Самоучитель игры на синтезаторе. Обучение игре на синтезаторе с нуля Синтезатор обучение с нуля

Синтезатор на сегодняшний день - это весьма популярный инструмент, пользующийся спросом у любителей и профессионалов различных направлений и категорий. Даже детям, собирающимся осваивать музыкальные просторы, родители приобретают именно этот инструмент. Но для того чтобы владеть исполнительскими навыками, необходимы музыкальные способности и определённые знания теории. Но в том случае, если ваше детство прошло без посещения школы искусств, а репетиторов привлекать нет желания, то вполне возможно это сделать самостоятельно и в любом возрасте. Ведь разве есть какая-нибудь преграда для человека, который одержим столь благородной целью? Перед тем как научиться играть на синтезаторе, нужно познакомиться с этим инструментом.

Возможности инструмента

В синтезаторе есть банк инструментов с разделением по типам тембров. С их помощью можно воспроизвести целый оркестр или солировать на одном из них.

Также в синтезаторе есть сотни минусовок и аранжировок, выбрав которые, появляется возможность импровизировать и составлять свой музыкально-ритмический рисунок.

С помощью встроенного в инструмент эквалайзера можно с лёгкостью настроить нужную частоту звучания. А с функцией автоаккомпанемента сопровождение песни будет более красочным и ярким, достаточно лишь выбрать подходящий ритм и вовремя менять аккорды в левой руке. Данная опция позволяет исполнять композиции, не владея нотной грамотой. Перед тем как научиться играть на синтезаторе, необходимо усвоить основной принцип исполнения: правой руке принадлежит мелодия (то есть то, что поёт или играет солист), а левой - её гармоническое сопровождение.

Желательно изначально приобрести простую, но качественную модель. При этом стоит обратить внимание на клавиатуру, которая должна быть стандартных размеров. Сделать это нужно для того, чтобы потом не пришлось переучиваться и привыкать к нормальному инструменту.

Преподаватель или самообучение?

Приобретая этот инструмент, необходимо определиться для себя, как научиться играть на синтезаторе - с помощью преподавателя или самостоятельно. Здесь есть некоторые отличия, и самым существенным является то, что коррекция и контроль деятельности учащегося осуществляется с помощью устойчивой обратной связи между ним и преподавателем.

Такая связь может быть нескольких видов. К примеру, односторонняя характеризуется отведением главной роли преподавателю. Этот вид характерен для музыкальных школ, где у обучаемого низкая степень свободы. Им лишь выполняется программа обучения игры на синтезаторе, а учителем осуществляется контроль над деятельностью ребёнка.

Двусторонняя обратная связь отличается от упомянутой выше тем, что обучение происходит с учётом интересов ученика и в форме диалога.

Но если вы действительно имеете большое желание овладеть данным инструментом, у вас есть слух и способность к самоконтролю, анализу и поиску, то в этом случае можно приступить к самостоятельному освоению. Здесь контроль осуществляется при помощи сравнения собственного исполнения с неким эталоном (например, видеозаписи, ноты и др.).

Самоучитель

Обычно самоучители условно разделяют на рассказывающие (но иногда и показывающие), как и что необходимо играть, и способствующие развитию навыков самостоятельного творчества, то есть те, которые дополнительно объясняют, почему именно так мы учимся играть на синтезаторе. Вот эти сборники особенно ценны, но при условии доступности поданного материала и использовании понятного нотного материала.

Но, к сожалению, основной проблемой большого количества самоучителей является весьма слабая связь звукового или визуального примера с текстом.

Электронный либо печатный самоучитель, не имеющий звуковых примеров

Обычно обучение по нему предполагает постороннюю помощь, да и функция контроля здесь находится на крайне низком уровне. Ведь как научиться играть на синтезаторе, не владея техникой исполнения и слабым навыком чтения нот? Очень трудно выполнять одновременно две довольно трудные задачи: исполнять произведение и осуществлять контроль над качеством собственного исполнения.

Электронный либо печатный самоучитель, имеющий звуковые примеры

В самоучителях по игре на любом инструменте обязательным дополнением является наличие звуковых примеров. Они используются в качестве слуховой оценки качества выполняемых упражнений, а также в качестве демонстрации примеров.

Но эффективными такие звуковые примеры станут только в том случае, если вы в состоянии связать их с текстовой информацией, то есть имеете музыкальную подготовку. Также может возникнуть ситуация, когда повторить в точности какой-либо пример невозможно из-за отсутствия в вашем синтезаторе необходимого стиля или различий в характере звучания.

Большим недостатком таких самоучителей является отсутствие расставленной аппликатуры, используемых элементов управления на инструменте, и многое другое, что вызывает немалые сложности.

Видеосамоучители (видеоуроки, видеокурсы)

На просторах всемирной паутины можно найти не только коммерческие видеокурсы, но и бесплатные самоучители и видеоуроки. С их помощью можно понять, как играть песни на синтезаторе только в том случае, если визуально-звуковые примеры продемонстрированы на соответствующем уровне. Существенным минусом таких способов обучения является отсутствие целей курса.

Качество таких видеокуроков напрямую зависит от качества материала, картинки и звука, а также его подачи. Но, в отличие от других видов самоучителей, здесь хорошая контролируемость. Ведь помимо того, что обучающийся слышит упражнения и примеры, он ещё и видит действия.

Изучение грамоты

Обучение на синтезаторе не таит в себе какие-либо особые сложности, тем более в том случае, если исполнитель уже имеет определённый уровень музыкальной грамотности. Если же его нет, то необходимо изучить самые азы музыки - ноты, ведь без знакомства с ними невозможно будет воспользоваться возможностями инструмента.

Итак, задавшись целью: «Хочу научиться играть на синтезаторе!» - первое, что необходимо сделать - это овладеть Клавиатура этого электроинструмента имеет такое же строение, как и у фортепиано (ноты расположены октавами). Поэтому перед двумя чёрными клавишами находится нота «до». Где она пишется (на дополнительной линейке) можно посмотреть на дисплее, нажав на эту белую клавишу. За ней по порядку идут все ноты.

Что касается чёрных клавиш, то они соответствуют ноте и примыкающему к ней знаку. К примеру, диез находится справа от указанной ноты, а бемоль - слева. Поэтому увидев ноту со знаком, нажимайте чёрную клавишу.

Автоаккомпанемент

Ещё научиться играть на синтезаторе самостоятельно невозможно без овладения буквенной системой, с помощью которой обозначаются аккорды (заглавные буквы обозначают мажорные, а строчные - минорные). Обычно ноты пишутся одной строкой, а над определёнными тактами имеются обозначения аккордов. Они нажимаются левой рукой поочерёдно. Для этого необходимо взять одновременно три звука, расположенных через одну клавишу. Но на первых порах можно сделать гораздо проще. Когда вы видите перед собой заглавную букву, то достаточно нажать этот звук, и прозвучит полное трезвучие. Если перед вами с написанным рядом знаком, то просто нажмите соответствующую клавишу.

Для минорного требуется нажатие одновременно двух клавиш, где первая соответствует букве, а вторая - третья ступень минорного аккорда (для этого от основной необходимо отсчитать три клавиши, включая чёрные).

Когда рядом с буквой указана цифра семь, вы просто нажимаете одновременно основную клавишу и соседнюю белую с левой стороны.

Такой способ только кажется сложным. На деле же всё оказывается очень просто, только предварительно ознакомьтесь с инструкцией к вашему инструменту, так как эта система аккордов может отличаться у различных производителей синтезаторов. Ещё помощником здесь будет дисплей, глядя на который гораздо проще себя контролировать и исправлять ошибки. Первоначально рекомендуется тренироваться на лёгких и известных песнях.

Положение рук и аппликатура

Чтобы при игре чувствовать себя уютно и не допускать большого количества ошибок, необходимо удобно сесть, но главное здесь - это следить за локтями. Они должны быть расположены примерно на уровне клавиш. Также на синтезаторе можно играть и стоя.

Ещё в песнях над нотами могут быть написаны цифры. Это так называемая аппликатура (правильная расстановка пальцев). Обычно она присутствует в нотах для новичков и указывает, каким пальцем удобнее нажать ту или иную клавишу. Вот как научиться играть на синтезаторе.

Многие люди считают, что игра на синтезаторе не представляет особых отличий и под силу всем, кто хоть раз встречался с фортепиано. Но, к сожалению, или может быть к счастью, это не так. Синтезатор имеет много отличных функций от классических инструментов. Хотя, несмотря на большее количество возможностей, игра на синтезаторе все же легче, чем игра на фортепиано. Это не означает, что технологии этого музыкального инструмента сделают за вас все, а вы будет только наслаждаться различными мелодиями, но упростят вам задачу однозначно.

В чем особенность синтезатора?

Для многих исполнителей, игра левой рукой и тем более двумя руками на синтезаторе одновременно может вызывать затруднения. Не всем под силу совмещать ведущую мелодию с аккомпанементом и практически каждый синтезатор имеет функцию авто аккомпанемента, что значительно облегчает процесс обучения и позволяет уделить большее внимание мелодии. Да и выучить ноты басового ключа, которые практически всегда используются в аккомпанементе – задача не из простых.

Так, с помощью развитых возможностей синтезатора, процесс обучения становится намного проще и быстрее и для ученика становится меньше требований.

Обучение на фортепиано представляет собой усложненную версию игры, в которой отсутствует помощь эффектами, режимами и все различными возможностями синтезатора. Единственным украшением игры может стать педаль, которая добавит звуку яркости и объёмности.

Основные требования к ученику:

  1. Ритмичность . Насколько бы возможности синтезатора не упрощали игру, без чувства ритма вряд ли получится. Но, не спешите волноваться и проверять, со временем ритмичность развивается, поэтому не стоит переживать если с первых раз мелодия у ученика будет иметь свой ритм.
  2. Знание нот, для начала в скрипичном ключе . Игра на синтезаторе не сможет обходиться и без басового ключа. Но для начинающих музыкантов хватит свободной игры правой рукой и чтение нот с листа. Скрипичный ключ запомнить не сложно, он включает в себя семь нот, которые могут быть расположены в разных октавах. На это стоит обратить внимание, так как игра в каждой октаве отличается по звуку, и создает гармонию в игре.
  3. Стоит полностью изучить все возможности синтезатора , эффекты, аккомпанемент и т.д. Это значительно облегчит обучение игре на синтезаторе с нуля.
  4. Левой рукой нужно научиться точно попадать по клавишам синтезатора . То есть нажимать аккорды, не попадая мимо нот. Это может быть несколько аккордов на всё произведение, благодаря авто аккомпанементу, но они должны быть чистыми.

Основные функции и возможности инструмента

У каждого инструмента есть «палитра тембров». Вы сами должны прослушать все варианты и составить ассоциации с каждым. Возможно, этот звук напоминает вам струнный инструмент или духовой оркестр, а возможно ударный звук. Обычно, все тембры пронумерованы, но проще будет выбрать самые яркие и запомнить их.

2. Авто аккомпанемент.

С этой функцией вы уже познакомились выше. Благодаря этому эффекту можно играть на синтезаторе в различных жанрах и стилях. Добавляет объёмности звучанию.

3. Запись.

Эта кнопка предоставит возможность не только прослушать свою игру и делать выводы, но и совмещать запись с игрой на синтезаторе. Эффект двухголосья звучит очень интересно.

Аппликатура

Этот раздел вам может показаться неважным, но это совершенно не так. Постановка пальцев при игре на
синтезаторе очень важна. Играть одним пальцем, как минимум неудобно, да и выглядит такая игра не привлекательно.

Расчет пальцев начинается с большого (1) и заканчивается мизинцем(5).

Во многих нотах написана аппликатура, что облегчит задачу при игре на синтезаторе. Если же нет, то четких правил в использовании пальцев нет, следите за эстетичностью игры и удобством. Все зависит от ваших пальцев и рук, так что аппликатура довольно личное, но все же стоит придерживаться советов профессионалов. И, не забывайте следить за состоянием руки. Небрежные и расслабленные пальцы, вряд ли смогут воспроизводить красивую мелодию.

Аккорды и арпеджио

Аккорды – одновременное нажатие трёх клавиш синтезатора. Над этим навыком, придется потрудиться. Попадать по клавишам нужно чисто, не цепляя лишние ноты, что может испортить весь звук.

Арпеджио – поочередное нажатие нот из аккорда. Проще говоря — разложенный аккорд. Отдельно играть арпеджио на синтезаторе гораздо проще, нежели одновременно. Но в процессе игры, когда параллельно потребуется вести основную мелодию в правой руке, вы поймете, что одновременное нажатие аккорда всё же проще.

Чтение с листа

Немаловажным является умение читать музыку с листа и моментально проигрывать. Для этого необходимо знание нот и ориентирование в октавах и тональностях. Заучивание нескольких произведений вам очень быстро надоест и репертуар вы решите увеличить. Тут вам и понадобится чтение с листа.

Игра по видео урокам

Зрительная память и игра на синтезаторе по видео урокам подойдет для начинающих с нуля музыкантов, не знающих нот. Такая игра не даст вам развития в музыкальных начинаниях; и никаких полезных навыков из такой игры на синтезаторе вы не извлечете, но это поможет расширить ваш репертуар, что тоже немаловажно. Иногда так хочется просто насладить исполнением популярной мелодии, пусть даже не зная нот, и в таких ситуациях видео уроки незаменимы.

Использование эффектов на синтезаторе

С помощью различных эффектов, вы сможете создать музыку в любом жанре, стиле и ритме. Главное — разберитесь со всех кнопках вашего синтезатора, потому что ненужных кнопочек на инструменте нет. Он представляет много вариантов игры, включая даже «самостоятельную игру», то есть вам достаточно лишь нажимать несколько клавиш, а инструмент сам будет подбирать мелодию, аккорды и интересный финал.

Итог

Данные советы помогут вам самостоятельно научиться игре на синтезаторе с нуля. Стремитесь, старайтесь, играйте и используйте возможности вашего инструмента по максимуму. Преодолев стадию «новичка» вам понравится и музыкальное развитие начнет даваться проще. Главное и самое сложное — это начать и усердно добиваться начальных навыков, а чем дальше – тем приятней.

Самый простой и надёжный способ овладеть любым музыкальным инструментом – брать уроки у квалифицированного преподавателя. Профессиональный, опытный педагог по синтезатору , поставивший «на крыло» десятки новичков, в доступной форме объяснит вам музыкальные азы и научит играть по нотам простейшие мелодии, а затем и более сложные композиции. Такое обучение будет последовательным, индивидуально ориентированным и эффективным. Однако не все могут выделять из личного бюджета энную сумму на услуги репетитора. Встречаются также люди, которые убеждены, что лучшее образование – это самообразование. Они готовы приобретать знания самостоятельно, путём проб и ошибок, провалов и достижений.

Можно ли научиться играть на синтезаторе самостоятельно?

Электронный клавишный инструмент открывает для самоучки больше возможностей, чем акустика:

  • Синтезатор может поддерживать меньше октав и, соответственно, иметь меньше клавиш в сравнении с классическим фортепиано , что значительно упрощает процесс игры для новичка;
  • Любой синтезатор оснащён системой настроек тембров, стилей, громкости и длительности звучания, что позволяет новичку экспериментировать со звуками;
  • Полупрофессиональные модели включают обучающие программы, пользуясь которыми, можно самому с нуля освоить инструмент в домашних условиях. С помощью светящейся клавиатуры «умный» синтезатор подскажет, как правильно брать ноты, создавать аккорды, чётко следовать ритму;
  • Встроенный автоаккомпанемент может легко доиграть за учеником недостающие аккорды.

Есть и электронные клавишные инструменты, в память которых заложены полноценные обучающие курсы (Yamaha, Roland). Приобретая такую модель, начинающий музыкант получает бонусом интерактивный самоучитель, после чего вопрос «с чего начать обучение на синтезаторе» отпадает сам собой. Проходя дома пошаговые уроки, вы научитесь по отдельности играть правой и левой рукой, а через какое-то время научитесь свободно бегать по клавишам двумя руками и исполнять любимые мелодии. Главное – тщательно прорабатывать материал каждого занятия и систематически практиковаться в игре.

  • Ещё один путь освоения синтезатора – просмотр видео-уроков. Знакомясь с обучающими видео, вы узнаёте, как ставить пальцы и играть на клавишном синтезаторе по нотам. Преимуществом данного способа станет экономия денежных средств, а также возможность в любое время пересмотреть особо трудные моменты и выработать недостающие навыки. Недостатки - далеко не все ролики качественны и некому поправить ученика, оценить со стороны.

Несмотря на обилие видеоматериалов и интерактивных обучающих программ, на полках книжных магазинов по-прежнему встречаются книги-самоучители. Разбор упражнений на клавишах по самоучителю поможет увлечённому читателю формировать базовые умения игры на клавишном инструменте. При серьёзном подходе, регулярных занятиях и многократном повторении каждого экзерсиса, данный способ будет результативен.

Как играть на синтезаторе для начинающих?

«Мечтал научиться играть современную музыку и вот наконец мне купили синтезатор. Радости нет предела, но даже не знаю где какая нота и с чего вообще лучше начать. Как освоить синтезатор быстро? Сколько нужно учиться взрослым?»

Такие сообщения не редкость на музыкальных форумах. Покупка желанного инструмента – первый шаг к реализации мечты, однако важно осознавать, что вам предстоит долгий и упорный труд по «покорению» синтезатора. Столкнувшись с трудностями, вспомните восточную мудрость «Дорогу осилит идущий» и ни в коем случае не забрасывайте музыкальные тренировки в школе или дома. С каждым уроком ваши пальцы будут «запоминать» всё больше аккордов, и вы постепенно начнёте ощущать уверенность в том, что делаете.

Чтобы освоить основы музицирования на клавишном синтезаторе, надо пройти следующие этапы.

1. Знакомство с инструментом

Вы установили синтезатор на специальную подставку, подключили его к сети и нажали на клавиши… Слышите фортепианные аккорды? Это стандартное звучание любого синтезатора. Но неправильно было бы считать этот инструмент всего лишь электронным заменителем пианино. Синтезатор умеет красиво говорить на языке скрипки, гитары, органа, то есть в одиночку он может заменить целый оркестр.

  • Чтобы выбрать нужный «голос», нажмите на корпусе инструмента кнопку voice (tone). С её помощью на дисплей выводится список тембров, которые поддерживает ваша модель.
  • Кнопка style (rhythm)позволяет выбрать подходящий стиль аккомпанемента – диско, латино, классику, джазовый, и т д. От ученика требуется только набрать на цифровой клавиатуре номер конкретного тембра или стиля.
  • Нажимая на volume, вы изменяете громкость мелодии, на temp – темп её исполнения.

В инструкции новичок найдёт всё, что нужно знать, чтобы не растеряться при виде множества кнопок и непонятных надписей.

2. Изучение нот

Названия нот «до-ре-ми-фа-со-ля-си» знает каждый. Однако если человек прежде не занимался музыкой, вряд ли он скажет, какая клавиша «отвечает» за конкретную ноту. Ничего сложного здесь нет – достаточно обратить внимание на то, что тёмные клавиши расположены по две и по три.

  • Найдите ближайшую чёрную «двойку», а затем крупную белую клавишу, находящуюся слева от неё.
  • Нажмите на светлую клавишу – вы сейчас слышите, как звучит «до» - это начало октавы.
  • Медленно нажимайте последующие, проходя всю последовательность до ноты «си».

Всё, октава закончилась. За ней идёт следующая – выше тональностью. Количество октав у разных синтезаторов варьируется от 5 до 7. Вдумчиво, не торопясь, перебирайте пальцами чёрно-белую клавиатуру, проговаривая про себя названия нот. Старайтесь запомнить все. Затем проверьте себя: называйте ноты вразнобой и старайтесь верно взять их на вашем инструменте.

3. Чтение с листа

Самое сложное для начинающего музыканта - быстро научиться играть по нотам. Представьте, что музыкальное произведение – это своего рода текст, а ноты – это буквы. Овладеть нотной азбукой – значит уметь правильно сыграть любую ноту, которую видите перед собой на листе. В этом прекрасно помогают короткие песенки-запоминалки. Они простые как в плане мелодии – в них употребляется одна нота в двух октавах, так и в плане содержания. Их можно с лёгкостью найти в интернете. Например, «Нота ми, нота ми, в дом волшебный нас возьми! Мы найдём тебя сейчас, ты не спрячешься от нас». Исполняя мини-песенки, старайтесь петь и как можно меньше смотреть на клавиши – ваше внимание должно быть сосредоточено на листе.

4. Игра по слуху

Учим ноты, пишем ноты, затем играем их; запоминаем, как ставить пальцы… А что делать тому, кто не хочет заниматься всем вышеперечисленным, но вместе с тем страстно желает сыграть друзьям любимый хит? Возможно ли исполнять мелодию без нот? Как играть песню на синтезаторе по слуху?

Электронный инструмент оснащён функцией автоаккомпанемента, которую ещё называют «самоиграйкой». Она-то вам и пригодится. Используя опцию автоматического доигрывания аккордов, вы постепенно выучите расположение нужных клавиш, пользуясь только собственным слухом и помощью вашего любимого синтезатора.

Как научиться играть на синтезаторе двумя руками?

Для новичков всегда очень сложно играть, задействовав обе руки. Да что там обе – и одной рукой непросто перебирать клавиши, если вы впервые сели за синтезатор.

Запомните важный аппликатурный принцип:

  • мизинец и большой палец используются в игре «по белым»,
  • на тёмные клавиши старайтесь нажимать указательным, средним и безымянным.

Знание этого нехитрого правила облегчит вам первые музыкальные упражнения.

Сначала необходимо уверенно управляться с инструментом правой рукой. В игре на синтезаторе ей принадлежит ведущая роль – в большинстве случаев она исполняет основную мелодию, а левая – берёт на себя функцию аккомпанемента. Но вспомогательная роль не означает, что её развитием можно пренебрегать, наоборот, пальцам левой руки показана регулярная музыкальная нагрузка. Играйте поочередно – то правой, то левой, касаясь клавиш подушечками пальцев.

Высший пилотаж для ученика начального этапа – перейти на музицирование в две руки. Оно требует хорошей координации движений, которая приходит с постоянными упражнениями. Играя, вы не только развиваете в себе талант, но и обеспечиваете отличный тренаж для обоих полушарий головного мозга.

Самоучитель игры на синтезаторе
Пешняк В.Г.
2001г.
часть текста распознана (OCR), качество хорошее
(pdf, 44.6 МВ)

Самоучитель игры на синтезаторе композитора и педагога Владимира Григорьевича Пешняка является новым учебным пособием для синтезатора. В отличие от «Курса игры на синтезаторе», предназначенного для профессионального обучения в ДМШ, самоучитель предполагает освоение инструмента без педагога. При этом основным помощником обучения игре на синтезаторе становится сам синтезатор.
Издание рассчитано на самый широкий круг любителей музыки - от школьников, не умеющих играть ни на одном музыкальном инструменте, до музыкантов - профессионалов, желающих овладеть новым для себя инструментом. И если начинающим обучение необходимо и достаточно последовательно выполнять практические задания, не вдаваясь в подробности и на первых порах пропуская некоторые объяснения сути возможностей синтезатора, то музыкантам со стажем, естественно, незачем читать разделы, связанные с музыкальной грамотой, однако и им рекомендуется последовательное выполнение всех заданий.
Особенный интерес для тех и других может вызвать раздел, связанный с сочинением музыки, применением синтезатора в композиции.

За основной базовый инструмент взята модель синтезатора CASIO CTK-731. Выбор инструмента обусловлен доступной ценой при наличии всех необходимых технических характеристик для домашнего музицирования и концертного использования инструмента. Используя параметры акустических настроек, предлагаемые автором, Вы преобразуете звучание синтезатора в соответствии с вашими пожеланиями. В самоучителе рассматриваются следующие возможности: умение пользоваться различными музыкальными тембрами; делить клавиатуру для одновременного применения в реальном звучании от 2-х, 4-х до 12-ти разных тембров; играть под собственный автоаккомпанемент, не зная музыкальной грамоты и строения аккордов; разучивать новую музыку, не имея нот; создавать и озвучивать полноценные фонограммы композиций, делая запись на одиннадцать дорожек памяти; создавать новые оригинальные тембры голосов и стили для автоаккомпанемента. Об этом и многом другом Вы узнаете из самоучителя.

  • ВВЕДЕНИЕ
    • § 1 .Банк тембров
    • § 2.Передача звуковых сигналов
    • § 3.Карта General MIDI
    • § 4.Микшер
    • § 5.Секвенсор и память синтезатора
    • § 6.Клавиатура
    • § 7.Автогармония (AUTO HARMONIZE)
    • § 8.Клавиши панели управления (обзор)
  • УРОК I
    § 1 .Расположение инструмента
    § 2.Включение и выбор режима игры
    § З.Управление гармонией автоаккомпанемента в режиме CASIO CHORD
    § 4. Пение без ритмического секвенсора
    § 5. Ритмический секвенсор и фактура аккомпанемента
    § 6. Отдельные элементы фактура автоаккомпанемента
    § 7. Структура стиля автоаккомпанемента
    § 8. Пение с ритмом автоаккомпанемента
    § 9. Особенности гармонизации для синтезатора
  • УРОК 2
    § I.Синхронная игра
    § 2.Режим «Экспромта» (FREE SESSION)
    § 3. Общая схема образования формы.
    § 4. Первая запись в память синтезатора.
    § 5.Первое сохранение на дискете
  • УРОК З ЧТЕНИЕ НОТ
    § 1. Ритм
    § 2.Высота нот
    § 3.Особенности нотации для синтезатора
    § 4. Рисуем ноты, а играем музыку!
    § 5. Гармонизация.
    § 6. Подтекстовка.
  • УРОК4. НАСТРОЙКА СИНТЕЗАТОРА
    § 1. Настройка параметров синтезатора.
    § 2. Сохранение настроек в банке регистрации (REGISTRATION BANK)
    § 3.Сохранение настроек на дискете
    § 4. Акустика и эффекты (DSP)
    § 5. Панорама (PANORAMA)
    § 6. Баланс громкости голосов (VOLUME)
    § 7. Транспонирование голосов (TRANS; С.Tune)
    § 8.Точная настройка высоты (TUNE. FINE TUNE)
    § 9. Настройка выразительности (EXPRESS)
    § 10. Чувствительность к силе нажатия (TOUCH RESPONSE)
    §11. Деление клавиатуры (SPLIT)
    § 12. Наложение клавиатур
    § 13. Шестая клавиатура!
    § 14. Выбор тембра (TONE)
    § 15. Синтезирование тембра (SYNTH)
  • УРОК 5. РАЗВИТИЕ ФОРТЕПИАННОЙ ТЕХНИКИ
    Гаммы, упражнения, пьесы
  • УРОК 6. ФАКТУРА
    § 1.0 неправильной игре, искажающей тембры
    §2. Игра «минусовки» (Методика выучивания партии автоаккомпанемента)
    § 3. Игра «минусовки» (Методика выучивания партии МИДИ-файла)
    § «MISSM.mid» - демонстрационный файл для синтезатора CASIO CTK-731
  • УРОК 7. СОЗДАНИЕ СТИЛЯ АВТОАККОМПАНЕМЕНТА и ЗАПИСЬ КОМПОЗИЦИИ
    • Создание стиля автоаккомпанемента, запись композиции
      В. Пешняк - AMBIENT (Pattern, Song)
      Пример стиля автоаккомпанемента (Pattern)
    • В.Пешняк ПЬЕСЫ ДЛЯ СИНТЕЗАТОРА
      • Журавли
        Утренняя серенада
        Летний вечер
        Весеннее настроение
        Nostalgia
        Элегия
        Адажио
        Грустный напев
  • УПРАЖНЕНИЯ
    • №. 1 (Синхронная игра)
    • № 2 (Буги)
    • Полька - галоп (упр. на образование формы)
    • Четыре песни на одну серию (В.Пешняк)
    • Гаммы, упражнения
    • Напев - пьеса на легато (В. Пешняк)
    • Партия баса из автоаккомпанемента (ритм и артикуляция)
    • MissM.mid (демонстрационный файл для синтезатора CASIO-CTK 731)
  • НАРОДНАЯ МУЗЫКА
    • Русская частушка
    • Во саду ли, в огороде
    • Новогодняя (Маленькой елочке холодно зимой)
    • Гармонические вариации (Перепёлочка)
    • Чё те надо?
    • По диким степям Забайкалья
    • IЛедрик-Щедрик (обработка народной песни)
  • ЭСТРАДНЫЕ МЕЛОДИИ РОССИИ
    • «Буги с косой» (В. Бутусов - Д. Умецкий)
    • Под небом голубым - пример фактур (М.Волохонский)
    • Миллион алых роз (Р. Паулс)
    • Улыбка (В.Шаинский)
    • Московских окон свет (Т.Хренников)
    • Утомленное солнце (Е. Петербургский)
    • Сиреневый туман (неизвестный автор)
  • ПОПУЛЯРНАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКА
    • I will wait for you - Я буду ждать (М.Легран)
    • Love story -

Во время посещения классических концертов, пожалуй, у многих из нас возникает вопрос, как научиться играть на пианино, как рождается музыка под умелыми пальцами аккомпаниатора и смогу ли я сыграть что-либо подобное? Именно тогда мы говорим себе «хочу» и начинаем судорожно искать возможности для реализации задуманного. Откуда же такое рвение? Оказывается, ученые выяснили, что музыка – это главный источник для получения наслаждения .

Что уже говорить о классической музыке и, в частности, о фортепиано, которое сумело подарить множество сладостных минут не одному поколению слушателей. А для того чтобы не обходится одними лишь электронными записями, можно собрать весь свой талант в кулак, точнее в пальцы, и научиться играть на пианино самому.

Возможно ли это в домашних условия? Почему бы и нет! Во-первых, пианино намного меньше рояля. Поэтому если у вас есть возможность установить его у себя дома и заниматься хотя бы по 15 минут в день , то в скором времени вы сможете овладеть основными азами игры и удивите своих близких красивым исполнением сначала простых, а затем и более сложных композиций. Далее мы более подробно расскажем о том, как научиться играть на пианино и синтезаторе, а также безболезненно изучить ноты в домашних условиях. Также предлагаем вам посмотреть видео уроки, на которых детально рассказывается о том, как быстро научится играть на инструменте с нуля.

Хороший вопрос – конечно же, по нотам. Да, без теории вам не обойтись . И если вы все же обладаете хорошим слухом и можете без запинки повторить простую мелодию, то для исполнения серьезных этюдов вам необходимо будет немного потрудиться.

Если вы уже решили научиться играть на пианино самостоятельно в домашних условиях, то начните с самого основного – с нотной грамоты .

  1. Безусловно, вы знаете, что нот всего семь, и что они записываются на нотоносце – специальном наборе из пяти линеек.
  2. Звукоряд начинается со скрипичного ключа.
  3. Нота «до» пишется на дополнительной линии, а затем постепенно расположение нот смещается на одну линеечку, по мере того, как растет высота звучания.

Те же ноты, но уже поделенные на октавы , находятся и на клавиатуре. Октава подразумевает разделение звукоряда на равные части. То же самое происходит и на клавиатуре нашего инструмента. Октава состоит из 8 нот, обычно она начинается нотой «до» и заканчивается нотой «до» следующего звукоряда. На пианино присутствует 4 октавы, которым передуют следующие музыкальные интервалы:

  • субконтроктава;
  • контроктава;
  • большая;
  • малая октава.

Все они вам и понадобятся во время игры басовой линии.

Теперь попробуем записать ноты и более детально рассмотреть их на примере клавиш.

  1. Начните с малой октавы . У нас она начинается ключом «соль». Это значит, что мы начинаем писать скрипичный ключ на второй линейке – как раз там, где находится нота «соль» первой октавы. Малую октаву мы начинаем с ноты «соль», расположенной под второй дополнительной линией.
  2. Далее двигаемся вверх по линиям до ноты «до» первой октавы . Запишите данный звукоряд в нотной тетради, затем снова начните с «до», но уже второй октавы.
  3. Двигайтесь вверх до третьей октавы .
  4. А теперь сыграйте всю последовательную композицию, начиная с малой октавы . Нажимая на клавиши, называйте ноты, которые вы играете, так вы лучше их запомните.
  5. Для того чтобы сыграть малую октаву полностью, вам необходимо изучить еще одно понятие – басовый ключ . Оно пригодится вам во время изучения более сложных композиций. Ключ «Фа», он же басовый, помогает нам увидеть полную картину нотного стана малой октавы от ноты «до» до следующей ноты «до», но уже первой октавы.
  6. Тренируйтесь писать, проговаривать, а затем и играть ноты сразу двумя руками . Устраивайте себе небольшие диктанты – пишите ноты подряд, а затем вразброс, чтобы запомнить их расположение. Со временем вы научитесь читать нотную грамоту не хуже обычной книжки.

Также вам необходимо освоить понятие такта , состоящего из сильных и слабых долей. Именно сильная доля позволяет нам говорить о ритме, который, в принципе, и составляет основу музыкального произведения.

И еще один нюанс, без которого просто невозможно быстро научиться играть на фортепиано – это правильное сидение за инструментом и главное — постановка пальцев .

Сидите за инструментом прямо, не напрягая корпус и руки. Не сутультесь, не сводите локти вместе, такое положение освободит ваш корпус и вы будете испытывать легкость и вдохновение.

Теперь поговорим о руках . Держите пальцы на некотором расстоянии друг от друга, но не заводите слишком далеко. Они должны быть вашим инструментом, составляющим единое целое, при этом в кистях не должно чувствоваться напряжения. Ваши пальцы должны касаться клавиш только кончиками, а кисти при этом будут приподнятыми.

Как научиться играть на синтезаторе?

Конечно же, если вы уже изучили азы игры на пианино, то научиться играть на синтезаторе вам будет намного легче. Однако и сделать это с нуля вполне возможно.

Синтезатор по сравнению с фортепиано имеет ряд преимуществ :

  1. В первую очередь – это габариты . Его легче держать дома и транспортировать.
  2. Во-вторых, у синтезатора совсем другое звучание . Нажимая на клавиши, мы получаем оцифрованный звук реального инструмента. При такой игре можно изменять как частоту, так и амплитуду звуковых колебаний, подбирать тембр и даже имитировать звук.
  3. Ну и в-третьих, в современном пианино насчитывается 9 октав, а в синтезаторе всего 5 , поэтому научиться играть на синтезаторе намного легче.

По сути, вам понадобятся следующие навыки:

  • знание нот в ключе «соль», а также владение правой рукой, это намного проще, чем играть двумя руками;
  • левую руку вы будете использовать для подбора аккордов, во всем остальном вам вам будет помогать автоаккомпанемент;
  • положитесь на свое чувство ритма, тренируйте его, со временем оно будет вам подчиняться;
  • изучите функции своего инструмента и не бойтесь экспериментировать.

Видео уроки: как научиться играть на пианино и синтезаторе?