. Да, это "пугалка", но банковский сектор – он зависит от восприятия людьми его самого, как ни крути. И поэтому возникает вопрос вообще о целесообразности и своевременности принятия этого законопроекта именно в этот период "

Почти треть (30% ) опрошенных оценивают законопроект Минфина России положительно. Россияне, в частности, видят в нововведении в качестве антикоррупционную меру и инструмент для отслеживания денежных потоков. Правда, при этом подчеркивается, что "система безналичных платежей недоразвита" .

Еще 23% участника опроса затруднились высказать свое мнение по поводу инициативы .

Наказание не дремлет

Помимо изменений в законопроект предусматривает и установление административной ответственности за нарушение предлагаемого порядка расчетов. Предполагается, что осуществление гражданами расчетов, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, сверх установленного лимита будет наказываться штрафом в размере суммы, уплаченной сверх этого лимита . Причем ответственность будут нести только те граждане, должностные лица или организации, которые приняли наличные деньги в нарушение закона.

Кстати, порядок определения суммы штрафа изменится и для должностных лиц и организаций – если сейчас закрепляет фиксированные размеры штрафов (от 4 тыс. до 5 тыс. руб. и от 40 тыс. до 50 тыс. руб. соответственно), то в случае одобрения инициативы виновные лица будут обязаны выплачивать штраф в размере превышения предусмотренного для них лимита.

Предполагалось, что планируемые изменения порядка расчетов с участием граждан вступят в силу уже с 1 января 2014 года, однако пока законопроект находится на согласовании у профильных ведомств и даже не поступил в Госдуму. Очевидно, что работа над законопроектом, а также, хочется надеяться, над обеспечением безопасности безналичных расчетов и информированием граждан об их преимуществах продолжится и в новом году. Однако предсказать окончательный вид, который примет ограничение размера наличных расчетов между гражданами, пока невозможно.