Честь и бесчестие. Проблема чести и бесчестия

Как написать сочинение Честь и Бесчестие в повести Сотников?

    Произведения Василя Быкова о войне очень реалистично описывают разные человеческие характеры и судьбы, особенно ярко проявляющиеся в критических ситуациях, в том числе во время войны.

    Война ставит человека перед выбором: или сохранить человеческие лицо, но под угрозой смерти, либо оставаться жить, но пройдя через тяжелые моральные испытания - часто такие, как предательство товарищей, унижение или убийство другого человека.

    В произведении Быкова показаны характеры и судьба двух партизан - Рыбака и Сотникова. Последний отправился на задание, несмотря на свою болезнь. Оба героя вроде как бывалые, героичны, смелы, поддерживают друг друга.

    Однако постепенно Быков показывает изменения в характере Рыбака. Начиная с несостоявшегося расстрела старика (только потому, что это уже хотел сделать кто-то другой, а не он), поведения в ситуации с засадой полицаев (каждый - сам за себя), с пребыванием в деревне, где они с Сотниковым прячутся и не хотят сдаваться в плен (мысли, что лучше б попал в плен его товарищ - все равно ранен). Сцена допроса наиболее ярко показывает характер Рыбака.

    Сотников даже под жестокими пытками не допускает и мысли о предательстве товарищей, но своей смертью хочет отвести удар от них.

    Рыбак же цепляется за жизнь, ищет пути облегчения своей участи, проявляет трусость.

    Соглашаясь стать полицаем, он лелеет надежду сбежать, однако в душе желает избавления от напарника - его шансы на побег существенно повысятся. В стремлении выжить Рыбак идет даже на убийство товарища.

    Однако для души Рыбака все совершенное не проходит бесследно: его беспокоят муки совести, подталкивающие к самоубийству. Но попытка не удается: он не решается довести задуманное до конца.

    Сравнивая двух героев произведения, в одном из которых преподносится нам урок чести и человеческого достоинства, в другом же - бесчестие, ведущее к духовному падению, Василь Быков показывает, что выбор всегда остается за человеком, в каких бы условиях он ни находился.

    Чтобы написать сочинение о Чести и Бесчестии по повести Быкова Сотников, нужно рассказать о судьбе двух друзей, нравственные принципы которых изменили внешние обстоятельства.

    Слабого Сотникова опастность придала сил и мужества, а в случае Рыбака страх сделал свое дело и он стал предателем.

    В романе Сотников автор рассказывает нам двух партизанах, которые попали в плен. Тему чести можно раскрыть на примере партизана Сотникова, который даже перед страхом смерти не предал своих товарищей. Он взял вс на себя, он не молил врагов о пощаде, он не стал предателем, он умер человеком чести.

    Зная о своей неминуемой гибели он принял решение встретить смерть достойно.

    Есть люди, которые с честью держат удары судьбы, а есть такие, которые под этими ударами ломаются или падают. Василь Быков в повести Сотников как раз показывает нам, как под влиянием обстоятельств проявляются положительные или отрицательные нравственные качества человека.

    Герои повести, Рыбак и Сотников, отправляются на выполнение задания. Поначалу наши симпатии вызывает Рыбак: у него и сил больше, и подготовлен он лучше к жизни в партизанском отряде, да и не злой он человек. Сотников, бывший учитель, простужен, болен, является помехой - именно это стало причиной того, что они попали в плен. К тому же полицаи схватили старосту и крестьянку Демчиху, которые помогли партизанам.

    Чувствуя свою вину перед этими людьми, Сотников пытается спасти их, взяв всю вину на себя. В последнюю ночь перед казнью он много думает, что сейчас его больше всего волнуют обязанности перед ними, что смерть его должна же что-то утверждать. Рыбак тоже много думает, но думает о себе и о том, что ради спасения собственной жизни он готов служить немцам, врагам.

    Все казннные с достоинством приняли смерть, даже еврейская девочка не выдала тех, кто прятал е, а староста сдержанно и значительно поклонился людям.

    И только Рыбак, согласившийся стать полицаем, выступившим палачом по отношению к своему бывшему товарищу, радовался, что остался жив. Он мечтает удрать, по вдруг понимает - после ликвидации это стало невозможным.

    Два человека шли одним путм, выполняли одно задание, вместе попали к врагам. Но одного этот путь привл нравственному подвигу, а другого - к предательству. Один остался честным до конца перед собой и людьми, другого ждало бесчестие и общественное презрение.

Честь и совесть. Что означают эти слова? Может быть, для кого-то это пустой звук? Часто ли мы сталкиваемся с этим в жизни? Эти качества должны быть присущи каждому человеку, но так ли это?

По-моему, лучше всего честь и совесть проявляются в экстремальных ситуациях. Самая экстремальная ситуация – это война. О Великой Отечественной войне писали и пишут очень много. Поэты слагали стихи и поэмы, писатели писали художественные и публицистические произведения.

Одним из таких произведений является повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». В. Некрасов считал, что подобные произведения надо писать по горячим следам и на одном дыхании, потому что иначе правда искажается.

Автор повести утверждает, что правды в его произведении девяносто девять процентов, и всего лишь на один процент он умолчал. И по всей видимости, это заявление справедливо, потому что молодое поколение сравнивает другие произведения с этой повестью, проверяя справедливость и честность других авторов, а современники войны подтверждают, что все написано правдиво и честно. Так о чем же эта повесть? Чем так притягивает? И что заставляет перечитывать ее снова и снова?

«Приказ об отступлении приходит совершенно неожиданно…» – это самые первые строки повести. Нет никакого вступления. Есть только эти суровые и жесткие слова. Мы сразу погрузились в другой мир и оказались в водовороте событий. Бойцы отступают, что же делать беззащитным жителям? Люди, которые должны защищать, уходят. Они уходят ночью, уходят с опущенными головами.

«…Мы идем молча, точно сознавая свою вину… Люди завтра проснутся и увидят немцев…» Они чувствуют себя виноватыми, но почему? Ведь они же не дезертиры, ведь они собираются вернуться.

Главный герой Керженцев пытается оправдать себя, своих товарищей, оправдать само отступление. Чуть позже Керженцев снова попадает в «поток отступления», и снова его мучают угрызения совести. Главный герой никак не может избавиться от чувства вины. Он не может смотреть на все эти вопросительные и недоумевающие лица. Он не знает, что он может им ответить? В детских книжках рассказывается о доблестных героях, которые с легкостью побеждают врагов. Но война – это совсем другое. Это натертая пятка, насквозь пропотевшая гимнастерка и «немцы в самой глубине России». На войне узнаешь людей по-настоящему. И в повести В. Некрасова мы встречаемся с Калужским. Он разговаривает с Керженцевым. Он говорит ужасные вещи: «Не волнуйтесь! немцы собираются уложиться в срок…» А ведь он комбат! И у Керженцева появляется единственное желание: «В морду тебе дать!» Разве можно говорить здесь о чести и совести Калужского? Разве эти качества есть у него? Но, может быть, они у него когда-то были? Ведь война не только раскрывает сущность человека, но и меняет его. Например, Игорь, друг Керженцева. Конечно, он не стал подобным Калужскому, но и его сердце загрубело, и его душа вымоталась. В произведении В. Некрасова очень много страшных, парализующих душу картин.

На мой взгляд, самые ужасные картины следующие: «…Худенькая шейка его трясется. Какая она тоненькая и жалкая!.. Глаза его вдруг останавливаются, точно увидел что-то необычайно интересное, и весь он медленно, как-то боком садится на дно Его оттаскивают. Беспомощно подпрыгивают по земле ноги…»

Вторая картина еще ужаснее, хотя ее описание занимает всего несколько строк в повести:

«…Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне… Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть…» Мне не хочется ничего говорить: лучше и ярче В. Некрасова я не смогу сказать. Все и так предельно ясно: грань между жизнью и смертью очень тонка, а на войне стирается совсем.

Поступить по чести, по совести – погибнуть за Родину. Но не лучше ли одолеть врага, сохранив при этом жизнь? Ведь нет ничего ценнее жизни. Командир Абросимов придерживается другой точки зрения: «Взять высоту любой ценой». Он приказывает атаковать под прямым огнем. Майор предлагает другой вариант, в котором у бойцов есть шанс выжить. Одним геройством ничего не сделаешь. Абросимов считает, что они отказываются выполнять приказ из-за трусости, он грозит им даже пистолетом.

Начальство не сомневалось во мнениях, а ведь их непонимание друг друга стоит многим людям жизни. Как быть с совестью здесь? В повести, прочитав ее от начала до конца, мы не найдем великих военачальников.

Не найдем мы военачальников и у Василя Быкова. Его произведения о простых людях, но о сложных душах этих людей. Его герои всегда стоят перед выбором. Сотников не исключение. Книга так и называется «Сотников».

Сотников и Рыбак – главные герои. Рыбак более приспособлен, чем Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. Он прекрасно относится к своему товарищу и на протяжении всей повести заботится о Сотникове. И не просто заботится, он тащит его на себе. Сначала он проявил слабость и оставил раненого товарища. Его охватил страх, страх за свою жизнь. Ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. А ведь он поборол свой страх, хотя это далеко не просто. Совесть и честь одержали победу над страхом и жалостью к себе. А это не мало!

После этого поступка Рыбака все предвещает хороший конец. Но… все получилось совсем иначе.

Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова. Сотников физически уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни в отряде, но больной идет в разведку, потому что никто больше не пошел. Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. А время терять было нельзя. Он чувствует угрызения совести за то, что они попали в плен, за то, что из-за них забрали Дёмчиху и Басю. Сотников пытается взять всю вину на себя, но… Сотников, уступая Рыбаку физически, несомненно, превосходит его морально. Ведь оба героя стоят перед выбором, но оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов.

Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. «…Просто он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить, но он не изменник…» Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Рыбак должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, должен лишить своего товарища жизни. Он в ужасе!

А Сотников в это время обводит взглядом толпу. Ему противно стало от предательства Рыбака. Для него это было самым страшным преступлением. Последним, кого видит Сотников, – мальчик, который со страхом и дрожью наблюдает за казнью. На его лице было безутешное горе. Сотников не удержался и улыбнулся одними глазами мальчику. Мне кажется, он хотел, чтобы мальчик понял, что лучше умереть, но не стать предателем.

Мне даже стало жалко Рыбака. Мне кажется, он чуточку завидовал Сотникову: ведь его страдания закончились. В глубине души он (Рыбак) понимает, что ему не вырваться отсюда, и решает свести счеты с жизнью; «..в тартарары, навеки это единственный возможный выход…» Но судьба прокляла его: ремня не было, оставалось только жить, но как жить? Вот такое сложное чувство – совесть. Совесть всегда связана с другими чувствами души. Я думаю, она неотделима от веры, веры в людей. «Западня» повествует именно об этом.

Командир роты Клименко попал в плен. Немцы не стали его убивать, они воспользовались документами, которые были у Клименко. Объявив солдатам, что их командир предал их, отпустили его. Дальше идет очень напряженная сцена. Стоит мертвая тишина, Клименко идет к «своим». Он даже не понял сразу, что случилось, но, когда это стало доходить до его сознания, он покрылся холодным потом: его могли убить свои. Почему могли? Они должны были его убить! Но он дошел, а выстрелов не было. Начались выкрики: «Предатель!.. Трус!» Но по его лицу солдаты поняли: он их не предавал! Он не мог их предать!

Провокация немцев не удалась, хотя, конечно, были и другие случаи. В «Обелиске» Василя Быкова главный герой – Алесь Иванович Мороз – поступает по совести, так, как считает правильным и нужным. Ребят забрали полицаи и потребовали, чтобы пришел А. И. Мороз, – только тогда они отпустят детей. Все понимали, что немцы никогда никого не отпускают, понимает это и Алесь

Иванович, но он не может по-другому, он знает, что должен пойти, и идет. И до последней минуты он старается спасти хоть одного из ребят, что ему и удается.

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Сочинение

Участник Великой Отечественной войны Василь Быков стал печататься в конце 50-х - начале 60-х годов. Напряженная манера его повествования, умение в небольшом по объему произведении сказать многое - все это привлекло внимание читателей.

Быков из повести к повести возвращается к волнующим его мыслям, продвигаясь к центральной для своего творчества проблеме - проблеме героизма.

Созданные в семидесятые годы «Сотников» и «Обелиск» относятся к «партизанскому» циклу.

Повесть «Обелиск» посвящена подвигу рядового сельского учителя Алеся Мороза. Сельцо заняли немцы. Учитель мог уйти в лес, где сколачивались отряды народных мстителей. Он же рассудил, что при его физическом недостатке (сильная хромота) в партизанском отряде от него будем мало пользы, в Сельце он может оказаться нужнее. Алесь Мороз остался обучать детей. Многие недоумевали: не встал ли учитель на путь сотрудничества с оккупантами? Ткачуку, бывшему заведующему районо, пришедшему к нему как-то ночью из партизанского отряда, Алесь сказал: «А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили».

Первое время немцы только издали наблюдали за учителем. Правда, весной 1942 года неожиданно нагрянули в школу, допрашивали учителя, вытрясали ученические сумки. Обошлось. Но через некоторое время случилась беда: шестеро питомцев Мороза решили уничтожить местного полицая Каина. Ребят схватили. Диверсия не удалась. Учитель был предупрежден и вовремя скрылся у партизан.

Немцы заявили, что мальчишек повесят, если Мороз не явится к ним. Алесь понимал, что детей фашисты все равно не пощадят, а ему - смерть, но все равно решил быть вместе с учениками, разделить их участь.

Учителя зверски убили, а потом повесили рядом со школьниками.

Несомненно, Алесь Мороз - это цельная, сильная натура. Он погибает, утверждая себя как личность. Его самопожертвование - это смерть во имя великой цели, во имя будущего.

Один из шестерых детей выжил. Это был Павлик Миклашевич. По сигналу своего учителя он побежал в кусты, но немцы подстрелили его, а потом сбросили в канаву с талой водой. Полуживого, его подобрала и выходила бабка. Павел продолжил дело Учителя - он остался в Сельце «очеловечивать» уже новое поколение школьников. Простой обелиск с фамилиями казненных фашистами ребят был установлен стараниями Павла. Не было только фамилии учителя. Незадолго да своей смерти Павел Миклашевич несправедливость исправил.

Отчего забыли Мороза? Не все, оказывается, поняли простой смысл его подвига. Даже теперешний заврайоно Ксензов в споре с Тимофеем Ткачуком, бывшим учителем, партизаном во время войны, вопрошал: «Что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца?» «Душевно близоруким» был назван педагог Ксензов Ткачуком. И это правильно! Ведь сделать нравственный выбор, «жизнь положить на плаху» - не каждому под силу!

Исследовать мотивы подвига - вот та творческая задача, которую решал В. Быков в каждом своем произведении. Ради этого он ставит героев в ситуации, когда человеку, оставшись наедине со своей совестью, должен сделать выбор между жизнью и смертью, честью и бесчестием.

Можно ли в определенной ситуации поступиться своими принципами? Можно ли пойти против совести? В повести «Сотников» Быков недвусмысленно показывает, к чему приводит нравственный компромисс, малейшее отступление от норм общества в той жесточайшей борьбе, что вел с фашистами наш народ.

Природу предательства показывает писатель через образ другого своего героя, Рыбака, который хочет жить вопреки всему. Он нравственно глух. Только в конце жизни он понимает, что духовная гибель может оказаться страшнее физической.

Но ведь есть же в натуре этого человека и другие качества! Он смел, сохранил чувство солдатского товарищества. Вот идут партизаны, проваливаясь в снег, голодные и замершие. За Рыбаком захлебывается кашлем больной Сотников. «Рыбак… вытащил замусоленное, будто портянка, вафельное полотенце и, отряхнув его, повернулся к Сотникову:

На, обмотай шею. Все теплее будет».

Когда же случайно встреченные полицаи ранят Сотникова, Рыбак, рискуя жизнью, выносит товарища из огня.

Есть у него и другие положительные качества, которые помогают ему быть среди партизан далеко не последним. Но все же нет твердой нравственной основы, стержня крепкого в Рыбаке. В минуту выбора между жизнью и смертью он предпочитает жизнь, при этом искренне считает, что, поступая так, обманывает немцев и «может еще и вывернется и тогда уже наверняка рассчитается с этими сволочами…»

Позже он увидит тупик, в котором оказался. Но ремня нет. Его отняли. Значит, отняли и смерть: «…уходила последняя возможность свести счеты с судьбой».

Это будет чуть позже. Пока же он придерживает чурбан, на котором с веревкой на шее стоит его партизанский друг. «Прости, брат!» - шепчет дрожащими губами Рыбак, не решаясь на «последнее и самое страшное для него теперь дело». «Пошел к черту!» - коротко бросил Сотников и здоровой ногой сам оттолкнул от себя чурбан.

Мастерски передает состояние Рыбака писатель, когда тот, поняв, что гибель откладывается, с ужасом понимает, что не уйти ему в лес к партизанам, для них он предатель.

В крайнюю минуту выбора раненый, изуродованный Сотников оказался сильнее Рыбака. Он погибает, но остается человеком. Его смерть - это пример для людей, собравшихся у места казни, пример мужества.

Конечно, каждый сам выбирает свою судьбу. Но жить хочется всем! В отчаянную минуту смалодушничал Рыбак. Сделали свой выбор Сотников, Алесь Мороз, идущие на смерть с пониманием, что жертва их не напрасна.

Повести Василя Быкова о Великой Отечественной войне остро современны. Проблемы верности своему долгу, гражданского мужества, совести, чести, человеческого достоинства звучат актуально и в наши дни. Книги Быкова помогают людям оставаться Людьми в любой ситуации, осознавать, что нелегко дающаяся человеку жизнь должна быть прекрасна. И тем более - ее окончание! Иначе, зачем тогда жить?

Другие сочинения по этому произведению

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики. В. Быков "Сотников" Нравственные образы повести Василя Быкова «Сотников» Проблема нравственного выбора в повести «Сотников» Человек на войне (по повести Василя Быкова \"Сотников") Человек на войне (По одному из произведений современной литературы - В.В.Быков "Сотников") Проблема нравственного выбора человека на войне

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородное, казалось бы, возвращение Рыбака за отставшим товарищем имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить в отряде свой предательский поступок. Потом, в плену, когда их ведут на казнь, Рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако потеряв последнюю надежду сбежать, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход. Но ему не удается совершить самоубийство, и этот трусливый, слабый духом человек вынужден всю жизнь мучиться под ударами совести.

В заключение хочется сказать, что мы должны воспитывать в себе и беречь привычку поступать честно, по совести. Это одна из тех основ, на которых держится общество. Даже сейчас, когда времена рыцарей и дуэлей давно прошли, нельзя забывать истинное значение понятия «честь».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!