Рисуем правополушарное рисование. Мастер -класс: " Правополушарное рисование" методическая разработка по рисованию на тему

Учебный курс «Правополушарное рисование», направлен на развитие пространственно-образного мышления ребенка, за которое отвечает правое полушарие нашего мозга, раскрепощение творческих способностей растущего малыша, что позволит ему мыслить не только формами, но и образами. Именно правое полушарие делает жизнь нашего чада яркой и неповторимой, благодаря развитому правому полушарию ребенок сможет в приближающейся школьной жизни легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начнет мыслить, как сейчас говорят, креативно и в тоже время расширить свой потенциал для лингвистического развития.

  • Продолжительность занятия

    1 раз в неделю,4 занятия в месяц длительностью 1 ч. 30 мин.

Методика правополушарного рисования основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человеческого мозга отвечают за совершенно разные виды деятельности. Левое - за логику и аналитическое мышление, а правое - за творчество и интуицию, восприятие формы и цвета. Люди с активным правым полушарием принимают решения быстрее левополушарных. Причина объясняется отличиями между двумя полушариями. Суть методики в том, чтобы во время рисования избавить человека от анализа своих действий, чтобы активировать способности правого полушария, чтобы раскрыть его творческий потенциал. Он не должен задумываться о том, как нарисовать какой-либо предмет, с чего начать, какие кисти и цвета подходят. В итоге он создает рисунки, на которые прежде не был способен.

В основу курса «Правополушарного рисования» положена современная методика правополушарного рисования. Инновационные подходы, используемые в учебном курсе, позволяют любому малышу в короткие сроки научиться рисовать. Дело в том, что в традиционных художественных школах делается упор на левополушарный режим человеческого мозга, вследствие чего и такой длительный период обучения, шаг за шагом. Благодаря специальным техникам правополушарного рисования, которые были разработаны выдающимся психологом, левое полушарие отключается (снижается его активность), а правое полушарие активнее включается в режим творчества. Заметим, что для взрослых людей отключить левое полушарие намного сложнее, но именно оно мешает творить, напоминая нам, что "все это так сложно", "художники учатся годами, имея талант с детства" и что наверно "нужно соблюдать пропорции". А вот ребенок, особенно маленький, еще не «испорчен» подобными внушениями, он смотрит на педагога-художника и пытается творить, и у него это получается!

В ходе наших занятий дети снимают барьер перед рисованием, у них стимулируется пространственно-образное восприятие, целостное, а не схематичное видение. Ребенок учится видеть картину со всех ее сторон, сформировать новое восприятие пространства во всем его многообразии.

Абсолютно все дети просто обожают рисовать красками, лепить, петь и участвовать в театральных постановках. Но в нашей современной системе образования на это остается все меньше и меньше времени. Большее внимание уделяется точным наукам, а это сфера деятельности исключительно левого полушария и вот именно для того, чтобы мозг ребенка эффективно работал, обязательна работа обоих полушарий мозга.

На занятиях учебного курса «Правополушарное рисование» мы рисуем звуки и запахи, мелодии и движения, радость и грусть, знакомимся с красками, законами цвета и различными техниками рисунка. Уже с первого урока малыши забывают, что такое ошибки и начинают творить спонтанно!

Благодаря освоению техник рисования, предлагаемых в ходе данного курса, гарантирована гармонизация работы обоих полушарий головного мозга ребенка. Помимо этого, его творческий потенциал раскроется полностью, и он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов, с легкостью переключаться с левополушарного режима в правополушарный. Приобретая такой навык, каждый ребенок может им воспользоваться при необходимости и в первом классе и в дальнейшем. В результате снижается уровень стресса, просыпается вдохновение и желание действовать, творить и прилежно учиться в начальной школе! В процессе рисования на уроке под руководством опытного педагога-художника у ребенка ментально игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого он «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.

В отличие от других, обычных курсов рисования, где придают большое значение технике работы и забывают о том, что все дети индивидуальны по своей природе, а потому видят мир по-разному, учебный курс «Правополушарное рисование» позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в ребенке ранее. Посещая занятия нашего курса, он постепенно развивает свой талант, о котором родители могут даже и не подозревать!

На первых занятиях курса сертифицированный педагог-художник сначала знакомит ребенка с красками, цветами, затем малыши учатся чувствовать карандаши, кисти. В ходе изготовления рисунка, рисуя руками, они ощущают себя в другом мире, полностью отдаваясь процессу рисования. Во время занятий ребенок чувствует эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие - ведь все великие художники стали великими, потому что следовали своей интуиции и рисовали именно правым полушарием, своими эмоциями и чувствами. Знаменитый "Чёрный квадрат" Малевича в технике смог бы исполнить даже младенец. И, тем не менее, есть только один "Чёрный квадрат", отражающий всю глубину сознания, заложенного в него художником.

Цель учебного курса «Правополушарное рисование» - раскрыть творческую индивидуальность, помочь ребенку оценить свой потенциал, раскрыть и развить свой талант, а также сформировать пространственно-образное мышление ребенка для расширения его потенциала при изучении других учебных курсов Primary Club, имеющих лингвистическую направленность на приобретение навыков чтения на русском и английском языках, а также на подготовку ребенка к школе посредством создания комплексной развивающей обучающей среды.

Друзья, вы обратили внимание, что термин становится все более популярным. Если ещё несколько лет назад о нём знали только практикующие психологи да отдельные преподаватели-методисты, то сегодня о нём говорят едва ли не на всех курсах рисования, причем и для детей, и для взрослых.

На первый взгляд, может показаться, что за таким сложным названием скрывается какая-то очень специфическая техника. Все-таки, тут в одном термине и искусство, и анатомия, и вроде как психология.

А на самом деле все намного проще. Давайте разберемся, что это такое - правополушарное рисование, и по какому принципу проходят уроки.

Суть правополушарного рисования

Возьмите в руку любой предмет, которым можно рисовать - карандаш, ручку, кисть с краской. Можете даже обмакнуть палец в краску. Положите перед собой лист бумаги. Положили?

Найдите какой-то предмет рядом с вами , желательно естественной формы - цветок, кошку, дерево за окном, пейзаж (если он виден). Посмотрите не него, просто оцените его красоту и общий образ. Также подойдет любая фото-картинка

Правополушарное рисование — способ научиться рисовать начинающим

А теперь полностью отключите логику! Не думайте о том, как нужно нарисовать, с чего начинать, какие цвета подбирать под ту или иную часть. Просто начните с чего угодно и попробуйте его нарисовать так, как вы его видите. Не обязательно даже повторять форму - просто изобразите тот образ, который появляется в вашем представлении при взгляде на этот объект.

Это ещё не урок и не практика, это просто возможность получить представление о технике. Не важно, на самом деле, что получится в итоге. Важно суметь нарисовать интересующий вас объект так, чтобы не задумываться о правилах и технике.

Так вот, - это рисование, при котором вы задействуете только правое полушарие мозга. Оно отвечает за интуицию, образное мышление, творчество, фантазию, абстракцию.

Правополушарное рисование начинается на интуитивном уровне

Вспомните, например, как вы на скучном уроке или лекции уходили куда-то в свои мысли и неосознанно «малевали» в тетради различные рисунки и узоры. Если бы вы сейчас на них посмотрели, то были бы очень удивлены - они наверняка весьма хороши и интересны.

А ведь вы не думали, как это рисовать, какие правила соблюдать и как на таком этюде построить композицию. Вы просто творили…

В отличие от него левополушарное рисование (как и любая другая «левополушарная» деятельность) - это изготовление рисунка строго по правилам, техникам и определенной логике, только с учетом знаний и методик. Левое полушарие нашего мозга отвечает за расчеты, логику, планирование, оно строгое и четкое.

Логики и Интуиция

Так вот, прелесть правополушарного рисования заключается в том , что оно позволяет выявлять у человека вне зависимости от того, умеет он рисовать, или нет! Оно чем-то похоже на пение по наитию - если у человека есть голос, то даже не имея ни малейшего представления о пении, он напоет любимую мелодию так, что будет понятно - голос у него есть.

Так и с живописью - даже если вы никогда в жизни не разбирались, как нужно рисовать, используя технику правополушарной живописи вы сможете легко проверить и убедиться, что у вас имеются творческие способности.

Очень интересно, на самом деле, наблюдать, как люди, никогда не рисовавшие и считавшие себя исключительно прагматиками без малейшей склонности к живописи, в технике правополушарного рисования раскрывают в себе потрясающие способности!!!

Для них это сюрприз, граничащий с шоком - они никогда не позволяли себе считать, что могут творить что-то красивое.

Сомнения живут внутри нас

Но достоинства правополушарного рисования не ограничиваются возможностью раскрыть творческий потенциал человека…

Чем хороша эта методика?

Вообще правополушарная живопись хороша тем, что помогает человеку расслабиться и успокоиться, почувствовать некую гармонию с собой и окружающим миром. Эта деятельность позволяет на время выйти за рамки всех инструкций и строго прописанных правил, почувствовать некую первобытную красоту и спокойствие всего мира.

А вместе с ними приходит успокоение - человек понимает, что без привычных оков обязанностей и планов ничего страшного с ним не случается. Это позволяет в некоторой мере раскрепостится, взглянуть на себя и вообще на весь мир несколько с иной стороны.

Правополушарное рисование поможет научиться думать интуиктивно

Также понимание того, что помимо приобретенных в школе и вузе знаний у человека, оказывается, имеется и творческие способности, обычно очень положительно сказывается на самооценке. И многие после этого начинают активно развиваться в новом для себя творческом направлении.

А это не только самосовершенствование, но и в некоторых случаях путь к успеху. Есть и другие плюсы правополушарной живописи:

  • Развитие интуиции;
  • Понимание того, что любую задачу можно решать разными путями, зачастую не такими, как это принято, и нередко более рациональными и простыми;
  • Возможность вспомнить те чувства, которые мы испытывали в детстве, когда за любое дело брались по наитию, не зная и не желая знать правила его выполнения;
  • Возможность выявить творческий потенциал у близких людей, помочь им найти свой путь в жизни;
  • Самовыражение на холсте. Вы рисуете здесь не то, что должны нарисовать или что кто-то от вас ожидает, а то, что вы видите, чувствуете, представляете, фантазируете. Именно в этом суть творчества, и не умея этого, не получится стать настоящим художником.

Мечтать и фантазировать

Но как по мне, то самое главное достоинства правополушарного рисования - это то, что оно даёт стимул для дальнейшего развития в живописи вообще. Эта манера идеально подходит для новичков. Причем развиваться можно не традиционным путем, а именно развивая умение работать с правым полушарием, а затем уже на него накладывая различные техники. Как это происходит?

Как применять правополушарное рисование и как развиваться в нём?

Напомню, что совершенно не важно, каким получился ваш первый рисунок после «отключения» левого полушария. Важно здесь просто суметь нарисоват ь что-то без использования логики, постоянных размышлений и сомнений.

Кстати, умеете ли вы вкусно приготовить блинчики? А первый блин не получился ли у вас комом? Наверняка вы были уверены, что второй, третий и все остальные, будут куда лучше! Так и здесь…

После первого рисунка аналогичным образом рисуются другие рисунки, но здесь уже можно действовать по определенному плану.

Например, имеются методики развития правополушарного творчества, при котором человек аналогичным образом дополняет половину имеющейся картины, раскрашивает контурный рисунок, срисовывает на стекле пейзаж за этим стеклом.

Это позволяет интуитивно развивать те или иные навыки - неосознанный подбор цветов, чувство симметрии и перспективы, умение изобразить композицию. Они затем уже развиваются традиционными методиками, сочетающимися с принципами правополушарного рисования.

Подход может быть и несколько иным.
Например, начинающим я рекомендую поступать так:

  • Вы несколько раз по наитию пишете картины так, как просто хотите, если не включаете левое полушарие, просто творите то, что у вас получается;
  • Затем последующие картины пишете, разучивая по одной из техник;
  • Со временем вы привыкаете и начинаете постоянно комбинировать методы - основу рисунка, композиции и цветовой палитры выбираете по принципу правополушарного рисования, но изображение изготавливаете в той или иной технике.
В итоге комбинирование правополушарного (интуиция) и левополушарного (логика) исполнения даст такой же результат, который получают профессиональные художники. Они ведь аналогичным образом облекают своё видение объекта изображения в ту или иную технику.

Получается их творчество, совмещенное с правилами цветопередачи, что обеспечивает профессионализм и высочайшее качество картины. Вы тоже так сможете, пусть и не сразу. Как это реализовать на практике? На самом деле, несложно:

  • Вы просто пробуете нарисовать первый рисунок или даже набросок именно по принципу правополушарного рисования. Ни о чем не думаете, не ломаете голову над построением композиции, просто рисуете;
  • Когда понимаете это чувство, пишете ещё несколько картин для закрепления;
  • Осваиваете любую технику живописи, которая позволит реализовать ваше видение объекта. Например, можете посмотреть анонс на видео-урок на акриловом фоне. Сегодня его можно заказать со значительной скидкой-70 %, вы буквально за один вечер научитесь писать в этой манере. Эта новая техника, не похожая ни на одну другую.

Видео- уроки помогают учиться дома самостоятельно

  • Затем постепенно осваиваете новые техники. В отдельном уроке вы можете посмотреть, как реализуется
  • Затем вообще можно закрепить владение акриловой живописью

  • И наконец, проработать - это своеобразный венец живописи, который закрепит за вами статус художника-творца.
Большинство видео уроков выполнены качественно А ведь именно эта техника считается наилучшей для того, чтобы максимально раскрыть свои таланты , свою творческую интуицию.

Кстати, существует доказанный факт, что интуиция это своего рода третий глаз , который был спрятан матушкой-природой в коре головного мозга. Он не видит как обычный глаз, нет, он видит чувствами!
Интуиция- 7-ое чувство, очень нужное и полезное человечеству!

« Каждый человек способен на многое, но, к сожалению, не каждый знает, на что он способен!» -умная фраза из фильма «Бриллиантовая рука»

В любом случае, Вы увидите, что если у вас получится включить правое полушарие и проработать даже самый простой этюд без логики и забот о правилах, дальше все дело пойдёт само.

И кто знает, быть может, с энтузиазмом и увлечением вы станете настоящим художником! Ведь и среди !

Видео для размышления: Рисуем пейзаж в индивидуальном стиле

Друзья, чтобы статья не затерялась среди множества других статей в паутине интернета, сохраните ее в закладках. Так вы сможете вернуться к прочтению в любой момент.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Доброго дня, мои любимые и дорогие! В продолжение темы предлагаю сегодня поподробней остановиться непосредственно на творчестве и коснуться вопроса про правополушарное рисование.

Вообще, сам процесс рисования – вещь занимательная и полезная не только для детей, но и для взрослых тоже. Но, оказывается, такой тип творчества – это совсем не то изобразительное художество, к которому мы привыкли. Это особенная техника, что из совсем далёкого от рисования человека за короткий промежуток времени делает почти Леонардо да Винчи, который, к слову, был ярким .

Итак, давайте знакомиться, что это такое, правополушарное художество, и как это возможно.

План урока:

Как всё началось?

Каждый из нас в душе – творец, в особенности так себя ощущают наши дети, пока ещё не пришедшие к тому, что у них что-то получается не так.

Лишь взрослея, мы осознаём, что художественный талант природа даёт не всем. Ну не каждый может передать на холсте чувства и эмоции так, чтобы у окружающих захватывало дух, или хотя бы нарисовать цветы или деревья, чтобы захотелось картину повесить на стену в домашнем интерьере.

И вот, когда «Да ну! У меня ничего не получается!», мы быстренько ставим на этом крест, получаем слабенькую четвёрочку по рисованию в школе и довольствуемся малым, не возвращаясь к этому во взрослой жизни. И совершенно зря, как утверждают практики правополушарного творчества.

О том, что раскрыть талант даже у самых «неталантливых» можно, впервые заговорили в далёких 70-80-х, когда психобиолог Роджер Уолкотт Сперри своими исследованиями головного мозга приоткрыл науке окошечко во внутренний мир, заявив во всеуслышание, что каждая часть мозга – это отельный механизм.

Стало понятно, что в правой половинке складывается образное видение и мышление по принципу мозаики, когда из маленьких кусочков разной информации вырисовывается цельный образ.

Вот тогда-то художники взяли объяснение, почему один – математик, а другой – писатель, на вооружение. Среди них была американка, доктор в области искусств Бетти Эдвардс, разработавшая методику экспресс-обучения навыкам рисования. Её специальные упражнения переводят мозг в «П-режим», во время которого без анализа, когда оценивающий фактор выключен, видение объекта переносится на бумажный лист. И потом пошло-поехало…

В чём суть?

Как учат будущих художников в профессиональных заведениях? Дали «трафареты» — набор техник и приёмов, заложенные мастерами искусства многие лета тому назад. Пользуйтесь! Но сторонники правополушарного подхода кричат: «Это лишает индивидуальности! Это копирование чужого внутреннего мира!»

А создавать своё, неповторимое, как это могут правополушарные гении, можно только, лишив себя логики и включив на полную свои чувства. Они уверены, что когда вы не думаете, как надо правильно и как должно быть хорошо, а просто берёте кисточку и начинаете рисовать, тогда вы получаете своё, а не чужое искусство.

Потому рисование не под контролем логического мышления, чем руководствуется левое полушарие, а творчество через интуицию, внутренние знания и умение слышать себя, за что отвечает правая часть нашего головного мозга, – вот основа такой правополушарной методики.

При этом, как утверждают педагоги, такая техника может за короткий срок научить рисовать не только отдельные предметы, а целые картины, насыщенные глубиной чувств и многогранными образами.

Конечно, не стану вызывать гнев у прошедших полный курс художественной школы, что настоящего творца такая методика из Вас не сделает. С этим я полностью согласна. Но с другой стороны, ведь и задачи такой профессиональной у правополушарного рисования нет! Его задача – обрести уверенность, открыть возможности, научить экспериментировать и показать, что рисование доступно каждому.

При этом совершенно заблуждаются те, что уверены: при такой методике экспресс-образования не дают художественных основ. Это абсолютно не так! Правильный педагог даст вам азы рисования, познакомит с техниками, научит работать с маслом и гуашью, акварелью и карандашом, но всё это не в шаблонном варианте, а при активном поиске нового без страха перед белым холстом.

Сегодня практикующие правополушарное рисование художники (Заметьте! Этому учат художники, а не просто люди со стороны!) наработали свои методики, например, рисуют пальцами либо есть способ, при котором полностью игнорируют границы холста.

А пройдя курс, можно продолжать пользоваться техникой в домашних условиях и получать от этого удовольствие самому и радовать шедеврами родных и близких.

Кому подходит?

Сразу отвечу: всем! Всем без исключения!


Давайте теперь посмотрим очень интересный урок по рисованию. И убедимся, что рисовать — это просто!

Приятного вам творчества!

Елена Боровская

Изостудия «Капельки солнца»

Каждый человек, большой или маленький может рисовать , создавать и воплощать в живописи свой мир, проявлять индивидуальность и творческие способности. Но не все об этом знают. Поэтому многие даже бояться брать в руку карандаш, или кисть.

В современных методиках обучения рисованию тоже придают приоритетное значение технике рисованию , четкому исполнению последовательности работы.

Рисование с использованием методики правополушарного рисования позволяет каждому ребенку и взрослому проявить свои задатки и таланты.

Методика правополушарного рисования позволяет снять у детей все страхи перед рисованием . Ребенок сразу видит результат своего труда и этот результат всегда положительный. На занятиях педагог сначала знакомит с красками, как их можно сочетать. Дети изучают таблицу смешения цвета. Не рисуя какой то определенный предмет дети просто смешивают краски (для работы используют гуашь ) . Для создания настроения нужно использовать музыку . Дети учатся чувствовать карандаши, кисти, краски. Во время занятий дети ощущают эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие .

Метод правополушарного рисования позволяет

Выявить индивидуальность

Делает процесс рисования легким и понятным

Не думать о том, что получится на рисунки

Снимает внутренний зажим

Позволяет обрести душевную гармонию

Раскрывает творческие способности



Темы для рисования можно предлагать , а можно придумывать вместе с детьми . Начинать можно с простых заданий : природа, дерево, цветок, вода и т. д. Практика работы показывает. что такая работа отлично помогает детям свободно творить.

Я учу не только детей, но и воспитателей нашего коллектива и родителей детей. Провожу для них мастер классы.

Дети, освоив технику правополушарного рисования с увлечением рисуют самостоятельно и уже сами помогают своим друзьям. Вместе с детьми мы оформляем персональные выставки детских работ.


В свободное время я пишу картины в технике правополушарного рисования . Это очень увлекательное занятие и помогает по-новому смотреть на окружающий нас мир. Свои работы я размещаю на выставках и различных конкурсах.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! С радостью и гордостью представляю вам работы своих воспитанников-детей старшей группы. В конце года я столкнулась с.

Коллективная работа. «Солнышко выходи, солнышко покажись.» Цель: Учить создавать изображение солнца с использованием нетрадиционной техники.

Конспект НОД с использованием метода пластилинографии Тема «Путешествие по Африке». Цель: пробуждать желание детей изобразить и передать особенности строения жирафа средствами пластилинографии,.

Конспект ООД с использованием проектного метода «Незнайка на необитаемом острове» Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, младший воспитатель Сроки: краткосрочный проект Проблема: спасти Незнайку, попавшего.

В этом конспекте я не претендую на полное авторство, скорее это переработка многих материалов, почерпнутых на этом сайте. Хочу сказать ОГРОМНОЕ.

Презентация. "Рисование с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники - фроттаж". Культурные практики.