Чичерина: После смерти Захарченко Донбассу надо войти в состав России. Гребенщиков рассказал, почему отказался выступить в поддержку Pussy Riot

Причиной демарша стало участие в фестивале Министерства обороны РФ. СМИ сообщают , что выставки военной техники на фестивале проводиться не будет, а вот авиашоу, которое проводится во время «Нашествие» еще с 2009 года, пройдет. Кроме того, военные собираются провести еще какие-то милитаристские акции.

Первой заявила об отказе группа «Элизиум».

«Друзья, не очень хорошие новости.

Вынуждены сообщить, что ранее объявленное выступление группы Элизиум на Нашествии - не состоится.

Главным условием нашего участия было отсутствие пропаганды милитаризма на территории фестиваля - фестиваль «без танков-пушек, без призывных участков и прочей экспозиции Министерства Обороны».

В начале июня организаторы это отсутствие нам подтвердили, а мы подтвердили своё участие..

Сегодня вместе с извинениями от организаторов, пришла другая информация - министерство обороны всё же в деле, с зоной техники и пунктом отбора в армию...

В данной ситуации, отказ от участия - единственный возможный вариант для группы Элизиум. Пацифизм и антимилитаризм - для нас не пустые слова.

Извиняемся перед всеми нашими фанами, кто строил планы на Нашествие из-за нашего участия. Увидимся на других фестивалях и сольных концертах!»

Ваши Элизиум. Rock! Peace! Love!

«Друзья, сообщаем вам, что на Нашествии нас не будет.

Сегодня нам поступила информация от организаторов - сотрудничество фестиваля и министерства обороны все же продолжится, хотя 2 месяца назад, когда мы соглашались на участие, информация была обратной. Никакой пропаганды милитаризма - это было нашим главным условием участия в фестивале Нашествие.

Что ж, в этой ситуации нам не остаётся ничего, кроме как отказаться от выступления. Хотим извиниться перед людьми, которые запланировали поездку на этот фестиваль из-за нашего имени на афише...»

Подобные же письма написали панки из группы «Йорш», украинская «Пошлая Молли» и команда Distemper, которая объяснила свою позицию следующим образом:

В знак солидарности с панк-группами и по собственным убеждениям мы решили отказаться от участия в фестивале «Нашествие – 2018». По этой причине напишем несколько слов на тему, которую мы хотели поднять со сцены.

Бороться против собственной апатии нам помогают музыка и конечно тусовка, полностью построенная на принципах Брутального позитива. В этой субкультуре нет места ненависти и предрассудкам, нет разделения по национальным и гендерным признакам. Много лет шаг за шагом мы формировали своё позитивное мировоззрение, достойный внимания опыт, который помогает людям не стать частью «системы» - социального бессознательного, уничтожающего личность. На нас повлияли разные событие, но сегодня мы хотим вспомнить только один аспект.

Когда-то на улицах наших городов была полная гегемония ультраправых, они нападали на концерты, избивали людей. Ты мог идти по Москве - и видеть толпы ультраправых фанатов.

Группа КВТ прочно связала расизм и около-футбол, стала выражать респект нацистам и эксплуатировать внезапный хайп. Запрет свастики и нацистского приветствия заставил группу засекретить свой расизм, задвинув модную тему стать обычной группой для обычных людей) Такая грязная игра и допускаем, незнание представителей фестиваля позволила КВТ попасть на Нашествие-2018. Но получилось, что Наше радио и Нашествие даёт зелёный свет нацистам! Может быть новым слоганом фестиваля станет: "здесь любят белых и ненавидят хачей!" (фраза из песни КВТ)… Это было бы даже весело, но невидимая уличная война унесла реальные жизни парней, погибших в мирное время за свои убеждения!

Память о них не удалить, как фотографии и информацию о КВТ в интернете, мы всегда будем помнить о них!

Мы решили сразу не отказываться от участия в фестивале, чтобы раскрыть эту тему со сцены, но возвращение пропаганды милитаризма на рок-фестиваль стало последней каплей.

Отмечается также, что группа «Тараканы!», которая не выступает в этом году на рок-фестивале, опубликовала пост под названием «Тараканы!» соскакивали с Нашествия, когда это не было ещё мейнстримом» ., напомнив также об исполнении на главной сцене «Нашествия-2015» песни «Солнечный круг».

Между тем, фестиваль «Нашествие» уже несколько лет проводится под эгидой Минобороны, но только легендарная группа «Машина времени» с Андреем Макаревичем ещё с 2015 года отказалась по этой причине в нём участвовать.

"Между бомжами и Pussy Riot есть одна очень существенная разница: бомжи не по своей воле попали в трудную ситуацию. С девушками все просто: им надо было дать условный срок, чтобы они жили спокойно, никого не трогали и не совались больше не в свое дело. Потому что девушки стали пешкой в какой-то очень неприятной игре. И люди, которые ввязываются в обсуждение этого скандала, тоже становятся пешками в той же самой игре. Миша Борзыкин [лидер рок-группы Телевизор - ред. ] очень неправильно процитировал меня. Он почему-то решил заменить одно мое слово на другое. Я не играю ни в какие игры с государством. И в эти игры я тоже играть не собираюсь", - пояснил Борис Гребенщиков.

Напомним, что Борис Гребенщиков приглашение выступить на концерте в поддержку Pussy Riot, запланированном в Петербурге на 9 сентября.

Позже лидер рок-группы Телевизор Михаил Борзыкин заявил, что многие музыканты отказываются выступать на концерте в поддержку Pussy Riot, потому что боятся потерять свои привилегии.

Так, например, по его мнению, в числе "прикормленных лондонскими поездками с олимпийским комитетом" оказались Илья Лагутенко, Гарик Сукачев и группа Вопли Видоплясова, которые не хотят лишиться приглашений на корпоративы. Хотя некоторые музыканты отказываются и совсем по другим причинам.

"Борис Гребенщиков написал мне в ответ на приглашение выступить на концерте, что в политические игры не играет", - пояснил Борзыкин.

В то же время, по словам директора клуба, в котором планируется провести концерт, Игоря Тонких, за три дня до мероприятия в поддержку Pussy Riot Гребенщиков будет выступать на их сцене на другом благотворительном мероприятии, проводимом организацией помощи бездомным "Ночлежка".

Напомним, что Хамовнический суд Москвы всех трех участниц скандальной группы к двум годам лишения свободы за февральское хулиганство в Храме Христа Спасителя. Еще две участницы, оставшиеся на свободе, скрываясь от уголовного преследования.

Известный рок-музыкант рассказала изданию Украина.ру о своей дружбе с погибшим главой ДНР и о том, почему многие российские музыканты отказываются ездить с концертами в ЛДНР

Юлия Чичерина на прошлой неделе стала лауреатом премии им. Олеся Бузины в номинации "Специальный проект". Она была удостоена ею за песню "Рвать!", посвященную погибшим в Донбассе ополченцам Гиви и Мотороле , и выступления перед бойцами российских военно-космических сил в Сирии.

Это и стало поводом, чтобы поговорить с рок-певицей о ее поездках в Донбасс и впечатлениях от них.

Вы стали одним из немногих российских музыкантов, которые поддержали народные республики Донбасса. Часто туда ездите, даете концерты, занимаетесь благотворительностью. И даже сняли клип, в котором задействованы ополченцы Донбасса. Российские музыканты делятся на тех, кто не поддерживает ЛДНР из-за политических и идеологических соображений (они поддерживают Украину); есть те, кто поддерживает ЛДНР, но в силу того, что боятся санкций (запретят концерты на Украине), не только туда не ездят, но и боятся высказать свои симпатии вслух. А вот вы не боитесь. Почему решили поддержать Донбасс?

— Есть много тех, кто открыто поддерживает Донбасс — актер Михаил Пореченков , Вадик Самойлов , Саня Скляр , Охлобыстин , Газманов , и есть еще много тех, кто не скрывает, и много артистов ездят на Донбасс, говорят, что им оплачивают полторы ставки, и многие прячутся в гримерках и просят не фотографировать их, не дают интервью и ждут с нетерпением возвращение на родину.

Сколько их, я не знаю. Может, даже все. Есть, конечно, супертяжеловесы, так называемые старые рокеры, которые туда и не сунутся, чтоб никого лишний раз не раздражать. Думаю, почти все особо идейные противники русского мира сидят, где-нибудь за границей, а у нас все в целом нейтральные, либо за нас, так что все в порядке..

Мы не выбираем свои пути. Волею судеб я оказалась свидетелем, как русскоязычный Крым в счастье и радости возвращался на Родину в марте 14-го. 11 марта я пела на площади Нахимова в Севастополе, в мае уже горела Одесса, и полыхал Славянск. Все русские добровольцы, просыпались в Сибири и на Дальнем Востоке, в Прибалтике и в Казахстане, тянулись на выручку к оказавшимся в беде сородичам.

Я оказалась в течении этой реки, как неотъемлемая ее часть. Это привело меня в осажденный Луганск. Там я убедилась в масштабах преступлений совершенных новоявленной украинской властью: ракетные обстрелы населенных пунктов, точки У, грады, ураганы, самолеты, чернокожие французы и латышские биатлонистки, — не похоже на контртеррористическую операцию совсем, и люди, управляющие всем этим хаосом, обвиняют меня в каких-то там преступлениях..

Во время Второй Мировой войны, как всем известно, украинские нацики были на стороне Гитлера . После своего поражения они разбежались по всему миру, метастазами страшного заболевания — нацизма, которое всегда сопровождает ненависть и жажда мести. Нам нанесли два удара — декоммунизация и раскол в православии. Первый нам не страшен — мы прошли это в 90-х, а вот раскол не искупить даже кровью мучеников, это страшнейшее преступление.

Почему, по-вашему, Макаревич и Шевчук в этом конфликте стали на сторону Украины? Почему не поддержали русское дело? Если вы с ними знакомы, то, может, вы обсуждали эту ситуацию? Кстати, в среде российских музыкантов часто ли можно услышать споры о войне в Донбассе, Новороссии и присоединении Крыма? Может, вы кому-то из музыкантов предлагали поехать в Донбасс с вами, дать концерт. Если да, то какая была реакция?

— Старикам очень сложно разобраться в этом конфликте. Для них, выросших в Советском Союзе, это все одна страна, а то что «не заметили», что рулят там всем русофобы, по-настоящему ненавидящие Россию, желающие ее полного распада, называющие ее Мордором, а жителей рабами, так это от помутненного взора. Музыканты, одним словом, хорошо играют, весело поют, ждут когда к власти на Украине придут кто-то поадекватней и снова нам разрешат дружить, не теряют аудиторию, молодцы, показывают образ России, что не все мы тут орки.

Всем тем, кто не приехал в Донбасс, могу только сострадать, они многое потеряли — их тут очень сильно ждали и надеялись на них, целый народ.

© из личного архива Юлии Чичериной

Вы сами с Урала, с крупного промышленного региона России. Донбасс также крупный промышленный регион. Какие у вас были от него впечатления, когда вы в первый раз попали туда? Есть ли сходство между Донецком и вашим родным Екатеринбургом?

— Донбасс не особо отличается от всей остальной России, как и от Урала, это огромнейшая страна, она очень разнообразна, но целостна, русские — территориальная общность, а не родовая, из-за этого даже в деревне на Сахалине людям больно смотреть, как пиндосы терзают Донбасс.

Русские всегда яростно сражаются за свою Родину, остальные народы могут уйти в пустыню на сорок лет или сдаться фашистам и служить им.

- Знакомы ли вы были с Александром Захарченко? Если да, то какое впечатление он на вас произвел?

— Батя был очень решительный, бесстрашный человек и в то же время очень простой и искренний. Такого политика я видела впервые, его выточила война, его очень любили люди и полностью поддерживали соратники. Это очень большая личная потеря и потеря для всего Русского мира.
Донбасс осиротел, и, боюсь без Бати, трудно будет построить действительно народную республику. Курс меняется, и теперь самое безболезненное для народа Донбасса было бы войти в состав России.

© из личного архива Юлии Чичериной

- Знакомы ли вы были с Гиви, Моторолой, другими полевыми командирами? Расскажите о них.

— С Мотором виделись, с Гиви так и не повстречались, хотя и ходили одними тропами и много общих знакомых, за время войны на Донбассе проявилась плеяда легендарных, героических, действительно народных командиров.

Это такие люди, которые в критической ситуации берут на себя ответственность и справляются с поставленными задачами. Почти все эти герои превратились в легенды, терять их очень больно, но как известно, наши герои, умирая, пополняют наш Бессмертный полк.

-Как возникла идея написать песню "На передовой", а потом снять клип о войне в Донбассе?

— На Донбассе люди, узнавая меня, делились своим горем: кто-то показывал, что к ним прилетело, у кого кто погиб. На одном из пляжей мне показали место, где от кассетных бомб с самолета ВСУ погибло несколько семей с детьми, среди них была маленькая Анечка 2,5 года.

Она погибла вместе с папой, и в 15-ом году родилась песня «Пожалуйста» . В клипе показаны номера боеприпасов, как свидетельство преступлений украинского режима. Потом в 16-ом появилась песня «На передовой» . В ней показана суть конфликта. Он в том, что русские люди давно борются с бандеровцами и всегда побеждают.

Ряд музыкальных коллективов и исполнителей отказались выступать на фестивале «Нашествие». Причиной бойкота стало участие в фестивале Министерства обороны России - на территории «Нашествия» установят призывной пункт и разместят военную технику

Скандал с рок-фестивалем «Нашествие», на котором отказались выступать шесть исполнителей, высветил более важную проблему, нежели какие-то организационные неувязки и самопиар малоизвестных групп. Если вкратце, то ее можно сформулировать так: как в постмодернистском массовом обществе осуществлять взаимодействие между силовыми структурами и этим самым обществом, точнее, той его крикливой частью, которое выдает себя за его представителя, и выступает от его лица?

В советские времена проблем не существовало. Популярные композиторы и певцы активно сотрудничали с Минобороны СССР. Недавно умерший Владимир Шаинский, написал, к примеру, три супершлягера на армейскую тематику - «Идет солдат по городу», «Не плачь девчонка» и «Через две зимы». И совесть его отнюдь не мучила.

Советские политработники четко улавливали настроения военнослужащих (а они более всего страдали от мысли, что девушки их не дождутся) и давали композитору соответствующие вводные: необходимо было приучить солдат и их невест к мысли, что разлука пронесется быстро, а служба в армии - всего лишь приятное приключение. И если даже призывник попадал в ВМФ на три года, то ему пели песню Григория Мовсесяна «А если очень повезет, тебя дорога приведет на наш Краснознаменный флот!» Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум выступали в Афганистане, зарабатывая чеки Внешпосылторга, как утверждали злые языки.

Продуктивно работали с творческими людьми и в МВД при Николае Щелокове: ежегодный концерт 10 ноября собирал сливки эстрады, про милицию пели хорошие песни в приличных сериалах - «Наша служба и опасна и трудна». Не отставал от своего ненавистного соперника и глава КГБ Юрий Андропов. От «Семнадцать мгновений весны» до «ТАСС уполномочен заявить» его обслуживала творческая бригада во главе с Юлианом Семеновым, который, конечно, оказался затем в первых рядах перестроечной интеллигенции.

Первые послеперестроечные годы традиция сохранялась: Леонид Агутин пел популярную песню про парня, которого забрали в армию, а «белобилетник» Николай Расторгуев исполнял хит про батяню-комбата, как раз на фоне чеченской войны.

Но затем времена сменились. Наступила парадоксальная эпоха: с одной стороны Владимир Путин с мачистским имиджем, победоносные войны то в Чечне, то в Грузии, то присоединение Крыма, то отправка добровольцев на Донбасс, с другой - всему этому отклика на эстраде не последовало. Не считать же таковым убогую песенку «Такого как Путин» с ее консервативным гендерным посылом.

И это еще одно свидетельств того, что Россия - нормальная постмодернистская страна с соответствующей ментальностью. Для современных развитых стран является нормой настороженно-скептическое отношение к силовым органам, к той же армии, в частности. Деятели культуры сторонятся их, стараются не сотрудничать напрямую, а если дело и доходит до взаимодействия, то тщательно отслеживается, чтобы их не заподозрили в «пропаганде».

Тем не менее, обороноспособность западных стран не страдает. В этом смысле очень поучителен будет американский опыт. Как известно, в 60-е годы, Вьетнамская война высветила огромную проблему - недоверие общества к своим вооруженным силам. Если в Первую и Вторую мировые войны американцы в целом поддерживали собственную армию, то во времена Вьетнама они растерялись, значительный масштаб получили уклонение от призыва, вообще антимилитаристские настроения.

Реакция государства была быстрой и эффективной. В 1973 году отменили службу по призыву в мирное время - основной источник раздражения. Также были еще раз обозначены четкие правила игры. Армия в итоге вовсе не превратилась в изгоя общества, но она научилась работать более тонко. Скажем, культурное обслуживание вооруженных сил США возложено на так называемые «Объединенные организации содействия» (United Service Organizations). Это частная некоммерческая организация, ставящая своей целью моральную поддержку военнослужащих и членов их семей, а также организацию их досуга. Под ее патронажем проходят выступления артистов и иные развлекательные мероприятия, она организует туры звезд Голливуда для солдат, вовлеченных в боевые действия. Организации принадлежит более 200 центров по всему миру, в том числе в «горячих точках» - Ираке и Афганистане.

Таким образом, артисты, певцы и музыканты едут выступать перед солдатами на войну как бы не по приглашению Минобороны, а по контракту с частной организацией. В результате и волки сыты, и овцы целы.

Голливуд успешно снимает фильмы на военную тематику - хоть про войну в Ираке, хоть исторические про Вторую мировую при сотрудничестве с Минобороны, предоставляющим технику, полигоны и т.п., которое при этом не лезет в содержание кинопродукции. Но последняя так или иначе все равно продвигает мысль о том, что американская армия - самая сильная в мире. Делается это ненавязчиво, но «хорошими парнями» всегда оказываются американцы, побивающие парней «плохих». Понятно, что снимаются и остро критические фильмы об армии, скажем, «Апокалипсис сегодня» или «Цельнометаллическая оболочка», но они проходят по разряду не массового кино; а боевики повествуют сплошь о победе штатовского добра над злом.

Разумеется, и там не обходится без скандалов. Программа Junior Reserve Officers’ Training Corps (JROTC), предназначенная для первичной военной подготовки старшеклассников, вызывает серьезные возражения у разного рода пацифистов, несмотря на сугубую добровольность JROTC и то, что она не нацелена на вербовку контингента для военных сил. Основные цели JROTC - ознакомление подрастающего поколения с военной службой, развитие чувства патриотизма, уважения к армии, воспитание лидерских навыков, чувства долга и дисциплины, улучшение физической подготовки - вовсе не вызывают восторгов у значительной части публики, и это - вполне нормально по американским меркам, где принято с недоверием относиться ко всему, идущему от правительства.

Урок для России заключается в том, что военным надо научиться работать с творческой тусовкой, и, вообще, гражданским обществом, более тонко, менее топорно. Рок-музыканты - плохая среда для продвижения имиджа армии. Это стрельба впустую, расход снарядов не по назначению. Значит, не стоит участвовать в их сборищах.

Не стоит вовлекаться с ними в дискуссии, задавать риторические вопросы о том, кто будет защищать родину и как? Рок-музыканты - не по этой части. Они плохие политики. Хорошими политиками надлежит быть военным из соответствующего министерства. У армии есть уже безусловные достижения: снижение срока службы до одного года, перевод на аутсорсинг многих функций, которые раньше выполняли сами солдаты. Тенденцию надо бы было продолжить умением понимать запросы творческой среды - тогда, глядишь, и появятся новые песни о военных, не хуже чем у Шаинского.

Но благодаря современным средствам связи у нас есть возможность пообщаться с ними, задать интересующие нас вопросы и получить на них исчерпывающие ответы.
Так, один из известных в нашей стране рок-музыкантов, Андрей Занога, он же - лидер кишиневской группы «Ракетобиль», в настоящее время живет и работает в Москве. Но нам удалось связаться с ним и взять у него интервью.

О музыке…

- Когда образовалась группа «Ракетобиль» и откуда такое необычное название? Насколько известно, это как-то связано со сказкой об Алисе в Стране чудес…
- Примерно в 1989 году прозвучало название, и где-то с 1991 года начались постоянные репетиции. Название заимствовано с пластинки Высоцкого «Алиса в стране чудес». «Смотри, Биль летит! Это не Биль. А что, ракета? Это ракета-Биль».
- Как называлась и о чем была самая первая песня, которую Вы сочинили?

Песня называлась «Луч мрака в светлом царстве», в ней пелось о том, как некие «мы» сидим под не горящим, тёмным фонарём и противопоставляем себя всему остальному, видимо, взрослому и «неприкольному» миру.
- Как отнеслись родственники и друзья к тому, что Вы стали заниматься рок-музыкой?
- Друзья - хорошо, родственники - плохо.
- Кто из отечественных или западных музыкантов, групп повлиял на Ваше творчество?
- Высоцкий, Битлз. Далее, все понемногу.
- Где проводились первые репетиции группы «Ракетобиль»?
- Дома у участников группы.


- Где прошло самое первое выступление Вашей группы?
- Мне кажется, что в ДК профсоюзов, в малом зале.
- С кем из молдавских групп, рок-музыкантов дружили или дружите сейчас, поддерживаете общение? Может быть, с кем-то сотрудничали?
- Какое-то время мы много общались с Андреем Даценко и его группой «Юрьев день», с Владимиром Качановым, гитаристом группы «Чад». А так, знакомы были почти со всеми, встречались на общих концертах. Сотрудничества как такового ни с кем не было, но так как у нас было постоянное помещение для репетиций, то просились к нам репетировать почти все.


- Отличалась ли чем-то публика и слушатели 90-х годов от сегодняшних слушателей? Что изменилось или не изменилось?
- Да, отличалась. В 90-е все было ново и необычно, свобода, все менялось на глазах. Поэтому кажется, что люди тоже больше стремились ко всему новому, а рок-музыка и являлась таковой в нашей стране. Но, может быть, мне это просто кажется…
- Пропал ли интерес к рок-музыке у молодежи сегодня?
- Наверное, нет, судя по тому, что есть действующие рок-группы, собирающие залы.
- С какими трудностями сталкивались молдавские рок-музыканты в 90-е годы? Как они их преодолевали?
- Ну, трудности были разные - от необходимости ехать в Одессу или Москву за нормальными струнами до отсутствия мест, где можно периодически играть концерты. Как преодолевали? Никак. Просто дожили до появления клубов и музыкальных магазинов. Самая большая трудность для музыканта в Молдавии - это отсутствие шоу-бизнеса. То есть обычный бизнес есть - можно купить гитару, струны, написать песню и даже записать ее, а вот продать - нет. За всю историю молдавского рока у нас есть только одна условно-известная группа.


- Почему в настоящее время рок-музыка в Молдове как будто куда-то исчезла, ее очень мало, ее редко играют на больших сценах, не проводятся или практически не проводятся рок-фестивали, у нас нет рок-клубов, недостаточно площадок для выступлений рок-групп и т.д.?
- Видимо, потому что с 90-х в отношении рок-музыки с точки зрения официальной культуры и бизнеса мало что изменилось.
- Есть понятие «русский рок» - кто-то считает его отдельным направлением в рок-музыке и в музыке вообще. Можно ли сказать, что молдавский рок - это также отдельное направление в роке? Отличается ли молдавский рок от русского, английского, американского?
- Мне кажется, что нет никаких различий между всеми этими роками. Если группа поёт на молдавском, то ее можно условно считать молдавской. А если та же группа вдруг запела на русском? Тогда она какая?


- С какими известными музыкантами Вы играли на одной сцене?
- На фестивалях играли с такими группами, как «Крематорий», «Чайф».
- Известно, что легендарный российский музыкант Вячеслав Бутусов исполнил одну из Ваших песен - «Собаки». Расскажите немного об этом.
- Это вышло случайно. Это был проект, который придумал не Бутусов, придумали проект под него. Он спел песни разных малоизвестных и совсем неизвестных групп. А мы в это время с группой сводили альбом на студии, на которой как раз этот проект реализовывался. И звукорежиссёр спросил, нет ли у меня песни, которую мог бы спеть Бутусов, потому что им не хватало материала. Я предложил «Собак», они взяли.


- Наверняка, на репетициях или концертах, гастролях не обходилось и без курьезных случаев. Расскажите о каком-нибудь из них.
- Как-то мы участвовали в одном сборном концерте, и в большой общей гримерке разговорились с одной молдавской певицей. А у нас как раз прошло несколько концертов подряд, что было редкостью, и мы рассказываем вот этой певице, какая у нас насыщенная жизнь - слово саундчек мы тогда ещё не особо использовали, и вот мы ей говорим: «У нас тут были концерты, утром настройка, вечером концерт, утром настройка, вечером концерт». Она говорит: «Бедные мальчики, вы ещё и на стройке работаете».
- В 2002 году Вы приняли решение переехать в Москву. С чем был связан Ваш переезд?
- С тем, что мне совершенно нечего было делать в Кишиневе . Группа могла играть максимум раз в месяц в «Чёрном слоне» - понятно, что это не деятельность. А никаких других занятий у меня в Кишиневе тогда не было.
- Как часто приезжаете в Молдову и даете ли на родине концерты?
- Первое время я приезжал и играл концерты минимум раз в год, а то и чаще. Но последние лет пять я концертов не играю и был последний раз в Кишиневе 3 года назад.


- Места в Кишиневе, где проводились концерты рок-коллективов в 90-е годы. Помните их - как назывались, где находились? Платили группам за выступления тогда или группа довольствовалась тем, что ее вообще пригласили выступить на сцене и музыканты воспринимали это просто как шаг вперед, достижение в своей музыкальной карьере?
- Группы либо сами себе организовывали концерт, то есть договаривались с залом: чаще всего это были ДК, находили аппаратуру, рисовали афиши, клеили их, потом играли. Либо группу приглашали на фестивали, которые случались очень редко. Рок-группы обычно играли в ДК завода Мезон, ДК профсоюзов, ДК университета, ДК Искож, Доме кино. Потом появились клубы. Сначала «Куйбул», потом «Чёрный слон» и т.д. До появления клубов за концерты мы ничего не получали, за редким исключением.
- Существует ли сегодня группа «Ракетобиль»? Возможно, у Вас есть какие-то другие музыкальные проекты? Чем вообще занимаетесь в Москве?
- Группа «Ракетобиль» существовала в своём кишиневском составе до 2001 года. Потом в Москве я собрал другую группу, и мы какое-то время существовали под этим названием, но это было не очень правильно, и я название поменял. Так возникла группа «Заводная птица». В данный момент никакой активности в рок-музыкальном направлении у меня нет. Меня это не радует, но пока так складывается. Основная моя работа - написание музыки для театра.


- Какую музыку слушаете сейчас?
- Так как я работаю постоянно с музыкой, то слушаю ее очень редко. Если слушаю, то стараюсь услышать что-то новое в мировой рок-музыке.
- Играете ли Вы чужие песни просто под гитару, в компании, за столом, на кухне? Если да, то чьи это песни и какие именно?
- Давно не играю.
- Какой самый главный совет Вы дадите начинающим рок-музыкантам?
- Не пренебрегайте музыкальным образованием!

О жизни…

- Какой был самой лучший, самый значимый подарок в Вашей жизни?
- Если Вы о материальных подарках, которые дарят на день рождения, то мне ничего не приходит в голову. Если в более широком смысле, то рождение детей.
- Какие три вещи Вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
- Я не знаю. Если думать об этом в смысле без каких вещей я не могу жить, то о чем бы я ни подумал, все равно обламываюсь. Поэтому, видимо, то, что нужно для выживания... Топор? Веревка?
- Что помогает Вам принять правильное решение в сложных ситуациях?
- Судя по тому, что в сложных ситуациях я не принимаю правильных решений, то ничего не помогает.


- Кто был Вашим героем в детстве?
- Наверное, Высоцкий со всеми его героями.
- Вечные ценности - какие, по-вашему?
- Я не уверен, что они есть.
- Если бы у Вас была возможность вернуться лет на 10-20 назад, что бы Вы изменили в своей жизни?
- Своё отношение к себе.
- Спасибо за интервью! Здоровья и успехов Вам!


Другие интересные материалы из рубрики «История молдавского рока», среди которых интервью, фото- и видеоматериалы, репортажи и т.д,. вы можете найти .