Существенные изменения фз " об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. Долевое участие в строительстве многоквартирных домов Долевое участие в строительстве многоквартирных домов

Что меняют для инвесторов поправки в закон 2014 ФЗ

Отмена договоров долевого участия: что это значит для инвестора

До вступления в силу поправок в закон 214 ФЗ «Об участии в долевом строительстве» осталось менее двух месяцев. Готовы ли инвесторы, вложившиеся в первичный рынок жилья или связанные с ним инструменты, к данному событию? Накануне этих изменений разберемся в проблеме и ответим на вопросы:

  • Что такое договор долевого участия и как он работает в строительной отрасли;
  • Какие поправки в закон 214 ФЗ вступают в силу 1 июля 2018 года;
  • Как эти изменения повлияют на условия инвестирования в первичную недвижимость.

Что такое ДДУ и как он работает

Я веду этот блог уже более 6 лет. Все это время я регулярно публикую отчеты о результатах моих инвестиций. Сейчас публичный инвестпортфель составляет более 1 000 000 рублей.

Специально для читателей я разработал Курс ленивого инвестора , в котором пошагово показал, как наладить порядок в личных финансах и эффективно инвестировать свои сбережения в десятки активов. Рекомендую каждому читателю пройти, как минимум, первую неделю обучения (это бесплатно).

Договор долевого участия (ДДУ) – это письменное соглашение между дольщиком и . По нему инвестор, наряду с другими дольщиками, вкладывает деньги в возведение многоэтажного дома. Строительная компания после сдачи объекта обязана передать жилое помещение в построенном доме инвестору. Взнос осуществляется как с применением ипотечного кредита, так и без него. Инвестор может использовать строящуюся квартиру либо как инвестиционный актив, либо для улучшения собственных жилищных условий.

Сегодня более половины жилья возводится с привлечением средств дольщиков. Некоторые компании, особенно небольшие, полностью финансируют строительство через «долёвку». Им сложнее получить корпоративный кредит, чем крупным девелоперским группам.

Инвестирование на первичном рынке недвижимости — потенциально более доходная операция, чем приобретение готового жилья. Разница в стоимости квадрата может составлять от 15 до 40%. Однако такие инвестиции сопряжены с высокими коммерческими рисками. Неслучайно неохотно выдают девелоперам финансовые гарантии, а страховые компании применяют к ним повышенные тарифы. Доля проблемных ДДУ или так называемых обманутых дольщиков не более 3%. За 2017 год – это 122 000 человек, не получивших свою недвижимость в срок. Но каждый такой случай – это потерянный инвестдоход, замороженные надолго деньги, а иногда – сломанные судьбы. Поэтому подобные эпизоды всегда получают большой общественный резонанс, а может стать и фактором социальной напряженности. Проблема в том, что большинство крупных девелоперов занимаются не только строительством, но и производством материалов, логистикой, инвестированием. Часто это группа компаний, многопрофильный холдинг. Сегодня у них есть возможность направить собранные взносы на различные цели своего бизнеса. В президентских майских указах 2018 поставлена задача к 2024 году полностью отказаться от долевого строительства.

Часть изменений в законе 214 ФЗ уже вступили в силу. С ноября 2017 функционирует компенсационный фонд, работающий по принципу (агентство страхования вкладов), и куда перечисляются 1.2% от каждого заключенного ДДУ. Это снижает риски инвесторов, которые рискуют оказаться в положении обманутых дольщиков. Правда, компенсировано может быть не более 120 кв. м. жилья. А вот для владельцев нежилых помещений, в число которых входят , система инвестиционных гарантий пока не выработана. Их интересы, возможно, будут учтены в законе позже.

Какие изменения 214 ФЗ вступают в силу

С 1 июля 2018 года вступают в силу поправки к законам 214 ФЗ «Об участии в долевом строительстве», а также ряд изменений 218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». По сути, это означает постепенный переход от долевого на проектное финансирование строительства с привлечением банковских кредитов.

Перечень основных поправок:

  • Минимальные требования к застройщику – трехлетний стаж на рынке и 10 тыс. кв. м. построенных площадей;
  • Застройщики лишаются права напрямую привлекать инвестиции дольщиков;
  • Запрет на новые выпуски корпоративных (на акции застройщиков запрет не распространяется);
  • Обязанность застройщиков резервировать на расчетном счете не менее 10% от стоимости строительства;
  • Одна компания может строить и привлекать средства физлиц только под один объект, используя одно разрешение;
  • Строительным компаниям запрещено иметь налоговую ;
  • Один расчетный счет (эскроу) в уполномоченном банке под каждый проект, в том числе под все транзакции подрядчиков;
  • Контроль банка за движением средств под общим надзором .

Из перечня видно, что заведомо слабые игроки будут выдавлены с рынка за счет повышения стоимости «входного билета». Ими могут стать как мелкие новички, не имеющие трехлетнего стажа и не успевшие построить 10 тыс. квадратных метров, так и крупные закредитованные застройщики с плохим балансом. Им сложно будет выделять 10% финансового гарантийного обеспечения проектов. Также строительные компании должны будут соответствовать требованиям минимального уставного капитала. Пример: для жилого дома площадью 2000 кв. м. понадобится не менее 3 млн руб. уставного капитала. Иначе компания лишается права привлекать деньги дольщиков. Многих мелких застройщиков, особенно в регионах (там маржа ниже, чем в столицах), ждет банкротство.

По мнению аналитиков отрасли, более 70% участников строительного рынка вполне готовы к работе в новых условиях. Что будет с теми, кто не успел подготовиться? Можно сказать, что это их проблемы, но в результате могут пострадать частные инвесторы. У таких застройщиков них всегда есть возможность просто отложить запуск новых проектов и привести свою финансовую деятельность в соответствии с данным законом. Во всяком случае, из-за этого у них не будут отзывать лицензию.

Явным позитивом является то, что девелоперы не смогут перекидывать привлеченные инвестиции с одного объекта на другой и распоряжаться ими по своему усмотрению. Нецелевое использование средств будет контролироваться через уполномоченный банк. Для облегчения контроля, застройщик, генеральный подрядчик и технический заказчик должны открывать счета в одном банке и предоставлять подтверждающие договоры на каждую операцию.

С другой стороны, рынок будет фактически закрыт для новых игроков. Это приведет к снижению конкуренции и может негативно сказаться на качестве строительства. Получить разрешение на новый объект в рамках одного проекта теперь можно только после сдачи строящегося. То есть, каждая очередь будет строиться отдельно по принципу «один дом – один застройщик». Это растягивает сроки сдачи и затрудняет планирование бизнеса. Застройщики, конечно, не рады нововведениям. Тем более что с широким профессиональным сообществом при принятии закона депутаты и Минстрой почти не советовались. Кстати, на уровне правительства руководить переходом с долевого на проектное финансирование будет новоиспеченный вице-премьер Виталий Мутко.

Самым безболезненным для застройщиков явится введение правила производить расчеты только через уполномоченные банки (сейчас в списке Минстроя их 19). По факту уже в настоящее время почти все обороты проходят через крупнейшие банки, в основном с госучастием. В течение переходного периода будут существовать оба варианта финансирования: через ДДУ и через эскроу счета. При этом мелкие инвесторы скорее предпочтут более дешевый вариант ДДУ, пока он еще доступен по старым проектам.

Как поправки в закон 214 ФЗ повлияют на стоимость недвижимости

Основной мотив принятия поправок – защита прав дольщиков и дополнительные гарантии безопасности частных инвестиций. Рынок в целом станет прозрачнее, а финансовые модели строительных компаний будут нести меньше рисков для инвестора. Однако для нас не менее важен вопрос в том, как эти изменения скажутся на себестоимости строительства.

Перечислим минусы готовящихся изменений:

  • Монополизация рынка крупными игроками;
  • Рост финансовых и административных издержек строительной отрасли;
  • Вероятность снижения качества строительных услуг в условиях уменьшения конкуренции;
  • Увеличение себестоимости квадратного метра жилья.

Очевидно, у девелоперов возникают дополнительные проблемы с финансированием их проектов. По отзывам банкиров, риэлтеров и представителей застройщиков, участники рынка пока не вполне готовы к изменениям в законодательстве. Строителям придется выстраивать новые каналы получения , банкирам – пересматривать правила предоставления кредитов – как ипотечных для физических лиц, так и корпоративных для застройщиков. Переходить на новые схемы предстоит и риэлтерам. Быстро это не произойдет, поэтому рынок какое-то время будет штормить и продажи объектов ожидает небольшое снижение. Планируя свою финансовую стратегию, девелоперы на время переходного периода, скорее всего, сократят количество новых проектов.

Обязательные резервы в размере 10% должны быть на счете застройщика уже до начала строительства, использовать их будет нельзя. Счет эскроу, куда станут поступать инвестиции дольщиков, замораживается до окончания строительства. Девелопер получит деньги только после передачи квартир покупателям. Чтобы финансировать строительство, застройщику придется брать кредит в коммерческом банке и платить по нему проценты. Все это будет дополнительной финансовой нагрузкой на строителей и повлияет на цену квадратного метра.

Некоторые эксперты предсказывают удорожание новых объектов после 1 июля на 10–15%. По моим прогнозам, рост цен может составить от 2 до 5% и связан он будет прежде всего с увеличением административных издержек. Действительно, объекты, разрешение на которые будет получено после 1 июля, по идее должны стоить дороже. Но рыночная конкуренция и слабый платежеспособный спрос населения не позволят росту цен стать заметным. Есть и еще один фактор снижения цен. Квартиры с долевым участием распродаются постепенно и задолго до сдачи объекта. При проектном финансировании большие объекты будут сдаваться одномоментно, что может давить на стоимость, особенно на малоликвидных региональных рынках.

Резкого роста или падения цен я не ожидаю, так как закон 214 ФЗ не имеет обратной силы и изменения в нем затронут только новые проекты. Поэтому девелоперы стараются прикупить как можно больше и заложить котлован, ведь после 1 июля сделать это на деньги дольщиков уже станет сложнее. Есть некоторый риск затоваривания рынка накануне вступления закона из-за стремления застройщиков запустить максимальное количество объектов. Но это время заканчивается, и объема, который рынок не смог бы переварить, ждать не стоит. О нововведениях объявлено еще год назад, и участники рынка готовились к ним. Реформирование отрасли будет проходить поэтапно и займет, с учетом сроков строительного цикла, около двух лет. Следовательно, резких ценовых колебаний ожидать нет смысла.

Возможно некоторое падение объемов строительства в первые год-полтора после введения поправок. Но постепенно выжившие участники рынка адаптируются к новым требованиям, выстроят схемы взаимодействия с банками. Стабилизирующим фактором является также рост ипотечного кредитования. В 2017 году ипотеки было оформлено на 30% больше, чем годом ранее.

Посмотрим на проблему со стороны инвесторов. В 1 полугодии 2018 года статистика фиксирует рост инвестиционного спроса на первичном рынке жилья. Преобладает мнение, что те, кто вкладывал средства на стадии котлована до 1 июля, окажутся в плюсе. Параллельно растет и объем предложения по привлекательным ценам: застройщики торопятся ввести в строй и продать объекты по старым правилам. Очевидно, такой рост объемов носит временный характер и после 1 июля приостановится.

Доля ушедших с рынка застройщиков распределится между крупными игроками, такими как ГК ПИК, ЛСР, Setl Group, СУ 155, Самолет Девелопмент, Главстрой и др. Конкуренция между ними никуда не денется. Ключевым фактором цены остается спрос, а он в последние 4–5 лет не растет.

Вряд ли девелоперы согласятся полностью перейти на проектное финансирование. Наверняка будут использованы схемы уменьшения стоимости заимствования. К таким можно отнести закрытые паевые инвестиционные фонды недвижимости (ЗПИФН), о которых недавно была на блоге. Альтернативой могут стать также почти забытые (ЖСК), в которых предусмотрена схема долевого участия. Они тоже позволяют получить жилье дешевле рыночной цены, но в рассрочку, без необходимости для члена кооператива делать единовременный взнос.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 3. Право на привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости
Статья 3.1. Раскрытие информации застройщиком
Статья 3.2. Требования к органам управления застройщика и его участникам
Статья 4. Договор участия в долевом строительстве
Статья 5. Цена договора
Статья 6. Срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства
Статья 7. Гарантии качества, предусмотренные договором
Статья 8. Передача объекта долевого строительства
Статья 9. Расторжение договора
Статья 10. Ответственность за нарушение обязательств по договору
Статья 11. Уступка прав требований по договору
Статья 12. Исполнение обязательств по договору
Статья 12.1. Способы обеспечения исполнения обязательств по договору
Статья 13. Обеспечение исполнения обязательств по договору залогом
Статья 14. Особенности обращения взыскания на предмет залога
Статья 15. Особенности распределения денежных средств, вырученных от реализации заложенного имущества
Статья 15.1. Обеспечение исполнения обязательств по договору поручительством банка. (Утратила силу)
Статья 15.2. Страхование гражданской ответственности застройщика. (Утратила силу)
Статья 15.3. Договор поручительства по обязательствам по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома застройщика, размер уставного капитала которого не соответствует требованиям настоящего Федерального закона. (Утратила силу)
Статья 15.4. Особенности привлечения застройщиком денежных средств участников долевого строительства в случае размещения таких средств на счетах эскроу
Статья 15.5. Особенности открытия, ведения и закрытия счета эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве
Статья 15.6. Страхование гражданской ответственности застройщика
Статья 16. Государственная регистрация права собственности на объекты долевого строительства
Статья 17. Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве и соглашения (договора), на основании которого производится уступка прав требований участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве
Статья 18. Использование денежных средств застройщиком
Статья 18.1. Условия использования денежных средств участников долевого строительства на возмещение затрат на строительство, реконструкцию объектов социальной инфраструктуры, уплату процентов по целевым кредитам на их строительство, реконструкцию
Статья 18.2. Порядок совершения операций по расчетному счету застройщика
Статья 19. Проектная декларация
Статья 20. Информация о застройщике
Статья 21. Информация о проекте строительства
Статья 22. Особенности рекламы, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. (Утратила силу)
Статья 23. Государственное регулирование, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
Статья 23.1. Единый реестр застройщиков
Статья 23.2. Защита прав граждан - участников долевого строительства
Статья 23.3. Единая информационная система жилищного строительства
Статья 23.4. Взаимодействие контролирующих органов, Фонда, уполномоченных банков и застройщиков в единой информационной системе жилищного строительства
Статья 24. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". (Утратила силу)
Статья 25. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
Статья 26. О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Анастасия Семенова

Существенные изменения ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости"

3 июля 2016 года Президентом РФ подписан закон № 304-ФЗ (далее - Закон № 304-ФЗ), предусматривающий существенные изменения Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Закон № 214-ФЗ») и ряд других законов Российской Федерации.

Большая часть положений Закона № 304-ФЗ вступает в силу и применяется с 01.01.2017, однако, ряд норм этого закона имеет другие сроки вступления в силу или начала применения, о чем подробнее будет изложено ниже. Также ниже будет изложена информация о том, какие из новых норм применяются ко всем проектам, реализуемым по договорам участия в долевом строительстве (далее – «ДДУ»), а какие из нововведений подлежат применению только в случае, если до указанных в Законе № 304-ФЗ дат (01.01.2017 и 01.07.2017) застройщиком не будет заключен ДДУ с первым участником долевого участия в строительстве (1-й ДДУ).

I. Изменения, вступившие в силу с 04.07.2016 (со дня опубликования)

1) Новелла о формировании за счет взносов застройщиков компенсационного фонда, средства которого используются для защиты прав дольщиков в случае банкротства застройщиков 04.07.2016 вступил в силу п. 27 ст. 1 Закона № 304-ФЗ, дополнивший Закон № 214-ФЗ новой статьей 23.2, согласно которой для защиты прав участников долевого строительства (дольщиков) при банкротстве застройщиков, по решению Правительства РФ может быть создан компенсационный фонд (далее – «Фонд»), который будет формироваться за счет обязательный взносов застройщиков, осуществляющих продажи по Закону № 214-ФЗ. При этом размер отчислений не должен превышать 1% от планируемой стоимости строительства будущего дома, указанной в проектной декларации застройщика. Правительство РФ должно установить правила, определяющие порядок управления Фондом, размер и порядок осуществления обязательных отчислений (взносов) застройщиков в Фонд, условия и порядок использования, а также правила размещения и инвестирования средств Фонда.

Указанные нормы применимы ко всем застройщикам, осуществляющим строительство с привлечением средств дольщиков, независимо от того, когда заключен 1-й ДДУ: до даты введения в действие изменений Закона № 214-ФЗ или после.

Учитывая дату введения в действие новой нормы ст. 23.2 Закона № 214-ФЗ, высока вероятность принятия до конца 2016-го года Правительством РФ вышеуказанных правил Фонда. Такую позицию разделяют эксперты: «Предполагается, что соответствующий документ должен быть принят до конца текущего года, чтобы фонд мог полноценно работать с 1 января 2017 г.» . Необходимо обратить внимание на то, что ранее министром строительства и ЖКХ М. Менем заявлялось, что нормы об обязательных взносах застройщиков в Фонд должны заменить собою действующие нормы ст. ст. 15.1, 15.2 Закона № 214-ФЗ о поручительстве банка и страховании ответственности застройщика, обеспечивающих надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче квартир участникам долевого строительства (дольщикам): «фонд не будет являться дублирующим способом обеспечения обязательств застройщиков перед участниками долевого строительства – после начала его деятельности нормы о страховании и поручительстве банка постепенно прекратят свое действие».

Однако, Закон № 304-ФЗ не содержит норм, отменяющих требования о страховании гражданской ответственности застройщика и (или) поручительстве банка, обеспечивающих исполнение обязательств застройщика по передаче квартир участникам долевого строительства.

II. Изменения, вступающие в силу с 01.01.2017 В силу ч. 1 ст. 7 Закона № 304-ФЗ, все остальные нормы этого закона, помимо вышеуказанного п. 27 ст. 1, вступают в силу с 01.01.2017, однако, согласно ч. 3 ст. 7 Закона № 304-ФЗ, часть из этих новых норм применяется с 01.07.2017.

1. Изменения, применяемые с 01.01.2017

Новеллы Закона № 214-ФЗ, применяемые с 01.01.2017, в свою очередь, подразделяются на те, которые распространяются на: а) отношения, связанные с привлечением денежных средств дольщиков, если 1-й ДДУ заключается после 01.01.2017; б) все остальные отношения (независимо от даты заключения 1-го ДДУ).

А. Изменения Закона № 214-ФЗ, применяемые в случаях, когда 1-й ДДУ заключается после 01.01.2017

1) Новелла, распространяющая действие Закона № 214-ФЗ на таунхаусы В закон № 214-ФЗ включено прямое указание на то, что он распространяет свое действие на отношения, связанные со строительством жилых домов блокированной застройки с количеством от 3-х блоков (таунхаусы) (ч. 2.3 ст. 1 Закона № 214-ФЗ).

2) Ужесточение требований, которым должен отвечать застройщик для привлечения денежных средств дольщиков

Установлен ряд специальных требований к застройщику для приобретения права привлекать денежные средства граждан* (ч. ч. 2-2.3 ст. 3 Закона № 214-ФЗ):

*Примечание: наиболее обременительная для застройщика новелла – п. 1 ч. 2 и ч. 2.1 ст. 3 Закона № 214-ФЗ, устанавливающая минимальные требования к уставному капиталу застройщика, которые определяются в зависимости от общей площади всех строящихся помещений, реализуемых по Закону № 214-ФЗ (подробнее – см. в п. 2 раздела II настоящего обзора) - применяется с 01.07.2017 и к тем отношениям, когда 1-й ДДУ заключается после 01.07.2017. Ниже приведены нормы, перечисленные в п.п. 2-8 ч. 2 ст. 3 Закона № 214-ФЗ, вступающие в силу с 01.01.2017.

Отсутствие процедур ликвидации и банкротства застройщика; отсутствие решения государственного органа о приостановлении деятельности застройщика в качестве административной меры;

Застройщик не внесен списки недобросовестных:

(а) поставщиков по государственным/муниципальным закупкам

(при ненадлежащем исполнении обязательств, если предметом государственных/муниципальных контрактов является выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) и/или по организации таких работ либо приобретение жилых помещений у юридического лица),

(б) участников земельных аукционов;

Отсутствие задолженности по налогам и другим обязательным платежам

(застройщик не вправе привлекать денежные средства дольщиков при наличии задолженности по обязательным платежам за прошедший календарный год, если размер такой задолженности превышает 25% от балансовой стоимости активов застройщика по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период);

У генерального директора и главного бухгалтера отсутствуют: судимость за преступления в сфере экономики (кроме погашенной и снятой), а также они не лишены права занимать должности или заниматься деятельностью в сфере строительства, реконструкции или организации строительства, реконструкции, а также административное наказание в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 3 Закона № 214-ФЗ). Застройщик должен отвечать вышеперечисленным требованиям на момент направления проектной декларации в указанный в ч. 1 ст. 23 Закона № 214-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее – «уполномоченный орган»). В противном случае застройщик не имеет права привлекать денежные средства граждан – дольщиков на строительство многоквартирных домов (ч. 2.2. ст. 3 Закона № 214-ФЗ).

Застройщик не имеет право привлекать денежные средства, если после направления проектной декларации он не соответствует вышеуказанным требованиям ст. 2 Закона № 214-ФЗ в случаях (ч. 2.3 ст. 3 Закона № 214-ФЗ):

Введения процедур банкротства в отношении застройщика;

Приостановления деятельности застройщика в качестве административной меры по решению государственного органа;

Принятия решения о ликвидации застройщика.

Данная информация должна быть доведена до уполномоченного органа в течение 1 рабочего дня, и в течение 1 рабочего дня уполномоченный орган обязан направить в регистрирующий орган уведомление об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан (ч.ч. 2.5, 2.6 ст. 3 Закона № 214-ФЗ). В этом случае Росреестр приостанавливает государственную регистрацию ДДУ, заключаемых с таким застройщиком - соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 5 Закона № 304-ФЗ).

3) Изменение норм, устанавливающих требования к содержанию и порядку размещения проектной декларации Существенным образом изменились нормы, касающиеся проектной декларации. Согласно новой редакции ч. 1 ст. 19 Закона № 214-ФЗ, проектная декларация «является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика».

В настоящее время проектная декларация не только включает в себя информацию о застройщике и проекте строительства, но и «определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации». До заключения ДДУ с первым участником долевого строительства застройщик направляет проектную декларацию в уполномоченный орган с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации на специальном сайте, который определен уполномоченным органом (примечание: до обеспечения соответствующей технической возможности застройщик направляет проектную декларацию и изменения неё в уполномоченный орган в порядке, установленном этим уполномоченным органом). Уполномоченный орган, в срок не более 30 дней со дня получения проектной декларации, выдает застройщику заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Закона № 214-ФЗ либо отказ в выдаче такого заключения.

Проектная декларация подлежит повторному направлению если:

Уполномоченный орган отказал в выдаче заключения;

В течение 60 дней со дня выдачи застройщику заключения не были поданы документы на государственную регистрацию 1-го ДДУ.

Форма проектной декларации утверждается уполномоченным органом.

Б. Изменения Закона № 214-ФЗ, применяемые независимо от даты заключения 1-го ДДУ

1) Новеллы, устанавливающие порядок внесения изменений в проектную декларацию

Примечание: Поскольку Закон № 304-ФЗ не содержит специальных норм, определяющих особенности применения ст. 19 Закона № 214-ФЗ в зависимости от даты заключения 1-го ДДУ, полагаем, что новеллы о проектной декларации (помимо вышеуказанной нормы, из текста которой следует, что она применяется перед заключением 1-го ДДУ) применимы ко всем правоотношениям с 01.01.2017. В случае внесения изменений в проектную декларацию, застройщик размещает измененную проектную декларацию на своем сайте и в течение 5 дней направляет измененную проектную декларацию в уполномоченный орган в том же порядке, который установлен для направления первой проектной декларации: путем заполнения электронной формы проектной декларации на специальном сайте с использованием усиленной квалифицированной цифровой подписи (ст. ст. 19, 3.1 Закона № 214-ФЗ).

Соответствующие изменения, согласно которым застройщик имеет право рекламировать объекты, строящиеся с привлечением средств дольщиков, только после получения вышеуказанного заключения уполномоченного органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Закона № 214-ФЗ (помимо получения разрешения на строительство, как это было ранее), внесены в статью 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

3) Новеллы о раскрытии информации застройщиком

В Закон введены нормы, обязывающие застройщика подробно раскрывать информацию о своей деятельности.

Застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, в отношении каждого строящегося многоквартирного дома или иного объекта, помещения в котором реализуются по Закону № 214-ФЗ, должен размещать информацию на своем официальном сайте, в частности (ст. 3.1 Закона № 214-ФЗ):

Разрешения на ввод в эксплуатацию объектов, в строительстве которых застройщик принимал участие в течение 3-х лет;

Аудиторское заключение за последний год осуществления застройщиком предпринимательской деятельности (примечание: это дословная формулировка п. 6 ч. 2 ст. 20 Закона № 214-ФЗ, к которой отсылает п. 2 ч. 2 ст. 3.1 этого закона. Вероятно, речь идет об аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, - как это указано в ч. 4 ст. 18 Закона № 214-ФЗ);

Исходно-разрешительную документацию (разрешение на строительство, заключение экспертизы проектной документации) и правоустанавливающие документы на землю;

Заключение уполномоченного органа о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям Закона № 214-ФЗ;

Проект ДДУ;

Информацию о применяемых способах обеспечения исполнения обязательств застройщика;

Фотографии строящегося дома, отражающие текущее состояние (ход) строительства (подлежат размещению ежемесячно).

Законом № 304-ФЗ также расширен перечень информации о застройщике и строящемся объекте, подлежащей раскрытию застройщиком (ст. ст. 20, 21 Закона № 214-ФЗ).

Сроки раскрытия информации, указанной в ст. 3.1. Закона № 214-ФЗ, на сайте застройщика:

(а) при заключении 1-го ДДУ - в течение 5 рабочих дней после получения заключения от уполномоченного органа о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Закона № 214-ФЗ;

(б) при внесении изменений в ранее раскрытую на сайте застройщика информацию - в течение 5 рабочих дней после внесения таких изменений (ч. ч. 3, 4 ст. 3.1 Закона № 214-ФЗ).

Требования к порядку размещения информации на сайте застройщика определяются уполномоченным органом.

4) Изменение (расширение состава и детализации описания) существенных условий ДДУ

Расширен перечень обязательных условий, подлежащих включению в ДДУ, в частности, согласно новой редакции п. 1 ч. 4 ст. 4 Закона № 214-ФЗ очень подробно должно быть детализировано описание объекта долевого строительства, в т.ч. «основных характеристик жилого или нежилого помещения», к которым Закон № 214-ФЗ относит, в т.ч. материал наружных стен и поэтажных перекрытий, класс энергоэффективности, сейсмостойкость.

Условия ДДУ должны соответствовать информации, включенной в проектную декларацию на дату заключения ДДУ. В противном случае ДДУ может быть признан недействительным по иску дольщика (ч. 4.1 ст. 4 Закона № 214-ФЗ).

Кроме того, если ранее Правительство РФ было вправе издавать обязательные для сторон ДДУ правила заключения и исполнения договора, то теперь это стало его обязанностью (ч. 2 ст. 4 Закона № 214-ФЗ).

5) Изменение условий о формулировании цены ДДУ, порядке оплаты

Уточнена возможность определения цены договора как произведение цены за единицу площади и размера общей площади.

Для случаев, когда частью жилого помещения - объекта долевого строительства являются лоджии, веранды, балконы, террасы введено понятие «общей приведенной площади», которая определяется как сумма площадей жилого помещения и площади лоджии, балкона, террасы, веранды с применением понижающего коэффициента, устанавливаемого уполномоченным органом (ст. 5 Закона № 214-ФЗ). Также закреплено, что оплата по договору производится только после государственной регистрации ДДУ или договора цессии, если цедентом является юридическое лицо (ст. 5, ч. 3 ст. 11 Закона № 214-ФЗ). При этом, ч. 4 ст. 11 Закона № 214-ФЗ содержит указание на то, что в случае несоблюдения указанного порядка оплаты цедент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (не конкретизировано; норм о соответствующих изменениях КоАП РФ Закон № 304-ФЗ не содержит).

6) Изменения, касающиеся гарантийных обязательств застройщика

Введена норма, согласно которой при передаче покупателю объекта строительства, застройщик обязан приложить к передаточному акту инструкцию по эксплуатации объекта, включая входящие в его состав элементы отделки, системы инженерно-технического обеспечения, конструктивные элементы, изделия (ч. 1 ст. 8 Закона № 214-ФЗ).

7) В Законе № 214-ФЗ уточнены последствия несоответствия страховщиков и банка, обеспечивающих исполнение застройщиком обязательств по передаче квартир дольщикам, требованиям, установленным этим законом (ст. ст. 15.1, 15.2 Закона), в частности:

Несоответствие банка или страховой организации требованиям Закона № 214-ФЗ является основанием для одностороннего отказа застройщика от исполнения договора поручительства или страхования (ч. 2.1. ст. 15.1, ч. 14.1 ст. 15.2 Закона № 214-ФЗ);

Расторжение договора страхования по соглашению сторон, односторонний отказ от исполнения договора страхования, за исключением одностороннего отказа от исполнения такого договора по основанию несоответствия страховой организации требованиям Закона № 214-ФЗ, допускаются только с согласия выгодоприобретателя по договору страхования (ч. 14.2 ст. 15.2 Закона № 214-ФЗ); расторжение или досрочное прекращение договора поручительства не освобождает поручителя (сопоручителей) от обязанности исполнить свои обязательства по договору поручительства, наступившие до даты расторжения или досрочного прекращения договора поручительства (ч. 2.2. ст. 15.1 Закона № 214-ФЗ).

8) Изменения норм о целевом использовании денег дольщиков

В Законе № 214-ФЗ уточняется порядок расходования целевых средств, поступающих от участников долевого строительства. В частности, расширен и уточнен перечень тех целей, на которые застройщик вправе расходовать поступающие средства, которые теперь могут расходоваться не только на строительство самого дома, но и на: возведение объектов социальной инфраструктуры (подробнее – см. ниже);

Возмещение затрат на оплату арендных платежей (дополнительно к ранее признаваемых целевыми расходам на приобретение земельного участка, на котором ведется строительство, в собственность или в аренду);

Возмещение затрат на уплату целевых кредитов и процентов по таким кредитам;

Возмещение затрат, связанных с государственной регистрацией ДДУ и др. (ч. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ).

Много вопросов вызывает разделение законодателем как двух разных целей, для которых привлекаются денежные средства участников долевого строительства, в случаях: (а) строительства одного многоквартирного дома или иного объекта недвижимости (п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ);

(б) строительства нескольких многоквартирных домов или иных объектов недвижимости, при условии, что строительство таких объектов осуществляется в границах элемента планировочной структуры квартала, микрорайона, предусмотренного утвержденной документацией по планировке территории (п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ).

При этом, закон не уточняет, применима ли норма п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ, позволяющая использовать целевые средства дольщиков на строительство нескольких многоквартирных домов при наличии утвержденных проектов планировки территории (ППТ), проектов межевания территории (ПМТ) к случаям, когда такое строительство нескольких домов уже ведется на основании одного разрешения на строительство, выданного до принятия Закона № 304-ФЗ в отсутствие ППТ и/или ПМТ, или нет.

Полагаем, что данная норма не подлежит применению к уже реализуемым на основании одного разрешения на строительство проектам, в отношении которых отсутствуют ППТ, ПМТ. Однако, такой вывод напрямую не следует из буквального толкования ст. ст. 6, 7 Закона № 304-ФЗ, определяющих порядок вступления в силу и применения новых норм Закона № 214-ФЗ, что может породить споры с правоприменительными органами.

Также могут породить споры с правоприменителями изменения формулировок, касающихся возмещения затрат на объекты инженерной инфраструктуры.

Если ранее п. 4 ч. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ вел речь о «строительстве систем инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения …. многоквартирных домов…, если это предусмотрено проектной документацией», то теперь п. 5 ч. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ использует следующую формулировку:

«строительство, реконструкция в границах земельного участка, правообладателем которого является застройщик, сетей инженерно-технического обеспечения, необходимых для подключения… многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости к таким сетям инженерно-технического обеспечения, если это предусмотрено соответствующей проектной документацией, или возмещение затрат на строительство, реконструкцию таких сетей инженерно-технического обеспечения».

Нельзя исключать риск того, что контролирующие органы будут рассматривать в качестве нецелевого использования средств дольщиков оплату расходов на инженерные сети, расположенные за пределами принадлежащего застройщику земельного участка, возводимые застройщиком в рамках строительства многоквартирного дома. Для минимизации риска после начала применения указанных норм застройщику рекомендуется оформлять правоотношения с владельцами чужих земельных участков (например, устанавливать сервитут для строительства инженерных сетей).

Новая статья 18.1 Закона № 214-ФЗ определяет порядок использования застройщиком денежных средств дольщиков на создание объектов социальной инфраструктуры и уплату процентов по целевым кредитам, выданным на строительство таких объектов. Основным условием расходования средств на цели возведения социальных объектов является передача таких объектов после ввода в эксплуатацию в долевую собственность участников долевого строительства либо безвозмездная передача их в государственную или муниципальную собственность. При этом, если социальный объект будет передаваться в долевую собственность, то при заключении застройщиком ДДУ с участником долевого строительства одновременно должно быть заключено соглашение о возникновении доли в праве общей долевой собственности на объект социальной инфраструктуры, которое будет являться неотъемлемой частью ДДУ (ст. 18.1 Закона № 214-ФЗ).

Введена новая норма - ч. 1.2 ст. 18 Закона № 214-ЗЗ, предусматривающая ведение отдельного учета денежных средств:

А) в отношении каждого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости – для проектов, предусматривающих строительство одного дома (в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ), б) в отношении каждой группы домов, строящихся в границах элемента планировочной структуры квартала, микрорайона, предусмотренного утвержденной документацией по планировке территории (указанных в п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ) при строительстве группы таких домов.

Кроме того, статья 18 Закона № 214-ФЗ дополнена нормой об обязательном аудите годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика (ч. 4 ст. 18 Закона № 214-ФЗ). Ответственность за целевое расходование средств возлагается на генерального директора и главного бухгалтера (лицо, исполняющее функции главного бухгалтера) застройщика (ч. 1.3 ст. 18 Закона № 214-ФЗ). 9) Изменения полномочий уполномоченного органа

Для уполномоченного органа изменилось соотношение прав и обязанностей: теперь в Законе закреплено право органа на получение информации, все остальные функции закреплены за ним в качестве прямой обязанности (ст. 23 Закона № 214-ФЗ).

Новой обязанностью уполномоченного органа является утверждение проектной декларации путем выдачи заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям Закона № 214-ФЗ как необходимого условия для возникновения у застройщика права привлекать денежные средства граждан (ст. ст. 3, 19, 23 Закона № 214-ФЗ).

10) В Закон № 214-ФЗ введены дополнительные нормы, касающиеся ответственности/освобождения от ответственности застройщика:

Застройщик освобождается от ответственности за нарушение сроков передачи объекта строительства в случае уклонения участника долевого строительства от принятия объекта (ч. 2 ст. 6 Закона № 214-ФЗ); уточнен порядок предъявления претензии застройщику участником долевого строительства в связи с ненадлежащим качеством объекта – возможен как судебный, так и внесудебный порядок, применение внесудебного порядка не лишает дольщика права обратиться в суд (ч. 6 ст. 7 Закона № 214-ФЗ);

Застройщик освобождается от ответственности за дефекты, обнаруженные в течение гарантийного срока, если докажет, что они произошли вследствие нормального износа, либо вследствие произведенного участником долевого строительства ненадлежащего ремонта, либо вследствие нарушения участником условий использования, прописанных в инструкции по эксплуатации (ч. 7 ст. 7 Закона № 214-ФЗ);

В случае нарушения застройщиком срока устранения дефектов объекта долевого строительства – жилого помещения, застройщик уплачивает гражданину – участнику долевого строительства неустойку (пеню):

(а) в размере 1 % от стоимости объекта долевого строительства за каждый день просрочки – в случае, если недостаток (дефект) указанного жилого помещения является основанием для признания такого жилого помещения непригодным для проживания, либо (б) в размере 1% от стоимости расходов на устранение дефектов квартиры за каждый день просрочки, если такой дефект не является основанием для признания такого жилого помещения непригодным для проживания (ч. 8 ст. 7 Закона с применением прямой отсылки на п. 1 ст. 23 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»); право участника долевого строительства в одностороннем судебном порядке расторгнуть ДДУ в случае существенного изменения проектной документации, в том числе, превышение допустимого изменения общей площади объекта долевого строительства, которое может быть установлено в ДДУ в размере не более 5% от указанной площади (ранее в законе указывалось только на «существенное изменение размера объекта») (п. 2 ч. 1.1 ст. 9 Закона № 214-ФЗ);

Участник долевого строительства лишается права на односторонний отказ от исполнения договора во внесудебном порядке, если застройщик надлежащим образом исполняет свои обязательства перед участником долевого строительства и соответствует требованиям, установленным Законом № 214-ФЗ (ч. 1.2 ст. 9 Закона № 214-ФЗ);

Застройщик несет ответственность за полноту и достоверность информации, размещенной на его сайте (ч. 8 ст. 19 Закона № 214-ФЗ).

11) Нормативные акты, которые должны быть приняты для реализации ряда новелл Закона № 214-ФЗ

Из анализа норм Закона № 304-ФЗ следует вывод о том, что Правительство РФ должно издать ряд актов, уточняющих применение отдельных статей, в частности: о компенсационном фонде (ч. 2 ст. 23.2 Закона № 214-ФЗ);

Обязательные правила заключения и исполнения ДДУ (ч. 2 ст. 4 Закона № 214-ФЗ);

Типовое соглашение о возникновении у участника долевого строительства доли в праве общей долевой собственности на объект социальной инфраструктуры (ч. 8 ст. 18.1 Закона № 214-ФЗ); порядок ведения и состав сведений Единого реестра застройщиков (ч. 3 ст. 23.1 Закона № 214-ФЗ).

2. Изменения Закона № 214-ФЗ, применяемые с 01.07.2017

А. Изменения, применяемые с 01.07.2017 независимо от даты заключения 1-го ДДУ

1) Введение Единого реестра застройщиков

Новой статьей 23.1 Закона № 214-ФЗ, применяемой с 01.07.2017, предусмотрено ведение уполномоченным органом Единого реестра застройщиков.

2) Новеллы о привлечении денег дольщиков с размещением на счетах эксроу

Закон № 214-ФЗ в новой редакции предусматривает возможность получения застройщиком средств от участника долевого строительства путем размещения средств на счетах эскроу (как способ оплаты по договору и, одновременно, как способ обеспечения исполнения обязательств) (ст. ст. 15.4, 15.5 Закона № 214-ФЗ).

Б. Изменения, применяемые с 01.07.2017 в случае, если 1-й ДДУ заключается после 01.07.2017

1) Требования к минимальному размеру уставного капитала В Закон № 214-ФЗ введены новые нормы (п. 1 ч. 2, ч. 2.1. ст. 3), определяющие минимальный размер уставного капитала застройщиков (который должен быть полностью оплачен на момент привлечения денег дольщиков), в зависимости от которого определяется максимально допустимая совокупная площадь всех домов, строящихся за счет средств дольщиков:

Минимальный размер уставного капитала застройщика (руб.)

Максимальная площадь всех объектов долевого строительства застройщика (кв. м)

Минимальный размер уставного капитала застройщика (руб.) Максимальная площадь всех объектов долевого строительства застройщика (кв. м) 2 500 000 1500 4 000 000 2500 10 000 000 10 000 40 000 000 25 000 80 000 000 50 000 150 000 000 100 000 400 000 000 250 000 800 000 000 500 000 1 500 000 000 от 500 000 Если размер оплаченного уставного капитала застройщика не соответствует требованиям, установленным ч. 2.1 ст. 3 Закона № 214-ФЗ, то, наряду с обязательными для всех застройщиков способами обеспечения исполнения обязательств по передаче квартир дольщикам (поручительство банка или страхование ответственности застройщика), такой застройщик обязан также до государственной регистрации 1-го ДДУ в нотариальной форме заключить договор поручительства с юридическим лицом, являющимся учредителем (участником) застройщика и отвечающим требованиям, предусмотренным в отношении застройщика новыми нормами - п.п. 2 - 8 части 2 статьи 3 Закона № 214-ФЗ (ч. 3 ст. 12.1, ст. 15.3 Закона № 214-ФЗ).

При этом, если поручитель также является поручителем (сопоручителем) других застройщиков, - то поручитель и эти другие застройщики считаются «связанными с застройщиком юридическими лицами», и при определении:

(а) минимального размера оплаченного уставного капитала - учитывается сумма уставных капиталов застройщика и связанных с застройщиком юридических лиц;

(б) максимальной площади объектов долевого строительства – учитывается сумма всех общих площадей жилых и нежилых помещений в не введенных в эксплуатацию домах, строящихся по Закону № 214-ФЗ застройщиком и связанных с застройщиком юридическими лицами.

Привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства жилых домов и других объектов недвижимости, а также возникновение у участников процесса права собственности на такие объекты регулируются специальным федеральным законом № 214 . В нем также установлены гарантии защиты прав, законных интересов и имущества соинвесторов.

Гарантии закона распространяются на тех дольщиков, которые заключили договоры участия в долевом строительстве (ДДУ).

Таких гарантий несколько:

  • Исключение возможности мошенничества, при котором с граждан собирают деньги на строительство несуществующих объектов. Для этого статьей 3 закона № 214-ФЗ застройщику запрещено заключать с гражданами ДДУ до:
  • получения разрешения на строительство,
  • опубликования, размещения и/или представления проектной декларации,
  • государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предназначенный для строительства объекта (или договора аренды, субаренды этого участка).
  • Исключение возможности «двойной» продажи квартир. Ст. 4 закона № 214-ФЗ предусматривает заключение ДДУ в письменной форме. Такой договор подлежит государственной регистрации и только с момента такой регистрации считается заключенным.
  • В случае банкротства (преднамеренного банкротства) застройщик не сможет оставить соинвесторов ни с чем. Согласно ст. 13 закона № 214-ФЗ у всех участников долевого строительства с момента государственной регистрации ДДУ считаются находящимися в залоге:
  • земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности (или право аренды, субаренды этого участка),
  • и строящиеся на этом участке многоквартирный дом и/или иной объект недвижимости.

Деятельность застройщиков при привлечении денежных средств граждан по ДДУ подлежит государственному контролю со стороны уполномоченных органов субъектов Российской Федерации. В Москве эти функции возложены на структуру Комплекса градостроительной политики и строительства - Москомстройинвест .

Решение о распределении квартир принимается на общих собраниях правления ЖСК. При этом нередки случаи, когда в строящемся доме квартир планируется в разы меньше, чем самих пайщиков, профинансировавших эту стройку, и те пайщики, которые вступили в кооператив последние, могут получить квартиру в числе первых.

Привлечение денежных средств граждан для строительства в рамках жилищно-строительных кооперативов (ЖСК) и жилищно-накопительных кооперативов (ЖНК) гарантированной защиты прав их членов как участников долевого строительства не предусматривает. Деятельность ЖСК и ЖНК регулируется положениями Жилищного кодекса РФ и 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» соответственно.

Для застройщиков, получивших разрешения на строительство до 01.07.2018, законодатель предусмотрел особенности применения многочисленных нововведений. Как это часто бывает, переходные положения вызвали много вопросов (как у самих застройщиков, так и уполномоченных банков). В связи с чем Минстрой разъяснил некоторые нюансы в Письме от 15.08.2018 № 34785-ВЯ/07. Подробнее о позиции профильного ведомства – в данном материале.

Сложная теория

Для начала Минстрой напомнил следующее. В отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство до 01.07.2018:

– положения ст. 2, второго предложения ч. 1.1, ч. 2 – 2.2 ст. 3 Закона об участии в долевом строительстве применяются без учета изменений, внесенных федеральными законами от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 01.07.2018 № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов…» (далее – Федеральный закон № 175-ФЗ);
– ч. 2.3 и 2.6 ст. 3, ст. 18 – 18.2 Закона об участии в долевом строительстве (в редакции Федерального закона № 175-ФЗ) применяются с учетом особенностей, установленных ст. 8 Федерального закона № 175-ФЗ.

В частности, застройщик в течение двух месяцев со дня вступления в силу названного закона обязан открыть банковский счет в одном из уполномоченных банков в отношении каждого разрешения на строительство. Реквизиты данного счета должны быть указаны в проектной декларации застройщика. По расчетному счету застройщика не могут осуществляться операции, совершение которых не допускается ч. 3 ст. 18 Закона об участии в долевом строительстве, за исключением исполнения обязательств застройщика, которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона № 175-ФЗ. В таком случае уполномоченный банк отказывает в проведении операции по счету и уведомляет об этом контролирующий орган и публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» (далее – Фонд) в день отказа от проведения операции по счету.

Позиция Минстроя

Об открытии расчетных счетов

Застройщики обязаны открыть в уполномоченном банке до 01.09.2018 года в отношении каждого разрешения на строительство, полученного до 01.07.2018. Реквизиты данного счета должны быть указаны в проектной декларации застройщика.

При наличии нескольких полученных до 01.07.2018 разрешений на строительство названные счета могут быть открыты в разных уполномоченных банках и в разное время, но не позднее 01.09.2018.

Если счет в уполномоченном банке был открыт ранее, застройщик не обязан открывать новый расчетный счет. Сведения об имеющемся счете необходимо указать в проектной декларации.

Застройщик вправе расторгнуть ранее заключенный с уполномоченным банком договор, закрыть данный счет и открыть расчетный счет в другом уполномоченном банке.

Застройщики не обязаны закрывать свои расчетные и прочие банковские счета, которые могут использоваться для осуществления операций, связанных с иной (помимо создания объектов долевого строительства) хозяйственной деятельностью.

Обратите внимание: если разрешение на строительство получено до 01.07.2018, то взаимодействующие с застройщиком технический заказчик и генподрядчик не обязаны открывать счета в том уполномоченном банке, в котором открыт счет застройщика.

Об осуществлении деятельности застройщика

Застройщики вправе привлекать денежные средства участников одновременно по нескольким выданным до 01.07.2018 разрешениям на строительство, в том числе если строительство осуществляется не в рамках одного градостроительного плана земельного участка или проекта планировки территории.

Застройщики, получившие до 01.07.2018 два разрешения на строительство и более, могут начать (или продолжать) одновременное привлечение денежных средств граждан для строительства объектов (их комплексов) по каждому из таких разрешений.

О требованиях к застройщику

Часть 2.6 ст. 3 Закона об участии в долевом строительстве предусматривает, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (контролирующий орган) обязан направить в орган регистрации прав уведомление:

1) об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства участников долевого строительства – не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта несоответствия застройщика требованиям, указанным в ч. 1.1, п. 1, 1.2 – 1.7, 2 – 6 ч. 2 этой статьи, и (или) использования застройщиком денежных средств в целях, не предусмотренных ст. 18 данного закона;

2) об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства участников долевого строительства – не ранее пяти рабочих дней, но не позднее семи рабочих дней со дня направления в личный кабинет застройщика уведомления об установлении факта несоответствия застройщика требованиям, закрепленным в п. 1.1, 1.8, 7 и 8 ч. 2 этой статьи, которое направляется в личный кабинет застройщика не позднее трех рабочих дней со дня установления факта несоответствия застройщика требованиям, предусмотренным данным пунктом;

3) о неисполнении застройщиком обязанности по передаче участнику долевого строительства объекта долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве – в течение шести месяцев со дня наступления такой обязанности;

4) о соответствии застройщика требованиям, указанным в ч. 1.1 и 2 этой статьи, – не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта соответствия застройщика данным требованиям.

Минстрой разъяснил: в отношении застройщиков, получивших разрешения на строительство до 01.07.2018, применяется только пп. 3. Иными словами, контролирующий орган направит упомянутое уведомление лишь в случае нарушения более чем на полгода срока передачи дольщику объекта долевого строительства.

О применении ст. 18 и 18.2 Закона об участии в долевом строительстве

Напомним, речь идет о ст. 18 «Использование денежных средств застройщиком» и 18.2 «Порядок совершения операций по расчетному счету застройщика».

Минстрой пояснил:

    застройщики применяют ст. 18 в редакции, действовавшей до вступления в силу изменений, внесенных федеральными законами № 218-ФЗ и 175-ФЗ. Однако в отношении обязательств, возникших после 01.07.2018, на застройщиков распространяются положения обновленной ч. 3 этой статьи;

    застройщики должны применять п. 1 ч. 3 ст. 18.2 (в редакции Федерального закона № 175-ФЗ), остальные положения этой статьи на них не распространяются.

При этом в ч. 3 ст. 18 Закона об участии в долевом строительстве указано, что по расчетному счету застройщика не допускается совершение следующих операций:

1) операции, связанные с обеспечением исполнения обязательств третьих лиц;

2) операции, связанные с обеспечением исполнения собственных обязательств застройщика перед третьими лицами, не связанных с привлечением денежных средств участников и со строительством долевой недвижимости в пределах одного разрешения на строительство либо нескольких разрешений на строительство;

3) предоставление ссуд, займов;

4) покупка ценных бумаг;

5) операции, связанные с созданием коммерческих и некоммерческих организаций, участием в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением операций, связанных с созданием (участием в уставных капиталах) хозяйственных обществ – застройщиков, по отношению к которым застройщик является (становится) основным обществом;

6) оплата выпускаемых (выдаваемых) застройщиком ценных бумаг, за исключением оплаты выпускаемых им акций.

Соответственно, п. 1 ч. 3 ст. 18.2 Закона об участии в долевом строительстве предусмотрено, что уполномоченный банк отказывает в проведении операции по расчетному счету застройщика в случае, если операция указана в ч. 3 ст. 18 этого закона.

О действиях уполномоченного банка

По общему правилу уполномоченный банк исполняет распоряжение застройщика о проведении операции по расчетному счету не позднее следующего дня со дня получения распоряжения.

Уполномоченный банк приостанавливает на срок до трех рабочих дней исполнение распоряжения застройщика при одновременном наличии двух условий:

    если указанные в графе «Назначение платежа» сведения не позволяют очевидным образом установить, что в результате операции исполняются обязательства застройщика, возникшие до 01.07.2018;

    если имеются факты (или признаки) нарушения застройщиком требований ч. 3 ст. 18 Закона об участии в долевом строительстве (о применении данной нормы см. выше).

Приостановив исполнение распоряжения, банк вправе потребовать от застройщика представления соответствующих подтверждающих документов.

    банк исполняет распоряжение;

  • банк отказывает в перечислении денежных средств и уведомляет об этом контролирующий орган и Фонд.

К сведению: уполномоченный банк отказывает в проведении операции по расчетному счету в случае, если ее совершение будет нарушать требования, установленные ч. 3 ст. 18 Закона об участии в долевом строительстве в редакции Федерального закона № 175-ФЗ.

Банк исполнит распоряжение застройщика, если в ходе проверки (назначения платежа, приложенных документов) будет установлено, что операция подпадает под запрет, установленный ч. 3 ст. 18 Закона об участии в долевом строительстве (в редакции Федерального закона № 175-ФЗ), но платеж направлен на исполнение обязательств, возникших у застройщика до 01.07.2018.